Где верх у обоев. Как поклеить обои двух видов (комбинирование). Техника наклеивания обоев с цветами

15.03.2020

В современном мире далеко вперед шагнуло производство материалов для проведения ремонта. На полках магазинов находится много различных , использовать которые рекомендуется по специальной инструкции, зашифрованной в особых знаках.

Вконтакте

Обозначение обойных знаков

Маркировку обойных изделий производители делают с помощью следующих знаков:

  1. Буквенные.
  2. Графические

Буквенные значки на обоях имеют следующие обозначения:

  • «А» – акриловый тип;
  • «Б» – бумажный тип;
  • «ВВ» – применение вспененного винила;
  • «РВ» – использование рельефного винила;
  • «ПВ» – изготовление из плоского винила;
  • «СТЛ» – стеклообойные рулоны;
  • «СТР» – структурный тип для покраски;
  • «ТКС» – текстильный тип.

Обратите внимание! В рулоне есть специальная бумажная вставка, на которую нанесены данные обозначения.

Первые заглавные буквы русского алфавита уже «намекают» на состав рулона.

Перед использованием приобретенных рулонов обязательно следует читать обозначения на обоях.

Маркировка обоев графического типа содержит информацию об их эксплуатационных характеристиках.

Расшифровка записанной в виде значков информации дает пользователям сведения о:

  • влагостойкости изделия;
  • светостойкости;
  • особенностях поклейки;
  • демонтаже.

Графические знаки информативнее буквенных. Значки помогают правильно приклеить шпалеры в ходе проведения ремонта, благодаря чему удается значительно продлить срок эксплуатации и улучшить интерьерный вид изделий.

Перед поклейкой стен рекомендуется брать во внимание назначение тех или иных рулонов для проведения ремонта. К примеру, стены нежилых помещений рекомендуется клеить . В детских учреждениях разрешены к эксплуатации бумажные варианты. Соблюдая условные обозначения на рулонах, можно защитить помещение от чрезмерной сухости или влияния иных факторов.

Соблюдение информации, зашифрованной в виде графических знаков, помогает облегчить монтаж отделочных материалов и продлевает срок их службы.

О собенности обозначения влагостойкости

Как определить являются ли моющимися приобретенные рулоны или нет? Многие обойные структуры чувствительны к повышенному уровню влажности в помещении.

Поэтому если в комнате высокий процент влажности , необходимо подбирать соответствующий тип шпалер.

В противном случае от сырости на стенах появятся грибковые образования, способные ухудшить эстетический вид интерьера. При выборе обоев в комнату следует внимательно читать о них информацию на вложенном бумажном вкладыше.

Волнообразная извилистая линия кодирует сведения изделия по отношению к влаге. Уровень стойкости отделочного материала к влажности определяется количеством волн на инструкции-вкладыше. Расшифровка здесь следующая:

  1. Единственная волна. Одной волной обозначают влагостойкие обойные рулоны. Такая маркировка говорит о возможности аккуратного протирания стен влажными тряпочками.
  2. Парные волны. Двумя волнообразными линиями обозначают моющиеся обойные рулоны. Для мытья подходит губка и теплая вода, исключая применение бытовых химических очистителей. К примеру, на флизелиновых обоях имеется обозначение в две парные волны.
  3. Тройная волна. Тремя волнообразными линиями обозначают супермоющиеся обойные рулоны. Мыть их разрешается не только теплой водой, но и с применением моющих средств.

Обозначения влажности очень важны при выборе обойного материала, особенно если дело касается кухни или обеденного зала, где велика вероятность появления пятен.

Для помещений с высоким уровнем влажности ) необходимо приобретать влагостойкости обойные материалы. Это позволит избежать частых подклеиваний и других проблем в ходе эксплуатации изделия.

Светостойкость

А что обозначают солнечные лучи? Расшифровка обозначения на рулонах помогает дать информацию относительно стойкости красок изделия к ультрафиолетовым лучам . При этом на инструкции могут содержаться следующие символы:

  1. Двойное солнце (солнышко и плюс). Изделие обладает высоким уровнем сопротивления к воздействию ультрафиолетовых лучей. Применимы для помещений, где есть стеклянный потолок либо сплошные оконные проемы.
  2. Полное солнышко. Полным солнцем означают изделия, имеющие хорошую светостойкость . Их можно выбирать для помещений с любым уровнем освещенности.
  3. Половинка солнца с расположенным внутри плюсом. Не каждый знает, что это за обозначение в виде полусолнца с внутренним плюсом. Оказывается, это изделие с удовлетворительным видом светостойкости. Длительное воздействие ультрафиолетового излучения может стать причиной обесцвечивания.
  4. Солнечная половинка. Что обозначают значки на обоях в виде солнечной половинки? Данный знак означает средний уровень светостойкости. Материал не следует применять в помещениях, где много прямого солнечного излучения.

Виды обойной поклейки

На сегодняшний день дизайнерами придумано много способов поклейки шпалер.

Правильное сочетание материалов делает помещение просторным и живым, а присутствие в нем более комфортным.

Рассмотрим наиболее популярные способы оклеивания комнат:

  1. Применение двухцветных изделий. Совмещение двух разных видов полотнищ при поклейке основано на сочетании цвета, но на отличии в тоне.
  2. Выделение одной зоны в помещении. Полотнами другого цвета (тона) выделяют отдельную зону в комнате (зонирование).
  3. Выбор разных в цветовом отношении рулонов. Контрастное сочетание цветов также является подтипом зонирования.
  4. Поклейка разных рулонов с рисунками. Популярно сочетание в комнате обойных материалов, имеющих горизонтальные либо вертикальные полоски. Такой орнамент обязательно должен иметь общий оттенок либо цветовую гамму. маркировку имеют схожую с изделиями из других основ.

Чтобы правильно подобрать красивую комбинацию полотнищ, при их выборе рекомендуется накладывать рулоны друг на друга для определения уровня сочетаемости.

Цены на флизелиновые обои

флизелиновые обои

Как «подогнать» изображения

Что это за смещенная обойная стыковка? Многие полотна при поклейке нуждаются в подгонке. Она также шифруется на прилагающейся инструкции и имеет определенное обозначение.

  1. Смещенная стыковка обоев. На инструкции она выглядит в виде половинного смещения изображения со следующей полосы. Смещенная стыковка обоев при монтаже похожа на шахматную доску.
  2. Свободная стыковка. Что это за свободная обойная стыковка? Такая стыковка подразумевает хаотичный тип расположения изображений, без раппорта. Свободная стыковка не нуждается в подгонке.
  3. Встречная стыковка. Многие покупатели спрашивают: что это за встречная обойная стыковка? Подгон таких материалов заключается в противоположном наклеивании очередного полотна по отношению к предыдущему.
  4. Повтор изображения.Повторяющийся узор на обоях нуждается в подгонке и повторении через каждое полотно, так как он присутствует по всему периметру комнаты. Повтор рисунка на обоях необходим для придания интерьеру неотрывности.
  5. Сдвинутое совмещение.А что это за сдвинутое обойное совмещение? Для сдвинутой подгонке характерно наклеивание последующего полотнища с вертикальным сдвигом по отношению к предыдущему.
  6. Прямое наложение рисунка.Что это за прямое наложение обойного рисунка? В данном случае говорится о поклейке изделий с одинаковыми симметричными рисунками. Прямая категория наложения применяется при совмещении полотнищ на одинаковых высотах.

