Камикадзе вторая мировая. Камикадзе - это герои или жертвы

22.09.2019

Американский истребитель «Корсар» сбивает японский бомбардировщик «Бетти», от которого уже отделилась управляющая бомба «Ока»

Легкая и прочная конструкция «Зеро» давала возможность начинить самолет дополнительным грузом — взрывчаткой

В начале войны «Зеро» наводил ужас на американских летчиков-истребителей, а потом стал грозным оружием камикадзе

Перед тем как передать самолет пилоту-камикадзе, с него, как правило, снимали вооружение и наиболее ценные приборы

Камикадзе отличались от других японских летчиков шелковыми комбинезонами и белыми головными повязками с изображением восходящего солнца

19 октября 1944 года. Остров Лусон, главная база японской авиации на Филиппинах. Совещание командиров истребительных частей проводит вице-адмирал Ониси…

Двух дней пребывания в новой должности вице-адмиралу хватило для того, чтобы понять — ни он, ни подчиненные ему люди не смогут выполнить тех функций, которые на них возлагаются. То, над чем Ониси принял командование, пышно называлось Первым Воздушным флотом — но на деле представляло собой всего лишь три десятка потрепанных в боях истребителей «Зеро» и несколько бомбардировщиков «Бетти». Для того чтобы предотвратить американское вторжение на Филиппины, здесь был сосредоточен огромный японский флот, включавший два суперлинкора — «Ямато» и «Мусаси». Самолеты Ониси должны были прикрывать этот флот с воздуха — но многократное превосходство противника в воздушных силах делало это невозможным.

Ониси рассказал своим подчиненным то, что они понимали и без него — японский флот на грани катастрофы, лучшие корабли через несколько дней будут пущены на дно торпедоносцами и пикировщиками с американских авианосцев. Потопить авианосцы с помощью самолетов-истребителей невозможно, даже если вооружить их бомбами. На «Зеро» нет прицелов для бомбометания, а у их пилотов — нужных навыков. Впрочем, был один самоубийственный в полном смысле этого слова выход — истребители, снабженные бомбами, будут врезаться во вражеские корабли! Подчиненные Ониси согласились с вице-адмиралом — иного способа покончить с американскими авианосцами у них нет. Через несколько дней была создана «Эскадрилья специальных атак Божественного ветра» — «Камикадзе Токубецу Когекитай».

Самопожертвование как тактика

Сейчас слово «камикадзе» стало понятием нарицательным, так называют любых террористов-смертников, а в переносном смысле — и просто людей, которые не заботятся о собственной безопасности. Но настоящими камикадзе были не террористы, а солдаты — японские летчики времен Второй мировой войны, добровольно решившие отдать свою жизнь за родину. Конечно, на войне любой рискует своей жизнью, а некоторые даже сознательно ею жертвуют. Нередко и командиры отдают приказы, у исполнителей которых нет никаких шансов остаться в живых. Но камикадзе — единственный в истории человечества пример, когда смертники были выделены в особый род войск и специально обучались для выполнения своей миссии. Когда в штабах разрабатывали для них тактику, а в конструкторских бюро проектировали специальную технику…

После того как с идеей использования камикадзе выступил вице-адмирал Ониси, самопожертвование перестало быть инициативой отдельных летчиков и получило статус официальной военной доктрины. Между тем Ониси всего лишь придумал, как эффективнее использовать ту тактику борьбы с американскими кораблями, которую де-факто уже применяли японские пилоты. К 1944 году состояние авиации Страны восходящего солнца было плачевным. Не хватало самолетов, бензина, но прежде всего — квалифицированных пилотов. В то время как школы в США готовили сотни и сотни новых летчиков, в Японии не существовало сколько-нибудь эффективной системы подготовки резерва. Если преуспевшего в воздушных боях американца тут же отзывали с фронта и назначали инструктором (поэтому, кстати, американские асы не блещут большим числом сбитых самолетов), то японец, как правило, воевал до своей гибели. Поэтому от кадрового пилотского состава, начинавшего войну, через пару лет не осталось почти ничего. Замкнутый круг — малоопытные пилоты действовали все менее эффективно и гибли все быстрее. Сбывалось пророчество погибшего к тому времени адмирала Ямамото: еще в 1941-м один из организаторов атаки на Пёрл-Харбор предупреждал, что к длительной войне его страна не готова.

В этих условиях и появились первые примеры того, как слабообученные японские пилоты, которые не могли попасть бомбой с американский корабль, просто врезались в противника. Пикирующий на палубу самолет сложно остановить — даже если зенитки нанесут ему множество повреждений, он своей цели достигнет.

Адмирал Ониси решил, что подобную «инициативу» можно узаконить официально. Тем более, что боевая эффективность врезающегося в палубу самолета будет гораздо выше, если он начинен взрывчаткой…

Первые массированные атаки камикадзе состоялись на Филиппинах 25 октября 1944 года. Несколько кораблей были повреждены, а эскортный авианосец «Сен-Ло», в который попал единственный «Зеро», — потоплен. Успех первых камикадзе привел к тому, что опыт Ониси решили широко распространить.

Смерть — не самоцель

Вскоре было сформировано четыре воздушных соединения — «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». Туда принимали только добровольцев, ведь гибель в воздушном вылете для пилотов была непременным условием успешного завершения боевой задачи. А к моменту капитуляции Японии почти половина оставшихся в строю морских летчиков была переведена в отряды камикадзе.

Общеизвестно, что слово «камикадзе» обозначает «Божественный ветер» — ураган, который в XIII веке погубил вражеский флот. Казалось бы, при чем тут Средневековье? Однако, в отличие от техники, с «идеологическим обеспечением» у японских военных все было в порядке. «Божественный ветер», как считалось, послала тогда богиня Аматэрасу, покровительница безопасности Японии. Послала в тот момент, когда ничто уже не могло помешать завоеванию ее страны 300-тысячным монголо-китайским войском хана Хубилая. Вот и сейчас, когда война подступила к самым границам империи, страну должен был спасти «Божественный ветер» — на этот раз воплотившийся не в природное явление, а в молодых парней, желающих отдать за отечество свою жизнь. В камикадзе видели единственную силу, способную остановить американское наступление буквально на подступах к Японским островам.

Соединения камикадзе могли казаться элитными по внешним атрибутам их деятельности, но не по уровню подготовки. Попавший в отряд боевой летчик в дополнительном обучении не нуждался. А камикадзе-новичков готовили даже хуже, чем обычных летчиков. Их не учили бомбометанию или стрельбе, что позволяло резко сократить сроки подготовки. По мысли армейского руководства Японии, только массовая подготовка камикадзе могла остановить американское наступление.

О камикадзе можно прочитать массу странных сведений — например то, что их не учили посадке. Между тем совершенно понятно, что если летчика не научить посадке, то первым и последним для него станет отнюдь не боевой, а первый же учебный вылет! Вопреки распространенному мнению, довольно редким явлением на самолетах камикадзе были сбрасываемые после взлета шасси, не дававшие возможности приземлиться. Чаще всего летчикам-смертникам предоставляли обычный изношенный истребитель «Зеро», а то и пикировщик или бомбардировщик, нагруженный взрывчаткой — и переделкой шасси никто не занимался. Если летчик во время вылета не находил достойной цели, он должен был вернуться на военную базу и ждать следующего задания руководства. Поэтому несколько камикадзе, совершавших боевые вылеты, дожили и до нынешнего дня…

Первые налеты камикадзе произвели тот эффект, на который они были рассчитаны — команды американских кораблей были сильно напуганы. Однако довольно быстро выяснилось, что врезаться во вражеский корабль не так-то просто — во всяком случае, для летчика низкой квалификации. А уж уворачиваться от американских истребителей камикадзе и подавно не умели. Поэтому, увидев невысокую боевую эффективность смертников, американцы несколько успокоились, а японское командование, наоборот, было озадачено. Между тем для камикадзе уже был придуман такой самолет, который, по замыслу его создателей, было бы трудно сбить истребителям. Причем автор идеи Мицуо Ота «пробивал» проект еще до того, как были созданы первые отряды пилотов-самоубийц (что еще раз показывает — идея камикадзе в тот момент носилась в воздухе). То, что было построено по этому проекту на фирме «Йокосука», было скорее не самолетом, а единственной в своем роде управляемой человеком бомбой…

Крылатая ракета с пилотом

Крошечный самолетик MXY-7 «Ока» (в переводе с японского «Цветок вишни») напоминал немецкую планирующую бомбу, придуманную в конце войны. Однако это была совершенно оригинальная разработка. Планирующей бомбой управляли по радио с самолета-носителя — а установленные на ней реактивные двигатели давали возможность бомбе маневрировать и не отставать от запустившего ее самолета. «Ока» управлялась сидевшим в ней камикадзе, а реактивные ускорители служили для того, чтобы на подходе к цели разгонять самолет-бомбу до скорости почти 1000 км/ч. Считалось, что на этой скорости «Оки» будут неуязвимы как для зенитного огня, так и для истребителей.

