Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.
Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».
Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берёзовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обрабатывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обрезаны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.
Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.
На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались большой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чётким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, железо и дубильные вещества. В качестве последних применялись обычно так называемые чернильные орешки - особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вредителями.
Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.
Для просушки чернил на бумаге употреблялсямелкийкварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы,имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делалисьиз дерева, глины, рога, металла.
Кроме чернил, для письма употреблялись краски,особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заголовков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber - красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, открывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «абзацем» - небольшим пропуском в начале текста, передвигаемого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнаментации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр. 1
При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.
Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, заполнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца предназначаемые для последующей раскраски места так и не раскрашивались. Впоследствии такие пробелы становились источником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущенной в копируемом ими оригинале.
При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполнявшееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.
Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.
1) В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967
Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литературных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославлялись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славянских племён и военные подвиги, давалось религиозное обоснование идеи о необходимости общественного неравенства, осуждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы феодальной знати, служат и величественные архитектурные сооружения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже намечалась противоположность двух культур - господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.
Однако произведения зодчества, изобразительного искусства, литературы, используемые господствующим классом в целях идеологического воздействия на трудящихся для укрепления своей власти, являются памятниками культуры всего русского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искусстве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широкими струями проникали мотивы народного творчества.
Феодальная литература Древней Руси имела прогрессивный характер. В замечательном памятнике русской исторической мысли и литературы XII в., Повести временных лет, проводится идея единства Русской земли и русского народа, - показатель того, что к этому времени уже сложилась древнерусская народность. Это памятник, в котором отражён глубокий патриотизм.
Рукописный орнамент и миниатюра
Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото-украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:
1) заставки - особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;
2) инициалы - разрисованные заглавные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;
3) концовки - художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;
4) полевые украшения - узоры на полях (по терминологии более поздних старообрядческих письменных памятников - цветки).
Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисунками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.
Первые писчие материалы
Камень. Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначала идеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень. Так, уже древнеегипетские мастера выбивали заточенными зубилами иероглифы на каменных обелисках.
Кирпич. Обитатели древней Месопотамии выдавливали знаки и буквы на сырых заготовках глиняных кирпичей и табличек различных габаритов. Делали они это костяным стержнем с клиновидным острием, а после нанесения символов глину обжигали. Обожженные таблички служили посланиями и имели такое же широкое хождение, как письма и счета в наше время. Зарождение клинописи в Междуречье относят к 3500 до н.э.
Металлы и их сплавы. Медь, свинец, латунь и бронза в античном мире тоже служили писчими материалами. На листах из свинца и других металлов фиксировались договоры, законы и союзы. Из 15 в. до н.э. до нас дошли древнекитайские надписи на гадательных камнях и ритуальных бронзовых сосудах.
В Библии упоминается (Иов, 19:24) о несостоявшейся мечте воспользоваться «резцом железным с оловом». Древние римляне писали хроники на бронзе, а легионеры перед боем выражали свою последнюю волю на металлических пряжках или ножнах мечей.
Олово и бронза в истории
Дерево. Книги в виде набора деревянных таблиц (в основном из срезов самшита или лимонного дерева) существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность таких таблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем».
При таком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новый слой покрытия. Отдельные дощечки скрепляли вместе тонкими кожаными ремнями – выходила книга, получившая у латинян название кодекса (codex).
Среди подобных книг встречались, наверное, и довольно увесистые: в одном из произведений римского комедиографа Плавта (254–184 до н.э.) описан случай, когда семилетний мальчик своими «табличками» умудрился проломить голову учителю. Похоже, книги-таблицы еще долго не выходили из употребления и после появления бумаги: в Европе имеются письменные свидетельства об их существовании еще в начале 14 в н.э., а, согласно Чосеру (1344–1400), в Англии ими пользовались и в конце 14 в.
Листья деревьев. Пальмовые и др. листья служили писчим материалом с незапамятных времен. Плиний Старший (23–79 н.э.), римский ученый, в своей энциклопедии знаний античности (Естественная история) повествовал, в частности, о технике письма на пальмовых листьях. Диодор Сицилийский, греческий историк 1 в. н.э., в труде Историческая библиотека сообщал, что судьи Сиракуз писали имена приговоренных к изгнанию на листьях оливы.
