Принципы ораторской речи. Вопрос: Actio (раздел канона). ? Оратор – хозяин положения

27.08.2020

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

На данный момент существует множество литературы об ораторском искусстве, риторике, публичных выступлениях. Ее настолько много, что легко запутаться. Но что, если вам нужно выступать уже завтра. Как быстро подготовить свое выступление? И как ? Ниже будут приведены принципы универсальные практически для всех ораторских речей. Следуя им, вы сделаете свое публичное выступление успешным.

Принцип № 1 Перестаньте думать о себе, займитесь делом

Погружайтесь с головой в подготовку к выступлению, и у вас не хватит сил на волнение. Волнение перед выступлением – это норма. Потому что это заложено в нас на уровне инстинкта. Так у каждого. Но вместо того, чтобы волноваться по чем зря, займите себя делом. Подготовка к выступлению не только позволит вам переключиться, но и повысит конечный результат, выражающийся в аплодисментах и обратной связи.

Принцип № 2 Оратор здесь главный

Эксперты утверждают, что оратор и аудитория должны быть как мужчина и женщина. Оратор доминирует, аудитория ему внемлет. Оратор задает темп и манеру, аудитория подчиняется. Но не переусердствуйте.

Принцип № 3 Выжмете все из темы, а не из терпения аудитории

В идеале ваше выступление должно быть построено таким образом, чтобы вы завершили раньше, чем этого захочет аудитория. Как сказал У. Черчилль: «оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей». А для этого уже понадобятся все ваши умения и навыки публичных выступлений.

Принцип № 4 Чтобы быть интересным, нужно быть заинтересованным

Вас должна волновать главная мысль выступления. Таким образом вы придаете значимость выступлению. Вашу заинтересованность и энтузиазм аудитория почувствует интуитивно. Вот такой интересный механизм.

Принцип № 5 Принцип шоу

Привнесите в свое выступление театральной постановки. Добавьте борьбы в вашу речь. Борьба всегда захватывает сердца слушателей. Это прибавит яркости и красочности.

Принцип № 6 Разнообразие в выступлении

Будьте оригинальны и неоднородны. Во всем. В мимике, жестах, вербалике, невербалике, а также в паровербалике, интонации, тоне, ударении. Разнообразие может поддержать и увлечь внимание аудитории. Однако также важно чувствовать границы оптимального разнообразия.

Принцип № 7 Если вас не понимают, то в этом виноваты вы

Нужно учитывать особенности аудитории, уровень ее подготовленности. Исходя из этой информации, планировать свое выступление в необходимой форме и содержании. Ваше выступление только выиграет, если вы будете говорить просто, но ясно и лаконично.

Принцип № 8 Если вы не увлечете аудиторию, то аудитория займется вами

Аудитория должна быть увлечена вашим выступлением. В противном случае вы рискуете закончить выступление провалом. Чтобы этого не было, лучше подбирайте тему выступления и лучше готовьтесь.

Данные принципы должны помочь лучше выступить перед разной аудиторией. Как было сказано выше, эти принципы универсальны и подходят практически под все публичные выступления.

По книге Ирины Лешутиной: «Риторика. Искусство публичного выступления».

Взаимодействие и взаимопонимание слушателей с говорящим – важные критерии данного типа отношений людей: без них эффективность выступления практически отсутствует, потому что нет единства оратора и его аудитории.

Для говорящего важно знать, как поддержать интерес аудитории, как заставить ее проникнуться вопросом, о котором он говорит, как повлиять на понимание и усвоение материала людьми из зала. Поэтому к лектору предъявляется ряд требований, соблюдение которых необходимо для эффективного взаимодействия с залом. Нужно понимать и психологию группы слушателей.

Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.

Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.

Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:

  • эрудированным;
  • высокоинтеллектуальным;
  • опрятным, притягивающим внимание.

Выступающий человек должен грамотно говорить, хорошо разбираться в теме, о которой говорит, так как его компетентность проверяется через вопросы публики.

Оратор

«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:

  1. человек, который выступает с публичной речью;
  2. человек, имеющий дар красноречия.

Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.

Требования к оратору

Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.

Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.

В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.

Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается.

Установление контакта оратора со слушателями

Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.

Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.

Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.

Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:

  • искренне заинтересован предметом повествования;
  • преподносит материал доступно;
  • убежден в достоверности, важности излагаемой информации;
  • уважает слушателей, признает в них партнеров.

Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.

В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).

В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом.

Как добиться взаимопонимания со слушателями

К основным факторам взаимопонимания относят:

  • реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты);
  • уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно);
  • актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес);
  • личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он).

Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики.

Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.

Аудитория

Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.

При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.

Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих.

Признаки аудитории

Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:

  • однородность;
  • количественный состав присутствующих;
  • чувство общности;
  • мотив действия.

Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.

Чувство общности – важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой (например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения). В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению – человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане.

Мотив действия слушателей

Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.

Различают три таких предпосылки:

  • момент интеллектуально-познавательного плана (человек приходит, потому что ему понятен предмет повествования);
  • момент морального плана (человек обязан присутствовать на данной речи в приказном порядке);
  • момент эмоционально-эстетического плана (человеку неважно, о чем идет речь, ему приятно слушать выступающего оратора).

Из этих черт складываются мотив и настроение каждого отдельного слушателя. Оратор должен это учитывать.

Как воздействовать на аудиторию

Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:

  • уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
  • единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
  • ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
  • итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
  • перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).

Важно визуализировать текст посредством презентаций с аудио. Это поможет слушателям лучше воспринимать материал.

Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.

Забудьте о себе, займитесь делом
Это принцип уверенности. Неуверенного оратора тревожит мысль о том, что о нем подумают слушатели. Волнение отвлекает его внимание, он начинает сбиваться и путаться в мыслях. Но Вы вполне можете быть перед слушателями таким же раскрепощенным, как у себя дома.

Увлекайтесь выступлением, и у вас не останется сил на волнение.

Оратор – хозяин положения
Некоторые ораторы ведут себя так, будто в чем-то провинились или не выучили урок: вздрагивают от каждой реплики слушателей, пространно отвечают на любой вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, которую он должен вести за собой, а не идти у нее на поводу. Но это не значит, что при этом нужно непременно прибегать к диктаторскому стилю. Предупредительное отношение к слушателям решительно не мешает оратору заниматься своим делом. Он должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы. Слушатели должны видеть, что оратор знает, чего хочет.

Если Вы не увлечете аудиторию, то аудитория займется Вами
Есть такой тип ораторов – «нудисты», которые вместо выступления бубнят себе что-то под нос. Кажется, что они задались целью утомить аудиторию и испытать ее терпение. Обычно добрые слушатели прерывают речь «нудиста» вопросом: «Может, Вам заплатить, чтобы Вы оставили нас в покое?» Злые – бьют, поэтому «нудист» должен быть проворным, уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать. Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась.
Аудиторию нужно увлекать.

Принцип спектакля
Люди любят зрелища и сильные ощущения и готовы за них платить. Поэтому аудитория в глубине души ожидает интересного шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает аудиторию, оправдывая ее ожидания, а вялая речь вызывает у слушателей ощущение напрасно потраченного времени. Превратите выступление в интересный спектакль.

Хотите быть интересным – будьте заинтересованным
Этот принцип перекликается с предыдущим. Равнодушная речь, произнесенная безучастным тоном, вряд ли окажется яркой и запоминающейся. Поэтому старайтесь, чтобы Ваша речь была интересной и впечатлила слушателей. Добавьте в речь энтузиазма.

Принцип разнообразия
Мы слышим гром точно так же, как и прерванную тишину, воспринимая не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Поэтому, чем больше в речи контрастов, тем больше она привлекает внимание слушателей. Контрасты должны присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции – дикция должна быть всегда четкой): она должна быть то яркой, то умеренной, с различными эмоциональными оттенками, произноситься то громче, то тише, быстрее и медленнее, тон голоса – выше и ниже. Полезно использовать паузы различной длины и т. п. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, красивую мелодию, в которой благозвучно переливаются все краски и тона. Такая речь привлекает, ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно.

Ответственность за непонимание целиком лежит на ораторе
Если слушатель не понимает, о чем говорит оратор, в этом виноват только говорящий. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: «Неужели непонятно?» или: «Какие же вы бестолковые!», то он, мягко говоря, неправ в своей попытке переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы Вас всегда понимали.

