Главные герои и краткое содержание в людях. Максим горький - в людях

22.09.2019

Повесть «В людях» Горького была написана в 1914 году. В центре повествования – подросток, сирота, вынужденный ютиться у чужих людей и зарабатывать на жизнь непростым трудом. Подобный образ жизни и обозначает фраза «в людях», которой Максим Горький назвал свой рассказ.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В людях». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Алексей Пешков – подросток, сирота, честный и порядочный мальчик, который стремится учиться, но вынужден тяжело зарабатывать себе на жизнь.

Другие персонажи

Саша – старший брат Алексея, надменный, жестокий мальчик.

Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, скупой, бессердечный мужчина.

Акулина Ивановна – бабушка Алеши, добрая, ласковая женщина.

Людмила – хромая девушка, подруга Алеши.

Матрена – сестра Акулины Ивановны, жадная, сварливая, завистливая женщина.

Василий – старший сын Матрены, чертежник, добрый, снисходительный мужчина средних лет, хозяин Алеши.

Иван Ларионович – управляющий иконописной мастерской, добрый, терпеливый человек.

Павел Одинцов – подмастерье в иконописной мастерской, друг Алеши, честный, бойкий, умный мальчик.

«Королева Марго» – красавица-соседка, в которую тайно влюблен Алеша.

Осип – пожилой плотник, мудрый, толковый мужчина с волевым характером.

Глава I

Одиннадцатилетний Алеша Пешков служит « «мальчиком» при магазине «модной обуви» ». Хозяин постоянно напоминает ему, что он работает « в первоклассном магазине на главной улице города », и должен стоять у двери, как статуя, не гримасничая и не почесывая руки.

В магазине также работает приказчик и брат Алеши – Саша, старше его « и по годам и по должности ». Саша вовсю пользуется своим старшинством, и при случае не прочь унизить брата.

По утрам кухарка будит Алешу раньше всех, и тот сразу принимается за дело: чистит « обувь и платье хозяев, приказчика, Саши », ставит самовар, приносит дрова. Мальчику тяжело привыкнуть к новой жизни, которая неожиданно показала ему « свою неказистую, лживую изнанку ».

Между братьями разгорается сильный конфликт, а Алеша решается на побег. Однако этому не суждено было сбыться: мальчик проливает себе на руки кипящие щи, и оказывается в больнице.

Алеше кажется, что больница – гиблое место, где его непременно заморят до смерти. Нестерпимо болят обожженные руки, и он никак не может написать письмо бабушке, « чтобы она пришла и выкрала » внука из больницы. Солдат, пожалев мальчика, сообщает о его мучениях бабушке, и та следующим же утром забирает Алешу домой.

Глава II

Алеша узнает, что его дед, Василий Васильевич Каширин, начисто разорен. Жалея супруга, Акулина Ивановна старается « господа задобрить немножко » и тайком раздает милостыню.

На улице от Костромы Алеша узнает печальные вести о своих товарищах: кто-то умер, кто-то тяжело болен. От него же герой узнает о появлении новых соседей, у которых была хромая, но очень красивая старшая дочь Людмила.

Алеша знакомится с девочкой, и быстро находит с ней общий язык. Они много проводят вместе времени, и бабушка Алеши всячески поощряет эту дружбу.

Кострома рассказывает жуткую историю про покойника, местного охотника, который, как только стемнеет, « встает из гроба и ходит по кладбищу ». Мальчишки спорят, кто сможет пролежать до утра в гробу. Все боятся, и только Алеша соглашается. По совету бабушки он всю ночь читает молитвы, и ему даже удается уснуть. На следующий день Алеша становится настоящим героем улицы.

Глава III

Умирает младший брат Алеши, Коля – « убогонький », болезненный мальчик. Бабушка даже рада – не будет мучиться всю жизнь.

С бабушкой и дедом Алеша отправляется в лес, чтобы собрать дров и лекарственных трав. Акулина Ивановна ловко собирает травы и рассказывает внуку о « целебных свойствах зверобоя, буквицы, подорожника ».

Алеше так понравилось в лесу, что он каждый день просит бабушку ходить туда. Она соглашается, и так они проводят счастливое « лето, до поздней осени, собирая травы, ягоды, грибы и орехи ».

Однажды дед сообщает Алеше неприятную новость – он собирается отвезти его к бабушкиной сестре, Матрене, чтобы мальчик выучился на чертежника.

Глава IV

Алеша вновь оказывается « в городе, в двухэтажном белом доме, похожем на гроб ». Матрена всегда « очень сердита и криклива », а старший ее сын, напротив, добр и честен.

