Где был ноев ковчег. От потопа – ни следа. Марк Мильграм, горный инженер

22.09.2019

Господь Иисус Христос воплотился, прошёл свой крестный путь и воскрес ради спасения этого мира. Но у него был и ветхозаветный прообраз, которому также довелось пройти через немалые испытания ради спасения человечества — библейский патриарх Ной.

Представляем вашему вниманию подборку из десяти интересных фактов о Ноевом ковчеге, Всемирном потопе и параллелях этой истории книги Бытия с событиями Нового Завета:

1. Наиболее полным образом история Всемирного потопа изложена в книге Бытия

Там сказано, что потоп явился возмездием Господа за нравственное падение человечества, которому Бог дал ему второй шанс, посредством спасения благочестивого Ноя и его семейства. Предварительно, Господь сократил дни жизни людей до 120 лет (первые люди жили почти по тысяче).

Ною было указано построить Ковчег и взять на него по паре всех нечистых животных и по семь от каждого вида чистых животных.

К началу работ по постройке ковчега Ною было 500 лет и у него уже было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Время от объявления потопа Богом до окончания постройки ковчега, согласно богословским толкованием Быт.6:3 составляло 120 лет.

Перед потопом Ной пытался проповедовать другим людям покаяние, но они не прислушались к нему. В итоге, всё человечество кроме ноя и его семьи погибло, а Ной, проведя в плавании продолжительное время, спасся и сразу же принёс Богу благодарственную жертву.

2. Размеры и материалы

В Книге Бытия Бог не просто дает наставления о постройке Ковчега, но и дает точные указания относительно его размеров и конструкционных материалов.

Ковчег был собран из дерева «гофер» — «смолистого дерева». По мнению современных толкователей, под ними имелись в виду все хвойные деревья,хорошо сопротивляющиеся гниению: ель, сосна. кипарис, кедр, лиственница и прочие.

Исчисления в Библии даются в локтях. Эта мера длины различна в системах счисления разных стран, евреи периода Второго храма определяли её в 48 сантиметров. Таким образом, можно вычислить примерные размеры Ковчега.

По Библии Ковчег был 300 локтей в длину, 50 – в ширину и 30 – в высоту. В пересчете в метрическую систему, примерно 144 метра в длину, 24 – в ширину и 8,5 – в высоту.

Студенты физического факультета университета Лестера (Великобритания) провели подсчеты и вычислили, что корабль таких размеров мог выдержать вес 70 000 животных.

При этом, ковчег имел вполне современную систему корабельной непотопляемости (живучести) с переборками и палубами: «отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи… устрой в нём нижнее, второе и третье [жильё]».

3. Сколько ковчег находился в плавании?

150 дней или пять месяцев (либо 190, если 40 дней дождей считались отдельно). Первые сорок дней длились дожди, а в остальное время вода продолжала подниматься. На 150-й день ковчег оказался на «Араратских горах».

Если же добавить ещё неделю ожидания до начала дождей и время до полного высыхания суши (133 дня), то всего Ной с семьёй и животными провели в ковчеге 290 дней (либо 330-ть), т.е. чуть меньше года.

4. Данные археологов

Археологи при раскопках занимаются стратиграфитей — т.е. описанием найденных ими, так называемых «культурных слоёв» почвы.

При раскопках множества древних городов, таких как Ур, Киш, Ниневия, Шуррупак и Эриду в Месопотамии, а также в других местах был обнаружен огромный (до 3 метров в толщину) промежуток между более современными культурными слоями и допотопными, состоящий из ила, гины и песка, что свидетельствует о глобальной катастрофе с участием воды.

5. Данные геологии

Геологи в качестве гипотезы произошедшего предлагают сдвиг литосферных плит и, как следствие, подъём вод мирового океана, что подтверждается и библейским текстом, где говорится не только про дождь. но и «источники великой бездны».

Это подтверждается находками в виде древних морских организмов высоко в горах или наоборот, горных и равнинных животных на материковых шельфах.

Уголь и нефть также подтверждают теорию потопа, т.к. современные данные свидетельствуют о почти мгновенной консервации в древности огромного количества лесных массивов, которые и стали вышеприведёнными полезными ископаемыми, что могло произойти лишь при глобальной катастрофе. Кроме того, в угольных залежах также находят множество окаменелостей древних морских животных.

Наконец, окаменелости животных, которые во множестве находят по всему миру, говорят о почти мгновенном их попадании в безвоздушные почвенные карманы, где бактерии не могли своевременно переработать останки…

6. Свидетельства историков

Древние историки, такие как Берос Вавилонский (350-280 гг. до Р. Хр.), Николай Дамаскин (64 г. до Р. Хр. — начало 1 века по Р. Хр.), Иосиф Флавий (37-101 гг. по Р. Хр.). а также Ассирийская клинописная библиотека, полностью или частично подтверждают библейское сказание о потопе.

7. Мифы других народов также говорят о нём…

Всемирный потоп и Ноев Ковчег упоминается не только в канонических книгах Библии, но и в поздних апокрифах. Например, в Книге Еноха. Встречается сюжет о потопе и в других книгах, в еврейской Аггаде и в Мидраше Танхума.

