Патриарший собор в пицунде

20.09.2019

Абхазия, Пицунда, ул. Гицба, 2, +7 (84023)49-29, +7 (84023)75-49

В центре Пицунды на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт» находится уникальных храм - Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X века. Храм является главным объектом монастырского комплекса, и на протяжении десяти веков он был и остается национальной гордостью, материальной и духовной культурой народов Абхазии.

Храм имеет вид удлиненного прямоугольника с выступающими полукруглыми апсидами. Высота собора вместе с куполом 29 метров, длина 39 метров, ширина 25 метров, а толщина стен до 1,5 метров.

Пицундский храм построен из кирпича и камня, выложенных в определенном порядке. Стены построены исключительно из камня, затем кладка становится смешанной: каменные ряды чередуются с прослойками из кирпича. И чем выше, тем ряды из камня становятся тоньше, а кирпичная кладка толще. Верхняя часть стен, барабан, купол, внутренние опоры выложены целиком из кирпича. С внешней стороны между окнами из толстого кирпича выложены кресты. Стены храма внутри покрыты штукатуркой, которую в древние времена украшали фрески. Сегодня многое не сохранилось.
Внутри Пицундского храма находится усыпальница, в которой расположены две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. Об этом свидетельствуют фрески с изображениями апостолов внутри усыпальницы.

Особую ценность представляет фресковая живопись Пицундского собора. К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть росписи. В XIX веке храму был нанесен непоправимый урон неграмотными реставрациями. Так, в 1845 году в результате реставрации памятника по итальянскому образцу, как решил архитектор Норов, были выбелены ценнейшие фрески. Во времена русско-турецкой войны 1877-1878 годов собор в Пицунде был разграблен. XX век также принес разрушения. В 1970 году было решено превратить храм в концертный зал, и в ходе строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, другие росписи были разрушены вместе со штукатуркой в процессе работ по улучшения акустики помещения. И только в советское время Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного в Пицунде был взят под охрану государства.
В результате всех разрушительных действий относительно хорошо сохранились только изображение Христа внутри купола, семь фигур ангелов, а также изображения шестикрылых херувимов. Над алтарем частично сохранились более ранние фрески, предположительно, XII века.

В 1975 году в созданном концертном зале собора был установлен немецкий орган. Инструмент состоит из 4,5 тысяч трубок, 59 регистров, 3 мануалов и клавиатуры для ног. Высота органа 11 метров, а вес 20 тонн. В Пицундском храме проводятся концерты органной музыки, а также мастеров классического вокального искусства из разных стран.И в наши дни здесь проходят выступления артистов из России, Абхазии . На сцене собора в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали такие известные на весь мир артисты и музыкальные коллективы, как пианист Денис Мацуев, меццо-сопрано Елена Образцова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова и др. Храм обладает потрясающей акустикой, благодаря гармоничным архитектурным пропорциям. Музыка и вокал, звучащие здесь, имеют особые оттенки.

Орган Пицундского храма стал причиной разгоревшегося в 2010 году спора. Абхазская епархия настаивала, что храм в Пицунде — это резиденция древнего Абхазского епископата, поэтому клавишно-духовому музыкальному инструменту здесь не место. Однако, под влиянием общественного резонанса споры вокруг органа утихли.

Сегодня многие ценные экспонаты Пицундского храма хранятся в Музее искусств Грузии. Среди них мозаичный пол, позолоченная Пицундская (Бичвинтская) икона Божьей Матери, печать царя Константина Абазгского.

В 2006 году на территории храма в Пицунде были раскопаны фундамент и стены патриаршего дворца.

Время работы храма: ежедневно с 10:00 до 19:00
Стоимость посещения: 50 рублей. Разрешены фото- и видеосъемка (бесплатно).
Как добраться: храм находится в центре Пицунды напротив автобусной остановки маршрутных такси.

Не важно, в каком местечке Абхазии останавливаться. В любом курортном уголке можно услышать о «Великом Питиунте». Это историко-архитектурный комплекс, частью которого является , или, как его еще называют, Храм Пицундской Божьей Матери .

Исторически сложилось так, что Пицунда стала духовным центром Абхазии. Этот статус подтверждается огромным количеством свидетельств и артефактов.

Что касается самого храма, то он относится к Новоафонскому подворью, известному и за территорией Российской Федерации.

Что же представляет собой Пицундский храм?

Это не просто религиозная святыня, это место, пропитанное духом и культурой средневековья.

