Открытое занятие ко дню космонавтики в старшей группе. Конспект занятия на тему: «День космонавтики» в старшей группе

15.10.2019

Возрастная группа: подготовительная
Развивающая задача: Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
Обучающая задача: Расширять представления детей о космических полётах; познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики –К.Э.Циолковским, С.П.Королёвым.
Воспитательная задача: Воспитывать гордость за нашу Родину, за её достижения в науке, за героизм российских людей.
Здоровьесберегающая задача: Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, сильный человек.
Материал: мультемедио.

Загадываю детям загадки.
1. Чудо – птица, алый хвост
Прилетела в стаю звёзд. (ракета)

2. Не месяц, не луна,
Не планета, не звезда,
По небу летает, самолёты обгоняет. (спутник)

3. По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (звёзды)

4. В космосе сквозь чащу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его -полоска света,
А зовут объект…..комета
- Ребята, догадались, о чём мы сегодня будем вести разговор? (о космосе, космонавтах…)
-Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики –слайд – заставка)
- Почему этот праздник так называется?(это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники).
- Кто такие космонавты? (до того как в космос поднялся первый человек, туда отправляли искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции – слайд. И только потом на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами).
- Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? космос - слайд
Космос всегда привлекал внимание людей: он манил своей глубиной и загадочностью.Человек смотрел на звёздное небо - слайд, и ему хотелось узнать, что же это за звёзды, почему они такие яркие. Учёные придумали специальные приборы – телескопы -слайд, и наблюдая за звёздным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни –меньше, другие – больше.
- Какие вы знаете планеты?(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон - слайд).
РЕБЕНОК: По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(автор стихотворения - А. Хайт)
- Молодцы, действительно все планеты знаете, а вот скажите что такое Луна?
Ответы: Спутник Земли
- Поверхность Луны состоит из кратеров, больших и маленьких. Давайте проведем небольшой эксперимент и посмотрим, как они выглядят.
Эксперимент «Лунные кратеры»
В чашку или тарелку насыпается горка муки. Бросаем туда пластилиновый шарик. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера.
- Ребята, а теперь давайте слепим планеты: Венеру, Марс, Землю, Сатурн, Луну и Солнце. Венера - вторая внутренняя планета Солнечной систем. Венера - третья по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Поверхность Марса - пустыни, кратеры, горы. Юпитер - самая большая планета солнечной системы. Названа в честь главного римского бога. Земля – самая зеленая планета. Большую часть поверхности занимает вода – 70. Сатурн - это самая необычная по внешнему виду планета ее окружают яркие кольца. Они образованы различными частицами, камнями, льдом, снегом. Уран - зеленовато- голубая планета. В атмосфере, которой содержится метаном. Плутон - одна из крупнейших карликовых планет Солнечной системы. Девятая планета Солнечной системы. Луна – на много кратеров. Солнце – самая яркая, жаркая и большая планета.
Игра "Кольца Сатурна"
(Ребята передают друг другу обруч, продевая через себя)
Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И тогда учёные придумали ракеты.
- Кто же в России придумал первую ракету?
Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский- слайд. Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами, изучал их, и очень ему хотелось долететь до далёких планет.
Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он проводил расчёты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности этот летательный аппарат построить.
И только через много-много лет другой учёный - конструктор Сергей Павлович Королёв - слайд, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник - слайд, в котором вокруг Земли сначала полетели кто? (собаки Белка и Стрелка – слайд). Это произошло 20 августа 1960 года, полет длился более суток, за это время они 17 раз облетели вокруг Земли и были возвращены на Землю в катапультируемой капсуле и стали мировыми знаменитостями.
А под руководством С.П.Королёва была сконструирована ракета- слайд, в которой 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек.
- Назовите фамилию этого человека? Кто же был первым космонавтом? (Ю.А.Гагарин) -слайд
Полет длился 1 час и 48 мин. За это время был совершен один виток вокруг Земли. При старте ракеты Гагарин сказал по рации ставшую знаменитой на весь мир фразу: «Поехали!». На орбите Юрий Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
После полёта Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины
- Кто знает, имя первой космонавтки? (Валентина Терешкова - слайды) Ее полет длился 3 суток. Было совершено 48 витков вокруг Земли. Фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!». Она остается единственной в мире женщиной, которая летала в космос одна.
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
- Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому, что во время космического полёта человек испытывает огромные перегрузки.
Физминутка
Дети расставляют стульчики по кругу. Затем бегают по группе и произносят вместе с педагогом текст:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет -
Опоздавшим места нет.
Педагог убирает несколько стульев. На слова педагога «Занять свои места!» дети садятся. Игра повторяется 2-3 раза.

