Теории объектных отношений. Происхождение расстройств и симптомов (теория объектных отношений)

28.09.2019

Отношения с людьми чаще всего служат источником психологических трудностей и проблем. Существует известная закономерность, связанная с ситуацией социальной неуспешности. Как правило, "сложные" в общении личности обычно жалуются на то, что во всех неприятностях виноваты окружающие: ониде и невнимательны, и эгоистичны, и грубы. В то же время люди с высоким уровнем социального интеллекта и компетентности в общении привыкли рассматривать межличностные отношения как жизненную сферу, качество которой всецело определяется их собственной активностью. Во множестве социальнопсихологических исследований установлено, что существует прямая зависимость между внутренним локусом субъективного контроля 35 и успешностью в общении, внешним локусом и коммуникативными проблемами.

Ряд психотерапевтических школ рассматривает межличностные затруднения как результат процессов социального взаимодействия людей. Предметом терапевтического воздействия при этом выступают целые системы или ансамбли связей и отношений, для их гармонизации широко используются групповые методы (например, психодрама или системная семейная терапия). Усилия терапевтического анализа сосредоточены на поиске внутриличностных, глубиннопсихологических причин нарушения общения и отношений с людьми. Ведь очень часто именно бессознательные намерения или коммуникативные мотивы вносят основной вклад в социальную дезадаптацию индивида, а межличностные конфликты являются прямым продолжением интрапсихических.

Психоаналитическая традиция склонна рассматривать межличностные отношения индивида как функцию всецело субъективную. Развиваемые Фрейдом и его последователями (О.Ранком, Ш.Ференци, П.Федерном и др.) представления об изначальном базовом единстве Я и мира в форме безграничного "океанического чувства" общности выводят специфику развития отношений с действительностью и другими людьми из способов первичной дифференциации Я на основе принципа удовольствия и избегания страданий, причем именно трудности межчеловеческих отношений Фрейд полагает основным источником горестей индивидуальной судьбы:

"Младенец еще не отличает своего Я от внешнего мира как источника приходящих к нему ощущений. Его постепенно обучают этому различные импульсы... Самый желанных из них - материнская грудь, призвать которую к себе можно только настойчивым криком. Так Я противопоставляется некий объект, нечто находимое вовне, появляющееся только в результате особого действия. Дальнейшим побуждением к вычленению Я из массы ощущений, а тем самым к признанию внешнего мира, являются частые, многообразные и неустранимые ощущения боли и неудовольствия. К их устранению стремится безраздельно господствующий в психике принцип удовольствия. Так возникает тенденция к отделению Я от всего, что может сделаться источником неудовольствия. Все это выносится вовне, а Я оказывается инстанцией чистого удовольствия, которому противостоит чуждый и угрожающий ему внешний мир...

Так Я отделяется от внешнего мира. Вернее, первоначально Я включает в себя все, а затем из него выделяется внешний мир. Наше нынешнее чувство Я - лишь съежившийся остаток какогото широкого, даже всеобъемлющего чувства, которое соответствовало неотделимости Я от внешнего мира...

С трех сторон нам угрожают страдания: со стороны нашего собственного тела... Со стороны внешнего мира, который может яростно обрушить на нас свои огромные, неумолимые и разрушительные силы. И, наконец, со стороны наших отношений с другими людьми. Страдания, проистекающие из последнего источника, вероятно, воспринимаются нами болезненнее остальных; мы склонны считать их какимто изли

шеством, хотя они ничуть не менее неизбежны и неотвратимы, чем страдания иного происхождения" .

Эта обширная цитата хорошо иллюстрирует базовые положения психоаналитической теории объектных отношений, в рамках которой получает свое объяснение взаимодействие человека с миром и другими людьми. Основы объектной теории сформулированы Фрейдом, а свое дальнейшее развитие она получила в работах Мелани Кляйн, Уинфреда Р.Байона, Михаэля Балинта, Дональда В. Винникотта, Отто Ф.Кернберга, Рене А.Спитца, Вильгельма Р.Д.Фэйрберна и многих других. Кроме того, в 40е годы американский психиатрпсихоаналитик Гарри Стэк Салливан предложил интерперсональный подход к пониманию природы психических расстройств как обусловленных прежде всего проблемами в отношениях с людьми.

