Хочешь победить Британскую империю? Спроси у маори как. Маори - новая зеландия

11.10.2019

Народ маори, проживающий на островах Новой Зеландии, приплыл сюда из Восточной Полинезии на каноэ где-то между 1250 и 1300 годами нашей эры. На протяжении веков, они создали богатое и сложное общество, которое включало ожесточенный и страшный культ воина. Европейцы стали называть мужчин маори — воинами, хотя женщины также могли быть воинами, которые имели татуировки на лице.

  1. Их татуировки были вырезаны

Татуировки занимали особое значение для народа маори. Их наносили как мужчинам, так и женщинам. Наиболее распространенным местом, где наносили татуировки, было лицо, но некоторые маори делали их на шее, торсе, и татуировали руки. Большинство маори получали свои первые татуировки в подростковом возрасте.

Каждый узор татуировок уникален, но в целом они были выполнены в форме спирали. Они были вытатуированы во время церемонии, и каждая линия означала проявление храбрости и силы человека. Ведь эти татуировки не делали с помощью игольчатого пистолета. Вместо этого, они были вырезаны, для чего использовались молоток и стамеска, которая была сделана из кости животных. Чернила делали из золы и жира. Это оставляло на коже шрамы в виде узоров, вместо того, чтобы быть гладкой, как современные татуировки.

  1. Танец Войны

Одной из самых заметных традиций, используемых воинами маори, и до сих используемых во многих национальных спортивных командах, является традиционный танец под названием Хака. Во время танца участники говорят, скандируют, топают ногами, высовывали языки, и выпучивают глаза.

Танец использовался для различных случаев. Во-первых он использовался для того, чтобы запугать своих оппонентов. В другом случае он исполнялся перед битвой в ходе ритуала. Если что-то шло не так с танцем, то старейшины были уверены, что это была плохая примета. Это давало им возможность либо отказаться или изменить свои планы.

  1. Дубинка использовалась, чтобы взломать черепа

Дубинка была самым распространенным оружием, которое использовали воины маори. Она изготавливалась в форме капли из кости, нефрита или камня. Они часто красиво оформлялись и считаются семейными.

Дубинки не имеют режущих граней и использовались в тесной боевом столкновении. Часто воины маори атаковали противника и били дубинкой сверху по плечу. Они стремились сломать ключицу, вывихнуть или сломать плечо. Тогда их противник не смог бы защитить себя от удара по голове; часто в затылок. Позади черепа находится птерион — самое слабое место черепа. Поэтому маори хватало одного удара в эту область, чтобы убить противника воина.

  1. Мертвые хоронились, затем выкапывались и потом перезахоранивались.

У маори очень необычный способ хоронить своих мертвых. С начала своей культуры, народ маори хоронил людей два раза. Во-первых, через неделю после смерти, тело заворачивали в циновки, а затем закапывали и позволяли разлагаться. Затем, год спустя, тела выкапывались и с костей удалялась оставшаяся плоть. Затем кости были окрашивались красной охрой, которая является натуральным пигментом, и отвозились в разные населенные пункты, где люди еще раз оплакивали погибших. Потом проводилась еще одна церемония, прежде чем тела хоронились в Священном месте. После этого второго погребения считалось, что душа человека отправится в таинственный загробный мир.

  1. Стратегия войны

В армиях маори, которые называли хапу, как правило, никогда не было больше чем 100 мужчин, а в некоторых случаях сражались так же и женщины. Иногда несколько хапу объединялись, но тогда они становились плохо организованными.

С самого раннего возраста мальчики обучались военному искусству и каждый мужчина был обучен как воин.

Маори нападали на другие племена. Обычно они атаковали вражеские поселения на рассвете. Все мужчины убивались, потому что это позволяло устранить возможность отмщения. Женщины захватывались в качестве приза войны.

  1. Головы убитых брались в качестве трофеев

Головы имели особое значение для народа маори, и известно, что они забирали головы своих павших врагов. Из голов врагов маори удаляли мозг и глаза. Далее все отверстия заклеивались льноволокном. Головы отваривались на пару или их запекали на костре. Затем головы были высушивались на солнце в течение нескольких дней, а затем обрабатывались акульим жиром.