Шумерский миф о Зиусудре и легенда о Нухе из Корана тоже перекликаются с библейским повествованием, как и предания племён в Индии, Африке, Австралии, Северной и Южной Америках и Европе:

В Индии сказания о потопе относятся к 6 веку до Р. Хр. и содержатся в религиозном труде Сатапатха Брахмана. Индийский Ной - Ману, предупрежденный о потопе, строит корабль, на котором ему удается спастись. Сразу по окончании катастрофы Ману совершает жертвоприношение богам за свое спасение.

О потопе рассказывает и племя бхилы, живущее в джунглях Центральной Индии, в их повествовании фигурирует Рама (Ной), спасшийся от потопа.

По преданию аборигенов Австралии много веков назад на землю обрушился потоп, в котором погибли все люди, кроме нескольких человек

Легенды о потопе распространены у племени бапеди в Южной Африке, и у ряда племен Восточной Африки. В их легендах некий Тумбайнот - африканский Ной, славился своим благочестием. Поэтому, когда боги решили уничтожить грешный мир потопом, они заранее сообщили ему о своем намерении. Они также повелели ему построить корабль, на котором должен был спастись он, его семья, а также представители всего животного мира. Долго бушевал потоп. Несколько раз Тумбайнот выпускал то голубя, то ястреба узнать о его конце. Когда вода спала, он увидел радугу, обозначающую окончание Божьего гнева.

Индейские племена каинганг, курруайя, паумари, абедери, катауши (Бразилия), арауканы (Чили), мурато (Эквадор), маку и аккаваи (Гвиана), инки (Перу), чиригуано (Боливия) рассказывают о потопе предания, практически тождественные Библейскому.

В мексиканской провинции Мичоакан также сохранилась легенда о потопе. По словам туземцев, в начале потопа некий человек по имени Теуни с женой и детьми сели на большое судно, взяв с собою животных и семена различных растений в достаточном количестве, чтобы вновь снабдить ими землю после потопа. Когда вода спала, человек выпустил ястреба, птица улетела… наконец он выпустил колибри, и птичка вернулась с зеленой веткой в клюве.

Племена монтанье, чироки, пима, делавары, солто, тинне, папаго, акагчемеи, луисеньо, кри, манданы также рассказывают о потопе, в котором спасся один человек, приплыв на лодке к горе на западе. У манданов существовал ежегодный праздник с особым ритуалом в память о прекращении потопа. Совершение церемонии приурочивалось к тому времени, когда полностью распускаются листья ивы на речных берегах, потому что «ветка, принесенная птицей, была ивовая».

Сказания о потопе записаны в «Младшей Эдде», эпическом памятнике древних ирландцев, поэтом Снорри Стурлусоном. В ходе катастрофы спасся лишь Бергельмир со своей женой и детьми, сев в ковчег. Похожие предания сохранились у жителей Уэлса, Фрисландии и Скандинавии.

8. Где ковчег теперь?

В Библии написано: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт. 8:4).

В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия. Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат, в 2200 метрах от вершины. Учёные, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находится в районе армяно-турецкой границы, является закрытой военной зоной.

Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Тендюрек, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В 1957 г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолёта. Капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту, американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций он пришёл к выводу, что данное образование - не что иное, как Ноев Ковчег. Как и в случае с Араратской аномалией, профессиональные археологи не воспринимают эти утверждения серьёзно.

В Библейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в статье «Арарат» написано, что ничто не указывает на то, что ковчег Ноя пристал именно к современной горе Арарат и указывается, что «Арарат — название местности на севере Ассирии (4Цар 19:37; Ис 37:38), предположительно речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, — древней стране у озера Ван».

Современные исследователи также склоняются к той версии, что в Библии имеется в виду Урарту. Советский востоковед Илья Шифман писал, что огласовка «Арарат» впервые была засвидетельствована в Септуагинте, переводе Ветхого Завета на на греческий язык III-II века до нашей эры. В Кумранских свитках встречается написание «wrrt», предполагающее огласовку «Урарат».

9. У армян есть свой кусочек ковчега, принесённый ангелом

По преданию, один из святых отцов Армянской Церкви Акоп Мцбнеци ещё в IV веке предпринимал попытки подняться на Арарат, но всякий раз засыпал по пути и просыпался у подножия горы. После очередной попытки к Акопу явился ангел и сказал прекратить поиски ковчега, взамен чего пообещал принести фрагмент реликвии. Частица Ноева Ковчега, данная святому Акопу до сих пор находится в Эчмиадзинском соборе.

10. Радуга — как символ завета

После потопа Бог обещал более никогда не уничтожать через него людской род и благословил Ноя, его потомков и всё, что на земле. В знак своего обещания Бог подарил людям такое атмосферное явление, как радугу — символ своего Завета с людьми.

«И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:12-13).

