Структура волевого акта. Простой и сложный волевой акт. Волевой акт бывает простой и сложный

28.09.2019

В зависимости от степени осознанности потребностей стремления к цели разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно.

Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана (осмысление цели действия).

Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний, называется борьбой мотивов.

Принятие решения действовать и исполнение самого решения, требующего определенных волевых усилий, составляет основной момент волевой деятельности человека.

Заключительный этап волевого действия может подучить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии (внешнее волевое действие), в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (внутреннее волевое действие).

Волевое действие может реализовываться в простых и сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сложным сознательным мыслительным процессом. Цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, она осуществляется при помощи привычных действий, которые осуществляются почти автоматически.

В сложном волевом акте между импульсом и действием находится опосредующий действие сложный сознательный процесс. Ему предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятия решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана действий. Волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз.

Сложный волевой акт включает четыре стадии:

Возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

Обсуждение и борьба мотивов;

Решение;

Исполнение.

Содержание первой фазы – возникновение побуждения и осознание цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальном волевом действии различные фазы могут в зависимости от условий приобретать больший или меньший удельный вес, иногда сосредотачивая в себе весь волевой акт, иногда вовсе выпадая. Всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, который соединяет сознательный выбор и решение. Это не значит, что борьба мотивов является его основной частью. Основными частями волевого акта являются исходная и завершающая фазы – сознание цели и настойчивость в ее достижении.

Содержание второй фазы обусловлено потребностью в том, чтобы учесть последствия, которые влечет осуществление желания. Она превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учет последствий обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, в конкретной ситуации оказывается осуществимым лишь за счет другого желания; желательное действие может в определенных условиях привести к нежелательным последствиям.

Перед действием необходимо произвести выбор. Выбор требует оценки. Когда человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него, осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения, порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Решение этого вопроса протекает по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании, и волевой акт совершается без особого решения. Так случается, когда побуждение человека не встречает никакого внутреннего противодействия. Иногда решение поступает как бы само собой, оно является полным разрешением конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Бывает и так, что при самом принятии решения каждый из мотивов продолжает сохранять свою силу. Тогда решение в пользу одного из мотивов принимается потому, что осознана необходимость или целесообразность пренебречь другими и принести их в жертву.

Всякое волевое действие в качестве отправной точки предполагает состояние, которое складывается в результате предшествующей ему длительной и сложной внутренней работы и которое характеризуется как состояние готовности, мобилизованности. Из-за сложности задачи, отдаленности цели исполнение решения растягивается на более или менее длительное время, от решения отделяется намерение. Иногда возможно целенаправленное, сознательно регулируемое действие, в котором намерение практически не выделяется как особый момент.

Но в сложных ситуациях намерение является внутренней подготовкой отсроченного или затрудненного действия. Иногда даже намерения становится недостаточно, необходимо наметить путь и средства, пригодные для достижения, - т.е. составить план.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы подсознательному контролю и меняя окружающее в соответствии с замыслом.

Функции эмоций.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Виды эмоций.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции - это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

2. Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Основными особенностями настроений являются:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно не ярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Настроения - всегда более или менее продолжительные состояния. Само их название указывает на то, что соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Кратковременные эмоциональные состояния никто не назовет настроениями.

3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настроение, мы, как правило, слабо сознаем причины, его вызвавшие. Часто мы находимся в том или другом настроении, не отдавая себе отчета в источниках этого состояния, не связывая его с определенными объектами, явлениями или событиями. «Человек чувствует себя печальным, когда тело недомогает, хотя он еще совершенно не знает, отчего это происходит» (Р. Декарт). Наоборот, когда человеку разъясняют причину его настроения, это настроение нередко быстро у него проходит.

4.Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. При одном настроении выполняемая работа кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц; при другом настроении та же самая работа становится тяжелой, неприятной и те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.

По своему характеру настроения, как и все эмоции, бывают стенические, возбуждающие энергию и повышающие жизнедеятельность организма, и астенические. Несмотря на свою слабую интенсивность, настроения играют огромную роль в жизни и деятельности людей. Человек всегда находится в том или другом настроении, и, конечно, для успешности его жизнедеятельности лучше, если это будет настроение бодрости, энергии, и, наоборот, хуже, когда это настроение вялости и упадка энергии.

Когда человек находится в астеническом настроении, любая его деятельность протекает неудачно. Если во время работы он испытывает эмоциональное состояние вялости, это настроение будет оказывать отрицательное влияние на продуктивность его труда.

Поэтому так важно поддерживать жизнерадостное, бодрое, приподнятое настроение, как у себя лично, так и у окружающих людей, как во время работы, учебных занятий, так и в быту и во всех других случаях жизни.

Важно уметь управлять своими настроениями, а для этого необходимо знать причины и обстоятельства, которые их вызывают. Различают следующие группы таких причин:

а) различные органические процессы и состояния. Например, болезненное состояние вызывает плохое настроение; наоборот, когда человек здоров, хорошо выспался, у него появляется настроение жизнерадостности и бодрости. Болезненные процессы в организме часто являются причиной астенических настроений, которые могут длиться долгое время. Поэтому, стремясь поддерживать стенические настроения, необходимо заботиться об укреплении здоровья человека. Физическая культура и спорт, укрепляя здоровье человека и повышая жизнедеятельность организма, являются важным источником бодрого, жизнерадостного настроения;

б) особенности окружающей человека внешней среды, в которой ему приходится жить и работать. Внешние раздражения являются очень сильными возбудителями настроений: чистота или грязь, шум или тишина, чистый или спертый воздух, бодрая или раздражающая музыка, окраска стен помещений, в которых приходится жить и работать, архитектурные формы зданий и т. д.- все это определенным образом действует на нервную систему человека и вызывает соответствующие эмоциональные состояния.

