Кто дагестанцы по религии. Время отдыхать в Дагестане! Рост численности населения

10.12.2020

Самой южной частью Российской Федерации считается республика Дагестан. Столицей ее уже на протяжении практически 100 лет является город Махачкала. Граничит эта республика с Грузией, Азербайджаном, Ставропольским краем, Калмыкией и Чечней.

Население Дагестана

Оценить можно не только по ее площади, но и по количеству проживающих в ней человек. Перепись населения Дагестана показала, что в 2015 году в республике проживало 2,99 млн человек. При этом плотность составляет 59,49 проживающих на каждый км 2 . Стоит отметить, что еще в 1989 г., по данным переписи, там жило менее 2 млн, а в 1996 г. - 2,126 млн человек.

Но оценить истинное количество граждан республики можно, если знать, что еще более 700 тыс. проживает за пределами региона. О таком количестве говорит правительство субъекта РФ. Среди всех горных районов плотность населения в Дагестане является одной из самых больших. В среднем на каждую женщину приходится 2,13 детей.

Говорит население на русском и Дагестана. Но при этом лишь 14 из всех этнических языков республики имеют письменность. Остальные являются устными. Но наиболее распространены только 4 языковых группы.

Рост численности населения

Отличается республика и высокой рождаемостью. Она занимает почетное третье место по этому показателю в России. Опережают ее лишь Ингушетия и Чечня. Ежегодно на каждую тысячу жителей приходится 19,5 новорожденных. Еще 5 лет назад эта цифра составляла 18,8 в республике Дагестан.

Население растет ежегодно. Темп прироста количества людей является максимальным по России. При этом в городах живут лишь 45% людей, остальные - в сельской местности. Мужчин в данном субъекте РФ немного меньше, их доля составляет 48,1%. Если брать в расчет лишь численность населения Дагестана, то эта республика занимает 13 место среди всех субъектов Федерации.

Распределение по городам

Наиболее густонаселенной является столица республики - город Махачкала. Непосредственно здесь проживает 583 тыс. человек. А если в расчет брать все населенные пункты, находящиеся в подчинении столицы, то выйдет около 700 тыс. людей.

Достаточно много человек проживает в других городах республики Дагестан. Население города Хасавюрт составляет практически 137 тыс., Дербента - 121 тыс., Каспийска - 107 тыс., Буйнакска - 63 тыс.

Если смотреть в разрезе районов республики, то наиболее густонаселенным будет Хасавюртовский: в нем во время переписи насчитали 149 тыс. человек. В Дербентском районе проживает 102 тыс. дагестанцев, в Буйнакском и 78 и 79 тыс. людей соответственно.

Национальный состав

Стоит отдельно отметить, что население республики Дагестан является уникальным сообществом с этнической точки зрения. На 50 тыс. км 2 проживает более 100 различных народностей и национальностей. Не стоит забывать, что часть территории - это непригодные для проживания горные массивы.

Наиболее многочисленной группой является коренной народ - аварцы. По сведениям 2010 года их численность составляла 850 тыс. человек, что на тот момент равнялось 29,4% от всех жителей. Следующей по многочисленности является Это тоже республики, поэтому важно знать, осталось их сколько. Население Дагестана растет, соответственно, увеличивается и численность этнических групп. В 2010 в республике проживало 490 тыс. даргинцев (17% от общего количества), а в 2002 году их было заметно меньше - 425,5 тыс.

Третьими по численности являются кумыки. В Дагестане их проживает практически 15%, или 432 тыс. человек. Ненамного меньше там лезгинов, они составляют 13% от общего количества жителей. Численность этого народа в республике равняется практически 388 тыс.

Также в результате переписи было выяснено, что иных этнических групп заметно меньше. Например, в Дагестане проживает чуть более 5% лакцев, по 4% азербайджанцев и табасаранов, 3,6% - русских, 3,2% - чеченцев.

Религиозные особенности

Население достаточно разнообразно. Но при этом практически у 90% жителей одна религия. Большинство в этой республике исповедует ислам. Распространяться эта религия начала на указанной территории еще в VII веке. Первоначально она появилась в Дербенте и на равнинной части. Господствующей религией ислам стал лишь в XIII-XIV веках.

