Пророческая икона Царя Николая II - Странник. Чудотворная Мироточивая икона Царя-мученика Николая II Романова

24.09.2019

Божий Промысел о судьбе России предначертан и непреложен. По предсказаниям святых угодников Божиих, в известный Творцу исторический час, Святая Русь чудесно возродится с Царем Православным во главе. Об этом еще в XVIII веке пророчествовал тайновидец монах Авель. В наши дни вещие глаголы его были подтверждены чудесным обретением давно утраченной древней иконы.

Образ был написан иконописцем Лазарем по воле Императора Павла I и по пророчеству монаха Авеля о последнем Державном Царе России. Послание царствующего Монарха будущему Царю-мученику гласило: "Моему потомку Николаю, в день Иова Многострадального родившемуся, вскрыть в сотую годовщину моей смерти". К посланию была приложена эта икона, написанная в мае 1798 года, за 70 лет до рождения Императора Николая II.

По воле Божией, в смутные годы лихолетья уникальная икона не была уничтожена. Большевики, не зная пророчеств и не придавая образу особого значения, продали его в частную коллекцию. Святыня несколько раз переходила из рук в руки, пока недавно в Москве не умер ее последний владелец-коллекционер. Его квартиру вскоре обокрали и попытались вывезти коллекцию за рубеж. Похитителей задержали, а иконы были конфискованы. Эксперты определили точную дату написания иконы - конец XVIII века. А вот относительно ее стоимости пожали плечами. По мнению их, это была икона-фантазия.

На старинной иконе действительно изображен Царь-мученик Николай II. Налицо явное портретное сходство! Над осененной святым нимбом главой Государя надпись: «Святой великомученик Николай".

На полях иконы традиционно имеются клейма с житием будущего Самодержца и сценами из истории монархии в России. Так изображенный справа всадник на коне символизирует победу России в Отечественной войне 1812 года. Лежащий у полевых шатров поверженный воин на клейме слева пророчески изображает поражение нашего Отечества в Первой мировой войне. В левом нижнем углу изображено, как Царь отдает корону священнослужителю. Это зримое пророчество о том, что именно духовенство в начале ХХ века оказалось причастно к предательскому низвержению монархического строя.

Как известно, уже на третий день после обнародованного заговорщиками отречения Государя, в марте 1917 года, русское священноначалие и духовенство начали возглашать на Литургии взамен исконного: "Боже, Царя храни" - "Боже, храни Временное Правительство", состоявшее из масонов и богоборцев.

В свое время преподобный Серафим Саровский и блаженная Паша Саровская завещали Николаю II самому отречься от Престола. Это также пророчески изображено на иконе за 119 лет до реального исторического события. Подпись гласит: "Предательство".

Внизу справа изображена сцена мученической кончины святого Царя от рук темных сил. Можно рассмотреть подпись: "Расстрелян с семьей". Последнее изображение - могила с надписью: "Захоронен в неизвестном месте"...

Нет сомнений, что обретение этой иконы - явное знамение близости предсказанных времен исполнения желанного русскому сердце пророчества.

В настоящее время историками, общественными деятелями обсуждается вопрос: Достоин ли император Николай 2 носить завние святого царственного мученика? Этот вопрос является спорным, потому что во времена правления Николая 2 было конечно много минусов. Например Ходынка, бессмысленная Русско-Японская война, Кровавое воскресенье (за что император получил прозвище Кровавый) , Ленский расстрел, Первая Мировая и потом Февральская революция. Все эти события уносили из жизни миллионы людей. Но были и плюсы во времена его правления. Население Российской империи выросло со 125 миллионов до 170 , до Первой Мировой шли хорошие темпы экономического роста и т.д. Сам император был слабовольного характера, но был человеком добрым, глубоко верующим, хорошим семьянином. Во времена его правления был канонизирован особо почитаемый святой РПЦ преподобный Серафим Саровский. Его супруга Александра Федоровна вместе с дочерьми во Время Первой Мировой помогали больным и раненным содатам, работали в Царскосельском военном госпитале.
После отречния от престола как известно царская семья была сослана сначала в Тобольск, а после Октябрьского переворота в Екатеринбург где и приняли свою мученическую кончину.
Одни историки, общественные деятели считают что император и царская семья не достоины канонизации: 1.Гибель императора Николая II и членов его семьи не была мученической смертью за Христа, а лишь политической репрессией. 2.Неудачная государственная и церковная политика императора, в том числе такие события как Ходынка, Кровавое Воскресенье и Ленский расстрел и крайне неоднозначная деятельность Григория Распутина.
3.«Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма»
4.Активное движение за канонизацию царской семьи в 1990-е годы носило не духовный, а политический характер.
5.Вызывает глубокое недоумение и пропагандируемая некоторыми сторонниками канонизации ответственность за «тягчайший грех цареубийства, довлеющий над всеми народами России».

