Игры и упражнения на развитие внимания у дошкольников. Развитие внимания у дошкольников в процессе игр и игровых упражнений

15.10.2019

Людмила Воронова
Игры и упражнения для развития внимания

Ушинский говорил, что внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если педагогу не удается добиться внимания детей к тому , что он объясняет, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной.

Иногда бывает, что детям «трудно понять» , «трудно запомнить» , и это говорит не о слабости сообразительности и памяти, а о недостатках внимания .

Ваш ребенок невнимателен ? В чем это проявляется? Что может повлиять на качество внимания ребенка ? Причины нарушения внимания могут быть разными :

1. Если невролог поставил вашему ребенку диагноз «синдром гиперактивности с дефицитом внимания » , то в этом случае без квалифицированной медицинской помощи не обойтись.

2. В дошкольном детстве ребёнок сосредоточенно работает 15-30 минут, а если дольше, то наступает переутомление.

3. Когда 4-7 дней в неделю ребенок загружен дополнительными кружками, то наступает переутомление.

4. Ребенок может длительное время играть в любимые игры , заниматься своими делами, но становится невнимательным при выполнении интеллектуального задания. Возможно, что он просто не понимает, как нужно выполнить это задание. В этом случае необходимо помочь ему, объяснить тот материал, который он не усвоил ранее, вместе разобрать несколько похожих упражнений и убедиться в том , что ребенок понял, что и как ему нужно делать.

5. Однообразная деятельность (сложно удерживать внимание , когда выполняете монотонную работу.) В этом случае можно внести какую-то изюминку, например, устроить небольшое соревнование : «Кто красивее напишет букву «А» ?», «Кто больше решит примеров?» .

6. Очень важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении : если он чем-то подавлен, то ему, скорее всего, трудно будет сосредоточиться на выполнении задания.

7. Наличие большого количества раздражителей в комнате. Если перед глазами ребенка находится коллекция машинок, с которой он обожает возиться, то наверняка все его мысли будут о том, как бы поскорее закончить выполнение задания и поиграть. В этой ситуации целесообразно убрать из поля зрения ребенка все, что его отвлекает.

8. Состояние здоровья ребенка также может быть одной из причин нарушения внимания . Если ребенок плохо себя чувствует, то ожидать безошибочного выполнения задания не приходится.

Следует помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, а не учебная, поэтому все дополнительные занятия с ребенком должны носить игровой характер и включать паузы для активного или пассивного отдыха. Это может быть прогулка на свежем воздухе или какое-то любимое занятие, когда ребенок сможет расслабиться, отвлечься.

Предложенные игры и упражнения позволят не только потренировать детей, но и получить удовольствие от совместной деятельности.

1. «Послушай и повтори» .

Цель игры . Стимулировать внимание

Хлопками задайте ребенку определенный ритм и попросите его повторить.

2. «Будь внимателен (для детей 4-5 лет)

Цель игры . Стимулировать внимание , учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Вы называете разные слова : дом, тетрадь, яблоко, суп, машина, груша, воробей, самолет и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее фрукт. Усложнение игры : ребенок хлопает в ладоши, услышав название фрукта, и топает ногами, услышав название транспорта.

3. «Что изменилось» .

Цель игры . Развивать активное внимание .

После уборки комнаты попросите ребенка рассказать, что изменилось, например : цветы на подоконнике стоят в другом порядке или там, где раньше стояла машинка, теперь лежат гантели.

4. «Хитрый счет» .

Цель игры . Развивать волевое внимание .

Участники хором несколько раз считают до 10. Первый раз идет простой счет. Второй раз на счет «три» три раза мяукают. Третий раз на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами. Далее на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами, на счет «семь» - семь раз хлопают в ладоши. Для усложнения можно увеличить темп игры или менять задания .

5. «Слушай хлопки» .

Цель игры . Та же.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) . Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

6. «Найди отличия» .

Цель игры . Развивать активное внимание .

Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти на них отличия.

7. «Жмурки» .

Цель игры . Развивать активное внимание .

Предложите ребенку найти на картинке как можно больше «спрятанных» животных.

8. «Четыре стихии» .

Цель игры . Развивать внимание

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" - вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

9. «Зеваки» .

Цель игры . Развивать внимание , связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры .

10. «Следопыт» .

Цель игры . Развивать активное внимание .

Предложите ребенку в тексте (газетном или журнальном, просматривая каждую строчку зачеркивать какую-либо букву.

В мягкой форме обсудите с ребенком, что получилось, что вышло не совсем удачно. Убедите его в том, что с каждым занятием результаты будут все лучше и лучше. Для ребенка важно чувствовать вашу поддержку.

Заключение :

Итак, на основании выше изложенного можно утверждать, что игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание , память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности , подчас не догадываясь об этом.

Предлагаем подборку простых и интересных игр с детьми дошкольного возраста , которые развивают у детей внимание и память. Данный материал может быть использован воспитателями как в повседневной деятельности, так и при проведении занятий с детьми в детском саду . Некоторые упражнения могут стать отличным дополнением к физкультминуткам. Небольшая подборка подобных игр на развитие внимания и памяти дошкольников публиковалось в данной статье .

Игра «Печатная машинка»

Каждому игроку присваивается 1-2-3 буквы алфавита (в зависимости от количества участников, чтобы все буквы были распределены). Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. На сигнал ведущего ученики начинают «печатать». Когда слово будет «напечатано», все дружно хлопают.