Большинство психоаналитиков исходят из предположения о том, что все разнообразие отношений взрослого человека к людям в значительной степени обусловлено опытом ранних отношений ребенка с матерью (или, как у М.Кляйн, с материнской грудью). Безусловно, попытки некоторых исследователей воскресить в памяти пациентов столь ранние впечатления (будь то гипноидный анализ ДжФранкла или широко известные эксперименты Ст.Грофа), тем более - принимать полученные в гипнозе рассказы о форме материнского соска за достоверные факты*, особого доверия

В переведенной на русский язык книге Джорджа Франкла значится:

"Я разработал метод гипноиданализа, дающий пациенту возможность вернуться к самому раннему периоду своей жизни и вновь пережить младенческие ощущения первых недель и месяцев своего существования. В состоянии внушенной регрессии пациент чувствует себя младенцем и нс только переживает младенческие ощущения, но и передает их звуками и движениями, характерными для этого возраста... Далее я разработал новую технику, которая помогала передавать довербальные ощущения младенца в речевую зону коры головного мозга и позволяла выразить их, таким образом, в форме речи. Взрослый пациент способен получать сигналы своих младенческих ощущений и передавать их словами" . Далее на нескольких страницах идут описания опыта взаимодействия 23месячных младенцев с материнской грудью, якобы данные ими самими. Это куда похлеще не только переживаний, связанных с перинатальными матрицами, как они представлены у Ст. Грофа, но и отчетов НЛОнавтов и прочих "межзвездных скитальцев".

не вызывают.Тем более наивно представлять себе широкий спектр отношений взрослого человека как состоящий из простых копий его первых детских опытов общения с людьми. И все же психотерапевту полезно иметь представление об основных стадиях развития объектных отношений и возможностях влияния этих паттернов на поведение и общение взрослого человека.

Объектным отношением в широком смысле этого термина называют отношение субъекта к миру в целом, а также к отдельным частям и аспектам окружающей действительности. Это способ восприятия реальности, основа для формирования эмоционального и когнитивного опыта личности, устойчивый порядок взаимодействия с другими людьми. В такой интерпретации объектные отношения выступают модусом целостной личности и могут использоваться в качестве единицы анализа ее активности. Тип или форма объектного отношения могут быть обусловлены стадией психосексуального развития (оральное отношение) или специфической психопатологией (нарциссическое отношение). В наиболее продвинутых теориях (у М.Кляйн, Г.С.Салливана) понятия "депрессивный" или "шизоидный" тип объектных отношений фиксируют оба эти признака, поскольку между фиксацией на той или иной стадии и психическим расстройством существует взаимосвязь.

В узком смысле слова объектные отношения - это отношения с другими людьми, особенно близкими и значимыми, родственниками и друзьями.На самом деле отношения с людьми являются главной сферой онтологизации, "овеществления" объектных отношений, так что реальные эмоциональные связи с другими и понимание их чувств, мыслей и мотивов поведения (проблема каузальной атрибуции, т.е. приписывание причин действиями и поступкам другого человека) чаще всего обусловлены двумя основными интенциями личности - проективной и возвратной.

Проективная реакция или собственно проекция, как уже было сказано в главе 2 (стр. 62), состоит в том, что другой человек рассматривается как вместилище, "сосуд"

для тех содержаний собственного бессознательного, которые стремятся вырваться наружу. Чаще всего это различные страхи, агрессивные и сексуальные импульсы. Если же содержание вытесненного обусловлено фрустрацией (например, тщательно скрываемая или латентная гомосексуальность), то используется возвратная реакция, и другой участник отношений рассматривается с точки зрения возможности удовлетворения фрустрированных желаний. Разумеется, сам он об этом ничего не знает.

Обе интенции совершенно бессознательны, они часто спутаны друг с другом и присутствуют у обоих участников. Чем больше рассогласованы взаимные ожидания, тем сильнее нарастает напряжение и усиливаются взаимные претензии. Число проекций и возвратных реакций увеличивается - стороны начинают "догадываться" о скрытых мотивах и осыпать друг друга оскорблениями и упреками. В такой ситуации (к сожалению, весьма типичной) возможность узнать, что в действительности думает партнер или чего он хочет, почти невозможно. Хотя для этого достаточно просто спросить, услышать ответ и поверить ему, а не своим бессознательным ожиданиям. Объектом психоаналитического анализа как раз и является разбор всей этой путаницы, после чего клиенту предлагают более эффективную модель межличностного общения, основанного на понимании и доверии Значимому Другому.