Известно, что постановщик пьесы тщательно продумывает тона и краски, которые должны господствовать в декорациях того или другого акта пьесы в связи с его содержанием. Он заботится о том, чтобы не было противоречия между настроением, которое должна вызвать пьеса своим содержанием, и ее внешним оформлением. Точно так же далеко не безразлично для настроения физкультурников н спортсменов, как внешне оформлены спортивные залы, стадионы, гимнастические площадки и другие спортивные сооружения, окрашены ли они в мягкие или кричащие тона и т. д.;

в) особенности взаимоотношений между людьми . Настроение людей, с которыми мы общаемся, часто невольно передается и нам. Когда человек встречает у других людей приветливое к себе отношение, у него создается стеническое настроение, и, наоборот, проявленное по отношению к нему неуважение, раздраженное, злое лицо собеседника часто вызывает плохое настроение. Каждый человек является членом того или другого общественного коллектива, и от того, как он ведет себя в обществе, зависит продуктивность не только его личного труда, но и того коллектива, в котором он находится. Отсюда вытекает очень важное требование к поддержанию надлежащих норм поведения в отношениях между людьми. В социалистическом обществе человек заботится о том, чтобы его поведение по отношению к товарищам по работе создавало у них бодрое настроение, радость труда, стремление энергично работать, преодолевать трудности. Важно при этом избегать нетактичности, грубости и невнимания по отношению к другим людям;

г) эмоционально окрашенные мысли и представления , в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей, их предполагаемыми или действительными чувствами и отношениями к нам и т. д. Выступая в трудном спортивном соревновании, спортсмен может быть охвачен мыслью о превосходстве своего противника, об ожидающих его неудачах, о возможности той или другой травмы и т. д. Эти мысли создадут у него тревожное настроение, мешающее ему активно и в полную силу проявить себя во время соревнования. Достаточно, однако, проявить необходимые усилия и отрешиться от этих нежелательных мыслей и представлений, заменить их противоположными - и настроение изменится

3. Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека - это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность - менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

1. 4. Волевой акт - силовой способ принятия личного решения, решения Я.

Волевая акт - это момент волевого, а не полевого (импульсивного, ситуативного) поведения. И это силовое, а не мирное принятие личного решения.

Поведение, состоящее из волевых актов - волевое поведение.

Д.Н. Узнадзе выделяет три основных характеристики волевого акта:

1. В акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте Субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и Мотивы своей неверными, хотя вам, конечно, очень не хочется этого делать. Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность, на какое-то время отстраниться от обычного слитного сосуществования субъекта деятельности. В этом смысле можно говорить о волевом акте как о совершенно особом состоянии сознания.

2. Воля всегда перспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершая волевой поступок, Человек думает не о своем положении в настоящий момент, а о том, каким оно станет в дальнейшем, если он сделает или не сделает нечто.

3. Воля переживается как активность Я. Например, человек чувствует жажду. Он встает, берег графин с водой, наливает и пьет. В таком типе поведения отсутствуют все перечисленные Узнадзе атрибуты волевого акта: нет ни субъективного разделения субъекта и ситуации, ни сколько-нибудь выраженной ориентации в будущее, ни активности субъекта. Другими словами, при обычном (импульсивном) поведении его источником переживается скорее сама потребность, чем активное Я. Волевое же поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса и, следовательно, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника. Что это за источник? По мысли Д.Н.Узнадзе, таким источником является Личность человека.

Стадии волевого акта

С.Л.Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

3. Решение.

4. Выполнение.

Что касается третьего пункта ("Решение"), то процесс принятия решения может протекать различно.

· В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию».

· Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешения того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.

· В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов.

Акт принятия решения характеризуется чувством-переживанием, когда человек чувствует, что дальнейших ход событий зависит от него.

«Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности».

Борьба мотивов

Волевое поведение, как и любая целенаправленая деятельность, использует внутренний интеллектуальный план (ВИП), но не всякая целенаправленная деятельность является волевым поведением.

У девушки может быть цель и замечательный сознательный план, но действовать она будет, исходя из текущих эмоций... "Это выше меня!" Это - полевое, а не волевое поведение. (смотри Позиция Жертвы)

Если в борьбе мотивов (борьбе разнонаправленных мотивационных тенденций). верх берут непосредственные побуждения (в том числе и нравственного порядка), это не волевое поведение. Побеждает сознательно поставленная цель - волевое.

5. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности , определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность .

Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия . Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить"" те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.

Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели . Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность , понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений , когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность , проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь .

3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества - энергичность и настойчивость , а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность -- это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели . Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость -- это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели .

Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности .

Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела .

Самоконтроль -- это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач . В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

С. Л. Рубинштейн дает такое определение волевого акта, которым я хочу предварить вступление в эту тему:

"Всякое волевое действие является целенаправленным действием.

Направляясь на определенную цель, действие в своем ходе регулируется соответствием с этой целью.

Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действий".

Действия, осуществляемые в самом человеческом смысле (будучи сознательными и целенаправленными), всегда являются волевыми актами. Все поступки человека включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии со СВОБОДНО выбранной целью и с поправкой на промежуточные результаты и изменение внешних или внутренних обстоятельств.

