Вопрос 2 проблема этногенеза восточных славян. Проблемы этногенеза славян. расселение древних славян. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

29.06.2020

Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера - Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга - Черным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, которая диктует основной ландшафт территории (равнины, зона лиственных лесов). Климат умеренный.

Предыстория восточных славян начинается с III тыс. до н. э. Племена протославян уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельские племена, носители Балкано-Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга.

Следующим этапом было расселение «трипольских» племен - III тыс. до н.э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.

На время эпохи средневековья выделились следующие племена восточных славян:

словене новгородские;

радимичи;

дреговичи;

северяне;

древляне.

В общих чертах генезис восточных славян рисуется следующим образом.

Расселение славян в Восточную Европу осуществлялось из Центральной Европы. Здесь были представлены долихокраные, относительно широколицые южные формы. Первые больше проявляются в племенах, связанных с генезисом белорусов и русских, вторые - украинцев.

По мере своего продвижения они включали в свой состав аборигенное финно-, балто- и ираноязычное население. В юго-восточных районах расселения славяне вступили в контакт и с кочевническими тюркоязычными группами. Антропологический состав восточных славян эпохи средневековья в большей мере отражает участие местных групп, нежели в последующие века. По-видимому, некоторые славянские группы средневековья, например вятичи и восточные кривичи, представляли собой не столько славян, сколько ассимилированное славянами финское население. Примерно то же можно сказать и в отношении полян, которых есть основание рассматривать как ассимилированных черняховцев.

Что касается финно-угорского субстрата в восточных славянах, то в средневековье он проявляется у вятичей и северо-восточных кривичей - племён, принимавших участие в сложении русского народа. Вятичи, отражая черты финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины, через дьяконцев восходят к неолитическому населению этой территории, известному по единичным, правда, грацильным, европеоидным черепам из Володарской и Панфиловской стоянок.

Северо-восточные кривичи обнаруживают особенности, характерные для неолитического населения культуры ямочно-гребенчатой керамики лесной полосы Восточной Европы.

Черты финно-угорского субстрата прослеживаются в антропологическом облике русского народа, но удельный вес их в современном населении меньше, чем в эпоху средневековья. Это объясняется распространением славянского населения с западных и северо-западных территорий, по-видимому, в эпоху позднего средневековья.

Украинцы, будучи связаны в своём генезисе со средневековыми тиверцами, уличами и древлянами, включили в свой антропологический состав черты среднеевропейского субстрата - относительно широколицего, мезокранного, известного по неолитическим племенам культуры колоколовидных кубков и населению l тыс. до н. э. левобережья Дуная.

В то же время, учитывая их антропологическое сходство с полянами, можно сделать заключение, что в сложении физического облика украинского народа принимали участие, наряду со славянскими элементами, элементы дославянского субстрата, по-видимому, ираноязычного. Как уже было отмечено, поляне представляют собой непосредственных потомков черняховцев, которые, в свою очередь, обнаруживают антропологическую преемственность со скифами лесной полосы.

Белорусы, судя по сходству их физического облика с дреговичами, радимичами и полоцкими кривичами, формировались на базе той ветви славянских племён, которая связана с северной частью славянской прародины. В то же время территориальная дифференциация антропологического состава белорусов допускает предположение об участии в их генезисе балтов, с одной стороны, и восточнославянских племён более южных территорий, в частности Волыни, с другой.

Формирование русского населения происходило на сравнительно однородной антропологической основе, в его состав в значительной мере вошли не только морфологически, но и генетически разнородные элементы.

Вопросы этнической истории русского населения неразрывно связаны с этнической историей летто-литовского и финно-угорского населения, этнические связи образовывались в период славянской колонизации Восточноевропейской равнины и в отчетливой форме проявляется до наших дней. Не исключено, что истоки этих связей восходят к более глубокой древности.

Теории происхождения Древней Руси. Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь, культура Киевской Руси

В 30-60 годы XVIII в. немецкие учёные Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства.

Против этой теории решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманнской теории. Так появилось две школы: норманнская и антинорманнская (славянская). Обе стороны ссылаются на две летописи: Лаврентьевскую и Ипатьевскую.

Норманнисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путём внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что слово «русь» норманнского происхождения.

Антинорманнисты считают, что термин «русь» доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трёх братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идёт речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь.

Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачёв считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства - Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Так Б.А. Рыбаков в книге «Первые века русской истории» пишет: «…а на место рассказа о Полянах и Киеве чужой рукой была вставлена новгородская легенда о мнимом «призвании» князей-варягов в Новгород». Согласно исследованию А. А. Шахматова, Варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии, ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени Русь.

Вот уже в течении двух с лишним веков идут споры между представителями норманнской и славянской школ в истории. Многие из них строят свои гипотезы насчёт образования государства на Руси. В основном все эти гипотезы строятся на разном толковании летописей. Также историки спорят о том, в каком городе зародилось это государство.

Рыбаков в своей книге представляет такую гипотезу. «В старом земледельческом районе лесостепи на берегах реки Роси существовало племя Рос, или Рус. Племя в основном было славянским. Центром племени был город Родень в устье р. Роси.

В VI в., когда славяне оправились от гуннского разгрома, а в степях появился новый враг - обры (авары), племена лесостепи сплотились в большой союз под гегемонией наиболее южного, близкого к степям, приднестровского племени росов, или русов. В пределах этого союза сложилась своеобразная культура, отличавшая вошедшие в союз племена от других славянских племён. Союз племён VI - VII вв. получил наименование Руси, или Русской земли. Ядром союза были земли по р. Роси с городом Роднем.

Несколько позднее первенствующее положение в союзе племён Приднестровья перешло к северному соседу русов Поросья - к Полянам, с центром в Киеве, на самом севере лесостепной полосы. Но поляне не передали своего имени другим племенам.

Когда в IX в. сформировалось первое феодальное государство у восточных славян, оно по давней 300-летней традиции продолжало именоваться Русью.

В Древнерусском государстве господствовал феодальный способ производства и соответствующий общественно-экономический строй, который характеризовался господством натурального хозяйства и, соответственно, слабыми внешнеэкономическими связями между княжествами. Государство объединяло множество земель, в которых со временем стал появляться ряд особенностей.

По мнению профессора С.В. Юшкова они заключались:

в разных степенях интенсивности процесса феодализации;

большей или меньшей степени закрепощения сельского населения;

в способах превращения свободных производителей в феодально-зависимое крестьянство;

большем или меньшем значении в политической жизни основных видов феодальных владений - княжеского обмена, церковных или боярских сеньорой;

в процессе возникновения и правовом оформлении класса феодалов и класса зависимого крестьянства;

в большей или меньшей роли князя, боярства или городского населения.

С усилием княжеств и развитием крупных земельных владений эти особенности обусловили центробежные тенденции и усложнили сохранения единства Древнерусского государства.

этногенез русь кочевник раздробленность

Взаимоотношения Древней Руси с кочевниками, с Византией, с Ордой

Одним из существенных факторов исторического развития южнорусских княжеств XI -- начала XIII в. являлось их пограничное положение. Весьма острой была проблема обороны границ государства: у Киевской Руси были беспокойные соседи - кочевые племена хазар, гузов, печенегов, позднее - половцев. Уже Олег, первый общерусский князь, сделавший Киев столицей нового государства, столкнулся с противодействием Хазарского каганата. Хазары, создавшие государство с центром в низовьях Волги и на Северном Кавказе, контролировали обширные территории, где жили славянские племена полян, северян, вятичей, платившие хазарам дань.

Борьба с хазарами завершилась походами Святослава, которые покончили с существованием каганата. К югу и юго-востоку от них раскинулась половецкая степь. Здесь на протяжении почти двух веков обитали кочевые тюркоязычные племена половцев, вступавшие в различные отношения с Русью. Иногда они были мирными, сопровождавшимися браками и военными союзами, но чаще, о чем шла речь выше, враждебными. Не случайно перед Русью так остро стояла задача укрепления южных и юго-восточных границ. Знаменитый призыв автора “Слова о полку Игореве” -- “Загородите полю ворота”, обращенный к русским князьям в 1185 г., был злободневным на протяжении всей истории русско-половецких отношений.

Вторжение войска Орды завершилось у побережья Адриатики, после чего Батый вернулся в волжские степи, и в низовьях Волги возникает Сарай - ставка великого хана и столица нового государства - Золотой Орды.

На Руси была установлена верховная власть великого хана, все князья должны были в его ставке получить право на княжение в своих княжествах - так называемый ярлык. Великие князья также получали подобные ярлыки.

