20.06.2020

Вы вполне можете сделать погреб в гараже своими руками, чтобы хранить в нем разнообразные варенья и соленья. Гаражный подвал – очень полезное хозяйственное помещение, поэтому имеет смысл заняться его строительством и грамотным обустройством.

Виды погребов – какими они бывают?

Подвалы в гаражах отличаются друг от друга показателем их заглубления в землю. Наиболее распространенным вариантом считается погреб с глубиной от 1,6 до 3 м. Такой тип «гаражной ямы» называют полностью заглубленным. В нем можно хранить любые запасы, заготовленные на зиму рачительными хозяйками.

Немного реже строятся полузаглубленные подвалы. Их углубляют в грунт не более чем на метр. При желании можно сделать и так называемый наземный погреб – выкопать небольшую яму на полу гаража и поместить в нее какую-либо пластиковую емкость.

При выборе вида гаражного подвала следует принимать во внимание глубину залегания почвенных вод в конкретной местности. Специалисты советуют строить погреба, основания которых от источника влаги удалены хотя бы на 0,5 м.

Заглубленные хранилища обычно возводятся под капитальными гаражами с относительно большими площадями. Размеры таких подвалов, в принципе, могут быть любыми. На практике роют ямы шириной не более 2,5 м и глубиной около 2 м. Все работы ведутся по заранее составленному плану (чертежи постройки, схемы тепло- и гидроизоляции, набор используемых материалов и так далее).

Заглубленные подвалы лучше всего делать одновременно с возведением самого гаража. Но вполне можно построить погреб и в готовом сооружении – технология выполнения строительных мероприятий будет одинакова. Просто в уже эксплуатируемом гараже нельзя будет пользоваться специальной техникой для рытья котлована. Работы придется выполнять при помощи лопаты и другого инструмента, не надеясь на помощь машин.

Несколько важных советов, помогающих правильно построить подвал в гараже своими руками:

  • Если почва на вашем земельном участке очень влажная либо грунтовые воды поднимаются высоко, яму требуется возводить из монолитного бетона, который обладает большой плотностью и влагонепроницаемостью.
  • При строительстве одновременно гаража и подвала лучше всего делать ленточный фундамент – он станет «заменой» части стен погреба.
  • В сухих почвах допускается строительство облегченных подвальных стен из кровельного асбестоцементного шифера.

Принципы обустройства напольного основания в гаражном подвале

После того как будет вырыт котлован, необходимо тщательно выровнять его дно и затем утрамбовать его. Уровень дна всегда берется на 25–30 см меньше отметки, на которой будет располагаться будущее напольное покрытие.

На утрамбованный пол укладывают подушку из . Делается несколько слоев таким образом, чтобы толщина песчаного пласта составляла не менее 20 см. Каждую часть подушки следует трамбовать, используя в случае потребности воду. Профессионалы, кроме того, рекомендуют обустраивать дополнительно гравийный слой аналогичной толщины.

После этого выбираем вид пола, который мы хотим построить. Он может быть бетонным, грунтовым или глиняным. При укладке бетонного основания обязательно нужно применять арматурные прутки. Металлические изделия обеспечат поверхности высокую прочность. Полы с арматурой практически не боятся сдвигов грунта. Прутки заливают бетоном, толщина поверхности должна составлять около 7,5 см.

Затем выполняется гидроизоляция бетонного слоя при помощи рубероида (желательно сделать двухслойные изделия, склеив расплавленным битумом два листа материала). Изоляция изготавливается так, чтобы за фундамент края рубероида выступали сантиметров на 12–14.

Вместо бетонного раствора при обустройстве дна погреба допускается применять готовые плиты из железобетона. В этом случае вам предстоит очень точно выровнять основание ямы, используя лазерный либо обычный строительный уровень. Плиты устанавливают на 15-сантиметровый слой щебня и 5-сантиметровый песка.

Грунтовые основания делать не рекомендуется. К такому варианту разумно склоняться только тогда, когда почвенные воды на участке располагаются на низком уровне. Грунтовые основания обустраиваются на гравийно-песчаной подушке. Их в обязательном порядке защищают от влаги.

Самым же экономичным и при этом экологичным является глиняное основание. Его делают из двух слоев. Сначала укладывают один пласт глины (он должен быть достаточно толстым), затем – рубероид, который будет выполнять функцию гидроизолятора, а на него – снова глиняный слой. На такое основание в большинстве случаев впоследствии монтируют деревянные доски. Их установка осуществляется после полного высушивания глины.

Стены подвала – как сделать их надежными?

Для возведения стеновых поверхностей в погребе запрещается применять легкие строительные материалы – ДСП, листы фанеры и так далее. Необходимо использовать крепкие и надежные изделия. Стены можно построить из бетона, хорошо обожженного красного полнотелого кирпича либо из популярных в наши дни пеноблоков.

