Лидерами рождаются или становятся? История из жизни

01.10.2019

Можно ли выучиться на руководителя или надо быть им от рождения? Этот вопрос владел умами многих исследователей на протяжении долгих лет, и его часто задают топ-менеджеры на тренингах. Наш ответ таков: это плохой вопрос, порождающий плохие ответы.

Многолетние исследования не дали удовлетворительного ответа - в особенности такого, который устроит людей, лишь стремящихся наверх.

Разумеется, преподаватели менеджмента склонны считать, что большинство лидерских навыков можно выработать в себе. При условии что вы располагаете адекватными качествами личности, в частности - интеллектом и энергичностью. Но вы ничего не узнаете о своих врожденных качествах, пока не приложите все усилия, чтобы их проявить.

Для чего менеджеры задаются этим вопросом? Обычно чтобы оценить свой собственный потенциал, иногда - чтобы оценить потенциал своих подчиненных. Но «врожденный или приобретенный?» - это плохой вопрос для таких целей, поскольку направляет внимание менеджера по ложному пути. Он углубляется в бесплодные размышления о том, какие качества характера поддаются изменениям, а какие останутся навсегда. Вопрос не берет в расчет главного - меры желаемой ответственности.

К какому уровню ответственности стремится человек? Самые важные посты ставят перед своими обладателями большие, сложные и конфликтоемкие задачи. Поле деятельности, границы и правила размываются, и именно руководитель должен их обозначить. Кроме того, чем выше по иерархической лестнице взбирается менеджер, тем больше ему приходится иметь дело с людьми большого масштаба, которые знают, чего хотят, и умеют этого добиваться. Они сложны, обладают сильной волей и жаждой власти.

Мы предлагаем менеджерам, пытающимся оценить свой потенциал, ответить на три ключевых вопроса.

Первый вопрос: как высоко вы хотите забраться?

Достигнув высоких кабинетов, вам придется постоянно принимать решения, влияющие на деньги и судьбы многих. Вам придется постоянно работать в окружении людей, желающих занять ваше место или конкурирующих с вами за место повыше.

Легко критиковать начальника и рассуждать о том, что мы на его месте справились бы не хуже. Но многие из тех, кому хочется стать руководителем, недооценивают качество и характер усилий, необходимых на руководящей должности. Поэтому предлагаем полезное упражнение: гляньте на своего непосредственного начальника и спросите себя, получится ли у вас делать его работу не хуже него. Потом посмотрите выше, на самого главного руководителя в вашем поле зрения - возможно, директора компании, - и изучите, с какими проблемами ему приходится иметь дело.

Почувствуйте разницу между тем, как вы проводите свое время, и временем, энергией и способностями, необходимыми для их работы. Что потребуется от вас, чтобы стать руководителем вашей компании? Чем из того, чего вы не умеете или не любите, вам придется заниматься? Чем из того, что вы любите, вам придется пожертвовать? Мы видели множество топ-менеджеров, которых неспособность сопоставить свои возможности и стремления привела к карьерному краху.

Второй вопрос: чем вы готовы пожертвовать?

Амбициозные менеджеры могут обманываться в своих силах и возможностях. Тот факт, что у вас есть серьезные ограничения, бывает трудно переварить. Но если вы всерьез настроены руководить, вам придется принимать непростые решения, думать, куда и сколько вкладывать усилий, чтобы развить в себе качества, помогающие переносить огромную ответственность.

Руководящая работа непременно требует деловой смекалки, технических навыков и отзывчивости, но в первую очередь - власти. Как бы это ни было огорчительно для некоторых, руководитель должен непременно завоевывать власть, правильно ею распоряжаться и удерживать ее. Немало «подающих надежды» и метящих на высокие места привыкли получать все в награду за ум и изобретательность. Отсюда рождается ощущение, что они все получат автоматически, - ощущение, несовместимое с необходимостью драться за власть. Это может резать кому-то слух, но жажда власти - необходимое условие для достижения высоких должностей.

Вам придется отказаться от некоторых удовольствий, это отразится на вашей личной жизни. Вам придется искать равновесие между работой и личной жизнью не время от времени, а один раз и надолго. Вам придется преодолеть некоторые убеждения, мешающие видеть вещи в реальном свете, и изменить свое поведение. Как руководитель, вы должны будете ставить подчиненных в новые для них обстоятельства, часто вопреки их воле. Вы не будете двигаться вперед, пока не отвяжетесь от прошлого.

