Балтийский "заповедник" на косе. Военная история пиллау Штурм балтийской косы

02.07.2020

Она не имеет границ с "большой" Россией. Мало кто знаком с географией Калининградской области, как в прочем и мы в отношении всей остальной территории нашей большой страны. Интерес туристов вызывает расположение области около Балтийского моря и история области: несмотря на ускорившееся строительство "современной" архитектуры в городе осталось много "живых" памятников довоенной архитектуры. Балтийская коса является исключением и даже очень большим.

Место для отдыха или туризм среди руин военных зданий

Но, как это не парадоксально, мало кто знает даже из самих жителей области, что у нас в области две косы и уж тем более бывал на обоих. Но как правило особый интерес вызывает скорее заповедник "Куршская коса", о котором знает и в котором побывал практически каждый турист нашего края. Почему? Об этом Вы сможете узнать, если дочитаете статью до конца.

"Наследие войны"

Речь идёт о Балтийской косе - точнее российской её части. Вы найдёте её без проблем по координатам 54.62952722262048 ,19.88005012170156 . В отличие от своей "туристической" Куршской, её сестра практически не известна туристам.Она не имела туристической направленности с самой войны, и фактически была закрыта для посещений даже жителями области.

Находившийся здесь аэродром "Нойтиф"(названный немцами так из-за деревушки возле него - сейчас посёлок Коса), уцелевший и доставшийся советским войскам в отличном состоянии (здесь даже работал подогрев полосы в то время, и ещё много технических нюансов), использовался военными практически больше 40 лет, пока не пришёл в упадок, а до своего расформирования здесь садились и взлетали гидросамолёты, используя немецкую специальную гавань, построенную возле "Нойтифа".

"Закрытый объект"

Где-то к середине девяностых годов закончилась "режимная" история данной территории. Только некоторые определённые категории граждан могли попасть сюда. Чтобы попасть в Балтийский городской округ, нужно было пересечь КПП, специально созданный на въезде, и предъявить паспорт либо военный билет. В начале 2010 года его убрали, точнее убрали людей и ограждения, а само здание и места остановок транспорта остались - одно из любимых мест дежурства местного Г.И.Б.Д.Д.

"Застава"

Здание бывшего К.П.П. известно многим - всем понятный ориентир, если идёт речь о Балтийске и балтийской трассе. В районе 2 км до и после неё есть выезды на самые излюбленные места отдыха в районе Балтийска на пляжах. Даже скорее не излюбленные, а более доступные - что косвенно можно понять по массовости отдыхающих. Наш отдых в этом районе как-то превысил планку в 40 человек по числу отдыхающих только нашей компании!!! И многие сообщества (автоклубы, сайты и прочие группы людей) организуют многодневные выезды в эти места. Так что сам факт ликвидации этого пункта пропуска открыл и облегчил доступ для туристического посещения людей роскошные пляжи некогда "закрытого"города и российской части балтийской косы.

"Ледник+ветер+песок=?"

Но что собой представляет Балтийская коса? Также многим она известна как Вислинская коса - польское название косы, которое на польском языке пишется как "Mierzeja Wiślana" . Реже встречается и практически мало известно, кроме людей интересующихся историей либо принимавших участие в военных действиях здесь во время В.О.В, старое немецкое название "Frische Nehrung" , в переводе "Свежая коса" или "Страна, только что поднявшаяся из моря" . По сути результат работы двух сил природы представляет собой особый вид феномена, представляющим собой особое аккумулятивное образование в море: подводные морские течения возле берега и волны на море переносят песок ближе к берегам, а воздушные потоки ветра возносят песок на дальше на косу, образуются так называемые золовые отложения, или более понятным словом, дюны. Растительность дюн косы сильно помогает предотвратить перемещения огромных песочных масс. Самая высока точка косы 34 метра.

"Начало образования косы считается около шести с небольшим тысяч лет назад. Результатом было, когда Валдайский ледник отступил, что произошло из-за движения коры Земли и уровнем воды Балтики, был образован Калининградский (Вислинский или frishe) залив, а в последствии это способствовало образованию и самой косы."

По форме напоминающая косу полоса узенькой суши длинной почти шестьдесят пять километров, отделяющая от моря Балтики калининградский залив (Frishe Gulf ) из них большая часть - практически тридцать пять километров принадлежат Российской федерации (Калининградская область), остальные где-то тридцать километров - польская часть. Шириной косы от 350 до 1850 метров в середине и на юге и около восьми - девяти километров в северной части. Большая часть косы -это дюны, частично поросшие лесом и километровые пляжные зоны с чистым песком - "как в пустыне".

"Водная преграда"

Попасть на нашу часть можно только по воде, паромом (на нашем сайте есть раздел об этом), т.к. она отделена от Балтийска каналом для судоходства, коса примыкает к материку на юго-западе Польши. В Польше её часто называют Янтарным Побережьем, коса на стороне польской является одним из самых популярных туристических регионов не только в Поморье(регион Польши) , но и во всей Польше. Населённые пункты "Крыница Морска" или "Стегна" в летнее время переполняются огромным количеством туристических групп и отдельных путешественников. Считается, что начало Вислинской косы находится на высоте деревни "Микошево" , расположенной в устье реки Смелой Вислы, на её правой стороне. Однако, на самом деле она начинается между Сопотом и Гданьском.

"Дикий характер"

Туризм на косе носит слабый характер или скорее развит слабо. Из туристических услуг - прокат велосипедов и аренда жилья, музей и всё - остальное так сказать - как сами организуетесь - благо есть где полазить и посмотреть: Остатки укреплений и аэродрома "Нойтиф", остатки фортификационных сооружений и гавани, дикие леса, в которых обитают около сотни редких птиц из красной книги....В общих чертах здесь Вы не найдёте культурного времяпрепровождения - это отдых в "дикой" природе недалеко от цивилизации, в спокойствии и красоте нетронутых пляжей и лесов.

"После нас останется"

Но не стоит забывать на фоне своего отдыха здесь, что после такого отдыха многие туристы считают своим долгом не собрать за собой мусор, а наоборот - либо бросают его возле места отдыха, либо закапывают там же - среди дюн. Если Мы будем отдыхать таким образом, то скоро от этой красоты не останется ничего. Поэтому собираясь в поход, на отдых или по своим причинам в этот уголок природы, позаботьтесь о том, чтобы привести место вашего отдыха к исходному состоянию - никто не просит переправлять мусор на пароме, но хотя бы до мусорного контейнера довезите его, чтобы редкие волонтёры и другие туристы не собирали его за вас. У жителей косы итак множество проблем в инфраструктурном плане ввиду "жизни через переправу" - и не стоит делать им жизнь ещё тяжелее.

Иными словами Балтийская коса - "наш местный Ватикан" (государство в государстве). И, приезжая сюда, нужно соблюдать порядок этих мест....и беречь их.

Несмотря на то, что последние подразделения германской армии сдались нашим войскам лишь 8 мая – на косе Фрише-Нерунг (сегодня – Балтийская коса), - датой окончания Восточно-Прусской наступательной операции считается 25 апреля. Именно в этот день пал последний крупный оплот фашистов – хорошо укрепленный порт Пиллау. О малоизвестных эпизодах тех жестоких боев «Комсомолке» рассказал директор Историко-художественного музея, автор книги «Хроника штурма Пиллау» Сергей Якимов.

«КЁНИГСБЕРГСКИЕ ГОСТИНЦЫ»

Если начинали Восточно-Прусскую операцию в январе 1945 года армии трех фронтов, то заканчивать ее пришлось только одному – 3-му Белорусскому, которым после гибели генерала армии Черняховского командовал маршал Василевский . 1-й Прибалтийский фронт к апрелю был упразднен, 2-й Белорусский стремительно продвигался к Берлину .

Тогда лучшие наши силы ушли на Берлин, - рассказывает Сергей Якимов. – Войска 3-го Белорусского практически не получали подкреплений. Единственными пополнениями были так называемые «кёнигсбергские гостинцы».

Так называли военнопленных, освобожденных из немецких концлагерей, во множестве разбросанных на территории Восточной Пруссии . Тысячи красноармейцев, попавших в плен еще в самом начале войны, получили свободу только к ее окончанию

Эти люди смотрели на все квадратными глазами. Они, естественно, не видели погон на наших солдатах и офицерах - им сразу представлялись белогвардейцы; они не знали, что такое автомат… Вот эти люди влились в ряды войск, завершавших Восточно-Прусскую операцию. Понятно, что их боевые характеристики были далеки до идеальных.

НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА

У нас не принято афишировать тот факт, что первая попытка взятия Пиллау потерпела фиаско. Порт хотели штурмовать еще в феврале, однако немцы нанесли упреждающий удар.

Войска 1-го Прибалтийского фронта, которыми командовал генерал Баграмян , получили приказ 20 февраля начать наступление на Пиллау, взять этот город, а также Фишхаузен (сегодня – Приморск ). Однако немцы 19 февраля перешли в контрнаступление, отбросили наши войска и пробили коридор между окруженным в то время Кёнигсбергом и Пиллау. Им тогда удалось вывести по нему из Кёнигсберга сотни тысяч человек гражданского населения.

По словам Сергея Якимова , немецкая группировка была в то время очень сильна. Только под Хайлигенбайлем (нынешним Мамоново ) стояло тогда 22 дивизии – впоследствии, к слову, окруженных и уничтоженных.

Полной блокады немецкой группировки в Восточной Пруссии нашим добиться не удалось, - продолжает историк. – Немцы не чувствовали себя окруженными, они в полный рост использовали Балтийское море для снабжения своих сил. Сталин не разрешил использовать на Балтике большие корабли, а торпедные катера не могли целиком и полностью выполнить миссию.

ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

После взятия Кёнигсберга основные усилия Красной Армии в Восточной Пруссии были направлены на овладение Пиллау. Но это был крепкий орешек. Город окружали три пояса противотанковых рвов, множество дотов, дзотов, траншей. Вся территория была хорошо пристрелена.

Помощь оказывали и немецкие корабли, стоявшие на рейде – их артиллерия приносила нашим наступающим частям серьезный урон, - говорит Якимов.

А как же наше подавляющее господство в воздухе? – спрашиваю у историка.

Во-первых, была неважная погода – облака и туманы, поэтому использование авиации было ограничено. Во-вторых, не надо забывать про немецкие силы ПВО . В районе Пиллау было сосредоточено около 30 зенитных батарей. Причем, зенитчики были настоящие мастера своего дела.

Еще одним элементом обороны была… подземная железная дорога, которая соединяла Пиллау и Фишхаузен.

Эти данные я буквально на днях обнаружил в архиве, в одном из донесений советской разведки, датированным декабрем 1944 года. Оно основано на допросе военнопленных, - рассказывает Сергей Александрович. – С подземной железной дороги были выходы наверх, в казематы, где были оборудованы артиллерийские и пулеметные позиции. По подземке доставлялись боеприпасы. Сейчас вся эта система забетонирована.

БРОНЕПОЕЗД, КОТОРЫЙ ХОДИЛ ПО КРУГУ

В Восточно-Прусской операции активно использовались бронепоезда – сеть железных дорог на этой территории 65 лет назад была развита лучше, чем сейчас. Нашим войскам немецкие локомотивы доставили многих хлопот. Последний из них был уничтожен перед самым штурмом Пиллау в районе нынешнего поселка Шиповка.

Наши летчики давно охотились за этим бронепоездом, - говорит Сергей Якимов. – Он мотался по круговому маршруту, который и сегодня существует, соединяя Калининград , Зеленоградск , Янтарный, Балтийск . Долгое время был неуловим, но ближе к 20 апреля попался. На 12-м заходе накрыли его бомбовым ударом.

ТРОФЕЙНЫЕ КОМАНДЫ

Неотъемлемой частью наступления Красной Армии была работа трофейных команд. Понятно, что Восточная Пруссия представляла большой интерес с точки зрения культурных, да и не только культурных ценностей, поэтому специальные подразделения шли сразу за боевыми частями. А иногда… перед ними.

Был такой город – Ширвиндт , недалеко от границы СССР , сейчас это поле в Краснознаменском районе, - продолжает историк. – Так вот, наши взяли его без особых проблем. И вот почему. Трофейные команды – а это обозы, обозы и еще раз обозы – по ошибке вошли в Ширвиндт, думая, что он уже взят нашими войсками. Оказалось, что там немцы. Но фашисты, увидев, что в город въезжают русские обозы поняли, что дело швах – если уж обозы едут! - и отступили.

Хватало трофейных команд и на подступах к Пиллау. Иногда боевым частям приходилось расчищать себе дорогу с помощью танков – сталкивать грузовики с узкой дороги в кювет.

Немцы вывезли в Пиллау огромное количество ценностей, - заключает Сергей Якимов. – Судьба многих не известна до сих пор.

ЖЕСТОКИЕ БОИ

Бои за Пиллау были очень кровопролитными и тяжелыми. Немцы сопротивлялись изо всех сил – у них не было другого выхода. 11-я гвардейская армия, которая брала город-порт, понесла тяжелые потери. Сергей Якимов рассказывает такой случай:

После взятия Кёнигсберга в городе расположилась 50-я армия, позднее переброшенная на Дальний Восток на войну с Японией . И через несколько дней в Кёнигсберге началось некоторое оживление – открылись парикмахерские, магазины. Но после взятия Пиллау в Кёнигсберг перебросили 11-ю гвардейскую армию. Ее бойцы были настолько ожесточены потерями при Пиллау, что в Кёнигсберге были введены драконовские законы. Все, понятное дело, закрылось.

Штурм Пиллау до сих пор хранит множество загадок. В своей книге «Хроника штурма Пиллау» Сергей Якимов, на протяжении нескольких десятилетий изучающий историю города, раскрывает многие секреты. К сожалению, тираж книги очень мал и сегодня ее уже не встретить на книжных прилавках Калининграда.

Разгром кёнигсбергской группировки создал благоприятные условия для окончательного уничтожения остатков восточно-прусской группировки - группы «Земланд». Войска 3-го Белорусского фронта под командованием А. М. Василевского 13 апреля почти без паузы перешли в наступление против немецких войск, закрепившихся на Земландском полуострове и военно-морской базе Пиллау. 26 апреля порт и крепость Пиллау были захвачены. Уничтожением гитлеровской группировки на Земландском полуострове закончилась Восточно-Прусская операция.
Положение и силы сторон

СССР. Чтобы сразу сломить сильную оборону противника и не затягивать боевые действия, маршал Василевский решил привлечь к операции пять общевойсковых армий. 2-я гвардейская, 5-я, 39-я и 43-я армии были в первом эшелоне, 11-я гвардейская армия - во втором. Для этого произвели перегруппировку сил: фронт, который ранее занимали 2-я гвардейская и 5-я армии, усилили 39-й армией, на южном побережье залива Фришес-Хафф была развернута 43-я армия, в фронтовой резерв вывели 11-ю гвардейскую армию. Войска 3-го Белорусского фронта насчитывали более 111 тыс. человек, более 3 тыс. орудий и минометов, 824 танка и САУ. В результате в начале операции по живой силе советские войска превосходили противника почти вдвое, в артиллерии в 2,5 раза, в танках и САУ почти в 5 раз.

С учетом небольшой протяженности фронта и малочисленности частей и соединений армии получили для наступления узкие полосы. Самой большой была полоса 2-й гвардейской армии - 20 км, но у неё было преимущество, армия Чанчибадзе занимала эти позиции две недели и успела хорошо изучить местность, оборону противника и подготовиться к наступлению. Остальные армии имели полосы наступления по 7-8 км. Главный удар наносили 5-я и 39-я армии с направлением на Фишхаузен, чтобы рассечь вражескую группировку на две части и затем ликвидировать её. 11-я гвардейская армия должна была развить успех двух армий. 2-я гвардейская и 43-я армии поддерживали общее наступление на флангах, наступая вдоль северного и южного побережья Земландского полуострова.

Балтийский флот должен был прикрыть приморские фланги войск 3-го Белорусского фронта; легкими силами и подводными лодками прикрыть морские коммуникации и нести дозорную службу; высадить тактические десанты во вражеском тылу; поддерживать десантные силы огнем артиллерии и пресечь эвакуацию противника морским путем. Авиация флота должна была нанести массированные удары по морским коммуникациям противника и поддерживать десантные силы.

