Значение слова забота. Забота - значение

28.09.2019

Забота - целенаправленное содействие чьему-либо благу. Объектами заботы могут быть люди, животные, окружающая среда, общественные институты, мир в целом. Одно из существенных значений заботы выявляется в контексте анализа отношения человека к другим людям и к самому себе. В различных философских и культурных традициях забота рассматривалась как прежде всего деятельно-заинтересованное отношение к другому (другим), противоположное враждебности, эгоизму, манипуляции в корыстных интересах, равнодушию, основанное на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, предполагающее открытость и доверие.
Забота - противоположность апатии. Забота - это неотъемлемый источник эроса, источник человеческой нежности. Поистине замечательно, что забота рождается в том же самом акте, что и младенец.
Забота - комплекс действий, основанных на позитивных чувствах (часто - любовь, уважение) к объекту (человеку, животному, или предмету), и нацеленных на бескорыстное удовлетворение потребностей того объекта.
Заботу может проявлять как животное к своему потомству, так и человек к какому-нибудь предмету, например автомобилю. В любом случае, заботящийся выполняет те действия, которые необходимы получателю заботы.

Забота - в экзистенциалистской философии Хайдеггера в отношении к окружающему миру существование выступает как озабоченность, а в связи с другим человеком - общей заботой. В самой заботе слиты три структурных момента существования: 1) устремление себя вперед, бытие, характеризующееся выходом за пределы своего существования к возможностям бытия, и все это увенчивает страх; 2) заброшенность; 3) забвение.

Сенека в изречении «Guro hominist bonum perficit» («Забота совершенствует добро в человеке») выразил мысль, что забота способствует саморазвитию человека до состояния, когда он получает возможность существовать свободно для раскрытия своей собственности возможности.

О причинах того, что основным состоянием человеческого существования является забота, повествует Гиган (ок. 25 до Р. X.) в басне о сотворении человека.
Забота сотворила человека из звука, Юпитер влил в него душу, тогда возник спор о владении этим творением. Призванный в посредники Сатурн решил, что Юпитер после смерти этого создания обязан вернуть «времени» дух и миру звук, забота же, поскольку она сотворила это существо, должна им владеть, пока оно живет («Cura teneat, quamdiu vixerit»).
По Ушакову «Забота» - это беспокойство, опасение. Например, Отца угнетала забота о дальнейшей судьбе сына. Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь.
По Далю «Забота» - это усердные хлопоты, беспокойное попеченье, радушное беспокойство о ком или о чем.
Забота о потомстве у животных – это вскармливание, уход и защита детенышей, осуществляемые самкой, самцом, брачной парой или группой родственных животных, основанные на цепи безусловных рефлексов.
Синонимы: попечение, рачение, радение, рвение, старание, беспокойство, возня, хлопоты; уход, внимание, надзор, призор, присмотр.
Антонимы: недоброжелательность, беспечность.

К этому описанию Заботы добавим психофизическое определение, в котором раскрывается механизм и схема сознательного управления действиями.
Забота – это один из видов импульсов простатического нервного сплетения, зарождающийся вдоль внутренней стороны бедер и поступающий в главный нервный меридиан, который поляризуют психику качеством содействие чьему-либо благу. Другие виды нервных импульсов данной зоны – это Нежность, Бережливость… и противоположные им качества Грубость, Недоброжелательность, Расточительность.

Под определением «забота» мы обычно подразумеваем проявление особого внимания, опеки, переживания в отношении кого-либо. В сознании большинства людей все эти категории вполне тождественны. А что же на самом деле означает «забота» - совокупность каких-то проявлений или это отдельное суждение?

Понятие «забота» не является сугубо психологическим, оно также изучается в медицине, педагогике, филологии. Каждая из научных отраслей объясняет заботу по-своему. В широком смысле термин «забота» трактуется двояко. С одной стороны – это совершение ряда действий, направленных во благо кого-либо или чего-либо (ведь мы заботимся не только о живых существах, но и комнатных растениях, к примеру). Иная точка зрения – забота – это переживания, беспокойство, бремя.

С проявлением заботы мы сталкиваемся с момента рождения (а в некотором смысле – еще и до него). Любящие родители готовы сделать все возможное для обеспечения комфорта и благополучия малыша – все эти действия и объединяются понятием «забота». Позже мы и сами учимся заботиться о себе и о других. Это выражается не только в переживаниях и тревоге, но в конкретных действиях, обеспечивающих благополучие объекта нашей заботы. Мы навещаем заболевшего друга, кормим кота, поливаем цветы, помогаем маме и бабушке донести тяжелые сумки – по мере взросления человека этот список пополняется постоянно.

