Дидактические игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия фонематического слуха умственно отсталых детей

25.09.2019

Мы живем в звучащем мире и полную тишину можем ощутить (слово услышать, согласитесь, здесь неуместно) только в специальном помещении. С самого рождения ребенок слышит множество звуков: шелест листьев, шум автомобилей, музыку, речь людей… Но эти слуховые впечатления у малыша сливаются, поэтому способность слушать и слышать нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. И помогут в этом игры для развития слухового восприятия.

Именно игра поможет малышу открыть особый мир звуков, сделать их важными и значимыми.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания. Это умение сосредотачивать внимание на звуке, определять его источник. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Даже если у ребенка от природы острый слух, такая способность не возникнет сама собой.

Цель описанных ниже игр - помочь детям научиться сознательно пользоваться слухом. Играть в эти игры можно с малышами начиная с 1 года.

ЗВУЧАЩИЕ КОРОБОЧКИ


В одинаковые коробочки или баночки (небольшие, чтобы ребенку было удобно и безопасно брать их в руки и играть) насыпаем разные наполнители. Это может быть горох, песок, ракушки, рис, соль, бусинки… Нужно сделать несколько пар одинаковых коробочек, в каждой паре будет наполнитель одного вида и одинакового количества.

С малышами до года сначала просто гремим ими, обращая внимание на то, как по-разному они звучат. Затем просим ребенка найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Потом предлагаем из четырех коробочек найти две, которые звучат одинаково. И так постепенно усложняем, увеличивая количество коробочек.

ГРОМКО-ТИХО


Для этой игры нам понадобятся погремушка и две игрушечные зверюшки (большая и маленькая: мишка и зайчик, бегемот и птичка). Когда погремушка играет громко, танцует большая игрушка (мишка, бегемот), а когда тихо - маленькая (зайчик, птичка). Сначала только взрослый звенит погремушкой, играет игрушками и поясняет свои действия, но постепенно он подключает к игре малыша.

С детками постарше игру усложняем. Например, под громкие звуки маршируем, под тихие - ходим на носочках.

Или используем два инструмента: моим дочкам очень нравились громкий бубен и тихий колокольчик, под которые они выполняли разные движения.

ЖМУРКИ

Не только интересная игра, но и отличная тренировка слухового восприятия и внимания!

УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ


Мама или другой взрослый издает звуки на детских музыкальных инструментах (дудочка, колокольчик, барабан, погремушка), а ребенок угадывает, какой инструмент сейчас звучал.

Кстати, британские исследователи говорят, что музыкальные игрушки: маракасы, ксилофон, барабан, бубен, – помогают развивать слуховое восприятие ребенка. Поэтому поощряйте музыкальные игры и помогайте ребенку играть хотя бы простейшие мелодии.

Кроме работы с неречевыми звуками, обязательно развивайте способность ребенка к восприятию речевых звуков, учите вслушиваться в слова.

ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?

Эта игра не только развивает остроту слуха и умение сосредотачивать внимание, но и обучает правильно воспринимать словесную инструкцию.

С расстояния в полтора-два метра шепотом позовите ребенка. А затем так же шепотом давайте ему короткие и простые задания: «Принеси мне, пожалуйста, зайку. Положи кубик на полку…» Говорить надо тихо, но четко.

Эту игру тоже очень удобно трансформировать. Мы играли в маминых помощников и в роботов, которым дают инструкции и задания. Кстати, это прекрасное упражнение при подготовке ребенка к детскому саду, где ребенку придется выполнять указания и задания воспитателей.

ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ И ПОТЕШКИ

Наши неизменные помощники для развития слухового восприятия детей. Пойте ребенку как можно чаще! О той пользе, которую песенки и потешки принесут ребенку, можно рассказывать очень долго.

ДА ИЛИ НЕТ


В эту игру мы играли, когда хотелось поднять настроение и похохотать. Я задавала вопросы, на которые дочка могла ответить только «да» или «нет». Вопросы примерно такие: «У куклы есть платье? А у машинки есть платье? Мячик умеет прыгать? Мы спим на мячике? А шкаф умеет ходить?..»