Как правило, храм не рассматривают отдельно от музейного комплекса, в который, помимо него, входят небольшое монастырское здание, в котором представлена музейная экспозиция, часовня, алтарные развалины, датированные примерно II — VI веком, дольмен и развалины колодца.

Здание пережило множество реконструкций, многие из которых не пошли на пользу, уничтожив бесценные фрески древних мастеров. Но никакие переделки не смогли отнять монументального величия одной из старинных построек города.

В первую очередь, Пицундский храм может привлечь непривычной для христианских церквей архитектурой. Часть сохраненных фресок также представляет историческую ценность.

Внутри купола сохранился удачно отреставрированный образ Спасителя. Многие изображения удалось сохранить только частично.

Пицундский храм заинтересует не только любителей истории, но и поклонников камерной классической музыки.

С 1975 года в стенах собора обустроен концертный зал. Великолепная акустика вдохновила немецких мастеров, установивших здесь великолепный орган.

Примечателен тот факт, что здешний инструмент второй по величине на территории бывшего СССР.

Еженедельно здесь можно услышать великие произведения Баха, Листа и других великих музыкальных классиков. В стенах комплекса часто проходят всевозможные музыкальные фестивали с участием мировых звезд классической музыки.

Нынешнее подворье Новоафонского монастыря — Пицундский храм, сооружение с богатой историей. Начать стоит с упоминания о древнем городе Пифиут или Питиус, основанном еще до рождества Христова греками.

Именно это селение можно смело считать прародителем современной Пицунды. Также связан город с именем такого великого святителя, как Иоанн Златоуст, известного не только православным, но и католическим христианам. Именно святой смог добиться расцвета обители в диких землях.

Известно, что к моменту набегов татаро-монгольской орды, храмовые земли были достаточно богаты, чтобы привлечь внимание кочевых народов. Не трудно догадаться, что итогом стало разграбление, ни первое и не последнее в череде исторических фактов.

Храм, как истинный мученик, долго держался множество столетий, оставаясь заброшенным в заросших, бывших некогда цветущими, краях.

Несколько русских императоров планировали возродить некогда великую обитель, но удалось это сделать только императору Александру приблизительно в 1869 году.

И только в 1870, по инициативе властей, был организован еще и мужской монастырь. Любопытно знать, что изначально весь монастырский штат составлял всего 5 человек.

Но злоключения обители на этом не закончились. В 1876 году из-за политических смут на Балканском полуострове монахи принимают решение оставить обитель, мощи и ценную утварь передают на хранение епархиальному начальству.

Но эта мера не спасает стены храма и монастыря от очередного разорения в период русско-турецкой войны. Еще 8 лет разграбленное, но сохранившееся здание стойко сражалось за право существования.

И лишь по окончании военного конфликта, в 1885 г. государь Император распорядился отдать земли Пицундского храма в качестве подворья Новоафонскому мужскому монастырю.

В годы революции и последовавший за ними отрезок времени коммунисты так и не решились использовать помещение собора для каких-либо нужд.

Только в 1975 году мастерами из ГДР в святых стенах был установлен уникальный орган. Великолепная акустика позволила устроить в некогда святых стенах концертный зал.

В годы грузино-абхазского конфликта многие ценности храма были вывезены на территорию Грузии. По настоящее время идут горячие споры о возвращении многих музейных экспонатов.

В 2010 году разгорелся спор по поводу Пицундского органа. Абхазская епархия утверждала, что инструменту не место в святой обители. Вопрос разрешило общественное мнение. Уже в 2011 году на реконструкцию органа в бюджете была заложена серьезная сумма.

Слышали ли Вы об историческом районе города Минск? еще именуется Троицкой горой. Ее можно заметить, если взглянуть на левый берег реки Свислочь. В прошлом она являлась местом торговых отношений.

Любопытство или интересные факты про Пицундский храм

  • Храм по праву считается крупнейшим средневековым крестово-купольным храмом, ставшим в древности религиозным центром Абхазии.
  • Самый ощутимый ущерб обители, как ни странно, нанесли не многочисленные набеги и разграбления, а руки неумелых реконструкторов, занимавшихся восстановлением фресок в стенах Пицундского храма.
  • Есть документальные подтверждения того факта, что еще в XIX веке храм был известен далеко за пределами Российской империи.
  • Даже в годы запустения местное население предпочитало давать клятвы и обещания у стен заброшенной обители.
  • Во время спора о переносе Пицундского органа в защиту уникального музыкального инструмента выступали многие деятели культуры.
  • Весь комплекс находится за массивной каменной стеной, высотой в 9 метров и толщиной в 1,5 метра, в некоторых местах она почти разрушена, но лицевая часть кладки восстановлена.

