Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история. Красная площадь

11.10.2019

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

12 июля 2016 г. исполняется 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы - собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного.

В этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери. Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество - деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна. Какие еще легенды и тайны сегодня хранит храм, который мы называем собор Василия Блаженного.

Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?

Несмотря на то, что собор был построен в 1554 году в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного.

Правда ли, что Иван Грозный выколол глаза строителям храма?

Самый распространенный миф о соборе - это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

Правда ли, что собор изначально задумывался таким пестрым?

Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца - с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

Правда ли, что Наполеон хотел перевезти храм в Париж?

Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо - начался проливной дождь, который потушил фитиль.

Правда ли что Сталин спас Cобор от разрушения?

Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота - на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому - власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

Правда ли что Собор служит сейчас только музеем?

Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники - 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.


Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея . С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани , который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади . Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж . Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь - во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь - во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь - во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная - во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.

Собор Покрова Богородицы, что на рву - именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX - ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название - что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм - Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока - Троицы, западный храм - Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже - Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 - 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.

Одной из интереснейших и красивейших достопримечательностей русской столицы является собор Василия Блаженного (фото ниже), известный также под названием храма Покрова Божьей Матери, построенный еще в XVI веке по приказу царя Ивана IV Грозного. Практически каждый человек в стране знает, что находится он на Красной площади, но не всем известна история его возведения и легенды, связанные с ним. Но все же будет мало узнать только о соборе. Святой, в честь которого был построен придел, а позже стал именоваться и сам храм, носил имя Василий Блаженный. История его жизни, деяний и смерти не менее интересна, чем рассказ о строительстве собора.

Версии о создателях

(фото его украшают множество открыток для туристов) был возведен в период с 1555 по 1561 год в память о взятии города-крепости Казани царем Иваном Васильевичем. Существует множество версий того, кто же являлся подлинным создателем этого памятника архитектуры. Рассмотрим только три основных варианта. Первый из них - архитектор Постник Яковлев, носивший прозвище Барма. Это был известный в то время псковский мастер. Второй вариант - Барма и Постник. Это два архитектора, которые участвовали в постройке данного храма. А третья - собор возвел какой-то неизвестный западноевропейский мастер, предположительно из Италии.

В пользу последней версии говорит тот факт, что большая часть зданий Кремля была построена выходцами именно из этой страны. Неповторимый стиль, в котором создан храм Василия Блаженного (фото его прекрасно демонстрируют), гармонично соединил в себе традиции русского и европейского зодчеств. Но стоит сразу отметить, что эта версия не имеет совершенно никакого документального подтверждения.

Существует также легенда, согласно которой все архитекторы, работавшие над проектом храма, были лишены зрения по приказу Ивана Грозного - с той целью, чтобы они больше никогда не смогли построить ничего похожего. Но тут есть одна неувязка. Если автором храма является все же Постник Яковлев, то его никак не могли ослепить. Всего лишь через несколько лет он работал еще и над созданием Кремля в Казани.

Структура храма

Собор имеет всего десять куполов: девять из них расположены над главным строением, а один - над колокольней. В его состав входит восемь храмов. Их престолы освящены только в честь тех праздников, в дни которых происходили решающие сражения за Казань. Все восемь церквей расположены вокруг самой высокой девятой, которая имеет столпообразную конструкцию. Она выстроена в честь покрова Божией Матери и завершается шатром с небольшой главкой. Остальные купола Василия Блаженного выглядят на первый взгляд традиционно. Они имеют луковичную форму, но отличаются друг от друга своим оформлением. Все девять храмов стоят на общем основании и соединены между собой сводчатыми внутренними переходами и обходной галереей, которая в первоначальном варианте была открытой.

В 1558 году к собору Покрова Божией Матери пристроили придел, который был освящен в честь Василия Блаженного. Его возвели на том месте, где ранее находились мощи этого святого. Также его имя дало собору второе название. Примерно через 20 лет храм обзавелся и своей шатровой колокольней.

Первый этаж - подклет

Надо сказать, что собор Василия Блаженного (фото, конечно, этого не показывают) не имеет подвального помещения. Все составляющие его церкви стоят на одном основании, называемом подклет. Он представляет собой сооружение с довольно толстыми (до 3 м) стенами, разделенное на несколько помещений, высота которых составляет более 6 м.

Северный подклет имеет, можно сказать, уникальную конструкцию для XVI века. Его свод выполнен в виде короба без поддерживающих столбов, несмотря на то что у него большая протяженность. В стенах этого помещения имеются узкие отверстия, именуемые продухами. Благодаря им здесь создается особый микроклимат, который остается неизменным на протяжении всего года.

Когда-то все помещения подклета были недоступными для прихожан. Эти глубокие тайники в виде ниш использовались в качестве хранилищ. Раньше они закрывались дверьми. Но сейчас от них остались только петли. Вплоть до 1595 года в подклете хранилась царская казна и наиболее ценное имущество зажиточных горожан.