Для шпалер на флизелиновой основе, как и для других обойных основ важна подгонка, так как она делает стены ровными и «визуально целыми».

Как на этикетках шифруют демонтаж?

На обоях что приобретает каждый из нас в магазинах , существует информация касающаяся их демонтажа. При этом помечается при необходимости использование скребка, либо легкое удаление путем увлажнения стен.

Некоторым обойным изделиям свойственно оставление на стенах нижнего слоя при снятии. В этом случае следует сначала очистить стены от верхнего слоя, а затем приступать к демонтажу нижнего.

Где у обоев верх

Как у обоев в рулоне определить верх?

Обратите внимание! Определить верх у рулонного полотна помогает имеющийся на нем рисунок.

Если верх обоев при этом определить не получается, то свободный первый конец при развертывании рулона можно смело считать начальным. Отрезав его, получаем новый свободный конец, который обязательно стоит пометить с обратной стороны, как начало.

Видео: изучаем маркировку обоев

Вывод

– кропотливый и трудоемкий процесс, который при соблюдении всех рекомендаций на этикетке всегда дает много положительных эмоций. Ознакомление с информацией на рулонных вкладках сделает работу легкой и увлекательной.

Как определить в рулоне обои верх-низ? Как нарезать, клеить? По рисунку невозможно. Подскажите. и получил лучший ответ

Ответ от Илона Бондаренко[гуру]
Если взять рулон и начать его разматывать, то всегда начальный край рулона - это верх. Обои клеятся сверху вниз по стене, а не снизу вверх.
Если же у вас возникли сомнения - где низ, а где верх в процессе наклеивания - здесь нужно быть просто внимательным.
Когда вы отматываете и отрезаете необходимый лист от рулона - вам нужно перевернуть лист фасадом вниз и на оборотной стороне в правом верхнем углу, например, сделать для себя пометку, что это верх (можно просто поставить стрелочку).

Ответ от Бидон Енотов [гуру]
Если по рисунку не определяется значит разницы нет. В противном случае на этикетке рулона значком указано.


Ответ от Aleksandr [гуру]
Про верх написали. На этикетке обычно указывается шаг рисунка. Если такого указания или значка нет - значит клеятся без подбора рисунка. На хороших обоях могут ставится метки начала рисунка (верха), в остальных случаях надо просто внимательно присмотреться и определить элемент рисунка, от которого подрезать верх.


Ответ от Ѓлыбка Кота [гуру]
Поизучай на случай всякий - ссылка

Одно из последних направлений в оформлении помещений — использование разных цветов на стенах. Этот прием позволяет разнообразить дизайн, акцентировать внимание на какой-то части помещения. Для коррекции недостатков планировки используют разные рисунки в одной цветовой гамме. Все эти приемы идеально работают с обоями: они имеют разные текстуры, цвета, рисунки. Причем результат можно оценить предварительно — раскатав два рулона рядом на стене. Именно поэтому поклейка обоев двух видов все более популярна: это современно и идает возможность сделать помещения интересными.

Правила сочетания обоев и текстур

В таком деле, как оформление без правил не обойтись, а тем более при комбинировании цветов, рисунков и текстур. Чтобы поклейка обоев двух видов смотрелась гармонично, необходимо учитывать целый ряд параметров.

Высота потолка

Именно эта характеристика помещения диктует выбор типа рисунка, а также определяет во многом фактуру и цвет. Если высота потолка меньше 2,5 м, используют обои светлых тонов, без грубой текстуры, с некрупным рисунком. Если потолки очень низкие, выправить ситуацию сможет комбинация из светлого основного фона с неярко выраженной текстурой или рисунком, вертикальные полосы (рисунок, или просто полотна другого цвета) которые могут располагаться на одной стене, но лучше их распределить на две, а то и три.

Вертикальные полосы «поднимают» потолок

Высокие потолки — от 3 м и выше — требуют кардинально другого подхода. Тут наоборот необходим крупный рисунок, растянутый в ширину. Можно использовать горизонтальное деление стен с использованием разных цветов в верхней и нижней половине (смотрите подробнее ниже). Чтобы такое оформление выглядело современно — это все-таки классический прием — необходимо очень постараться с выбором цветов и/или рисунков.

Габариты помещения

Кроме высоты и ширины обращаем внимание на геометрию. Во-первых, на площадь. Если помещение большое, можно использовать более насыщенные или темные оттенки. Это позволит зрительно уменьшить габариты. Если однотонные темные стены вас не радуют — найдите обои темного тона со светлым крупным рисунком. Как правило это растительные мотивы, встречается абстракция или геометрия.

В маленьких помещениях все однозначно наоборот: использовать светлые тона. Если с фактурой, то некрупной, рисунок — мелкий, не очень явно выраженный.

Во-вторых, обращаем внимание не геометрию. Если помещение длинное и узкое. В этом случае положение спасет именно поклейка обоев двух видов: на короткие стены клеят более светлые, а их часть «заходит» за угол. Таким образом зрительно геометрия выравнивается.

Есть еще прием, который применяют, если вход в узкое помещение находится на одной из длинных сторон. Тогда стоит выделить другим цветом середину противоположной стены, углы оклеив теми же обоями, которые предназначены на коротких. Восприятие помещения значительно изменится: оно уже не будет казаться таким длинным.

Выбор фактуры

Вообще, поклейка обоев двух видов требует внимательного подбора текстуры и толщины полотен. При комбинировании желательно использовать однотипные полотнища. Если стыковка происходит только в углах, то можно на толщину и фактуру особого внимания не обращать: все равно особо не рассмотришь в таком месте. А вот если соединение полотен на ровной стене, то разница в толщине будет лишь подчеркивать переход. Смотрится это, как правило, слишком утрированно.

Еще момент. Если вы все-таки решили клеить полотна разного типа, использовать для них нужно соответствующий им клей. Например, для обоев на флизелиновой основе свой — на бумажной — свой. То же относительно покрытия — для винила и структурированных полотен — свой тип, для акрила — другой. Не хотите морочить голову? Купите универсальный. Есть и такие составы.

Светлая или темная

Если комната слишком светлая, или интерьер получился чересчур монотонным, не обязательно использовать темные обои на всех стенах. Можно стену напротив окна оклеить темным, остальные пусть будут светлыми. В результате помещение не будет очень уж светлым, а вы избавитесь от давящей атмосферы, которую создают темные стены.

Работает этот прием и наоборот: чтобы осветлить комнату достаточно поклеить полотна светлого цвета на стену напротив окна. Станет гораздо светлее.

Как скомпоновать

Есть несколько приемов поклейки обоев двух видов, которые можно использовать «в чистом» виде или комбинировать по два-три за раз. Важно хорошо себе представлять, чего вы конкретно хотите добиться.

Вертикальное комбинирование

Наверное, все знают, что вертикальные полосы дают визуальное увеличение высоты потолка. Причем полосы не обязательно должны быть регулярными. В современной интерпретации на одной стене могут быть обои в полоску, а остальные — гладкокрашенные или с неярким, чуть заметным рисунком.