А вы знаете, где находится самая крупная сокровищница мира? хранит бесценные с исторической и художественной точки зрения артефакты. Только здесь вы увидите средневековые священные регалии, достояния австрийской империи, знаки Ордена Золотого Руна и многое другое.

Как добраться до Пицундского храма и условия его посещения

Собор расположится на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

У самых ворот расположены две кассы — концертная и музейная. В большинстве курортных зон обязательно предложат посетить Пицундский храм и прилегающие к нему территории.


Патриарший собор в Пицунде ბიჭვინთის საკათედრო ტაძარი

Со времен распространения христианства город Пицунда считается духовным центром Абхазии и сохраняет на территории немало религиозных памятников архитектуры. Наиболее древний из них – это блистательный Патриарший собор (Пицундский храм), который на протяжении столетий остается национальной гордостью и ярким представителем материальной культуры грузинского народа.

История Патриаршего собора (Пицундский храм)

Пицундский храм, он же – собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История религиозного сооружения уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. В конце V века полы старинного здания были украшены богатой мозаикой, остатки которой сегодня хранятся в Гелатском монастыре и относятся к числу самых древних мозаичных полов на Кавказе.

К VI столетию базилика значительно обветшала, потому правивший в те времена византийский император Юстиниан I отдал приказ заменить ее новым сооружением. Изначальный Пицундский храм был разрушен, а на его месте возвели масштабный собор, где проводилось первое крещение абхазцев. Но и он просуществовал не более трех столетий. В период процветания Абхазского царства (в IX–X веках) его сменил сегодняшний купольный собор из кирпича, где размещалась кафедра Абхазских Католикосов и совершались епископские рукоположения.

В последующие годы храм не раз обновлялся и подвергался многочисленным реконструкциям, поэтому до наших дней дошел в измененном виде. В 1975 году он претерпел последний ремонт, после которого в его стенах открылся концертный зал. Сегодня гости Пицунды приходят в собор не только для осмотра его интерьеров, но и ради посещения концертов органной музыки и знакомства со знаменитым Пицундским органом, изготовленным одним из выдающихся органных мастеров современности – Гансом Йоахимом Шуке.

Архитектура храма

Патриарший собор скрывается за крепостными стенами древнего византийского городища, частично разрушенными при выборке строительных материалов для возведения современного храма. В архитектурном плане он представляет собой трехнефное сооружение с тремя апсидами, увенчанными куполами. Главная особенность визуального облика здания заключается в необычной кладке: нижняя часть фасада состоит из камня, а далее идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем по мере подъема каменные полосы становятся тоньше, кирпичные – напротив, шире и массивнее.

Высота сооружения вместе с центральным куполом составляет 29 метров. По ширине и длине он имеет размеры 25 и 37 метров, а толщина его наружных стен достигает полутора метров. В связи со смешением двух материалов экстерьер храма лишен украшений, которые были популярны в годы его строительства, однако в некоторых местах между окнами размещаются большие каменные кресты.

Помимо собора, в пределах заповедника «Великий Питиунт» находятся еще несколько сохранившихся архитектурных строений, которые окружают храм особой атмосферой и аурой:

  • руины древней колокольни, находящейся возле входа в археологический комплекс (от некогда блистательного сооружения сохранились только фундамент и вертикальные каменные столбы);
  • развалины раннего храма постройки II столетия (от него остались лишь боковые стенки).

Внутреннее убранство храма в Пицунде

Согласно летописям, когда-то храм хранил в своих стенах несметные сокровища – церковные богатства и христианские реликвии. В XVII столетии, когда кафедру Абхазских Католикосов перенесли в Гелати из-за угрозы нападения турок, вместе с ней переехали и ценности Пицундского храма, поэтому сегодня в нем осталось мало что интересного.

Тем не менее, туристы, посещающие собор, спешат осмотреть его удивительной красоты фрески XII–XIV столетий, изображающие шестикрылых херувимов, десять апостолов и погрудный портрет Христа Пантократора. К сожалению, большая часть настенной живописи была сбита со стен или заштукатурена во время предыдущих реставраций, но и то, что осталось, позволяет в полной мере оценить былое величие религиозного сооружения.

