«Вечный город» и его жители. Самые древние города

20.09.2019

Рим – это особая страница в истории цивилизации. Этот вечный город и его жители дали миру многое из того, чем люди пользуются до сих пор. Каким был этот город в период своего расцвета?

Внимание – самому необходимому

Во времена республики Древнего Рима доходы от завоеваний направлялись на нужды города: его обеспечивали всем, что было нужно. Прежде всего, конечно, водой. Речная вода была непригодна для питья, да ее часто и не хватало, поэтому город обеспечили родниковой водой с албанских гор: для этого понадобилось проложить мосты и десятки километров труб, но зато жители всегда были обеспечены питьем. Обычные граждане брали воду из бассейнов, фонтанов и колонок, дома богачей были обеспечены ею отдельно. Состоятельные римляне вообще не экономили воду – в их домах были собственные бассейны.

Одним из центров культурной жизни города были бани – там не только мылись, но также проводили время в библиотеке и музее, которые были обязательной частью большого сооружения. Также там был и своеобразный тренажерный зал.

Рис. 1. Римские термы.

Собственных туалетов не было даже в богатых домах, все пользовались общественными, причем, в каждом из них была теплая вода.

Великие сооружения Древнего Рима

Центром всей городской жизни был форум. Первый из тех, что был построен в городе, так и называется – Римским. Самым величественным зданием в этой части столицы был храм Сатурна. Храм богини Весты – тоже прекрасное здание, но с ним еще и связана легенда: римляне считали, что если огонь, которые там горит, погаснет, на их город обрушатся разнообразные несчастья. Так что его поддерживали постоянно.

Рис. 2. Римский Форум.

В период правления императоров Форум также украшался колоннами: каждый правитель имел собственную. Увенчивалась колонна огромной статуей, а на самом столбе высекались барельефы, чтобы народ знал о деяниях своего владыки.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Колизей во времена расцвета Рима был самым популярным местом и у богатых горожан, и у обычных жителей. Развлечений тогда было немного, так что все с удовольствием смотрели на кровавые поединки гладиаторов. Также все с удовольствием посещали цирк, где можно было следить за гонками на колесницах – страсти в этом месте кипели нешуточные.

Рис. 3. Колизей.

Еще одним посещаемым сооружением в Риме был театр Помпея. Его здание было возведено в 55-м году до н.э. Рассчитано это грандиозное строение на 27 тысяч зрителей. Театр Марцелла, тоже прекрасный с архитектурной точки зрения, вмещал “всего лишь” 10 тысяч человек.

И, конечно, один из самых знаменитых римских сооружений является храм всех богов – Пантеон. Увенчанный куполом, с огромным залом внутри, он поражал своим величием.

Что мы узнали?

Римляне были очень чистоплотны – в городе всегда была вода, которой пользовались все жители. Они посещали бани; в городе были построены общественные туалеты. Большое внимание горожане, как это описывает учебник за 5 класс, уделяли зрелищам: они посещал театры, Колизей и цирк. Соответственно, эти здания и были самыми большими в городе. Также Рим славился своими храмами и Форумом.

Мемфис, Вавилон, Фивы – все они когда-то были крупнейшими центрами, но от них осталось только имя. Однако есть города, которые существовали на протяжении всей истории человечества, от каменного века до сегодняшнего дня.

Иерихон (Западный берег Иордана)

У самого подножья Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое море расположен самый древний город на земле – Иерихон. Здесь были найдены следы поселений, относящиеся к X-IX тысячелетию до н. э. Это была постоянная стоянка культуры докерамического неолита А, представители которой и построили первую иерихонскую стену. Оборонное сооружение каменного века было высотой в четыре и шириной в два метра. Внутри него находилась мощная восьмиметровая башня, которая, очевидно, использовалась в ритуальных целях. Ее руины сохранились и по сей день.

Название Иерихон (на иврите Йерихо) по одной из версий происходит от слова со значением «запах» и «благоухание» - «реах». По другой, от слова луна – «яреах», которую могли почитать основатели города. Первое письменное упоминание о нем мы встречаем в книге Иисуса Навина, где описывается падение Иерихонских стен и взятие города евреями в 1550 году до н. э. К тому времени город уже был мощной укрепленной крепостью, чья система из семи стен представляла собой настоящий лабиринт. Неспроста - Иерихону было, что защищать. Он располагался на перекрестке трех важных торговых путей Ближнего Востока, прямо посреди цветущего оазиса с большим количеством пресной воды и плодородной почвы. Для жителей пустыни – настоящая земля обетованная.

Иерихон стал первым городом, который захватили израильтяне. Он был полностью разрушен, а все жители перебиты, за исключением блудницы Раав, которая до этого укрыла еврейских разведчиков, за что и была пощажена.

Сегодня Иерихон, расположенный на Западном берегу Иордана – спорная территория между Палестиной и Израилем, остающаяся в зоне постоянного военного конфликта. Поэтому посещение самого древнего и богатого историческими достопримечательностями города не рекомендуется.