Германия . Западную часть Земландского полуострова обороняли 9-й и 26-й армейские корпуса, имевшие в своём составе 7-8 пехотных и одну танковую дивизии. С учётом боевых групп и других частей силы противника доходили до 10 дивизий. Советским войскам противостояло более 65 тыс. солдат и офицеров, 1200 орудий и минометов, 166 танков и штурмовых орудий.

Кроме того, на Пиллаусском полуострове во втором эшелоне располагался 55-й армейский корпус (три-четыре дивизии и ряд специальных частей), на косе Фрише-Нерунг спешно восстанавливался 6-й армейский корпус из остатков разгромленной хейльсбергской группировки. Все немецкие войска были объединены во 2-ю армию, а с 7 апреля в армию «Восточная Пруссия». Армия была создана на основе штаба и некоторых частей 2-й армии и остатков частей 4-й армии, находившихся на территории Восточной и Западной Пруссии. Командующий 4-й немецкой армии генерал Мюллер был смещен со своего поста и заменен на генерала Дитриха фон Заукена.

Немецкое командование ожидало главный удар на центральном и южном направлениях, поэтому здесь располагались наиболее плотные боевые порядки: 93-я, 58-я, 1-я, 21-я, 561-я и 28-я пехотные и 5-я танковая дивизии, т.е. около 70-80% войск первого эшелона. Немцы имели хорошо развитую оборону с густой сетью траншей, опорных пунктов и узлов сопротивления. Сильные оборонительные рубежи находились на Пилаусском полуострове. Город Пиллау был сильной крепостью.
Первый этап наступления

Утром 13 апреля началась сильная артиллерийская подготовка. Одновременно по позициям противника наносили удары 1-я и 3-я воздушные армии. После часовой артподготовки войска 3-го Белорусского фронта перешли в наступление. Советские армии прорвали оборону противника. Правда, наступление стало развивать не по первоначальному плану.

Во второй половине дня немецкое сопротивление усилилось. Немцы предприняли ряд контратак в стык 5-й и 39-й армий Крылова и Людникова. К концу дня советские войска продвинулись на 3-4 км, взяв в плен около 4 тыс. немцев. На следующий день битва продолжилась с большим ожесточением. Немецкое командование, разгадав замысел командования 3-го Белорусского фронта, усилило оборону на направлении наступления 5-й и 39-й армий. Одновременно, чтобы спасти северную часть группировки, немцы стали быстро отводить войска перед фронтом 2-й гвардейской армии. В результате за три дня боев наши войска на главном направлении продвинулись всего на 9-10 км, а правый фланг 2-й гвардейской армии Чанчибадзе - на 25 км и вышел к побережью.

Большую помощь советским войскам оказал 2-й дивизион бронекатеров Балтийского флота. Балтийские моряки ворвались в залив Фришес-Хафф и в Кёнигсбергский морской канал, нанесли внезапные удары, подавляя вражеские огневые точки, мешающие продвижению сухопутных войск. Морская авиация и группа морской железнодорожной артиллерии, нанесли массированные удары по врагу. 15 и 16 апреля 1945 г. прошла успешная высадка тактических десантов 24-й гвардейской стрелковой дивизии на дамбу Кёнигсбергского канала в районе Пайс-Циммербуде. Десант и огневая поддержка бронекатеров позволили войскам 43-й армии очистить от гитлеровцев опорные пункты Пайс и Циммербуде, дамбу канала. Это создало благоприятные условия для наступления Красной Армии вдоль побережья залива.

Потеря оборонительных рубежей и большие потери вынудили немецкое командование 15 апреля упразднить управление оперативной группы «Земланд» и остатки её войск подчинить командованию армии «Восточной Пруссии». Немецкое командование, стараясь спасти как можно больше войск, предпринимало отчаянные усилия по эвакуации людей. Морской транспорт работал круглосуточно. Были мобилизованы все свободные плавсредства с побережья Балтийского моря, низовьев судоходных рек оставшихся в руках немцев. Суда стянули в Данцигскую бухту. Однако здесь они подвергались массированным ударам советской авиации и несли значительные потери.

Движение 2-й гвардейской армией вдоль побережья Балтийского моря в южном направлении и наступление 39-й и 5-й армий в общем направлении на Фишхаузен заставило немцев стянуть войска в юго-западную часть полуострова и организовать оборону на узком фронте. В ночь на 17 апреля наши войска взяли сильный узел сопротивления противника Фишхаузен. Остатки немецкой земландской группировки (около 20 тыс. солдат) отошли в район Пиллау и закрепились на заранее подготовленной позиции. Наступление советских войск было приостановлено.

Таким образом , за пять дней наступления наши войска очистили Земландский полуостров от войск противника, и вышли к первому рубежу обороны Пилаусского полуострова, фронт которого был равен 2-3 км. Здесь противник имел возможность максимально уплотнить боевые порядки, и обойти его было нельзя. Наступление фронта приостановилось. С одной стороны, наши войска одержали победу, вышли к побережью и освободили территорию. С другой стороны, раздробить и окружить войска противника не удалось. Немецкое командование вывело из под удара северную часть земландской группировки и отвело войска на заранее подготовленные позиции на Пиллаусском полуострове. Немецкие войска сохранили боеспособность, по-прежнему дрались упорно и умело, хотя и понесли серьёзные потери. Сложившееся положение грозило затягиванием операции. Требовался ввод в бой свежих сил.
Второй этап операции. Штурм Пиллау

Советское командование решило ввести в сражение 11-ю гвардейскую армию Галицкого. 16 апреля Василевский приказал 11-й армии сменить войска 2-й гвардейской армии и 18 апреля начать наступление на Пиллау и косу Фрише-Нерунг. 5-ю, 39-ю и 43-ю армии также вывели в резерв фронта.

Командование 11-й гвардейской армии решило нанести удар по внешним флангам противника, прорвать его оборону и развить наступление вторыми эшелонами корпусов. К концу второго дня, при поддержке морских десантов, планировали взять Пиллау. В ночь на 17 апреля дивизии 16-го и 36-го гвардейских стрелковых корпусов начали выдвижение на исходное положение.

Пиллаусский полуостров имел длину около 15 км и ширину от 2 км у основания до 5 км у южной оконечности. Немецкие войска возвели здесь шесть оборонительных позиций, которые располагались одна от другой в 1-2 км. Здесь были и доты с броневыми колпаками. На северной окраине Пиллау располагалось четыре крепостных форта и морская крепость, на северном берегу косы Фрише-Нерунг - два форта. Выяснив, что противник имеет серьёзную оборону, начало нового наступления перенесли на 20 апреля. 18 апреля советские войска провели разведку боем. 19 апреля разведка продолжалась. Выяснилось, что перед нами стоят части трех-четырех дивизий, которые поддерживают около 60 артиллерийских и минометных батарей, до 50-60 танков и САУ, несколько боевых кораблей с рейда Пиллау и моря.

В 11 час. 20 апреля 1945 г. 11-й гвардейская армия перешла в наступление. Однако, несмотря на сильную артподготовку (600 стволов) и авиационную поддержку (более 1500 самолето-вылетов), сразу сломить оборону противника не вышло. Наши войска продвинулись только на 1 км, захватив 2-3 линии траншей. На второй день операции ситуации не улучшилась. Позиции противника были скрыты лесом, что затрудняло действия артиллерии, а огонь по площадям давал небольшой эффект. Немцы обороняли последний опорный пункт в Восточной Пруссии с особым упорством, переходили в контратаки силами до батальона пехоты при поддержке танков и штурмовых орудий. На второй день погода ухудшилась, что снизило активность нашей авиации. Кроме того, силы немецкой группировки недооценили, посчитав, что после разгрома земландской группировки победа уже обеспечена.

22 апреля на левом фланге армии был введён в бой 8-й гвардейский корпус. На третий день ожесточенных боев немцев потеснили на 3 км. Немецкое командование бросало в бой остатки ранее разбитых дивизий, все имеющиеся под рукой части и подразделения. Узкая линия обороны была до предела насыщена огневыми средствами, что затрудняло продвижение наших войск. На каждые 100 метров в среднем приходилось по 4 пулемета и 200 солдат с автоматическим оружием. Здесь немцы имели железобетонные и бронированные доты, бетонные площадки для тяжелых орудий, в том числе калибра 210 мм. Немецкую оборону приходилось буквально «прогрызать», метр за метром. И чем ближе советские войска приближались к Пиллау, тем больше становилось долговременных сооружений. Все каменные постройки Пиллау и его пригородов, где почти не было деревянных строений, были приспособлены к обороне. Иные крупные строения были настолько хорошо подготовлены к защите, что почти не отличались от крепостных фортов. На нижних этажах устанавливали орудия, позиции противотанковых гранатометов, на верху - пулеметные гнёзда. Крепость имела трехмесячный запас и могла долго держаться в осаде. Немцы постоянно контратаковали, все строения приходилось брать штурмом. Соотношение сил, особенно в плохую погоду, когда авиация бездействовала, было почти равным.

