Различают внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Что такое внимание. Виды внимания

28.09.2019

Все человеческие процессы познания направлены на различные объекты, которые в них отражаются. К пунктам познания относятся восприятие и логическое мышление. Люди постоянно думают о чём-то, что-то воображают, мечтают о том, что привлекло их произвольное внимание. Сущность человека такова, он ― постоянно мыслящая личность, без мысли он не функционирует и не развивается во всех смыслах. В естественном восприятии заключено непредвзятое отношение личности к окружающему миру, в котором она живёт и обитает, и предметам, которые ее окружают, искусственно ей созданным и природным. Отношение формируется таким понятием, как внимание. Ощущения, мышление, память, восприятие — все эти чувства имеют своё специфичное содержание, включающее единение создаваемого образа и постоянной деятельности.

  • Восприятие — это объединённый процесс преемственности образа предмета и явления действительности.
  • Мышление сочетает реальную объективную действительность и человеческую мысль.

Произвольное внимание же своего собственного содержания не имеет. Оно внутри всех эмоциональных чувств. Мы собранны, когда что-то привлекает наше внимание, оно может быть следствием прислушивания или приглядывания, это выборочная направленность в сторону объекта. За вниманием стоят интересы и потребности человека, если он заинтересован в чём-либо, это что-то его заинтересует.

Связь

Во внимании находит себе заострённое выражение связанность сознания с предметом. Меняющаяся интенсивность психической деятельности обуславливается отчётливостью объекта в представлении, это и есть особенности внимания. Если же оно пристальное, объект взаимосвязан с нарастающей работой сознания, определяющей степень начального интереса. Внимание обнаруживает взаимоотношения психической деятельности человека и предмета, на который он обратил взор или слух. Причины, разбудившие в сознании человека интерес, заключены не только в предмете, но и в отношении к нему и наоборот.

Произвольное внимание ― это в психологии следствие трудовой деятельности, они тесно связаны между собой. Мотив поведения определяет такие отклики, как настороженность, готовность действовать, бдительность, мобилизованность. Но изначально сигналом начала внимания служит заторможенность в несколько секунд, помогающая переработать информацию.

Формы внимания

Внимание делится на несколько типов, они выражаются как в практической, так и в теоретической функциональности. Сосредоточенность на движущемся объекте является первым типом интереса, его характеризует устремлённый вовне взгляд, зорко следящий и передвигающийся вслед за движением, это явное произвольное внимание. Второй тип ― пристальное внимание, обусловленное внутренней тягучей мыслительной деятельностью. Взгляд человека почти неподвижен и устремлён в одну точку. В любом случае особенности концентрации — это совокупности мыслей и действий, направленных в одну сторону, работающих в командном режиме.

Станиславский написал на этот счёт верное определение: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом».

Теории и реальность

Гештальтпсихологи (структурные учёные) и представители поведенческой психологии в начале ХХ в. предприняли весьма радикальные попытки изгнать понятие о внимании из психологических терминов. Они привязывали его как термин к рефлекторным установкам и структурности сенсорного поля. Однако их механистические попытки не увенчались успехом, а наоборот, послужили толчком к более детальному рассмотрению теории, подвигшему внимание в степень отдельного научного исследования.

Примитивные, начальные формы внимания можно отнести к рефлекторным установкам, так как именно рефлексы отвечают за внешние раздражители посредством восприятия. Так, яркие предметы привлекают произвольное внимание. Первым реагирует зрение, посылая в мозг соответствующий рефлекс. Или ухо начинает прислушиваться в сторону привлекших его звуков. Только рефлекторные установки являются лишь самыми первичными признаками.

Структурность сенсорного поля объясняет лишь часть аспекта, внимание никак не может быть разделено на чувственное содержимое вроде влечения и структурное одностороннее целое. Характеристики произвольного внимания заключаются в отвлечении, в аналитическом размышлении над всеми сторонами представляемого привычного объекта.

Виды внимания, которые повсюду разъясняются как функции мыслительного процесса, по существу выражают лишь степень отношения человека к окружающей среде. Если человек обладает высшими формами внимания, это означает обособленность от природы, противопоставление ей. Он получает возможность мысленно переключать реальную ситуацию в читаемый контекст, преобразовывать, представлять, выделять различные моменты.