В центральной части собора возвышается сцена, на которой регулярно проводятся концерты международных и отечественных музыкантов. Некоторые посетители специально приходят в храм, чтобы послушать чарующее звучание немецкого органа, установленного в сооружении в 1975 году. Музыкальный инструмент состоит из 4500 трубок и весит около 20 тонн. Хотя любой орган обладает своей яркой индивидуальностью, пицундский выделяется мягким серебристым тембром, который в сочетании с хорошей акустикой храма и окружающими фрагментами многовековых фресок располагает слушателей к более глубокому восприятию звуков.

Полезная информация для посетителей

Патриарший собор возвышается в центре Пицунды по адресу: ул. Гисба, 8, на пересечении с Кипарисовой аллеей. Осмотреть его интерьеры можно в любой день недели с 10:00 до 19:00, а побывать на концертах – только в теплое время года (с июня по ноябрь) в 17:00 и 20:00. Прямо на входе в заповедник «Великий Питиунт» находятся две кассы – музейная и концертная, в которых предлагают два типа билетов:

  • на экскурсию – по цене 50 рублей с человека;
  • на концерт – 200 рублей для детей и 600 рублей для взрослых.

Посещение храма оставляет у туристов незабываемые впечатления, ведь сохраняя свои древние архитектурные формы, он выступает немым свидетелем многовековой истории Абхазии и представляет величающую историческую и культурную ценность не только для Грузии, но и для всего мира.

Вконтакте


Вот и добрались мы до достопримечательностей Пицунды, где и отдыхали. Собор стоит в центре города, огорожен забором из камня. Экскурсия по территории этого музейного комплекса стоит 150 р.

Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного — собор, построенный в Пицунде (Питиунт) в начале X века во времена правления грузинского царя Баграта III из династии Багратионов, являвшегося племянником последнего абхазского царя Феодосия III.


1. Идём по кипарисовой аллеи к собору.

Древний 3-нефный крестово-купольный храм, построенный в X в., выделяется своими мощными формами, грандиозными размерами (длина 39 м, ширина 25 м, высота с куполом 29 м, толщина стен 1,5 м) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества. В юго-западной части притвора сохранилась часть фресок византийской школы XVв (изображение Христа-Пантократора и Двенадцати Апостолов в куполе относится к XIX в.). Позднее храм превратился в руины, был восстановлен только в XIX в. Реставрации нарушили древний облик, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний. Собор после реставрации был освящён в честь Успения Богородицы. С 1882 по 1917 гг. храм являлся подворьем Новоафонского монастыря.


2.


3.


4. Справа вход в местную больницу,


5.


6. Центральные ворота и самый большой флаг Абхазии в мире.


7. Вид на собор с ул. Гицба.


8. Центральные ворота в музейный комплекс.


9. Собор во всей красе.

Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри храма, в его западной части, расположена усыпальница, в которой находятся две огромные гробницы, устроенные в честь апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, о чем свидетельствуют две фрески с изображениями святых.


10. В этом здании в настоящее время располагается музей.

До революции и какое-то время после неё на территории храма располагался Пицундский мужской монастырь. При советской власти монастырь упразднили. В Хрущевские времена храм использовался как музей для экспонатов археологических раскопок близлежащего византийского городища. А в соседнем 2-х этажном монастырском здании, на 1-м этаже была 1-я русская восьмилетняя школа. После строительства десятилетки, в освободившиеся помещения перенесли музей. В храме в 1975 году установили орган и храм превратился в концертный зал.


11. Экспозиция музея лет 25 не изменялась.


12. Справа остатки колокольни.


13. Фото из музея с ещё действующей колокольней.


14.


15. Сохранившаяся роспись.


16. Действующий орган.

Здание храма обладает великолепными акустическими свойствами. Из-за этой особенности в 1975 г. здесь был открыт органный концертный зал. Установленный в Успенской церкви орган изготовлен в Германии и является вторым по величине инструментом на территории бывшего СССР после Домского собора в Риге. Вопрос о переносе из здания собора органа был поднят в 2009 году. 29 июля 2014 года и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором поручил министерству культуры совместно с госуправлением по охране истории культурного наследия изыскать возможность переноса органа из Пицундского собора в другое место.


17. Лестница на второй этаж.


18. Усыпальница.

Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.


19.


20. Помещение на втором этаже.