При использовании кирпича вам придется серьезно потратиться. Этот материал достаточно дорогой. После монтажа кирпичных стен их поверхность, кроме того, нужно будет хорошо оштукатурить. Работать с пенобетонными изделиями намного проще. Их достоинство – отсутствие необходимости выполнять мероприятия по гидроизоляции полученных поверхностей.

Чаще же всего стенки погреба делают из бетона. Пошагово такой процесс выглядит следующим образом:

  1. Накладываем арматурную сетку на стены. Ее изготавливают из обрезков отслуживших свое труб или из толстых металлических стержней, которые скрепляются между собой отожженной проволокой. Арматуру нельзя сваривать, так как бетон при скачках температуры будет растрескиваться.
  2. Строим опалубку из кусков фанеры, реек большой толщины либо другого древесного материала. Опалубка обустраивается отдельными (40-сантиметровыми по высоте) секциями, которые послойно заполняются бетонным раствором. Отдельные элементы конструкции соединяются обычными гвоздями.
  3. Замешиваем бетон (рекомендуется использовать материал с маркировкой М400) и заливаем его слоями по 25–30 см в опалубку.

Как видим, инструкция по возведению бетонных стен для подвала проста. Особых премудростей в ней нет. Справиться с такими работами сможет любой домашний умелец. Обратите внимание на то, что готовые стенки из бетона нежелательно высушивать при помощи фенов и других тепловых устройств. Правильно будет подождать, пока они высохнут естественным образом.

Перекрытие потолка – по-настоящему важный этап работ

Если вы решили сделать совсем небольшой подвал, вполне допустимо изготавливать его перекрытие из деревянных досок. Нужно лишь утеплить его изнутри, используя подручные материалы. В остальных случаях перекрытие следует делать надежным и массивным. Не забывайте, что оно должно будет выдерживать массу вашего автомобиля, стоящего в гараже.

Прочное перекрытие обычно делается из бетонной плиты. При этом нужно применять для нее специальный армирующий «скелет». Оснащается люком с двойной крышкой. Приобрести такой лючок любых необходимых размеров совсем несложно. При большом желании его можно сделать и самому. Люк устанавливается в отверстие, которое нужно проделать в бетонной плите. В этом месте у вас будет находиться вход в погреб. Размеры его выбирайте сами.

Перекрытие с внутренней стороны всегда обрабатывается горячим битумом и утепляется после остывания битумной смеси. В качестве утепляющего материала обычно используется стекловата либо более дорогой (но, заметим, и более эффективный) пенополистирол в пластинах. Его маркировка – ПСБ-С-25. Таким пенополистиролом можно теплоизолировать не только перекрытие, но и стены, и внешние части подвального фундамента.

Свежий воздух для погреба – обустраиваем вентиляцию

Сохранность фруктов и овощей в подвале в течение длительного времени обеспечивается грамотной организацией его вентиляционной системы. Ее можно сделать естественной или принудительной.

Естественная подача свежего воздуха обустраивается просто:

  • Одна труба (ее называют приточной) монтируется от пола погреба на высоте около 25 см и выводится на улицу. Защиту наружной части приточной трубы выполняют при помощи металлического колпака.
  • Вторая труба (вытяжная) устанавливается ниже на 25 см от потолка погреба, где всегда присутствуют наиболее влажные и теплые воздушные массы, которые постоянно нужно выводить для обеспечения требуемого микроклимата в подвале. Ее выводят над кровлей гаража примерно на 50 см.

Эффективность естественной вентиляции невысока. Летом она часто просто-напросто не функционирует (воздух на улице и в подвале имеет одинаковую температуру), а зимой система может забиваться инеем и снегом, от которых вентиляцию приходится постоянно очищать.

Принудительные системы воздухообмена в разы современнее и эффективнее. Но их монтаж требует финансовых затрат на приобретение специальных вентиляторов, работающих от бытовой электросети. Эти устройства монтируют в вентиляционные трубы, которые устанавливаются так же, как и при организации естественной вентиляции. Возможна и схема с использованием одной двустворчатой трубы.

Принудительные системы от климатических условий почти независимы. Они гарантируют оптимальный микроклимат в погребе. Если же вы хотите создать самую надежную вентиляцию в своем подвале, покупайте специальный моноблок, управляемый мини-компьютером. Такая техника будет сама высчитывать требуемое количество свежего воздуха, подаваемого в погреб, а также вытягивать из него необходимый объем влажных и теплых потоков.

И не забудьте сделать лестницу в свой гаражный погреб. Она может быть и самой простой – приставной, и стационарной, сделанной из металла, прочной древесины либо бетона.

испокон веков использовались для хранения разнообразных продуктов. Независимо от времени года в сохранялась оптимальная температура, при которой овощи хранились довольно продолжительное время. Используются они и сейчас, причём не только в деревенских частных секторов. Сегодня мы поговорим о том, как построить подвал в гараже, узнаем о правилах , обустройства , вентиляции, а также пошагово разберём алгоритм действий при подобном строительстве с фотопримерами для более полного понимания процесса.