Но так поступают далеко не всегда. Можно вертикальные полосы распределить по разным стенам. Причем они могут быть регулярными — повторяться с постоянным интервалом. Как видите на фото, интервал на разных стенах может быть разным.

Полосы могут быть разными — по цвету или рисунку. Фактура при таком сочетании обоев должна быть одинаковой, иначе получится непонятная мешанина. Для такого комбинирования проще всего работать с одной коллекцией. Дело в том, что большинство кампаний выпускают несколько рисунков, сочетающихся между собой. Как правило они есть в нескольких гаммах. В одной коллекции есть два-три однотонных фона и несколько вариантов с рисунками.

Пример использования трех обоев из одной коллекции вы видите на фото ниже и выше. Сочетание практически идеальное — они многократно проверялись на совместимость до того, как запустить производство. Кстати, на большей части других фотографий, обои комбинируются также из одной коллекции. Просто разные фактуры нормально скомпоновать очень сложно.

При вертикальном комбинировании есть еще интересный прием, позволяющий сделать потолок выше. Одна из полос «заходит» на потолок. При этом граница перехода размывается, что дает ощущение большего объема.

Чтобы принцип расположения полос был немного понятнее, приведем несколько вариантов в графическом изображении. Рисунки сделаны как при взгляде сверху.

Это беспроигрышные варианты, которые при выборе полотен из одной коллекции «сыграют» всегда. Если вам нужна гарантия того, что поклейка обоев двух видов будет эффектной — используйте одну из этих схем. Такой дизайн стен при опробован тысячи раз, и каждый раз результат отличный.

Горизонтальное деление

Прием, который можно отнести к классике дизайна. Он используется давно, но при нынешнем обилии расцветок и фактур получил совершенно новое звучание. Этот прием чаще используют в комнатах с небольшой площадью, но высокими потолками. Убрать эффект»колодца» и помогает горизонтальное деление комнаты. Это может быть просто горизонтальная полоса, которая опоясывает помещение. Часто она привязывается к высоте подоконников, а вообще проводится при делении плоскости на три части и может находится в нижней или верхней трети.

Это правило часто нарушается: иногда полоса делается на уровне глаз и на этом уровне вешают какие-то декоративные элементы. Смотрится часто очень неплохо. Такой прием часто встречается при

Зона деления может проходить и вверху. Традиционно нижняя часть оформляется в более темные тона, верхняя — светлее. Но и это правило нарушается. Пример — на фото ниже.

Традиционные варианты сочетания обоев-компаньонов двух видов при горизонтальном делении:

  • низ (1/3) — обои в полоску. верх — гладкоокрашенный или в мелкий рисунок;
  • низ — 1/3 — в мелкий рисунок, верх — крупные вензеля или однотонные;
  • 2/3 внизу крупный рисунок — вверх однотонный.

Традиционная оклейка при горизонтальном делении — один из вариантов

Зонирование

Обои разных цветов в одной комнате используют и в том случае, если необходимо подчеркнуть зонирование. Например, в квартирах студиях таким способом разделяют различные функциональные зоны: столовой и отдыха.

Такой же принцип можно применить в детской. В этом случае поклейка обоев двух видов служит для разделения игровой части, кровати, стола. Также поступают, если в детской обитает два ребенка. Только это возможно, если между ними отсутствует конкуренция, иначе количество конфликтных ситуаций может увеличиться.

Вот при таком комбинировании допускается использование разных фактур. Но разделение их молдингами используется очень редко. Стараются или стыковать в углах, или подобрать обои так, чтобы место соединения не выглядело вызывающе.

Панно или декоративный вставки

Разные обои в одной комнате клеили давно, только когда-то они были из ткани, а оформляли их в «рамки» так как стоили они очень дорого и были доступны только высшему сословию. Вот с тех времен еще повелось: поклейка обоев двух видов в форме панно. И сегодня так оформляют классические интерьеры, используя для вставки шелкографию, тисненные или фактурные варианты.

Если позволяет стиль, элементы другого цвета оформляют в рамку из . Такой вариант исполнения отлично вписывается в классические интерьеры или в стиль прованс, кантри.

Подобное панно возможно и в более современных стилях — модерн, например. Но тогда рамку можно сделать из каймы такого же цвета — из той же коллекции, или вырезанные из «тела» обоев.

Еще вариант — оклеить в нишу. В этом случае рисунок и фактура подбирается по стилистике, а также под другое оформление.

И в этом случае лучше всего использовать обои из одной коллекции. Профессиональный декоратор подберет их по опыту или используя чутье, а вот у любителей, это может не получиться. Если не хотите рисковать, используйте одну коллекцию.

Цветовые акценты

Есть два принципа применения этого приема. Первый — необходимо отвлечь внимание от какого-то элемента, который вы считаете неприглядным. Например, неровные стены. В некоторых квартирах они могут быть скошенными. Чтобы взгляд за этот факт не цеплялся, противоположную стену выделяют обоями другого цвета, с рисунком или без. Важно, чтобы они привлекали внимание.

Второй прием — поклейка обоев двух видов для привлечения внимания к какому то предмету в интерьере. В спальнях это часто или кровать, или стена напротив. Тут кто что хочет подчеркнуть (). В кухнях часто выделяют стол — формируя таким образом обеденную зону. Это — частично зонирование, частично — акцент. Все-таки еще отвлекается внимание от кухонной зоны.

Акцентирование стены возле какого-то предмета мебели — интересный способ поклеить обои двух цветов

Собственно акцент может быть не только вертикально направленной полосой, хотя такой вариант и встречается чаще: наши помещения не грешат высокими потолками, потому любые средства хороши. В высокой комнате акцент может быть широкой горизонтальной полосой — или какой-то частью стены, как на фото ниже.

Сразу два приема: и разные цвета, и разные фактуры

В некоторых помещениях есть выступы несущих стен или ниши. Часто их пытаются замаскировать. Делать это совершенно не обязательно. Выделив эту зону обоями другого цвета, ее можно превратить в архитектурную изюминку, которая придаст индивидуальность помещению.

Поклейка обоев двух видов: выступающие «остатки» несущих стен можно превратить в достоинство

В общем, вариантов того, как поклеить обои разных цветов в одной комнате бесконечны. Выбирайте что вам больше нравится, а чтобы было больше идей, ниже есть еще целый раздел с разными фото.

Поклейка обоев двух видов: фото-идеи

Полоска сочетается не только с однотонными поверхностями, но и с рисунком. Важно, чтобы интерьер был в тех же тонах

Яркие пятка в монотонном интерьере — идеальный вариант для поклейки обоев друх видов

На фото разные обои в одной комнате подобраны удачно, цвет повторяется еще и в текстиле

Зонирование с использованием разных цветов — проверенный способ

Убрать эффект «вагончика» — разбить длинную стену перегородкой, которую оклеить выделяющимися обоями

Вертикальные полосы «подымают» потолок

Произвольное деление стены — еще один интересный подход

Акцент — бордовая стена. Точно привлекает внимание

Для людей, впервые занимающихся наклейкой обоев с цветочным рисунком может представлять некоторые сложности подгонки полотен по рисунку или фактуре тиснения, а также определение направления рисунка на обоях различных видов. От того, будут ли полосы обоев наклеены в одном направлении и насколько совмещен рисунок на соседних полосах зависит внешний вид помещения.