ОБЩИЙ ЗВУК


Следующая игра для детей постарше, примерно четырех-шести лет. Играть в нее можно в дороге или в очереди. Взрослый называет три слова, а ребенок отгадывает, какой общий звук объединяет все эти слова. Например, «лыжи, жук, жизнь - ж», «лиса, соль, любовь - ль» и т.п.

СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ


Думаю, все знают эту замечательную игру с мячом. Взрослый бросает ребенку мяч (если ребенок мал и ему трудно ловить, можно мяч катить), называя какой-нибудь предмет. И если назван съедобный предмет, ребенок ловит мяч, а если несъедобный - не ловит.

Конечно, малыш будет ошибаться, особенно первое время. И если ребенок ловит несъедобный предмет, иногда можно попросить изобразить, как он этот мяч ест. Так к игре добавляется артикуляционная гимнастика.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО


Еще одна хорошая игра с мячом. Взрослый кидает мяч и произносит первую часть слова, а ребенок ловит и договаривает окончание. Например, вы говорите: «Мо», – а ребенок подхватывает: «Ре» или «Да». Моя младшая дочка часто просила: «Мама, повтори еще раз, я другое слово назову». С помощью этой игры хорошо развивается не только фонематический слух, но и активный словарный запас.

Итак, развивать слуховое восприятие можно с первых лет жизни малыша, и каждая мама может научить этому своего ребенка. Умение слушать и слышать помогает возникновению верного звукопроизношения, формирует правильную речь ребенка.

Каждая мама способна стать лучшим учителем для своего ребенка. Научите ребенка слышать звуки и вслушиваться в слова. А я буду очень рада, если игры, описанные в этой статье, помогут вам!


«Различай веселую и грустную музыку» Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая - в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.«Тихо и громко» Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую - топает ногами.Варианты: - можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки; - использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо; - на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне; - на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные; - найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.Варианты: - перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.«Шагаем и танцуем» Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан - шагать, под гармонь - танцевать, под бубен - бежать и т. д.«Высокий и низкий звук» Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий - опустить.Варианты: - использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.; - выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука; - изображать голосом воспринятый тон.«Ударь в бубен» Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками. Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).Варианты: - полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.«Далеко - близко» У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.«Будь внимателен» Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» - стоять на одной ноге, «лягушка» - присесть и скакать вприсядку, «птицы» - бегать, раскинув руки, «зайцы» - прыгать и т. д. В ходе игры дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.«Звоночки» Материал: несколько звоночков различного звучания. Ребенок должен построить ряд, начиная с самого высоко звука (или с самого низкого).«Определи, что слышится» Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится.Варианты: - возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).«Шумящие коробочки» Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет.«Повтори» Педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить.«Быстро и медленно» Материал: кукла, барабан. Ребенку предлагают передвигать куклу под удары барабана (количество шагов и темп соответствуют ударам). Например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара. Для создания интереса можно предложить довести куклу до площадки, на которой лежит лакомство или стоит стакан сока. Кукла (а значит, и ребенок) получает заслуженную награду.«Слушай и выполняй» Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например: 1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову; 2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.«Что слышно?» По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Слухачи

Развиваем внимание, слуховую память

Предметы, изготовленные из разных материалов (деревянные и металлические ложки, фарфоровый чайник и др.).

Описание : эта игра должна проходить в помещении, знакомом ребятам. В игре лучше использовать предметы, которые ребята хорошо знают.

Дети должны узнать какой-нибудь предмет по звуку, который он издает. Во время игры участники закрывают глаза. В это время ведущий стучит по одному предмету. Это должен быть предмет определенного качества, металлический, деревянный, пластмассовый или из другого уже известного ребенку материала. Во время первых игр основная задача ребенка — определить это индивидуальное качество.

Можно даже ограничиться двумя предметами. Впоследствии можно просить точного определения предмета.

Рассказ по слуху

Развиваем слуховую память, внимание, творческое воображение, фантазию

Материалы и наглядные пособия для игры: Предметы, изготовленные из различных материалов.

Описание: в этой игре участнику предлагается сразу несколько предметов, которые необходимо угадать на слух. Это первая часть задания. Вторая часть включает сочинение рассказа, в котором должны упоминаться предметы или персонажи, издающие эти звуки.

