Променять столицу на глушь: история семьи, которая отказалась от благ цивилизации и нашла себя. Люди, годами избегавшие жизни в цивилизации

30.09.2019

В 2010 году французский фотограф Антуан Брюи начал свое длительное путешествие по Европе, без конкретной цели и маршрута. В своих странствиях он встречался с людьми, навсегда оставившими городскую жизнь ради одинокого, почти полностью изолированного существования, которое они находят гораздо более привлекательным

1. За последние тридцать лет в Европе появилась невиданная прежде тенденция: многие вполне благополучные европейцы покинули города и направились в малонаселенные районы, такие как горы Сьерра де Касорла в Испании, французские Пиренеи, отдельные незаселенные районы Швейцарии. Брюи стал встречаться с этими людьми, присоединившись в качестве волонтера к WWOOF - организации, осуществляющей ряд международных программ агротуризма, позволяющих совместить туризм с работой в органическом сельском хозяйстве.

2. Эта «усадьба» во французских Пиренеях принадлежит гражданину Германии, переехавшему сюда вместе со своей семьей двадцать пять лет назад. С тех пор он перестроил свою лачугу в абсолютно полноценный дом, обеспеченный всем необходимым для жизни. В доме отсутствует электрическое оборудование, но солнечные батареи дают достаточно энергии для его освещения.

3. Хотя впоследствии семья оставила его, этот немец продолжает жить здесь вместе с четырьмя другими людьми. Кроме того, они предоставляют временный приют еще приблизительно для двадцати странников.


4. Дом этого мальчика, точнее говоря, хижина, где он живет со своим отцом, находится неподалеку в Пиренеях. Они также ведут изолированный образ жизни в хижине, обходясь без электричества.


5. На фотографии - подсобное жилье, расположенное на той же усадьбе в Пиренеях. Оно кажется маленьким, но это только на первый взгляд. На самом деле этот вигвам - около девяти метров высотой. В нем странствующие волонтеры останавливаются в летние месяцы.

6. Этот человек постоянно живет в таком доме в течение двух последних лет.


7. Интерьер одной из подобных хижин во французских Пиренеях. Брюи нашел здесь пристанище и провел в одиночестве около трех месяцев.


8. На фотографии - человек, занимающийся вместе с женой разведением коз и овец в провинции Ардеш на юге Франции. Сейчас он занят лечением овцы, которую искусала его собака.


9. Это пастух-кочевник из Германии, путешествующий от фермы к ферме по территории Германии, Австрии и Швейцарии. Он «нанимается» к хозяевам усадеб в помощь для выпаса коров и овец.


10. Владелица этой "усадьбы” - англичанка. Двадцать лет назад ее, путешествующую на велосипеде, сбил автомобиль. Продав свое тогдашнее жилье, она приобрела участок земли в Испании и начала своими руками строить на нем усадьбу. На фотографии - экологически безопасный самодельный био-туалет.

11. На этой ферме в Испании живут три семьи, занимающиеся разведением фруктов и овощей в общественном саду. Земля принадлежит одному веб-дизайнеру, который половину своего времени занимается разработкой интернет-сайтов, а вторую проводит в своем «загородном имении».

12. Эта женщина вместе с мужем покинула Германию двадцать лет назад и отправилась в незаселенный район Швейцарии - прочь от шумной и суетной городской жизни. Теперь они вполне обеспечивают свое существование, производя всю необходимую пищу самостоятельно. До переезда в Швейцарию она была профессором и занималась вопросами литературы и философии.

13. Ее муж, прежде чем отказаться от городского образа жизни, был инженером. Большинство людей, с которыми общался Антуан Брюи, говорили ему, что покинули город по собственной воле, считая такое решение разумным и необходимым. «Многие говорили мне, что не видят никакого смысла в городской жизни. Другие рассказывали, что просто физически больше не могли ее выносить», сообщил фотограф.

…Местечко Утриш под Анапой — один из самых молодых курортов черноморского побережья. Оно состоит из четырёх лагун, когда-то входивших в состав закрытого государственного заказника. Теперь его протяжённые песчаные пляжи и кипарисовые леса облюбовали уставшие от повседневных проблем горожане, которые приезжают сюда в отпуск, на лето или… навсегда.

