Сценарий ко дню птиц. Сценарий праздника в школе: русских птиц волшебная стая

15.10.2019

Предлагаем вам оригинальный сценарий праздника природы в школе - "День птиц". Викторина о птицах. Данный сценарий написан в форме увлекательной театрализованной викторины о жизни птиц для школьного праздника птиц. Вы можете использовать этот интересный сценарий школьного праздника птиц при проведение и организации школьных мероприятий.

Сценарий праздника в школе: РУССКИХ ПТИЦ ВОЛШЕБНАЯ СТАЯ

Викторина с элементами театрализации на школьный праздник птиц

Внимание! авторский контент! запрещено к перепечатке!!!

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник – День птиц.

Впервые День птиц у нас в стране был проведен в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли, лишь иногда в некоторых школах или на станциях юных натуралистов отмечали птичий праздник. Весной 1998 года детский журнал «Муравейник» предложил возродить День птиц. Теперь этот праздник отмечается 7 апреля.

А начнем мы наш праздник с такого вопроса: какие птицы обитают в нашей местности?

(ответы детей)

Ведущий: Все птицы, которых вы назвали, очень интересны и приносят неоценимую пользу. Их надо оберегать, подкармливать зимой, вешать для них весною домики. Но важно не только правильно сделать птичий домик, но и правильно его повесить. Скворечники, например, вешают в садах, на опушке леса и на окраинах города на высоте не менее 4 метров на толстых деревьях без сучьев внизу, чтобы до них нельзя было добраться без лестницы. Чтобы главные городские враги птиц – кошки – не могли разорить гнездо, укрепляй домик так, чтобы кошка не могла влезть лапой в скворечник.

Заботясь о птицах, не навреди деревьям. Ни в коем случае нельзя прибивать птичий дом гвоздями, а надо прикреплять проволокой или вешать за прикрепленную сзади планку.

Какие бы птицы не поселились в ваших домиках, лес скажет вам спасибо.

Но вот наступила весна. Хотя в марте, зачастую, в наших краях еще лежит снег, но день уже длинный и начинается прилет птиц. Самыми первыми прилетают к нам грачи. Недаром в народной пословице говорится: «Грачи прилетели – на крыльях весну принести».

Первым делом, прилетев, птицы наводят порядок в своем доме. Ремонтируют старые гнезда или строят новые. А вы знаете, что гнезда бывают самые разные? Например, огромные, построенные из веток и сучьев, у аистов, и связанные из шерсти или волокон конопли, подвешенные к камышу чудо-домики синичек-ремезов. Зимородки и ласточки-береговушки, например, роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. А синички и поползни строят гнезда в дуплах деревьев. Многие птицы натаскивают в свое гнездо и шерстинки, чтобы сделать мягкий матрасик для будущих птенцов. Скворцы предпочитают теплые уютные квартирки без сквозняков. Они могут свить гнездо в подходящем дупле, но если в лесу или саду есть скворечник, то они с удовольствием поселятся в нем и будут защищать лес и сад от вредителей.

Ведь комары да мухи не только людей донимают, но и всех лесных обитателей. Так одна-единственная ласточка за лето до миллиона этой кусачей мелкоты истребляет. Да и стриж, и даже маленькая мухоловка ей не уступает.

А самая крошечная наша пичужка – королек – за год до 10 миллионов вредных насекомых съедает. Представляете, что осталось бы от леса, если бы не маленькие лесные пташки?

А сейчас мы проверим ваши знания о птицах.

У нас две команды. Команды, представьтесь, пожалуйста.

(Команды представляются.)

Первый конкурс «Разминка» (на знание имен птиц)

(за каждый правильный ответ на вопрос команда получает жетон)

* Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

* Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

* Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

* Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

* Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

* Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

* У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

* Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

* Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

* У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

* Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

* Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

* Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

Второй конкурс: Конкурс пословиц. (на знание пословиц о птицах)

Ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

* Ласточка день начинает … (соловей кончает)

* Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

* У каждой птицы … (своя песня)

* Цыплят по осени … (считают)

* Слово не воробей …(вылетит - не поймаешь)

* Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

* Старого воробья … (на мякине не проведешь)

* Всякий кулик свое … (болото хвалит)

* Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

* Одна ласточка … (весны не делает)

* … свинье не товарищ (гусь)

Третий конкурс. "Сороки - тараторки" (конкурс на знание скороговорок)

Ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

* Дятел дуб долбил да не додолбил.

* У перепела да перепелки пять перепелят.

* Проворонила ворона вороненка.

* Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

* Три сороки – тараторки тараторили на горке.

* Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Четвертый конкурс. "Загадки о птицах"

Ведущий: Наш следующий конкурс – это загадки о птицах.

(Ведущий говорит загадку, команды должны отгадать загадку. Та команда, которая первой дала отгадку, получает жетон.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей)

Летом за пахарем ходит,

а под зиму с криком уходит.

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавль)

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает,

А время знает.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка)

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

Крылатый, горластый,

Красные ласты.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

По-над полем, над болотом,

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть.

(Жаворонок)

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу.

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Пятый конкурс на знание фактов из жизни птиц.

Ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать командам факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

* В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

* Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

* Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

* У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

* Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

* Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

* Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

* Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да)

* У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

* Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

* Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

* Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

* На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

* Клёсты выводят птенцов зимой. (Да)

Шестой конкурс на знание чудесных волшебных птиц из былин и сказок.

Ведущий: Молодцы, ребята! А кто может назвать чудесных, волшебных птиц, о которых говорится в сказках, былинах? (Царевна-Лебедь, Жар-птица, Финист-сокол и др.) А слышали вы когда- нибудь об Алконосте, Стратим-птице, Птице Гамаюн, Птице Сирин?

Сегодня они сами вам представятся, а кое-что расскажу вам я. Начнем со Стратим-птицы. По-другому ее называют Ногай-птица или Страфил-птица. Сказания утверждают, что она – прародительница всех пернатых. Жила она якобы на море-океане, была так велика и сильна, что от ее крика поднималась буря, а от взмаха крыльев море выходило из берегов и сносило с земли целые города.

стихи о Стратим-птице:

От меня пошли все птицы,

Я – всем русским птицам мать.

Океан готов взъяриться,

Лишь крылом начну махать.

В кружева одеты волны,

Раскачался океан,

Ветры буйные довольны –

Им по нраву ураган.

Ведущий: Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол. Сказочные герои часто обращались в соколов, например, для того, чтобы мгновенно одолеть огромные расстояния или внезапно ударить по врагу, неожиданно появиться перед красной девицей и т.д.

стихи о птице Сокол:

Птица Сокол! Я в почете у народа.

Не опасна мне любая непогода.

Я, как молния, пространство одолею,

В битве честной я врага не пожалею.

От очей моих укрыться невозможно.

И веду себя я очень осторожно.

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, Сокол млад и Сокол ясный!

Ведущий: Одним из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. Имя Финист созвучно имени неумирающего Феникса. Есть у древних греков предание о птице Феникс. Состарившись, она взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама сгорает, чтобы тут же возродиться вновь.

В этой легенде есть нечто общее со славянским преданием о Жар-птице, воплощении бога Солнца и бога Грозы. Сияние ее оперенья слепит глаза, ее перо может принести владельцу великое счастье. Живет она в тридесятом царстве в райском саду, где стоит терем Царь-девицы. В том же саду растут и молодильные яблоки, дающие человеку вечную молодость.

стихи о Жар-птице:

Жар-птица – это пламя и огонь!

Ослепнуть можно от ее сиянья.

Ах, сколько было схваток и погонь,

Как говорят старинные сказанья,

Чтоб завладеть хотя б ее пером!

Один герой случайно догадался

И угостил ее хмельным зерном –

И он домой с Жар-птицей возвращался.

Днем, в клетке сидя, птица-Жар поет –

Из клюва жемчуг скатный рассыпает.

А ночью, вольный совершив полет,

Сад райский опереньем освещает.

Ведущий: Пришла пора познакомить вас с птицей, о которой вы, скорее всего, раньше не слышали. Это Алконост: наполовину женщина, наполовину птица. Яйца она, по преданию, несет на краю моря и не высиживает их, а погружает в морскую глубину, и тогда семь дней стоит безветренная, спокойная погода.

стихи о птице Алконост:

Я – райская птица,

Зовусь Алконостом,

Со мною сравниться

Вам, птички, не просто:

В двойном я обличье –

Девичьем и птичьем –

Лицом я девица,

А тело – от птицы.

Ведущий: Если Алконост – птица добрая, светлая, то, очень похожая на нее птица Сирин, является посланницей злой силы. В преданиях рассказывается о ее несравненной красоте и губительной власти ее голоса. Слушая птицу Сирин, человек забывал обо всем на свете и умирал, ощущая полное блаженство.

Цель: Формирование познавательного интереса учащихся и бережного

отношения к природе.

1. Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках биологии.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Пропагандировать природоохранную деятельность.

Ход мероприятия

Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в полярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Птицы - часть природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и бодрость. Без птиц природа мертва. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть этот праздник откроет для каждого что - то новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами!

Ребята, какую пользу приносят птицы людям?

( За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.)

А вы знаете, что:

кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений.

семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий: Ребята, сегодня на наш праздник прилетели две стайки птиц: "Скворцы" и "Грачи". Им сегодня предстоит много испытаний, а вы, пожалуйста, их поддержите, и помогите им.

Судить состязания наших птиц будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.)

Конкурс №1." Приветствие команд". ( Приветствия команды готовят заранее).

Конкурс №2. "Разминка перед полётом" Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы 1 команде:

2. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

3. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока).

4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)

5. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова.)

6. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова).

7. Какой город носит название хищной птицы? (г. Орел).

8. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)

9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

10. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Вопросы 2 команде:

2. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом).

3. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин).

4. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри).

5. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон).

7. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел).

8. Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре - 60-70 градусов? (Императорский пингвин).

9. Ползающие птицы? (Поползень).

10. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж).

Конкурс №3 "Третий лишний"

Перед командами списки названий птиц, отличающихся определенным признаком. Но одна птица в каждой группе не имеет этого признака и

поэтому является "лишней". Определите, кто лишний в группе, и объясните свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Сова, кречет, коршун.