Игра «Мебель»

Участникам игры предлагают представить себя каким-то предметом интерьера и занять соответствующее место в помещении. Один из игроков - «хозяин» комнаты - знакомится с интерьером. Его можно представить с помощью выразительных поз участников игры. После этого «хозяин» выходит из помещения. Однако, появляется его «сын» - шалунишка и делает перестановку в помещении. «Хозяин» должен все расставить так, как было.

Игра «Какие звуки повторяются?»

Вариант 1. Ведущий зачитывает 4-5 слов, в каждом из которых встречается какой-то один звук. Например: хлеб - халат - хомяк - мех. Дети определяют звук, который повторяется в каждом слове.

Вариант 2. Дается набор слов, в которых повторяются 2 звука.

Упражнение «Слушай аплодисменты»

Дети свободно двигаются по кругу, когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, все принимают соответствующую позу (на 10-20 с).

Количество аплодисментов

1. Поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге)

2. Поза «лягушки» (ребенок приседает)

3. Дети продолжают движение по кругу

Упражнение «В магазине зеркал»

Ведущий: «Представьте себе, что в магазин, где продаются зеркала, вошел мужчина с обезьянкой на плече. Она увидела себя в зеркале, и подумала, что это другие обезьянки и начала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей такие же гримасы».

Выбирается ребенок на роль обезьянки, а все остальные - ее отражение в зеркалах.

Упражнение «Слово на одну букву»

Ведущий предлагает всем придумывать слова на одну букву. Дети по кругу говорят каждый свое слово, не повторяя уже названных. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.

Упражнение «Летели дракончики»

Дети стоят в кругу, выставив вперед ладони. Ведущий идет, тихонько поочередно бьет по ладоням, говоря:

«Летели дракончики,

Ели пончики.

Сколько пончиков,

Столько и дракончиков»

На последнее слово тот, к кому прикоснулись последним, говорит произвольное число, после этого ведущий считает ладони к заданному числу, тот на кого выпадает заданное число, должен спрятать за спину руки, которые ведущий пытается схватить.

Упражнение «Буквы алфавита»

Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Ведущий называет букву, а ребенок, которому присвоена эта буква, хлопает в ладоши.

Упражнение «Запрещенное движение»

Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять, тот, кто повторит запрещенное движение, выбывает из игры.

Упражнение «Запретная цифра»

Выбирается определенная цифра (например 4), которую запрещается называть. Дети становятся в круг и по часовой стрелке считают по очереди «1, 2, 3 ...». Когда подходит очередь к четвертому ребенку, он не говорит цифру, а хлопает в ладоши.

Упражнение «Тень»

Из группы выбирают двоих детей, один - «путешественник», второй - «тень», остальные - зрители.

«Странник» идет через поле, а за ним сзади на 2-3 шага - его «тень», которая пытается скопировать движения. Желательно стимулировать «путешественника» для выполнения различных движений: сорвать цветок, посмотреть вдаль, присесть, попрыгать на одной ноге и т.д.

Упражнение «Топ-хлоп»

Ведущий говорит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное - дети хлопают, а если неверное - топают. Например: «Летом всегда падает снег». «Картофель растет в земле». «Ворона - перелетная птица».

Упражнение «Волшебное слово»

Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет детям, что он будет показывать разные движения, а они должны их повторять, только в том случае, когда он скажет слово «пожалуйста». Если ведущий этого слова не скажет, дети движения не повторяют.

Упражнение «Карлики и великаны»

Дети стоят в кругу, а ведущий подает команды: «Карлики» или «Великаны». Дети должны приседать или вставать, услышав соответствующую команду.

Упражнение «Что изменилось?»

Выбирается один ребенок, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то меняет в своей внешности (ведущий может помогать ребенку). Ребенок возвращается, и дети должны найти, что изменилось.

Упражнение «Вычеркни букву А»

За определенное время вычеркнуть, не пропуская ни одной буквы «А» из текста.

Упражнение «Ералаш»

Что такое ералаш? Это беспорядок. К примеру:

Злой кабан сидел на ветке.

Пароход сидел в клетке.

Соловей давал гудок…

Наведите порядок в стихотворении и тогда исчезнет ералаш.

Упражнение «Письмо от Незнайки»

Ведущий говорит, что получил вот такое письмо от Незнайки:

«Вот закончилось лето и наступила золотая осень. С юга вернулись птицы, проснулись звери от зимней спячки. Уже кое-где зеленеет молоденькая травка и дни не такие холодные, как летом».

Вопрос:

Вам понравилось это письмо?

Как следует писать?

Что в письме перепутано?

Упражнение «Кто в группе внимательный»

Ведущий читает отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Дети слышат неправильное слово - поднимают красные флажки. Ведущий перестает читать, дети исправляют ошибку, ведущий продолжает читать текст.

В этой статье:

Прежде чем мы поговорим о том, какие особенности развития внимания у детей дошкольного возраста сегодня выделяют специалисты, стоит сказать немного о самом внимании и его разновидностях.

Что такое внимание и какие свойства оно имеет?

Под вниманием принято понимать один из основных элементов познавательной деятельности человека. Именно внимание позволяет нам правильно направить познавательные процессы, концентрироваться на том или ином событии, объекте, преследуя цель как можно более точно отразить действительность.

С помощью внимания можно фильтровать информацию, которая попадает в мозг человека через его органы чувств. Естественно, что усваивать всю информацию - это слишком сложно и совсем ни к чему. Нам нужно принимать к сведению только ту информацию, которая имеет какую-либо ценность. Внимание человека имеет несколько основных свойств:

  • объем - количество информации, которая умещается в сознании;
  • концентрация - способность сосредоточиться на чем-то конкретном;
  • стойкость - способность удерживать концентрацию на протяжении длительного времени;
  • переключаемость - намеренное переключение внимания с объекта на объект при необходимости;
  • распределяемость - распределение внимания между несколькими объектами или занятиями.