Перед тем как построить погреб в гараже, следует определиться, какого вида будет хранилище. Их различают три:

  • заглубленный – глубина от 1.6 м до 3 м, в зависимости от уровня залегания . Идеально подходит для хранения заготовок и овощей. Это самый распространённый вид погреба;
  • полузаглубленный – утоплен на глубину не более метра;
  • наземный – в небольшое углубление помещается кессон, который утепляется (сегодня можно приобрести готовые кессоны для наземных погребов с отоплением).

Предлагаем рассмотреть несколько примеров подвалов , выстроенных своими руками.

Фотопримеры подвалов в гаражах, выстроенных своими руками:

Подготовка чертежа с учётом заглубления погреба в гараже: некоторые нюансы

Важно! Помните, что за порчу городских инженерных коммуникаций в процессе рытья котлована Вам придётся заплатить немалый штраф. Намного дешевле обойдётся оплата специалиста-проектирощика.

Обустройство погреба в гараже своими руками: пошаговая инструкция с фотопримерами

В этом разделе мы представим сначала фотопримеры выполняемых действий с описанием, а после разберём их более подробно.

Иллюстрация Описание действия

Для начала необходимо выкопать котлован. Сделать это можно и вручную, однако, если гараж ещё не выстроен и тяжёлая техника может свободно подойти к месту строительства, рациональнее будет оплатить работу экскаватора. Одна полная смена (8 часов) обойдётся в сумму около 18 000 руб.

В выкопанном котловане оборудуется ленточный фундамент и насыпается песчаная подушка, которую лучше плотно утрамбовать. Заглубление фундамента можно сделать на 200-300 мм – этого будет вполне достаточно для гаража.

После того как высох, приступаем к установке бетонных блоков – стен будущего погреба. Они укладываются на цементный раствор. Если между ними остаются щели – это не страшно, после они затрутся. При неровном расположении бетонного блока его подправляют при помощи ломика.

Между рядами (оптимальным для гаража будет выбор блока ФБС 300×580×2380) обязательно прокладывается армирующая сетка – она придаст жёсткости сцепке блоков между собой.

Все оставшиеся зазоры тщательно забиваются цементным раствором и затираются, во избежание повреждения об острые края бетонных блоков.

Следующим шагом устанавливаем наверх плиты перекрытия. Это намного лучше, чем перекрыть погреб в гараже с гидроизоляцией, а после засыпать землёй. Насколько бы толстой и прочной не была древесина, со временем она начнёт гнить.

Все стены снаружи подвала покрываются битумной мастикой. Это делается для улучшения склеивающей способности при последующей укладке гидроизоляционного покрытия.

В качестве гидроизоляции применяют бикрост, который разогревается горелкой на пропане и проклеивается на стену. Здесь следует следить, чтобы не оставалось воздушных пузырей. Впоследствии они повреждаются грунтом, и становится бесполезной.

Утепление погреба производится также с внешней стороны. Для этого используют долговечный пенополистирол (пеноплекс), который обладает очень хорошими . Крепится он на специальную клеевую пену. Ею же забиваются и все щели по углам.

Теперь получившуюся конструкцию можно засыпать. Необходимо основательно протрамбовать грунт при засыпке, чтобы избежать его подвижек. Они могут оторвать теплоизоляционный слой.

Полезная информация! Устройство погреба в гараже можно выполнить и без использования бетонных блоков. В этом случае делается опалубка для стен (не выше 50-60 см), армируется и заливается бетоном. После высыхания заливается следующий слой, и так до верха. Для перекрытия погреба в гараже своими руками собирается сплошная опалубка с проёмом под люк.

Теперь попробуем разобрать всё более подробно.

Материалы и инструменты, необходимые для строительства погреба в гараже

Для постройки подобного хранилища могут потребоваться различные инструменты и материалы, в зависимости от способа производства работ и вида будущего подвала. Если все работы будут производиться вручную, то необходимо подготовить:

  • лопату, лом, кирку;
  • доски для обустройства опалубки;
  • , гвозди;
  • рулетку, монтажный уровень;

Конечно же, стоит озаботиться приобретением , песка, щебня. Вручную такое количество бетона замешать не удастся, поэтому не помешает электрический миксер (бочка-бетономешалка).


Устройство котлована: каким образом его выкапывать

Приступая к копке ямы для подвала гаража своими руками, следует рассчитывать его таким образом, чтобы со всех сторон он был больше наружных стен подвала минимум на метр. Это позволит беспрепятственно собирать опалубку, а также обеспечит свободный доступ к готовым стенам для производства гидроизоляции и .

Как правильно заложить фундамент подвала гаража

Перед тем как обустроить погреб в гараже, следует заложить правильно его – основу, которая будет принимать на себя всю нагрузку. Рассмотрим алгоритм действий.