Эта игра в определенной степени — разновидность предыдущей. Ее отличительной чертой является внесенный в нее творческий элемент. Она может проводиться, когда предыдущая уже будет вполне освоена.

Принеси

Развиваем слуховое восприятие, внимание, скорость реакции

Материалы и наглядные пособия для игры: Мягкие и пластмассовые игрушки, жетоны или пуговицы.

Описание : эта игра предназначена для самых маленьких. Проводить ее лучше в той комнате, где находятся все игрушки малыша. В игре также может участвовать несколько детей.

Ведущий должен сесть на стул у того места, где находятся все игрушки. Участники должны встать от ведущего на расстоянии не менее 2 метров. Теперь ведущий должен называть предметы, которые нужно принести. Если ребенок услышал название предмета правильно и принес нужную игрушку, он получает жетон (или пуговицу). Тот участник, который набрал большее количество жетонов, считается победителем.

Найди себе пару (первый вариант)

Материалы и наглядные пособия для игры : чистые листы бумаги и карандаши.

Описание: эта игра идеально подходит для праздников и любой веселой компании. Перед началом игры на отдельных листках бумаги записываются названия животных в 2 экземплярах. Затем участникам игры раздаются эти листочки, и через определенный промежуток времени выключается свет. В темноте все участники должны издавать звуки, которые характерны для животного, название которого записано на карточки. Главная задача участников — найти свою пару на слух, т. е. того игрока, который получил такую же карточку. Через минуту свет включается, и те участники, которые не смогли выполнить задание, считаются проигравшими. Эту игру можно повторять на протяжении вечера несколько раз.

Найди себе пару (второй вариант)

Развиваем внимание, слуховое восприятие, творческое мышление

Материалы и наглядные пособия для игры: п овязка на глаза, музыкальные инструменты.

Описание: сначала нужно выбрать двух участников и решить, кто из них будет искать другого. Тому участнику, который будет заниматься поисками, завязывают глаза. Теперь второй участник должен издавать какой-нибудь звук, по которому его и попытается найти первый игрок. Оставшиеся ребята могут активно мешать поискам, издавая свои или похожие звуки.

Примечание . Для игры можно использовать музыкальные и шумовые инструменты.

с. 1
Игры-упражнения для развития слухового внимания,

восприятия и памяти
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук, как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания - все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу. Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Начиная с самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них врождёнными рефлексами, далее, по мере развития структур головного мозга, малыш учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также других взрослых, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи.

Выделяют два направления по развитию слухового восприятия: непосредственное развитие слухового восприятия и развитие фонематического восприятия.

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.

Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Развитие восприятия неречевых и речевых звуков происходит параллельно, так же как и в жизни человек сталкивается с обилием звуков и постепенно учится их дифференцировать.

Развитие неречевого слуха проводится по направлениям:


  • знакомство со звучащими игрушками;

  • обучение умению реагировать на начало и конец звучания;

  • обучение различению на слух звучащих игрушек;

  • обучение различению на слух длительности звучаний;

  • обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний;

  • обучение различению на слух темпа звучаний;

  • обучение различению на слух громкости звучаний;

  • обучение различению на слух высоты звучаний;

  • обучение различению на слух количества звучаний;

  • обучение различению на слух музыкальных ритмов;

  • обучение различению на слух голосов птиц и животных;

  • обучение определению направления источника звука.

Игры-упражнения для развития неречевого слуха

«Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа . Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
«Барабан или гармошка?»

Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА .

Ход игры

Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки - барабан, около куклы - гармошка. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет в разной последовательно то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку), т.е. барабан - зайка, который прыгает; гармошка - кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке.

Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не слухо-зрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на гармошке за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы), оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка, если звучит барабан.

Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летает бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан - дудка - металлофон, гармошка – бубен – дудка.
«Найди такую же коробочку»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы - горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек одинаковой крупой должно быть по две.

Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материал главное - чтобы издаваемый ими звук отличался от ост Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой те себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
«Звуки улицы»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух различных транспортных шумов.