Важно, чтобы у человека были развиты все свойства внимания, перечисленные выше. Нарушение какого-либо из них станет причиной проблем с вниманием.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное (оно же непреднамеренное, или пассивное) внимание предполагает собой способность сосредоточиться на чем-либо без специального намерения. Обычно это происходит в результате выделения у объекта, предмета или явления каких-то ярких признаков, которые производят впечатление на человека, затрагивают его чувства, вызывают определенные эмоции и мысли.

Вызывать
непроизвольное внимание могут:

  • яркий свет;
  • резкий звук;
  • неожиданное действие;
  • новый интересный предмет или движение;
  • необычные сочетания признаков предметов.

Когда речь идет о детях дошкольного возраста, то доминирует именно этот вид внимания, которое во многом зависит от способности усваивать и дифференцировать новую информацию.

Дети узнают обо всем, что есть интересного в мире: о животных, растениях, о разных национальностях людей, которые отличаются друг от друга цветом кожи, культурой, речью. Изначально эту информацию малыши получают от взрослых, со временем же они самостоятельно запоминают то, что произвело на них особое впечатление.

Особенности произвольного запоминания

Произвольное, или активное, намеренное, внимание у детей дошкольного возраста формируется вне их личности. То есть оно не зависит от процесса развития непроизвольного внимания. На уровень его активности будет влиять исключительно общение со старшими. Если лишить ребенка этого общения, то его произвольное внимание так и останется на начальной стадии.
Минимального развития произвольного внимания можно ожидать в результате активного времяпровождения ребенка, связанного с хобби, эмоциями и личным опытом.

Стимулировать развитие произвольного внимания можно, программируя ситуации, когда от ребенка потребуется проявить волю, сделать усилие, чтобы сосредоточиться на предмете для совершения с ним каких-то действий. В этом процессе огромное значение будет играть общее психическое состояние ребенка. Если он в плохом настроении, устал, болен или, например, перенасыщен эмоциями, сосредоточиться у него вряд ли получится, а значит, и произвольно запомнить что-то тоже не удастся.

Послепроизвольное запоминание

Такой тип внимания развивается у детей дошкольного возраста в процессе их увлеченных действий. В такие моменты дети не испытывают волевого напряжения, не пытаются заставить себя делать то, что необходимо, но неинтересно.
Занятие их поглощает, приносит удовольствие и не вызывает каких-то сложностей.

Именно такой вариант внимания считается наиболее эффективным и длительным. Когда ребенок в хорошем настроении, отдохнувший и увлеченный, он может без проблем сосредоточиться на представляющей для него интерес деятельности и достичь цели.

В каждом возрасте внимание имеет свои особенности. Начнем с самого раннего детского возраста - от рождения и до трех лет, после чего рассмотрим особенности внимания дошкольников.

Что запоминают новорожденные?

Многие уверены, что новорожденные не обладают способностью запоминать, не умеют концентрироваться из-за практически полного отсутствия внимания в первые месяцы жизни. На самом деле это неправда.

Как только малыш сможет реагировать на сильные раздражители (например на яркий свет или громкий звук), можно будет говорить о том, что процесс развития внимания у него начался. Естественно, что сначала речь идет исключительно о непроизвольном внимании. Большая часть раздражителей, способных повлиять на ориентировочные реакции младенца, имеет связь с самой главной для него задачей на этом этапе жизни - питанием.

Первое полугодие жизни ребенка: как развивается внимание?

Вместе с появлением первых признаков умения концентрироваться у детей развиваются зрительный и слуховой типы внимания, которые особенно ярко проявляются уже спустя несколько недель после рождения. Дети вздрагивают, услышав громкий звук, или, наоборот, замолкают и стараются не двигаться, пытаясь различить источник звука, доносимого до них из другой комнаты или с улицы. Как только раздражитель
слуха или зрения исчезнет, малыш снова займется тем, чем занимался до этого.

В середине первого месяца малыш уже проявляет способность быть внимательным, например когда слышит обращенную к нему речь. Кроха не просто слушает – он старается понять, определить эмоциональную окраску речи и даже перестает плакать или двигаться в такие моменты, будучи полностью поглощенным слушанием.

Примерно в это же время, в первые недели жизни, малыши учатся проявлять способность к зрительной концентрации. Они стараются задержать взгляд на объекте, следят за передвижениями предмета или объекта.

На 8-й неделе жизни длительность слуховой и зрительной концентрации у малыша увеличивается. Он обращает внимание на игрушки ярких и контрастных цветов, радуется, если они умеют издавать звук или мелодию.

Примерно к трем месяцам внимание у детей переходит на новый этап развития, что проявляется комплексом оживления. При виде любимой игрушки или родителей малыш начинает активно двигаться,
пытается произносить отдельные звуки, улыбается.

В полгода дети уже достаточно хорошо умеют концентрировать внимание на звуках –не только тех, что слышат, но и тех, которые производят сами. Именно поэтому дети так любят стучать игрушками и бросать их на пол, вслушиваясь в звук при падении. Манипуляции с предметами в этом возрасте малышам особенно нравятся. В процессе таких действий дети учатся быть внимательными и развивают координацию движений.

Каждая новая игрушка на этом этапе жизни уже способна привлечь внимание малыша на определенный срок. Чем большей действий обещает ребенку игрушка, тем больше его внимания она получит. Именно поэтому так важно, чтобы взрослые, желая стимулировать развитие внимания у малышей, окружали их такими предметами, с которыми они могли бы провести целый ряд увлекательных для них манипуляций, не теряя интереса.

