Детские пальчиковые рисунки. Рисуем пальчиками

28.06.2019

Рисование пальчиковыми красками – одно из самых любимых занятий для маленьких деток, доставляющее, правда, много хлопот их родителям. Игра, тем не менее, стоит свеч, поскольку способствует быстрому и гармоничному развитию малышей.

Какое оно – рисование пальчиковыми красками

Суть занятия вполне понятна: малышам дают безопасные (но невкусные) краски и большую площадь для раскрашивания, которую затем можно будет легко отмыть или выбросить (можно, конечно, и сохранить на память). Ни кисточки, ни карандаши не понадобятся, их заменят пальчики и ладошки.

Взрослые в этом занятии тоже принимают участие, медленно и методично направляя ребенка к самовыражению, впрочем, о роли старших речь пойдет ниже.

Для какого возраста подходят пальчиковые краски

Начинать можно с полугода, то есть, как только ребенок начнет самостоятельно сидеть. Продолжать же можно бесконечно, до тех пор, пока занятие будет приносить радость. По крайней мере, до тех пор, пока рисование с помощью кистей или фломастеров не покажется малышу более занимательным.

Иногда и у младших школьников, уже умеющих писать и считать (не говоря уж о рисовании), наблюдаются «рецидивы», выражающиеся в неуемном стремлении разрисовать обои или кафель в ванной, например.


В чем польза

Хорошо известно, что мелкая моторика пальцев способствует гармоничному развитию человека. Пальчиковые краски – еще один способ активизировать ее, причем подходящий даже для младенцев.

Рисуя, малыш получит новые тактильные ощущения, ознакомится с текстурой красок и цветами, увидит, как меняются цвета при наложении или смешивании. Игра поспособствует развитию внимания, умения концентрироваться, образно выражать свои чувства.


Безопасность

Пальчиковые краски делают безопасными для кожи малышей. Не произойдет ничего страшного и в том случае, если небольшое их количество будет попробовано на вкус, хотя этого все-таки следует избегать.

Что же касается отстирывания и отмывания, – как правило, эти трудности учитываются производителями, и родителям не составляет большого труда избавиться от следов рисования, даже если отпрыск вдруг проявит склонность к бодиарту.

Что делать родителям

Роль родителей особенно важна при работе с малышами. Главная задача – показать художнику, как он должен действовать. В случае с шестимесячными несмышленышами идти следует по пути медленного привыкания, уделяя ежедневным сеансам рисования не больше нескольких минут.

Понадобиться обмакнуть собственный палец в краску и оставить отпечаток на чистом листе, голосом выражая одобрение к производимому действию. Этого достаточно.

Через две-три недели в краску обмакивают палец малыша, показывая ему, что можно сделать. Излишней настойчивости не требуется, гораздо лучше поймать момент благосклонности малыша к проводимому занятию.

Подобные упражнения могут занять несколько месяцев, пока малыш не уловит сути процесса. После этого родителям уже придется показывать новые возможности, а именно — рисование ладошкой, ножками, смешивание красок, стирание, придание изображению осмысленной формы.

Подобные занятия будут зависеть от возраста и творческих наклонностей малыша и самих родителей. В любом случае, занятие должно оставаться игрой, приносящей удовольствие.

В качестве «рабочих поверхностей» можно использовать оберточную бумагу, обратную сторону недорогих обоев, кафель в ванной. Ребенку постарше можно объяснить необходимость сохранения чистоты в доме, а также научить его убирать за собой.


Пальчиковые краски своими руками: лучшие рецепты

Не доверяющие производителям родители могут приготовить пальчиковые краски в домашних условиях. Приведем самые простые рецепты, первый из которых подходит для самых маленьких, второй — для тех, кто уже краски пробовать не станет.

1. Полкило пшеничной муки смешиваем с двумя столовыми ложками растительного масла и пятью столовыми ложками соли. Полученную смесь разводим водой до консистенции густой сметаны. Пасту раскладываем по баночкам, в каждую добавляем безопасные пищевые красители (краску для пасхальных яиц, свекольный или морковный сок).