А что же такое перегрузки?
Перегрузки – это, такое состояние, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать.
Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжёлым, а руки и ноги невозможно поднять. Но, зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится лёгким. Как пух и люди летают по кораблю, как пёрышки - слайд.
- Как называется такое состояние в космосе? (состояние невесомости).
- Знаете ли вы, в чём находится еда у космонавтов? (в тюбиках - слайд, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком). Вот видите, как трудно было первому космонавту.
- Почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным?
Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь в ракете могли быть какие – то неисправности. Поэтому космонавты должны очень хорошо знать, как устроена ракета, чтобы починить неисправности. Космонавты могли столкнуться с другими летательными аппаратами – ведь никто не знал, есть ли жизнь на других планетах.
Возвращение космонавтов ждут не только их родные, но и весь народ. И все радуются, когда они благополучно приземляются.
Поэтому, когда впервые в космос полетел Ю.Гагарин, весь наш народ следил за этим полётом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась.
- А знаете ли вы, где приземлился Ю.Гагарин первый раз? (на Саратовской земле, за городом Энгельс, на месте приземления Ю.Гагарина установлен обелиск - слайд). Саратовцы встречали космонавта, но ещё больше ликовала Москва. В Москве люди собрались в центре, на Красной площади и до позднего вечера продолжался праздник, они кричали «Ура! Гагарин», «Слава нашей Родине!» слайд.
Труд космонавтов по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград. В Москве находится Аллея космонавтов – слайд.
Именем Ю.А.Гагарина названа площадь, на которой установлен памятник ему - слайд. Во многих городах в его честь названы улицы, площади и проспекты. А в Голландии вывели сорт тюльпанов, которые назвали «Юрий Гагарин».
Город Гжатск, где родился и жил Ю.А.Гагарин, теперь носит его имя – город Гагарин. В этом городе есть музей Ю.А.Гагарина – слайд.
Военно – воздушная академия, где готовят лётчиков –космонавтов, также носит имя Ю.А.Гагарина - слайд
Именем С.П.Королёва названа улица (ул.Академика Королёва - слайд).
Вот, что написал Гагарин, вернувшись из космоса: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» (Земля –слайд)
Итог:
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
- О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?
Может быть, кто – то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и изобретёт такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты. И прославите нашу Родину.
У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране России есть такие замечательные люди.

Конспект НОД в старшей группе "Этот загадочный космос"

Программное содержание.
Закреплять элементарные представления детей о планетах Солнечной системы, о планете Земля, о её спутнике – Луне, о звёздах и созвездиях, а также об освоении космоса людьми. Дать детям знания о метеоритах. Закреплять умение конструировать по наглядным схемам. Закреплять навык составления простых и сложных предложений. Развивать любознательность.
Материал к занятию.
Фотоиллюстрации с изображением поверхности нескольких планет Солнечной системы, наглядные схемы для конструирования «ракеты», стульчики. Физкультурное оборудование: кубы, обручи, канат, мячи, гимнастическая стенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
ДЕТИ НА СВОИ МЕСТАХ
Воспитатель: – Ребята, кто был первым космонавтом в мире?
Дети: – Юрий Гагарин.
Воспитатель: – А кого из космонавтов вы ещё знаете?
Дети: – Валентина Терешкова – первая женщина космонавт.
Воспитатель: – А вам бы хотелось полететь на Луну?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Космонавты должны быть сильными, смелыми, знающими и всё умеющими делать сами. Что вы знаете о Луне?
Дети: – Луна является спутником Земли. Луна меньше Земли в четыре раза. Луна не светит сама, она как зеркало лишь отражает падающие на неё солнечные лучи. У Луны нет атмосферы. Воды на Луне тоже нет. Луна вращается вокруг Земли.
Воспитатель : – Молодцы!
А теперь давайте выбирайте схему ракеты и мы приступим к строительству нашей большой ракеты.
Воспитатель : – Вот какая хорошая получилась ракета! А как мы ее назовём ведь у нее нет названия?
Дети придумывают названия и отвечают каждый по очереди.
Воспитатель : –Как вы думаете, мы можем взять кастрюли с борщом, котлетами, компотом?
Дети: – Нет нельзя. Ведь в космосе невесомость и вся еда будет летать по ракете и нужно брать специальные тюбики с разной вкусной едой.
Воспитатель: – Ребята, а какие продукты питания могут быть в тюбиках?
Дети: – Борщ, суп, каша, компот.
Воспитатель: – Чтобы наше путешествие началось, нужно отгадать какое слово лишнее и почему?: лететь, полёт, лето, лётчик, летательный.
Дети: – Лето.
Воспитатель: – Перед полётом надо повторить одно правило. Это правило дружбы.
Дети: – Один за всех и все за одного!
Воспитатель: – Объявляется пятиминутная готовность: Начинается обратный отсчет 5, 4, 3, 2, 1.
Воспитатель: – Ребята, вот мы и в космосе! Посмотрите, сколько звёзд! Полюбуйтесь на них. В древности люди тоже любили наблюдать за звездами, и они соединили группы звёзд в созвездия.