Другие считают что император достоин именоватся Святым Царственным страстотерпцем и для этого есть аргументы: 1.Обстоятельства кончины - физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников. 2.Широкое народное почитание царственных страстотерпцев послужило одним из главных оснований для их прославления в лике святых.
3.Свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным мученикам. Речь идёт в них об исцелениях, соединении разобщённых семей, защите церковного достояния от раскольников. Особенно обильны свидетельства о мироточении икон с изображениями Императора Николая II и Царственных мучеников, о благоухании и чудесном проступании на иконных ликах Царственных мучеников пятен кровавого цвета.
4.Личное благочестие Государя: император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Все её члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. За годы его царствования было канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия (в частности, Феодосий Черниговский, Серафим Саровский, Анна Кашинская, Иоасаф Белгородский, Гермоген Московский, Питирим Тамбовский, Иоанн Тобольский).
5.Император Николай Александрович часто уподоблял свою жизнь испытаниям страдальца Иова, в день церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так же, как библейский праведник, он перенёс все ниспосланные ему испытания твёрдо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в последних днях жизни Императора. С момента отречения не столько внешние события, сколько внутреннее духовное состояние Государя обращает на себя наше внимание». Большинство свидетелей последнего периода жизни Царственных мучеников говорят об узниках Тобольского губернаторского и Екатеринбургского Ипатьевского домов как о людях страдавших и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших благочестивую жизнь. «Их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись».
Я считаю, что император и его семья достойны носить звание святого. Потому что вину за События 9 января 1905 года нельзя возлагать на императора. Петиция о рабочих нуждах, с которой рабочие шли к царю, имела характер революционного ультиматума, что исключало возможность её принятия или обсуждения. Решение о недопущении рабочих на площадь Зимнего дворца принял не император, а правительство во главе с министром внутренних дел П. Д. Святополк-Мирским. Министр Святополк-Мирский не снабдил императора достаточной информацией о происходящих событиях, а его сообщения носили успокоительный характер. Приказ войскам об открытии огня также отдал не император, а командующий Санкт-Петербургским военным округом великий князь Владимир Александрович. Таким образом, «исторические данные не позволяют обнаружить в действиях Государя в январские дни 1905 года сознательной злой воли, обращённой против народа и воплощённой в конкретных греховных решениях и поступках». Тем не менее император Николай II не усмотрел в действиях командующего предосудительных действий по расстрелу демонстраций: он не был ни осуждён, ни отстранён от должности. Но он усмотрел вину в действиях министра Святополк-Мирского и градоначальника И. А. Фуллона, которые были отправлены в отставку сразу после январских событий.Вина Николая как неудачливого государственного деятеля не должна рассматриваться: «мы должны оценивать не ту или иную форму государственного устройства, но место, которое занимает конкретное лицо в государственном механизме. Оценке подлежит, насколько то или иное лицо сумело воплотить в своей деятельности христианские идеалы. Следует отметить, что Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу.Отречение от царского сана не является преступлением против церкви: «Характерное для некоторых противников канонизации Императора Николая II стремление представить его отречение от Престола как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана, не может быть признано имеющим сколько-нибудь серьёзные основания. Канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определён в церковных канонах. Поэтому попытки обнаружить состав некоего церковно-канонического преступления в отречении Императора Николая II от власти представляются несостоятельными». Даже наоборот, «Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придаёт его поступку подлинно нравственный характер».Видеть в отношениях Царской Семьи с Распутиным признаки духовной прелести, а тем более недостаточной воцерковленности - нет никаких оснований.
Исходя из всех этих аргументов хочу сказать, что император достоин носить звание страстотерпца, отдавшего свою жизнь за Христа.

Переписав её в энциклопедическом стиле. Спасибо.

Канонизация царской семьи - канонизация Русской Православной Церковью последнего императора Николая Второго и членов его семьи, одно из наиболее неоднозначных деяний РПЦ за всю её историю, вызвавшее крайне отрицательную реакцию значительной части православных верующих, в том числе таких выдающихся деятелей РПЦ как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн , А. И. Осипов и др. Николай II и члены его семьи были прославлены как страстотерпцы. При этом расстрелянные заодно с царской семьёй слуги канонизированы не были.

История прославления

В 1928 году Николай Второй и его семья были причислены к лику святых Катакомбной церкви.

В 1981 году император и его семья были прославлены группой епископов, «именующих себя Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей, не имеющей признания всей Православной Полноты в силу своей антиканоничности» (Из воззвания Архиерейского собора РПЦ, 1990), иначе говоря т. н. Русской Зарубежной Церковью.

В последнее десятилетие XX века в России рядом священнослужителей, симпатизирующих т. н. «Русской Зарубежной Церкви» была развёрнута компания по канонизации теперь уже и Русской Православной Церковью императора и его семьи, а также слуг. Против канонизации выступили многие видные представители РПЦ, в том числе митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) . В результате Архиерейский Собор в 1997 году отказался канонизировать бывшего государя. По мнению одного из видных противников канонизации Николая II профессора Московской духовной академии А. И. Осипова нравственный облик и масштаб личности Николая II ни в коей мере не соответствовали таковым общецерковных святых подвижников.

Однако давление на РПЦ со стороны сторонников канонизации возрастало. В радикальных монархических и псевдоправославных кругах в отношении Николая II употребляется даже эпитет «искупитель». Это проявляется как в письменных обращениях, направлявшихся в Московскую патриархию при рассмотрении вопроса о канонизации царской семьи, так и в неканонических акафистах и молитвах: «О пречудный и преславный царю-искупителю Николае». Однако на собрании московского духовенства патриарх Алексий II однозначно высказался о недопустимости подобного, заявив что «если он увидит в каком-нибудь храме книги, в которых Николай II именуется Искупителем, то будет рассматривать настоятеля этого храма как проповедника ереси. У нас один Искупитель - Христос».

В соответствии с очередным решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 20 августа 2000 года Николай II, царица Александра Фёдоровна, цесаревич Алексeй, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

Доводы против канонизации

  • Гибель императора Николая II и членов его семьи не была мученической смертью за Христа, а лишь политической репрессией.
  • Неудачная государственная и церковная политика императора, в том числе такие события как Ходынка , Кровавое Воскресенье и Ленский расстрел .
  • Крайне неоднозначная деятельность Григория Распутина .
  • Отречение миропомазанного царя от престола следует рассматривать как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана.
  • «Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма».
  • Активное движение за канонизацию царской семьи в 1990-е годы носило не духовный, а политический характер.
  • Профессор МДА А. И. Осипов : «Ни святой Патриарх Тихон, ни святой митрополит Петроградский Вениамин, ни святой митрополит Крутицкий Пётр, ни святой митрополит Серафим (Чичагов), ни святой архиепископ Фаддей, ни святой архиепископ Иларион (Троицкий), который, без сомнения, вскоре будет причислен к лику святых, ни другие ныне прославленные нашей Церковью иерархи, новомученики, знавшие значительно больше и лучше, чем мы теперь, личность бывшего Царя - никто из них ни разу не высказал мысли о нём, как святом страстотерпце (а в то время об этом ещё можно было заявить во весь голос)».
  • Вызывает глубокое недоумение и пропагандируемая некоторыми сторонниками канонизации ответственность за «тягчайший грех цареубийства, довлеющий над всеми народами России».

