Часть 1. Конфликты между школьниками.
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Особенности конфликтов между школьниками.
В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родите-ли-родители; родители-администратор; администратор-администратор.
Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга.
Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства , в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций . При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).
Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются.
Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные.
В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Возраст - определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет), подростковый (10-11 - 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет), поздняя юность (18-23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет).
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно - в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт . В ходе конфликтов с окружающими ребенок, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик - ученик» возникают в таких ситуациях:
- из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;
- из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;
- в связи с борьбой за лидерство - 7%;
- из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;
- в связи с общественной работой - 6%;
- у девочек - из-за парня - 5% .
Считают, что конфликтов у учеников не было - 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.
Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
- подлость и предательство - 30%;
- подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей - 27%;
- личная обида - 15%;
- ложь и высокомерие - 12%;
- соперничество между одноклассниками - 9%.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них - между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:
- причина агрессии: желание выделиться среди сверстников - 12%;
- источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых - 11%;
- все зависит от взаимоотношений в классе - 9,5%;
- в агрессивности ученика виновата семья - 8%;
- агрессивные школьники - дети с психическими отклонениями - 4%;
- агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии - 1%;
- агрессивность - плохая черта характера - 1%;
- в классе были агрессивные ученики - 12%;
- в классе не было агрессивных учеников - 34,5%.
Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
- курение - 50%;
- употребление спиртных напитков - 44%;
- грубость, хамство в общении - 31%;
- употребление в речи нецензурных выражений - 26,5%;
- ложь - 15% ;
- неуважение учеников друг к другу - 13%;
- распущенность в половой жизни - 10%;
- мелкие кражи - 10%; драки-10%;
- хулиганство - 10%;
- наркомания - 6%;
- издевательства над младшими и слабыми - 6%;
- азартные игры (на деньги) - 3%.
Особенности конфликтов в школьных коллективах.
Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Мир детских взаимоотношений сложен и противоречив, и очень грустно, если родители смотрят на жизнь ребенка в школе сквозь розовые очки. Приходится признать, что помимо дружбы, общих интересов и увлечений в детском и юношеском коллективе существуют обиды , неприязнь, споры и конфликты. Попробуем разобраться, почему возникают неприятные ситуации, что служит пусковым механизмом, в чем может заключаться помощь взрослых людей и, что немаловажно, когда именно родителям стоит вмешаться в конфликт. Итак, обо всем по порядку.
Что такое конфликт
Конфликты в школе, виды и решения
Мы привыкли к негативному смыслу понятия «конфликт» и обозначаем этим словом вражду и противостояние людей из-за несхожести и несовпадения их интересов, целей и норм поведения . Именно о таком деструктивном виде конфликта мы и поговорим сегодня. Однако справедливости ради надо отметить, что существует и другое определение, в соответствии с которым конфликт представляется важным компонентом развития общества и не приводит к негативным результатам. Это конструктивный конфликт, результатом которого является приобретение всеми заинтересованными сторонами ценного позитивного опыта, очень важного для дальнейшего развития.
Школьное сообщество – это определенный социум, нормальная жизнь которого невозможна без конфликтов и столкновения интересов. Чаще всего возникают конфликты между учениками, а также между учителем и учеником. Реже встречаются конфликты между родителями ученика и учителем. Разберемся, в чем же их особенности.
Конфликт «ученик – ученик»
Конфликты в школе
Причинами развития такой ситуации могут быть обиды, обман, оскорбления , соперничество за авторитет, личная неприязнь или, напротив, симпатия, но безответная. А еще дети часто недолюбливают «учительских любимчиков».
К счастью, чаще всего дети сами разрешают конфликты между собой, тем самым постепенно накапливая опыт общения в коллективе. Но все же помощь взрослых порой бывает очень даже нужна. Однако надо по возможности давать ребенку уроки самостоятельности , поэтому вмешиваться в конфликт не следует до тех пор, пока он полностью не разрешится. Исключение могут составить разве что совершенно экстраординарные случаи, когда без вмешательства старших ситуация буквально заходит в тупик.