  1. Отметив периметр подвала при помощи колышков с верёвками, прокапываем траншею глубиной 20-30 см (больше не требуется).
  2. Внутри собираем опалубку так, чтобы по высоте она выступала над уровнем дна котлована на 20-30 см.
  3. Внутри опалубки монтируем арматурный каркас. Арматура сверху должна немного торчать – это увеличит сцепку со стенами.
  4. Залив в опалубку бетон, ждём его высыхания, после чего опалубку разбираем, а внутри периметра раскладываем и проклеиваем , насыпаем песчаную подушку в половину высоты (10-15 см) и трамбуем.
  5. Последним этапом поверх песка заливается бетон вровень с верхним уровнем ленты фундамента.

Лестница в подвал: какой она должна быть

Чаще всего, если вход в погреб осуществляется через квадратный люк, делается пристенная . Для того чтобы она была надёжной, её лучше изготовить из металла. О креплении к стене лучше подумать заранее, ещё на этапе возведения стен. Для этого в бетон монтируются закладные из арматуры Т-образной формы – это не позволит им разболтаться и вывалиться из бетонной стены.

Как своими руками сделать стены погреба в гараже

После полного высыхания фундамента можно приступать к стенам. Соблюдая геометрию, собираем по периметру опалубку высотой не более 60 см. В противном случае, вес бетона просто разорвёт её, в результате чего весь раствор окажется на земле и полу подвала. Внутри опалубки прокладывается арматура, заливается бетон. После высыхания можно переходить к следующему слою.

Важно! Фундамент должен выступать за наружную стенку минимум на 5 см. Это убережёт при осыпании бетонных углов под воздействием влагисо временем.


Обустраиваем вентиляцию в погребе гаража: один из важнейших этапов строительства

От правильности обустройства подвала в гараже будет зависеть многое. По сути, для хранения овощей этот этап является важнейшим. Вентиляция делается до того, как смонтировано верхнее перекрытие, и выполняется двумя способами: это может быть принудительный или естественный вариант.

Как правильно сделать естественную вентиляцию в погребе гаража

Для обустройства понадобится две трубы ( или асбест) диаметром 100 мм и крепёжные элементы к ним. Они располагаются в противоположных углах. Там, где планируется хранение овощей, труба опускается практически до пола, а её верхняя часть выводится в гараж. Нижний край второго отрезка, расположенный в противоположном углу, находится под потолком, а его вторая сторона выводится на крышу гаража. Таким образом, обеспечивается хорошая циркуляция воздуха.


Как сделать принудительную вентиляцию в подвале гаража

Алгоритм действий тот же. Отличие заключается лишь в том, что на вытяжку (трубу, находящуюся под потолком) устанавливается . Он обеспечивает принудительное удаление влажного воздуха из хранилища, вместо которого поступает сухой из гаража по второй вентиляционной трубе.

Как правильно сделать перекрытие и люк в погребе гаража

Подвала лучше делать ниже уровня пола гаража хотя бы на 50 см. Для его обустройства понадобятся щиты , хотя вполне можно обойтись обрезной доской, полосы которой будут плотно прилегать друг к другу. Необходимо собрать ровную поверхность, сделав внутри погреба упоры под неё.

Важно! Не стоит забывать про люк. В том месте, где планируется его монтаж, следует оставить место с бортами по высоте планируемой заливки.

Интересные, а порой даже странные варианты монтажа перекрытия:

Утепляем выстроенный подвал: некоторые секреты

С пеноплексом мы разобрались ещё на стадии пошаговой инструкции. Аналогично утепляется и потолок подвала перед тем, как его присыпать землёй. А как сделать в погребе гаража? Эту работу необходимо производить изнутри, а вот производимые действия те же – битумная мастика, гидроизоляционный слой, пеноплекс. Сверху этот «пирог» накрывается фанерой, ДСП или ОСП.


Потолок и стены – нужно ли дополнительное утепление

Для некоторых регионов дополнительное утепление просто необходимо. Для этого используется тот же пеноплекс, который клеится на поверхность, покрытую битумной мастикой, после чего закрывается фанерой или ОСП. ДСП здесь не используют по причине большого веса. Фанера крепится при помощи болтов к бетонным поверхностям.

Освещение подвала: как правильно произвести электромонтаж

Если к гаражу подведено электричество, никакого труда сделать не составит. Конечно, при условии, что домашний мастер в общих чертах знаком с техникой электробезопасности и монтажа. В противном случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Очень важно! Помните, что любые работы по электромонтажу производятся при снятом напряжении. Поражение электрическим током опасно для жизни и здоровья.


Последние штрихи: выполняем финишную отделку

Выбор отделочного материала полностью зависит от пожеланий владельца. Здесь может быть использовано всё, что угодно – от

Как построить подвал в гараже, если стены и крыша уже смонтированы

Как выкопать погреб в готовом гараже? Все действия выполняются совершенно аналогично, как если бы стен и крыши не было. Есть лишь одно существенное различие – копка котлована производится вручную, техника здесь не поможет. Хотя известны случаи, когда трактор помогал в копке, пусть не всего котлована, но до половины точно. Однако для этого потребуется небольшая техника (типа «Беларусь») и профессиональный тракторист-экскаваторщик. Забор грунта в этом случае производится практически полностью вытянутой стрелой через ворота.