Между тем внимание ― это взаимосвязь между действием и мыслью, направлением психических процессов. Сознание направляет произвольное внимание на привычный ему предмет случайным образом, скользя и не мешая текущему ходу мыслей. Здесь уже нет интереса и влечения. Развитие произвольного внимания проходит на подсознательном уровне. Первой ступенью становятся те же рефлекторные установки. В младенчестве ребёнок изучает мир посредством непроизвольного внимания, его привлекают яркие краски и звуки. Со временем непроизвольное внимание формируется в произвольное, тем самым подчиняя самовольные нейроны в мозгу человека действующим закономерностям. Произвольное и непроизвольное внимание зависит от сознательных намерений и помыслов человека в средоточии его ареала. Он вынужден изучать мир, в котором он живёт, на протяжении всего жизненного цикла, потому что он перемещается и мигрирует по планете.

Свойства

Особенности произвольного внимания заключены в странном союзе собственной пассивности и элементов активности объекта. Иными словами, если произвольное внимание человека направлено на изучаемый давно им объект, он не замечает ничего вокруг, а малейшее изменение в его фокусе будет им зафиксировано. Виды произвольного внимания делятся на первичное, вторичное и третье. Вернуться от непроизвольного обратно к произвольному и удержать его ― это вторичное. Например, отвлечься от привычного созерцания к привлекшей инородной детали и вновь вернуться к обзору, пытаясь найти предыдущую точку визуального контакта, означает вторичное произвольное. Подавление возникшей рассеянности без усилий является третьей иллюстрацией.

Часть педагогики

Формирование произвольного внимания напрямую определяет изначальную концентрированность на объекте, сулящем нам какой-то посыл. Ведь акцентируя на чём-либо внимание, мы оцениваем и разглядываем это, стимулируя мозговую деятельность и мысленно собирая картотеку предметов и явлений. Своевременное развитие произвольного внимания у детей обусловлено именно расчётом на систематизацию данных, чёткое усваивание материала вне зависимости от отвлекающих событий. Чтобы приучить школьника владеть техникой произвольного внимания, следует в первую очередь воспитать в нём дисциплину и концентрацию.

Характеристики произвольного внимания младших школьников зависят от качества педагогического материала, его размеров и объёма доступной информации, не перегружающей учеников. Правильное распределение достигается при помощи специальных методик с упражнениями, нацеленных на тренировку постоянного или косвенного изучения.

Школьникам в младших классах тяжело удерживать внимание на учебных материалах в непривычном для них количестве, поэтому психологами и педагогами разрабатываются пособия, помогающие развитию непроизвольного внимания у детей. Владение несколькими упражнениями позволяет им легче переносить смысловую нагрузку, особенно если техники по содержанию хорошего качества и приспособлены под их возраст.

Физиология внимания

Когда «включается» внимание, работа психики значительно усиливается. Нейроны посылают друг другу сигналы, характеризующие типаж эмоции, начиная с настороженности и заканчивая произвольным вниманием, пристальным. Посылы нейронов, в свою очередь, отражаются на всём организме, паническая неразбериха сигналов на самом деле является слаженным механизмом, но приводит в боевую готовность все остальные центры нервной системы.

Внимание может быть в нескольких стадиях:

  • концентрированность;
  • распределяемость;
  • устойчивость.

Концентрированность означает сосредоточенность человека на чём-либо, она зависит от степени восприятия и интереса к предмету. Тут главную роль может сыграть как произвольное, так и непроизвольное внимание, они могут сменять друг друга, в зависимости от объёма информации.

Способности к распределяемости позволяют охватывать несколько объектов одновременно, причём эта наработанная способность напрямую зависит от умения удерживать и концентрировать произвольное внимание. Устойчивость взаимосвязана с временной переменной, длительностью изучения.

Непременно стоит упомянуть такое понятие, как колебания внимания. Сенсорная ясность размывается, когда органы, связанные с сосредоточением, утомляются.