Воспитатель : – Внимание! Наш космический корабль приближается к планете Луна. Готовимся к посадке. Чтобы выйти из корабля нужно что сделать?
Дети: – Надеть скафандры.
Воспитатель : – А зачем они нам нужны?

На Луне нет атмосферы и поэтому нет воздуха, и нам нечем будет дышать.
Вот и опускаемся мы на Луне.
Очень нравится путешествие мне.
Радостью охвачена детвора.
Вот она Луна!

Посмотрите кто-то нас встречает. Кто же это?
Хозяйка Солнечной системы : – Здравствуйте, ребята! Я – Хозяйка Солнечной системы и хотела бы вас попросить помочь мне. Несколько планет Солнечной системы заболели. Чтобы их вылечить, надо каждую правильно назвать и описать.
(показывается изображение планеты Меркурий)
Дети: – Это планета Меркурий.
Меркурий – ближайшая к солнцу планета,
Залит он лучами горячего света.
Так много ему достаётся лучей,
Что эта планета других горячей.
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!»
Хозяйка Солнечной системы: – Правильно, ребята, это Меркурий. А что ещё вы знаете об этой планете?
Дети: – Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность Меркурия твердая, каменистая. На Меркурии нет атмосферы.
(показывается изображение планеты Венера)
Дети: – Это планета Венера.
В честь богини красоты
Названа Венера ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой ты озаряешь.
Хозяйка Солнечной системы: – Правильно, ребята. А что ещё вы знаете о Венере?
Дети: – Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Воды на Венере нет.
(показывается изображение планеты Земля)
Дети: – Это наша планета Земля.
Хозяйка Солнечной системы: – Да, ребята, вы узнали свою планету. А расскажите мне побольше о ней.
Дети: – Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.

Хозяйка Солнечной системы: – Молодцы! Мне очень понравился ваш рассказ.
показывается изображение планеты Марс)
Дети: – Это планета Марс.
Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво – красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Хозяйка Солнечной системы: – А что ещё вы знаете об этой планете?
Дети: – У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».
(показывается изображение планеты Юпитер)
Дети: – Это планета Юпитер.
Юпитер – больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
(системы показывается изображение планеты Сатурн)
Дети: – Это планета Сатурн.
Сатурн – красивая планета
Жёлто – оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Хозяйка Солнечной системы : – Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли.

Проводится подвижная игра.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
Хозяйка Солнечной системы: –вы действительно настоящие космонавты. Эти звёздочки я хочу подарить вам на память. До свидания!
(Дети подходят к «ракете»)
Воспитатель: – Внимание экипаж! Занять всем свои места на нашем корабле. Приготовиться к отлёту: 5, 4, 3, 2, 1.

Воспитатель : – Ребята, понравилось вам путешествие?
Дети: – Да!
Воспитатель: – А что больше всего понравилось?
Ответы детей.

на тему:

«День космонавтики».

Цель: Дать детям представление о космосе и космонавтах. Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую монологическую речь детей. Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.

Образовательная область «Коммуникация»:

    побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью получения и закрепления знаний о космосе и космонавтах;

    формировать у детей умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;

Образовательная область «Социализация»:

    воспитывать уважение к профессии космонавта, развивать воображение, фантазию, воспитывать гордость за свою страну.

    воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;

    совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.

Образовательная область «Познание»:

    расширить кругозор детей по теме «Космос»;

    закрепить активный словарь по теме;

    формировать умение детей составлять рассказ по сюжетной картинке;

    формировать умение использовать в речи антонимы;

    совершенствовать умение согласовывать существительные с глаголом в единственном и множественном числе;

    развивать внимание, логическое мышление.

Речевой материал : космос, космонавт, космический корабль, Земля, планета, ракета, метеорит и т.д.