Характерно, что в этот период в штабах велись исследования относительно использования тактики камикадзе и в других сферах. Например, были созданы управляемые человеком торпеды, а также подводные мини-лодки, которые сначала должны были запустить во вражеский корабль торпеду, а потом врезаться в него сами. Летчиков-смертников планировали использовать для таранных атак американских «Летающих крепостей» и «Либерейторов», подвергавших бомбардировкам японские города. Позже появились и… сухопутные камикадзе, толкавшие впереди себя тележку со взрывчаткой. Таким оружием в Квантунской армии пытались справиться с советскими танками в 1945-м.

Но, безусловно, главной целью камикадзе были американские авианосцы. Управляемая крылатая ракета, несшая тонну взрывчатки, должна была если не потопить авианосец, то, по крайней мере, сильно повредить его и надолго вывести из строя. «Ока» подвешивалась под двухмоторный бомбардировщик «Бетти», который должен был как можно ближе подобраться к американской эскадре. На расстоянии не более 30 км камикадзе пересаживался из бомбардировщика в «Оку», управляемая бомба отделялась от носителя и начинала медленно планировать в нужном направлении. Три твердотопливных ракетных ускорителя работали всего лишь в течение десяти секунд, поэтому включать их надо было в непосредственной близости от цели.

Первое же боевое применение самолетов-бомб стало настоящим побоищем. Но жертвами были отнюдь не экипажи американских кораблей, а японские летчики. Необходимость подлетать к цели довольно близко делала бомбардировщики-носители очень уязвимыми — они входили в зону действия палубных истребителей авианосцев и тут же сбивались. А совершенные радиолокаторы, имевшиеся в то время у американцев, позволяли обнаружить приближавшееся соединение противника, будь то группа камикадзе, носители самолетов-бомб, обычные бомбардировщики или торпедоносцы. Кроме того, как выяснилось, разогнавшаяся под действием ускорителей крылатая ракета плохо маневрировала и не очень-то точно наводилась на цель.

Таким образом, спасти Японию от поражения в войне камикадзе не могли — и тем не менее добровольцев, желавших записаться в авиачасти специального назначения, было достаточно вплоть до момента капитуляции. Причем речь шла не только об экзальтированных, не нюхавших пороху юнцах, но и об успевших повоевать летчиках. Во‑первых, японский морской летчик так или иначе уже привыкал к мысли о собственной гибели. В американской морской авиации была отлажена эффективная система поиска сбитых пилотов в море с помощью гидросамолетов и подводных лодок (так спасли, в частности, бортового стрелка торпедоносца «Эвенджер» Джорджа Буша, будущего президента США). А сбитый японский летчик чаще всего тонул в море вместе со своим самолетом…

Во‑вторых, господствовавший в Японии синтоизм порождал особое отношение к смерти. Эта религиозно-философская система давала пилотам-смертникам надежду после выполнения задания приобщиться к сонму многочисленных божеств. В-третьих, чем дальше, тем более

неизбежным казалось поражение Японии, а японские военные традиции капитуляцию не признавали.

Конечно, страшен любой фанатизм. И все-таки пилоты-камикадзе были участниками войны и действовали против армии противника. В этом их принципиальное отличие от современных террористов-смертников, которых без всяких оснований называют этим словом.

Да и те, кто руководил японскими камикадзе, не были циниками, которые хладнокровно распоряжаются чужими жизнями, не желая при этом жертвовать собственной. Вице-адмирал Такидзиро Ониси после капитуляции Японии избрал для себя выход, название которого не нуждается в переводе с японского — харакири.

Камикадзе - это что? Общеизвестным фактом является то, что это слово обозначает "божественный ветер". Как гласит легенда, однажды для защиты своих владений богиней Аматерасу, священной покровительницей Японии, были призваны силы природы - а именно сильный и разрушительный ураган, погубивший дважды в XIII веке вражеский флот.

История камикадзе

В далеком Средневековье на защиту Японии от 300-тысячного монголо-китайского войска, которым руководил жестокий хан Хубилай, пришли могущественные силы природы. Это был последний шанс. Спастись от нападения удалось, и целых два раза за столетие враг был повержен. Через века слегка изменило свой смысл понятие "камикадзе". Значение слова стало рассматриваться в несколько ином контексте. Божественным ветром уже называли не природную разрушительную стихию, которая не поддается контролю, а отчаянных и храбрых солдат, готовых отдать свою жизнь за родину.

Что такое камикадзе: определение

Это солдаты, которые сознательно и добровольно шли на смерть, направляя свои самолеты на вражеские базы и технику. Камикадзе - это название для особых подразделений японской авиации, которые использовались во время Второй мировой войны с Америкой. Опознавательными чертами формы летчиков-смертников были шарф белого цвета и флаг с изображением красного солнца.

Согласно американским данным, всего подразделениями камикадзе были затоплены 45 единиц морской техники, а также повреждены около трехсот военных кораблей, однако им так и не удалось переломить ход войны.

Стратегия и тактика самопожертвования

Камикадзе - это что? И почему это понятие связывают с идущими на смерть террористами? Во время Второй мировой войны так стали называть военных пилотов Японии, которые соглашались в добровольном порядке отдать жизнь ради победы и чести страны. Все, кто идут воевать, так или иначе осознают вероятность того, что они могут и не вернуться домой. Но камикадзе - это, пожалуй, единственный пример в истории, когда идущие на смерть объединялись в специальные отряды, для которых разрабатывалась тактика и проектировалась специальная летательная техника.

Первый успех

Целью одного из первых массированных вылетов была атака с воздуха Филиппин (25.10.1944), которая привела к затоплению крупного авианосца и повреждению нескольких кораблей. Спустя некоторое время были сформированы еще 4 боевых отряда камикадзе, значение которых было очень важным для руководства страны на тот момент. Их назвали "Асахи", "Сикима", "Ямадзакура" и "Ямато".

Особенности подготовки

Изначально в ряды смертников записывали преимущественно добровольцев, однако к тому моменту, когда капитуляция Японии была неизбежна, камикадзе становились практически все летчики, чья техника еще была в строю. Их подготовка во многом отличалась от элитной подготовки пилотов истребителей. В различных источниках можно узнать много странных и пугающих фактов по этому поводу. Например, летчиков учили, как сажать самолет и сбрасывать шасси, а технику выдавали ту, которую не жалко.

Философия смертника

Среди причин, почему солдаты соглашались жертвовать собой во имя общей цели, были следующие:

  • В Японии на то время господствовал синтоизм, который поощрял уход из жизни благородным способом. Якобы после смерти камикадзе причислялись к священным божествам.

  • Победа или смерть - так традиционно японские солдаты относились к войне. Любой позор, в том числе поражение в битве, по их мнению, следовало смывать кровью. Они просто не могли признать и принять собственное бессилие. Даже среди главнокомандующих не было тех, кто хладнокровно посылал людей на смерть, оставаясь при этом в безопасности. Примером солидарности для своих солдат стал вице-адмирал Тагидзиро Ониси, который сделал себе харакири вскоре после капитуляции.