Утриш — это чистейшее море, каменистый пляж, можжевеловые леса и горы. Фото из личного архива путешественников

Четыре лагуны свободы

«Утришан», как сами себя называют жители местечка, видно уже на анапском автовокзале. От обычных курортников их отличают тяжёлые рюкзаки с большим количеством походной экипировки и сильно усталый вид. Они торопятся на маршрутку, которая отвезёт их за 27 километров от Анапы, в посёлок Большой Утриш. Далее — путь на морском такси: если нет шторма, моторки возят любителей дикой природы с утра и до позднего вечера. Завсегдатаи и новички Утриша ещё на берегу определяются, на какой из четырёх лагун им остановиться. Первая, самая большая и близкая к цивилизации, привлекает неопытных путешественников. С неё недалеко ходить в посёлок за провизией и питьевой водой. Вторая лагуна — для семейных отдыхающих с детьми. Третья — тусовка современных хиппи, дауншифтеров и любителей йоги. В четвёртой останавливаются редко, потому что там нет леса, только скалы, полоска пляжа и море.

Утриш — это не просто курорт для «дикарей», а своеобразное место встречи людей, которые решили отказаться от ценностей социума, карьеры и материальных благ и жить для себя. Корреспондент АиФ.ru пообщался с некоторыми из них, чтобы выяснить — как действительно изменилась их жизнь?

Разрисованные камни с подобными надписями можно встретить на лагунах практически на каждом шагу. Фото: АиФ/ Яна Топоркова

Ева: «Нет денег, и я счастлива!»

Еве — 42 года. Её прическа — дредлоки. Летом из одежды на женщине только набедренная повязка. Ева рассказывает, что уже 17 зим провела на Утрише, и утверждает, что лучшей жизни для себя не представляет.

— Я выросла в Санкт-Петербурге. Закончила медицинский университет по специальности «детский хирург-онколог». Работала в больнице, вышла замуж. Муж у меня был военным. Погиб во вторую чеченскую кампанию. Осталась одна с пятью детьми, — Ева тяжело вздыхает, молчит… Затем продолжает: «Беда одна не приходит… После похорон мужа попала в серьёзную аварию. Мою легковую машину сбил грузовик. Получила переломы обеих ног, травмы таза и позвоночника. Врачи собрали меня, можно сказать, по частям. Но жить я после гибели супруга и появившихся проблем со здоровьем не хотела. Была в депрессии, перестала работать, не занималась детьми… Об Утрише знала по рассказам. Почему-то меня потянуло сюда. Брат помог добраться до места. Я, наверное, была ненормальная, потому что приехала поздней осенью и осталась тут жить. Было тяжело. Очень скоро я познакомилась с пожилой женщиной из посёлка Малый Утриш. Она разбиралась в травах, называла себя знахаркой. Она забрала меня к себе домой, лечила какими-то отварами и настоями. Мы с ней много разговаривали. Можно сказать, после этого я и вернулась к обычной жизни. Уехала обратно в Питер, стала работать. Но моё сердце всё равно осталось на Утрише. Первое время я приезжала сюда на некоторое время, отдыхала в летние отпуска и зимние каникулы. А когда дети закончили школу, как говорится, плюнула на всё и уехала жить в можжевеловые леса навсегда.

История Евы кажется неправдоподобной. Успешный медицинский работник, многодетная мать, и вдруг… бросила всё и стала жить «дикарём». Да и выглядит она гораздо моложе своих лет, грамотно разговаривает, любит детей и животных.

— У меня мало одежды, нет сотового телефона и продуктовых запасов. Почти никогда нет денег. Но я счастлива тем, что я имею, — уверяет Ева. — Энергетика настоящей природы, моря, леса даёт мне больше, чем все блага мира.

Как старожил Утриша, Ева следит за порядком: заставляет отдыхающих убирать мешки с мусором, устраивает нешуточные скандалы тем, кто осмеливается срубить для разведения костра сухие ветки «краснокнижного» можжевельника.

— Ты можешь мне не верить, — говорит Ева, — но я всегда остро чувствую, когда здешним деревьям делают больно. У меня ломит руки и ноги, выкручивает поясницу, я могу слечь с дикой головной болью просто оттого, что кто-то из отдыхающих обидел мой лес.

Ева утверждает, что старое дерево можжевельника, которое на Утрише называют Лотосом, дарит ей спокойствие. Фото: АиФ/ Яна Топоркова

С мая до середины октября Ева живёт на берегу моря. Затем перемещается в горы «на зимовье» — так называются хижины, в которых коренные «утришане» проводят холодные месяцы года.