Андрей Сегеда

Вконтакте

Это, если судить по легенде, древний город Яффо (в переводе с иврита «красивая»), основанный около 4000 лет назад и расположенный на юго-западе Израиля. Сегодня он примыкает к экономическому и культурному центру страны - Тель-Авиву. Но об этом мегаполисе я расскажу в чуть ниже.

0 0


Среди прибрежных израильских городов Яффо один из самых своеобразных и колоритных. Утром я отправился туда на такси, чтобы осмотреть достопримечательности. Попросил водителя довезти меня до площади старого города. От неё, начальной точки моего маршрута, всё рядом – в шаговой доступности.

Скала Андромеды

В этом городе все овеяно легендами. Считается, что здесь Ной построил свой ковчег, который во время Всемирного потопа стал приютом для его родных и некоторых представителей животного мира планеты. Отсюда отправился в путь библейский пророк Иона, проглоченный во время бури огромным китом, который через три дня выплюнул свою добычу на берег. Греческие мифы повествуют, что в этом месте на прибрежной полосе была прикована к скале прекрасная принцесса Андромеда, а отважный герой Персей освободил ее, превратив в камень при помощи головы Горгоны-медузы чудовищного монстра – Кракена. Ныне вокруг полузатопленных каменных обломков носятся на водных мотоциклах местные экстремалы, да чуть поодаль покоряют упрямые волны отчаянные серфингисты.


0 0

Гавань Яффо

В еврейских хрониках Яффо упоминается как город, которым управляли филистимляне, затем он перешел к еврейскому племени Дан. Потом сюда пришел царь Давид, отстроивший гавань Яффо и превративший поселение в региональный центр торговли. Библейские источники утверждают, что при царе Соломоне через порт Яффо сплавляли ливанские кедры для строительства Первого храма. История рассказывает также о захвате города греками, вступившими в жестокое сражение с Иегудой Маккавеем.

В римский период город развивался и процветал. Однако в 67 году н.э. попытка еврейских повстанцев перерезать морские коммуникации римлян во время Иудейской войны привели к разрушению Яффо и гибели его защитников: они пытались покинуть горящий город на судах, но те были потоплены. Впрочем, уже в скором времени римский император Веспасиан вновь отстраивает город и даёт ему название в честь своей жены - Флавия Иоппа. В 636 году Яффо захватывают арабы, и с этого времени он теряет своё значение как центр торговли. Внимание к чахнущему опустевшему городу-порту вновь привлекли крестовые походы. Крестоносцы отстроили укрепления, яффский порт становится основным пунктом снабжения "Христова воинства", однако в 1268 году султан Бейбарс I разрушает город до основания, и на несколько столетий Яффо, как город, перестаёт существовать.

Следующий этап его истории связан с Оттоманской империей. Наполеон Бонапарт в 1799 году захватил Яффо, но вскоре тот вернулся под власть турок. В конце XIX века именно отсюда началось возвращение евреев в Израиль, и уже в период Первой алии был построен еврейский квартал Неве-Цедек. Яффо знал кровопролитные столкновения евреев и арабов, а в 1948 году город полностью перешел под еврейский контроль. В 1950 году города Тель-Авив и Яффо были объединены и управляются одним муниципалитетом.

Старый город

На въезде в старый город, который занимает совсем небольшую по площади часть Яффо, нас встретила османская башня султана Абдул Хамида II с часами.

0 0

Еще таксист просил обратить внимание на местную «фишку», на фоне которой любят фотографироваться туристы, - дерево без корней в подвешенном на цепях большом глиняном кашпо на площади. Избегая проторенных туристических маршрутов, не торопясь, отправился бродить по живописным узеньким улочкам и переулкам старого города. Основное население здесь, как пояснила мне добровольный гид Людмила (супруга моего хорошего товарища Виктора), художники, музыканты, скульпторы и артисты. Вообще в городе мирно сосуществуют представители разных конфессий. Помимо арабов и евреев, в Яффо живут армяне и копты, православные, греки-католики, марониты и протестанты. Архитектурные стили домов отражают разные периоды его прошлого: от колоритного - Оттоманской империи и до пуританского - Британского мандата.


0 0

Оживленный блошиный рынок "Шук Пиш-пишим" - обязательный пункт нашего маршрута. В многочисленных лавочках и на открытых прилавках засилие старых вещей. Можно купить всё – от формы британского военного из оккупационных войск до кумачового стяга с советской символикой. Много антикварной мебели, ковров, раритетных книг на различных языках, значков и всякой сувенирной дребедени.


0 0

Во время прогулки открыл для себя много чего нового в старом Яффо. Своеобразный срез истории от Оттоманского периода до нынешних времен: две главные улицы - Йефет и бульвар Иерушалаим. Известны далеко за пределами страны театры «Ха-Симта» (Переулок), театр «Гешер» (Мост) в зале «Нога» (Венера), где ставят спектакли на иврите и на русском языке, музей древностей и музей истории, салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим.

