Военные походы фараонов.ppt - Военные походы Фараонов. Военные походы фараонов доклад

10.10.2019

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

1) Обучающая:

Подвести учащихся к пониманию причин, последствий, характера военных походов фараонов Древнего Египта.

2) Развивающая:

Распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

3) Воспитательная:

Показать детям жестокость походов, последствия походов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, репродуктивный.

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Вступительное слово учителя.

– Вспомните, кто такие фараоны?

– В какой стране они правили?

– Какой была власть фараона?

3. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи – все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта.

Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Задача для учащихся: Для чего совершали военные походы фараоны?

Примерный ответ учащихся: Египетские фараоны стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить свои богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было постоянное войско – большое и хорошо обученное. Писцы вели строгий учет населения и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.

Работа с иллюстрациями: Как выглядел воин-египтянин? Как было устроено египетское войско?

Как выглядит колесница?

Что в руках у египетских воинов?

Словарная работа: ПЕХОТА – СТАРЕЙШИЙ РОД СУХОПУТНЫХ ВОЙСК, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ПЕШЕМ БОЮ.

КОЛЕСНИЦА – ДВУХ КОЛЕСНАЯ ПОВОЗКА У ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН, ГРЕКОВ И РИМЛЯН, УПОТРЕБЛЯВШАЯСЯ ПРИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ И СОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЯХ.

ДРОТИКИ – МЕТАТЕЛЬНЫЕ КОПЬЯ.

Работа в группах. У каждой группы свое задание.

Задание 1 (базовый уровень)

Войны фараона были вооружены луками, другие длинными копьями, боевыми топориками и кинжалами, наконечники этих копий делались из бронзы (медь, олово). Этот сплав был прочнее чем медь.

В Египетской армии использовался труд наемников: эфиопов, ливийцев, сирийцев.

Иноземные войны в правах были уравнены с египетскими, им также раздавались в награду земли.

Как были вооружены египетские войны?

Задание 2 (уровень преобразующий)

Войны в древнем Египте получали государственное довольствие, т.е. состояли на государственной службе. От государства выдавалось и оружие, которое в мирное время в большинстве случаев хранилось на складах. Колесницы приобретались за собственные деньги колесничими, а лошадей они брали из государственных конюшен.

Почему в Древнем Египте так заботились о своих войнах?

Задание 3* (повышенной сложности)

Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах – в каменоломнях, при доставке каменных глыб.

Воины, сражавшиеся на колесницах, были в более привилегированном положении, чем пехотинцы. Бойцы поступали на службу вместе со своими рабами. Среди колесничих можно встретить детей важных чиновников, жрецов. Но порой среди них встречались представители простого народа.

Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли не легкий солдатский труд. Наиболее отличившимся воинам и их командирам раздавали земли и рабов, золотые и серебряные знаки отличий.

Все ли воины в египетской армии были равны? О чем говорит этот факт?

4. Работа с картой. Учебник стр.44.

Задание: Внимательно посмотрите на легенду – карты.

– Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочками)

– На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию).

– Где находится город Мегиддо? (на территории палестины).

5. Работа с историческим документом.

Самые крупные завоевания совершили около 1500 года до н.э.Фараон Тутмос 3 (битва у города Мегиддо, стр.56(документ, из летописи Тутмоса 3, высеченной на стенах храма Аммона – Ра в Фивах))

Беседа по прочитанному тексту документа.

– С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны?

Ответ подтверждается цитатой из документа (…И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов…)

– Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские войны? (оружие, коней, скот, рабов и конечно золотые и серебряные вещи)

– Кому возводили хвалу войны Египта? (своему фараону)

– Кому они приносили награбленное? (своему фараону)

– как распределял награбленное имущество фараон? (ему и вельможам доставалось практически все, а простые войны не получали ничего.)

– Какой характер носили войны? (грабительский, несправедливый.)

Начертить и заполнить таблицу:

Результаты военных походов

Закрепление изученного на уроке

Задача: По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча – множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне?

Ответ: Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогощать хозяина, при этом платить им было не нужно.