Чтобы попасть в эти ранее секретные помещения храма Василия Блаженного в Москве, нужно было пройти по белокаменной внутристенной лестнице, о которой знали лишь посвященные. Позже за ненадобностью этот ход заложили и забыли о нем, но в 30-х годах прошлого века он был случайно обнаружен.

Придел, организованный в честь Василия Блаженного

Он представляет собой церковь кубической формы. Она перекрыта крещатым сводом с маленьким световым барабаном, увенчанным главкой. Само покрытие этого храма сделано в том же стиле, что и верхние церкви собора. Здесь на стене имеется стилизованная надпись. Она сообщает, что церковь Василия Блаженного была пристроена в 1588 году прямо над захоронением святого сразу после его канонизации по распоряжению царя Федора Ивановича.

В 1929 году храм был закрыт для богослужений. Только в конце прошлого века его декоративное убранство, наконец, восстановили. Память Василия Блаженного почитают 15 августа. Именно эта дата 1997 года явилась начальной для возобновления богослужений в его церкви. В наши дни над самим захоронением святого стоит рака с его мощами, украшенная тонкой резьбой. Эта московская святыня является наиболее почитаемой среди прихожан и гостей храма.

Убранство церкви

Надо признаться, что невозможно в одной статье воспроизвести на словах все те красоты, которыми славится храм Василия Блаженного. Описание их заняло бы не одну неделю, а возможно, и месяцы. Остановимся лишь на подробностях убранства церкви, освященной в честь именно этого святого.

Ее масляная роспись была приурочена как раз к 350-летию начала возведения собора. На южной и северной стенах изображен Василий Блаженный. Картины из его жития представляют эпизоды о чуде с шубой и спасении на море. Под ними, на нижнем ярусе, расположен древнерусский орнамент из полотенец. Кроме того, на южной стороне церкви висит большемерная икона, рисунок которой сделан на металлической поверхности. Этот шедевр был написан в 1904 году.

Западная стена украшена храмовым образом Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус содержит изображения святых, которые покровительствуют царскому дому. Это мученица Ирина, Иоанн Предтеча, и Федор Стратилат.

Паруса свода заняты изображением Евангелистов, перекрестия - Спасом Нерукотворным, Иоанном Предтечей и Богоматерью, барабан украшен фигурами праотцов, а купол - Спасом Вседержителем.

Что касается иконостаса, то он был выполнен согласно проекту А. М. Павлинова в 1895 году, а написанием икон руководил знаменитый московский реставратор и иконописец Осип Чириков. Его подлинный автограф сохранился на одной из икон. Кроме того, иконостас еще имеет и более старинные изображения. Первое - икона «Богоматерь Смоленская», относящаяся к XVI веку, а вторая - образ Святого Василия Блаженного, где он изображен на фоне Красной площади и Кремля. Последний датируется XVIII веком.

Колокольня

В середине XVII столетия ранее выстроенная звонница находилась в ужасном состоянии. Поэтому ее решили сменить на колокольню в 80-х годах того же века. Кстати, она стоит до сих пор. Основанием для колокольни служит высокий и массивный четверик. Сверху на нем воздвигнут более изящный и ажурный восьмерик, сделанный в виде открытой площадки, которая ограждена восемью столбами, а они, в свою очередь, вверху соединяются арочными пролетами.

Колокольня увенчана восьмигранным довольно высоким шатром с ребрами, украшенными разноцветными изразцами с синей, белой, коричневой и желтой поливой. Его грани покрывает зеленая фигурная черепица и небольшие окошки, которые при звоне колоколов могут значительно усилить их звук. На самой верхушке шатра расположена маленькая луковичная главка с золоченым крестом. Внутри площадки, а также в арочных проемах подвешены колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX веках знаменитыми русскими мастерами.

Музей

Покровский собор в 1918 году был признан советской властью историческим памятником архитектуры не только национального, но и международного значения и взят под госохрану. Именно тогда его стали считать музеем. Первым его смотрителем был Иоанн Кузнецов (протоиерей). Надо сказать, что после революции храм находился, без преувеличения, в весьма бедственном положении: были выбиты почти все стекла, крыша во многих местах дырявая, а зимой прямо внутри помещений лежали снежные сугробы.

Через пять лет на базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс. Первым его заведующим стал Е. И. Силин - научный сотрудник Московского исторического музея. Уже 21 мая храм осмотрели первые посетители. С этого времени началась работа по укомплектованию фонда.

Музей под названием «Покровский собор» в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Через год храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 30-х годах прошлого века поползли слухи о том, что его планируют снести. Но ему все-таки посчастливилось избежать такой участи. Несмотря на то что здесь почти целое столетие ведутся храм всегда открыт для москвичей и гостей столицы. За все время музей закрывался только раз, когда шла Великая Отечественная война.

