Легенды чёрной Мадонны. Черная Мадонна из Монтсеррата-Ч.1

28.09.2019

Монсерратская Мадонна (Virgen de Montserrat/ Mare de u de Montserrat ), за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta ), является святой покровительницей Каталонии. Образ Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении (Тронном зале) монастырской базилики , где каждый желающий может, отстояв очередь, поклониться святой , прикоснувшись к ее правой руке и попросив о сокровенном. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий. Нынешняя статуя Девы датируется концом XII века.

Помимо прозвища Ла-Моренета (Чернушка), Монсерратскую Мадонну еще называют «апрельской розой», поскольку знаменитый гимн Virolai , ежедневно исполняемый мальчиками из хора «Эсколания», начинается словами " Rosa d’ abril, Morena de la serra..." («Апрельская роза, смуглая Дева гор...»).

Праздник Мадонны Монсеррата отмечается 27 апреля. Не менее пышно, чем сам этот день, отмечается и канун этого праздника, особенно каталонской молодежью. В эти дни в монастыре проходят торжественные мессы, концерты, специальные лекции, пения псалмов, исполнения фольклорных танцев и представления строителей традиционных каталонских «башен» из людей.

Легенда об обретении образа Черной Мадонны Монсерратской

Согласно легенде , первую статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Видение повторилось. В последующие четыре субботы вместе с пастушками туда приходил священник из Олесы, и вновь их взорам предстало чудесное видение.

Вскоре новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии . Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первый текст, упоминающий об этой легенде, датируется 1239 годом.

Эта легендарная статуя, вероятно, действительно существовала и пользовалась огромным почитанием верующих (считалось даже, что ее вырезал из дерева сам апостол Лука), но через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры (Capella de la Santa Cova ). Любой желающий - турист или паломник - может, удалившись от суеты и многолюдья монастырской базилики , пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova , ведущему к этой часовне, любуясь великолепными горными пейзажами и религиозными скульптурами на Пути молитв (Rosari Monumental de Montserrat ).


В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике , однако эта копия также высоко почитается верующими (хотя очередей к ней не бывает).

Описание и символика романской скульптуры Богоматери Монсерратской

Оригинальная статуя Черной Мадонны утрачена. Нынешний образ Девы Монсерратской , установленный в монастырской базилике , был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba ). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae ).

За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Например, в воспоминаниях одного нюрнбергского жителя о посещении Монсеррета в 1494 году рассказывается, что он был поражен огромным количество масляных ламп и свечей, день и ночь горевших перед ликом Девы. В книге «История и чудеса Богоматери Монсерратской» аббата Педро де Бургоса (1536-50) упоминается, что статуя имела смуглый цвет . Хроника Херони Пухадаса (1609) это подтверждает.

Статуя Моренеты имеет исключительную ценность - не только из-за ее религиозного и эмоционального значения для всего каталонского народа и поклонения, которое она вызывает у всех христиан, но и из-за изящных форм самой скульптуры, которая за долгие годы существования приобрела новые черты и несколько отдалилась от оригинала, но всё же не утратила притягательности.

На королевское величие Богородицы указывает позолоченная корона. Ее голову и плечи покрывает короткая вуаль, именуемая по-гречески «мафорионом». Такой платок носят и многие другие романские мадонны. Платок этот полихромный, украшенный узорами на белом фоне - золотыми полосами и красными ромбами с вписанными в них золотыми крестами и темно-зелёными звездами (это полихромное покрытие появилось в XVI веке). Лик Богородицы окрашен черным, но не равномерно: в некоторых местах на шее и около глаз проступает коричневый цвет основы. Нос очень тонкий, вытянутый и выступающий, с изящно выполненным кончиком, шея стройная. Мягкая, закругленная форма губ и подбородка создают выразительный и поразительно нежный лик, который можно встретить у некоторых готических скульптур, уже начинавших появляться во Франции в период создания статуи.

Если взглянуть на лик Мадонны в профиль с левой стороны, мы увидим в выражении ее лица серьезность и даже грусть, тогда как, рассматривая его с другой стороны, на губах Богоматери можно даже заметить легкую улыбку. Во фронтальном развороте Богоматерь излучает приветливое спокойствие.

Если в лике Богоматери уже проявляются черты готики, то остальная фигура отличается строго романскими пропорциями, она очень узкая и плоская, с большим углублением, в которое помещен младенец Иисус. На Мадонне длинный плащ типа пенулы (Paenula ), или верхней туники, частично открывающей нижнюю тунику (с таким же треугольным вырезом) и позолоченное ожерелье. Всё ее одеяние покрыто позолотой и оторочено черным «шитьем». Облачение ниспадает элегантными складками и окутывает ноги сидящей фигуры. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii ), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Полихромное покрытие правой руки Девы полностью стерто из-за ее непрерывного целования верующими. Руки имеют такой же темный цвет, как и лик. Их естественность и выразительность является не свойством романской скульптуры, а результатом работы более современных мастеров: из-за чрезмерной ветхости руки пришлось изготовить заново.

Ноги Богоматери одеты в простую обувь остроконечной формы и покоятся на позолоченной подушке. Она восседает на трапециевидном престоле с четырьмя колоннами по углам, увенчанными позолоченными шишечками (престол изготовлен в XVI веке).

Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - символ плодородия и долголетия в романском искусстве. Предполагают, впрочем, что первоначально он держал в руке не шишку, а земную сферу, как и Богоматерь. Дело в том, что фигура младенца не оригинальная романская (она утрачена), а значительно более поздняя: она была изготовлена в 1823-1824 вв. Лик и голова младенца тщательно отшлифованы и имеют натуралистический вид, далекий от всякой романской традиции. На голове младенца корона (более простая, чем у Богоматери). Волосы в виде завитков - деталь, которую невозможно встретить в средневековой скульптуре. Лицо у Младенца изящное, с широким лбом, большими глазами, прямым носом и небольшим ртом с намеком на улыбку. Вся его миловидность и округлость черт обнаруживает вмешательство современных скульпторов, поскольку совершенно не свойственны романскому искусству. Одежда младенца в целом копирует облачение матери, только вместо пенулы на нем надета простая туника, нижняя рубашка и ожерелье. Рельеф складок имитирует романский образец, но выражен резче. Из-под туники видна пара очаровательных ножек, выполненных с точным знанием анатомии.

История образа Черной Девы Монсерратской

Как уже было сказано, нынешняя статуя темноликой Мадонны, установленная в базилике монастыря Монсеррат , датируется концом XII века. Ее автор неизвестен. В ходе недавних исследований было доказано, что первоначально лик и руки Мадонны были покрыты свинцовыми белилами с добавлением некоторых пигментов, а ее одежда была расписана традиционными цветами - синим и красным, как на миниатюрах из «Красной книги» (Llibre Vermell de Montserrat ).

В XVI веке руки и лик Мадонны были покрашены каштановым, поскольку белый цвет к тому времени приобрел довольно тёмный оттенок (из-за упомянутого окисления и атмосферных воздействий), а реставрировать статую было необходимо, так что ренессансными мастерами был выбран ставший уже привычным для верующих тёмный цвет (впоследствии статуя только продолжала темнеть). Видимо, тогда же было покрыто позолотой и одеяние Мадонны.

В 1808 году, во время наполеоновских войн, Ла-Моренета впервые в своей истории покинула Монсеррат и была спрятана монахами. Через год она вернулась на свое место, но в 1811 году, незадолго до того, как французские войска разрушили аббатство, вновь покинула монастырь. Святыню спрятал под небольшой садовой лестницей Маур Пиканьоль (Maur Picanyol ), отшельник из скита Сант-Димес (Sant Dimes ), и таким образом спас Ла-Моренету от гибели в пожаре. Однако статуя сильно пострадала от дождей. В январе-феврале 1812 года она была отреставрирована. В частности, были заново покрашены лик и руки Богоматери. Летом 1812 года, когда французы снова жгли монастырь, скульптура снова покинула аббатство: ее взяли с собой бежавшие монахи.

В 1822 году во время конфискации монастырского имущества Мадонна лишилась украшавших ее драгоценностей и была перевезена для сохранности в Барселону, в 1824 году она вернулась в Монсеррат с новой короной. В 1835 году, во время секуляризации, проводившейся премьер-министром Мендисабалем, монастырь доверил статую одному фермеру, который в течение девяти лет хранил ее у себя дома, пока монастырь не был вновь открыт. Статуя была настолько хорошо спрятана, что епископу Барселоны пришлось обратиться к находившемуся в изгнании аббату, чтобы узнать у него, где находится Черная Мадонна Монсерратская .

Образ темноликой Девы был существенно изменен в 1823-1824 вв. Именно во время этой «реставрации» оригинальная скульптура младенца была, как уже говорилось, заменена новой - прежняя находилась в крайне плачевном состоянии. Земная сфера, которую держал в руке младенец, также была сильно изношена и скорее напоминала шишку, поэтому скульптор и заменил ее шишкой. В этот же период были заново изготовлены руки Богоматери . Жесты рук были сохранены, но сами руки стали идеально проработанными и изящными, чего невозможно встретить в романской скульптуре. Из того же дерева была сделана и земная сфера, которую скульптор поместил в правую руку Богоматери (точно неизвестно, находилась ли сфера там изначально). Вероятно, тогда же были заново покрашены не только новые детали, но и вся скульптура целиком, чтобы создать более равномерный тон. Как считают исследователи, именно в эти годы лик и руки Богоматери и младенца Иисуса приобрели окончательный черный оттенок (вероятно, до тех пор цвет был ближе к коричневому), и в этом виде скульптура и дошла до нас. Не будем забывать, что в эпоху романтизма существовала мода на разнообразные средневековые легенды и старинные скульптуры, и в этом смысле интенсивный черный цвет святого образа полностью соответствовал духу времени. Аббат Мунтадес оправдывал это давней традицией, в соответствии с которой скульптурам якобы было принято «из соображений наивысшего аскетизма» специально придавать черный цвет.

В сентябре 1844 года скульптура была вновь установлена в церкви Монсеррата при большом скоплении и ликовании народа. В 1881 году состоялась церемония канонической коронации образа Черной Мадонны и ее провозглашения святой покровительницей Каталонии .

Отметим, что в то время статуя еще была укутана в пышные одежды из драгоценных тканей: особо почитаемые образы Богоматери было принято облачать в расшитые мантии и накидки в форме колокола (пик этой моды пришелся на эпоху барокко). Поэтому на многих старинных изображениях Черная Мадонна Монсерратская фигурирует именно в таких роскошных одеяниях, скрывающих оригинальную романскую скульптуру.