Дамаск: «око пустыни» (Сирия

За первое место с Иерихоном борется Дамаск – нынешняя столица Сирии. Самое раннее упоминание о нем найдено в списке покоренных городов фараона Тутмоса III, который жил в 1479-1425 до н. э. В первой книге Ветхого Завета Дамаск упоминается как крупный и хорошо известный центр торговли.

В XIII веке историк Якут аль-Хумави утверждал, что город был основан самими Адамом и Евой, которые после изгнания из Эдема нашли себе пристанище в пещере крови (Магарат ад-Дамм) на горе Касьюн на окраине Дамаска. Там же произошло и первое в истории убийство, описанное в Ветхом Завете – Каин убил своего брата. По легенде, самоназвание Дамаск происходит от древне-арамейского слова «демшак», что означает «кровь брата». Другая, более правдоподобная версия гласит, что название города восходит к арамейскому слову Darmeśeq, в переводе – «хорошо орошаемое место».

Доподлинно неизвестно, кто впервые основал поселение вблизи горы Касьюн. Но недавние раскопки в Тель-Рамада, пригороде Дамаска показали, что люди заселили здешние места около 6300 лет до н. э.

Библ (Ливан)

Замыкает тройку древнейших городов – Библ, известный сегодня как Джебейль. Он расположен на берегу Средиземного моря в 32 км от Бейрута, нынешней столицы Ливана. Когда-то это был крупный финикийский город, основанный в IV тысячелетии до нашей эры, хотя первые поселения на этой территории датируются поздним каменным веком – VII тысячелетием.

Древнее название города связывают с легендой о некой Библис, которая была без памяти влюблена в своего брата – Кавна. Она умерла от горя, когда ее возлюбленный бежал, чтобы избежать греха, а ее пролитые слезы образовали неиссякаемый источник воды, который поил город. По другой версии, библосом в Греции называли папирус, который экспортировался из города.

Библ был одним из крупнейших портов античной эпохи. Он также был известен, благодаря распространению там культа Ваала – грозного бога Солнца, который «требовал» от своих приверженцев самоистязаний и кровавых жертв. Письменный язык древнего Библа до сих пор остается одной из главных загадок Древнего мира. Протобиблское письмо, распространенное во втором тысячелетии до нашей эры, до сих пор не поддается дешифровке, оно не похоже ни на одну из известных систем письменности Древнего мира.

Пловдив (Болгария)

Древнейшим городом Европы сегодня принято считать не Рим и даже не Афины, а болгарский город Пловдив, расположенной в южной части страны между Родопскими, Балканскими горами (домом легендарного Орфея) и Верхнефракийской низиной. Первые поселения на его территории датируются VI-IV тысячелетиями до н. э., хотя своего расцвета Пловдив, а точнее, тогда еще Эвмолпиада, достиг при народах моря – фракийцах. В 342 году до н.э. его захватил Филипп II Македонский – отец знаменитого Александра, назвавший его в свою честь Филиппополем. Впоследствии город успел побывать под римским, византийским и османским владычеством, что сделало его вторым культурным центром в Болгарии после Софии.

Дербент (Россия)

Один из топ пятерки древнейших городов мира расположен на территории нашей страны. Это Дербент в Дагестане, самый южный и самый древний город России. Первые поселения возникли здесь еще в эпоху ранней бронзы (IV тысячелетие до н. э.). Впервые о нем упоминает известный древнегреческий историк Гекатей Милетский в VI веке до н.э., который приводит наиболее древнее название города: «Каспийские ворота». Столь романтическим именем город обязан своему географическому положению – он растянулся вдоль береговой полосы Каспийского моря – там, где горы Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь трёхкилометровую полосу равнины.

В мировой истории Дербент стал негласным «блокпостом» между Европой и Азией. Здесь же пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути. Неудивительно, что он всегда был излюбленным объектом завоеваний соседей. К нему проявляла большой интерес Римская империя – главной целью походов на Кавказ Лукулла и Помпея в 66-65 годах до н.э. был именно Дербент. В V веке н. э. когда город принадлежал Сасанидам, здесь были возведены мощные фортификационные сооружения для защиты от кочевников, в том числе и крепость Нарын-калы. От нее, расположенной у подножья горного хребта, к морю спускались две стены, призванные защищать город и торговый путь. Именно с этого времени отсчитывается история Дербента как крупного города.

Проблемы на четверть:

Изображение русского человека, его лучших качеств.

Формирование эстетического вкуса у детей, понимание роли изобразительного искусства в жизни общества.

Добро и зло. Вера народа в победу добра над злом, дружбы и любви над враждой и коварством.

Проблемы на урок:

Мастерство зависит от трудолюбия.

Формирование умения видеть национальные особенности искусства и гуманистические основы в искусстве своего народа.

Выражение любви к своей стране.

Понимать связь времени в народном искусстве.

Задачи на урок:

Осмысление места художника в жизни людей.

Осознание своей причастности к судьбам культурных памятников, бережного отношения к культурному наследию.

Восхищение деяниями предков и современников.

Готовность в любую минуту прийти на помощь ближнему, быть добрым и отзывчивым.

Формирование художественного вкуса учеников.

Учить детей обращать внимание на содержательный смысл художественного, образного языка декоративного искусства.

