«Я не гипножаба, чтобы всем нравиться». Алексей Сальников в славе и вокруг нее. Я не чтобы всем нравится: всем не угодить

27.09.2019

Публикация и вступление А. Бабореко

"Автоинтервью" Бунина

Наука и жизнь, No 6, 1976 OCR Бычков М.Н. 26 октября 1947 года И. А. Бунин должен был читать на литературном вечере в Пари-же свои воспоминания. Предполагалось, что вечеру будет предшествовать реклама в печати. Чтобы помочь одному из устроителей, Бунин решил написать эту заметку самолично и, когда тот пришел к нему, вручил ему готовый текст. Заметка была написана в виде беседы писателя с вымышлен-ным корреспондентом. Это была шутка писателя. Но сколько горькой правды содержалось в этой шутке! Насколько трудными были для Бунина военные и послевоенные годы в Париже, можно судить хотя бы по его письму в Мо-скву давнему другу писателю Н. Д. Телешову от 1 марта 1947 года: "Годы войны с их жестокими лишениями (пещерный голод, холод да еще под проклятым немецким игом) крепко надломили мое здоровье, а теперь жизнь во Франции тоже не мед и особенно нынешней зимой с ее небывалы-ми холодами, и вот обострился в ледяной квартире мой хронический бронхит, начал меня бить по целым ночам адский кашель, увеличилась до форменного удушья, до начала астмы одышка, мало-мальски снос-ное питание стало стоить бешеных денег..." ("Исторический архив", 1962, No 2, с. 164). Несомненно, что шуточное "автоинтервью" И. А. Бунина содержит реальные сведения о жизни писателя.

У И. А. БУНИНА

Мы застали И. А. в его кабинете за пись-менным столом, в халате, в очках, с пером в руке... -- Bonjour , mattre { Добрый день, мэтр! } . Маленькое интер-вью... в связи с вашим вечером 26 октяб-ря... Но мы, кажется, помешали,-- вы пишете? Простите, пожалуйста... И. А. притворяется сердитым: -- Мэтр, мэтр! Сам Анатоль Франс сер-дился на это слово: " Mattre de quoi ?". { Мэтр чего? } И когда меня называют мэтром, мне хочется сказать плохой каламбур: "Я уже так стар и будто бы знаменит, что пора меня назы-вать "киломэтром". Но к делу. О чем вы хотите беседовать со мной? -- Прежде всего о том, как вы поживае-те, как ваше здоровье, чем порадуете нас на вечере, что сейчас пишете?.. -- Как поживаю! Горе только рака кра-сит, говорит пословица. Знаете ли вы чьи-то чудные стихи: Какое самообладание У лошадей простого звания, Не обращающих внимания На трудности существования! Но где ж мне взять самообладания? Я лошадь не совсем простого звания, а глав-ное, довольно старая, и потому трудности существования, которых, как вы знаете, у многих немало, а у меня особенно, пере-ношу с некоторым отвращением и даже обидой: по моим летам и по тому, сколько я пахал на литературной "ниве", мог бы жить немного лучше. И уже давно не пишу ничего, кроме просьб господину сборщику налогов о рассрочке их для меня. Я и прежде почти ничего не писал в Париже, уезжал для этого на юг, а теперь куда и на какие средства поедешь? Вот и сижу в этой квартирке, в тесноте и уже если не в холоде, то в довольно неприятной прохладе. -- А можно узнать, что именно вы буде-те читать на своем вечере? -- Точно никогда не знаю чуть не до пос-ледней минуты. Выбор чтения на эстраде -- дело трудное. Читая с эстрады даже что-нибудь прекрасное, но не "ударное", зна-ешь, что через четверть часа тебя уже не слушают, начинают думать о чем-нибудь своем, смотреть на твои ботинки под сто-лом... Это не музыка, хотя был у меня од-нажды интересный разговор на эту тему с Рахманиновым. Я ему: "Вам хорошо -- му-зыка даже на собак действует!" А он мне в ответ: "Да, Ванюша, больше всего на со-бак". Так вот все колеблешься: что читать, чтобы не думали о своем, не смотрели на ботинки? Я не червонец, чтобы всем нра-виться, как говорил мой отец, я не често-любив,.. Но я самолюбив и совестлив -- заставлять людей скучать не люблю... Так что одно имею в виду для вечера: не за-ставлять скучать. -- А вы, И. А., очень волнуетесь, читая на своих вечерах? Ведь все на эстраде, на сцене волнуются... -- Еще бы! Я юношей видел в "Гамлете" знаменитого в ту пору на весь мир Росси и в антракте получил разрешение войти к нему в уборную: он полулежал в кресле с обнаженной грудью, белый как полотно, весь в огромных каплях пота... Видел, тоже в уборной, знаменитого Ленского из мо-сковского Малого театра в совершенно та-ком же положении, как Росси... Видел за кулисами Ермолову -- имел честь не раз вы-ступать с ней на благотворительных литера-турных вечерах: если бы вы знали, что де-лалось с ней перед выходом! Руки трясут-ся, пьет то валериановые, то гофмэновские капли, поминутно крестится... Кстати ска-зать, читала она очень плохо -- как почти все актеры и актрисы... -- Как! Ермолова! -- Да, да! Ермолова. Что до меня, то, представьте, я исключение: и за кулисами и на эстраде спокоен. "Не нравится -- не слу-шайте!" В молодости я на эстраде краснел, бормотал -- больше всего от мысли, что ров-но никому не нужно мое чтение,-- и даже от какой-то злобы на публику. Совсем мо-лодым я однажды был участником литературно-музыкального вечера в огромнейшем зале в Петербурге и знаете, вместе" с кем? Вы не поверите! С самим Мазини, который, хотя был уже далеко не молод, но был еще в великой славе и чудесно пел неапо-литанские песни! И вот вылетел я на эстра-ду после него,-- вы понимаете, что это та-кое: после него? -- подбежал к самому краю эстрады, глянул,-- и уж совсем об-мер: на шаг от меня сидит широкоплечий, с широким переломленным носом сам Вит-те и крокодилом глядит на меня! Я забормотал как в бреду, облился горячим и хо-лодным потом -- и стрелой назад, за кули-сы... А теперь я, пожалуй, не смутился бы даже под взглядом... ну, придумайте сами, под чьим взглядом...