21.


22.


23. Центральный вход, вид со двора.


23. Маленький дальмен слева.


24. Как всегда толпы туристов.


25. Слева руины часовни IV века, справа колодец.


26. Часовня 19 века. Восстановлена, действует.


27. Небольшие колокола часовни.


28.


29.

Органная музыка в Пицунде

История органа

Более 30 лет назад, 1 ноября 1975 года в музыкальный мир вступил Пицундский орган, и впервые на абхазской земле над величественными горами и бескрайними просторами Черного моря понеслись неподражаемой красоты волшебные звуки. В этот день состоялся знаменательный концерт в истории культуры Абхазии, открывший совершенно новую страницу в ее музыкальной жизни. Сегодня уже невозможно представить себе Пицунду без органа. Сама история появления его в прославленном Пицундском храме IX века, построенном на руинах еще более древней базилики VI века, не совсем обычна.

Подготовка храма

Директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 года за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем – хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и вначале 1944 годов, там располагался 248-й стрелковый полк. К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии при консультациях ее специалистов.

Изготовление органа

Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г.И. Шуке, но уже с консультантами – с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И. Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли «талантливейшим и вдохновеннейшим» «Зильберманом ХХ века». Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха Готфридом Зильберманом.

К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И. Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь «память мастеру и во славу великому музыкальному искусству».

Установка органа

Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма «А. Шуке». От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч. Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А.П. Кириленко. В Потсдаме В.Ч. Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.

Заключение комиссии

После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И. Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артистка Грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И. Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт. Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время. Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X веков обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.

Торжественное открытие концертного зала

Рождение нового органа всегда становится чрезвычайным событием в музыкальном мире. Так, в честь появления органа Домского собора в Веймаре в 1833 году великий Ференц Лист написал прославляющий это событие величественный хорал. Несмотря на отсутствие подобного посвящения, открытие концертного зала и в Пицундском храме было достаточно торжественным. По установившейся традиции, концерт открыли органисты высочайшего класса неизменный художественный эксперт-консультант «фирмы А. Шуке», профессор Лейпцигской консерватории Вольфганг Шетелих и органист Лейпцигского храма св. Томаса Ханес Кестнер (Hanes Kestner). Именно им была предоставлена возможность первыми играть на новом инструменте. Затем играли и другие прославленные органисты. И величаво зазвучали чарующие звуки, то мощно сотрясая древние своды храма, то нежнейшими, полными чудной гармонии невесомыми звуками, уносясь ввысь сквозь купол в поднебесье в божественные просторы.

Первый органист Пицунды

В 1976 году в Пицунду приезжает органист, дипломант Лейпцигского конкурса им. И.С. Баха Гарри Коняев, окончивший Тбилисскую консерваторию им. Сараджишвили по классу фортепиано и органа у профессора Э. Мгалоблишвили, ученицы Ройзмана. Коняев стал первым органистом Абхазской филармонии. Надолго запомнились его сольные концерты, а также совместные выступления с заслуженной артисткой Абхазской АССР певицей Людмилой Логуа с ее полюбившейся всем программой «Ave Maria». С 1980-го года, наряду с незабываемым Г. Коняевым, в храме успешно стала выступать и выпускница Одесской консерватории органистка Наталья Седун, как с сольными концертами, так и с народным артистом Абхазии певцом Б. Амичба, и др. Во второй половине 80-х годов к ним присоединилась и молодая выпускница Института, а ныне Российской Академии музыки им. Гнесиных, Людмила Галустян.

