Инвестиционная привлекательность региона объект и субъект инвестирования. Инвестиционная привлекательность региона: основные характеристики и факторы формирования. Привлекательность муниципального образования для вложения в него денег инвесторами

29.06.2020

УДК 338.2 © В.А. Рубан

Привлекательность региона для населения и бизнеса

В статье рассматривается проблема обеспечения привлекательности региона.

Рассмотрены основные факторы и ресурсы привлекательности.

Ключевые слова: общественное мнение, экономическая привлекательность.

© V.A. Ruban Attractiveness of the area for the public and businesses

The problem of ensuring the attractiveness of the region. The main factors and resources of appeal.

Keywords: public opinion, the economic attractiveness.

Под привлекательностью территориально-отраслевой экономической системы автор понимает соответствие системы как требуемым запросам потребителей-субъектов системы, так и требуемым темпам роста показателей ее функционирования. Привлекательность территориально-отраслевой социально-экономической системы выражается в организации среды жизнедеятельности, направленной на получение стратегических конкурентных преимуществ.

Привлекательность системы может быть оценена в различном аспекте. Автор предлагает учитывать экономические, социальные, политические и геоэкономические составляющие привлекательности (табл. 1).

Таблица 1

Показатели оценки привлекательности территориально-отраслевой социально-экономической системы как среды жизнедеятельности

Виды привлекательности Показатели оценки

Привлекательность системы для бизнеса Привлекательность системы для населения

Экономическая Конкурентоспособность Уровень доходов

Бизнес-активность Развитие рынка

Развитие инфраструктуры Уровень накоплений

Социальная Трудовая миграция Культура

Качество трудовых ресурсов Толерантность

Демография Правопорядок

Политическая Безопасность Самореализация

Самодостаточность Ролевой статус

Стабильность Стабильность

Геоэкономическая Уникальность ресурсов Природные преференции

Логистика Рекреационные возможности

Запасы ресурсов Экология

Социальная привлекательность - это способность социально-экономических систем региона удовлетворять спрос субъектов рынка социальных услуг, и возможности реализации человеческого капитала на конкурентоспособном уровне по сравнению с другими регионами. Социальная привлекательность определяется как объективными показателями уровня и качества жизни, так и субъективными факторами территориальных преференций.

Социальная привлекательность - это способность ТОСЭС удовлетворять сегодняшним и будущим интересам общества в целом и каждого индивидуума в отдельности.

Взаимосвязь процессов, поднимающих уровень и качество жизни, выражается в развитии и использовании потенциала человека.

Очевидно, что повышение уровня жизни населения дает возможность (материальную базу) развивать личность как в образовательном, так и в культурном и эстетическом плане. При этом происходит рост качества жизни, заключающийся прежде всего в использовании накопленного потенциала личности.

Экономическая привлекательность, по мнению автора, определяется возможностью и стремлением внутренних и внешних субъектов террито-

риально-отраслевой экономической системы к активным экономическим действиям, в т. ч. к желанию вступать в партнерские отношения с другими субъектами как внутри системы, так и вне ее.

К основным экономическим факторам, определяющим привлекательность, можно отнести территориальные издержки и преференции, степень деловой активности и уровень развития инфраструктуры, которые определяют эффективность развития экономики на территории. На качество жизни воздействуют затраты и доходы субъектов рынка, а также степень развития рынка на территории.

Политическая привлекательность региона обусловлена многими факторами. Республика Бурятия - полиэтнический субъект Российской Федерации. В 1990-е и последующие годы в республике удалось сохранить взаимное понимание между основными этническими общностями, группами населения и толерантность в межнациональных отношениях. В настоящее время этнополитическая ситуация в Бурятии отличается стабильностью и устойчивостью, характеризуется благоприятным климатом и отсутствием серьезных противоречий и проявлений экстремизма.

Геоэкономическая привлекательность региона обусловлена его уникальным расположением. Республика занимает выгодное географическое положение в системе взаимоотношений Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Практически Забайкалье можно рассматривать как "транспортные ворота" России в АТР.

Экономическим ресурсом территориально-отраслевой экономической системы является совокупность экономических ресурсов территорий, имеющихся в наличии в настоящее время и формируемых в стратегической перспективе, которые могут быть использованы в процессе производства социальных услуг, предоставления их на рынок и реализации потребителям.