Домашнее задание:

  • Подготовить ответ на вопрос. Как проходили походы фараонов Древнего Египта?
  • Работа в рабочей тетради по истории Древнего мира. Выпуск 1. Стр.24, задание 28.
  • Задание для любознательных!
  • Кто из известных тебе военачальников прошлого поступал иной раз так же, как и Тутмос 3 в битве под Мегиддо: Александр Македонский, Ганнибал, Персидский царь Дарий 2, Римский полководец Камилл, Цезарь, Дмитрий Донской, Петр 1, Румянцев, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Брусилов, Деникин, Колчак.

    Назови хотя бы 7-10 таких полководцев: (так же поступали Александр Македонский, Цезарь, Петр 1, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Деникин, Колчак).

    § 1 Египетское войско

    Египет, как и все государства Древнего мира, формировался как военный лагерь. Главной целью знати было обогащение. Укрепив власть в стране, фараон и его вельможи приняли решение расширить границы своего государства. Началась эпоха военных походов фараонов.

    Владыки Египта стали укреплять свою власть, расширять владения, накапливать богатства. Чтобы вести войны, фараоном необходимо было большое обученное войско. С этой целью каждого десятого юношу забирали на долгие годы в армию, а из богатств накопленных фараонами нанимались иноземные воины.

    Основой войска была пехота, вооруженная преимущественно луками и стрелами, а так же кинжалами и копьями. Для защиты воины использовали деревянные щиты, обтянутые кожей, тело закрывал кожаный нагрудник, а голову шлем.

    Благодаря изобретению нового металла - бронзы, египтяне получили преимущество над врагами. Бронза - это сплав меди с оловом, она прочнее меди и позволяла перерубать медное и каменное оружие, которым пользовались враги.

    Еще одно серьезное преимущество перед врагами египтяне получили после изобретения боевых колесниц. Колесница представляла собой двухместную повозку, запряженную парой лошадей. На колеснице находились два воина: один управлял конями, другой, вооруженный луком, обстреливал неприятеля. Борта колесницы, защищавшие ноги воинов, обтягивали кожей и украшали металлическими бляхами. На головах коней развивались разноцветные страусовые перья. Использование колесниц позволяло быстро окружать и внезапно нападать на противника. Колесницы стоили дорого, поэтому колесничими могли быть только знатные египтяне. Кроме того, у колесничих было больше шансов выжить, так как они вступали в бой последними.

    Существовало три основных направления военных походов:

    1. На юг в страну Нубию, с целью захвата золотых рудников и слоновьей кости;

    2. На запад, через Ливийскую пустыню, население которой занималось скотоводством;

    3. На северо-восток, в Азию, где располагался богатый полезными ископаемыми Синайский полуостров, а далее, на севере, могущественные государства - Палестина, Финикия и Сирия, откуда привозили серебро и олово, дорогие ткани и древесину.

    Самых больших успехов добился фараон Тутмос, живший около 1500 года до н.э. При нем была захвачена Нубия, а так же большая территория в Азии, вплоть до реки Евфрат.

    На покоренных территориях фараоны оставляли своих наместников, обеспечивая их войсками. Наместники обязаны были собирать дань и отправлять ее в Египет. Самым распространенным товаром стали обращенные в рабство пленники.

    § 3 Результаты походов

    Население Египта радовалось победам. Во время праздников, устраиваемых фараонами, перед ликующей толпой проходили войска в парадных одеждах, везущие богатую добычу. Фараон одаривал народ подарками.

    Но захваченные в походах ценности делились не справедливо. Большую часть забирал себе фараон. Остальное он раздавал своим военачальникам и колесничим. Большинство воинов длительные походы разоряли. Пока они воевали, земельные участки зарастали, дамбы разрушались, каналы пересыхали. Со временем, недовольные таким положением египтяне стали поднимать восстания против власти фараонов. Это вынудило правителей нанимать в войско чужеземцев, выдавая им плату из казны. Фараоны рассчитывали, что в случае заговора вельмож или восстания простых египтян наемники быстрее придут на помощь.

    В I тысячелетии до н.э. египтяне сами стали подвергаться регулярному нашествию врагов. Что, в итоге, привело к падению великого государства.

