Андрей белый краткая биография. Интересные факты из жизни андрея белого

30.09.2019

Биография Андрея Белого при всей её противоречивости является несомненным отражением той переломной эпохи, на которую пришлась значительная часть жизни этого неординарного мыслителя и разносторонне одарённого человека. Русскую литературу начала двадцатого века, а в особенности поэзию, невозможно представить без него. Андрей Белый, краткая биография которого может дать лишь весьма поверхностное впечатление о его месте и значении в общекультурном контексте эпохи, постоянно находился в самом центре турбулентных завихрений русской общественной жизни. А на надвигалось предчувствие больших перемен. Сегодня уже никто не отрицает того общеизвестного факта, что вся русская культура этого периода в той или иной степени пронизана предчувствием грядущих войн и революций.

Андрей Белый. Биография. Что её определило

Не столь уж редко приходится сталкиваться с тем, что творческие псевдонимы настолько плотно прирастают к их носителям, что уже никто и не вспоминает, что имена эти вымышленные. Вот и про поэта Андрея Белого слышали если и не все, то очень многие. Но то, что это лишь его псевдоним, мало кому приходит в голову. Борис Николаевич Бугаев - таковы его настоящие имя, отчество и фамилия - родился 26 октября 1880 года в семье профессора Московского университета. Не будет большим преувеличением утверждение о том, что это обстоятельство во многом предопределило дальнейшую жизнь будущего известного литератора. Биография Андрея Белого начиналась в центре Москвы. Квартира на Арбате, где ему было суждено прожить около четверти века, сегодня имеет статус мемориальной.

Московский университет

Статус этого учебного заведения никогда не подвергался сомнению, в Российской империи он был во всех смыслах первым. Учился Борис Бугаев на физико-математическом факультете, но более естественных наук интересовали его вопросы культуры, литературы, эстетики, философии, мистики и оккультизма. Поэтому после успешного окончания курса он поступил на историко-филологический факультет того же самого Московского университета. Именно в студенческие годы начался для него путь в большую литературу. Интеллектуальная среда, в которой человеку приходится развиваться, нередко имеет решающее значение и определяет всю его дальнейшую жизнь. И круг будущих поэтических тем обозначился именно в эти годы.

Александр Блок

Пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что литературная биография Андрея Белого началась со знакомства и с переписки с великим русским поэтом-символистом. То есть ещё до встречи с Блоком он был вхож в круги высшей артистической богемы обеих столиц Российской Империи. Даже ставший потом известным псевдоним помог ему придумать знаменитый М. С. Соловьёв. Но только лишь Александр Блок сумел разглядеть и почувствовать в Андрее Белом равного собеседника и во многих смыслах конкурента. Потом их долгие годы связывали причудливые отношения дружбы-вражды. Андрей Белый (поэт) был в постоянном соперничестве с гением русской поэзии. А с великим человеком можно конкурировать только на равных. Но биография Андрея Белого будет неполной, если не упомянуть о его отношениях с супругой Александра Блока, Любовью Дмитриевной Менделеевой. Связывало их нечто большее, чем просто знакомство. И этот сильнейшим образом осложнял отношения двух поэтов. Но и, безусловно, отражался на их творчестве.

За границей

Отъезд из России был попыткой поэта вырваться за пределы устоявшегося круга общения и открыть для себя новые горизонты творчества. И разумеется, поставить точку в затянувшихся двусмысленных отношениях с Александром Блоком и его супругой. Поездка по странам Европы заняла более двух лет. Период этот в творчестве поэта был весьма плодотворным. Стихи нередко посвящались и адресовались оставленному в России кругу общения, в том числе и Блоку с Менделеевой. После возвращения из Европы поэт сошёлся с А. Тургеневой (брак они официально оформят только через пять лет) и уехал за границу вновь. На этот раз в другом направлении - через Сицилию в Палестину, Египет и Тунис. В Россию он вернётся только в разгар войны, незадолго до революции.

Смена исторических эпох

Андрей Белый, биография и творчество которого изрядно далеки от обыденной повседневности и тем более от политики, не мог не отразить в своих поэтических произведениях и критических статьях нарастающую турбулентность общественной жизни и надвигающийся на Россию катаклизм. Поэт не может иначе, даже если делает вид, что ничто из происходящего вокруг к нему отношения не имеет. И он был не одинок. Тема надвигающейся катастрофы была в русском искусстве одной из доминирующих. Диапазон её восприятия укладывается в промежуток между ужасом и восторгом. Одни встречали революцию как конец света, а другие воспринимали её как начало нового мира. И те, и другие были по-своему правы. В Андрей Белый вошёл как один из самых ярких представителей символизма. Классикой стали его ранние поэтические сборники "Золото в лазури", "Пепел", "Урна" и роман "Серебряный голубь". На острие полемики актуально воспринимались его очерки о Толстом и Достоевском. Широкую популярность у образованной публики имел его роман "Петербург". Перу Андрея Белого принадлежит множество публицистических статей периода Первой мировой войны.