Среди камикадзе были выжившие

В большинстве своем камикадзе были изначально обречены на смерть, однако везде есть свои исключения. Были случаи, когда летчик не находил достойной точки атаки и благополучно возвращался на свою базу целым и невредимым либо после атаки был подобран в море. Однако это были единичные случаи. Известно имя одного из счастливчиков - унтер-офицер Ямамура, которому три раза удалось избежать смерти. В первый раз он был сбит, но его подобрали и спасли местные рыбаки. Спустя два месяца вылету помешали дождь и плохая видимость. А в третий раз выжить удалось благодаря неисправности механизма подвески самолета-снаряда. Война закончилась, и более не возникало потребности жертвовать своей жизнью во имя отечества.

Еще один выживший камикадзе, господин Хаяси, дожил до 93 лет, а последней его просьбой было развеять его прах в море вблизи южных островов Окинавы, где погибли его соратники. До тех пор, как он говорил, его война никогда не закончится. Он был одним из первых призвавшихся добровольцев и до последнего вздоха винил себя, что не оказался вместе с теми, кого посылали вместе с ним в последний бой.

Слово камикадзе прочно вошло в наш словарный запас. Им мы, чаще всего, называем «безбашенных» людей, не ценящих свою жизнь, необоснованно смертельно рискующих, проще говоря, самоубийц. Тем самым искажаем его истинное значение. В тоже время многие знают, что так называли японских пилотов-смертников, нападавших на корабли противника. Редкие посвященные даже знают историю возникновения этого движения среди японских пилотов. Но мало кто, даже с историков Второй мировой войны, догадывается, что в Японии, смертников подобных камикадзе, было значительно больше. И действовали они не только в воздухе, но и на земле, на воде, и под водой. И назывались они совсем не камикадзе. Об этом и пойдет наше повествование.

Уже в 1939 году в Японии было организовано движение добровольцев сначала для службы в армии, затем для работы на предприятиях, в сельском хозяйстве, в госпиталях. Добровольцы формировали отряды, которые назывались тэйсинтай. В армии среди таких отрядов был широко распространен средневековый философский кодекс самураев – Бусидо, что буквально означало — способ умереть.

Сочетание милитариских постулатов Бусидо с национализмом требовали от воинов полной преданности богу-императору Хирохито, а во время войны смерти за Императора и страну. В силу этой системы убеждений, жертва жизни для благородного дела рассматривалась как самая чистая и высшая форма достижения смысла жизни. «Смерть такая же легкая, как и перо», — фраза, которая была хитом среди рядов японских вооруженных сил. Однако, властная верхушка Японии, прекрасно понимала, что такие высокие идеалы были не под силу духа всем воинам. Поэтому к идеологии добавлялись и чисто материальные стимулы. Кроме того, погибшие смертники причислялись к лику святых покровителей Японии, становились национальными героями, их родные превращались в очень уважаемых людей, пользовавшихся определенными государственными льготами. И хотя в желающих попасть в тэйсинтай не было недостатка, отбор в отряды осуществлялся с достаточно жесткими требованиями не лишенными здравого смысла. После 1943 года армейские отряды тэйсинтай превращаются в ударные отряды смертников. Их общим правилом становится самопожертвование с целью уничтожения превосходящих сил противника.

Известно пять категорий тэйсинтай. Первая – камикадзе – летчики-смертники в морской и общевойсковой авиации, причём первые предназначались для уничтожения кораблей, а вторые — тяжелых бомбардировщиков, колонн танков или грузовиков, железных дорог, мостов и других важных объектов. Вторая — парашютисты тэйсинтай – использовались для уничтожения самолётов, боеприпасов и горючего на аэродромах противника с помощью бомб и огнемётов. Третья — подводные тэйсинтай – используя миниподлодки и человеко-торпеды, применялись для уничтожения кораблей врага. К ним относились и водолазы-подрывники (фукурю, «драконы удачи»). Четвертая — надводные тэйсинтай — действовавшие на быстроходных взрывающихся катерах для уничтожения кораблей противника. И пятая, самая распространенная и многочисленная категория – наземные тэйсинтай — пехотинцы-смертники, которые с противотанковыми минами на шестах или специальных приспособлениях, или просто со взрывчаткой в рюкзаках и тому подобными способами, атаковали вражеские танки и бронемашины. О каждой из этих категорий ниже детально.

Камикадзе – тэйсинтай в воздухе

После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года, Япония начала терять инициативу в войне на Тихом океане. В течение 1943-1944 годов союзные войска, подкреплённые индустриальной мощью США, шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам. К этому времени японские самолёты, особенно истребители, серьёзно уступали в технических параметрах новым американским моделям. Из-за больших боевых потерь, в Японии ощущалась нехватка опытных пилотов. Кроме того, дефицит запасных частей и топлива превращали для Японии проведение любой крупной авиационной операции в проблему. После захвата США в июле 1944 года острова Сайпан, у союзников появилась возможность бомбить территорию Японии. Дальнейшее их продвижение к Филиппинам грозило оставить Японию без источников нефти в юго-восточной Азии. Для противодействия этому, командующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси, принял решение сформировать специальный ударный отряд лётчиков-смертников. На брифинге 19 октября Ониси заявил: «Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец». Так Ониси стал известен как «отец камикадзе».

Название камикадзе происходит от «божественного ветра», которым называли тайфун, дважды, в 1274 и 1281 годах спасшим Японию от нашествия монгольского флота хана Хубилая. В ответ на молитвы японцев, тайфун уничтожил корабли противника у берегов Японии. По аналогии пилоты-камикадзе должны были спасти страну от поражения.

Камикадзе были частью движения тэйсинтай в авиации. И хотя официально они назывались «особым штурмовым отрядом божественного ветра», с легкой руки американских переводчиков их стали называть просто камикадзе, собственно как и все остальные категории японских смертников. Уже после войны, японцы допустили чтение иэроглифов и в трактовке «пилот-смертник».

Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе частей морской авиации, в которых пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Морской авиацией первоначально было подготовлено 2 525 лётчиков-камикадзе, ещё 1 387 было набрано в армии. Основная масса камикадзе были молодыми унтер-офицерами или младшими офицерами, то есть выпускниками военно-морских и военных летных учебных заведений. Хотя были и двадцатилетние студенты университетов, которые шли в отряды, как на побуждениях патриотизма, так и желании прославить свой род. Немаловажной мотивацией записи в добровольцы молодежи было и желание защитить свои семьи от возможных «зверств» союзников после оккупации, о которых широко «трубила» японская пропаганда. Они считали себя последней защитой. Все поступавшие в отряды камикадзе получали офицерское звание, а уже имевшие его – внеочередной ранг. Отличительными чертами в форме лётчиков-камикадзе были белый шарф и флаг красного солнца. А символом камикадзе был цветок хризантемы. Обычно его чеканили на медных пуговицах униформы, кторые потом были ценным трофеем для американских моряков.

Со временем сложился ритуал чествования камикадзе, пока они были живы. Накануне вылета на задание их угощали праздничным обедом, а перед самым вылетом командир наливал церемониальную рюмку саке. Им вручали наголовную повязку – хатимаки — с символикой флага Японии или белую повязку с написанными вдохновляющими иероглифами. Хатимаки символизировала непреклонность намерений и поддерживала боевой дух. У неё также есть и непосредственная функция — защита лица от пота. Обычно хатимаки имела размер 50 мм шириной и 1200 мм длиной.

Зачастую камикадзе вручался сеннинбари — «пояс из тысячи стежков» или «тысячи игл», сшитый тысячей женщин, каждая из которых сделала один стежок или узелок. Он носился либо на талии, либо повязывался на голову и считался сильнейшем оберегом, а также позволяющем душе после смерти заново переродится. Иногда на проводах в последний полет, кроме сослуживцев, присуттсвовали и гражданские лица. Например, старшеклассницы из школ или девушки из отрядов тэйсинтай. Проводы были торжественными, что-то в форме митинга. Им читали благодарственные или прославляющие стихи.