Обычно бывает достаточно спокойно поговорить с ребенком, объясняя ему, что в жизни подобных столкновений интересов бывает предостаточно, и надо научиться находить оптимальные пути решения проблемы. Очень важно в доверительной обстановке дать школьнику возможность понять мотивы поведения его оппонента, замечательно, если он сумеет поставить себя на его место и понять, что двигало противником. Тогда в будущем школьник сумеет сделать выводы и научится улаживать конфликты без взаимных оскорблений и обид.
Конфликт «ученик – учитель»
Конфликты в школе
В конфликтах такого рода основную роль играют сложившиеся взаимоотношения между преподавателем и школьником , к тому же видятся они едва ли не каждый день и от данного вида общения никуда не деться. Причиной конфликтных ситуаций может стать чувство неполноценности и недооцененности ученика либо, напротив, его грубость и непослушание. С другой стороны, ученика могут не устраивать завышенные требования учителя, его непостоянство в этих самых требованиях, а также невыполнение учителем своих собственных обещаний.
В таких ситуациях решение проблемы ложится на плечи взрослых людей. В любом случае мудрость старших должна привести к тому, что конфликт не разовьется в серьезную проблему, родители и учитель должны суметь уловить момент назревания конфликта и сделать все возможное для его погашения в самом начале.
Даже если ребенок неправ, даже если он манкирует своими ученическими обязанностями, плохо учится и не выполняет задания, ни в коем случае нельзя повышать на него голос, потому что это вызовет ответную негативную реакцию. Про командный тон лучше забыть. Все дело в том, что непослушного и неконтролируемого ребенка, как и неуверенного в себе и робкого, можно вдохновить на хорошую учебу исключительно верой в его способности и постоянной готовностью прийти на помощь. А самое важное – взрослые обязаны уметь слушать и слышать ребенка, ведь ни один конфдикт не развивается беспочвенно, на все имеются свои, порой глубоко скрытые причины.
Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе? Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками? Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно? На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова
ЗАКОНЫ СТАИ
Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные». Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.
Особенно этот факт актуален для определенных возрастных периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.
Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.
В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие дуэлянты часто становятся друзьями неразлей вода.
Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.
ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО
Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?
Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и выслушать ребенка без морализаторства. В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.
Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно .
В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном» , то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.
Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.
ОДИН ЗА ВСЕХ
Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс. Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.
По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.
В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.
Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.
Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.
Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан» , ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:
+79048122996, психолог Абрамова Елена
+79123144065, психолог Макарова Анжела.
11.11.2013Жизнь школьника, как и взрослого, не бывает безоблачной и бесконфликтной. В ней всегда есть противоречия и разногласия. Но для ребёнка конфликт со сверстниками может стать сильным потрясением и повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Как же относиться родителям к конфликтным ситуациям в жизни ребёнка - бросаться спасать, оберегать, наблюдать со стороны, - рассказывают психологи центра «Архитектура будущего» Данил Парникель и Александра Чернышева.
Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену
1. Конфликтные ситуации случаются со всеми
Избежать конфликтов невозможно: дети ссорятся с одноклассниками, вступают в противоречие с учителем, «сталкиваются» со старшеклассниками. Столкновение мнений и интересов неизбежно. Иногда эти ситуации ограничиваются «словесными перепалками», а могут доходить и до драки, иногда это ситуативное расхождение во мнениях, а иногда - затяжное противостояние. Важно лишь не забывать, что любой конструктивно разрешенный конфликт это шаг в развитии отношений и своём собственном.
2. Помочь ребёнку не значит разрешить конфликт за него
Конечно, нам хочется помочь ребёнку, поддержать его, минимизировать переживания. Но, разрешая ситуацию «за ребёнка», договариваясь с его обидчиками или учителями, мы лишаем его бесценного опыта и в следующем столкновении противоречий он снова окажется беспомощным. Родительская помощь в данном случае состоит в умении выслушать, обсудить с ребёнком ситуацию, поискать вместе конструктивные выходы из неё, но разрешать конфликт ребёнку лучше самому.
3. Уберечь ребёнка от всего - невозможно
Внешний мир - место небезопасное, и мы не можем предугадать все сложности, с которыми столкнётся ребёнок. Тревоги и переживания родителей можно понять, жизненный опыт позволяет прогнозировать развитие ситуации и опасаться, что в следующий раз при драке шишкой можно и не отделаться. Однако, защищая интересы ребёнка без его согласия (а иногда и вопреки ему), мы лишаем его возможности «тренировать» навыки противостояния трудностям.