(Сова - ночной хищник, относится к отряду сов, а кречет и коршун - относятся к отряду дневных хищников).

2. Иволга, соловей, фазан.

(Иволга, соловей - певчие воробьиные птицы, фазан - представитель отряда куриных).

3. Пустельга, кобчик, неясыть.

(Пустельга, кобчик - соколки, относятся к отряду дневных хищников, неясыть - сова).

4. Глухарь, тетерев, скворец.

(Глухарь, тетерев - промысловые птицы отряда куриных, скворец - птица отряда воробьиных).

5. Филин, цапля, сплюшка.

(Филин, сплюшка - совы, цапля - представитель отряда голенастых).

6. Петух, индюк, воробей.

(Петух, индюк - домашние птицы из отряда куриных, воробей - дикая птица из отряда воробьиных).

Конкурс №4 "Танец маленьких лебедей"

Каждая команда исполняет танец маленьких лебедей из балета Чайковского "Лебединое озеро"

Конкурс №5 "Отгадай-ка" (загадки)

Сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

1. В болоте плачет, а из болота не идёт (Кулик).

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

3. И петь - не поёт, И летать - не летает.

4. За что же тогда Его птицей считают? (Страус)

5. Всю ночь летает - мышей добывает.

6. А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

7. Увези его в корзинке Из страны родной, В небе он найдёт тропинки, Что ведут домой. (Голубь)

8. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

9. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит.

10. Тюкнет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (Цапля)

11. На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близехонько бежала. (Ворона)

12. Дом построен над водой На тростинке молодой.

13. Тростинка чуть сгибается, Как люлька дом качается. (Синица - ремез).

14. Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Конкурс №6. "Что за птица"

Сложить из заданных букв название птиц. (Иволга, синица)

Конкурс №7. "Парикмахер"

С приходом весны все птицы стремятся быть красивыми. По два участника от команды создадут причёску под названием "Грачи прилетели" используя сухие ветки, ленты, заколки.

Конкурс №8. "Кто больше" (конкурс с болельщиками)

Болельщики одной команды называет птицу, а болельщики второй называет птицу на последнюю букву.

Конкурс №9 "Узнай меня". Вам нужно по описанию узнать птиц.

1. Ведут они ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У этих птиц острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна птица вылавливает 12 - 15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с ней! (сова)

2. Эта птица ловко передвигается по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу для неё. Эта птица прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Она избавляет деревья от насекомых-короедов. Одна птица за день съедает до 750 - 900 короедов. Стучит эта птица в лесу, значит, будут уничтожены насекомые - вредители. (дятел)

3. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (поползень)

4. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (щегол)

Конкурс №10 "Музыкальная разминка". Первая команда покажет нам разминку цапель, а вторая разминку пингвинов.

Конкурс №12 "Знатоки пословиц"

1. Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).

2. Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

4. Гусь свинье (не товарищ).

5. Старого воробья (на мякине не проведешь).

6. На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).

7. Ворон ворону, (глаз не выклюнет).

8. Всяк кулик, (свое болото хвалит).

9. Против сотни воробьёв довольно (одного ястреба ).

10. Лучше слушать одного соловья, чем (стаю воробьёв ).

Конкурс №13. Анаграммы. На большом листе написать анаграммы. Составить из двух слов одно новое - название птицы.

Корова + нож (жаворонок)

Вой + село (соловей)

Пена + лик (пеликан)

Кук + ли (кулик)

Ведущий. Наш праздник подошёл к завершению. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги.

(Зачитывается протокол, проводится награждение участников).

Ведущий: Птицы украшают землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, а мы с вами должны беречь птиц и помогать им в трудный для них период. В завершение праздника хочется прочитать стихотворение.

"Покормите птиц зимой"

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать.

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать ВЕСНУ!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красненская средняя общеобразовательная школа

имени М.И.Светличной»

Сценарий праздника

«День птиц»

(для учащихся начальных классов)

подготовила: Ильина Светлана Ивановна,

старшая вожатая

с. Красное, 2014 г.

Цели:

    расширять знания учащихся о птицах;

    закрепить знания о том, какие звуки издают птицы;

    развивать у детей внимание, познавательную активность;

    закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения;

    воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам;

    воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Участники: ученики начальных классов.

Оформление зала: зал украшается детскими рисунками и плакатами о птицах. На столах устраивается выставка скворечников.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором и экраном, карточки-задания, фотографии и рисунки птиц, запись «Голоса птиц».

Для проведения праздника выбирается жюри (учителя или старшеклассники), которые оценивают участие команд, в конце праздника подводят итоги и объявляют победителя.

Звучит музыка «Как прекрасен этот мир». На доске рисунки птиц, плакаты «Берегите птиц», «Птицы - наши друзья».

Ведущий 1 . Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Музыка призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, мир, действительно, прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

1-й вед. (На экране слайды с весенними пейзажами)

Весна идет!

Рассеялись туманы –

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

2-й вед.

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей глазурию живой,

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

1-й вед:

Опять весна на белом свете! И дышится как-то по-особому, и на душе светло! Сегодня – необычный день! Сегодня – день птиц! Весной к нам возвращаются перелетные птицы, которые своим пением поднимают нам настроение.