Среди множества городских достопримечательностей – Ган ха-Писга с его уникальной атмосферой, очаровательными ресторанчиками, художественными галереями и сувенирными лавками, специализирующимися на иудаике; восхитительная набережная и порт, сохранивший свой колорит, откуда каждый вечер отправляются рыбацкие суда на ночной промысел с прожекторами и утром возвращаются с уловом. В Яффо расположено 11 известных церквей, монастырей и мечетей, среди которых выделяются церковь Святого Петра и францисканский монастырь, христианская святыня - дом Симона-кожевника, где апостол Петр воскресил праведную Тавифу.

Только здесь можно найти замечательные бурекасы, которые традиционно в Яффо выпекают представители болгарской алии, нашедшей здесь приют. Поэтому город, хранящий традиции балканской кулинарии в многочисленных пекарнях и тавернах, называют «маленькой Болгарией».

Пообедали мы в неплохом бухарском ресторане – декорирован под среднеазиатский караван-сарай. Языкового барьера никакого – обслуживающий персонал прекрасно говорит по-русски. На стенах – портреты звезд нашей эстрады, которые, по всей видимости, частенько навещают данное заведение во время своих визитов в землю обетованную.

Побродив по запутанным лабиринтам улиц и посетив квартал знаков Зодиака, где вдоволь налюбовались работами художников, скульпторов и народных умельцев, спустились к морю, чтобы посмотреть на фантастически красивый яффский закат. Завораживающее зрелище. Завершился еще один день на святой земле.


0 0

Возле моря белым парусом

высятся дома Тель-Авива, который стал первым еврейским городом Израиля, основанным в наши дни. В этом мегаполисе, который за весьма непродолжительный отрезок времени превратился в экономический и культурный центр страны, жизнь никогда не останавливается.

Город расположен на 14-километровой полосе вдоль побережья Средиземного моря. На севере ее пересекает река Яркон, на востоке - река Аялон. Планируя посещение этого оживленного перекрестка мира (как еще называют Тель-Авив), я решил провести здесь целый день, чтобы поближе познакомиться с прошлым и настоящим этого удивительного городского поселения.


0 0

Дела давно минувших дней

История Тель-Авива начинается с Яффо - примыкающего к нему древнего города, расположенного к юго-западу и основанного около четырех тысяч лет назад.

В 1909 году 66 еврейских семей, живших в Яффо, основали первый район будущего Тель-Авива, названный Ахузат-Баит (Родной дом). Изначально он был частью Яффо, а в 1910 году его переименовали в Тель-Авив (Холм весны). Новый район быстро расширялся, к нему присоединялись другие, пока он не стал центром ишува - еврейского населения тогдашней Палестины. Именно в Тель-Авиве 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион объявил о создании государства Израиль.


0 0

Нас берег встречает прохладой

Ближе к обеду на набережной, где мы прогуливались с моим добровольным гидом Людмилой, было довольно-таки зябко - дул морской прохладный бриз. Волны, одна за другой, набегали на берег, отчаянные серфингисты пытались оседлать их, иногда успешно. Недалеко от высоток на прибрежной полосе в зеленой зоне приметил тренажерную площадку со всевозможным оборудованием для поддержания здоровья. Оказывается, любой желающий с 14-летнего возраста может воспользоваться тренажерами. Приходи - тренируйся сколько захочешь, поправляй здоровье.


0 0

Затем более часа разыскивали русскую духовную миссию Московского патриархата: хотели осмотреть монастырь святого апостола Петра, который расположен на ее подворье. Ворота оказались закрытыми - неприемный день. Сфотографировал монастырь из-за забора и в путь, по улицам культурной столицы.


0 0

Сердце города

Бывший район Ахузат-Баит, расположенный между теперешними улицами Монтефиори и Йегуда ха-Леви, является историческим ядром Тель-Авива. К западу от него находится основанный в 1877 году Неве-Цедек - первый еврейский район за пределами Яффо. В 80-х годах XX века он был отреставрирован, и теперь это живописное место, где сохранилось немало старых зданий. Многие дома вокруг Ахузат-Баит построены в эклектическом стиле, популярном в Тель-Авиве в двадцатых годах прошлого века. Такие здания можно увидеть на улице Нахлат-Биньямин и в сердце города - треугольнике, образованном улицей Шенкин, бульваром Ротшильда и улицей Алленби.


0 0

Архитектурные стили в Тель-Авиве - бальзам на сердце любителям старины. Например, всемирно известный баухаус. Этот стиль, разработанный в Германии и основанный на четких формах и асимметрии, был очень популярен с 30-х годов и до образования государства Израиль. В центре Тель-Авива, известном как Белый город, находится самая большая в мире группа зданий, построенных в стиле баухаус. По этой причине Белый город был включен в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Данный район, по сведениям из путеводителя, занимает территорию от улицы Алленби на юге до реки Яркон на севере и от бульвара Бегина (Дерех Бегин) на востоке до моря. Много зданий в этом стиле на бульваре Ротшильда и в районе площади Дизенгоф. В северной части Белого города находится большой парк Яркон, раскинувшийся на берегах одноименной реки, а на северо-западе - тель-авивский порт с множеством увеселительных заведений, ночных клубов и ресторанов. Заметил во время прогулки по улицам много новостроек. Город растет, развивается и становится с каждым годом все прекрасней.