Почему маори собирали головы своих врагов? Одной из причин такого ритуала является глумление и издевательство над памятью врагов. Для этой же цели была разработана причудливая игра в головы. Они складывались в кучи, а потом на вершину ставили голову погибшего главного вождя. Затем, используя камни или палки, маори пытались сбить голову на вершине кучи.

  1. Первая встреча Джеймса Кука была ужасной

Первая встреча европейцев и маори состоялась в декабре 1646, когда голландский корабль потерпел кораблекрушение рядом с островом маори. Обе стороны были неприветливы друг к другу и это привело к небольшому бою, что привело к гибели с обеих сторон. После отплытия голландцев европейцы не хотели возвращаться на остров вплоть до 1767 года, когда английский мореплаватель Джеймс Кук отправился искать легендарный четвертый континент.

Когда капитан Кук впервые столкнулся с маори, то они послали два боевых каноэ, чтобы встретиться с европейцами. Когда каноэ приблизилось, два воина маори, с тату на лице, встали и подняли высохшие головы своих последних врагов, которые тоже были покрыты татуировками. Кук и его команда сразу заметили детали на лицах.

Кук хотел общаться с маори мирно, но маори действовали агрессивно. В результате, европейцы были вынуждены убить несколько маори в целях самозащиты.

Чтобы убедить маори, что они пришли в миром, Кук и его люди поступили с пленными маори мягко и отпустили их. Это привело к улучшению отношений между маори и европейцами, которое будет играть важную роль в формировании Новой Зеландии.

  1. Самый Знаменитый Воин Хунжи-Ника

Считается, что самым знаменитым вождем маори является Хунжи Ника, который родился в 1778 году. Он был жестоким и ловким воином. Его вождь сотрудничал с европейцами, так как понял ценность мушкеты в войне. В 1808 году, племя ввязалось в войну с другим племенем, однако из-за того, что в те времена мушкетам для перезарядки требовалось по крайней мере 20 секунд, вражеское племя использовало это время для атаки. Многие члены племени Нгапуи Иви, включая начальника, были убиты. Хунжи Ника был одним из тех, кому посчастливилось спастись от побоища.

Хунжи Ника был самым старшим, поэтому он стал вождем племени. Ему хватило дальновидности, чтобы увидеть, что мушкеты могут быть невероятно важным оружием в войне. Он совершил поездки в Австралию и Англию. Он даже принял христианство и создал первую христианскую миссию в Новой Зеландии.

Это отношение к церкви дало Хунжи-Нику доступ к большему количеству ружей, потому что он поклялся стать защитником церкви. Хунжи Ника смог накопить более 3000 орудий и большое количество боеприпасов и пороха за свои 10 лет руководителя племени. Начиная с 1818 года, его племя режет другие племена и захватывает их женщин. В течение года он завладел полным контролем над Северной Новой Зеландией. Однако другие племена пошли по стопам Хунжи-Ника и купили свое собственное оружие. Хунжи-Ника убилив бою, он получил пулю в легкое в 1828 году.

  1. Детоубийство

Как и другие культуры воинов, маори, совершали детоубийства. Женщины были менее востребованы в обществе, потому что племенам нужно было больше мужчин, так как каждый мужчина был воином и должно было быть приличное количество воинов, чтобы обеспечить безопасность. По сути, существовало пять способов убийства младенцев. Их черепа могли быть раздавлены, они могли быть утоплены в каменном бассейне, удушены, и, наконец, матери прижимали мягкое место на черепе младенца и убивали ребенка мгновенно.

  1. Они практиковали людоедство

Воины маори совершали людоедство. Некоторые историки считают, что просто европейцы пытаются нарисовать маори дикарями. Однако, кроме свидетельства каннибализма, племенные устные предания и археологические данные также убедительно свидетельствуют, что воины маори поедали поверженных врагов.

Есть несколько причин, по которым маори ели своих врагов. Одной из причин была необходимость усвоить их дух, которого они называют Ману. Другая теория говорит в том, что людоедство было частью их боевой ярости. Также еще одной причиной считалось унижение врагов. Величайшее унижение, которое можно сделать – это убить врага, изрубить врага, съесть его, а затем перевести его в фекалии.