Алеше не нравится у дальних родственников – в доме Матрены часто ругаются, сплетничают, ссорятся друг с другом. У него много обязанностей: мытье полов, чистка самовара и медной посуды, доставка купленных овощей с базара, выполнение мелких хозяйских поручений.

Наконец, Алеша приступает к обучению. С первого раза ему не удается верно скопировать эскиз дома, и он решает « исправить дело помощью фантазии », дорисовав на чертеже « ворон, голубей, воробьев, а на земле перед домом - кривоногих людей, под зонтиками ». Третья попытка оказывается более удачной, но « старуха-хозяйка » против обучения Алеши. Она каждый раз строит ему козни, и мальчику ничего не остается, как прекратить попытки обучиться чертежному искусству.

Глава V

Не выдержав тяжелой жизни у склочных родственников, по весне Алеша сбегает, но к бабушке не возвращается. Прислушавшись к совету, он поступает посудником на пароход «Добрый». Для этого нужно согласие родственников, и бабушка уговаривает деда выправить Алеше паспорт.

Повар по прозвищу Смурый, к которому Алеша поступил в распоряжение, относится к нему доброжелательно. Узнав, что юный посудник обучен грамоте, он частенько просит его почитать вслух. Смурый постоянно напоминает мальчику о важности книг – « чтобы поумнеть, надо читать правильные книги ». Он жалеет, что недостаточно богат, в противном случае непременно отправил бы толкового Алешу учиться.

Глава VI

На место второго посудника, покинувшего пароход, берут « с берега вятского солдатика, костлявого, с маленькой головкой и рыжими глазами ». Он не справляется с первым же заданием – зарезать кур, и распускает птиц по палубе. Пассажиры принимаются всячески издеваться над ним, а Алеша мучительно размышляет о природе человеческой жестокости.

Алеша не раз задумывался о побеге с парохода, но всегда его останавливали мысли о Смуром. Но ставшая привычной жизнь на пароходе оборвалась весьма неожиданно – Алешу рассчитали за то, что у него воровал посуду официант и продавал ее пассажирам. Он получил « около восьми рублей - первые крупные деньги » в его жизни, а Смурый на память подарил бисерный кисет.

Глава VII

Вернувшись домой, Алеша почувствовал себя совершенно взрослым и закурил у деда на глазах. Это ему очень не понравилось, и бабушке пришлось в шутку потрепать внука, чтобы успокоить деда.

Дед предлагает Алеше вновь вернуться к Матрене, перезимовать у нее, а весной сбежать на теплоход. Однако такой план не устраивает мальчика. Поразмыслив, он решает « заняться ловлей певчих птиц ». Ко всеобщему удивлению, это занятие оказывается весьма выгодным. Но больше всего Алеше нравится свобода и независимость, которые перебивают в его душе даже жалость к птицам.

Дед считает, что внуку пора бросать ловлю птиц – нужно подумать о том, как выбиться в люди. Алешу больше всего привлекает жизнь казаков и солдат – « простая, веселая ». Он частенько сбегает на учения с солдатами, которые угощали его махоркой.

Однажды Алеше на долю выпало « тяжелое и поразительное » переживание, когда он стал свидетелем избиения и изнасилования женщины. При этом насильник – пьяный казак – похвалялся своим поступком. Мальчик с ужасом размышляет о том, что в такой чудовищной ситуации могла оказаться его мать или бабушка.

Глава VIII

С первым снегом Алешу вновь отправляют к Матрене. В ее доме все по-прежнему – давящая скука, сплетни, ссоры, злословие. Чтобы справиться с нарастающей тоской, Алеша усердно принимается за работу.

Он часто ходит полоскать белье вместе с прачками, которые поначалу осмеивали мальчика, но после привыкли и уже не обращали на него внимания. Алеше было « с ними было весело, интересно » – прачки прекрасно были осведомлены о жизни города, и щедро делились свежими новостями друг с другом.

« Желая побыть наедине с самим собою », Алеша уходит в сарай колоть дрова. Там его находят денщики, которые просят грамотного мальчика написать письмо родным в деревню или любовную записку. Именно от них он узнает историю о жене закройщика.

Молодая женщина любила читать и регулярно наведывалась в библиотеку. Однажды скучающие офицеры затеяли с ней « обидную и злую игру », принявшись писать любовные письма. В ответ женщина просила оставить ее в покое, сожалела о причиненном горе. Офицеры читали ее ответы, смеялись, и принимались строчить очередное письмо.

Алеша не в силах наблюдать за тем, как издеваются над женщиной. Он сообщает жене закройщика о глупой офицерской шутке, и та в благодарность за честность дает мальчику серебряную монетку. Алеша был настолько впечатлен умной и образованной женщиной, что решает прийти к ней вновь и попросить почитать книгу. Так мальчик открывает для себя совершенно новый, поразительный мир литературы.