Интегрированные связи:

Литература:

М. Пришвин "Моя Родина".

Каменных дел мастера.

Естественно-математический блок:

Сравнение величин, плоскостные геометрические фигуры, геометрический и растительный орнамент.

Подготовительная работа:

Экскурсия в Кремль (Коломенское, Крутицкое подворье, монастыри Москвы - по желанию)

Экскурсия в Дом - музей В.М. Васнецова.

Палаты Зарядья.

На первом уроке дети изображают образ деревянного дома при помощи гуаши и кисти, затем украшают его, используя цветную бумагу, ножницы и клей.

На втором уроке в технике аппликации изображаются храмы.

ХОД УРОКА

Опорные понятия:

Нравственные: уважение исторического прошлого своей Родины, доброта, чуткость, мудрость, талант, трудолюбие, мастерство, достоинство, гордость.

Межпредметные: характер, настроение, облик, творчество, пропорции.

Искусствоведческие: композиция, орнамент, эскиз, коллаж.

Зрительный ряд:

Слайды городов "Золотого кольца" России с изображением сохранившихся старинных центров.

Слайды с изображением типов русских домов и храмовой архитектуры Руси.

Беседа

Начиная с древности, человек в создаваемых изделиях не только удовлетворяет свои насущные бытовые нужды, но одновременно и свои эстетические потребности, творит по законам красоты. Красота выступает в форме украшения предмета. Самым древним видом украшения является орнамент. На прошлых уроках мы с вами познакомились с элементами орнамента и символами, связанными представлением славян о строении мира, выполнили элементы для нашей общей работы: дома, храмы, фигуры людей в русских костюмах.

Сегодня мы используем наши знания и материалы прошлых уроков при выполнении коллективной работы "Древний город и его жители".

Появились у медведей
Очень шумные соседи:
Провели они дороги;
Что ни шаг, то дом да двор.
Из насиженной берлоги
Зверь уходит дальше в бор.
И под стенами Кремля
Пашут пахари поля,
Пашут земли деды наши
Деревянною сохой,
На приволье первых пашен
Хлеб родиться неплохой!
Водят скот и рыбу ловят,
Добывают воск и мед,
Срубы новые готовят,
И Москва растет.

Н.Кончаловская

"Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина" (К.Д. Ушинский).

Велика и прекрасна русская земля. Богата она городами и селами. По-разному строились, но всегда вырастали они в прекрасных местах русской земли. Во время прошлых уроков мы узнали:

Что русские плотники не только строили, но и украшали дома деревянной резьбой;

Что носили наши предки, какие праздники они отмечали;

Познакомились с древними городами, с тем, что каждый город неповторим по своей застройке и архитектуре;

Как возводили постройки для жилья, как развивались ремесла, торговля, как ставили храмы в память о победе над врагом.

Также мы много потрудились, и сегодня плоды наших трудов соединим в большую совместную композицию "Древний город".

Музыкальное сопровождение:

Глинка Михаил Иванович: симфоническая фантазия "Комаринская" с русскими народными темами.

Вариант: русские народные песни, соответствующего настроения.

Практическая работа (совместно-индивидуальная).

Несколько листов ватмана склеиваются друг с другом и располагаются на сдвинутых вместе столах. Поочередно группы детей по 3-4 человека подходят к листам и рисуют на них фон. Фоном служит русский пейзаж с лесами, полями и пашнями. Свободные от рисования дети вырезают из альбома избы, храмы, изображения людей в русских костюмах. Когда фон готов можно приступить к компоновке города. В обсуждении принимают участие все дети. И вот для каждого элемента найдено свое место. Теперь осталось их только приклеить. Наш город готов!

Анализ и эстетическая оценка работы.

Коллективная работа вывешивается на доску.

Удалось ли нам показать жизнь древнего города?

Какой образ рождают у вас древние храмы?

Древние храмы похожи на былинных богатырей;

Древние храмы похожи на белых лебедушек.

И сейчас можно найти на русских избах узорные наличники, крылечки, резные доски, а где люди могли подсмотреть красоту узорочья?

Эту красоту мастера могли подсмотреть в окружающей их родной природе.

В чем мудрость деревянной постройки?

Дом, как человек.

Дома богато украшены деревянной резьбой не только для красоты, но эти украшения еще и оберегали жилище от всяческих напастей.

Как можно сделать нашу работу более выразительной?

Можно придумать коллективную работу с названием "Праздник" или "Ярмарка".

Расскажите, пожалуйста, о том, что вам понравилось больше всего в ней? Понравилось ли вам работать всем вместе?

Да. Очень.

Послесловие.

Презентация используется на подготовительных уроках при изображении домов, храмов и на уроке по теме "Древний город и его жители" при сборке композиции.

Коллективная картина может создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное время в группе продленного дня композиция может дополняться, обогащаться, расширяться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те, которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми. Я заметила, что такая форма организации работы нравится детям, и они получают эстетическое удовольствие, рассматривая законченную композицию, к чему тоже следует привлечь всех детей.

При выполнении коллективных работ по изобразительному искусству я активно использовала игровые методы и приемы. В основе каждого лежал специально разработанный игровой сюжет. Дети могут быть одеты в русские костюмы, либо используются элементы народного костюма.

