Повышенная нагрузка в школе: как и чем помочь ребенку. Учебная нагрузка на детей Наибольший объем школьной нагрузки должен приходиться на

25.02.2021

С начала учебного года в адрес Управление Роспотребнадзора по Томской области поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в школах регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать величину максимальной недельной образовательной нагрузки.

Классы

2-4кл.

8-9кл.

10-11кл.

при 6-ти дневной неделе, не более

при 5-ти дневной неделе, не более

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

Для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

Для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;

Для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на 2 уроке; 2-4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов - на 2-4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса. Обучение «первоклашек» осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, для организации питания детей после 2 и 3 уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков, после уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Кривцова Зоя и Попова Ира

Мы решили выяснить, влияет ли учебная нагрузка на здоровье учащихся нашей школы.

Гипотеза проекта: существует прямая связь между учебной нагрузкой и здоровьем школьников.

Цель проекта: выяснить влияние учебной нагрузки на здоровье школьников

Работая по актуальной и интересной для нас теме, мы определили ряд задач:
1. Изучить состояние здоровья школьников МОУ «СОШ г. Среднеколымска».
2. Изучить отклонения состояния здоровья школьников.
3. Исследовать причины нарушения здоровья школьников посредством определения тревожности и учебной нагрузки.
4. Выработать рекомендации для администрации школы для сохранения здоровья учащихся.

В работе были использованы следующие методы:
 Теоретические: работа с литературным источниками (книгами, журналами, газетными статьями, Интернет - ресурсами).
 Исследовательские: работа с медицинскими картами, расписанием школы, анкетирование учащихся.
 Творческие: выработка рекомендаций

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»

Проект на тему:

ВЫПОЛНИЛИ: Кривцова Зоя 8 «Б» класс

Попова Ира 8 «Б» класс

РУКОВОДИТЕЛЬ: Винокурова Мария Ильинична

Учитель биологии

Среднеколымск

2009 год.

Введение. 3 стр.

1. Проблема здоровья человека 5 стр.

2. Здоровье школьника

2.1. Теоретический анализ проблемы

Здоровья учащихся школы. 8 стр.

2.2. Здоровье и анализ общей заболеваемости

Школьников в нашей школе. 9 стр.

3.1. Исследование тревожности учащихся 14 стр.

3.2. Анализ расписания по шкале сложности 17 стр.

Заключение 20 стр.

Литература. 22 стр.

Введение

В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья населения России. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Именно в этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал стран. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения

Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях. Особую остроту проблема здоровья имеет на территориях Крайнего Севера с экстремальными условиями существования, в состав которого входит и город Среднеколымск.

Мы решили выяснить, влияет ли учебная нагрузка на здоровье учащихся нашей школы.

Гипотеза проекта: существует прямая связь между учебной нагрузкой и здоровьем школьников.

Цель проекта: выяснить влияние учебной нагрузки на здоровье школьников

Работая по актуальной и интересной для нас теме, мы определили ряд задач:

  1. Изучить состояние здоровья школьников МОУ «СОШ г. Среднеколымска».
  2. Изучить отклонения состояния здоровья школьников.
  3. Исследовать причины нарушения здоровья школьников посредством определения тревожности и учебной нагрузки.
  4. Выработать рекомендации для администрации школы для сохранения здоровья учащихся.

В работе были использованы следующие методы:

  1. Теоретические: работа с литературным источниками (книгами, журналами, газетными статьями, Интернет - ресурсами).
  2. Исследовательские: работа с медицинскими картами, расписанием школы, анкетирование учащихся.
  3. Творческие: выработка рекомендаций
  1. Проблема здоровья человека

«Здоровье – не все, Но все без здоровья – ничто». /Сократ/

Когда-то Шопенгауэр сказал, что «Здоровый нищий богаче короля». Здоровье есть ценность, золотой запас, драгоценный резерв жизни, детерминирующие все другие свойства жизни.

В жизни Человека есть одно удивительное состояние: когда «оно» есть – его не чувствуют; как только «его» потеряли – появляется «боль»: злая, коварная, нестерпимая. Боль – это сигнал о неблагополучии в нашем организме. Это удивительное свойство – здоровье человека, о котором давно Сократ сказал так: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». Если есть здоровье – Человек радуется, спокойно живет и работает, учится, играет в футбол или волейбол, идет на свидание. Здоровый человек – надежный и трудоспособный, он всегда «может», он всегда «хочет», он с радостью живет сам и помогает хорошо жить другим. Без здоровья нельзя жить, нельзя любить, нельзя быть красивым и обаятельным.

Человек – дитя Земли и Космоса. Люди – дети Неба, дети Солнца. Но земляне, прежде всего – дети планеты Земля. Мы дети своей Родины, Отечества, мы дети своей Матери и своего Отца, своей семьи. Счастье каждого из нас – в семье здоровье, а счастливые люди – те, кто с радостью идут в школу и на работу.

Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в Здоровье сохраняющей Стране. С 1992 года Россия стала депопуляционной страной, смертность населения более чем в 2 раза превышает рождаемость, идет резкое постарение населения, нарастает психофизическая патологизация, духовное выгорание, отмечается хроническая психическая усталость и депрессия всех групп населения. Ситуация во многих семьях, школах, учреждениях сравнима с уровнем высокой стрессогенности.

Чтобы превратить Россию в Здоровье сохраняющую Страну, необходимо решить следующие проблемы:

  1. Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в Здоровье сохраняющей экологической среде. Россия сегодня страна с загрязненной ядохимикатами почвой, отравленной атмосферой городов, питьевой водой низкого качества; загрязнение среды привело к иммунному напряжению и иммунному дефициту, что привело к росту инфекционной заболеваемости.
  2. Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в здоровье сохраняющем городе. Городской житель 80% суточного времени проводит в закрытых помещениях. Город – это особая среда, определенная концентрацией людей, бетона, энергии, химических веществ, ядохимикатов. Город – это концентрация шумов, информационных потоков, культуры и антикультуры, телевизионного /перегрузочного для нервной системы/ патогенного фактора.

На сегодняшний день Правительство Российской Федерации закрепило свою позицию о здоровье в законе национального проекта «Здоровье», который позволит остановить ухудшение здоровья населения Россия к 2008 году и к 2015 году достичь уровня соответствующих показателей в странах Восточной Европы.

Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин подчеркнул, что к этому времени будет повышена эффективность управления государственным здравоохранением, завершено формирование системы подготовки медицинских кадров и обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. Пока же, по его словам, недостаточно высокий уровень отечественного здравоохранения.

Факторами, влияющими на здоровье человека являются: генетические, экологические, социальные, психологические, медицинские и культурные. Их соотношение отражено в диаграмме 1.

Человек не рождается здоровым: мы рождаемся лишь потенциально способными быть здоровыми. Семья и школа должны дать знания о здоровье и сбережению его каждому ребенку.

2. Здоровье школьника

2.1. Теоретический анализ проблемы здоровья учащихся школы

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. И тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпидемнадзора России лишь 14 % детей практически здоровы; 50 % имеют функциональные отклонения; 35-40% - хронические заболевания.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др., что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

Около 7.5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно – психической сферы. Основная масса таких детей обучается в обычных классах.

Состояние здоровья напрямую влияет на становление личности. Нет, видимо, большой необходимости доказывать, насколько велика цена состояния здоровья нации для ее благополучия и расцвета.