Автор считает, что источники привлекательности территориально-отраслевой экономической системы основаны на наличии и степени качества развития экономических ресурсов региона, которые состоят из структурной, ситуационной и процессной части (рис. 1).

В процессе развития территориально-отраслевых социально-экономических систем соотношение частей экономических ресурсов динамически изменяется.

Привлекательность системы

Структурные (производственные) Ситуационные (управленческие) Процессные (организационные)

Качество фондов - Производственные ресурсы - Природные ресурсы Качество экономики - Структура ВРП - Инвестиции Качество развития - Диверсификационное - Стратегическое

Качество кадров - Трудовые ресурсы - Интеллектуальные ресурсы Качество институтов - Нормативно-правовое - Система поддержки Качество инноваций - Технологическое - Методическое

Качество геоэкономики - Климат - Экология Качество отношений - Экономическое - Поведенческое Качество информации - Маркетинговое - Техническое

Рис. 1. Ресурсы привлекательности территориально-отраслевой социально-экономической системы

Влияние целевых долгосрочных приоритетов общества на потребление ресурсов в большинстве случаев выражается в ограничении их потребления. Причины таких ограничений могут быть различными, а именно:

Экологические ограничения на добычу некоторых ресурсов и способы добычи других ресурсов, которые удорожают стоимость ресурсов или ограничивают их применение до минимума;

Резервирование ресурсов для следующих поколений как моральная цель общества, выражается также в удорожании ресурсов, их замене либо изменении технологии их переработки (повышение эффективности);

Научно-технический прогресс через развитие технологий и повышение общего уровня экономики ставит свои ограничения на использование ресурсов, заключающиеся в замене ресурсов.

В случае, когда запасы ресурсов в экономике превышают спрос, возникает первый тип убытков от их использования, заключающийся в снижении цены на ресурсы, увеличении затрат на их хранение и других убытках. В территориально-отраслевых социально-экономических системах это является источником дисбаланса по недоиспользованию производственных мощностей, трудовых ресурсов, территории, а также удорожанию затрат на их текущее обслуживание. Эти затраты фактически переносятся на объем выпускаемого регионального продукта и, как следст-

Ж.Б. Тумунбаярова. Состояние и проблемы малого предпринимательства в Забайкальском крае

вие, к снижению уровня жизни населения, увеличению издержек для предприятий и снижению привлекательности ТОСЭС для населения и бизнеса.

Очевидно, что оплата используемых ресурсов, лежащая в основе издержек территории, не только определяет его экономическую привлекательность, но и формирует социальную привлекательность региона. При этом многое зависит от структуры издержек. Структуру себестоимости общественного продукта условно можно разделить на две составляющие: ресурсную и организационно-процессную.

Организационно-процессная составляющая отражает эффективность производственных процессов, применяемых технологий и методов организации производства. Именно баланс между этими составляющими в издержках на производство валового продукта территории будет определять ориентацию системы, т. е. целью управления издержками в программах является не просто их снижение, но и создание определенной структуры, удовлетворяющей задачам обеспечения экономической и социальной привлекательности территории.

В случае, когда запасы ресурсов в экономике ниже спроса на них, возникает второй тип убытков, связанный с увеличением цен на ресурсы, снижением выпуска продукции, производимых из данных ресурсов, необходимостью дополнительного изыскания ресурсов и, следовательно, дополнительных инвестиционных затрат. В территориально-отраслевых социально-экономических системах это является источником дисбаланса по нехватке производственных мощностей, трудовых и других ресурсов, что также снижает привлекательность системы.

Рубан Владимир Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент ФБГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления».

Ruban Vladimir Alexeevich, candidate of science in economics, assistant professor, East-Siberian State University of Technology and Management

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России традиционно строится на основе официальной информации Росстата и статистики федеральных ведомств (Минсвязи, Минфина, Минприроды, ЦБ РФ и др.). Любой инвестор, рассматривая целесообразность вложения капитала в потенциальные объекты инвестирования, соотносит ожидаемую доходность и риск, поэтому по определению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА» региональная инвестиционная привлекательность тождественна понятию регионального инвестиционного климата, а ее критериями являются инвестиционный потенциал (объективные возможности региона) и инвестиционный риск (условия деятельности инвестора).