Давление на РПЦ со стороны сторонников канонизации в период между первым и вторым архиерейскими соборами

Вопрос о канонизации слуг

Наглядное сопоставление личности Николая II с личностями некоторых других прославленных РПЦ

Доводы за канонизацию в ином лике

Иудеи удовлетворены тем, что Царская семья Романовых возведена в сонм страстотерпцев, не мучеников, обратите внимание, а именно страстотерпцев. В чем разница? Чин мученика есть подвиг смерти за Христа от рук иноверных. Страстотерпцами признаются те, кто принял мучение от своих, единоверных христиан. По страстотерпческому чину канонизации получается, что Государь с Семьей умучены своими же единоверными христианами. Вот если бы Архиерейский Собор признал очевидное, что Царь умучен до смерти иноверцами, иудеями, тогда бы он был не страстотерпцем, а великомучеником. Вот чем удовлетворены евреи, вот что они имеют в виду, когда предъявляют Московской Патриархии ультиматум: «Очень важно, чтобы решение о канонизации в том виде, в каком оно было принято Собором, стало известно самому широкому кругу мирян и священнослужителей».

У чудотворного мироточивого образа Царя-мученика Николая II есть хранитель — московский врач-хирург Олег Иванович Бельченко. Путешествует с ней по храмам и монастырям, когда позволяет плотный график работы, в другое время ему помогают люди, опекающие образ. На деньги частных благотворителей печатаются небольшие бумажные иконы, а выручка от их распространения идет на изготовление больших икон, которые Олег Иванович дарит храмам с надеждой, что в каждом храме скоро появится своя икона Государя.

Олег Иванович, расскажите, пожалуйста, историю написания иконы Царя-мученика Николая.

Печальный парадокс ХХ века: икона последнего российского императора мученика Николая II была написана по другую сторону океана, в Соединенных Штатах Америки, еще до прославления Государя в России.

И с этим событием связана удивительная история. Шел 1997 год. Русской эмигрантке Ие Дмитриевне Шмит, в девичестве Подмошенской, приснился сон, в котором она увидела икону, изображавшую Императора мученика Николая II в великокняжеском одеянии. За несколько дней до этого женщина получила небольшое наследство и собиралась внести лепту на благое дело. По пробуждении вопрос, на что пожертвовать деньги, был для нее решен. Она попросила иконописца Павла Николаевича Тихомирова, живущего в Калифорнии, написать увиденную ею икону. Вместе они начали изучать фотографии Николая II в поисках сюжета и такого же выражения лица, что и во сне. Царь должен был быть в шапке Мономаха, со скипетром и державой.

Слева на иконе изображен праведный Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Николай II, справа — небесный покровитель Государя святитель Николай Чудотворец. А внизу надпись: «Сия святая икона написана к прославлению Царя-мученика в России». А было это за несколько лет до канонизации Царственных Мучеников.

Сама икона и по сей день хранится дома у Ии Дмитриевны. Литографии же, сделанные с нее, она стала продавать, чтобы помочь русским людям, попавшим за границей в трудное положение.

А как образ появился в России?

Несколько изображений привез с собой игумен Герман (Подмошенский), родной брат Ии Дмитриевны. Одна из цветных литографий иконы попала в Свято-Никольскую богадельню в Рязани. Она была вставлена в киот и висела за свечным ящиком. Там я впервые и увидел этот образ. В тот весенний день я помогал своему товарищу привозить в богадельню коробки с духовной литературой. Книги передавались безвозмездно, и в благодарность нам с другом вручили по такой же литографии. Случилось это 15 марта 1997 года — ровно восемьдесят лет спустя после того, как Государя заставили подписать акт об отречении.

Полтора года литография иконы Государя хранилась у меня дома. Но постепенно я начал замечать изменения, происходящие с ней. Сначала под правым глазом Царя появилось пятно — будто это была кровь, затем такое же пятно появилось и под левым глазом. Краски потихоньку менялись. Я обратился к священнику, и тот подсказал отнести образ в церковь. Я так и поступил. 6 сентября 1998 года я принес образ в храм Сретенского монастыря, прихожанином которого являлся. Положить полиэтиленовый пакет, в котором была икона, на стол я не смог, поэтому держал его в руках.

В те годы Государь еще не был прославлен, но тут, совершенно неожиданно для меня, священник попросил хор пропеть тропарь Царю-мученику… Люди в храме стали оборачиваться и смотреть в мою сторону. А я не мог понять, что происходит. Оказалось, что c пением тропаря по храму разнеслось благоухание. А из-за насморка я был единственным, кто не ощутил его.

После службы я достал литографию, и благоухание только усилилось. Пакет прихожане разделили на кусочки между собой — и сейчас, спустя годы, эти лоскутки продолжают источать запах. Все были потрясены, а батюшка сказал: «Давайте мы у себя в алтаре подержим эту икону, а потом посмотрим, что делать».

Я обрадовался. Конечно же, икона Государя должна находиться в алтаре. Но, повторюсь, тогда Царственные Мученики еще не были прославлены в лике святых. Через три недели я спросил батюшку: «Она по-прежнему благоухает?» «Да, благоухает», — ответил он. «И что же дальше будет? Может быть, на аналой ее выставить или мне всё-таки ее забрать?» Батюшка с кем-то посоветовался и сказал: «Забирайте».

И образ стал переходить из храма в храм, путешествуя по России?

Да. В то время в Москву приехал иеросхимонах Рафаил (Берестов). Я подошел к нему с просьбой: «Батюшка, определите судьбу этой иконы. Если велите отнести в какой-нибудь храм, отнесу, велите дома держать — буду дома держать».

Отец Рафаил долго смотрел на литографию, а потом ответил: «Это такой вид мироточения. Капелька не успевает образоваться, испаряется, но запах остается. Ты не волнуйся, она еще замироточит, и зримо». Потом заметил: «Ты не спеши определять ее в какой-нибудь храм. Государь пока не канонизован. Но тебе Господь подскажет, что делать с ней. А если ты хочешь услышать мой совет, то носи ее по храмам и там, где согласятся ее возложить на аналой, на время оставляй». Почти слово в слово этот совет повторили потом протоиерей Николай Гурьянов и архимандрит Кирилл (Павлов): там, где будет поклонение верующих, оставляйте образ.