По мере готовности детали собираются на общем листе, и мне остается деликатно руководить созданием общей композиции. Когда первоначально запланированная часть работы выполнена, обязательно возникает потребность что-то доработать, что-то улучшить. Это может создать и углубить конфликтную ситуацию между детьми, что не принесет пользы коллективной работе. Поэтому моя задача как педагога - деликатно, профессионально организовать взаимодействие детей на данном этапе, помочь им доработать композицию так, чтобы реализованы были все позитивные идеи и предложения.

Данная тема может быть завершена индивидуальной работой с детьми. На этих занятиях возможно изготовление макетов изб и храмов из бумаги и картона, или пластилина. Такой большой объем работы успешно выполняется, если учитель ведет кружок или факультатив по своему предмету.

Презентация к данной работе находится у автора статьи.

Древнерусский город — укрепленное поселение, которое одновременно являлось военным, хозяйственным, политическим, социальным и культурным центром всей окружающей территории. В городах поселялись купцы, ремесленники, монахи, живописцы и т. д.

Основание древнерусских городов

История городов русских началась с появлением в определенном месте людей, которые строили жилье и надолго поселялись в нем. В окрестностях древних городов, которые дошли до наших дней (Москва, Киев, Новгород, Владимир и др.) найдены следы ранних эпох, начиная еще с палеолита. Во времена трипольской культуры на территории будущей России существовали уже поселения из нескольких десятков и сотен домов и жилищ.

Поселения Древней Руси, как правило, были расположены на возвышенных местах около естественных источников воды (реки, родники). Состояли они из домов, защищенных от нападений врагов бревенчатым частоколом. Предшественниками русский городов в эпоху средневековья считаются укрепленные святилища и убежища (детинец и кремль), воздвигнутые жителями нескольких поселений в округе.

Ранние средневековые города основывались не только славянами, но и другими племенами: Ростов Великий основало финно-угорское племя, Муром — племя мурома, Суздаль, Владимир основаны мерянами совместно со славянами. В состав Киевской Руси кроме славян входили народности балтии и финно-угории, которые сливались в единый народ при помощи политического объединения.

В 9-10 веках вместе с городами-убежищами начинают появляться небольшие крепости, а затем посады, в которых селятся ремесленники и купцы. Точные даты основания раннерусских городов обычно устанавливаются только по первым упоминаниям в летописях тех времен. Некоторые даты основания городов были установлены в результате археологических раскопок тех мест, где были древнерусские города. Так, Новгород и Смоленск упомянуты в летописях 9 века, однако культурные слои ранее 10 века пока не обнаружены.

Самые крупные города, которые начали бурно развиваться в 9-10 вв. на главных водных путях, — это город Полоцк, Киев, Новгород, Смоленск, Изборск и др. Их развитие было напрямую связано с торговлей, осуществлявшейся на пересечениях дорог и водных путей.

Древние крепости и защитные сооружения

Существовали «старшие» города и пригороды (подчиненные), которые происходили из выселок из главных городов, и заселение их шло по распоряжениям из столицы. Любой древнерусский город-крепость состоял из укрепленной части и расположенных рядом неукрепленных посадов, вокруг которых находились угодья, используемые для сенокоса, рыбной ловли, выпаса домашнего скота, лесные участки.

Основная защитная роль отводилась земляным валам и деревянным стенам, под которым находились рвы. Для строительства оборонных укреплений использовался подходящий рельеф местности. Так, большая часть крепостей Древней Руси располагалась на защищенных территориях: вершины холмов, острова или мыс горы.

Примером такого города-крепости может служить город Вышгород, расположенный недалеко от Киева. С самого основания его строили как крепость, окруженную мощными земляными и деревянными укреплениями с валами и рвом. Город подразделялся на княжескую часть (детинец), кремль и посад, где располагались кварталы ремесленников.

Крепостной вал являлся сложным сооружением, состоящим из стоящих впритык огромных деревянных срубов (часто из дуба), пространство между которыми забивали камнями и землей. Размер таких срубов, например, в Киеве составлял 6,7 м, в поперечной части более 19 м. Высота земляного вала могла достигать 12 м, а вырытый перед ним ров часто имел форму треугольника. Наверху находился бруствер с боевой площадкой, где находились защитники крепости, которые стреляли во врагов и метали камни. В местах поворота строили деревянные башни.

Въезд в древнюю крепость был всегда единственный через специальный мост, проложенный надо рвом. Мост ставили на опоры, которые во время нападений разрушали. Позднее стали строить подъемные мосты.

Внутреннее устройство крепости

Древнерусские города 10-13 вв. уже имели сложное внутреннее устройство, которое складывалось по мере увеличения территории и объединяло различные укрепленные части вместе с посадами. Планировка городов была различной: радиальной, радиально-кольцевой или линейной (вдоль реки или дороги).

Основные общественные и экономические центры древнего города:

Центр города — детинец или кремль с укрепленными стенами, валами и рвом. Постепенно в этом месте группируется общественно-политическое управление, располагаются княжеские дворы, городской собор, жилища челяди и дружины, а также ремесленники. Уличная планировка состояла из магистралей, которые шли вдоль берега реки или перпендикулярно ему.