В некоторых районах Индии и Цейлона до недавних времен продолжали писать на пальмовых листьях. Цейлонцы пользовались листьями веерной пальмы талипот (Corypha umbraculifera), длинными и широкими. В Ассаме писали на листьях древовидного алоэ (Aquilaria agallocha), а в других районах Индии – на листьях пальмирской пальмы (Borassus flabellifer).
Огромные листья пальмирской пальмы нарезали полосами почти любой желаемой длины и шириной около 5 см. На поверхности листа металлическим стержнем выдавливали бороздки знаков, а затем эти углубления заполняли черным красителем, отчего письмена становились четко различимыми. Проделав по краю исписанных листов пару отверстий и пропустив через них шнуры, листы скрепляли вместе – получалась книга. Память о таком использовании пальмовых листьев сохранилась вплоть до наших дней – в названии «листов» современной книги.
Кора деревьев. Кора повсюду служила подходящим писчим материалом. Древние латины использовали для этого внутреннюю часть коры, которую называли словом liber (луб). Со временем это слово стало означать саму книгу.
Не менее интересна история трансформации русского слова «луб» в «лубок». На бересте – коре березы белой (Betula alba) – металлическими заостренными «писалами» в Средние века составляли свои послания новгородцы, шведы, татары Золотой Орды.
Американские индейцы с помощью деревянных палочек и жидкого пигмента наносили символы своей рисуночной письменности на белую поверхность коры березы Betula papyrifera. Коренные обитатели Мексики, Центральной и Южной Америки некогда изготавливали своеобразную бумагу из луба тутовых деревьев.
Пергамен и велень. Пергамен (пергамент), который как писчий материал тоже предшествовал бумаге, назван по имени древнего города Пергам в западной части Малой Азии. Хотя он применялся, вероятно, уже с 1500 до н.э., его появление связывают с Евменом II, царем Пергама (197–159 до н.э.).
Делали пергамен из расслоенной овечьей кожи. Внешний слой – со стороны волосяного покрова – дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамен.
Велень делали из цельной кожи шкур телят, коз и ягнят, в отличие от овчины, предназначавшейся для пергамена. Поэтому велень можно отличить от пергамена благодаря присущим ему характерным признакам структуры эпидермы и остаткам фолликул шерстинок удаленного меха, из-за чего обработанная поверхность не кажется гладкой.
Современная технология выделки пергамена и веленя почти ничем не отличается от древней. Последовательность операций такова: шкуру моют, натирают известью, специальным скребком очищают от шерсти и мездры и снова моют. Затем эту частично очищенную кожу натягивают с помощью крепежных ремней на прямоугольную деревянную раму и сушат. Потом опять очищают и выравнивают, удаляя все неровности.
Наконец, ее натирают мелом (обезжиривают и отбеливают), и всю поверхность тщательно прочищают мягкой пемзой. Ни пергамен, ни велень не подвергаются дубильному процессу. Обрабатываются они известью и оттого по виду поверхности и на ощупь похожи на бумагу.
Рассматривая европейские рукописные книги, можно разглядеть, что во многих из них страницы противоположных сторон одних и тех же листов выглядят по-разному: «мясная» светлее «волосяной». Это различие в древних книгах заметнее, чем в более поздних, потому что при выделке пергамена мастера более позднего времени более обильно отбеливали его мелом и намного старательнее выскребали пемзой волосяную сторону.
Писец, приступая к работе над манускриптом, с особым вниманием подбирал пергаменные листы, сходные по цвету и текстуре. Более того, чтобы стороны каждого разворота будущей книги не слишком отличались одна от другой, он устанавливал такую последовательность страниц, при которой «волосяная» поверхность пергамена была обращена к «волосяной», а «мясная» – к «мясной».
Употребление пергамена в Европе продолжалось даже после появления печати с деревянных досок и наборными штампами. Подсчитано, что для одного экземпляра первой изданной И. Гутенбергом (1399–1468) Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.
В Европе массовое изготовление пергамена для печатных книг просуществовало до 16 в., но этот крепкий и долговечный материал пользуется спросом и поныне – на нем печатают дипломы и важные документы, создают произведения каллиграфическогоискусства. Так, еще в 19 в. патентная документация Великобритании и США оформлялась в виде печатных или рукописных пергаменов.