Такое состояние здоровья формируется в значительной степени в детском возрасте, в том числе и в школе.

Как информирует нас медицинская статистика и анализ проведенных диагностических исследований за последнее время, здоровье учащихся ухудшается, несмотря на усилия администрации школы, и всего педагогического коллектива, заставляет с тревогой говорить о проблеме здоровья и его влиянии на успешность обучения и состояния развития детей.

2.2. Здоровье и анализ общей заболеваемости школьников в нашей школе

Как же обстоит, дело на самом главном направлении школьной жизни детей нашей школы рассмотрим в данных таблицы №1.

ТАБЛИЦА 1.

Показатели заболеваний учащихся по МОУ «СОШ г. Среднеколымска» (по данным медосмотра 2008 года)

№ п/п

ЗАБОЛЕВАНИЕ

Количество человек

% отношение от общего количества

Зрение

27,8

Нарушение осанки

ЛОР - заболевания

Нервная система

Дыхательная система

Сердечно - сосудистая система

Аллергические заболевания

Эндокринная система

Желудочно-кишечный тракт (в т. ч. кариес)

60,8

Врожденные пороки

Болезни крови

Нарушение речи

Плоскостопие

Наблюдение у ортопеда

Ожирение

Инвалиды

Болезни почек

Обследование учащихся школы проведенное в 2008 году, выявило виды заболеваний:

  1. На первом месте – заболевания желудочно-кишечного тракта (у 60,8% школьников)
  2. На втором месте – нарушения зрения (почти 28% школьников)
  3. На третьем месте – заболевания нервной системы (у 8,5% школьников)
  4. Довольно высоки показатели ЛОР – заболеваний (4,1%), болезней сердечно-сосудистой (4,1%), дыхательной системы (3,9%) и эндокринной (3,2%) систем, а также ожирения (у 3% школьников)
  5. Всего инвалидов в школе 21 человек, что составило 3,5% от общего количества учащихся.

Очень высокий процент желудочно-кишечных заболеваний можно объяснить неправильной организацией питания, нарушением режима и несоблюдением норм питания. По словам школьного медика эта группа заболеваний распространена среди учащихся 1 смены, что может быть следствием того, что школьники не успевают утром позавтракать. В нашей школе налажено обеспечение учащихся горячим питанием, вероятно, проблемы с пищеварением детей берут своё начало в семье.

Высокий процент глазных заболеваний в школе можно объяснить спецификой школьного труда – необходимостью много писать, работать с книгой или компьютером. При этом школьники часто не соблюдают положение тетради при письме, правильную осанку, направление падающего на тетрадь или книгу света, а иногда и сам уровень освещенности недостаточен.

Заболевания нервной системы также могут быть обусловлены влиянием школьной нагрузки на учащихся. Это может быть связано и с учебной перегрузкой, и с отношениями между школьниками и с учителями и т. п.

Болезни эндокринной системы могут возникнуть в связи с малой подвижностью учащихся (монотонный труд за партой в школе, за компьютером), нерегулярным и неполноценным питанием, могут быть предопределены на генетическом уровне.

Цифры устрашающие, многие учащиеся поставлены на диспансерный учет. Из показателей таблицы 2 видно, что многие учащиеся страдают несколькими хроническими заболеваниями.

ТАБЛИЦА 2.

Показатели медицинского осмотра учащихся 8 «Б» класса.

Фамилия

Педиатр

Эндокринолог

Ортопед

ЛОР

Стоматолог

Невролог

Офтальмолог

Берёзкин М

Бубякин П

Винокуров А

Винокурова Т

Гапиров В

Доменти И

Жирков В

Кокорина Л

Кривцова З

Мышакин Д

Попова И

Потапова Л

Ставенская Р

Татаринов А

Шаборшин Д

Шадрин М

Яковлев П

Индийская пословица гласит: «Нет друга, равного здоровью, нет врага равного болезни».

Классифицируя школьные хвори, медики заявляют: более 50 % - это так называемые информационные болезни. Они связаны с неоптимальным взаимодействием ребенка с информационным окружением. Это психосоматические болезни – и язвы желудка, и гастриты, и неврозы, и сердечнососудистые заболевания. Их называют «болезнями информационного стресса». Из факторов причиняющих вред здоровью отмечают: социальные, домашние и школьные.

Результаты анализа медицинских карт развития группы учащихся 8 «Б» класса в сравнении 2005-2006 учебного года /5 класс/ с 2008-2009 учебным годом /8 класс/ отражены в таблице 3.

ТАБЛИЦА 3.

Динамика развития групп здоровья учащихся 8 «Б» класса.

Группы здоровья

2005-2006 год

Количество

учащихся

В %

2007-2008 год

Количество

учащихся

В %

1- группа здоровья

65,22

2- группа здоровья

30,44

88,23

3- группа здоровья

4,34

11,77

Физические группы

Основная физическая группа

86,98

70,59

Подготовительная физическая группа

8,68

11,77

Специальная физическая группа

4,34

17,64

Из анализа особое беспокойство вызывает рост заболеваемости из года в год и его влияние на успешность обучения. Напрашивается вывод: за хорошую успеваемость при подготовке к домашним заданиям дома и обучаясь в школе эти дети заплатили здоровьем. Среди этих учащихся есть дети обучающихся параллельно в дополнительных учебных заведениях.

Формирование здоровья ребенка на этапе 7 -18 лет в значительной мере зависит от условий обитания, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.

Сегодня к основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания органов зрения, кожно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения.

Среди социальных факторов, влияющих на формирование здоровья детей, 20 % составляют факторы внутришкольной среды.

3.1. Исследование тревожности учащихся

Первоначально мы обследовали группу подростков 8 «Б» класса по методике разработанной по принципу «Шкалы социально – ситуационной тревоги» Кондаша. Особенность подобных шкал связана с тем, что испытуемый оценивает не наличие у себя уровня тревожности, а определяет ситуацию, которая у него может вызвать тревогу.

Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

1.Ситуации, связанные со школой, общение с

Учителем (школьная)

2.Ситуации, активизирующие представления о себе

(самооценочная).

3.Ситуации общения (межличностные).

ИНСТРУКЦИЯ

Здесь перечислены ситуации, с которыми учащиеся часто встречаются в жизни. Некоторые из них могут быть для них неприятными, вызывать волнение, беспокойство, страх и т.п. В состав анкеты включены вопросы ситуации, связаны со школой, межличностными отношениями в обществе и личного характера поведения. Учащиеся внимательно читают вопросы анкеты ситуаций и оценивают ее в баллах:

0 – если ситуация совершенно не кажется вам

Неприятной;

1 – если ситуация немного волнует, беспокоит;

2 – если ситуация достаточно неприятна и вызывает

Такое беспокойство, что ученик предпочел бы

Избежать ее;

3 – если ситуация очень неприятна и вызывает

Сильное беспокойство, страх и т.п.,

4 – если ситуация для него крайне неприятна, если

Он не может переносить ее и она вызывает у

Ученика сильное беспокойство, очень сильный

Страх.

АНКЕТА СИТУАЦИЙ.