4. Конфликт может быть не так серьёзен, как кажется взрослым
Зачастую взрослые могут вкладывать в ссору детей дополнительные смыслы, переоценивая сложность ситуации и добавляя в неё свои тревоги, переживания, а зачастую и личный опыт.
Речь идёт прежде всего о
- ситуациях взаимодействия ровесников, в которых взрослые видят сексуальный контекст, о котором дети (и даже подростки) даже не задумываются;
- закреплении статуса («ребята подрались и теперь всегда будут врагами»);
- «Преднамеренном» членовредительстве (например, «драка» карандашами)
Возможно, что перечисленные особо неприятные толкования ситуации имеют право на существование, но прежде чем впадать в панику самому и пугать ребёнка, проанализируйте ситуацию: не показалось ли мне?
5. Разделить ответственность
Если конфликтная ситуация достигла таких размеров, что в неё включились родители и педагоги, решение её тоже возможно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон. У каждой из них есть своя зона ответственности и рычагов влияния на других участников конфликта.
Учитель несёт ответственность за безопасность участников учебного процесса. В его ответственность входит своевременное информирование родителей о возникающих сложностях, организация диалога детей, дисциплинарная регуляция конфликта.
Родитель отвечает за жизнь и здоровье своего ребёнка, уровень его воспитанности, умение вести себя в обществе других людей, а ещё выступает представителем ребёнка в случае официальных разбирательств.
Ребёнок несет ответственность за собственные действия (или учится этому). Однако, ресурсов для этого у него хватает не всегда, особенно, если речь идет о младшей школе. Конструктивная реакция взрослых на нарушение норм, как раз и служит тому, чтобы формировалась ответственность за собственные поступки.
6. Информации много не бывает
Конечно, родителю важно быть в курсе происходящего с ребёнком в школе, чтобы успеть среагировать на потенциально опасную и серьёзную ситуацию. Прежде чем эмоционально включаться в ситуацию и яростно защищать (или наказывать) ребёнка, полезно собрать максимум информации о происшествии: общение с учителем (прежде всего, классным руководителем), родителями других детей поможет восстановить картину произошедшего. Обратите внимание: общение с целью получения информации, а не разборки!
7. Быть на стороне своего ребёнка
В большинстве конфликтных ситуаций дети разберутся сами, и до родителей информация просто не дойдёт. Но если конфликт оказался серьёзным и в ситуацию включились другие люди, важно помнить, что ребёнку нужна поддержка родителя. Это не означает, что родитель должен занять позицию «мой ребёнок всегда прав, а окружающие к нему пристрастны». Но все воспитательные моменты, обсуждение поведения ребёнка в конфликте не стоит проводить прилюдно, лучше отложить до прихода домой.
Родитель - опора и защита, в которой нуждается каждый. Взрослому важно сохранять спокойствие, даже, когда ребёнок неправ
Важнейшая родительская заповедь: осуждай не ребёнка в целом, оценивай конкретный поступок. В противном случае есть риск посеять сомнения в родительской любви, которая, как известно, залог доверия к миру.
8. Диалог или монолог? Эмоции или факты?
По итогам конфликтной ситуации, особенно если в ней есть активная роль ребенка, хочётся (да и полезно) провести «разбор полётов». Как же выразить ребёнку свою позицию, не потеряв желание слушать? Первым порывом родителя часто становится длинный монолог, в который включаются все страхи, тревоги, а также прогнозы опасностей, которые могли или ещё могут случиться. Главный недостаток такого монолога - «цикличность» речи, когда самая правильная мысль (наверняка уже не один раз ребёнку проговоренная) звучит снова и снова. Из-за этого ребёнок перестаёт реагировать на слова родителя, воспринимая его монолог как белый шум.
Не потерять внимание ребёнка можно только в диалоге. К тому же в равноправном обсуждении можно собрать больше информации, договориться о дальнейших правилах поведения, узнать о мыслях и переживаниях по поводу ситуации у самого ребёнка и создать «задел» на будущее.
Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения
■ Е.Захарченко
Конфликты, возникающие в школе, не только обуславливают характер педагогического процесса в целом, но и оказывают негативное влияние как на профессиональное и личное самочувствие учителя, так и на психоэмоциональное состояние ученика. Дальнейшие отношения между учителем и учащимися, вовлеченными в конфликт, во многом зависят от характера его протекания и результата. Школьная практика богата примерами конфликтных ситуаций и вариантов их разрешения.
Еще совсем недавно тема конфликтных ситуаций в системе образования считалась некорректной для публичных обсуждений. Сегодня многочисленные сообщения СМИ о всевозможных конфликтах, происходящих в наших школах, уже никого не удивляют. Тем более что многие взрослые люди, вчерашние школьники, знают о них не понаслышке и могут привести свои собственные примеры как учительского непрофессионализма, так и ученической агрессии. Многолетние наблюдения свидетельствуют о тесной взаимосвязи подобных явлений. Любое из них может выступать как причиной, так и следствием конфликтной ситуации. Причем каждая из сторон - участников конфликта склонна, как правило, отстаивать свою позицию до конца. Одна, опираясь на статусно-профессиональную принадлежность, другая - на эмоционально-возрастную отнесенность.
Плоды непонимания и отчужденности
Вот лишь один пример. Учительница начальной школы в ответ на жалобы детей по поводу оскорблений со стороны одноклассника предложила наказать обидчика следующим образом.
Дети, поднимите руки, кого Миша обидел. В кого он плевался и обзывал плохими словами?
В ответ поднялось несколько рук.
А тебе, Миша, будет приятно, если все также возьмут и плюнут в тебя?
Дети разом плюнули в сторону Миши. Сила коллектива сработала.
Иди Миша, умойся и сделай выводы на будущее, - сказала учительница.
Ничего кроме унижения и агрессии про- тив учителя этот ребенок не испытал. (Впрочем, не только он, но и одноклассни- (ки, ставшие по воле учителя участниками этой расправы. Она надолго сохранит- | ся в их памяти, и где гарантия, что «удав- , шийся» опыт не получит свое дальнейшее продолжение и не вызовет агрессивные
Интересно, что современные дети давно подметили эту тенденцию к личностной центрации многих учителей и с успехом используют ее, выстраивая собственные отношения с учителем или провоцируя на уроках затяжные разговоры на бытовые темы в ущерб учебному плану.
Иногда дети сами создают ситуации, в которых может проявиться поведенческая реакция учителя, и по его реакции определяют характер внутреннего настроя учителя не только на педагогический процесс, классный коллектив в целом, но и на отдельных учеников.
В средней школе на уроке истории кто-то из учеников бросил на пол гранату с криком: «Ложись!» Молодой учитель истории упал на пол и прикрыл гранату своим телом, спасая от взрыва учеников. Никто из учеников не пошевелился. Все знали, что это розыгрыш. Просто хотели посмотреть на реакцию учителя. Одни ученики поступок учителя одобрили, а другие посчитали его «лохом».
Чувствовать ребенка и понимать
ответственность за его судьбу
Для того, кто связал свою судьбу со школой, значение конфликтных ситуаций состоит в том, что при их проживании, оценке и разрешении происходит не только актуализация целей, задач и функций педагогического процесса, но и становление самого учителя как профессионала.
Под воздействием той или иной ситуации педагогический процесс перестает быть отражением абстрактного воображения учителя, а переходит в реально осязаемое явление и приобретает межличностный смысл.
Показательно, что конфликтные педагогические ситуации возникают не только в педагогическом процессе, но и в повседневной жизни. В моей родительской практике был случай, когда собственный восьмилетний ребенок в порыве несогласия с требованиями семейно-бытового характера заявил, что не может больше жить в такой обстановке и хочет уйти из дома. Вопреки его ожиданиям, уговоров с моей стороны не последовало. Я лишь предложил ему помочь собрать вещи, а затем вызвался проводить в «дальний путь». Ситуация разрядилась не сразу, а поэтапно. Первые признаки потепления отношений начали проявляться при сборе вещей в дорогу. Особенно явно это обнаружилось во время комплектации дорожной сумки. Я предлагал взять с собой ту или иную вещь или игрушку. Сын снисходительно одобрял или решительно отказывался. По пути на троллейбусную остановку в разговоре мы незаметно затронули причины возникшего между нами конфликта и выяснили, что они вовсе не стоят такого кардинального поступка. Конфликт был исчерпан, и в будущем попытки ухода из дома не повторялись. Это был мой первый интуитивный опыт выхода из конфликтной педагогической ситуации.
