Девизы, надписи, эмблемы на латинском языке. Девизы и военный клич

30.09.2019

Избранные места из многолетней истории крестовых походов. Кто надоумил рыцарей отправиться в поход на Иерусалим? Участвовали ли в походах женщины и дети? Чем сейчас заняты крестоносцы?

Идея Петра

Надоумили рыцарей нашивать себе на одежду кресты и воевать в жарких далеких землях за Гроб Господень два человека. Первым, кому эта гениальная идея пришла в голову был бывший военный, ставший монахом-отшельником, Петр Амьенский. Якобы он побывал в Иерусалиме, увидел, как там обижают братьев христиан, вернулся домой и забил тревогу. Ходил Петр по городам, собирал толпы народа и красиво доказывал им, что необходимо вернуть Гроб Господень, освободить христиан, а турок стереть в средневековый радиоактивный пепел. От неимения достойных развлечений, СМИ и интернета граждане слушали Петра, раскрыв рот. Образ юродивого нищего проповедника очень сильно действовал на окружающих и вскоре Петр стал настоящей "звездой". Люди толпами шли к нему, чтобы прикоснуться, взять на память кусочек его одежды или прядь волос, приписывали ему целебные свойства и были готовы выполнить , что он скажет.

За папу!

Дальше в игру вступил папа Урбан II, который сообразил, что Петра и его сторонников можно очень выгодно использовать. По другой версии, было наоборот, то есть сначала до походов додумался папа римский, а потом уже его поддержал Петр Амьенский и начал проводить работу с населением. Официально именно Урбан II считается главным вдохновителем крестовых походов. Прикинув сколько богатств можно будет вынести из Святой земли и поразмыслив над способами увеличения пошатнувшегося рейтинга, папа 27 ноября 1095 года произнес пламенную речь в городе Клермон во Франции о необходимости ввести войска на Святую Землю и силой вырвать ее из цепких лап неверных.

Так хочет Бог

Чтобы люди охотнее собирались в поход, папа пообещал всем участвующим немедленное отпущение всех обычных грехов, а также отпущение смертных грехов со значительной скидкой, прощение всех долгов, 100% гарантию попадания в рай, христианский аналог 72 девственниц, ну и посулил золото и бриллианты, которые можно добыть на Святой Земле. Народу, а также высокопоставленным священникам и государственным деятелям идея понравилась, толпа прокричала несколько раз "Deus vult" ("Так хочет Бог") и стали собираться в поход, который был назначен на 15 августа 1096 года.

Самый неудачный поход

Самые ярые последователи Петра никак не могли дождаться августа 1096 года, им не терпелось начать прорубать путь отцовским мечом к сокровищам Святой Земли и заодно освободить товарищей христиан. Самые бедные и самые грешные самоорганизовались и двинулись по направлению к Гробу Господню. У многих из низ не было ни оружия, ни доспехов. Говорят, что примерно 30 тысяч человек первыми двинулись в поход, большинство из них были нищими крестьянами. Новоявленные крестоносцы брали с собой свои семьи (то есть жены, дети и старики тоже пошли возвращать Гроб Господень), чтобы не тосковать в дороге по родным. Запастись достаточным количеством еды удалось далеко не всем. Дело в том, что в крестоносной суматохе цены на необходимое для похода взлетело до небес, поэтому даже средневековой версией доширака закупиться было очень не просто. Местные жители стран, которые встречали на пути крестьян-крестоносцы, неохотно делились едой, из-за чего происходили вооруженные конфликты. Первое же крупное сражение с противником стоило жизни половине отряда, детей и женщин захватывали в плен и продавали в рабство на азиатских базарах. До места добрались буквально несколько десятков человек. Петр, возглавлявший "крестьянский поход", выжил и присоединился к первому официальному крестовому походу. Кстати, когда крестоносцы шли на Святую землю, то крест у них был нашит на грудь, а когда возвращались, то нашивали на спину.

Детский крестовый поход

Дети не остались в стороне от папской пропаганды, и по всей Европе стали появляться посланцы Бога. Мальчишкам якобы Бог нашептал, что им выпала честь возглавить своих ровесников и отправиться отвоевывать Иерусалим. Слухи о о чудесах, творимых избранными, делали свое дело, и ровесники новоявленных чудотворцев сбегали из дома и собирались в отряды. Истинными вдохновителями этих малолетних крестоносцев были работорговцы, которые надеялись продать большую партию европейских деток на восточных базарах. Собственно, тех, кто не погиб в дороге, погрузили в корабли работорговцев. Многотысячные отряды, которые вел мальчик Николай (ему было не больше 10 лет), обещавший "по морю аки по суху" дойти до Святой земли, растеряв половину в дороге, дошли до итальянского порта Бриндизи, но дальше их не пустил на верную смерть один адекватный местный епископ. Тогда фанатичные детки пошли к папе римскому с просьбой их благословить на священную резню. Папа посоветовал им дождаться совершеннолетия. Даже по меркам средневековья детские крестовые походы были дичью. Кстати, полагают, что участниками похода были не совсем дети, а юноши и подростки, но меньшей дичью факт от этого не становится.