Производим ремонт погреба в гараже: избавляемся от сырости и плесени

Если в погребе появилась сырость, первым делом стоит проверить вентиляцию – возможно, она неисправна. Погреб освобождаем от всех консерваций, овощей, после чего тщательно очищаем все места, где появилась плесень. Это можно сделать при помощи металлической щётки. лучше разобрать и вынести на солнце. Когда они просохнут, их необходимо обработать антисептическим составом.

Для обеззараживания подвала используем серную шашку, которую можно приобрести в хозяйственном магазине. Все вентиляционные отверстия закрываются, сера поджигается.

Важно! После того, как Вы подожгли серу, максимально быстро покиньте подвал. Дышать парами серы очень вредно и опасно для здоровья.




На следующий день, когда пары выветрятся, необходимо обработать все поверхности известью. Для предотвращения повторного появления плесени в неё добавляется медный купорос. После этого открываем вентиляционные трубы и ждем 1-2 дня, пока погреб основательно просохнет. Теперь им можно пользоваться.

Подведём итог

Подвал в гараже для большинства населения России, проживающих в городах, является необходимостью. Ведь только в нём можно сохранить свежие и консервированные овощи длительное время. И от того, насколько качественно он построен и утеплён, будет зависеть длительность хранения. Конечно, работа это трудоёмкая, тяжёлая, но она того стоит.


Строительство гаража с погребом своими руками является самым распространенным. Это обусловлено чисто практическим подходом. Поэтому мы сегодня рассмотрим, как построить гараж своими руками с подвалом.
Ведь здесь надо все учесть и от правильности проведения монтажных работ будет зависеть не только сохранность автомобиля, но и самой машины. Перед началом работ стоит посмотреть фото и видео и составить план ведения работ. Инструкция излагается ниже.
При строительстве гаража можно заранее предусмотреть наличие в нем погреба. При этом сделать это лучше еще до начала строительных работ, так как в последующем это, конечно, возможно, но очень дорого, да и требует больших трудовых затрат.
Это касается и если в подвале дома гараж делать. Правила здесь будут одни.

Чем полезен погреб в гараже

Экономическая сторона возведения гаражного погреба имеет достаточно высокую важность. Конечно, строительство гаража значительно повышается в стоимости при наличии подвала, так как на обустройство последнего требуются дополнительные работы и стройматериалы.
Однако, на дополнение гаража погребом можно посмотреть и с другой стороны, выявив несколько существенных преимуществ:

  • Гаражный погреб может выполнять функцию места хранения заготовок на зиму. Многие имеют собственные огороды, где выращивают фрукты и овощи, да и рынки в летнее время перенасыщены продавцами свежего урожая.
    Большинство привыкло готовиться к зиме заранее, закрывая банки с огурцами, помидорами, компотами и т.д. А вот хранить съестное бывает негде. Подвал же отвечает всем необходимым температурным показателям для хранения всего этого.
  • можно оборудовать мастерскую, о которой мечтают многие автолюбители. Сам гараж, в большинстве случаев, имеет не очень большую площадь, позволяющую разместить лишь авто. Работать в нем зачастую неудобно, а вот в погребе отлично можно разместить необходимый инструмент и рабочее место.
  • Хранить в гараже можно, например, и временно ненужные вещи. Они найдутся в любом доме, например, летом совершенно не нужны детские сани, а зимой – велосипед и т.д. Их, конечно, можно вынести на балкон или положить в кладовую, но захламлять квартиру или дом очень не хочется, а в гаражном погребе эти вещи никому не помешают.
  • Подвал автоматически увеличивает стоимость гаража. Поэтому совершив дополнительные затраты на его обустройство сегодня, автолюбитель увеличивает сумму, которую он сможет выручить при продаже гаража в будущем. Также при желании сдать его в аренду, наличие подвала также может стать поводом увеличения платы.

Обустройство гаражного погреба

Гараж с подвалом строим с точки зрения не только технического вопроса, но и надо его правильно обустроить.

Внимание: Тем, кто желает построить гаражный погреб, необходимо знать, что вся работа может пойти насмарку, если не обеспечить в помещении надежную гидроизоляцию. Подвал – подземное помещение, а, следовательно, при его обустройстве необходимо предъявлять повышенные требования к защитным средствам.