Всё-таки произвольное внимание имеет корни в непроизвольном, поэтому основой концепции разработки методических пособий по развитию устойчивости направленности умственного процесса является открытие в привычном новых граней, вторичного признака. В тех местах, где сознание упирается в скудное содержание с ограниченными возможностями изучения, неизбежны колебания, отвлекающие и не дающие сконцентрироваться. Если же тема может открыться с неизведанной стороны, есть предпосылки для исследований, произвольное внимание может долго оставаться устойчивым. Только возможность развёртывать динамику гарантирует мыслительный процесс, влияющий на прогресс произвольного внимания.

Рассеянность

Не надо путать рассеянность и многообразие интересующего объекта. Рассеянность означает зрительное и смысловое перемещение внимания, не фиксирующее никаких деталей. Одновременно вероятность существования центра взаимосвязи нескольких предметов идет равномерно с работой психических регуляторов. Если все эти предметы имеют общее основание для рассмотрения, внимание будет устойчивым и произвольным, будет нести смысловую подоплеку и не рассеиваться. Произвольное внимание - это в психологии отдельный аспект.

Умственный труд целенаправленно соединён с видом внимания. Лишь высшие формы понимания могут помочь качественно обработать несущий информативный материал. Устойчивость внимания не исключает возможности переключаться на новые объекты, не теряя предыдущей смысловой нагрузки, в этих процессах участвуют внутренние связи, делающие внимание гибким.

Умение переключаться у всех людей различно, в первую очередь оно зависит от способностей индивида, от его темперамента. Переключение можно развить путём упражнений, но ещё оно бывает трудным, если приходится перебегать с ситуации с непроизвольным вниманием на операцию с участием произвольного.

Сознание

Произвольное и непроизвольное внимание — это очень важный элемент сознания. А человеческое сознание многогранно. Мысли, эмоции, сила воли - все эти психические процессы переплетаются с видами внимания. Его типы:

  • широкое;
  • узкое;
  • распределяемое;
  • переключаемое;
  • концентрированное;
  • устойчивое;
  • неустойчивое;
  • флуктуирующее.

Учёными отмечено, что произвольное внимание, высшие формы его проявления заключены в физическом труде. Рутинная работа качественно развивает все виды произвольного внимания, причём это делается на подсознательном уровне, превращаясь в профессиональные навыки. К примеру, рабочий стоит и контролирует функциональность нескольких станков, причём не отвлекается от одного и того же, проверяя неизменные форму и качество производственных деталей.

Детское внимание

Дети более всего подвержены проявлениям непроизвольного, часто меняющегося внимания. Недолгое изучение одного предмета теряет всякую привлекательность с появлением другого. Поддержание произвольного внимания имеет ценность с малых лет. В школьном возрасте малый процент умения концентрироваться и удерживать его может сыграть негативную роль. Ребёнок, который невнимателен с объектом, не сможет тщательно его изучить. Его мыслительный процесс постоянно «соскакивает» на другие темы. Психологами давно замечена эта проблема с произвольным вниманием у детей. В упражнениях, направленных на огранку рефлексов, хорошо помогает манипулирование. Дети повторяют за взрослыми все движения и речь, этот фактор эффективно используется в методах, развивающих соответствующие навыки.

Продуманная организация упражнений позволит малышу освоить первоначальные неосознанные типы внимания, впоследствии ему будет гораздо легче осваивать школьный материал. Урок в среднестатистической школе проходит 45 минут, потому что это максимальное время для допустимой нагрузки на ребёнка согласно его возрасту. Произвольное внимание школьников рассчитывается от времени на объём материалов. Постепенно детсадовец привыкает к практическим занятиям лепкой или рисованием, так и ученик — к систематическому сосредоточению в течение недели. Для педагогов важно, чтобы подаваемый ими материал был постоянно интересен аудитории, несмотря на специфику содержания.

Таким образом, для развития произвольного внимания важны направленность и тренировка волевых навыков. Ученики способны познавать лишь при умении использовать свои способности к анализу в сочетании с дисциплинированностью и систематизацией школьной системы образования.

Послесловие

Рассеянность тоже может быть разной степенью внимания. При реальной рассеянности человек не умеет даже управляться с собственным обиходом, потому что произвольное внимание у него совсем не развито. И второе, она может быть следствием концентрированного внимания, когда человек сосредоточен на решении какой-то проблемы длительное время, все остальные элементы жизни размываются на фоне центрального изучения, в котором принимают участие все нервные окончания. Психика устроена самым непостижимым и странным образом, и чтобы управлять собственным телом, надо найти ключи к загадкам человеческого мозга. Эмоциональные факторы весьма опосредованы, они рождаются из побуждений и желаний.