В этой статье мы рассмотрим некоторые основные правила того, как наклеить обои с цветами, как правильно рассчитать потребность в обоях с учетом неизбежных отходов на обрезку для подгонки по рисунку и фактуре, а также правильном подборе комбинации двух различных видов и фактур обоев для придания интерьеру помещению более выразительного дизайна.

Правила выбора обоев с рисунком

Прежде чем отправиться за подбором обоев в строительный магазин вы должны иметь не только представление об общей концепции отделки помещения, в котором планируете сделать ремонт, но и записанными на бумагу точными данными о его площади, длине периметра стен, ширине дверей и оконного проема, а также высоте потолков. Эти данные позволят выбрать понравившиеся вам обои не только по цвету, составу материала из которого они изготовлены и рисунку, но правильно рассчитать количество рулонов, которого будет достаточно для ремонта. При этом избежать излишней траты денег на покупку обоев «про запас» или «на всякий случай».

В отличие от обоев, не имеющих рисунка, или имеющих такой рисунок, который не требует совмещения на соседних полосах (как правило, в виде вертикальных полос), обои со сложным цветочным или геометрическим орнаментом требуется покупать в большем количестве.

В зависимости от высоты помещения стандартного рулона длиной 10 метров может хватить только на 3 полноценные полосы, а ¼ при неправильном раскрое, может уйти в отходы.

Чем крупнее рисунок на обоях, тем больше будет расхождение в рисунке на двух соседних полосах.

Правила раскроя обоев с цветами

Перед тем как клеить обои с рисунком их необходимо правильно раскроить. Рисунок обоев может быть необязательно цветочный. Важно, что он присутствует на обоях и достаточно внятен, чтобы четко просматриваться на наклеенных на стену обоях и легче было заниматься подгонкой соседних полос.

Принято считать, что при раскатке рулона обоев начало – это верх обоев. Хотя, жестко установленных стандартов не существует и вам придется самостоятельно определить направление рисунка. Для обоев с цветочным рисунком принципиально важно, чтобы все полосы были ориентированы в одном направлении, иначе рисунок никогда не совпадет.

Раскатав первый рулон, не торопитесь отрезать нужную по длине полосу. Распакуйте и раскатайте рядом второй рулон. Рисунок должен находиться сверху. Параллельная раскатка двух полос позволит вам оценить не только степень совпадения рисунка, и какое расстояние придется отступить от края рулона, но и совместимость купленных вами обоев по цвету и тону. Даже в обоях одной партии эти расхождения бывают заметны.

Всегда выгоднее покупать обои с крупным рисунком не в стандартных рулонах по 10 метров, а в более длинных по 15 или 25 метров. Отходов получается меньше.

Рисунок на обоях всегда повторяется!

Поэтому, совместив рисунок на двух соседних полосах и отмерив необходимую длину – равную высоте стены и прибавив ширину полосы, которую необходимо будет обрезать, вы получите значение, разделив на которое общую длину обоев в рулоне точно узнаете, сколько полос удастся выкроить из данного рулона.

Всегда ставьте метки в виде стрелки, направленной вверх, чтобы в процессе работы не перепутать верх и низ полосы.

Раскраивать обои удобнее рисунком вверх. Но перед наклеиванием их необходимо будет перевернуть рисунком вниз. Делать это лучше целой стопкой, чтобы излишне не мять полотна.

Техника наклеивания обоев с цветами

По общему правилу оклейку правильно начинать от окна. В случае с обоями с цветами лучше начать её со стены, примыкающей перпендикулярно к стене, в которой расположено окно.

Это связано с тем, что рисунок неизбежно немного сместиться в углу. Чтобы нивелировать это смещение и сделать его незаметным полосу обоев наклеивают таким образом, чтобы на угол заворачивалась полоска обоев не более 20-30 мм шириной.

В углах следует особенно обильно промазывать клеем стену и во время наклеивания пользоваться пластмассовым обойным шпателем, посредством различных по скругленности углов которого стремиться максимально плотно проклеит обои в углах.

Следующую полосу можно наклеить на стену, в которой расположено окно. Её наклеивают поверх полоски заходящей на угол. Чтобы в последующем не было видно наслоения двух полос друг на друга сразу же, после наклеивания второй полосы, производится подрезка обоев. Используется острый выдвижной строительный (канцелярский) нож со сменными лезвиями и строительная металлическая линейка длиной 1000 мм. По линейке прорезаются насквозь до стены обе полосы обоев на всю высоту помещения. После этого расположенная сверху полоса слегка отслаивается, а из-под неё убирается тонкая ленточка обоев, срезанная с края нижележащей полосы обоев. После этого отслоенный край вновь промазывается клеем неширокой кисточкой и приклеивается на место. Получается идеально ровный стык, абсолютно незаметный визуально.

Подрезку обоев вокруг труб отопления, над дверями или оконными проемами следует выполнять сразу после наклеивания, не дожидаясь высыхания обоев. Иначе обои могут отслоиться и покоробиться.

Комбинирование двух и более видов обоев

Обои с цветочным рисунком, наклеенные сплошным массивом на все стены помещения, создают иллюзию аляповатости. Взгляд человека не фиксируется на чем-то конкретном и быстро устает от такой пестроты.

Гораздо эффектнее комбинированные обои двух видов, имеющие яркий растительный орнамент с однотонными обоями, которые будут занимать, либо периметр стены, либо только одну её часть – верхнюю или нижнюю. Контрастирующие обои должны быть однотонными или иметь вертикально направленный рисунок. Это позволит подчеркнуть высоту помещения. При таком сочетании разные виды обоев смотрятся более красиво.

Цвет обоев желателен одинаковый, отличающийся только по насыщенности и тону. Если комбинируются обои двух разных видов лучше прибегнуть к услугам дизайнера или ознакомится с таблицей совместимости цветов, которую можно увидеть в любом строительном гипермаркете или попросить у продавца-консультанта.

Оформление потолочным плинтусом и багетом

Комбинированные обои с цветочным рисунком особенно красиво смотрятся, если граница двух видов обоев подчеркнута разделяющим элементом. Это может быть неширокий пенопластовый плинтус или пенопластовый багет, имитирующий лепнину.

Перед наклеиванием декоративных элементов на обои они должны полностью высохнуть. Плинтус или багет предварительно окрашиваются в отдельном помещении выбранной по цвету краской. Даже белые пенопластовые плинтусы нуждаются в окраске белой краской, одинаковой с той, которая использовалась для окраски потолка.

После этого, дождавшись полного высыхания краски на плинтусе или багете, их наклеивают с помощью акрилового герметика на обои. При наклеивании потолочного плинтуса используют белый акриловый герметик. Им же замазывают щели в местах неплотного прилегания к потолку и стенам.

Чтобы не испачкать обои под наклеенный плинтус с отступом 1-2 мм наклеивают малярную ленту, которую сразу же убирают после окраски, чтобы она не присохла на краске.