Оборудование: картины и иллюстрации о космосе, фотографии Ю.А.Гагарина, В.Терешковой, собак Белки и Стрелки; космического корабля «Восток» и «Союз». Глобус, мяч для игры.

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».

Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».

Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.

Разучивание стихотворений и загадок по теме.

Подбор дидактических игр в соответствии с темой.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, знаете ли вы, какой праздник будет отмечать наша страна в апреле месяце. (День космонавтики) Правильно.

Воспитатель: Человек всегда мечтал полететь к звездам. Так 19 августа 1960 года на ракете в космос были отправлены собаки-испытатели Белка и Стрелка. Для полета собакам сшили специальные костюмы красного и зеленого цветов. Кроме собак, на борту находились две белые крысы и несколько мышей. Вернувшиеся с орбиты собаки стали объектом повышенного внимания и чувствовали себя прекрасно. /Воспитатель показывает фото собак/.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас хотел бы отправиться в космос на ракете? (Ответы детей).

Воспитатель: Многие хотели бы полететь в космос. Скажите, а как называется человек, который совершает полет на космическом корабле? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно – это космонавт. А первым человеком, который полетел в космос и стал космонавтом, был Юрий Гагарин.

/ воспитатель показывает портрет Ю.Гагарина/

Он поднялся очень высоко над Землёй, так высоко, что и на самолёте туда не долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких лётчиков называют лётчиками космонавтами.

Именно, 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась и первым космонавтом Земли, стал Юрий Алексеевич Гагарин. Полет длился 108 минут. Корабль Гагарина «Восток», совершил всего один виток вокруг Земли. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов. За подвиг Юрия Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом. Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг, которым гордится наша страна, весь наш народ.

Воспитатель : Теперь наша страна отмечает этот праздник 12 апреля, в день, когда для всего человечества наступила эра полетов в космос.

Воспитатель : В космос летали не только мужчины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Терешкова .

(воспитатель показывает фотографию космонавта).

Воспитатель : И еще хочу показать вам иллюстрации, на которых изображены первые космические корабли - «Восход» и «Союз».

/дети рассматривают иллюстрации/.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей: космонавт должен быть – сильным, выносливым, смелым, решительным.)

Воспитатель : «Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, и тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества космонавты воспитывают у себя с детства.

Воспитатель : А теперь давайте с вами посмотрим на глобус.

Глобус это макет нашей планеты.

Какой формы наша планета?

Что означает на глобусе – голубой, желтый и зеленый цвета. /ответы детей/.

Воспитатель : А на этой картине изображена наша планета из космоса /воспитатель показывает иллюстрацию/. Ребята, кто хочет рассказать о том, что видит? Составление рассказа по иллюстрации « Земля из космоса ».

Воспитатель : А что же видят еще космонавты в космосе?

Игра «Космонавты видят …» (игра с мячом).

Что видят космонавты из ракеты?

Космонавты видят много звезд, созвездий (планет, гор, метеоритов и т.д.).

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что едят настоящие космонавты?

Дети: Кашу, суп.

Воспитатель : Да, все едят и каши, и супы, и овощи и фрукты.

Воспитатель : А как они едят? В кружки наливают чай и пьют?

Дети: – из тюбиков

Воспитатель : Дело в том, что в открытом космосе нет притяжения земли, все, как бы, плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, т.е. все становится легким, как пух. И поэтом есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывает. И все продукты у космонавта в тюбиках, как зубная паста.

А теперь, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …( телескоп )

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …( астроном )

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …( луна )

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета )

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …( космонавт )

Космонавт сидит в ракете

Вспоминая все на свете-

На орбите как назло

Появилось … ( НЛО )

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый…( гуманоид )

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость … (света )

Воспитатель : Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (Ответы детей)

1.Как называется планета на которой мы живем? (Земля)

2.Как называется праздник который будет отмечать страна в апреле? (День космонавтики)

3. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

4.Как назывался космический корабль Гагарина? («Восток »)

Мы сегодня с вами много интересного узнали, все вы сегодня молодцы.

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Кто полетел к планетам первый?

Какой в апреле праздник раз в году?

О космосе слагаются легенды,

Герои-космонавты на виду!

Им на земле спокойно не живется,

Их почему-то вечно тянет ввысь,

Им звезды покоряются, сдаются,

На их погонах золотом зажглись.

Прекрасно знает с детства мальчик каждый,

Гагарин Юрий – космоса герой,

Ведь космонавтом не рождаются однажды,

Он может рядом быть с тобой и мной.