Ян Гэ не победила в «Голосе-6», однако стала одним из самых ярких вокальных открытий, сделанных этим телешоу за последнее время. Актриса китайского происхождения, учившаяся у Сергея Соловьева во ВГИКе и у Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», самостоятельно строит певческую карьеру, при этом не оставляя театра и кино: недавно вышел ее дебютный мини-альбом «Человек не с Земля» - русский поп с неповторимым китайским акцентом. Денис Бояринов получил приглашение прийти к Ян Гэ в гости и подпал под обаяние ее непосредственности и неповторимой манеры говорить на русском, сохраненной в этом интервью.

- У вас есть музыкальное образование?

Нет. Это, скорее всего, врожденное. Моя мама пела.

- А где пела мама?

Она - певица. У нее есть справка, что она - певица: в Китае нельзя без справки. Она пела в клубе. Но не в таком клубе, как те, что мы сейчас знаем. В Китае была такая профессия: если человек хочет слышать какую-то песню, он приходит в клуб и заказывает ее певице, которая ему ее споет.

- Как в ресторане?

Это был не ресторан. В такой клуб приходили конкретно слушать песни. У нее было больше всего заказов.

- Когда вы запели?

Я очень рано начала говорить - это генами как-то передалось. Мама говорит, что, когда мне было всего семь месяцев, она брала меня в студию на запись песен. Наверное, это помогло. А я начала конкретно петь попса с трех лет. И очень хорошо пела - все слова знала.

Впервые в истории российской музыки китаянка запускает альбом на русском! Такого в жизни не было.

- И на инструментах вы не играете?

У нас в начальной школе - до шестого класса - обязательное изучение музыки и игры на национальном китайском инструменте. Я училась три года играть на пипе - это такая китайская гитара, четыре струны, грушевидная форма. Но не могу сказать, что умею играть. Я не умею читать ноты, потому что китайские ноты другие - у нас же цифрами записывается.

- Когда вы запели со сцены? Это случилось после прихода в «Гоголь-центр»?

Нет, раньше. Когда я поступила на первый курс во ВГИК, мне очень хотелось зарабатывать деньги. Однокурсник пошутил, что мне надо пойти в телепрограмму «Минута славы» - мол, если я ее выиграю, то мне миллион рублей дадут. В 2011 году я попала в финал этой программы и там пела.

- Выиграли?