Прежде всего, человеку свойственно заботиться о себе, собственных потребностях. Ежедневно нам необходимы сон, питательная и полезная еда, физическая активность и отдых – это естественные, потребности, которые, так или иначе, диктует наш организм. Удовлетворяя их, мы заботимся о себе на самом элементарном уровне: ложимся спать в теплую удобную постель, кушаем свежую и аппетитную пищу, одеваемся по сезону. Заботиться о своем здоровье - правильно и похвально.
Но порой приходится сталкиваться с проявлениями чрезмерной заботы о себе, часто - в ущерб окружающим. Такая зацикленность на собственной персоне граничит с эгоизмом и становится серьезным препятствием на пути построения гармоничных отношений с другими людьми. Общение – необходимое условие для саморазвития человека, поэтому иногда нужно проявлять заботу о других. Это позволяет нам чувствовать себя нужными, повышает самооценку.

Заботиться о детях должны, прежде всего, родители. Вся радость и ответственность процесса возлагается именно на них. Здесь важно учитывать особенности возраста и развития ребенка, его личные потребности. Иногда маме с папой бывает очень нелегко «переключиться» по мере взросления обожаемого чада. Также очень часто можно встретить проявления ложной заботы, когда родители тешат собственное эго чрезмерной опекой над ребенком. Например, задаривают малыша дорогими игрушками, пытаясь компенсировать свое нежелание (или невозможность) проводить с ним достаточно времени. Давайте помнить, что наши дети нуждаются в моральной, физической и материальной заботе в одинаковой мере! Проявлять внимание нужно ко всем этим сферам и не пытаться заместить одно другим (не заменять игры и беседы едой или новыми игрушками).

Жизнь весьма относительна и переменчива. Казалось бы, еще вчера мы были детьми и о нас заботились родители. А сегодня мы стали взрослыми, самостоятельными, и вот уже наши родители нуждаются в нашей заботе и внимании. Нормальные взаимоотношения между близкими людьми подразумевают взаимную заботу друг о друге. Таким образом, люди демонстрируют свою любовь и привязанность. А в случае с родителями – искреннюю благодарность за все, что они сделали для нас. Поэтому заботиться о пожилых родителях (бабушках, дедушках) – это моральный долг каждого ребенка. И здесь тоже важно учитывать потребности на всех уровнях – моральном, физическом, материальном. Помочь сделать ремонт, купить продукты, сопроводить к доктору, просто лишний раз позвонить и приехать в гости – вовсе необременительно для нас, но очень важно для пожилых людей.

Мужчины и женщины понимают заботу по-разному. Для мужей, отцов, дедушек забота – это, в первую очередь, материальное обеспечение своей семьи. Представители сильного пола уверены, что если их родные в безопасности, обеспечены всем необходимым, то задача выполнена. Психологические потребности жен и детей очень часто уходят далеко на второй план. Мужчины, не скупитесь на знаки внимания и общение с семьей – это не менее важно, чем материальная составляющая!

Для женщины забота – это нечто принципиально иное. Девочки, девушки, жены, мамы понимают заботу как определенные поступки, благодаря которым окружающие их люди – папы, мужья, дети становятся счастливее. Это - с любовью приготовленный ужин, аккуратно выглаженные рубашки, вовремя предложенное лекарство и многое другое.


Именно из-за разницы в понимании и восприятии заботы между мужчиной и женщиной (чаще – между молодыми родителями) иногда возникают конфликты. Будьте внимательны друг к другу и постарайтесь достичь взаимопонимания. Нет ничего зазорного в том, что мама будет больше заботиться и питании и режиме дня малыша, а папа – покупать игрушки и оплачивать занятия с репетитором.

Осуществляя поддержку и заботу, не стоит переходить разумные границы. Гиперопека никогда не была здоровым проявлением заботы. Поддержка должна быть оказана именно в той мере, в которой нуждается ее объект. Чрезмерное проявление заботы скорее разрушительно скажется на личности человека, на которого оно направлено, чем окажется полезным. Также не стоит навязывать свою опеку тем, кто в ней не нуждается. Свои амбиции лучше направить в другое, более продуктивное русло, и там успешно реализовать.
Проявление нежности, внимания и участия – это естественные потребности личности. Давайте будем внимательны не только к своим близким, но и к другим людям вокруг нас!