Существует, конечно, масса волевых актов, которые протекают как бы автоматически – воля дает лишь добро на их осуществление. Умыться, почистить зубы, одеться, пойти к остановке автобуса. Эти и им подобные действия не нуждаются в пристальном внимании человеческого сознания, поскольку они стали уже рутиной.

Конечно, каждая отдельная составляющая любого поведенческого акта определяется своими мотивами и имеет свою цель. Так, когда мы бежим к остановке автобуса, мы можем свернуть с прямой, чтобы обежать лужу, можем притормозить, чтобы не столкнуться со старушкой, ковыляющей в магазин. Но все эти цели и цепочки решений, как правило, не осознается нами. Человек не всегда даже успевает осознать причину изменения привычного процесса (а между тем, каждое такое изменение – это отдельный волевой мини-акт), поскольку весь этот набор действий подчинен цели более высокого ранга – успеть на автобус.

Рубинштейн называет осуществление подобных действий "простым волевым актом". При этом "побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс".

Однако стоит лишь чему-то непредвиденному вклиниться в протекание привычного процесса, как сознание моментально включается и вносит свои коррективы, которые также запускаются и управляются волей. Например, нам помахал знакомый, которого мы не видели пару лет. Сознание приняло этот сигнал – теперь мы должны принять волевое решение: остановиться (опоздав на автобус), чтобы поговорить со знакомым, или продолжать торопиться на автобус (скорее всего, ругая себя за то, что упущена возможность повидать старинного приятеля).

В любом случае – то, что встает на пути нашего движения к намеченным целям, воспринимается сознанием, как некое препятствие, которое волевым усилием должно быть преодолено – либо, в силу новых обстоятельств, должно быть принято новое решение.

Чем больше неопределенности и чем нестандартнее ситуация, тем под более пристальное внимание и контроль берутся поведенческие акты человека, тем осознаннее осуществляются выборы и принимаются решения, - конечно при условии, что человек хочет достичь некие цели, сознательно им выбранные.

***

Итак, воля проявляется именно в момент выбора, решения и действия. До этого действует мотивация, формируя основания для поступка (потребность – влечение – импульс – стремление – желание – намерение). Далее идет рефлексия, взвешивание, отбор. Если надо – сдерживание импульсов. На все это тоже нужна воля.

Главное в волевом акте – решение и совершение поступка. Действие может быть отложенным (для выжидания тоже нужна воля). Если действие растянуто сильно во времени, направляясь на достижение отдаленных целей, то воля необходима для его продолжения.

Так формируется "сложный волевой акт". С.Л. Рубинштейн пишет об этом следующее:

"Между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде".

Завершу это вступление также словами С. Л. Рубинштейна:

"Волевое действие – это, в итоге, сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово достигает стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие – это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир".

И еще одно замечание напоследок: волевым действием может быть не только некое моторное действие. Человек может, напротив, заставить себя усилием воли сидеть неподвижно, вместо того, чтобы позорго удрать. Для этого при известных обстоятельствах может потребоваться немалое мужество. Но это видимое бездействие является все же поступком, принятым волевым усилием, основываясь на свободном выборе и осознанном решении.

СТАДИИ ВОЛЕВОГО АКТА

Человек испытывает потребность (переживает ее аффективно, будучи обуреваемым эмоциями, испытывает динамичное и противоречивое ощущение недостатка, нужды, страдания, беспокойства), что находит свое выражение на психосоматическом уровне:

    потребность переживается в виде влечения (при этом человек, далеко не всегда осознавая свои цели, испытывает состояние томления, напряжения, которое и образует исходное побуждение к действию, называемое импульсом, как бы толкающим человека изнутри)

    параллельно происходит формирование стремления (как эмоционально и энергетически заряженного – пока еще весьма неясного – образа желаемого будущего, притягивающего, влекущего, манящего человека к себе)

Далее включается интеллектуальная составляющая: человек осознает потребность и стремление в виде первичного желания , происходит предварительная постановка цели - определяется предмет желания и набрасываются (часто на подсознательном, чувственном, еще не облеченном в слова уровне) варианты действий, направленных на достижение желаемого;
будучи мощно и позитивно эмоционально заряжены, желания облекаются в форму мечты, м привлекательный, мотивирующий и зовущий к действию образ желаемого будущего ;
далее наступает этап принятия решения , который можно разделить на следующие составляющие:

    Рефлексия представляет собой интеллектуальную работу, при которой человек задерживается перед действием с целью взять под контроль импульсы, толкающие его к желанной цели, оценить собственные мотивы, возможные последствия поступка, плюсы и минусы его, оценить имеющиеся ресурсы и возможности

Развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатах, текущая коррекция действий и оценка итогового результата.

Рассмотрим подробнее каждый этап сложного волевого действия.
1. Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения).

Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – процесс формирования цели действия.

В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений – борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов – противоборство различных желаний. Прежде чем желание превратится в цель деятельности, человек оценивает, обосновывает его, взвешивает все "за" и "против". Особенно напряженно борьба мотивов происходит между желаниями личными и социально значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряженность усиливается, если предстоит принять ответственное решение.

Желания различаются по их уровню, т. е. по степени социальной значимости и эмоциональной силе. (Известный герой Салтыкова-Щедрина не мог определить, чего ему больше хочется – конституции или севрюжины с хреном. В этом гротеске тонко подмечена несопоставимость желаний различного уровня.)

Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то никакой борьбы мотивов не происходит.