— Зимой нас остаётся человек 10-12. Мы все по-соседски поддерживаем друг друга, — рассказывает Ева. — Раз в месяц беру рюкзак, одеваюсь потеплее и иду по каменистому пляжу до посёлка Большой Утриш, там сажусь на автобус до Анапы и на городском рынке покупаю себе всё необходимое для жизни.

Где Ева берёт деньги, остаётся загадкой. Так же, как и то, общается ли она со своими детьми, где они сейчас, чем занимаются, навещают ли её. Впрочем, под сомнение можно поставить и слова Евы о её возрасте, количестве лет, которые она прожила на природе. Женщина старательно делает вид, что не слышит моих уточняющих вопросов, и настойчиво переводит разговор на свои любимые можжевелово-фисташковые леса, глубокое синее море и чистый воздух, которые сделали её счастливой.

Антон: «Чувствую себя нужным»

С Антоном мы встретились на «большой земле», а точнее — около посёлка Большой Утриш, куда молодой человек выбрался на заработки.

— Я сам из Тюменской области. Об Утрише узнал полгода назад. Автостопом добрался сюда и живу уже два месяца. Приехал с одним рюкзаком за плечами. А теперь уже у меня есть всё, что нужно для жизни на берегу моря, — палатка, посуда. И даже какая-никакая работа, чтобы деньги водились.

Антону 25 лет. Он сидел в тюрьме по трём статьям — за кражу, угон и разбой. Парень жалуется, что на «большой земле» не может найти работу. По специальности он автослесарь, но все его судимости напрямую связаны с машинами, поэтому трудиться в автомастерских он не сможет ещё несколько лет.

— А больше меня никуда не берут, — разводит руками молодой человек. — Зато на Утрише я помогаю людям — собираю заявки каждое утро и езжу в посёлок за покупками, помогаю неопытным туристам разжигать костёр. Когда есть настроение, поём с пацанами песни под гитару на поселковой набережной. Люди дают нам деньги за хорошую музыку.

Каждый день большой костёр на третьей лагуне собирает местных жителей. Фото из личного архива путешественников

Антон рассказывает, что всю жизнь никому не был нужен. Родители не занимались его воспитанием. Жена, которая родила ему сына, оказалась предательницей и теперь не разрешает мальчику видеться с отцом. Работу найти сложно.

— Утриш дал всё, чего мне недоставало для счастья, — говорит Антон, — за несколько месяцев у меня появились друзья из многих городов России. Люди рады моей помощи: они приглашают меня на завтрак, обед и ужин, просят спеть для них. Я раньше не знал, что где-то в мире есть место, где я смогу найти себя.

Антон проведёт зиму в Краснодаре у приятелей с Утриша, а весной вернётся на третью лагуну, как он рассчитывает, уже навсегда.

Неправильных жизней нет

Истории Евы и Антона необычны. Возможно, кто-то восхитится силой их духа, а кто-то, наоборот, сочтёт безответственными… Может, они пошли по наиболее лёгкому пути отказа от проблем, с которыми обычные люди сталкиваются ежедневно? Психолог бизнес-центра «Авалон» Сергей Федченко пояснил, почему не стоит скептически относиться к людям, которые отказались от традиционных социальных ценностей:

— Правильных и неправильных жизней нет. Ева и Антон взамен забот, которыми ежедневно озадачивало их общество, выбрали жизнь на Утрише. Избрали для себя то существование, которое сделало их нужными миру, а значит, счастливыми. Оба они прошли непростой жизненный путь, хлебнули немало лишений и горя. Не считаю их бомжами или сломленными людьми. Я вижу в этих молодых мужчине и женщине интерес ко всему, что их окружает, стремление к гармонии и неприятие современного темпа жизни.

У каждого из нас на выбор жизненного пути влияют воспитание и обстоятельства. Одни будут строить карьеру, создавать семью и поднимать детей. Другие — встречать рассвет на берегу моря, следить за чистотой леса и учить друзей разводить костры. У каждого свои представления о счастье, и все они правильные.

Темное пятнышко деревянного домика еле заметно среди грузных деревьев. По двору небрежно разбросаны глиняные кувшины и рукомойники. Два года назад в деревню Калюга, что в Глусском районе Могилевской области, из Минска переехала семья Каптуров. История семьи, добровольно оставившей столицу, - в нашем репортаже.