Дороги и инженерные коммуникации

Каждый древнерусский город имел свой план, по которому прокладывались дороги и коммуникации. Инженерное устройство для того времени было на достаточно высоком уровне.

Строились деревянные мостовые, состоящие из продольных лаг (10-12 м длина) и укладываемых сверху деревянных, расколотых пополам бревен плоской стороной вверх. Мостовые имели ширину 3,5-4 м, а в 13-14 вв. уже 4-5 м и функционировали обычно 15-30 лет.

Водоотводные системы древнерусских городов были 2-х типов:

Структура городской усадьбы

Усадьба в городе состояла из нескольких жилых домов и хозяйственных построек. Площадь таких дворов была от 300 до 800 кв. м. Каждая усадьба была огорожена деревянным забором от соседей и улицы, которые делались в виде частокола из еловых бревен, торчащих острием кверху высотой до 2,5м. Внутри нее жилые строения стояли с одной стороны, а хозяйственные (погреб, медуша, клеть, скотница, житница, хлев, баня и др.). Избой называли любое отапливаемое строение с печкой.

Древние жилища, из которых состоял древнерусский город, начинали свое существование как полуземлянки (10-11 вв.), затем наземные строения с несколькими помещениями (12 в.). Дома строили в 1-3 этажа. Полуземлянки имели столбовую конструкцию стен длиной до 5 м каждая и глубиной до 0,8 м, круглая глиняная или каменная печь ставилась недалеко от входа. Полы делали из глины или досок, дверь всегда располагалась на южной стене. Крыша была двускатной из дерева, которое сверху промазывалось глиной.

Древнерусское зодчество и религиозные постройки

Города в Древней Руси были местом, где строились монументальные здания, которые в основном были связаны с христианской религией. Традиции и правила постройки древних храмов пришли на Русь из Византии, потому они строились по крестово-купольной схеме. Возводились храмы по заказу богатых князей и самой православной церкви.

Первыми монументальными сооружениями были десятинные церкви, самая древняя из сохранившихся до наших дней — Спасская церковь в Чернигове (1036 г.). Начиная с 11 в., уже стали строить более сложные храмы с галереями, лестничными башнями, с несколькими главами. Внутренний интерьер древние зодчие стремились сделать выразительным и красочным. Примером такого храма является Софийский собор в Киеве, аналогичные соборы были возведены в Новгороде и Полоцке.

Немного иная, но яркая и оригинальная, сложилась архитектурная школа на Северо-Востоке Руси, для которой характерны множество декоративных резных элементов, стройные пропорции и пластичность фасадов. Один из шедевров того времени — церковь Покрова на Нерли (1165).

Население древнерусских городов

Основная масса населения города — это ремесленники, промысловики, поденщики, купцы, князь и его дружина, администрация и господская «челядь», важную роль в связи с крещением Руси стало играть духовенство (монахи и церковники). Очень большую группу населения составлял всевозможный ремесленный люд, который селился по специальностям: кузнецы, оружейники, ювелиры, плотники, ткачи и портные, кожевники, гончары, каменщики и т. д.

В каждом городе обязательно находился рынок, через который осуществлялась купля-продажа всех производимых и привозимых товаров и продуктов.

Самый большой древнерусский город — Киев в 12-13 в. насчитывал 30-40 тыс. человек, Новгород — 20-30 тыс. Города поменьше: Чернигов, Владимир, Полоцк, Смоленск, Ростов, Витебск, Рязань и другие имели население в несколько тысяч человек. Численность проживающих в более мелких городках редко превышала 1 тыс. человек.

Самые крупные земли Древней Руси: Волынская, Галицкая, Киевская, Новгородская, Полоцкая, Ростово-Суздальская, Рязанская, Смоленская, Турово-Пинская, Черниговская.

История Новгородской земли

По территории, которую охватывала Новгородская земля (север и восток проживающих финно-угорских племен), она считалась самым обширным русским владением, включающим пригороды Псков, Старая Русса, Великие Луки, Ладогу и Торжок. Уже к концу 12 в. сюда вошли Пермь, Печора, Югра (Северный Урал). Все города имели четкую иерархию, где главенствовал Новгород, которому принадлежали самые важные торговые пути: идущие с Днепра караваны купцов, проходящие в Швецию и Данию, а также ведущие в северо-восточные княжьи уделы через Волгу и на Булгарию.

Богатство новгородских купцов приумножалось за счет торговли неисчерпаемыми лесными ресурсами, а вот земледелие на этой земле было неурожайным, потому в Новгород хлеб завозили из соседних княжеств. Население Новгородской земли занималось скотоводством, выращиванием злаков, садовых и огородных культур. Очень развиты были промыслы: меховые, моржовые и др.

Политическая жизнь Новгорода

По данным археологических раскопок к 13 в. Новгород был большим укрепленным и прекрасно организованным городом, в котором проживали ремесленники и торговый люд. Политической жизнью его управляли местные бояре. На этих землях в Древней Руси сложились очень крупные боярские землевладения, которые состояли из 30-40 кланов, монополизировавших многие государственные должности.