Сомнения и колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково сильных желаний. Волевое усилие здесь проявляется в способности человека руководствоваться своими принципами, жизненными позициями, в преодолении эмоций ради достижения значимой цели.

В деятельности различных людей не всегда имеет место противоборство мотивов. Часто люди руководствуются определенными постоянно доминирующими мотивами. Если эти мотивы социально ценны, то поведение человека социально адаптировано, т. е. приспособлено к требованиям социальной среды. Но некоторые люди руководствуются мотивами, не учитывающими требований среды, и их поведение становится социально неадаптированным.

Побудителями поведенческой активности являются потребности. Однако сами потребности и желания человека возникают, как правило, с учетом возможностей их реализации. Текущая ситуация сама по себе может формировать ситуативные мотивы – мотивы-стимулы.

Поведение человека направляется сложной системой факторов, комплексом мотивов. Так, в трудовой деятельности проявляется иерархия мотивов: выгоды, удовлетворенности, удобства, престижности, безопасности и др. От общей направленности личности будет зависеть то, на каком месте окажется тот или иной из указанных мотивов, какова сила соответствующего мотива.

Кроме ценностных критериев личности на силу мотива могут влиять ясность, яркость, эмоциональность и доступность цели, имеющиеся навыки ее достижения, условия, содействующие ее достижению. Сила мотива, в свою очередь, влияет на характер совершаемого действия: она может притупить внимание к препятствиям и ограничениям.

Стремясь достигнуть желаемой цели, люди нередко пренебрегают опасностями, идут на неоправданный риск, переоценивают вероятность желаемых событий и недооценивают вероятность нежелательных последствий. Можно выделить две общие стратегии поведения людей: устремленность к успеху или к избежанию неудачи. Все, что противоречит сформированной мотивации, вызывает чувство дискомфорта – когнитивный диссонанс. Своя позиция человеку обычно кажется более правильной и справедливой, чем позиции других людей. Чтобы реализовать свою установку, люди часто выдвигают свои защитные мотивы, иногда и не соответствующие реальным условиям. Мотив – субъективное обоснование смысла конкретного целедостижения.

Но мотив не всегда точно отражает в сознании то, что действительно побуждало человека к действию. Иногда специальное побуждение человека к осознанию мотива своего поведения приводит его к критической оценке своего поступка и изменению поведения.

Итак, исходным фактором деятельности являются потребности, установки, жизненные позиции человека, на основе которых формируются соответствующие мотивы деятельности. Возможная борьба мотивов завершается принятием решения.

2. Принятие решения – выбор из ряда возможных целей такой, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности.

Принятие решения – выбор варианта поведения в ситуации неопределенности.

Выбор варианта поведения может быть транзитивным – обоснованным, оптимальным, учитывающим условия развития событий, и нетранзитивным – неоптимальным, когда не анализируются реальные возможности, варианты развития событий.

Действия, совершающиеся без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации планов, связаны с низким интеллектуальным уровнем субъекта, ограниченностью его оперативной и долговременной памяти, существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере.

Различаются пять типов принятия решений:
1) импульсивные решения (процессы построения гипотез явно преобладают над процессами контроля);
2) решения с риском;
3) уравновешенные;
4) осторожные;
5) инертные (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно).

Людям с высоким уровнем развития интеллекта свойственно преобладание уравновешенных типов решений и ограничение крайних типов (импульсивного и инертного). В экстремальных условиях они наиболее эффективно сочетают риск с осмотрительностью. Люди неуравновешенные предпочитают импульсивные решения, а люди инертные – осторожные, затянутые решения.

Принимая решение, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях. Но люди по-разному оценивают выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле повредить репутации, один человек безоговорочно отклоняет данное действие, другой колеблется, третий не придает этому риску значения.

Оперируя исходными данными в процессе принятия решения, человек загружает свою оперативную память, объем которой очень ограничен. Многие люди склонны облегчать напряжение, связанное с принятием решений, упрощая взаимосвязи между исходными данными, ограничивая необходимость сопоставления. Люди нередко игнорируют взаимосвязи между исходными данными, не прогнозируют возможное развитие событий.

Решение нередко приходится принимать в условиях неопределенности, предугадывать развитие событий. Определение вероятности того или иного события, т. е. относительной частоты его появления, служит основой принятия решения в рискованной ситуации.

Оценка вероятности события (если она не рассчитывается математическими методами) имеет субъективный характер. Обычно люди рассчитывают на типичные обстоятельства, учитывают только то событие, которое ярко запечатлено в их памяти.

Люди склонны переоценивать вероятность маловероятных событий (например, вероятность выигрыша в лотерее), а события с высокой вероятностью недооцениваются (например, неотвратимость наказания за преступление). Часто ошибочно полагают, что ожидаемые события, не наступавшие длительное время, должны наступить в ближайшее время.

Субъективные оценки очень устойчивы, а роль интуиции обычно переоценивается. Полагаясь на интуицию, люди часто принимают ошибочные решения. (Попробуем хотя бы приблизительно решить следующую задачу. Разделим мысленно земной шар на две половины. Далее, одну из половин также разделим на две части и т. п. Сколько примерно делений надо сделать, чтобы в последнем из них был получен атом? Сотни тысяч, миллионы или миллиарды? Мы интуитивно склонны согласиться с этими астрономическими цифрами. В действительности необходимо всего 80 делений.)

Принимая решение, люди стремятся найти ему соответствующее оправдание, убеждают себя в его правильности, преувеличивают достоинства избранного варианта действий и преуменьшают его недостатки.