Так по благословению иеросхимонаха Рафаила чудотворная литография иконы начала свое путешествие по храмам и монастырям. Более чем в 20 епархиях принимали образ Царя-мученика до его прославления на Архиерейском соборе 2000 года.

Икона стала переходить из храма в храм. Поначалу занесли ее в Новодевичий монастырь, где тогда настоятельницей была матушка Серафима (Чичагова). Когда я забирал образ, то забыл в обители дипломат. Подходя к метро, одна из моих спутниц сказала: «Происходит что-то необычное. За тобой тянется шлейф благоухания». Мороз был сильнейший. Мы остановились, вынули литографию из пакета и увидели, что ее чехольчик весь пропитан миром. Тут нас догнала монахиня, и первые ее слова были такими: «Я шла по запаху, благоухает от монастыря» Затем она отдала мне дипломат.

Когда началось зримое мироточение?

Какое-то время образ хранился у одной прихожанки, моей знакомой. 7 ноября 1998 года я зашел к ней и увидел, как по иконе текла капля мира янтарного цвета… Сбылись слова отца Рафаила, что миро будет истекать зримо. Оно по непонятной причине истекало не сразу сверху вниз, а сначала по горизонтали, против всех законов земного притяжения.

Приехал знакомый монах с Соловецкого подворья и, собрав несколько капель, сказал: «Сегодня будет всенощная, я смешаю это миро с маслицем и буду им помазывать».

Спустя неделю образ был принят в храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Почти ежедневно литография мироточила, перед ней читались акафисты, и так продолжалось несколько месяцев. 28 февраля 1999 года — это был день Торжества Православия — состоялось перенесение образа в храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах. Принять его с великой радостью согласился протоиерей Александр Шаргунов. Принимали образ с колокольным звоном, постелили ковровую дорожку до ворот. В этот день мироточил он особенно сильно. Весь приход был един в своей молитве, душа пела от радости. Когда во второй раз привезли образ Царя-мученика Николая в этот храм, то очередь желающих приложиться к нему начиналась у метро «Третьяковская». Москвичи знают — это не маленькое расстояние.

Известны ли Вам случаи исцелений от мироточивой иконы Царя-мученика Николая?

Да, и их довольно много. Я лично знаком с одним человеком, получившим по молитве своей исцеление. Об образе стали рассказывать православные радиостанции. Тогда и услышал о нем полковник в отставке, в прошлом руководитель кафедры одного из военных вузов Москвы Александр Михайлович Вытягов. Во время Великой Отечественной войны он получил множество ранений, со временем ослеп и последние пятнадцать лет ничего не видел.

По просьбе Вытягова родные возили его по храмам вслед за иконой Царя Николая. А когда образ приняли в храме Троицы Живоначальной в Хохлах, попросил подвести его к настоятелю — протоиерею Алексию Уминскому и обратился к священнику со словами: «Батюшка, я верю, эта иконка меня исцелит». Отец Алексий просто, без промедления ответил: «По вере вашей и дано будет». Подвел Вытягова к иконе и накрыл его голову рушником, пропитанным миром. Военный потом вспоминал: «Какую молитву я при этом читал — не помню». Но только на следующее утро он проснулся, оглядел комнату и закричал: «Я вижу!», да так громко, что к нему сбежались все домашние.

Это было первое исцеление от этого образа, совершившееся по молитве к Государю. Мне Вытягов впоследствии говорил при встрече: «Я верю, что в скором времени и очки сниму».

Чудес исцеления также много свершалось в Украине. Однажды к образу Царя-мученика привезли женщину с огромным животом. Эта болезнь называется асцит: жидкость скапливается в брюшной полости. Она тяжело дышала, задыхалась. После того, как приложилась к иконе — живот у нее опал. Куда делась жидкость — непонятно было даже врачам. Женщину перестали мучить боли, и она очень тихо и спокойно умерла, благодаря Бога за дарованное перед смертью облегчение ее страданий.

Еще одна история. У мужчины была высокая температура и отнималась рука. По этой причине долгое время он находился дома на больничном. Но когда приложился к чудотворному образу — то почувствовал себя здоровым, и уже на следующий день отправился на работу.

Расскажите, пожалуйста, о путешествиях чудотворного образа.

Удивительно, но чаще всего нас приглашали туда, куда хотел поехать Государь в своей земной жизни, но так и не успел. И все путешествия проходили с Божией помощью. За это время чудотворный образ облетел на самолете всю Россию, Украину и Белоруссию, побывал в Греции, Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Сербии, Македонии и даже на Святой Горе Афон.

В 2002 году образ Государя посетил Екатеринбург. Еще в недостроенном тогда храме-на-Крови прошла Всенощная. Когда мы возвращались с Литургии в Екатеринбурге, то заехали в Алапаевск, а затем и в Верхотурье. В этом городе подле монастыря есть одно очень красивое здание. Оказалось, что дом этот специально строили для Государя, и только Первая Мировая война помешала ему прибыть в Верхотурье и поклониться святым мощам Симеона Верхотурского…

Узнав о мироточении чудотворного образа Царя Николая, меня стали приглашать во многие страны. Первой была Финляндия. Но тогда я не поехал из-за страха навсегда потерять икону для России. Копии было сделали без разрешения иконописца, следовательно, с нарушением закона об авторском праве. Это очень печалило. Затем последовало приглашение во Францию. И тогда я созвонился с Ией Дмитриевной Шмит. Между нами состоялся разговор. Я произнес по телефону: «Я боюсь ехать за границу, ведь копии с иконы были сделаны без вашего разрешения. А значит, по закону образ смогут отобрать. И мне страшна даже мысль, что в России православные христиане ее больше никогда не увидят».

На другом краю света Ия Дмитриевна произнесла в трубку: «Ничего не бойтесь. Когда я узнала о чудотворной литографии с моей иконы, то вначале испытала чувство ревности. А потом поняла, что произошло великое чудо. Обязательно позвоните мне, когда приедете во Францию. Я хочу приложиться к чудотворному образу». Мы встретились во Франции, в Париже в храме Русской Православной Зарубежной Церкви в честь Всех святых в России просиявших.