Объектные отношения в качестве фактора, определяющего социальные взаимодействия, принадлежат к сфере бессознательного. Их анализ удобнее всего начинать с понимания трансферентных отношений, поскольку терапевт в той или иной степени всегда выступает как заместитель или символический аналог матери или отца. Уже при первой встрече, на которой обычно обсуждаются ожидания клиента и его представления о том, в чем, собственно, будет заключаться психотерапевтическая помощь, можно выяснить, какой тип выбора объекта у него доминирует. Если клиент видит в аналитике помощника и защитника, пытается опереться на его знания и авторитет, рассматривает его как человека, у которого можно попросить сочувствия или совета, это указывает на аналитический (или

опорный) тип выбора объекта. Противоположный (нарциссический) тип выбора представлен в тех случаях, когда аналитик ценится клиентом в зависимости от сходства с собственной личностью. В этом случае пациент высоко оценивает моменты общности во вкусах и предпочтениях, активно интересуется внутренним миром терапевта, стремится к партнерству в отношениях и бывает сильно удивлен и разочарован тем, что последний не склонен занимать позицию его Яидеала.

Теории объектных отношений

Теории объектных отношений (object relations theory ) - психодинамическая теория, утверждающая, что стремление к взаимоотношениям является главной мотивирующей силой в человеческом поведении. Система психологических взглядов, основанная на постулате, согласно которому психика состоит из элементов, взятых из внешних, первичных аспектов функционирования других людей. Это происходит через посредство процессов интернализации . Такая модель психики объясняет психические функции с точки зрения отношений между различными интернализированными элементами.

Понятие объектных отношений используется во многих теориях:

1) мотивации взаимоотношений;

2) развития взаимоотношений от примитивных в детском возрасте до комплексного психического функционирования у взрослого;

3) в теории структурных аспектов или отдельных паттернов взаимоотношений, характеризующих индивида.

Впервые внимание к этим теориям привлекла работа Кляйн, Фэйрбейрна, Винникотта и Балинта ; их теории объектных отношений привели к созданию британской школы в психоанализе. Свой вклад внесли также и другие исследователи - Кернберг , Лёвальд, Мейснер, Моделл, Шефер, Стопоров, Кохут и Сандлер. Отчасти эти теории проистекают из наблюдений самого Фрейда относительно влияния объектов на развитие . Некоторые теоретики, в частности Кернберг, предприняли попытку объединить различные аспекты теории объектных отношений с классической фрейдовской теорией.

Ссылки

  • Психоаналитические теории развития - теории объектных отношений

См. также

  • Кляйн Мелани

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Теории объектных отношений" в других словарях:

    Теория объектных отношений модель, система психологических взглядов, существующая в рамках психодинамического подхода, отталкивающаяся от предположения, что психика состоит из внутренних объектов, представляющих собой интернализированные… … Википедия

    Теория объектных отношений общий термин, обозначающий специальный подход в психоанализе, который рассматривает метапсихологические и клинические вопросы в свете динамики интернализованных объектных отношений. Утверждается, что… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Т. о. наз. неск. различных видов психотер., каждый из к рых фокусируется на отношениях между психотерапевтом и клиентом как на эффективном средстве достижения терапевтических изменений. Бубер видит сущность челов. жизни во «встрече» с др. чел. в… … Психологическая энциклопедия

    Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

    Мелани Кляйн Melanie Klein Дата рождения: 30 марта 1882(1882 03 30) Место рождения: Вена Дата смерти: 22 … Википедия

    - (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия

    АБРАХАМ (Abraham) Карл (3 мая 1877, Бремен 25 декабря 1925, Берлин), немецкий психоаналитик, автор работ по прегенитальной стадии либидо (см. ЛИБИДО), анализу психозов, положил начало разработке теории объектных отношений. Работал под… … Энциклопедический словарь

    КЛЯЙН МЕЛАНИ - (Klein, Melanie) (1882 1950) австрийский психоаналитик, расценивший ранний опыт ребенка в первичном отношении привязанности как важнейший в развитии личности. Под влиянием теории объектных отношений Карла Абрахама она идентифицировала мать как… … Большой толковый социологический словарь

Книги

  • Основы теории объектных отношений , Шарфф Дж., Шарфф Д.. В книге известные специалисты в области теории и практики терапии объектных отношений Дэвид и Джилл Шарфф отвечают на вопросы, связанные с этим бурно развивающимся направлением.…

1. Теория объектных отношений и классический психоанализ.

2. Концепции объектных отношений У.Р.Д. Фэйрберна,

3. Переходные объекты и переходные феномены личностного роста по Д.У. Винникоту

4. Концепции «регрессировавшего Эго» Д. Гантрипа

5. Психотерапия объектных отношений по О. Кернбергу

Список литературы

Список литературы к теме

1. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002. 256 с.

2. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001.

3. Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.

4. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000. 464 с.

5. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П., Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001.

6. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр. 2003. 368 с.

7. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998. 480 с.

8. Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.

9. Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1996. 776 с.

10. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. И нем. / М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.

11. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.

12. Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.

Значимый вклад в развитие психоаналитической школы объектных отношений внесли многие исследователи, в том числе Маргарет Малер, Гарри Стек Салливан, Мелани Кляйн и Михаэль Балинт . Однако, согласно нашим наблюдениям, наибольшее внимание и интерес привлекли работы У. Р. Д. Фэйрберна, который является представителем британской школы объектных отношений. Считается, что Фэйрберн представил «наиболее систематическое и всеобъемлющее описание теории объектных отношений» (Eagle & Wolitzky, 1992, p. 127); кроме того, Фэйрберна называют «создателем системы» (Greenberg & Mitchell, 1983), поскольку он разработал и собственную теорию. По этим соображениям основное внимание в данной главе будет уделено его теории. Упоминания заслуживают и два других представителя британской школы - Д. У. Винникот и Гарри Гантрип. Винникот предложил такие термины, как «достаточно хорошее материнство» (Good Enough Mothering ) и «фасилитирующее окружение» (Facilitating Environment ); некоторые его работы считались «подлинно революционными… хотя и выполненными в рамках психоанализа» (Guntrip, 1973, р. 122). Гантрип, который проходил психоанализ у Фэйрберна и Винникота (см. Guntrip, 1975), дал прекрасное описание шизоидных проявлений и дополнил теорию Фэйрберна; принято считать, что он продвинул теорию объектных отношений «в весьма специфическом направлении, в соответствии с собственным уникальным видением человеческих переживаний и страданий» (Greenberg & Mitchell, 1983, p. 210). Однако Гантрип и Винникот, в отличие от Фэйрберна, не создали собственных систем; они преимущественно занимались развитием чужих теорией. По этим причинам о них будет сказано коротко. Таким образом, данная глава будет посвящена вкладу трех исследователей. Более подробное и всестороннее описание их теорий, а также работ других теоретиков объектных отношений можно найти в великолепной книге Гринберга и Митчелла (Greenberg and Mitchell, 1983).



Теория объектных отношений - это «психоаналитическая теория, в которой центральное место отводится потребности субъекта быть так или иначе связанным с объектами, в отличие от теории инстинкта, которая сосредоточена на потребности субъекта ослабить инстинктивное напряжение» (Rycroft, 1973, р. 101). Чтобы еще четче разграничить эту теорию с теорией Фрейда, Гантрип (Guntrip, 1973) писал: «Теория объектных отношений… это результат освобождения свойственного Фрейду психодинамического личностного мышления от… связи с… [его] естественнонаучным, обезличенным, интеллектуальным наследием» . Таким образом, теория объектных отношений характеризуется заметным смещением акцента - от поиска удовольствия к поиску объекта (Butler & Strupp, 1991). Следовательно, «первоочередной задачей теоретиков объектных отношений является выяснение той роли, которую играют человеческие взаимоотношения в развитии личности». Если пик развития теории объектных отношений в американском психоанализе пришелся на последние 20-25 лет, важно иметь в виду, что три главных ее основателя - Фэйрберн, Винникот и Гантрип - писали про объектные отношения задолго до этого. Целый ряд публикаций Фэйрберна и Винникота появился в 1940-1950 гг., а работы Гантрипа выходили преимущественно в 1950-1960-х гг. Хотя большая часть этих работ была написана почти полвека назад, потребовалось некоторое время, чтобы высказанные идеи были осознаны и органично влились в американскую психологию.

Объект. «В психоаналитической литературе объекты - это почти всегда люди, части людей или символы того или другого. Эта терминология часто ставит в тупик читателя, привыкшего к пониманию "объекта" как "вещи", то есть чего-то неодушевленного» (Rycroft, 1973). Объекты могут быть внутренними или внешними, хорошими или плохими. «Внешний объект представляет собой [действительно существующего]… человека, место или вещь, наделяемые эмоциональной энергией [например, то, что мы видим или может потрогать]. Внутренним объектом является идея, фантазия или воспоминание, относящиеся к человеку, месту или вещи» (Hamilton, 1988). Репрезентация объекта. «Мысленное представление объекта» (Rycroft, 1973). «Я»– «Сознательные и бессознательные мысленные репрезентации, относящиеся к собственной персоне. …Внутренний образ» (Hamilton, 1988, р. 12). Я-репрезентация. Поскольку ««Я» определяется как "мысленная репрезентация", определение Я-репрезентации такое же, а именно, это мысленное представление себя».