2 ведущий: Лишь дыханье весны над землёй пролетит,

Нежным пухом оденется лес,

Чья-то звонкая песня незримо звучит,

Из лазури прозрачных небес.

Побежали ручьи, запестрели цветы,

И навстречу румяной весне

Льётся чистая песня певца красоты

И гремит, и звенит в вышине.

1 ведущий: Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся

Сколько гнёзд понавьют – посмотри.

Что за звуки, за песни польются

День- деньской, от зари до зари.

2 ведущий: Ребята,Мы получили телеграмму от специальных лесных корреспондентов. В ней сообщается, что прилетели грачи, скворцы. Лед и снег расстаяли, глухари токуют, дятлы барабанят. Значит - весна настала. Давайте её встречать.

1 ведущий: Для этого давайте создадим команды. И в дружеском соревновании весело проведём время. Поделим всех присутствующих ребят на команды, выберем жюри и отпразднуем.

Ведущие раздают бумажные звездочки.

Кому достались жёлтые звездочки, занимайте места слева, кому красные – справа.

Ведущий 2:

Представим уважаемое жюри. Надежда Алексеевна Новикова - председатель жюри, Любовь Николаевна Попова - член жюри, Валентина Васильевна Жданова - член жюри.

Ведущий 1:

Задание первое: за одну минуту выбрать капитана команды.

Пауза

Ведущий 2:

Капитаны команд представьтесь, пожалуйста.

Представление капитанов команд. Капитаны команд жеребьёвкой выбирают название команды. Предлагается два варианта названий команд: «Соловьи» и «Жаворонки».

Командам выдаются соответствующие эмблемы.

Ведущий 1: Птицы – наши друзья. Их нельзя обижать, нужно беречь. Вспомните, как мы подкармливали синичек и воробышков зимой. Без нашей помощи им бы пришлось туго. Птицы приносят пользу, являются украшением природы. И очень красиво поют.

Предлагается в форме презентации прослушать голоса птиц и рассмотреть иллюстрации

Конкурс № 1

Ведущий 2:

Объявляется первый раунд: «Узнай, кто я!».

Обращаемся к команде «Жаворонки»:

Звучит гонг.

На экране иллюстрации и названия всех птиц, прослушанных во время подготовки к конкурсу.

Такое же задание получает команда «Соловьи»

(Команды отвечают по очереди на равное количество вопросов)

Ведущий 1:

Конкурс № 2

«Состязание чтецов»

Мы проверим, как вы подготовились к встрече с птицами. Необходимо выразительно, красиво прочитать стихи о птицах.

Предлагаем вам коротенькие стихи. Ваша задача: каждой команде в течение трёх минут подготовить чтецов и выбрать иллюстрации с изображением соответствующей птицы.

Звучит гонг.

Предлагаются напечатанные на листах бумаги стихи о птицах и иллюстрации с изображением птиц.

Выступление команд.

Чтецы от каждой команды читают стихи и показывают иллюстрации.

Команда соперников должна исправить ошибки, чтобы заработать очки.

Жюри оценивает участие команд.

Ведущий 2: С приходом весны все оживает кругом. Начинает зеленеть травка. Ярче светит весеннее солнышко. Становится теплей с каждым днем. Весело журчат ручейки. Звонкие трели заводят птицы. Перелетные птицы возвращаются домой. Они боялись холодов, поэтому пришлось улетать в теплые края. Какие же птицы прилетают первыми? Отгадайте загадки! (Ведущий поочередно читает загадки командам, если одна команда не отвечает, соперники могут дать ответ и заработать очки)

Конкурс №3

1 .Всех перелетных птиц черней

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь (команде «Соловьи»)

А зовется птица……(грач)

2 . На шесте дворец, во дворце певец.

Издалека прилетел, песню звонкую запел. (команде «Жаворонки»)

(Соловей)

Будто крошечный звонок. (Жаворонок) (команде «Соловьи»)

4. В воде купался, а сух остался. (гусь) (команде «Жаворонки»)

5. Шпоры носит, а верхом не ездит. (петух) (команде «Соловьи»)

6. Птица, строящая свое гнездо под крышей.

(Ласточка) (команде «Жаворонки»)

7. Лучший пернатый Российский певец.

(Соловей) (команде «Соловьи»)

8. Крупная ночная птица. (команде «Жаворонки»)

(Сова)

Ведущий 1: Молодцы, ребята! С загадками вы справились хорошо. А теперь мы проверим хорошо ли вы знаете перелётных и зимующих птиц.

Игра

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Описание игры : Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Ведущий 1:

Вернувшись домой, птицы сразу же начинают наводить порядок в своем жилище и строят новое. Представьте себе, жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Зяблики селятся в парках, в садах, в лесу. Целыми днями птицы трудятся. Ведь скоро они сядут в гнездах высиживать своих птенцов. Вот тогда в лесу совсем нельзя шуметь. Ходить тихо, не кричать, чтоб не вспугнуть птиц с гнезд. Иначе яйца и маленькие птенцы могут погибнуть. А еще птицы защищают деревья и посадки от плохих и вредных жучков и гусениц.