Понравилось? Еще интересные и познавательные можно также посмотреть на нашем портале.

После того, как на Северном острове поселились люди, Мауи принес им огонь, на котором люди могли готовить себе пищу и истребил всех чудовищ. А погибает Мауи из-за другой птички, смешливой трясогузки, при попытке уничтожить богиню смерти Хине и тем самым даровать людям бессмертие.
читать сказку про Мауи

Истребляя чудовищ, Мауи определенно перестарался, ибо самым крупным наземным существом на островах осталась птичка киви. А из "чудовищ" жертвами первых людей стали нелетающая птица моа и охотившийся на нее гигантский орел, крупнейший из пернатых хищников в мире (вес до 14 кг, размах крыльев до 2,6м).

реконструкция с чучелом моа

До прихода человека Новая Зеландия была царством птиц, млекопитающих здесь не существовало вообще, за исключением нескольких видов летучих мышей. Царицей этого пернатого государства была огромная нелетающая птица моа. Самые крупные представители (самки) достигали в высоту 3,6 метров и весили около 250 кг. У моа не было даже рудиментарных крыльев, зачатки передних конечностей рассасывались еще до вылупления из яйца – уникальное явление среди птиц. Существовало 10 видов моа, но уже к началу 16 века все они была съедены без остатка. Гигантские нелетающие птицы оказались слишком легкой добычей для первых охотников и их собак. Так что довольно скоро образовался дефицит мяса, и кушать аборигенам стало нечего - только корешки, рыбу, собак да друг друга.

Мауи как культурный герой принадлежит полинезийской мифологии, ведь именно полинезийский мореплаватель Купе первым приплыл сюда на лёгком катамаране в конце X века, открыв дорогу будущим переселенцам.

видеоинсталляция путешествия первых маори, музей Те Папа

Но основная масса поселенцев прибыла в Новую Зеландию во время Великого переселения с Гаваики, которое можно отнести приблизительно к 1350 году. Скорее всего, оно было связанного с внутренними конфликтами, из-за которых часть племен, проигравщих в борьбе, была вынуждена покинуть родину.
Территориально Гаваика - это вовсе не Гавайские острова, а остров Раиатеа, принадлежащий архипелагу Таити. Здесь сложился облик собственно полинезийской культуры и сформировались религия и мифология полинезийцев, отсюда шла по всем направлениям колонизация других островов Полинезии, в том числе и западных - Самоа, Тонга и других.
Культура полинезийцев далеко не так примитивна, как это казалось ранее некоторым ученым. Действительно, полинезийцы не знали металлов, гончарного ремесла и ткачества, не употребляли лука и стрел и ходили полуголыми. Но, с другой стороны, они были искусными земледельцами, применяя на некоторых островах искусственное орошение и удобрения. Раскопки показывают, что полинезийцы были также прекрасными зодчими: их каменная архитектура монументальна и впечатляюща. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждая их мореходная лодка была подлинным произведением искусства, хотя ее изготавливали при помощи каменных топоров, а части ее корпуса скрепляли шнурами из растительного волокна. Неудивительно, что предания полинезийцев хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже собственные имена рулевых весел и парусов.

По легенде изгнанники отправились к берегам новой земли на 7 больших лодках - "Арава", "Таинуи", "Матаатуа", "Курахаупо", "Токомароу", "Такимуту" и "Аотеа", названия которых перешли к племенам маори. Сейчас таких судов полинезийцы не строят, но в самых ранних сообщениях об островах Южных морей сохранились описания судов, которые, возможно, походили на «Океанские корабли» полинезийцев. Например, капитан Кук обратил внимание на двойное каноэ, которое таитяне называли паи, с большим парусом из рогожи, предназначенное для дальних плаваний. Его длина превышала пятьдесят стоп.