Другая группа исследователей определяет, что инвестиционная привлекательность является одним из результирующих показателей оценки инвестиционного климата. Так, по мнению В.В. Кирюхина , в региональном экономическом пространстве формируются инвестиционный потенциал и известная степень инвестиционного риска, которые в совокупности и образуют региональную инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность субъектов.

Т.В. Сачук , считает, что региональный инвестиционный климат позволяет сопоставить инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Если инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск, то следует говорить о существовании инвестиционной привлекательности. Инвестиционный климат региона формирующаяся на основе оценки инвестиционной привлекательности в течение продолжительного периода (более 5 лет), отражая восприятие соотношения инвестиционного потенциала и риска инвестором и определяя его мотивацию.

По определению Л. Валинуровой и О. Казаковой, инвестиционная привлекательность региона есть система определенных объективных условий, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данное территориальное экономическое пространство. Л. Гиляровский, В. Власов и Э. Крылова под инвестиционной привлекательностью понимают возможность инвестора эффективно использовать собственный и заемный капитал, размещая его между различными видами инвестиционных инструментов.

В общем смысле инвестиционная привлекательность региона

есть совокупность условий, обеспечивающих для потенциального инвестора сбалансированные уровни (значит желаемые или достаточные для принятия инвестиционного решения) доходности и риска вложения средств.

Составляющие инвестиционной привлекательности иллюстрируются на схеме (рис. 27).

Рис. 27.

Соотношение уровня дохода и риска инвестиционных проектов заметно различается по видам экономической деятельности (табл. 37). Как

видно, для иностранных инвесторов в 2013 г. наиболее привлекательными оставались нефтепереработка и металлургия.

Таблица 37

Структура иностранных инвестиций по видам деятельности (2013 г.)

Источник: Росстат

С учетом временного горизонта выделяют текущую (за отчетный год) и перспективную (прогноз на 2-3 года) региональную инвестиционную привлекательность, главным фактором которой выступает активная политика местных органов власти. Например, индекс промышленного производства в Омской области в 2014 г. составил 103,3%, что выше среднего показателя по стране (101,3%). Гранты в объеме 18,0 млн руб. на поддержку предпринимателей получили 18 муниципальных районов. Каждый предприниматель смог получить по инвестиционному договору 300 тыс. руб. Схема государственного обслуживания договора приведена на рис. 29.

В работе с бизнес-структурами принимают участие специалисты отраслевого министерства, министерства экономики и правительства Омской области, специальной комиссии по инвестиционным проектам Совета по инвестиционной деятельности при правительстве области. В качестве стимулирующих мер, кроме субсидий, реализуются льготы по аренде земли, субсидии по кредитам, налоговые, лизинг оборудования и др.

Государственный контроль и координация процедур обеспечивают успешную реализацию принятых инвестиционных проектов и формирование деловой активности в регионе.

Текущая инвестиционная привлекательность региона как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в активы региональных субъектов хозяйствования, может быть оценена. Комплексная количественная оценка проводится с помощью сводного, интегрального показателя, который формируется множеством частных факториальных положительных и отрицательных характеристик регионов, измеряемых соответствующими пока-

зателями. Источники информации - это статистические данные; научные исследования; экспертные опросы. Рассмотрим один из принятых подходов.


Рис. 28.

Используем следующие составляющие (компоненты) инвестиционного потенциала:

  • производственная компонента;
  • трудовая компонента;
  • потребительская компонента;
  • инфраструктурная компонента;
  • финансовая компонента;
  • инновационная компонента;
  • природно-ресурсная компонента;
  • туристическая компонента.

Сводный индекс инвестиционной привлекательности региона является суммой частных индексов, характеризующих уровень развития указанных компонент. Порядок расчета следующий.

  • 1. Собираются исходные статистические данные.
  • 2. Рассчитываются относительные частные показатели по компонентам потенциала:

Пу = 100% х П с / П тах, (8)

где: Щ- вычисляемый у-ый показатель /-ой компоненты потенциала, П с - значение показателя в оцениваемом регионе, П тах - максимальное значение по регионам.