Послушайте, какое стихотворение приготовил нам Зенин Женя.

Ученик:

Целый день всё тук, да тук –

Раздаётся странный звук.

Мастер Дятел так стучит,

Сойке домик мастерит.

Приходи на новоселье,

То– то будет здесь веселье!

Пёстрый Дятел всем вокруг

Славный доктор, добрый друг.

Всех вредителей он съест,

От врагов очистит лес.

Может, ты и нас устроишь,

Всем по домику построишь?

Ведущий 2: Вот такое замечательное стихотворение. Поблагодарим Женю и продолжаем нашу конкурсную программу.

4-й конкурс:

«Птичьи разговоры»

Команды получают карточки:

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

Ответы : гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

5-й конкурс:

«Птичьи профессии» (Конкурс капитанов)

Ведущий 1:

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд получают карточки:

Птица – рыболов соловей

Птица – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

Ответ : птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку.

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка). Кукушка подбрасывает свои яйца в гнёзда других птиц.

6-й конкурс:

«Составь слова»

Ведущий 2:
Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.

П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е

(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)

Тот, кто составил самое длинное слово, выходит к 5-ти коробкам, в которых лежат призы. Среди них – «зрительские аплодисменты».

Ведущий1:
Сегодня в нашей школе праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись расскажут дети.

1 ученик: На нашей планете живут

Чудесные создания,

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

2 ученик: Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки.

Вот, что будет.

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут-пропадут!

3 ученик: И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик-чирика воробья…

4 ученик: Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на Белом свете!

Ведущий 2: Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.

Ведущий1: Пока жюри подводит итоги предлагаем отдохнуть и поиграть в игру «Прилетели птицы».

Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)

Ведущий . Что неправильно, почему?

Ученики . Мухи – это насекомые.

Ведущий . Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Дети хлопают

Ведущий. Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)

Ведущий . Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки… Лебеди и утки…и спасибо шутке!

Ведущий . Молодцы, ни разу не ошиблись! А сейчас жюри объявит итоги конкурсов.

Закончим праздник дружной песней

Ее нам девочки споют

Нет на земле краев чудесней

Чем те, что в песне мы поем!

МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ

Чтобы были голубыми небеса.







Жюри подводит итоги, команды награждаются грамотами.

Ведущий. Ребята, мы надеемся, что сегодняшний праздник вам понравился и вы узнали много нового и интересного о птицах. Мы благодарим команды за хорошую игру. А чтобы слово не расходилось с делом, внесем свой вклад в общее дело охраны птиц и привлечем их на территорию нашей школы - развесим скворечники, которые вы изготовили сами. А помогут вам в этом старшеклассники. (Дети идут на улицу для того чтобы развесить скворечники)

МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!

МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!

МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!

МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!

МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!

Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!

1 ученик: На нашей планете живут

Чудесные создания,

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

2 ученик: Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки.

Вот, что будет.

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут-пропадут!

3 ученик: И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик-чирика воробья…

4 ученик: Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на Белом свете!

Ученик:

Целый день всё тук, да тук –

Раздаётся странный звук.

Мастер Дятел так стучит,

Сойке домик мастерит.

Приходи на новоселье,

То– то будет здесь веселье!

Пёстрый Дятел всем вокруг

Славный доктор, добрый друг.

Всех вредителей он съест,

От врагов очистит лес.

Может, ты и нас устроишь,

Всем по домику построишь?

Приложение 3.

Экологические группы:

нелетающие птицы: страус, пингвин, киви, дронт

хищные птицы: орел, филин, сипуха, секретарь, сокол;

околоводные птицы: утка, поганка, лысуха, лебедь, пеликан;

зерноядные птицы: фазан, курица, куропатка, тетерев, павлин

тропические птицы: попугай, колибри, сорная курица, тукан, птица-носорог

НАГРАЖДАЕТСЯ

команда 2 класса «Соловьи»

МОУ «Красненская сош

имени М.И.Светличной»

занявшая_____место

«Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля»

Директор школы Т. Федосова

с. Красное, апрель 2014 г.

НАГРАЖДАЕТСЯ

команда_____ класса «Соловьи»

МОУ «Красненская сош

имени М.И.Светличной»

занявшая ____место

в конкурсной программе, посвященной Дню птиц,

прошедшей в рамках экологического марафона

«Давай докажем, что не зря

на нас надеется Земля»

Директор школы Т. Федосова

с. Красное, апрель 2013 г.

Сценарий мероприятия "День птиц"

Цель и задачи мероприятия: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Задачи конкурса:

    Формирование у школьников глубокого интереса к изучению биологических наук, привлечение внимания учащихся к проблемам городской экологии.

    Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических знаний и необходимых исследовательских качеств.

    Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.

Форма: праздник-конкурс

Вед: 1 Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на жизнь.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц». А знаете почему? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растен6ия, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян.

На нашей планете живут

Чудесные созданья.

Они летают и поют,

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы,

На земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки,

На деревья нападут.