Третий вопрос: как вы будете выживать в экстремальных условиях?

На протяжении многих лет вам нужна будет мотивация, чтобы действовать без благодарности и признания, имея дело с сопротивлением, критикой, неудачами, недовольством или нелюбовью подчиненных.

Оценка лидерских качеств - неоднократная процедура. Собираясь провести еще 10, 20, 30 лет на руководящей работе, вы должны выработать эффективные способы, чтобы оставаться физически активным, эмоционально гибким и сохранять интеллектуальный кругозор и свежесть взгляда.

На тяжелой руководящей работе многие становятся зажатыми и теряют качества, приведшие их наверх. Время от времени топ-менеджеры должны брать перерыв и оценивать, на что они тратят свое время и энергию - чтобы сохранить гибкость и справляться с новыми вызовами.

Преподаватели менеджмента, возможно, правы - качествам лидера можно научиться. Но не утешайтесь этой мыслью, лучше с опаской оглядите огромную работу, которая вам предстоит, работу по приспособлению к новым, экстремальным обстоятельствам.

Самый важный вопрос, стоящий перед менеджером, это не «врожденность» или «приобретенность» лидерских качеств. Важнейший вопрос - что есть у вас в активе, что вы готовы делать и чем пожертвовать.

Разговоры о существовании врожденной предрасположенности к предпринимательству ведутся давно. В средине прошлого века провели исследование, показавшее – более 30% американских и около 20% британских успешных бизнесменов являются дислексиками. Этот факт заставил генетиков из Лондонского королевского колледжа серьезно заняться поиском «гена предпринимательства». Исследованию подверглись разные категории людей: дислексики, пары близнецов и обычные люди. Вывод ученые сделали следующий – можно говорить, что около половины способностей видеть возможности для создания и развития бизнеса являются наследственными. Но говорить об однозначных и неоспоримых выводах рано, необходимо больше информации и более глубокие исследования.

Черты характера

Психолог Дэвид Макклеланд (США) считает, что бизнесмены – индивидуалисты. Им интересен личный успех, без вовлечения других людей.

Сотрудники центра предпринимательства в университете Колорадо сумели выделить 5 важнейших навыков для бизнесмена: способность увидеть возможности и проектировать путь к успеху, умение контролировать риски и находить выход из кризисов, склонность к быстрым и настойчивым действиям.

Роберт Хисрич – профессор Университета Тулса (США) и преподает на кафедре предпринимательства. Он считает, что успешные бизнесмены с детства проявляют мощное стремление к свободе действий и являются очень независимыми людьми. Также, чрезвычайно важна предрасположенность к накоплению капитала и стремление подходить к любому виду деятельности с творческой стороны. Во многом с этими выводами согласен известный экономист Йозеф Шумпетер (Австрия).

Ученые из университета Ондокуз Майыс (Турция) систематизировали результаты множества серьезных исследований по этому вопросу. Удалось выделить 42 основных черты, которые упоминаются чаще всего. Некоторые удивили. Оказалось, что агрессивность, умение манипулировать людьми и эгоцентризм также присутствуют в этом списке.

Детство

Йона Рубинштейн (школа экономики в Лондоне) и Росс Левин (Университета Беркли в Калифорнии) провели глубокое исследование уровня доходов предпринимателей и топ-менеджеров. В ходе сборе информации ученые сумели выяснить любопытную информацию. Многие успешные бизнесмены были «трудными подростками» - проявляли агрессию и злостно нарушали установленные правила, баловались наркотиками. Но это же исследование показало, высокий коэффициент IQ также является нормой для удачливых бизнесменов, впрочем, как и самоуверенность. Именно эти люди способны заработать на 70% больше в собственном бизнесе, чем работая на других.

Образование

Споры о влиянии образования на способность создать успешное предприятие ведутся давно и, нередко, в жесткой форме. Преподаватели экономических дисциплин стараются доказать необходимость качественного образования. В Массачусетском колледже Бабсон изучением вопроса занимались около 25 лет, наблюдая за несколькими тысячами студентов. Вывод – молодые люди, которые изучали несколько курсов по предпринимательству, чаще начинали свой бизнес. Выбравшие углубленную специализацию чаще работали по найму.

Похожие исследования провели в университетах Германии и Швейцарии. И здесь результаты оказались аналогичными. Склонность к ведению бизнеса продемонстрировали студенты, которые стараются расширить круг знаний и предпочитают не углубляться в одну специализацию.