Столь длительное его распространение объясняется длившимися в тот период на протяжении двух столетий междоусобными войнами. Но только после нашествия монголо-татар и последующего за ними нападения Тамерлана ислам стал религией всех горных жителей республики. При этом в Дагестане существует два его направления: суннизм и шиизм. Первое из них исповедует абсолютное большинство - 99% жителей республики Дагестан.

Население, относящееся к оставшимся 10% людей, которые не являются мусульманами, исповедует христианство и иудаизм. При этом православных там 3,8% от общего количества жителей. В середине 90 гг. в Дагестане было более 1,6 тыс. мечетей, 7 церквей и 4 синагоги. Такое количество религиозных объектов дает четкое представление о том, какая религия преобладает.

Исторические особенности

Получившееся этническое разнообразие является следствием исторического развития этого региона. Всегда Дагестан делился на сложившиеся историко-географические области. Отдельно выделяют в этой республике такие регионы: Авария, Акуша-Дарго, Агул, Андрия, Дидо, Аух, Кайтаг, Лакия, Кумыкия, Салатавия, Лекия, Табарстан и прочие.

Территория современного Дагестана была обитаемая уже миллион лет назад. В результате войн в начале прошлого тысячелетия эти места отошли в подчинение хазарам, а после их заняли татаро-монголы.

Отпечаток на развитии оставила и вторая Русско-Персидская война. В XVI веке россияне основали город Порт-Петровск (сейчас Махачкала) и формально присоединили к территории Российской Империи все побережье Каспийского моря.

К XVII веку Дагестан стал Кавказкой губернией. Но в середине века на данной территории прошло восстание, которое переросло в Кавказскую войну. В результате была образована Дагестанская область в составе Империи под военно-народным управлением.

В советское время была создана Дагестанская АССР. В 1993 году она стала республикой Дагестан.

Культура и спорт в республике

Благодаря разнообразному этническому составу республика является уникальной. Это накладывает отпечаток и на культурное развитие региона. Например, здесь есть несколько национальных театров, среди них Даргинский и Кумыкский. Старый город, Цитадель и ряд сооружений города Дербента включены в списки всемирного наследия ЮНЕСКО. В республике насчитывается около 8 тыс. памятников.

Одно из самых крупных книгохранилищ Северного Кавказа, в котором находится более 700 тыс. документов, расположено именно в республике Дагестан.

Население также активно занимается спортом. Регион является одним из лидеров в России по полученным спортивным достижениям. Уже на протяжении 50 лет Дагестан славится борцами. Более того, 10 выходцев из данного региона стали олимпийскими чемпионами, 41 человек был удостоен звания чемпиона мира и 89 - чемпиона Европы.

Национальные традиции

Отдельно все исследователи отмечают уникальный фольклор Дагестана. Основой духовного наследия республики является именно многоязычность и многонациональность региона. Устно-поэтическое творчество развито еще с глубокой древности. Здесь есть своя мифологический жанр.

Изобразительное искусство получило свое развитие лишь в XX веке. В республике были как художники, так и скульпторы. Зато декоративно-прикладное искусство корнями уходит в эпоху бронзы. Сейчас в Дагестане изготавливают ювелирные изделия, которые украшаются эмалью, чернью, гравировкой. Отдельные регионы известны благодаря медным чеканкам, деревянным изделиям с серебряными насечками или инкрустациям костью, керамике с росписью, коврам.

Туризм в Республике Дагестан стремительно развивается, предлагая обширные возможности для отдыха и посещения достопримечательностей. Туристов привлекают многочисленные памятники природы, архитектуры и истории, а также культура этнического сообщества. Республика находится в северо-восточной части Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря. Крупнейшее в мире озеро было названо морем из-за своих размеров. Оно стало одним из самых популярных мест для отдыха на благодаря теплому климату и великолепным песчаным пляжам. Туристические базы, гостиницы и санатории постоянно модернизируются, поэтому на отдыхе в Дагестане в 2019 году были практически заполнены.

Туристические возможности в Дагестане

Одним из уникальных уголков Дагестана является гора Шалбуздаг. Она является одной из самых высоких вершин юго-восточной части Главного Кавказского хребта. Гора имеет уникальную конусообразную вершину, напоминая своими очертаниями вулкан. Туристы часто взбираются на гору Ярыдаг, которая находится в Докузпаринском районе. Это место идеально подходит для любителей экстремальных видов спорта и альпинизма. Планируя отдых в Дагестане , стоит посетить Хучнинский водопад, расположенный в Табасаранском районе. После отдыха на водопаде можно отправиться в легендарную крепость «Семи братьев и сестры», которая была сооружена в XVII веке.