  1. Отвечать у доски.
  2. Пойти в дом к незнакомым людям.
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.
  4. Разговаривать с директором школы.
  5. Думать о своем будущем.
  6. Учитель смотрит в журнал, решая кого бы спросить.
  7. Тебя критикуют, в чем–то упрекают.
  8. За тобой наблюдают, когда ты что–либо делаешь.
  9. Пишешь контрольную работу.
  10. После контрольной учитель называет отметки.
  11. На тебя не обращают внимания.
  12. У тебя что–то не получается.
  13. Ждешь родителей с родительского собрания.
  14. Тебе грозит неуспех, провал.
  15. Слышишь за своей спиной смех.
  16. Сдаешь экзамен в школе.
  17. Непонятно, почему на тебя сердятся.
  18. Выступать перед большой аудиторией.
  19. Предстоит важное, решающее дело.
  20. Не понимаешь объяснений учителя.
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе.
  22. Сравниваешь себя с другими.
  23. Проверяются твои способности.
  24. На тебя смотрят как на маленького.
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.
  26. Замолкают, когда ты подходишь.
  27. Оценивается твоя работа.
  28. Думаешь о своих делах.
  29. Тебе надо принять для себя решение.
  30. Не можешь справиться с домашним заданием.

ОБРАБОТКА МЕТОДИКИ.

В соответствии с тремя типами ситуаций, выявляемых с помощью данной шкалы, диагностируются следующие виды тревожности:

Школьная – 1,4,6,9,10,13,16,20,25,30;

Самооценочная – 3,5,12,14,19,22,23,27,28,29;

Межличностная – 2,7,8,11,15,17,18,21,24,26.

Данные результатов анкеты ситуаций тревожности представлены в таблице 4.

Таблица 4. « ТРЕВОЖНОСТЬ» 8 «Б» КЛАССА.

№ П/П

Фамилия, имя учащегося

ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Школьная

Само – оценочная

Меж – личностная

Общий

уровень

Берёзкин Миша

15 Н

14 Н

19 Н

48 Н

Бубякин Паша

15 Н

19 Н-П

20 Н-П

54 Н-П

Винокуров Алик

29 В

18 Н-П

20 Н-П

67 Н-П

Винокурова Тома

20 Н-П

19 Н-П

17 Н

56 Н-П

Гапиров Вова

21 Н-П

15 Н

23 Н -П

59 Н-П

Доменти Ира

13 Н

11 Н

15 Н

39 Н

Жирков Вова

18 Н-П

19 Н

18 Н

55 Н

Кокорина Лана

5 Н

11 Н

6 Н

22 Н

Кривцова Зоя

4 Н

12 Н

36 О-В

52 Н

Мышакин Дима

23 Н-П

17 Н

28 В

68 Н-П

Попова Ира

14 Н

13 Н

15 Н

42 Н

Потапова Луиза

21 Н-П

17 Н

20 Н

58 Н-П

Ставенская Рада

9 Н

11 Н

9 Н

29 Н

Татаринов Антон

30 В

21 Н-П

22 Н-П

73 Н-П

Шаборшин Денис

31 В

20 Н-П

28 В

79 Н-П

Шадрин Максим

21 Н-П

15 Н

8 Н

44 Н

Яковлев Паша

14 Н

12 Н

10 Н

36 Н

Общий балл

Общий %

34,3 %

30,0%

35,7 %

Нормальный

47 %

Несколько повышенный

53 %

Высокий

Очень высокий

Сокращения: Н – нормальный;

Н-П – несколько повышенный;

В – высокий;

О-В – очень высокий.

Результаты анкет учащихся занесены в таблицу, из которой видно что, в исследуемой группе учащихся из общего количества более половины (53%) находятся в повышенной тревожности.

3.2. Анализ расписания по шкале сложности

Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также зависит от организации учебно – воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий и внеклассной и внешкольной деятельностью учащихся.

Растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения; в итоге увеличивается число одночасовых (в неделю) предметов. Однако известно, что это малоэффективное занятие. Если принять любую из существующих гипотез механизма запоминания, то один час в неделю на учебный предмет не способен привести в действие ни один из механизмов памяти. В таком случае все опять ложиться на ученика:

Увеличивается время на приготовление домашних

Заданий;

Снижается время двигательной активности, сна и

Как один из результатов – ухудшения здоровья.

Функциональное состояние физиологических систем организма четко проявляется в уровне умственной работоспособности школьников и ее динамике в течение учебного дня, недели и года.

Известно, что сразу после сна работоспособность школьников находится на относительно низком уровне. С включением в процесс учебной деятельности показатели функционирования физиологических систем возрастают и работоспособность повышается.Достигнув максимума, она держится на относительно высоком уровне с 9-10 часов утра до 12-13 часов дня. Затем начинается падение работоспособности и новый относительно небольшой ее подъем с 15 до 17-18 часов.

Установлено, что со второго урока показатели интенсивности работы (умственной работоспособности) улучшаются, к концу занятий ухудшаются. Поэтому основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4, уроках.

Когда в расписании чередуются «трудные» и «легкие» предметы, а также предметы одного цикла, у детей дольше сохраняется работоспособность. Изучение динамики умственной работоспособности от начала к концу недели показало, что дни наиболее высокой работоспособности приходятся на вторник, и среду, а наиболее низкой – на пятницу.

Мы решили проанализировать учебное расписание третьей четверти на примере 8 «Б» класса. Результаты приводим в таблице 5.

ТАБЛИЦА 5.

Недельное расписание и оценка каждого урока по шкале трудности /Сивков, 1998/.

№ п/п

Название предмета

Шкала

сложности

№ п/п

Название предмета

Шкала

сложности

Понедельник

Четверг

Химия

Алгебра

Физика

География

Русский язык

Русский язык

Черчение

Английский язык

Биология

История

ЯРЯ

ВСЕГО

ВСЕГО

Вторник

Пятница

Информатика

Физика

Физика

Алгебра

Русский язык

Технология

Литература

Литература

География

Английский

Физкультура

Физкультура

ВСЕГО

ВСЕГО

Среда

Суббота

Химия

1.

Алгебра

11

2.

Геометрия

11

2.

Обществознание

8

3.

Геометрия

11

3.

Английский язык

10

4.

История

8

4.

ОБЖ

5

5.

Биология

6

6.

География

6

ВСЕГО

51

ВСЕГО

34

Из анализа расписания можно сказать, что в 8 «Б» классе расписание не всегда является физиологически обоснованным.

Анализ расписания учебных занятий позволил выявить, что оно составлено с учетом бальной трудности распределения учебных предметов в течении учебной недели. Есть нарушения в чередовании «трудных» и «лёгких» уроков (среда, четверг), неправильно осуществлён порядок следования уроков (сначала «трудные», затем «лёгкие», а потом опять «трудные»), в среду слишком высокий балл, хотя именно в этот день следует снизить сложность расписания.

При составлении расписания не всегда учитываются дни повышенной и сниженной работоспособности, время, наиболее благоприятное для занятий сложными и трудными предметами.

На наш взгляд всё это может служить причиной усталости и влиять на качество успеваемости и здоровья учащихся.

В данном расписании наблюдаются и положительные моменты. Например, низкий общий балл в понедельник и субботу, удачное чередование предметов в пятницу и субботу. В середине недели много основных и сложных предметов, последние уроки часто «лёгкие».

Гигиенические требования к организации урока выполняются. Длительность уроков по школе во всех классах по 40 минут, есть также большая перемена по 15 минут (после третьего урока). Такие перемены позволяют спокойно принять пищу, провести активные игры и т.д.

Заключение

С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух».

Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Бесстрастная статистика заявляет, что 90% выпускников школ покидает ее стены хронически больными. Исследования медиков утверждают, что только за год пребывания в школе школьник теряет 20% своего здоровья. Почему же в школе школьник теряет здоровье?