Папирус. Хотя папирус также, строго говоря, не является бумагой, именно он был тем первым писчим материалом, которому присущи многие свойства современной бумаги. Слова папироса, папильотка, папье-маше и подобные им произошли от греческого названия («папирус») многолетнего тропического травянистого растения семейства осоковых. Слово «библос» у греков означало внутреннюю плоть стебля папируса. У писчего материала, именуемого папирусом, – слоистая структура, а настоящая бумага состоит из разобщенных и измельченных волокон, но ее можно сделать и из стеблей папируса (Cyperus papyrus), т.к. в них содержится достаточно клетчатки (целлюлозы). До начала новой эры в Египте были обширные плантации папируса, но с ростом потребления бумаги они постепенно сокращались и в конце концов почти совсем исчезли.
Существует еще несколько пригодных для письма, рисования и черчения видов природных бумагоподобных материалов, по методам изготовления подобных папирусу, – «бумага хуун» (Huun) и «бумага аматал» (Amatal), делавшиеся из коры тутовых деревьев ацтеками и майя. «Бумага дэлованг» (Deloewang) из тщательно отбитой коры шелковицы с о. Ява. «Рисовая бумага» с острова Тайвань. Последний материал представляет собой тонкий спиральный срез из сердцевины дерева бумажная аралия (Fatsia papyrifera) и не имеет никакого отношения ни к рису, ни к бумаге.
Как уже отмечалось, понятие документа основано на дву-единстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают большое влияние на процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ев передачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения. .
Необходимо иметь в виду, что носитель информации и носитель документированной информации- разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, в соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Зашита информации. Основные термины и определения», «носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель документированной информации - это «материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде».
Документоведение
Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов - материала основы записи и вещества записи. Исключение составляют материальные носители, используемые для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба, перфорирование, механическая звукозапись и некоторые другие), где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя её физическую, физико-химическую структуру 1 .
Носители информации самым тесным образом связаны не* только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда- непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.
Появление письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т. д. К примеру, философские наставления Конфуция (середина I тыс. до Р. X.) первоначально были записаны на бамбуковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревянными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк.
На территории Древней Руси писали на коре берёзы - берёсте. К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестяных грамот того времени, древнейшая из которых относится к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниатюрную берестяную книжечку из двенадцати страниц размером 5x5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка берёсты к процессу записи была несложной. Предварительно её кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты свора-
1 Столяров Ю. Н. Материальный носитель информации как составная часть документа // Делопроизводство. 2003. № 3. С. 33.
чивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной стороны.
На берёсте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.
Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера 2 . Последние из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 г.
Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в XVIII веке иногда писали на берёсте. Известны десятки рукописных книг религиозного содержания, выполненных на этом природном материале. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты «Партизанская правда», напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.
Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р. X. стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые за-
" Виноградова Е. Б. Берестяные грамоты: вопросы документолога //Делопроизводство. 2004. № 1. С 78.
2 Истрин В. А. История письма. М., 1965. С. 171; Сквернюков П. Ф. Слово о бумаге. М.: Московский рабочий, 1980. С. 20-24.
Документоведение
тем склеивали в полосы длиной в среднем до Юм (но порой их размеры достигали 40 и более м) и шириной до 30 см. В зависимости от качества различалось до девяти сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.
В качестве материального носителя информации папирус " использовался не только в Древнем Египте, но и в других " странах Средиземноморья, причём в Западной Европе- » вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале XX в.
Другим материалом растительного происхождения, использовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Центральной Америке с VIII века, на Гавайских островах) была < тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумажного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось.
Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент (пергамен). В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей " обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог ^ поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент ста- -ли изготавливать только в XV столетии, а до этого его приво- " зили из-за границы.
На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был ".}. гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный не- * достаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.
Материальные носители документированной информации
Бумага
Бумага (от итал. "ЬатЬа§1а" - хлопок) была изобретена в Китае во II веке до Р. X. В 105 г. китаец Цай Лунь усовершен-твовал процесс её изготовления, предложив использовать в качестве сырья молодые побеги бамбука, кору тутовых деревьев, ивы, а также пеньку и тряпье.
" Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне секреты производства бумаги. За их разглашение виновным грозила смертная казнь. Лишь в начале VII века эти секреты были вывезены за пределы страны - в Корею и Японию, затем стали известны в других странах Востока, а в XII в. - ив Европе. С XIII в. бумага стала производиться в Италии, в XIV в. - в Германии, в XV в. - в Англии.
На Руси использование этого нового материала для письма началось в XIV веке. Первоначально бумага была привозной __сначала с Востока, а затем из Западной Европы: итальянская, французская, немецкая, голландская. В период правления Ивана Грозного в России была построена первая «бумажная мельница» близ Москвы, действовавшая, впрочем, недолго. Но уже в XVII столетии в стране работало 5 бумагоделательных предприятий, а в XVIII веке - 52".
Способ изготовления бумаги принципиально отличается от папируса и пергамента. Он основан на разрушении связи между растительными волокнами с последующим их тесным переплетением между собой («сволачиванием») в форме тонкого бумажного листа или бумажной ленты.
До середины XIX века практически вся европейская, в том числе и российская, бумага изготавливалась из льняного тряпья. Его промывали, проваривали с содой, едким натром или известью, сильно разбавляли водой и размалывали на особых мельницах. Затем жидкую массу черпали специальной прямоугольной формой с прикреплённой к ней сеткой из проволоки. После стекания воды на металлическом сите оставался тонкий слой бумажной массы. Полученные таким образом влажные бумажные листы укладывали между отрезами гру-
Татиев Д. П. Бумага и переплётные материалы. М, 1972. С. 9.
Документоведение
бого сукна или войлока, с помощью пресса отжимали воду просушивали.
Металлические нити сетки оставляли на бумаге, изгот ленной ручным способом, следы, видимые на просвет, скольку бумажная масса в местах её соприкосновения с про" локой была менее плотной. Эти следы получили название лиграней (от итал. «г1Н§гапа» - водяной знак на бумаге).
Самый ранний, известный к настоящему времени водя знак, японский по происхождению, относится к 758 г. В бу европейского производства водяные знаки впервые появилис" Италии в конце ХШ века, а в России - лишь во второй полов XVII века. Первоначально это были рисунки, повторявшие турное изображение, сделанное из тонкой проволоки и при лявшееся к дну металлической сетки. На филигранях и* лись животные, растения, небесные тела, короны, портреты нархов и т. п., а также нередко буквы и даты, обозначавшие владельца, местонахождение фабрики, год изготовления бум
К настоящему времени известно около 175 тыс. фили ней, сделанных в разное время на бумажных мельницах нуфактурах. Водяные знаки являлись торговой маркой, а т~ одним из средств защиты от подделки документов.
И в наши дни бумага с водяными знаками по-прежне - широко применяется для изготовления ценных бумаг, дене ных знаков, важных документов (паспортов, дипломов, сви тельств и т. д.). Современные водяные знаки представляют бой различные полутоновые или штриховые геометричес узоры, рисунки, надписи, которые можно увидеть на прос или при разглядывании бумаги под различными углами. Во ные знаки могут занимать всю площадь бумаги (обычно в в~ регулярных узоров - линий, решёток и т. п.), но могут раз; щаться и в строго определённых местах, представляя ее локальные (фиксированные) водяные знаки 1 .
Между тем бумажное производство совершенствовалось постепенно механизировалось. В 1670 г. в Голландии был бретён ролл - механизм для измельчения волокон. Франк ский химик Клод Луи Бертолле в 1789 г. предложил способ I
" Терентьев И. Бумажные тайны // РиЬНзЬ. 2000. № 7. С. 44.
Материальные носители документированной информации
беливания тряпья хлором, способствовавший улучшению качества бумаги. А в 1798 г. француз Н. Л. Робер получил патент на изобретение бумагоделательной машины. В России первая такая машина была установлена в 1818 г. на Петергофской бумажной фабрике. В настоящее время принцип действия бумагоделательных машин остаётся таким же, что и сотни лет назад. Однако современные машины обладают гораздо большей производительностью.
Важнейшим шагом в развитии бумагоделательного производства стало изготовление бумаги из древесины. Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Келлеру в 1845 г. С этого времени древесное сырьё становится основным в бумажной промышленности.