Трудовая деятельность, которая осуществляется человеком с помощью и из-за произвольного внимания, идёт параллельно с игрой во взаимоотношения людей и природы, собственной и их окружающей. Действия, присущие детям, на самом деле сопровождают личность весь ее сознательный путь. Поэтому препятствия, возникающие на жизненном пути, человек рассматривает в первую очередь как головоломку, и только интерес помогает ему оценить и сопоставить размеры загадки и сделать альтернативные выводы решения. Произвольное внимание младших школьников растёт вместе с ними. Между тем, только волевое усилие влечёт выработку произвольного внимания и наоборот.

Изучение методики произвольного внимания издавна и по-прежнему представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из способов углублённого познания природы мышления и присущих ему закономерностей. Детальное изучение внимания требует специального анализа всех его процессов и сторон, вполне понятен практический интерес педагогов и воспитателей к этому вопросу психологии. Для этого они избегают монотонности и обыденности в своих занятиях, ведь чтобы развить произвольное внимание, надо заставить тематику зазвучать по-новому, раскрыться с другой стороны и намекнуть, что это лишь одна из скрытых потенциальных возможностей.

Итак, мы рассмотрели виды внимания и выделили важность и актуальность методики, произвольное внимание в которой, несомненно, является основополагающей частью наряду с интересом к объекту или предмету. Преподавателям же важно понимать структуру психического развития и разбираться в ней для более конкретизированной и ёмкой подачи материала. Следовательно, любая работа, связанная с обучением детей, напрямую связана с наукой психологией.

Никакая умственная работа не проходит без участия внимания. Его концентрированное содействие помогло и помогает выживать человеку, а многоообразие окружающей среды дарит познания и содействует рождению таких умных людей с гениальным потенциалом, как творческие личности, обладающие высшими формами внимания. Они способны увидеть и проанализировать с новой стороны то, что другие не оценили по достоинству, мельком проглядев. Особенности внимания помогают им. Самым ярким примером научного открытия служит легенда про Архимеда, обратившего своё произвольное внимание на обычное явление.

Внимание - познавательный процесс, в рассмотрении которого ученые никак не сойдутся в одной точке зрения. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации (продолговатая структура в стволе мозга) в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс (первый рефлекс на новый раздражитель) как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту (устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения), исследованную и описанную в связи с вниманием А.Ухтомским.

Единственно правильным решением будет попытаться соединить и учесть обе точки зрения. Тогда внимание не будет отдельным, рядоположенным другим психическим процессам, но будет представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом.

В настоящее время, общепринято следующее определение.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

При изучении внимания необходимо различать два основных уровня или вида: непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Когда деятельность захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.



Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Однако такое понимание причин возникновения непроизвольного внимания весьма упрощенно. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин (различные физические, психофизиологические и психические причины). Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно рядом раздается громкий стук от упавшей со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах - невольно привлекает внимание. Немаловажное значение имеет контраст между раздражителями, а также длительность раздражителя и его величина и форма. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве. Таким образом, к первой группе причин относятся характеристики воздействующего на человека раздражителя.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, архитектор или художник обратит внимание, идя по улице, на красоту старинного здания. Редактор легко находит погрешности в тексте книги, которую он просто взял почитать для развлечения.

В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, что происходит вокруг нас. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего ноля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых.

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учёт этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет существенное значение, как теоретическое, так и практическое, для правильной организации работы, в частности учебной. В педагогическом процессе опираясь на непроизвольное внимание следует воспитывать произвольное, и, с другой, формируя интересы учащихся, а также делая интересной саму учебную работу, переводить произвольное внимание учащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе - на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.

Существует еще один вид внимания, о котором мы не говорили. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Добрыниным послепроизволъным. Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Страница 18 из 26

Произвольность внимания.