Уникальным памятником природы также является Карадахская теснина, получившая название «Ворота чудес». Туристам также рекомендовано посетить Сулакский каньон, водопад Тобот, песчаный бархан «Сары-Кум» и пр. Туризм в Дагестане позволяет посетителям республики ознакомиться с многочисленными объектами культурного наследия. На территории расположено более 6000 памятников культуры, архитектуры и истории. Отправляясь в Каспийск в Дагестане, отдых можно организовать на побережье Каспийского моря, а также ознакомиться с достопримечательностями города. Туристов также привлечет древнейший город Дербент, впечатляющий архитектурно-ландшафтными ансамблями.

Выбор туристического маршрута по Дагестану

Туристический портал Welcome Dagestan поможет посетителям выбрать места для отдыха в Дагестане, гостиницы, рестораны, экскурсии и мероприятия. Пользователи ознакомятся с отзывами туристов и убедиться в безопасности выбранного тура. На туристическом портале WelcomeDagestan.ru представлена полезная информация о местах и достопримечательностях республики.

Дагестан с древнейших времен был коридором, связывающим Восточную Европу с районами Среднего Востока, через его территорию проходили великие переселения народов с Востока на Запад и, соответственно, с Запада на Восток. Движение народов через Восточный Прикаспий оставляло следы материальной и духовной культуры, в том числе и религии. Кроме язычества, в истории Дагестана были периоды господства зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. Они сыграли важную роль в социальной и духовной жизни народов Дагестана в зависимости от времени и условий их проникновения и распространения.

Ислам

На сегодняшний день господствующей религией в Дагестане является ислам. Ислам - одна из мировых религий, её последователи - мусульмане. Возник в Западной Аравии, в Хиджазе, в нач. 7 в. Новая религия была доведена до людей через жителя Мекки, пророка Мухаммада. Основным догматом вероучения Мухаммада стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммада - посланником Аллаха.

Начальный этап распространения ислама в Дагестане связан, как известно, прежде всего с арабскими завоеваниями. Движущие силы арабо-мусульманской культуры - арабский язык и ислам - проникли в Дагестан вместе с завоевательными походами арабов и стали составной частью культуры дагестанских народов, сыграв огромную роль в формировании духовной культуры и нравственных критериев. Как известно, арабские завоевания в Дагестане прекратились в начале IX в., а ислам к этому времени утвердился приблизительно на пятой части территории региона. В X-XVI вв. ислам медленно, но уверенно продолжал проникать во все дагестанские земли.

Христианство

Христианство по числу последователей занимает в Дагестане второе место после ислама. В основе христианства - учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям с добрыми деяниями, заповедал им законы праведной жизни и принял во искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте. История христианства в Дагестане насчитывает много веков. христианская вера пришла в Дагестан раньше, чем к Киевской Руси, и прошла все ступени развития — от расцвета до полного падения и возрождения, развития локальных центров христианских течений. О широком распространении христианства среди дагестанских народов еще в раннем средневековье свидетельствуют многие письменные, археологические, эпиграфические, лексические, этнографические источники и памятники.

Иудаизм

Иудаизм - одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых авраамических религий. Иудаизм - религия, распространенная в основном среди евреев. Возникшая из политеизма древнееврейских племен, она с 7 в. до Рождества христова становится монотеистической религией с верой в единого Бога и мессию (спасителя), с множеством ритуальных предписаний, охватывающих почти все стороны быта верующих.

Основы вероучения иудаизма изложены в Ветхом завете (признаваемом и христианством) и Талмуде (системе комментариев к ветхозаветным книгам), а иудейской церковью является синагога.

Вопрос о возникновении иудаизма в Дагестане является малоизученным и не имеет на сегодняшний день однозначного решения. Существуют разные точки зрения по этому вопросу, связанные с историческим прошлым татов, поскольку появление иудаизма в Дагестане ряд исследователей связывает с их появлением на Кавказе. Вместе с тем установлено, что проникновению иудаизма на Кавказ предшествовало несколько насильственных выселений иудеев в 70-е и 130-е годы н.э. римлянами, в последующие века - Ахеменидами и Сасанидами из Ирана. При этом, вероятно, наиболее крупное переселение иудеев на Кавказ произошло в 520-530 годы. Десятки тысяч человек были высланы и поселены на Восточном Кавказе и Апшероне после репрессий, проведенных Сасанидами в эти годы на юге Ирана против мятежных маздакитов, учение которых пыталось совместить идеи зороастризма, древнего гностицизма и иудаизма.

