План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: «Беседа о луне, солнце, звездах. Части суток. Беседа про закат солнца для детей

25.09.2019

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко;

Любят тебя детки,

Детки - малолетки.

(русская народная песенка)

ВИД ПРОЕКТА:

  • краткосрочный,
  • групповой,

БАЗИСНЫЙ КОМПОНЕНТ: работа по проекту проводится в рамках разделов программы

познавательно - творческий.

Васильевой М. А. (познавательное, социальное, физическое развитие).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1. Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.

2. Осознание детьми значения солнца в жизни людей, животных и растений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. развитие познавательных способностей детей в процессе совместной деятельности;

2. познакомить детей с понятием: солнечные лучи, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла);

3. развивать наблюдательность с помощью игр за солнцем;

4. формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться, о своѐм здоровье;

5. поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общению;

6. воспитание бережного отношения к природе;

7. закреплять представления о солнце через различные виды детской деятельности.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети младшей группы

Родители

Воспитатели младшей группы

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: цветы.

МАТЕРИАЛ: развивающая среда, игры, краски, пластилин желтого цвета.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья - это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются солнце, песок и вода. Наблюдая за играми детей, а также во время закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о солнечных лучах, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла), в жизни живых существ и для здоровья людей. Ежедневно, во время прогулок, вместе с детьми, наблюдать за природными явлениями (солнцем, облаками, дождѐм, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами). Попробовать и испытать свойственно маленьким детям. А сказочная форма и рациональное наблюдение помогают взаимно дополнить и обогатить друг друга. Дети подружились с дидактической куклой «Солнечный зайчик», которая и помогает совершать удивительные открытия в мире простых вещей. Свет солнца дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с солнышком один из самых приятных способов обучения. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращать внимание детей на то, как «ведут себя» лучики солнца в разные времена суток, погоды, сезона. ПОМНИТЕ, ЧТО ДЛЯ ДЕТЕЙ СОЛНЦЕ - ЭТО ПОЛЕЗНОЕ ЛЕКАРСТВО.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Наблюдения, занятия, беседы с детьми и родителями.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Литературный ряд:

малый народный фольклор, словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»;

Музыкальный ряд:

разучивание песни «Солнышко, выходи!»

видеозапись - мультфильм «Солнечный зайчик»;

Демонстрационный ряд:

Дидактическая кукла «Солнечный зайчик», альбомы, открытки,

Иллюстрации на темы «Солнце»

Игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, инсценировок.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

Выставка рисунков «Ласковое солнышко», работ по лепке «Солнышко, покажись!»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Беседа «О значении солнца в жизни природы и человека»

2. Занятия по изобразительной деятельности:

«Ласковое СОЛНЫШКО» (рисование),

«Солнышко, покажись!» (лепка),

3. Ежедневные наблюдения за солнцем.

4. Наблюдения в помещении за освещением группы.

5. Чтение художественной литературы:

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»

6. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о солнце.

7. Игра (подвижная) «Солнышко и дождик»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка - дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Работа осуществлялась по программе Васильевой М.А. и Николаевой «Юный эколог». Игры с солнышком благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр и художественного слова у детей дошкольного возраста. Мы предполагаем, что влияние этих игр можно объяснить именно стремлением к познанию. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей дошкольного возраста. «Солнечный зайчик» .

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

1 ЭТАП

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Моделирование ситуации.

Выявление проблемы.

1. Вживаются в сюжетно-

игровую ситуацию.

2. Осознают и личностно вос

принимают проблему.

1. Изучить и проанализировать

психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей.

2. Подобрать дидактический материал.

3. Осуществить психолого - педагогическую диагностику по наблюдательности детей.

4. Вводит в игровую ситуацию.

2 ЭТАП

ОСНОВНОЙ

Выделение задач.

1. Принятие задачи - совершить

путешествие и найти крупинки

солнышка.

1. Подводит к решению задач.

2. Планирует деятельность

3. Организует деятельность

4. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов

ОУ воспитательного процесса по формированию наблюдательности

3 ЭТАП

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Продуктивная деятельность.

1. Читают стихи.

2. Игра с «Солнечными зайчиками»;

3. Рисуют «портрет» солныш-

1. Организует работу над проектом,

деятельность;

3. Активизирует инициативу детей

в игровых действиях;

4 ЭТАП

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Организованы выставки детских работ по теме «Сыпучие крупинки СОЛНЦА».