Исследователи-рационалисты, пытавшиеся докопаться до исторической истины, свободной от мифов и легенд, не имели возможности исследовать и сфотографировать статую без этих накладных одежд , но среди экспертов уже тогда начали зарождаться сомнения относительно подлинности скульптуры, которая никоим образом не могла датироваться 880 годом, что бы ни говорила легенда . Но народные массы не были еще готовы принять разницу между легендой и подлинной историей. Рационалистический менталитет в монастыре возобладал лишь к началу XX века. Первая фотография скульптуры без скрывающих ее накладных одежд датируется 1920 годом.

Даже те, кто противились научному изучению статуи, были поражены чистой красотой, одухотворенностью и любовью, которую излучал образ, освобожденный от чужеродных одежд. Впрочем, в то время монахам еще не нравилось выставлять статую для поклонения верующих в таком аутентичном виде, без дополнительных деталей наряда. До этого еще должно было пройти несколько десятилетий. Лишь после конца Гражданской войны монахи решили, что образ можно выставить для поклонения верующих без дополнительных металлических украшений и накладных одежд.

В 1909 году, во время событий Трагической недели, «Смугляочку» снова пришлось прятать. На протяжении Гражданской войны в Испании (1936-39) на месте подлинной Мадонны стояла копия. В 1946 году был создан серебряный трон для Богоматери, а также восстановлено полихромное покрытие скульптуры. В 1947 году статуя была установлена на то место, где находится и поныне. Сегодня фигура накрыта специальным защитным куполом из стекла (стеклянным колпаком), и желающие поклониться святому образу могут дотронуться только до шара в руке Мадонны.

В 1947 году состоялась церемония возведения на трон образа Богоматери Монсерратской (Entronització de la Mare de Déu de Montserrat ). Эти празднования, в которых приняло участие около 100 тыс. человек из всех уголков Каталонии, считаются первым актом общественного примирения в регионе после Гражданской войны.

В 2001 году было проведено радиографическое исследование скульптуры. Подтверждено, что основная часть Мадонны относится к романской эпохе.

Почитание чудотворного образа

Упоминания о чудесах, которые творит Дева Монсерратская, встречаются уже в XII веке, и с тех пор люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. Описания многочисленных чудес содержатся, в частности, в известном средневековом сборнике «Песни Деве Марии » (Cantigas de Santa María ) (XIII в.). Появление этого произведения привело к огромной популярности Монсеррата и сделало его местом массового паломничества.


По мере завоеваний каталоно-арагонской короны слава о чудесах Черной Мадонны распространилась далеко за пределы Каталонии и Средиземноморья. Множество посвященных ей часовен появилось в Италии, культ Черной Мадонны проник в Австрию, Центральную Европу, Нидерланды, Францию. Первые церкви в Мексике, Чили и Перу были посвящены Богоматери Монсерратской, название «Монсеррат» было присвоено одному из Малых Антильских островов, а также нескольким горам, городам и посёлкам. В Бразилии португальские миссионеры основали два процветающих и поныне монастыря под названием Монсеррат. В наши дни также существует множество посвященных этой Мадонне храмов и духовных центров в Австралии, Америке, Азии и Африке.

Это святое место посещали многие выдающиеся исторические деятели, политики, писатели и художники. Императоры Карл V и Филипп II Испанский скончались, держа в руках освященные свечи из Монсеррата. Французский король Людовик XIV оплачивал заступнические молитвы, которые читались в Монсеррате во здравие Королевы-матери. Австрийский эрцгерцог император Фердинанд III пожаловал монастырю щедрые пожертвования.

Почитание Мадонны Монсеррата не ослабевает и в наше время. Особой любовью она пользуется, разумеется, в Каталонии. Каждый каталонец считает своим долгом хотя бы раз в году посетить Монсеррат и поклониться Черной Деве. Помимо богомольцев, к чудотворному образу неустанно стекаются толпы простых туристов, мечтающих прикоснуться к легендарной святыне и загадать желание.

О том, в какое время можно посетить базилику Монсеррата и поклониться Черной Деве, а также о том, каков традиционный ритуал поклонения Мадонне, .

План монастыря Монсеррат с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете скачать подробную карту монастыря Монсеррат . На этом плане присутствуют обозначения на русском языке основных туристических достопримечательностей на территории Монсеррата, в том числе монастырской базилики с образом Черной Девы Монсерратской, Музея Монсеррата, станций фуникулеров , канатной дороги и зубчатой железной дороги (кремальеры) , а также смотровых площадок, информационных пунктов, магазинов, ресторанов и отелей.

Кроме того, на плане Монсеррата указаны направления основных пешеходных троп в окрестностях монастыря (маршруты в сторону Святой Пещеры , часовни Святого Иоанна, смотровой площадки Фра Гари, вершины Сант-Жерони и др). Такую карту вы также можете получить в пункте туристической информации при входе в монастырь. Также в этом офисе можно взять более подробную карту маршрутов по местности вокруг монастыря. Другие карты пешеходных маршрутов по Монсеррату можно скачать на нашем сайте .