Третья категория, по которой внимание разделяется на два вида, – это произвольность. Это одно из наиболее важных качеств внимания, поэтому уделим ему особенное внимание. Выделяются два вида внимания - произвольное и непроизвольное. Помимо вышеперечисленных Н.Ф.Добрыниным также выделялся третий вид - послепроизвольное внимание.

Таблица 1

Непроизвольное внимание – вид внимания, который не связан с участием воли.

Направленность психической деятельности на те или иные предметы или явления может возникать непреднамеренно, непроизвольно, вследствие самих особенностей воздействующих на человека раздражителей (предметов и явлений действительности). Так возникающее внимание соответственно и называется непреднамеренным, непроизвольным.

Источником непроизвольного внимания являются и изменения, “колебания” окружающей среды, появление какого-нибудь, до этого отсутствовавшего раздражителя или какая-либо перемена в действующих в данный момент раздражителях.

Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс, те ориентировочные движения, которые вызываются изменением в среде и посредством которых воспринимающий аппарат устанавливается так, что достигаетсянаилучшее при данных условиях отражение раздражителя.

Непроизвольное внимание привлекается, однако, не всякими изменениями в среде. Другие, действующие в данный момент раздражители, могут затормозить ориентировочный рефлекс. Для того чтобы новый раздражитель стал объектом внимания, надо, чтобы он обладал некоторыми особенностями, которые облегчали бы его выделение из всего, что воздействует на человека в данный момент.

К числу особенностей раздражителей, вызывающих внимание, прежде всего относится сила раздражителя. Сильные раздражители: яркий свет и краски, громкие звуки, резкие запахи - легко привлекают внимание, так как по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее возбуждение, вызываемое им, а следовательно, и условный рефлекс на него. А это, в свою очередь, влечет за собой усиление отрицательной индукции, вызванной данным возбуждением, т.е. усиление торможения в других участках коры мозга. Большое значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, то есть соотношение раздражения по силе с другими раздражителями, составляющими как бы фон, на котором он выступает. Даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если он дан на фоне других сильных раздражителей. В уличном шуме большого города отдельные, даже сильные, звуки не привлекают внимания, хотя они легко привлекут его, если будут услышаны ночью в тишине. С другой стороны, самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даны на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т.п.

Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он играет весьма важную роль в привлечении непроизвольного внимания. И это относится не только к силе раздражителей, но и к другим их особенностям. На всякое значительное различие – по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. - человек обращает внимание. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук – среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок – среди кругов, окрашенных в иной цвет. Цифра привлекает внимание среди букв; иностранное слово - если оно находится в русском тексте; треугольник - когда он нарисован среди квадратов. Привлекают внимание, хотя обычно не надолго, многократно повторяющиеся изменения в раздражителях, систематически следующие друг за другом: таково, например, периодическое усиление или ослабление звука, света и т.п. Аналогично этому действует и движение предметов.

Важный источник непроизвольного внимания – новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все шаблонное, стереотипное, не привлекает внимания. Новое служит объектом внимания, однако, в меру того, насколько оно может быть понятно или же побуждает осмысливать его. А для этого оно должнонаходить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не привлекает надолго внимания. Безусловный ориентировочный рефлекс гаснет скоро. Для того чтобы внимание было длительным, необходимы условные ориентировочные реакции, целая цепь их, что возможно только тогда, когда в новых предметах и явлениях, помимо нового, имеется и то, с чем уже образовались временные связи, т.е. то, что уже связано с чем-то известным. Большое значение в связи с этим имеет наличие знаний, осведомленность человека в той области, к которой относится воспринимаемый им объект, так же как и привычка замечать те или иные предметы и явления (на которые неопытный человек не обратит внимания).

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют прежде всего потребности и интересы людей, их отношение к тому, что воздействует на них. Все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует интересам, к чему есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение, - все это легко становится объектом непроизвольного внимания.

Значительную роль играет настроение человека, не в малой мере определяющее, что привлечет внимание из всего воздействующего в данный момент.

Существенное значение имеет также утомление, или наоборот, бодрое состояние, в котором находится человек. Хорошо известно, что в состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

От непроизвольного внимания отличается произвольное внимание, представляющее собой произвольно, преднамеренно вызываемую направленность психической деятельности на те или иные объекты или явления (или их свойства, качества, состояния). Произвольное внимание – вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию.