Основу обучения новичков-пилотов, поступивших в отряды камикадзе, составляла подготовка к готовности умереть. Для этого применялись разнообразные методы, от «промывки» мозгов патриотизмом и постулатами религии, до физического истязания на тренировках. Обучение летным навыкам сводилось к простым элементарным навыкам: взлет-посадка, полет в строю, имитация атаки. В руководстве пилота-камикадзе подробно описывалось, как пилот должен атаковать. Указывалось, что при атаке с высоты лучшей точкой прицеливания являлось место между мостиком и дымовыми трубами. На авианосцах следовало искать лифты подъема самолетиов или «остров» (надстройку управления кораблем над палубой). Для горизонтальных атак пилот должен был «нацелиться на середину судна, немного выше, чем ватерлиния», или «нацелиться на вход в самолетный ангар». В руководстве существовала и норма, позволяющая ему вернуться с задания, если цель не была обнаружена. Считалось, что нельзя тратить жизнь легко. Однако известны случаи, что после неоднократных возвращений, пилотов расстреливали за трусость.

Следует отметить, что группы самолетов летчиков-камикадзе вели к месту назначения опытные пилоты, в задачу которых входило не только вывести на цель мало обученных пилотов, но и зафиксировать результаты атаки. Но и в этих условиях попытки довести отряд к цели не всегда получались.

Несмотря на то, что по утверждениям японцев, недостатка в добровольцах камикадзе не было, после первых их боевых операций, в стране была развернута массовая кампания по прославлению смертников, и агитация записываться добровольцами. Власти обращались к населению с просьбой поддерживать добровольцев, помощь в их наборе в отряды. Помимо материалов в СМИ, выпускались брошюры, листовки, плакаты, даже детские сказки о храбрости камикадзе. Поскольку эта истерия длилась до самого конца войны, вероятно с массовостью записи в добровольцы были проблемы. Известны случаи принудительного перевода армейских формирований в отряды камикадзе. И как вершину идеи «добровольности», следует отметить, что в литературе описывается случай, когда камикадзе таранил собственный командный пункт.

Вызывает сомнение и энтузиазм даже тех камикадзе, что соглашались проводить самоубийственные атаки. Так, 11 ноября 1944 года один из американских эсминцев вытащил из воды летчика, который не смог поразить авианосец, и врезался в море. На допросе тот охотно делился любой информацией, и заявил, что 27 октября его подразделение было целиком переведено на тактику камикадзе. Летчик с самого начала находил эту идею максимально глупой и неэффективной, но не решался сказать об этом товарищам. Тот факт, что он выжил при ударе о воду, наводит на мысли о безопасном для жизни угле пикирования, что, в свою очередь, ставит вопрос, был ли случайным его промах. Интересно и то, что уже в послевоенное время, японцев обнародовавших сомнения в добровольности формирования отрядов камикадзе, в их системе подготовки, власти жестко преследовали.

Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота, тяжёлого крейсера «Австралия». Вооружённый 200-килограммовой бомбой самолёт, пилот которого так и остался неизвестен, врезался в надстройки «Австралии», разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло, и бомба не взорвалась. Однако, 30 человек погибло, включая командира корабля. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе 1945 года, а всего к концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе).

25 октября 1944 года отряд камикадзе, возглавляемый Юкио Сэки, атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов. 29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Эбнер Рид», ещё 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца. 26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Мэхэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани Бей» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Пёрл-Харбора «Калифорния». Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

Дальнейшие действия по массированному применению камикадзе развернулись во время битвы за Иводзиму. 21 февраля в результате пожаров, вызванных попаданием камикадзе, сгорел и затонул авианосец «Бисмарк Си» (318 человек погибло), также повреждён авианосец «Тикондерога», его потери составили 140 человек. Особо уязвимыми перед камикадзе оказались американские ударные авианосцы, которые, в отличие от британских аналогов, не имели бронирования полётной палубы, а также эскортные авианосцы типа «Касабланка».

Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву — всего в атаках участвовало 1 465 самолётов. 3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Кэлхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека. До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сэнгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено. К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев. Тем не менее, предпринятые американцами меры по защите от камикадзе дали результат — 90 % японских самолётов было сбито в воздухе.

Усилившаяся противоздушная оборона союзников уже к весне делала дневные налеты камикадзе почти бесполезными, и японское командование предприняло попытки ночных атака. Однако после нескольких вылетов отрядов камикадзе, вынуждены были отказаться от такой практики, поскольку ни один самолет не смог найти цель и практически все погибли заблудившись.

В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Существуют и другие цифры. Очевидно, что точных данных мы уже знать не будем, ибо все считали по-разному. К примеру, тот же крейсер «Австралия» был 6 раз поврежден. Считать его за единицу или за шесть единиц? За время действия отрядов камикадзе, по данным японцев, было потеряно 2 800 самолетов, в которых погибло 3 862 летчиков-смертников, из них около 12-15% профессиональных военных. Большее число погибших пилотов объясняется гибелью бомбардировщиков и носителей самолетов-снарядов «MXY7», где были многочисленные экипажи. Входят ли в число потерь разбомбленные на аэродромах самолеты и погибшие летчики – неизвестно, хотя их число весьма немаленькое. Также неизвестно есть ли в статистике потерь самоубийства летчиков, не состоявших в отрядах камикадзе, но совершивших таран либо атаку на корабли по своей инициативе или от безисходности. По мнению экспертов, таких случаев было не менее 200-300.

От атак камикадзе погибло от 3 до 7 тысяч моряков союзников, и от 5 до 6 тысяч было ранено, что составило 68% боевого травматизма на флоте. Дебаты об этих цифрах тоже до сих пор не утихают. Одни считают только потери на море, другие включают и аэродромы, третьи добавляют не выживших раненных. Кроме того, значение имел и первоначальный психологический эффект, производимый на американских моряков. И хотя американцы его преуменьшают, а японцы преувеличивают, несколько тысяч моряков все-таки было списано на берег. Со временем страх на кораблях прошел.

Следует отметить, что из планируемых японским командованием 30%, цели достигли только 9% самолетов камикадзе. При этом, точность попадания в цель составила всего лишь 19 %. Собственно эти две цифры наиболее полно и характеризуют эффективность применения камикадзе.

Первоначально для атак камикадзе использовались обычные самолеты, состоявшие на вооружении армии и флота, которые минимально переделывали, а зачастую и нет, для проведения результативного столкновения с кораблем противника. Эти самолеты начиняли любыми взрывчатыми веществами, которые были под рукой: взрывчаткой, бомбами, торпедами, емкостями с горючими смесями.

Вскоре, в связи с уменьшением у японцев количества самолётов, был разработан специальный тип летательного аппарата для камикадзе — Yokosuka MXY-7 под названием «Ohka», что в переводе означало цветок вишни или сакуры. Увидев этот самолет, как в действии, так и захваченный на земле, американцы, не зная его наименования, прозвали аппарат «Бака» (идиот, дурак). По другой версии, название «Бака» было введено американской пропагандой, чтобы вселить уверенность в американских военнослужащих и матросов, так как, в соответствии с постулатом психологического воздействия: «высмеиваемый враг не страшен». Во всяком случае, в американских пособиях эти самолёты-снаряды именовались только «Бака».

Самолет представлял собой пилотируемую бомбу с ракетным двигателем, переносимую к месту атаки самолетами «Mitsubishi G4M», «Yokosuka P1Y» или Heavy Nakajima G8N. В районе нахождения цели – в прямой видимости корабля противника — «Ohka» отсоединялся от носителя и планировал до стабилизации его пилотом и наведения на цель, а после включения ракетных ускорителей, которые работали 8-10 секунд, сближался с ней до столкновения, вызывавшего детонацию заряда. Самолет имел длину в 6- 6,8 м, высоту – 1,6 м, размах крыла – 4,2-5,1 м, площадь крыла – 4-6 м², снаряженную массу – 1,4-2,1 т; массу заряда – 600-1200 кг, максимальную скорость – 570-650 км/ч, скорость пикирования – 800 км/ч, дальность полета – 40 км, экипаж – 1 человек.