Приветствую вас, друзья! Монастырь Монтсеррат в Испании относится к самым посещаемым объектам. В предыдущей статье я делилась с вами впечатлениями о восхитительном горном массиве Монтсеррат, расположенном в Каталонии, недалеко от Барселоны и . Но мой рассказ будет неполным, если я не опишу посещение базилики Девы Марии Монтсерратской. На территории монастыря находится главная святыня Каталонии – чудотворный образ Черной Мадонны La Moreneta.

Тысячи людей из разных стран поднимаются в горы Монтсеррат ради того, чтобы поклониться Черной Мадонне и попросить о помощи, поблагодарить за чудесное исцеление или обратиться за благословением. Реликвия установлена в миниатюрной часовне базилики:

Вы видите часовню в самом центре фотографии. Часовню называют Зал Божьей Матери. Он находится над алтарем Тронного зала, и для того чтобы войти в часовню, нужно пройти Путь молчания за капеллами храма.

La Moreneta

История старейшего в Испании бенедиктинского монастыря началась с того знаменательного события, когда в пещере горы Монтсеррат еще в IX веке обнаружили статую Девы Марии с младенцем на руках. Поселившиеся в этом месте монахи оберегали святыню и с развитием монастыря установили ее в храме.

Почти тысячелетняя летопись монастыря на горе Монтсеррат в Испании рассказывает о множественных испытаниях и разрушениях, которым подвергся монастырь и живущие в нем монахи. Вероятно, этим объясняется тот факт, что образ Черной Мадонны, установленный ныне в храме, относится к XII веку и соответствует романскому стилю.

Небольшая фигура 95 см выполнена из черного тополя, что и поясняет, почему Богородицу называют Черной Мадонной или Смуглянкой — La Moreneta.

Путь молчания

Огромная очередь выстраивается с самого утра у правого крыла базилики, чтобы поклониться Деве Марии Монтсерратской.

Этот готический клуатр обрамляет внутренний квадратный дворик храма, через который посетители проходят, чтобы войти в Тронный зал. Мы посетим его позднее, чтобы послушать пение хора мальчиков Ла Эсколания.

Но прежде мы будем медленно продвигаться под готическими сводами клуатра. Говорят, в очереди можно простоять и 2-3 часа, но мы примерно минут через 30 подошли к порталу с изображением Черной Мадонны.

На входе установлены таблички с просьбой хранить молчание. За этой просьбой кроется и духовный, и практичный смысл. Если такое количество народа будет разговаривать в храме, то этим спровоцирует невероятный шум. Но, главное, Путь молчания призывает к тому, чтобы каждый смог сосредоточится на своем внутреннем мире и на том важном, что привело его в храм.

Далее очередь неспешно продвигается вдоль капелл правого крыла храма. Здесь расположены капеллы Бенедикта, Петра, Лойолы и других святых. Капеллы украшены оригинальными подсвечниками тонкой работы, многие из них роскошно оформлены. Пожалуй, только капелла Св. Бенедикта содержит тот аскетический дух, который проповедовал святой.

Следующим участком Пути молчания является подъем по лестнице в верхний зал. Испанские мотивы орнаментов привлекают взгляд к сводам лестничного проема.

Чем ближе посетители подходят к заветной часовне, тем реже становится очередь. Из верхнего зала все поднимаются узенькими переходами исключительно по одному, чтобы войти в Зал Божьей Матери.

Образ Мадонны Монтсеррат установлен на серебряном троне. Он закрыт стеклом, и только шар, который держит Дева Мария в правой руке, выступает за поверхность стекла. Посетитель имеет право прикоснуться к шару и обратиться со своей просьбой или благодарностью к небесной Покровительнице.

Посетителям нет необходимости торопиться, но и задерживаться в Зале Божьей Матери не принято. Выход из часовни ведет в левое крыло храма, где есть возможность поставить свечи.

Хор мальчиков Монтсеррат Ла Эсколания

При монастыре Монтсеррат открыта школа церковного пения. Первые ученики появились в школе в 1223 году. С тех пор школа воспитала столько известных мастеров вокала, что заслужила непревзойденную репутацию во всей Европе. В школе обучаются только мальчики с 9-летнего возраста, и весь курс длится 4 года.

Посетители монастыря Монтсеррат могут послушать пение воспитанников школы в 13 часов дня, когда хор мальчиков заходит в Тронный зал базилики, чтобы исполнить «Виролай» или «Аве Мария» .

Нам удалось услышать пение хора Ла Эсколания. Хор звучит великолепно. Чистые голоса мальчиков льются под сводами прекрасного зала всего лишь несколько минут. Они исполняют одно произведение, после чего священник обращается к слушателям с краткой информацией о школе и уводит воспитанников.

Школа Ла Эсколания не ограничивает подготовку мальчиков церковным пением. Они также обучаются классическому исполнению. Поэтому многие воспитанники школы при Монтсеррат впоследствии применяют свой талант в искусстве светского характера.

Поблагодарить Черную Мадонну

Чтобы завершить историю посещения Зала Божьей Матери, я опишу еще один любопытный факт. Слава о том, что Мадонна Монтсеррат исцеляет от недугов и помогает в решении проблем, разлетелась по всему миру не просто так. На этой горе есть часовня, куда приносят свои дары те, кто ощутил реальную помощь после посещения Монтсеррат. Часовня находится не на самой территории монастыря, а приютилась на краю скалы, куда ведет Путь молитв.