Исчерпайте тему, а не терпение слушателей
Говорят, что время – деньги. На самом деле время больше, чем деньги, – это вся наша жизнь. Считается, что деньги воровать нельзя. А отнимать у человека его время, отвлекая или заставляя ждать, можно? Утомлять слушателей нудным выступлением – значит воровать у них часть жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем этого захотят слушатели.

Принципы – это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы риторики к месту, правильно их дозировать в зависимости от поставленной цели выступления.

Как и любое другое дело, ораторское искусство имеет свои основные правила, главная цель которых сводится к правильному управлению элементами речи и применению разнообразных речевых приемов и принципов в зависимости от ситуации. Так речь становится более понятной, интересной и, как следствие, лучше воспринимается и оказывает большее влияние на сознание слушателя. Давайте коротко поговорим о главных принципах ораторского искусства.

Забудьте о себе и займитесь делом

Лишь неуверенный оратор зациклен на себе, его беспокоят негативные мысли, страх провала. Такое волнение и внимание к себе неизбежно делает его скованным, неуверенным, он часто путается в словах и запинается. Что мешает вести себя перед публикой так же, как в компании друзей? Что не дает нам раскрепоститься? Только внутренние установки. Если полностью увлечься выступлением, забыть о себе и отбросить посторонние мысли, Вас просто не останется на волнение. Именно поэтому это правило называют принципом уверенности.

Хороший оратор - хозяин положения

При выступлении некоторых ораторов создается впечатление, что они сделали что-нибудь постыдное, что их грызет совесть, они пугаются каждой посторонней фразы или вопроса, произнесенного слушателем, пытаются подробно ответить на каждый неуместный вопрос и как будто ждут указаний от своей аудитории. Выглядит жалко, поэтому нельзя забывать, что на время выступления оратор должен стать лидером аудитории, вести ее по своему усмотрению, а не искать советов в зале. Для этого вовсе не нужно хамить, проявлять диктаторский стиль в общении. Необходимо внимательно и с пониманием относиться к слушателям, но не забывать вести разговор в нужном ключе. Необходимо в полной мере владеть ситуацией и строго следовать своему плану, а у слушателей должно сложиться впечатление, что оратор знает, чего хочет.

Будоражьте аудиторию

Если этого не делать, то слушатели займутся собой. Некоторые ораторы действуют на слушателей лучше, чем снотворное. Они просто бубнят себе под нос что-то бессвязное. Аудиторию нужно увлекать, а иначе Вы просто утомите слушателей и будете испытывать их терпение. Если у Вас скучный научный доклад, старайтесь разбавлять его интересными фактами, поддерживать внимание слушателей. В противном случае Вы будете награждены громкими овациями за то, что закончили свою речь. Согласитесь, мало, кому это понравится.

Принцип спектакля.

С начала времен публика требовала хлеба и зрелищ. Именно второе Вы и должны им дать. Люди всегда были готовы платить деньги за походы в театры, кино, цирк, на представления. Подсознательно аудитория хочет увидеть некоторое шоу. Лучше всего оправдать это желание слушателей. Для этого нужно сделать свое выступление ярким и насыщенным, а не вяло читать текст по бумажке. Попробуйте превратить свое выступление в какой-нибудь занимательный спектакль.

Добавьте разнообразия

Прогремевший гром сменяет установившуюся тишину. Подсознательно человек воспринимает не столько сами звуки, краски мира, окружающие нас явления, сколько контраст. Ко многим вещам мы привыкли и уже перестаем замечать. Соответственно, чтобы сделать речь более привлекательной и разнообразной, в нее нужно вносить как можно больше разнообразия. Разнообразие должно присутствовать во всем, кроме дикции, которая должна оставаться четкой в любой ситуации. Меняйте стиль речи, тон голоса, темп, применяйте разные эмоциональные оттенки, активно используйте жесты, перемещайтесь, если есть такая возможность. Не помешают в выступлении различные паузы. Такая речь лучше привлекает внимание, заставляет слушать с удовольствием, лучше воспринимается и запоминается и, как следствие, отдача от нее становится куда больше. Совсем не то, что скучный и монотонный рассказ, вызывающий желание поспать или уйти поскорее. Старайтесь говорить как можно разнообразнее, разбавляя нудный текст шутками и интересными отступлениями.