Нет, не выиграла (смеется) . Я не хотела об этом говорить, потому что все эти телешоу не про меня. Тогда я была маленькая, и у меня была другая цель - мне просто нужны были деньги. Я не хотела стать звездой, у меня и сейчас нет такого желания.

- Что вы пели в «Минуте славы»?

- «Эхо любви». В полуфинале я пела дуэт с Мазаем, а в финале с Киркоровым.

- При этом вы не испытывали священного трепета оттого, что пели с Мазаем и Киркоровым?

Нет. Я даже не знала, кто это такие. Я же из Китая.

- Как вам Киркоров как партнер?

- (Смеется.) Тогда мне было вообще непонятно, о чем он шутил. А теперь я понимаю, что это было жестко. Я не могу его оценивать как партнера - у нас с ним не было репетиций. Он огромный, очень высокий-высокий, а я же мелкая. Он вертел меня, держал в руках, очень сложно было. Но это было так давно - семь лет назад.

Один человек мне посоветовал идти на «Голос» - уговаривал меня целый час. А я не люблю конкурсы - не люблю доказывать, что я умею. Я считаю, что талант вообще невозможно сравнивать - зачем это нужно? Он меня очень сильно уговаривал. На следующий день я подумала, что совсем неизвестный человек и так за меня переживает - ну что мне стоит открывать компьютер и написать заявку? Это оказалось очень сложно - я час или два заполняла анкету. Чуть не сломала компьютер. Даже не поняла, отправила я ее или нет. И забыла об этом.

Спустя месяц мне позвонили, но я не подошла к телефону - естественно, звонят с незнакомого номера. Меня разыскал агент: «Ян Гэ, ты подавала заявку на “Голос”? Пойдешь?» Ну раз позвали - пойду. Взяла гитариста и пианиста из «Гоголь-центра» и пошла на кастинг.

Как и во всех шоу. Моя позиция отличалась от других участников. Там все пытаются понравиться. Я тоже была такая, когда была маленькая. Со временем - видимо, я старею - мне стало пофиг на все. Я понимала, что победа в «Голосе» ничего не изменит в моей жизни, - никто не помнит, кто что выиграл. Я относилась к участию в телешоу очень несерьезно, поэтому все песни, которые я исполняла в «Голосе», совершенно неконкурсные - я выбирала очень странные песни. Там же все пытаются петь громче и выше, я тоже так могу - но зачем? Поэтому в финале я вышла в костюме динозаврика (смеется) . Это было под Новый год, я сказала Диме Билану: «Давай мы не будем стараться победить. Давай просто веселимся. Это ведь праздник. Надо просто дарить людям счастье. Давай просто сделаем смешное шоу». - «Каким образом?» - «Давай я выйду на сцену в костюме динозаврика». - «Что?? Гэша, ты понимаешь, что это сумасшедшая идея?» Да - я это понимаю. Но я знаю, что надо нести со сцены эмоции. Это намного важнее, чем что-либо. И я хочу жить таким образом, чтобы мне не указали, что делать.

Я не ждала, что у меня после «Голоса» появится продюсер и сделает из меня звезду. Я все делаю сама. Мне не нужен человек, чтобы управлять меня. Я буду делать то, что я хочу, - а получится или нет… У меня нет цели иметь успех, у меня есть цель - чтобы я жила счастливо и делала то, что мне нравится.

Раз вы сами себе продюсер, давайте обсудим ваш дебютный альбом. Кто вам делал звук для «Человека не с Земля»?

- (Хихикает.) Это очень смешно - у нас осетинский продакшен. Мы написали десять песня за три недели. Это невероятная скорость. В итоге мы решили выпустить пока четыре песни. Проверить, что нравится народу, - проверить их и мою реакцию. Мое это или не мое. Есть песни, которые тогда мне очень нравились, а сейчас я понимаю, что нужно все поменять. Но до конца года думаем выпустить еще один EP .

- Почему решено было начать именно с этих песен?

Потому что они больше похожи на песни Ян Гэ - там есть моя личность, мой характер и мое отношение. Если я как продюсер смотрю на свой продукт, то понимаю, что сейчас мы продаем только личность. Никогда не угадаешь, какие песни могут выстрелить. А эти песни не сможет спеть Лобода или Монеточка. Это Гэшины песни.