    Единое государство в Древнем Египте зародилось около 3000 г. до н.э. в результате завоевания Нижнего Египта Верхним. С тех пор правители Египта вели постоянные войны с соседями ради захвата территории и рабов, а так же получения новых богатств в свою казну. Наиболее успешные походы проводил фараон Тутмос, расширивший границы государства до реки Евфрат. Завоевательные походы с одной стороны, обогатили фараона и его вельмож, с другой, привели к разорению земледельцев и запустению самого Египта.

    1. Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том I: От каменного века до элевсинских мистерий, Перевод H.H.Кулаковой, В.Р.Рокитянского и Ю.Н.Стефанова, М.: Критерион, 2002
    2. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 832 с.
    3. Керам К. "Боги, гробницы и ученые". Роман археологии

    Использованные изображения:

    Из походов войска возвращались с богатой добычей. Народы завоеванных стран должны были выплачивать фараону ежегодную дань.

    Нубия была богата золотыми рудниками; племена ливийцев поставляли в Египет стада коров, коз и овец; из Финикии привозили дерево (кедры); Палестина и Сирия были богаты серебром, оловом и тонкими тканями.

    Участники

    Боевые колесницы: в колеснице помещалось два воина. Один правил лошадьми, а другой стрелял из лука и метал копья.

    Пехота: отряды пехоты отличались по виду вооружения. Воины одних отрядов имели копья, других – топоры или серповидные мечи, третьих – луки и стрелы. Были отряды, вооруженные пращами и бумерангами.

    Тутмос III – фараон, в период правления которого египтяне совершили самые крупные завоевания. Благодаря ему границы государства были значительным образом увеличены. Это были годы расцвета Древнего Египта.

    В основном Тутмос совершал походы в Переднюю Азию

    На севере граница страны отодвинулась до Евфрата. Тутмос приобрел власть над землями Палестины, Сирии и Финикии. На юге в подчинении Египта оказалась Нубия.

    Заключение

    Благодаря завоевательным походам Египет вышел далеко за пределы нильской долины, став своего рода региональной империей. Были установлены отношения с соседними народами. Война была не только средством грабежа и порабощения, но и способом расширения экономических и культурных связей.

    Параллели

    Военная деятельность государства в древности считалась обязательной, представление о войне, как о зле, отсутствовало. Тутмоса III, Рамзеса II и еще некоторых правителей принято называть цезаристскими фараонами – их завоевания наиболее впечатляющие. Но такие цезаристские представители власти появлялись во всех без исключения регионах Древнего Востока вплоть до Китая. Каждая из восточных деспотий стремилась быть империей и господствовать над соседями.

    Военные походы фараонов

    Может ли быть опасной армия, если она вооружена только холодным оружием? Может! Более того, подобная армия, как оказалось, может завоевывать огромные территории. Из каких родов войск состояла египетская армия? Какое вооружение использовали в битвах? Какие завоевания совершил Тутмоса III? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

    Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было большое и хорошо обученное войско. Ядром египетской армии была личная охрана фараона, она формировалась из чужеземцев-наемников.

    Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на долгие годы. Из них формировалась пехота. Пехотинцы делились на тяжеловооруженных и легковооруженных воинов. Наконечники стрел и копий, кинжалы и боевые топорики изготавливались из бронзы. Бронза тверже меди - бронзовое оружие давало египтянам преимущество над противником.

    В середине II тысячелетия до н. э. египтяне стали использовать боевые колесницы. Каждый отряд состоял из 25 колесниц. Колесницей управлял возница, второй воин стрелял из лука и бросал в противников короткие копья - дротики. Лошадей содержали за счет казны фараона, а колесницу необходимо было приобретать за свой счет, поэтому служить в колесничих отрядах могли лишь представители знати. Колесницы начинали битву и завершали ее, преследуя бегущего с поля боя противника.

    Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III . В Северной Палестине и Сирии в конце XVI в. до н. э. сложилась антиегипетская коалиция. Страны, входившие в нее, стремились к политической и экономической независимости от влиятельного южного соседа. Главными опорными пунктами антиегипетского союза были крепости Мегиддо и Кадеш. Тутмос во главе войска отправился усмирять непокорных. Войска противников тем временем сосредоточились в Мегиддо, намереваясь удержать этот важный пункт на северных склонах тех же гор. Таким образом, египетской армии предстояло преодолеть горный хребет. Через хребет вели три дороги. Кратчайший, средний путь был узкой тропой. Многие египетские военачальники опасались идти этим путем. Они боялись, что при движении гуськом авангард армии уже столкнется с противником, в то время как арьергард еще только вступит на тропу. Однако фараон решил рискнуть и лично возглавил колонну, двигающуюся коротким путем.