Все русские земли были обложены данью, которая достигала 10% от всего имущества доходов. Монголы забирали в Сарай лучших ремесленников, угоняли много людей для продажи в рабство.

Помимо этого, на Русь всю вторую половину XIII века продолжались набеги татарских войск. Тяжким бременем на Русь ложилась выплата ордынской дани, которую, в основном, должны были платить города. Выплаты в Орду не ограничивались данью, так как принятие любого решения в ханской ставке сопровождалось многочисленными подарками чиновникам, ханским жёнам и т.д. Кроме того, русские князья обязаны были участвовать со своими дружинами в золотоордынских завоевательных походах, в XIII веке особенно частыми были войны с улусом Хулагуидов в Закавказье.

Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами. Исключение представляет только деятельность Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970 - 971 годах и вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Одновременно продолжался процесс включения восточнославянских племён в состав Киевской Руси, завершившийся в княжение сына Святослава - Владимира. Но основное влияние Византии на славянский мир осуществлялось посредством его христианизации. Она же послужила идеологической основой для объединения славянских племён в единое русское государство.

В Киевскую Русь христианство проникло уже впервой половине Х века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов было много христиан, и что в Киеве была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольга сама приняла христианство (около 955 г.), и некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру. При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства.

Этногенезом славян занимаются антропология, археология, лингвистика, антропонимика и многие другие науки.

В общих чертах славяне, как общность людей, возникли и развивались подобно другим этническим группам, населявшим территорию Западной и Центральной Европы. В период палеолита это были племена, которые объединяла необходимость совместной добычи еды и защиты от притязаний других племен. На этом этапе славяне в отдельную этническую группу еще не выделились. Во всяком случае, проследить ее ученым не удается. Проблемы этногенеза начались примерно с XII-X веков до нашей эры.

В указанное время появляются которые совместно владеют имуществом и более-менее справедливо распределяют добычу. Знания и умения людей от поколения к поколению растут и примерно к VI-V тысячелетию они усовершенствуют оружие, одомашнивают первых животных, а в дальнейшем осваивают земледелие. Важнейшим событием на этом этапе стало открытие металлов, сперва меди, затем бронзы, а позже железа. Проблема этногенеза восточных славян получает новое развитие. Кто освоил науку изготовления металла и имел для этого сырье, оказался в более выгодном положении. Остальные либо покупали или выменивали желаемое, либо отвоевывали.

Проблема этногенеза восточных славян этого периода видна в несовпадении, а порой и противоречивости результатов исследований, проводящихся разными науками. К счастью, другие народы, например, греки, к тому времени были необычайно развиты, возводили мраморные храмы, строили сложные ирригационные системы, бассейны, канализацию, прекрасно знали письменность. Благодаря записям древнегреческих ученых, можно уверенно сказать, что к середине VI века до нашей эры славяне уже существовали. Византийские историки разделяли их на склавинов и антов, живших за пределами северной границы Византии. Ареал их обитания лежал между Днепром (Иорданом) и Дунаем (Истром) с одной стороны, а с другой тянулся от Вислы (Висклы), Эльбы и Одера (Прокопия). Для умных греков наши предки, жившие в домах, похожих на землянки и не знавшие даже письменности, казались варварами. На самом деле умели делать и украшать орнаментами глиняную посуду, рисовать, создавать различные фигурки, в основном, зверей и птиц, имели основы религии. К сожалению, в этот период они отказались от веры в реинкарнацию и начали кремировать покойников, что затрудняет археологические изыскания.

Геродот, помимо антов и склавинов, упоминает венедов, народ, живший в низовьях Висклы. Венедов многие ученые считают собственно славянами. Кто именно из индоевропейских племен, населявших европейские территории, является их предком, наука ответа не дает. Проблема этногенеза восточных славян кроется в малоизученности данного вопроса из-за нехватки данных. Лингвисты основывают развитие этноса восточных славян на изучении общих слов и терминов, встречающихся у многих народов, и по языковым признакам связывают славян с италийцами и прабалтами.

Генетики основывают свои выводы на изучении мужской Y-хромосомы, которая обязана хранить информацию об общих предках. Проблема этногенеза восточных славян тут заключается во множественных скрещиваниях генетического фонда племен, что связано с миграциями и бесконечными захватническими войнами. Генетики с большой вероятностью балтов называют в целом. При этом северные славяне связываются с угро-финнами, западные с кельтами, а южные с фракийцами. Прародиной для восточных славян определяют территорию современной Украины. Это подтверждается археологическими раскопками и детальным изучением пражско-корчаковской и пражско-пеньковской культур. Хотя другие связывают славян с то есть, с готами. В те жесткие времена между племенами происходили частые кровопролитные сражения.

Славяне, под нажимом обстоятельств, уходили на неосвоенные территории, расселяясь по берегам рек и озер, чем обусловлены названия древних общин. Возникли вятичи, кривичи, древляне, поляне и другие. Люди окружали свои поселения рвами, обносили высокими крепкими стенами. Называться они стали княжествами, потому что правили там князья. В военное время это были князья-военачальники. Им помогала верная дружина, набиравшаяся из народа. В мирное время правление осуществляли князья союзов общин, власть которых была значительно многостороннее. Решать дела общин князьям помогал совет старейшин и народные собрания, называвшиеся вече.

К этому времени окончательно сформировалась языческая религия.

Язычество восточных славян корнями уходит в тотемизм и фетишизм. Праславяне верили, что произошли от каких-либо животных, в них же могли превращаться. Они изготавливали тотемы поклонения (маленькие фигурки животных, которые находят при раскопках). Многие русские сказки, например, сказка о царевне-лягушке, это косвенно подтверждают. Также славяне поклонялись объектам природы, деревьям, водоемам, лесам и так далее. Впоследствии произошло выделение духов предков как объектов для поклонения. Появляются водяные, лесовики, домовые. Последний этап язычества - вера в богов. У славян были боги природы и явлений, главным из которых являлся и молний Перун. Поклоняясь ему и другим языческим возводили капища (открытые площадки для проведения ритуалов), совершали обряды, по отдельным источникам сопровождавшиеся человеческими жертвоприношениями.

Дальнейшее разделение труда, развитие торговли, рост благосостояния одних слоев населения и обнищание других подводило общество к рождению государственности. Первым таким государством у древних славян стала Киевская Русь.

Сложность исследования вопросов этногенеза и древней истории славянских племен заключается, в первую очередь, в отсутствии достоверных письменных источников. Самыми ранними письменными источниками, упоминающими славянские племена, являются византийские источники, относящиеся к периоду середины VI в.: в них говорится о племенах антов и склавинов, которые могли быть предками восточных славян. Византийские историки в своих данных опирались на римских авторов I - II в. н.э., упоминавших в качестве предков славян племена венедов, и таким образом отодвигавших праславян ко времени существования Древней Римской империи.

Но при этом отсутствуют указания, к какой этнической группе - народу - относятся перечисленные племена, также как и сведения об истории этих народов, их передвижениях и исторической их родине. В самом раннем из собственно известных славянских источников - Повести временных лет, созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в., - повествование, относящееся к древнеславянской истории, носит во многом мифологический характер. Данные лингвистики позволяют говорить о выделении праславянского этноса из индоевропейской языковой семьи в широком временном диапазоне: со II тыс. до н.э. до первых веков н.э.

При этом они устанавливают языковую связь с другими народами индоевропейской языковой семьи, говоривших на анатолийском, индоиранских, армянском, греческом, италийских, кельтских, германских, балтских и др. языках. Общность народов устанавливается на уровне терминологии, относящейся к производственной деятельности, социальной сфере и религии, что позволяет говорить о сходной организации общественной жизни. Ареал распространения языковой группы очень широк - от Азии до севера Западной Европы. Отдельные народы, в том числе, возможно, и славяне, расселились в эпоху бронзы (III - I тыс. до н.э.) на территории Центральной Европы.

Изучение этногенеза славян является одной из сложнейших проблем археологии. В настоящее время археологические изыскания позволили выявить ряд собственно славянских археологических культур, получивших распространение на территории Центральной и Восточной Европы, начиная с V в. н.э. Что касается более ранних культур, то вопрос - можно ли их носителей отнести к представителям славян или их предков - до сих пор остается спорным. Итак, проблема этногенеза славян связана с установлением происхождения, истории формирования и ареала обитания древних славянских племен. В исторической науке сложилось несколько точек зрения относительно истории происхождения древних славян.