Другие религии

В Дагестане функционируют и нетрадиционные религии. Но они малочисленны. На 2016 год в Дагестане последователей протестантизма около 5000 человек. Среди протестантских организаций, действующих на территории республики: Евангельские Христиане баптисты, Адвентисты 7-го Дня, Пятидесятники, Евангельские Христиане и Свидетели Иеговы.

30 декабря 1997 года был принят Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», который обеспечивает равенство всех религиозных конфессий, свободу совести и вероисповедания любого жителя республики, запрещает пропаганду межконфессионного противостояния. Результатом такого регулирования является сохранение мира и стабильности в отношениях различных конфессий, а как следствие - обеспечение безопасности граждан.

Кавказ в глазах многих россиян до сих пор остается чем-то неведомым, а иногда и чуждым, порой пугающим. Из позитивного обычно вспоминаются лишь Олимпиада в Сочи и курорты Краснодарского края.

А если речь заходит о Дагестане? Так называемый, регион «05». Здесь тем более у большинства совсем смутные представления.

И это неудивительно: считается, что после нормализации обстановки в Чечне некоторые боевики и криминальные элементы переместились в соседние республики. В телерепортажах и сводках новостей Дагестан, как правило, упоминается исключительно в контексте терактов и локальных введений режима КТО.

Совсем недавно я специально побывала в Дагестане: мне хотелось вновь увидеть Кавказ и составить собственное впечатление об этой республике. Поводом послужили два важнейших исторических юбилея — 2000-летие города Дербента и 280 лет Кизляру.

Дербент

Дербент — это потрясающий по красоте старинный город-музей с лабиринтом кривых тихих улочек. Захватывающий вид: с одной стороны — подножие гор, с другой — Каспийское море. В древности Дербент занимал важнейшее геополитическое положение.

Я оказалась участником незабываемых по колориту торжеств! Этого юбилея в Дагестане ждали с нетерпением, к нему долго и напряженно готовились.

Накануне кто-то даже стал говорить: «вряд ли успеют». И, правда, было видно, что многое доделывалось даже ночью. Но они успели! В итоге город сверкал, был хорошо оформлен и готов к своему главному торжеству.

Даже присутствовавший на праздновании зампред Правительства России Александр Хлопонин признался: «То, что мы видим сегодня, открыло город по-новому и, действительно, соответствует самым современным мировым стандартам. Город Дербент — это фактически начало истории государства Российского на Кавказе, очень важный знаковый исторический, культурный центр нашей России».

В Дербенте мы стали зрителями хроники тысячелетий, отраженной в музыкально-театрализованной постановке «Гончарный круг Дагестана: от Дербентской крепости до ворот Кремля». Представление разворачивалось в стенах старинной крепости Нарын-Кала, и ощущение было таким, что ты оказался в какой-то восточной сказке. Во всем чувствовались многоликость и многогранность древнего города. Это было высококлассное шоу невероятной красоты, пронизанное идей единства народов и мирного сосуществования религий.

Кстати, о крепости…

Древнее водохранилище или храм?

В Нарын-Кала есть один загадочный памятник, дошедший до нас из глубокой древности. Крестообразное водохранилище. До недавнего времени считалось, что его предназначением было хранение воды.

Однако известный археолог и историк Кавказа Александр Кудрявцев (сам уроженец Дагестана), проводивший раскопки в Дербенте, смог научно доказать, что в водохранилище этот памятник перестроили гораздо позже, в XVII веке. Но изначально это был христианский храм.

Его стены ориентированы по сторонам света, что немного странно для водохранилища. Он имеет крестообразную форму, которая абсолютно схожа с христианскими храмами. Но что самое удивительное и сенсационное — его датировка. Этот христианский храм в сердце Дербента мог быть построен еще в V веке…

Дагестан и христианство

Мы привыкли считать, что Кавказ — это преимущественно регион ислама, испокон веков мусульманский. Но это все же заблуждение, которое исторически опровергается и археологическими раскопками, и древнейшими письменными свидетельствами.