1.Показывают выставку своих рисунков.

2. Рисунки солнца, выполненные совместно с родителями.

«Солнечный зайчик» вручает подарки и благодарит за оказанную

План работы с детьми младшей группы в рамках проекта « Сыпучие крупинки СОЛНЦА».

1. Беседа «Зачем нужно солнышко». 1-я неделя

2. Наблюдение за солнцем. 1-я неделя

3. Чтение стихотворений о солнце. 2-я неделя

4. Рисование «Ласковое солнышко.» 2-я неделя

5. П/и «Солнышко и дождик». 2-я неделя

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие

для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педа-

гогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.

3. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в

летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, сту-

дентов педагогических вузов и колледжей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 288 с.

4. Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.

5. Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.

1. Обобщать имеющиеся знания о значении солнца. Развивать

воображение;

2. Развивать умение вести беседу;

3. Воспитывать любовь и доброе отношение к живому.

1. Беседа «Зачем нужно солнышко»

Солнечный зайчик

Сын приготовился к важной беседе,

Мама, зачем светит солнышко в небе?

Сына за ручку по парку ведя,

Мама прищурилась, в небо смотря.

Солнышко греет - всем хорошо,

Солнышка нет - значит солнце зашло

Травка растет и деревья шумят,

К солнышку тянется ласковый взгляд,

Даже лохматая мудрая кошка

Греется, сидя на теплом окошке!

Мама вздремнула, в песочнице мальчик,

Но появился вдруг солнечный зайчик,

Прыгнул на лавочку, скок на игрушки!

Детям на память оставил веснушки,

Чтобы играли счастливые дети

В солнечном доме на доброй планете!

2. Рисование ладошкой «Солнышко»

1. Познакомить с новой сказкой; «У солнышка в гостях»

2. Побуждать детей участвовать в разговоре, отве-

чать на вопросы;

3. Воспитывать умения слушать.

1. Чтение сказки;

2. Рассматривание иллюстраций;

3. Ответы на вопросы;

3. Наблюдение за солнышком;

— огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. А чтобы вспомнить о том, какая самая ближайшая звезда по отношению к Земле, отгадайте загадку.

Оно свет на Землю льет,

И тепло нам всем дает. (Солнце.)

Солнце — ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Поэтому звезды кажутся нам на черном фоне неба крошечными мерцающими точками.

Как и другие звезды, Солнце — пылающий шар. Оно испускает в пространство огромное количество света и тепла, большая часть которых представляется нам в виде лучей.

Диаметр Солнца в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца огромна! Она в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет. Солнце — вращающийся раскаленный шар. Оно вращается вокруг своей оси с запада на восток.

♦ Как вы думаете, Солнце находится далеко или близко от Земли?

Очень далеко — на расстоянии 150 миллионов километров.

Солнце дает нам главное — свет и тепло, и именно поэтому на Земле возможна жизнь! После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

♦ Вы знаете, как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?

Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.

Послушайте стихотворение.

На Масленицу

Мы на Масленой неделе

Будем жарко жечь костры,

Чтобы искорки летели

Над землей во все концы,

Чтобы Солнце разбудили:

«Освети нас и согрей!

Покажись в красе и силе.

Ждем тебя мы много дней!»

Мы на Масленой неделе

Испечем румяный блин:

«Солнышко! Вставай с постели!

Угостить тебя хотим!»

♦ Почему на Масленицу пекут блины?

Блин напоминает нам горячее весеннее солнышко. «Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают» — примечает народ, называя Масленицу «объ- едухой».

♦ Что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.

И Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. Солнце очень горячее, а его поверхность — газы. Наконец, Солнце во много раз больше Земли. Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз!

Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней дарила бы вечная ночь. Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!

Послушайте стихотворение.

С неба высокого солнышко светит —

Рады лучам его взрослые, дети...

Рады лучам его звери и птицы.

Речка на солнце блестит, серебрится.

Солнце на землю глядит с добротой,

Мир озаряя теплом, красотой.

Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются восемь других планет. Все они составляют Солнечную систему. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него.

♦ Какие планеты вы знаете? Назовите их.

Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. Он во многом похож на спутник Земли — Луну. Но там нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей. На этой планете очень жарко! В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.

Послушайте стихотворение.

Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Играет в пятнашки: «Меня догоните!»

Вторая от Солнца планета — Венера. Ее называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно. Назвали ее в честь богини красоты Венеры. В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, что юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных, златогривых коней.