По данным Министерства образования России среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды, причинами которых являются следующие моменты:

  1. Большинство школьных зданий – это огромные коробки, спроектированы так, что ребенок в них чувствует себя некомфортно.
  2. Безусловной причиной является гиподинамия, т.е. недостаток двигательной активности. Малая подвижность в течении учебного дня противопоказана всем детям, но особенно мальчикам.
  3. Душные, слабо проветриваемые кабинеты (классы).
  4. Неудобная мебель, несоответствующая росту учеников.
  5. Влияние учебной нагрузки и перегрузка домашних заданий.
  6. Последовательность в расписании уроков подряд с высокой трудностью.
  7. Большая наполняемость классов. (к нашей школе не относится)

На основе всего вышеизложенного хотелось бы дать администрации и учителям нашей школы некоторые рекомендации по сохранению здоровья учеников. Итак, чтобы сохранить наше здоровье, надо:

  1. Комплектовать классы мебелью соответствующей по нормам САНПИНА, т.е. росту ученика.
  2. Продолжать витаминизирование питание в школьной столовой.
  3. Использовать физкультминутки на определенных уроках (хотя бы по параллелям).
  4. Проводить подвижно – игровые перемены с использованием радио – музыкального сопровождения.
  5. Составлять расписание предметов, чередуя их по своей трудности.
  6. Следить за нормами домашнего задания.
  7. Использовать личностно – ориентированные технологии обучения и контроля, а также воспитания учащихся.
  8. Вести просветительную работу с учащимися и довести до сведения родителей результаты исследований.

Список использованной литературы

  1. Абаскалова Н. Здоровю надо учить! – М., Просвещение, 1987
  2. Анастасова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6 – 9 классы. – М.: Вентана – Граф, 2006, 208 стр.
  3. Гигиена детей и подростков/Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Медицина, 1980, 440 стр.
  4. Забавина С. В. Влияние режима дня на здоровье учащихся. Сайт «Биология. Первое сентября»
  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология, 1998.
  6. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся 9 классов средней школы. 1989.
  7. Корякова Н.И., Желвакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегий, подходов, технологий /методическое пособие для учителя/.
  8. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии часть 1.
  9. Цехмистренко Т.А., Артеменко О.И. и др. Сохранение здоровья и повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях северных регионов России, 2002.
  10. Чумаков Б.Н. Валеология, 1997.
  11. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 стр.

Учебные нагрузки школьников

В настоящее время проблема здоровья школьников вышла на уровень проблемы политической. И это вполне оправданно. Общеизвестны вопиющие цифры, показывающие катастрофическое состояние здоровья выпускников школ. Ясно, что причина этого коренится не только в школе: сюда вносит свой "вклад" и снижение качества питания, и ухудшение состояния окружающей среды, и повышение социальной стрессогенности, но и школа также должна взять на себя большую долю ответственности.
Один из сильнейших факторов ухудшения здоровья детей связан с непомерными учебными перегрузками в школе, и это уже не раз обсуждалось педагогами, гигиенистами, физиологами, психологами. Если старшеклассник имеет 32-36 академических часов обязательных аудиторных занятий, плюс он должен ежедневно тратить 3-4 астрономических часа на домашние задания, то его суммарная недельная нагрузка составляет порядка 50 астрономических часов (при этом мы, в соответствии со всем известной реальностью, считаем, что домашние задания выполняются и в выходные дни). И это еще довольно сдержанная количественная оценка, многие эксперты приходят к еще более значительным цифрам.
Кроме того, ученик находится между двух (или большего числа) огней. В средних классах родители прекрасно понимают, что все эти объемы, - требуемые лишь для того, чтобы не получать "двойки", причем 50-80% изучаемой информации никому не нужны (сейчас это обстоятельство признал и министр образования), - тем не менее, не дают ребенку возможности реально научиться чему-то дельному: иностранному языку, например, музыке или компьютеру. А потому многие дети еще пользуются сторонними, внешкольными образовательными услугами, в государственном или частном секторе. В старших же классах всем ясно, что даже если этот "школьный Молох" перемелет тебя по полной программе, то никаких гарантий продолжения образования в вузе это не дает; а потому надо заниматься у репетиторов, на платных подготовительных отделениях и т.п. Так что реальная учебная нагрузка еще выше, по некоторым оценкам она достигает 65-70 астрономических часов в неделю.

Очевидно, что нагрузка школьников уже физически зашкаливает за все возможные медицинские и хронометрические пределы.
При этом учителя говорят, что и при такой рабочей неделе не хватает времени, чтобы "пройти программу". Так может быть, надо изменить программу?

Рассмотрим один пример, прямо связанный и с проблемой перегрузки, и с проблемой рамок содержания образовательных программ, - а именно вопрос о времени домашних заданий. С одной стороны, домашние задания обязательны (=принудительны); с другой стороны, здесь отсутствует какая-либо норма, даже самая простая - на максимально возможную продолжительность.
У многих есть соблазн справиться с ситуацией, призвав нормы законодательства о труде. Тогда, вроде бы, можно ограничить обязательную учебную нагрузку нормами максимальной продолжительности рабочей недели. Например, если 30 часов учебная недельная нагрузка, то на домашние задания - максимум 11 часов, при этом на выходной день задавать запрещено.
При этом, конечно, встает, ряд технических вопросов (например, приравнивать ли 45-минутный академический час к 6 0 -минутному астрономическому, или производить пересчет в пропорции 3/4; как быть с каникулами, суммарная продолжительность каковых значительно превышает законодательно требуемый минимум 4-недельного отпуска и т.д.).
Однако, проблема много труднее и, так сказать, безнадежнее. Дело в том, что с юридической точки зрения учеба ни в коем случае не есть труд. Во-первых, по всем российским и международным нормам трудовое законодательство регулирует трудовые отношения работников (школьника ни один юрист не приравняет к работнику), труд же выполняется работниками за вознаграждение; во-вторых, и это самое главное, принудительный труд запрещен (напр., КзоТ, ст. 2; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 4, п.2). Но 43-я статья Конституции РФ, аналогично основным законам других стран, говорит об "обязательности основного общего образования". Следовательно, как по фундаментальному принципу запрета обязательного (принудительного) труда, так и по основным характеристикам труда как такового - учеба в школе не может быть признана трудом и на нее не могут распространяться нормы трудового законодательства.

