Описание собора нотр дам де пари. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) в Париже - величайший католический собор в мире. Нотр Дам Де Пари или Собор Парижской Богоматери в Париже

20.09.2019

Роман «Собор Парижской Богоматери», созданный на грани сентиментализма и романтизма, соединил в себе признаки исторической эпопеи, романтической драмы и глубоко психологического романа.

История создания романа

«Собор Парижской Богоматери» - первый исторический роман на французском языке (действие, по замыслу автора, происходит около 400 лет назад, в конце 15 века). Виктор Гюго начал вынашивать его замысел еще в 1820-х годах, а издал в марте 1831 года. Предпосылками для создания романа послужили восходящий интерес к исторической литературе и в частности к эпохе Средневековья.

В литературе Франции того времени начинал формироваться романтизм, а с ним и романтические тенденции в культурной жизни в целом. Так, Виктор Гюго лично отстаивал необходимость сохранять старинные архитектурные памятники, которые многие хотели либо снести, либо перестроить.

Существует мнение, что именно после романа «Собор Парижской Богоматери» сторонники сноса собора отступили, а в обществе пробудился невероятный интерес к культурным памятникам и волна гражданского самосознания в желании защитить древнюю архитектуру.

Характеристика главных героев

Именно такая реакция общества на книгу дает право говорить о том, что собор - это подлинный главный герой романа, наряду с людьми. Это основное место происходящих событий, немой свидетель драм, любви, жизни и смерти главных героев; место, которое на фоне быстротечности человеческих жизней остается таким же неподвижным и непоколебимым.

Главные же герои в человеческом облике - цыганка Эсмеральда, горбун Квазимодо, священник Клод Фролло, военный Феб де Шатопер, поэт Пьер Гренгуар.

Эсмеральда объединяет остальных главных героев вокруг себя: в неё влюблены все из перечисленных мужчин, но одни - бескорыстно, как Квазимодо, другие яростно, как Фролло, Феб и Гренгуар - испытывая плотское влечение; сама же цыганка любит Феба. Кроме того, всех персонажей связывает между собой Собор: Фролло здесь служит, Квазимодо работает звонарем, Гренгуар становится учеником священника. Эсмеральда обычно выступает перед соборной площадью, а Феб смотрит в окна своей будущей супруги Флёр-де-Лис, которая живет неподалеку от Собора.

Эсмеральда - безмятежное дитя улиц, не ведающее о своей привлекательности. Она танцует и выступает перед Собором со своей козочкой, и все вокруг от священника до уличных воров отдают ей свои сердца, почитая, словно божество. С той же детской непосредственностью, с какой ребенок тянется к блестящим предметам, Эсмеральда отдает свое предпочтение Фебу, благородному, блестящему шевалье.

Внешняя красота Феба (совпадает с именем Аполлона) - единственная положительная черта внутренне уродливого военного. Лживый и грязный соблазнитель, трус, любитель выпивки и сквернословия, лишь перед слабыми он герой, лишь перед дамами - кавалер.

Пьер Гренгуар, местный поэт, которого обстоятельства вынудили окунуться в гущу уличной французской жизни, немного походит на Феба в плане того, что чувства его к Эсмеральде - физическое влечение. Правда, на подлость он не способен, и любит в цыганке и друга и человека, отставляя в сторону её женское очарование.

Самую искреннюю любовь к Эсмеральде питает самое страшное существо - Квазимодо, звонарь в Соборе, которого некогда подобрал архидьякон храма, Клод Фролло. Для Эсмеральды Квазимодо готов на всё даже любить её тихо и втайне ото всех, даже отдать девушку сопернику.

Самые сложные чувства испытывает к цыганке Клод Фролло. Любовь к цыганке для него особая трагедия, ведь это запретная страсть для него как для священнослужителя. Страсть не находит выхода, поэтому он то взывает к её любви, то отталкивает, то набрасывается на неё, то спасает от смерти, наконец, сам же вручает цыганку палачу. Трагедия Фролло обуславливается не только крахом его любви. Он оказывается представителем уходящего времени и чувствует, что отживает вместе с эпохой: человек получает всё больше знаний, отходит от религии, строит новое, уничтожает старое. Фролло держит в руках первую печатную книгу и понимает, как бесследно растворяется в веках вместе с рукописными фолиантами.