Хозяин хутора Демьян возразил и звонко расхохотался, когда мы сказали, что он променял цивилизацию на природу.

- Да разве что в Минске людей много! Вот она, обратная сторона цивилизации, - показывает мужчина на измученных котят, которых он на днях привез с Гурского, 42.

Демьян - профессиональный гончар, возрождает старинные белорусские традиции. Супруга Екатерина помогает ему в работе и сейчас ждет второго ребенка. Девочка Дарья, их первенец, бегает по двору.

Жилье Каптуров - обычная деревенская изба, такая же, как любой дом в экранизации «Людзей на балоце» Мележа. Печное отопление, отсутствие удобств и телевизора. Впрочем, вопрос о наличии воды и электричества Демьян закрыл сразу и без обиняков.

- Я не люблю об этом говорить. Мне очень обидно, что сейчас людям интересно только наличие туалета и воды. Все говорят о вещах, которые чуть-чуть выше травы, но ниже колена. Наша задача в жизни - ощущать чудо каждый день. Мы работаем над этим. Если бы нашей целью был туалет, он бы здесь был, поверьте, суперкомфортабельный, да какой угодно!

Мужчина проводит нас в дом, переполненный глиняными изделиями. Первую жилую комнату занимают большая печь, маленькая гончарная мастерская и кухня. На миниатюрном стареньком шкафчике ютятся календари, записи и грамота от Министерства культуры. В окошке дверей спальни видно, как качается плетеная детская люлька, подвешенная к потолку.

- Когда мы приехали, здесь был полный экстрим! - вспоминает Каптур. - Дом изначально находился в колхозном состоянии: гипсокартон, обои, печка, окрашенная в синий, кантри-стиль, что туши свет! Мы давай все это отрывать, печку штукатурить. В нашей спальне была грубка, мы ее развалили и построили красивую печку с лежанкой. Во многом друзья помогали, конечно.


Сейчас семья своими руками строит баню и пристройки к дому. Во дворе красуется гордость Демьяна - горн. Это аутентичная гончарная печь для керамики. Здесь посуда обжигается и становится черной.

Кардинально поменять жизнь Каптур решил восемь лет назад, когда ему было 25.

- Я самый обычный парень. Учился в школе, закончил институт, куда поступил, потому что был наименьший конкурс, как и все нормальные люди. Это БГАТУ - самый элитный университет республики! - смеется Демьян. - Выучился на инженера-механика по сельхозтехнике, отработал два года в колхозе - абсолютный ад, просто рафинированный ужас! Потом два с половиной года работал на заводе в Минске на должности замначальника отдела маркетинга. Все как полагается, купил машину. Можно вроде бы жить…

Параллельно с обычной работой Каптур играл в разных музыкальных группах от металла до этно и фолка, путешествовал автостопом по миру, состоял в рыцарских клубах.

- Работаю до пяти, сажусь в машину, еду к своим друзьям на дачу, где меня ждет сборище хипанов, баня, репетиции, барабаны… Весь этот тусняк продолжается до трех ночи. Утром вся наша «бригада» спит сном праведников, а я подрываюсь в семь утра и еду на работу. До обеда я вообще не могу понять, что я на ней делаю!

Однажды у знакомых в Киеве Демьян увидел на стене терракотовые глиняные плиточки с оттисками по мотивам египетских пирамид.

- Я подошел к этой стене, рассматриваю ее. И мне в одну секунду в голову стукнуло: «Ты должен этим заниматься». Я сначала удивился, - шутя вспоминает мужчина.

Жена Демьяна родом из Львова, по образованию она фольклорист-этнограф, до переезда в Беларусь вместе с сестрой открыла частный детсад. Как и будущий супруг, выступала на различных музыкальных фестивалях, где они и познакомились.

Вернувшись домой, Каптур практически самостоятельно выучил азы гончарного ремесла. Уволился с завода, подрабатывал у частника за копейки, потом друзья подарили ему гончарный круг и печь для обжига керамики. Так пять с половиной лет назад у семьи появилась своя мастерская.

- Это было время «великой депрессии». Мы с женой стали жить вместе, с гончарством у меня получалось слабо. Денег не было совсем. То у друзей перемаемся, то в машине с котом. Полтора года мы жили святым духом, но верили, верили непонятно во что. Так мы на ровном месте повернулись в сторону нашей судьбы. Одну зиму жили у знакомой на даче, где поставили оборудование. Тогда и появился наш первый заказ в детский садик. Мы были счастливы, что нашу посуду оценили. После этого более двух лет жили в деревне под Ивенцом, потом купили этот дом.