Одно из таких судов, служащих для поездок с Тонга на Фиджи, изобразил художник экспедиции Кука Джеймс Вебер. На его рисунке – широкое двойное каноэ с одним большим треугольным парусом. Вебер попробовал сам проплыть на одном из таких каноэ. Скорость его достигала примерно семи узлов, что давало возможность маори преодолевать расстояние между Раиатеа и островом Северный примерно за месяц.

Подплывая к островам, будущие маори видели белые облака, растянутые по прибрежным холмам. Возможно, так и повилось название Аотеароа, "Страна Длинного Белого Облака" (ao = облако, tea = белый, roa = длинный), ставшее позднее общепринятым названием в языке маори для всей страны.

Интересно исследовать пути миграции древних людей на основе культивируемых ими растений. Так, очень любопытна история распространения батата.
Батат - это травянистая лиана с длинными ползучими стеблями. Боковые корни батата сильно утолщаются и образуют клубни со съедобной мякотью. Второе название батата - сладкий картофель, но пусть оно вас не вводит в заблуждение. Картофель и батат - весьма дальние родственники: первый относится к семейству паслёновых, а батат - это представитель семейства вьюнковых.

Родиной батата являются Перу и Колумбия (Анды), где местные племена окультурили его еще 6-8 тысяч лет назад. Однако еще до времен Колумба батат был распространен по всей Океании, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию.

Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде. Ученые-филологи указывают на сходство названий батата в не связанных друг с другом языках: kuumala и производные от него - в Полинезии; kumara, cumar, cumal - в языке кечуа у индейцев Южной Америки.
Объяснить это можно только так: либо батат привезли индейцы Южной Америки, впервые заселяя Полинезию; либо полинезийцы, будучи родом из Азии, сами плавали к индейцам.

Реальность первой версии блестяще доказал известный норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал. В 1947 году он и ещё пятеро путешественников совершили плавание на построенном ими из бальсового дерева плоту "Кон-Тики". За 101 день они проплыли от перуанского побережья до островов Туамоту в восточной Полинезии. Плавание на "Кон-Тики" продемонстрировало, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.

К примерам обратного влияния можно отнести перуанскую мумию в музее Болтона; установлено, что для её бальзамирования применялась смола хвойного дерева, растущего лишь в Океании. Дата бальзамирования – около 1200 года н.э.

Так или иначе, факт наличия древних полинезийско-американских связей можно считать в основном доказанным. Также и последние генетические исследования сладкого картофеля подверждают теорию, по которой батат добирался до Океании несколько раз: сначала из Южной Америки, а затем, начиная с шестнадцатого столетия, европейцы (испанцы и португальцы) распространили здесь сорта из Вест-Индии.
Что касается новозеландского батата, то с ним связан забавный факт: южноамериканская разновидность, выращиваемая маори, была вытеснена бататом, приплывшим в 1850 году на американском китобойном судне.

В Веллингтоне находится крупнейший национальный музей Новой Зеландии Те-Папа (Te Papa). В современном виде он был открыт для публики только в 1998 г. Музей определенно заслуживает внимания, особенно если путешествовать с детьми - там множество интерактивных экспонатов, показывающих строение земли, имитирующих землетрясения, работу челюстей акулы и человеческого сердца. Также там можно познакомиться с культурой маори.

Дословный перевод самоназвания māori означает "обычные" ("естественные", "нормальные"). Это понятие использовалось древним народом для отличия людей от богов и духов.

На фотографии выше - маска-копия лица Taupua Те Whanoa, вождя племени Ngati Whakaue, (1854г). На ней мы можем разглядеть все его татуировки - моко. Наличие моко долгое время считалось признаком социального статуса, поэтому представителям низшего слоя общества не разрешалось делать себе татуировку на лице. Зато иметь элементы татуировки на теле им позволяли. Для женщин традиционным считалось нанесение татуировки на щеки и губы, а для мужчин - на лицо, бедра и ягодицы. Татуировка, нанесенная мужчинам и женщинам на остальные части тела, имела намного меньшее значение.

картина G.F.Goldie "Вдова".
музей Те Папа, Веллингтон.