После революции

В истории России двадцатого века наступил момент, когда неизбежная катастрофа стала свершившимся фактом. Воспринимаемая поэтами-символистами, одним из ярчайших представителей которых был Андрей Белый, как надвигающаяся неизбежность, революция стала законной повседневностью. Вместе с общественным строем сменилась и целая парадигма мировосприятия русской интеллигенции. Перед многими "ножом к горлу" встал вопрос о том, можно ли вообще жить в той стране, которая ещё не столь давно именовалась Российской империей? Биография Андрея Белого этого постреволюционного периода хаотична и противоречива. Поэт долго мечется в разные стороны, даже умудряется выезжать за границу, что в те времена было совсем непросто. Это тянется довольно долго. Но заканчивает свои дни он всё-таки в Советском Союзе. Он умер 8 января 1934 года и похоронен на Назвать плодотворным советский период творчества Андрея Белого нельзя даже при большом желании. Символизм, как и многие другие поэтические школы и явления, остался по ту сторону революции. В эти годы поэт пытается работать, и многое ему удаётся. Но несколько его романов и множество литературоведческих трудов уже не имели былого успеха. Для советской литературы Андрей Белый оставался не более чем обломком ушедшей эпохи.

Андрей Белый (настоящее имя — Борис Николаевич Бугаев) - поэт, прозаик (26.10. 1880 Москва — 8.1.1934 там же). Родился он в высокообразованной дворянской семье. Отец — профессор математики Московского университета. Первые увлечения Андрея Белого связаны с немецкой культурой (Гете, Гейне, Бетховен), с 1897 года он интенсивно занимается Достоевским и Ибсеном, а также современной французской и бельгийской поэзией. По окончании гимназии в 1899 году он становится приверженцем Вл. Соловьева и Ницше. В музыке его любовь принадлежит теперь Григу и Вагнеру. Наряду с философией и музыкой Андрей Белый интересовался естественными науками, что привело его на математический факультет Московского университета, оконченный им в 1903 году, но до 1906 г. он продолжал посещать и филологический факультет.

Около 1903 он знакомится с А. Блоком и К. Бальмонтом, сближается с кружком санкт-петербургских символистов во главе с Д. Мережковским и 3. Гиппиус, до 1909 сотрудничает с журналом «Весы». Многочисленные публикации Белого начинаются с ритмизованной прозы "Симфония " (1902), которая обратила на себя внимание необычностью языка и строя мыслей автора. Первые стихи Андрей Белый собрал в сборник "Золото в лазури " (1904), за которым последовали сборники "Пепел " (1908) и "Урна " (1909), отразившие уже в названиях пережитую автором фазу разочарований. В журнале «Веды» Андрей Белый опубликовал свой первый роман под названием "Серебряный голубь " (1909).

С 1910 года начинается новый, длившийся приблизительно до 1920 период творчества Белого, обусловленный его философскими увлечениями. В 1910-11 гг. он предпринимает путешествие в Италию, Египет, Тунис и Палестину. С 1912 по 1916 он живет по преимуществу в Западной Европе, некоторое время — в Дорнахе у Рудольфа Штейнера, антропософское учение которого сильно повлияло на него. В Германии Андрей Белый подружился с Кристианом Моргенштерном.

Его второй роман "Петербург " (1912) по духу продолжает первый. По возвращении в Россию в 1916 году он опубликовал третий роман, "Котик Летаев " (1917-18), более автобиографический. Он примкнул к литературной группе «Скифы» (с Р. Ивановым-Разумником и А. Блоком).

Октябрьский переворот Андрей Белый воспринял в мистическом ключе, как возможность религиозного и духовного обновления России. Белый преподавал в Студии Пролеткульта. В ноябре 1921 года он уехал в Берлин, где опубликовал много сборников стихов, прозаических и теоретических сочинений. В октябре 1923 г. Андрей Белый вернулся в Россию. Пережитое отразилось в его эссе "Одна из обителей царства теней " (1924). Написанное им позднее по преимуществу автобиографично, его произведения сохраняют традиции символизма и стоят особняком в советской литературе, но качественно все же отличаются от ранних текстов. Только перестройка создала предпосылки для того, чтобы творчество Андрея Белого с конца 80-х гг. стало широко публиковаться на родине.