Глава IX

Книги закройщицы казались Алеше очень дорогими, и он боялся, что хозяйка может их испортить. Но жажда чтения была сильнее, и он « стал брать маленькие разноцветные книжки в лавке, где по утрам покупал хлеб к чаю ». За прочтение каждой книжки Алеша платил лавочнику копейку.

Старуха Матрена, узнав о новом занятии Алеши, нашла книгу и « разодрала ее в клочья ». Однако это не останавливает мальчика, и он продолжает брать книги в лавке. В итоге у него набегает долг « на огромную сумму в сорок семь копеек ». Лавочник требует деньги, и Алеша вынужден признаться хозяину, что задолжал деньги. Хозяин расплачивается за Алешин долг и начинает выписывать газету, которую мальчик читает вслух всей семье.

Однажды по вине хозяйского ребенка распаялся самовар. Попадает за это Алеше: старуха сильно избила его « пучком сосновой лучины », загнав в тело мальчика множество заноз. После осмотра доктор хочет составить « составить протокол об истязании », но Алеша не стал жаловаться. Семья в знак благодарности разрешает брать ему книги у закройщицы. Так Алеша приобщается к хорошим французским романам.

Глава Х

В доме поселяется « черноглазая молодая дама с девочкой и матерью ». Дама была красива « той редкой красотой, которая всегда кажется новой », и неизменно находилась в окружении мужчин.

Алеша, восхищенный внешностью новой соседки, называет ее про себя Королева Марго. Он очень привязывается к ее пятилетней хорошенькой дочери: часто играет с ней, читает сказки. В благодарность Королева Марго хочет что-то подарить Алеше, но мальчик просит только разрешения брать у нее книги. Он объясняет свою просьбу тем, что « жить очень трудно и скучно, а читая книги, забываешь об этом ». Так мальчик впервые знакомится с русской поэзией.

Накануне праздников у Алеши « страшно вспухли веки и совсем закрылись глаза ». Испугавшись, что мальчик ослепнет, хозяева показывают его доктору, который прорезает больному веки изнутри. Несколько дней Алеша лежит с повязкой « в мучительной, черной скуке », но все обходится.

Глава XI

Весной Алеша устраивается « посудником на пароходе «Пермь»» с окладом 7 рублей в месяц. В этот раз поваром оказыв ается «Иван Иванович, по прозвищу Медвежонок » – маленький, полненький щеголь. Но самым интересным человеком на пароходе является « кочегар Яков Шумов, широкогрудый, квадратный мужик », заядлый картежник, обжора и любитель рассказать байки.

Якова забавляют деньги, но он совсем не жаден. От скуки он учит играть в карты Алешу, и тот, в силу своей юношеской горячности, проигрывает ему пять рублей, новые сапоги и поддевку. Яков сердито возвращает мальчику его проигрыш, оставив себе только рубль « за науку ».

Алеша с удовольствием слушает рассказы Якова, но замечает, что в них нет «души», как в книгах.

Глава XII

Поздней осенью Алеша поступает « учеником в мастерскую иконописи ». Его хозяйка, « мягкая и пьяненькая старушка », заявляет, что днем он будет помогать в лавке, а вечером – учиться. В лавке приказчик заставляет его выучить цены на все иконы, имена все святых и в каких бедах они помогают.

Главные покупатели – « старообрядцы из Заволжья, недоверчивый и угрюмый лесной народ ». В обязанности Алеши входит зазывание покупателей на улице, навязчивая реклама своего товара. Мальчик жалеет покупателей, которые вынуждены втридорога платить за иконы, но с грустью понимает – от жизни не убежишь.

Глава XIII

В иконописной мастерской « работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстеры », которые любят петь невеселые, заунывные песни.

Иконопись не привлекает Алешу, потому что работа разделена « на длинный ряд действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему ». Мальчику неприятно смотреть на иконы в процессе их написания: святые на них были изображены без лица или рук.

Управляет мастерской Иван Ларионыч – тихий, спокойный человек. Он показывает, « как надо работать, даже лучшие мастера охотно слушали его советы ».

Глава XIV

Поначалу Алеша выполняет функцию подмастерья: отделяет для красок белки от желтков, растирает краски и «присматривается» к мастерству. Вскоре он замечает, что люди, « занятые этим раздробленным на куски мастерством, не любят его и страдают мучительной скукой ».

По вечерам Алеша рассказывает неграмотным мастеровым о своей жизни на пароходе, разные истории из книг, читает им, и вскоре занимает « в мастерской какое-то особенное место - рассказчика и чтеца ». Чтение благотворно влияет на людей, привыкших работать в страшной скуке. Наибольшее же оживление вызывает у них поэма Лермонтова «Демон».