3) Рассчитывается совокупный индекс компоненты потенциала:

I, = А X ЕП„ / (9)

где I- вычисляемый индекс компоненты потенциала, %, п - число показателей в потенциале, D, - вес /-той компоненты потенциала в процентах.

4) Рассчитываем сводный индекс:

Рассчитаем инвестиционный потенциал Ростовской области (табл. 37).

1. Выполним расчет индекса производственной компоненты при условии, что П тах =193,2 тыс. руб./чел. в Краснодарском крае:

П Р0 = 100% х 147,6 / 193,2 = 76,4%.

В производственной компоненте всего один показатель, поэтому

/, = 76,4% х 0,7 = 53,48%.

  • 2. Выполним расчет трудовой компоненты:
  • 2.1. Среднегодовая численность занятых в экономике (П П1ах =2418 тыс. чел.):

П,ро= 100% х 1994 / 2418 = 82,46%.

2.2. Продолжительность жизни (П тах = 70,66):

П 2Р0 = 100% х 69,54 / 70,66 = 98,41%.

2.3. Численность студентов (П тах = 493 чел.):

П ЗРО = 100% х 477 / 493 = 96,75%.

Индекс компоненты потенциала (вес 0,7):

/ 2 = 0,7(82,46 + 98,41 + 96,75) / 3 = 64,78%.

  • 3. Выполним расчет потребительской компоненты:
  • 3.1. Конечное потребление (П тах = 178,4 тыс. руб./чел.):

П п = 100% х 158,1 / 178,4 = 88,6%.

Таблица 38

Исходные данные для практической работы (статданные за 2010 г.)

Компонента

потенциала

Наименование показателя

Ростовская

Краснодарский

Волгоградская область

Астраханская

Ставропольский край

Производственная компонента (0,7)

1.1. ВРП на душу населения, тыс. руб./чел.

Трудовая

компонента

2.1. Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

2.2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

2.3. Численность студентов образовательных учреждений высшего образования на 10 000 чел.

Потребительская

компонента

3.1. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения, тыс. руб./чел.

3.2 Число собственных легковых автомобилей на 1000 чел.

3.3. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, м 2

Инфраструктурная компонента (0,6)

4.1. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, тыс. км

4.2. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 м 2 территории, км

4.3. Доля телефонизированных населенных пунктов, %

Финансовая ком-

5.1. Профицит регионального бюджета, млн руб.

5.2. Поступление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, млрд руб.

5.3. Рентабельность проданных товаров, работ, услуг, %

Инновационная

компонента

6.1. Удельный вес организаций, осуществляющих инновации, в общем числе организаций,%

6.2. Число созданных передовых технологий, шт.

6.3 Доля инновационных товаров, работ, услуг, %

Природно-ресурсная компонента (0,35)

7.1 Отношение площади территории региона к площади РФ

7.2. Наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов, млрд руб.

3.2. Число автомобилей (П макс = 243,7):

П ав = 100% х 222,3 / 243,7 = 91,22%.

3.3. Площадь жилых помещений (П тах = 21,8м 2):

П жп = 100% х 21,3/21,8 = 97,71%.

Индекс потребительской компоненты потенциала (вес 0,65): / 3 = 0,65(88,6 + 91,22 + 97,71) / 3 = 60,14%.

  • 4. Выполним расчет инфраструктурной компоненты:
  • 4.1. Длина Ж/Д путей (П тах = 2088 тыс. км):

Пжд= 100% х 1841 /2088 = 88,17%.

4.2. Густота автодорог (П тах = 272 км):

П ад = 100% х 140 / 272 = 51,47%.

4.3. Доля телефонов (П тах = 100%):

П тел = 100% х 99,9 /100 = 99,9%.

Индекс инфраструктурной компоненты потенциала (вес 0,65) 1 А = 0,6(88,17 + 51,47 + 99,9) / 3 = 47,91%.

  • 5. Выполним расчет финансовой компоненты:
  • 5.1. Профицит бюджета (П тах = -10819,0 млн руб.):

П пб = 100% х 2254,2 / 10819 = 20,84%.

5.2. Поступление налогов (П тах = 141,47 млрд руб.):

Н„ = 100% х 97,74 / 141,47 = 69,09%.

5.3. Рентабельность (П, тах = 9,3%):

П р = 100% х 5,2 / 9,3 = 55,91%.