Если сегодня кому-то сказать, что наш Кавказ (не только Грузия, Абхазия, Осетия) — это древнейшая колыбель христианства, многие не поверят. Тем не менее, это так. История, в отличие от, скажем, политики, оперирует не изменчивыми пропагандистскими шаблонами, а опирается на факты, основанные на документированных свидетельствах и дошедших до нас памятниках.

Обратимся к Дагестану. Казалось бы, это исконный мусульманский регион. Однако тот же археолог Кудрявцев приводит сообщение албанского историка VII века Моисея Каганкатвадзе, из которого следует, что христианство на Восточном Кавказе распространялось еще в апостольские времена, то есть еще в I веке. В древности на этих территориях существовала Кавказская Албанская церковь, основанная непосредственно учениками Христа. Там, где сегодня современный Азербайджан, христианство распространял сам апостол Варфоломей, один из двенадцати учеников Иисуса Христа.

В свою очередь ученик Варфоломея по имени Елисей, испросив в Иерусалиме у Иакова разрешение, направился в Южный Дагестан и прибыл в город Дербент. И проповедь его в Дербенте проходила в 60—62 годы по Рождестве Христовом — это еще I век нашей эры!

Согласно письменным источникам, к V—VI векам Дербент был одним из крупнейших христианских центров. То есть еще до появления на свете ислама на территории Кавказа уже в числе других религий было широко распространено христианство. Позднее христиан стали теснить последователи зороастризма. В VII веке пришли арабы… Христианство на многие столетия было вычеркнуто из истории большинства народов Кавказа, сохранившись лишь в отдельных, и то по большей части перестроенных в мечети и иные сооружения, памятниках.

Но как не выкинешь слова из песни, так и следы христианства из великой и удивительной истории Кавказа зачеркивать и забывать не следует. Пожалуй, наоборот, нужно изучать свои истоки и корни — этим можно только гордиться.

Крестный ход в Кизляре

2 октября 2015 года мне посчастливилось принять участие в небывалом для Дагестана и всего Кавказа крестном ходе. Он был приурочен к 280-летию города Кизляра и 1000-летию со дня преставления (кончины) равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.

Маршрут составил порядка трех километров и пролегал от Никольского храма до Свято-Георгиевского монастыря. Крестный ход возглавлял епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. На месте первого в городе храма в честь Казанской иконы Божией Матери, который располагался на территории Кизлярской крепости, архиерей отслужил молебен Богородице. Следующая остановка была на месте теракта 2010 года. В память о безвинно погибших была совершена заупокойная лития.

«Сегодня это торжественное шествие свидетельствует о том, что в Дагестане и на всем Кавказе спокойно, — отметил, обращаясь к собравшимся, епископ Варлаам. — Мы можем совершать богослужения, крестные ходы и рядом с нами наши братья мусульмане, которые обеспечивают охрану».

За свою жизнь я участвовала во многих крестных ходах, но одно дело идти по Владимирской земле, Тверской, Ярославской (то есть в центральной России), совсем иное чувство — когда ты шествуешь крестным ходом по земле Кавказа. Здесь все происходило с каким-то особым трепетом. В эти мгновения казалось, что сейчас мы все участвуем в истории!

Очень трудно передать словами впечатления от этого грандиозного события. Несколько тысяч человек идут по Кавказу — с молитвой, со слезами умиления, с невероятным душевным подъемом и гордостью — что мы православные.

Крестный ход совершался с тремя главными иконами — равноапостольного князя Владимира Крестителя, Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и святого Георгия Победоносца с подлинной частицей его мощей.

Этот образ великомученика Георгия был написан на Святой Горе Афон специально для Северного Кавказа.

Не стану скрывать: конечно, мне очень приятно, что к созданию этой иконы причастна мои близкие и моя семья! Мы знаем, как широко почитается святой Георгий на Кавказе! Его считают покровителем всего региона, традиционно к нему возносят молитвы не только в печали, беде, но и в радости. Наверное, и сами кавказские менталитет и темперамент располагают к такому пламенному почитанию святого воина-Победоносца…

Во избежание террористических актов для крестного хода были предприняты повышенные меры безопасности. Сами мусульмане помогали осуществлять достойную охрану.