Я-объект. «В чем состоит различие между «Я» и объектом… неясно, поэтому все это называется Я-объектом» (Hamilton, 1988). Здесь речь идет об отсутствии границ, когда смешиваются понятия собственного «Я» и объекта. Примером тому может служить сплавление, объединение переживаний. Частичный объект. «Объект, являющийся частью человека, например пенис или грудь. Различия между целостным [определение дано ниже] и частичным объектом заключаются… [соответственно] в том, что целостный объект воспринимается как человек, чувства и потребности которого не менее важны, чем собственные чувства и потребности индивида, в то время как частичный объект воспринимается исключительно как нечто, служащее для удовлетворения собственных потребностей индивида» (Rycroft, 1973). Целостный объект. «Объект, который признается субъектом как имеющий с ним сходные права, чувства, потребности и т. д. . Это означает способность реагировать на окружающих, как на чувствующих, дышащих людей со своими надеждами, опасениями, сильными и слабыми сторонами. Осознание частичного объекта, однако, даже не приближается к этому уровню. Наконец, объектные отношения, в которых речь идет о «структурных и динамических взаимоотношениях между Я-репрезентациями и репрезентациями объекта …». Эти «репрезентации» представляют собой «сложные когнитивные схемы, устойчивую организацию психических элементов».. Следующая цитата проясняет важность этих вопросов. «Функция внутренних объектных отношений является своеобразным шаблоном , который определяет чувства, убеждения, ожидания, страхи, желания и эмоции индивида по поводу важных межличностных взаимоотношений. Важно помнить о том, что эти интрапсихические образы не являются точными копиями раннего опыта, а сконструированы маленьким ребенком с его ограниченными познавательными возможностями и примитивными механизмами мышления. Таким образом, внутренний мир представляет собой сплав реального опыта и восприятия с мысленными репрезентациями, которые эволюционируют с ранних лет в соответствии с развитием когнитивных способностей ребенка и его актуальными переживаниями.» (Horner, 1991). Хотелось бы отметить, что упоминание о схемах и утверждение, что образы «сконструированы маленьким ребенком с его ограниченными познавательными возможностями и примитивными механизмами мышления» весьма напоминают взгляды Адлера (Sperry, 1992).

Постоянство объекта. «Способность поддерживать устойчивые взаимоотношения со специфическим, единичным объектом; или, наоборот, склонность отвергать замещения знакомого объекта, например, ребенок, проявляющий постоянство объекта, отвергает материнские ухаживания всех, кроме собственной матери, тоскует в ее отсутствие». Маргарет Малер, внесшая заметный вклад в наше понимание развития объектных отношений, рассматривала постоянство объекта таким образом: «способность распознавать и выдерживать любовные и враждебные чувства в отношении одного и того же объекта; способность концентрировать чувства на конкретном объекте; способность ценить объект за те его качества, которые не связаны с его функцией удовлетворения потребностей» (Mahler, Pine, & Bergman, 1975). Если процесс развития объектных отношений идет в нужном направлении, достигается постоянство объекта; кроме того, наблюдается укрепление идентичности.

Выводы. Вот некоторые базисные концепции, характерные для теории объектных отношений в целом, и для работ Фэйрберна, Винникота и Гантрипа, в частности. Таким образом, мы видим, что под термином Объект Подразумевается мысленная репрезентация человека или части человека (например, материнской груди), что объекты могут быть целостными или частичными, что они могут представляться в «хорошем» или «плохом» качестве (хорошее равносильно дающему удовлетворение, а плохое - не дающему удовлетворения), и что объектные отношения есть наши представления о своем «Я» и объектных схемах, а также о взаимодействиях между ними. Теоретики объектных отношений проявляли особый интерес к ранним годам жизни, поскольку наши «образы «Я» и образы объекта строятся из бесчисленных повседневных аффективных переживаний, которые сопровождают индивида с первого дня жизни или даже с более раннего периода» (Blanck & Blanck, 1986). Кроме того, много внимания уделяется отношениям младенца с человеком, осуществляющим за ним основной уход, обычно матерью. «Независимо от генетических особенностей младенца способность или неспособность матери налаживать отношения с ним является необходимым условиям психического здоровья ребенка. Хороший родитель, находящийся рядом с ребенком с первых дней жизни, является залогом психического здоровья» (Guntrip, 1975). В литературе описан ряд примеров гармоничных и негармоничных пар мать-ребенок, причем взаимодействие каждой из них влияет на типы объектных отношений, которые со временем разовьются у ребенка.