Голод не тетка

Первый крестовый поход, осада сирийской крепости Маары, крестоносцы осаждают ее из последних сил, еда давно закончилась, куда не глянь повсюду пустыня. и вот мусульмане сдаются, правда при условии, что рыцари оставят жителей города в живых. Крестоносцы входят в город в надежде плотно поесть, но, оказывается, что сирийцы тоже давно сидят без припасов. Христиане вконец обезумев от голода и разочарования начинают отлавливать и жарить врагов, которых совсем недавно пообещали пощадить. Хронисты первого крестового похода описывают ужасные сцены каннибализма, а Альберт Аахенский пишет, что в расход пустили даже собак: "Крестоносцы не ограничивались поеданием только убитых турок и сарацин, они ели даже собак".

Тот от меча и погибнет

Пытались крестоносцы пролить свет своей истинной религии не только на мусульман, но и на всех, кто попадался под руку. Папа римский вообще довольно размыто говорил в своей знаменитой речи по поводу врагов. Например, он намекнул на то, что хорошо бы мечом насадить католичество в землях, где исповедуют любую другую религию, а заодно ликвидировать язычников, иудеев, православных. Дескать, Бог это дело одобряет. Так вот в 1096 году крестоносцы отклонились от маршрута и устроили массовые убийства евреев в городах Германии. А с 1198 по 1411 год крестоносцы ходили на языческие славянские и финские племена. В 1240 году рыцари-крестоносцы Ливонского ордена двинулись на Псков и Новгород, однако подчинить Русь папе римскому им, как известно, помешал Александр Невский, разгромив их на Чудском озере в 1242 году.

Современные крестоносцы

Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского до сих пор существует. То есть крестоносцы бродят среди нас. Орден ведет свою историю с 1099 года. Основная цель ордена - поддержка католиков на Святой земле. Например, на средства ордена там строят католические церкви, школы, больницы. В свое время членом ордена был венгерский композитор Лист, первый канцлер ФРГ Адэнауэр, короли и королевы многих европейских стран. У крестоносцев даже есть свой сайт, а штаб-квартира в Риме в дворце Палаццо делла Ровере. Чтобы стать крестоносцем надо получить орден Заслуг перед Иерусалимским орденом Гроба Господня. Он вручается людям с безупречным моральным обликом, занимающимся благотворительностью. Девиз Ордена "Deus vult".

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.

Эпоха рыцарей воспета во многих произведениях их современников и в романах авторов последующих времен. Романтикой, а иногда мистикой, окутаны сам паладин, его рыцарский девиз, герб, образ жизни, служение прекрасной даме. Как правило, это были жестокие воины, но прекрасные произведения литературы сделали их образ неотразимым и нарицательным - когда хотят охарактеризовать настоящего мужчину, его называют рыцарем.

Девиз как кредо

И способствуют этому не только художественные произведения. Девизы рыцарей Средневековья, которые были важнейшим атрибутом всего образа, говорят сами за себя. Все они могут быть объединены под одним общим девизом - «Бог, женщина, король». Хотя существовало довольно много абстрактных и претенциозных девизов: «Другим не стану» или "Ни себе, ни людям" и так далее. Но в основном, рыцари Средневековья, как явление, символизируют благородство мыслей, чувств, поступков и декларируют то, что все силы и умения, сама их жизнь будут направлены на служение и защиту отечества, веры и любви.

Истоки рыцарского кодекса чести

Идеалы прекрасные, потому что в основе лежит легендарная речь наставляющего и напутствующего рыцарей короля Артура. Его прекрасные слова составили Кодекс чести рыцарства. Исходя из декларируемых, обязательных норм поведения, образ воина со временем стал весьма романтичным. Айвенго, Роланд, Сид, рыцари Круглого стола во главе с Тристан - перечислять эти замечательные образы можно долго. У каждого из них был свой рыцарский девиз, который, как правило, выбивался на гербе, но суть была одна - служение выбранному идеалу. Как любое явление, рыцарство появилось, достигло своего расцвета, исчезло за ненадобностью и даже впоследствии порицалось. Но оно сыграло свою историческую роль, особенно в деле распространения христианства.