Мы шли по улицам, и удивительно и умилительно было наблюдать за реакцией прохожих и местных жителей. Мы чувствовали с их стороны любопытство и поддержку. Кто крестился, кто снимал на телефон, детки махали руками.

Священнослужители шли в красных облачениях, что уже само по себе вызывало в сердцах идущих и зрителей настоящую пасхальную радость.

Этот крестный ход стал для Дагестана настолько торжественным и значимым событием, что казалось, весь Кавказ в этот момент испытывал некое духовное преображение.

И еще, действительно, была гордость.

С одной стороны, гордость сама по себе бывает и греховной, граничащей с гордыней. Но здесь, в Дагестане это была гордость не за себя — а за нашу веру, за то, что и на Кавказе наш народ хранит Православие.

И еще - гордость за нашу Родину, Россию, которая в течение столетий смогла под своим покровом собрать и объединить множество народов, национальностей, вероисповеданий. И каждый из этих народов смог сберечь свою историю, культуру и веру.

«Без Церкви, без веры Российское государство существовать не может. Господь даровал России мудрых церковных и государственных руководителей, тем самым сохранив наше великое государство с его духовными и нравственными ценностями, обычаями и традициями. Мы должны ценить, любить и понимать друг друга, ведь каждый человек — это храм Божий. Мы сильны, когда мы едины, ведь у нас общие ценности», — эти слова произнес перед нами епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам.

Мой Кавказ

Однажды, впервые когда-то побывав в Дагестане, я влюбилась в этот край, я влюбилась в Кавказ! В эту природу, в горы… и в людей!

Мой муж — он русский, сам родом из Дагестана, родился в Махачкале. Поэтому Дагестан и Кавказ для меня тоже родные.

Здесь я увидела удивительных и мужественных людей. Нам, «северянам», они могут казаться слишком эмоциональными — но они настоящие!

Они передают традиции своего народа из поколения в поколение. И одна из главных особенностей Дагестана и Кавказа - крепкая многодетная семья. Несмотря на бытовые и материальные трудности, в каждой семье много детей — и в этом залог выживания, залог будущего.

Здесь, на Кавказе, на древней земле многонационального Дагестана — особенно осознаешь, что мы все — дети одной страны, одной семьи — России, Союза.

Хотя, если смотреть только репортажи новостей, может сложиться впечатление, что история человечества — это сплошь история войн, ненависти и жестокости. Но ведь так и жизнь семьи можно представить как одни скандалы и ссоры. Но это неправда!

Сегодня, в эпоху глобализации, смешения народов и культур и нивелирования традиционных ценностей, опыт России особенно важен и ценен.

И подтверждение этому — наш крестный ход по Кавказу.

Религиозная жизнь республики Дагестан интересна потому, что на всей территории России больше не найдётся региона, столь густонаселённого разными этносами. На относительно небольшом клочке земли представителям разных наций трудно ужиться, а когда твой сосед - ещё и иноверец, совсем тяжело. Но, если разобраться, нет ничего страшного, ведь основные религии Дагестана имеют одну важную общую черту.

Среди вер Дагестана преобладают 3 авраамические религии

Однозначный ответ на вопрос, какая вера в Дагестане, - «разная». На этнической карте Дагестана отмечено 13 позиций, включая смешанное население. А по факту тут более 100 народов. Само собой, у всех разные традиции, темпераменты и религиозные убеждения.

Больше всего верующих следующих вероисповеданий:

  • Иудаизм;
  • Православие;
  • Ислам.

Кажется, что это какая-то гремучая смесь совсем не похожих друг на друга верующих, но всё не так страшно. Любая религия из этих трёх - авраамическая. То есть она восходит к библейскому патриарху Аврааму и отвечает следующим признакам:

  • Традиция монотеистическая . Это вера в единого Бога, который некогда заключил договор с Авраамом.
  • Вероисповедание базируется на древних иудейских преданиях и текстах. Все три авраамические религии республики Дагестан выстроены на вере в то, что события Ветхого Завета - это боговдохновенные книги. Эти Писания считают священными, а к выдающимся личностям, которые в них описаны, относятся с большим почтением.
  • Верующие не сомневаются, что Бог дал им откровение . По убеждению всего населения Дагестана этих верований, Бог дарует человечеству откровения, которые записаны в Священных Писаниях (Танах, Библия, Коран). Это своего рода фиксация Божественной мысли для последующих родов человечества.