Белый - один из самых значительных русских символистов, это касается философии, теории творчества, равно как стихов и прозы. Он — один из первопроходцев русского модернизма. Его искусство в большой степени определяется мистическими переживаниями, он настаивает на всестороннем обновлении. Четыре "Симфонии " Белого (1902-08) объединены стремлением в синтезе поэзии и музыки достигнуть обновления синтаксиса и ритмических структур языка, добиться его «освобождения». Первый сборник его стихов — "Золото в лазури " — принадлежит «апокалиптической» фазе русского символизма с его угрожающим образом большого города. Следующие сборники этого автора ближе к русской действительности, хотя в них сохраняется верность магическим представлениям о слове. Занятия Белого оккультизмом отразились в романе "Серебряный голубь ", где он разрабатывает старую культур-философскую проблему положения России между Востоком и Западом на примере человека, воспитанного западной цивилизацией и захваченного оккультными силами Востока. Автора интересуют прежде всего техника изображения, образность языка, музыкальные принципы повтора и ритмического конструирования. Андрей Белый продолжает традицию гоголевского гротеска. Роман "Петербург ", возникающий все в том же кругу проблем (противоположность восточного и западного мировоззрений), однако связанный с антропософией и показывающий конфликт между отцом-сенатором и сыном, подпавшим под влияние террористов, «сосредоточен на отражении сознания, но сознания искаженного в гротесках и расщепленного на самостоятельные сегменты» (Holthusen). Белый нарушает законы поэтического искусства, традиционно устремляющегося к единству формы в макро- и микростурктуре. В поэме "Христос воскресе " (1918) хаос большевистского переворота рассматривается как духовно-мистическое событие всемирно-исторического значения, причем надежды на Россию связываются только с признанием Воскресения Христа. Наибольшей выразительности достигает стилизованная проза Белого в романе "Котик Летаев ". Автор показывает сознание ребенка, в котором время граничит с пространством, реальность с мифом. Это произведение, «предвосхитившее самые смелые формальные эксперименты Джойса...» (Struve). Один из способов философски-антирационалистического углубления изображаемого в соответствии с антропософскими установками — отождествление персонажей с мифологическими образами. Воспоминания, написанные в 1929-33 гг., хотя и блестящие в стилистическом отношении, исторически недостоверны.

) рос Б. Бугаев. В 1899 г. закончил гимназию Л. И. Поливанова, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, закончил его в 1903 г. Будучи гимназистом, сблизился с семьей родного брата Вл. Соловьева, издателя его трудов Михаила Сергеевича, подружился с его сыном Сережей. Религиозная философия и поэзия Вл. Соловьева буквально заворожили молодых людей, определили их первые творческие опыты. В студенческие годы Бугаев лично знакомится с многими «старшими символистами».

Осенью 1903 г. организует кружок «аргонавтов» (С. Соловьев, Эллис, А. Петровский и др.), подобно древним грекам, «путешествующих» за своим «золотым руном» - новым словом, способным активно содействовать преображению Мира. Искусство было наделено жизнестроительной функцией. Лирика А. Блока (дальнего родственника С. Соловьева) становится предметом постоянного обсуждения «аргонавтов». С зимы 1903 г. начинается переписка Бугаева с Блоком, а в январе 1904 г. происходит их знакомство. Постепенно складывается объединение «младосимволистов».

А. Белый (этот псевдоним возникает под влиянием семьи Соловьевых) - личность редкой, многогранной одаренности: замечательный поэт-лирик, прозаик, создавший новый тип романов. Исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик, блестящий полемист и публицист, оставивший и по сей день интересные, итоговые книги «Символизм» (1910), «Арабески» (1911), наконец, талантливый мемуарист, автор трех томов воспоминаний. М. Цветаева назвала А. Белого «пленным духом». Воистину ему было тесно как в «земной оболочке», так и в пределах какого-то одного вида деятельности.

Раннее творчество

В 1900-1902 гг. А. Белый написал свои первые крупные произведения - «симфонии» в прозе (изданы: сначала 2-я - 1902; потом 1-я - 1904; 3-я - 1905). В их символическом образном строе злопорочному, обыденному, бессмысленному противопоставлены героическое, духовное, вечно прекрасное. В этот период Белый установил важные для себя творческие принципы, опираясь на философию Вл. Соловьева и Ф. Ницше. Внутреннее состояние личности молодой поэт фиксировал в символике красок как «смене духовных видений». Особое значение придавал музыкальному началу жизни и творчества, «способствующему развитию человечества» и восходящему к «музыкальному единству мира».

Взлет «заревых» настроений (веры в близкое преображение жизни) наполнил лирику первого сборника - «Золото в лазури» (1904). Ликующее мироощущение очень скоро, однако, поколебалось под наплывом «мистических ужасов» (угроз зла), которые А. Белый ощущал в существовании каждой личности и положении всей России.