Алеша заводит дружбу с Павлом Одинцовым, который любил рисовать карикатуры на мастеровых. Желая развлечь иконописцев, ребята принимаются разыгрывать сценки, и даже настоящие спектакли.

Глава XV

В день именин Алеша получает от всех мастеровых подарок – « маленький, красиво написанный образ Алексия - божия человека ». Однако радостное настроение быстро омрачается очередной стычкой с приказчиком, который откровенно недолюбливал мальчика.

Алеше тяжело жить в таких условиях, постоянно терпеть унижения и лишения. Ему кажется, будто он барахтается в какой-то жиже, все больше увязая в ней, и даже любимая бабушка не в состоянии понять и морально поддержать его.

Поддавшись тоскливому настроению, Алеша решает « снова поступить на пароход и, спустившись в Астрахань, убежать в Персию ». Однако планы мальчика нарушает Василий, бабушкин племянник, который приглашает его работать десятником – « принимать всякий материал, смотреть, чтоб всё было вовремя на месте и чтоб рабочие не воровали ».

Глава XVI

Торговые ряды часто затапливает, и Алеша возит хозяина на лодке. Ему нравится новая работа, позволяющая по вечерам много читать. В квартире Королевы Марго теперь живет большое семейство, и гимназисты делятся с Алешей своими книгами.

Новые товарищи Алеши старше его, и мальчик невольно завидует им – ведь они учатся. « Не желая ни в чем отставать от них », он влюбляется в барышню Птицыну. Однако из этой затеи не выходит ничего хорошего – Алеша предлагает своей «даме» прокатиться по пруду на доске, но та переворачивается, и барышня оказывается в тине, теряя всю свою привлекательность.

Глава XVII

Каждое утро в шесть часов утра Алеша отправляется на работу на Ярмарку. Там его встречают интересные люди – плотники, штукатуры, каменщики, кровельщики. В обязанности Алеши входит следить за тем, что рабочий люд не воровал материалы со стройки.

Плотник Осип – мудрый и толковый старик – берет под свою опеку Алешу, которому поначалу было неловко следить за взрослыми мастерами. Он рассказывает, кто из бригады хитер и вороват, а кто – наивен и честен.

Платят Алеше очень мало, и он живет впроголодь. Работники из жалости подкармливают мальчика, а тот читает им книги.

Глава XVIII

Алеша все больше привязывается к Осипу, в котором он видит все прекрасные качества своих прежних товарищей. Он кажется мальчику « гораздо умнее всех людей, когда-либо встреченных » им на жизненном пути. Осип привлек внимание мальчика не только умом, но и способностью не поддаваться внешним условиям, сохранить себя « среди поразительно неустойчивых людей» .

Глава XIX

Зимой на Ярмарке почти нет работы, и Алеша выполняет « многочисленные мелкие обязанности » по дому. Он не на шутку увлекается поэзией и даже пытается писать стихи.

Мальчик, замечает, что в последнее время хозяин стал удивительно тих и задумчив. Казалось, что-то « подорвало ему сердце, и теперь он жил не уверенно, не охотно, а как-то так, по привычке ».

По вечерам Алеша с удовольствием ходит в трактир, хозяин которого, большой любитель пения, всегда рад принять у себя хороших певцов из народа. Однажды Алеша приглашает хозяина насладиться душевным пением вместе с ним и тот соглашается.

Хозяин близко к сердцу принимает пение простого рабочего, и делится с Алешей своей сердечной болью – он влюбился в прекрасную женщину, ставшую для него настоящей отрадой. Однако она была замужем за фальшивомонетчиком, осужденным на каторгу, и отправилась вслед за мужем в Сибирь. Хозяин признается, что если опять встретит ее, то без сожаления бросит семью.

Глава ХХ

В течение трех лет Алеша трудится «десятником», наблюдая за тем, как с приходом холодов рабочие ломают опустевшие лавки, а весной отстраивают их заново. Это кажется мальчику глупым, как и вся жизнь.

В возрасте пятнадцати лет Алеша « чувствовал себя пожилым человеком », познавшим всей тайны бытия и безмерно уставшего от жизни. Понимая, что нужно как-то выкарабкиваться из этого болота, Алеша решает осенью уехать в Казань, чтобы пристроиться там учиться.

Заключение

Произведение Максима Горького во многом автобиографично, и раскрывает главную проблему – конфликт человека и эпохи. Основная идея повести – несмотря на все жизненные невзгоды сохранить в себе человечность, чистые душевные порывы.

Краткий пересказ «В людях» будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 100.