В заключение отметим, что не существует эталонных, правильных решений на все случаи жизни. Правильность того или иного решения зависит от принципов, на основе которых оно принималось, объективной значимости учитываемых факторов, их полезности в данной ситуации, для данной личности и для общества.

Принятое решение обычно сопровождается субъективным ощущением некоторого облегчения (так как при этом снимается напряжение, характерное для борьбы мотивов), положительным эмоциональным переживанием, которое активизирует деятельность. Принятие решения завершается окончательным формированием цели действия.

3. Цель действия, т. е. психическая модель его будущего результата, в дальнейшем и выступает системообразующим фактором организации всех средств ее достижения.

Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и наше мышление, и нашу память. Лишь в отношении к нашим целям то или иное воздействие приобретает информационный характер.

Целеобразование и целедостижение – основная сфера сознательной деятельности человека. Благо, как говорил еще Аристотель, достигается двумя обстоятельствами – правильным определением целей и видением средств их достижения.

Основные цели жизни определяют главное содержание жизнедеятельности человека, его личностные смыслы и ценности.

Удовлетворите все желания человека, говорил К. Д. Ушинский, но отнимите у него цель в жизни и вы увидите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Цель в жизни – сердцевина человеческого достоинства и человеческого счастья.

Основные цели человека определяются общественными факторами, теми социальными силами, которые определяют его развитие. Однако эти факторы воздействуют на личность опосредованно, через активную жизнедеятельность самой личности.

Направленность действия на значимую для данного индивида цель, достижение которой связано с возможностью неуспеха, опасными последствиями, называется риском. В поведении людей проявляются как боязнь риска, избежание его, так и повышенная склонность к риску.

4. Осознание задачи и выбор способов деятельности. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями и есть осознание задач деятельности.

Условия деятельности могут быть специально заданными (например, в математической задаче), но в большинстве случаев должны быть выявлены в результате исследования исходной ситуации. Выбор способов действия также связан с более или менее значительной борьбой мотивов, ибо одни способы могут быть доступными, но противоречащими нравственным нормам, другие – социально одобренными, но лично неприемлемыми.

Итак, соотнося цель деятельности с условиями, человек вновь принимает соответствующее решение о достижении цели совокупностью конкретных действий, а затем формирует программу их реализации.

5. Формирование программы, ориентировочной основы действий. Уже при выборе цели действия обычно намечаются средства ее достижения, но после окончательного принятия решения о способах достижения цели в данных условиях формируются развернутая программа действия, внутренний план действия, его ориентировочная основа.

Ориентировочная основа действия – система представлений о критериях эффективности данного действия. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает.

Прежде чем осуществить физическое действие с материальным объектом, человек совершает эти действия в уме с идеальными образами вещей. Всякое действие выполняется в результате знания принципа действия, установления связи между целью и способами ее достижения. Это знание становится регуляционной, ориентировочной основой действия; формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме исходные условия в систему, необходимую для достижения цели.

6. Исполнение действий и его текущая корректировка. Действия исполняются определенным способом – системой операций, обобщенных действий. В трудовых процессах способы действия в известной мере предопределяются орудиями труда, правилами их применения (молоток – для внедрения одного объекта в другой, клещи – для изъятия объекта и т. п.). Но в зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами. Способы действия людей отличаются количеством промежуточных операций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой действия. У каждого человека вырабатываются стереотипы, привычные способы выполнения действий: характерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты, ложки, ножа и т. п.), своеобразная манера их использования. Исполнительские действия – это система простых действий, реализуемая комплексом движений.

Физические действия – движения– имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакций (скорости ответа на внешний сигнал). Так, от скорости реакции на сигналы опасности зависит безопасность дорожного движения, от скорости реакции вратаря – исход хоккейного матча, от скорости реакции оператора пульта управления – безаварийность работы.

Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, от типа нервной системы, возраста и пола человека, его психического состояния. Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревожной ситуации.

Словесно-ассоциативная реакция отличается по времени от сенсомоторных. Реагировать словом труднее, чем движением, словесные реакции замедлены (на 0,3–0,5 сек).

Внешнее действие исполняется системой движений, которые контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств, находятся под сенсорным контролем. Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному контролю и выполнению поправочных движений. (С закрытыми глазами действия совершаются неточно, а если надеть на глаза призматические очки, то многие действия вообще невозможно выполнить.) Коррекция действия производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней обстановке. Так, тормозя автомобиль нажатием ноги на педаль тормоза, водитель соотносит свое движение с состоянием дороги, опасностью сложившейся ситуации, весом машины, качеством покрышек и т. д.

Цель действия определяет те ориентиры, по которым корректируются действия. Так, выполняя торможение с целью обеспечить наибольшую его безопасность, водитель будет соотносить свои действия уже с другими чувственными ориентирами. Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее заданной динамической моделью действия. Неточные действия исправляются в результате анализа причин недостижения цели. При этом иногда может оказаться, что сама ориентировочная модель действия была сформирована ошибочно. В этих ситуациях проявляется уровень критичности мышления личности.

Система приемов, обусловленная целью, мотивами, условиями действия и психическими особенностями действующего лица, называется способом действия. Он определяется ориентировочными, психическими и сенсорно-моторными особенностями субъекта и указывает на меру психических возможностей индивида.

В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания и умения, навыки и привычки, нейрофизиологической основой которых служит динамический стереотип. Индивидуализированная стереотипность действий и дает возможность идентифицировать личность по способу действия.