Творческая зрелость

Сопереживание стране, нарастая до болезненного потрясения, было высказано в сокровенных стихах сборника «Пепел» (1909) с эпиграфом из Некрасова . Заглавный образ имеет двойной смысл - «сожженных» светлых зорь «младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей Русской земли.

Выразительность переживаний лирического героя достигнута соединением его безысходного одиночества с трагическим молчанием родины:

Мать Россия! Тебе мои песни,-
О, немая, суровая мать! -
Здесь и глуше мне дай, и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.

Душевные муки предельно усилены их отождествлением со смертной физической болью: от падения «на сухие стебли, узловатые, как копья», от давления могильных плит.

Подстерегающая смерть все-таки не властна погасить желание душевного подъема: «Я, быть может, не умер, / Быть может, проснусь...» Исподволь созревает порыв к свету:

Воздеваю бессонные очи -
Очи, полные слез и огня...

«Самосжигание» лирического «Я» до пепла по-иному пережито в лирике сборника «Урна» (1909). О нем А. Белый сказал: «мертвое «Я» заключено здесь в Урну,- а «живое «Я» пробуждается к истинному». По-новому, с усилением философского раздумья о смысле жизни, любви, были прочувствованы невосполнимые утраты - появление «Скудных безогненных Зорь», «безгрезного бытия». Напряженное размышление о былом, обращение к художникам-современникам, самоуглубление поэта возвращают надежду: «над душой снова - предрассветный небосклон», «вещие смущают сны».

От таинств природы почерпнул А. Белый поэтическое выражение своей «жизнестроительной» идеи: яркие, зовущие зори; небесное сияние, рассвет. Равно как и разочарования в мечте. Мстительное чувство передано метафорой - «Вонзайте в небо, фонари, лучей наточенные копья»; ощущение мрака жизни рождает образ - «провалы зияющей ночи». Важна и другая особенность лирики А. Белого. Любое переживание здесь как бы «проговаривается», подчиняя себе звучание и интонацию строк. Отсюда - редкая свобода их ритмического строя, обилие поэтических тавтологий, аллитераций («над откосами косами косят»).

Стремление разгадать «вещий сон» о будущем лежит в основе романов А. Белого «Серебряный голубь» (1909) и «Петербург» (1913-1914). В 1909 г. их автор наметил новый путь к истине: «...от Ницше, Ибсена к Пушкину, Некрасову, Гоголю , от Запада на Восток, от личности к народу». Мистическая связь народной души с ищущей душой интеллигенции и трагический обрыв этой связи в обстановке всеобщего ожесточения и бессознательности выразительно воплощены в «Серебряном голубе». «Петербург» - мастерски написанная, устрашающая картина «призрачного» города, разрушения мира и человека, оторванного от родных корней под гнетом механистически перенесенного Петром I западного образа жизни. Писатель пророчит скачок России над историей, новую Калку - духовное очищение страны.

Знакомство (1912) с Р. Штейнером, увлечение его антропософским учением дают новое направление поиску А. Белого. По его словам, он увидел «реальный путь продолжения и раскрытия меня - в моем » (курсив автора). От Штейнера была воспринята идеи развития «тайных способностей» (врожденных) личности, иначе - ее самоусовершенствования. С этих позиций А. Белый обратился к автобиографической прозе, создав роман «Котин Летаев» (1916, опубл. 1917). А в декабре 1916 г. писал: «Национальное самосознание, подлинное выражение русской культуры» - вот лозунг будущего».

С надеждой на это будущее А. Белый приветствовал Октябрьскую революцию как стихийный взрыв мещанского застоя. Пробуждение творческих сил. В советское время активно участвовал в культурной жизни страны, выпустил множество книг художественного и исследовательского характера.

Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003.


Отослано читателями из интернет-сайтов


Онлайн библиотека , планы конспектов уроков по литературе , скачать задания по литературе для 11 класса , лекции уроков, бесплатные учебники

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения

Андрей Белый, 1924 г.
Худ. А. Остроумова-Лебедева

Андрей Белый (1880-1934) – поэт-символист, писатель. Настоящая фамилия – Борис Бугаев.

Андрей Белый родился в Москве, на Арбате , в доме, перестроенном в многоквартирный из особняка XVIII в. Часть квартир принадлежала Московскому университету, в которых жили его преподаватели. Одним из жильцов был отец будущего поэта профессор математики Николай Бугаев. Сейчас в угловой квартире на втором этаже открыт музей Андрея Белого.