Хотите быть интересным - заинтересуйте

А ведь действительно, чтобы речь не была забыта на следующий день, нужно заинтересовать слушателей, не говорить безучастно и монотонно. Для хорошей речи необходим энтузиазм. Постарайтесь сделать свою речь как можно более интересной, и она обязательно заинтересует слушателей. Постарайтесь включать в речь как можно меньше скучных фактов и «сухих» цифр. Это утомляет и не имеет практически никакого эффекта.

Ответственность за непонимание полностью лежит на Вас

Какое оправдание не придумывал бы говорящий, вся вина за непонимание слушателями лежит исключительно на нем. Оно не может оправдаться неповоротливыми мозгами слушателей, отвлекающейся публикой. Если оратор бросает в сторону аудитории фразы с нотами недоумения от того факта, что его не понимают, он изначально абсолютно не прав. Таким вот нехорошим образом он пытается переложить ответственность на публику. Нужно выстраивать свою речь и говорить так, чтобы Вас просто невозможно было не понять. Все фразы должны быть просты и однозначны.

Претензии к слушателям неуместны

Хоть в большинстве случаев слушатели вполне дисциплинированны и прекрасно понимают как нужно вести себя в обществе, попадаются и такие, которым такие правила не ведомы. Слушатели нередко бывают болтливыми, агрессивными, надменными или просто нетрезвыми. Естественно, они будут серьезно мешать выступлению. Хоть иногда буйного студента можно удалить из аудитории, но обычно такой подход лучше всего исключить. Как бы вызывающе не вел себя слушатель, как бы не мешал, не отвлекал, не задавал неуместные вопросы, не перебивал, не стоит предъявлять претензии. Какой бы не была аудитория, вести себя с ней нужно всегда тактично и воспринимать такой, как есть.

Исчерпывайте тему, а не терпение аудитории

Время - главная ценность в жизни, ведь оно, по сути, и есть жизнь. Наша жизнь измеряется прожитыми минутами и тем, как этим временем мы распорядились. Если воровать деньги считается преступлением, то попусту отнимать у человека время обществом не порицается. Не стоит бесполезно тратить свое время и время слушателей, не ждите, пока они захотят уйти, заканчивайте говорить раньше, не воруйте у них частичку жизни.

Принципы ораторского искусства - это лишь векторы, которые задают общее направление в словах и действиях. Во всем должна быть мера, придерживайтесь золотой середины. Данные принципы нужно применять в определенных количествах и только тогда, когда того требует ситуация, ведь аудитория и обстановка может быть разной, а правила далеко не универсальны. Приглашаем посетить наш тренинг, посвященный ораторскому искусству, в Харькове . Это настоящий концентрат полезной информации, он помог сотням людям, теперь и Ваша очередь!

Ефремов Сергей "9 главных принципов ораторского искусства"

А «Произнесение»

Б «Изложение»

В «Действие»

Г «Акция»

2. Вопрос: Dispositio (раздел канона)

А «Разделение»

Б «Расположение»

В «Произнесение»

Г «Рассуждение»

3. Вопрос: Eloсutio (раздел канона)

А «Красноречие»

Б «Произнесение»

В «Украшение»

Г «Написание»

4. Вопрос: Inventio –

А первый раздел риторического канона

Б сочинение

В вступление

Г заключение

5. Вопрос: Memoria

А меморандум

Б запоминание (раздел рит. канона)

В надгробная речь

Г памятная записка

6. Вопрос: Антитеза –

А спорное утверждение

Б противопоставление одного предмета другому

В сравнение

Г тезис оппонента

7. Вопрос: Аргумент –

А высказывание, служащее для обоснования тезиса

Б бесспорное доказательство

В доказательство

Г истинное мнение

8. Вопрос: Аргументация это …

А диатриба

Б демонстрация связи тезиса и аргумента

В недозволенные приёмы

Г дискуссия

9. Вопрос: В дискуссии после прений обычно…

А объявляют перерыв

Б принимают решение

В принимают проект решения

Г оглашают решение

10. Вопрос: В Риме после крушения республики исчезает … красноречие

А торжественное

Б совещательное

В судебное

Г эпидейктическое

11. Вопрос: В состав античного тривиума входят: грамматика, риторика,…

А арифметика

В астрономия

Г диалектика

12. Вопрос: В споре каждая сторона преследует три цели: оправдание своих мыслей, опровержение мыслей оппонента и …