    Согласно хроникам, фараон на боевой колеснице первым бросился в бой. Войско защитников было обращено в бегство. Но египтяне не взяли с ходу город, будучи занятыми грабежом оставленного лагеря. Тем временем цари Кадеша и Мегиддо и их союзники были втащены гарнизоном на крепостную стену, ворота были закрыты. Тутмос приступил к осаде города. Вокруг него была сооружена ограда из огромных древесных стволов. Египтяне назвали эту стену «Тутмос, осаждающий азиатов». Через несколько недель осады город сдался. Трофеями Тутмоса были 924 колесницы, 2238 лошадей, 200 комплектов оружия, урожай, снятый в долине египетским войском, много тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Это был первый победоносный поход Тутмоса. При нем египтяне захватили Ливан, Палестину на севере, Нубию на юге; расширили границы Египта на востоке до Евфрата. На несколько столетий Египет стал самым могущественным государством Древнего мира.

    Список литературы

    Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

    Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

    Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.

    Бортникова Т.И.

    Древний мир

    Слайд 2

    Войско фараонов

    Около 1500 г. До н.э. Египтом правил фараон Тутмос. В те времена Египетское царство было так сильно, что никакие чужеземцы не угрожали ему. Фараоны использовали сильное войско для завоевания новых земель и удержания под своей властью покорённых стран.

    Слайд 3

    Большую часть войска составляла пехота. Исход войны во многом зависел от её выучки и выносливости. Набор в войско производили писцы по приказу фараона, большинство новобранцев было из земледельцев. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять их лука, владеть копьём, топориком и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове теле долго не заживали.

    Слайд 4

    По роду оружия пехота делилась на стрелков из лука – лучников – и копейщиков. Лук был основным видом дальнобойного оружия. Стрелы часто делались из тростника с бронзовыми наконечниками, их носили в особых футлярах – колчанах. Во время сражения лучники для быстроты и удобства вынимали сразу по несколько стрел и держали их в правой руке между большим и указательным пальцами.

    Слайд 5

    Египетское копьё состояло из длинного крепкого древка и бронзового наконечника. Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щитами удобными в рукопашном сражении. Щиты состояли из деревянной и сплетённой из крепкого тростника основы, обтянутой кожей. Металлические шлемы в Египте были большой редкостью. Обычно воины надевали шапочки из кожи или льна, часто имевшие полосы.

    Слайд 6

    На древнеегипетской росписи художник прекрасно передал стремительное движение отряда копейщиков, его выучку и сплочённость. Все шагают в ногу, воины в полосатых шапочках вооружены щитами, копьями, топориками и искривлёнными мечами.

    Слайд 7

    Во главе армии стоял верховный властитель страны – фараон. Во всех важных сражениях он лично командовал войском. Льстивые и угодливые вельможи приписывали фараону все военные победы. «О, если бы не его величество, да живёт он, да здравствует, да будет благополучен! Мы никогда бы не разгромили вражеское войско».

    Слайд 8

    В середине второго тысячелетия до н.э. египтяне стали использовать боевые колесницы, запряжённые конями. Это позволило создать большое колесничное войско, игравшее огромную роль в египетской армии.

    Слайд 9

    У колесницы было два колеса со спицами. На оси между колёсами укреплена площадка, где стояли двое – один управлял конями, а другой стрелял из лука и бросал в противников короткие копья – дротики. Площадка крепилась к длинной палке – дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые кожей борта, чтобы защитить ноги возницы и стрелка.

    Слайд 10

    Завоевания фараонов

    Какая страна была завоёвана к югу от Египта?

    В какую страну на запад от дельты Нила вторгались войска фараона?

    Какой полуостров был захвачен войсками фараона к западу от дельты?

    Какие страны к северу от Синайского полуострова покорили египетские войска?