Детство Бориса Бугаева прошло под знаком семейных скандалов. Во многом, это определило его неуравновешенность и страх перед жизнью, отразилось на отношениях с собратьями по перу и спутницами жизни. Во второй половине 1900-х гг. у него образовалось сразу два любовных треугольника: Белый – Блок – Любовь Менделеева и Белый – Брюсов – Нина Петровская. Оба распались не в его пользу. Последовавший затем брак с Анной Тургеневой фактически прекратился в 1916 г., когда Андрей Белый вернулся из Швейцарии в Россию.

Трагичное восприятие действительности привело к тому, что Андрей Белый относился к революции, как к обновлению России. Но когда она свершилась, и он "ютился в квартире знакомых, топя печурку своими рукописями, голодая и стоя в очередях", то счёл за благо в 1921 г. уехать в Германию. Эмиграция его не приняла, Анна Тургенева, формально остававшаяся его женой, – тоже, и через два года он вернулся. Советским писателем Андрей Белый не стал. По словам Булгакова, он "всю жизнь... писал дикую ломаную чепуху. В последнее время решил повернуться лицом к коммунизму. Но повернулся крайне неудачно".

Андрей Белый: "Я остался один в 4 года. И с тех пор уже не переставал ломаться даже наедине с собой. Строю себе и теперь гримасы в зеркале, когда бреюсь. Ведь гримаса та же маска. Я всегда в маске! Всегда!"