А самоутверждение

Б рассуждение

В осведомление

13. Вопрос: В споре:

А стороны ищут согласия

Б рождается истина

В выясняется истинность одного из представленных тезисов

Г происходит обмен мнениями

14. Вопрос: Важнейший тип контакта оратора с аудиторией – …

А визуальный

Б обонятельный

В осязательный

Г сердечный

15. Вопрос: Великий оратор Афин, никогда не выступавший публично

Б Исократ

В Продик с Кеоса

16. Вопрос: Во всяком рассуждении любое понятие должно оставаться тем же самым по своему смыслу – гласит закон …

А исключенного третьего



Б достаточного основания

В тождества

Г противоречия

17. Вопрос: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает делать только хорошее» – софизм, основанный на...

А синонимии

Б амфиболии

В антиномии

Г омонимии

18. Вопрос: Впечатление, повторение, …

А напоминание

Б подсказка

В ассоциация

Г записывание

19. Вопрос: Все люди смертны. Сократ - человек. Следовательно, Сократ смертен (тип умозаключения) -

А энтимема

Б силлогизм

В индукция

20. Вопрос: Выведение общего правила на основании многих частных случаев, обобщение –

Б редукция

В индукция

Г дедукция

21. Вопрос: Вывод на основании немногих фактов –

А ложный вывод

Б неполная дедукция

В неполная индукция

Г редукция

22. Вопрос: Вывод, сделанный на основании обобщения – …

А дедукция

В индукция

Г силлогизм

23. Вопрос: Высказывание для доказательства тезиса называется…

А антитезисом

Б аргументом

В положением

Г аргументацией

24. Вопрос: Главная сцена произведения чаще всего находится в …

А экспозиции

Б завязке

В кульминации

Г развязке

25. Вопрос: Главное для ораторского успеха –

А подобрать аргументы

Б дать представление о главной идее речи

В поддерживать контакт со слушателями

Г правильно говорить

26. Вопрос: Гомилетика – наука о …

А собирании материала

Б христианской проповеди

В борьбе с софистикой

Г о споре

27. Вопрос: Демонстрация связи тезиса с аргументом называется…

А верификацией

Б аргументацией

В экспозицией

28. Вопрос: Дискуссия заканчивается, если…

А одна из сторон признала свою неправоту

Б истекло отведенное время

В достигается соглашение

Г противоречия признаются неразрешимыми

29. Вопрос: Кому принадлежат слова: «Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет»

А Исократ

Б Цицерон

Г А.Ф. Кони

30. Вопрос: композиция судебной речи по Цицерону состояла из … частей

31. Вопрос: В гражданском и уголовном процессах различают доказательства

Б косвенные

В незначительные

32. Вопрос: Обрамление- приём, состоящий в том, что в заключении повторяется мысль, выраженная в …

А в главной части

Б в середине

В во вступлении

Г в заключении

33. Вопрос: Основатель судебной этики

А Плевако Ф.Н.

Б Цицерон М.Т.

В Киселёв Я.С.

Г Кони А.Ф.

34. Вопрос: Законы формальной логики: тождества, …, исключённого третьего

А противоречия

Б отрицания отрицания

В единства и борьбы противоположностей

Г перехода количества в качество

35. Вопрос: Зрители в споре больше всего обращают внимание на …

А тезисы спорщиков

Б аргументы спорщиков

В их внешнее поведение

Г логику рассуждения

36. Вопрос: Исократ был …

А старшим софистом

Б основателем риторической школы в Риме

В основателем риторической школы в Афинах

Г младшим софистом

37. Вопрос: Итог диспута определяется …

А всеми вместе

Б комиссией

В самими оппонентами

Г советниками

38. Вопрос: К позволительным уловкам относится

А подмена тезиса

Б переход на личности

В ложный довод

Г оттягивание возражения

39. Вопрос: Когда? Где? Кто? …? Что сделал? Зачем?

Б Как, каким образом

40. Вопрос: Кому принадлежат слова:« Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и писать»

А Ломоносов М.В.