Поэтому бои носили крайне ожесточенный и упорный характер. 22 апреля 1945 года, на подступах к Пиллау, погиб герой штурма Кёнигсберга, храбрый командир 16-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-майор Степан Савельевич Гурьев. С.С. Гурьев начал службу красноармейцем в годы Гражданской войны, уже как командир полка участвовал в боях с японскими войсками в районе реки Халхин-Гол. Воевал с начала Великой Отечественной войны. Был командиром 10-й воздушно-десантной бригады, затем командовал 5-м воздушно-десантным корпусом, отличившись в боях под Москвой. Храбро и умело руководил 39-й гвардейской дивизией в битве за Сталинград. Затем командовал 28-м и 16-м гвардейскими корпусами. За умелое руководство войсками и личную храбрость при штурме Кёнигсберга ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1946 году в Калининградской области город Нойхаузен переименовали в честь погибшего героя в Гурьевск и образовали Гурьевский район.

Надо сказать, что в этой операции чуть не погиб и сам маршал Василевский. Он выехал на наблюдательный пункт армии в Фишхаузен, район которого регулярно обстреливала вражеская артиллерия, и попал под огневой налет. Машина Василевского была разбита и он сам по счастливой случайности уцелел.

24 апреля наши войска , несмотря на отчаянное сопротивление врага, бросившего в бой наиболее боеспособные части, включая морскую пехоту, поддержанную танками, взяли Нойхозер. Упорный бой за этот опорный пункт, прикрывавший подступы к Пиллау, длился почти сутки. В ночь на 25 апреля наши войска обошли морскую крепость с востока, на правом фланге завязали бой на ближних подступах к Пиллау. 25 апреля советские войска начали штурм Пиллау. Немецкое командование понимало, что крепость обречена, но старалось выиграть время, чтобы эвакуировать как можно больше войск морем или на косу Фрише-Нерунг. Кроме того, упорной обороной Пиллау хотели хоть как-то повлиять на развитие ситуации на берлинском направлении. Сам гарнизон крепости был небольшим, но в город отошло значительное число полевых войск и различных штабов. Гарнизон Пиллау поддерживала крепостная и полевая артиллерия с северной части косы Фрише-Нерунг и артиллерия 8-10 боевых кораблей и морских катеров.

Командарм Галицкий приказал 16-му гвардейскому корпусу взять крепость на юго-западной оконечности полуострова, с ходу форсировать пролив Зеетиф и занять плацдарм на косе Фрише-Нерунг; 36-му корпусу занять юго-восточный район города и также форсировать пролив; 8-му корпусу - освободить восточную гавань и преодолев пролив, захватить опорный пункт Нойтиф (там располагалась немецкая авиабаза).

25 апреля советские войска , имевшие богатый опыт городских боев и особенно штурма Кёнигсберга, очистили окраины и прорвались к центру города. Штурмовые группы брали здания, пробивали в стенах бреши, подрывали особо укрепленные дома и шаг за шагом брали Пиллау. За немцами осталась только прибрежная часть в юго-западном районе города и крепость. 26 апреля взяли и крепость Пиллау. Модернизированная старая крепость, имевшая 1-тыс. гарнизон, не поддавалась среднекалиберной артиллерии. Многометровые кирпичные стены и арочные перекрытия выдерживали попадания снарядов средних и даже крупных калибров. Ворота были заложены кирпичами и бетонными блоками. Форма крепости в виде многолучевой звезды позволяла вести фланкирующий огонь. Сильным артиллерийско-пулеметным огнем из многочисленных амбразур немцы отбрасывали наши войска. Ультиматум о капитуляции гарнизон отверг. Только подтянув десятки орудий тяжелых калибров, танки 213-й бригады и тяжелые САУ с 152-мм орудиями, сосредоточенным огнем вражескую оборону смогли ослабить. Ворота и баррикады были сметены. С наступлением темноты бойцы 1-й гвардейской стрелковой дивизии пошли на решительный штурм. Гвардейцы, завалив 3-метровый ров фашинами, досками и различными подручными средствами, вышли к стенам и стали взбираться на стены по лестницам, ворвались в проломы. Внутри крепости начался ближний бой с применением гранат, толовых шашек и огнеметов. После яростной схватки, уничтожаемый немецкий гарнизон стал сдаваться.
Завершение операции. Бои на косе Фрише-Нерунг

Уже 25 апреля наши войска с ходу форсировали пролив Зеетиф. Под прикрытием артиллерийского заградительного огня и мощного удара тяжелых бомбардировщиков, а также дымовой завесы первыми пролив форсировали амфибии капитана Гумедова с гвардейцами 2-го батальона 17-го стрелкового полка под командованием капитана Панарина. Гвардейцы стремительным рывком захватили первую траншею противника и выдержали контратаку немецких войск, которые пытались сбросить первый эшелон в воду. Первым высадился взвод пехоты младшего лейтенанта Лазарева. Он захватил плацдарм и стоял насмерть, даже раненые отказывались уходить, продолжая стрелять. Лейтенант Лазарев был ранен два раза уже во время переправы, третье ранение получил в бою с немцами. Однако герой отказался уйти и продолжал вести огонь из пулемета, расчёт которого погиб, уничтожив до 50 немцев. Только когда Лазарев потерял сознание, его унесли. Первые гвардейцы, захватившие плацдарм на косе - Егор Игнатьевич Аристов, Савелий Иванович Бойко, Михаил Иванович Гаврилов, Степан Павлович Дадаев, Николай Николаевич Демин и комсорг батальона младший сержант Василий Александрович Еремушкин были отмечены званием Героя Советского Союза.

За первым эшелоном на лодках , катерах, баржах и прочих плавсредствах двинулся второй эшелон - основные силы 17-го полка во главе с его командиром подполковником А.И. Банкузовым. Ночью части 5-й гвардейской дивизии переправились через пролив и расширили плацдарм. К 11 час. 26 апреля был взят опорный пункт Нойтиф. Также форсировали пролив и захватили плацдармы войска 84-й и 31-й дивизии. Это позволило утром организовать переброску тяжелого вооружения и начать строительство понтонной переправы, которая была готова к утру 27 апреля.

Для ускорения операции на косе было успешно высажено два десанта. Западный отряд во главе с полковником Л.Т. Белым (подразделения 83-й гвардейской дивизии - около 650 бойцов) - со стороны открытого моря и Восточный отряд контр-адмирала Н.Э. Фельдмана (полк 360-й бригады морской пехоты и сводный стрелковый полк 43-й армии) - со стороны залива Фришес-Хафф. Западный десантный отряд высадился в районе юго-западнее Лемберга (3 км южнее пролива Зеетиф). Восточный отряд высадился в районе мыса Каддих-Хакен двумя эшелонами.

Используя нескольких быстроходных барж , на вооружении которых были 88-мм орудия, противник попытался сорвать советскую десантную операцию. Немцы смогли повредить два катера-тральщика. Но нападение наших бронекатеров вынудило их отступить. Атаку нашего десанта не ожидали, и десантники быстро захватили плацдарм. Однако затем значительно превосходящие силы противника атаковали гвардейцев, и им пришлось вести тяжелый бой. Гвардейцы Белого в первой половине дня отразили 8-10 атак немецких войск. Только после высадки первого эшелона Восточного отряда и подхода войск 5-й и 31-й гвардейской дивизии десантникам стало легче. В целом десанты, хотя и с учетом ряда ошибок, справились со своей задачей. Отвлекли противника на себя, дезорганизовав его оборону.
Коса Фрише-Нерунг (современная Балтийская коса), отделяющая море от залива Фришес-Хафф, имеет в длину около 60 км. Её ширина колеблется от 300 метров до 2 км. Маневрировать на ней было нельзя, поэтому немцы смогли создать плотную оборону и упорно отбивались. На косе защищались части 83-й, 58-й, 50-й, 14-й и 28-й пехотных дивизий, а также многочисленные отдельные части и подразделения. Их поддерживало около 15 танков и САУ, более 40 батарей полевой, береговой и зенитной артиллерии.