Индекс финансовой компоненты потенциала (вес 0,6):

  • 1 Ь = 0,6(20,84 + 69,09 + 55,91) / 3 = 29,17%.
  • 6. Выполним расчет инновационной компоненты:
  • 6.1. Организации (П тах = 9,9%):

П 0 = 100% х 6,6 / 9,9 = 66,67%.

6.2. Число технологий (П, тах =11):

П, = 100% х 9 / 11 =81,82%.

6.3. Доля инновационных товаров (П тах = 12,2):

П Т0В = 100% х 9,9 / 12,2 = 81,15%.

Индекс инновационной компоненты потенциала (вес 0,4):

/ 6 = 0,4(66,67 + 81,82 + 81,15) / 3 = 30,62%.

  • 7. Выполним расчет природно-ресурсной компоненты:
  • 7.1. Территория (П тах = 0,0066):

П тер = 100% х 0,0059 / 0,0066 = 89,39%.

7.2. Природные запасы (П тах = 28,84 млрд руб.):

П ш = 100% х 12,87 / 28,84 = 44,63%.

7.3. Экспертная оценка (П тах - 10 баллов):

П э = 100% х 8/ 10 = 80,0%.

Индекс природно-ресурсной компоненты потенциала (вес 0,35):

  • 1 6 = 035(89,39 + 44,63 + 80,0) / 3 = 24,97%.
  • 8. Выполним расчет туристической компоненты:
  • 8.1. Экспертная оценка (П, тах = 10 баллов):

П тур = 100% х 7 / 10 = 70%.

/ 7 - 0,05 х 70% = 3,5%.

Итак, интегральный показатель инвестиционного потенциала Ростовской области составит:

I = 53,48% + 64,78% + 60,14% + 47,91% + 29,17% +

30,62% + 24,97% + 3,5% = 314,57%.

Чтобы выполнить сопоставительную оценку, можно использовать представление об эталонном регионе, для которого значение показателя соответствует максимально возможному значению. Тогда по всем частным показателям П, = 100%, а по рассмотренным группам показателей получаем следующие значения индексов:

  • производственная компонента 100% х 0,7 = 70%;
  • трудовая компонента 100% х 0,7 = 70%;
  • потребительская компонента 100% х 0,65 = 65%;
  • инфраструктурная компонента 100% х 0,6 - 60%;
  • финансовая компонента 100% х 0,6 = 60%;
  • инновационная компонента 100% х 0,4 - 40%;
  • природно-ресурсная компонента 100% х 0,35 = 35%;
  • туристическая компонента 100% х 0,05 = 5%.

Индекс эталонного региона /= 405%. Степень соответствия Ростовской области по уровню инвестиционной привлекательности эталонному региону равна К соотв = 100% х 314,57 /405% = 77,67%. Это достаточно высокий уровень соответствия, но есть резервы роста (например, производственная компонента).

Инвестиционные решения считаются наиболее сложными по процедуре многокритериальной оценки и выбора. В отношении регионов страны основными направлениями такой оценки выступают базовые преимущества- географическое положение, природно-климатические ресурсы, население, урбанизация; бизнес-климат - государственное администрирование, инвестиционная и инновационная инфраструктуры, качество жизни; бизнес-портфель и достигаемая эффективность.

Ядро инвестиционной привлекательности состоит из инвестиционного климата и инвестиционного потенциала региона. Эффективная политика региональной власти позволяет сдерживать рыночный риск и неопределенность на допустимом уровне. Благоприятная деловая среда служит фоном для формирования высокой инвестиционной активности.

Евгений Смирнов

Bsadsensedinamick

# Инвестиции

Лидеры рейтинга

Навигация по статье

  • Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2018–2019 года
  • Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2019 году
  • АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2019 года
  • Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2019 год)
  • Выводы

В июне этого года на Петербургском международном форуме был представлен рейтинг регионов России-2019, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.

Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2018–2019 года

Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них - Министерство экономического развития РФ.

За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2019 году

На лидирующих позициях в рейтинге 2019 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.

Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2019 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:

  • Два региона (Москва и Республика Татарстан) обладают отличным потенциалом и характеризуются минимальным риском для инвесторов.
  • Три субъекта (Санкт-Петербург, Тюменская и Калужская области) демонстрируют умеренные риски и высокий инвестиционный потенциал.
  • Оценка шести регионов, среди которых Ленинградская и Московская области, показала некоторое снижение инвестиционной привлекательности и минимальные риски.
  • В четырех регионах наблюдается низкий показатель и риск на экстремальном уровне.
  • Средний потенциал и высокий риск показали 10 субъектов.
  • Незначительным потенциалом с высокими рисками отличились 12 регионов.
  • У одиннадцати регионов оценка инвестиционной привлекательности выявила незначительный потенциал и риск на умеренном уровне.
  • Оставшиеся субъекты показали снижение потенциала, но умеренные риски.

На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.

Специалистами Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив была разработана обширная «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата - как субъектов в отдельности, так и страны в целом. Её реализация стала одной из приоритетных задач, поставленных перед государством. Таким образом, рейтинг регионов России 2019 внушает инвестиционный оптимизм, о чем свидетельствуют уже проведенные оценки.

АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2019 года

Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель - создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме был представлен национальный рейтинг регионов России 2019 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.

По традиции последних лет была озвучена первая двадцатка лидеров, но специалисты отметили, что многие субъекты улучшили свои показатели благодаря ранее разработанной «дорожной карте» и предпринимаемым экономическим усилиям региональных и местных властей.

Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2019 год)

  • Москва продемонстрировала рост на один показатель и получила первое место.
  • С первого на третье место переместилась Тюменская область. Татарстан стал вторым.
  • Настоящий прорыв по улучшению привлекательности бизнес-среды для инвестиций совершила Калужская область (+9 позиций, 4 место).
  • Санкт-Петербург снизил свои позиции и стал пятым в рейтинге.
  • В десятке лучших также оказались Тульская, Московская, Белгородская, Ленинградская и Ульяновская области.

Экспертами также был отмечен отличный результат Новгородской и Смоленской области, которые заняли 14 и 20 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Рейтинг регионов РФ в 2018 году по инвестиционной привлекательности

Субъект Итоги 2019 года Итоги 2018 года Сравнение позиций
Москва 1 2 +1
Республика Татарстан 2 3 +1
Тюменская область 3 1 -2
Калужская область 4 13 +9
Санкт-Петербург 5 4 -1
Тульская область 6 5 -1
Московская область 7 9 +2
Белгородская область 8 11 +3
Ленинградская область 9 12 +3
Ульяновская область 10 10 0
Чувашская Республика 11 8 -3
Тамбовская область 12 16 +4
Краснодарский край 13 6 -7
Новгородская область 14 29 +15
Воронежская область 15 7 -8
Республика Башкортостан 16 23 +7
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 17 14 -3
Ярославская область 18 17 -1
Новосибирская область 19 19 0
Смоленская область 20 31 +11

Выводы

На основании данных рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ за 2019 год, можно с уверенностью отметить - залогом первых мест в рейтинге становятся хорошие условия для ведения бизнеса, природные ресурсы и столичные преимущества.

На первых строчках по-прежнему находится Москва. Постепенно выбиваются в лидеры регионы с развивающимся ресурсным потенциалом (например, Тюмень). Важным условием для инвестиционного успеха также остается комфорт оказания институционных услуг, что доказали Белгородская и Калужская области.

В ряде регионов наблюдается повышение инвестиционного потенциала, что достигнуто поддержкой государства и разумным распределением средств между отраслевыми структурами. Многие субъекты занялись проведением реформ, включая создание системы привлечения инвесторов, снижение барьеров административного уровня, оптимизация регистрационных процедур и прочее. Появляются интенсивные иностранные вливания из Китая и других стран, что восполняет пробел от потери некоторых европейских партнеров.


Инвестирование стало достаточно часто встречаться в нашей стране как род финансовой деятельности человека.

Благодаря переходу Российской Федерации от плановой модели экономики к рыночной, каждый обычный человек теперь может осуществлять вложения и зарабатывать на финансовых биржах. Единственный критерий, который важен скорее для самого инвестора, так как определяет его уровень дохода, это определенные знания и умения, необходимые для инвестиционной деятельности.