Ход игры: Игра проводится во время прогулки по улице или в общественном транспорте. Помогите ребенку выделить среди других звуков разнообразные транспортные шумы - сигналы автомобилей, звон трамвая, скрип тормозов, гудение эскалатора в мет;стук колес поезда, гудение самолета в небе и др. После того, как ребенок научится различать эти звуки, предложите определить их с закрытыми глазами: стоя у перекрестка, определить, стоят машины или едут, угадать, далеко находится трамвай или подъехал близко и т.д.
«Где позвонили?»

Цель: Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Весёлый Петрушка»

Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры: Педагог начинает игру с объяснения.

Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки- повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Педагог располагается за спиной ребенка на расстоянии 2-4 м Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.
Игра «Мишка и зайчик»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование: барабан или бубен.

Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа. -Давай поиграем! Мишка ходит медленно -вот так, а зайчик прыгает быстро - вот как! Когда я стучу в барабан медленно - ходи как мишка, когда стучу быстро - бегай, прыгай) быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана - медленный, быстрый - несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.


«Ритмические рисунки»

Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Игровое задание – прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их.

Обратное задание – воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.


«Топайте – идите»

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Оборудование : барабан, большой экран или ширма, таблички.

Речевой материал: Будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан, СЛИТНО, НЕСЛИТНО.

Ход игры Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает ни месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (неслитно), топает одной ногой, произнося та та та, и побуждает к этому же детей.

Педагог на глазах детей производит то слитные, то неслитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или та та та, В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно - татата, либо топают одной ногой - та та та (неслитно). Когда они начинают справляться с данным заданием, педагог после того, как дети уже отреагировали тем или иным движением на звучание, спрашивает: «Как звучало?» и помогает выбрать соответствующую табличку: СЛИТНО или НЕСЛИТНО.

По мере того, как дети научаются различать слитные и неслитные звучания на слухо-зрительной основе, они предлагаются педагогом на слух. С этой целью он стучит по барабану за большим экраном или ширмой. Дети воспроизводят услышанное звучание движениями и произнесением слогов, а затем показывают (или прочитывают) соответствующую табличку. В случае ошибки кого-то из детей звучание предлагается на слухо-зрительной основе, т.е. без большого экрана (ширмы), а затем повторяется за ним для восприятия образца на слух.

Стучать по барабану может и «маленький учитель» - один из детей. В этом случае педагог может давать ему задания: «Играй слитно (неслитно)».


«Высоко - низко»

Цель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

Оборудование: пианино, игрушки - птичка и мишка, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, птичка, мишка, покажи(те), ВЫСОКО, НИЗКО .

Ход игры

Дети располагаются вокруг пианино, за которым сидит педагог. На пианино над нижними регистрами стоит (сидит) мишка, над верхними - птичка. Педагог воспроизводит низкие звуки, обращая внимание детей на то, в какой части пианино он играет, и показывает, как идет мишка. Он повторяет низкие звуки и побуждает детей изображать мишку, покачиваясь и произнося, по возможности, низким голосом - о____ , о о о. Аналогично предъявляются высокие звуки - летает птичка, дети изображают птичку - пипипи (по возможности, высоким голосом).

Педагог играет на пианино в разной последовательности то в низком, то в высоком регистрах. Дети изображают или мишку, или птичку. Педагог обращает внимание детей и на то, как изменяется вибрация пианино при воспроизведении низких и высоких звуков (они прикладывают руки к пианино). По мере усвоения данного упражнения педагог после воспроизведения детьми движений спрашивает: «Как звучало?» и учит детей отвечать с помощью табличек, расположенных соответственно рядом с мишкой над низким регистром и с птичкой - над высоким. Дети часто вместо характеристики звука называют игрушку, того, кого они изображают. В этом случае педагог подтверждает: «Да, мишка». И вновь спрашивает: «Как звучало?», показывая ребенку на соответствующую табличку и помогая ее прочитать.

Когда они начинают уверенно справляться с данным заданием, видя, как педагог играет на пианино, звучания предлагаются уже на слух. С этой целью пианино закрывается ширмой. Важно, чтобы вначале педагог воспроизводил максимально контрастные звуки по высоте. Постепенно контрастность должна снижаться. В ответ дети изображают птичку или мишку и характеризуют звучание, пользуясь табличками над пианино (над высоким и низким регистрами).