0 0

Тель-Авив по праву называют главным культурным центром страны. Здесь расположены более двадцати музеев, в том числе наиболее важные - Эрец-Исраэль (Музей Израиля) и Тель-авивский художественный музей. Для любителей прекрасного - Концертный зал оркестра израильской филармонии, Израильская опера, большое количество национальных театров.

В городе немало мест, представляющих историческую ценность. Это дома-музеи Бялика, Бен-Гуриона, Дизенгофа, старое кладбище на улице Трумпельдор, галерея «Бейт-Реувен». Любители природы могут посетить сады в Абу-Кабире, парк Яркон и Ботанический сад рядом с университетом. Семьям с детьми будет очень весело в Луна-парке - там много всяческих атракционов.

В городе есть несколько площадей, главные из них - площади Рабина, Дизенгофа и Кикар ха-Медина. Так, на последней, например, представлены бутики всех самых известных дизайнеров мира моды.


0 0

Тель-Авив - крупнейший деловой и торговый центр Израиля. Именно здесь, в престижном многоэтажном бизнес-центре Рамат-Гана расположилась знаменитая на весь мир Алмазная биржа. Израиль является мировым лидером в сфере разработки технологий по обработки и полировки бриллиантов: местные фабрики, занимающиеся шлифовкой алмазов, оснащены самым передовым и качественным оборудованием. Современные технологии в совокупности со штатом высококлассных специалистов делают страну активным игроком на международном рынке бриллиантов.

Рядом с красочными шумными рынками (Кармель, ха-Тиква, Левински и Блошиный рынок в Яффо) прилепились огромные современные торговые комплексы, такие как Дизенгоф-центр и Центр Азриэли. Без покупки из них не уйдешь: все товары качественные и на любой кошелек. Но, пожалуй, не для меня - бюджетного путешественника. Покрывало ночи окутало городские улицы - до свиданья, Тель-Авив. Может быть, когда-нибудь мы еще свидимся.


0 0

В восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая вечными снегами гора. Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду самых высоких гор мира, однако это одна из знаменитейших вершин Земли. Имя этой горы - Арарат. В прозрачном воздухе раннего утра, прежде чем облака закроют вершину, и в сумерках, когда облака уходят, открывая гору, возникающую на фоне вечернего розового или фиолетового неба перед взорами людей, многие разглядывают высоко на горе очертания громадного корабля... Гора Арарат, на вершине которого должен находиться Ноев ковчег, упоминается в религиозных преданиях Вавилонского царства и Шумерского государства, в которых вместо Ноя приводилось имя Ут-Напиштим. В исламских легендах также увековечен Ной (по-арабски Нух) и его громадный ковчег-корабль, однако опять-таки без хотя бы го указания места его стоянки в горах, которое здесь называется АльДжуд (вершины), под ними подразумеваются и Арарат, и две другие горы на территории Ближнего Востока. Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: "...ковчег остановился на Араратских горах". Путешественники, столетиями совершавшие вояжи с караванами в Центральную Азию или обратно, неоднократно проезжали возле Арарата и потом рассказывали, что видели ковчег поблизости от вершины горы, или же таинственно намекали на свои намерения отыскать этот корабль-ковчег. Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви.

Начиная примерно с 1800 года, группы горновосходителей с квадрантами, высотомерами, а позже и с фотокамерами забирались на Арарат. Подлинные остатки громадного Ноева ковчега эти экспедиции не обнаружили, но нашли огромные кораблеподобные следы - в ледниках и возле самой вершины горы заметили прикрытые льдом массивные столбчатые образования, похожие на обтесанные руками человека деревянные балки. При этом все больше утверждалось мнение, что ковчег постепенно сполз по склону горы и развалился на многочисленные обломки, которые теперь, вероятно, вмерзли в один из ледников, покрывающих Арарат. Если рассматривать Арарат из окружающих его долин и с предгорий, то, имея хорошее воображение, в складках горного рельефа нетрудно увидеть и корпус громадного корабля, и заметить какой-нибудь удлиненный овальный объект в глубине ущелья или не совсем ясное темное прямоугольное пятно во льдах ледников. Однако многие исследователи, утверждавшие, особенно в последние два столетия, что они видели на Арарате корабль, в некоторых случаях забирались высоко в горы и оказывались, как они утверждали, в непосредственной близости от ковчега, большая часть которого погребена подо льдом.