Таким образом, задать образовательную норму из сферы трудового права - невозможно. Следовательно, необходимо имманентное задание образовательной нормы, а именно изнутри образовательного права.
Сразу скажем, что - несмотря на всю очевидность ситуации и проблемы - есть очень многие люди (учителя, управленцы, методисты и проч.), которые явно против введения нормы на домашние задания. Впрочем, есть класс людей, которые были, есть и будут против введения всяких норм, везде и всегда.
На всё это можно сказать одно - конечно, проблема
дозирования домашних заданий - вещь непростая, но если не пытаться вводить хоть какую-то норму, то возникает беспредел. Точнее, он уже давно возник.
Некоторые регионы начинают, однако, хоть что-то делать. Скажем, Москва недавно приказом ограничила продолжительность обязательных домашних заданий в 11-ом классе. А именно, устанавливаются четыре вещи:

(1) домашние задания не даются по предметам регионального компонента;

(2) продолжительность домашних заданий по предмету не должна быть выше 50% от временного объема данного предмета в неделю (то есть, к примеру, если на химию есть 2х45 минут в неделю, то общий объем домашнего задания по химии не должен превышать 45 минут в неделю);

(3) учитель должен записать в журнале, рядом с колонкой домашнего задания, примерную его продолжительность;

(4) ученик должен в дневнике отразить фактическое время, затраченное на задание.
Нет сомнений, что эта мера не является на 100% совершенной. Но это хоть что-то; далее опыт может показать пути ее улучшения. Кстати, есть косвенная информация, что на предстоящий учебный год этот механизм будет распространен и на другие классы, не только на 11-й.
Другая попытка была совершена в федеральном законопроекте "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование" (внесен в Госдуму РФ). В этом тексте было предложено следующее:
"Максимальные (предельные) нормы общей учебной нагрузки, включающей в себя аудиторную нагрузку, время, отводимое на выполнение домашних заданий, иные виды обязательной учебной деятельности обучающихся, устанавливаются в следующем объеме (учебные часы, в неделю):

в 1 классе – 24 (домашние задания не предусматриваются);
во 2-4 классах – 26;
в 5-6 классах - 38;
в 7-8 классах - 42;
в 9-м классе - 45;
в 10-11- классах – 48".
Возьмите объем обязательной аудиторной нагрузки (хотя бы по СанПиНам) и заминусуйте его от указанных величин, - получите максимальный недельный объем домашних заданий. Заметим, что разработчики законопроекта понимают, что предложенный вариант также нуждается в коррекции, даже чисто количественной (и она будет внесена при доработке законопроекта).

Особенности учебной работы школьников в ходе выполнения домашних заданий

Модернизация среднего общего образования предъявляет ряд требований не только к пересмотру содержания образования, но и в связи с его усложнением к организации учебного труда школьников, в частности, к использованию возможностей такого вида учебного труда, как выполнение домашних заданий.

В связи с этим могут вызвать интерес результаты исследования, проведенного в НИИ психологии обучения и социологии образования (ныне – Институт психологии обучения (ИПО)) Современной гуманитарной академии (СГА) в 2003–2004 гг. Исследование решало ряд задач, в числе которых – определение основных видов учебной домашней работы, их соотношений и времени выполнения.

В качестве респондентов в исследовании приняли участие 39 учителей и 295 московских школьников: ученики 5-х классов – 118 чел., 8-х классов – 100 чел., 11-х классов – 77 чел.

Выбранные для исследования возрастные срезы, во-первых, соответствуют принятой в российской психологии возрастной периодизации: 5-й класс (10–11 лет) – младший подростковый возраст, 8-й класс (13–14 лет) – старший подростковый возраст, 11-й класс (16–17 лет) – ранний юношеский возраст. Во-вторых, с дидактической точки зрения 5-й класс – начало средней ступени обучения, появление более рельефного, чем в начальных классах, предметного обучения; 8-й класс – время устойчивой адаптации к предметному преподаванию в средней школе; 11-й класс – этап завершения общего среднего образования, подготовка к переходу на новую (вузовскую) ступень обучения.

В выборке были представлены школьники из трех разнотипных учебных заведений среднего общего образования: гимназии – 112 чел., средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов эстетического цикла – 119 чел., средней общеобразовательной школы – 64 чел.

Настоящим исследованием были уточнены и конкретизированы наиболее часто употребляемые в школьной практике формы домашнего задания. Так, по опросу учителей был составлен рейтинг предпочтительно используемых форм домашних заданий. Он показал, что наиболее популярными среди учителей остаются традиционные задания: проработка материала учебника, разобранного в классе (это задание предпочитают использовать 69% опрошенных), и решение задач и упражнений разных типов (56% опрошенных). При этом типичные для темы задачи предпочитают 44% опрошенных учителей, более легкие – 23%, более трудные – 26%, а задачи повышенной сложности, не встречавшиеся ученикам ранее, отметил в предпочтениях всего 1 человек (3%).

Популярность творческих заданий (их отметили 64% опрашиваемых) связана с тенденциями последних лет в педагогике – поисками путей развития индивидуальных творческих способностей учеников. Упражнения и задания повышенной сложности, как и особые, нетрадиционные задания, по данным опроса, практически не используются в школьной практике или используются нечасто – отдельными учителями в отдельных моментах и условиях (3% опрошенных – 1 человек).

Таблица 1

Распределение предпочтений школьных учителей в использовании различных форм домашних заданий

% от кол-ва

опрошенных ( n =39)

% от общего кол-ва выборов ( n =158)*

Материал учебника, разобранный в классе

Творческие задания

Задачи и упражнения разных типов

Наиболее типичные для данной темы задачи

Практические задания

Более легкая часть теоретического материала, которую в классе не разбирали

Задачи и упражнения, аналогичные пройденным, но более трудные

Задачи и упражнения, аналогичные пройденным, но более легкие

В основном теоретический материал

Задачи и упражнения повышенной сложности, ранее не встречавшиеся ученикам

Другое (указано – «задания по желанию», предмет – рус. яз., лит-ра)

Примечание . * – в анкете вопрос давался в закрытой форме, можно было выбрать несколько ответов, и общее число выборов составило 158.

В ходе обработки результатов, полученных методом анкетирования школьников, были выделены основные виды учебного труда школьников и время, затрачиваемое на них в процессе выполнения домашних заданий (табл. 2).

Таблица 2

Среднее время, затрачиваемое школьниками разных возрастных групп на разные виды домашней учебной работы (в мин.)

5-е классы

8-е классы

11-е классы

Чтение текста (параграфа) учебника

Решение задач или выполнение упражнений

Заучивание (понятий, правил, определений, законов, стихов, слов и пр.)

Ответы на вопросы параграфа

Творческое задание (сочинение, рисунок, доклад, реферат и др.)

Работа с дополнительной литературой

Работа с контурными картами, карточками, рабочими тетрадями и др. пособиями

Из таблицы видно, что в целом для школьников наиболее продолжительной является домашняя учебная работа с дополнительной литературой и выполнение творческого задания. При этом наибольшее время на работу с дополнительной литературой затрачивают школьники 5-х классов (35 мин. в среднем по всем исследуемым учебным предметам), что можно объяснить новизной данной формы работы для этого возраста.

Анкетирование показало, что время на выполнение творческого задания постепенно увеличивается от одной возрастной группы к другой. Максимальное значение оно имеет в 11-х классах (47 мин. в среднем по всем учебным предметам). Это связано с тем, что творческие задания сильно различаются по уровню сложности: в 5-х классах используются его простые виды (иллюстрация, рисунок, небольшое по объему сочинение), в то время как в старших классах школьники осваивают более сложные, «взрослые» виды творческих заданий (доклады, рефераты, различного рода проекты и др.), которые подготавливают их к вузовским видам учебного труда.

Весьма трудоемкой с точки зрения затрат времени, как видно из табл. 2, оказалась работа с различными пособиями (контурными картами, карточками, рабочими тетрадями, таблицами). Здесь также прослеживается тенденция к увеличению показателей от одной возрастной группы к другой, вследствие закономерного усложнения учебных задач.

Интересно, что на заучивание в 8-х классах, согласно полученным данным, затрачивается явно меньше времени (16 мин. в среднем по всем дисциплинам), в то время как в домашней работе учащихся 5-х и 11-х классов оно стоит на третьем месте по затратам времени (23 мин. и 25 мин. соответственно).