Развитие внимания во втором полугодии

Во втором полугодии малыш начинает активнее развиваться, у него улучшается координация, повышается двигательная активность. К 9-12 месяцам кроха способен производить манипуляции сразу с несколькими предметами, распределяя внимание между ними. Он может строить башню из кубиков, играть пирамидкой или конструктором, вкладывать друг в дружку контейнеры или матрешки и многое другие. Эти действия лишний раз указывают на то, что у малыша преобладает непроизвольное внимание, которое, тем не менее, уже имеет свойство распределяться.

На этом этапе жизни крохи родители должны постараться уделить время совершенствованию координации ребенка,
обучая его играм и взаимодействию сразу с несколькими предметами. Самым лучшим способом это сделать станет личный пример. Пусть сначала в процессе будет использовано два предмета, а со временем это количество можно будет увеличивать, что повлечет за собой для ребенка необходимость двигаться, чтобы добраться до нужной ему игрушки.

Регулярные занятия с малышом помогут ему улучшить координационные навыки, кроме того, спокойные игры будут способствовать выработке даже у таких крох силы воли. Например, с ребенком можно собирать пирамидку, матрешку, кубики, показывая на личном примере, как нужно это делать, без раздражения и спешки, проявляя терпение и внимание.

Чтобы не переутомлять и не нервировать ребенка, не настаивайте на том, чтобы он занимался каким-то определенным занятием более 10 минут. Именно столько времени малыши в годовалом возрасте могут уделить занятию, даже требующему минимальной концентрации.

Как учатся быть внимательным дети после года?

На процесс формирования внимания влияет также и речь. У малыша уже к концу первого полугодия возникает потребность в активном общении с окружающими. Кругозор детей расширяется, они интересуются тем, что происходит вокруг них, пытаются вникнуть в разговор людей и
понять, о чем речь.

Если сравнивать внимание детей до года с вниманием более старших малышей, то можно отметить лишь одну разницу: у первых его привлечение происходит за счет инициативы взрослых, тогда как у детей в возрасте двух или трех лет внимание возникает тогда, когда они чем-то интересуются.

Чем старше будут становиться дети, тем лучше будет развиваться их внимание. Интерес у них будут вызывать не только предметы и их внешние признаки, но и речь взрослых, обращенная к ним, а еще больше - их мысли в этот момент. К трем годам дети живо интересуются окружающим миром, и умение концентрироваться активно развивается по мере необходимости выполнения новых задач, из которых и состоит жизнь малышей.

Особенности внимания у дошкольников

Для дошкольного возраста характерны перемены, причем во всех свойствах внимания и его видах. В этот период у детей все еще преобладает пассивный вид внимания. Малыш отлично справляется с манипуляцией сразу несколькими предметами, но это его лишь отвлекает, так как чаще всего он, вместо того, чтобы сконцентрироваться и распределить
внимание, выполняет действия автоматически и рассредоточивается.

Тем не менее справедливым будет отметить, что в дошкольном возрасте дети отлично умеют концентрироваться, когда процесс контролируют взрослые, даже если занятие им не доставляет особого удовольствия. В 4-5 лет ребенок уже в состоянии понять, что ему необходимо довести дело до конца, даже если ему неинтересно. Он старается поскорее закончить с ним, поэтому намеренно концентрируется и не отвлекается.
Также на способность концентрироваться оказывают влияние активное развитие познавательных процессов и любознательность дошкольника, который может долгое время наблюдать за домашним питомцем или аквариумными рыбками в зоопарке.

Развитие произвольного внимания у дошкольников

Появление новых видов деятельности в жизни ребенка дошкольного возраста станет стимулом для развития у него внимания.
В повседневной жизни до ребенка все чаще долетают фразы взрослых о том, что ему необходимо быть внимательным, он их запоминает и старается соответствовать ожиданиям старших.

По мере овладения средствами управления и самоконтроля у ребенка появляется способность произвольного запоминания. В более раннем возрасте эти средства имели внешний характер, например, были представлены в виде жестов или слов взрослых. В 4-5 лет таким средством является речь ребенка, которая к этому времени приобретает планирующую функцию.

Так, собираясь на прогулку, ребенок уже может составить план собственных действий, отмечая, что сначала он пойдет на площадку с горкой, а потом в парк на аттракционы. То есть у ребенка появляется цель, он заранее для себя помечает объект, на котором спустя время, согласно плану, сосредоточит свое внимание. В результате малыш начинает осознавать значение и цель каждой деятельности, что в итоге позволяет стимулировать у него развитие активного внимания.

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста также зависит от того, насколько активно будет происходить
их знакомство с основными правилами и нормами поведения, требующими проявления определенной воли.

Дошкольники уже способны понять, что не всегда можно делать то, что хочется. Иногда нужно проявить волю и сделать то, что просят родители, и то, чего они от них ждут. Со временем малыши привыкают к проявлению воли и даже получают от этого моральное удовлетворение. Им все проще становится что-либо запоминать, не прилагая усилий, поэтому наступает следующий этап - формирование послепроизвольного внимания.

Главные принципы развития внимания у детей дошкольного возраста

Существуют специальные методики для развития внимания у детей в дошкольном возрасте:


«Путь от простого к сложному» подразумевает собой постепенное усложнение заданий для дошкольника. Не нужно предлагать ребенку выполнять сложное задание сразу, понимая, что он, скорее всего, с ним не справится. Необходимо подбирать задания с учетом особенностей внимания детей той или иной возрастной группы, разделять его на несколько простых этапов с подробной инструкцией к выполнению, которая наверняка поможет ребенку справиться с задачей.