В двадцатом столетии продолжалось совершенствование бумажного носителя информации. С 1950-х гг. в производстве бумаги стали применяться полимерные плёнки и синтетические волокна, в результате чего появилась принципиально новая, синтетическая бумага - бумага-пластикат. Она отличается повышенной механической прочностью, стойкостью к химическим воздействиям, термостойкостью, долговечностью, высокой эластичностью и некоторыми другими ценными качествами. В частности, бумага из синтетических волокон в 5 раз прочнее на раздирание ив 10 раз - на разрыв, нежели обыкновенная писчая бумага из целлюлозы. Такая бумага может использоваться для изготовления чертежей, географических карт, репродукций и т. д. К примеру, для изготовления географических карт используется смесь хлопковой целлюлозы (40 %) и полиэфирных волокон. Такой бумаге не страшны ни дождь, ни снег. Однако полная замена растительных волокон синтетическими ухудшает структуру поверхности бумаги, поэтому предпочтительнее их смешанная композиция 1 .
При выборе бумаги для документирования необходимо учитывать свойства бумаги, обусловленные технологическим процессом её производства, композиционным составом, степенью отделки поверхности и т. п.
Татиев Д. П. Бумага и переплетные материалы. М., 1972. С. 103, °9; Розен Б. Я. Чудесный мир бумаги. М., 1986. С. 115.
Документоведение
Любая бумага, изготовленная традиционным способом, ха- растеризуется определёнными свойствами, которые необходи- " мо принимать во внимание в процессе документирования. К числу таких важнейших свойств и показателей относятся:
- композиционный состав, т. е. состав и род волокон (цел- : люлоза, древесная масса, льнопеньковые, хлопковые и др. волокна), их процентное соотношение, степень размола;
-масса бумаги (масса 1 кв. м бумаги любого сорта). Масса, выпускаемой для печати бумаги составляет от 40 до 250 г/м 2 ;
- толщина бумаги (может быть от 4 до 400 мкм);
- плотность, степень пористости бумаги (количество бу-" мажной массы в г/см 5);
- структурные и механические свойства бумаги (в.частности, направление ориентации волокон в бумаге, светопроницаемость, прозрачность бумаги, деформации под воздействием влаги и т. п.);
- гладкость поверхности бумаги;
- белизна;
- светопрочность;
- сорность (результат использования при её производстве загрязнённой воды) и некоторые другие свойства бумаги.
В зависимости от свойств бумага делится на классы (для печати, для письма, для машинописи, декоративная, упаковочная и др.), а также на виды (типографская, офсетная, газетная, мелованная, писчая, картографическая, ватманская, документная, афишная и билетная, этикеточная и т. д.). Так, бумага с поверхностной плотностью от 30 до 52 г/м 2 и с преобладанием в её композиционном составе древесной массы называется газетной. Типографская бумага имеет поверхностную плотность от 60 до 80 г/м 2 и изготавливается на основе древесной целлюлозы. Ещё большую плотность имеет картографическая бумага (от 85 до 160 г/м 2). Писчая бумага (от 45 до 80 г/м 3) изготавливается из целлюлозы или с добавлением небольшой части древесной массы. Широко используется в делопроизводстве, для изготовления бланков и других унифицированных документов, а также для бумаги потребительских форматов, школьных тетрадей и т. п. продукции. Для печатания художественных гравюр применяется эстампная бумага. Для техни-
Материальные носители документированной информации
ческого документирования используется высокосортная белая чертёжная ватманская бумага, которая производится на основе механически обработанного тряпья.
Для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других важных финансовых документов используется так называемая документная бумага, устойчивая к механическим воздействиям. Она изготавливается на основе льнопень-ковых и хлопковых волокон, зачастую с водяными знаками. Кроме того, в состав такой бумаги могут вводиться специальные защитные волокна различной длины и цветов. Эти волокна бывают видимыми в обычном свете или только при освещении ультрафиолетовыми лучами. С целью защиты включаются также полимерные полоски или нити, которые могут выходить на поверхность бумаги или внедряться в неё. При необходимости в бумагу могут включаться также частицы различной формы с разнообразными оптическими эффектами, могут вводиться химические реактивы, которые обнаруживаются только специальными детекторами.