2. Полтора стакана крахмала смешиваем с половиной стакана холодной воды. В полученную массу вливаем литр кипятка при непрерывном помешивании. Цель – добиться однородной прозрачной консистенции. Добавляем полстакана талька, тщательно перемешиваем. В остывшую смесь добавляем полтора стакана стружки детского мыла (чтобы краски легко отстирывались впоследствии), размешиваем. Раскладываем по баночкам и добавляем красители.


После «сеанса» отмытую кожу ребенка можно смазать растительным маслом или детским кремом.

Ирина Сурду специально для сайта

2013, . Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Тут буду выкладывать рецепты красок, идеи рисования ножками и ручками т к у меня растёт Маргоша и уже совсем скоро научится сидеть самостоятельно, вот мы и займемся! Хотя у меня и старшенький с удовольствием занимается такими делами! Будет тут копилочка для свежих идей! Я еще не опробовала рецептик, но вот собираюсь. Вижу несколько причин сделать краски самостоятельно:

1. Буду знать состав в точности!

2. Не знаю пойдет ли нам такое занятие, чтоб не прогадать.

3. Так гораздо дешевле.

4. Сам процесс мне нравится! Люблю что-то делать для деток! Итак, сплагиатила я это на бебиру в коком-то блоге.

Рисование– самый простой и эффективный способ развития нервной системы у малышей. Это и цветовосприятие, и тактильные ощущения. Именно пальчиковые краски дадут вашему малышу самореализоваться, выразиться; даже если он не сможет нарисовать конкретные фигуры, но он сможет переносить на бумагу или любую поверхность свои ощущения.
С какого возраста можно рисовать пальчиковыми красками?



С 5-ти мес. Можно предложить малышу большой лист бумаги и 1 баночку краски, спустя 2 недели другой цвет и т.д. Покажите ребенку, что нужно делать: как рисовать пальчиком или ладошкой, как смешивать цвета.
Такие занятия способствуют развитию движения рук, внимания, соц. Адаптации и цветовосприятию. При помощи рисования ребенок научится снимать тревогу и страх, отрицательные эмоции и обиды. С введением пальчиковых красок, у малыша будет развиваться мелкая моторика, которая несомненно влияет на развитие речи.
Преимущество этих красок еще и в том, что ими можно рисовать где угодно: на стекле, в ванной(когда малыш плещется), на бумаге и даже на картоне и теле. Они хорошо смываются и отстирываются. И главное- они не так вкусны, как обычные краски.
Как начать рисовать?





Усадите ребенка либо у себя на коленях, либо за столик. Начните рисовать сначала сами: обмакните палец в краску и мазните по бумаге. Затем своим пальцем смажьте его пальчик или ладонь и проведите по бумаге его ручкой. Но это нужно сделать так, чтоб малыш за этим внимательно наблюдал! Сделали один мазок на бумаге его рукой, вытрите пальчики и для начала этого достаточно, повторяйте это каждый день, чтоб ребенка это заинтересовало. Одной минуты в день достаточно. Не торопитесь!!! Главная ваша цель- донести до ребенка как можно перенести краску с рук на определенную поверхность!

Рецептик:

1. Пол килограмма муки смешиваем с 4-мя ст. Л. Соли, 2 ст. Л раст. Масла, и добавляем воду, чтоб консистенция была похожа на сметану. Перемешиваем миксером и разливаем по разным баночкам(можно из под детского пюре) одинаковое кол-во. Добавляем в каждую баночку пищевые красители (такие как морковный и свекольный соки, краска для яйц-как вариант) и перемешиваем до однородного цвета.
2. В емкости любой смешиваем 1/3 часть крахмала и 2 ст. Л. Сахара, добавляем 1, 5ст. Холодной воды и на медленный огонь. Варим, постоянно помешивая до гелеобразного состояния(минут 5). Когда смесь остынет, добавляем туда 50гр ср-ва для мытья посуды и разделяем по баночкам. Добавляем красители(можно нетоксичную гуашь).
3. Смешайте пол стакана воды с 1, 5ст крахмала, и перемешайте до однородной массы. Добавьте в эту смесь литр кипятка, постоянно перемешивая добавьте 0, 5ст талька(присыпки). После остывания смеси, добавьте в нее 1ст или 1, 5ст стружки детского мыла и перемешайте. Разлейте готовую смесь о баночкам и добавьте в каждую порошковую темпру. Охладите.