Почему альбом называется «Человек не с Земля»? Все говорят: ты станешь звездой, ты - звезда. А я так не отношусь: я не звезда и ей не буду. Я просто человек не с Земля.

Эти песни не сможет спеть Лобода или Монеточка. Это Гэшины песни.

- Странная женщина, немножко не от мира сего - это образ или реальная Ян Гэ?

Это и есть Ян Гэ. По крайней мере, я не из этого мира. Во мне течет китайская кровь. Меня 20 лет воспитывала другая культура. Как бы я себя хорошо здесь ни чувствовала - я другая. Я мыслю по-другому, смотрю в другую сторону. Люди боятся странностей. А я очень ценю людей, которые не боятся быть особенными. Меня мама так воспитала, что не надо бояться. Я раньше, когда была маленькая, не очень это понимала. А сейчас - мне похрен на все, на хейтеров и на кого угодно.

- А есть хейтеры?

Конечно. Я же не бабла, чтобы всем нравиться. И это хорошо, что не все тебя любят.

Петр Минаков

Что для вас по-прежнему остается странным в том, как русские себя ведут и как живут, несмотря на то что вы давно здесь живете?

Опоздания. Это в культуре, реально - даже телеэфир можно начать позднее.

- А вы никогда не опаздываете?

В России начала опаздывать, потому что я знаю, что никто не придет вовремя. Когда я училась во ВГИКе, со мной учились финка и литовка - мы были лучшими друзьями. Поначалу мы всегда приходили на занятия раньше всех - чуть-чуть пораньше, потому что нас так воспитали. К четвертому курсу мы стали опаздывать, как и все. А в Китае опоздания всех очень бесят. Там очень жестко с этим. Даже на минуту опоздать нельзя.

У любой творческой идеи есть срок действия, как у молока.

- У вас на альбоме есть песня «Я поднимаю Восток» - это ответ рэперу Face на песню «Я роняю Запад»?

- (Смеется.) Это один музыкант пошутил - он придумал эту песню. Я считаю, круто, что там поется «Я поднимаю Восток». Так и есть (смеется) . Впервые в истории российской музыки китаянка запускает альбом на русском! Такого в жизни не было.

- Помимо музыки вы заняты в театре и в кино. Расскажите, что у вас там происходит.

Мой первый полный метр «Ню», который взял «Серебряного Георгия» на ММКФ, катается по фестивалям других стран. Хочу сделать прокат этого фильма, но через три-пять лет. С апреля я готовлю съемки второго полного метра под названием «Trinity Sunday» («Троица») - надеюсь, они начнутся в октябре. Я играю там и главную роль. Еще у меня есть две актерские работы в фильмах, о которых нельзя говорить. В театре у меня выпускается два спектакля в «Гоголь-центре»: в декабре мы выпускаем «Мизантропа» по Мольеру и оперу «Барокко» - совместный проект с Большим театром.

А еще у меня есть идея запустить бренд одежды «Ян Гэ». Даже готовы эскизы вещей. Но пока на это не хватает сил.

- Вы реализуете себя как певица, актриса театра и кино, режиссер, а в какой профессии вы зарабатываете?

На концертах пока что - заказы, корпоративы. Если начнутся съемки, то буду зарабатывать как актриса. А кино снимаю как высказывание. У нас бюджет очень маленький, и, чтобы хватило на съемки, я жертвую свои гонорары. Мне очень хочется его сделать. Я считаю, что у любой творческой идеи есть срок действия, как у молока. Если ты сейчас ее не высказываешь - она портится. Поэтому я сказала продюсеру: либо мы сейчас запускаем фильм, либо никогда. Я не знаю, что будет через год, - вдруг мне будет это неинтересно. А интерес - это важно.

- У вас на холодильнике висит фото с Кириллом Серебренниковым. Когда оно было сделано?

Давно. Это наше день рождения - мы родились с ним в один день, 7 сентября. Я была седьмая девушка в «Седьмая студия». Везде 7. Я думаю, что это судьба.

Не могу сказать, что мы близко общаемся и за столом такие друганы. Я ему благодарна - благодарна работать с ним и в его пространстве. Он показал молодежи, что нам стоит делать и к чему стремиться. Он не читал нам лекций. Он просто сам делал так. Когда ты наблюдаешь за тем, как он работает, тебе стыдно стоять на месте. Тебе стыдно концентрироваться на вещах, которые не имеют значения, - на лишнем пиаре и тусовках. Очень хорошо, что он появился в моей жизни, - он поставил голову на место. Благодаря ему я не стала телкой. Он научил нас заниматься профессией.