Заработок посредством вложений может обеспечить достаточно высокий и постоянный уровень дохода для инвестора, если правильно выбрать проект для инвестирования. Критерии выбора разнообразны: нужно оценить риски, связанные с инвестированием в эту отрасль или конкретный объект, осведомиться о доходе от операции и тому подобное. Главное, что нужно сделать грамотному инвестору - это в первую очередь оценить России.

Данный показатель отображает степень экономического, законодательного, политического, социального и финансового развития области инвестирования. Эту привлекательность определяет направление потоков инвестиций (куда больше идет вкладов - в регион или из него), движения интеллектуальных ресурсов (то есть обмен человеческими ресурсами, которые обладают нужными знаниями для какой-то отрасли), уровень инфляции, а также многие другие экономические факторы инвестиционной привлекательности.

То есть, проще говоря, этот показатель отображает выгодность или невыгодность вложения денежных средств в данный экономический район, сопровождающие этот процесс риски и возможные перспективы развития того объекта, чью инвестиционную привлекательность оценивают. Ее можно определять, как для конкретного объекта, так и для разных масштабов территории - области, региона, страны.

Составляющие инвестиционной привлекательности

Данное понятие является комплексным, собирательным, поэтому логично, что его можно разделить на составляющие. Такими составными частями являются и риск вложения денег в регион. Потенциал края - это возможность его развития при наличии достаточного объема инвестиций. Он показывает, готов ли регион принять инвестиции, сохраняться эти денежные средства и принесут ли доход инвестору. Включает в себя различные виды потенциалов, которые отражают его уровень развития.Риск при вложении финансов - это возможность утраты денежных средств, вложенных в какой-то объект в пределах территориального образования. Также является совокупностью многих видов рисков, в том числе законодательного, политического, социального, экологического и прочих.

Инвестиционная политика

Регион уже стал практически самостоятельной экономической частью страны, что определяется ее федеративным укладом. Такой уклад дает некоторую автономность отдельно взятым экономическим районам.

Инвестиционная политика региона направлена на улучшение его развития в экономической сфере, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, проведение модернизации. На государственном уровне формируется перспективная региональная инвестиционная политика, которая бы адекватно отвечала состоянию финансовых рынков, потребностям национального хозяйства, уровню спроса на ту или иную продукцию, а также структуре рыночной экономики в целом.

Разработка поэтапной реализации политики по инвестированию именуется инвестиционной стратегией региона. Именно этот параметр отвечает за воплощение всех тех экономических, финансовых и социальных преобразований, запланированных во время формирования политики вкладов.

Инвестиционный климат

Инвестиционный климат - это условия для денежных вложений в области региона, прежде всего иностранных. Этот показатель как раз оценивает риски, связанные с вложениями.

Важная составляющая климата региона - предоставление вкладчикам гарантий относительно их сбережений и капиталовложений. При современном положении вещей этот фактор является крайне важным. Все инвесторы хотят обезопасить себя и свои деньги.

Также одним из факторов, который помогает создать благоприятный климат для вложений в пределах экономического района, является законодательная база (налоговая). Этот пункт обеспечивает честность и прозрачность всех финансовых операций региона.

Привлекательность муниципального образования для вложения в него денег инвесторами

Стоит начать с того, что инвестиционная политика муниципального образования может несколько отличаться от таковой для большего территориального образования.

Само по себе муниципальное образование - это часть территории нашей страны, где наблюдается местное самоуправление для решения локальных вопросов. Их инвестиционная привлекательность рассчитывается так же, как и для края. Чтобы лучше понять, что это такое, представьте матрешку - меньшие муниципальные образования входят в большие, и так до государственного уровня.

Рейтинг регионов РФ по их инвестиционной привлекательности

Все регионы России можно разделить в зависимости от их привлекательности для инвесторов. Оценка инвестиционной привлекательности региона особенно важна, если вы хотите сделать крупное вложение, которое имеет национальное значение.

При оценивании привлекательности края используются показатели ВРП - валового регионального продукта. Он является локальным аналогом ВНП.

На основании этого показателя составляется инвестиционный рейтинг регионов России, который в 2015 году возглавил Татарстан. Также в тройку вошли Калужская область и Белгородская.

19 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Петербуржском Международном форуме в экономической сфере был представлен ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Было отмечено, что она выросла по сравнению с прошлым годом.