Этот более высокий вид внимания возник в процессе деятельности. В своей деятельности человек добивается определенного результата, обычно получающего в дальнейшем общественную оценку и используемого другими людьми. В тех случаях, когда произвольно вызванное внимание не отвлекается ничем посторонним, препятствующим выполнению деятельности, оно удерживается без особых усилий. Во многих случаях, однако, такое беспрепятственное сохранение произвольного внимания бывает, в силу действия посторонних раздражителей, невозможно и требует иногда весьма значительных усилий и специальных мероприятий.

Отвлекающими внимание раздражителями (посторонние звуки, отвлекающие нас зрительные раздражители), являются и некоторые состояния организма (болезнь, усталость и др.), равно как и посторонние мысли, образы, чувства. Для преодоления этого препятствия необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том, что требуется задачей деятельности. Иногда возникает необходимость уничтожить или хотя бы ослабить действие посторонних внешних раздражителей: убрать отвлекающие предметы, уменьшить силу доносящихся звуков и т. д. Нередко заранее устраняется все, что мешает работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится все, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т. д. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию.

Не всегда, однако, наличие благоприятных внешних условий обеспечивает внимание.

Важным условием внимания является значение задачи выполняемой деятельности, место, которое она занимает в жизни человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, поэтому желательно обязательно осуществить ее. Чем важнее эта задача, чем яснее понятно ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.

Велика роль интереса, и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.

Таким образом, сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека – все это способствует произвольному вниманию. Однако для того чтобы все это вызвало внимание, нужны некоторые специальные действия, обеспечивающие его.

Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что надо быть внимательным, в особенности если оно делается в критические моменты деятельности, требующие усиленного внимания. Такое напоминание может быть заранее организовано тем, что человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания.

Значительную поддержку оказывает постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия того, что обуславливает успех действий. Такие вопросы нужны при проведении любых наблюдений, в особенности тогда, когда приходится знакомиться с большим количеством объектов или с какими-либо сложными явлениями и процессами. Очень важно сочетать постановку таких вопросов с осознанием того, что уже сделано (написано какое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена такая-то линия и т.п.). Большую помощь оказывает осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие.

Все указанные пути содействия произвольному вниманию в той или иной степени связаны со словом, осуществляются в словесной форме, требуют участия второй сигнальной системы. Это – одна из характерных особенностей произвольного внимания, как и всякой сознательной и произвольной деятельности людей.

Важную роль (в тех случаях, когда выполняется интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием.

Отсюда вытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий, которые служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей внимания к данному предмету. Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от организации деятельности. Добиться произвольного внимания к тому, на что оно должно быть направлено, -это значит организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение объектов действий, соответствующее задаче.

Нередко такая организация деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко, как нечто привычное (как только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз достигалась). Существенной для всех случаев произвольного внимания остается, однако, намеренная организация деятельности. Именно она и характеризует собой произвольное внимание.

Знаменитое утверждение, что гений – это 90% труда и 10% способностей, основано именно на том, что любые значительные произведения науки и искусства создаются не только и не столько на вдохновении, сколько на произвольно удерживаемом внимании, вопреки другим стимулам, непроизвольно отвлекающим от работы: развлечениям, досугу и т.п.

Оба вида внимания – непроизвольное и произвольное - не могут быть строго разграничены между собой. Имеется ряд промежуточных форм, когда намеренная направленность на те или иные объекты выражена в слабой степени, хотя и не отсутствует вовсе. Происходят и переходы одного вида внимания в другой. Произвольное вниманиенередко переходит в непроизвольное. Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности сначала, в силу отсутствия интереса к ней, требуется сознательная, намеренная направленность (во многих случаях даже волевое усилие) на выполнение, однако затем, по мере того как возникает интерес к тому, что делается, человек продолжает быть внимательным к работе уже без специального намерения и тем более без всяких усилий.

Бывают и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется или вовсе прекращается, между тем как выполнение деятельности требует, чтобы человек продолжал быть внимательным. В этих случаях удерживание внимания на том, что раньше привлекало его само по себе, осуществляется намеренно, произвольно.