Достаток в семье

О том, что обеспеченные семьи становятся отличной средой для воспитания будущих предпринимателей, пишут многие экономисты. Логика и причинно-следственная связь понятна. Если человек имеет доступ к стартовому капиталу и не обязан работать для удовлетворения базовых потребностей, его шансы начать удачный бизнес намного выше. Играют роль деловые связи родителей, их репутация и умения подать себя в кругу состоятельных людей.

Не волнуясь об опасности остаться без самого необходимого, дети богатых родителей чаще рискуют. Этот риск не всегда оправдан. Но человек, выросший в семье с низким уровнем доходов, склонен перестраховываться и терять шикарные возможности из-за боязни потерять все.

Успеха может добиться каждый

Ученая и преподаватель экономических дисциплин Виргинского университета Сарас Д. Сарасвати на протяжении всей своей карьеры ищет и предоставляет доказательства того, что создать успешный бизнес может каждый. Многие исследователи поддерживают ее и утверждают – не существует определенного набора качеств, позволяющего определить склонность человека к предпринимательству. Слишком разные личности добиваются высоких финансовых показателей в бизнесе. Одна и та же черта характера одному человеку может мешать, а другому способствовать.

Все же, Сарасвати дает советы предпринимателям и учит методам приближения успеха. Эксперт выделяет четыре основных составляющих стиля ведения дел:

  1. Сильное желание реализовать идею.
  2. Начало должно состоять из мелких дел и шагов к успеху.
  3. После каждого действия важно анализировать его результат и проводить переоценку идеи.
  4. Обязательно делать следующий шаг.

Кому всегда будет сопутствовать успех, чей бизнес никогда не прогорит и у кого больше всего шансов стать удачливым предпринимателем? «Секрет» изучил исследования психологов, экономистов и химиков, чтобы ответить на этот вопрос.

Гены

О существовании «гена предпринимательства» говорили давно. В середине 2000-х исследования показали, что 20% британских и треть американских предпринимателей - дислексики. Самые известные - Ричард Бренсон, Тед Тёрнер и Генри Форд. Генетики из лондонского Kings College пошли дальше и захотели найти «единый ген предпринимателя». Они изучили близнецов, дислексиков и обычных людей, распределённых по нескольким параметрам: количеству основанных бизнесов, продолжительности периода самозанятости, желании начать собственный бизнес и т. д. Результаты показали, что умение находить бизнес-возможности, вести дела и 37–48% стремления стать предпринимателем приобретается по наследству. Правда, исследователи признали, что генетической информации пока недостаточно, чтобы быть уверенным в этих выводах.

Черты характера

Тексты вроде «15 качеств, которыми должен обладать предприниматель» есть практически на любом сайте об экономике. Чаще всего их составляют по цитатам предпринимателей. Но учёные тоже не остались в стороне от составления списков. Так, американский психолог Дэвид Макклеланд уверен, что предприниматели редко отличаются лидерскими качествами. Они заточены на личные достижения, для которых вовлечение других людей не требуется.

Профессор кафедры предпринимательства Университета американского города Тулса Роберт Хисрич выделяет ведущие мотивы предпринимателя: стремление к независимости, свободе действий, творческой работе и созданию капитала. Австрийский экономист Йозеф Шумпетер указывает на потребность в господстве, власти, влиянии, волю к победе, стремление к успеху в борьбе с соперниками и самим собой, радость творчества.

Одно из последних исследований на эту тему провёл директор Центра предпринимательства в Колорадском университете Томас Дуэнинг. Он выделил пять ключевых умений, которыми должен обладать предприниматель: распознавание возможностей, проектирование, управление рисками, умение пережить неудачу, склонность к действиям, а не планированию.

Мелек Калкан и Чанани Кайгюшюз из турецкого Университета Ондокуз Майыс изучили все основные исследования о качествах предпринимателей и пришли к выводу, что чаще всего в подобных работах упоминаются 42 черты. Самые удивительные среди них - способность к манипулированию, эгоцентризм и агрессивность.

Образование

Если будет доказано, что предпринимателями рождаются, а не становятся, соответствующее образование потеряет смысл. Колледж Бабсон в Массачусетсе встал на защиту бизнес-образования. Там изучили 4000 своих студентов с 1985 по 2009 год и выяснили, что те, кто выбирал более одного курса по предпринимательству, чаще открывали свой бизнес, чем те, кто брал только один курс.