Фестивали и концерты в Пицунде

С 1977 года по предложению проф. Л.И. Ройзмана в храме ежегодно стали проводиться сентябрьские фестивали классической органной музыки, в которых принимал участие он сам и многие другие широко известные музыканты-органисты: Гарри Коняев (Пицунда), Вольфган Шетелих (Германия), Олег Янченко, Александр Фисейский, Наталья Малина, Гарри Гродберг, Сергей Дижур, Е. Прочакова (Москва), Леопольдас Дигрис, Виргиния и Живиля Сурвилайте, Бернардас Василяускас (Литва), Галина Козлова, Юрий Крячко (Горький, ныне Н. Новгород), Э. Мгалоблишвили (Тбилиси), Ваагн Стамболцян (Ереван), Петерис Сиполниекс (Рига), Наталья Седун (Одесса), А. Котляревский, Владимир Кошуба (Киев), Хуго Лепнурм (Таллин) и многие-многие другие. Здесь проходили и ансамблевые концерты и охотно играли артисты самого высокого ранга, считая за честь выступить и сыграть на замечательном органе в прекрасном зале с исключительной акустикой и, несомненно, благодарной публикой. С 1985 года традиционными стали и августовские фестивали камерной музыки «Ночные серенады», организованные известной скрипачкой Лианой Исакадзе. С сезона 1988 года в Пицундском зале стали проводиться летние Фестивали классической музыки, организованные художественным руководителем и главным дирижером Государственной хоровой капеллы Абхазии Нодаром Чанба. Выступления капеллы проходили при участии мастеров искусств, среди которых был лауреат международных конкурсов виолончелист и органист из Москвы Александр Князев, который, кстати, дал один из первых органных концертов именно в Пицундском храме, пианист Алексей Гариболь, тоже из Москвы, композитор из Петербурга Леонид Десятников и многие другие. В обычное же время жизнь концертного зала шла своим чередом. Абхазские песни теперь звучат и в органном исполнении. Вопросу развития органной культуры в Абхазии много внимания уделял выдающийся советский органист, педагог, теоретик и историк, написавший уникальный и солиднейший по объему труд по истории органной культуры в России, профессор Л.И. Ройзман. Он ставил даже вопрос об открытии специального класса органа в Сухумском музыкальном училище, с приобретением для него инструмента, и был согласен во всем оказывать помощь, в том числе и в подготовке кадров.

И вот в начале 1985 года к нему едет выпускница Тбилисской консерватории по классу фортепиано (педагоги проф. А.Г. Васадзе, затем проф. Н.Д. Тавхелидзе), концертмейстер Абхазской Государственной филармонии абхазка Марина Шамба. В декабре 1987 года она успешно завершила учебу в Московской консерватории. Все эти годы Марина мечтала, чтобы в органной музыке зазвучали родные мелодии, но когда она обратилась к специалистам с просьбой переложить некоторые из абхазских песен для исполнения на органе, ее желание вызвало недоумение. Музыканты, незнакомые с абхазскими народными мелодиями посчитали, что они, по всей вероятности, не для такого инструмента, как орган. Однако ей все-таки удалось уговорить двух молодых композиторов взяться за переложение хотя бы одной из песен. Результат превзошел ожидания. Композиторы не предполагали, насколько высок дух абхазских песен. Оказалось, что их многоголосный полифонический характер приобретает в органном изложении высшее выражение чувств человека и отражает национальный характер и духовную чистоту создавшего их народа. И здесь хочется вспомнить совет великого китайского философа Конфуция: «Если хотите узнать нравственность страны – прислушайтесь к ее музыке».

В итоге, Марина Невская и Елена Бутузова с воодушевлением переложили для органа несколько песен и мелодий: абхазскую колыбельную «Шьишь-нани» композитора И. Лакрба, где звучит тема махаджирской трагедии абхазов - исхода со своей исторической родины; народный шедевр – «Песнь ранения», которую в старину пели раненому, вынося его с поля сражения на носилках из переплетенных мечей, покрытых буркой, а затем и у постели страдающего или умирающего воина для поднятия его духа; «Песнь о скале» с ее драматизмом и бурей страстей, а также посвященную М. Шамба «Маленькую рапсодию» Е. Бутузовой, куда наряду с другими были включены танцевальные напевы и лейтмотив абхазской свадебной песни. Именно орган, как никакой другой инструмент, смог передать в полной мере хоровое многоголосие, красочность образов и остроту переживаний, мотивы абхазских плачей, когда в душу слушателей глубоко проникает воспевание и патриотических порывов, и гибель надежд, и великая трагедия народа. В то же время мелодии, вызывающие скорбные чувства, неожиданно перемежаются танцевальными ритмами и торжественными свадебными напевами, сливаясь в единое эпическое повествование о горестях и радостях сложной и противоречивой исторической судьбы абхазского народа. Сюиты на темы абхазских народных песен впервые прозвучали на родине летом 1987 года на концерте Марины Шамба в Пицунде. Тогда ей ассистировал, приехавший из Москвы талантливый органист, ныне Заслуженный деятель искусств РФ, солист Барнаульской филармонии, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой искусств Барнаульского Педагогического Госуниверситета Сергей Буткеев. Именно на этом концерте, наряду с произведениями великих композиторов, абхазские любители музыки слушали и свою национальную, исполнявшуюся на органе. Марина Шамба сыграла их и на сольном органном концерте в январе 1988 года в Малом зале Московской консерватории, где впервые в его истории прозвучала абхазская музыка. Вернувшись из Москвы, М. Шамба включилась в коллектив пицундских органистов, став солисткой Абхазской государственной филармонии. Еще в бытность ее учебы в Московской консерватории, в письме Министерству культуры Абхазии от 28 мая 1986 года с просьбой о продлении аспирантуры в связи с предстоящей серьезной операцией на пальце руки Л.И. Ройзман писал: «М. Шамба, обладая отличными данными, является тонким музыкантом и будет ценным для республики, первым и единственным в настоящее время национальным кадром в области органной музыки». Органистка М. Шамба и абхазская капелла в Германии.