Здесь у семьи все сложилось. Посуда мастерской признана, ее покупают. Сейчас Каптуры выступают на корпоративах с мастер-классами, гончар ведет несколько школ, выставляется на ярмарках.

- Мы можем работать две недели в месяц, и этого нам хватает, чтобы путешествовать, жить и строиться. Это красивая история о том, как нужно верить в себя и не сдаваться.

Спрашиваем, как хозяева питаются.

- Многое покупаем в магазине. Хотели бы выращивать все свое, но разъезды не позволяют. Мы вегетарианцы, поэтому вопросы типа вырастить курочек или кабанчика нас волнуют мало. В этом году взяли улей с пчелами, молоко часто покупаем у фермеров, - говорит Демьян.

- Я сама пеку хлеб в домашней русской печке, делаю свежие салаты, готовлю домашний квас, чаи, варенье. Стараемся питаться здоровой пищей: зеленые коктейли, ягоды, - добавляет Екатерина.

- Мы не помним, когда болели! Дарья босиком гоняет тут целое лето - за два года жизни ни болячки, у нее нет никаких прививок, она не записана ни в одной поликлинике. Этот ребенок растет сам, как дерево, посаженное в хорошую почву, которое поливается дождиком, - продолжает Демьян.

По утрам семья обливается холодной водой, зимой может спокойно окунуться в сугробы.

Услугами медицины Каптуры не пользуются вообще. Демьян готов самостоятельно принимать роды у своей жены. Говорит, в их окружении все рожают дома, иначе это признак дурного тона. Он считает, что в процессе рождения ребенка все связано не столько с материей, сколько с состоянием роженицы.

- Важно, чтобы женщина была расслаблена и спокойна. Дом - место, в котором это возможно как нигде. Рождение ребенка - самый прекрасный момент в жизни человека. Отец, который это пропускает, многое теряет. Роды - это экзамен, ты покажешь все, что накопил в жизни. На таких гранях человек не может притворяться, он настоящий. Супруги становятся действительно родными. Это не просто жить вместе, делить квартиру, кровать, а стать людьми, которые пережили что-то глобальное. И как после этого я могу сказать, мол, ай, Катруся [так Демьян называет свою супругу. - Прим. Onliner.by] - рассуждает Демьян.

- В городе нам некомфортно и тесно. И мы не оригинальны в своем мнении - коттеджи вокруг Минска это доказывают! Если бы не нужно было зарабатывать бабло, в воскресенье вечером никто бы не ехал назад, в столицу. Это естественная потребность человека - иметь свою землю, посмотреть, как растут деревья, которые ты посадил сам. Это возвышает человека.

- В Минске людей используют как кошельки. Заехал недавно в гипермаркет на выезде домой и словил прикольный момент: иду по залу, и меня накрывает ощущение великого покоя и созидания… То есть очень часто единственное место, где человек может расслабиться и творчески подойти к процессу, - это гипермаркет, - делится наблюдениями гончар. - Люди тщательно выбирают подсолнечное масло, туалетную бумагу - белую или розовую. Они ничего в жизни не делают так спокойно и качественно, как потребляют. И это ужасно. Мы осознанно подвергаем себя аскезам. Мы специально живем здесь, чтобы в этой пустоте пробудилось то, что есть внутри нас.

С самого момента рождения все - родители, школа, СМИ - учат нас, что успех это понятие материальное. Счастье, удовольствие и отношения стоят на втором месте после уровня дохода. Поскольку наша культура больше всего ценит успех, отражаемый на банковском счете, мы живем в мире, которым правит доллар.

Рабство начинается тогда, когда твоя работа перестает давать тебе финансовую свободу и становится способом самосохранения.

Большинство людей одержимы своими материальными целями, они проводят всю жизнь в попытках выплатить кредиты за очередную покупку и оплатить счета, которые накопились за прошедшие годы. Могу предположить, что даже вы, читающие эти строки, работаете по 9 часов 5 дней в неделю, и вас от этого уже тошнит. Возможно, вы попали в психологическую ловушку мира чисел и материальных забот и хотите освободиться от ментального рабства.