Непроизвольное внимание играет немалую роль в процессе обучения. О непроизвольном внимании следует говорить в том случае, когда направленность и сосредоточенность сознания не обусловлены волевым актом человека.

В появлении такого внимания играют роль привычки человека, соответствие раздражителя внутреннему состоянию организма, постоянное ожидание чего-либо и т. д. Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появившийся раздражитель.

Одним из факторов, вызывающих процесс непроизвольного внимания, являются сильнодействующие раздражители.

Очень сильные слуховые, зрительные, кожные, обонятельные, проприоцептивные, органические раздражители, действующие порознь на отдельные анализаторы или комплексно на ряд анализаторов, вызывают процесс непроизвольного внимания.

К факторам, организующим процесс непроизвольного внимания, следует отнести контрастные раздражители.

Непроизвольное внимание привлекают также эмоционально значимые раздражители. Объекты, которые вызывают чувство радости, удивления, эстетические чувства, чувства гнева и другие, вместе с тем вызывают и непроизвольное внимание.

Произвольным вниманием называется такое внимание, которое возникает под влиянием сознательно поставленной цели и волевого усилия.

Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью.

Произвольное внимание возникло в процессе трудовой деятельности. Произвольное внимание к чему-либо устанавливается в результате осознания необходимости быть внимательным именно к этому объекту или действию. В произвольном внимании отчетливо видна деятельность второй сигнальной системы.

Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого человека развивается и совершенствуется вместе с личностью.

Различают также внешненаправленное и внутринаправленное внимание.

Внешненаправленное внимание – выделение объектов во внешней среде.

Внутринаправленое внимание – выделение идеальных объектов из фонда самой психики.

Активность внимания произвольное внимание, непроизвольное, послепроизвольное.

Направленность внимания (внутринаправленное и внешенаправленное внимание) состоит в том, что объекты имеющие в данное время для человека жизненное значение, привлекают к себе его внимание, а другие объекты, не имеющие такого значения, остаются вне его.


Сосредоточенность внимания (высокая, низкая, очень низкая) это процесс углубления в деятельность, отвлечения от всего, что не имеет к ней отношения.

Направленность и сосредоточенность внимания связаны с направленностью личности, ее убеждениями, интересами, зависят от способностей, особенностей темперамента и характера этой личности.

Широта внимания (объем внимания, распределенность внимания) равномерная распределенность сознания на несколько объектов.

На этой стадии еще нет устойчивого внимания. Устойчивость внимания приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности.

Объем внимания определяется количеством объектов, которые одновременно охватываются вниманием, которые человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Средний объем внимания у взрослых людей равен 4–6 знакам, а у детей – 3-4 знакам. При предъявлении слов – до 14 знаков. Объем внимания увеличивается по мере упражнения, предварительного ознакомления с объектами и приобретением знаний о них. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития.

Распределением внимания называется такая организация психической деятельности, при которой человек одновременно выполняет два и более различных действий направленность сознания на наиболее значимые объекты.

Распределение внимания – обязательное условие в ряде профессий, в том числе, в профессии медицинского работника. От умения распределять внимание часто зависит правильная организация и производительность труда. Распределение внимания – не врожденное качество, его можно развивать путем упражнений.

Концентрация внимания интенсивная направленность сознания на наиболее значимые объекты.

Концентрация и объем внимания зависят как от особенностей личности и ее состояния, так и от характера деятельности, на которую направлено внимание, и от его объекта.

Болезнь может снизить способность к концентрации внимания по разным причинам: из-за слабости клеток головного мозга, сниженной активности, астенизации. Это нередко отмечается и при некоторых соматических заболеваниях.

Особенностью внимания является его устойчивость (устойчивое внимание, неустойчивое), т. е. возможность длительной концентрации внимания на определенном объекте.

Чем более однообразны операции, предметы, входящие в действие, тем большего напряжения внимания требует это действие. Чем меньше отвлекающих возбудителей имеется в окружающей среде, в мыслях и переживаниях человека, в его организме (болевые ощущения и т. д.), тем легче сохраняется устойчивость внимания.

В связи с этим в целях психогигиены на предприятиях, где работа требует напряженного внимания, следует устранять отвлекающие факторы.