Декоративный багет на обои лучше наклеивать на прозрачный акриловый герметик или других видов прозрачных строительных клеёв.

Заключение

Подбор, раскрой и наклеивание обоев с цветочным орнаментом или комбинированные обои двух видов гораздо более кропотливая и затратная по времени работа. Но время, затраченное на такое декорирование стен, придает помещению гораздо более красивый и нарядный вид по сравнению с «казенными» однотонными обоями. Правильно наклеенные обои с цветами оживляют и украшают помещение.

Чувства животных и человека Милн Лорус Джонсон

Глава 16 Где верх, где низ?

Где верх, где низ?

Наблюдая за малышом, который при попытке сохранить равновесие старается соотнести движения ног с положением гибкого позвоночника, не вспоминаем ли мы о том, как от года до двух с половиной лет сами прилагали огромные усилия, чтобы выполнить эту задачу? Нам потребовались годы практики, прежде чем мы смогли, не расплескав, пронести полный стакан воды. Сначала мы хватали стакан обеими руками и не сводили с него глаз - при этом ноги сами выбирали по возможности лучший путь. Позже нам приходилось проявлять такое же усердное прилежание, чтобы пронести неглубокую тарелку с супом. Вспоминаем ли мы об этих трудностях детства, когда видим официантку, лавирующую в узком проходе, оставленном посетителями между близко сдвинутыми столами, у которой на одной руке балансирует несколько полных тарелок? Или наблюдающего за ней официанта, непринужденно поднявшего над плечом полный поднос суповых чашек?

Если поразмыслить над всеми этими «уменьями», то мы, вероятно, придем к выводу, что усовершенствовали прежде всего мышечный контроль, связанный с кинестетическим чувством. Мы должны держаться прямо и улавливать легкие колебания веса, по мере того как жидкость переливается на одну сторону сосуда, чтобы вовремя сделать мышечное усилие и поддержать постоянный уровень жидкости в тарелке. Цирковой акробат, исполняющий номер на натянутой проволоке, предъявляет подобные требования к своей нервной системе. Но насколько это «уменье» зависит от чувствительных органов, находящихся в наших мышцах, сухожилиях и суставах? Сумеем ли мы продемонстрировать такие же чудеса равновесия в полной темноте или с закрытыми глазами? Когда мы в детстве приобретали эти навыки, глаза быстрее, чем кинестетические рецепторы, предупреждали нас о том, что мы сами (или предмет, который мы несем) отклоняемся от положения неустойчивой стабильности.

Многие из нас, будучи детьми, проверяли свои сенсорные приспособления, связанные с гравитацией, и убеждались, что у нас в голове имеется другая рецепторная система. Мы становились на полянке, раскинув руки, и начинали кружиться подобно дервишам, пока ноги у нас не подкашивались. Мы поднимались и падали тут же снова, пока ноги опять не становились послушными, а в глазах не прояснялось. Но мы убеждались, что с трудом освоенная координация мышц и способность корректировать позу с помощью зрительных сигналов может быть временно сведена к нулю. Для этого нам нужно только очень сильно возбудить те образования, которые великий американский психолог и философ Вильям Джеймс назвал «уровнями духа» в нашем теле. У нас в каждом внутреннем ухе имеется особый орган, состоящий из трех полукружных каналов и одного маленького чувствительного мешочка, в котором находится крошечный известковый кристаллик, подвешенный в жидкости поблизости от рецепторных клеток. Эти образования служат для нас встроенными эквивалентами электрического индикатора авиагоризонта, который так необходим пилоту на приборной доске современного самолета.

Наши «уровни духа» реагируют только на перемену положения тела или изменения в скорости движения. При этих изменениях жидкость, заполняющая полукружные каналы, должна перемещаться, чтобы вызвать определенное ощущение, которое исчезает меньше чем через полминуты после прекращения изменений. Специальные чувствительные мешочки, связанные с этими каналами, реагируют на положение нашего тела и когда мы стоим, и когда двигаемся с неизменной скоростью. До тех пор пока органы внутреннего уха не повреждены и кинестетическое чувство не нарушено, нашему телу нетрудно оставаться в темноте в вертикальном положении или даже перенести открытый сосуд с жидкостью - ведь когда-то мы уже научились пользоваться этими чувствительными органами.

Удивительно, как долго может сохраняться это развитое в раннем детстве чувство равновесия. Многие пожилые люди, которые с детства не садились на велосипед и не предполагали, что могут снова удержаться на нем, решившись на этот подвиг, обнаруживают, что умеют легко и свободно владеть рулем. Если в детстве человек научился управлять велосипедом «без рук», лишь слегка наклоняя туловище, то через несколько минут езды он обнаружит, что опять может проделать этот трюк.

Подсознательно мы всецело полагаемся на кинестетическое чувство и органы равновесия во внутреннем ухе и редко задумываемся над тем, что значило бы для нас повреждение этих органов. Но однажды наш приятель по колледжу, бросив одну реплику, заставил нас в какой-то степени осознать это. Войдя утром в класс после необычайно сильного снегопада, из-за которого было трудно идти пешком, наш приятель признался, как бы ему хотелось, чтобы при комнатах в общежитии имелся не только душ, но и ванна. Тогда ему не пришлось бы жить в меблированной комнате далеко от колледжа. Мы не могли уловить никакой связи между его словами, пока он не объяснил, что в детстве болел полиомиелитом, от которого, по-видимому, вылечился, но после болезни его ноги почти полностью утратили кинестетическую чувствительность. В ванне он мог мыться, не боясь упасть, а когда пользовался душем, почти всегда падал, если ему приходилось закрыть глаза на несколько секунд, из-за того что в них попало мыло или по какой-либо другой причине. Он мог стоять или ходить только с открытыми глазами.

Довольно значительное число людей страдают от врожденных дефектов внутреннего уха. Это глухонемые, большинство из которых нельзя вылечить, но можно научить говорить или понимать речь других людей по губам. Как правило, они теряют также и нормальное чувство равновесия из-за расстройства органов, находящихся в ухе. Инвалиды компенсируют этот недостаток, обращая большее внимание на кинестетическое чувство и зрительные сигналы. Они могут даже осознавать, что в отличие от других людей обладают иммунитетом к головокружению, возникающему при вращении, и к «транспортной» тошноте, начинающейся из-за чрезмерного возбуждения внутреннего уха. Обычно эти люди прекрасно понимают, насколько важны чувства-компенсаторы. Входя в воду, они должны держаться мелких мест, иначе могут утонуть, так как без кинестетических сигналов, обусловленных весом тела, не скомпенсированным выталкивающей силой воды, им трудно определить, какая сторона их тела наверху, а какая - внизу. Такие люди, если они к тому же и слепы, обычно не могут сохранять равновесие более чем одну или две секунды, если их попросить постоять на одной ноге.