Б Аристотель

Г Цицерон

41. Вопрос: Кульминация – …

А развязка события

Б вершина конфликта

В главная мысль

Г интересное место

42. Вопрос: Кульминация в повествовании обычно находится …

А в начале

Б в середине

В в конце

Г между серединой и концом

43. Вопрос: Логограф – наёмный …

В писатель

44. Вопрос: Лучше всего запоминаются в речи

А первые слова

Б последние слова

В главная мысль

Г кульминация

45. Вопрос: Множество аргументов в подтверждение тезиса гарантирует его…

А истинность

Б обоснованность

В неоспоримость

Г правдивость

46. Вопрос: Наёмный писатель в Древней Греции

А сикофант

Б демагог

В логограф

47. Вопрос: « Нельзя научиться хорошо думать, не научившись хорошо говорить», – сказал…

Б Исократ

В Протагор

48. Вопрос: « О всякой вещи можно сделать два взаимоисключающих утверждения, каждое из которых по отдельности верно», – сказал …

А Протагор

Б Аристотель

49. Вопрос: «О софистических опровержениях» – название книги …

А Сократа

Б Цицерона

В Аристотеля

Г Исократа

50. Вопрос: Основное положение речи называется …

Г замысел

51. Вопрос: Основные законы формальной логики: тождества, исключенного третьего, …

А рассуждения

Б исключенного четвертого

В противоречия

Г антиномии

52. Вопрос: Основные ошибки в споре: в тезисе, в аргументах, …

А в необоснованности тезиса

Б в ложности аргумента

В отсутствии аргумента

Г в рассуждении

53. Вопрос: Отступление в речи служит для …

А отдыха оратора

Б того, чтобы поговорить на другую тему

В того, чтобы оправдать свою позицию

Г признать свою ошибку

54. Вопрос: Охватывать спор –

А уметь быстро его завершать

Б уметь опровергать доводы оппонента

В уметь захватывать инициативу

Г всё время видеть картину спора

55. Вопрос: Оценка – процесс …

А похвалы

Б осуждения

В награждения

Г сравнения с эталоном

56. Вопрос: Перевёрнутая пирамида - вид композиции, где материал располагается по …

А степени убывания важности

Б степени нарастания важности

В хронологии

Г размеру

57. Вопрос: Передача эмоций оратора слушателям основана на явлении, именуемом в психологии

А симпатией

Б эмпатией

В психопатией

Г антипатией

58. Вопрос: Переход от общего к частному, выведение новой мысли логическим путём из предшествующих:

А верификация

Б индукция

В дедукция

Г апробация

59. Вопрос: Подмена тезиса в споре – это:

Г завершение

60. Вопрос: Показания свидетелей (по Аристотелю) относятся к … источникам

А внутренним

Б апробированным

В надёжным

Г внешним

61. Вопрос: Полемика …

А может быть дружеской

Б это корректный спор

В не может быть дружеской

Г является обязательной частью дискуссии

62. Вопрос: Последовательность описываемых событий –

А изложение

Б описание

В повествование

Г развитие действия

63. Вопрос: Потеря тезиса – …

В этап спора

Г завершение спора

64. Вопрос: Прообразом практического образования считается…

А Академия Платона

Б школа Исократа

В Лицей Аристотеля

Г средневековые университеты

65. Вопрос: Преднамеренное нарушение логических законов в споре называется…

А эристикой

Б аргументированием

В софизмом

Г отступлением от тезиса

66. Вопрос: Председатель – обязательная фигура в …

А диспуте

В дискуссии

Г полемике

67. Вопрос: Противопоставление предметов речи друг другу –

А антиномия

Б антитеза

В Антифонт

Г амфиболия

68. Вопрос: Расположение (dispositio) – свод правил о …

А словоупотреблении

В композиции

Г поведении оратора

69. Вопрос: Регламент – это:

А время для выступления

Б ограничения в процедурах

В управление собранием

Г правила проведения собрания

70. Вопрос: Речи Цицерона против Марка Антония назывались

А филиппики

Б антимонии

В инвективы

Г панегирики

71. Вопрос: Риторика – наука о …речи

Б письменной

В грамотной

72. Вопрос: Риторика – умение находить убеждения о каждом данном предмете, – сказал …