Благодаря Кириллу Серебренникову я не стала телкой.

- Вы поздравляли его с днем рождения?

Мы записывали видео и отправляли ему. У нас нет прямого контакта - это очень печально. Он не может быть плохой человек. Если бы он был плохой человек, театр за полтора года давно разрушился бы…

- Я как раз хотел спросить, как вы работаете без него эти полтора года.

Без него очень тяжело, потому что он реально умнее всех в искусстве. Он как отец наш и учитель - наши плечи! Нам тяжело без него, но мы пытаемся продержаться, чтобы театр двигался дальше. Нам сейчас нельзя позориться.

Я не знаю ключ к успеху, но ключ к провалу - пытаться понравиться всем.

Билл Косби

Многие из нас стремятся понравиться всем. Сегодня мы поговорим о том, почему из этого не получится ничего хорошего.

Это невозможно

Невозможно понравиться абсолютно всем. Вы можете, конечно, попытаться, но ваша попытка с треском провалится.

Помните старое доброе выражение «Сколько людей, столько и мнений»? Даже если кто-то будет считать вас самым замечательным человеком на свете, всегда найдётся тот, кто будет думать совсем по-другому.

Так что невозможно и совершенно не нужно стремиться угождать всем. В противном случае вы можете уподобиться Молчалину из «Горе от ума», знаменитую реплику которого многие из нас помнят ещё со школы:

Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья - хозяину, где доведётся жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была.

Мнения других - это просто мнения, а не истина в последней инстанции

Если вы стремитесь понравиться всем, то начинаете принимать близко к сердцу всё, что говорят о вас другие люди. Даже самое незначительное замечание, которое вам высказал другой человек, может испортить ваше настроение на весь день.

Помните, что не всегда стоит всерьёз воспринимать то, что говорят другие люди. Как кто-то когда-то сказал: «Комплимент могут сказать из жалости, а гадость - из зависти».

В любом случае все мнения субъективны. Подстраиваясь под окружающих, вы проживёте не свою, а чью-то другую жизнь.

Не все мнения для вас важны

Почему вы считаете, что все эти люди так важны для вас? Какая вам разница, что о вас думают, по большому счёту, совершенно посторонние для вас люди?

Многие из окружающих, мнения которых вы столь превозносите, никогда не протянут вам руку помощи, когда вы будете в беде. Да что уж там, некоторые из них не возьмут трубку тогда, когда вам просто нужно будет с кем-нибудь поговорить. Так стоит ли считать их мнения столь важными?

Прислушивайтесь к мнениям и замечаниям близких людей - тех, кто действительно переживает за вас. А вот советы всех прочих товарищей, которые для вас никто, как, впрочем, и вы для них, отодвиньте на второй план.

Это не сделает вас счастливым

Многие люди придают слишком большое значение оценкам окружающих. Расслабьтесь, ведь даже если большинство ваших знакомых будут боготворить вас, это всё равно не сделает вас счастливым.

Счастье во внутренней уверенности в себе и в своих силах, а не во мнениях окружающих.

Люди просто любят критиковать и осуждать других

Это одно из самых любимых человеческих занятий. Каким бы хорошим и замечательным вы себя ни считали, всё равно найдутся люди, которые вас раскритикуют за вашу внешность, ваше поведение или ваши взгляды. Невозможно быть идеальным во всём, а окружающие с удовольствием цепляются за любой ваш недостаток, промах или ошибку.

И нет, люди необязательно будут делать это из ненависти или неприязни к вам, просто многим очень нравится критиковать других.

Никто не знает вас лучше, чем вы сами. Так что не стоит волноваться о субъективных оценках окружающих.

У вас есть дела и поважнее

У вас есть работа, хобби, близкие люди и куча ваших собственных дел, которые нужно успеть. Так зачем тратить время на мысли о том, как стать для всех хорошим? Вас ждут более важные и интересные дела.

Вы можете потерять себя

Прислушиваясь к мнению других, стараясь угодить всем и не разочаровать никого, вы можете потерять своё «я».