Женщина держит в руках нефритовую фигурку Хеи Тики. Нефрит (маор. "поунаму") - любимый и священный для маори камень, он встречается в водоемах и фьюрдах острова Южный. Цвет камня очень похож на цвет воды в озерах и горных реках, поэтому еще одно название Южного острова Те Ваи Поунаму - "Страна нефритовой воды".

Тики – первый человек, родоначальник людей на Земле. Образ Тики сопровождал и до сих пор сопровождает маори почти на каждом шагу. Огромный деревянный Тики украшает вход в деревню, маленький, но тоже деревянный, сторожит священные места.

Из стволов относительно небольших столетних каури маори делали боевые каноэ. Одной из основных проблем было повалить столь массивное дерево - у маори не было для этого инструментов. Могучий ствол медленно выжигали и постепенно подрубали в течение многих месяцев. Когда же дерево, наконец, падало, то процесс последующей обработки был ритуализирован и окружен множеством табу. Например, изготовление каноэ не должны были видеть женщины (под страхом смерти). Добротное каноэ из каури было величайшим богатством и имело собственное имя.

На фотографии ниже изображена патака (pataka) - склад/хранилище ценностей, оружия или еды, важных для выживания племени.

Эта необычайно большая и искусно сделанная патака является символом богатства и силы племени Ngati Pikiao. Она имеет собственное имя - Te Takinga, по имени воина, предка племени. Te Takinga изображен сверху на фронтоне сооружения, а снизу - три его жены.

В музее можно зайти в действующий мараэ - священное место собраний маори.
Марае – это своего рода символ национальной идентичности для маори. Считается, что в марае сконцентрирована сильная mana. Перевести это слово буквально достаточно сложно, mana для маори – это сила (в том числе магическая), власть и престиж одновременно.

Эти дома считались живыми существами. Внутреннее их помещение называлось живот, балки - позвоночником, а маска над гребнем крыши - головой. Эти дома украшались резьбой, изображавшей богов, вождей и события прошлого

При посещении марае принято придерживаться традиционных форм этикета.
Начинается все с "pōwhiri" - формального приветствия гостя и "wero" - встречи гостя. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая капьем тай-аха, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием.
После завершения ритуала wero женщины маори исполняют karanga – это нечто вроде приветственной переклички. Ну а женщины, пришедшие с группой гостей, должны ответить и в свою очередь также исполнить karanga следом за женщинами из марае хозяев. Только после исполнения karanga гости заходят в марае. Перед входом необходимо снять обувь.

Далее, когда гости заходят в дом собраний, начинается следующий этап – приветствия (mihimihi) и приветственные речи (whaikorero). Первым говорить начинает самый старший мужчина племени хозяина, затем в ответ ему речь должен сказать самый старший их прибывших гостей. Женщинам говорить запрещается. Иногда вместе с приветственными речами также исполняются waiata – приветственные песни.

После того, как официальная часть приветственного ритуала закончена, хозяин здоровается с гостем посредством hongi – традиционного маорийского приветствия, которое представляет собой соприкосновение носами (у нас хонги иногда ещё называют "поцелуй маори").

Интересно, что похожая традиция существует в эскимосской культуре. "Эскимосский поцелуй" куник - форма выражения привязанности, обычно между членами одной семьи или влюбленными. Один из участвующих прижимает нос и верхнюю губу к коже (обычно лбу или щекам) второго и вдыхает воздух. Существует заблуждение, что эта традиция возникла у эскимосов из-за того, что их губы примерзают друг к другу на сильном морозе при обычных поцелуях. В действительности, это действие не имеет эротического смысла, а является формой дружеского приветствия между близкими людьми, которые, встречаясь, часто имеют неприкрытыми одеждой только нос и глаза.

Еще один важный элемент культуры маори - система танцев капа хака (Kapa Haka), включающая в себя сразу несколько направлений. Во-первых, это мужской танец хака, известный на весь мир благодаря национальной сборной Новой Зеландии по регби All Blacks, одной из сильнейших в мире, игроки которой традиционно исполняют хаку перед началом матча. Изначально этот танец исполнялся для призыва духов природы или перед вступлением в бой. Отличительные черты хаки - высунутый язык и зверское выражение лица для устрашения противника.
А также описание жестами того, что они с этим противником сделают:)

Во-вторых, это женский танец пои, сегодня более известный как вид жонглирования шариками на веревках.
Кстати, Новая Зеландия в 1893 году стала первой страной в мире, предоставившей женщинам равные избирательные права.