Б Аристотель

Г Ломоносов

73. Вопрос: Риторический вопрос …

А не требует ответа

Б это вопрос к аудитории

В лёгкий вопрос

Г отвлекает оппонента

74. Вопрос: Самое важное в публичном споре – …

А иметь убедительные доказательства

Б уметь вскрывать противоречия в словах оппонента

В хранить спокойствие

Г правильно рассуждать

75. Вопрос: Самой короткой частью повествования должна быть…

А завязка

Б кульминация

В развитие действия

Г экспозиция

76. Вопрос: Свод правил о композиции текста называется…

А оратория

Б поэтика

В расположение

Г украшение

77. Вопрос: Серьёзные утверждения оппонента он встречал шуткой, а шутливые рассматривал серьёзно – уловка …

А Сократа

Б Протагора

78. Вопрос: Сколько главных вопросов должно быть в интервью?

79. Вопрос: Слова и стиль выбираются прежде всего в соответствии с…

А правилами литературного языка

Б предметом речи

В уровнем аудитории

Г целью речи

80 . Вопрос: Слова или их сочетания, используемые в переносном смысле –

А двусмысленности

81. Вопрос: Слушатель должен быть потрясён, – ораторский принцип

А Демосфена

В Исократа

Г Цицерона

82. Вопрос: Соглашение является целевой функцией …

Б полемики

В дискуссии

Г диспута

83. Вопрос: Софизм – это:

А мудрость

Б учение о мудрости

В то же, что и софистика

Г сознательное нарушение правил доказательства

84. Вопрос: Спор следует начинать с…

А выявления пункта противоречия

Б тезиса и антитезиса

В уяснения терминологии

Г выявления аргументов

85. Вопрос: Стили руководства дискуссией бывают: авторитарный, …, либеральный

А технократический

Б демократический

В административный

Г командный

86. Вопрос: Стиль бывает …, средний, высокий

Б простой

В бесформенный

87. Вопрос: Тезис – …

А мысль, требующая опровержения

Б вид письменного текста

В основное положение речи

Гначало речи

88. Вопрос: Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения.

А закон достаточного основания"

Б тождества

В исключённого третьего

Г достаточного основания

89. Вопрос: Три источника красноречия: дарование, …, практика

Б обучение

В упражнение

Г подражание образцам

90. Вопрос: Украшение – свод правил о …

А словоупотреблении

Б техническом оформлении текста

В о композиции

Г достойном поведении оратора

91. Вопрос: Уловка – это …

А запрещённый приём в споре

Б приём, облегчающий спорщику достижение собственных целей и затрудняющий

В нарушение регламента

92. Вопрос: Умозаключения, в которых новая мысль выводится из некоторых посылок чисто логическим путём –

А дедукция

Б индукция

В силлогизм

Г наведение

93. Вопрос: Употребление пословицы в речи оратора, скорее всего, является

А апелляцией к здравому смыслу

Б украшением речи

94. Вопрос: Успех оратора зависит, прежде всего, от …

А реквизита

В контакта

Г внешности

95. Вопрос: Участники дискуссии имеют целью достижение …

А соглашения

Б выявления разногласий

96. Вопрос: Филиппика –

А речи Демосфена в честь царя Филиппа

Б всякая хвалебная речь

В обличительная речь

Г церковная проповедь

97. Вопрос: « Человек есть мера всех вещей», сказал:

В апостол Павел

Г Протагор

98. Вопрос: Экспозиция, как правило, это – …часть драматического произведения

Г четвёртая

99. Вопрос: Эпидейктическая речь –

А учебная речь

Б оправдательная речь

В хвалебная речь

Г заключительная речь

100. Вопрос: Эпидейктическое красноречие в Риме расцветает в эпоху

А республики

Б империи

В гражданских войн

Г демократии

101. Вопрос: Эристика – наука о …

А красноречии

Б законах рассуждения

В способах ведения спора

Г научном открытии

102. Вопрос: Первые теоретики судебного красноречия

А Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах

Б Аристотель, Демокрит

В Цицерон, М.Антоний

Г Демосфен, Сократ

103. Вопрос: Нормой судебной речи в дореволюционной Росси был её –

А красивый, образный язык

Б язык штампов

В язык клише

Г язык судебных терминов

Похожие статьи