Люди всегда будут стараться навязать вам что-то своё. Папа, который хочет, чтобы вы стали врачом, как и он сам. Мама, которая уговаривает вас поступить на юридический факультет, потому что считает, что юрист - прибыльная и многообещающая профессия. Друзья, которые собираются стать великими актёрами и зовут вас в театральный вуз за компанию.

Во-первых, вы не можете разорваться и угодить всем. В любом случае придётся кому-то отказать. А во-вторых, всегда спрашивайте себя: «А чего хочу я?». Поступайте так, как считаете нужным, даже если вы совершите ошибку - вы совершите СВОЮ ошибку.

Вы никому ничего не должны

Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. Так же, как и я пришёл сюда не для того, чтобы оправдать ваши.

Фредерик Перлз

Вы не обязаны стремиться всем понравиться, и вас вовсе не должно волновать то, что кто-то там недолюбливает вас.

Живите своей жизнью.

А что вы думаете по этому поводу?

В Библии есть такие горькие слова, обращённые к Человеку: «О, если бы ты был холоден или горяч! Но ты, ни холоден, ни горяч, ты - тёпел , и потому извергну тебя из уст Моих»...

Наш мир слишком обеспокоен вопросом, как завоёвывать «друзей». Причём понятие «друг» девальвировалось уже до такой степени, что становится непонятно - кому ещё охота гоняться за такой ничего не стоящей дешёвкой, как современная «дружба». Ведь настоящих друзей не завоёвывают по книжкам Карнеги. Настоящих друзей, товарищи, приобретают... в бою. Нет, я ни в коем случае не отрицаю, полезность идей Карнеги и не призываю Вас учиться искусству наживать себе врагов.

А то, может быть, Вы подумали, что я совсем сошла с ума...

Есть отличная поговорка: «Я - не золотой червонец, чтобы всем нравиться». Жаль только, что этой поговоркой любят злоупотреблять чаще всего те, кто постоянно клонит свой «кораблик» в противоположную сторону - в сторону наживания себе врагов. Вот, сделал какую-нибудь гадость человеку, распространил вокруг себя Зло, и сразу же в самооправдание: «Я, мол, не золотой червонец». Да ты не золотой червонец, друг, ты - Волан-де-Морт ходячий, и место тебе - в крепости Азкабан. А ещё бывает и так... Услышал вдруг хороший человек о себе что-то плохое от плохих людей и утешает себя тем же. Да как-то оно не утешается...

Наша проблема заключается в том, что мы не владеем умением

не нравиться другим людям

Мы хорошо умеем только две вещи:

Первое: Тихо ненавидеть весь мир, подозревая, что все люди - враги. И

Второе: Подлаживаться под каждого встречного, подозревая, что сами мы ничего из себя не представляем, и потому должны очень сильно «стараться понравиться».

Но тот, кто не доверяет людям вообще, из принципа, тот никогда не сумеет впустить в свою жизнь настоящего друга. И тот, у кого нет настоящих врагов, у того тоже не будет никогда настоящих союзников.

Представьте себе такую метафору, образ мира:

Мир - это футбольное поле, где играют две команды.

На самом деле, мир, конечно, сложнее - и в нём играют не две, а гораздо больше команд. Но для простоты примера представим себе, что команд - две.

Если Вы хотите попасть в этот мир (на это футбольное поле) как его активный игрок, то Вам нужно определиться - за кого же (а значит, и против кого же) Вы будете играть. Иначе Вас выставят с поля как постороннего, мешающего процессу игры. Как кошку, случайно забредшую на стадион.

Можно, конечно, сыграть ещё одну, предусмотренную правилами роль - роль арбитра. Но только вот незадача - у арбитра нет союзников - он одинок. И кроме того, настоящий футбольный арбитр после игры пойдёт домой, к семье и друзьям - он играет роль «одинокого арбитра» только на поле. А у нас, если помните, футбольное поле - это метафора всего-всего бытия. И, значит, Вам как «арбитру», некуда будет идти «домой, к друзьям». Ваша роль нейтрального одиночки будет длиться всё отведённое Вам время существования. Хотите Вы этого, вот так, всю жизнь, готовы ли к этому?

К сожалению, можем, хотим и готовы. Социологи утверждают, что россияне (то есть, мы с Вами) живут в атомизированном обществе. Что такое «атомизированное общество»? Это общество людей, живущих в состоянии «сами по себе» и полагающих это состояние нормальным. Мы - не командные игроки. В лучшем случае, нас интересует исключительно наша семья. В худшем случае - нас и наша семья не очень-то интересует. Нас интересуем только мы сами. А почему так происходит?