По мере успешной деятельности малыша можно будет усложнять ему задачу, увеличивать ее объем.
Сохранение правил выполнения в памяти будет возможным путем многократного их повторения, как взрослым, так и самим ребенком. Имея такой алгоритм в памяти, малыш сможет выполнить задание согласно ему. Если произойдет какой-то сбой, можно будет прочитать дополнительную инструкцию.

Чтобы ребенок лучше запоминал, многократное словесное повторение можно подкреплять наглядными действиями.

Под совершенствованием самоконтроля подразумевается контроль ребенка над выполняемыми действиям с объяснением их вслух и проговариванием алгоритма действий. Например, во время работы над рисунком малыш может сравнивать его с образцом, искать неточности и вносить коррективы.

Дополнительной мотивацией малышей может стать соперничество, свойственное детям дошкольного возраста.

Как развивать внимание у детей в игровой форме?

Любимое занятие дошкольников - это игра. Поэтому развивать устойчивость внимания у детей также лучше всего в игровой форме. Можно пользоваться обычными пазлами, мозаикой или конструктором, которые также будут способствовать развитию моторики, а можно поиграть в более интересные и необычные игры, описания которых приведены ниже.

«Пуговицы».
В ходе этой игры, помимо внимания малыша, можно будет потренировать память, мышление и пространственное восприятие. Вам понадобится два листа в клетку и два совершенно одинаковых набора пуговиц. Один из участников должен будет разложить на своем листе (игровом поле) три пуговицы в определенном порядке. Задача второго игрока - запомнить расположение пуговиц, их форму и цвета и повторить это на своем листе (поле) после того, как игровое поле первого игрока будет закрыто от просмотра. Чем больше ребенок будет играть в эту игру, тем больше пуговиц за один раз можно будет использовать.

«Ищи знакомую букву». Эта игра подойдет деткам, которые уже знают хотя бы несколько букв из алфавита. Им будет предложено найти в каком-то тексте (подойдет старый журнал или газета) определенную букву и вычеркнуть ее из всех слов. Со временем задачу можно усложнить, тренируя ребенка переключать и распределять внимание. Например, можно предложить ему букву «а» во всех словах зачеркнуть, а букву «с» – подчеркнуть.

«Где чей домик?». Интересная игра, известная многим с детства по журналам и комиксам для малышей. Для нее понадобится обычный листок бумаги, на котором нужно будет нарисовать несколько животных и их домики с ведущими к ним спутанными линиями. Малышу нужно будет провести пальчиком по линиям и обнаружить, где чей домик.

«Создаем слова».
Эта игра подойдет для небольшой группы детей старшего дошкольного возраста. Предназначена она для закрепления навыков чтения и, конечно же, развития внимания. Суть игры в следующем. Каждому ребенку присваивают букву. Взрослый придумывает слово, состоящее из букв, присвоенных каждому из игроков, после чего пишет его на бумаге, показывает и произносит вслух детям. Все дети должны будут хлопнуть в том порядке, в котором буква каждого из них находится в слове.

Игра «В лесу». В ходе этой игры у ребенка развивается слуховое внимание. Малышу предлагают вообразить себя охотником или лесником, посидеть в комнате максимально тихо и вслушаться в звуки, которые будут издаваться из других комнат или с улицы, после чего рассказать о них и распознать.

Ближе к старшему дошкольному возрасту внимание детей активно развивается. Очень важно учитывать его особенности, чтобы вовремя обратить внимание на трудности малыша с запоминанием и концентрацией и подобрать для него правильные упражнения.

Причины рассеянности внимания у детей

Специальное обучение и занятия с детьми дошкольного возраста позволяют усовершенствовать свойства их внимания. Особенно важное значение в этом процессе отводится внутренней мотивации ребенка, которому должно быть интересно заниматься тем или иным делом.

Педагоги, работающие с дошкольниками, отлично знают, насколько
часто дети отвлекаются, если деятельность для них не представляет интереса. К причинам появления рассеянности можно отнести:

  • проблемы эмоциональной сферы;
  • малокровие;
  • аденоиды или гайморит, усложняющие поступление кислорода в легкие, и пр.

В таких случаях стоит отвести ребенка на прием к врачу, рекомендации которого помогут со временем вернуть малышу нормальную работоспособность.

Также частой причиной рассеянного внимания является утомляемость детей, которые устают от неинтересного задания, требующего от них высокой степени концентрации.

Одна из причин рассеянного внимания - это избыток впечатлений или же недостаточно развитая способность переключать внимание. Например, слишком насыщенные выходные не дают ребенку переключиться на учебную деятельность в будний день. Не стоит исключать и такую причину, как разбросанность интересов, возникающую по вине взрослых, неправильную
программу воспитания в семье без соблюдения режима дня, отдыха и развлечений, с постоянным потаканием прихотям ребенка.

Виной рассеянности внимания малыша может стать и сам педагог, который не способен провести занятия интересно. Монотонный голос, отсутствие наглядных пособий и игровой деятельности приведет в итоге к тому, что дошкольникам станет скучно и их внимание будет рассеянным. Чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание сконцентрироваться на происходящем, педагог просто обязан уметь говорить выразительно, ярко, с юмором, вызывая доверие у малышей.

Особенности внимания у дошкольников с нарушениями зрения

Зрительная информация может восприниматься только с помощью активной работы глаз. Сбой глазодвигательных функций у детей с диагнозом «косоглазие» приводит к осложнению этого процесса и, как следствие, к увеличению времени, необходимого ребенку для восприятия информации. Именно с этим фактором связана замедленность их действий, нарушение концентрации
внимания, неспособность быстро переключаться с одной задачи на другую, правильно распределяя внимание на отдельные их части, несобранность и хаотичность действий.