Перед самой грузино-абхазской войной в 1992-93 годах в Германию была приглашена руководимая в то время известным музыкантом, общественным деятелем, композитором, ныне профессором Сеульского государственного университета Санмен Нодаром Чанба, наша прославленная Абхазская государственная капелла и органистка Марина Шамба. Ей выпал бесценный подарок судьбы: она получила возможность ознакомиться со страной уникальных исторических органов, созданных великими мастерами прошлого сотни лет назад. Ей посчастливилось сыграть даже на органе, за которым музицировал сам непревзойденный Бах. Немцы, великие ценители хорового пения и органной игры, были восхищены как исполнением, так и характером необычных для них духовных песен абхазов. Капелла и М. Шамба, в программе которой наряду с произведениями великих композиторов неизменно звучала и абхазская музыка, выступали в концертных залах и кирхах многих немецких городов – в Берлине, Дортмунде, Штутгарте, Мангейме, Кельне, Унне, Мюлякоре, Людвигсхафене, Гере. Все 13 концертов прошли с неизменным успехом. Для немецкой публики это было открытием неизвестного им музыкального мира далекого и маленького кавказского народа. По возвращении в Абхазию, в своем интервью Нодар Чанба отметил, что «органистам в Германии обычно не аплодируют, а Марине аплодировали». В этом выразилось то, что абхазская музыка не только в пении, но и в переложении на орган была понята и принята в Германии, как и игра самой органистки. После этой поездки на гастроли по городам Германии были заключены контракты на гастроли, планируемые к летнему сезону следующего года. В июне 1992 года в Абхазию приехал известный певец под органное сопровождение священник евангелистской кирхи г. Гера Гернот Фридрих, давший концерты в сопровождении органа в Пицундском храме. Позднее ожидали хор из Берлина, органиста из г. Гера Беренда Бергнера и других музыкантов. Но все планы были внезапно разрушены развязанной войной. 14 августа, в день, с древности считающийся у абхазов днем разгула нечистой силы, в Абхазию вторглись вооруженные до зубов войска Госсовета Грузии.

Второе рождение органа

Почти три года молчал пребывавший в забвении, заброшенный пицундский гигант. Людям было не до него: в это тяжелое время все старались внести свой посильный вклад в помощь воюющей родине. Не осталась в стороне и Марина Шамба. Она выехала на гастроли в Турцию в качестве концертмейстера – аккомпонировала молодой певице Хибле Герзмаа и народному артисту Абхазии певцу Борису Амичба. Их концерты восторженно принимались музыкальной общественностью городов, куда их приглашали – в Стамбуле, Анкаре, Бурсе. Всю сумму заработанных денег организаторы концертов – абхазы Турции – пересылали в фонд помощи Абхазии. Ей же она принесла слишком много бед. Почти вся страна была в трауре, как это и обещал по грузинскому телевидению в самом начале войны Э. Шеварднадзе, грозя поставить абхазов на колени. Почти в каждой семье не обошлось без жертв. Испытала горечь потери мужа и сама Марина. Но она не забывала об органе и понимала, что только игра на нем даст ей силы перенести боль утраты.