Я уже . Мы прошли его и посетили часовенку. Она состоит из двух залов. В одном из них вырублен алтарь прямо в скале, где и установлена миниатюрная копия статуи Черной Мадонны. В зале установлены скамьи, создана уютная атмосфера для уединения.

Второй же зал является тем местом, где благодарные посетители оставляют свои подарки. Украшения и костыли, свадебные наряды и шлемы – люди привозят сюда то, что, по их мнению, является символом исполнения их желаний.

Мы шли по Пути молитв для того, чтобы увидеть природную красоту Монтсеррат, а часовня оказалась удивительной остановкой на этом маршруте.

Дорогие друзья! Я и сейчас помню, как меня переполняли чувства от всего увиденного в Монтсеррат. Здесь потрясающе красиво и восхитительно все: и монастырь, и пешеходные маршруты и таинство посещения Черной Мадонны. Если вы, насытившись , будете выбирать из перечня экскурсий по Каталонии, отдайте предпочтение поездке в Монтсеррат.

Ваш euro-проводник Татьяна

Всем доброго дня!

Расскажу Вам сегодня про очень красивое, сильное и даже мистическое место Монсеррат. Вспоминаю его и даже мурашки по коже… Оно никого не оставит равнодушным.

Скажу честно, что находясь на Коста Брава и выбирая экскурсию по Испании, я как-то скептически относилась к этому месту, но отзывы решили всё. Мы поехали в Монсеррат!


Дорога была не близкая, красивейшие пейзажи за окном автобуса сменялись один за другим, рассказы тетечки-гида о Монсеррате не утомляли, а восхищали.


Много интересных фактов и событий было в этом древнем священном месте. Оказывается именно в Монсеррат монахи придумали шампанское!


Монсеррат находится в 50 километрах от Барселоны в горах на высоте 751 метров над уровнем моря.

Монсеррат - это древний бенедиктинский монастырь, религиозный и духовный центр Каталонии, центр паломничества католиков со всего мира. Он был построен более тысячи лет назад.

В монастыре Монсеррат и сейчас живут монахи, богослужения проводятся каждый день.

На территории монастыря находится музей (мы в него не ходили) и одна из уникальных святынь - статуя Святой Непорочной Девы Марии Монсерратской (Черная Мадонна). Уникальность её состоит в том, что она чёрного цвета, испанцы её называют "наша смугляночка".

Вход на территорию свободный, правда надо заплатить за поезд, который туда доставляет.


Там очень красиво!

Основатель монастыря аббат Олиба.


Мне не одной кажется, что он похож на героя из фильма ужасов

Есть фуникулер de Sant Joan, он доставит на вершину Монсеррата, именно там в горе пастухи и нашли статую Черной Мадонны.


Фуникулер платный, но цену к сожалению не помню.

Фото прямо из вагончика


Хотите пощекотать себе нервы - прокатитесь - дорога почти отвесная, т.е. почти перпендикулярна земле. Но оно того стоит! С высоты открывается потрясающий вид! Здесь также начинаются пешеходные маршруты к часовне Святого Иоанна, мы по ним не ходили, т.к.времени было в обрез.


Все едут в Монсеррат к Черной Мадонне, ведь по приданию она исполняет самое заветное желание. К ней нужно простоять очередь - желающих очень много!


Мы стояли около двух часов. Нужно к ней подойти, дотронуться до шара и загадать желание. Желание, которое я загадала - сбылось! (не скажу, правда какое). Вот и не верь тут в придания!


Если желание исполнится обязательно нужно сюда вернуться, чтобы поблагодарить Мадонну - я уже строю планы, чтобы снова сюда приехать.


В Монсеррате есть еще одна интересная вещь - дорога здоровья, дорога к кресту. На фото он виден вдалеке.

Мне очень понравилось в Монсеррате! Здесь надо побывать и прочувствовать всю эту духовную атмосферу.

Здесь, кстати, продают натуральные продукты, произведенные как монахами монастыря, так и местными жителями - очень много видов сыра, мед, настойки - все дают попробовать.

Надо отметить, что здесь есть ресторан - можно хорошо покушать.

Спасибо, что прочитали до конца)

Ангельская роза,
Черная Дева Распиленных скал,
Ты освещаешь землю Каталонии,
Ты венчаешь собой небо.
Поэт Каталонии

Недалеко от Барселоны находится гора Монсеррат. Здесь в бенедиктинском монастыре хранится величайшая святыня Каталонии и ее патриотический символ — «La Moreneta» , чудотворная Черная Мадонна, к которой хотя бы раз в год старается прикоснуться каждый в каталонец. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий.

Название горного массива Монсеррат можно перевести как «распиленная гора» или «изрезанная гора». По одной из легенд, миллионы лет назад спустились на гору маленькие ангелы, которые решили украсить унылый ландшафт и построить здесь дворец для Божьей Матери с помощью «золотой пилы».

В гимне Virolai, обращенном к Богоматери Монсерратской на стихи известного каталонского поэта Вердагера, поется: «amb serra d’or els angelets serraren aquests turons per fer-vos un palau…», то есть «ангелы пилой золотой разрезали сии вершины, чтоб сотворить для тебя дворец».

Герб аббатства Монсеррат

И действительно причудливые очертания скал похожи на сказочных великанов хранящих неприступный рядом священную реликвию.