В России производство бумаги с защитными свойствами подлежит обязательному лицензированию. Выпускается она в основном на фабриках «Гознака» и делится по своему назначению на три группы:
1) бумага, изготавливаемая для государственных организаций (для банкнот, паспортов, удостоверений граждан, акцизных, почтовых и коллекционных марок);
2) для государственных и корпоративных ценных бумаг (облигации, акции, векселя и т. п.);
3) фирменная бумага для широкого потребителя с водяными знаками, изготовленными в том числе и по заявке заказчика 1 .
Важное значение в документоведении и документационном обеспечении управления имеют форматы бумаги. Ещё в 1833 г. в России был установлен единый размер листа бумаги, а в 1903 г. союз бумажных фабрикантов принял девятнадцать её форматов. Но одновременно существовали многочисленные
1 Подробнее см.: Татиев Д. П. Бумага и переплётные материалы. М., 1972; Книга: Энциклопедия. М, 1999. С. 120-122; Терентьев И. Бумажные тайны // РиЬНзЬ. 2000. № 7. С. 44-45.
Документоведение
форматы, возникшие стихийно по инициативе бумажных фаб- ;| рик и исходя из пожеланий потребителей. После прихода к власти большевиков и принятого ими решения о переходе к метрик \ ческой системе форматы бумаги в 1920-е гг. были упорядочены,^ а впоследствии принят ГОСТ 9327-60 «Бумага и изделия из бу»;| маги. Потребительские форматы». В основу новых форматов?! была положена система размеров бумаги, впервые предложен ная Германской стандартизационной организацией БГЫ пр* мерно в 1920 г. В 1975 г. эта система стала международны^ стандартом (180 216), будучи принята Международной орг зацией по стандартизации 1 . Она действует и в России.
Стандарт 180 216 состоит из трёх серий: А, В и С. В качестве]] основной установлена серия (ряд) А. Здесь каждый лист бума имеет ширину, равную результату деления его длины на кореи квадратный из двух (1:1,4142). Площадь основного формата (АЙ|| равна 1м 2 , а его стороны составляют 841x1189мм. Остальные! форматы получаются путём последовательного деления пополам; предшествующего формата, параллельно его меньшей стороне. В1 результате все полученные форматы геометрически подобны. Каждый формат обозначается двумя символами: буквой А, ую- Ц зываюшей на принадлежность серии А, и цифрой, обозначающей количество делений исходного формата АО.
Форматы А-серии 180 216 (в мм):
АО -841x1189; А1- 594x841; А2 -420x594; АЗ -297x420; А4 -210x297; А5 -148x210; А6-105x148;
А7 -74x105 А8 - 52x74; А9 - 37x52; А10 -26x37 АН -18x26 А12 -13x18 А13 -9x13.
Графически соотношение стандартных форматов бумаги представлено на рис. 1.
1 Илюшенко М. П., Кузнецова Т. В. Формуляр документа. М., 1986. С. 45, 50; Кун М. Бумажный алфавит: А, В, С // РиЬН$Ь. 2000. № 2. С. 58.
Материальные носители документированной информации
1) Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем? 2)Почему в Египте без строительства каналов и земляных насыпей нельзябыло получить хороший урожай? 3)В чем можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону? 4) В чем как верили египтяне клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем египте считали хорошим человеком? 5)Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать? 6)Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо?На чем писали древние египтяне? 7)Какими знаниями обладали египетские жрецы? ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙТА, ЗАРАНИЕ СПАСИБО!
1. фамилия изобретателя книгопечатания. 2. запись из года в год. 3. другое название букваря. 4. слово написанное на глиняном черепке найденном в одном изкурганов под Смоленском. 5. краска жёлтого цвета. 6. буква типографского набора. 7. знак древнеегипетского письма.8. так на Руси называли столицу Византии. 9. совокупность букв расположенных по порядку.
1)В каких древних странах протекали эти реки?Евфрат и Тигр_______________.
Нил____________.
Иордан____________.
Инд и Ганг___________.
Хуанхэ____________.
2)В каких древних странах правили эти владыки?
Хеопс_____________.
Хаммурапи__________.
Тутмос__________.
Давид и Соломон___________.
Ашшурбанапал___________.