Наиболее обоснованными являются две концепции. Согласно миграционной концепции, славяне являются мигрантами, переселившимися на Восточно-Европейскую равнину с другой территории. В рамках данного подхода сформировалось несколько точек зрения. Так называемая «дунайская» концепция была изложена ещѐ Нестором в Повести временных лет, где в качестве прародины славян указывались дунайские территории: в результате нападения воинственных племен «волохов» славяне вынуждены были мигрировать с территории Дуная в Приднепровье. Эта летописная версия нашла развитие в трудах таких выдающихся русских историков XIX в., как Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, которые утверждали, что восточные славяне переселились с Дуная и расселились на Восточно-Европейской (Русской) равнине в V - VI вв. н. э.

Позже академик О.Н. Трубачев, опираясь на лингвистические изыскания, также отстаивал точку зрения о выделении в эпоху бронзы праславянских племен из индоевропейской общности на севере Балкан в районе Дуная и их последующем переселении на территорию Восточно-Европейской равнины. В рамках «прибалтийской» версии, нашедшей отражение в исследованиях М. В. Ломоносова, А. Г. Кузьмина, славяне также рассматриваются в качестве мигрантов, однако родиной их называются земли древних балтов. В более позднее время ученые - лингвисты (например, В.Н. Топоров) выстраивали свои доказательства на основе близости балтских и славянских языков. По мнению этих ученых, по отношению к балтскому языку славянский язык является более поздним или, более того, представляет собой прабалтийский южно-периферийный диалект. Соответственно, делался вывод о том, что славяне, как народность, сформировались на территории, близкой к местам обитания балтских племен, и впоследствии мигрировали на восток.

Наряду с миграционной существует и автохтонная концепция происхождения восточнославянского этноса. Советский историк академик Б.А. Рыбаков, основываясь на данных археологии, доказывал, что славяне как этнос сформировались на территории Восточной Европы и являются еѐ исконным населением. При этом возникновение разногласий в определении праславянской территории (прародины славян) - Дунай или Балтика - он объяснял тем, что праславяне расселились очень широкой полосой в Центральной и Восточной Европе: от Судет, Татра и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга. Ученые-археологи, разделяющие данную точку зрения, считают некоторые археологические культуры, обнаруженные на территории Восточной Европы, в том числе России, и относящиеся ко времени I тыс. до н.э., собственно славянскими, подчеркивая, тем самым, автохтонность славян относительно данной территории. В контексте автохтонной концепция вероятными местами этногенеза восточных славян называется Белоруссия, северная и центральная части Украины, юго-запад России. Однозначно установленным следует считать факт проживания в V - VI в. н.э. славянских племен на территории от верхней и средней Вислы до среднего Днепра. Подобные выводы подтверждаются данными археологии. На территории расселения славянских племен прослеживается преемственность последовательно сменявшихся археологических культур, относящихся к V-VI вв.

В последние десятилетия XX в. в ходе археологических раскопок были обнаружены памятники, позволяющие говорить о более раннем, чем V - VI вв., времени появления славян на территории Восточной Европы. В 80- х гг. XX в. были идентифицированы и отнесены к особой культуре памятники так называемого киевского типа конца II - IV вв., обнаруженные в Среднем Поднепровье и бассейне левых притоков Днепра, Десны и Сейма (Курская область), вплоть до истоков Северского Донца. Многие ученые (например, Р.В. Терпиловский., Н.С. Абашина и др.) указывают на прямую преемственность киевской археологической культуры с вышеперечисленными славянскими культурами V - VI вв. В VI в. н.э. на европейской территории славянские миграции приобрели массовый характер.

Славяне заселили подунайские земли, Мезию, Фракию, Фессалию, до владений древней Спарты и островов Средиземного моря. Из бассейна Балтики славяне двигались в западном направлении, в сторону реки Эльбы (славянской Лабы), и в восточном - по направлению к Ильмень-озеру. Именно в этот период произошло разделение древнеславянских племен на три основные ветви: западных (Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой: словаки, чехи, поляки, лужицкие сербы), южных (Балканы: сербы, хорваты, черногорцы, македонцы, болгары) и восточных славян (восток и север Восточно-Европейской равнины: русские, украинцы, и белорусы). Помимо определения исторической родины славян и период оформления славянского этноса, важным представляется выявление особенностей формирования самого этноса и его антропологическая история. Данные палеоантропологии и генетики свидетельствуют об этническом единстве славянских племен, проживавших на территории Восточной Европы в V - VI вв. и в более позднее время.

Славянский этнос сформировался на основе слияния двух ветвей европеоидной расы: южной (чехи, словаки, украинцы) и северной (белорусы и русские). Наиболее близкими к славянам народами являются потомки балтов - литовцы и латыши. Кроме того, в этногенезе славян приняли участие представители других этнических общностей - угро-финны (северные территории), кельтские народы (западные славяне), скифы (северное Причерноморье), фракийцы (Балканы) и т.д. Со времени складывания народности и по мере расширения ареала обитания славянские племена вступали в контакты с соседними племенами, оказавшими в разной степени влияние на формирование этноса, его образа жизни, языка, культуры. К племенам и народам, принявшим участие в формировании древнерусской народности, по мнению многих учѐных, можно отнести, помимо балтов и угро-финнов, ещѐ и скифов (VIII в. до н.э. - III в.н.э.), сарматов (III - IV вв н.э.), гуннов (IV в. н.э.), хазар (IV - V вв), болгар (V - VIII вв.), авар (VI - VII вв.), венгров (VII - X вв.), печенегов (VIII - X вв.), половцев (IX - XIII вв.).

К концу VI в., ко времени закрепления древних славян на вновь занятых территориях, относится формирование основных союзов славянских племен. Согласно Повести временных лет таких союзов насчитывалось свыше десяти. Большинство самоназваний племен связаны с местами и условиями их обитания. Так, на обширных равнинах Приднепровья проживали поляне; в лесах - древляне; осевшие по Двине и ее притоку Полоте - полочане; проживавшие в болотистой местности между Припятью и Двиной славяне получили название дреговичи (возможно, от дрега - болото), от реки Буг произошло название племени бужан.

Среди восточнославянских племен известны также словене, основавшие Новгород на озере Ильмень; северяне, проживавшие по Десне; вятичи, расселившиеся вдоль течения Оки; тиверцы (нижнее течение Днестра), радимичи (бассейн р. Сож), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги) и др. У различных славянских племен складывались свой диалект, особенности организации общественной жизни, хозяйственной деятельности, бытовой и духовной культуры. Большое влияние, прежде всего, на хозяйственную деятельность, оказывали условия проживания: на открытых равнинах и степных пространствах получило развитие скотоводство, в лесных районах - охота, бортничество (сбор дикого меда), вблизи рек - рыболовство. Широкое развитие получили ремесла - гончарное, кузнечное, а также домашняя промышленность - ковроткачество, изготовление холста и пошив одежды, шорное и скорняжное дело. Однако основным видом хозяйственной деятельности являлось всѐ же земледелие.

Наиболее распространѐнными возделываемыми культурами были зерновые (рожь, овес, ячмень, гречиха), бобовые (горох, бобы). Выращивали также коноплю и лен. Славянам были известны и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька. Славяне имели достаточно развитую земледельческую культуру, собственные приемы и методы ведения земледельческих работ. На степных пространствах получило развитие переложное земледелие: участок использовался в течение 2-3 лет, затем оставлялся.

В лесных и лесостепных районах господствовало подсечно-огневое земледелие: участок предварительно освобождался от деревьев путем вырубки, выкорчевывания и выжигания леса. Зола от сгоревших деревьев способствовала усилению плодородия почв. После 2-3 летнего использования участок также оставлялся и для посевов освобождался новый. В VII в. н. э. у восточных славян складывается двухпольная система севооборота, предусматривающая разделение земельного участка на две половины и их поочередное использование. К концу VIII в. двухполье практически повсеместно было вытеснено трехпольной системой севооборота, при которой имело место чередование пара, озимых и яровых культур, что способствовало более медленному истощению почвы.

По некоторым данным, с VIII в. славяне практиковали унавоживание почвы, что способствовало увеличению продуктивности земледелия. Славяне использовали довольно широкий арсенал земледельческих орудий различного назначения: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, жернова. В VIII - IX вв. появился плуг с железным лемехом, а в лесных зонах - соха. И плуг и соха с незначительными изменениями просуществовали в русской земледельческой культуре вплоть до ХХ в. В качестве тягловой силы использовался скот.

Переход к более передовым системам земледелия, использование плуга и сохи позволили увеличить производительность сельскохозяйственного производства, способствовали интенсификации труда и появлению излишков, что, в свою очередь, напрямую отразилось на уровне экономического развития земледельческого хозяйства восточных славян. Основу социальной организации составляла община (вервь) - объединение людей, основанное на совместном ведении хозяйственной деятельности. Общинные традиции, сохранившиеся вплоть до ХХ в., стали одной из фундаментальных основ русской культуры и цивилизации, что объяснялось не только менталитетом и особенностями религиозных воззрений, но и вполне объективными причинами: тяжестью и большим объѐмом земледельческих работ, требовавших приложения усилий большого коллектива, необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли.