Послушайте стихотворение.

Венера

В серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик — юный, нежный,

Ее кони белоснежны,

И крылаты, и красивы,

Златоглазы, златогривы...

Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, состоящая из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.

♦ Какой по счету в Солнечной системе является наша планета Земля?

Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Земля — средняя по величине планета. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух. Она защищает Землю от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов. Кроме того, большую часть нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Если внимательно посмотреть на ночное небо, можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением, поэтому его часто называют «Красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны. Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.

Послушайте стихотворение.

Марс

Марс — таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета — Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы, он в 11 раз больше Земли. У Юпитера есть четыре спутника, вращающихся вокруг него.

Послушайте стихотворение.

Юпитер

Юпитер — больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год!

Шестая планета от Солнца — Сатурн, состоящая из газов, температура ее низкая. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца из ледяных глыб и камней.

Послушайте стихотворение.

Сатурн

Сатурн — красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Уран расположен за Сатурном. Это единственная планета, которая вращается, лежа на боку. Этакий лежебока! Атмосфера Урана — холодный туман.

Послушайте стихотворение.

Уран

Уран — лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие — ночь.

Нептун — восьмая от Солнца планета.

Послушайте стихотворение.

Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Его открыли только в 1930 г. Плутон — самая холодная планета Солнечной системы. Он — крошка-планета, меньше Луны. У него есть спутник — Харон.

Послушайте стихотворение.

Плутон

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее. Все они имеют форму шара и вращаются вокруг Солнца.

Ответьте на вопросы

1. Как называется самая близкая к нам звезда?

2. Какую форму имеет Солнце? Из чего оно состоит?

3. Что больше — Земля или Солнце?

4. Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

5. Сколько планет в Солнечной системе?

6. Как называется самая близкая к Солнцу планета?

7. Какая планета наиболее удалена от Солнца?

8. Какая планета самая маленькая?

9. Какая планета самая большая?

10. Какую планету называют Утренней или Вечерней звездой?

11. Какую планету называют Красной?

12. Какую планету окружают кольца?

13. Какая планета вращается, лежа на боку?

14. Какие планеты являются ближайшими «соседями» Земли?

Надежда Новикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце - источник жизни» для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи :

Формировать у детей представления о том , что солнце – источник жизни .

Расширять представления о значении солнца для закаливания и правилах принятия солнечных ванн .

Развивать связную речь, употреблять в речи распространённые предложения.

Упражнять детей в использовании разных приёмов лепки.

Развивать творческое воображение , фантазию.

Воспитывать чувство радости от закаливания солнцем .

Материал : модели : кому нужно солнце .

Предварительная работа : беседа «Польза и вред загара» , дидактическая игра «Хорошо - плохо» , опыт «Нужен ли растениям солнечный свет , чтение : словацкая сказка «У солнышка в гостях » , К. Чуковский «Краденое солнце » , К. Ушинский «Утренние лучи» .

Воспитатель : У вас хорошее настроение? (Ответы детей .)

Давайте друг другу подарим улыбки. Мне очень приятно, что мы встречаем друг друга с хорошим настроении, ведь улыбка – это здоровье.

Вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей .)

Тогда отгадайте загадки :

1. Утром добрая девица ,

В каждый дом попасть стремится,

Чтобы стало всем светло,

И уютно и тепло.

Ну, а вдруг раздухарится,

Эта рыжая девица,

Будет и жара и зной,

Не поспорите со мной! (Солнце )

2. Не стукнет, не брякнет,

Не спросит чего,

А, если захочет,

Заглянет в окно. (Солнце )

3. Не сидится высоко,

Прокатится далеко,

Везде погуляет,

Всех нас согревает. (Солнце )

Ходите узнать еще что-то интересное о солнце ? (Ответы детей .)

Вспомните сначала, какие сказки мы читали о солнце ?

Что случилось в сказке «Краденое солнце » (вопросы по содержанию) .

Почему все звери в сказке «У солнышка в гостях » пошли искать солнце ? (вопросы по содержанию) .

Кому еще на Земле нужно солнце ? (дети выбирают модель и рассказывают по ней)

Кто знает, что обозначает выражение : «Солнце – источник жизни » ? (Ответы детей .)

Скажите мне, что обозначает слово «источник » ? (Ответы детей .)

Если «источник » , «исток » - это начало чего-то, начало жизни , то подумайте и скажите, кому дает жизнь солнце ?