Из-за узости косы советские войска наступали силами 1-2 дивизий, регулярно меняя их на свежие. В течение 26 апреля войска 8-го гвардейского корпуса и десантные отряды захватили северное побережье косы Фрише-Нерунг, окружили часть немецкой группировки, пленив около 4,5 тыс. человек. Однако немцы продолжали активно сопротивляться, пользуясь удобством местности. Немецкую оборону, как и на Пилаусском полуострове, приходилось буквально «прогрызать». Отдельные узлы обороны противника некоторое время продолжали сопротивляться даже в нашем тылу. Их окружали, и штурмовать не спешили, в большинстве случаев немцы сдавались, после некоторого промежутка времени.

Немецкое командование, ещё надеясь на «чудо», продолжало требовать стоять насмерть. Тяжелые бои продолжались ещё несколько суток. 11-я гвардейская армия пять дней вела тяжелые наступательные бои и продвинулась по косе Фрише-Нерунг около 40 км. После этого части 11-й гвардейской армии были заменены на войска 48-й армии. Бои по уничтожению немецкой группировки на косе Фрише-Нерунг и в устье Вислы (там располагалось до 50 тыс. гитлеровцев) продолжались до 8 мая, когда остатки немецкой армии (около 30 тыс. человек), наконец, капитулировали.
Итоги

В ходе боев на Земландском полуострове войска 3-го Белорусского фронта уничтожили около 50 тыс. немецких солдат и офицеров, в плен взяли около 30 тыс. человек. На Пиллаусском полуострове и косе Фрише-Нерунг только с 20 по 30 апреля были уничтожены остатки 5 пехотных дивизий, разгромлены 7 дивизий (включая танковую и моторизованную), не считая отдельных и специальных частей и подразделений. В качестве трофеев было захвачено около 1750 орудий и минометов, около 5 тыс. пулеметов, около 100 самолетов, более 300 складов с различным военным имуществом и т.д. Со взятием Пиллау Балтийский флот получил первоклассную военно-морскую базу. Высвободившиеся армии 3-го Белорусского фронта могли участвовать в завершающих сражениях Великой Отечественной войны.

Восточная Пруссия была полностью освобождена от гитлеровцев. Победа Красной Армии в Восточной Пруссии имела огромное моральное и военно-стратегическое значение. Советские войска захватили Кёнигсберг - второй важнейший военно-политический, исторический центр Германии. С потерей Восточной Пруссии Третий рейх лишился одного из самых важных экономических регионов. Германия потеряла важнейшую базу германских ВМС и ВВС. Советский Балтийский флот улучшил свое положение и условия базирования, получив такие первоклассные базы, порты и гавани как Кёнигсберг, Пиллау, Эльбинг, Бранденбург, Кранц, Раушен и Розенберг. После войны Пиллау станет главной базой Балтийского флота.

Немецкие войска понесли тяжелое поражение : было уничтожено более 25 дивизий, 12 дивизий были разгромлены, потеряв 50-75% живой силы и техники. Немецкие войска потеряли около 500 тыс. человек (из них 220 тыс. взяли в плен). Высокие потери понесли ополченцы (фольксштурм), полиция, организация Тодта, Служба имперских путей сообщения Гитлерюгенд (их численность была вполне соотносима с вермахтом - около 500-700 тыс. человек). Точная цифра потерь немецкого ополчения и милитаризованных организаций неизвестна. Потери 3-го Белорусского фронта в Восточно-Прусской операции - более 584 тыс. человек (из них более 126 тыс. убитых).

Сражение в Восточной Пруссии продолжалось три с половиной месяца (105 дней). Во время первого этапа была порвана мощная оборона противника и восточно-прусская группировка была расчленена на три части: хейльсбергскую, кёнигсбергскую и земландскую группировки. Затем Красная Армия последовательно давила большие очаги сопротивления противника: уничтожение хейльсбергской группировки, штурм Кёнигсберга и разгром группы «Земланд».

Советская Армия отомстила за императорскую русскую армию , которая в 1914 г. потерпела тяжелое поражение в лесах и болотах Восточной Пруссии. Историческое возмездие свершилось. После завершения войны город Кёнигсберг и прилегающие районы навсегда стали частью России-СССР. Кёнигсберг стал Калининградом. Часть Восточной Пруссии была благородно передана в состав Польши. К сожалению, современные польские власти уже забыли о благодеяниях Москвы в отношении польского народа.

В ходе Восточно-Прусской операции советские войска 2-го Белорусского фронта и 3-го Белорусского фронта вышли к заливу Фриш-Гаф (Фришес-Хафф) . При этом с суши были отрезаны от главных сил германской армии две крупные группировки: в городе-крепости Кёнигсберг и на Земландском полуострове . В начале апреля штурмом был взят Кёнигсберг , а в конце апреля ликвидирована земландская группировка - 25 апреля штурмом взят её последний оплот город-крепость и военно-морская база Пиллау (ныне Балтийск) .

Часть земландской группировки (остатки 5 разбитых дивизий, в целом до 35 000 человек) сумели переправиться с Земландского полуострова через узкий пролив Зеетиф на длинную косу Фрише-Нерунг и начали отступать по ней в юго-западном направлении. Поскольку противник активно эвакуировал по Балтийскому морю свои войска из отрезанных группировок, имелся риск вступления таких эвакуированных войск в бой на Берлинском направлении. С целью разгрома немецкой группировки на косе было решено высадить морской десант. Замысел операции сводился к одновременной высадке двух десантов на косу, на западное и восточное побережье. Их действиями предполагалось встречными ударами перерезать косу и вынудить к капитуляции группировку на северной оконечности косы, затем продолжать наступление в южном направлении. Операция готовилась силами Балтийского флота и войск 3-го Белорусского фронта ещё с марта 1945 года, окончательное решение об её проведении было принято в дни штурма Пиллау.

Сражение за косу Фрише-Неренг началось ещё до высадки десантов путём прорыва на её северную оконечность: с 18:00 25 апреля 1945 года передовой отряд 17-го гвардейского стрелкового полка в составе разведчиков полка, 7-й стрелковой роты старшего лейтенанта С. Я. Нехаенко , миномётного взвода младшего лейтенанта А. И. Суворова , расчётов станковых пулемётов и 45-миллиметровых пушек на трёх американских автомобилях-амфибиях под командованием командира 3-го стрелкового батальона гвардии майора А. В. Дорофеева и его заместителя по политической части старшего лейтенанта В. Н. Панкратова под непрерывном огнём противника форсировал пролив Зеетиф, соединяющий Балтийское море с заливом Фришес-Хафф (ныне Калининградский залив) и высадился на косе Фрише-Нерунг . .

С южного берега залива для артподдержки десанта были выделены 36 орудий полевой артиллерии 37-й артбригады 43-й армии и 36 орудий 150-й артиллерийской бригады 11-й гвардейской армии . Недостатком было малое количество боеприпасов (по 13 выстрелов на орудие).

Оба отряда десанта - западный с моря и восточный с залива Фриш-Гаф (Фришес-Хафф) - после высадки должны были встретиться и вступить под общее командование командира восточного десанта генерал-майора береговой службы И. Н. Кузьмичева, командира 260-й бригады морской пехоты Балтийского флота. Командовал операцией командир Пиллауской ВМБ (база временно размещалась в городе Тапиау, ныне Гвардейск) контр-адмирал Н. Э. Фельдман. Общее руководство осуществлял командующий Юго-Западным морским оборонительным районом Балтийского флота вице-адмирал Н. И. Виноградов. 25 апреля 1945 года в 17 часов от командующего 11-й гвардейской армии генерала К. Н. Галицкого был получен боевой приказ на десантную операцию .