В дальнейшем игра может видоизменяться и усложняться:


  • детям для различения предлагаются не только низкие и высокие звучания, но и средние (например, танцует кукла);

  • дети могут не изображать игрушки, а показывать соответствующие картинки, размещать их над клавишами пианино в зависимости от высоты: справа - птички, посередине - куклы, слева - мишки и т.п.;

  • дети могут изображать высоту звука рукой – разводить руки в стороны внизу - а___ (низким голосом), у груди – а___ (голосом нормальной высоты), над головой – а___ (высоким голосом) и т.п.

Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений, а так же навык звукового анализа и синтеза проводится в следующих направлениях:


  • научить различать голоса близких детей и взрослых;

  • научить распознавать по интонации и содержанию реплики взрослых;

  • запоминать и воспроизводить без ошибок ряд звуков, слогов, слов;

  • научить подбирать сходные по звучанию слова.

Игры-упражнения на развитие фонематического слуха
«Можно есть»

Цель: развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.


  • Картошка. Ложка. Окрошка.

  • Апельсин. Блин. Мандарин.

  • Конфета. Котлета. Ракета.

  • Миска. Сосиска. Ириска.

  • Банан. Диван. Барабан.

  • Мёд. Компот. Плот.

  • Лимон. Вагон. Бульон.

  • Сало. Залы. Хала.

  • Пироги. Сапоги. Утюги.

  • Калач. Кулич. Циркач.

  • Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.

  • Пирожок. Творожок. Горшок.

  • Пломбир. Кефир. Сыр.

  • Суп. Зуб. Дуб.

  • Салат. Халат. Мармелад.

  • Жакет. Букет. Пакет.

  • Кабачок. Крючок. Значок.

  • Ананас. Квас. Контрабас.

  • Торты. Шорты. Корты.

  • Солянка. Полянка. Склянка.

  • Булочка. Будочка. Дудочка.

«Будь внимателен»

Цель: различение правильно и дефектно произнесенного звука

Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, ваван, даван, баван, ванан и т.д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.д. Клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, квекта и т.д.


«Покажи»

Цель : развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ход игры: Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а так же на наличие слова-команды.


  • Покажи все зеленые квадраты.

  • А где синие треугольники?

  • Покажи красный овал.

  • А синий прямоугольник?

  • Где желтый круг?

  • Покажи желтый круг и красный квадрат.

  • А где фигуры без углов?

  • Покажи все прямоугольники.

  • Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.

  • Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

  • А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

  • Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие?

«Восстанови пропущенное слово»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку.


«Какой звук есть во всех словах?»

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.


«Поймай звук»

Цель : выделить звук на фоне слова.

Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова «сова», «зонт», «лиса», «лес», «коза», «слон», «жук», «коса», «ёжик», «нос», «стакан».
«Начало, середина, конец»

Цель: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.


«Различай и повторяй»

Цель: дифференциация звуков

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

«Повторяй за мной только звук с» - предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком с» - предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т.д.

«Повторяй за мной только слова со звуком с» - предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т.д.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твердых – мягких, звонких-глухих, свистящих – шипящих, аффрикат и звуков входящих в их состав и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т.д.


«Какой отличается?»

Цель: научить дифференцировать слоги

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустическими далекими и акустическими близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие речевого слуха -умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование: мячик.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, - это съедобное и то, что нельзя есть, - это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне - заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды. Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

-Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное - то, что можно кушать, - лови мяч. Если я назвала несъедобное - то, что есть нельзя, - не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка», «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка» и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуально в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в группе. В этом случае дети сидят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Литература


  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников, 2000

  2. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап., 2005

  3. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста, 2010

  4. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Под. ред. Л.А. Головчиц, 2003

  5. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет., 2007.

  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, 1994. http://defectus.ru/publ/kabinet_logopeda/razvivaemsja_igraja/razvitie_slukhovogo_vnimanija/10-1-0-35

  7. Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха детей и коррекция их недостатков (Статья 3) О.А. Степанова http://www.school2100.ru/upload/iblock/d7e/d7e4913d657ae12eb311df61de3efc64.pdf

  1. Картотека игр по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста. www.twirpx.com
с. 1
Похожие статьи