Наследие войны

И вот, в один из весенних дней 1994 года она решилась пойти пешком из Гагры в Пицунду, так как транспорта в то время почти не было, а это свыше 20 км пути. Войдя в храм, она подошла к любимому инструменту, и, открыв его, ужаснулась. Из него выбежали две крысы. Голодные грызуны, спутники войны, испортили меха, а механическая часть органа вся покрылась ржавчиной. Душа ее сжалась от отчаяния, но все же, наперекор всему, ей хотелось верить, что орган можно будет восстановить, хотя, учитывая серьезность и глубину «ран», надежд на это было крайне мало. Узнав же от известного органиста Олега Янченко, что домой в Нижний Новгород на время приехал его друг, тоже известный органист, лауреат конкурса им. Петрали в Италии, один из создателей современных органов и органный мастер Юрий Крячко, работавший в те годы в органостроительной мастерской известной немецкой фирмы «Hermann Eule» («Герман Ойле»), М. Шамба решила написать ему письмо с просьбой оказать посильную помощь в ремонте органа. Просил его об этом и сам О. Янченко.

Восстановление органа

Просьбы не остались безответными. Вскоре Юрий Крячко и его помощник по Нижегородской консерватории Андрей Шаталов приехали в Пицунду. В Абхазии высоко оценили тот факт, что мастера привезли с собой большое количество необходимых органных деталей, безвозмездно выделенных для Пицундского органа немецкой фирмой, на которой в то время работал Ю. Крячко, за что ему лично и, особенно фирме, все были глубоко благодарны. Итак, основательно осмотрев весь орган, специалисты долго советовались друг с другом. М. Шамба с тревогой ждала их приговора. И наконец, торжественно прозвучал голос Ю. Крячко: «Орган можно восстановить!». Сколько радости принесло это заключение!

Ремонт длился два месяца. Приезжим мастерам все это время помогал Владимир Дмитриевич Копытский. Считаю необходимым особо отметить значение органных мастеров, этих невидимых докторов, поддерживающих в должном состоянии огромный, но такой хрупкий и сложный «организм» уникального инструмента. Их тяжелая и кропотливая работа требует больших усилий и затрат здоровья. Только постоянное внимание и, конечно, любовь к инструменту, гарантируют нормальное его функционирование. Во многом, от самоотверженного труда органных мастеров зависит успех игры исполнителя. С первых же дней установки пицундского органа с ним работали выдающиеся, преданные своему делу мастера. Еще до установки органа в Германию для обучения был послан на три месяца пианист преподаватель Абхазского музыкального училища Владимир Полянский, ставший первым органным мастером Абхазии. Затем к нему присоединился Б. Абоимов, а вслед за ним и известный радиофизик В.И. Милько, вместе с которым работала и его жена З. Милько. В предвоенные годы появились и другие мастера - Б. Копытский и А.Куликов, продолжавшие трудиться на этом поприще и после войны (к сожалению, А. Куликов вскоре скончался). Прискорбно, что все последние годы сильно сказывается нехватка органных мастеров и надежд, на их появление пока практически нет. Пицундскому же органу необходимы постоянные профилактические осмотры, поскольку влажный климат не способствует сохранению механизма в должном рабочем состоянии. По существующей международной практике осмотр и основательный ремонт органа должен осуществляться каждые 5-7 лет, но на это, как правило, нет средств.

Орган требует серьезной настройки перед каждым сезоном, что из-за финансовых затруднений Абхазии также превращается в большую проблему. При нормальном же функционировании инструмент должен осматриваться и настраиваться перед каждым концертом. Так состоялось второе рождение органа и, наконец, впервые после войны, 18 августа, в день, когда муж Марины Адгур Инал-Ипа навсегда ушел из сухумского дома, погибнув в последние дни перед победой, состоялся благотворительный концерт Марины, посвященный всем не вернувшимся с войны. С этого дня в Пицунде началась новая страница музыкальной жизни Абхазии. Но в послевоенные годы органные концерты проводились практически силами только Марины Шамба, которая по возможности старалась давать как можно больше благотворительных выступлений.

Пицундский орган сегодня

С самого начала открытия зала М. Шамба стала привлекать к участию в концертах Государственную капеллу Абхазии, руководимую народной артисткой Адыгейской республики Норой Аджинджал, при неизменном участии и наших ведущих солистов Абхазской Государственной Филармонии: певцов – заслуженных артистов республики Мананы Шамба и Вили Чакмач-ипа, а также Родиона Хагба, заслуженного артиста Абхазии виолончелиста Г. Татевосян и пианисток – заслуженной артистки Абхазии А. Отрба, Н. Бжания и Г. Авидзба, а также Государственный симфонический оркестр, руководимый заслуженными деятелями искусств Абхазии А.Д. Хагба и В.М. Айба. В Пицундском зале музыканты Абхазии имеют возможность демонстрировать свое музыкальное мастерство.

Похожие статьи