Дело в том, что, напуганные этой жизнью, мы перестаём стремиться к каким-либо целям, кроме одной - понравиться людям. Но тот, кто пытается понравиться всем, не нужен никому.

«Против кого дружите?»

Знаете, за что подростки презирают мир взрослых? За то, что мир взрослых - пресен и почти что полумёртв. Взрослые ни с кем не дружат. Им не «против кого» дружить... Нет, взрослые, конечно, встречаются и пьют вместе водку, обсуждают разную ерунду... но всё это производит на детей самое жалкое впечатление. Ведь «взрослые компании», они ненастоящие, это же видно сразу по скучным глазам собравшихся!

Но вот, когда взрослые вдруг загораются... например, праведным гневом, и начинают объединяться против Зла (как они его понимают), затем и что-то конкретное делать, вот тогда с ними становится сразу интересно. Разве не прекрасен взрослый человек, который на миг забыл о том, что он взрослый и... дал подлецу в морду, помяв при этом свой пиджак?... Или поставил на место хама, вместо того, чтобы «интеллигентно» промолчать, спрятав глаза?... Или начал деятельно «пристраивать» бесхозных котят (как это любят делать дети!), не побоявшись уронить своё «взрослое» реноме. Или: вот взрослый вышел на митинг... ибо достало... В воздухе сразу начинает пахнуть грозой, появляется озон, дышится легко. По улицам маршируют добровольные дружины, распевая бодрые маршевые песни...

Именно об этом пел самый главный поэт подростков - Виктор Цой:

Война - дело молодых,
Лекарство против морщин.

Старые воевать не пойдут, у них иных дел по горло. Да и боятся они... У них - геморрой, артрит и вечерний сериал интересный.

А чем же взрослые всё-таки «лучше» детей?

У взрослых в их взрослом мире есть цивилизованные, наработанные столетиями способы борьбы со Злом за Истину. Эти способы заключены в гражданских институтах, регулирующих проблемы без насилия, кровавой бойни и баррикад на улицах города. Всё вместе это называется - гражданское общество. Оно позволяет решать наболевшие проблемы, не доводя дела до взрыва парового котла.

У взрослых всё это есть... Да только нет охоты ни за что бороться... У детей эта охота ещё не пропала, не отбита. Только у детей зачастую нет цивилизованных инструментов для того, чтобы вступать в борьбу. Вот и решают они свои проблемы при помощи мордобоя, пока им не объяснят большие «добряки», что самая верная позиция в жизни - это позиция «моя хата с краю».

Кто такие креативные достигаторы?

Креативные достигаторы - это как раз те редкие взрослые, которые не утратили детской жажды справедливости и желания что-то делать. Которые умеют дружить и ненавидеть. Которые не станут натягивать на себя улыбочку «Я всем нравлюсь»...

Из таких взрослых получаются лауреаты Нобелевских премий, крупные бизнесмены и политики, капитаны и реформаторы. Такие люди испытывают уверенность в своих силах и в своей правоте, потому всегда идут напролом. А много ли у них этих сил? И на чём основана их уверенность в себе? Они что, самые красивые, самые умные, самые удачливые? Да ни на чём не основана их уверенность! Вот что говорят об этом психологи:

«Уверенность в себе должна быть беспричинной. Она сама создаст себе причину и привлечёт верный случай».

Как говорится в одном шуточном стихотворении, «Ударим манией величия по комплексу неполноценности».

Когда ты умеешь чётко сформулировать и произнести, кто твой враг, то скоро к тебе подтянутся единомышленники. Когда ты - слуга двух господ, бойся, что рано или поздно тебя «застукают» и повесят за двойной шпионаж.

Ибо, как сказал в своём сонете великий английский художник Рейнольдс:

«Мне чернота в глазах куда милее,

Чем подражанье сини гиацинта».

Вот, Лермонтов и его персонажи – кумиры подростков (подростков лучших времён). Лермонтов умел не нравиться... И за это его любят подростки. И взрослые любят.