Самолет начали разрабатывать в августе 1944 года с упрощенной конструкцией, чтобы обеспечить возможность его выпуска на предприятиях, не располагающих квалифицированными кадрами. Самолет состоял из деревянного планёра с зарядом взрывчатки в носовой части, одноместной кабиной пилота в средней части и ракетным двигателем в хвостовой части корпуса. Он не имел взлётных двигателей и посадочных шасси. В качестве двигателя, использовали сборку из трех размещенных в хвостовой части самолета твердотопливных ракетных ускорителей. Всего было выпущено 854 машины шести модификаций, различавшихся двигателями, формой крыла, массой взрывчатки и возможностью запуска с пещер или с подводных лодок.

Сброс «Ohka» с самолета носителя.

К боевым действиям самолеты «Ohka» были готовы уже в октябре 1944 года. Но сама судьба не пускала их на поле боя. То авианосец, перевозивший 50 самолетов, был потоплен, то аэродром базирования разбомбит противник, то все носители были уничтожены, еще на дальнем подходе к району боевых действий. И лишь 1 апреля 1945 года шесть самолетов-снарядов атаковали корабли США возле Окинавы. Был поврежден линкор «West Virginia», хотя до сих пор достоверно неизвестно был ли это «Ohka» или два обычных самолета-камикадзе. 12 апреля состоялась атака из 9-ти «Ohka» — эсминец «Mannert L. Abele» утонул, эсминец «Stanly» был поврежден. 14 апреля флот атаковали 7 самолетов «Ohka», 16 апреля – шесть, 18 апреля – четыре. В цель не попал ни один.

Общие принятые меры против самолетов камикадзе дали положительный эффект и против самолетов снарядов. Дальше потери американского флота, несмотря на увеличение интенсивности налетов камикадзе, становились меньше и меньше. Так, 4 мая из семи «Ohka», один попал в ходовой мостик тральщика «Shea», а 11 мая из четырех самолетов один разрушил эсминец «Hugh W. Hadley», который без ремонта списали. 25 мая одиннадцать «Ohka», а 22 июня шесть – не смогли попасть в цель.

Таким образом, эффективность применения специального самолета-снаряда оказалась значительно ниже обычных самолетов с пилотами-камикадзе на борту. А из всего выпуска самолетов «Ohka» остались целыми около двух десятков, которые сегодня раскиданы по музеям мира.

Для действий камикадзе был разработан еще один тип специального летательного аппарата — Накадзима Ки-115 под названием «Цуруги», что в переводе означало меч. Эта машина разрабатывалась как одноразовый одиночный бомбардировщик. Бомбардировщик имел длину и размах крыла в 8,6 м, высоту – 3,3 м, вес – 1,7 т, мощность двигателя – 1 150 л.с., максимальную скорость – 550 км/ч, дальность полета – 1200 км, вооружение – бомба в 500 или 800 кг, экипаж – 1 человек. После взлета шасси сбрасывалось и было непригодным для дальнейшего использования, а самолет, если повезло вернуться, садился на «брюхо».

Прототип самолета был изготовлен в январе 1945 года, а его производство было начато уже с марта. Технология изготовления самолета была рассчитана на возможность его производства даже на мелких заводах силами неквалифицированных рабочих. Из материалов применялась только сталь и дерево. На самолете использовались устаревшие двигатели 1920-1930 годов. Самолет имел настолько много конструктивных дефектов, что летать на нем было крайне опасно. Так самолет имел весьма жесткую подвеску шасси, которое к тому же, еще и плохо слушалось руля, что при взлете часто приводило к опрокидыванию. Неправильные расчеты нагрузки на крыло и хвостовое оперение вызывали сваливание самолета в штопор при спуске и поворотах. По мнению испытателей, самолет к полетам был непригодным.

Военное командование считало возможным использовать самолет в качестве бомбардировщика, в котором только двигатель и экипаж были многократного использования. Все остальное предлагалось устанавливать новое, после приземления самолета. К окончанию войны было выпущено 105 машин, однако фактов применения его в боевых действиях не установлено.

Кроме этих двух специальных самолетов для камикадзе, японской промышленностью было разработано еще два типа самолетов, однако в серийное производство их не успели запустить.

Первая оборонительная тактика союзников против камикадзе появилась лишь в начале 1945 года. Она предполагала патрулирование в воздухе в радиусе 80 км от мест базирования флота или основного месторасположения кораблей. Это обеспечивало ранний перехват самолетов противника, выявленных радиолокационными станциями на дальних подходах. Такое расстояние также позволяло уничтожать и самолеты противника, прорвавшиеся сквозь патрулируемую зону, не допустив их к своим кораблям. Кроме того, стратегические бомбардировщики регулярно наносили удары по ближним японским аэродромам, в том числе и бомбами с отстроченным временем взрыва, дабы активно мешать восстановительным работам на взлетных полосах. В тоже время, крупнокалиберная зенитная артиллерия кораблей стала применять против камикадзе снаряды с радиовзрывателями, которые в среднем в семь раз были эффективней обычных. На авианосцах, в ущерб бомбардировщикам, было увеличено число истребителей. На все корабли дополнительно установили малокалиберные зенитные автоматы, которые не позволяли самолетам камикадзе приблизиться на сверхмалых высотах. Кроме того, на кораблях стали применять зенитные прожектора даже днем, которые на близких растояних слепили пилотов. На авианосцах, где границы самолетных подъемников, в которые так любили целить камикадзе, были окрашены белой краской, — пришлось нарисовать ложные, а с подлинных смыть краску. В результате самолет камикадзе просто разбивался о бронированную палубу, практически не причиняя вреда кораблю. Принятые меры союзниками дали свои положительные результаты. И хотя в конце войны камикадзе значительно увеличили интенсивность своих атак, их эффективность оказалась значительно ниже, проведенных в конце 1944 года.

Оценивая действия камикадзе, следует отметить, что их появление, хоть и подается японской пропагандой, как порыв души японцев, высшее проявление патриотизма и т.д. и т.п., на самом деле являлось прикрытием миллитариской политики власти, попыткой переложить на народ все тяготы и ответственность за развязанную ими войну. Организовывая отряды камикадзе, японское командование прекрасно понимало, что ни остановить союзников, ни переломить ход войны, они не смогут даже с помощью настоящего «божественного ветра», а не то, что силами малообученных пилотов и студентов Понимали ли это сами камикадзе? Судя по воспоминанием оставшихся в живых – очень мало. И даже сегодня не понимают, настолько сильно их отравила пропаганда. Был ли ущерб, нанесенный камикадзе союзникам чувствительным, значительным? Отнюдь! Количество всех потерянных кораблей было восполнено промышленностью США менее чем за три месяца. Потери личного состава оказались в пределах статистической ошибки в общих потерях за войну. В итоге — мифы да легенды миру, а самим японцам пару десятков музеев.

Парашютисты тэйсинтай

В 1944-1945 годах США добились абсолютного превосходства в воздухе на Тихоокеанском театре военных действий. Начались регулярные бомбардировки Японии. С целью ослабления их интенсивности, японское командование приняло решение о создании специальных диверсионных групп из армейских парашютистов для нападения на американские аэродромы. Поскольку такие операции не предусматривали эвакуацию подразделений после выполнения задачи, а возможность выжить у десантников была лишь гипотетическая, их справедливо относили к категории смертников.

Формирование таких групп началось с конца 1944 года под общим командованием генерал-лейтенанта Киодзи Томинаги. Подразделение спецназа парашютистов получило название «Гирецу кутейтай» (героические парашютисты). Боевые операции подразделения «Гирецу» должны были проводить ночью, после налета бомбардировщиков. Смертники либо десантировались на парашютах, либо приземлялись на своих самолетах на аэродром противника с задачей взорвать склады с топливом, боезапасом и уничтожить максимум самолетов противника. Для этого каждый из десантников имел запас взрывчатки и гранат. Кроме того, они имели легкое стрелковое вооружение: автоматы Туре-100, винтовки Туре-99, легкие пулеметы Туре-99, штыки Туре-30, гранатометы Туре-89, а также пистолеты Туре-94.