Инвестиционная привлекательность региона является своеобразным интегральным показателем, определяющимся совокупностью экономических и финансовых статистических данных.

При определении данного показателя инвесторы также принимают во внимание государственное, общественное, законодательное и политическое развитие рассматриваемого субъекта федерации.

Данная методика оценки инвестиционной привлекательности может быть применена не только к региону, но также к отдельной территории, краю, республике, муниципальному образованию или городу.

Грамотные инвестиции способны приносить сделавшему их инвестору довольно высокую и, главное, стабильную прибыль. Вся загвоздка как раз в том и состоит, чтобы выбрать наиболее выгодный инвестиционный актив в нашем случае регион России, в который стоит вкладывать денежные средства.

Совершая подобный выбор, каждый инвестор руководствуется собственными представлениями о доходности и рискованности финансовых вложений. Однако любой из них начинает с того, что задается вопросом инвестиционной привлекательности субъекта РФ.

Другими словами, мы говорим о степени всестороннего развития региона. В том числе следует выделить несколько интересных моментов. При определении инвестиционной привлекательности субъекта федерации необходимо рассматривать направления инвестиционных потоков. А именно нужно проанализировать приходит ли больше денег в рассматриваемый регион или стремится его покинуть. То же самое касается человеческого ресурса.

В конечном счете подобная привлекательность региона отражает насколько выгодно либо невыгодно инвестировать в него капитал.

Определяющие факторы

Инвестиционная привлекательность региона не является монолитным понятием, которое нельзя разделить на отдельные составляющие. Иными словами, можно выделить несколько факторов, которые формируют данный показатель. Прежде всего в этом ключе нам следует обсуждать существующий потенциал экономического развития конкретного региона, а также потенциальные инвестиционные риски, которые подстерегают инвестора, решившегося вложить в него собственные денежные средства.

Под потенциалом субъекта федерации принято понимать реальные возможности для его модернизации и развития, которые можно будет реализовать при условии наличия достаточного объема капиталовложений. Этот показатель является неотъемлемой составной частью инвестиционной привлекательности. Именно по потенциалу инвесторы могут сделать вывод о реальности получения прибыли на совершенные инвестиции.

Инвестиционные риски представляют собой потенциальные угрозы вложениям, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств способно принести инвестору убытки, а то и вовсе обернуться потерей всего инвестированного капитала.

Повышение привлекательности

Субъекты федерации давно уже стали самостоятельными и во многом самодостаточными составными частями России. Ее государственная экономика на деле представляет собой совокупность экономических потенциалов всех регионов.

Естественно, каждый регион стремится привлекать на свою территорию максимально возможный объем внешних в том числе и иностранных инвестиций. Ведь данный фактор является основой будущего экономического подъема и роста.

Для того чтобы реализовать данную концепцию на региональном уровне создаются программы развития инвестиционной привлекательности субъектов федерации. Именно на это направлена экономическая и финансовая политика, которую проводят местные власти.

В рамках такой программы развития предусматривается комплекс разноплановых мероприятий. В частности, ими могут быть:

  • строительство новых предприятий и социально значимых объектов;
  • работа по созданию дополнительных рабочих мест;
  • предоставление субсидий из федерального бюджета;
  • предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
  • конкурсы проектов инвестирования в различные программы и отрасли;
  • содействие развитию малого и среднего бизнеса;
  • устранение существующих правовых коллизий и пробелов в региональном законодательстве;
  • многое другое.

Рейтинг регионов России по привлекательности

Если внимательно проанализировать подобные оценки за 2015 и 2016 год, то можно прийти к выводу, что происходит заметное ускорение темпов экономического развития многих субъектов федерации. За эти 2 года произошла полная адаптация регионов к кризисным явлениям и новой экономической ситуации, в которой оказалась Россия. Во многом это случилось благодаря общегосударственной политике импортозамещения. Существует экспертное мнение, что данные процессы будут еще более заметны в 2017 году.

Существует специальная шкала, по которой и происходит ранжирование привлекательности регионов. Если не опускаться до мелких градаций, то принято выделять три категории субъектов:

  • с высоким уровнем инвестиционной привлекательности;
  • со средним уровнем;
  • с умеренным уровнем.

Похожие статьи