Подводим итоги:

рисование таким образом способствует раннему развитию творческих способностей малыша, он учится самовыражаться, передавая свои переживания, впечатления и ощущения. Устроив малышу сеанс рисования- вы доставите ему удовольствие, и себе тоже. Ведь при рисовании можно испачкать ручки и все вокруг и, главное, мама не только это разрешает, но и делает сама. Буря восторга обеспечена!

Наше сегодняшнее первое творчество! Пока что папа Маргошу держал, а мама рисовала, но уже совсем скоро марусенька освоит это дело самостоятельно! А еще и братишка подписался рисовать! Занятие для всей семьи получилось!

Продолжая обзор методик раннего развития, предлагаю вашему вниманию методику грудничкого рисования Гмошинской. Методику рисования в раннем возрасте разработала кандидат медицинских наук Мария Гмошинская. Начинать творческий процесс автор предлагает аж с шести месяцев и основана эта методика на пальчиковой технике рисования и рисовании ладошками, когда ребенок использует обе руки. Через рисование красками у малыша формируется восприятие цвета и стимулируется развитие памяти. Цель методики Марии Гмошинской не в том, чтобы вырастить из крохи гениального художника, а в том, чтобы родители могли организовать для своего малыша познание мира в максимально интересной и полезной форме, способствовать разностороннему развитию ребенка.

В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя "шедевры", написанные крошечными пальчиками. Искусствоведы говорят об их сходстве с техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивном рисовании.

Подобные занятия предполагают физическую возможность сидения, поэтому начинать заниматься раньше шести месяцев не имеет смысла, а также к данному возрасту у ребенка появляется активная тяга к познанию мира. Считается, что после шести месяцев, чаще всего, малыш уже понимает речь взрослого и значение выполняемых действий.


Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано. Вот рекомендации, следовать которым предлагает сам автор - Мария Гмошинская.

  • Для рисования нужно будет приобрести в канцелярском магазине специальные гипоаллергенные краски в больших баночках с широким горлышком, в которые малыш будет опускать пальчики, а затем уже на бумаге ставить кляксы, точки и отпечатки. Такая краска в случае попадания в рот незначительном количестве не повредит детскому здоровью.
  • В качестве основы для рисования потребуется плотная бумага большой площади - ватман. Большой размер бумаги - раздолье для самовыражения малыша. Ребенку грудного возраста не достаточно размера листа А-4, так как координация движений еще не достаточно развита и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него.
  • Лучше всего рисовать на полу, который не застелен коврами и другими сложно очищающимися поверхностями - у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать детские стульчик и столик. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений полученных за день.
  • Для таких занятий желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления: идеально подойдут старенькая футболка и штанишки, также желательно покрыть головку юного художника платочком.
  • Для первых занятий достаточно использования двух цветов (краска находится в баночках, комплекты красок состоят из 4 или 6 цветов). Консистенция пальчиковых красок такова, что не требуется использование воды. Это облегчает творческий процесс, так как воду малыш может разлить, а то и выпить).


Начните с того, что рисуйте при малыше сами (на отдельном своем листе бумаги!). Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого. Показывайте ему краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Называя какой-то предмет, добавляйте название цвета этого предмета (зеленые листья, голубое небо, желтое солнце), причем важно использовать не только основные цвета, но и их оттенки: розовый, бирюзовый, изумрудный, бежевый и т. д. Ребенок с легкостью, без труда, все это запомнит.

Предоставляйте возможность малышу самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, не пытайтесь показывать как надо правильно рисовать. Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша.


Ребенок прикасается к краске, начинает медленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке (исследует материал). Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, чваканье при сжимании краски в ладошке. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот, объясняйте предназначение краски (рисовать, а не кушать).