Первая операция «Гирецу» в ночь с 6 на 7 декабря 1944 г. была проведена 750 десантниками из 1-й рейдовой группы. Переброска до целей осуществлялась транспортными самолетами Ки-57, которые буксировали планеры (по 13 человек в каждом). Высадка производилась на вражеские аэродромы на Филиппинах, в том числе два в Дулаге и два в Таклобане на острове Лейте. Миссия изначально была самоубийственной: согласно приказу, десантники должны были уничтожить все самолеты противника, какие только возможно, а затем оборонять свои позиции до последнего солдата. В результате удалось высадить примерно 300 диверсантов на одну из намеченных целей — все остальные японские самолеты были сбиты. После нескольких часов боя все способные сопротивляться десантники были перебиты, но никакого вреда американским самолетам и аэродрому они причинить не смогли.

Еще одна операция подразделений «Гирецу» была проведена в ночь с 24 на 25 мая 1945 г., когда девять бомбардировщиков «Митсубиси» Ки-21 (каждый с 14 диверсантами на борту) совершили налет на аэродром Йонтан на Окинаве. Четыре самолета через проблемы с двигателями вернулись назад, три были сбиты, но остальные пять смогли совершить посадку. В ходе этой операции десантники, вооруженные пистолетами-пулеметами, фосфорными гранатами и подрывными зарядами, взорвали 70 тысяч галлонов авиационного топлива, уничтожили девять американских самолетов и повредили еще 26. Аэродром был выведен из строя на целый день. По данным японцев, лишь один десантник выжил после операции и почти через месяц добрался к своим. Однако имя этого героя неизвестно, откуда следует либо он умер, либо его вообще не было. Иначе японская пропаганда не упустила бы такой шанс популяризации героизма.

9 августа 1945 г. японцы запланировали массированную атаку «Гирецу» против баз бомбардировщиков В-29 на Сайпане, Тиниане и Гуаме. В ходе этого нападения 200 транспортов должны были доставить к целям 2 000 диверсантов. Но эта операция так и не была осуществлена, поскольку японские самолеты были уничтожены еще на земле. Следующая операция планировалась на 19-23 августа, но поскольку Япония капитулировала, ей не суждено было свершиться.

На этом список боевых действий десантников «Гирецу» и заканчивается. Но, несмотря на это, о «героических парашютистах» в Японии помнят до сих пор. В их честь даже был открыт мемориал.

"Слишком стремительно падаешь вниз, но успеваешь понять,
Все эти дни, всю недолгую жизнь, ты привыкал умирать.
Страж империи
На далеком стыке 2-х миров
Страж империи
Часовой невидимых постов
Страж империи во мраке и огне
Год за годом в битвах на Святой Войне" (Ария. "Страж Империи")

Трудно с этим не согласиться, но приведенная выше цитата величайшего японского писателя Юкио Мисимы, автора таких произведений как "Золотой храм", "Патриотизм" и др. как-никак очень точно подходит к образу летчиков камикадзе. "Божественный ветер" - так переводится этот термин с японского. В октябре прошлого года исполнилось 70 лет со дня первого формирования военных частей летчиков-смертников.

К тому моменту Япония уже безнадежно проигрывала войну. Оккупация Японских островов американцами приближалась с каждым днем, оставалось меньше года до того момента, как американцы сбросят атомную бомбу на Хиросиму (6.08), и Нагасаки (9.08), якобы мстя за Перл-Харбор, а сегодня обвиняя в этом Россию; дескать, СССР первым испытал ядерное оружие, чтобы применить его на японцах. Ни одного документального подтверждения этому нет и никогда не будет; даже если таковые появятся, то они будут сродни свеженапечатанным зеленым фантикам, которые нужно без лишних раздумий и колебаний сжечь как клевету. Я в аналогичную отместку с удовольствием перепишу ход сражения под Мидуэем в нужном ревизионистском контексте, которое стало переломом войны на Тихоокеанском театре военных действий или же просто изображу американцев как главного агрессора и поджигателя Второй мировой войны; я не постесняюсь назвать их агрессорами войны на Тихом океане, что более чем справедливо. Ибо никогда не должно быть оправданий тому, что в отличие от японцев вытворяли пиндосы, захватывая не только подконтрольные Японии территории, но и превращая страну в свой частный плацдарм для нападения на СССР.

История камикадзе началась в конце октября 1944-го. К тому времени японцы еще удерживали Филиппины, однако с каждым днем силы японцев таяли. Японский флот к тому времени полностью утратил свое господство на море. 15 июля 1944 года войсками США была взята база японской армии на острове Сайпан. В результате этого у дальней бомбардировочной авиации США появилась возможность наносить удары непосредственно по территории Японии. После падения Сайпана японское командование предположило, что следующей целью американцев будет захват Филиппин, из-за их стратегически важного расположения между Японией и захваченными ей источниками нефти в юго-восточной Азии.

Сразу становится очевидным тот факт, что одна из причин поражения Японии во Второй мировой войне - нефть. Американцы уже тогда не скрывали, что полный контроль над нефтяными ресурсами - залог успеха в борьбе за мировое господство и ресурсный голодомор Японии явился всего лишь увертюрой перед большой холодной дипломатической игрой, в результате которой будет уничтожен СССР, что и произошло в 1991-ом. И Япония, и Россия, как правопреемница Советского Союза и даже Корея стали жертвами американской военной и дипломатической агрессии. Именно эта трагедия сегодня должна сплачивать Россию не только с Китаем, с которым у нас сейчас выстраиваются добрососедские партнерские отношения, но и с Японией и Кореей, подвергшихся американскому изуверству. Ведь если та же Япония выступит в поддержку мирного воссоединения Кореи, то она в дальнейшем может переориентироваться на Пекин и Москву, а это уже изоляция США в северной части Тихого океана и перехват Россией стратегической инициативы на Тихоокеанском пространстве; другими словами "пацифизация" вместо "балканизации". Если еще и Гавайи объявят о своей независимости и выйдут из состава США, тогда это уже тихоокеанский коллапс Америки, чего те будут всячески пытаться не допустить.

17 октября 1944 г. американские оккупанты начали битву в заливе Лейте, атаковав остров Сулуан, где находилась японская военная база. Вице-адмирал Такидзиро Ониси принял решение о необходимости формирования отрядов летчиков-смертников. На брифинге он заявил: "Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец. Если летчик, видя вражеский самолет или корабль, напряжет всю свою волю и силы, превратит самолет в часть самого себя, — вот самое совершенное оружие. А разве может быть для воина более великая слава, чем отдать свою жизнь за императора и за страну?"

Такидзиро Ониси, отец камикадзе

Помимо ресурсного, у японцев наблюдался и кадровый голод. Потери в самолетах были не менее катастрофическими и зачастую невосполнимыми. Япония значительно уступала американцам в воздухе. Так или иначе, но формирование авиаэскадронов смерти стало по сути жестом отчаяния, надеждой если не остановить наступление американцев, то хотя бы существенно замедлить их продвижение. Вице-адмирал Ониси и командующий объединенным флотом адмирал Тоёда прекрасно понимая, что война уже проиграна, в создании корпуса летчиков-смертников, делался расчет на то, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно приемлемых условиях.

Немецкий вице-адмирал Гельмут Гейе в свое время писал: «Возможно, что и в нашем народе имеется некоторое количество людей, которые не только заявят о своей готовности добровольно пойти на смерть, но и найдут в себе достаточно душевных сил, чтобы действительно это сделать. Но я всегда считал и считаю, что такие подвиги не могут совершать представители белой расы. Бывает, конечно, что тысячи смелых людей в пылу сражения действуют не щадя своей жизни, это, несомненно, часто случалось в армиях всех стран мира. Но чтобы тот или иной человек добровольно обрекал себя на верную смерть заранее, — такая форма боевого применения людей вряд ли сможет стать общепринятой среди наших народов. У европейца просто нет того религиозного фанатизма, который оправдывал бы подобные подвиги, европеец лишен презрения к смерти и, следовательно, к своей собственной жизни...».