Итак:

  • Одним из наиболее важных этапов строительства гаражного погреба является гидроизоляция стен(см.). В начале, еще на этапе рытья котлована, при обнаружении подземных вод, они должны заделываться жирной глиной на 50 см в глубину.
    На дне котлована располагается дренаж, с помощью которого отводится скапливающаяся вода, либо проводятся прямки, в которых она собирается.
  • Пустота, образующийся между стенкой и котлованом подвала нужно заполнить слоем жирной глиной, толщина слоя которой должна составлять около 15 см. Вровень с половыми балками укладывается облицовка из кирпича, после чего в верхней части подвала устанавливается покрытие из железобетона, которое должно содержать люк.
  • Если грунт в месте, где строится гараж, маловлажное, а грунтовые воды залегают ниже подвального пола, наружную гидроизоляцию можно произвести лишь за счет обмазывания горячим битумом. В тех случаях, когда грунт в этом месте влажный, производится оклеечнная гидроизоляция рубероидом, в основу которого ложится битумная мастика.
    Поверх стен, оклеенных гидроизолирующим материалом, наносится жирная уплотненная мятая глина, которая выступает в качестве своеобразного замка.
  • Бывает и так, что подземные воды залегают выше подвального пола. В этом случае нужно подпольная изоляция, производимая при помощи многослойных ковров из рубероида. Помимо этого, основание пола в этом случае необходимо делать из жирной глины либо пропитанного битумом щебня.

  • Предотвратить появление сырости в подвале гаража может помочь хорошая вентиляция(см.). Для ее обеспечения в цокольных стенах необходимо предусмотреть специальные отверстия.
    Сохранить температуру средних показателей поможет укладка пленки, глины, глиносоломы либо рубероида по перекрытию слоем около 20 см. Поверх него производится засыпка землей еще до 50 см. В верхней части погреба желательно предусмотреть несколько ниш, позволяющих достать продукты без опускания в сам подвал.

Основное требование, которое обязательно должно соблюдаться в подвале гаража – отсутствие влажности. Какая отделка подвала в гараже поможет избавиться от сырости и грибка, устранить затхлость в помещении?

Продумать все детали конструкции погреба под гаражом важно еще на этапе закладки фундамента. В этом случае необходимо сразу предупредить влажность в подвале, выполнив несложные строительные работы, которые легко сделать своими руками.

Фундамент гаража надо качественно изолировать от влаги снаружи и изнутри. Основная проблема – сезонный подъем грунтовых вод и влажность в подвале вследствие весенних и осенних паводков.

Картина, когда залит водой погреб и яма в гараже, каждую весну и осень, не редкость.

Второе важное требование – качественная вентиляция погреба. При отсутствии доступа свежего воздуха продукты быстро покрываются плесенью. Но это не один минус. Высокая влажность вызывает быструю коррозию металла, поэтому хранить автомобиль в гараже с сырым подвалом просто опасно.

Вентиляция может быть как естественная – приток воздуха обеспечивается правильно установленной системой труб или принудительная — установка вентилятора, если нет возможности вывести трубы при ремонте или переоборудовании гаража.

Третье требование – стены и потолок погреба или подвала в гараже нужно утеплить. Это обеспечит плюсовую температуру в холода и исключит появление конденсата на стенах летом.

Проектирование подвала в гараже

На первой стадии закладки фундамента гаража с погребом нужно обязательно выяснить три факта:

  • на каком уровне расположены грунтовые воды в месте строительства;
  • определить глубину промерзания грунта;
  • конструкция, глубина и гидроизоляция фундамента зависят от типа грунта на участке.

Если гараж уже построен и есть желание выкопать погреб, то надо обратить внимание на следующие параметры:

  • конструкция фундамента – мелко заглубленный ленточный фундамент не выдержит несущих нагрузок, если снять большой слой грунта внутри постройки – необходимо углублять и укреплять фундамент;
  • при высоком расположении грунтовых вод нужно проводить устройство дренажной системы;
  • на глинистых и слабых торфяных грунтах важно уделить внимание серьезной внешней гидроизоляции подвала.

Важное правило для фундамента гаража с погребом – нижняя точка фундамента должна быть расположена ниже точки промерзания грунта на 50 сантиметров минимум. При морозе почва промерзает и выталкивает слабый фундамент, что приводит к быстрой деформации и разрушению всей постройки.

Устройство подвала в готовом гараже

При рытье котлована в уже построенном гараже, особенно если пол погреба будет намного ниже подошвы фундамента гаража важно правильно выдержать расстояние до стен:

  • до стенки гаража стенку подвала располагают на расстоянии, равном глубине подвального помещения ниже подошвы фундамента.

Например, пол погреба на 1 метр ниже фундамента гаража. Значит, нужно отступать на метр от фундамента при рытье котлована.

Последовательность строительных работ при устройстве подвала

По размерам предварительного чертежа нужно вырыть котлован и тщательно утрамбовать грунт. Размеры стандартного погреба под гараж – 2.5 м (ширина) на 2 метра (глубина).

Важно. Стены подвала не должны быть расположены ближе, чем на полметра от стены гаража. Это необходимо для качественной гидроизоляции.