И вновь в неведомые дали

Корабль космический взлетит…

Пусть сбудется, о чем во сне мечтали,

Летите, дети, в небо, путь открыт!

для детей старшего дошкольного возраста. Руководитель по физическому воспитанию Бороздина Марина Юрьевна

Цель: вызвать интерес к космическому пространству; расширять представления детей о профессии летчика - космонавта, воспитывать уважение к профессии; познакомить с конструктором С.П. Королевым - стоявшим у истоков развития русской космонавтики; закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин; воспитывать гордость за свою страну. Познакомить с земляком - космонавтом, Героем Советского Союза Николаем Рукавишниковым. Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов, развивать умение разгадывать загадки о планетах.

Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: "Космос и человек", "Планеты Солнечной системы", заучивание стихотворений о космосе.

Оборудование и материалы для занятия: проектор, 3 больших обруча, 3 малых обруча, 3 разрезных картинки-ракеты.

Ход занятия:

Педагог: - Ребята, а вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? Сколько звезд на небе? (несчетное количество).

Показ слайдов:

Безоблачный ясный вечер, небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И очень красивые.

Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первыми «космонавтами» - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. А потом в космос отправились две собаки - Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.

12 апреля наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 50 лет с момента первого полета в космос человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

После удачного полета в космос животных стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Корабль пилотировал советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Он был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. В детстве маленький Юра очень любил мастерить игрушечные самолётики. Когда подрос, то прыгал с парашютом. После окончания Военного авиационного училища стал летать на сверхзвуковых самолётах. На космическом корабле «Восток-1» старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин один раз облетел вокруг Земли. Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. С тех пор день 12 апреля стал праздником - Днём космонавтики.

Первого космонавта проводил в полёт Сергей Павлович Королёв. В нашей стране он был Главным конструктором. С юности Королёв мечтал летать сам, строить космические корабли - этому он посвятил всю свою жизнь. После войны он стал руководителем большого коллектива, который работал над созданием мощных ракет. Именно с именем Сергея Павловича Королёва связано начало освоения космического пространства.

Потом в космос летали другие космонавты, и каждый из них в чём-то был первым: первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Среди космонавтов есть и томич: Николай Николаевич Рукавишников когда-то учился в томской школе, потом уехал в Москву, стал инженером и космонавтом. Памятник ему установлен в районе Белого озера.

Педагог задает вопросы детям:

Кто такие космонавты?

Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.).

Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета).

Как готовятся космонавты к полётам? (Для тренировок космонавтов используют тренажер - центрифугу. Сама она вращается по кругу, голова ее тоже вращается, внутри головы вращается кабина, а внутри кабины вращается кресло с космонавтом. Ещё тренировки космонавтов проходят под водой.

Как живут космонавты в ракете? (В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более, там нет еды. Всё это загружается в космический корабль на земле и затем расходуется в полёте. В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет питает космический корабль через солнечные батареи).

Во что одеты космонавты? (Одежда космонавта - скафандр. Его космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос. Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристёгнутых к кровати).

Что едят космонавты? (Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой. Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, а пить можно только через трубочку.)

Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).

Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке. Поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину.

1 ребёнок :

Парят на орбите исполины стальные,

Загадок Вселенной все меньше для нас.

Исследуют космос люди простые,

Покоряя пространство межзвездных прекрас...

2 ребёнок :

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

3 ребёнок :

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

Отправляется на Марс.

Звезды, в гости ждите нас.

4 ребёнок :

Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости ребят и девчат.

Собраться в дорогу нетрудно для нас,

И вот мы к полету готовы сейчас.

5 ребёнок :

Хотим мы с тобой подружиться, Луна,

Чтоб ты не скучала все время одна.

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,

Сумеем в пути и к тебе заглянуть.

6 ребёнок :

Скомандует диктор: «Внимание! Взлет!» -

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мигнут и растают в дали

Огни золотые любимой Земли.

Ребята, вы хотите стать космонавтами? Тогда нам нужно потренироваться, чтобы проверить ваши силы, ловкость, выносливость.

Не зевай по сторонам- Ты сегодня космонавт! Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким.

Педагог проводит с детьми общеразвивающие упражнения:

  1. «Закачиваем воздух в скафандры». И.П. - О.С. Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох при выпрямлении и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука «С-С-С» (руки скользят вдоль туловища).
  2. «Полёт на Луну». На выдохе дети тянут звук «А-А-А»; медленно поднимая левую руку, «достигают Луны» и так же медленно возвращаются. То же с правой рукой.
  3. «Покоритель космоса». Дети садятся на ковёр, расслабляются, делают глубокий вдох.