Название: В людях

Жанр: Повесть

Продолжительность:

Часть 1: 8мин 45сек

Часть 1: 8мин 33сек

Аннотация:

Максим Горький, как и Лев Толстой, главным образом, является автобиографическим писателем. И эта работа является его лучшей. В ней мы увидим не только, годы взросления Горького, но также перед нашими глазами предстанет незабываемая картина одного из самых ключевых периодов в русской истории и жизни – конец 19 начало 20 вв.
Автобиографический роман рассказывает о юности Горького, и продолжается вплоть до того момента, когда он отправляется в Казань, поступать в университет. Роман рассказывает о поисках себя и попытках понять этот мир.
Это стремление знакомит Горького с суровыми реалиями жизни в России конца 19 века. Он меняет одну работу за другой, пытаясь заработать себе на жизнь. Кем он только не был — ловчим птиц, посудником на волжском пароходе, учеником на фабрике икон, пекарем, сторожем и грузчиком на железнодорожных станциях. Мы следуем за Горьким по его странствующему жизненному пути из одной части России в другую, и в ходе путешествия мы встречаем некоторых из самых выдающихся персонажей в литературе.

М. Горький — В людях ч1. Прослушать краткое содержание онлайн:

М. Горький — В людях ч2. Слушать краткое аудио содержание.

Часть I

Служит «мальчиком» при магазине «модной обуви». Хозяин кажется слепым. Делает гримасы, но хозяин это замечает. Чешутся руки. Хозяин сказал, что «ветошничество - это хуже нищенства, хуже воровства». Сознается, что и воровал. В магазине также торговал брат, Саша Яковлев, приказчик. «Когда входила покупательница, хозяин вынимал из кармана руку, касался усов и приклеивал на лицо свое сладостную улыбку... Приказчик вытягивался, плотно приложив локти к бокам, а кисти их почтительно развешивались в воздухе, Саша пугливо мигал, стараясь спрятать выпученные глаза, а я стоял у двери, незаметно почесывая руки, и следил за церемонией продажи». Приказчик липнул к покупательницам. Алеше было смешно смотреть на его приемы. По утрам его будили на час раньше, чем Сашу. Он чистил обувь, платье хозяев, приказчика, Саши, ставил самовар, носил дрова. В магазине подметал пол, разносил покупателям товар, ходил домой за обедом. В это время на дверях стоял Саша, его это унижало. «Я, конечно, знал, что люди вообще плохо говорят друг о друге за глаза, но эти говорили обо всех особенно возмутительно, как будто они были кем-то призваны за самых лучших людей и назначены в судьи миру. Многим завидуя, они никого не хвалили и о каждом человеке знали что-нибудь скверное». Случай с актрисой. После этого налил хозяину в часы уксуса. Часы вспотели. «Уж не к худу ли?»

Однажды к нему подошел церковный сторож и попросил украсть для него калоши. Красть нельзя. Но он отличался от окружающих людей. Согласился. Сторож сказал, что он их возьмет и хозяину доложит. «Как это ты ни с того ни с сего - на, возьми?!... Разве можно человеку верить?» Саша с приказчиком воровали.

Кухарка. Саша не любил ее. Предлагал Алеше измазать ее лицо ваксой. Трудно понять добрая она или злая. Иногда приходила к нему ночью. Ей страшно, просила что-нибудь рассказать. Кухарка умерла на их глазах: наклонилась, чтобы поднять самовар, потом свалилась, а изо рта потекла кровь. Страшно было спать.

Саша что-то запирал в сундуке. Доверился. Оказалось, что это: оправа для очков, разноцветные пуговицы, медные булавки, подковки, пряжки, медная дверная ручка, сломанный костяной набалдашник трости, головная гребенка, «Сонник и оракул» и т.д. ожидал увидеть игрушки. Их Алеша никогда не видел.

Саша обещал Алеше нечто удивительное. Это оказалась маленькая пещерка. Это вроде часовня. Задушил воробья, это покойник. И гробик сделал. Алеше не понравилось. Мальчики подрались. Саша обещал заколдовать. Решил бежать из города.

Саша измазал его сажей. Ожегся и попал в больницу. Познакомился с солдатом. Пришла бабушка. Дома еще хуже. У деда 100 рублей стащили.
Часть II

Дед разорился совсем. Крестник обманул. Бабушка пыталась замолить грехи и разносила тихую милостыню. Брат его не узнал. Вяхиря задушил ветряк, у Язя отнялись ноги, Хаби ушел в город. На их улице поселились новые: мальчик Нюшка, две сестры. В старшую Кострома и Чурка влюбились. Хромая, но красивая. Скоро познакомились. Она уронила костыль, а Алеша забинтованными руками пытался подать костыль. Не понравилась. Как в нее могли влюбиться товарищи.