Или на башни величественного замка. Многие горные образования Монсеррата носят колоритные прозвища — Мумия, Слон, Лошадь Бернарда, Брюхо епископа, Кукла, Верблюд, Фараон, Треска, Попугай, Органные трубы, Заколдованные монахи, Две Магдалены… .

Монахи появились на горе в 11 веке. В 1025 году был заложен первый камень в основание обители аббатом Олибой Рипольским, которому со временем тут воздвигли монумент.



Галерея скульптур святых — основателей различных религиозных христианских институтов. В праздичные дни здесь устраивают веселые мероприятия: танцуют сардану, строят кастельс, гуляют куклы-гиганты!

Надпись на фасаде «Блаженный град Иерусалим, названный видением мира»

Монастырь Монтсеррат оберегает главную духовную святыню и покровительницу Барселоны – статую Черной Мадонны, которой приписывают целительные свойства и помощь в продолжении рода человеческого.

«Черная Мадонна» за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta) – это неразгаданная тайна!

По легенде, первую нерукотворную статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Пораженные люди рассказали обо всем местному священнику, который вместе с народом посетил на следующий день гору Монсеррат, куда и сошел небесный огонь. В одной из пещер сельчане обнаружили великолепную статую Мадонны с младенцем. Она была прекрасна и излучала сияющий свет. Новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первоначальная легендарная статуя через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась. Рассказывают, что статуя была вырезана Св. Лукой и затем перенесена в Испанию Св. Петром. В 718 г. статуя была спрятана в горах Монтсеррат, чтобы укрыть ее от нечестивцев-мавров, после чего и была потеряна.

Упоминания о чудесах Монсерратской Богоматери, встречаются уже в XII веке,они описаны в визвестном средневековом сборнике «Песни Деве Марии» (Cantigas de Santa María) (XIII в.), записанные при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 гг

Люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. В здании базилики есть специальная комната, в которой размещены письма благодарности и подарки Монсерратской Мадонне, среди которых есть свадебные платья, а также ортопедические принадлежности, принадлежавшие излечившимся от недугов людей.



Практически любой праздник или значимое событие в жизни каталонца являются поводом для приезда в монастырь, участия в богослужении на каталанском языке, поклонения Деве Монсерратской и посещения Святой Пещеры. Например, Черной Мадонне принято представлять невест, чтобы заручиться ее благословением и обеспечить благополучие будущей семейной жизни. Не случайно существует популярная поговорка: «Тот не будет счастливо женат, кто не приведет свою невесту в Монсеррат» (No és ben casat qui no porta la dona a Montserrat или Si vols ésser ben casat, porta la dona a Montserrat).

Статуя Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении — Тронном зале, монастырской базилики (заходить в базилику нужно не через центральный вход, а через боковую дверь с правой стороны, расположенную под арками галереи атриума). Приходить лучше рано утром, чтобы не стоять в длинной очереди.

Алебастровая арка — «Врата Ангелов» украшены барельефами, изображающими музыцирующих ангелов и библейские сцены, связанные с Богоматерью.


Перед «Вратами ангелов» сидит Св. Петр

На самом подходе к Мадонне установлена деревянная статуя мальчика с коробочкой для пожертвований в руках. Статуе предшествует очень трогательная история. Этот маленький памятник установлен мальчику, который очень хотел быть прислужником в монастыре Монсеррат , но был смертельно болен. Монахи сжалились над мальчиком. Ему выдали форму, и он был принят всего на один день. На следующий день мальчик умер. Ему поставили памятник и таким образом, было увековечено желание ребенка . При посещении Базилики принято бросать монетку в прорезь коробочки в руках мальчика и погладить его по голове.


Нынешний образ Девы Монсерратской, установленный в монастырской базилике, был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - плод хвойного дерева, который с древнейших времен символизирует, отцовство, плодородие, эволюцию, здоровье, возрождение, семейную жизнь, святую жизнь, культ жизни.. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae). За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Каждый желающий может поклониться святой. Нужно прикоснуться к сфере в ее правой руке и глядя в глаза святой Деве попросить о сокровенном.

Многие замечают, что если посмотреть на облик Девы Марии чуть справа, то откроется спокойный, слегка улыбающийся взгляд.

С правой стороны после зала с престолом Богоматери, находится круглое помещение, именуемое заалтарной капеллой (El Cambril), или капеллой Богоматери. Она создавалась в 1876–1887 гг. под руководством архитектора Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лосано (1828–1901), которому помогал юный Антонио Гауди (1852–1926), именно он разработал основную часть декоративных элементов.

На фоне центрального окна находится скульптура святого Георгия, покровителя Каталонии.

Роспись купола капеллы, выполненная в 1896–1998 гг. Жуаном Льимоной (1860–1926). Купол расписан в светлых, ярких тонах, подчеркивающих бесконечность небесного свода, на котором появляется Богоматерь с младенцем Иисусом на руках в окружении ангелов и архангелов. Также на куполе представлена панорама горы Монсеррат, обозначающая пересечение небесного мира с земным.

За капеллой начинается коридор именуемый Путем Аве Мария. Он утопает в свете тысяч лампад и больших восковых свечей, которые верующие оставляют в знак молитвы или благодарности Деве Монсерратской. Свечу нужно купить заранее во внутреннем дворе базилики, опустив нужную сумму денег в металлический ящик.


