Производство матрёшек. Матрёшки на заказ. Деревянные заготовки. Русская матрёшка. История происхождения

24.09.2019

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

История появления промысла

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки )

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

(Классическая матрёшка )

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

(Матрёшечная семья из 8 куколок )

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков )

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины )

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника выполнения

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

(Изготовление матрёшек )

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

(Роспись готовой матрёшки )

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал?

Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»?



Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?


Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с чёрным пертухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнутого младенца.


О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.


Имя матрёшки

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».



Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».


Тем не менее, матрёшка снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.


Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка - это тепло и уют в доме».


Другими словами, одно в другом спрятано, заключено - и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка - напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?


Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо - и Кощей мгновенно умирает».



И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, - раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».


Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка - эта составная часть нашей жизни


Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка.


Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!


Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.


Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек.


Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка.


С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером…

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России - и в мире! - музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор - Лариса Соловьёва - посвятила изучению матрёшек не один год. Она - автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области - он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи - те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее - метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая - размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров "Ambiente-2005" в Германию, в город Франкфурт-на-Майне.


В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус - матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей…


Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.





В селе Полховский Майдан Нижегородской области мало что изменилось за сотни лет. Те же деревянные домики с изразцам. Те же разбитые дороги. Тот же липовый лес. Тот же промысел. Уже четыре века подряд в здешних мастерских рождается самый узнаваемый сувенир России – матрешка.

Крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря. В начале XX века деревянные поделки стали выжигать, немногим позже – красить. Тогда и сложился характерный майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.

Раньше было целое производство и называлось «Красная заря», где всем селом точили и красили матрешек. Даже ходили по домам и проверяли, не точит ли кто дома. Но с развалом Советского Союза не стало и завода. Вся деревня теперь точит дома.Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели. Секреты токарного дела и уникальной полхов-майданской росписи передаются от отца к сыну, от матери к дочери.

Люди живут здесь просто. Честно трудятся. Заготавливают лес, который потом пустят на деревянную утварь и игрушки. Сырье берется в лесу. Кто не хочет ездить в лес, покупает древесину, заказывая полную машину ЗИЛ (зимой стоимость 17 000 рублей), а летом – 20 000. Жители рассказывают: «Набросают полмашины коряг, сам разбирайся потом. В 12 км от села есть лес. Там покупаешь разрешение у лесника, и он показывает, где можно рубить, а где – нет. Находятся и такие люди, кто без документов рубит, но если поймают, штраф выпишут 100 000 рублей».

Токарная мастерская для мужской половины – все равно что второй дом. Здесь они проводят по 10–12 часов в сутки. Иначе на кустарном промысле не заработать.

Только на первый взгляд это сестры-близняшки. На самом деле двух одинаковых не найти. Ручная работа.

Процесс изготовления матрешек начинается с выбора древесины. Из множества видов деревьев выбирают липу, так как она очень мягкая и с ней легко работать. Лучшее время для заготовки материала – ранняя весна. Дереву нужно подсохнуть, чтобы принять форму, после чего липу распиливают.

Нижнюю часть матрешки точат из сухого дерева, которое сохло несколько лет. Верхнюю часть – из сырой, так как в дальнейшем дерево высыхает, и поэтому матрешка плотно захлопывается. Сперва точат самую маленькую цельную однерочку. После приступают ко второй, состоящей из двух частей.

Изнутри вся древесина удаляется, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера и т. д. После матрешку женщины красят масляными красками. Покрывают лаком.

– Раньше мода была в Москве, однерки наточишь, зувындочки, по-нашему, (однерка – самая маленькая матрешка, размер ее 15 мм.). Блатные любили и на штаны… и везде навешивать. Мода была раньше такая. Рубль одна стоила. Можно было на него и опохмелиться.

Раньше майданские деревянные изделия продавали лишь в соседних селах. После того как токарные станки стали электрическими, матрешек увидели и дальние города России, и другие страны. С ярмарочных площадей Нижнего Новгорода и Москвы круглобокие красавицы разъезжаются по всему миру. Их пакуют в обычные тюки, китайские сумки, волокут по бездорожью.

И в дождь, и в снег им приходится томиться на прилавке. Прежде чем кто-то выберет для себя матрешку из сотен конкуренток. В торговле матрешками мало творчества. Это бизнес. В сувенирных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга пятиместные матрешки стоят от 250 до 7000 рублей.

Кроме традиционных точат и матрешек с портретами героев из сказок, а также пасхальные яйца, свистульки, елочки, петушков, булавы. Мода на деревянные изделия меняется. Спрос рождает предложения.

Однажды папа Карло состругал маленького мальчика Буратино. У нас все было по-другому. Майданцы выточили и расписали девочку-труженицу, умницу и красавицу. Она дала работу целому селу и стала символом всей России.

Вконтакте

Кажется, что матрёшку знают все. Во всех странах, во всём Мире. Это, пожалуй, очень близко к истине. Действительно, эти яркие расписные деревянные куклы не только очень красивы. Они интересны.

И детям, и взрослым нравится открывать матрёшку и обнаруживать там следующую. Потом ещё и ещё... И есть ощущение «тайны», а вроде всё так просто!

Немного истории

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось в то время, особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание».

В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937).

Zvezdochkin , CC BY-SA 3.0

Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Впоследствии имя Матрёшка стало нарицательным и стало означать токарное, разъёмное, красочно расписанное, деревянное изделие. По сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия.


Матрёшки в стиле Малютинская Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца

Изготовление матрёшек

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.


Bogomolov.PL , CC BY-SA 3.0

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и так далее. Количество кукол может быть различным.

После изготовления заготовки, работу продолжает художник. Рисунки могут быть самыми разнообразными. Чем дальше развивается ремесло, тем больше фантазии проявляют мастера. Современные матрёшки порой уже очень не похожи на первые, «малютинские».


Tamaki Sono , CC BY 2.0

В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по прежнему отдают предпочтение гуаши.

В конце работы матрёшку могут покрыть лаком, но бывают и матовые, не покрытые лаком матрёшки. Так же бывают резные, и с выжиганием.

Фотогалерея








Матрёшка ещё «молода»

Существует мнение, что матрёшка - это «древняя русская кукла». Это вовсе не так!

Матрёшка появилась только в XIX веке. Тогда, 100 лет назад, в России был период бурного экономического и культурного развития, подъема национального самосознания и интереса к русской культуре.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила мировое признание. Видя большую популярность русской деревянной куклы, предприниматели-иностранцы стали выпускать матрешки в русском стиле.

Но, лишенные национальной почвы, они не прижились ни в Германии, ни во Франции. Благодаря популярности Сергиево-Посадской матрешки в России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.

Прообраз матрёшки

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Почему «матрёшка»

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Освоение технологии

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Музеи матрёшки

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве - в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде. В этих же городах находятся и основные центры по производству матрёшек.

Классическая матрёшка

В наше время многие считают, что истинный, классический образ матрёшки - это «Семёновская», в жёлтом платке и с яркими розами на переднике. Так случилось из-за того, что в Советское время не слишком много внимания уделялось культуре ремесла. Было много других задач, которые надо было решать. Поэтому, развивались лишь немногие направления Русских промыслов. Среди них - Семёновская хохлома. Поколение, выросшее в то время, считает Семёновскую матрёшку «своей». Но классика - это Сергиево-посадская матрёшка, с курочкой в руках. Такая, как была создана Малютиным.

Похожие статьи