В Германии литография была в Дармштадте вместе с отцом Александром Шаргуновым, настоятелем храма Николая Чудотворца в Пыжах. Город Дармштадт — родина супруги императора Александра II Марии Александровны (урожденной принцессы Максимилианы Вильгельмины Марии Гессенской), а также святых сестер императрицы Александры Феодоровны и великой княгини Елисаветы Феодоровны (урожденных принцесс Гессен-Дармштадтских). Там находится удивительной красоты православный храм в честь святой Марии Магдалины. Он стоит на русской земле. Государь Николай II повелел привезти земли из России и только на ней строить русский храм.

Промыслительно, что Государь своим чудотворным образом начал визит в Белоруссию с города Могилева. Именно здесь он прощался с армией. Именно здесь началась Голгофа последнего русского Императора, трагически закончившаяся в Екатеринбурге.

В Могилев нас пригласил архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим. Сам владыка не смог принять чудотворный образ, так как только что перенес операцию и находился в хирургическом отделении в Минске. Но группа, привезшая литографию, навестила его в больнице. В палате был отслужен молебен. Прощаясь с иконой Государя, владыка приложился к чудотворному образу. И он замироточил в руках архипастыря.

В Спасо-Преображенском Валаамском монастыре также с трепетом ждали мироточивый образ. Катер медленно причаливал к монастырской пристани. Уже на подходе к Никольскому скиту я и мои спутники услышали торжественный звон колоколов Валаамского монастыря. Весь берег заполнили встречавшие чудотворный образ Государя Императора паломники, жители острова Валаам, насельники во главе с игуменом Северного Афона архимандритом Панкратием.Крестным ходом икона Царя Николая была перенесена в Спасо-Преображенский собор. Весь храм запел молитву Святому Духу. Образ дивно благоухал — волны благоухания буквально заполняли собор. В течение длительного времени собравшиеся в храме прикладывались к иконе.

По благословению отца Панкратия мироточивый образ посетил практически все скиты. Молебны и акафисты при большом стечении молящихся совершались везде, куда переносилась икона. Пребывание чудотворного образа в скитах сопровождалось мироточением или самого образа Царя-мученика, или же мироточили храмовые иконы. Пребывание на Северном Афоне закончилось крестным ходом на катере по воде вокруг Валаамского архипелага. Так Государь Император Николай II впервые посетил этот благословенный монастырь — своим чудотворным, мироточивым образом, от которого уже многие получили исцеление и многие тысячи скорую помощь и утешение.

Вы говорили, что образ побывал даже на Афоне.

Государь Николай II очень хотел посетить Афон. Однако не смог воплотить свою мечту в жизнь по целому ряду обстоятельств. Но его образ дважды побывал на Святой Горе. Священник, который нес икону, несмотря на то, что было тяжело взбираться на гору, не захотел, чтобы кто-то другой его сменил. Относился к пути, как к личному послушанию. Из двадцати афонских монастырей за две поездки посетили семнадцать. Когда мы приехали в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, образ сначала поставили в келье. Войдя, один из монахов узнал лик Государя — и его тот час же с почетом перенесли в храм.

В сербском монастыре Хиландар произошла похожая история. Мы ушли на службу, а икону оставили в келье. Она снова замироточила. И наместник монастыря попросил перенести образ в храм. Со всех послушаний приходили монахи и смотрели, как образ Царственного мученика мироточит.

Мы заходили даже на самую вершину горы Афон. Русскими паломниками была организована служба, образ мироточил…

Расскажите, пожалуйста, о «крестном перелете» над Россией.

В июне 1999 года образ Царя Николая вместе с другими чудотворными иконами облетел по благословению патриарха Алексия II границы бывшей Российской империи. Самолет прошел над Минском, Киевом, Крымом, Чечней, Новосибирском и Камчаткой. Впервые крестный ход вдоль границ России был совершен не по земле или воде, а по воздуху. Но его воплощению предшествовала удивительная история. В 1997 году Сергей Александрович Матвеев получил от старца Николая Гурьянова благословение совершить на самолете крестный ход по границам России. Это важное для православного мира событие подготавливалось целых два года. Маршрут полета тщательно согласовывался с Министерством обороны, компанией «Аэрофлот» и другими организациями. Самое трудное, с чем столкнулся организатор крестного хода — это поиск средств, необходимых для полета. Отчаявшись, Сергей Александрович уже собирался снова ехать к отцу Николаю на остров Залит, чтобы он снял с него невыполнимое благословение. Но ситуация сложилась промыслительно. 19 мая 1997 года, в день рождения Государя Императора Николая II, Сергей Александрович попал на крестный ход и был свидетелем мироточения нашей иконы Государя. Впечатлившись душою, он внес мироточивый образ в списки святынь — участников облета.

Лишь после этого неожиданно появились необходимые средства на осуществление идеи. Через два дня нужную сумму пожертвовал один русский предприниматель.

На протяжении всего воздушного путешествия над границами постоянно происходили чудеса. Крестный ход в небе хоть и был благословлен Святейшим Патриархом и старцем Николаем Гурьяновым, но совершался без широкой огласки. И о полете мало кто знал. Любой аэропорт — закрытое учреждение, посторонних туда не пускают. И первыми, кто видел чудотворный образ Царя Николая, были работницы аэропорта. Не зная ничего о нем, они заходили — и тут же начиналось благоухание и мироточение. Когда они уходили, всё прекращалось. Так происходило каждый раз. Самолет пролетел Саратов, Волгоград, Омск, Новосибирск.

Когда мы остановились в Анадыре, к образу шел непрерывный поток людей с 9 часов вечера и до 2 часов ночи. До сих пор остается загадкой: как они узнали о появлении икон в их городе.