Детям с косоглазием осваивать предметный мир в зонах зрительного контроля крайне непросто. Именно поэтому они испытывают определенные сложности во время процесса обучения, не имея возможности усваивать материал так, как это делают здоровые дети, охватывая вниманием всю поступающую информацию.

Главная причина отклонений в развитии внимания у детей с нарушениями зрения - это ограниченный сенсорный приток в мозг или недостаток восприятия. Также на процесс оказывает влияние ограниченная активность дошкольника. Такие дети быстрее других устают во время занятий, хуже переключаются на другой вид деятельности, не способны оперативно включиться в работу, быстро отвлекаются там, где нужно подключать к процессу зрение.

Еще одна причина сложностей в процессе развития внимания у детей с нарушениями зрения - это недостаточная организация перцептивного поля с подборкой оправданных с физиологической точки зрения стимулов. Важно правильно настроить коррекционную работу с такими дошкольниками, дозируя время занятий.

Правильная
организация коррекционной работы с такими детьми, направленная на развитие внимания, с участием родителей, педагогов и использованием подходящих средств поможет в итоге добиться позитивной динамики.

В работу могут быть включены упражнения на основе дыхательной гимнастики, а также на растяжку и развитие мелкой моторики рук, визуализации, развивающие сенсорику игры, упражнения для релаксации. Ниже рассмотрим несколько вариантов игр и упражнений на основе дыхательной гимнастики и растяжки.

Варианты дыхательных упражнений

Главная цель проведения таких упражнений - это налаживание ритма детского организма и развитие самоконтроля. Такие упражнения хорошо сочетаются с упражнениями для развития языка и работы глаз.

Вариант первый. «Воздушный шар». Детям предлагают расслабить живот,
сделать вдох и «надуть» в животе «шар», вообразив, какого цвета он будет. Сделать это нужно будет несколько раз, «надувая» таким способом шары разных цветов.

Вариант второй. Вдыхать нужно будет сначала только через правую, а потом левую ноздри, глубоко и медленно, таким образом усиляя работу каждого из полушарий мозга по очереди.

Вариант третий. Вдох производится через левую ноздрю, выдох через правую. Во время вдоха нужно представлять себе, как вместе с воздухом поступает в тело золотистый поток энергии, а с выдохом – как она выходит.

Вариант четвертый. Вдох производится с закрытыми глазами, выдох – с открытыми. Ребенку нужно будет сосредоточить внимание на том, что он видит: сначала темноту, а потом свет.

Упражнения для растяжки тела и рук

Цель такого рода упражнений - это приведение в нормальное состояние тонуса мышц, что крайне важно при нарушениях внимания у детей дошкольного возраста. Кроме того, такие упражнения помогут улучшить наблюдательность, память, научат малыша контролировать эмоции и проявления чувств.

Игра «Зеркала».
Взрослый, а вслед за ним и ребенок показывают движения, которые за ними повторяют остальные участники. Ребенок должен представить, что он находится в магазине с множеством зеркал, где каждое из отражений повторяет его действия. Сначала роль обезьянки лучше играть взрослому, после чего ее смогут выполнять и дети. Очень важно заканчивать игру в момент эмоционального пика у детей, избегая перенасыщения эмоциями и баловства. Для поддержания интереса у участников можно исключать из игры тех, кто чаще других ошибается.

Игра «Сделай бусы». Для игры понадобятся бусинки, а также тонкая проволока и крупный бисер. Ребенку нужно будет предложить нанизать на проволоку бусины – сначала в хаотичном порядке, а потом по образцу. Очень важно, чтобы ребенок научился нанизывать бусы в том порядке, в котором они расположены на рисунке образца. Действия с крупным бисером у малышей обычно связаны с трудностями, поэтому предлагать его в качестве рабочего материала имеет смысл, только чтобы усложнить игру детям с хорошо развитой мелкой моторикой рук.

Исследования особенностей внимания у дошкольников с различными нарушениями развития

Для разработки эффективной коррекционной программы по работе с детьми с разного рода нарушениями здоровья важно исследовать уровень их внимания – основного психического процесса и показателя степени развития личности. Познавать мир с легкостью и удовольствием будут только те дети, которые смогут направлять психическую деятельность, оставаясь
внимательными при работе над выполнением того или иного задания.

Исследования в области изучения особенностей внимания у детей с нарушениями развития велись и ведутся по сегодняшний день. Результаты их достаточно интересны и заслуживают внимания.

Например, было доказано, что умственная отсталость у детей дошкольного возраста больше всего сказывается на формировании произвольного внимания. Крайне сложно привлечь внимание этих детей, настроить их на продолжительную концентрацию. Такие малыши быстро отвлекаются, их объем внимания минимален, особенно если сравнивать с объемом внимания здоровых детей.

Рассматривая предметы, такие дети практически не замечают в них отличий, плохо умеют переключаться от одной деятельности к другой, неспособны равномерно распределять внимание между несколькими видами деятельности.

Ситуацию помогают исправить регулярные занятия, направленные на развитие внимания, с применением разных видов деятельности, в процессе которых дети постепенно учатся концентрироваться: не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать.

У детей с ДЦП отмечается нарушение слухового и зрительного внимания на фоне неравномерности психической деятельности. Такие дети часто погружаются в детали и не в состоянии обработать необходимый объем информации.

А вот дошкольники с диагнозом «шизофрения» без проблем переключаются на разные виды деятельности, но только если имеют личную мотивацию.
Легкость переключения внимания в их случае отягощена неосмысленностью происходящего.