Динамика развития интернализованных объектных отношений

В теории объектных отношений (О.Ф.Кернберг, М.Кляйн, М.Малер, А.Фрейд, У.Фэйрбейрн, Э.Якобсон) утверждается, что основным мотивом жизни является потребность человека в установлении удовлетворяющих его взаимоотношений. С позиции этой теории психический аппарат (Эго, Супер-Эго, Ид) зарождается на самых ранних этапах интернализации объектных отношений. Фазы развития интернализованных объектных отношений, а именно: нормального аутизма, симбиоза, сепарации-индивидуации, константности объекта, отражают самые ранние структуры психического аппарата. Первичные либидинозные и агрессивные инстинктивные влечения в процессе развития постепенно изменяются, последовательно доминируя в оральной, анальной и фаллической эрогенных зонах, и играют важную роль в формировании психических структур и функций ребенка.

Нормальная аутистическая фаза (от момента рождения до десятой – двенадцатой недели жизни) отличается сравнительным «безразличием» (отсутствием ответов) на внешние стимулы. Первым объектом, удовлетворяющим инстинктивное влечение к самосохранению, являетсяпарциальный объект – материнская грудь, на которую направляется либидо оральной зоны, поскольку она посредством кормления удовлетворяет биологические потребности младенца .

Нормальная симбиотическая фаза (от шести недель до конца первого года жизни), характеризуется установлением специфической аффективной привязанности ребенка и матери. Ребенок воспринимает материнский объект и себя как двуединое существо . Симбиотические взаимоотношения проявляются, прежде всего, специфической реакцией улыбки, которая свидетельствует о начинающемся процессе организацииЭго и появлении у младенца способности к внутренней регуляции . Вследствие чередования фрустрации и удовлетворения младенец начинает осознавать «нечто вовне», вне симбиотического дуального единства, и вырабатывать устойчивый образ матери. Осознаваемые или бессознательные способы поведения матери по отношению к младенцу создают основу для формирования его образаЯ (self) – первичных телесных и психических впечатлений о себе, противоположных впечатлениям о других лицах и объектах.

Воспринимать мать как отдельное существо ребенок начинает в конце первого года жизни. Вначале ее отсутствие вызывает ощущение дискомфорта, сопровождающееся страхом, а присутствие посторонних людей пугает ребенка. Эти феномены знаменуют важные стадии развития Эго. Начинают появляться объекты, воспоминания отделяются от текущего восприятия, развиваются предшественники защиты от болезненной стимуляции. В своем примитивном функционировании Эго следует модели телесных функций: психика интроецирует (то есть вбирает в себя, как при кормлении) все, что приятно и удовлетворяет потребности, и стремится избежать или оградить себя от осознания того, что является вредным и неприятным .

На этом этапе дифференциация Я-репрезентации (selfrepresentation) и объект-репрезентации (objectrepresentation) возникает в связи с потребностями: вначале они не являются стабильными и дифференциация исчезает по мере насыщения и отхода ко сну. Когда ребенок просыпается голодным и плачет, прежние формы репрезентации Я и объекта снова становятся четкими и раздельными .

Наступление фазы сепарации-индивидуации приходится на пик симбиоза в пяти-шестимесячном возрасте и заканчивается примерно в возрасте 24-х месяцев. Сепарация отражает процесс выхода из симбиотического единства с матерью и, наряду с формированием представлений о матери вне Я, включает установление объектных отношений. Индивидуация подразумевает процессы различения и ограничения ребенком собственных свойств и особенностей и создание интрапсихического образа Я в виде серии последовательных представлений.

На пике преодоления кризиса сепарации-индивидуации, примерно на втором году жизни, происходит развитие половой идентичности , которая является исходным пунктом становления гетеросексуальности. Предшественниками половой идентичности являются телесное Эго, ранний образ тела и диадическое ощущение «я – не я». Из них в результате расширения, детализации и интеграции половая идентичность ребенка развивается в мужскую или женскую Я-репрезентацию. Обычно она включает в себя базисную интернализацию половых различий, идентификацию со своим полом и комплементарную идентификацию с противоположным полом, а также осознание реципрокных репродуктивных функций мужчины и женщины .