Легенды о необычайно большом деревянном корабле, пережившие за тысячелетия целые цивилизации, многим не кажутся абсолютно правдоподобными. Ведь древесина, железо, медь, кирпичи и другие строительные материалы, за исключением громадных скальных глыб, с течением времени разрушаются, и как в таком случае может сохраниться деревянный корабль на вершине? На этот вопрос можно ответить, видимо, только так: потому что этот корабль был заморожен во льду ледника. На вершине Арарата в леднике между двумя пиками горы достаточно холодно, чтобы сохранился корабль, сооруженный из толстых бревен, которые, как упоминается в сообщениях, пришедших из глубины тысячелетий, "просмолены были тщательно снаружи и внутри". В донесениях горновосходителей и пилотов самолетов о своих визуальных наблюдениях за кораблеподобным объектом, который они заметили на Арарате, всегда рится о частях корабля, покрытых сплошным панцирем из льда, или о следах в пределах ледника, напоминающих очертания корабля, соответ-^ ствующие размерам ковчега, приведенным в Библии: "триста локтей дли-Д ной, пятьдесят локтей шириной и тридцать локтей высотой".

Таким образом, можно утверждать, что сохранение ковчега в основном зависит от климатических условий. Примерно каждые двадцать лет на Араратском горном массиве имели место исключительно теплые периоды. Кроме того, каждый год в августе и начале сентября бывает очень жарко, и именно в эти периоды появляются сообщения об обнаружены на горе следов большого корабля. Итак, когда корабль покрыт льдом, oн не может подвергаться выветриванию и гниению, как целый ряд известных ученым экземпляров вымерших животных: сибирских мамонтов или саблезубых тигров и других млекопитающих из плейстоценовой эпохи, найденных на Аляске и в северной Канаде. При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища.

Поскольку определенные участки поверхности Арарата в течение целого года покрыты снегом и льдом, искатели остатков большого корабля не могли их заметить. Если этот корабль на горе все время покрыт снегом и льдом, необходимы широкие специальные исследования. Но провести их очень сложно, ибо горная вершина таит в себе, по мнению жителей окружающих селений, опасность для горновосходителей, заключающуюся в том, что сверхъестественные силы охраняют Арарат от попыток людей разыскать Ноев ковчег. Эта "защита" проявляется в различных стихийных бедствиях: лавинах, внезапных камнепадах, сильнейших ураганах в непосредственной близости от вершины. Неожиданные туманы лишают альпинистов возможности ориентироваться, так что среди снежных и ледовых полей и глубоких ущелий они нередко находят спои могилы в обледенелых, покрытых снегом бездонных трещинах. В прелгорьях обитает много ядовитых змей, часто встречаются волчьи стаи, очень опасные дикие собаки, медведи, обживающие большие и маленькие пещеры, в которых восходители часто пытаются устроить привал, и, кроме того, время от времени вновь появляются курдские разбойничьи банды. Помимо этого, по решению турецких властей подступы к горе долгое время охранялись отрядами жандармерии.

Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате заметили что-то похожее на корабль, принадлежали тем, кто посещал близлежащие поселения и города и оттуда любовался Араратом. Другие наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью. Несмотря на то, что многие свидетельства относятся к древним временам и средневековью, в некоторых из них присутствовали детали, которые значительно позже замечали и современные исследователи. Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н.э. писал: "...корабль, который в Армении опустился на грунт", и, кроме того, упоминал: "...смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты". Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в первом столетии после завоевания Иудеи римлянами. Он представил подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, писал: "Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении... там люди набирают смолу для изготовления амулетов". В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в жидкости и пили это снадобье для защиты от отравления ядами. Указания этих и других античных писателей на эту корабельную смолу интересны не только потому, что явно соответствуют определенным местам книги Бытия, но и потому, что этот громадный корабль оказался вполне доступен спустя столетия после всемирного потопа, и потому, что это дает достаточно реальное объяснение того, что деревянные столбы и балки, из которых был сооружен корабль, хорошо сохранились под слоем вечного льда высоко на горе.

Иосиф Флавий в своей "Истории иудейской войны" делает такое интересное замечание: "Армяне называют это место "причалом", где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части". Николай из Дамаска, который писал в 1 веке после Рождества Христова "Хроники мира", называл гору Барис: "...в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа. Там же на вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время". Барис было другим названием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в последней трети XV века проезжал возле Арарата по пути в Китай. В его книге "Путешествия венецианца Марко Поло" имеется ошеломляющее сообщение о ковчеге: "...Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных".

Это описание горы Арарат до сего дня остается актуальным, за исключением утверждения, что никто на гору забраться не может. Самое интересное его наблюдение состоит в том, что снег и лед подтаивают грунта и вода вытекает из-под ледникового льда. Особенно важно отметить, что современные исследователи обнаруживали в ледниковых трещинах обработанные человеческими руками деревянные балки и стойки. Немецкий путешественник Адам Олеарий в начале XVI века побывал возле Арарата и в своей книге "Путешествие в Московию и Персию" писал: "Армяне и персы считают, что на упомянутой горе всё ещё находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень".

Замечание Олеария об окаменении древесины относится к балкам^Д которые были найдены выше границы лесной зоны и находятся сейчас i монастыре Эчмиадзин; они похожи также на отдельные части ковчега которые в наше время находили французский альпинист и исследовател" Фернанд Наварра и другие путешественники. Францисканский монах Одерих, который о своих путешествиях докладывал папе в Авиньоне в 1316 году, видел гору Арарат и писал по этому поводу: "Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему..." Легенда о том, что Бог не позволяет людям забираться на Арарат, жива и поныне. Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Ж.Ф. Парро, который предпринял первое восхождение на вершину горы. Ледник на северо-западных склонах горы назван в его честь. Спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 году "три безбожника-иностранца" наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью "опровергнуть существование библейского ковчега". Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что "к своему удивлению, они обнаружили ковчег". Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не выш-, ло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих...