А вот более современный пример – Холден Колфилд из повести Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Его тоже любят подростки и взрослые. Он вообще такое отмачивал!.. Например:

«Клянусь Богом, если б я играл на рояле и нравился этим болванам, я бы считал это личным оскорблением

ПРОБУЖДАЕМ В СЕБЕ ПОДРОСТКА-БУНТАРЯ ИЛИ «ВОЙНА – ДЕЛО МОЛОДЫХ, ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ МОРЩИН»

Мы – взрослые.

    Мы больше не «хамим» подленьким «училкам-дурам».

    Мы не ведём себя «вызывающе» в кабинете грозно ревущего завуча.

    Мы не задаём «неудобные вопросы» своим предкам (и другим взрослым людям), которые периодически строют из себя перед нами «поучительных мудрецов».

    Мы больше не носим «ужасающие» предметы гардероба на своём теле (то есть, нет, мы носим, носим «ужасающие предметы гардероба» на своём теле, но... уже совсем в другом значении слова «ужасающий предмет гардероба»).

    Мы не позволяем себе иметь причёски и украшения, за которые нас грозятся отчислить из комсомола,

    Мы не влюбляемся без памяти в какую-нибудь «Светку» или «Виталика»... У нас душа на полшестого уже много лет.

    Мы не спрашиваем, какую музыку слушает человек и какие книжки он любит, чтобы тут же тихо про себя понять – быдлан он или свой чувак.

    Мы уже не уверены, что проживём жизнь конечно же лучше наших мамы и папы.

    Мы стали тёплыми, и Ангелу хочется нас выблевать из своих уст.

Вот сейчас мы перечислили почти что все важные пункты, которые должен позволять себе человек, ещё не задавивший в себе свободную и естественную Личность. Человек ещё молодой.

Чтобы реанимировать себя и оживить, нужно просто составить программу-список «хулиганских дел» на полгода и по пунктам их реализовать.

А помогут нам спонтанные карты из колоды "1000 Идей" , которые и подкинут вам ваши персональные идеи оживления (ведь тянуть карты мы будем СВОЕЮ рукой).

8 дел, которые нужно сделать, чтобы вам не говорили «Женьщина! Вы куда идёте? Там уже никого нету!!!»

ДЕЛО ПЕРВОЕ

Где тут спряталась очередная унылая лживая и корыстная взяточница – «училка-дура», несущая одну лишь пургу, как и по какому поводу мне ей «нахамить», чтобы остановить этот поток скучной пурги из её уст?

ДЕЛО ВТОРОЕ

Кто тут очередной возомнил себя монархом, «грозным завучем» и как мне повести себя «вызывающе» в его «владениях», чтобы он понял, что я его не боюсь и презираю его угрозы?

ДЕЛО ТРЕТЬЕ

Как, кому и о чём я могу задать «неудобные вопросы»? Кто тут возомнил себя «мудрецом», который может меня «поучать» и знает лучше меня «как мне жить»?

ДЕЛО ЧЕТВЁРТОЕ

Что бы такого «ужасающего» мне купить и носить? Только не вот то ужасающее, во что одеты все окружающие меня «ужасающе приличные люди», стремящиеся изобразить из себя экономически состоятельных, женственно-сексапильных и психически вменяемых.

ДЕЛО ПЯТОЕ

Что мне сделать со своей причёской и какие приобрести аксессуары, чтобы усилить эффект плевка и составить компанию «той ужасающей вещи» из пункта четвёртого?

ДЕЛО ШЕСТОЕ

Так! Надо срочно в кого-нибудь влюбиться! Хоть платонически. Хоть безответно. Хоть на неделю! Но по-настоящему! И пусть это будет даже актёр из индийского кино! Дайте пациенту хоть что-нибудь. Он уже почти что окоченел.

ДЕЛО СЕДЬМОЕ

А как там насчёт «культуры»? Чтения увлекательной переворачивающей твой мир книги и прослушивания волнующей песни?

Что я сама в последнее время читала «из книг» и слушала «из песен» ?

Так и кто я после этого: «быдлан» или «свой чувак»?

ДЕЛО ВОСЬМОЕ

Я всё ещё уверена, что я исправлю ошибки моей мамы и моего папы и проживу свою жизнь, не делая их ошибок и не расхлёбывая их проблем – последствий этих ошибок. Как? У меня всё будет лучше! Но как? Что мне нужно делать и куда смотреть?..

Приобрести психологические карты для выполнения этого упражнения можно в официальном интернет-магазине .

Елена Назаренко

Похожие статьи