Отдельная каста

И если мифические рыцари Круглого стола, или реальное окружение короля Ричарда Львиное Сердце, окутаны ореолом привлекательности, то мало чего хорошего можно сказать о тевтонских, ливонских и польских тяжеловооруженных конниках. Несмотря на весьма достойный рыцарский девиз последних - "Бог, честь, отчизна" - с ними больше связаны лицемерие, интриги и предательство.

Если вспомнить Ледовое побоище, то при слове «рыцари», перед глазами встают не прекрасные воины с а железяка, уходящая под воду. В средневековом рыцарстве привлекательным было и то, что это была отдельная каста людей, в которой все были равны, несмотря на происхождение. Ведь рыцарем мог стать только довольно обеспеченный человек, но доходы всех не были одинаковыми. В орден могли входить и крупные феодалы, и нищенствующие простолюдины. Но все они представляли собой братство.

Вечные идеалы

Как уже отмечалось, девизы рыцарей были разными, но изначально все воины присягали на верность какому-то идеалу, то есть цели, как правило, были благородными. Ведь мальчиков с детства отдавали сначала в пажи, затем в оруженосцы, и с юных лет они росли в атмосфере служения конкретным благородным целям. Идеология рыцарства формировалась столетиями, и основные ее постулаты не потеряют актуальности никогда. Собственно, идеал мужской добродетели присущ всем временам. Герои Древней Греции и Рима, русские богатыри, японские самураи, арабские воины - всем им присущ рыцарский девиз «честь и стыд». Емко и понятно. Краткими были и другие девизы, как например, «Я осилю». Более кратко, и главное - доходчиво, невозможно охарактеризовать человека, способного выполнить любое задание. Благородный и емкий девиз средневекового воина «Без лести предан» был так хорош, что император Павел I, присвоил его Аракчееву при пожаловании последнему графского титула. Это говорит о том, что идеалы рыцарства всегда современны.

Характерные черты

Рыцарство - эта особая прослойка средневекового общества. Оно имело свои атрибуты, неотъемлемые от образа - обеты, турниры, гербы и девизы рыцарей, военный клич, ритуалы, особенно посвящения, Кодекс чести, включающий в себя и нормы поведения в обществе. Внешний вид представителя этой касты тоже имеет свои, только ему присущие особенности, по которым безошибочно можно определить рыцаря. Разве можно представить себе паладина без коня, доспехов, меча и плаща? Без коня можно, когда он стоит на одном колене, склонив обнаженную голову перед Прекрасной дамой. Но как правило, если в одной руке у него шляпа, то в другой - поводья. Есть устоявшийся образ, и только ему присущие особенности.

Что такое девиз?

Как уже говорилось, девизы рыцарей Средневековья всегда были краткими и емкими. Иногда, если обладатель был оригиналом, девиз мог состоять из одной буквы. Братья по оружию были в курсе того, что она олицетворяет, а загадочность и мистика всегда были присущи этим воинам-романтикам без страха и упрека. По идее, в девизе выражалось кредо рыцаря, его жизненные принципы.
Например, "Блаженство в верности", «Ударом львиной лапы побеждаю», и так далее. Необходимо отметить, что сами девизы делились на три группы - фигурные, фигурно-словесные и собственно словесные, самые распространенные. Девизы были личные и родовые, передающиеся из поколения в поколение, и служащие нравственным и воспитательным символом для потомков. Бывают государственные девизы - в царской России это была фраза «С нами Бог», в Советском Союзе - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Много стран имеют и сейчас свои государственные девизы.

Необходимый атрибут

У рыцарей Средневековья девиз был начертан на гербе, например, в Англии - сверху, в Шотландии - в нижней части герба, который, в свою очередь, тоже является важнейшим атрибутом рыцаря. Первые рыцарские гербы Средневековья появились уже в X веке, а в XII они уже были на многих рыцарских щитах. Они служили и опознавательными знаками в бою, а затем и признаками знатного происхождения, заслуг перед отечеством и личного мужества. Геральдическая наука изучает тонкости образования гербов, все присущие им аллегорические знаки, историю создания и возникновения тех или иных фамильных атрибутов рыцарства. В гербе нет ничего лишнего, никакого украшательского элемента.

Значимость каждой детали

Абсолютно все: форма, фон, расположение фигур, любой завиток - несет в себе смысловую нагрузку. Изображение может поведать знающему человеку все о хозяине: к какому клану принадлежит, в какой стране, или даже городе, он родился и чем знаменит.