Свободное население, которое включала Новгородская земля, — это боярство, житьи люди (мелкие землевладельцы), купечество, торговцы и ремесленники. А к зависимым относились холопы и смерды. Характерная черта жизни Новгорода — призвание князя с помощью оформления договора на княжение, причем он выбирался только для вершения судебных решений и военного руководства в случае нападения. Все князья были приезжие из Твери, Москвы и других городов, и каждый пытался отторгнуть от Новгородской земли некоторые волости, из-за чего их тут же сменяли. За 200 лет в городе поменялось 58 князей.

Политическое правление в этих землях осуществляло Новгородское вече, которое, по сути, представляло федерацию из самоуправляющихся общин и корпораций. Политическая история Новгорода сложилась успешно именно за счет участия во всех процессах всех групп населения, начиная от бояр и заканчивая «черным людом». Однако в 1418 г. недовольство низов завершилось их восстанием, при котором жители бросились крушить богатые дома бояр. Кровопролития удалось избежать только через вмешательство духовенства, которое решило спор через суд.

Расцвет Новгородской республики, просуществовавшей не одно столетие, возвел большой и красивый город до уровня средневековых европейских поселений, архитектура и военная сила которого восхищала современников. В качестве западного форпоста Новгород успешно отражал все нападения немецких рыцарей, сохранив национальную идентичность Русской земли.

История земли Полоцкой

Полоцкая земля охватывала в 10-12 вв. территорию от реки Западная Двина до истоков Днепра, создав речной путь между Балтикой и Черным морем. Крупнейшие города этой земли в раннем Средневековье: Витебск, Борисов, Лукомль, Минск, Изяславль, Орша и др.

Удел Полоцкий был создан династией Изяславичей вначале 11 в., которая закрепила его за собой, отказавшись от претензий на Киев. Само появление словосочетания «Полоцкая земля» уже ознаменовало в 12 в. отделение этой территории от Киева.

В это время правила землей династия Всеславичей, но случались и переделы столов, что, в конце концов, привело к распаду княжества. Следующая династия Васильковичей уже правила Витебском, потеснив полоцких князей.

Полоцку в те времена подчинялись и литовские племена, а самому городу часто угрожали нападением соседи. История этой земли очень запутана и мало подтверждена источниками. Полоцкие князья часто воевали с Литвой, а иногда выступали ее союзником (например, при взятии города Великие Луки, относящегося в то время к Новгородской земле).

Полоцкие войска совершали частые набеги на многие русские земли, а в 1206 г. предприняли штурм Риги, но неудачно. К началу 13 в. в этом регионе увеличивается влияние Ливонских меченосцев и Смоленского княжества, затем происходит массовое вторжение литовцев, которые к 1240 годам подчиняют себе полоцкие земли. Затем, после войны со Смоленском, город Полоцк переходит во владение князя Товтивилла, к концу княжества которого (1252) заканчивается древнерусский период истории Полоцкой земли.

Древнерусские города и их роль в истории

Древнерусские средневековые города основывались как людские поселения, стоящие на перекрестках торговых путей и рек. Другой их целью была защита жителей от набегов соседей и вражеских племен. По мере развития и укрупнения городов происходил рост имущественного неравенства, создание племенных княжеств, расширение торговых и экономических связей между городами и их жителями, что в дальнейшем повлияло на создание и историческое развитие единого государства — Киевской Руси.

Аркаим. Есть имена уже сами по себе обладающие какой-то притягательной магической силой. Когда впервые я узнал о загадочной “Стране городов”, то почувствовал острую необходимость узнать как можно больше об этом месте, ощутить свою сопричастность с ним. Меня словно тянула туда некая сила, как тянет человека желание посетить места, где он когда-то родился. Наконец, эта мечта сбылась.

Как часто можно сейчас услышать, что закончилась эпоха географических открытий, что на Земле не осталось белых пятен, что наша планета изучена вдоль и поперек. Можно себе представить, насколько скучной и пресной стала бы жизнь, если бы это было правдой. К счастью, это не так, и Аркаим наглядное тому подтверждение. Ведь найден он не сто лет назад, а в 1987 году и не в дебрях Амазонки или безлюдных островах Тихого океана, а на изученном-переизученном Южном Урале.

Аркаим – это настоящий клубок загадок, которые еще предстоит разгадать. Занимается этим Лаборатория археологических исследований Челябинского государственного университета. О тайнах “Страны городов” мне поведали Ульянов Иван и Новиков Игорь, принимавшие участие в археологических раскопках древних городов.

Сразу следует отметить, что Аркаим является современником пирамид Среднего царства Египта и знаменитых дворцов крито-микенской культуры, а как астрономический комплекс наблюдения за небесными светилами, его смело можно поставить в один ряд с легендарным Стоунхенджом. Расцвет этой загадочной цивилизации приходился на 17-18 века до нашей эры. В ее истории больше вопросов, чем ответов.

Итак, кто они, жители этой древней страны? Увы, даже специалисты пока остерегаются давать точное название. Как в известной сказке были “жители Изумрудного города”, так и здесь их называют “жители Страны городов”.