    На карте в учебнике найдите название реки, до которой доходили владения египтян на севере?

    Слайд 11

    Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос.

    Прочитаем описание одного из походов Тутмоса на с. 46.

    Слайд 12

    Последствия завоевательных походов

    После каждого похода войска возвращались с добычей в столицу Египта, которой становится город Фивы.

    Слайд 13

    Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы пленников. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил пленника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

    Сверху вниз - нубиец,

    ливиец, житель Азии

    Слайд 14

    Одних египтян войны обогащали: фараоны щедро награждали военачальников и колесничих. Вельможи становились ещё богаче. Других египтян длительные войны доводили до обнищания. Войны разоряли основное население страны – её тружеников.

    Слайд 15

    Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочитали наёмное войско из чужеземцев. Наёмники, получавшие плату из казны, казались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.

    Интернет-ресурсы

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81_III

    http://www.husain-off.ru/hg7n/images1/drm5-069.gif

    http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st027.shtml

    http://www.ms77.ru/articles/fashionhistory/drmir/egypt/14917/

    http://istoriya-ru.ucoz.ru/news/pokhody_tutmosa_iii_v_aziju/2011-01-31-132#

    http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm

    http://bronexod.com/forum/lofiversion/index.php?t941.html

    http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html

    http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/faraon/faraon.htm

    Посмотреть все слайды

    «Военные походы фараонов».

    Конспект урока истории в 5 классе; Учитель: Попович М.О.

    Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

    Планируемые результаты:

    Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом, с картой.

    Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

    Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.(Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками информации.)

    Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

    Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, рабочие тетради.

    Основные понятия изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

    Создание проблемной ситуации.

    Учитель: « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.

    Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.

    А на чем же держится власть? (обсуждаем).

    А что будет если один из компонентов ослабнет?.

    Учитель: А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

    Ответ: Нужна СИЛА – боеспособное войско. Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство. Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога).Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

    Учитель: на какие вопросы нам нужно найти ответы сегодня на уроке?

    Совместное обсуждение пунктов плана. План записываем на доске, учащиеся записывают в тетрадях.

    План:

    1.Египетское войско:

    2. Походы египетских фараонов:

    Изучение нового материала:

    1 вопрос плана изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.

    Вопрос учителя: Что такое армия?

    Ответ: Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.

    Учитель: Она состояла из двух частей.

    Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

    ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков. (слайд)

    Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца. (Работа с учебником).

    Ответ: Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.

    Учитель: Вторая часть – колесничье войско.

    В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?

    Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. (слайд)

    Вопрос: В чем преимущество колесниц перед пехотой?

    Ответ: Скорость, стремительность, внезапность.

    В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.

    2 вопрос плана разделим на подпункты:

    - Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.

    Учитель: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

    В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

    После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

    Задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

    1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

    - О покорении новых земель

    2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

    - Чтобы взять золото, рабов.

    Во дворце фараона .

    Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

    Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов
    и умелых рабов…

    Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
    Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

    Баурд : Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

    Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

    Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
    Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

    Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила…
    я только хотел сказать, что мир так велик...

    ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

    - Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту.

    Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

    - В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.

    Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.

    - Последствия походов Тутмоса III;

    Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон ТутмосIII , который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

    Как проходили военные походы египтян?

    Учитель предлагает найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника.

    Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.

    ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

    Войско вернулось благополучно,

    разорив страну бедуинов,

    снеся ее крепости,

    срубив ее смоковницы и виноградники,

    сжигая ее поселки,

    перебив в ней десятки тысяч людей,

    захватив в ней множество пленных.

    Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

    Надпись на гробнице.

    Египет. XXVI век до н. э. III тыс. до н. э.

    Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.
    Смоковница – то же, что инжир.
    Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

    Какие цели преследовали египтяне?

    - Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

    Самостоятельная работа в парах. Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.

    Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

    Учитель зачитывает документ:

    Из летописи Тутмоса III

    Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

    Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считалосвоё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

    (Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

    Вопросы: 1. О каком фараоне идет речь?

    2. о каком сражении идет речь?

    Устно обсуждаем вопросы.

    Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.

    Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке).Оценивание учителем.

    Домашнее задание.

    параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.

    Найти ответы на вопросы:

      Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?

    Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника.
    Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона".

    Похожие статьи