В небесном пути святынь по границам России совершилось немало чудес. Одно из них даже было заснято и показано по телевидению. Во время облета часть икон выставлялась в иллюминаторы. И только над образом Государя образовалась ледяная корона. Все остальные стекла были прозрачными. Икона Российского Государя была поставлена в полусферическом иллюминаторе, это было наиболее удобное для нее место. В какой-то момент иллюминатор замерз, и на стекле образовался причудливый рисунок из кристалликов льда, напоминающий звезду с симметричными углами, расходящимися от образа в разные стороны. Украшение, словно необыкновенная корона, состояло из 12 лучей, по три с каждой стороны. Впоследствии пилот говорил, что за пять лет своей летной карьеры ничего подобного не видел.

Олег Иванович, кем для Вас является Государь мученик Николай?

Я убежден, что сейчас Государь является одним из самых великих ходатаев перед Господом за Землю Русскую. Будучи хранителем его чудотворного образа, я много прочитал книг о жизни Царской Семьи. И чем больше читал, тем больше удивлялся неподдельной деликатности, благородству и духовности Николая II.

Есть одно историческое воспоминание. Всю почту Государь читал сам. И вот одна бедная вдова, потерявшая супруга и кормильца на войне, написала ему письмо, в котором поведала, что остались дети, а пенсия совсем маленькая. Тогда Государь спросил министра финансов: «Можем ли мы поднять несчастной женщине пенсию?» Тот ответил, что нет. Тогда Государь сказал: «Возьмите от меня». К слову, всего лишь несколько рублей осталось у него после смерти на счете в банке Лондона…

У Царя Николая была широкая душа. И после своей мученической кончины, просияв в лике святых, он продолжает помогать людям, с верою и молитвой обращающимся к нему.

20 августа 2000 года в Храме Христа Спасителя в Москве в присутствии глав и представителей всех Православных Автокефальных Церквей состоялось прославление Царской Семьи в полном составе. Деяние о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века гласит: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке».

Оснований к пересмотру решения Русской Православной Церкви (РПЦ) нет никаких, однако, дискуссии в российском обществе о том, считать ли последнего Императора Российской империи святым, продолжаются до сего дня. Заявления о том, что, дескать, РПЦ «ошиблась», причислив Николая II и его семью к лику святых, далеко не редкость. Аргументы противников святости последнего Государя Российской империи основываются на типичных мифах, в большинстве своем созданных советской историографией, а иногда и откровенными антагонистами Православия и независимой России как великой державы.

Сколько бы ни выходило прекрасных книг и статей о Николае II и Царской Семье, представляющих собой документально обоснованные исследования профессиональных историков, сколько ни снималось бы документальных фильмов и передач, многие почему-то остаются верны негативной оценке как личности Царя, так и его государственной деятельности. Не внимая новым научным историческим открытиям, такие люди упрямо продолжают приписывать Николаю II «слабый, безвольный характер» и неспособность руководить государством, обвинять его в трагедии Кровавого воскресенья и расстрелах рабочих, в поражении в русско-японской войне 1904-1905 гг. и вовлечении России в Первую мировую войну; заканчивается это все обвинением Церкви в том, что она причислила Царскую Семью к лику святых, и угрозой, что она, РПЦ, «еще об этом пожалеет».

Некоторые обвинения откровенно наивны, если не смешны, например: «в правление Николая II умерло столько-то человек и велась война» (есть периоды в истории, когда никто не умер? Или войны велись только при последнем Императоре? Почему не приводятся сравнения статистических показателей с другими периодами русской истории?). Другие обвинения свидетельствуют о крайнем невежестве их авторов, которые строят свои умозаключения на базе бульварной литературы типа книг А. Бушкова, псевдоисторических романов Э. Радзинского или вообще каких-то сомнительных интернет-статеек неизвестных авторов, полагающих себя историками-самородками. Хотелось бы обратить внимание читателей «Православного вестника» на необходимость критически относиться к такого рода литературе, под которой подписываются, если подписываются вообще, неизвестные люди, с непонятной профессией, образованием, кругозором, умственным и тем более духовным здоровьем.

Что касается Русской Православной Церкви, то ее руководство состоит из людей не только способных логически мыслить, но и обладающих глубокими гуманитарными и естественнонаучными знаниями, имеющих, в том числе, и профессиональные светские дипломы по разным специальностям, поэтому не стоит торопиться с утверждениями о «заблуждениях» РПЦ и видеть в православных иерархах каких-то религиозных фанатиков, «далеких от реальной жизни».

В этой статье приводится ряд наиболее распространенных мифов, которые можно было встретить еще в старых учебниках советского периода и которые, несмотря на свою полную безосновательность, до сих пор повторяются в устах некоторых людей в силу их нежелания знакомиться с новыми исследованиями современной науки. После каждого мифа приводятся краткие доводы для опровержения, которые было решено по просьбе редакции не обременять многочисленными громоздкими ссылками на исторические документы, поскольку объем статьи очень ограничен, и «Православный Вестник», все-таки, не относится к историко-научным изданиям; однако заинтересовавшийся читатель и сам без труда найдет указания на источники в любой научной работе, тем более, что таковых за последнее время выходит огромное количество.

Миф 1

Царь Николай II был мягким и добрым семьянином, интеллигентом, получившим хорошее образование, умелым собеседником, но безответственным и абсолютно непригодным для столь высокой должности человеком. Им помыкала его жена Александра Федоровна, немка по национальности, а с 1907г. старец Григорий Распутин, оказывавший неограниченное влияние на царя, смещавший и назначавший министров и военачальников.

Если почитать мемуары современников Императора Николая II, русских и иностранцев, разумеется, в годы советской власти не публиковавшиеся и на русский язык не переводившиеся, то мы встречаем описание Николая II как человека доброго, великодушного, но далеко не слабого. Например, президент Франции Эмиль Лубэ (1899-1806) считал, что под видимой робостью царь имел сильную душу и мужественное сердце, а также всегда задолго продуманные планы, осуществления которых медленно достигал. Николай II обладал необходимой для тяжелого царского служения силой характера, к тому же, по мнению Митрополита Московского (с 1943 года - Патриарха) Сергия (1867-1944), через помазание на российский престол ему была дана невидимая сила свыше, действующая к возвышению его царских доблестей. Многие обстоятельства и события его жизни доказывают наличие твердой воли у Императора, что заставило близко знающих его современников считать, что «у Государя была железная рука, и многих только обманывала надетая на ней бархатная перчатка».