В коридоре можно увидеть современную бронзовую скульптуру ангела Благовещения, которую создал в 1978 году Апеллес Феноза (Apel·les Fenosa) (1899–1988), а также большую майоликовую композицию с образом Богоматери Монсерратской (1982).


Это творение, равно как и ряд других майоликовых панно с обращениями к Богоматери на Пути Аве Мария, является работой керамиста Жуана Гивернау (Joan Baptista Guivernau) (1908–2001).

Путь Аве Мария возвращает нас вновь в атриум базилики именуемый также клуатром Аббата Аржерика. Атриум датируется XVIII веком, однако был существенно перестроен в середине XX столетия.

Устилающая внутренний двор красивейшая мостовая из белого и черного мрамора была создана в 1952 году художником Бенито Мартинеса по образцу спроектированной Микеланджело площади Капитолия в Риме. Центральную часть мостовой украшают изображения морских животных, обведенные круговой латинской надписью на тему крещения.

Ранее на этом месте находился алтарь старинной романской церкви в которой ранее хранилась статуя Черной Девы. Существует примета что нужно встать в этот «круг силы» в центре внутреннего двора базилики и загадать желание и оно обязательно сбудется, а если при этом закрыть глаза и поднять руки к небу, то на вас снизойдет божественная энергия.

Если стоять во внутреннем дворе лицом к собору, то по левую руку, пройдя дальше горящих свечей, вы найдете святую воду, которую можно набрать с собой, поэтому запаситесь бутылочкой.

Центральное положение в алтарной части занимает чеканный золотой крест с распятием из слоновой кости. Крест спускается на цепях с серебряного венца-балдахина.


Первая, ближайшая к алтарю, капелла посвящена родной сестре святого Бенедикта - святой Схоластике Нурсийской, основательнице первого женского монастыря Западной Европы. Авторы скульптур: Энрик Кларасо (Enric Clarasó) (1857–1941) и Агапит Вальмиджана.

Брат и сестра, жившие в монастырях неподалёку друг от друга, встречались лишь раз в год в местечке неподалёку от Монтекассино и проводили время в беседах на духовные темы. Однажды св. Схоластика попросила брата остаться на ночь, чтобы продолжить беседу. Бенедикт отказался, так как согласно написанному им уставу, монах не мог ночевать за пределами монастыря, и он не хотел подавать братии дурной пример нарушением собственных правил. Тогда по молитве св. Схоластики разразилась сильнейшая гроза, которая помешала Бенедикту выйти из убежища, и он вынужден был остаться и продолжить общение с сестрой. Через три дня св. Бенедикту, молившемуся в келье, было видение души св. Схоластики, улетавшей на небо в виде голубки. После этого он понял, что просьба сестры была не прихотью, а желанием попрощаться перед кончиной.

В Вокруг главного нефа и внутри боковых капелл обращает на себя обилие красивых ламп, принесенных в дар храму целыми посёлками и районами, а также различными объединениями и ассоциациями.



Капелла Святого Причастия - была реконструирована по проекту Жузепа Марии Субиракса в 1977 году. На бронзе перил выгравированы аллегорические изображения Жизни и Смерти, а между ними помещен текст молитвы каталонского поэта Сальвадора Эсприу (Salvador Espriu) (1913–1985), обращенной к покровителю Каталонии святому Георгию с просьбой о том, чтобы в стране никогда больше не было гражданской войны. Алтарный ансамбль выполнен из единого блока цемента, чтобы подчеркнуть единство того, что он символизирует: каждый раз, празднуя у алтаря Евхаристию, мы провозглашаем победу над смертью (символически представленную в виде кости в центральной части престола) благодаря воскресению Христа (его символизирует аскетичная алтарная композиция, начинающаяся у престола)


«Бегство в Египет» (1904), написанное художником Жузепом Кузаксом (Josep Cusachs) (1851–1908).

Следующая капелла именуется капеллой Христа. Здесь находится скульптура распятого Христа работы Жузепа Льимоны. Она была преподнесена базилике в подарок в 1933 году.

Эта капелла посвящена Непорочному зачатию и была открыта в 1910 году. Проект капеллы выполнил в 1906 году каталонский архитектор Жузеп Мария Перикас-и-Моррос (Josep Maria Pericas i Morros) (1881–1965). В своем творчестве этот зодчий испытал влияние Антонио Гауди и архитектуры модерна. Созданный им алтарь из белого мрамора украшают растительные орнаменты и декоративные элементы, напоминающие кости животных.


Капелла Св. Мартина Турского, который в этот самый момент отрывает часть собственного плаща, чтобы отдать ее нищему


Современное полотно художницы Монсеррат Гудиоль изображает молодого святого Бенедикта. В руках он держит написаный им устав для основанного им же ордена бенедиктинцев, к которому пренадлежит монастырь Монсеррат. Монахи этого ордена живут по строгому «Уставу Бенедикта», включающему три обета: постоянное проживание в монастыре (обет «стабилитас лоци»-постоянство места), послушание (обет молчания) и воздержание (обет бедности).
Особенно меня поразилао это изображение Марии.