Трактовка Заботы как деятельно-заинтересованного отношения к другим, основанного на осознании значимости связи между людьми , имеет корни в различных культурных традициях. Например, Конфуций главным качеством «благородного мужа», мерой всех добродетелей считал человеколюбие - «Жень». В античной философии Забота выступает как особое отношение между людьми, имеющее целью поддержание и укрепление единства человеческого рода, основанное на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, «узы между людьми» поддерживаются а) справедливостью; б) готовностью творить добро (добротой, щедростью).

Дружба как согласие предполагает доверие и с необходимостью исключает враждебность, своеволие, охваченность разъединяющими страстями (Пифагор). В ней проявляются способность к сочувствию, готовность помогать, разделять тяготы повседневности. Аристотель указал на деятельный характер дружбы: ее целью является действие-любовь. Одно из ее проявлений — благодеяние, существенной чертой которого, как и дружбы, является бескорыстие.

Сенека именно благодеяние считал «главнейшим связующим звеном» для общества и «содружества человеческого рода» вообще. Сущность благодеяния он видел не в материи, а в душевном расположении, с которым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо любить. Таким образом, наиболее важным ключом в работе над собой и в заботе о других является поддержание правильного СОСТОЯНИЯ души, когда невозможно проявление неделикатности, холодности, а сам человек в этот момент есть тепло, забота, понимание, любовь.

В учении Будды важное место занимает понятие сострадания (любовь, непричинение вреда), значимость которого обусловлена представлением о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ. "Бессмертие может быть достигнуто лишь постоянными добрыми делами; и совершенство достигается лишь через сострадание и милосердие". Сострадание и целесообразность ярко выражены в следующем диалоге:

— Благословенный произносит ли слово, если оно ложно, губительно и неприятно?
- Нет.
- Если оно истинно, губительно и неприятно
- Тоже нет.
- Если оно истинно, полезно и неприятно?
- Да, когда он находит это нужным.
- Если истинно, полезно и приятно?
- Да, когда он находит время подходящим.
- Почему действует он так?
- Ибо он сострадает всем существам.

Необходимую степень сострадания раскрывает цитата из "Голоса Безмолвия", обнародованного Еленой Петровной Блаватской (в строки этой книги, написанные когда-то на тибетском или на еще более древних языках, вчитывались очень многие глаза, искавшие и ищущие одно — Путь):

"Да внимает душа твоя каждому крику страдания подобно тому, как священный лотос обнажает сердце твоё, чтобы упиться лучами утреннего солнца.

Не допускай, чтобы палящее солнце осушило хоть единую слезу страдания, прежде чем ты сам не сотрёшь её с очей скорбящего. И да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца, и да пребывает она там: не удаляй ее, пока не устранится печаль, ее родившая".

"Подобно матери, охраняющей свое единственное дитя своею жизнью, воспитывайте в себе такую беспредельную любовь ко всем существам". «Что бы не говорили люди о вас, будь то справедливо или несправедливо, учтиво или неучтиво, умно или глупо, с добротою или со злобою, мои ученики, вы должны приучать себя к этому. Ваш ум должен оставаться чистым, незапятнанным. Также и злое слово не должно исходить из ваших уст. Добрыми и сострадательными должны вы пребывать, сердцем любящими и не таить в себе ненависти. Окружите человека непрекращающимся потоком любвеобильной мысли. И, продолжая от него, наполните весь мир постоянными мыслями любвеобильной доброты, мыслями широкими, растущими и неизмеримыми, как мир, свободными от ненависти, свободными от злобы. Так, ученики, должны вы воспитывать себя". (Гаутама Будда)

«Обойдя все круги Дантовы, придем мы к сотрудничеству. Сотрудничество, сострадание - та же любовь. Заповеданная всеми иероглифами сердца любовь - Матерь Мира. Неисчерпаема любовь творящая, создавшая племя Святых, людей, не знающих ни земли, ни народности; поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание, сотрудничество; спешащих во Благо; несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати».

  • Опекая человека, мы считаем его беспомощным, часто принимаем решения за него. Заботясь, мы признаем его самостоятельность.
  • Гиперопека мешает человеку осознавать свои потребности, расти и развиваться.
  • За гиперопекой, как правило, скрываются психологические травмы, стремление к контролю и желание наполнить жизнь смыслом.