Это исследование расширяет работа Уши Бакес-Гельнер из Цюрихского университета и Петры Моог из Зигенского. Изучив 2000 немецких студентов, они выявили разницу между предпринимателями и работающими по найму. По их мнению, более склонны к ведению бизнеса те, кто не погружается в одну конкретную сферу знаний, а обладает поверхностным представлением обо всём. Узкие специалисты становятся их подчинёнными. Они подтвердили теорию стэнфордского экономиста Эдварда Лейзира о предпринимателе как «мастере на все руки». Он считал, что студенты, которые изучают больше предметов и работают в разных сферах, скорее станут предпринимателями, чем остальные.

Трудное детство

Росс Левин из калифорнийского Университета Беркли и Йона Рубинштейн из Лондонской школы экономики изучали, действительно ли предприниматели зарабатывают больше топ-менеджеров, но параллельно выяснили , что у бизнесменов есть кое-что общее. Большинство из них были «трудными подростками»: агрессивно себя вели, нарушали правила, силой отнимали вещи у других и даже употребляли наркотики. При этом предприниматели, согласно тому же исследованию, обычно имеют высокий IQ и повышенную самоуверенность. Такие люди, по версии исследователей, открывая собственный бизнес, зарабатывают на 70% больше, чем если бы они работали по найму.

Богатые родители

В другой работе Левин и Рубинштейн пишут , что мощный источник новых предпринимателей - это богатые и крепкие семьи. Каждые $100 000 дополнительного годового дохода родителей увеличивают шансы ребёнка открыть свою компанию на 50%. «Если же вы из бедной семьи, ваши шансы стать предпринимателем сильно падают», - говорит Левин.

Ещё несколько исследований расширяют тему: если у человека есть доступ к деньгам, его базовые потребности удовлетворены и он не рискует лишиться еды и жилья, он гораздо более склонен к риску. Учёные из Национального бюро экономических исследований подтверждают эти данные. Согласно их исследованию на фондовой бирже чаще рискуют дети обеспеченных родителей.

Ничего

Оптимисты придумали самолёт, а пессимисты - парашют. Сарас Д. Сарасвати из бизнес-школы Виргинского университета всю карьеру доказывает , что предпринимателем может стать каждый. По её мнению, своё дело открывают люди с совершенно разным бэкграундом, чертами характера и желаниями. Выводы учёной подтверждает статья из Journal of Applied Psychology. Авторы нашли доказательства и того, что предприниматели более склонны к риску, чем простые люди, и обратного. Они также показали, что успеха добиваются как те, кто строго верит в какие-то постулаты, так и те, кто склонен менять собственную точку зрения.

Сарасвати, однако, всё же даёт рекомендации предпринимателям о том, как приблизить успех. Им нужно соблюдать четырёхступенчатый алгоритм. Во-первых, действительно хотеть сделать то, что пришло им в голову. Во-вторых, начинать достижение с мелких шагов, а не с больших. В-третьих, после каждого маленького шага надо осматриваться и переоценивать свою идею. В-четвёртых, делать следующий шаг.

Инструкция

Генетическая гипотеза гомосексуализма

Для подтверждения данной гипотезы приводятся факты о наличия гена гея в хромосоме Xq28 (т.е. ген гомосексуализма расположен не в половой хромосоме). Многие ученые утверждают обратное – гомосексуалистом становятся в процессе жизни под действием социально-психологических факторов. Для подтверждения этой теории были проведены многочисленные исследования с однояйцовыми близнецами, у которых одинаковый набор генов. Исследования были проведены в США профессором С.Л.Хершергером (1997), в Австралии в Квинслендском университете группой учёных: Дж. Бейли, .П. Дунне и Н.Г. Мартином (2000) и др. Если бы гомосексуальность была строго запрограммирована, то оба придерживались бы гомосексуальной в 100% случаев. Однако после проведения исследований выяснилось, что оба близнеца придерживались гомосексуальной ориентации лишь 30-40 % случаев. Гены не программируют наше поведение. Человек сам может следовать или противостоять генетическим склонностям, развивать их (даже гомоэротическими фантазиями) или подавлять.