Романский портал XIIв — это немногое, что уцелело от старинной монастырской церкви. В 1811 году Наполеон, взбешенный тем, что ему лишь с третьего раза удалось взять монастырь штурмом, приказал стереть непокорное аббатство с лица земли. Солдаты Наполеона разграбили, подожгли и разрушили монастырь, но священную скульптуру Черной Мадонны удалось спасти.
Баптистерий работы скульптора Шарля Колле

Надгробие адмирала Вилимари

Гробница герцога Луна, Жуана Арагонского

Король испании Карл Первый

Скульптуры святого Иосифа и Святого Иоанна Крестителя

Скульптура Святого Георгия (Sant Jordi) работы известного каталонского скульптора и художника Хосе Марии Субиракса (Josep Maria Subirachs). Субиракс — продолжатель дела Гауди, под его руководством много лет оформляется фасад Страстей Господних Саграда-Фамилия. Его работы очень индивидуальны. Покровитель Каталонии изображен грозным рыцарем со щитом и мечом и с какой бы точки вы не него не смотрели — святой будет строго следить за вами взглядом.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры. К пещере можно пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova. Вдоль этом Пути молитв установлены 14 скульптурных композиций, изображающих остановки Иисуса Христа на его пути к Голгофе. . В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике, однако эта копия также высоко почитается верующими и в силу неблизкого пути до пещеры очередей к ней не бывает. Советую купить свечи в монастыре чтобы зажечь в святой пещере.
























Сейчас в монастыре постоянно живет 100 монахов. Монастырь Монтсеррат– хранитель лучшей в Испании библиотеки в 300 тысяч томов старинных книг, 400 из которых являются рукописными. Библиотека Монсеррата является важным документальным и исследовательским центром, символом интеллектуальной и культурной деятельности бенедиктинцев. Доступ в библиотеку Монсеррата разрешён только ученым с мировым именем, и только мужского пола. Одно из зданий монастыря отдано под «музей Монтсеррат», в котором собраны религиозные реликвии; археологические находки; скульптуры и картины Сальвадора Дали, Эль Греко, Пикассо, Караваджо.

Помимо монахов, в Монсеррате живут мальчики, обучающиеся в певческой школе Escolanía de Montserrat, считающейся старейшей в Европе. На данный момент в «Эсколании» обучается 50 мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Воспитанники получают тут не только хорошее базовое образование, но и глубокие знания в области музыки. Каждый ученик обучается игре на двух музыкальных инструментах, а также специальности - хоровому пению. В школу принимаются только жители Каталонии, Валенсии и Балеарских островов. С некоторых пор хор мальчиков монастыря Монсеррат дает концерты в Каталонии и зарубежных странах.Хором уже записано свыше сотни музыкальных дисков, и дискография продолжает пополняться. Однако главной целью хора остается участие в литургических церемониях и общих молитвах, которые проходят в базилике Монсеррата. Каждый будний день в 13 часов, при огромном стечении паломников и туристов, мальчики «Эсколании» исполняют в базилике монастыря песнопения Salve и Virolai (в субботу те же песнопения исполняют сами верующие и паломники). Кроме того, с воскресенья по четверг хористы участвуют в вечерне (в 18:45), по окончании которой (в 19:10) ими исполняется Salve Montserratina и полифонический мотет. По воскресеньям и праздникам хор мальчиков участвует в полдень исполняет Salve и Virolai. Летом (в июле), а также на Рождество мальчики уезжают на каникулы (в этом году летние каникулы продлятся с 25 июня по 19 августа).

При монастыре местные жители устоили маленький рынок, на котором на ломаном русском предлагают попробывать очень вкустные сыры, горный мед и сухофрукты.

Много интерестного об этом замечательном месте я узнала от нашего гида Кадочникова Дмитрия http://www.krasavitzabarcelona.com/about.html и на етом сайте http://www.mishanita.ru/

,

Этот сон особенно хорош для спортсменов, так как получить девять баллов для них значит пройти в финал. Однако если Вам снится, что Вы выступаете перед жюри и в конце Вашего выступления все поднимают таблички, на которых стоит «9», то в ближайшее время ждите новостей. Возможно, Вам предложат новую работу или у Вас появится возможность переехать, совершить выгодную покупку или продать недвижимость, главное – все как следует обдумать. Число «9» в этом случае – призыв не принимать все на веру, ситуация не такая, какой может показаться Вам на первый взгляд. Освободите свои мысли от рутины, лучше всего погадать на успех Вашего предприятия – помните, девятка – мистическое число.

Толкование снов из Сонника по числам

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Черный

Черный цвет может символизировать неизвестность - тени и тайны вашего подсознания.

Существуют ли внутренние проблемы, которые вам предстоит исследовать?выражение "во мраке" означает смятение.

Чувствуете ли вы неопределенность относительно того, какой путь избрать в своей жизни?чернота также может символизировать успокаивающие покровы ночи.

Очевидно, пришло время отдаться отдыху и мечтам о жизни.черный цвет также ассоциируется с отчаянием и депрессией.

Не подавляете ли вы злобу и разочарование? Вам следует прочувствовать все эмоции.

Не существует плохих эмоций, но подавленные чувства могут обратиться депрессией и отчаянием.

Если вы находитесь в депрессии, вам следует освободиться от эмоций, являющихся причиной этого состояния.

Проанализируйте их и перейдите к действиям.

Если это вам не по силам, найдите человека, готового вам помочь.в западной культуре черный цвет связывают с трауром.

Существует область вашей жизни, по которой вы горюете?для некоторых людей черный цвет символизирует силу.

Китайцы видят в черном добро.

Толкование снов из
Похожие статьи