Община выступала в качестве основной административной единицы: на общинных сходах решались наиболее важные правовые, военно-политические и хозяйственные вопросы. Первоначально повсеместно господствовала родовая община, представлявшая собой объединение больших патриархальных семей на основе кровнородственного признака, для которого характерно было равенство всех его членов, наличие общинной собственности, совместное ведение хозяйственной деятельности и равное распределение продуктов труда. По мере расширения ареала обитания, увеличения численности членов общины, и, главное, интенсификации земледельческого труда, родовая община приходит в упадок: всѐ большую самостоятельность получают малые семьи. К концу VIII в. на смену родовой приходит соседская община, объединявшая хозяйства малых семей. Члены соседской общины совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. Малые семьи вели самостоятельную хозяйственную деятельность и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда. В дальнейшем, семейная собственность стала основой для формирования частной собственности. Неравномерность развития отдельных малых хозяйств, так или иначе, способствовала расслоению общинников и появлению групп наиболее зажиточных и беднейших членов общества. В результате формируется господствующий слой, пополнявшийся первоначально за счет представителей родовой знати, занятой в управлении отдельными племенами. Политический строй догосударственного периода славянской истории эволюционировал от общинных (вечевых) традиций до режима военной демократии.

Если на начальном этапе управление делами племени осуществлялось общим собранием его членов - вече, - то впоследствии руководящая роль стали сосредотачиваться в руках отдельных личностей - старейшин, вождей. Военная демократия подразумевала наличие по главе восточнославянских племен военачальников, т. е. князей, главной задачей которых была организация защиты земель общины и ее жителей от внешних врагов. Князья руководили дружиной, т.е. военными отрядами, состоявшими из свободных общинников. Власть князя первоначально была номинальной и не выходила за рамки функций военного вождя.

При этом вожди избирались или заменялись всем обществом. Частые конфликты между племенами за земельные угодья, постоянные нападения соседних племен на славянские земли способствовали возрастанию роли и значения князя и его дружины. Необходимость отвлечения от сельскохозяйственных работ для ведения боевых действий негативно сказывалось на эффективности труда, поэтому дружинники постепенно порывали с земледельческим производством и становились как бы профессиональными военными. Со временем дружина превратилась в специализированный военный отряд, подчинявшийся непосредственно князю. Пользуясь главенствующим политическим положением, вожди занимали обширные, наиболее плодородные земли, также обогащаясь за счет захватнических походов на соседние племена.

Князья и дружинники образовывали военно-служилую знать, превратившуюся постепенно в политически и экономически господствующий социальный слой (позже класс, сословие). С течением времени князья стали выполнять не только военные, но и управленческие, судебные функции в том или ином племени и его поселениях. Славяне образовывали как постоянные, так и временные поселения на свободных землях. Основной вид жилища - полуземлянка с бревенчатыми или нередко камышовыми крышами. Как правило, в целях безопасности славяне устраивали свои жилища на островах, по высоким берегам рек. С VIII в. у восточных славян получили развитие укрепленные поселения - «грады» (от «городить», «огораживать»), ставшие основой для возникновения первых городов. Среди наиболее древних славянских городов, упоминаемых в Повести временных лет, можно назвать Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Полоцк и др. Наличие большого числа городов объясняет одно из названий восточнославянских земель - Гардарика (страна городов), бытовавшее среди скандинавских племен IX - XII вв. Первые города являлись не только укрепленными крепостями, за стенами которых население укрывалось во время набегов, но также и центрами ремесленного производства, культурной жизни.

В них, как правило, концентрировалась племенная знать, воинские дружины, ремесленники, торговцы, что способствовало дальнейшему расслоению общества. Жилища в городах - деревянные дома, более прочные и добротные, чем сельские избы. Немногочисленные улицы благоустраивались: на землю укладывались деревянные настилы, позволявшие свободно передвигаться в сырую погоду. Города стали центрами международной торговли. В силу своего географического положения восточнославянские земли являлись местом пересечения важнейших торговых путей.

Наиболее важным из них был широко известный еще с VI в. великий водный торговый путь из «варяг в греки» - путь из Скандинавии в Византию, который проходил почти через всю территорию расселения восточнославянских племен и устанавливал связь восточных славян с греческими причерноморскими колониями, а через них - с Византией. Путь шел с севера на юг, от Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхов и озеру Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра и далее по Днепру к Черному морю. Товарооборот на этом пути был огромным: из скандинавских стран вывозили железную руду, моржовую кость, изделия из китовой кожи, оружие; из стран Западной Европы - предметы роскоши и вино; из Прибалтики - янтарь; из Византии - вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, ткани, книги, предметы искусства. Другой международный речной путь «из варяг в персы», проходивший по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских булгар и через Хазарский каганат в Каспийское море, устанавливал связь со Средней Азией и арабским миром. Славянские племена являлись поставщиками разнообразных мехов («мягкого золота»), льна, меда, воска, кож, смолы, хлеба, предметов ремесленного производства, оружия.

Необходимо подчеркнуть, что торговые пути играли важную роль не только в процессе укрепления международных торговых отношений, но и способствовали культурному обмену между двумя цивилизационными центрами - Востоком и Западом, - обогащая русскую культуру элементами этих двух разных архетипических комплексов, что в последствии во многом определило своеобразие и уникальность собственно русской цивилизации. Особенности материальной и духовной культуры восточнославянских племѐн во многом объяснялись условиями их обитания. Кроме собственно этнической специфики в одежде, головных уборах, во внешнем виде жилища, можно проследить влияния народов, с которыми контактировали славяне. Сходная ситуация сложилась и в лингвистической культуре, в которой присутствуют элементы различных языковых групп.

Характерные особенности организации общественной жизни в условиях общины (патриархальный уклад, традиционные формы судопроизводства и права и т.д.) сближают славян с другими народами, находившимися на уровне родового строя. Вместе с тем, восточнославянские племена имели духовную культуру, отличавшуюся уникальной мифологией, религиозными воззрениями, фольклором. Религией восточных славян было язычество, подразумевавшее политеизм и наличие множества культов.

Наиболее ярко проявился природный культ, выражавшийся в обожествлении сил природы. Среди множества божеств наиболее почитаемыми были бог огня и неба - Сварог, бог грозы - Перун, бог солнца - Ярило, бог ветра - Стрибог. Особенности хозяйственной деятельности объясняют широкое развитие культа Рода и рожениц - бога и богинь плодородия, Велеса - бога скотоводства, Мокоши - богини плодородия и ткачества. В честь наиболее почитаемых богов совершались различные обряды, в том числе жертвоприношения. Каждое из восточнославянских племен имело своего бога - покровителя, наиболее почитаемого из всего пантеона.

Помимо природного культа в славянской культуре сложился особый культ предков, погребальный культ. В славянской религиозной культуре нашел отражение анимизм (вера в духов), который, в соединении в природным культом, способствовал появлению целого ряда мелких духов и божеств, населявших определенную природную среду: водяные, лешие, русалки. Некоторые духи выполняли охранительные функции (домовой), другие - представляли собой нечистую силу (упыри). Получил распространение тотемизм - вера в животных-первопредков. Особенно почитались такие животные и птицы, как медведь, конь, лебедь, орѐл, сокол.

Изображения животных использовались для отпугивания нечистой силы и сохранились до наших дней на гербах. Широкое распространение получил фетишизм, основанный на наделении сверхъестественными силами неодушевленных предметов, выразившийся, прежде всего, в традициях идолопоклонничества. На местах совершения религиозных культов - капищах - устанавливались деревянные или каменные идолы (кумиры) - изображения божеств, к которым обращались во время проведения религиозных обрядов. Магия и связанные с ней ритуалы также получили широкое развитие в славянской среде, в том числе лечебная, охранительная, любовная и т.д. Годовой цикл языческих праздников был построен по солнечно- хозяйственному принципу: главные праздники были приурочены к основным положениям солнца - зимнему и летнему солнцестоянию, весеннему и осеннему равноденствию, которым отвечали основные циклы сельскохозяйственных работ.

Жречество как особый закрытый социальный слой в славянской культуре не сложилось: в организации и проведении культа значительную роль играли «ведуны», т.е. знающие люди - волхвы. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Восточные славяне на ранних этапах существования не имели сложившейся письменной системы, поэтому основной формой передачи культурной информации оставалась устная традиция. Славяне развивали собственную мифологию, раскрывавшую особенности миросозерцания и мировосприятия народа. Широко развиты были песенный и повествовательный жанры. Итак, восточнославянские племена во второй половине I тыс. н.э. представляли собой сложившуюся этническую общность, отличавшуюся уникальной хозяйственной, материальной и духовной культурой.