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник - День птиц. Надеюсь, вы узнаете много нового. Сегодня мы проведем конкурсную программу о птицах. Нам нужно две команды по 5 человек. Оценивать выступления команд будет жюри (представление членов жюри)

Команда «Скворцы» - представление команды и команда «Пингвины»

В начале, как положено, проведем разминку команд:

«скворцы»

    Куда деваются из скворечников, скорлупки разбитых яиц? (выносят в клюве их птицы)

    Какие птицы устраивают по нескольку гнезд на одном дереве?(Грачи)

    Назовите птиц, которые гнездятся колониями? (Чайки, грачи, ласточки)

«пингвины»

    Почему нельзя трогать яйца птиц в гнездах? (птицы могут бросить гнезда и тогда яйца погибнут)

    Какая птица резко меняет по сезонам года цвет своего оперения (белая куропатка)

    Зачем грачи ходят по пашне? (подбирают червей, личинки жуков и др. насекомых на свежевспаханной земле)

И так первый конкурс «Загадочный»

Команды по очереди отгадывают загадки.

    Он носом землю постучит

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный (петух)

    Кто дважды родиться, один раз умирает? (птица)

    И в лесу заметьте дети

Есть ночные сторожа

Сторожей бояться этих

Мыши прячутся дрожа

Очень уж суровы…(филины и совы)

    Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес,

Повернулась и в лес. (сорока)

    Подскажите, что за птички:

Хвостик тонких две косички

Темно-синевого цвета

К нам летят в начале лета (ласточка)

    В болоте плачет

А из болота не идет (кулик)

    Он серенький на вид, но пением знаменит. Соловей)

    И петь не поет.

И летать не летает…

За что же тогда

Его птицей считают? (пингвин, страус)

Конкурс “Птичий ребус”

Командам даются ребусы и они должны их разгадать

Конкурс “Брачный союз”.

Ведущий 2: С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц “брачный союз” длится вечность (например, лебеди), у других - всего один сезон. Образуйте птичьи пары предложенных птиц. (команды отвечают по очереди)

Ответ:

    Петух- курица

    Гусь- гусыня

    Утка- селезень

    Голубь- голубка

    Перепел- перепелка

    Индюк- индейка

    Орёл- орлица

    Тетерев- тетёрка

    Глухарь- глухарка

    Фазан- фазанка

Конкурс "Барометр природы"

Ведущий:1 Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

  1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

    Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

    Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

    Воробьи прячутся под крышу (к буре)

    Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

    Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

    Воробьи купаются в песке (будет дождь).

    Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

    Вороны садятся на снег (к оттепели).

    Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди...(хорошую погоду).

Конкурс: «Птичьи разговоры»

У разных птиц имеются свои виды сигнализации. Вспомните некоторые из них:

    Гуси Гогочут

    Соловьи свистят

    Вороны каркают

    Ласточки щебечут

    Голуби воркуют

    Синицы пищат

    Совы хохочут

    Журавли курлычат

    Утки крякают

    Лебеди трубят

    Филины ухают

    Аисты трещат

Конкурс «Птичий кроссворд»

Командам дается кроссворд, который они отгадывают

Конкурс «Узнай ее»

Зачитывается небольшой рассказ, вы должны узнать о какой птице идет речь.

    На подводной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942 году в Англии. Птице был поставлен памятник. Назовите ее. (Голубь.)

    В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе еще много продовольствия и снял осаду. Это произошло в Германии в XVI веке. Благодарные люди поставили памятник птице. (Петух.)

    В 1850 году в Америку впервые ввезли птицу, которая вскоре там освоилась. Случилось так, что в Бостоне сильно расплодились вредные насекомые. Их гусеницы наносили серьезный вред посевам. На помощь пришла птица - она уничтожала насекомых вредителей. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города. Назовите птицу. (Воробей.)

    Этой птице поставлено два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. Что это за птица. (Чайка.)

Блиц-опрос для команд: Кто больше ответит на вопросы за одну минуту

    Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

    У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)

    Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)

    Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)

    Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

    Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)

    Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)

    Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

    Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)

    Кто два раза родился? (Птица.)

    Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)

    Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)

    Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)

    Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).

    Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).

    Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).

    О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).

    Так называют влюбленных. (Голубки).

    Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).

    Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).

    Так называют плохую мать. (Кукушка).

    У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный инструмент? (Лирохвост.)

    Кто из птиц имеет самое большое яйцо? (Страус.)

    Самая крупная птица в Европе? (Орлан белохвост.)

    Какие птицы летают бесшумно? (Совы.)

    Сколько кругов кровообращения у птиц? (Два.)

    Самая тяжелая птица нашей страны? (Дрофа.)

    Какой отряд птиц самый многочисленный? (Отряд Воробьиные.)

    Могут ли птицы спать на лету? (Да.)

    Кто кукует у кукушки? Самцы или самки? (самцы)

    Какая птица умеет нырять и бегать по дну водоёмов? (Оляпка.)

    Какая птица лает, как собака? (Самец белой куропатки.)

    Какая птица носит орехи в «мешочке»? (Кедровка.)

    Дышит ли птенец в яйце? (Дышит.)

    Часть нижней конечности, характерная только для птиц? (Цевка.)

    Какие птицы помогают пасти скот? (Страус.)

    Какая птица может поворачивать голову на 270 ° ? (Сова.)

    Какая птица использует вместо гнезда свои лапы? (пингвин)

    Какая птица поёт только высоко в небе? (Жаворонок.)