После окончания войны сразу же были приняты все меры по восстановлению собора, поэтому ко дню празднования 800-летия столицы музей опять заработал. Он снискал себе широкую известность еще во времена Советского Союза. Надо отметить, что музей отлично знали не только в СССР, но и во многих других странах. С 1991 года храм находится в пользовании как Православной церкви, так и Государственного исторического музея. После долгого перерыва здесь наконец-то возобновили богослужения.

Детство святого

Будущий московский чудотворец Блаженный Василий родился в самом конце 1468 года. Согласно преданию, это случилось прямо на паперти Елоховского храма, возведенного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были простыми людьми. Когда он подрос, его отдали обучаться сапожному ремеслу. Со временем его наставник начал замечать, что Василий не такой, как все остальные дети.

Примером его неординарности может служить такой случай: как-то один купец привез в Москву хлеб и, увидев мастерскую, зашел заказать себе сапоги. При этом он просил, чтобы обувь он не мог сносить и за год. Услышав эти слова, Блаженный Василий заплакал и пообещал, что купец не успеет даже стоптать эти сапоги. Когда ничего не понявший мастер спросил у мальчика, почему он так думает, ребенок объяснил своему учителю, что заказчик не сможет надеть сапоги, так как вскоре умрет. Это пророчество сбылось буквально через несколько дней.

Признание святости

Когда Василию исполнилось 16 лет, он перебрался в Москву. Именно здесь начался его тернистый путь в качестве юродивого. По словам очевидцев, Блаженный Василий ходил по улицам столицы босой и нагой практически круглый год, независимо от того, был ли лютый трескучий мороз или летний палящий зной.

Странным считался не только его но и поступки. К примеру, проходя мимо рыночных ларьков, он мог пролить сосуд, наполненный квасом, или опрокинуть прилавок с калачами. За это Василий Блаженный был часто бит рассерженными торговцами. Как ни странно это звучит, он всегда с радостью принимал избиения и даже благодарил Бога за них. Но как позже выяснялось, разлитый квас был негодным, а калачи плохо выпеченными. Со временем в нем признали не только обличителя неправды, но человека Божия и юродивого.

Вот еще один случай из жизни святого. Как-то один купец решил построить каменную церковь в Москве, на Покровке. Но почему-то ее своды трижды обрушивались. Он пришел к Василию Блаженному испросить совета по этому поводу. Но тот отправил его в Киев, к убогому Иоанну. По приезде в город купец отыскал нужного ему человека в бедной хате. Иоанн сидел и качал люльку, в которой никого не было. Купец спросил у него, кого же он все-таки качает. На ответил ему, что убаюкивает он свою матушку за его рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил о своей матери, которую выгнал некогда из дома. Ему сразу же стало ясно, почему у него не получается достроить церковь. Возвратившись в Москву, купец нашел свою мать, попросил у нее прощения и забрал домой. После этого ему с легкостью удалось достроить церковь.

Деяния чудотворца

Блаженный Василий всегда проповедовал милосердие к ближним и помогал тем, кому стыдно было просить подаяние, при этом нуждаясь в помощи более остальных. По этому поводу есть описание одного случая, когда он отдал все подаренные ему царские вещи заезжему купцу-иностранцу, который по воле случая потерял абсолютно все. Торговец уже несколько дней ничего не ел, но не мог попросить о помощи, так как на нем была дорогая одежда.

Василий Блаженный всегда строго осуждал тех, кто подавал милостыню исходя из корыстных побуждений, а не из сострадания к бедности и несчастью. Ради спасения ближних он даже заходил в корчмы, где утешал и старался ободрить самых опустившихся людей, видя в них зерна доброты. настолько очистил свою душу молитвами и великими подвигами, что ему был открыт дар предвидения. В 1547 году Блаженный сумел предсказать великий пожар, случившийся в Москве, а своей молитвой он потушил пламя в Новгороде. Также его современники утверждали, что как-то раз Василий упрекнул самого царя Ивана IV Грозного, так как он во время проведения богослужения думал о строительстве на Воробьевых горах своего дворца.

Умер святой 2 августа 1557 года. Тогдашний Московский митрополит Макарий со своим духовенством совершили погребение Василия. Он был похоронен у Троицкой церкви, где в 1555 году начали строить Покровский храм в память о покорении Казанского ханства. Спустя 31 год, 2 августа, этот святой был прославлен Собором, во главе которого стоял Патриарх Иов.

Современники описывали его примерно одинаково, и обязательно упоминали о трех особенностях: он был чрезвычайно худ, носил минимум одежды и в руке всегда имел посох. Именно таким предстает перед нами Василий Блаженный. Фото икон и картин с его изображением представлены в этой статье.

Почитание этого святого чудотворца в народе было настолько велико, что Покровский собор стали величать его именем. Кстати, его вериги до сих пор находятся на сохранении в Духовной академии столицы. Все, кто хочет полюбоваться прекрасным памятником средневековой архитектуры, могут найти его по адресу: храм Василия Блаженного.

Похожие статьи