Способ совершения действий нельзя сводить только к автоматизмам двигательных навыков. Особенности психомоторики сочетаются в способе с особенностями мышления, памяти, жизненным опытом, общими способностями и темпераментом индивида. Такое сложное сочетание многообразных факторов дает неповторимую индивидуализацию поведенческого акта, проявляющуюся, в частности, и в преступлении.

Рассмотрим в связи с этим совершение и расследование "преступления века" – ограбление в 1963 году в Англии почтового поезда и похищение свыше 2,5 млн. фунтов стерлингов.
...Было около трех часов утра, когда ночной почтовый поезд Глазго – Лондон, следовавший со скоростью 75 миль в час, на одном из пустынных перегонов остановился из-за красного сигнала светофора. Помощник машиниста Дэвид Уитби спрыгнул с подножки, чтобы по аварийному телефону позвонить в сигнальное помещение и узнать о причинах остановки. Телефон не работал: провод был перерезан. Когда Уитби возвращался к дизелю, его остановили трое неизвестных и пригрозили, что убьют, если он закричит.
В это время машинист Джек Миллис лежал на полу кабины дизеля – его оглушили ударом железного прута. К тому времени, когда он пришел в себя, гангстеры отцепили от состава десять вагонов и заставили Миллиса отогнать два оставшихся, среди которых находился вагон с деньгами, на четверть мили вперед, к двум кольям с белой тряпкой. Поезд остановился на мосту через шоссе. Миллиса и Уитби ссадили с дизеля, сцепили друг с другом наручниками и оставили на обочине шоссе. Вагон с деньгами был взломан, троим сопровождавшим деньги почтовым работникам приказали лечь на пол. Гангстеры выгрузили содержимое вагона -– 120 мешков с деньгами общим весом в 3,5 т – на грузовики, стоявшие наготове у моста, и скрылись.

Розыск гангстеров предпринимался в нескольких направлениях. Анализировался способ совершения преступления. Полицейские, занимавшиеся этим делом, подняли архивы, чтобы сравнить "механизм" ограбления почтового поезда с обстоятельствами совершения аналогичных преступлений. Изучались ограбления почтового вагона на вокзале в Брайтоне в апреле 1962 года, когда было похищено 15 тыс. фунтов стерлингов, покушение на кражу сейфов с 10 тыс. фунтов в ноябре того же года и ограбление ирландского экспресса в феврале 1963 года. Однако сравнение показало различия в способах совершения всех этих преступлений.

Тогда выделили те элементы способа совершения ограбления поезда, которые содержали косвенные указания на навыки и степень различных познаний преступников и тем самым могли бы в известной степени ориентировать полицию. Такими элементами явились: знание системы сцепки вагонов и профессиональные навыки в отцеплении вагонов; знание системы сигнализации, принятой на дорогах Англии, и Средств сигнализации; получение сведений о перевозках денег и о средствах перевозки; использование грузовиков военного образца и пр. В дальнейшем, когда личности преступников были установлены, эти элементы способа ограбления сыграли решающую роль при доказывании их вины.

С XVII в. в Англии издавался справочник о заключенных Ньюгейтской тюрьмы – "Ньюгейтский календарь". В нем наряду с биографическими данными об узниках тюрьмы описывались характерные для них способы совершения преступлений. Справочник успешно использовался сыщиками. На вооружении у криминалистов до сих пор остается принцип: каков способ совершения преступления, таков и способ его раскрытия.

Исполнение действия – центральный элемент в структуре волевой регуляции -деятельности. Именно здесь необходимы такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость, упорство и в то же время гибкость в отношении ранее сформированной программы и т. п. Исполнение действия требует значительных волевых усилий: умственная и физическая усталость вызывает сильную тягу к отдыху, смене занятий, это тяготение приходится преодолевать волевым усилием. Но своевременный отказ от начатого действия, если его исполнение дает ненужный (а иногда даже вредный) результат, – также одно из проявлений воли человека.

Итак, достижение цели зависит от силы исходной мотивации, способности индивида к мобилизации своих психофизиологических возможностей, от анализа и корректировки промежуточных результатов. Обычно люди стремятся к наилучшему выполнению деятельности в соответствии с общепринятыми стандартами качества.

Одни люди во что бы то ни стало стремятся достичь успеха, проявляя большую инициативу и не боясь риска неудачи. Другие стремятся прежде всего избежать какой бы то ни было неудачи. Они предпочитают уклоняться от таких видов и способов деятельности, которые связаны с риском, необходимостью проявлять инициативу и нести ответственность. Люди такого психического склада предпочитают стратегию поведения, которая сводит к минимуму возможность нанесения ущерба своему престижу.

7. Достижение результата деятельности и его итоговая оценка. Целесообразность поведения определяется прежде всего достижением результата.

Нейрофизиологические механизмы результата как структурного элемента действия были поставлены в центр внимания академиком П. К. Анохиным. "По сути дела, рефлекс, "рефлекторный акт" и "рефлекторное действие", интересны только исследователю – физиологу или психологу. Животному же и человеку всегда интересны результаты действий"*. Биологические системы постоянно работают на основе обратной связи, постоянно сопоставляют достигнутый результат с ранее сформированной целью.