Античное население в эпоху «Великого переселения народов».

Согласно Геродоту древнейшим населением Северного Причерноморья были КИММЕРИЙЦЫ. Среди ученых нет единого мнения, что они представляли в этническом плане. Известно, что киммерийцы пришли в Азию в VIII в. до н.э.

Исход киммерийцев не был связан с походами СКИФОВ в Закавказье, Египет и Сирию в VII в. до н.э. Скифы пришли в Северное Причерноморье с востока из-за Дона. В результате здесь сложился мощный племенной союз. С точки зрения Геродота не все скифы были кочевниками, некоторая часть из них занималась земледелием. Скифы занимали территорию между Дунаем и Доном, их столицей стал г.Никополь в Крыму.

Под натиском ираноязычных кочевников СОРМАТОВ, пришедших из-за Дона и Волги, пало скифское царство, которое просуществовало до III в. н.э. Сорматы занимали степи от Табола до Дуная.

В эпоху «Великого переселения народов» (IV-VII вв.) этническая карта Европы существенно изменяется. Северное Причерноморье превращается в магистральный путь для движения этносов (исторически сложившихся этнических общностей – племен, народностей) с Востока на Запад.

На смену сарматам в III в. н.э. в причерноморские степи приходят ГОТЫ, в сер. IV–V вв. – ГУННЫ, а в VI в. – АВАРЫ. В 30-е годы VII в. в результате распада Аварского каганата в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен. Булгарский союз стал играть главную роль на Северном Кавказе, а область обитания БУЛГАР называлась Великая Булгария.

В течение первой половины VII в. происходила борьба за гегемонию между булгарами и хазарами. В отличие от булгар, которые передали свое название славянскому населению древней Фракии (нынешняя Болгария) и тем самым сохранили свое имя до наших дней, хазары исчезли с карты мира много веков назад. В X в. Хазария была значительно ослабленной, главным врагом которой стала Русь, разгромившая Хазарский каганат.

Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно-Европейская равнина. Здесь складываются этнические и государственные границы в связи с военно-политическими конфликтами и колонизационными процессами. К середине I в.н.э. в лесной, лесостепной и степной полосе Евразии уже сложились устойчивые хозяйственно-культурные комплексы, и активно развивается процесс ЭТНОГЕНЕЗА (происхождения).

К VI-VII вв. завершается этап выделения восточных славян из общего праславянского единства, которые занимали территорию от Ладожского озера до лесостепи среднего Приднепровья. Восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Это обстоятельство можно объяснить различиями по антропологическому типу.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I в.н.э.

О чем свидетельствуют Греко-римские и византийские писатели Прокопий Кесарийский (VI в.), Маврикий Стратег (кон. VI в.) и др. Славян называли ВЕНЕДАМИ, АНТАМИ, СКЛАВИНАМИ, РОСАМИ.

В VI в.н.э. в жизни славян сложились три новых явления:

· благодаря развитию производительных сил родовой строй у восточных славян достиг наивысшего расцвета и породил такие противоречия, которые привели к формированию классовых отношений;

· для усилившихся племенных дружин открылась в результате «Великого переселения народов» возможность осуществлять далекие военные походы и переселяться в них;

· обилие в степях воинственных и плохо управляемых кочевых орд представляло постоянную опасность для жизни славян.

Взаимодействие этих трех явлений привело к консолидации славянских племен и образованию крупных союзов. Примерно из 150 славянских племен сложилось 15 славянских союзов: северяне, поляне, древляне, вятичи, хорваты и др. Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения.

В дальнейшем на основе союзов славянских племен образовались три крупных союза союзов – Славия (Великий Новгород), Артания (Рязань) и Куяба (Киев).

Складывание союзов славянских племен подводило общество к образованию классов и государственности. Необходима была надежная форма хозяйства, которая стала бы основой славянского общества.

В VII-VIII вв. в славянских землях начинает складываться такое хозяйство. Это процесс выражался в следующем:

· развивалось ремесло, и повышался качественный уровень обработки железа;

· совершенствовалось земледелие;

· происходило изменение в самом родовом строе. Выделяется соседская территориальная община.

Одновременно с соседской общиной племенная знать превращается в феодалов, силой утверждая свое «право» на землю и заставляет крестьян-общинников отдавать часть своего урожая. Схематично процесс распада родовых отношений у славян был следующим:

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА
Дружинники

В VI-VII вв.н.э. у восточнославянского родоплеменного строя, называвшегося военной демократией, начинается переход к феодализму. Высшим органом власти у славян продолжало оставаться народное вече, которое обеспечивало политическое и экономическое равенство всех членов племени. Постепенно значение его падало. Разложение родовых общин и разрушение старых племенных структур вело к усилению племенных старейшин, глав родов, патриархальных семей.

В период многочисленных войн возрастает роль военачальника – князя, который одновременно являлся высшим лицом исполнительной власти племенного управления. Первоначально князь выбирался на вече, там же избирались предводители племенного войска – воеводы. Усиление значения князя в условиях постоянных войн привело к тому, что его власть становится наследственной. Рост прибавочного продукта у племен позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело.

Вокруг племенных князей начинают формироваться дружины, которые создавались из представителей родоплеменной знати и незнатных людей, обладавших личной храбростью. Дружина не была подотчетна народному собранию. Она была предана только лично князю.

В VII-IX вв. формируются военно-дружинные корпорации, в которых сосредоточивается вся полнота власти. Они создают систему эксплуатации свободного земледельческого населения. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существуют уже не за счет добровольных приношений соплеменников, а за счет обложения их данью – налогом. Получаемый доход распределяется между членами военно-дружинных корпораций и становится основным средством существования знати.

Глубокие политические и социально-экономические предпосылки привели к образованию государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии. Центром Древнерусского государства стал г. Киев.

Структура власти древнерусской раннефеодальной монархии в IX – XII вв. следующая:

МЕСТНАЯ ДРУЖИНА
ПОГОСТЫ, СТАНОВИЩА, ВОЛОСТИ

В отличие от Киева в Великом Новгороде сложился другой политический строй, так называемый вечевой.

ОБЩЕГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ

Кончанские вечевые сходы

Совет господ

300 «золотых поясов»

Посадник Архиепископ Тысяцкий Князь

Вопрос о происхождении древнерусского государства связан с формированием древнерусской народности. Большинство дореволюционных историков связывало происхождение русского государства с вопросами этнического становления народа «русь». Русь представляла собой обширное государство, объединявшее уже половину восточнославянских племен. Превращавшийся в феодальное государство русский племенной союз подчинял себе соседние славянские племена и снаряжал далекие походы. В литературе встречаются сведения о русах, живших на берегу Черного моря, участвовавших в походах на Константинополь и о крещении части руссов в 60-е гг. IX в.

В XVIII в. в годы правления Анны Иоанновны была разработана немецкими ученым Байером, Миллером и Шлецером так называемая НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ по проблеме происхождения государства у славян. Согласно их утверждения государственность восточным славянам принесли варяги. Авторы ссылаются на повесть временных лет Нестора, в начальной части которой говорится: «Откуда есть пошла Русская земля» и о призвании варяжских князей (конунгов) в Великий Новгород. Исторический факт призвания на Русь варяжских князей никто не отрицает. Но дело в том, что государство сложилось у славян задолго до появления варягов. Варяжский князь не обладал всей полнотой власти в Великом Новгороде. Новгородское вече поставило перед ним ряд условий, чтобы он в дела посадского не вмешивался, законов не издавал, суда не судил и грамот не выдавал, т.е. реальная власть в Новгородской боярской республике сохранялась за вечем. С точки зрения многих историков (Костомаров и др.) варяжский князь был наемником, главной задачей которого была защита Великого Новгорода от набегов кочевников и возглавление дружин в военных походах на Византию.

В основе возникновения государства лежит общественное разделение труда, появление частной собственности, классов и органов власти.

При всем многообразии точек зрения по проблеме происхождения и становления древнерусского государства является очевидным то, что Русское государство сложилось независимо от варягов. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Под властью киевского князя находился ряд славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX в. было наиболее сильным в экономическом отношении.