Грань между заботой и опекой тонка, однако для семейного психотерапевта Марии Дьячковой разница очевидна. «Опека связана со словом «беспомощность». Мы направляем внимание на того, кто не способен сам о себе позаботиться: на маленького ребенка, пожилого или недееспособного человека», – объясняет она. При этом опекающий часто принимает решения за подопечного.

Забота же основана на потребности отдавать, желании делиться с тем, кто справится и без чужой помощи. В наших глазах тот, о ком мы заботимся, не слаб: он вполне самостоятельный, «равный» нам, но наше внимание будет ему приятно.

Забота присутствует и в детско-родительских, и в партнерских отношениях, а вот есть ли в них место опеке? Попробуем разобраться.

«Мама, я голодный или замерз?»

В отношениях между родителем и ребенком опека и забота – базисные понятия, но по мере взросления ребенка их соотношение меняется. Новорожденный абсолютно беспомощен, не способен сам себя накормить, позаботиться о себе. Родитель распознает его потребности и своевременно их удовлетворяет. Это опека, и она вполне уместна и оправданна. По мере того как малыш растет, мать учит его удовлетворять свои потребности: сообщать о чувстве голода, пользоваться ложкой, мыть яблоко и развлекать себя. Это уже проявление заботы.

Ребенок взрослеет, и потребности становятся сложнее: к элементарным физиологическим добавляются эмоциональные. Когда малыш расстроен или напуган, ему нужно, чтобы его успокоили. Важно, чтобы взрослый не «отбирал» неприятное чувство («Облаяла собака? Не пойдем больше в этот парк!»), а просто был рядом, когда сын или дочь переживает. Например, держа ребенка за руку, можно предложить ему погладить собаку в наморднике – а значит, помочь встретиться со страхом в безопасной ситуации. Таким образом малыш учится справляться с разными эмоциями и состояниями, рассчитывая на поддержку взрослого. Родитель помогает ребенку осознавать свои потребности, и тот растет и развивается. Это и есть заботливое отношение.

«Детям необходимо время от времени переживать здоровую фрустрацию, – поясняет Мария Дьячкова. – В этот момент ребенок обнаруживает: не все, что ему нужно, находится в пределах его тела и доступно прямо сейчас. Так приходит понимание, что надо что-то сделать самому или обратиться за помощью. Удовлетворяя потребность, ребенок неизбежно меняется внутренне, а значит, развивается».

От «гиперопекающих» мам часто можно услышать: «мы поспали», «мы сдали экзамен», «мы поступили в институт»

Нередко взрослый лишает ребенка возможности встретиться со здоровой фрустрацией, предвосхищая его желания. В результате ребенок не осознает ни самих потребностей, ни адекватных средств их удовлетворения. «Мама, я голодный?» «Нет, Яша, ты замерз!» – этот диалог из одесского анекдота полностью отражает то, что психологи называют гиперопекой.

«Мама кормит ребенка, хотя он еще не успел проголодаться, – объясняет Мария Дьячкова. – Он никогда не почувствует голод, ведь мать нейтрализует на корню саму возможность испытать его. Гиперопека – извращенное понимание заботы, попытка оградить ребенка от любого дискомфорта. Мать забирает у малыша его право на развитие, у него нет необходимости что-то предпринимать, менять в себе».

В таких семьях дети не знают, чего хотят и куда им двигаться. За них думают и живут взрослые. От «гиперопекающих» мам часто можно услышать: «мы поспали», «мы сдали экзамен», «мы поступили в институт». В ребенке они видят функцию, а не личность, рассматривают его как существо, вокруг которого нужно вертеться. «Я на него всю жизнь положила», – излюбленная фраза опекающих мам. Ребенок создает смысл в жизни матери, но своего смысла у него нет – его «отнял» взрослый.

«Сделай так, чтобы я не ревновала»

В отношениях взрослых людей забота проявляется в удовлетворении потребностей партнера «по запросу», по желанию, ведь в отличие от младенцев мы можем сказать о том, в чем нуждаемся.