Что же произойдет, если Солнце перестанет светить , то какие условия наступят на Земле? Что тогда произойдет со всеми живыми организмами? (Предположения детей ) .

Физкультминутка (Дети встают в круг)

Показало Солнышко правый лучик , показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения)

Набежала тучка. Закрыла солнце (закрыть лицо руками) . Тучка спряталась за лес, смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое , доброе, лучистое ! Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами) . Давайте и мы подарим свои солнечные лучики друг другу . Потянулись вверх, в стороны, взялись за руки. Подарите тепло своих рук. Молодцы!

- Воспитатель : С давних времен люди очень любили солнце , боготворили и уважали его. Даже придумали такие небольшие стихотворения, которые называются заклички

Как вы думаете, что делали люди с помощью закличек? (Ответы детей .)

- Вот послушайте заклички :

Солнышко , выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

Солнышко , покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода :

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Солнышко , покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Как говорится в закличках, для чего люди звали солнышко ? (Ответы детей )

А нам с вами для чего нужно солнце ?

Что случится, если мы будем не правильно загорать?

Как нужно загорать, чтобы не случилось беды?

Что нужно сделать, если вы уже сильно загорели?

А если у кого-то случится солнечный или тепловой удар , что нужно делать?

Давайте придумаем правила, чтобы солнце на нас не рассердилось :

Загорать нужно утром, когда солнце еще не очень горячее, или вечером, когда оно уже немного остыло;

На солнце нельзя находиться очень долго;

Кепка или панама – защита от солнца ;

Если вы уже «сгорели» нужно уйти в тень и смазать тело кремом;

Если у кого-то случился солнечный удар , нужно отнести его в тень, положить на голову мокрое полотенце и вызвать врача;

Нельзя ходить загорать без взрослых.

Дети, давайте обозначим их на нашем «Дереве правил» .

- Воспитатель : А теперь я хочу дать вам по куску пластилина, чтобы из него каждый из вас слепил свое солнышко .

Итог : Рассматривание готовых работ. Поощрение детей .

Любовь Сеидова
«Солнце - друг или враг?» Беседа в подготовительной группе

Беседа о солнце в подготовительной группе .

Тема : «Солнце друг или враг »

Цель : познакомить детей с солнцем как источником тепла и света, определить влияние солнца на человека , сформулировать правила приема солнечных ванн .

1. Загадка : Что на свете расцветает и теплом всех согревает? (солнце )

Правильно. Солнце -главный источник тепла и света. Свечка, фонарик, электрическая лампочка. Ребята, объясните, какая взаимосвязь между этими предметами и солнцем . (Дети вспоминают и отвечают, что эти предметы, как и солнце , источники света.)

Давайте порассуждаем о том, что было бы, если б солнца не стало .

Мы сказали, что от солнца светло , значит, если не будет солнышка , все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет.

Солнце еще и греет .

И мы с вами знаем, что солнце нагревает предметы .

Поверхность Земли нагревают солнечные лучи , а от них уже нагревается воздух. Когда греет солнце , то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца .

Сделаем глубокий вдох. Воздух чистый, свежий – дышится легко. Откуда такой «вкусный воздух» ?

Спасибо за свежий воздух мы должны сказать растениям и солнцу .

Зеленые растения без солнечных лучей не смогли бы очищать воздух.

Бывают солнечные батареи которые можно использовать для электроснабжения (вырабатывают электрический ток)

солнце служит людям не только на Земле, но и

в космосе. Космические корабли работают за счет солнца . Там солнечный свет превращается в электрический ток, от которого работают все приборы.

Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг . Его свет несет людям радость, здоровье и красоту. Когда мы находимся на солнце , наш организм получает витамин «Д» .

Витамин «Д» делает наши ноги и руки крепкими. Но солнце бывает и жестоким . От его жгучих лучей высыхают реки и озера, гибнет рыба, жухнет трава. Солнце может не только обласкать, но и обжечь. С ним надо быть осторожней! Если с утра до вечера бегать раздетым по пляжу, кожа начнет краснеть, что приведет к ожогам.

Признаки солнечных ожогов : покраснение кожи, воспаление, головная боль.

Первая помощь : смазывание ожога специальным кремом.

Находясь, долгое время на солнце без головного убора можно получить солнечный удар или потерять сознание.

Поэтому всегда нужно носить панамку, косынку или лучше шляпку. Что может случиться при солнечном ударе , это : повышение температуры, тошнота, головокружение.