Есть гипотеза, принадлежащая Мэри Бойс, согласно которой именно здесь, на Южном Урале, находилась родина древних индоиранцев, которые называли себя “арья”. Отсюда и пошел широко известный термин “арийские народы”. Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников и оставили после себя выдающиеся памятники письменности – “Ригведу” и “Авесту”.

Загадка принадлежности жителей Аркаима к тому или иному народу тесно связана с загадкой их появления в этих местах. Никто не может точно сказать, откуда они пришли? Хотя для исследователей является совершенно очевидным инородность, непохожесть этой цивилизации на другие культуры, распространенные тогда в этом регионе. На сегодняшний день имеется три предположения по данному вопросу.

Согласно первому, они двигались с юга на север, медленно перемещаясь из Средней Азии. Согласно второй, они шли с запада на восток, как передовая часть так называемого абашевского круга племен, проживающих в Предуралье. И, наконец, согласно третьему предположению, не претендующему, правда, на научность, это некие пришельцы, которые внезапно появились здесь невесть откуда.

Кстати, о слабых местах первых двух предположений говорит тот факт, что городов типично аркаимского типа не обнаружено ни в Средней Азии, ни в Предуралье.

В Стране городов на сегодняшний день насчитывается до 20 поселений. Протяженность территории составляет 400 километров с севера на юг и 200 километров с востока на запад. Располагаются они в основном по притокам реки Тобол и Урал. Общая площадь памятника древности составляет ни много, ни мало – 20 тысяч квадратных километров, а площадь раскопок – 8 тысяч квадратных километров. Археологами отмечены определенные закономерности в строительстве городов.

Так первые из них имели яйцевидную, овальную форму. Затем им на смену пришли круглые и, наконец, квадратные. Существует точка зрения, что квадратные города были военными поселениями, а круглые: гражданскими, административными, культовыми. Косвенно это подтверждается тем, что квадраты располагаются по периметру территории, а круги – в центре.

Во время исследовательских работ были выявлены еще некоторые любопытные закономерности. Так Страна городов клинообразно вытянута на северо-восток, как бы намечая ориентир для дальнейшего продвижения. Нужно отметить, что им навстречу двигались воинственные, вооруженные до зубов кочевые племена, так называемые “варяги бронзового века”. Так вот, все говорит о том, что эти костоломы панически боялись жителей Страны городов. На юге Челябинской области, там, где сейчас находится город Троицк, наткнувшись на поселения, они покорно обогнули их и удалились восвояси. Чем их так напугали аркаимцы, можно только догадываться.

Нужно сказать, что в центральной части страны вообще не обнаружено следов военных стычек, как не обнаружено какого-либо более-менее серьезного вооружения. Все это говорит о том, что воинственное окружение по какой-то причине относилось к инородцам с большим уважением и ссориться с ними не решалось.

Одним из доказательств того, что аркаимцы были “люди не местные”, является материал, из которого строили города. Этим материалом было дерево! Кто хоть раз бывал в степи, прекрасно понимает, что найти даже маленький кустик для разведения костра, в тамошних краях бывает очень большой проблемой. Что уж здесь говорить о строительстве деревянных крепостных стен! Кстати, до сих пор коренные жители степей живут в юртах и глинобитных мазанках, но никак ни в деревянных избушках.

Конечно, аркаимцы проживали на границе лесостепной зоны, где деревья имелись в небольшом количестве. Именно они и шли на строительство городов. Но здесь следует отметить, что совершенная технология строительства говорит о том, что лес для аркаимцев был привычным, традиционным строительным материалом. Там, где они жили раньше, его было много!

Есть еще одна удивительная загадка, связанная с Аркаимом. Керамист Александр Иванович Гудков, изучая находки глиняных изделий, заметил, что в пределах одного поселения имеется керамика, относящаяся к самых разным культурам! Тогда изготовлением глиняной утвари занимались в основном женщины. Создавалось впечатление, будто мужчины набирали себе жен из самых разных племен и народов, которые потом делали посуду, согласно своим местным традициям.

Наверняка многие помнят период китайской культурной революции, когда каждая крестьянская семья была обязана иметь индивидуальную доменную печь, чтобы плавить чугун. Тогда Китай вырвался впереди планеты всей по количеству чугуна на душу населения. Но, как всегда, новое – это хорошо забытое старое, потому что уже тогда в каждом аркаимском доме стояла металлургическая печь! Нужно отметить, что плавильные технологии при этом были достаточно совершенны, а на дворе стоял 1800 год до нашей эры.

С аркаимской металлургией связана еще одна загадка. Всем понятно, что для того, чтобы плавить металл, нужна руда. Так как жители Страны городов весьма увлекались бронзовыми изделиями, требовалось много руды. Геологи же говорят, что руды в этих краях на доступной глубине почти не было, за исключением небольшого рудника “Воровская яма”. Но и в этом случае на поверхности руды было явно недостаточно, да и находилось она довольно далеко. Учитывая, что ни самосвалов, ни паровозов тогда еще не придумали, возникает вопрос, как они доставляли к месту плавки тонны руды?