Педагогической наукой и практикой накоплен достаточный материал, позволяющий не только распознавать, анализировать и классифицировать школьные ситуации, но и определять возможные варианты способов их разрешения. Поведенческий выбор учителя нельзя свести к усвоению алгоритмов действий по четко разработанной схеме. Здесь мало знать возрастные особенности и приемы воздействия на ученика, надо «чувствовать ребенка», понимать свою ответственность за его судьбу, за развитие его индивидуальности. Реальная действительность всегда потребует от учителя необходимости внесения определенной поправки на личность ребенка, на сущность момента, на уровень педагогического творчества.
Глубокий и всесторонний анализ педагогической ситуации исключает возможность применения педагогических рецептов в чистом виде. Дело это нелегкое, но стремиться к нему необходимо. Содержание и способы организации педагогического процесса всегда будут обусловлены особенностями ситуаций, которые возникают независимо от воли и сознания учителя. Вместе с тем возникновение некоторых из них можно предугадать (если учитель достаточно глубоко изучил внутренний мир ребенка) или смоделировать (если этого требуют интересы организации учебно-воспитательного процесса). Более того, протеканием многих педагогических ситуаций можно управлять, приглашая учеников к совместному поиску приемлемых вариантов их разрешения.
Такая возможность может представиться учителю на любом уроке. Главное, не оставлять без внимания то, что может явиться причиной возникновения конфликта, вовремя давать объективную оценку происходящему, стремиться к обсуждению проблем, а не замалчивать их. Это поможет сократить наметившуюся дистанцию между учителем и учениками, а следовательно, предотвратить ухудшение отношений. Ведь не секрет, что результатом совместного поиска способов выхода из сложных ситуаций, как правило, является улучшение отношений и взаимопонимания участников.
Многолетний опыт работы в школе убеждает меня в том, что конфликтные ситуации не стоит считать неожиданной и досадной помехой. Они всегда были и будут, потому следует понять и принять неизбежность встречи с ними, научиться выявлять реальные причины, видеть трудности их разрешения и осознавать необходимость овладения способами их предупреждения.
Простые и сложные ситуации
Для удобства распознавания и анализа конфликтных ситуаций предлагаем разделять их на простые и сложные. Первые, как правило, разрешаются учителем благополучно без сопротивления учеников через разумную организацию их поведения. В разрешении сложных ситуаций большую роль играют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер ело- [ жившихся между ними отношений, вли- j яние присутствующих при этом школь- (
Хочу познакомить читателей с условной i характеристикой основных фаз развития; конфликтной ситуации. Первую фазу инициирует непредвиденное начало, которое нарушает привычный ход учебного процесса или стиль устоявшихся отношений. Вторая фаза обусловлена наличием ответной реакции одного из участников. От характера данной реакции зависит дальнейшее развитие событий. Третья фаза характеризуется способом разрешения конфликта. Она обуславливает последствия, перемены в протекании педагогического процесса, улучшение или ухудшение ранее сложившихся отношений.
Базовая основа конфликтных ситуаций может быть представлена целым рядом совокупных причин. Наши наблюдения позволили выявить некоторые из них. В их числе:
ограниченная возможность учителя прогнозировать характер поведения учеников на уроке;
неожиданность поступков учеников, часто нарушающая запланированный ход урока;
оценивание учителем не отдельного поступка ученика, а его личности; излишняя строгость учителя по отношению к ученику, попытка связать отрицательный поступок с действиями его родителей или образом жизни семьи в целом;
отчужденность учителя от личностных проблем ребенка.
Причиной многих конфликтных ситуаций является также низкий уровень общения отдельных учителей. Такие учителя, как правило, не сдерживают свои негативные эмоции, позволяя себе резкие слова в адрес учеников. Давая характеристику ученику, стараются подчеркивать отрицательные качества его самого или его родителей. Высмеивают ученика перед его сверстниками.