Кир__________.
Ашока___________.
Цинь Шихуан__________.
3)В каких древних странах было сделано каждое из перечисленных ниже изобретений?
Письмо___________.
Алфавит__________.
Арабские цифры_____________.
Монета___________.
Бумага_____________.
Шахматы_____________.
Компас__________________.
4)Ответьте на вопросы.
На многих языках слова,обозначающие бумагу,звучат сходно.Например,по-английски бумага - "пэйпер",по-французски - "папье",по-немецки - "папир".Повидимому,такое сходство не случайно:все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.Что это за слово?Какая страна является родиной первого материала для письма?Как его изготавливали?
5)Подсчитайте:
Сколько приблизительно лет назад построили пирамиду Хеопса?
Сколько приблизительно лет назад начали возводить Великую Китайскую Стену?
6)Ответьте на вопросы.
Учёные считают изобретение стекла важнейшим в истории человечества.Правы ли учёные?Представим себе,что все стеклянные предметы вдруг изчезнут.Как это повлияет на нашу жизнь?
7)Ответьте на вопрос.
Все знают,что книги горят и гибнут в огне.Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира.Всё это так,но вот один ученик читал вперемежку фантастические рассказы и книги по истории.Где-то он вычитал,что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара.Рухнули перекрытия между этажами,всё вокруг выгорело дотла,а книги,будто заколдованные,уцелели.Ученик никак не мог вспомнить,фантастика ли то,о чём он читал,или же исторический факт.Каково ваше мнение:существовала ли на самом деле такая библиотека,или она придумана писателями-фантастами?
8)Какие великие изобретения китайцев повлияли на жизнь человечества?Свой ответ аргументируйте.
9)Выясните,существуют ли касты в современной Индии.Подумайте,деление людей на касты мешало или помагало развитию прогресса в Индии.Свои мысли запишите в виде плана.
Как уже отмечалось, понятие документа основано на двуедин- стве информации и материального носителя. Носители оказывают большое влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ее передачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения.
Необходимо иметь в виду, что носитель информации и носитель документированной информации - разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, в соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения», «носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов». В отличие от этого определения, согласно которому носителем информации может выступать непосредственно и сам человек, в сфере делопроизводства и архивного дела «носитель (документированной) информации: материальный объект, предназначенный для закрепления, хранения (и воспроизведения) речевой, звуковой или изобразительной информации» 1 .
Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда - непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.
Появление письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окру-
1 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., 2013. С. 3.
жающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые панцири, кости, камень, бамбук и т. д. К примеру, философские наставления Конфуция (середина I тыс. до Р.Х.) первоначально были записаны на бамбуковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревянными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк.
На территории Древней Руси писали на коре березы - бересте. К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестяных грамот того времени, древнейшая из которых относится к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниатюрную берестяную книжечку из двенадцати страниц размером 5x5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка бересты к процессу записи была несложной. Предварительно ее кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты сворачивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной стороны 1 .
На бересте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов бересты для письма было даже продано нашей страной в Персию.
Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера 2 . Наименее древние из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 г. н. э.
- 1 Виноградова Е. Б. Берестяные грамоты: вопросы документолога // Делопроизводство. 2004. № 1. С 78.
- 2 ИстринВ.А. История письма. М., 1965. С. 171; Сквернюков П. Ф. Слово о бумаге. М., 1980. С. 20-24.
Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдаленных уголках России даже в XVIII веке иногда писали на бересте. Известны десятки рукописных книг религиозного содержания, выполненных на этом природном материале. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты «Партизанская правда», напечатанной на бересте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.
Исторически первым материалом, который специально изготавливался для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р.Х. стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и легкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной в среднем до 10 м (но порой их размеры достигали 40 и более м) и шириной до 30 см. В зависимости от качества различалось до девяти сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.
В качестве материального носителя информации папирус использовался не только в Древнем Египте, но и в других странах Средиземноморья, причем в Западной Европе - вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале XX в.
Другим материалом растительного происхождения, использовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Центральной Америке с VIII века, на Гавайских островах) была тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумажного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось.
Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент (пергамен). В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в XV столетии, а до этого его привозили из-за границы.
На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный его недостаток удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.