Устройство фундамента

После того, как котлован вырыт, а пол тщательно утрамбован, приступаем к устройству заглубленного фундамента:

  • по грунту засыпается слой щебня средней фракции, минимальная толщина 3 см;
  • по гравию или щебенке заливают черновую бетонную стяжку, толщина от 7 до 10 см, зависит от прочности грунта на участке;
  • после застывания бетонной стяжки монтируют слой рубероида, в качестве гидроизоляции. Надо уложить материал в два слоя, склеив листы между собой жидкой смолой. Кроме рубероида можно использовать гидроизоляцию под бетонные полы или битумную мастику, она стоит дороже, но гарантирует качество и сокращает время строительства;
  • слой рубероида нужно заводить на стены котлована, высота нахлеста на стену — не менее 15 см.

Важно. Обязательно по периметру надо установить дренажную систему для отвода грунтовых и сезонных вод.

По слою гидроизоляции устанавливают армированную бетонную стяжку из цемента с водоотталкивающими присадками («Дегидрол люкс» 10-2) или заливать готовым бетоном – марка W20. Толщина бетонной стяжки пола погреба – не менее 20 см.

Если планируется обустройство погреба с глиняным полом, то надо насыпать глину в несколько слоев и тщательно утрамбовывать каждый. Первый слой глины — толщина 15 — 25 см, второй слой — до 1 м, утрамбовывается с увлажнением по листам рубероида.

Возведение стен подвала

Обязательное условие — стены подвала или погреба в гараже должны быть выполнены только из армированного бетона или красного кирпича. Силикатный кирпич и пеноблоки не выдерживают высокой влажности даже при качественной гидроизоляции.

Проще стены в погребе гаража выложить бетонными блоками – это сократит сроки строительства, но требует затрат на аренду спецтехники. Если подвал строиться в готовом гараже, то надо бетонировать стены погреба или выполнять кладку из кирпича.

Бетонирование стен подвала, цемент марки не ниже М400:

  • выставляем деревянную опалубку. Обязательно установите распорки, чтобы предотвратить осыпание грунта;
  • крепим прочную армирующую сетку. Жесткое армирование стенок делать нельзя, сетку из арматуры необходимо только вязать проволокой. Это предотвратит разрыв стяжки при сезонном пучении грунта;
  • бетонируем стенки послойно. Высота первого слоя бетона – 40 см;
  • высота каждого последующего слоя – не больше 30 см.

Застывание бетона должно происходить естественным образом – среднее время полного застывания 28 – 30 дней, в зависимости от погодных условий.

Важно. При бетонировании стенок подвала обязательно простукивайте резиновым молотком каждый залитый слой, чтобы избежать пустот и каверн в стенах.

Кирпичная кладка стен подвала в гараже выполняется в один ряд со смещением в полкирпича. Обязательно проверяйте вертикаль уровнем или отвесом через каждые два ряда кладки. Атирку швов надо проводить обязательно.

Потолок погреба – плита перекрытия

Пол гаража будет потолком подвала, поэтому основное внимание надо уделить тепло- и гидроизоляции плиты перекрытия:

  • плиту перекрытия с двух сторон нужно гидроизолировать битумом или битумной мастикой в два слоя;
  • снизу (потолка подвала) выполняют пенопластом – это самый бюджетный вариант. Но нужно помнить, что мыши и крысы могут испортить отделку. Поэтому толщина пенопласта для утепления потолка должна быть не более 5 см;
  • обязательно слой утепления надо оштукатурить по сетке. Это защитит утеплитель от сырости и грызунов.

Можно утеплять плиту перекрытия и сверху по бетонной стяжке перекрытия:

  • по плите укладывается слой гидроизоляции (рубероид, битумная мастика);
  • слой утеплителя (пенопласт, керамзит) монтируют по маякам, толщина слоя утепления 10 – 15 см;
  • после заливают армированную бетонную стяжку.

Люк для входа в подвал также надо утеплить пенопластом или минеральной ватой, чтобы не создавать мостики холода в погребе и не провоцировать появление сырости в подвале.

Защитная отделка подвала гаража разными способами

Главные характеристики отделки стен, пола и потолка погреба – устойчивость к разрушительному действию влаги. Какие варианты дезинфекции и защиты поверхностей можно применять, и какие материалы для отделки подвала в гараже самые популярные.

Защита подвала от влажности — материалы

Кирпичные или бетонные стены погреба надо перед финишной отделкой дополнительно защитить от влаги, которая поступает из грунта в тело бетона:

  • для стен подойдет наплавляемая стеклоткань, но дешевле обработать бетонные поверхности составом «Типром К Люкс». Расход такой влагозащитной пропитки для бетона – от 150 до 300 г на метр квадратный. Можно наносить грунт на влажные поверхности. Бутыль 5 литров стоит до 1500 рублей – хватит для обработки стен и потолка подвала;
  • для гидроизоляции пола погреба в гараже можно применять рубероид, но надежней и долговечней наплавляемый стеклоизол (рулонный);
  • можно обработать стены погреба и потолок битумной мастикой.