Религия горских евреев Дагестана - иудаизм

Иудаизм - старейшая из авраамических религий народов Дагестана. Его исповедуют горские евреи. Это семитские народы, которые пришли на Кавказ около из Персии V века.

Как и большинство евреев, они исповедуют иудаизм. Эта религия одна из самых плодовитых в мире, так как именно на ней базируются христианство и ислам. Папа римский Иоанн Павел II с уважением называл иудеев старшими братьями.

Евреи ведут свой род от Авраама, который некогда ушёл откуда-то из земель Месопотамии, чтобы основать множество потомков. Длинная цепочка его детей, внуков, правнуков и т.д. - одно из важнейших иудейских преданий. Дело в том, для евреев иудаизм - это больше чем религия. Это сразу:

  • Культура;
  • Нация;
  • Традиция;
  • Вера;
  • Мировоззрение.

Для евреев мало просто принять несколько религиозных убеждений и соблюдать ритуалы. Их Священное Писание, Тонах, регулирует многие сферы религиозной жизни: от политики и супружеских отношений, до обрядовой деятельности и отношения к болезням.

Иудеи заселяют Дагестан с V века.

С минимальными отличиями Тонах идентичен христианскому Ветхому Завету (отсутствует несколько книг). Однако этим Писанием всё не ограничивается. У иудеев есть Талмуд - многотомный комментарий к Тонаху, который охватывает ещё больше сторон жизни, фактически полностью подчиняет её букве Закона от Всевышнего Бога и переданного Моисеем.

Иудеи убеждены, что именно их народу предначертано спасти человечество, а важный шаг для этого предстоит сделать, когда на Землю придёт Мессия. Иисуса Христа они таковым не считают, потому что ждут совсем иного человека - царя, лидера, того, кто сможет повести за собой иудейский народ.

Православное христианство в Дагестане не имеет особого влияния

Попытки принести христианство на территорию Дагестана предпринимались едва ли не с первых веков существования этой религии. Это не всегда происходило мирно. Сюда приходили и с проповедями, и с оружием.

Известно, что к средневековью в Дагестане было довольно сильно христианское влияние, но его довольно быстро вытеснил ислам.

Ближе к нашему времени, когда влияние православия довольно широко по всей России, в Дагестане эта тенденция ощущается слабо. Местное население негативно реагирует на попытки своей христианизации, что иногда приводит к неприятным последствиям. Например, в феврале 2018 года в церкви города Кизляр неизвестные открыли огонь по прихожанам. Погибло пять человек.

Православной жизнью Дагестана управляет Махачкалинская епархия.

Это не единичный случай, но и сгущать краски особенно нет смысла. Христианству всегда было неуютно на территории Дагестана, и подобные случаи это лишний раз иллюстрируют.

Дагестан относится к Махачкалинской епархии, куда входит ещё две республики:

  • Ингушетия;
  • Чечня.

Хотя «епархия» звучит масштабно, никаких реальных масштабов нет. Примерно 30 священнослужителей, около полусотни приходов (включая часовни и молитвенные комнаты) и два монастыря.

Один из них, Крестовоздвиженский монастырь, находится в городе Кизляр. Основан он в XVIII веке на месте крепости. Расположение этого здания было очень важно с военной и стратегической точки зрения.


Обитель многократно разоряли, пока в 30-е годы XIX не наступил полный упадок, но уже в 80-е дело наладилось. С 1908 года монастырь преобразован в женский. Затем наступило тяжёлое советское время. Часть построек уничтожили, часть преобразовали в магазины и склады.

В 2007 году монастырь возродили. Под него отдали часовню. Сегодня в нём около десяти насельниц.

И хотя православные дагестанцы находятся в меньшинстве и многие даже покидают республику из-за сложностей во взаимоотношениях с представителями иных наций и конфессий, никакой религиозной войны не происходит.

Например, епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам так рассказывал о встрече в Дагестане Благодатного огня:

«Всегда, когда снисходит Благодатный огонь, мы радуемся, что Господь нам дал еще один год жизни, Благодатный огонь в Дагестан доставили не только православные христиане, но и мусульмане. Это говорит об единстве народов в Дагестане. В этом вопросе нас полностью поддержал и Глава РД Рамазан Абдулатипов, также хочется поблагодарить правительство республики, администрации городов Махачкалы и Дербента. Они сегодня помогают нам, православным христианам, доставлять в республику такие святыни».