В самолете возникает новое затруднение, которое мешает даже здоровым людям определить, где верх, а где низ. Любые изменения в скорости, направлении или высоте движения самолета раздражают наши рецепторы внутреннего уха. Они вызывают ощущения, которые часто могут перейти в твердую уверенность, что происходит нечто противоположное показаниям приборов. При длительном планирующем спуске, подлетая к аэродрому, пилот может встретить густое облако как раз в тот момент, когда он выпускает щитки или шасси. Самолет быстро сбавляет скорость, и внутреннее ухо пилота сообщает ему, что или он сам слишком наклоняется, или самолет идет в пике. Но пилот знает, что он не наклонялся вперед. Если пилот игнорирует приборы и «управляет задним местом», он скорее всего начнет задирать нос самолета, все замедляя полет, пока машина не потеряет скорость и не разобьется у самого аэродрома. Приборы показали бы ему, что угол посадки не изменился, когда опустились щитки или колеса. Они также могли ему рассказать, что задирание носа самолета приводит к опасной потере скорости, и помогли бы ему пересмотреть показания чувства равновесия.

Будучи пассажирами на борту реактивного самолета, мы испытали противоположное ощущение, когда ясным днем самолет поднимался с Римского аэродрома, направляясь в Париж. Ускорение «Каравеллы» при взлете было так велико, что нас вдавило в подушки кресел. По мере того как самолет продолжал набирать скорость, внутренние уши сообщали нам, что мы поднимаемся вверх под углом почти 45°. Однако в окно мы могли видеть внизу землю не под таким большим углом. Чему мы должны были верить: глазам или ушам?

Многие решения, необходимые при управлении современным воздушным кораблем, летающим со скоростью до полутора километров в секунду, должны приниматься на основе показаний приборов, которые действуют быстрее и надежнее, чем различные органы равновесия человека. Устойчивость большинства этих приборов обеспечивают быстро вращающиеся гироскопы, которые сохраняют собственную ориентацию в пространстве, а значит, и относительно Земли, несмотря на изменения в направлении, высоте или скорости самолета.

Во время горизонтального полета для управления самолетом требуется производить так мало операций, что автопилот с соответствующей гиростабилизацией может справиться с этой несложной задачей. Однако при взлете и посадке пилоту приходится совершать такое большое количество сложных операций, основанных на собственном квалифицированном мнении, что он оказывается чрезмерно занятым и находится в состоянии сильного нервного напряжения, наблюдая за индикаторами и шкалами измерительных приборов, оперируя с кнопками и переключателями и следя за ориентирами вдоль взлетно-посадочной полосы. Рефлекторные нервные цепи, начинающиеся от глаз, ушей и пальцев, оказываются полностью загруженными. Однако, если в критический момент пилот что-то упустит, человек как элемент системы управления принесет несчастье вместо пользы. Потому-то инженеры и стремились найти новые значимые информационные пути к мозгу, которые бы уменьшали, а не увеличивали нагрузку на глаза пилота.

В 1960 году в Англии был найден новый способ использования периферической области зрительного поля, который основан на хорошо известном свойстве зрения. Когда мы спокойно стоим, то автоматически и неосознанно корректируем всякое стремление нашего тела отклоняться в сторону, вперед или назад, принимая в расчет любое движение, которое мы замечаем краешком глаза. Для того чтобы смоделировать периферическую область зрительного поля, в кабине самолета были установлены три полосатых горизонтальных цилиндра, по одному справа и слева от кресла водителя, а третий чуть выше границы поля зрения пилота, когда он смотрит через ветровое стекло. При вращении цилиндров начинает казаться, что спиральные полосы смещаются, и создается иллюзия продольного движения, на которое инстинктивно реагирует пилот. Ему не нужно терять времени, чтобы смотреть на цилиндры и отвлекаться от наблюдения за взлетно-посадочной полосой, приборами и системой управления. Цилиндры можно привести в движение с помощью сервомоторов, подключенных к приборам, чувствительным к опусканию, подъему или виражу самолета. От пилота требуется только приводить управление в соответствие со спиральными рисунками, пока они не перестанут двигаться. Совершенно не думая об этом, пилот в то же время не позволяет своему самолету раскачиваться или отклоняться от нужного положения при взлете или посадке. Успех, который сопутствует применению такого вспомогательного зрительного приспособления, вероятнее всего, натолкнет на мысль о дальнейшем использовании этого инстинктивного и мало исследованного способа поддержания равновесия.

При плавании, беге или ходьбе нам не нужно обращаться за помощью к каким-либо приборам. Зрение и внутреннее ухо редко подводят нас при этих более медленных способах передвижения. Соответствующие органы есть и у других позвоночных животных; загадочное исключение составляют лишь бесчелюстные миноги. Во внутреннем ухе этих водных животных существует лишь два полукружных канала, но зато у них есть пара больших, заполненных жидкостью мешочков, выстланных изнутри слоем реснитчатых клеток, которые создают постоянный двойной водоворот. Остается доказать, не является ли эта двойная турбулентность эквивалентом гироскопов. Она может быть искажена при изменении положения тела животных, что помогает им восстановить равновесие после того, как миног подхватят бурные речные воды, в которые они приходят на нерест.

Французский физик Леон Фуко, который более ста лет назад создал первый гироскоп и дал ему это название, был заинтересован главным образом в том, чтобы продемонстрировать вращение Земли. Наибольший успех имел его опыт 1851 года, когда Фуко использовал огромный маятник, подвешенный к крыше парижского Пантеона. По физическим законам, открытым Исааком Ньютоном, маятник продолжал раскачиваться в одной и той же плоскости, несмотря на то что под ним вращался пол Пантеона, Париж да и весь мир. Тот же принцип применим к быстро вибрирующему камертону и даже к стабилизаторам полета обычной мухи, представляющим собой вторую пару крыльев, оканчивающихся маленькими шишечками. Пока что вибрирующие стабилизаторы этих насекомых имитировали только в инженерных лабораториях. Быть может, завтра они и окажутся зачем-либо нужными человеку. Однако с момента изобретения гироскопа до его использования в навигации прошло 60 лет. Через 68 лет для авиации были сконструированы гиростабилизированные приборы, впервые позволившие летать «вслепую» при облачной или туманной погоде и в темноте.

Чтобы выровнять по горизонтали различные виды стационарного оборудования, человек использует несколько очень простых приборов. Некоторые из них содержат пузырек воздуха или плавающий на поверхности жидкости шарик, который поднимается под крышей прозрачной камеры до самого верха. В других используется металлический шар, который скатывается в самую нижнюю точку слегка вогнутого дна. Оба типа этих приборов являются эквивалентами крошечных органов равновесия животных. Даже одноклеточные организмы, вероятно, получают сигналы, указывающие «где верх, где низ», от капелек жира или других микроскопических шариков, находящихся внутри их протоплазмы. У мягких медуз имеются содержащие гранулы органы, которые расположены по краям их зонтичного тела. Панцирные крабы получают такую информацию от маленьких песчинок, находящихся в особых карманчиках, спрятанных в первом членике более коротких усиков.