Есть еще три момента, которые заставляют задуматься. Во-первых, при анализе бронзовых изделий на содержание мышьяка выяснилось, что часть бронзы – местная, а часть – явно не уральского происхождения. Во-вторых, для выплавки металла требуется огромное количество угля, то есть переработанной древесины. Палеоботаники же утверждают, что лес тогда в здешних степных краях гуще не был. И, в-третьих, когда в восстановленной археологами печи пытались выплавить металл, его оказалось так мало, что о промышленном производстве изделий и речи быть не могло.

Следующая особенность Аркаима – устройство самих поселений. Город окружал кольцевой ров, затем шла первая крепостная стена, потом – вторая, и в центре располагалась центральная площадь. Попасть в город можно было только через один вход, но добраться до центра можно было только по узенькой улочке, которая огибала почти весь внутренний город. Так как улочка проходила между сплошными крышами домов и внутренней крепостной стеной, у потенциального противника не было никаких шансов добраться живым до центра города. Высота стены достигала 4 метров, ширина рва – 7 метров, глубина – 3 метров. Диаметр города составлял 160 метров. Ров заполнялся водой только в весеннее половодье.

Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, были расположены жилища, имевшие одну общую стену и крышу, которая составляла своеобразный деревянный проспект. На крышу можно было попасть по специальной лестнице. Проходов между домами не было. Были только выходы на внутреннюю улицу и центральную площадь. Весь комплекс состоял из 35 домов во внешнем круге и 25 домов – во внутреннем. Над каждым домом были установлены дымоходы.

Дом состоял из двух частей – хозяйственной и жилой. В хозяйственной части находился погреб, доменная печь и колодец. Колодец специальным воздуховодом соединялся с погребом, подавая туда холодный воздух от воды. Одновременно воздух из колодца через другой воздуховод подавался к металлургической печи, за счет чего возникала естественная тяга, необходимая для поддержания сильного огня.

Вторая половина дома была разделена на небольшие комнаты, в которых проживали семьи. В таком доме могло разместиться около 50 человек.

Город строился по принципу ракушки, постепенно добавляя сектор за сектором. Оказывается, определить в каком направлении развивался город, можно изучая изделия из бронзы и керамики – чем совершеннее изделия, тем моложе городской район. Выяснилось, что первым возник юго-западный район, потом – восточный и северный. В “новостройках” находились самые совершенные металлургические печи, почти отсутствовали следы ремонта и модернизации. Во внутренних домах печи перестраивались по 2-3 раза.

Со временем внутренний ров, оставшийся с тех пор, когда не было второго кольца, стал мешать горожанам и его перекрыли бревенчатым настилом. Получилась своеобразная деревянная мостовая и ливневая канализация одновременно. Сохранились даже специальные колодцы-отстойники, откуда фильтрованная песком вода уходила в реку.

Технология строительства крепостных стен Аркаима и жилых домов считается уникальной. Сначала строили деревянную клеть, что-то вроде опалубки, которую потом забивали мокрым песчаным составом. После трамбовки он застывал и превращался в монолит, который даже сейчас бывает сложно разрушить ломом.

Чем занимались аркаимцы? Главным образом, скотоводством и металлургией. Прямых признаков того, что они пахали и сеяли найти не удалось. Не были найдены лодки, хотя города стояли на реках, а климат был практически такой же, как сейчас. Не были найдены мечи и копья, а только небольшие наконечники стрел и бронзовые ножи, необходимые в хозяйстве, но не на войне. Летом они перемещались на колесницах. На чем ездили зимой, пока установить не удалось.

В общем, это были сугубо мирные жители, которые ни с кем не воевали, но по какой-то причине никого не боялись. Они жили тихо, мирно и богато. Было установлено, что средний возраст жителей составлял 35 лет, но умирали они естественной смертью. В городах не было болезней и эпидемий. Несомненно, они были более развиты, чем окружающие их народы. Страна городов по всем признакам процветала! И потому самой большой загадкой является дальнейшая судьба этой древней цивилизации.

В один прекрасный день 16-го века до нашей эры жители всех городов одновременно собрали нужные вещи, сожгли города и исчезли в неизвестном направлении!

Эта последняя загадка, пожалуй, наиболее сильно занимает умы исследователей Аркаима. Совершенно очевидно, что жители сожгли города сами – они сделали это организованно, поджигая их с разных сторон. Время на сборы было вполне достаточно, потому что взяли все необходимое, оставив только ненужные, сломанные или просто утерянные вещи. Такую картину можно наблюдать и в Аркаиме, и Синташте, и Устье… Что послужило причиной ухода – непонятно, ясно одно – паники не было.

Есть предположение, что разразилась экологическая катастрофа – лес вырубили, рудники истощились, скот вытоптал пастбища – и аркаимцы вынуждены были покинуть эти места. Может это так, но вот куда они ушли в поисках новых природных ресурсов, до конца непонятно. Есть похожие поселения в Азии, Турции, но похожи они только по форме, но не по содержанию. Так что главное в изучении Аркаима еще впереди. Возможно, кому-то удастся найти следы этой удивительной цивилизации, и снова права окажется библейская истина: “Ищите и обрящите”!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Похожие статьи