Николай II получил настоящее военное воспитание и образование, всю жизнь чувствовал себя военным, что сказывалось на его психологии и на многом в его жизни. Государь в качестве Верховного главнокомандующего русской армии сам, без влияния каких-либо «добрых гениев», принимал абсолютно все важные решения, способствовавшие победоносным действиям.

Совершенно необоснованно мнение, согласно которому русской армией руководил Алексеев, а Царь находился на посту Главнокомандующего ради проформы, что опровергается телеграммами самого Алексеева.

Что же касается отношений Царской Семьи с Григорием Распутиным, то, не вдаваясь здесь в детали крайне неоднозначных оценок деятельности последнего, нет никаких оснований видеть в этих отношениях признаки какой-либо зависимости или духовной прелести Царской Семьи. Даже Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства, состоявшая из юристов-либералов, настроенных резко отрицательно против Государя, династии и монархии как таковой, была вынуждена признать, что никакого влияния на государственную жизнь страны Г. Распутин не оказывал.

Миф 2

Неудачная государственная и церковная политика Императора. В поражении в русско-японской войне 1904-1905 гг. виноват именно Император, не сумевший обеспечить эффективность и боеспособность российской армии и флота. Своим упорным нежеланием проводить необходимые экономические и политические реформы, а также вести диалог с представителями граждан России всех сословий, император «вызвал» революцию 1905-1907 гг., которая, в свою очередь, привела к сильнейшей дестабилизации российского общества и государственной системы. Он же втянул Россию в Первую мировую войну, в которой потерпел поражение.

На самом деле, при Николае II Россия переживала небывалый период материального расцвета, накануне Первой мировой войны ее экономика процветала и росла самыми быстрыми темпами в мире. За 1894-1914 гг. госбюджет страны вырос в 5,5 раза, золотой запас - в 3,7 раза, российская валюта была одной из сильнейших в мире. При этом государственные доходы росли без малейшего увеличения налогового бремени. Общий рост российской экономики даже в тяжелые годы Первой мировой войны составлял 21,5%. Профессор Эдинбургского университета Чарльз Саролеа, посещавший Россию до и после революции, полагал, что русская монархия была самым прогрессивным правительством в Европе.

Император много сделал для подъема обороноспособности страны, усвоив тяжелые уроки русско-японской войны. Одним из наиболее значимых его деяний было возрождение русского флота, которое произошло против воли военных чиновников, но спасло страну в начале Первой мировой войны. Самым трудным и самым забытым подвигом Императора Николая II было то, что он в невероятно тяжелых условиях довел Россию до порога победы в Первой мировой войне, однако, его противники не дали ей переступить через этот порог. Генерал Н.А. Лохвицкий писал: «Девять лет понадобилось Петру Великому, чтобы Нарвских побежденных обратить в Полтавских победителей. Последний Верховный Главнокомандующий Императорской Армии - Император Николай II сделал ту же великую работу за полтора года, но работа его была оценена и врагами, и между Государем и его Армией и победой «стала революция». Военные таланты Государя были в полной мере раскрыты на посту Верховного главнокомандующего. Россия определенно стала выигрывать войну, когда наступил триумфальный 1916 год Брусиловского прорыва, с планом которого были не согласны многие военачальники, и на котором настоял именно Государь.

Следует отметить, что Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу и сделал все от него зависящее: сумел подавить страшную по мощи революцию 1905 г. и оттянуть триумф «бесов» на целых 12 лет. Благодаря его личным усилиям был достигнут коренной перелом в ходе русско-германского противостояния. Будучи уже в плену у большевиков, он отказался одобрить Брестский мир и тем самым спасти себе жизнь. Он достойно жил и достойно принял смерть.

В отношении церковной политики Императора, необходимо учесть, что она не вышла за рамки традиционной синодальной системы управления Церковью, и именно в царствование Императора Николая II прежде официально безмолвствовавшая в течение двух столетий по вопросу о созыве Собора церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора.

Миф 3

В день коронации Императора 18 мая 1896 г. в при раздаче подарков в давке на Хо-дынском поле погибли более тысячи человек и более тысячи получили тяжелые увечья, в связи с чем Николай II получил прозвище «Кровавый». 9 января 1905 г. произошел расстрел мирной демонстрации рабочих, протестовавших против условий жизни и труда (убито 96, ранено 330 человек); 4 апреля 1912 г. состоялся Ленский расстрел рабочих, протестовавших против 15-часового рабочего дня (убито 270, ранено 250 человек). Вывод: Николай II был тираном, который уничтожал русский народ и особенно ненавидел рабочих.

Самым главным показателем эффективности и нравственности власти и благополучия народа является рост населения. С 1897 года по 1914 год, т.е. всего за 17 лет, он составил фантастическую цифру в 50,5 миллионов человек. С тех пор, согласно статистическим данным, Россия теряла и продолжает терять в среднем около 1 миллиона в год умерших, плюс погибшие в результате многочисленных организованных правительством акций, плюс аборты, убиенные дети, число которых в XXI веке перевалило за полтора миллиона в год. В 1913 году рабочий в России зарабатывал 20 золотых рублей в месяц при стоимости хлеба 3-5 копеек, 1 кг говядины - 30 копеек, 1 кг картофеля - 1,5 копеек, и подоходном налоге - 1 рубль в год (самый низкий в мире), что и давало возможность содержать многодетную семью.

С 1894 года по 1914 год бюджет народного образования увеличился на 628%. Возросло число школ: высших - на 180%, средних - на 227%, женских гимназий - на 420%, народных школ - на 96%. В России ежегодно открывалось 10000 школ. Российская империя переживала расцвет культурной жизни. В период царствования Николая II в России выпускалось больше газет и журналов, чем в СССР в 1988 году.

Вину за трагические события Ходынки, Кровавого воскресенья и Ленского расстрела, разумеется, нельзя взваливать непосредственно на Императора. Причиной давки на Ходын-ском поле стала… жадность. В толпе прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит, в результате чего народ ринулся к временным деревянным строениям с такой силой, что даже 1800 полицейских, специально отряженных для соблюдения порядка во время празднеств, не смогли сдержать натиск.