При солнечном ударе нужно : отвести человека в тень, положить на голову холодное полотенце, дать выпить побольше воды. Чтобы солнце не нанесло вред нашему организму, мы должны, внимательно относится к солнечным ваннам .

Лучше загорать утром и обязательно в головном уборе.

ТАК как же вы думаете СОЛНЦЕ - ДРУГ ИЛИ ВРАГ ?

(ответы детей)

Сказка про солнышко

Сказка Тамары Маршаловой.

Сказочка про ясное Солнышко . Настало время рассвета. Солнышко проснулось , но вставать ему ещё не хотелось. Оно нежилось в белом пушистом облачке, как в мягкой пуховой перине и мечтало. А мечтало оно. Ну, мало ли о чём могло мечтать Солнышко ! Например, превратиться бы в большой красивый цветок, чтобы им все восхищались, или же в золотую рыбку, плавающую в прозрачной, как хрусталь, воде, или же. Можно превратиться в мяч! Да, в большой жёлтый мяч, который скачет и скачет. И всем весело. Вокруг смех, веселье. - Кукареку! - пропел Петушок. - Солнышко , просыпайся! - Уже проснулось, - ответило Солнышко , выглянув из-за облачка. - Да, на чём это я остановилось? - продолжало мечтать Солнышко , расчёсывая свои лучики, взъерошившиеся за ночь. - Так вот, мяч скачет и скачет по зелёной траве. И это уже не мяч, а большой жёлтый цветок, который своим ярким цветом притягивает к себе пчёл и мотыльков. Они летают вокруг мяча-цветка и восхищаются : - Вы только посмотрите, какая красота! Какой насыщенный жёлтый цвет! - Это цвет мёда! - жужжат пчёлы. - Это цвет узора на наших крылышках! - восклицают разноцветные мотыльки. - Это цвет моих глаз! - вмешивается в разговор огромная стрекоза, пролетая мимо. - Это цвет. золотой рыбки, - вдруг решает мяч-цветок , скатившись по зелёному склону в ручей. И вот мяч уже не цветок, а рыбка, которая плывёт по ручью. Знакомая стрекоза так и норовит приземлиться на эту удивительную рыбку, которая ещё недавно была мячом-цветком. Водичка в ручье чистая, прозрачная, видны даже крохотные камешки на его дне. - Как хорошо! - говорит про себя мяч-рыбка. - Плывёшь себе и плывёшь, а вокруг. А вокруг мяча-рыбки уже стали собираться обитатели ручья : мелкая рыбёшка, зелёные лягушата, головастики. - Что за чудная рыбка? - дивятся они. - Она нам что-то напоминает. Но, что? Ну, конечно же, солнце . Это рыба-солнце . Солнце ! Где тёплое и ласковое Солнышко ? Ясное Солнышко , где ты! Солнышко очнулось от своих мечтаний и снова выглянуло из-за облачка. - Кто меня звал? - спросило Солнышко . - Мы, - услышало оно в ответ и увидело множество вопрошающих глаз. Солнышко ждали все ! И цветочки на поляне, и рыбки в ручье, и детки в саду, держа в руках огромные красочные мячи. - Ах, как хорошо, что я всё-таки солнце ! - подумало Солнышко , выкатываясь, огромным жёлтым мячом из-за облачка, и плывя по бескрайнему голубому небу золотой рыбкой. - Ведь меня все так любят и ждут.

Сказка про Солнце и Дождь

Рогозина Екатерина …

Жили были на Небе Солнце и Дождь .

Жили они на разных сторонах Неба и старались не встречаться, потому что друг другу не слишком-то нравились. Солнце считало Дождь слишком хмурым и плаксивым, а Дождь считал Солнце заносчивым задавакой, уж больно оно ярко светило во все стороны своими лучами.

Но вот однажды, когда Солнце светило во всю , радостно согревая Землю, на Небе показались Дождевые тучки. Они подкрадывались к Солнцу всё ближе и ближе , и вот его совсем окружили.

Эй! Вы куда! Это моя часть неба! - вскричало Солнце , распихивая руками-лучами тёмные облака. - Идите отсюда! Это моё место!

И тут облака заплакали, пошёл Дождь :

Не могу я уйти отсюда, - рыдал он, заливаясь слезами. - Меня сюда гонит Ветер.

Вот бестолковый! - воскликнуло Солнце и крикнуло Ветру : -Эй, ты! Гони-ка этих сопливых отсюда! Они меня загораживают!