Без хорошей гидроизоляции даже хорошая водостойкая краска и штукатурка в сыром подвале долго не продержаться.

Порядок гидроизоляции погреба в гараже

Для работы понадобиться распылитель для пропитки и паяльная лампа. Порядок выполнения гидроизоляции:

  • на чистые бетонные или кирпичные стены наносим водозащитную пропитку, можно наносить и кисточкой, но расход материала будет большим, чем при работе с пульверизатором. Гидроизоляция кирпичных и бетонных стен погреба необходима;
  • когда пропитка высохнет, монтируем стеклоизол на бетонную стяжку пола в подвале;
  • раскроите материал на нужные по размеру полосы, нахлест на стены – не менее 25 см;
  • постепенно разматывая рулон, и прогревая материал горелкой, укладываем изоляцию;
  • старайтесь не перегревать покрытие, оно просто расплавиться.

После застывания изоляции для надежности на полу необходимо выполнить финишную цементную стяжку, чтобы защитить слой изоляции (толщина до 5 см). Вместо стеклоизола можно использовать битумную мастику или несколько слоев рубероида.

Оштукатуривание стен погреба

Кирпичные стены можно не штукатурить, достаточно обработать водоотталкивающей пропиткой. Нанесение штукатурки на станы подвала – проведение работ:

  • армирующую тонкую сетку режем на куски и крепим к стене дюбелями. Важно, чтобы сетка плотно прилегала к поверхности стены;
  • для штукатурки стен подойдет любая цементная смесь с водоотталкивающими характеристиками (Церезит, См-11, Осовит Стартвэлл);
  • тщательно размешиваем штукатурную смесь с водой по инструкции и штукатурим стены по металлической сетке.

Перед финишной покраской надо дождаться, чтобы стены полностью просохли – на это уйдет примерно два дня.

Побелка известью или покраска стен подвала в гараже

Самый простой метод защиты и дезинфекции стен и потолка – известковый раствор. Известь пушонку гашеную достаточно развести водой и нанести на стены в два слоя, дождавшись, пока первый слой высохнет, наносят второй слой.

Известковый раствор наносят на кирпичные и цементные стены в погребах каждый год. Так как антисептические свойства известки снижаются через 12 месяцев.

Акриловые и силикатные краски с антисептическими присадками долговечней извести, но и стоят дороже. Надо также учесть, что перед нанесением акриловых красок на бетонные стены поверхность нужно обработать грунтовкой для лучшей адгезии материалов.

Краски на основе акрила или жидкого стекла, покрытие стен известью, качественная гидроизоляция и любая другая отделка стен подвала в гараже не дадут гарантии сухости, если не обустроить качественную вентиляцию погреба.

Вентиляция естественная и принудительная

Систему естественной вентиляции легко сделать своими руками из металлопластиковых труб. Главное, не забыть об устройстве подвала гаража с вентиляцией еще на стадии строительства. Правильное обустройство погреба без вентиляционной системы невозможно.

Естественная вентиляция

Основным недостатком естественной вентиляции погреба считается неравномерная подача воздуха. Зимой трубы покрыты инеем и забиваются снегом, а летом температура на улице выше, чем в погребе и приток свежего воздуха в подвал ограничен.

Этих проблем можно избежать, если на приточное отверстие трубы поставить небольшой бытовой вентилятор, который можно включать по необходимости, чтобы не тратить деньги на электроэнергию.

Естественную вентиляцию своими руками сделать в погребе несложно:

  • под потолком монтируем вытяжную трубу, надо, чтобы высота трубы над крышей была не менее 35 см. Чем выше вытяжная труба, тем сильнее поток циркуляции воздуха в помещении;
  • приточная труба располагается на 10 см выше уровня пола в гараже и выводится наружу. Хороший поток обеспечивает высота приточного отверстия – 30 см от земли.

В трубе надо установить заслонки, чтобы иметь возможность регулировать поток воздуха и защитные решетки от мышей, листьев и мусора.

Принудительная вентиляция подвала гаража

В помещении гаража и погреба всегда будет сухо и комфортно, если установить принудительную систему вентиляции. Самый простой вариант – обычный маломощный вентилятор устанавливается на приточную трубу воздуховода.

Если в гараже проводятся часто ремонтные и покрасочные работы, то вентилятор надо устанавливать и на вытяжку.

Трубы для системы вентиляции подойдут обычные пластиковые для водопровода или металлические гофрированные. Стоят они недорого, а гофрированная труба легко монтируется при любой конструкции гаража и погреба.

Если потратить средства и уделить время правильной отделке погреба под гаражом, то в помещении всегда будет сухо, тепло и комфортно. Огромный вред автомобилю приносят влажные погреба и подвалы. Коррозия металла авто при влажном погребе в гараже обеспечена.

Похожие статьи