Физиологическая гипотеза гомосексуализма

У человека за сексуальную сферу отвечает гипоталамус. А если точнее то, по данным Аллена и Горски, именно область гипоталамуса INAH3 отвечает за сексуальную . Нейробиолог Саймон Левэй (который сам был геем) в 1991 году изучал область гипоталамуса INAH3. Измеряя эти области у умерших гетеро- и гомосексуалистов, он выяснил, что эта зона у гомосексуалистов меньше, чем у гетеросексуалов. Был сделано заключение, что у гетеросексуальных мужчин размеры INAH3 в 2-3 раза больше, чем у женщин и гомосексуальных мужчин. Строение мозга закладывается на ранних стадиях развития эмбриона. Исходя из этого, Левэй сделал вывод, что гомосексуальные наклонности строго запрограммированы, и человек не может изменить их в процессе жизни. Однако это утверждение опровергает учёный Нил Уайтхед (Новая Зеландия, 2011), который изучал однояйцовых , развивающихся в одинаковых предродовых условиях. По его данным, если один гомосексуалист, то шанс, что и второй близнец будет таким же, равен 11% для мужчин и 14% для женщин.

Психологическая гипотеза гомосексуализма

Ранее ученые предполагали, что гомосексуалисты вырастали в семьях, где не было отцов или были властные матери и пассивные отцы (И. Бибер, 1962), добрая и заботливая мама и «неудачник» отец (Вепс, 1965), в семьях, где мать не слишком проявляла любовь и заботу, а отцы были добрыми и внимательными (Гринблат, 1966). В последствие эти и другие психологические теории не были подтверждены. Ребёнок, выросший в семье, не обязательно станет гомосексуалистом. Проведённые в 2000 году в Австралии исследования на однояйцовых близнецах, выросших в одной семье, показало, что только 30-40% близнецов имели одинаковую ориентацию. Если бы гомосексуальность была следствием влияния родителей на детей, то в 100% случаев имели бы одинаковую сексуальную ориентацию. Вероятнее всего, решающим фактором стали уникальные события в жизни одного из близнецов (сексуальное насилие) и реакция ребёнка на эти негативные события.

Что появилось сначала: курица или яйцо? Быть или не быть? Природа против воспитания?

Можем ли мы, наконец, закрыть этот извечный спор и прийти к какому-то единому мнению?

Вот определение лидерства: «Влияние на других исходящее из целей лидера, его стремлений или задач».

Лидерами рождаются, а не становятся

Теория Великих людей и теории человеческих характеристик говорят нам о том, что люди получают в наследство определенные качества и черты , благодаря которым они являются теми самыми лидерами.

Если мы предположим, что лидеры не приходят в этот мир с необычайной одаренностью, тогда можно сказать, что все люди рождаются с равными способностями и равными талантами. (Томас Карлейль, 1840).

Но есть определенные врожденные характеристики, которые помогают людям становиться лидерами. Существует огромная разница между «осваиванием навыка» и его усовершенствованием (кто-то рождается с удивительными способностями к музыке, спорту и т.д.). Они будут просто превосходить в этих областях, в то время как другие, подобно рыбе без воды, будут сражаться на пределе своих возможностей, чтобы достичь определенного уровня.

Прирожденные лидеры отличаются от тех, кто стал таковым благодаря своей работе. У всех великих руководителей своя интересная история. Они были лидерами еще с самого начала своего земного путешествия.

Тогда если лидерами только рождаются, зачем нам изучать лидерство и управление?

Рождение – это природный процесс, и связь лидерства с ним является спорной.

Лидерами становятся, а не рождаются

Поведенческие теории считают, что люди могут стать лидерами с помощью процесса преподавания, обучения и наблюдения . Лидерство представляет собой набор навыков, которые можно освоить с помощью обучения, восприятия, практики и опыта. Обучение лидерству продолжается всю жизнь. Настоящие лидеры ищут возможности для развития, чтобы приобрести новые навыки.

Нужно отметить, что военные используют эту доктрину в рамках программы обучения руководителей.

Может ли сама эта программа по управлению и руководство сделать кого-то настоящим предводителем? Можно ли обучить Харизме, Влиянию, Честности и умению Вдохновлять? Может ли полученный сертификат о завершении курса «сделать» кого-то лидером?

Итак, основы управления может изучить каждый. Но большинству тому, что является неотъемлемой частью лидерства, обучить практически невозможно. Конечно, кто-то преуспевает, ну а другие демонстрируют посредственные результаты.

Вердикт

Лидерство – это скорее искусство, чем наука. Это набор врожденных качеств, которые совершенствуются в течение длительного времени с помощью обучения, подготовки и опыта.