Уровневые приборы животных очень разнообразны, и мы в связи с этим невольно вспоминаем, как один мудрый старый натуралист говорил нам: «Животное, как правило, обходится самыми простыми средствами, какие только позволяет ему его тело». Обитатель прудов, обыкновенный водяной клоп, захватывает обеими антеннами и прижимает к телу пузырек воздуха, который, давя на одну из антенн, указывает насекомому вертикальное направление. Насекомые, плавающие на спине, пользуются тем же методом, но предпочитают жить в перевернутом состоянии, спиной вниз. Улитки, вероятно, ощущают, где верх, где низ, судя по направлению, в котором вес раковины тянет их тело вниз. Новорожденный опоссум или кенгуру сам становится отвесным грузом, когда он, попеременно перебирая рано развившимися передними ногами, поднимается вверх по телу матери в ее сумку.

Столь большое количество животных отдает явное предпочтение такому положению, когда спина вверху, а брюшная поверхность внизу, что мы с явным удивлением взираем на любителей иной ориентации. Зачем этим животным плавать кверху брюхом и даже окраской своего тела - бледной на нижней спинной поверхности и темной на верхней брюшной - доказывать, что именно такое состояние является для них нормой? По какой причине сказочно красивые рачки, которые весной на очень короткое время появляются в лужах растаявшего снега, или их сородичи артемии, обитающие в соленых озерах Западных штатов, стремительно мчатся спиной вниз и при этом бьют по воде гребенчатыми ножками? По-видимому, такое положение не приносит им никаких неудобств.

Многие виды животных, которые прекрасно различают, где низ и где верх, напоминают нам нас самих, когда приспосабливают положение тела к роду занятий. В давние времена моряки на парусном судне были готовы лежать распластавшись на нок-рее, когда брали паруса на рифы. Современный механик по ремонту автомашин не видит ничего особенного в том, что он работает под машиной, лежа на спине. Подобным же образом жук-могильщик, который обычно ползает по земле на всех шести лапках, должен перевернуться на спину, чтобы столкнуть вниз мертвую мышь или потихоньку подкатить ее почти на метр к подходящему для похорон месту. Мечехвост медленно двигается по морскому дну на четырех парах лап, осуществляя координационный контакт с поверхностью дна. Но когда он захочет плавать, он поднимает передний край своего выпуклого тела и делает вертикальный поворот на 180°, так что голова его теперь направлена в противоположную сторону, верхняя часть туловища оказывается внизу, а ножки и жаберные пластинки, шлепая по воде, управляют движением. Когда мечехвост перестает плыть, он в этом перевернутом состоянии опускается на дно и с помощью длинного игольчатого хвоста принимает правильное положение.

К самым необычным животным земного шара относятся двупалые и трехпалые ленивцы тропической Америки, которые обычно висят вниз головой, зацепившись крючкообразными когтями за горизонтальные ветки. Днем они редко двигаются, а ночью медленно перебираются с дерева на дерево, поедая любимую ими листву. Иногда ленивец спускается на землю и медленно тащится к другой группе деревьев. Только в этих случаях, да еще в раннем детстве, когда он сидит, прицепившись к материнской груди и брюху, поросшим шерстью, он принимает позу, при которой спина обращена кверху, а брюхо - книзу.

Мы сами опознаем, в каком положении находится объект или животное - в правильном или перевернутом, - прежде всего посредством осязания, а затем уже с помощью зрительных сигналов. Мы можем убедиться в том, что осязание играет здесь главную роль, если попросим кого-либо в течение нескольких дней непрерывно носить очки с особыми призмами, которые свет, направляющийся в левый глаз, отправляют в правый, и наоборот. Такой человек правым глазом увидит воспринимаемый левым глазом мир в перевернутом состоянии. При открытых глазах и нормальном положении головы зрительная картина мира будет для него точно такой же, какой она была бы для человека, подвешенного за пятки, голова у которого оставалась бы на прежней высоте. Сначала этот перевернутый вверх тормашками мир кажется очень странным: ходить по нему или попытаться что-либо сделать руками, когда смотришь на них и видишь их перевернутыми, стоит большого напряжения. Однако через четыре дня человек с такими линзами не будет видеть ничего странного в своем положении. Мозг воспринял эту перемену, и вот уже возвращается и прежняя ловкость рук, и былая способность направлять глазами движения пальцев. Но когда такие очки снимают, то мир, видимый невооруженным глазом, снова кажется перевернутым! Опять потребуется несколько дней, чтобы приучиться к соответствию между тем, что видят глаза, и тем, что могут чувствовать пальцы.

Но одного зрения явно недостаточно. Если человек наденет очки, которые искажают его поле зрения, и начнет в них ходить, то всего лишь через несколько часов у него восстановится способность к нормальному маневрированию. А если человек в таких очках будет разъезжать в кресле на колесиках, он ничему не научится. Точно так же, если связать вместе несколько котят и позволить одному из них не только видеть мир, но и передвигаться, в то время как другие будут лишь смотреть на те же предметы, что и он, у них разовьются совершенно различные по характеру реакции. Котенок, который не мог передвигаться, не приучился избегать столкновений с препятствиями или падений с крутых склонов, тогда как «бродячий» котенок развивается нормально. Верх и низ или иная неоднородность зрительного поля ничего не означают ни для котенка, ни для человека, пока они не закреплены постоянным опытом как корреляты между зрением и осязанием.

Не все животные способны вести нормальный образ жизни, когда их мир переворачивается или у них удаляют органы равновесия. Поведение некоторых из них, таких, как улитки-береговички, обитающие на морских побережьях, обусловлено силой притяжения Земли. Эти улитки положительно реагируют на свет, когда они оказываются перевернутыми вверх ногами, и отрицательно - при нормальном положении тела. Точно так же и осьминог, которого обучили отличать горизонтальный прямоугольник от вертикального, теряет эту способность, если удалить хирургическим путем оба его органа равновесия. Без своих «уровней духа» он не сможет больше сохранять определенную ориентацию глаз. Потеряв эту способность, осьминог уже не сумеет различать предметы одинаковой формы, но по-разному ориентированные в отношении окружающего его мира.

Сегодня человек ставит перед собой новые проблемы, которые осьминог при его возможностях определенно не может разрешить. Каждый космонавт в космическом корабле обязательно встретится с невесомостью. И уж в космосе ни крошечный известковый хрусталик в мешочке внутреннего уха, ни кинестетические чувствительные органы не помогут ему определить направление. До тех пор пока скорость движения корабля по прямой или по огромной дуге остается постоянной, полукружные каналы космонавта не будут посылать нервной системе никаких сигналов, которые она могла бы интерпретировать. В своих ощущениях космонавт будет значительно дальше от реальности, чем сверчок, находящийся на поверхности воды в ведре, которое маленький мальчик крутит в вертикальной плоскости на вытянутой руке! Более чем когда-либо космонавт будет лететь вслепую и полностью зависеть от приборов, которые говорят ему, где он находится.

Если космонавт не станет думать о том, что путешествие будет долгим и что сам он будет заключен в закрытую защитную капсулу, где прямое зрение окажется скорее всего чрезвычайно ограниченным, то он продемонстрирует такую же храбрость и уверенность в отличной работе людей, подготовивших полет, которая нужна парашютисту, шагающему в открытый люк для прыжка вниз, пока не раскроется нейлоновый купол его парашюта. Но парашютист может положиться на гравитацию, которая подскажет ему, где верх и где низ.