Вскоре он стремился чаще видеть девочку. «Была она чистенькая, точно птица пеночка, и прекрасно рассказывала о том, как живут казаки на Дону». Кострома и Чурка всячески пытались превзойти друг друга, они даже дрались. Все из-за Людмилы (девочки). Сказал об этом девочке. Ее обижало это. Она не распутная. А товарищи ее трогали и щипали.

Стало жалко ее. Купил ей леденцов. Вместе читали «Камчадалку». Не нравилась эта книга. А у нее еще несколько частей было. Приходил к девочке, помогал ей стряпать, убирать. «Мы с тобой живем, как муж с женой, только спим порознь. Мы даже лучше живем - мужья женам не помогают...»

Бабушка поощряла их дружбу, только чтобы не баловали. Отец Людмилы ходил баб цеплять. Страшная история про охотника Калинина, будто из гроба встает. Сын лавочницы Валек. Предложил за двугривенный и папиросы ночевать на могиле охотника. Чурка вызвался, но потом испугался. Потом Алеша, обидно было его издевки слушать. Бабушка поддержала. Страшно. Рядом упали обломки кирпича - Валек запугивал. Но от близости людей стало лучше. Думал о матери, она редко наказывала справедливо и по заслугам. Разбудила бабушка. Сказала, что можно признаться, что страшно. «Все надо испытать самому... Сам не научишься - никто не научит...» стало быть Калинин не встает. Людмила смотрела с ласковым удивлением, дед был доволен, а Чурка: «Ему - легко, у него бабушка - ведьма!»
Часть III

Брат Коля умер. Язев отец вырыл могилу дешево. Разрыли могилу матери. «Заглядывая в желтую яму, откуда исходил тяжелый запах, я видел в боку ее черные, влажные доски. Я нарочно двигался, чтобы песок скрыл эти доски». Было очень плохо.

Дед собирался в лес по дрова, взял с собой Алешу и бабушку за травами. Сбежал от деда. С бабушкой хорошо. Провалился в яму, распорол себе бок. Бабушка перевязала раны, приложила травы. Хорошо, что хозяина не было. Часто с бабушкой потом ходили в лес. Бабушка продавала собранное. Лес вызывал у мальчика чувство душевного покоя. Однажды к ней подошел волк. Бабушка прогнала его. Мальчик подумал, что это собака, хотел позвать. Однажды в него попал охотник. Алеша терпеливо относился к боли.

Однажды дед сказал, что Алеше нужно идти в город. Он его пристроил к Матрене, чертежником будет.

Прощался с Людмилой. Сказала, что ее скоро тоже повезут в город, отец хочет, чтобы ее ногу совсем отрезали. Боялась.

Была осень. Алеше хотелось, взять бабушку, Людмилу и пойти с ними по миру.
Часть IV

С хозяином был знаком. Они приходили в гости. «...старший, горбоносый, с длинными волосами, приятен и, кажется, добрый; младший, Виктор, остался с тем же лошадиным лицом и в таких же веснушках. Их мать - сестра моей бабушки - очень сердита и криклива. Старший - женат». Жена хозяина все напоминала, что подарила его матери тальму. Это скоро надоело. Сказал: «Подарила, так уж не хвастайся». «Мне тоже не нравилось, что эти люди - родня бабушке; по моим наблюдениям, родственники относятся друг к другу хуже чужих: больше чужих зная друг о друге худого и смешного, они злее сплетничают, чаще ссорятся и дерутся». Свекровь и сноха каждый день ругались. Много пили и ели. Спал на кухне так, что голове было жарко, а ногам холодно. «Мне было ясно, что хозяева тоже считают себя лучшими в городе, они знают самые точные правила и, опираясь на эти правила, неясные мне, судят всех людей безжалостно и беспощадно. Суд этот вызывал у меня лютую тоску и досаду против законов хозяев, нарушать законы - стало источником удовольствия для меня». Работы много. Ближайшее начальство - бабушка. Молилась яростно. У нее с дедом один бог. Работал охотно, за глаза женщины его даже хвалили, а так ругали.

Молодая хозяйка все донимала с тальмой. «Что же мне за эту тальму шкуру снять с себя для вас?» женщины раскричались. Хозяин обещал отослать к дедушке, будешь, мол, опять тряпичником. Обидно стало, сказал, что взяли в ученики и не учат. Стал учить. На листе бумаги фасад двухэтажного дома с множеством окон и лепниной. Получилось плохо. Нарисовал людей, птиц, вертикальные полосы («дождик идет»).вторая копия вышла лучше. Но решил нарисовать в окнах людей, извозчика. Так веселее. Все же нарисовал, как нужно. Предложил нарисовать план квартиры. Старуху это не устраивало: «Чтобы чужой работал, а брата единого, родную кровь - прочь?» Пришлось пока оставить. Старуха мешала учиться чертежному делу. Безумно любила младшего сына. Тот посылал ее к черту. Она не всегда и обижалась. Думал, что было бы здорово, если бы дедушка на ней женился - она бы его грызла. Вокруг была грубость и разврат. Старуха обо всем знала и всем это грязно рассказывала. Даже хозяин смущался. Говорили вообще неправильно, коверкали слова, что раздражало Алешу. Жилось плохо, но совсем плохо было, когда бабушка приходила. Денег у нее не было, она надеялась, что работу Алеши оплатят. Сестра была груба с нею. Хозяину бабушка нравилась. Она просила мальчика потерпеть годочка два, пока не окрепнет.