Согласно последним исследованиям, события 9 января 1905 года были провокацией, организованной социал-демократами с целью вложить в уста рабочих определенные политические требования и создать впечатление народного протеста против существующей власти. 9 января рабочие от Путиловского завода с иконами, хоругвями и царскими портретами двинулись крестным ходом к Дворцовой площади, переполненные радостью и совершая молитвенные песнопения, чтобы встретиться со своим Государем и поклониться ему. Встреча с ним была обещана им организаторами-социалистами, хотя последние отлично знали, что Царя нет в Петербурге, еще вечером 8 января он уехал в Царское Село.

Люди собрались на площади в назначенный час и ждали, когда на встречу к ним выйдет Царь. Время шло, Государь не появлялся, и в народе стали расти напряженность и волнение. Неожиданно провокаторы начали стрелять из чердаков домов, подворотен и других укрытий по жандармам. Жандармы открыли ответный огонь, среди народа возникла паника и давка, в результате чего было убито по разным оценкам от 96 до 130 человек, ранено от 299 до 333 человек. Государя глубоко потрясла весть о «кровавом воскресенье». Он распорядился выделить 50000 рублей на пособия семьям пострадавших, а также созвать комиссию для выяснения нужд рабочих. Таким образом, Царь не мог дать приказ о расстреле мирных граждан, в чем его обвиняли марксисты, так как его просто не было в тот момент в Петербурге.

Исторические данные не позволяют обнаружить в действиях Государя никакой сознательной злой воли, обращенной против народа и воплощённой в конкретных решениях и поступках. История сама красноречиво свидетельствует о том, кого действительно надо назвать «кровавыми» - врагов Российской державы и православного Царя.

Теперь о Ленском расстреле: современные исследователи связывают трагические события на Ленских приисках с рейдерством - деятельностью по установлению контроля над приисками двух конфликтующих акционерных кампаний, в ходе которой представители русской управляющей компании «Лензото» спровоцировали забастовку в попытке не допустить фактического контроля над приисками со стороны правления британской компании «Lena Goldfields». Условия труда горнорабочих Ленского золотопромышленного товарищества были следующими: размер заработной платы был существенно выше (до 55 рублей), чем в Москве и Санкт-Петербурге, рабочий день согласно договору найма составлял 8-11 часов (в зависимости от графика смен), хотя в реальности он, действительно, мог длиться до 16-ти часов, поскольку по окончании рабочего дня разрешались старательские работы по поиску самородков. Поводом для забастовки послужила до сих пор неоднозначно оцениваемая исследователями «история с мясом», а решение открыть огонь было принято жандармским ротмистром, и уж никак не Николаем II.

Миф 4

Николай II легко согласился на предложение правительства отречься от престола, нарушив тем самым свой долг перед Отечеством и предав Россию в руки большевиков. Отречение миропомазанного царя от престола к тому же следует рассматривать как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана.

Здесь следует, наверное, начать с того, что современные историки вообще подвергают большому сомнению сам факт отречения Царя от престола. Хранящийся в Государственном архиве Российской Федерации документ об отречении Николая II представляет собой напечатанный на машинке листок, внизу которого расположена подпись «Николай», написанная карандашом и обведенная, очевидно, через оконное стекло, ручкой. Стиль текста совершенно не похож на стиль других документов, составленных Императором.

Контрассигнирующая (заверяющая) надпись Министра Императорского Двора графа Фредерикса на отречении также сделана карандашом, а затем обведена ручкой. Таким образом, этот документ вызывает серьезные сомнения в его подлинности и позволяет многим историкам сделать вывод, что Самодержец Всероссийский Государь Император Николай II никогда не составлял отречение, не писал его от руки и не подписывал.

В любом случае само отречение от царского сана не является преступлением против Церкви, поскольку канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определен в церковных канонах. А те духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, мог бы отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придают его поступку подлинно нравственный характер.

Миф 5

Гибель императора Николая II и членов его семьи не была мученической смертью за Христа, а… (далее варианты): политической репрессией; убийством, совершенным большевиками; ритуальным убийством, совершенным евреями, масонами, сатаниста-ми (на выбор); кровной местью Ленина за смерть брата; следствием заговора мирового масштаба, ставившего целью антихристианский переворот. Еще одна версия: Царскую Семью не расстреляли, а тайно переправили заграницу; комната же расстрела в Ипатьевском доме - преднамеренная инсценировка.

Собственно, согласно любой из перечисленных версий гибели Царской Семьи (за исключением совсем уж невероятной о ее спасении) неоспоримым фактом остается тот, что обстоятельствами кончины Царской Семьи были физические и нравственные страдания и смерть от рук противников, что это было убийство, сопряженное с невероятным человеческим мучением: длительное, долгое и изуверское.

В «Деянии о соборном прославлении но-вомучеников и исповедников Российских ХХ века» записано: «Император Николай Александрович часто уподоблял свою жизнь испытаниям страдальца Иова, в день церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так же, как библейский праведник, он перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в последних днях жизни Императора». Большинство свидетелей последнего периода жизни Царственных мучеников говорят об узниках Тобольского губернаторского и Екатеринбургского Ипатьевского домов как о людях страдавших и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших благочестивую жизнь. Их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись.

Те, кто желают внимательно и непредвзято ознакомиться с опубликованными материалами о жизни и политической деятельности Николая II, следствия по делу убийства Царской Семьи, может посмотреть следующие работы в разных изданиях:

Роберт Вильтон «Последние дни Романовых» 1920 г.;
Михаил Дитерихс «Убийство Царской Семьи и Членов Дома Романовых на Урале» 1922 г.;
Николай Соколов «Убийство Царской Семьи», 1925 г.;
Павел Пагануцци «Правда об убийстве Царской Семьи» 1981 г.;
Николай Росс «Гибель Царской Семьи» 1987г.;
Мультатули П.В. «Николай II. Дорога на Голгофу». М., 2010;
Мультатули П.В. «Свидетельствуя о Христе даже до смерти», 2008 г.;
Мультатули П.В. «Господь да благословит решение мое». Николай II и заговор генералов».

Похожие статьи