Западный десант вышел из района Пальмникена (ныне Янтарный) в 22 часа 45 минут 25 апреля и двигался по открытому морю в район высадки у поселка Вальдхале на косе. Состав сил отряда - сводный полк (более 600 человек) 83-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии генерала К. Н. Галицкого под командованием заместителя командира дивизии гвардии полковника Л. Т. Белого. Командир сил высадки - начальник штаба торпедных катеров капитан 2-го ранга Г. П. Тимченко. Командир сил прикрытия - командир бригады торпедных катеров капитан 1-го ранга А. В. Кузьмин. С моря переход отряда прикрывал дивизион морских бронекатеров капитана 2-го ранга Г. С. Гапковского. Катерными тральщиками командовал капитан-лейтенант А. В. Дудин. Всего отряд насчитывал 21 торпедный катер и катер-тральщик , из которых 10 высаживали десант и 12 прикрывали его с моря. В целях обеспечения внезапности на участке высадки западного отряда артиллерийской подготовки не производилось.

При подходе к месту высадки катера десанта внезапно столкнулись с шестью быстроходными десантными баржами (БДБ) противника, которые шли в Пиллау, не зная об его падении. В коротком морском бою один наш катер был поврежден, но экипаж потушил пожар в машинном отделении и катер остался на плаву. Ответным огнём была тяжело повреждена одна БДБ, затонувшая на мелководье (экипаж взят в плен), остальные спешно покинули место боя.

Положение десанта моряков было спасено благодаря тому, что группировка врага на косе не имела единого командования. Пока одни части вермахта вели бой с десантом, другие спешно спасались бегством мимо места боя на юг, где скопились главные силы врага на косе. Южная группировка врага в бой с десантом не вступила, спешно отступив ещё дальше. Слыша грохот боя гвардейцев 3-го батальона , а затем к утру 27 апреля успешно был наведен Фрише-Нерунг протяженностью свыше 10 километров. Далее коса имела ширину менее километра и была перекрыта многочисленными рубежами обороны. Поскольку операция выявила острый недостаток морских сил высадки и артиллерии, а также значительные проблемы в действиях флота и организации действий войск на косе, советское командование отказалось от дальнейшего наступления, ограничившись блокированием косы с суши и моря. Скопившиеся на косе немецкие войска попыток прорыва не предпринимали, подвергаясь непрерывным ударам авиации и постоянному артобстрелу с южного берега залива Фриш-Гаф. В ночное время незначительная часть войск была вывезена по морю. 9 мая 1945 года немецкие войска на косе (около 22 тысяч человек) капитулировали .

В целом операция окончилась успехом, хотя и изобиловала резкими драматическими изменениями ситуации. В восточном отряде десанта погибли 70 человек, пропали без вести - 34, ранено - 133 человека. В западном отряде было 123 убитых и 107 раненых. В целом десант потерял 193 бойца погибшими, около 50 пропавшими без вести, 240 ранеными. Потерян один торпедный катер, на кораблях погибли 2 моряка, 5 тяжело ранены.

Потери врага были значительно больше: в советской литературе указывается число в 1 700 убитых в бою немцев. В плен захвачено 5 800 солдат и офицеров, а также взяты большие трофеи: 3 513 винтовок, 1 300 автоматов, 354 пулемета, 18 минометов, 30 орудий, 13 танков, 260 автомашин, 18 мотоциклов, 11 складов, 12 самоходных артустановок.

Большинство участников десанта награждено орденами и медалями, 26 человек удостоены звания Героя Советского Союза , спустя много лет ещё один - звания

Балтийская (Вислинская) коса, бывшая Фрише Нерунг, — последняя сухопутная «тропинка», оставшаяся у войск вермахта в 1945 году для отступления перед стремительно надвигавшимися частями Красной Армии. Публикуем статью Веслава Калишука в переводе В.И. Болучевского об узкоколейной железной дороге, проложенной немцами по косе весной 1945 года (оригинал статьи).

Таинственная узкоколейка на Вислинской косе

На многих исторических интернет-форумах, особенно любителей истории железных дорог, можно найти более или менее достоверную информацию на тему овеянной доныне тайной узкоколейной (750 мм) железнодорожной линии на Вислинской (Балтийской) косе (Frische Nehrung), на отрезке Штутово – Крыница Морска, далее – к Альттифу (Alttief) и, по-видимому, даже к Нойтифу (Neutief) на левом берегу Пиллауского пролива (Pillauer Tief). Строительство линии осуществил вермахт в последние месяцы Второй мировой войны, во время зимнего наступления Красной Армии. Нехватка архивных документов и малочисленность книжных публикаций на тему этой узкоколейки могут быть объяснены тем фактом, что ее строительство вермахтом (в январе – апреле 1945 г.) и более поздняя эксплуатация Войском Польским (в 1948 – 1953 гг.) были связаны с армией.

Акционерное общество «Западно-прусские узкоколейные железные дороги»

Нам стоит немного отступить во времени и представить себе, как дело дошло до возникновения в 1905 г. первой, примыкающей к Вислинской косе узкоколейки, между Данцигом и Штуттхофом (Гданьск – Штутово).

Около 1886 г. был проложен 4,5-километровый путь с конной тягой от сахарного завода в Нойтайхе (Neuteich, ныне Новы-Став) к селу Эйхвальд (Eichwald, ныне Дембина). Он служил для перевозки сахарной свеклы. Тогда же появилась и железнодорожная линия Симонсдорф (Simonsdorf, ныне Шиманково) – Нойтайх – Тигенхоф (Tiegenhof, ныне Новы-Двур-Гданьский) с нормальной колеей. В 1891 г. сахарный завод получил от прусских властей разрешение на постройку товарной узкоколейки (750 мм) с механической тягой. Из года в год эта система постепенно развивалась, в 1894 г. была введена паровая тяга. Тогда сеть владела тремя паровозами, построенными на предприятиях Геншеля. Собственную узкоколейную железную дорогу имел также сахарный завод в Лиссау (Liessau, ныне Лисево). Изначально эта линия была с конной тягой, как в Нойтайхе, но в 1894 г. и для нее были заказаны три паровоза в Эрфурте, на заводе Хаганса. Можно считать, что на Жулавах появилась целая сеть узкоколейных железных дорог, связанных с производством сахара.

В декабре 1897 г. узкоколейки из Нойтайха и Лиссау вошли в состав берлинского железнодорожного объединения Allgemeine Deutsche Kleinbahn-Gesellschaft (далее: ADKG, «Общенемецкий Союз узкоколейных железных дорог»). Благодаря капиталам ADKG произошло дальнейшее развитие системы отдельных товарных линий, затем эти обособленные участки были объединены в единую сеть, а также введены пассажирские перевозки. Возникшая железнодорожная сеть получила название Neuteich-Liessauer Kleinbahnnetz (Нойтайх-Лиссауская сеть узкоколейных железных дорог, ныне Новоставско-Лисевская сеть местных железных дорог). Значительное влияние на развитие узкоколейных железных дорог оказали закон прусского парламента от 28 июля 1892 г. «Об узкоколейных железных дорогах и частных железнодорожных ветках» («Gesetz über Kleinbahnen und Privatenschlussbahnen») и последующие законы от 8 апреля и 19 августа 1895 г. Они включали порядок инвестирования строительства узкоколеек, финансовой помощи из бюджетных средств и предоставления заинтересованным субъектам выгодных ссуд на эту цель.

В 1899 г. ADKG стал пайщиком (42 %) берлинского акционерного общества Westpreußischen Kleinbahnen AG (далее: WKAG, «Акционерное общество западно-прусских узкоколейных железных дорог»), основанного 27 мая того же года.

17 августа 1905 г. была введена в эксплуатацию 45-километровая линия WKAG, которая начиналась в Данциге (Гданьск), то есть западнее Вислинской косы, и затем направлялась дугой на восток, к левому берегу Вислы, через Кнюппелькруг (Knüppelkrug, ныне Пшеяздово), Готтсвальде (Gottswalde, ныне Кошвалы), Герцберг (Herzberg, ныне Милоцин), Шивенхорст (Schiewenhorst, ныне Свибно).

Грузовые вагоны на переправе через Вислу между Шивенхорстом и Никельсвальде. 1942.

В Шивенхорсте была организована паромная переправа через Вислу . За нею железнодорожная линия была проложена по маршруту: правый берег Вислы – Никельсвальде (Nickelswalde, ныне Микошево) – Пасеварк (Pasewark, ныне Янтар) – Юнкеракер (Junkeracker, ныне Юношино) – Штееген (Steegen, ныне Стегна) – Штуттхоф (Штутово).