С ростом ребенка меняется техника рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, приходят на смену активному размазыванию, вызывающие еще больший восторг. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна - результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности. Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Ребенок не зависимо от возраста, впервые увидев краску, вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши будут гораздо позже.

Творческое «пачкание» можно устраивать раз-два в неделю. Желательно в первой половине дня, выбирая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка (естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае если ребенка что-то беспокоит). Рисование в первой половине дня поможет уберечь кроху от информационной и эмоциональной перегрузок. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего две-три минуты. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками - сигнал к завершению занятия.


Можно приготовить пальчиковые краски самостоятельно, с использованием доступных ингридиентов:

0.5 кг муки, 5 ст.ложек соли, 2 ст.ложки раст. масла, вода добавляется, все перемешиваем до густоты сметаны. Добавляем пищевой краситель или овощной сок.

Творите на здоровье!

Намеренно испачкаться в краске – это очень весело, неожиданно и интересно для любого ребёнка. А превратить это пачкание в художественное занятие – тем более. Когда ребёнок ещё мал, ему бывает ещё трудно справиться с карандашом или кистью. Рисовать пальчиком для него легче и естественнее. И это не только игра, но и подготовительный этап перехода к традиционному рисованию, на котором малыш учится чувствовать границы листа, смешивать и изучать цвета, тренирует своё образное мышление.

Множество интересных мастер-классов, конспектов занятий и НОД с применением пальчиковой живописи собрано для Вас в этом тематическом разделе.

Пальчиковое рисование – ступенька к настоящей живописи.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 374 .
Все разделы | Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами

Конспект открытого занятия по рисованию ладошками и пальчиками «Осьминог в подводном царстве» Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (рисованию. Нетрадиционные методики рисования. Техника рисования : рисуем ладошками , пальчиками . Название работы : «Осьминог в подводном царстве» в средней группе. Программное содержание : 1.Продолжать учить детей процессу...

В первой младшей группе было проведено занятие по рисованию на тему "Украсим Рукавички". Детям было предложено разукрасить рукавички для Деда Мороза. Цель : - Учить детей рисовать красками при помощи пальцев ; - Формировать интерес и положительное отношение к рисованию; -...

Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами - Детский мастер-класс «Коллективная работа «Зимний лес полон чудес» в технике аппликации и рисования пальчиками»

Публикация «Детский мастер-класс «Коллективная работа «Зимний лес полон чудес» в...»

Детский мастер-класс "Коллективная работа "Зимний лес полон чудес" - изобразительная деятельность в технике аппликация и рисование пальчиками Цель: развивать художественно-эстетическое восприятие окружающего мира Задачи: Образовательные: учить выделять такое средство...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект по нетрадиционному рисованию ладошками и пальчиками «Красивые цветы для пчёлки» Конспект занятия по рисованию. Во 2 младшей группе. Составила воспитатель: Белевцова. М. П. Тема: « Красивые цветы для пчёлки.» Цели и задачи: Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закреплять знание...

Кружок по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных средств рисования «Волшебные пальчики» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные пальчики» Разработала воспитатель Шелестова О.И. МБДОУ «Детский сад №20»г. Рязань Программа кружка по художественно – эстетическому развитию...

Конспект занятия по рисованию пальчиками с детьми раннего возраста «Снежинка» Тема: «Снежинка» Программное содержание: продолжать учить детей рисовать пальчиками линии, распределяя их по всему листу. Развивать внимание. Закрепить знание белого цвета. Материалы и оборудование: снежинки из бумаги, бумага голубого цвета, гуашь белого цвета разбавленная...

Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами - Конспект занятия рисования пальчиками с детьми раннего возраста «Падающий снег»

Тема: «Падающий снег» Программное содержание: продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу. Развивать внимание. Учить передавать слова стихотворения с помощью соответствующих движений Материалы и оборудование: блюдце с мелким кусочками белых...