Существует, однако, специфика обратной связи в регуляции деятельности человека в отличие от поведения животных. Она состоит в том, что цели деятельности человека, как правило, не связаны с непосредственным удовлетворением биологических потребностей. Достигаемый результат действия не всегда является непосредственным биологическим подкреплением, как в поведенческих актах животных (результативность агрессивного акта хищника определяется наличием пищи в его пасти). Человек же в большинстве случаев оценивает достигнутый результат. Результат деятельности оценивается не по формальному достижению цели, а по тому, насколько он удовлетворяет соответствующую потребность и отвечает мотивам деятельности. Результат деятельности может не совпадать с желанием и стремлениями человека, и тогда совершается другой поведенческий акт. Цель – лишь критерий правильности продвижения деятельности к запланированному результату. Полученный же результат рассматривается с точки зрения его соответствия тому побуждению, которое вызвало действие. Только это соответствие является критерием успешной деятельности. Правильность выполнения практического действия выявляется непосредственно в его результате, правильность выполнения познавательных действий контролируется и оценивается при помощи других контрольных действий. Необходимость обратной связи в действиях тем меньше, чем более высок уровень ориентировочной (теоретической) основы действия. Действия нравственного характера оцениваются с позиции их соответствия моральным нормам.

Деятельность, не приводящая к успеху, видоизменяется. При сохранении прежнего мотива меняются цель и программа деятельности. В настойчивом достижении необходимого результата и проявляется сущность воли.

Удовлетворение результатом закрепляет образ данного акта поведения, облегчает его повторение в будущем.

В большинстве случаев, деятельность человека осуществляется во взаимодействии с другими людьми. В этих условиях ведущее значение приобретает психология межличностных отношений. Успех групповой деятельности в значительной мере зависит от психологической совместимости индивидов и их групповой сплоченности.

Систематически совершая социально значимые и результативные действия, индивид формирует у себя систему положительных личностных качеств – психика человека формируется в его деятельности.

Сознательная регуляция деятельности требует системы волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных ее этапах определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремленности, принятие решения– с состоянием решительности, исполнение действия – с состоянием настойчивости и т. д.

Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.

Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и путей их достижения. Состояние инициативности выражается в повышенной возбудимости к поиску цели. При наличии же ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности.

Решительность – психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность не только побуждается чувством, но и связана с подавлением различных эмоций, предвидением последствий будущих действий.

У различных людей состояние решительности имеет индивидуально-типологические особенности. Одни стараются каждое решение подвести под какую-либо одобренную обществом идею, принцип, схему ("так принято", "так положено", "такова инструкция" и т. д.). Подчинение определенным принципам облегчает принятие решения. Однако при этом возникает возможность неадекватного поведения. Некоторые предпочитают при принятии решения плыть по течению, не вмешиваясь в ход событий, передоверяя решение другим людям.

Одна из индивидуально-типологических особенностей состояния решительности – быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов. Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого принятия твердого решения на основе учета преимущества и недостатков всех альтернативных решений.

Однако несмотря на субъективные различия в состоянии решительности, имеются и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К этим факторам относятся дефицит времени, значимость действия, в пользу которого принимается решение, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Так, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй сигнальной системы человек проявляет суетливость, хаотичность при принятии решений, при недостаточной связи второй сигнальной системы с первой – излишнюю «теоретизацию», затянутость в принятии решения.

Психическое состояние неспособности быстро принимать решения есть состояние нерешительности. Оно может быть проявлением особой психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не относится к свойствам какого-либо темперамента. Однако темперамент влияет на форму нерешительности. Настороженность у меланхоликов, затянутость у флегматиков, суетливость у сангвиников, импульсивность у холериков – таковы некоторые особенности принятия решений, определяемые темпераментом.

Нерешительность часто связана с недостаточной информированностью, отсутствием соответствующих умений и навыков, основная же причина нерешительности – наличие в данной ситуации равноценных противоборствующих мотивов. При этом отдельные люди склонны последовательно принимать разные решения, менять их, колебаться и даже принимать решение об одновременных различных действиях (метод проб и ошибок).

Отношение людей к своей нерешительности различно. Одни люди болезненно ее. переживают, другие во всех случаях находят ей оправдание, а третьи не придают этому недостатку особого значения. Между тем нерешительность – отрицательное качество,требующее преодоления. Оно может привести к нравственно отрицательным и противоправным последствиям (трудность, преступная бездеятельность и т. п.).

Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.

Уверенность как волевое психическое состояние представляет собой высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, основано на четком осознании связей исходных данных с конечной целью, осознании (иногда интуитивном) ее достижимости, реальности. В силу этого возникает положительно-эмоциональное отношение ко всей деятельности по достижению данной цели, повышается физическая и психическая активность человека. Жизнерадостность и бодрость – спутники уверенности. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями).

Успешное завершение деятельности требует преодоления как неуверенности, так и самоуверенности. В состоянии самоуверенности человек переоценивает свои возможности и недооценивает объективные трудности, вмешивается в дела, в которых он некомпетентен. Состояние самоуверенности может быть эпизодическим (возникающим в результате временных успехов) и доминирующим (возникающим в результате некритического отношения к себе).

Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, контролировании действия и направленности его на достижение цели. Избирательное отношение ко всему тому, что может содействовать достижению цели, – это проявление гибкости в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать упрямство – негибкость, некритическое отношение к деятельности.

Состояние сдержанности. В процессе деятельности на человека действуют различные стимулы, провоцирующие действие в нежелательном направлении. Торможение нежелательных действий и есть состояние сдержанности, самообладания, требующего значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, эмоциональной невосприимчивостью. Сдержанность предполагает разумно обоснованную реакцию на сильные эмоциональные воздействия. Сдержанность – состояние, в котором проявляется тормозная функция воли. Состояние сдержанности – состояние контролируемого поведения.