Биография Андрея Белого

  • 1880. 14 (26) октября – в Москве в семье математика, профессора МГУ Николая Васильевича Бугаева и его жены Александры Дмитриевны Бугаевой (урождённой Егоровой) родился сын Борис.
  • 1891. Сентябрь – Борис Бугаев поступил в Московскую частную гимназию Л.И. Поливанова.
  • 1895. Конец года – знакомство с Сергеем Соловьёвым, а вскоре и с его дядей – философом Владимиром Соловьёвым .
  • 1899. Сентябрь – Борис Бугаев поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
  • 1900. Январь-декабрь – работа над "Северной симфонией" и циклом символистских стихов. Весна – увлечение философскими трудами и поэзией В.С. Соловьёва .
  • 1901. Февраль – встреча с М.К. Морозовой на симфоническом концерте, начало "мистериальной любви" и анонимной переписки. Март-август – работа над "2-й драматической симфонией". Декабрь – знакомство с В.Я. Брюсовым , Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус.
  • 1902. Апрель – выход "2-й драматической симфонии". Первая публикацией Бориса Бугаева, к тому же впервые подписанная псевдонимом Андрей Белый. Осень – Андрей Белый познакомился с С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа. Статьи в журнале "Мир искусства".
  • 1903. Январь – начало переписки с А. Блоком. Февраль-апрель – дебют Андрея Белого в альманахе "Северные цветы". Март – знакомство с К.Д. Бальмонтом, М.А. Волошиным, С.А. Соколовым (владельцем издательства "Гриф"). Май – диплом об окончании университета. 29 мая – смерть отца Андрея Белого. Осень – кружок "аргонавтов". Начало "мистериальной любви" к Нине Петровской.
  • 1904. Январь – знакомство Белого с Александром Блоком и его женой Любовью Дмитриевной. Март – выход первого сборника стихов Белого "Золото в лазури". Лето – поступление на историко-филологический факультет Московского университета.
  • 1905. 9 января – Андрей Белый – свидетель Кровавого воскресенья. Февраль – по возвращении в Москву вызов на дуэль от Брюсова . Произошло примирение. Апрель – личное знакомство с М.К. Морозовой, участие в проводимых в её особняке собраниях Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьёва . Июнь – приезд в Шахматово к Блокам, письменное признание в любви Любови Дмитриевне Блок. 3 октября – участие в похоронах Н.Э. Баумана. Ноябрь – знакомство с Асей Тургеневой.
  • 1906. 26 февраля – объяснение в любви Л.Д. Блок. Осень – прошение об отчислении из университета и отъезд в Европу.
  • 1907. Конец февраля – возвращение в Москву. Август – Блок вызвал Андрея Белого на дуэль. При личной встрече конфликт уладился.
  • 1908. Февраль – встреча с Асей Тургеневой. Апрель – выход сборника "Кубок метелей. Четвёртая симфония". Декабрь – мистериальное сближение с теософкой А.Р. Минцловой.
  • 1909. Конец марта – выход сборника стихов Андрея Белого "Урна: Стихотворения". Апрель – начало романа с Асей Тургеневой. Август-сентябрь – участие в организации издательства "Мусагет".
  • 1910. 26 ноября – отъезд с Асей Тургеневой в заграничное путешествие.
  • 1911. 22 апреля – Андрей Белый вернулся в Россию.
  • 1912. Отъезд Андрея Белого с Асей Тургеневой в Европу. Май – встреча с главой антропософской школы Рудольфом Штейнером. Решение встать на путь антропософского "ученичества".
  • 1913. 11 марта – возвращение Андрея Белого и Аси Тургеневой в Россию. Август-декабрь – лекции Штейнера в Европе. Участие в строительстве антропософского храма Гетеанум в Дорнахе (Швейцария).
  • 1914. 23 марта – оформление в Берне гражданского брака Андрея Белого и Аси Тургеневой.
  • 1915. Январь-июнь – Андрей Белый писал книгу "Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности". Февраль-август – работа на строительстве Гетеанума. Октябрь – начало работы над романом "Котик Летаев".
  • 1916. Январь-август – работа на строительстве Гетеанума. 18 августа – 3 сентября – возвращение Андрея Белого в Россию из-за призыва на военную службу. Ася Тургенева осталась в Дорнахе. Сентябрь – трёхмесячная отсрочка от военной службы.
  • 1917. Январь – двухмесячная отсрочка от военной службы. 28 февраля – в Петрограде революция. 9 марта – возвращение Андрея Белого в Москву. Декабрь – сближение с К.Н. Васильевой.
  • 1918. Октябрь-декабрь – служба в московском Пролеткульте и в Театральном отделе Наркомпроса .
  • 1919. Август – уход Андрея Белого из Пролеткульта.
  • 1920. Декабрь – в результате несчастного случая Андрей Белый получил травму, потребовавшую трёхмесячного лечения в больницах.
  • 1921. 25 мая – последняя встреча с А. Блоком в гостинице "Спартак" в Петрограде. 7 августа – смерть Александра Блока. 11 августа – Андрей Белый начал писать воспоминания о Блоке. 17 октября – заседание во Всероссийском союзе писателей, посвященное проводам А. Белого за границу. 20 октября – Белый уехал в Берлин. Конец ноября – встреча с Асей Тургеневой и Р. Штейнером.
  • 1922. Апрель – разрыв с Асей Тургеневой. Выход сборника "Звезда". Сентябрь – статья Андрея Белого "Максим Горький" . По поводу 30-летнего юбилея". 20 сентября – в Москве умерла мать Андрея Белого – Александра Дмитриевна Бугаева.
  • 1923. Январь – приезд в Берлин К.Н. Васильевой. Февраль-март – сотрудничество в журнале "Беседа", выходящем в Берлине под редакцией Максим Горького . 26 октября – возвращение Андрея Белого в Москву.
  • 1924. Июнь-сентябрь – отдых с К.Н. Васильевой в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Последняя встреча с Брюсовым .
  • 1925. Конец марта – Андрей Белый и К.Н. Васильева поселились в подмосковном поселке Кучино. Конец августа – в один из приездов в Москву Андрей Белый попал под трамвай.
  • 1927. Апрель - начало июля – отдых с К.Н. Васильевой в Грузии.
  • 1928. 17-26 марта – очерк "Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть на всех фазах моего идейного и художественного развития". Май-август – отдых с К.Н. Васильевой в Армении и Грузии.
  • 1929. Февраль-апрель – работа над мемуарами "На рубеже двух столетий". Апрель-август – отдых с К.Н. Васильевой на Кавказе.
  • 1930. Январь – выход воспоминаний "На рубеже двух столетий". Июнь-сентябрь – отдых в Крыму, в Судаке. Последняя встреча в Коктебеле с М. Волошиным.
  • 1931. 9 апреля – переезд с К.Н. Васильевой на постоянное жительство в Детское Село. 30 мая – арест К.Н. Васильевой. 3 июля – освобождение К.Н. Васильевой. 18 июля – регистрация брака Андрея белого с К.Н. Васильевой (отныне – Бугаевой). 31 августа – письмо И.В. Сталину. 30 декабря – отъезд в Москву.
  • 1933. Январь – выход в свет романа "Маски". 11 и 27 февраля – вечера Андрея Белого в Политехническом музее . 15 июля – Андрей Белый получил в Коктебеле солнечный удар. Август – возвращение в Москву и лечение. Ноябрь – выход воспоминаний "Начало века" с разгромным предисловием Л.Б. Каменева. 8 декабря – Андрей Белый в больнице. 29 декабря – диагноз: кровоизлияние в мозг.
  • 1934. 8 января – Андрей Белый умер в присутствии жены и врачей. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Стихи Андрея Белого

Стихотворение "В полях" Андрей Белый написал в 1904 г.

Стихотворение "Воспоминание" Андрей Белый написал в Петербурге в сентябре 1908 г.

Декабрь... Сугробы на дворе...
Я помню вас и ваши речи;
Я помню в снежном серебре
Стыдливо дрогнувшие плечи.