Маори были свирепыми воинами и не любили чужаков. Когда в 1642 году капитан Абель Тасман из голландской Ост-Индской компании попытался высадиться на неизведанном берегу, маори напали на отряд европейцев и убили нескольких матросов. Раздосадованный Тасман назвал это место Бухтой убийц (теперь залив Голден-Бей около нац.парка Abel Tasman) и уплыл восвояси.
Новую открытую землю Тасман обозначил на карте как "Staten Landt". Но голландские картографы переделали название в Nova Zeelandia, в честь одной из провинций Нидерландов - Зеландии (нидерл. Zeeland). И забыли про неё больше чем на век - ни у кого не было ни необходимости, ни желания плыть в такую даль.
До тех пор, пока на горизонте не появился Джеймс Кук.

(продолжение следует)

Маори - аборигены Новой Зеландии, выходцы из полинезийских народов, впервые ступивших на земли этой страны. Точная дата заселения островов неизвестна, и разные исторические источники говорят о том, что это было примерно с VIII по XIV вв. На территории Новой Зеландии численность маори составляет чуть более 500 тыс. чел. В количестве менее 10 тыс. человек представители этого народа проживают в Австралии, Великобритании, США, Канаде.

В результате многочисленных войн с англичанами, прибывшими на острова в XIX веке, а также новых болезней, пришедших от белых людей, аборигены Новой Зеландии значительно сократили свою численность. Сегодня они в меньшинстве и составляют около 15% от четырехмиллионного населения страны, но имеют возможность изъясняться на родном языке. Маорийский язык в Новой Зеландии, наряду с английским, имеет статус официального. На маори название страны звучит как Аотероа ("белое длинное облако"). Такое название ей дали первые полинезийцы, приблизившиеся на каноэ к берегу. Остров был укутан густым туманом и по конфигурации напоминал облако.

Территория страны занимает 2 больших острова, Северный и Южный, и около семи сотен мелких островов. Так географически расположена Новая Зеландия. Аборигены в основной своей массе занимают земли Северного Острова страны. Это территория гейзеров и рек. На северо-западе Острова Северного расположен мыс Реинга. Это место, где встречаются и оно является очень важным в мифологии и традициях маори. Океан и море символизируют мужское и женское начало. А восьмисотлетнее дерево, произрастающее на мысе и уходящее корнями в море, по преданию переносит души умерших представителей маори на их духовную родину.

Современные аборигены Новой Зеландии до сегодняшнего дня сохраняют традиции предков. Это выражается не только в ритуалах, но и в повседневном поведении. Церемония теплого и дружественного приветствия этого народа известна далеко за пределами Новой Зеландии. При встрече два человека приближаются и соприкасаются лбами и носами, закрывая глаза и замирая на минуту. Боевой маорийский танец «хаку» видели все, кто интересуется регби. Национальная новозеландская команда исполняет его перед каждым матчем.

Языческая религия предков маори, которую и сейчас отчасти исповедуют аборигены Новой Зеландии, основана на поклонении богам общеполинезийского пантеона, фигуры которых наряду с изображениями предков часто вырезали из дерева. В национальном ремесле, резьбе по дереву, преобладают спиралевидные орнаменты.

Широко известная сегодня моко маори имеет для этого народа особое, сакральное значение. По традиции татуировкой покрывают все лицо мужчины, иногда плечи и бедра. Татуировка не только раскрывает социальный статус и происхождение владельца, но и используется для укрепления внутренних связей в организме, привлечения нужной энергии и, наоборот, для освобождения от ненужной. Женщины у маори считаются существами более совершенными внешне, поэтому женское тело редко украшают моко.

Маори — один из народов Океании. Его численность в настоящее время около 750 тысяч человек (половина всех полинезийцев). Маори проживают в Новой Зеландии (около 600 тыс.), островах Кука и в Австралии. Новую Зеландию они заселили сравнительно недавно — в 13-14 веках н.э. Язык их относится к полинезийской группе австронезийской семьи.