Педагог предлагает детям разделиться на три команды. Команда «Спутник», команда «Луноход» и команда «Восход».

Загадки каждой из команд :

"Голубой платок, алый клубок

По платку катается,

всем людям улыбается?

Что это? (Солнце)

"Черная дорожка

Усыпана горошком." (Звёзды.)

Ночь приходит - Она восходит. В небе сияет, Тьму разгоняет. (Луна)

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный... (Телескоп)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая... (Ракета)

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - ... (Кометам)

Вопросы каждой команде:

  1. Летательный аппарат Бабы Яги.
  2. Клички собак, которые первыми отправились в космическое пространство.
  3. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне.

Все ребята- молодцы,

Постарались от души. Ждут нас быстрые ракеты Для полёта на планеты.

С детьми проводятся игры:

«Собери ракету»

Показывается рисунок с изображением ракеты. У команд конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные. Ваша задача - как можно быстрее собрать рисунки.

«Космонавты»

Дети идут по кругу, ведущий говорит такие слова:

«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет»

(После этого нужно быстро встать в веревочные круги, кто не успел - выбывает.)

«Выход в космос»

Во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. (Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обруч)

Подведение итогов соревнования.

Исполняется песня «Знаете, каким он парнем был..»

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звездную открыл?

Пламень был и гром, замер космодром

И сказал негромко он...

Припев:

Он сказал: «Поехали!».

Он взмахнул рукой,

Словно вдоль по Питерской, Питерской

Пронесся над Землей.

Знаете, каким он парнем, был?

На руках весь мир его носил...

Сын земли и звезд нежен был и прост,

Людям свет, как Данко, нес.

Припев.

Знаете, каким он парнем был?

Как на лед он с клюшкой выходил,

Как он песни пел,

Весел был и смел,

Как азартно жить хотел!

Припев.

Знаете, каким он парнем был?,

Нет, не «был»! Ведь смерть он победил!

Слышишь дальнийг ром,

Видишь, - это он

Вновь идет на космодром.

Припев.

Говорил: «Поехали!»

И живой звездой

Словно, вдоль по Питерской, Питерской,

Несется над Землей!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад компенсирующего вида №18" г. Мытищи

Московской области

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада,

посвященный Дню Космонавтики «Космическое путешествие».
Воспитатель: Романенко Светлана Семеновна Программные задачи: 1.Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; - совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство; - упражнять в решении логических задач и задач на смекалку; - формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях. - тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование - расширять кругозор детей; - закрепить знание и представление о предметах и явлениях окружающего мира. -познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. -дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. -совершенствовать изобразительные умения и навыки. 2.Развивающие: - развивать познавательный интерес детей; - обогащение и активизация словаря по теме «Космос»; - развивать творческое воображение, фантазию; - развивать двигательно-игровую активность; - побуждать к импровизации игровых и танцевальных движений. 3.Воспитательные: - создание ситуации успеха; - воспитание чувства ответственности, взаимопомощи; - создать радостную атмосферу праздника. Словарная работа Предметы: космос, космонавты, невесомость, планета, орбита, вселенная, дирижабль, орбитальная станция, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Плутон, Сатурн, Уран, Нептун.
Действия: летать, путешествовать, приземляться, исследовать. Признаки: отважные, смелые, неизведанные, необитаемые, далекие, огромные. Оборудование: Картинки с изображением портета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, Луны. Воздушный шарик. Набор геометрических фигур, образец ракеты, составленной из этих фигур. Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши, звездочки для подсчёта баллов, картонные детали для постройки ракет, фотографии и плакаты с изображением планет, солнца, фломастеры. Предварительная работа: чтение книг «Космос в картинках» Эмили Бомонт, рисование на тему «Космические просторы», конструирование «Наш космический корабль», лепка «Космонавт», « Ракета» ,аппликация «Луноход», макеты Ракет. Методы и приемы: словесные: вопросы, загадывание загадок, проблемные ситуации, стихи, пояснение, практические: динамическая пауза, конструирование ракет; игровые: сюрпризный момент; наглядные: аудиозапись, иллюстрации.
Ход занятия

Вводная часть
(Дети входят в группу под музыку «Каким он парнем был» в исполнении Ю.Гуляева.) Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними и подарите им свою улыбку. Отлично! -Какой сегодня праздник?
- День сегодня непростой,

Это знает в мире каждый.