М. Малер выделяет в процессе сепарации-индивидуации четыре подфазы:

1. Дифференциация (от пятого-шестого до десятого месяца жизни), отличающаяся нарастающим осознанием заинтересованности ребенка в событиях внешнего мира и «вылуплением» из симбиотического единства.

2. Упражнение (между десятым и пятнадцатым месяцами жизни), характеризующееся испытанием и оценкой зарождающихся моторных и когнитивных навыков, развитие которых приводит к дальнейшей физической и психологической сепарации. Однако на этом этапе развития ребенок еще не может обойтись без поддержки со стороны матери, присутствие которой необходимо для эмоциональной подпитки, особенно в состоянии упадка сил или усталости.

3. Восстановление (между шестнадцатым и двадцать четвертым месяцами жизни) отражает процесс и/или период разрешения интрапсихического кризиса, связанного с противоречивыми желаниями оставаться вместе с матерью, с одной стороны, и быть самостоятельным, осознающим себя в качестве независимого индивида – с другой. Интенсивность амбивалентности постепенно убывает, а у ребенка развивается более реалистичное восприятие себя и возрастает автономия. В этой подфазе трудности, возникающие между матерью и ребенком, отражаются в конфликтах анальной и ранней эдиповой фаз психосексуального развития.

4. На пути к константности объекта (между двадцать четвертым и тридцатым месяцами жизни) – период, когда ребенок начинает интересоваться качеством и функцией психического репрезентанта матери. М.Малер отмечает: «Говоря о константности объекта, мы имеем в виду, что образ матери становится интрапсихически доступным ребенку точно так же, как либидинозно доступна реальная мать – для поддержки, комфорта и любви» . Интрапсихическая репрезентация матери получает позитивный катексис даже тогда, когда ребенок сердится на мать или отделяется от нее на некоторое время.

Поскольку ни воспоминания, ни психические репрезентанты не могут полностью заменить реальной любви объекта, период «на пути к константности объекта» представляет собой безграничный, длящийся в течение всей жизни процесс, который никогда не может стать завершенным. Также константность объекта и взаимные удовлетворительные объектные отношения оказывают значительное влияние на развитие Эго, и наоборот .

Дальнейшая фаза развития объектных отношений, фаллически-эдипова , приходится на возраст от двух до пяти с половиной лет. На передний план выступает эдипов комплекс – упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей . В этот период ребенок стремится к сексуальному единению (по-разному представляемому в зависимости от его когнитивных способностей) с родителем противоположного пола и желает смерти либо исчезновения родителя своего пола. Наряду с этими позитивными эдиповыми стремлениями существует так называемыйнегативный эдипов комплекс , то есть ребенок желает также сексуального единения с родителем своего пола и, в связи с этим, проявляет соперничество с родителем противоположного пола. В типичном случаепозитивный эдипов комплекс преобладает над негативным при формировании гетеросексуальной ориентации и идентичности хорошо адаптированного взрослого. Однако на бессознательном уровне привязанность девочки к матери, равно как желание мальчика сдаться на милость отца в надежде пассивного обретения мужественности, бесконечной любви и защиты, продолжают оказывать глубокое влияние на психическую жизнь и последующий выбор объекта .

На фаллически-эдиповой фазе важной вехой на пути развития сексуальной ориентации является становление сексуальной идентичности . Нарастающее давление влечений, направленных на инцестуозные объекты, перестройка диадических объектных связей в триадические, усиление страха кастрации и соответствующее структурирование психики делают этот период критическим для развития сексуальной ориентации. Мальчики, у которых развивается гетеросексуальная идентичность, идентифицируются с отцом и вытесняют инцестуозные желания по отношению к матери без замещения эротического интереса к женщинам идентификацией. Гетеросексуальные девочки продолжают идентифицироваться с матерью, но переносят свой фаллический либидинозный интерес к матери в сторону более приемлемой генитальной ориентации, то есть на отца или тех, кто его заменяет. Также развитие сексуальной идентичности на эдиповой фазе характеризуется формированием понятий мужественности и женственности (отличающихся от базисного ощущения своей принадлежности к мужскому или женскому полу) и личным эротизмом, который выражается в сексуальных фантазиях и выборе объекта .