В марсельских белых кружевах
Вы замечтались у портьеры:
Кругом на низеньких софах
Почтительные кавалеры.

Лакей разносит пряный чай...
Играет кто-то на рояли...
Но бросили вы невзначай
Мне взгляд, исполненный печали.

И мягко вытянулись, – вся
Воображенье, вдохновенье, –
В моих мечтаньях воскреся
Невыразимые томленья;

И чистая меж нами связь
Под звуки гайдновских мелодий
Рождалась... Но ваш муж, косясь,
Свой бакен теребил в проходе...

Один – в потоке снеговом...
Но реет над душою бедной
Воспоминание о том,
Что пролетело так бесследно.

Стихотворение "Всё забыл" Андрей Белый написал в марте 1906 г.

Стихотворение "Июльский день" Андрей Белый написал в 1920 г.

Стихотворение "Маг" Андрей Белый написал в 1903 г. Обращено к Валерию Брюсову .

Стихотворение "Один" Андрей Белый написал в декабре 1900 г. Посвящено Сергею Львовичу Кобылинскому.

Стихотворение "Пепел. Россия. Отчаянье" Андрей Белый написал в июле 1908 г. Посвящено 3.Н. Гиппиус.

Довольно: не жди, не надейся –
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твоё прорыдать: –

Туда, на равнине горбатой, –
Где стая зелёных дубов
Волнуется купой подъятой
В косматый свинец облаков,

Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И в ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,

Где в душу мне смотрят из ночи.
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, жёлтые очи
Безумных твоих кабаков, –

Туда, – где смертей и болезней
Лихая прошла колея, –
Исчезни в пространстве, исчезни,
Россия, Россия моя!

Стихотворение "Россия" Андрей Белый написал в декабре 1916 г.

Как и многие другие современные ему русские писатели Андрей Белый прославился под псевдонимом. Его настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев. [См. также статью Андрей Белый - жизнь и произведения .] Он родился в Москве в 1880 г. – в том же году, что и Блок . Его отец, профессор Бугаев (профессор Летаев в сочинениях сына), был выдающимся математиком, корреспондентом Вейерштрасса и Пуанкаре, деканом факультета Московского университета. Сын унаследовал от него интерес к самым трудным для понимания математическим задачам.

Он учился в частной гимназии Л. И. Поливанова, одного из лучших педагогов России того времени, который внушил ему глубокий интерес к русским поэтам. В юности Белый встречался с великим философом Владимиром Соловьевым и рано стал знатоком его мистического учения. Белый сблизился с племянником Соловьёва, поэтом Сергеем. Оба они были проникнуты экстатическим ожиданием апокалипсиса, вполне реально и конкретно верили, что первые годы нового, XX-го, столетия принесут новое откровение – откровение Женской Ипостаси, Софии, и что ее пришествие полностью переменит и преобразит жизнь. Эти ожидания еще усилились, когда друзья узнали о видениях и поэзии Блока.

Поэты России ХХ век. Андрей Белый

В это время Андрей Белый учился в Московском университете, что заняло у него восемь лет: он получил диплом по философии и по математике. Несмотря на его блестящие способности, профессура смотрела на него косо из-за его «декадентских» писаний – некоторые даже не подали ему руки на похоронах отца. Первое из «декадентских» писаний (прозаическое) появилось в 1902 г. под раздражающим названием Симфония (Вторая драматическая ). Несколько исключительно тонких критиков (М. С. Соловьев – отец Сергея, Брюсов и Мережковский с Гиппиус) сразу распознали тут нечто совершенно новое и многообещающее. Это почти зрелое произведение дает полное представление как о юморе Белого, так и о его изумительном даре – писать музыкально организованную прозу. Но критики отнеслись к этой «симфонии» и к тому, что за ней последовало, с негодованием и злобой, и на несколько лет Белый заменил Брюсова (которого начинали признавать) в качестве главной мишени нападок на «декадентов». Его обзывали непристойным клоуном, чьи ужимки оскверняют священную область литературы. Отношение критики понятно: почти во всех произведениях Белого бесспорно есть элемент дурачества. За Второй симфонией последовала Первая (Северная, героическая , 1904), Третья (Возвращение , 1905) и Четвертая (Кубок метелей , 1908), а также сборник стихов Золото в лазури (1904) – и все встретили такой же прием.

В 1905 г. Белый (как и большинство символистов) был захвачен волной революции , которую он пытался объединить с соловьевским мистицизмом. Но вырождение революции в уголовную анархию вызвало у Белого подавленность, как и у Блока, и он потерял веру в свои мистические идеалы. Подавленность излилась в двух стихотворных сборниках, появившихся в 1909 г.: реалистическом – Пепел , где он подхватывает некрасовскую традицию, и Урна , где он рассказывает о своих блужданиях по абстрактной пустыне неокантианской метафизики. Но отчаяние Белого лишено угрюмой и трагической горечи Блока, и читатель поневоле относится к нему не так серьезно, тем более, что сам Белый поминутно отвлекает его своими юмористическими курбетами.