2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Образование русского раннефеодального государства было закономерным явлением. При определении причин возникновения Древнерусского государства необходимо учитывать как интересы киевских феодалов, так и интересы феодалов тех земель, которые подпали под верховную власть киевского князя. Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Верховным правителем в государстве был великий князь, который в своей деятельности опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (в XI-XII вв.) привело к появлению нового органа власти – ФЕОДАЛЬНОГО СЪЕЗДА («снема»), на которых решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местные управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему КОРМЛЕНИЙ (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – ВЕРВЬ.

Вторая половина IX в. в истории Древней Руси характеризуется дальнейшим расширением границ государства. В это время киевские феодалы установили свое господство в северных землях Руси и в Новгородской земле.

В политическом развитии Руси до конца XI в. можно выделить четыре этапа:

I-й – от политического возвышения Киева до подчинения под его власть в начале X в. Великого Новгорода. Это время характеризуется возникновением противоречий между киевскими феодалами и феодалами подвластных им земель.

II-й – (913 до 972 гг.) – нарастание и обострение противоречий, возникших еще на первом этапе.

III-й – (972 до 1015 гг.) – время напряженной борьбы киевских феодалов за сохранение единства раннефеодального Древнерусского государства против сепаратистских устремлений феодалов подвластных Киеву земель.

IV-й – (1015 до 1097 гг.) – время перехода к феодальной раздробленности Руси, обусловленной всем ходом социально-экономического развития Древнерусского государства в X-XI вв.

Сложившееся древнерусское государство нуждалось в юридическом оформлении институтов власти, форм собственности и регулировании отношений между различными социальными слоями общества. В годы правления Ярослава Мудрого в 1016 г. был составлен первый свод законов Древней Руси, вошедший в историю под названием «Русской Правды», который сыграл огромную роль в становлении, развитии и укреплении российской государственности.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ.

Древнерусское государство, включив в свой состав отдельные неславянские этносы, оставалось по преимуществу славянским. Наряду с ним существовали различные народы иной этнической принадлежности, находившиеся на разных стадиях исторического развития.

Степные просторы Евразии на протяжении многих веков были населены кочевыми народами, сначала преимущественно иранцами, затем тюрками. Последние, придя в Европу из Азии, ассимилировали часть прежних обитателей степи, в основном иранцев и угров. Не менее мощным был и тюркский (более поздний) субстрат мадьярского этноса. Мадьярские (угорские) племена явились в Восточную Европу примерно в VIII в. под давлением с востока тюрок, а также под влиянием хазар, которые стали союзниками и покровителями венгров. Несколько десятилетий спустя в результате войны хазар с войсками князя Олега, союзниками которого стали печенеги, венгры были разбиты и вынуждены были отойти к Карпатам.

Место угров в южных степях заняли печенеги. То были тюрки, принадлежавшие к так называемой огузской группе племен, родственной по языку нынешним туркменам. Печенежская орда не была единой. В середине X в. существовало 8 печенежских объединений. Четыре из них находились по левую сторону Днепра, четыре – по правую. На востоке печенеги граничили с хазарскими владениями (на Дону), на севере – с Русью, на юге – с крымскими владениями Византии, под контролем которых находилось все нижнее течение Днепра, т.е. «путь из варяг в греки». Печенеги были иногда союзниками руссов, а порой и врагами. В частности первые столкновения Руси с печенегами летописи датируют 915 г.

Первоначально печенеги оставались врагами хазар, но в связи с усилением Руси и подстрекательства греков они все чаще становились главными противниками руссов на юге. В 1036 г. сын Владимира Ярослав с новгородским войском разгромил печенегов под Киевом. В 80-е г. XI в. печенеги были истреблены византийцами.

Сложные взаимоотношения Древней Руси были с половцами (кыпчаки). Впервые половецкие орды нанесли страшное поражение трем сыновьям Ярослава Мудрого на реке Альте (недалеко от Переславля Южного)

в 1068 г. Затем последовал ряд русско-половецких конфликтов неудачных для Руси.

Только в результате титанических усилий Владимиру Мономаху удалось сплотить русских князей и нанести половцам ряд тяжелых поражений. После смерти Владимира Мономаха конфликты с половцами приобрели острый характер. Имели место успешные походы против половцев русских дружин, но наряду с ними – и тяжелые поражения (знаменитый поход Игоря Святославича).

Длительное соседство половцев с Древней Русью приводило не только к войнам. Русские князья и половецкие ханы роднились друг с другом, происходила постоянная торговля между русскими и кочевниками-половцами. Наметилась тенденция к частичной оседлости половцев под воздействием Руси. Однако сближение половцев с русскими в различных сферах жизни было прервано монгольским нашествием в 20-30-х гг. XIII в., которое как для половцев, так и Руси стало национальной трагедией.

ВИЗАНТИЙСКО-ДРЕВНЕРУССКИЕ СВЯЗИ.

Исторический опыт России свидетельствует о том, что в переломные моменты ее бытия каждый раз вставал вопрос об отношении к духовному наследию Византии. Так было в X в. когда князь Владимир I в связи с кризисом язычества принял решение о ПРИНЯТИИ ХРИСТИАНСТВА на Руси. В 1439 г. Русь отвергла Флорентийскую унию (соглашение об объединении католической и православной церквей) и осталась верной византийскому наследию. Ученые считают, что византинизм оказал влияние на Россию. Одни акцентируют внимание на церковно-религиозной и духовно-нравственной сферах, другие же более широко объясняют это влияние, распространяя на политическую область, отношения государств, церкви, государства и общества, государства и человека.

Большое влияние византинизм оказал на Россию через ХРИСТИАНСТВО, которое в православной форме пришло на Русь в 988 г. из Византии. Византийское влияние проводилось церковью, и было направлено на формирование, прежде всего, религиозно-нравственных ценностей.

Взаимоотношения Руси с Византией носили противоречивый характер. Русские князья стремились укрепить свои позиции в Причерноморье и в Крыму. Ими был построен ряд русских городов. Византия же стремилась ограничить влияние Руси в Причерноморье. Все это приводило к частым столкновениями, которые приносили успех, то Византии, то Руси.

Новый этап отношений Руси с Византией приходится на время княжений Святослава. Стремясь ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы, надеясь на поражение русских дружин. Надежды византийского императора не оправдались. Русские войска одержали победу. Такой исход сражения не был желательным для византийцев, поэтому они начали войну с Русью. В 971 г. был заключен мир между Русью и Византией, согласно которому дружина Святослава получила возможность вернуться домой со своим вооружением, а Византия обещала не совершать нападений. Однако Византия использовала печенегов, которые напали на русское войско на днепровских порогах. Великий князь Святослав в этом неравном сражении погиб.

В годы правления Владимира Византии была оказана помощь в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию и, угрожая Константинополю, претендовал на императорский престол. За что византийский император должен был выдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Император не спешил выполнять свое обещание. После чего Владимир начал военные действия против Византии. Победив Византию, он не только добился выполнения договора, но и обеспечил независимость внешне политической деятельности Руси от Византии. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

3.ОСОБННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Они состояли в том, что русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. В древней Руси не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой. С точки зрения Г.В.Вернадского о наличии на Руси в это время социальных классов можно говорить только лишь с оговоркой.

Основные социальные группы этого периода:

Высшие классы – князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах.

Средний класс – купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).

Низшие классы – беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли.

Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.

На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества – «отчины», которые наследовались в соответствии с «очередью».

Кроме княжеских бояр – воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия – «нарочитая чадь»: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. По своему происхождению бояре были разнородной группой.

Купцы были тесно связаны с княжеской властью. Богатые купцы осуществляли большие торговые операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии.

Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, создавая объединение или «уличную» гильдию.

С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый «церковный народ». Русское духовенство делилось на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). ПО византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи. Вопреки практике римской церкви русские священники обычно избирались среди желающих.

Свободное население Руси обычно называлось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. Одной из социальных групп крестьян были СМЕРДЫ. Они были свободные люди, находившиеся пока под защитой и особой юрисдикцией князя. За пользование наделом платили натуральный оброк и выполняли работы: извоз, строительство, ремонт домов, дорог, мостов и т.д. Смерды должны были платить государственный налог («дань» которую не выплачивали ни жители города, землевладельцы среднего звена (класса). Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю.

К зависимой категории крестьянства относились ЗАКУПЫ – люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом проценты (резы), человек становился опять свободным, если нет – холопом. В вотчине на земле или в доме боярина работали РЯДОВИЧИ – люди, поступившие на службу по договору (по ряду).

Самыми бесправными членами общества были ХОЛОПЫ и ЧЕЛЯДЬ. Рабство в Киевской Руси было двух родов – временным и постоянным.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие, в котором было занято 90 % населения.

В современной исторической науке существуют две основные концепции, по-разному трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства древнерусского государства.