Находясь вне поля земного притяжения, космонавт будет полагаться на приборы и систему гироскопов, чтобы обеспечить инерциальное руководство кораблем. Утешится ли он, узнав, что самые крупные из когда-либо летавших насекомых с размахом крыла в 75 сантиметров, которые жили 300 миллионов лет назад, как и современные стрекозы, обязаны своей поразительной авиационной способностью чрезвычайно простой системе инерциального руководства? Когда воздушный поток поднимает великолепные крылья стрекозы, тяжелая голова насекомого в силу инерции остается неподвижной. Тонкая шея позволяет туловищу свободно поворачиваться в разные стороны. Но стрекоза ощущает любую асимметрию по отношению к голове с помощью двух маленьких подушечек, о которые начинает тереться голова, чуть только нарушается прямая линия, соединяющая голову с брюшком. Эти подушечки представляют собой чувствительные органы, которые посылают сигналы к мышцам крыльев, заставляя их приспособиться к полету и привести туловище в правильное положение по отношению к направляющей полет голове. И таким образом стрекоза стремительно летит вперед, сцепив свои маленькие ножки в виде корзиночки, в которую она собирает себе на обед москитов и комаров, стабилизируя свой полет при помощи древнего механизма, который человек только начал копировать для своих дальних полетов.

Стрекоза выжила в процессе эволюции и со времени каменноугольного века сохранилась до наших дней. Специалисты в области авиационной физиологии пытаются заранее отобрать таких людей, которые вероятнее всего окажутся пригодными для успешного полета в космическом пространстве. Эти практические исследования заставляют нас по-новому взглянуть на работу человеческого мозга.

Восприятие нами вертикального положения своего тела является не каким-то отдельным чувством, а тесно связано с личностью индивидуума. В результате более чем десятилетних исследований, проведенных в Даунстейтском медицинском центре Нью-Йорка, было выяснено, что испытуемые отдают предпочтение разным путям восприятия. До некоторой степени эти различия, видимо, врожденные, так как полностью формируются уже в раннем возрасте и часто проявляются в период от 8 до 13 лет. По мере роста навыки обычно шлифуются, но относительное положение детей внутри каждой группы существенно не меняется.

Многие из обследованных детей и взрослых при установлении горизонтального и вертикального направлений полагаются почти исключительно на зрение. Они не обращают внимания на сигналы, приходящие от внутреннего уха и чувствительных органов в коже, мышцах и сухожилиях. Эти люди, как правило, находятся в ребяческой зависимости от друзей и предпочитают такие задачи, которые они могут решать коллективно. Часто они воспитываются в семьях, где родители с большой неохотой доверяют им ответственные дела или же строго ограничивают их действия.

Другие испытуемые легко игнорируют зрительные сигналы, если они противоречат показаниям других органов чувств о положении тела относительно земного притяжения. Эти люди обычно независимы по натуре и часто доходят до полного неподчинения. Как правило, они рано избавляются от родительской опеки и расширяют круг своих интересов, пытаясь успешно бороться с трудностями в окружающем их мире. В целом они добиваются большего успеха, чем первые, при опытах на IQ (коэффициент умственного развития), поскольку проявляют особый талант при решении таких задач, где требуется выделять простые элементы из беспорядочной сложности. Прибегая к этим чувствам, они прекрасно угадывают скрытую сущность явлений, хотя обычно не обладают особенно богатым словарным запасом, обширными знаниями или сообразительностью. Но что бы и как бы ни делали «независимые от зрения» испытуемые, они быстрее других узнают, где верх и где низ.

Каждому из нас хотелось бы знать, к какой категории принадлежим мы и как это отражается на наших представлениях о мире. Насколько наши навыки зависят от наследственности и насколько - от окружающей среды? По-видимому, способность прямо повесить картину связана с умением увидеть на кусте неподвижно сидящую птицу. Эти факты лишний раз доказывают, что такого рода чувства необходимо рассматривать с учетом всей личности. Ощущения, которые мы получаем, не определяются только объектами, действующими на наши органы чувств, или ограниченными возможностями этих органов чувств. Наш мозг также участвует в этом процессе, и именно поэтому каждая отдельная личность по-своему воспринимает Вселенную. автора автора Шубин Нил

Из книги Распространненость жизни и уникальность разума? автора Мосевицкий Марк Исаакович

Глава 3 Описание метода лечебной кинологии и результатов исследования В предыдущих главах описывались теоретические аспекты метода лечебной кинологии. Постараемся схематически описать практический аспект методологии. Как уже отмечалось, данный метод находится на

Из книги Лестница жизни [Десять величайших изобретений эволюции] автора Лейн Ник

ГЛАВА 5 С помощью Пам Смарт мне удалось разработать более простую и эффективную методику работы с людьми, испытывающими фантомные ощущения в отсутствующих конечностях, чем та, которая была описана в пятой главе.Мы провели серию опытов с людьми, у которых были

Из книги Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень автора Сивоглазов Владислав Иванович

ГЛАВА VII. Условия усваивания растениями питательных веществ, находящихся в почве и атмосфере. Недостатки глубокой обработки. Проницаемость почвы для воздуха.В предыдущей главе мы указали, что почва и атмосфера содержат питательные для растений вещества в количестве,

Из книги автора

ГЛАВА XI. Атмосферное орошение (ирригация).В 1876 г. в нашей литературе появилась книга, заслуживающая самого серьезного внимания. Но так как книга осмелилась быть оригинальной, а мы привыкли верить, что только книги, написанные на основании трудов заграничных "авторитетов",

Из книги автора

ГЛАВА XV. Обработка земли под яровые хлеба.Обработку земли под яровые хлеба я начинаю тотчас после уборки озими. Только при соблюдении этого условия можно рассчитывать на самый обильный урожай.Поля, поросшие сорными травами и покрытые густым жнивьем, я вспахиваю

Из книги автора

ГЛАВА XVI. Посев.Как нужно сеять, чтобы получить самый обильный урожай? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно будет припомнить те условия, при которых растения развиваются в желательном для земледельца направлении. Эти условия, о которых мы говорили во второй главе,

Из книги автора

Глава 10. Уши{10} Того, кто заглянет поглубже в ухо, чтобы увидеть, как устроен наш орган слуха, ждет разочарование. Самые интересные структуры этого аппарата скрыты глубоко внутри черепа, за костяной стенкой. Добраться до этих структур можно только вскрыв череп, удалив мозг,

Из книги автора

Глава III. Мир РНК-ДНК 3.1. Миры до РНК и мир РНК Многие исследователи полагают, что первым клеточным миром был мир РНК (Ferris, 1999; Hoenigsberg, 2003). Однако по причинам, рассмотренным выше, более правдоподобна версия, согласно которой в ранних клетках функционировали информационные

Из книги автора

Глава 2. ДНК На стене паба “Орел” в Кембридже висит синяя мемориальная доска, установленная в 2003 году в честь пятидесятилетия одного случая, когда разговоры в этом пабе приняли не совсем обычный оборот. Во время обеда 28 февраля 1953 года два завсегдатая “Орла”, Джеймс

Из книги автора

Глава 1. Вид ТЕМЫ История эволюционных идей Современное эволюционное учение Происхождение жизни на Земле Происхождение человекаВ настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по своему уникален. Каким

Похожие статьи