Все это время Белый писал прозу том за томом: писал блестящие, но фантастические и импрессионистские критические статьи, в которых объяснял писателей с точки зрения своего мистического символизма; писал изложения своих метафизических теорий. Символисты высоко его ценили, но широкой публике он был почти не известен. В 1909 г. он опубликовал свой первый роман – Серебряный голубь . Это замечательное произведение, которому вскоре предстояло оказать огромное влияние на русскую прозу, вначале прошло почти незамеченным. В 1910 г. Белый прочел ряд докладов в Петербургской «поэтической Академии» о русской просодии – дата, с которой можно отсчитывать само существование русской просодии как отрасли науки.

В 1911 г. он женился на девушке, которая носила поэтическое имя Ася Тургенева и действительно была родственницей знаменитого писателя . В следующем году молодая пара познакомилась с известным немецким «антропософом» Рудольфом Штайнером . Штайнеровская «антропософия» есть грубо конкретизированная и детализированная обработка символистского мировоззрения, которое считает человеческий микрокосм параллельным во всех деталях вселенскому макрокосму. Белый и его жена были заворожены Штайнером и четыре года прожили в его магическом заведении в Дорнахе, близ Базеля («Гетеануме»). Они принимали участие в строительстве Иоганнеума, который должен был быть выстроен только адептами Штайнера, без вмешательства непросвещенных, т.е. профессиональных строителей. За это время Белый опубликовал свой второй роман Петербург (1913) и написал Котика Летаева , который был опубликован в 1917 году. Когда разразилась Первая Мировая война , он занял пацифистскую позицию. В 1916 г. ему пришлось возвратиться в Россию для военной службы. Но от посылки на фронт его спасла революция. Как и Блок, он попал под влияние Иванова-Разумника и его «скифского » революционного мессианизма. Большевиков Белый приветствовал как освободительную и разрушительную бурю, которая разделается с одряхлевшей «гуманистической» европейской цивилизацией. В его (очень слабой) поэме Христос воскрес (1918) он, еще более настойчиво, чем Блок, отождествляет большевизм с христианством.

Как и Блок, Белый очень скоро потерял веру в это тождество, но, в отличие от Блока, не впал в унылую прострацию. Напротив, именно в самые худшие годы большевизма (1918–1921) он развил бурную деятельность, вдохновленную верой в великое мистическое возрождение России, нарастающее вопреки большевикам. Ему казалось, что в России на его глазах возникает новая «культура вечности», которая заменит гуманистическую цивилизацию Европы. И действительно, в эти страшные годы голода, лишений и террора в России происходил удивительный расцвет мистического и спиритуалистического творчества. Белый стал центром этого брожения. Он основал «Вольфилу» (Вольная философская ассоциация), где свободно, искренно и оригинально обсуждались самые жгучие проблемы мистической метафизики в их практическом аспекте. Он издавал Записки мечтателя (1919–1922), непериодический журнал, смесь, в которой содержится почти все лучшее, что было опубликовано в эти тяжелейшие два года. Он преподавал стихосложение пролетарским поэтам и с невероятной энергией читал лекции чуть не каждый день.

За этот период, кроме множества мелких произведений, им были написаны Записки чудака , Преступление Николая Летаева (продолжение Котика Летаева ), большая поэма Первое свиданье и Воспоминания о Блоке . Вместе с Блоком и Горьким (которые тогда ничего не писали и потому в счет не шли) он был крупнейшей фигурой русской литературы – и куда более влиятельной, чем те двое. Когда возродилась книжная торговля (1922), издатели первым делом стали печатать Белого. В том же году он уехал в Берлин, где стал таким же центром среди писателей-эмигрантов, каким был в России. Но его экстатический, беспокойный дух не позволил ему оставаться за границей. В 1923 г. Андрей Белый вернулся в Россию, ибо только там ощущал соприкосновение с жадно ожидавшимся им мессианским возрождением русской культуры.

Портрет Андрея Белого. Художник К. Петров-Водкин, 1932

Однако все его попытки наладить живой контакт с советской культурой оказались безнадёжными. Коммунистические идеологи Андрея Белого не признавали. Ещё в Берлине он порвал с Асей Тургеневой, а по возвращении в СССР сожительствовал с Анной Васильевой, на которой в 1931 официально женился. У неё на руках писатель и умер 8 января 1934 в Москве после нескольких инсультов.

Похожие статьи