Гиперактивные дошкольники не всегда могут справиться с удержанием концентрации, постоянно переключаются с одного занятия на другое, проявляют непоследовательность действий, неумение слушать и концентрироваться, чаще других теряют личные вещи. Их внимание избирательно. Однако если занятие интересно гиперактивному ребенку, он способен удерживать на нем внимание часами.

У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается низкий уровень развития главных свойств внимания, которое крайне неустойчиво, плохо переключается и распределяется.

Заключение

Внимание в дошкольном возрасте является одним из самых важных показателей оценки психического развития ребенка. Учитывая особенности внимания детей дошкольного возраста, как здоровых, так и с отклонениями в развитии и нарушениями здоровья, можно разработать эффективный коррекционный план, направленный если не на устранение, то на уменьшение главных недостатков. Таким образом можно будет предупредить развитие школьной дезадаптации, вызванной данными нарушениями.

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Психологи по этому поводу утверждают, что в детстве человек приобретает столько знаний, сколько не получит за всю жизнь. При этом качество приобретаемых знаний будет зависеть от того, насколько полноценно развиты у ребенка психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие). Среди всех свойств психики особое место уделяется вниманию, без которого невозможна ни психическая, ни интеллектуальная деятельность. При правильном подходе к воспитанию тренировку внимания и на его основе внимательности, как качества личности, можно с успехом проводить в домашних условиях.

Произвольное внимание - особый вид, для его осуществления необходима постановка цели и волевые усилия. У дошколят ни то, ни другое пока не развито. Все это должны развивать родители, обучая самостоятельности дошколенка. Для правильной работы по развитию произвольности внимания в домашних условиях необходимо соблюдение определенных правил:

  1. Постоянство и систематичность занятий.
  2. Работа над произвольностью трудна для маленьких деток. Чтобы сложные занятия стали привлекательны для детей, начинать надо с простых в исполнении упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  3. Тренировка по развитию произвольного внимания ведется по двум позициям:
  • Специальные упражнения для основных свойств внимания.
  • Особые задания для развития внимательности и устранения истощения внимания.

Самые эффективные упражнения дошколят

В дошкольном возрасте произвольное внимание при правильном подходе развивается очень интенсивно. Родители, предполагающие проведение домашних занятий, должны знать, что каждому возрасту соответствуют свои упражнения и на каждом этапе решаются разные задачи. Если ребенок проявляет нежелание заниматься или сильно утомляется, необходимо отрегулировать сложность и качество заданий, чтобы не допустить истощаемости внимания.

Упражнения для малышей

Младший дошкольный возраст характеризуется:

  • неустойчивостью внимания;
  • неумением концентрироваться на объекте;
  • неумением распределить внимание, если присутствует несколько предметов.

Главной задачей на этом этапе становится воспитание сосредоточенности и устойчивости. Особенностью проявления внимания у малышей является интерес к объекту, причем большинство деток может сосредоточиться на нем в пределах 5 - 7 минут. Как только интерес угасает, исчезает и сосредоточенность на предмете.

Важно: занимаясь с крохой, родители могут привлечь и удержать внимание на более длительное время яркими эмоциональными переживаниями, связанными с наблюдаемыми предметами. Это может быть новая игрушка, красочная иллюстрация, музыкальное сопровождение, детская песенка, пропетая взрослым.

«Чего не стало?»

В упражнении отрабатывается сосредоточенность и распределение внимания.
Взрослый предлагает рассмотреть несколько предметов (до 7): игрушки, предметы быта, посуда и т. д. Затем малыш закрывает глазки, взрослый прячет что-либо и спрашивает, какого предмета не стало.
Как вариант упражнения, предметы можно поменять местами, тогда надо дать задание найти, что изменилось.

«Дорисуй картинку»

Задание вызывает интерес у детей, полезно для отработки концентрированности. Взрослый предлагает малышу изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь.

«Раз-два-три, упражнение повтори!»

Отрабатывается распределение внимания, упражнение можно проводить на улице.
Под знакомую песенку «Если нравится тебе, то делай так…» взрослый показывает движение и предлагает ребенку повторить сначала одно действие, потом сразу два-три, например, взмах то левой, то правой рукой; хлопок ‒ взмахи уже двумя руками, хлопок - приседание.

«Чем отличаются предметы?»

Классическое упражнение для отработки интенсивности и распределения внимания.
Взрослый предлагает рассмотреть две картинки с изображением одинаковых предметов, но с отличительными деталями. Например, сказочный персонаж в одежде разного цвета, с разными деталями одежды и т. д. Отличий на первых порах должно быть не более 5-6, затем их количество постепенно увеличивается.

«Найди одинаковые предметы»

Задание аналогично предыдущему, только на картинке изображены несколько однотипных предметов с отличительными деталями. Два предмета среди общего количества одинаковы, их надо найти. Главное для малышей: картинки должны быть без излишних деталей, изображения - знакомыми, например, гномики, машинки.

«Что перепутал художник?»

Интересное задание направлено на развитие устойчивости и распределения внимания. Предлагается картинка с изображением животных, у которых части туловища перепутаны, например, лиса с заячьим хвостиком, петушок с лапками кошки и т. д. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и назвать ошибки художника.

Упражнения для средних дошколят

У детишек 4-5 лет возрастает устойчивость внимания, вследствие чего увеличивается его объем.

  • Средние дошколята могут сосредоточенно заниматься до 20 минут с несколькими предметами: закрашивать сразу несколько изображений на рисунке (сюжетная картинка), заниматься аппликацией (вырезывать, красиво располагать фигурки на листе, приклеивать), играть в сложные сюжетными играми "Семья", "Больница", "Стройка", "Магазин").
  • Совершенствуется распределение внимания, дошкольник уже не отвлекается на посторонние объекты и довести дело до конца. В этом заключается самое главное: начинает формироваться произвольность внимания, хотя доминирующим пока остается непроизвольность действий.
  • В этом возрасте активно развиваются новые виды деятельности (творческая, учебная, трудовая), которые помогают формированию всех свойств внимания.