    Птица – санитар леса(дятел)

    Птица, которая любит петь «хором», чтобы привлечь самку? (Тетерев)

    Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать).

    От какой птицы зависит количество детей в семье? (Аист).

    Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клёст).

    Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка).

Конкурс «Угадай сказку»

    Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей. (Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")

    Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки ("Гуси – лебеди")

    Птица с золотым украшением на голове, состоявшая на службе у царя (А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке")

    Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим источником доходов для бабки с дедом ("Курочка – ряба")

Конкурс капитанов

Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:

    пение кукушки (для одной команды);

    крик петуха (для другой команды);

Жюри подводит итоги. Награждение

Кл. руководитель:

Абрамово.2011 г.

Сценарий внеклассного мероприятия «ДЕНЬ ПТИЦ»

Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, запись «Голоса птиц».

Вступительная часть.

Ведущий 1: Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!

Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» между деревьями мчится,

Летит по полям за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкой скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Ведущий 2: Тема нашего мероприятия спрятана в загадке:

Сниться ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица).

(выходят дети)

На нашей планете живут

Чудесные созданья.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Знакомство с многообразие названий птиц.

Ведущий 1: Скоро гости к тебе соберутся

Сколько гнезд понавьют, - посмотри.

Что за звуки, и песни польются

День – деньской, от зари до зари.

Ведущий 2: . Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. На Земле более 9000 видов различных птиц. Только в России их насчитывается около 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

(Фото пернатых)

Ведущий 1: Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

Ведущий 2: - Синь-синь!- посвистывает синица.

Чи –чи! Чи-чи!- вторит ей чиж.

Гра-гра!- представляется грач.

Ведущий 1: - Сквор – сквор! – поют скворцы.

Ку-ку! Ку-ку!- зовёт кукушка.

(выходят дети)

1) Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичное, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

2) Птицы – единственные животные с перьями. Они являются самым распространенным классом животного мира.

3) Птицы – умеют летать, исключение составляют – пингвины, страусы и киви.

4) Есть домашние птицы – куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки.

1) Птицы – теплокровные животные, температура тела многих из них около 40 градусов. Чтобы поддержать эту температуру им необходимо постоянно питаться.

2) Птицы – приносят огромную пользу. За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам. При этом не растолстеет, так как тратит много энергии.

3) Кукушка за лето поедает до 270 000 крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, уничтожает за день 400 червей.

Семья ласточек за лето уничтожает около 1 000 000 различных вредных насекомых.

4) Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а в год это около 2 000 грызунов.

Степной орел уничтожает много сусликов и мышей. При этом спасая тонны хлеба.

Ведущий 2: Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Ведущий 1: От рассвета до заката –

Вот рабочий день пернатых!

Рано солнышко встаёт

За собою в путь зовёт:

Если вырубить леса.

Пыль пойдёт под небеса,

Высохнут озёра,

Обмелеют реки

И не станут птицы

В гнездышке селится.

Это очень грустно,

Когда рядом пусто.

3. Игровая программа на тему: «Наши пернатые друзья».

Учащиеся делятся на 3 команды и выбирают капитанов.

1-й конкурс: «Приветствие».

Каждая команда должна придумать себе название.

2-й конкурс: « Разминка»

Вопросы для 1 команды:

1. - Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

2. - Какие птицы выводят птенцов зимой?(Клесты)

3. - Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?(Тетерева, рябчики)

4. - Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)

5. - Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

6. - Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

7. - Какая птица может летать хвостом вперед(Колибри)

8. - Птица с абсолютно черным оперением(Ворон)

9. - Какая птица высиживает яйцо, держа его на лапах (Пингвин)

10. - Каких птиц больше всего на свете (Воробьев и домашних кур)

11.- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

12.- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит)

13. - Какую птицу называют лесной газетой (сорока)

Вопросы для 2 команды:

1. У какой птицы длинный язык? (у дятла - 15 см.)

2. Какая птица не видит в темноте вообще? (курица)

3. Какие птицы не высиживают яиц? (кукушки)

4. У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел)

5. Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)

6. Где птица поёт громче? В полёте или на ветке? (в полёте)

7. Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда птиц? (потому что птицы тогда бросают свои гнёзда)

8. Есть ли у скворца своя песня? (нет, он подражает пению других птиц и разным звукам)

9. Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)

10. Какая птица селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье (Аист)

11. Куда кукушка откладывает яйца? (в гнёзда других птиц)

13. Какая птица является символом мудрости (Сова)

Вопросы для 3 команды:

1. Какая птица подражает человеческой речи (попугай)

2. Какая из птиц с древнейших времен служит символом красоты и нежности (лебедь)

3. Какая птица имеет длинную шею (журавль)

4. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей (пингвин).

5. О какой птице люди говорят:

6. Какая птица из семейства воробьиных, зимующая у нас, часто висит на дереве вниз головой (синица).