Есть еще и такой момент как оказаться в правильном месте в правильное время. Вы можете быть лидером по своей природе, но важно также оказаться и в той среде, где вы можете проявить свой талант.

Дискуссия о лидерстве также должна четко идентифицировать местонахождение и окружающую среду . Говорим ли мы об этих руководителях (прирожденных или ставших) в рамках малой организации, промышленности, общества, страны или всего мира?

Если страх ведения перекрывает готовность взять на себя ответственность, то человек является ведомым. Не каждый может быть руководителем, как и не каждый из нас может стать хорошим актером. Некоторым людям это просто не дано, в то время как в других есть эти способности, поэтому они могут научиться руководить. Все книги, уроки и профессиональная подготовка не может превратить последователя в лидера.

Чтобы стать лидером в структурированной среде, необходимо формальное обучение. Большинство людей могут научиться управлять другими, открыть свой бизнес, вести проектную команду, так как хорошее управление основано на правилах, а правила можно выучить и освоить.

Лидерство – это часто Выбор. Лидер - это тот, кто принимает вызов. Если он поднимается из толпы, то он был ним с самого начала. Но даже с лучшим обучением, воспитанием и возможностями, вы никогда не станете ведущим, если будете сидеть, сложа руки.

Стиль руководства зависит от готовности, последователей и ситуаций.

Глобальные исследования лидеров 60 стран выделяет их следующие атрибуты: «Честность; харизма; богатая фантазия; умение вдохновлять, воодушевлять, предвидеть; положительность, уверенность, динамичность, умение создавать эффективные команды, общительность, координация, умение принимать решения и решать проблемы». Эти атрибуты представляют собой сочетание личности, характера, навыков, коммуникативной способности и эмоционального интеллекта. Поэтому лидерами могут рождаться, но их способности развиваются и усовершенствуются всю жизнь через опыт.

Лучшим заключением этого исследования является то, что одна треть лидерства дается с рождением, а две трети – с развитием.

Все зависит от того, как вы определяете лидерство. Так каждый может вести и быть лидером.

Говоря о великих лидерах , мы вспоминаем такие имена, как Нельсон Мандела, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Аун Сан Су Чжи и т.д. Они не искали ни богатства, ни славы; они бескорыстно служили своему народу, любили справедливость, людей и трудились на благо других.

При изучении лидерства можно задействовать огромное количеств теорий. Очевидно и то, что вы не можете поддержать одну сторону и отрицать другую. Хотя уже написано много книг, проведено огромное количество исследований, эти дебаты могут продолжаться вечно, и мы так и не придем к единому логическому заключению.

Когда я была маленькой, жители нашего городка говорили моей маме: «Этот ребенок отличается от других». Я всегда была серьезной и выступала предводителем. Не подумайте, что я родилась с золотой ложкой во рту (или вообще какой либо ложкой). Времена были очень тяжелые. На самом деле я единственная из своих родственников, кто получил высшее образование. Моя мама сейчас изучает грамоту, и я очень горжусь ней.

Я очень четко помню два момента с раннего детства. Первый – это разговор с мамой, когда мне было 5 лет о том, что я хочу пойти в школу. Но в то время это ей было не по карману. А второй произошел, когда мне было где-то 7 или 8 лет. Я тогда играла с соседом в шарики и услышала, как его мама ему прошептала: «Почему ты играешь с Бриджит. Она же такая серьезная». А я была настойчива и конкурентоспособна.

В то время как большинство людей в моей общине принимали на себя роль жертв обстоятельств и плыли по течению, я всегда интуитивно гребла против него . Было ли мне тяжело? Да. Одиноко? Да. Впадал ли я в депрессию? Да. Тем не менее, я должны была продолжать. Слава Богу!

Я считаю, что внутри должна быть искра или огонь. И все же, лидерами рождаются или становятся? Я позволю себе ответить так: «Лидерами рождаются и становятся».

Принцип Парето 80:20 (80% становятся и 20% рождены) вносит коррективы в прошлые исследования, которые предполагают, что лидерство на 30% является генетическим и на 70% результатом накопленного опыта. И то, как этот процент распределяется между «рожденными» и «ставшими», я думаю, является предметом индивидуальных обстоятельств.

А какой опыт у Вас?

Brigette Hyacinth, linkedin.com
Перевод: Татьяна Горбань

Похожие статьи