Характер маори

Новая Зеландия была заселена последней из крупных территорий, пригодных для жизни. Согласно ряду теорий из этого следует, что маори были лузерами, изгоями, которым не нашлось места на прежнем месте, и они вынуждены были искать новый дом. При этом, однако, м аори считаются воинственным племенем. У европейцев они приобрели такую репутацию с первой же встречи которая произошла 24 ноября 1642 года когда экспедиция Тасмана ступила на берега Новой Зеландии. Встреча закончилась стычкой, убийством и съедением нескольких участников экспедиции. После Тасмана практически каждый европейский мореплаватель вступал в стычки с маори. Хотя Кука всё же съели не они (каково распространенное заблуждение), а родственные им гавайцы.

Ритуальный танец маори

Культура маори

Согласно некоторым данным, маори не всегда исповедовали культ войны. Воинственность они приобрели в результате климатических изменений и ряда тектонических катастроф, приведших Новую Зеландию к резкому сокращению биоресурсов. Впрочем, возможно, главной причиной стали сами маори, истребившие или сократившие местные популяции, что не знали столь крупных и хищных млекопитающих до прихода человека, а потому и не выработали защиту.

Ограничение ресурсов привело к войнам, которые быстро укоренились в культуре и социальной структуре. Маори начали строить укрепленные поселения, развивать тактику, совершенствовать оружие. Контакты с европейцами, особенно с китобоями, которых не особенно заботили этические вопросы, открыли перед маори новые горизонты. Культура возделывания картофеля позволила создавать стратегические запасы продовольствия, а огнестрельное оружие привело к революционным изменениям в военном деле. Начались так называемые «мушкетные войны» — бесконечная череда междоусобных стычек, которая продлилась с 1807 по 1847 год. В 1835 году несколько групп маори совершили набег на остров Чатем, истребив или обратив в рабство живущее там родственное племя мориори.

Мушкетные войны закончились лишь с появлением нового врага — Британской короны. Упорное сопротивление колонизации хоть и было обречено на поражение в военном смысле, в политическом привело к результату. За племенами сохранились земельные владения, а сами маори получили равноправие с колонистами, что для 19 веке было редкостью. Имущественное расслоение долгое время оставляло коренных обитателей вне политической жизни, но в 1867 году на землях маори были созданы четыре избирательных округа (позже их число увеличилось до 7), и народ получил представительство в парламенте.

Мифологи маори

Маори не поклонялись животным. Их боги имели в основном человеческий облик и соседствовали с героями — предками, родоначальниками племен. Маори помнят имена основателей, что согласно преданию, прибыли в Новую Зеландию (Ао Теа Роа) на семи лодках.

Некоторые исследователи считают, что верховное божество Ио, создателя всего сущего, маори придумали до прихода европейцев. Однако, скорее всего, это позднее христианское наслоение, вызванное миссионерской деятельностью, а само имя произошло от Иеговы. Слишком явные параллели прослеживаются в описаниях (например с Ио связывают познание добра и зла).

Гораздо больше на роль верховного божества подходит Тане. Он бог плодородия, бог лесов и птиц, но он же, согласно космогоническому мфу, создал женщин, отделив женское начало (Землю) от мужского (Небо), что стало актом творения. В современной интерпретации, однако, Тане занимает скромное место. Он является сыном Папа (Земля) и Рангу (Небо), хотя и разделил родителей в начале начал.

Особое место в пантеоне маори занимает бог войны Туматауэнга. В космогоническом мифе он выступил против Тане, собираясь убить родителей, вместо того, чтобы разделять их. Что интересно, именно от бога войны Туматауэнга и произошли маори, согласно их представлениям.

Концепция маны — магической субстанции — также отражает воинственную парадигму маори. Волшебная сила, которую можно накопить или потратить, её можно потерять в результате направленных действий врага. Она же дает возможность причинить вред другому человеку. Тапу (табу) — система защиты от вредного воздействия маны, а татуировки моко призваны, помимо прочего, контролировать магию.

Похожие статьи