Главные задачи ‒ развитие произвольности действий за счет выполнения правил, а также слухового, зрительного, двигательного видов внимания.

Важно: чтобы не допустить расстройства внимания (рассеянность, истощаемость внимания), во время домашних занятий взрослые не должны перегружать ребенка слишком трудными заданиями, стремясь достигнуть быстрых результатов.

«Четыре стихии»

Задание служит формированию слухового и двигательного внимания, можно выполнять на улице. Правила развивают волевые усилия.
С дошкольником договариваются, какие действия будут соответствовать определенным словам: «земля» ‒ руки внизу, «вода» ‒ руки в стороны, «воздух» ‒ руки вверху, «огонь» ‒ вращательные движения кистями рук.

«Путаница»

В упражнении развивается слуховое внимание, сосредоточенность, распределение.
Взрослый медленно читает стихотворение, ребенок слушает и называет ошибки. Некоторым детям с первого раза трудно сосредоточиться на тексте, так как нужно приложить волевые усилия, тогда нужно читать стихотворение несколько раз. Для такого задания подбираются авторские стихи или придуманные взрослым.

Стихотворение О. Григорьева

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой,
Угли бьет поварёшкой,
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет!

«Узнавай и хлопай!»

Активно развивается распределение внимание, восприятие на слух.
Аналогично предыдущему заданию, родитель и ребенок договариваются, какие действия можно производить при произнесении слов. Среди них нужно найти слово, обозначающее, например, животное или растение, ягоды или фрукты, игрушки и т. д.

  • Машина, роза, волк, игрушка.
  • Яблоко, сумка, лиса, ромашка.
  • Трава, мороженое, медведь, река.

«Сделай одинаковые картинки»

Задание формирует распределение, интенсивность внимания.
Ребенку предлагают дорисовать картинки с изображением одинаковых предметов, на которых не хватает разных деталей: например, у одной машины нет руля, на другом рисунке у этой же машины не дорисован кузов, на третьем - не хватает колеса и т. д. Темой рисунков могут быть игрушки, овощи, фрукты. Психологи предупреждают, что нежелательно использовать для рисунков изображения животных, людей.

Упражнения для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте тренировка всех свойств внимания идет очень активно, вследствие этого устойчивость по сравнению с предыдущими возрастными периодами возрастает почти в два раза. Психологи отмечают, что дошкольники могут сосредотачиваться на картинке в течение 10 минут, а само занятие может длиться до 30 минут.
Старшие дошкольники умеют:

  • распределять свое внимание между сложными объектами в играх, творческой деятельности;
  • произвольность внимания возрастает настолько, что дети сами умеют управлять своими действиями с помощью планирования;
  • внимательность приобретает доминирующее значение;
  • может появиться истощаемость внимания при интенсивной деятельности;
  • проявляются зачатки послепроизвольного внимания, когда ребенок самостоятельно возвращается к заинтересовавшей его деятельности: например, рисунок сложного содержания может рисоваться несколько дней, игра может идти с перерывами

Упражнения для тренировки внимания у старших дошкольников опираются на приобретенные знания, умения и навыки в математике, пространственных представлениях, окружающем мире.
Хорошо подойдут задания на поиск картинки по образцу, поиск отличий в схожих предметах, лабиринты, графические диктанты, .

«Счет вслух»

В задании развивается концентрация, распределения, произвольность внимания.
Взрослый предлагает вести счет от 1 до 20, но после определенного количества чисел ребенок говорит «не собьюсь». Например, 1-2-3, не собьюсь, 4-5-6, не собьюсь и т. д.

«Сделай, как у меня»

Упражнение направлено на сосредоточенность, произвольность действий.
Взрослый показывает действие и побуждает дошкольника выложить из спичек или мозаики какой-либо узор, цифру, букву, слово.

«Какой цвет, такой предмет»

Хорошо развивает распределение и интенсивность внимания. Взрослый представляет цветные карточки, ребенок должен как можно быстрее назвать предметы соответствующей окраски: зеленый - яблоко, груша, бабочка, лист, лягушка и т. д.

«Найди, кто спрятался»

Направлено на концентрацию и интенсивность действий.
Родитель предлагает для рассматривания дошкольнику рисунки, в которых спрятались животные, птицы, рыбы, например дерево, в ветвях которых угадываются изображения птиц, леса - фигурки животных.

«Рисуем треугольники»

Упражнение развивает произвольность, внимательность.
Дошколятам предлагается нарисовать в ряд десять геометрических фигур, например, треугольников. Затем взрослый предлагает следующее задание: закрасить синим цветом второй и четвертый треугольники, третий и шестой красным цветом, а остальные - желтым.

«Внимательные глазки»

Формируется сосредоточенность, внимательность, распределение внимание.
Взрослый предлагает дошкольнику, внимательно рассматривая рисунок, глазами сосчитать, сколько изображено крестиков и ноликов, которые нарисованы хаотично.

Важно: при подборе подобных упражнений для домашних занятий родители должны учитывать возраст, психологические особенности и подготовленность дошколят. Не нужно спешить и нагружать детей усложненными заданиями, работа должна вестись постепенно.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание : воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель : развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия : небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание : играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель : развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель : развивать внимание, пространственное мышление.

игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание : воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание : ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Похожие статьи