Такая форма домашней учебной работы, как ответы на вопросы параграфа учебника, занимает во всех возрастных группах меньше всего времени.

Традиционные для массовой школы, наиболее часто употребляемые учителями виды заданий – чтение учебника и выполнение упражнений и задач – имеют средние показатели времени, колеблясь в пределах 16–23 мин., не превышая оптимального диапазона в 20–25 мин.

Наибольший интерес в исследовании вызывали вопросы о времени домашней учебной работы.

Расчеты средних значений показали, что в целом на выполнение домашнего задания в день «усредненный» школьник затрачивает 1,9 час., при этом школьники 5-х классов затрачивают в среднем 1,7 час.; школьники 8-х классов – 2,2 час.; школьники 11-х классов – 1,9 час. Таким образом, наиболее загружены домашней работой оказались учащиеся 8-х классов.

Нормы учебного времени, отводимого на домашнюю работу, определены в Санитарных правилах и нормах (СанПиН) . Так, в 5-м классе оно не должно превышать 2,5 час., в 8-м – 3 час., в 11-м – 4 час. Следовательно, данные опроса показывают, что в среднем время домашней учебной работы школьников укладывается в заданные нормами рамки.

Предполагалось, что различия школьных дисциплин, в силу особенностей своего содержания, будут определять и различия в видах домашнего задания и во времени его выполнения. Однако полученные данные показали, что время выполнения домашних заданий не различается сильно – ни по возрастным группам, ни по предметам. Средний диапазон времени колеблется в пределах 20–30 мин. Из этого диапазона явно выбиваются лишь:

    домашняя учебная работа по иностранному языку (43 мин.) в 5-х классах;

    домашняя учебная работа по литературе (55 мин.) и истории (56 мин.) в 11-х классах.

В первом случае это может быть связано с тем, что именно в 5-м классе начинается изучение предмета. Если иностранный язык есть в программе начальной школы, то, за исключением «языковых» спецшкол, он преподается на разговорно-игровом уровне, а серьезное изучение грамматики языка начинается с 5-го класса, что и объясняет большой объем времени, затрачиваемый на домашнюю подготовку.

Во втором случае увеличение времени на выполнение домашних заданий может быть связано с тем, что сегодня большой популярностью у абитуриентов пользуются вузы гуманитарной направленности, где основными вступительными экзаменами являются история и сочинение (с обязательным знанием литературы, с навыками анализа и критики). Это и вызывает повышенное внимание учителей и выпускников к отработке умений и навыков по этим дисциплинам в ходе домашней учебной работы.

При рассмотрении распределения времени на разные виды домашних заданий по различным учебным дисциплинам оказалось, что показатели зачастую отклоняются от рассмотренных выше среднедисциплинарных. При этом для 5-х классов интервал отклонений колеблется в пределах 6–9 мин. (как в сторону увеличения времени, так и в сторону его уменьшения).

Для учащихся 8-х классов больше всего отклонений выявлено по чтению учебника. Здесь также наблюдается сокращение времени (относительно средних для всех дисциплин показателей) на чтение учебника по математике и русскому языку (на 8 и 7 мин.) и увеличение времени на чтение учебника по гуманитарным дисциплинам – литературе и истории (на 10 и 5 мин.). Увеличение времени наблюдается и при заучивании: так же как и в 5-х классах – по литературе (на 6 мин.) и по иностранному языку (на 7 мин.). На 8 мин. увеличивается для 8-классников время работы с дополнительными источниками по литературе.

Наиболее ярко выражены отклонения от среднедисциплинарных показателей времени выполнения различных заданий у школьников 11-х классов. Так, чтение учебника по математике и русскому языку уменьшается (на 10–11 мин.), но возрастает по литературе (на 14 мин.) и по истории (на 17 мин.). Возрастает (на 7 мин.) время решения задач и упражнений по математике, в то время как на этот же интервал оно уменьшается при учебной работе по биологии. Значительное уменьшение времени на заучивание наблюдается по математике и русскому языку (на 9 мин.), химии (на 10 мин.) и биологии (на 7 мин). Однако при этом возрастает доля времени на заучивание по истории (на 33 (!) мин.). Также существенно увеличивается (относительно средних для всех дисциплин показателей) время на выполнение творческих заданий по русскому языку (на 20 мин.) и литературе (на 25 мин.) при сокращении времени на эту же форму домашней работы по химии и физике (на 10 мин.).

Рассмотренные особенности показывают, что при организации домашней самостоятельной работы школьников (в рамках классно-урочной системы) отсутствие норм по видам и объемам домашних заданий приводят к тому, что все определяется учителем и его предпочтениями.

Исследуя учительские предпочтения в частоте использования различных форм домашних заданий, удалось установить, что наиболее объемные по времени задания (например, работа с дополнительной литературой или творческое задание) учащимся задают не каждый раз и даже не каждую неделю. Так, например, работу с дополнительной литературой на дом учителя предпочитают задавать: в 5-м и 8-м классах – раз в месяц (33% и 50% ответивших), а то и раз в четверть (19% и 35% ответивших); в 11-м классе – преимущественно раз в месяц (37%). Довольно высокая цифра (26% ответивших) по 11-м классам получена в графе «каждый урок». Возможно, это также связано с объемной и интенсивной работой учащихся выпускных классов по подготовке к экзаменам по истории, математике, русскому языку, литературе, химии, биологии и физике.

Задание по работе с пособиями (контурными картами, рабочими тетрадями, карточками, таблицами и пр.) учителя также предпочитают давать раз в месяц: в 5-м классе – 45%, в 8-м классе – 46% и в 11-м классе – 37% опрошенных. Однако это задание большой процент учителей использует и каждый урок (особенно – в 11-м классе). Это можно объяснить тем, что такую форму работы в основном используют в обучении дисциплинам, занятия по которым проходят 1–2 раза в неделю (география, физика, химия, биология и др.). Поэтому здесь можно отчасти считать этот ответ отнесенным к графе «раз в неделю».

Что касается творческих заданий, то их учителя предпочитают задавать на дом еще реже: не чаще одного раза в месяц, а то и раз в четверть и даже раз в год.

Проведенное исследование предоставило возможность получить данные и по другим интересным вопросам – например, о соотнесении различных форм домашних заданий с фазами усвоения знаний, о распределении времени выполнения домашних заданий по фазам усвоения знаний и др. (эти вопросы будут отражены в других публикациях).

В рамках темы данной статьи можно отметить следующие результаты исследования:

1. Установлено, что в целом на выполнение домашнего задания в день «усредненный» школьник затрачивает около двух часов, при этом наиболее загружены домашней работой учащиеся 8-х классов. В среднем время домашней учебной работы школьников укладывается в рамки, заданные СанПиНами.

2. Выявлены следующие особенности выполнения домашних заданий:

    в целом для школьников наиболее продолжительными являются домашняя учебная работа с дополнительной литературой и выполнение творческого задания; при этом больше всех времени на работу с дополнительной литературой затрачивают школьники 5-х классов (35 мин. в среднем по всем исследуемым учебным предметам);

    время на выполнение творческого задания увеличивается от одной возрастной группы к другой: максимальное значение оно имеет в 11-х классах (47 мин. в среднем по всем учебным предметам);

    меньше всего времени во всех возрастных группах занимает такая форма домашней учебной работы, как ответы на вопросы параграфа учебника.