Устойчивости внимания способствует смена объектов деятельности и выполняемых действий. Однообразие всегда утомительно.

Колебание внимания представляет собой периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему.

Психологически это выражается в снижении внимания к основному объекту деятельности и возникновении внимания в направлении новых объектов. Однако с помощью волевого усилия, т. е. словесной сигнализации, внимание вновь возвращается к основному объекту деятельности, как только нервные клетки, выполняющие эту деятельность, за период тормозного состояния восстановят свою работу.

Переключение внимания (легкое, трудное). Это произвольный перевод внимания с одного объекта или вида деятельности на другой объект или вид деятельности.

Переключение внимания зависит от значимости того объекта или деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания. Оно зависит также от интереса: более интересные объекты или виды деятельности облегчают процесс переключения внимания в их сторону. Переключение внимания зависит от волевых качеств личности.

Интенсивность внимания (высокая, низкая).

Отвлекаемость внимания. Это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней или внутренней.

Внешняя Отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным.

Внутренняя Отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, при отсутствии интереса и чувства ответственности за то дело, которым в данный момент занят человек.

Рассеянность. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени – направленность сознания на параллельное выполнение нескольких действий. Рассеянность внимания одно из состояний дезорганизованности сознания.

Встречается два вида рассеянности: рассеянность мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на чем-либо одном. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и узости внимания.

Подлинная рассеянность – человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Причиной подлинной рассеянности могут быть неврастения, малокровие, болезнь носоглотки, затрудняющая поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющая кислородное питание мозговых клеток.

Иногда рассеянность есть результат физического и умственного утомления и переутомления, результат тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности может быть перегрузка мозга с большим количеством впечатлений, а также разбросанность интересов.

Рассеянность иногда возникает в результате смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей или в результате интоксикации организма.

Внимание бывает нескольких видов. Каждый из них имеет свои причины возникновения и формы проявления. Отдельно следует рассмотреть два отличающихся вида внимания - непроизвольное и произвольное. Если последнее возникает благодаря намерению человека только после того, как он приложит хотя бы минимальное усилие воли, то непроизвольное внимание появляется без участия намерения личности. По тому, на что личность обращает свое внимание, можно судить о характере и душевном складе.

Произвольное внимание присуще только человеку. Этот признак позволяет отличать людей от животных (так как непроизвольное внимание есть и у них). Возникло оно в результате деятельности, управляемой сознанием. Чтобы чего-то достичь, человек должен делать не только то, что нравится, а и то, что необходимо для дела. В процессе теоретического обучения и закрепления знаний на практике и формируется произвольное внимание.

С физиологической точки зрения оно возникает в коре головного мозга, где очаг наибольшего возбуждения поддерживается импульсами, направленными от Влияние процесса труда на формирование данного вида внимания сложилось исторически. Ведь никакая деятельность невозможна без сознательного управления собственным вниманием.

Произвольное внимание отличается также некоторыми психологическими особенностями. Оно сопровождается напряжением, волевым усилием разной степени. Чем дольше удерживается произвольное внимание, тем сильнее может быть напряжение, вплоть до физической усталости. Чтобы это предупредить, следует или чередовать вынужденные тяжелые занятия с легкими и интересными, или же настолько заинтересовать человека, чтобы он мог длительное время удерживать

Для непроизвольного внимания абсолютно не требуется участие воли, ведь не надо долго сосредотачиваться на чем-то одном. А вот для произвольного внимания это просто необходимо. Оно обязательно подключает волевую регуляцию. Как правило, этот вид внимания связан с присутствием нескольких интересов, часто соперничающих друг с другом, с борьбой нескольких побуждений к действию. В этом случае человек сознательно выбирает одну цель, один интерес для удовлетворения и проявляет волю, чтобы подавить другие.

Понятно, что благоприятные условия для работы помогают сконцентрироваться и достичь хороших результатов. Однако здесь каждый человек должен выработать индивидуальный режим и ритм труда, придерживаясь при этом золотой середины, так как ни чрезмерный шум, ни абсолютная тишина не способствуют эффективному выполнению работы.

В любой деятельности, совершаемой сознательно, разные виды внимания переплетаются между собой.

Похожие статьи