Гулять не пускали, но должен был ходить в церковь по субботам и по праздникам. Ему нравилось бывать в церквах. Но иногда прогуливал. Нравилось по улицам ходить. Любил заглядывать в форточки и думать, кто чем живет. Иногда задерживался. Хозяева допрашивали, где был. Они все знали. Было легко поймать на лжи. Если давали деньги, то прогуливал их. Однажды проиграл гривенник, пришлось стащить просфору. Боялся исповеди. Тем более, что разбивал у него калитку камнями. Признался, что просфору воровал, старших не слушался. Запрещенные книги не читал, а остальное не интересовало. Было не только не страшно, но еще и не интересно. Только было любопытно про запрещенные книги. Причаститься не смог. Проиграл. Боялся, что будут спрашивать, но обошлось. К пасхе принесли чудотворную икону. Любил богородицу. И вместо руки поцеловал в губы. Боялся наказания. Украсил стропила. Это всем понравилось. Хозяин дал пятак. Укрепил и повесил на видном месте как медаль за работы. Через день исчезла. Наверное, старуха стащила.
Часть V

Весною убежал. К бабушке не пошел стыдно было. Посоветовали устроиться на корабль посудником. Пришлось идти за бабушкой (паспорта не было). Повар ему не понравился, но от хорошо его накормил. За пароходом на буксире баржа с арестантами. Очень интересовала. Вспоминал, как в детстве плыли в Нижний.

На пароходе повар Смурый, его помощник Яков Иваныч, кухонный посудник Максим, официант Сергей. Яков говорил только про женщин и всегда грязно. Смурый заставлял Алешу читать ему вслух. Книжки плохие. Ссорились часто, но Смурого не трогали. Очень сильный. Их читательские вкусы совсем не сходились. Понравился повару «Тарас Бульба». Даже плакал. Иногда отрывал от работы, чтобы тот ему читал. Максим должен был работать за него. Тот злился и бил посуду.

На корабль сели 2 пьяные. Ночью Сергей подошел и потащил его женить. Пьян был. Подбежал тоже пьяный Максим, потащили вдвоем. Но там стоял Смурый. Недалеко Яков, из рук которого выбивалась девица. Алешу отпустили. «Пропадешь ты в свином стаде, жалко мне тебя, кутенок.

[ 6 ]

Огорчило, но желания читать не убавилось. Задолжал лавочнику огромную сумму в 47 копеек. Он чистил одежду и подумывал уже не взять ли из кармана. Было совестно потому, что однажды, чистив одежду, нашел двугривенный и вспомнил лишь через несколько дней. Вернул. «Этот не украдет, я знаю». Хозяин заметил, что Алеша загрустил и спросил. Мальчик признался и хозяин дал ему полтинник, только чтобы не рассказывал никому. Читал для них «Московский листок». У хозяев память плохая. Ему нравятся стихи, а женщины считают это баловством. Ему уже разрешали читать по ночам, но свечи не давали. «Эти иллюстрации раздвигали предо мною землю все шире и шире, украшая ее сказочными городами, показывая мне высокие горы, красивые берега морей. Жизнь чудесно разрасталась, земля становилась заманчивее, богаче людьми, обильнее городами и всячески разнообразнее». В великий пост читать запретили. «Читая, я чувствовал себя здоровее, сильнее, работал скоро и ловко, у меня была цель: чем скорее кончу, тем больше останется времени для чтения. Лишенный книг, я стал вялым, ленивым, меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость».

Однажды вечером прозвучал удар колокола. Царя убили. За что? Поставил самовар. Старший ребенок стащил кран и стал им играть. Готов ли самовар? «Готов». Старуха била его пучком сосновой лучины. Не очень больно, но осталось много заноз. Спина вспухла. У доктора жаловаться отказался. 42 щепки вытащили. Дома встретили хорошо, просили подробно рассказать, как лечили. «Удивлял меня этот их напряженный интерес к болезням, к боли и ко всему неприятному!».