3. Подтверждена гипотеза о том, что распределение времени на различные виды учебного труда в процессе выполнения школьниками домашних заданий зависит от объема и преобладающего типа домашних заданий. В свою очередь, ввиду отсутствия норм виды и объемы домашних заданий определяются учителем.

4. Выдвинуто предположение о наличии закономерности: распределение учебного времени (как в урочной, так и в домашней работе) изменяется при переходе из начальной школы в среднюю, что связано с изменениями в характере и объеме учебного труда школьников.

Выявленные особенности можно и нужно учитывать для более эффективного построения учебного процесса в учебных заведениях среднего общего образования, для соблюдения баланса между различными формами самостоятельного домашнего учебного труда школьников разных возрастных групп. Это отвечает задачам технологизации обучения.

С другой стороны, результаты и данные, полученные в ходе исследования, могут быть полезными в решении вопросов проектирования и конструирования учебного процесса, особенно в условиях специализации учебных заведений, что отвечает целям индивидуализации обучения. Таким образом, результаты исследования могут быть применены в ходе решения основных задач модернизации российского образования.

Приложение 1.

Примерные нормы по допустимым затратам времени учащимися на выполнение домашних заданий:

    в начальной школе от 15 мин. в 1 классе;

    до 30 (35) минут в 3 (4) классах;

    в среднем и старшем звене от 27 до 40 минут.

Приложение 2.

По русскому языку выделяются свои нормы домашнего задания.

5 класс – 40-60 слов (6-8 печатных строк);

6 класс – 60-70 слов (8-9 печатных строк);

7 класс – 70-80 слов (9-10 печатных строк);

8 класс - 80-105 слов (9-12 печатных строк);

9 класс – 105-130 слов (13-15 печатных строк).

Приложение 3.

Примерные нормы по допустимым затратам времени учащимися на выполнение домашних заданий по различным предметам:

Приложение 4.

База исходных данных, необходимых для расчета предельного времени выполнения домашнего задания учащимися общеобразовательного учреждения

1. Нормы максимально допустимой нагрузки школьников регламентированы Санитарными правилами и нормами СанПин 2.4.2. - 576 - 96.

2. Дача домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.2. - 576 - 96 в следующих пределах:

    в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч.,

    во 2-м - до 1,5 ч.,

    в 3-4-м до 2 ч.,

    в 5-6-м до 2,5 ч.,

    в 7-8-м до 3 ч.,

    в 9-11-м до 4 ч.

3. Учет трудности предметов нормами СанПин 2.4.2. - 576 - 96 рекомендовано производить на основании таблицы И.Г.Сивкова (1975 г.), при дополнительном оценивании современных предметов (информатика, профильные дисциплины) не менее, чем в 10 баллов.

Приложение 5.

Исходные положения, допущения и расчетные формулы методики изучения временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися

1. Расчет производился в соответствии с методическими рекомендациями по предупреждению учебной перегрузки учащихся (Бабанский Ю.К. "Оптимизация учебно-воспитательного процесса"):

    не давать домашних заданий на понедельник;

    не давать домашних заданий по рисованию, пению, труду и физкультуре.

2. Расчетная формула предельного времени выполнения домашнего задания по условному предмету (на 1 урок) имеет вид:

3. Расчетная формула предельного времени выполнения домашнего задания с учетом трудности отдельного предмета (на 1 урок) имеет вид:

, где
Т
ур - искомое предельное время выполнения домашнего задания (мин.);

D - предельное время выполнения домашних заданий в течение недели, по гигиеническим требованиям (час.).

B i - трудность 1- го предмета по таблице Сивкова И.Г. (баллы)

P i - к оличество часов в учебном плане по 1- му предмету (по которому дается домашнее задание).

Для большинства родителей вопрос перегруженности детей в школе - один из самых волнующих. сейчас солидные, плюс секции, репетиторы, и на все это у ребенка должно хватать сил. При этом он должен сохранять физическое здоровье и психику, иначе пользы ни от школьной программы, ни от дополнительных занятий не будет.

В связи с этим многие родители хотят точно знать, какое количество уроков в школе является максимально допустимым?

Регламентирует данный вопрос документ СанПиН № 189, где даются четкие определения аудиторной и общей образовательным нагрузкам.

Максимальная аудиторная нагрузка

В течение учебной недели первоклассники должны иметь не более 4 уроков ежедневно;

Учащиеся 2-4-х классов - не более 5 уроков;

Ученики 5-6-х классов - не более 6;

Старшеклассники - не более 7 уроков.

Общая ежедневная нагрузка в течение дня

Нормы СанПиН регламентируют и ежедневный объем общей нагрузки:

для - 4 урока 4 раза в неделю и 5 уроков, включая физическую культуру, 1 раз в неделю;

для остальной начальной школы - 5 уроков 4 раза в неделю и 6 уроков, включая физическую культуру, 1 раз в неделю;

Для пяти-семиклассников - не более 7 уроков;

Для старшеклассников - не более 8 уроков.

Указанные нормативы являются обязательными, в их основе их лежат гигиенические требования.

К обязательным урокам не относятся факультативы и платные образовательные услуги, согласно ФЗ об образовании, не являющиеся необязательными. Нельзя забывать и об элективных учебных предметах, выбирать которые из школьного перечня 10-11-классники обязаны после получения основного образования.

Участие в факультативах, являющихся элементом внеурочной деятельности, для школьников является добровольным.

В учебных заведениях сначала принято составлять расписание обязательных занятий, а лишь потом переходить к факультативным. Для них оптимальны дни, когда число обязательных уроков минимально. Перед факультативными занятиями рекомендуется 45-минутный перерыв, дающий возможность школьникам переключиться на другую деятельность.

Пред-шко-ла Классы 20,5 Занятия, факультативы, курсы по выбору (в старших классах профи-лирующие предметы прикладные курсы) 1,5 - Индивидуальные и груп-повые консультации, занятия активно-двига-тельного характера -

Учебная неделя может быть 5-дневная и 6-дневная. Пятидневная неделя более утомительна, так как выполнение учебного плана планируется на более короткий срок, чем при 6-дневной неделе. Кроме того, с целью предотвращения увеличения числа уроков сокращаются, как правило, часы на физкультуру и предметы эстетического воспитания, что, не обеспечивая должного отдыха между уроками с трудными предметами, резко усиливает нагрузку на детей. Двухдневный перерыв между учебными неделями приводит также к нарушению динамического стереотипа у детей и значительному удлинению периода врабатывания в начале следующей недели. В связи с этим в общеобразовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов не допускается введение 5-дневной недели. Нежелательно также ее использование в начальной школе.

Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов утра, а при обучении 6-летних детей – не ранее 9 часов. Более раннее начало, не соответствуя биоритмологическому оптимуму организма, препятствует эффективному процессу обучения и быстро приводит к развитию утомления. В общеобразовательных организациях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов углубленного обучения должны обучаться в первую смену.

Оптимальная продолжительность урока в школах для учащихся средних и старших классов составляет 45 минут. Для первоклассников такая продолжительность утомительна вследствие чрезмерной статической нагрузки при сиденье. Кроме того, способность к активному вниманию поддерживается лишь в течение 30-35 минут, после чего работоспособность резко снижается. В связи с этим в первых классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. В сентябре планируется три урока 35 - минутной продолжительности; со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый; со второго полугодия уроки - по 45 минут. Спаренные урокинедопускаются, за исключением уроков трудовогообучения. Для учащихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.