В 1876 году лорд Брайс на высоте 13 тысяч футов (4,3 километра) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 метра). В 1892 году архидиакон Нури вместе с пятью сопровождающими наблюдал "большое деревянное судно" вблизи вершины. Правда, "" его свидетельство осталось неподтвержденным. " В 1916 году во время первой мировой войны русский пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата с аэроплана "лежащее большое судно". Снаряженная русским правительством, несмотря на войну, экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована. По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к нию, ее результаты были потеряны в Петрограде в 1917 году, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками...

Летом 1949 года к ковчегу отправились сразу две группы исследователей. Первая, в составе четырех человек во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное "видение". Зато вторая, состоявшая из французов, сообщила, что "видели Ноев ковчег... но не на горе Арарат", а на соседней вершине Джубель-Джуди. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно размером 500х80х50 футов (165х25х15 метров) с костями морских животных. Но через три года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного. В 1955 году Фернану Наварре удалось отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации "Серч" и привез еще несколько досок. В США радиоуглеродный метод показал возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет!

Вслед за Наварро на Арарат отправился Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и... ничего не нашел. Семидесятилетний "Бедняга Либи", как окрестили его журналисты, совершил за три года семь безуспешных восхождений, во время одного из которых ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Одним из последних совершил пять восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: "Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!" И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет... История всех экспедиций (официальных, по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений.

Параллельно с "сухопутными" экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. В 1943 году два американских пилота во время полета над Араратом пытались с высоты в несколько тысяч метров разглядеть что-то похожее на очертания большого корабля. Позже они, летая по этому же маршруту, взяли с собой фотографа, который сделал снимок, попавший потом в газету американских ВВС "Старс энд страйпс". Летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал шесть весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа льда. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя девять лет он умер, исчезли все оригиналы его снимков...

Поздней весной или даже летом 1960 года американские пилот 428-й эскадрильи тактической авиации, расквартированной возле Ада) в Турции и находившейся под эгидой НАТО, заметили какое-то корабл" подобное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом полете ам(риканец капитан Швингхаммер писал в 1981 году: "Громадная грузова телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высок наверху, на горе, была хорошо заметна". Причем он утверждал, что объект медленно сползал по склону вниз и должен был застрять среди горных уступов и каменных глыб. В 1974 году американской организацией "Earth Research Technikal Satellite" (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата. На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен этот необыкновенный объект, лежащий в одной из расселин горы, "очень похожий по своей форме и размерам на ковчег". Кроме того, этот же район был сфотографирован с высоты 7500 и 8000 метров, и полученные снимки ледниковых образований вполне соответствовали увиденному ранее пилотами, которые говорили о замеченном ими ковчеге или другом необычном объекте. Однако ни один объект, фиксируемый с такой высоты, даже при сильном увеличении невозможно вполне уверенно идентифицировать с ковчегом, ведь он более чем наполовину скрыт под снегом или находится в тени скальных выступов. В 1985 году Т. Макнеллис, американский предприниматель, живущий в Германии, путешествовал по северо-западным и северо-восточным предгорьям Арарата и много общался с тамошними жителями, чаще всего - старыми турецкими офицерами, получившими в свое время военное образование в Германии, и молодыми турками, подрабатывающими в Германии в последние годы. Многие из них твердо убеждены, что ковчег легко можно найти: "Идите налево вдоль края Аорской пропасти вверх по склону, потом поверните опять налево и через некоторое время по этому пути дойдете до ковчега". Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, поскольку этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, сейчас спокойно лежит под плотным ледяным покровом громадного глетчера.

Итак, свидетельств о существовании ковчега много. Но для того, чтобы они стали достоверными, необходимо найти сам ковчег. Может быть, сейчас, в связи с общем потеплением международного климата, экспедиции на Арарат возобновятся? А пока остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании исследователей...

, Быт. 6 - 9.

Согласно Библии, в те времена произошло большое нравственное падение человека:

Но жил в те времена человек праведный и непорочный в роде своём, угодный Господу, и звали его Ной.

Ной сделал всё так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом.

Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом » (Быт. 7:19) И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. » (Быт. 8:4,5)

К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.

Форма и размеры ковчега

Основным источником описания Ноева ковчега является Быт. 6:14-16.

Единицей измерения размеров в Библии при описании Ноева ковчега является «локоть». 1 царский египетский локоть = 52.375 см.