Воля – это высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление препятствий при достижении цели, способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. В качестве внутренних препятствий могут выступать: усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить отсутствие необходимого инструмента для работы, противодействие других людей и т.п.

Воля - специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценности избранной цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности.

Волевой акт обладает рядом признаков:

a) обязательность приложения усилий для его выполнения;

b) наличие продуманного плана осуществления действий;

c) повышенная концентрация внимания на выполняемых действиях;

d) отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

e) направленность усилий воли субъекта не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Воля складывается из способности принимать решение и реализовывать его. При осуществлении волевого акта часто на передний план выходит не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти импульсивных действий, что предполагает волевое регулирование.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный (познавательный) ;

2) эмоциональный ;

3) поведенческий (деятельностный ).

Волевое регулирование может осуществляться на разных уровнях (рис. 15)

Рис. 15. Уровни волевого регулирования деятельности человека

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие :

1. Непроизвольная регуляция :

· допсихические непроизвольные реакции;

· образная (сенсорная и перцептивная) регуляция, то есть регуляция, обусловленная ощущениями (сенсорная) и восприятием (перцептивная).

2. Произвольная регуляция : речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция .

Волевой процесс возникает на основе потребностей и интересов, выражающихся в стремлениях. Стремления в свою очередь выражаются в постановке целей.

В зависимости от степени осознанности стремления разделяются на влечения , желания , хотения (намерение) .

Влечение - это разновидность стремления, в котором осознается лишь неудовлетворенность, но не осознаются конкретные пути изменения данного состояния (поиск цели, методов и средств ее достижения).



Желание – это осознанное, «опредмеченное» влечение формирующееся, когда устанавливается связь между потребностью и предметом, ее удовлетворяющим. В желании более четко осознается как цель деятельности.

По мере усиления желание переходит в хотение . В современной популярной психологической литературе часто можно встретить термин «намерение» , значение которого совпадает с термином «хотение».

Намерение (хотение) означает не только осознание цели, но и стремление к ее реализации, готовность действовать, убежденность в необходимости действий, уверенность в достижимости избранной цели. Между моментом осознания мотива (появлением желания) и выбором цели (появлением хотения) существует временная разница, возможны колебания и определенное эмоциональное напряжение. Таким образом, воля - способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Волевые усилия могут осуществляться благодаря трем категориям волевых качеств:

· первичные (базовые) : сила воли, настойчивость, выдержка, энергичность и др.

· вторичные , развивающиеся позже, чем первичные: решительность, смелость, самообладание;

· третичные, связанные с нравственными нормами: ответственность; дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевое действие может реализовываться в простых и сложных формах.

В простом волевом акте выделяются два звена - постановка цели и исполнение . В нем одно звено следует за другим без промежуточных звеньев, выполняются привычные действия, которые производятся автоматически, сразу после поступления импульса.

Сложный волевой акт состоит из трех звеньев - осознание цели , планирование и исполнение . Если рассмотреть сложное волевое действие более подробно, то в нем можно выделить ряд стадий.

1. Влечение - не вполне осознанное побуждение к совершению действия.

2. Желание – осознанное стремление.

3. Осмысление цели деятельности . После соответствующей оценки желание превращается в мотив поведения, а затем в цель.

4. Борьба мотивов и принятие решения . При осмыслении цели деятельности происходит сравнение жизненных ценностей, в конечном итоге побеждает наиболее сильный мотив. Борьба мотивов приводит к принятию решения, после чего напряжение ослабевает.

5. Планирование путей достижения поставленной цели.

При выборе средств возможны трудности из-за того, что некоторые пути и средства достижения цели представляются простыми, но не соответствующими моральным нормам, наносят ущерб другим людям. С другой стороны, иные пути могут быть трудными, требовать огромных затрат энергии, но не противоречат этическим нормам, не затрагивают чести и совести человека. Когда эта конфликтная ситуация разрешается, напряжение спадает.

6. Волевое усилие :

· внутреннее волевое действие (воздержание себя от какого-то поступка);

· внешнее волевое действие (активная деятельность по достижению цели).

Как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения. Практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий, которые могут быть внешними и внутренними. Таким образом, по своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения (формирование намерения) и его реализацию (осуществление действий по воплощению намерения) .

Если волевой акт предполагает необходимость действовать «через силу», то сопротивление, возникающее на бессознательном уровне (на уровне Ид, по Фрейду), препятствует продуктивному осуществлению необходимых действий и, следовательно, достижению поставленной цели. Проявлениями данного конфликта могут стать «случайные» оплошности в работе, повышенная утомляемость, «немотивированная» лень (когда человек теряет интерес) и даже психосоматические заболевания (аллергии, сердечно-сосудистые заболевания, мигрени и пр.) .

Вместе с тем, вышесказанное не означает, что человек ради сохранения здоровья должен потакать любым сиюминутным побуждениям. Разрешение противоречий между «хочу» и «надо» возможно путем анализа субъектом собственных потребностей и системы ценностей. Когда иерархия ценностей сформирована, личность уверенно делает выбор, выделяя среди множества важных потребностей наиболее ценные на данный момент, и принимает на себя ответственность за сделанный выбор. Даже действия, сопряжены с риском и значительным напряжением не помешают реализации волевого акта, поскольку этом случае он будет согласован с истинными мотивами человека.

Похожие статьи