Но Ветер был очень ветреным и непостоянным. Он то дул с Севера на Юг, то с Юга на Север, а то и вовсе носился кругами или сразу стремился во все стороны. Поэтому он только рассмеялся в ответ на крики Солнца и продолжил гонять Дождевые тучки, как ему вздумается.

Так Дождь отказался совсем-совсем близко от Солнца .

Ой-ой-ой! - ахнуло Солнце . - Ты же замочишь все мои лучики!

Прости, пожалуйста, - всхлипнул Дождик, - Но я ничего не могу поделать.

И Солнце так расстроилось , что потускнело. И вокруг стало совсем темно и мрачно. Даже Ветер притих!

Как страшно! Как темно! - испугался Дождик и заплакал ещё пуще. - Я боюсь!

Солнце помолчало , а потом тихо сказало :

Если ты чуть-чуть подвинешь свои тучки, я, так и быть, посвечу.

Дождик огляделся, но хулигана Ветра нигде не было видно. Тогда он тоже тихонько шепнул Солнцу :

Я постараюсь.

Он перестал плакать и начал осторожно стягивать свои тучки в одну кучку. Сначала одну, потому другую , так понемножку в тучках появился просвет. И Вскоре Солнце могло видеть Землю , пусть не всю, но хотя бы кусочек.

Ура! - закричало Солнышко и щедрой пригоршней рассыпало свои лучи.

Лучи радостно засияли по всему небу, раcцветили Дождевые тучки так, что те перестали быть такими тёмными и мрачными, проскользнули в просвет и.

Ой! Что это! - одновременно воскликнули Солнце и Дождь .

Между Небом и Землей пролегла радостная семицветная лента.

Это Радуга! - завопил неизвестно откуда взявшийся Ветер. - Семицветная Радуга-дуга! - и со смехом начал кататься по крутой Радуге.

Как красиво! - воскликнуло Солнце .

Неужели это мы сделали? - скромно удивился Дождик.

Конечно вы! - мягко прозвенела Радуга. - Я - это Дождиковы слёзы и Солнцевы лучики .

Как здорово! - улыбнулись друг другу Дождь и Солнце .

И стали они дружить.

Иногда они играли вместе, Дождик окружал тучками Солнце , потом отбегал прочь, Солнце разбрасывало лучи , и снова появлялась Радуга.

Эта игра им очень нравилась. И больше они никогда не ссорились.

♦ Попробуйте разгадать загадку: «Оно свет на землю льет и тепло нам всем дает».

Верно! Это Солнце.

♦ Помните, почему древние славяне называли Солнце Даждьбогом?

Да, Солнце дает нам свет и тепло. После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

♦ А как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?

Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.

«На Масленицу — Солнцу радость!» — говорили люди.

На Масленицу

Мы на Масленой неделе

Будем жарко жечь костры,

Чтобы искорки летели

Над землей во все концы,

Чтобы Солнце разбудили:

«Освети нас и согрей!

Покажись в красе и силе.

Ждем тебя мы много дней!»

Мы на Масленой неделе

Испечем румяный блин:

«Солнышко! Вставай с постели!

Угостить тебя хотим!»

♦ А почему на Масленицу пекут блины?

Блин напоминает нам горячее солнышко.

Если посмотреть на небо, то Солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле — это огромный огненный шар, состоящий из раскаленных газов.

Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас, на расстоянии 150 млн км.

Даже свет, который пробегает за одну секунду триста тысяч километров, доходит от Солнца до Земли за 8 минут.

♦ Давайте вместе подумаем, что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.

Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающее пространство яркий свет и тепло. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. (Хотя ученые предполагают, что в центре Земли находится раскаленное расплавленное ядро.) Солнце очень горячее, а его поверхность — газы.

Планеты сами не светятся. Это огромные шары, освещенные звездами, например Солнцем.

Наконец, Солнце во много раз больше Земли.

Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз. Оно в 109 раз больше Земли!

Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь.

Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания.

Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!

С неба высокого солнышко светит —

Рады лучам его взрослые, дети...

Рады лучам его звери и птицы.

Речка на солнце блестит, серебрится.

Солнце на землю глядит с добротой,

Мир одаряя теплом, красотой!

Вопросы в конце беседы

♦ Как называется самая близкая к нам звезда?

♦ Какую форму имеет Солнце? Из чего оно состоит?

♦ Что больше— Солнце или Земля?

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Похожие статьи