«Допустим, я нуждаюсь в признании и внимании, – поясняет Мария Дьячкова. – Я сообщаю об этом партнеру, но это вовсе не значит, что он обязан удовлетворять мою потребность именно так, как я себе это представляю. Если я требую от партнера конкретного действия: подарить мне «миллион алых роз» или кольцо с бриллиантами – это тревожный сигнал. Еще хуже – ждать, что он сам догадается, чего я хочу. Или, например, ревнуя партнера, я настаиваю, чтобы он «не давал мне повода». Что он должен делать? Скрывать свою сексуальность? А если мне только кажется, что он дает повод? Тем самым я как бы говорю партнеру: «Я не справляюсь, справься ты». Я сознательно признаю себя слабой, немощной, требующей опеки. Это переводит нас в плоскость детско-родительских отношений, когда один из взрослых партнеров выбирает инфантильную позицию».

Такое искаженное понимание заботы сегодня, к сожалению, распространено довольно широко.

Что скрывается за гиперопекой?

Гиперопека – лишь симптом, внешнее проявление более глубоких проблем. Что за ней может скрываться?

1. Травма плюс травма. Часто партнеры негласно заключают взаимовыгодный контракт, торгуются, выменивая свои потребности. «Ты зарабатываешь и обеспечиваешь мне ощущение безопасности, а я активно демонстрирую твою успешность». Здесь снова можно говорить об отношении к человеку как к функции. Часто такие союзы образуют глубоко травмированные люди.

Такое состояние пары довольно устойчивое. «У меня нет левой ноги, у тебя – правой. Мы объединяемся, и теперь мы – полноценный двуногий человек». Не замечать отсутствия ноги у другого – удобный бартер, – комментирует Мария Дьячкова. – Встречается и крайняя степень извращенной «взрослой» опеки, когда я не даю партнеру возможности осознать, что с ним что-то не так. Например, не даю мужу понять, что он алкоголик: «Нет-нет, это все проблемы на работе» или «Это я тебя расстроила». Я стремлюсь так опекать другого, чтобы он даже не задумывался о том, что может быть иначе и стоит изменить себя и свою жизнь. Ведь тогда и мне придется меняться».

Рано или поздно человек может осознать проблему и заняться собственным излечением – сам или с помощью психолога. А кто-то предпочитает жить «без ноги» долгие годы, лишь бы не остаться в одиночестве.

Иногда взрослый добровольно отказывается от ответственности за себя, соглашается играть роль безвольного, застенчивого, слабого

2. Контроль и недоверие. Завуалированная цель гиперопеки – контроль за потребностями, желаниями, фантазиями другого. В здоровых отношениях (родителя и ребенка или двоих взрослых) это невозможно, да и ненужно. А если отношения нездоровые? Тогда опекающий нарушает границы партнера: читает переписку, проверяет телефон. Такое встречается не только в отношениях мужчины и женщины, но и взрослых детей и родителей.

3. Стремление наполнить жизнь смыслом. Случается, что мать контролирует не только детей, но и внуков, подменяя собой или вытесняя родителей. Таким образом она наполняет жизнь «чужим» смыслом, ощущает свою нужность и важность. Иногда взрослый добровольно отказывается от ответственности за себя, соглашается играть роль безвольного, застенчивого, слабого, «заблудившегося». Яркий пример – сын-наркоман и его мать. Мать выплачивает долги ребенка за дозы, оправдывает перед начальством его прогулы. В обмен она чувствует себя нужной, ее жизнь обретает смысл.

Как научиться правильно заботиться?

В отношениях с ребенком родителю важно вовремя удержаться от опеки. «Я как мать четко распознаю, когда ребенок в состоянии сам позаботиться о себе, – объясняет Мария Дьячкова. – Однажды наступает момент, когда он может сам помыть руки, выбрать игрушку, разобраться с обидчиком на детской площадке. Я признаю за ним право быть самостоятельным и даю возможность обратиться ко мне за помощью в случае необходимости. В этот момент я заменяю опеку заботой».

Но как быть с недееспособным человеком? Какие-то вещи больной не может сделать сам: например, сходить в туалет или подняться по лестнице. Но, возможно, он способен сам себя развлечь? «Прекрасный пример того, как может и должно быть, показан в фильме «1+1». По сюжету в сиделки к парализованному бизнесмену нанимается темнокожий парень с криминальным прошлым. Какие-то процедуры «сиделка» берет на себя, но во многом относится к подопечному как к равному. Парень отлично понимает: у бизнесмена парализовано тело, но не личность». Хорошо бы и нам всем об этом не забывать в отношениях с близкими.

Об эксперте

– семейный психотерапевт, психолог-консультант, тренер, автор книг о созависимости, ведущая в тренинг-центре Марика Хазина.

Похожие статьи