Мне не нужно знать вашу конкретную ситуацию. Истина в том, что большое количество людей, читающих это, уже сыты по горло долгами, долгими часами работы и рекламой, заставляющей их покупать вещи, которые им не нужны. Хорошая новость в том, что хотя вы живете в потребительском обществе, это не значит, что вы должны прожить всю жизнь как потребитель.

Вот три способа, как можно освободиться от власти вещей.

1) Вы - не белка в колесе

Где написано, что нужно работать по 9 часов в день с понедельника по пятницу? Кто сказал, что мы должны закончить школу и сразу найти работу на полный день? Кто решил, что мы должны провести лучшие годы жизни постоянно работая, а на пенсию можем выйти только в 55 или 65 лет?

Вам не нужно делать то, что говорит общество, и вам не нужно делать то, что велят родители. Если вы устали от бесконечного бега в колесе, просто оставьте его. Никто не приставит вам пистолет к виску, вынуждая проводить по 40 часов в неделю на работе, которая вам не нравится. Но нужно платить по счетам, верно? Это приводит нас к следующему пункту.

2) Не живите, чтобы кого-то впечатлить

Единственная причина, по которой мы вынуждены работать 40 часов в неделю, состоит в том, что мы покупаем вещи, которые нам не нужны, на деньги, которых у нас нет, чтобы впечатлить окружающих. Потому что нас научили, что успех и ценность определяется материальными вещами; мы считаем, что нужно накапливать столько имущества, сколько возможно. Если вы сократите свои расходы наполовину, то увидите, что вам этого вполне хватает, а работать для этого будете только половину того времени, что сейчас.

Вам на самом деле нужны деньги на новую машину, или вы можете купить подержанную? Действительно ли вам нужно жить в огромном доме, оснащенном по последнему слову техники? Вам на самом деле нужен этот новый телевизор? Или эти брендовые шмотки? Или новейший iPhone? Или навороченный ноутбук?

Очень часто мы становимся рабами по собственной воле, потому что хотим выглядеть успешными в глазах других людей. Мы измеряем свое чувство собственного достоинства тем, как мы выглядим на фоне других людей. Так дети на площадке говорят друг другу: «Мой папа сможет побить твоего папу», а взрослые говорят: «Мой дом больше и красивее твоего».

Вы видите, что некоторые люди так и не вырастают из этого песочнического менталитета. И из-за этого многие живут от зарплаты до зарплаты. Желание удовлетворить свой эгоизм в конечном счете ставит нас в рабскую зависимость от денег и крадет наше счастье. Это подводит нас к следующему пункту.

3) Перешагните через материальное

Не сравнивайте себя с другими людьми по количеству вещей, которыми вы обладаете, по стилю жизни, который вы ведете. Главным критерием для оценки должны быть ваши отношения с Богом. Вы испытываете духовную полноту? Вы ощущаете мир и целостность внутри себя? Если нет, как это может называться успехом?

Когда вы откроете в себе то, что глубже, чем все материальное, материальный мир станет для вас шуткой. Как только вы во время размышлений или наблюдения за природой проникнете в это бесконечное пространство благодати и мира, вам больше не нужно будет продолжать бесконечную погоню за материальной прибылью.

И культура, которая говорит нам, что успех измеряется материальными вещами, также является самой несчастной, толстой, измученной и погрязшей по уши в долгах культурой в мире. На сегодняшний день среди причин смерти в США самоубийство стоит на 10 месте . Я подозреваю, что львиная доля страдающих от депрессии - это люди, воспитанные в тупиковом обществе - мелочном, скучном, движимом потреблением, духовно пустым и порабощенным куском бумаги.

Вам не обязательно быть рабом денег и вещей. Будьте смелым. Откажитесь от бега в колесе, живите по средствам, знайте, когда нужно что-то урезать, и начните практиковать молитву и размышление, чтобы открыть себя для нового мира возможностей, о которых вы раньше даже не подозревали.

Иногда цивилизация и все её блага могут быть чрезвычайно давящими… Быстрый темп жизни, сложности взаимоотношений, политические споры, технологическая гиперразвитость – всего этого вполне достаточно для того, чтобы у вас появилась мечта убежать куда подальше и сродниться с природой. Для большинства из нас эта мечта выливается в уикенд, проведенный в палаточном лагере, но некоторые люди – критики цивилизации, активисты, спиритуалисты или просто свободные люди – принимают эту идею всерьез. Кто-то назовет их глупцами или радикалами, а кого-то их пример, быть может, невероятно вдохновит. Как к ним относиться – решать вам, а мы, в свою очередь, представляем 6 личностей, променявших цивилизацию на жизнь в дикой природе.