Впервые в космос полетел

Человек с земли отважный

Покорять простор вселенной

Очень человек хотел.

И тогда в далекий космос

Первый спутник полетел.

А потом поднялся в космос

И прославился навек

Вслед за спутником в ракете

Самый первый человек

Наука движется вперед,

Освоив скорость света,

Мы в дальний космос полетим

К чужим другим планетам.
М. Ю. Богина Воспитатель: А почему именно 12 апреля? Дети: В этот день впервые человек полетел в космос. -Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Воспитатель: Кто знает, как звали первого в мире космонавта? Дети: Первого космонавта во вселенной звали Юрий Алексеевич Гагарин.
Основная часть
Воспитатель: Давайте пройдем к выставке рассмотрим фотографии. Дети, с портрета на нас смотрит улыбчивый, смелый летчик – космонавт, герой Советского Союза полковник Юрий Алексеевич Гагарин.А здесь он одет по – другому, в ту одежду, в которой он находился в полете. Весь его костюм называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания, там же находится небольшая коробочка, которая поддерживает нормальную температуру тела. Костюм – скафандр очень прочный, защищает от давления, излучений. Скафандр связан с Землей, в нем находятся микрофон с датчиками аппаратуры, мы можем видеть и разговаривать с космонавтами. Скафандр тяжелый и его могут одевать только тренированные, выносливые люди. А кто знает, кто до Ю.А.Гагарина летал в космос? (И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. На ней вы можете увидеть первых собак. Которые полетели в космос и вернулись обратно. Их звали Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.) Воспитатель: Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут! Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара. И с 12 апреля 1961 года мы отмечаем день космонавтики
.
В этом году 12 апреля 2016 года,исполняется 55 лет со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Через час с небольшим Ю.А. Гагарин стал самым известным человеком Земли, но первый виток вокруг Земли космического корабля с человеком на борту был заслугой многих и многих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Я знаю, что (имя ребенка) знает стихотворение об этом замечательном человеке.
Чтение стихотворения
Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звездную открыл?

На руках весь мир его носил.

Сын Земли и звезд.

Нежен был и прост.
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.). -Воспитатель: Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Воспитатель: Что он для этого должен делать? (тренироваться)
Вход в деятельность.
-Вот и я предлагаю вам провести «Космическую тренировку».
Игра «Наоборот».
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки образуем круг, я бросаю мяч и называю слово, а вы называете слово наоборот. Например: ·
Веселый – грустный

· Быстрый – медленный

· Красивый – безобразный

· Худой – толстый

· Умный – глупый…..
-Воспитатель: Тренировка прошла хорошо. -А сейчас давайте представим себе, что мы – юные космонавты, а что должен изучить космонавт перед полетом (Солечную систем: расположение планет, солнца, луны). Давайте пройдем к изображению Солнечной системы, КОСМОСА.

Воспитатель: Со

лнечная систе

ма - планетная система, включающая в себя

центральную звезду, кто назовет ее, - Солнце! Вокруг солнца обращаются

естественные космические объекты, планеты
. -Сколько планет? - Какие вы знаете планеты? Дети:
По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Воспитатель: Молодцы, действительно все планеты знаете.

А какая планета самая необычная? (Земля)

Почему Земля – самая необычная планета? Почему?
(Планета является домом для миллионов видов живых существ, включая человека. Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вертятся вокруг нашего Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живет на этих планетах.)
Дети:
Только наша планета Земля

Во всем пригодна для жилья.

Ведь Земля - планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель:
Какую форму имеет земля? Дети: Наша Земля круглая, как шар. Воспитатель: В течение года Земля вращается вокруг Солнца один раз. -Земля имеет один естественный спутник? Какой
? (Луна.)
Воспитатель: Ой, что это, к нам прилетел, воздушный шар, здесь письмо: Кому: Детский сад №18 гр.№4…. От кого: инопланетяне.
«Ребята, нам нужна Ваша помощь, наш корабль потерпел крушение, нам

без вас не справится!»

Воспитатель: Ребята, а кто такие инопланетяне? (Инопланетя

нин -

пришелец с другой планеты.)

-Ну что вы готовы помочь?