В этот период образуется Супер-Эго – система психики, ответственная за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов . Супер-Эго представляет собой интернализацию родительских установок и ценностей в виде совести, призванной контролировать сексуальные и агрессивные влечения эдиповой фазы, которая инициирует аффект вины и наказания за проступки. Хотя в системе Супер-Эго присутствуют элементы доэдиповой и послеэдиповой фаз, основной вклад в нее вносит именно эдипов период. Кроме этого, в результате идеализации в структуре Супер-Эго формируется Эго-идеал. Двумя основными исходными частями Эго-идеала являются идеальные концепции Я (self) и идеализированные качества объектов любви. В целом, Эго-идеал соотносится с ценностями, стремлениями и притязаниями родителей. Несоответствие этим стандартам, как правило, ведет к появлению чувства стыда .

На данном этапе развития, вследствие разрешения эдипова конфликта и образования дискретного, организованного Супер-Эго, формируется устойчивая организация характера индивида – совокупность паттернов мышления, чувствования и действия, консолидирующихся в виде компромиссных образований, отражающих способы разрешения интрапсихической борьбы между импульсами влечений с одной стороны, и различными силами сдерживания, изменения и удовлетворения этих влечений – с другой . Под влиянием переживаний фаллически-эдиповой фазы ранние особенности развития психики трансформируются, и поэтому в зрелом возрасте не проявляются.

По завершении формирования эдипова комплекса, в начале шестого года жизни, наступает латентный период, который продолжается до подросткового возраста. На этой фазе снижается давление сексуальной активности, происходит десексуализация объектных отношений и чувств (отмечается преобладание нежности над сексуальными желаниями), появляются такие чувства, как стыд и отвращение, возникают нравственные и эстетические стремления . Ребенок направляет все внимание на внешний мир, развивая психические, когнитивные и социальные навыки контактов с множеством воспринимаемых объектов.

С достижением подросткового возраста у индивида появляется возможность сексуального удовлетворения посредством внешнего объекта. Теперь он вынужден противостоять собственным фантазиям и желаниям, часть которых является дериватами парциальных влечений, ранее на сознательном уровне не принимавшихся. После того как сексуальные элементы организуются при примате гениталий, остатки инфантильной сексуальности находят нормальное выражение в виде предварительной эротической игры (взгляды, прикосновения, поцелуи и т.п.). Созревание сексуальной организации сочетается, как правило, с укрощением агрессивного влечения, возрастанием контроля над инстинктивными проявлениями и слиянием любовной нежности и сексуального желания в едином объектном отношении. Некоторые индивиды, однако, не достигают взрослой генитальной организации вследствие конституциональных особенностей, проблем развития или интрапсихического конфликта. Их сексуальная активность напоминает таковую при инфантильной сексуальности с точки зрения условий или способа разрядки, необходимых для достижения удовлетворения, или обусловленных характером объектных отношений (например, привязанностью к парциальным объектам) .

В подростковом возрасте завершается формирование таких специфических функции Эго, как способность развивать эмоциональные, дружеские отношения с другими людьми даже при наличии враждебных чувств. Эта способность тесно связана с формированием позитивных психических образов этих объектов. Еще одной способностью является сохранение стабильных позитивных объектных отношений и соответствующих им психических репрезентаций в течение долгого времени, несмотря на отдельные эпизоды враждебного взаимодействия. В целом, психологические изменения, происходящие на этой фазе развития интернализованных объектных отношений, помогают человеку обрести уникальное чувство собственной идентичности .

Совершенствование специфических функций Эго продолжается и в зрелом возрасте , когда способности индивида любить, работать и адаптироваться к окружающему внешнему миру достигают максимума. Зрелые объектные отношения и зрелая любовь предполагают понимание того, что объект и сам человек самостоятельны, и что его или ее потребности могут иногда вступать в конфликт с потребностями самого индивида. Они предполагают также принятие, понимание и умение терпеть амбивалентность по отношению к объекту, способность принимать как некоторую зависимость, так и самостоятельность, способность воспринимать и соотносить свои меняющиеся потребности и требования с подобными требованиями объекта .

Таким образом, важную роль в развитии психических структур и функций индивида играет интернализация (интроекция и идентификация) объекта или его свойств. Именно на основе процессов интроекции и идентификации развиваются Эго, Супер-Эго и Эго-идеал, моделью для формирования которых являются родители ребенка. Основными условиями способности к установлению стабильных объектных отношений взрослого индивида является интеграция любви и ненависти (либидинозных и агрессивных влечений) в Я- и объект-репрезентациях, то есть трансформация частичных объектных отношений в целостные (обретение константности объекта).

Похожие статьи