Количество уроков как при 5-дневной, так и при 6-дневной неделях не должно превышать пяти уроков в день в начальной школе и шести - в основной школе. При составлении школьного расписания должна учитываться динамика работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели . Днями с наиболее низкой работоспособностью являются понедельник и пятница: в понедельник происходит только лишь врабатывание в учебную деятельность, а в пятницу утомление, появившееся в предшествующие дни недели, становится наиболее выраженным. В субботу обычно наблюдается некоторый подъем работоспособности («конечный порыв»), обусловленный положительными эмоциями вследствие предвкушения предстоящего отдыха. Наиболее работоспособными являются вторник и среда, в четверг появляются первые признаки утомления. Высокопродуктивные дни должны быть загружены более чем остальные, трудными и утомительными предметами, тогда как в понедельник и пятницу целесообразно изучать менее трудные дисциплины. Не рекомендуется в эти дни проводить контрольные работы, а также давать чрезмерно сложный и большой объем материала. Трудность предметов определяется по специальным шкалам (шкалы Агаркова В.И.,1986 и Сивкова И.Г., 1975, табл.9.9., 9.10.), в баллах. Обычно к наиболее трудным предметам для старших классов, относят математику, языки, физику, химию, для младших классов – математику, языки, природоведение, литературу. Однако показано, что не менее выраженное утомляющее действие оказывают предметы, которые учащиеся только начинают изучать. Например, в начальной школе это- чтение, история, природоведение, в средних классах – информатика, география и история, в старших классах – литература, география, профильные дисциплины.

Таблица 9.9 Шкала трудности предметов для младших школьников (Агарков В.И.,1986) Таблица 9.10 Шкала трудности предметов для старших щкольников (Сивков И.Г., 1975)
Предмет Балл Предмет Балл
Математика Математика, русский язык (национальная школа)
Русский (национальный) язык Иностранный язык
Природоведение Физика, химия
Русская (национальная) литература История
История Естествознание, география
Рисование и музыка Физическая культура
Труд Труд
Физическая культура Черчение
Рисование
Пение

Если графически отобразить сумму баллов по предметам в каждый из дней недели, то при правильно построенном расписании в кривой выделяются два подъема – в среду и пятницу, или один подъем – в среду или четверг (рис.9.2).

Нерациональным считается расписание, в котором нагрузка равномерно распределена по дням недели, или же преобладает в понедельник и субботу.

Предупреждения утомления нужно добиваться не только путем рационального распределения нагрузки и трудных предметов в течение недели, но и в каждый из дней недели. Наиболее трудные предметы нужно давать в период стабильно высокой работоспособности – на втором или третьем уроках, предметы средней трудности или же предметы, при изучении которых нагружается вторая сигнальная система (русский язык, литература, география и др.) – в начале учебного дня. Занятия физкультурой, трудом, пением, рисованием рекомендуется проводить на 3-4 часу, когда появляются первые признаки утомления. Реализация потребности в двигательной активности, а также переключение с умственной деятельности на физическую способствуют активному отдыху школьников на этих занятиях. Отрицательное действие на работоспособность учащихся оказывают сдвоенные уроки и сочетание двух или трех трудных предметов подряд.


Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначе­ния (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Урок, так же как и учебная неделя и день недели должен строиться в соответствии с кривой работоспособности: максимальную нагрузку дают к середине занятия, снижая ее к концу урока.

С целью повышения работоспособности, интереса к предмету, лучшего усвоения новой информации, снижения монотонности урока в учебном процессе достаточно активно применяют технические средства обучения (ТСО): видео- и кинофильмы, звукозаписи, компьютерные технологии. Однако урок не должен быть загружен ТСО, так как их использование увеличивает нагрузку на центральную нервную систему, зрительный и слуховой анализаторы. В связи с этим количество уроков с применением ТСО в течение недели не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов - 4-6. На уроках чтения использование звуковых технических средств допустимо только в качестве наглядных звуковых пособий.

Компьютерные технологии разрешается применять в обучении со второго класса. Длительность работы на компьютере на уроках письма во втором классе должна быть не более 20 минут, в третьем классе - не более 26 минут; на уроках математики во втором классе - не более 15 минут, в третьем - не более 20 минут.

Обязательным компонентом в структуре учебного дня являются перемены , позволяющие снять напряжение и предупредить утомление активным отдыхом. Перемены должны быть после каждого урока. Продолжительность их должна быть не менее 10 минут, а большой перемены, устраиваемой обычно после 2 урока, – 30 минут. Возможно также проведение двух 20-минутных больших перемен вместо одной 30-минутной. Наиболее эффективное воздействие на организм учащегося оказывают перемены, проводимые на свежем воздухе в подвижных играх.

В режиме дня школьников, в отличие от дошкольников, появляется новый компонент – домашние занятия , продолжительность которых возрастает с 1-2 часов в младших классах до 4 часов и более - в старших. Большой объем и сложность материала, задаваемого для изучения самостоятельно, неумение рационально организовать работу, затруднения в понимании темы приводят к значительному увеличению затрат времени на выполнение домашних занятий за счет резкого сокращения времени пребывания детей на свежем воздухе, и, как следствие, - к снижению активной двигательной деятельности и сопротивляемости организма. Для предупреждения негативных проявлений чрезмерной нагрузки домашними занятиями необходимо соблюдать допустимую их продолжительность (табл.9.7), а также выработать определенный стереотип выполнения. Нельзя приступать к занятиям сразу же после школы и приема пищи. 1,5-2 часа до занятий нужно использовать вначале для подвижных игр, а затем, в завершение отдыха - для спокойных прогулок на свежем воздухе. Приготовление уроков целесообразно начинать в одно и то же время и через каждые 40-45 минут делать короткие перерывы. Если выполнение занятий требует 2-3 и более часов, оптимальным является более длительный перерыв с пребыванием на свежем воздухе.

Пребывание на свежем воздухе – один из необходимых компонентов режима дня школьников, роль которого обусловлена его мощным оздоровительным, развивающим и закаливающим действием. Продолжительность его должна быть не менее 3-3,5 часов у младших школьников и 2-2,5 часов – у старших.

Благоприятное действие на организм оказывает отдых по собственному выбору в свободное от занятий время. Внеучебная деятельность разнообразна: участие в кружках, занятия музыкой, лепкой, хореографией, спортом, чтение книг, просмотр телепередач, игра на компьютере, посещение концертов, общественно-полезный труд, помощь на дому и т.д. Эта форма отдыха, при которой отсутствует элемент принуждения, формируются положительные эмоции, возникает чувство удовлетворения от выполненной работы, уверенность в себе, развиваются способности детей и др. Однако занятия по собственному выбору не могут быть неограниченными во времени и по степени нагрузки, превышение допустимых пределов, как правило, приводит к развитию выраженного утомления и нередко - серьезной патологии. Особенно это касается многочасового пребывания перед телевизором и глобального увлечения компьютером, приобретающего черты компьютеромании.

Занятия по собственному выбору не должны реализовываться за счет сокращения времени активного отдыха и сна. Продолжительность ночного сна у младших школьников должна быть не менее 10 часов, у учащихся средних классов - не менее 9 часов, а у старшеклассников – 8-8,5 часов. При этом у 6-летних школьников обязателен 1-часовой дневной сон. Дневной сон рекомендуется и 7-летним детям, а также учащимся различного возраста в периоды повышенных учебных нагрузок.

Похожие статьи