Железнодорожная переправа через Вислу в Шивенхорсте.

Некоторые исследователи истории этой железнодорожной линии считают, что было задумано ее продолжение, в качестве пассажирской, внутрь Вислинской косы, в дачный поселок Кальберг-Лип (Kahlberg-Liep, ныне упомянутая выше Крыница Морска). Железная дорога должна была стать альтернативой судоходству по заливу Фришес Хафф (ныне Вислинский или Калининградский), использовавшемуся, в основном, дачниками из Эльбинга (Elbing, ныне Эльблонг) и других городов, примыкавших к заливу. 1 мая 1906 г. ввели в эксплуатацию 15-километровую линию от Штегена к Тигенхофу, на ней были оборудованы три поворотных железнодорожных моста: в Фишербабке (Fischerbabke, ныне Рыбина), в Тигенорте (Tiegenort, ныне Туйск) и в Тигенхофе (Новы-Двур-Гданьский) через речки с нынешними названиями Шкарпава, Линава и Тудз соответственно. Значительное развитие сети узкоколейных железных дорог WKAG произошло в 1913 г. Под управлением WKAG эта сеть функционировала до 1945 г.


На участке Щтутово — Микошево узкоколейка работает и по сей день, являясь популярным развлечением для многочисленных туристов, отдыхающих в Крынице Морской. Август 2012.

Узкоколейка до Кальберга-Липа (Крыница-Морска)

От строительства узкоколейки на Вислинской косе, по всей вероятности, быстро отказались, учитывая нерентабельность такой линии: как известно, любая корпорация настроена только на собственные выгоды. В той части косы, где находились несколько небольших рыбацких поселений и развивающийся дачный курорт, вообще отсутствовала потребность в прокладке обычной твердой дороги и, тем более, железнодорожной линии. В пользу узкоколейки не свидетельствовали и туристические достоинства полуострова, потому что здесь слишком коротким был дачный сезон.

На богатых земледельческих Жулавах, где бурно развивалась сеть узкоколеек, по ним были вполне осуществимы товарные перевозки. Кроме того, по Версальскому договору (1919 г.) с января 1920 г. Вислинская коса была разделена на две части границей между территорией «вольного города» Данцига и Германией, что не повлияло положительно на поступление инвестиций. Кальберг-Лип посещали, главным образом, пользовавшиеся судоходством жители Эльбинга, Кёнигсберга (Königsberg, ныне Калининград) и других городов побережья залива. Жители Данцига желали отдыха на других курортах, например в Цоппоте (Zoppot, ныне Сопот). Потребность в узкоколейной линии на этой части Вислинской косы возникла лишь в конце Второй мировой войны. Есть мнение (и автор статьи присоединяется к нему), что начатая вермахтом прокладка полевой узкоколейки не связана с необходимостью эвакуации беженцев из других районов Восточной Пруссии, как считают некоторые заинтересованные данной темой лица. Хотя она могла быть использована для этой цели, но должна была служить целям снабжения и передвижения немецких войск, временно располагавшихся здесь.

Это мнение подтверждается тем фактом, что решение о начале прокладки линии было принято в то же самое время, когда войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов Красной Армии уже зажали в клещи Восточную Пруссию. Еще в январе 1945 г. части 2-го Белорусского фронта (48-ой армии генерал-лейтенанта Николая Ивановича Гусева) достигли побережья залива Фришес Хафф в районе Толькемита (Tolkemit, ныне Толькмицко) и захватили плацдарм на левом берегу р. Ногат в районе Мариенбурга (Marienburg, ныне Мальборк), замыкая с севера окружение Торна (Thorn, ныне Торунь). Прибытие советских войск к берегу залива означало отсечение группы армий «Центр» от немецких сил, находившихся западнее Вислы. Потеря немцами Эльбинга (10 февраля) и затопление Жулав (в середине марта) повлекло за собой то, что единственным путем для эвакуации из Восточной Пруссии стала Вислинская коса.

Прокладку полевой узкоколейной (750 мм) линии на косе саперы вермахта начали в конце января 1945 г. Работы велись очень быстро, потому что их планировали закончить до 20 апреля. Может быть, ко дню рождения Гитлера? Линия (около 60 км) начиналась в Штуттхофе, от наиболее выдвинутой на северо-восток станции сахароваренной узкоколейки WKAG, и должна была проходить через Боденвинкель (Bodenwinkel, ныне Конты Рыбацке), Фогельзанг (Vogelsang, ныне Сковронки), Нойе Вельт (Neue Welt, ныне Выдмы), Шоттланд (Schottland, ныне Сосново), Прёббернау (Pröbbernau, ныне Пжебрно), через Шмиргель (Schmirgel), Шелльмюль (Schellmühl), Мюленфюнфтель (Mühlenfünftel, ныне Млыниска) к Кальбергу-Липу, потом через Шмергрубе (Schmergrube), Фёглерс (Vöglers, западная часть Нойкруга, ныне Пташково), Нойкруг (Neukrug, ныне Нова-Карчма) к Нармельну (Narmeln, ныне территория Российской Федерации), оттуда через Гренц (Grenz), Гросс-Брух (Groß Bruch) к Альттифу и через Мёвен-Хакен 5 (Möwen-Haken), Каддиг-Хакен (Kaddig-Haken), Лемберг-Хакен (Lehmberg-Haken) и Раппен-Хакен (Rappen-Haken) к Нойтифу (?). В районе Альттиф – Нойтиф располагались немецкие части, военный аэродром, а также квартира гауляйтера и последнего обер-президента Восточной Пруссии Эриха Коха.


Коса Фрише Нерунг, Восточная Пруссия (ныне — Балтийская Коса, Калининградская область). Солдатский митинг. 9 мая 1945.

Итак, от Штутова линия проходила через лес (около 5 км) на восток в направлении Конты Рыбацке, откуда сворачивала на север, к побережью Гданьского залива. Потом она вела на северо-восток в одном направлении, местами сворачивая в сторону материка, по хребту приморских дюн через Сковронки, Пжебрно к Крынице Морске (около 22 км от Штутова) и далее – к Нова-Карчме. В районе Нармельна линия приближалась к Вислинскому заливу и дальше проходила вдоль дороги, которая ведет к поселку Коса (бывший Альттиф). Вероятно, немцы смогли закончить прокладку участка линии до Каддиг-Хакена (около 50 км от Штутова), хотя не исключено, что ее достроили до самого Альттифа, но она была уничтожена во время наступления войск 3-го Белорусского фронта. Для строительства линии на косе были использованы материалы из разобранных сахароваренных железнодорожных линий и боковых хозяйственных путей в районе Жулав. Были разобраны участки в окрестностях Новы-Става, Северные Жулавки – Езерник, Гемлице – Большие Цедры – Кошвалы, а также отрезок Стегна – Рыбина. Готовые секции железнодорожного полотна подвозили на платформах к Штутову.


Линия узколколейной железной дороги на косе Фрише Нерунг.

«Тем временем организация Тодта (Organisation Todt — военизированная строительная организация, действовавшая в Третьем рейхе и названная так по имени возглавлявшего её Фрица Тодта (1891 — 1942). Среди объектов, построенных «Организацией Тодта», числились автомобильные дороги (автобаны), секретные бункеры Гитлера и различные оборонительные сооружения, такие как «линия Зигфрида, «Атлантический вал» и др. В работе «Организация Тодта» широко использовала труд заключённых. — admin ) на Вислинской косе проложила ряд поперечных противотанковых рвов, через которые нужно было перебросить для строящейся железнодорожной линии четыре стальных моста и три бетонных подземных канала. Саперы-железнодорожники быстро выравнивали поверхность так называемых средних дюн, куда помещали готовые секции из разобранных участков.» (Из книги Романа Витковского « Koleje wąskotorowe na Żuławach», 2009 , стр. 49).

При рытье противотанковых рвов организация Тодта для принудительного труда могла использовать узников концлагеря Stutthof (предположение автора), потому что 23 апреля 1945 г. там еще находились 4508 узников. Во время строительства или многодневного обслуживания линии в марте и апреле 1945 г. вермахт задействовал три четырехосных дизельных локомотива типа HF 200 D с высокопрочным двигателем мощностью в 200 лошадиных сил. В последние дни войны они были брошены немцами на боковых путях трассы Штутово – Микошево.