Рыцарские гербы Средневековья - это своеобразные паспорта обладателей. Все поле герба делится на две части - верхнюю (главу) и нижнюю (подножие). Современной геральдикой выделяется несколько классов гербов - уступные и по супружеству или по преемству, протекционные и коронованных особ. Самый первый рыцарский герб с девизом, о котором есть исторические данные, принадлежит графу Анжуйсуому, Жоффрею из рода Плантагенетов. Он относится к 1127 году.

Прекрасная куртуазная эпоха

Появление рыцарства, как и его упадок, обусловлено исторической необходимостью. Средневековье - это феодализм. Земельные собственники нуждались в охране своих владений. Рыцари возникают как воины-охранники собственности сюзерена. Зародились они в государстве франков, хотя корнями уходят в конницу Древнего Рима. Исчезает рыцарство с появлением регулярной армии с жесткой дисциплиной и согласованностью действий. Однако рыцари Средневековья в соответствующий период были единственной реальной силой, способной как защитить государство, так и завоевать новые земли, примером чего могут служить крестовые походы, предпринимаемые с целью защиты Гроба Господня от турок-сельджуков. Кроме того, рыцари были украшением и опорой обществу. У них была своя культура, свои менестрели, своя манера поведения - все то, что подразумевается под прекрасным словом «рыцарь».

Подскажите девизы средневековых рыцарей!

  1. за родину! за сталина!
  2. ***

    "Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над
    гербом так называемые cri de guerre или cri darmes, то есть такое
    выражение, какое употреблял на войне какой-либо знатный рыцарь для
    возбуждения воинов к бою или к победе; этот известный клик, или клич,
    отличал его от других рыцарей. Французы говорят: Le cri suit la baniere
    (Клич следует за знаменем). Это означает, что военный сигнал там, где
    знамя, потому что оно являлось средоточием военной силы, центром, к
    которому стремились войска, за которым следили все воины и сердцем, и
    глазами. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого
    рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич,
    которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый
    бой. Вот наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время
    крестовых походов говорил: Dieu le veut! (Так угодно Богу!)- и это
    убеждение руководило как им самим, так и его войском. С этим кликом он вел
    своих воинов в бой с неверными; этот клик воодушевлял их, поднимал их дух и
    вселял в них мужество и храбрость. Французские короли считали святого
    Дионисия своим покровителем, и потому, ведя своих воинов в бой, они
    повторяли: Montjoie et Saint Denis; Монморанси повторял следующий клик:
    Dieu aide au premier baron Chretien (Да поможет Бог первому
    христианскому барону). Бурбоны же приняли клик: Bourbon Notredame, или
    Esperance. У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и
    потому они говорили сначала: St.Georges, - а позднее: God and my right!
    (Бог и мое право!)."

    "Геральдические девизы. Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

    Изображение "Пустой колчан" - Девиз: "Его стрелы в моем сердце"
    Изображение "Ласточка, которая перелетает море" - Девиз: "Чтоб найти солнце, покидаю отечество"
    Изображение "Горностай" - Девиз: "Лучше умереть, нежели опозориться"
    Изображение "Лев, скованный пастухом" - Девиз: "Покорен и страшен"
    Изображение "Орел, смотрящий на солнце" - Девиз: "Один он достоин моего благоговения"
    Изображение "Бутон розы" - Девиз: "Меньше показываясь, становится прекраснее"."

    "Примерный перевод рыцарских девизов:

    1. Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.
    2. Достоинство и благородство.
    3. Совесть и дисциплина.
    4. Быть, а не казаться.
    5. Честь, но не почести.
    6. Честь дороже жизни.
    7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
    8. Побеждаю, но не мщу.
    9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
    10. Великодушие и справедливость.
    11. Учтивость и миролюбие.
    12. Блаженство в верности.
    13. Достоинство в служении.
    14. Служить, но не прислуживаться.
    15. Должен -- значит можешь.
    16. Соперничаю, но не завидую.
    17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
    18. Злу возмездие, добру награда.
    19. Слово крепче камня.
    20. Ударом на удар.
    21. Победа или смерть.
    22. Верой и правдой.
    23. Биться шумно, говорить тихо.
    24. Один за всех, все за одного.
    25. Слово серебро, молчание золото"

Образование

Герб рыцаря и девиз. Были ли девизы у средневековых рыцарей?

26 декабря 2014

Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.

Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы - мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане - ворон;
  • саксы - льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Крестовые походы также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука - геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с рыцарскими турнирами. Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Пустой колчан

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Горностай

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Бутон розы

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Похожие статьи