7. Когда температура тела птиц выше зимой или летом (одинакова)

8. От куда плывет утка (от берега)

9. Звери покрыты шерстью, а птица (перьями)

10. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

11. Какая птица умеет точно находить дорогу домой (Голубь)

12.Птица питающаяся лягушками (аист, цапля)

13. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц (7 апреля – Благовещенье)

Дополнительные вопросы:

Какая птица любит танцевать (журавль)

Какую птицу называют «крылатыми крысами» (вороны)

Какая домашняя птица может предсказывать погоду (гусь)

Какая птица имеет такой наряд - черный костюм с белой рубашкой (пингвин)

3-й конкурс: « Почтовый ящик».

Ведущий: . Ребята, на наш адрес пришли письма. Угадайте, кто их написал.

Ведущий читает письмо – описание для каждой команды.

Конверт выбирает команда.

« У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»

Ответ: синица.

«Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! Кто же я?

Ответ: воробей.

«Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»

Ответ: полозень.

4. . «Какой я нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях - белые пятнышки и полоски. Весь я получается пёстрый. Летают за мной много пернатых нахлебников. Кто же я?»

Ответ: дятел

5. «Сверху мы все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые у нас. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка.»

Ответ: ласточка

Жюри оценивают конкурс.

Игра «Курица» (болельщики)

Необходимо написать как «курица лапой». Участникам в рот даются фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «СОЛНЦЕ».

4-й конкурс: «Птичьи разговоры»

Команды получают карточки:

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

Ответы : гуси гогочут,

соловьи свистят,

журавли кричат,

утки крякают,

вороны каркают,

ласточки щебечут,

голуби воркуют,

синицы пищат,

совы ухают.

Жюри оценивает конкурс

5-й конкурс: «Птичьи профессии»

Учитель . А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд получают карточки:

Птица – рыболов соловей

Птца – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

Ответ : птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга ). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка ). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова ). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Жюри оценивает конкурс.

Игра «Пингвины». (болельщики)

Пингвины живут в Антарктиде. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их походку? Переваливаются с бока на бок, да еще умудряются носить своих детенышей между лапок.

Задача конкурса – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до стула и обратно. При этом бежать и прыгать нельзя, идти вразвалочку, подражая пингвину. Но кто быстрее, мяч не терять.

6 конкурс: «Бюро погоды».

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди...(хорошую погоду).

11. синица с утра начинает пищать (к морозу)

12. курица на одной ноге стоит (к морозу)

13. утки разыгрались (к дождю)

14. кукушка кукует на сухом дереве (к морозу)

15. ласточки летают высоко в небе (к хорошей погоде)

Жюри оценивает конкурс.

7 конкурс: «Темная птичка».

Ведущий 1 У каждой птицы музыка своя, свой голос,

М свои для пенья сроки…

И не мешает пенью соловья

Смешное бормотание сороки.

Жюри оценивает конкурс

8 конкурс «Загадки »

Номера загадок команды выбирают сами.

1. Не княжеской породы,

А ходит с короной,

Не ратный ездок,

А с ремнём на ноге,

Не сторожем стоит,

А всех рано будит (Петух).

2. По ночам летает

На охоту.

Днём не видит

Да и спать охота (Филин).

3. Чёрный, проворный,

Кричит "крак",

Червякам враг (Грач).

4. Белее снега, чернее сажи,

Выше дома, ниже травы (Сорока).

Будто крохотный звонок (Жаворонок).

6. Белый, как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогами ест (Гусь).

7. Что за птица:

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху синенькое суконце,

Снизу белое полотенце.

(Ласточка) .

8. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

9. Длинноноги, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

А как лето пробежит,

Он уже на юг спешит

По путям старинным, длинным

В стае, выстроенной клином (Журавль).

10. Мать отца не знаю,

Но часто называю,

Детей знать не буду,

Чужим сбуду (Кукушка).

11. Кто там прыгает, шуршит,

Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.

Тем ещё известна птица,

Что морозов не боится:

Может в холод самый злой

Деток вывести зимой(Клёст).

12. Длиннохвостая она,

Со спины черным - черна.

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Подымает стрёкот-крик (Сорока).

13. Днем спит,

а ночью летает,

прохожих пугает.

14. Не человек, не зверь,

а по-человечьи умеет говорить. (Попугай)

15. Щиплет он за пятки –

убегайте без оглядки.

Игра «Прилетели птицы »

(Болельщики)

Учитель . А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)

Учитель . Что неправильно, почему?

Ученики . Мухи – это насекомые.

Учитель . Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны

Дети хлопают

Учитель. Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)

Учитель . Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары , кукушки…

Дети хлопают

Учитель . Молодцы, не разу не ошиблись!

А сейчас жюри объявит итоги конкурсов.

Победители получают награды.

Ведущий 2: Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

Песня «Аист на крыше», «Ласточка», «Просьба»

Приметы (игра со зрителями).

дополнительно

1) Перелётная птица весну встречай.

летит стаями -

2) Гуси высоко летят – морозу больше

3) Ранний прилет не быть.

грачей и жаворонков – к дружной весне.

4) Увидел грача – к тёплой весне.

5) Кукушка стала

куковать - воды будет много.

1) Воробьи в пыли

купаются – к дождливому лету.

2) Мелкие птички

собираются в кучу – к дождю.

3) Болотные птицы

вьют гнезда на скоро гром

высоком месте – загремит.

4) Ласточки

прилетают - к дождю.

Похожие статьи