17 апреля 1945 г. части 3-го Белорусского фронта прорвали немецкую оборону на северо-востоке Вислинской косы и заняли город Фишхаузен (Fischhausen, ныне Приморск), а 25 апреля, взаимодействуя с военно-морским флотом, овладели крепостью и портом Пиллау (Pillau, ныне Балтийск). Немцы, сумевшие переправиться через Пиллауский пролив, оборонялись на Вислинской косе вместе с остатками 4-ой армии до 9 мая 1945 г. 1 мая немцы потеряли Нармельн, 3 мая – Кальберг-Лип, 5 мая – Прёббернау, 7 мая – Фогельзанг и Боденвинкель.


Коса Фрише Нерунг, Восточная Пруссия (ныне — Балтийская Коса, Калининградская область). 3-й Белорусский фронт, 48-я Армия. Первый эшелон с демобилизованными воинами отправляется на Родину. Начальник политотдела Армии генерал-майор Игнатий Михальчук провожает солдат. Май 1945.
Насыпь бывшей узкоколейки до сих пор явно читается на местности. Вислинская коса.

Узкоколейка до Лысицы

В течение почти трех лет после войны никто не занимался бывшей немецкой полевой узкоколейкой, может быть, за исключением солдат Красной Армии, которые временно располагались в Сковронках и Лысой Гуре (с 1951 г. – Лысица, с 1958 г. – Крыница Морска). Они полностью демонтировали путевой участок (около 13 км), проходивший через Нову-Карчму к границе с СССР, и вывезли рельсы вместе с другим имуществом с согласия польских властей. После ухода советских солдат с польского участка косы в 1948 г. там расположились польские войска, а точнее говоря, военно-морской флот и войска пограничной охраны (в январе 1949 г. из Эльблонга в Штутово был переведен 10-й пограничный батальон). Поскольку к базе в Крынице Морске (тогда еще Лыса Гура) не вела ни одна укатанная дорога (правда, была гравийная дорога, старый почтовый путь, но во время войны она была во многих местах уничтожена и не годилась для передвижения тяжелых автотранспортных средств), командование флота обратилось в ведомство «Польские государственные железные дороги» (ПГЖД) по поводу введения в эксплуатацию узкоколейной железнодорожной линии на трассе Штутово – Лыса Гура. Весной 1949 г. приступили к ремонту путей, поврежденных войной и атмосферными явлениями, а также к восстановлению трех уничтоженных виадуков над противотанковыми рвами. Вскоре в Штутово начали прибывать отдельные товарные вагоны с грузами для флота. Из-за нехватки дизельных локомотивов и вследствие запрета въезда паровозов, что было связано с обязанностью охраны лесов на Вислинской косе, дальнейшая доставка грузов производилась гужевым транспортом.

Поскольку линия к Лысой Гуре не действовала, три найденных локомотива HF200D были направлены на ремонт в мастерские Куявских подъездных путей в Кросневице около Кутна. Позже они оказались в Варшаве, где после переоборудования их под колею 800 мм служили на участке Варшава Таргова – Таргувек. Вскоре, однако, все они попали в аварии и были перевезены в Карчев, в мастерские, где их, однако, отремонтировать не сумели. В 1951 г. эти локомотивы опять попали в мастерские в Кросневице, но вследствие нехватки запчастей и здесь не удалось ввести их в действие. В 1955 – 1958 гг. все три локомотива так и оставались металлоломом.

В 1950 г. в Штутово попали с Яблоновской (Карчевской) железной дороги два трехосных дизельных локомотива, переделанных с колеи 800 мм на колею 750 мм и обозначенных как L20 и L21. Они должны были обслуживать отрезок Штутово – Лыса Гура, но постоянно выходили из строя и часто заменялись конной тягой.

На этой линии имелись достаточно большие спуски, иногда превышавшие возможности лошадей. В 1950 г. военно-морской флот ввел в Лысой Гуре в действие павильон консервации и ремонта аккумуляторов для военных судов. Узкоколейка, тем более с конной тягой, стала малопригодной для флота, так как нужно было транспортировать большие аккумуляторные батареи с баз и на базы флота в Гдыне и в Хеле. Вскоре, также по инициативе флота, была построена асфальтовая дорога от Лысой Гуры до Штутова. Это дало военным подразделениям, которые временно располагались здесь, возможность использовать автотранспорт, и узкоколейка стала ненужной. В Лысую Гуру — Лысицу — Крыницу Морску, о которой говорилось, что она «лежит на краю света», постепенно стали прибывать переселенцы. По архивным данным, к 1 апреля 1948 г. там осело 66 семей (235 человек) и осталось трое проверенных давних владельцев хозяйств. Здешняя административная единица подчинялась гминному Народному Совету в Толькмицко и имела статус рыбацкого поселения (в 1958 г. Лысица, имевшая 684 постоянных жителя, получила статус поселка и новое название, Крыница Морска). До постройки асфальтированной дороги местные жители по важным делам должны были плыть в Толькмицко на лодках через Вислинский залив (с 1949 г. были организованы регулярные судовые рейсы), а зимой проходили пешком 7 км или ездили на санях по льду.

Когда на военно-морском флоте обсуждали возможность ликвидации узкоколейки, гражданские власти, вероятно, подняли вопрос о введении на трассе Лысица – Штутово туристических поездов. Несмотря на явные достоинства железнодорожной линии, о развитом туризме в будущей Крынице Морске тогда еще не могло быть и речи, потому что изуродованная войной местность даже не напоминала прежнего курорта. Кроме того, для введения регулярного движения поездов, ПГЖД должна была получить согласие военных властей, что было нереально, учитывая то, что там находились окутанные тайной военные объекты. Неконтролируемый наплыв гражданских лиц якобы мог создать угрозу их безопасности. Еще до 70-ых годов XX века лица, прибывавшие на Вислинскую косу, были обязаны получать допуск на пребывание там. Жители имели постоянные пропуска, действительные в течение одного года.

В сентябре 1953 г. ПГЖД по поручению командования военно-морского флота окончательно приступила к демонтажу линии. По неизвестным причинам отрезок в 3,5 км, в лесу между Крыницей Морска и Нова-Карчмой, был разобран только в 1965 г. А двумя годами ранее доставили на платформе в Лисево из Крыницы Морски для переработки паровоз WKAG под номером 5 (Tyl-1085), который с 1950 г. обогревал там павильон ремонта аккумуляторов.


Локомотив типа Tyl-1085

Примечания:

Ныне не существующее рыбацкое село около пролива Старая Бальга (в районе Балтийска Калининградской области).

Ныне поселок Коса.

Жулавы (Вислянские Жулавы; польск. Żuławy Wiślane) - низменная область на севере Польши, в дельте Вислы.

Паромная переправа была введена в действие с некоторым опозданием, потому что железнодорожный паром «Schiewenhorst II» («Aegir» в 1940–1945 гг., «Świbno» в 1948–1959 гг.) на пути к Шивенхорсту задержался из-за низкого уровня речных вод, а по его прибытии на место в конце августа 1905 г. в первый же день вследствие неправильной эксплуатации дело дошло до повреждений пристани, что повлекло за собой закрытие переправы на время их устранения. Паром был построен в 1903–1904 гг. в Бромберге (Bromberg, ныне Быдгощь) на верфи, входившей в состав машиностроительной фабрики Леопольда Зобла.

HF -локомотив военных полевых железных дорог. Проект был разработан в 1939–1940 гг. для вермахта. Четырем немецких фабрикам заказали по 10 локомотивов этого типа. Всего, включая 1942 г., их было произведено по меньшей мере 35 штук (фирма Windhoff смогла построить лишь 4 локомотива, производство оставшихся поручили фирме Schwarzkopff. Дополнительно Deutz произвел 5 локомотивов версии HK 200 D 6,26, оборудованных другим двигателем. Сначала HF200D должен был стать основным локомотивом немецких железнодорожных рот, однако окончательно эту роль перенял более легкий и менее мощный HF130C. По окончании войны в Польше оказалось несколько таких локомотивов.

Возможно, и на будущей советской территории уцелевшие после боев участки узкоколейки также были разобраны за ненадобностью (прим. переводчика).

Источники фотоматериалов:

Похожие статьи