Конспект занятия рисования пальчиками с детьми раннего возраста «Шарики для елочки» Тема: «Шарики для украшения елки» Программное содержание: продолжать учить детей рисовать пальчиками точки. Расширять знания и представления детей об окружающем мире. Закреплять знание цветов, формы. Воспитывать доброту и отзывчивость. Материалы и оборудование: искусственная...

Ищите снова, чем занять ребенка дома? Предлагаю вам игры с пальчиковыми красками, в которые очень часто играем с ребенком. Отлично подходит для малыша в 1.5-2 года.

Рисование пальчиковыми красками — интересное занятие для малыша и эффективный способ развивать мелкую моторику рук.

Я уже раз рассказывала о . Мы тогда рисовали на бумаге, сидя у мамы на руках . Позже еще много раз занимались этим видом творчества в ванной, пока не закончились краски.

На прошлой неделе я пополнила наши запасы творческих материалов и купила легко смываемую краску для рисования пальчиками Crayola.

В этот раз мы рисовали не в ванной, а на кухне. На пол положила одеяло, а сверху – обычную клеенку для стола. Ребенка одела в домашнюю одежду. Все отстиралось с первого раза, без особых усилий.

Теперь расскажу, что еще можно делать с красками, кроме рисования. Дети – изобретательные и сами придумают занятия, а родители могут предложить еще и другие варианты игр.

Игры с пальчиковыми красками

1. Рисование пальчиками

От пластмассовых коробок для игрушек, у меня были две крышки – их мы использовали, как холст для рисования. Я предложила ребенку и бумагу, но интереснее было рисовать без бумаги.


Рисование пальчиками

Он с огромным энтузиазмом возил пальцами и руками по краске. Периодически я в пластмассовые коробки доливала чуть-чуть воды, иногда добавляла жидкое детское мыло, чтобы получалось немного пены. Так было интереснее рисовать.

2. Рисование небольшим кусочком губки


Рисование небольшим кусочком губки

Обычную губку для мытья посуды я разрезала на 4 части и дала один кусочек ребенку для рисования. Потом показала ему, что можно макать губку в краску и возить по бумаге. Сильно большого интереса процесс не вызвал, но периодически малыш возвращался и к такому рисованию.

3. Рисование с помощью кисточки


Рисование с помощью кисточки

Тёме понравилась идея, что можно макать кисточку в краску и потом рисовать по бумаге, или клеенке. Этим видом занятия он тоже достаточно долго занимался.

4. Выбирать фасоль


Выбирать фасоль с краски

В пластмассовую коробку с краской я рассыпала фасоль. Ребенку понравилось выбирать пальчиками ее и перекладывать в другую емкость. Ему хотелось, чтобы рисованию ничего не мешало, поэтому он старательно выбирал фасоль.

5. Выдавливание краски из тюбиков

У меня остались старые тюбики от пальчиковой краски. Я туда налила немного воды и дала ребенку. Эта часть рисования заняла, наверное, больше всего времени. Он с большим интересом открывал сам тюбик и выдавливал на наш «холст» краску с водой. Потом снова закрывал и повторял процесс.


Выдавливание краски из тюбиков

Ребенок очень любит рисовать пальчиковыми красками . Он подолгу может возиться со своими рисунками.

За границы «рабочего места» он не выходил. Иногда, брызги от краски попадали на пол, но я быстро все вытирала. После занятия, я только помыла саму клеенку и ребенка.

Но, как послесловие, расскажу продолжение нашей истории с рисованием. Рисовали мы вечером перед купанием. После того, как все закончилось, я сразу повела ребенка в ванную. Он очень любит купаться! Чтобы скорее отмыть малыша, я использовала душ. Без привычки и от большого напора воды, ребенок сильно испугался.

Купания в удовольствие у нас не получилось, смогла только с криком его помыть. И несколько следующих дней сын просто боялся купаться. Снова вернулись к водным процедурам мы уже через несколько дней, после того как он немного забыл обо всем. Теперь я очень аккуратно отношусь ко всему новому, чтобы не напугать ребенка снова.

Оставьте, пожалуйста, свой отзыв, или комментарий. Мне очень интересно ваше мнение!

Похожие статьи