-А на чем мы отправимся в полет, нам нужен самый быстрый транспорт …

какой? (Ракета)

-Конечно, ракета. Я покажу вам на примере шарика, как летит ракета.
(Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы и шарик резко вырвется вверх.
Воспитатель: Наш шар летел,как ракета – он двигался вперед, пока в нем

был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.
Но, так как нас много, мы полетим на 2 космических кораблях.Сейчас мы пройдем на космодром, здесь мы видим
геометрические фигуры!
Ребята, возьмитесь за руки идем по кругу, как музыка прервется, каждый возьмет себе по фигуре… (звучит музыка «Звездный десант») -Как мы можем разделится? (по цвету, по форме) - Хорошо, сегодня разделимся
по форме
, квадраты на право, треугольники на лево, У кого самый большой квадрат и треугольник, они будут командирами космического корабля. -Проходим на посадочную площадку и занимаем места в соответствии с номером на вашей фигуре.
Дидактическая игра «Построй ракету»
Воспитатель: Первое задание, представьте, что вы конструкторы, и сейчас каждая команда строит свою ракету, у вас есть модель.
Чтобы нам полет устроитьНадо всем ракеты строить.
(командная работа: дети строят ракеты).
-Молодцы! Справились отлично! -Какие геометрические фигуры вы использовали? -Сколько треугольников? -Сколько квадратов? -Отлично! но чтобы отправиться в полет нужно много знать и уметь. Предлагаем испытание на сообразительность. Команды готовы? (Готовы).
Проверяем готовность команд к полету.
Вы должны ответить на вопросы блиц опроса. Конкурс №1 Блиц опрос. 1. Назовите летательные аппараты, которые придумали люди. (Воздушный шар, дирижабль, самолет, вертолет, ракета, спутник, космическая станция). 2. А каких сказочных героев, умеющих летать, и их летательные аппараты вы знаете? (Ковер – самолет, метла и ступа бабы Яги, Конек – Горбунок, старик Хоттабыч, сапоги скороходы, Змей Горыныч).
А теперь я предлагаю вам слетать в космос: закрываем глаза, считаем от 10

до одного и отправляемся в полет.

Давайте скажем волшебное слово «Поехали».
Звучит музыка «Таинственная галактика» ансамбль Зодиак. Все сидят на корточках, руки над головой конусом, дети имитируют полет на ракете. - Вот мы и в космосе. И так, наши космические корабли приземлились и высадилась на планету….., посмотрите это следы, и куда они нас ведут, надо нам отправить разведчиков, ими будут наши командиры, они идут парой по дорожке и считают. Две летающие тарелки, и похоже они неисправны.
Как вы думаете, что надо сделать? Задание: «Найти соседей числа». Это задание командирам: Воспитатель: Командиры справились с этим задание, и получают по звезде. Идем обратно, (обратный счет.) - Молодцы! А сейчас продолжим наше занятие. -А так как мы в гостях у инопланетян, давайте приготовим им угощение, тортики. -Какой формы у нас сегодня будет тортик (квадрат).
- Приготовьтесь слушать «Графический диктант»:
-в левом верхнем углу положите голубой треугольник; - в правом нижнем углу положите …. квадрат; -в центре -овал; - в левом нижнем углу -прямоугольник; -в правом верхнем углу- круг.
-Проверяем. Какая фигура в пр. верхнем углу, в пр. нижнем….)(молодцы,

по звезде)

Пришло время накрыть на стол.
-У каждой команды свой стол и свои приборы, рассмотрите их, какой прибор лишний.
(по звезде)

Дидактическая игра «Рассади инопланетян по космическим кораблям»

Воспитатель: Взгляните на лист и ответьте мне, дети:

Кто на какой летает ракете?
(На листе бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и инопланетянина, состоящих из одинаковых геометрических фигур.)
Воспитатель: Командиры проверьте, задания…,(команды снова получают по звезде.)
Инопланетянам мы помогли пора и нам возвращать
,
Ребята, нам пора возвращаться на землю
. Заняли места, пристегнули ремни. Звучит музыка «Таинственная галактика» ансамбль «Зодиак». Все сидят на корточках, руки над головой конусом, дети имитируют полет на ракете. Воспитатель: Сейчас на помять о нашем путешествии в космическое пространство мы составим картину, у нас уже есть изображение космоса, на нем уже есть звезды, давайте, сложим ракеты, приклеим свои фотографии отправим их в космос. Практическая работа.
(дети приклеивают свои фотки к ракетам и отправляют их в космос) II. Заключительная часть Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали: и так -как звали первого космонавта? -самый быстрый вид транспорта? -Как называется костюм космонавта? -Как звали собак, которые первыми полетели в космос? -Назовите самую большую горячую звезду во Вселенной? -Как называется спутник земли? - О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?
Встаньте пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их

(координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5! Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 – На этом наше путешествие закончилось …Всем спасибо!

Похожие статьи