Согласно концепции дофеодального характера общественного строя Киевской Руси, социально-экономическую основу древнерусского общества составляли общинное землевладение и свободные крестьян – общинники (И.Я. Фроянов). Существовало и частное землевладение – вотчины князей, бояр, церкви.

Большинство историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам, соглашаясь с концепцией Б.Д. Грекова.

Согласно этой концепции, крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в X-XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная ВОТЧИНА (отчина, т.е. отцовское владение), но не только отчуждаемая (с правом купли-продажи) но и передаваемая по наследству.

Второй формой феодального землевладения становится ПОМЕСТНАЯ, т.е. условная, земля по которой передавалась во временное держание феодалам за службу.

С IX по XI в. на Руси происходил процесс отделение ремесла от сельского хозяйства. В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесла (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.).

Киевская Русь славилась своими городами. Сначала это были крепости, политические центры. Позже они становятся основой ремесленного производства и торговли. В X-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

Особое значение в хозяйственной жизни Руси приобретали внешние экономические связи. Русских купцов хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии

4. Принятие христианства. Распространение ислама.

В IX-X вв. Русь переживала переход от первобытного строя к феодализму. Господствовавшая на Руси языческая религия мешала этому процессу. Она

уже не отвечала более высокому уровню развития производительных сил страны.

Кризис язычества обуславливался следующими обстоятельствами:

· согласно языческой идеологии со смертью человеческая жизнь не прекращалась, каждый человек вступает в потусторонний мир в том качестве, в каком он пребывал на земле. Поэтому на погребальных кострах сжигались огромные богатства и людские ресурсы. Это не могло устроить нарождающуюся феодальную знать, которая была заинтересована в передаче этих богатств по наследству;

· сохранение язычества мешало установлению международных связей Руси с другими государствами. Русь до X в. оставалась в политической изоляции;

· язычество стало препятствовать развитию торговли с другими христианскими странами. Товары купцов-язычников на международных рынках объявлялись «погаными». Купцам же христианам было неизмеримо проще осуществлять торговые сделки;

· язычество мешало осуществлять культурные связи с соседскими государствами. Оно мешало проникновению на Русь философских, научных, литературных произведений, различного рода иностранных специалистов.

Князь Владимир предпринял попытку реанимировать язычество, но она не увенчалась успехом. Поэтому в 988 г. он вводит христианство на Руси.

Причины христианизации Руси:

· перед государством Русь остро встал вопрос о необходимости укрепить военные, экономические, политические и культурные связи с Византией и другими странами;

· на смену многобожию стал внедряться монотеизм (единобожие), что способствовало укреплению единого государства во главе с монархом;

· вместо языческих норм морали стали внедряться более гуманные христианские нормы;

· соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папством.

Значение принятия христианства:

· укрепилось международное положение Руси, и установился более прочный союз с Византией;

· получила распространение письменность и грамотность на Руси;

· произошло сближение Руси с другими христианскими странами Европы;

· произошло сближение и объединение всего населения Руси в единую русскую народность.

Древняя Русь была многоконфессиональным государством. Наряду с христианством получил на Руси распространение ИСЛАМ.

Ислам (от арабского покорность) монотеистическая религия, последователями которой являются мусульмане. Ислам возник в Аравии в VII в. Основатель – Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы исламской религии изложены в Коране. Основные догматы ислама – поклонение единому всемогущему богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Приверженцам ислама предписаны пять основных обязанностей:

· вера в то, что нет бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

· пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);

· милостыня в пользу бедных (закат);

· пост в месяце рамадан (сауи);

· паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама – СУННИЗМ и ШИИЗМ. Суннизм – это основное, «ортодоксальное» направление ислама, последователи которого строят свое учение на Коране и сунне, а своим духовным главой признают ХАЛИФА.

Шиизм развивался главным образом в Персии. Шииты подвергают Коран особому толкованию, имеют свое священное предание, заменяющее сунну, не признают суннитских халифов и противопоставляют им свое династию 12 имамов, которых считают прямыми потомками Мухаммеда.

На территории древнерусских княжеств ислам стал распространяться в период монгольского завоевания Руси.

5.Политические и социально-экономические изменения на Руси в период феодальной раздробленности.

С середины XI – начала XII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической и феодальной раздробленности. Киевская Русь была обширным, но не стабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в состав Руси, еще долгое время сохраняли свою обособленность. В связи с господством натурального хозяйства в русском государстве не было единого экономического пространства.

Первый раздел русских земель произошел при Владимире Святославиче. С его правления начинают разгораться княжеские распри, вершина которых пришлась на 1015-1024 гг. Разделы земель между князьями, усобицы не определяли ту или иную форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие тесных экономических связей. Натуральное хозяйство – это сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовителя до потребителя. Ссылка на натуральное хозяйство лишь верная констатация факта имевшего место. Однако его господство, что для феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси, так как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в период ее распада, и в XIV-XV вв. когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации.

Сущность феодальной раздробленности заключалась в том, что она представляла соответствующий этап государственно-политической организации общества, который соответствовал комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму боярских союзов.

Феодальная раздробленность – прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных государств на самостоятельные княжества был неизбежным этапом в развитии феодального общества. Такие процессы имели место в Восточной и Западной Европе и в других странах мира.

Феодальная раздробленность была прогрессивной потому, что она являлась следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла и рост городов.

Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Раннефеодальная раздробленность свидетельствовала о том, что старые институты власти не могли больше обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность страны;

наступает такое развитие производительных сил отдельных районов, которое позволяет им существовать самостоятельно.

Первой причиной феодальной раздробленности стал рост боярских вотчин, числа зависимых у них смердов. В XII – начале XIII вв. происходило дальнейшее развитие боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свои владения за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить большой прибавочный продукт, они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. В результате бояре становились экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации, стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них виры-штрафы. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины). «Русская Правда» определяла права боярства. Однако великий князь киевский стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь рассматривал всех князей и бояр как своих служилых людей. Возникновение острых противоречий между великим князем, удельными князьями и боярством привело к ускорению процесса распада Руси.

Второй причиной феодальной раздробленности являлся рост столкновений смердов и горожан с боярством. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои вотчины князей с дружиной, в которых они склонны были видеть лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Но князья, как правило, не удовлетворялись той ролью, которую отводили им бояре. Они стремились сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Все это неизбежно приводило к обострению противоречий между ними.

Третья причина феодальной раздробленности обусловлена ростом и усилением городов, как новых политических и культурных центров. В данный период в русских землях было примерно 224 города. Возрастала их политическая и экономическая роль, как центров той или иной земли. Таким образом, города, как локальные политические и культурные центры в разных землях превращались в оплоты децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и ослабление власти великого князя киевского, земельная вотчина которого в XII в. значительно сократилась.

В результате распада Руси в сер. XII в. образовалось 15 княжеств, в начале XIII в. – около 50, а в XIV в. – около 250. Наиболее крупные из них – Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородское и др.

Великий князь был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, на которых обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений.

При всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела и существенные недостатки:

· разделение на княжества не прекратило усобиц и раздоров между князьями;

· ослабла обороноспособность Руси;

· княжества стали дробиться между наследниками;

· обнаружились конфликты между князьями и местным боярством.

Распад Руси не привел к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли.

6.РУСЬ И ОРДА:

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ.

Нашествие татаро-монгол на Русь происходило в период с 1236 по 1240 гг. Принято считать, что с взятием в 1240 г. Киева в русском государстве установилось татаро-монгольское иго. Термин «иго» в значении угнетения впервые был употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом, под которым понимают политическую, экономическую и культурную зависимость Руси от Золотой Орды. 49 городов из 74 известных были разрушены, причем в 14 из них жизнь не возобновилась. В результате нашествия резко сократилось население Руси, был уничтожен цвет русского народа – княжеские дружины, погибли многие ремесла, прекратилось каменное строительство, значительно пострадали культурные ценности, были оборваны международные связи.

После нашествия завоеватели покинули территорию Руси, периодически совершая карательные набеги – более 15 за четверть века. В течение первого десятилетия завоеватели не брали дани, занимались грабежом, но затем они перешли к долговременной практике сбора систематизированной дани с русского населения.

Специфику взаимоотношений Руси и Золотой Орды определяли факторы отдаленности угнетателей от побежденных, взимание достаточно умеренной дани в расчете на душу населения, заключение русскими князьями периодических союзов с золотоордынцами для защиты территорий своих княжеств и участия русских отрядов в военных походах татаро-монгол. Такое своеобразие русско-ордынских отношений объяснялось необходимостью борьбы с агрессией католического Запада.