Этот пример говорит о том, что православные и мусульмане способны наладить диалог в Дагестане, если не будут противостоять друг другу.

Помимо православия, христианство представлено в Дагестане и другими традициями:

  • Католики;
  • Протестанты;
  • Различные малые группы и секты.

Масштабы этих групп довольно малы, но, тем не менее, они существуют.

Ислам в Дагестане - самое популярное вероисповедание

Ни одна религиозная традиция в Дагестане не сможет сравниться по распространению с исламом. В то же время не стоит воспринимать эти традиции, как единую. В Дагестане популярны разные мусульманские традиции.

Тем не менее, все они базируются на одном и том же авраамическом учении.

Мусульмане верят, что события, рассказанные в Библии, действительно произошли. В самом деле было творение, потоп, рабство евреев в Египте, договор Моисея с Богом. Но все эти вещи безвозвратно устарели. Уже нет никакой священной миссии иудейского народа, а Всевышний Аллах нашёл другие средства для передачи духовного знания.

В этом смысли люди, которые исповедуют ислам, разделяют взгляды христиан. Более того, есть следующее сходства:

  • Мусульмане верят в Аллаха и считают, что это тот же самый, библейский Господь;
  • Мусульмане убеждены, что Иисус Христос действительно был Мессией;
  • Мусульмане не сомневаются, что зачатие Спасителя было непорочным.

Однако для мусульманина быть Мессией - ещё не значит стать самым важным деятелем в духовной жизни человечества. Иисус, по убеждению мусульман, никого не спасал и даже не погибал на кресте. Он просто проповедью подготовил почву для пребытия самой значимой фигуры - пророка Мухаммеда.


Пророк Мухаммед дал миру новое Божье откровение. Танах и Новый Завет не только устарели, но и содержат ошибки, как считают мусульмане. Только Коран - истинное послание Аллаха миру.

Коран - это очень богатая на темы книга. В ней затрагиваются:

  • Религиозная жизнь;
  • Социальные отношения;
  • Политика;
  • Моральные принципы;
  • История человечества.

И ещё много чего. Эта традиция даже уделяет особую внимание гигиене и даёт обязательные рекомендации для каждого праведного мусульманина. В традиции действуют те же религиозные принципы:

  • Любовь;
  • Доброта;
  • Щедрость;
  • Благочестие;
  • Сострадательность.

И надо учесть, что истинно праведные мусульмане, вопреки стереотипам, не относятся к представителям других религий плохо. Но в любой религиозной традиции есть ложные, показные праведники.

религиозных заведений ислама в Дагестане - заниженная цифра

Среди четырёх тысяч религиозных заведений в Дагестане несомненно есть места, где далеко не лучшим образом рассказывают об учении пророка Мухаммеда. Те, кто рождён в этой традиции, либо те, что перешли из христианства в ислам, не застрахованы от довольно искажённой и агрессивной пропаганды, которая замещает подлинную традицию.

Один из примеров плохой интерпретации ислама - стремление верующих сплотиться по племенному признаку. Сам Мухаммеда порицает подобный подход: «Тот, кто обращается к асабийя-национализму, не принадлежит к нашей общине».

Однако те, кто исповедуют ислам в Дагестане, часто отождествляют его со своим этносом и пытаются стать герметичными для людей извне. Это приводит к трёхм неприятным последствиям:

  1. Агрессия на будто бы религиозной почве. Радикализм и экстремизм, увы, присутствует среди верующих Дагестана.
  2. Некачественные исламские вузы. Само по себе явление не плохое, но реализация ужасная. Система образования даже хуже, чем общероссийская, которая и так регулярно подвергается критики. Старые учебники, избирательный подход к предметам.
  3. Политизация ислама. Появляются самые настоящие исламские политические партии (например, «Жамаатул Муслими»). Это не правильно с точки зрения закона, но пока эта ситуация только усугубляется.

Важно подчеркнуть, что проблема здесь лежит не в вероисповедании, а его вольной интерпретации местным населением. Остаётся надеяться, что верующие люди в будущем смогут исправить ситуацию и направить межконфессиональный диалог в позитивное русло. Первые шаги в этом направлении ведь уже сделаны.

Похожие статьи