Бог велел, чтобы длина ковчега была 300 локтей (157 м); ширина 50 локтей (26 м), а высота 30 локтей (15 м). Также Он повелел Ною сделать отверстие в ковчеге, и в локоть (52 см) свести его вверху, и сделать дверь в ковчег с боку; устроить в нём три отделения. Эти отделения должны были находиться одно над другим. Сам ковчег следовало сделать из дерева «гофер » и осмолить смолой его и отделения в нём внутри и снаружи. Больше ничего об устройстве ковчега не говорится.

Длительность строительства ковчега

В возрасте 500 лет Ной родил трёх сынов: Сима, Хама и Иофета. Ко времени окончания строительства, Ною было 600 лет. В Библии умалчивается о том, когда именно Ной приступил к работе над ковчегом, но шестая глава Бытия с описанием повеления строительства Ковчега следует после 500 летия Ноя Быт. 5:32.

Согласно гипотезе, по которой под библейским годом понимается лунный месяц, ковчег строился приблизительно 100*29,5/365,25=8,08 лет . Голландец Джоан Хьюберс построил в пять раз меньшую репродукцию Ноева Ковчега за 2 года . Данная гипотеза опровергается некоторыми библеистами на том основании, что в случае если под библейским годом понимается лунный месяц, некоторые из предков Ноя должны были родить своих детей ещё в детстве. Если же принять точку зрения некоторых библеистов, то Конец света уже был около 300-х лет тому назад.

Поиски ковчега Ноя

В 275 году до н. э. о корабле на Арарате упоминал вавилонский историк Берос .

Примерно с начала IV века время от времени предпринимались попытки найти остатки Ноева ковчега в районе горы Арарат - там, где, согласно Библии, ковчег пристал к земле по окончании потопа. В XIX и XX веках в тех местах побывало несколько экспедиций, и, хотя ни одна из них не обнаружила ковчега, многие из исследователей утверждали, что видели нечто, идентифицированное как его остатки.

В конце XV века знаменитый путешественник Марко Поло писал, что «обломки ковчега ещё видны на вершине Арарата».

В 1887 году принц Персии и архиепископ Джон Джозеф Нури сообщил, что нашёл останки ковчега на Арарате. Спустя шесть лет он пытался организовать экспедицию, чтобы разобрать ковчег и доставить его на всемирную выставку в Чикаго. Но не получил разрешения на это у турецкого правительства.

В русскоязычной прессе популярен рассказ о русском военном лётчике лейтенанте Владимире Росковицком эмигрировавшем в Америку, который во время Первой мировой войны в 1916 г., пролетая над г. Арарат, увидел остов и предположил, что это Ноев ковчег. Лётчик зарисовал увиденное и написал рапорт. Годом позже воздушные силы Российской империи якобы послали экспедицию из 150 человек с Росковицким на г. Арарат, которая нашла Ковчег и сделала множество фотоснимков Ковчега, но из-за революции 1917 г. отчёт будто бы попал к Троцкому , который его уничтожил (в приводится фотография «части Ковчега» в виде большой почти прямоугольной коробки, по утверждению публикаторов, сделанная экспедицией Росковицкого). Документальных свидетельств находки, как и существования лётчика с такой фамилией, кроме статьи сына лётчика в журнале «Техника - молодёжи », не найдено.

Фотография Дюрупинара, сделанная турецким лётчиком в 1957 г.

Фотография экспедиции Рона Уайетта

В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия . Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат , в 2200 метрах от вершины. Учёные, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находящаяся в районе армяно-турецкой границы, является военной закрытой зоной, и доступ туда ограничен.

Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Дюрупинар, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолёта. Капитан турецкой армии Лихан Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту , американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций пришёл к выводу, что данное образование - не что иное как Ноев Ковчег. Как и в случае с Араратской аномалией, некоторые археологи не воспринимают эти утверждения серьёзно, хотя других масштабных археологических исследований в этом районе не проводилось. В 1987 году совместно с администрацией района в этом месте был построен небольшой туристический центр.

Существует ещё несколько районов, которые различные организации, занимающиеся поиском ковчега, считают его потенциальным местонахождением. Так Bible Archaeology Search and Exploration Institute (BASE), фундаменталистская американская организация, считает, что останки ковчега надо искать в Иране. Снаряжённая ей в июле 2006 г. экспедиция в Эльбурсские горы по возвращении заявила, что видела на высоте около 4500 метров объект, размеры которого совпадали с указанными в Библии. Никто из членов экспедиции не является профессиональным геологом или археологом.

В литературе

См. также Ной
  • Кобо Абэ . «Ковчег „Сакура“». (1984) Роман о земле после ядерной войны.
  • Владимир Маяковский , «Мистерия-буфф». Ковчег - одно из мест действий, наряду с раем, адом и землей обетованной.
  • Джеральд Даррелл . «Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове» . Известный натуралист использует имя патриарха и тему ковчега для заголовков книг о собирании животных.

В живописи

Примечания и источники

Ссылки

  • Статья «Ноев ковчег » в Электронной еврейской энциклопедии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ноев Ковчег" в других словарях:

    Род раковины в Средиземном море. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. НОЕВ КОВЧЕГ Род раковины в Средиземном море. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

Похожие статьи