Кристофер Маккэндлесс

Ставший известным благодаря книге Джона Кракауэра «В диких условиях» и одноименному фильму, режиссером которого выступил Шон Пенн, Кристофер Маккэндлесс (который сам себя называл Александр Супербродяга) был американским путешественником. Молодой человек мечтал об Аляске, где бы он мог жить вдали от цивилизации. Маккэндлесс был хорошо обучен: его академические успехи и уровень развития выше среднего существенным образом повлияли на развитие презрения к пустому материализму общества.

К сожалению, прожив 113 дней в пустынной Аляске, Кристофер Маккэндлесс скончался от истощения – когда мужчину нашли, его вес составлял около 30 кг. Его приключение закончилось в конце августа 1992 года, молодому человеку на момент гибели было всего 24 года.


Тимоти Тредуэлл

Тим Тредуэлл был натуралистом, любителем природы, «эко-войном» и режиссером-документалистом, который жил среди медведей гризли в национальном парке Катмай на Аляске. Несмотря на то, что в течение многих лет Тим каждое лето отправлялся в парк Катмай, чтобы провести время вместе с медведями-гризли, не имея при этом никакой защиты, в конце 13-го лета удача от него отвернулась. Он и его подруга Эми Хугенард были убиты медведями, их тела нашли частично обглоданными.

Несмотря на то, что некоторые сочтут идеализм Тредуэлла наивным, посредством своих фильмов и в целом своей деятельности он пытался защитить ту среду обитания, которую любил. История Тимоти Тредуэлла была увековечена в документальном фильме «Человек-гризли».


Генри Дейвид Торо

Торо являлся известным американским автором, натуралистом, философом и критиком, получившим известность благодаря книге «Уолден», где он описывал период своей жизни в изоляции. Мужчина провел около двух лет в хижине близ Уолденского пруда в Массачусетсе (США).

После того, как Торо вернулся к цивилизации, его целью стало обособление себя от общества с целью более объективного понимания людей.

Работа Торо признана личной декларацией независимости, путём духовного открытия и инструкцией по становлению самостоятельности.


Теодор Качинский

Также широко известный как Унабомбер, Качинский является примитивистом, который довел свою критику цивилизации и технологий буквально до крайности. Несмотря на то, что Теодор мог сделать блестящую академическую карьеру в области математики, Качинский уволился из профессуры Калифорнийского университета в Беркли, чтобы начать новую жизнь. Мужчина поселился в хижине без водопровода и электричества в глуши Монтаны.

Немного позже Качинский начал свою «кампанию бомбардировок», отправив в общей сложности 16 бомб по почте в университеты и авиакомпании США. Подрывная деятельность Теодора привела к смерти 3 человек и ранениям еще 23. Обоснование своих действий Качинский изложил в своём манифесте, который носил название «Индустриальное общество и его будущее» («Industrial Society and Its Future»).

В данный момент Теодор Качинский отбывает пожизненное заключение в федеральной тюрьме США.


Ноах Джон Рондо

Рондо – знаменитый отшельник, который отказался от жизни в обществе, променяв её на высокие пики гор Адирондак в Нью-Йорке. Прежде, чем удалиться в свой отшельнический дом в возрасте 46 лет, Рондо заявил, что он «не удовлетворен этим миром и его тенденциями».

И хотя большую часть времени Рондо оставался в полной изоляции, иногда он все-таки принимал в своей хижине посетителей и даже играл для них на скрипке. К сожалению, Рондо был вынужден переехать из своего дома в горах, и, в конце концов, умер в 1967 году, не сумев выжить на пособие.


Поль Гоген

Поль Гоген был одним из лидеров постимпрессионистского течения, художником и писателем, известным своим примитивистским стилем и философией. В 1891 году, подавленный низким уровнем признания на родине и плачевным финансовым положением, он решается отправиться в тропики, дабы убежать от европейской цивилизации и «всего искусственного и посредственного».

Оставшиеся годы своей жизни Поль Гоген провел на Таити и Маркизских островах, где он встал на сторону аборигенов, чтобы воевать против колониальных войск. Его работы этого периода демонстрируют экзотичные образы жителей Полинезии.

Похожие статьи