Читал много. Но в книгах все было иначе. Если кто-то жесток, то понятно, почему он жесток. В жизни люди были необъяснимо жестоки. Снова брал книги у закройщицы. Понравился роман Гонкура, потом «подлинная история маленького оборвыша» Гринвуда. Потом попалась настоящая «правильная» книга «Евгения Гранде». В этих книгах не было злодеев, добряков, были просто люди. Нравился Вальтер Скотт. С закройщицей вкусы не сходились. Ему не нравились книги о любви.

Об этой женщине говорили все хуже. Она не уезжала. Он жалел ее. Весной уехала. Грустил, хотелось еще раз увидеть.
Часть X

В этом же доме поселилась молодая дама с дочкой и матерью. Дама очень красива. Сравнивал с Дианой Пуатье, королевой Марго, Ла-Вальер и другими красавицами - героинями исторических романов. Ее постоянно окружали офицеры. Дочка была также красива. Играл с нею и очень полюбила. Говорила «до завтра».любила слово «завтра». Однажды дама застала его со спящей девочкой на руках. Отобрали. Девочка не засыпала. Его позвали, чтобы он уложил ее спать. Дама хотела ему что-нибудь подарить, но мальчик отказался. Давала читать книги. Басня о Свободе и Палке. Остальное не так интересно. Дала Пушкина «Руслана и Людмилу». Очень нравилось, переписывал в тетрадь. Рассказала ему о Пушкине. Потом Беранже, озорничал. Он стал у хозяев «мальчиком на посылках».

Даму называл Королевой Марго. К ней приходил офицер, играющий на скрипке. «Только песне нужна красота, Красоте же и песни не надо.

Произведение «В людях», написанное советским писателем Максимом Горьким, является автобиографическим. Рассказчик повествует о нелёгкой жизни бедных детей и подростков до революции.

Родители Алёши и Сашей умерли. Мальчики прислуживали в лавке по продаже обуви. Дополнительно Алёша выполнял домашние обязанности в доме хозяина лавки. Подростку жилось нелегко, но он старался выполнять всю работу честно.

Отношения между братьями не складывались, Алёша решил сбежать. Но эта задумка не сбылась. Подросток получил сильный ожог и попал в больницу.

Затем Алёша снова начал жить в доме деда. Подросток сблизился с бабушкой, они часто проводили вместе время.

В семье денег не хватало, и пришлось Алёше устроиться снова прислуживать. Но и там подростку не понравилось. Работа была трудная, Гулять хозяева ему ее разрешали. Подросток сбежал работать на корабль. Здесь Алёша увидел, как не похожи книжные герои на обычных людей. Это открытие опечалило подростка.

Летом Алёша зарабатывал деньги тем, что ловил и продавал птиц. Но с приходом зимы это дело пришлось бросить и снова идти работать на чужих людей. Скрашивало серые будни подростка только общение с взрослой красивой женщиной, которая вызвала у Алёши не только чувство первой влюблённости, но и страсть к чтению стихотворений.

Затем подросток заболел и перестал видеть. Зависимость от других людей оказала сильное влияние на Алёшу. Но, к счастью он скоро выздоровел.

Снова подростку пришлось много работать, и он видел всю подлую сущность людей, как лавочники обворовывали бедняков, скупая у них дорогие книги и старинные иконы за гроши.

Максим Горький ещё раз напоминает читателям, что можно оставаться честным и хорошим человеком даже в сложных жизненных ситуациях.

Картинка или рисунок В людях

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Погодин Время говорит пора

    Шесть часов утра, срабатывают будильники в коммунальной квартире, и все начинают потихоньку собираться на работу. Ребята же остаются спать, так как настала пора летних каникул. Так и остались в коммуналке

  • Краткое содержание Аришка-Трусишка Бианки

    Жила – была на свете Федора, работала она в колхозе. Была у нее дочь, звали ее Арина, люди по - простому прозвали Аришкой – трусишкой. А все вот почему, была Арина очень трусливым ребенком, еще и лентяйкой.

  • Краткое содержание Чехов Иванов (пьеса)

    Основным персонажем произведения является уездный помещик Николай Алексеевич Иванов, представленный писателем в образе образованного тридцати пятилетнего мужчины

  • Краткое содержание Камю Миф о Сизифе

    Работа знаменитого французского писателя и философа Альберта Камю «Миф о Сизифе», написанная в 1942 году, пожалуй, стала одной из самых громких произведений того времени, затрагивающих проблему философии абсурдизма, актуальную и в нынешнее время.

  • Краткое содержание Некрасов Саша

    В центре сюжета мы видим семейство пожилых зажиточных господ, которые воспитывают дочку по имени Саша. Ее родители были открытыми и добродушными людьми, которые презирали угодничество и высокомерие.

Похожие статьи