В сложившихся на Руси феодальных отношениях начинают развиваться традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения заменяются подданническими. Раздавая русским удельным князьям ярлыки на княжение, золотоордынцы превращали их не в своих вассалов, а в подданных, служебников. Затем князья начинают распространять подданнический тип отношений на русскую знать.

Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру и язык русского народа, способствовало смешению части монголов и населения Северо-Восточной Руси, стимулировало языковое заимствование. НО это влияние не стало доминирующим и определяющим. Русский язык, культура Руси в целом сохранили свои качественные характеристики.

Значительно хуже дело обстояло с политическими последствиями. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия и переход к централизации Русского государства, который начался со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами.

Борьба за обретение государственной независимости, воссоздание российской государственности, укрепление национального самосознания и общественная консолидация развивалась на основе внешнеполитической конфронтации с Ордой. После запоздалого получения независимости в общественном сознании стали формироваться «идеология выживания», изоляционизма и политического консерватизма, что привело к эволюции страны по типу «догоняющего развития» по отношению к западноевропейским странам.

Историки в различные времена занимали различную позицию по вопросу роли монголов в русской истории. Известный русский историк Н.М.Карамзин писал: «Москва обязана своим величием ханам». Пресечение

политических свобод и ужесточение нравов, отмечал он, являются результатом монгольского ига.

Н.И.Костомаров подчеркивал роль ханских ярлыков в укреплении власти московского великого князя внутри своего государства.

Ф.И.Леонтович утверждал, что монгольское право оказало влияние на русское.

Другого мнения придерживался С.М.Соловьев, который отрицал возможность огромного монгольского влияния на внутреннее развитие России, кроме его разрушительных набегов и войн. Он обращает внимание на то, что «у нас нет причины признавать сколько-нибудь значительное влияние (монголов) на (русскую) внутреннюю администрацию, поскольку мы не видим никаких его следов».

В.О.Ключевский сделал общие замечания о важности политики ханов в объединении Руси.

М.Ф.Владимирский-Буданов допускал лишь незначительное влияние монгольского права на русское.

В современной исторической науке сложились две точки зрения на монгольское иго. Одна из них являющаяся традиционной рассматривает его как бедствие для русских земель. Другая же – трактует нашествие Батыя как рядовой набег кочевников.

Сторонники традиционной точки зрения крайне негативно оценивают воздействие ига на все стороны жизни Руси:

· происходило массовое перемещение населения, а вместе с ним и земледельческой культуры на запад и северо-запад, не менее удобные территории с менее благоприятным климатом;

· резко снизилась политическая и социальная роль городов;

· усилилась власть князя над населением;

· произошла и определенная переориентация политики русских князей на Восток.

Другая точка зрения рассматривает вторжение монголов не как завоевание, а как «великий кавалерийский рейд»:

· разрушались только те города, которые стояли на пути войска;

· гарнизонов монголы не оставляли;

· постоянной власти не устанавливали;

· с окончанием похода Батый ушел на восток (на Волгу).

Уточняя понятия «монголо-татарское нашествие» и «монголо-татарское иго» необходимо иметь ввиду следующее:

Во-первых, «Батыево нахождение» оказало такое сильное воздействие на русские земли, судьбы их жителей, что будет правильнее говорить о домонгольской и ордынской эпохах отечественной истории;

Во-вторых, непрекращающаяся борьба русского народа с захватчиками позволила Руси, непосредственно не входя в состав Золотой Орды, сохранить свою государственность.

Выбор Востока в качестве объекта взаимовлияния для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам государства, общества, культуры, но и в направлении экспансии централизованного Русского государства. С точки зрения И.Н.Ионова европейцы отмечали склонность России давать «восточные» ответы на «вопросы» Запада.

В это сложное время для Руси немецкие рыцари и шведские феодалы осуществили агрессию на западные русские земли. Великий князь Александр Ярославович проявил великий полководческий талант и в ожесточенных сражениях 1242, 1240 г. разбил немецких рыцарей и шведских феодалов. За победу на Неве он получил титул Александр Невский. Эти победы для Руси имели огромное историческое значение, которые не только позволили отстоять западные рубежи Руси, но и внесли весомый вклад в консолидацию русского народа в борьбе против агрессоров.

Этногенез восточных славян – это длительный процесс их появления и последующего развития, который привел к какому-то конечному состоянию (например, к образованию государства). Дословно слово «этногенез» переводится как «рождение народа». Однако в его рамках рассматривается и дальнейшая судьба вновь появившегося народа.

Этногенез восточных славян имеет очень богатую историю, которой не многие народы могут похвастаться. Поэтому мы только поверхностно коснемся и кратко рассмотрим этногенез восточных славян.

Как известно, из восточных славян вышли русские, украинцы и белорусы. Это самая многочисленная ветвь. Именно поэтому столько внимания сегодня уделяется проблеме этногенеза восточных славян. Тем более, что не сохранилось достоверных и полных источников по этому вопросу. Кстати, восточных славян (или их предков) называют антами.

Этногенез древних восточных славян берет свое начало в первом тысячелетии до нашей эры. Если быть точнее, то окончательно восточная ветвь отделилась от общности славян в четвертом веке. Именно тогда стали самостоятельными и восточные, и западные славяне. Уже в начале новой эры восточнославянские племена начали распространяться на земли Дуная и Днепра, Балканы, вплоть до Малой Азии.

Этногенез у восточных славян происходил в тесных связях с другими народами. А это, в свою очередь, сильно повлияло на их культуру, быт и становление. Считается, что вся совокупность восточных славян – это смесь истинных потомков праславян с другими восточноевропейскими народами. Соседствовали со славянами готы (они были противниками), авары (также стремившиеся поработить славян), хазары (наложившие дань на славян), печенеги и половцы. Все эти народы лишь мешали укреплению положения восточных славян. Но, возможно, благодаря им закалился характер последних.

Восточные славяне в древности жили так называемыми общинами. А из них уже формировались племена. Но с течением времени эти родовые общины потеряли свою актуальность. Им на смену пришли соседские общины, а вместе с ними – частная собственность. Следующей ступенью стало объединение славянских племен под властью князя (пятый-шестой века). И это можно рассматривать неоднозначно. Казалось бы, это приводило к организации и укреплению племени. Но, с другой стороны, князья начинали нападать на другие племена. А это сеяло раздробленность в зачатках государства.

Этногенез и расселение восточных славян зафиксированы в знаменитой летописи «Повесть временных лет». Нестор описывает несколько племен, заселявших разные территории (например, поляне – Киев, ильменские славяне – близ одноименного озера и так далее). Интересно, откуда пошли такие названия.

  • Во-первых, от места проживания.
  • Во-вторых, от имен предков (радимичи, кривичи).
  • В-третьих, от жизненного уклада этой группы славян.

Однако правильнее говорить не племена, а племенные союзы. Это такие объединения, которые подвели восточных славян к образованию государственности. То есть эти союзы были прикреплены к своей определенной территории и существовали в седьмом-восьмом веках новой эры. И это было принципиально новой ступенью в истории восточных славян. Всего существовало тринадцать племенных союзов.

Следующим этапом этногенеза восточных славян стало образование Древнерусского государства. Это произошло в девятом-десятом веке. Тогда же на Русь пришло христианство. Тогда же перестал существовать племенной строй. Тогда же сформировалась культура и идеология славянского государства.

Теории этногенеза восточных славян

Теории являются предположениями о том, как же происходило их становление и формирование. Вот основные из них:

  1. Аутохтонная. Подразумевает, что восточные славяне изначально появились близ Днепра, а не пришли сюда с других территорий.
  2. Миграционная. Гласит о том, что выделившаяся восточная ветвь мигрировала во время Великого переселения.
  3. Сочетание обеих теорий. То есть миграция имела место быть, но большинство славян все же оставались на месте.

К единому мнению ученые и историки так и не пришли.

В заключение

Таким образом, этногенез и этническая история восточных славян – важная часть истории славянских народов. Хоть мы и не имеем много источников на этот счет, но в целом представление о формировании восточнославянского направления и последующего образования государства у нас есть. Но, даже коротко рассмотрев проблемы этногенеза восточных славян, мы прикоснулись к зарождению и развитию их народов.

Почему мы подняли этот вопрос, эту проблему? Во-первых, восточные славяне – это наши непосредственные предки. А во-вторых, в последнее время в мире стали забывать о родстве народов и государств. А ведь несколько сотен лет назад и украинцы, и русские, и белорусы были сплоченным, единым и могучим народом. Народом, который сумел выстоять, который поднялся и создал государственность. И об этом, наверное, не стоит забывать.

Похожие статьи