У японских воинов, воспитанных в духе бусидо, главным приоритетом было выполнение приказа, пусть даже ценой собственной жизни. Единственное, чем отличались камикадзе от обычных японских солдат, — это практически полным отсутствием шансов выжить при выполнении задания.

Термин "камикадзе" напрямую связан с национальной религией японцев - синто (яп. "путь богов"), ведь японцы, как известно, язычники. Этим словом был назван ураган, который дважды — в 1274 и 1281 годах разбил флот монгольских завоевателей у берегов Японии. По верованиям японцев, ураган был послан богом грома Райдзин и богом ветра Фудзин. Собственно, благодаря синтоизму и сложилась единая японская нация, эта религия основа японской национальной психологии. В соответствии с ней микадо (император) является потомком духов неба, а каждый японец — потомком менее значимых духов. Поэтому для японцев император, благодаря своему божественному происхождению, находится в родстве со всем народом, выступает как глава нации-семьи и как главный жрец синтоизма. И для каждого японца считалось важным быть преданным прежде всего императору.

Особое влияние на японцев оказали такие течения как дзен-буддизм и конфуцианство. Дзен превратился в главную религию самураев, которые нашли в используемой им медитации способ полного раскрытия своих внутренних возможностей; принципы покорности и безоговорочного подчинения авторитету сыновней почтительности, провозглашаемых конфуцианством, нашли благодатную почву в японском обществе.

Самурайские традиции гласили, что жизнь не вечна, а воин должен был умирать с улыбкой, бросившись без боязни в скопление врагов, что и было воплощено в духе камикадзе. У летчиков-смертников тоже были свои традиции. Они носили ту же форму, что и обычные пилоты, только единственное отличие было в том, что на каждой из 7-и пуговиц было выбито 3 лепестка сакуры. Неотъемлемой частью стала символическая повязка хатимаки (такую же иногда носили и кадровые пилоты), на которой изображался либо солнечный диск хиномару, либо на ней была выбита какой-нибудь мистический слоган. Наибольшее распространение получил лозунг: "7 жизней за императора".

Еще одной традицией стал глоток саке перед самим взлетом. Если вы смотрели "Перл-Харбор", то наверняка замечали, что и другие пилоты следовали тому же принципу. Прямо на летном поле накрывали стол белой скатертью — по японским (и вообще - восточно-азиатским) поверьям, это символ смерти. Наполняли напитком чашечки и предлагали их каждому из выстроившихся в шеренгу летчиков, отправляющихся в полет. Камикадзе принимал чашечку обеими руками, низко кланялся и отпивал глоток.

Помимо прощального глотка саке пилоту-смертнику выдавали коробочки с едой (бенто), с 8-ю рисовыми шариками (макидзуси). Такие коробочки первоначально выдавали летчикам, отправлявшимся в длительный полет. Но уже на Филиппинах ими стали снабжать и камикадзе. Во-первых, потому что их последний полет мог стать длительным и требовалось поддерживать силы. Во-вторых, для летчика, который знал, что из полета не вернется, коробочка с едой служила психологической поддержкой.

Все смертники оставляли в специальных маленьких деревянных неокрашенных шкатулках обрезки ногтей и пряди своих волос для отсылки родным, как делал каждый из японских солдат.

Знакомо ли вам имя Томэ Торихамы? Она вошла в историю как "матушка" или "тетя камикадзе". Она работала в закусочной, куда заходили камикадзе за несколько минут до вылета. Гостеприимность Торихама-сан была настолько широка, что летчики стали называть ее мамой (Токко: но хаха ) или тетушкой (Токко: оба-сан ). С 1929 г. и до конца своей жизни она прожила в поселке Тиран (Чиран; не путать со столицей Албании!); в настоящее время это г. Минамикюсю. Когда в Чиран вошли американские оккупанты, она сначала была шокирована отсутствием манер (добавлю, что у всех нынешних и тогдашних американцев это в крови), но потом сменила гнев на милость и стала обходится с ними так же, как и с камикадзе, и те, в свою очередь, ответили взаимностью пилотов-смертников.

Томэ Торихама в окружении камикадзе

Позднее она предпримет усилия для сохранения памяти героев страны. В 1955 году Томэ собрала деньги на изготовление копии статуи Каннон, богини милосердия, которую установили в честь погибших в маленьком храме около музея камикадзе в Тиране.

Статуя богини Каннон в Вакаяме

Добавлю, что известная японская фирма Canon, которой мы обязаны появлением принтеров и печатных устройств, названа как раз в честь этой богини. Богини милосердия.

25 октября 1944 года в заливе Лейте была проведена первая массированная атака камикадзе против вражеских авианосцев. Потеряв 17 самолетов японцам удалось уничтожить один и повредить шесть авианосцев противника. Это был несомненный успех новаторской тактики Ониси Такидзиро, особенно учитывая то, что накануне Второй воздушный флот адмирала Фукудоме Сигеру потерял 150 самолетов, вообще не добившись успеха. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов.

Однако не все японские пилоты разделяли такую тактику, были и исключения. 11 ноября один из американских эсминцев спас японского летчика-камикадзе. Летчик входил в состав Второго воздушного флота адмирала Фукудоме, переброшенного с Формозы 22 октября для участия в операции «Се-Го». Он пояснил, что по прибытии на Филиппины не велось никаких разговоров о самоубийственных атаках. Но 25 октября группы камикадзе начали спешно создаваться и во Втором воздушном флоте. Уже 27 октября командир эскадрильи, в которой служил летчик, объявил своим подчиненным о том, что их подразделение предназначается для выполнения самоубийственных атак. Сам пилот считал саму идею таких ударов глупой. У него не было намерения умереть, и пилот совершенно искренне признался, что никогда не испытывал желания совершить самоубийство.

В условиях растущих потерь бомбардировочной авиации родилась идея атаковать американские корабли одними истребителями. Легкий «Зеро» не был способен поднять тяжелую мощную бомбу или торпеду, однако мог нести 250-килограммовую бомбу. Конечно, одной такой бомбой авианосец не потопишь, но вывести его из строя на длительный период было вполне реально. Достаточно повредить полетную палубу.

Адмирал Ониси пришел к выводу, что 3 самолета камикадзе и 2 истребителя сопровождения представляли собой небольшую, а потому достаточно мобильную и оптимальную по составу группу. Истребители сопровождения играли чрезвычайно важную роль. Им приходилось отражать атаки вражеских перехватчиков до тех пор, пока самолеты камикадзе не устремятся на цель.

Из-за опасности обнаружения радарами или истребителями с авианосцев летчики-камикадзе использовали 2 метода выхода на цель — полеты на предельно малой высоте 10-15 метров и на предельно большой — 6-7 километров. Оба метода требовали надлежащей квалификации пилотов и надежной техники.

Однако в дальнейшем пришлось использовать любые самолеты, включая устаревшие и учебные, а в летчики-камикадзе шло молодое и неопытное пополнение, которое просто не успевали достаточно обучить.

Первоначальный успех привёл к немедленному расширению программы. В течение последующих нескольких месяцев более 2000 самолётов совершили самоубийственные атаки. Также были разработаны новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы «Йокосука MXY7 Ока», пилотируемые торпеды «Кайтэн» и небольшие быстроходные катера, начинённые взрывчаткой.

29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Эбнер Рид», еще 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца.

26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Мэхэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани-Бэй» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Пёрл-Харбора «Калифорния».

Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

21 марта 1945 впервые была предпринята безуспешная попытка применить пилотируемый самолет-снаряд «Йокосука MXY7 Ока» отрядом «Боги грома». Этот самолет представлял собой аппарат с ракетным двигателем, спроектированный специально для атак камикадзе, и был оснащен 1200-килограммовой бомбой. Во время нападения самолет-снаряд «Ока» поднимался в воздух самолетом «Мицубиси G4M», пока не оказывался в радиусе поражения. После отстыковки пилот в режиме парения должен был подвести самолет как можно ближе к цели, включить ракетные двигатели и затем протаранить намеченный корабль на огромной скорости. Войска союзников быстро научились атаковать носитель «Оки», прежде чем он сможет выпустить самолет-снаряд. Первое успешное применение самолетов «Ока» произошло 12 апреля, когда самолет-снаряд, пилотируемый 22-летним лейтенантом Дохи Сабуро, потопил эсминец радиолокационного дозора «Маннерт Л. Абеле».

Йокосука MXY7 Ока

Но наибольший ущерб камикадзе нанесли в боях за Окинаву. Из 28 кораблей, потопленных авиацией, камикадзе отправили на дно 26. Из 225 поврежденных кораблей камикадзе повредили 164, том числе 27 авианосцев и несколько линейных кораблей и крейсеров. 4 британских авианосца получили 5 попаданий самолетов камикадзе. Всего в атаках участвовало 1465 самолётов.
3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Кэлхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека.

Авианосец "Хэнкок" после атаки камикадзе

До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сэнгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено.

Пожар на авианосце "Банкер-Хилл"

Киеси Огава, камикадзе, таранивший "Банкер-Хилл"

К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев.

Тяжелые потери понес корпус «Боги грома». Из 185 самолетов «Ока», использованных для атак, 118 были уничтожены противником, погибли 438 летчиков, в том числе 56 «богов грома» и 372 члена экипажей самолетов-носителей. Последним кораблем, потерянным США в войне на Тихом океане, стал эсминец «Каллагэн». В районе Окинавы 29 июля 1945 года, используя ночную темноту, старый тихоходный учебный биплан «Аити D2А» с 60-килограммовой бомбой в 0-41 сумел прорваться к «Каллагэну» и таранить его. Удар пришелся в капитанский мостик. Вспыхнул пожар, который привел к взрыву боеприпасов в погребе. Экипаж оставил тонущий корабль. Погибли 47 моряков, 73 человека получили ранения.

К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.

Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

Известные камикадзе

Матомэ Угаки — вице-адмирал, командующий 5-м Воздушным Флотом ВМФ Японии. Совершил боевой вылет в район Окинавы с миссией «камикадзе» 15 августа 1945 года в составе группы из 7 самолетов, принадлежащих 701-й авиагруппе. Погиб.

Угаки Матомэ

Сэки, Юкио — лейтенант, выпускник Военно-морской академии. Не разделяя взгляды командования на тактику «камикадзе» подчинился приказу и возглавил первый специальный ударный отряд. Совершил боевой вылет с авиабазы Мабалакат в залив Лейте с миссией «камикадзе» 25 октября 1944 года лидируя в группе из 5 самолетов, принадлежащих 201-му воздушному корпусу. Тараном уничтожил авианосец «Сент-Ло». Погиб. Другими участниками группы был выведен из строя авианосец «Калинин-бей», ещё 2 повреждены. Первая результативная атака камикадзе.

Юкио Сэки

Интересно, что камикадзе перед вылетом пели известную песню "Уми юкаба".

Оригинал:

海行かば (Umi yukaba)
水漬く屍 (Mizuku kabane)
山行かば (Yama yukaba)
草生す屍 (Kusa musu kabane)
大君の (O: kimi no)
辺にこそ死なめ (He ni koso siname)
かへり見は せじ (Kaerimi wa sedzi)

или вариант:

長閑には死なじ (Nodo ni wa sinadzi)

Перевод:

Если морем мы уйдём,
Пусть поглотит море нас,
Если мы горой уйдём,
Пусть трава покроет нас.
О великий государь,
Мы умрём у ног твоих,
Не оглянемся назад.

Шок англосаксов был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках пилотов-смертников. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.

Следует отметить, что в безвыходных ситуациях, в пылу боя, огненные тараны совершали летчики многих стран. Но никто, кроме японцев, не делал ставку на самоубийственные атаки.

Кантаро Судзуки, премьер-министр Японии в годы войны. Сменил на этом посту Хироси Осиму

Бывший премьер-министр Японии адмирал Кантаро Судзуки сам, не раз смотревший смерти в глаза, так оценивал камикадзе и их тактику: «Дух и подвиги пилотов-камикадзе, безусловно, вызывают глубокое восхищение. Но эта тактика, рассматриваемая с точки зрения стратегии, является пораженческой. Ответственный командир никогда не прибегнет к таким чрезвычайным мерам. Атаки камикадзе — яркое свидетельство нашего страха перед неизбежным поражением, когда не было никаких других возможностей изменить ход войны. Воздушные операции, которые мы начали проводить на Филиппинах, не оставляли возможности уцелеть. После гибели опытных летчиков в самоубийственные атаки приходилось бросать менее опытных и в конце концов тех, кто вообще не имел никакой подготовки».

Память

На "цивилизованном" Западном мире, прежде всего в США и Британии камикадзе всячески поливают грязью. Американцы их записали в один ряд с виновниками-террористами 11 сентября и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Это - лишнее доказательство того, что США - бездушное и больное общество, как справедливо заметил Евгений Викторович Новиков, всячески очерняющее память тех, кто вчера внес свою лепту в освобождение планеты от американского капиталистического глобализма. В Японии благодаря усилиям той самой "матушки камикадзе" Томэ Торихама, был открыт музей, который в этом году отмечает свое 40-летие.

Тиранский музей камикадзе, г. Минамикюсю. Префектура Кагосима, Япония

В музее представлены фотографии, личные вещи и последние письма 1036 армейских лётчиков, включая старое школьное пианино, на котором двое пилотов играли «Лунную сонату» за день до вылета, а также 4 самолёта, модели которых использовались при атаках камикадзе: Накадзима Ки-43 «Хаябуса», Кавасаки Ки-61 «Хиэн», Накадзима Ки-84 «Хаятэ» и сильно повреждённый и проржавевший Мицубиси А6М «Зеро», поднятый со дна моря в 1980 году. Кроме этого, в музее демонстрируются несколько коротких видеороликов, набранных из фотографий и видеозаписей военного времени, а также 30-минутный фильм, посвящённый последним письмам лётчиков.

Рядом с музеем расположен буддийский храм, посвящённый богине милосердия Каннон. Там находится уменьшенная копия статуи Юмэтигай Каннон (Изменяющей сны Каннон), установленной в храме Хорю-дзи в Наре. Пожертвования для её установки собирала «матушка камикадзе» Томэ Торихама, владелица закусочной в Тиране, обслуживавшей военных лётчиков. Внутри реплики хранится свиток с именами погибших пилотов. Вдоль дороги, ведущей к музею, установлены каменные фонари-торо с высеченными на них стилизованными изображениями камикадзе.

Материалы, выставленные в музее, представляют погибших лётчиков в очень положительном свете, изображая их как молодых храбрецов, добровольно пожертвовавших собой из любви к родине, однако это касается только армейских пилотов: упоминаний про лётчиков флотской авиации, которых среди камикадзе было больше, очень мало. Кроме того, музей учитывает только погибших в боях около Окинавы, в то время как несколько сотен армейских камикадзе погибли на Филиппинах и других местах.

Интересно, что 1-ым директором стал «неудавшийся камикадзе» Тадамаса Итацу, который остался в живых благодаря тому, что все вылеты, в которых он принимал или должен был принимать участие, окончились неудачно.

В завершении своего рассказа я хочу задать один вопрос: так что, разве камикадзе - такие же военные преступники, которых нужно смешивать с грязью и судить? Ничего подобного: камикадзе - пример героизма воинов императора, воинов Ямато, воинов своей страны. Своими смертными подвигами они доказали, что их совесть и душа чисты и непорочны, в отличие от тех, кто бомбил их в начале августа 45-го.

Слава Вам, Герои Ямато! Смерть оккупантам!

Мини-галерея










Атака авианосца "Колумбия"


Военная Тайна. Когда начнется крах Американской Империи (начало сюжета про камикадзе с 47-ой минуты):

Ария. Страж Империи:

Похожие статьи