Учителя часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, которые провоцируются их собственной формальной неподготовленностью к работе (опоздание на собствен- ныеуроки,слабоезнание программного материала, неадекватная реакция на внешние раздражители и т.п.). Сегодня к числу причин, порождающих конфликтные педагогические ситуации, следует отнести и такое парадоксальное положение вещей, при котором учителю приходится учить детей тому, чему он сам не обучен. В первую очередь это связано с внедрением в образовательный процесс новых информационных технологий. Как следствие, источники информации, доступные детям, часто не попадают всферувниманияучителяилиустойчивоим и гнори ру ются. В резул ьтате уч ител ь утрач и - ваетпрежние позиции единственного носителя учебной информации и дополнительными причинными факторами выступают: ситуативное настроение учителя, его жизненное неблагополучие, состояние общего климата, сложившегося в педагогическом коллективе.
Кроме того, в погоне за результатом многие учителя допускают проявление излишней жесткости по отношению к детям, не способны преодолеть затруднения в общении с родителями, коллегами по работе. Все это также влечет за собой возникновение конфликтов.
Неслучайно большинство из разрабатываемых сегодня методик обращено к лучшим проявлениям личности и помогает учителю достичь возможной самореализации не через насилие и самоутверждение, а через сотрудничество и самоопределение.
В последнее время актуализировалась проблема развития способности учителя к общению как неотъемлемого свойства личности, главного профессионального качества. Только в условиях тесного контакта с ребенком становится возможным прогнозировать ход педагогического процесса, а следовательно, предупредить возникновение конфликтных ситуаций, способных его затормозить.
Нет готовых рецептов, но есть разные способы
Опыт исследования школьных конфликтов убеждает в том, что рецептов, устойчиво гарантирующих их позитивное разрешение, не существует. Предлагаемый нами способ решения конфликтных педагогических ситуаций направлен на организацию учителем самостоятельного поиска вариантов, имеющих позитивное начало, а значит, способных обеспечить положительный ход событий. В основе такого поиска лежит знакомство молодого учителя с педагогическими заповедями и максимами, выработанными известными учеными и педагогами-гуманистами. В занятиях со студентами педагогического вуза мы в качестве практических упражнений предлагаем им использовать набор конфликтных ситуаций, которые наиболее часто встречаются в современной школе, определить способ выхода и смоделировать дальнейший ход событий. Для этого используем такую анкету.
«Поставьте себя на место каждого из участников конфликта и постарайтесь дать объективные ответы на вопросы:
Как исход ситуации отразился на самочувствии учителя?
Как исход ситуации отразился на самочувствии ученика?
Как повели себя свидетели конфликта (ученики, другие учителя)?
Что ученики - участники конфликта рассказали своим родителям?
Что ученики - свидетели конфликта рассказали своим сверстникам?
Какова реакция родителей учеников - участников конфликта?
Какова позиция родителей учеников - свидетелей конфликта?
Что изменилось в отношении ученика к учителю?
Что изменилось в отношении учителя к ученику?
Что изменилось в отношении родителей к учителю?
Чью сторону в происходящем заняла администрация школы?
Как исход ситуации отразился на протекании педагогического процесса? И др.
Для отработки навыков самостоятельного выбора в педагогических ситуация может быть полезен и метод ролевого розыгрыша. Студенты с большим воодушевлением принимают условия данного вида практической работы. В качестве ориентиров поведения учителя предлагаем использовать гуманистические принципы. Следование этим принципам способно, по нашему мнению, предотвратить возникновение конфликтов или помочь найти оптимальный выход. Вот некоторые из них: будь честен; будь справедлив; поставь себя на место ребенка; умей прощать; не сравнивай детей друг с другом; допускай, что в некоторых ситуациях ученики оказываются умнее тебя; предъявляй ученику требования, соответствующие реальному уровню его развития; никогда не делай ученику того, чего бы ты не пожелал по отношению к себе.
И Захарченко Евгений Юрьевич, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, директор средней общеобразовательной школы № 4 г. Ростова-на-Дону, доцент кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета
Журнал «Директор школы» №1/2008