Сюжет, композиция, проблематика произведения

Действие романа происходит в 1480-х годах. Все действия романа происходят вокруг Собора - в «Городе», на Соборной и Гревской площадях, во «Дворе чудес».

Перед Собором дают религиозное представление (автор мистерии - Гренгуар), но толпа предпочитает смотреть, как на Гревской площади танцует Эсмеральда. Смотря на цыганку, в неё одновременно влюбляются и Гренгуар, и Квазимодо, и отец Фролло. Феб знакомится с Эсмеральдой, когда ту приглашают развлечь компанию девушек, среди которых невеста Феба, Флёр де Лис. Феб назначает свидание Эсмеральде, но на свидание приходит и священник. Из ревности священник ранит Феба, а обвиняют в этом Эсмеральду. Под пытками девушка признается в колдовстве, проституции и убийстве Феба (который на самом деле выжил) и приговаривается к повешению. Клод Фролло приходит к ней в тюрьму и уговаривает бежать с ним. В день казни Феб наблюдает за свершением приговора вместе со своей невестой. Но Квазимодо не дает свершиться казни - он хватает цыганку и бежит прятаться в Собор.

Весь «Двор Чудес» - пристанище воров и нищих - кидается «освобождать» любимую Эсмеральду. Король узнал о бунте и повелел казнить цыганку во что бы то ни стало. Когда её казнят, Клод смеется дьявольским смехом. Увидев это, горбун кидается на священника, и тот разбивается, упав с башни.

Композиционно роман закольцован: вначале читатель видит слово «рок», начертанное на стене Собора, и погружается в прошлое на 400 лет, в конце - видит в склепе за городом два скелета, которые сплелись в объятиях. Это герои романа - горбун и цыганка. Время стерло их историю в пыль, а Собор всё стоит безразличным наблюдателем над людскими страстями.

В романе изображены как частные человеческие страсти (проблема чистоты и подлости, милосердия и жестокости), так и народные (богатство и бедность, оторванность власти от народа). Впервые в европейской литературе личная драма персонажей развивается на фоне детально обрисованных исторических событий, и частная жизнь и исторический фон настолько взаимопроникающие.

Собор Парижской Богоматери - легенда готики (Notre Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери - легенда готики (Notre Dame de Paris)

«Il est venu le temps des cathédrales»…песня из ставшего столь популярным мюзикла «Notre-Dame de Paris» принесла славу не только исполнителям, но и пробудила интерес всего мира к роману Виктора Гюго, и к самому грандиозному собору Франции Собору Парижской Богоматери.

Собор, воспетый Виктором Гюго в его одноименном романе, считается главным духовным центром Парижа, а многие называют его «сердцем» города. Возвышаясь над Парижем, собор привлекает не только своим великолепием, но и многочисленными тайнами, о тайнах Собора Парижской Богоматери слагаются легенды.

На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.

Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Длина собора составляет 130 метров, высота башен - 69 метров, вместительность около 9000 человек.

Собор Парижской Богоматери был построен на развалинах римского храма, посвящённого Юпитеру. Первый камень базилики был заложен Папой Александром III в 1163 году.

В строительстве принимало участие много разных архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западный фасад и башни.

Строительство башен было завершено в 1245, а весь собор — в 1345 году. Исполинские размеры собора не знали себе равных до середины XIII века, когда началось строительство кафедральных соборов в Реймсе и Амьене.

О западном фасаде Собора Парижской Богоматери Ле Корбюзье говорил как о "чистом создании духа". И правда, присутствующие здесь две геометрические фигуры - круг и квадрат, символизируют, соответственно, бесконечность Бога и ограниченность созданного им пространства. Их совместное существование в линиях фасада показывает, как мир Бога вторгается в мир, созданный через таинства Воплощения и Рождества Христова.

Под баллюстрадой тянется "галерея царей", 28 статуй которой представляют 28 поколений иудейских царей - предков Иисуса и Марии.

Западный фасад Нотр-Дам имеет три входа, их стрельчатые порталы украшены скульптурными панно с изображениями разных эпизодов Евангелия. Здесь кратко и выразительно рассказана и воплощена суть христианства.

На фото - центральный портал, известный как "Портал Страшного Суда". Арки входа поддерживают по семь статуй с каждой стороны. Внизу по центру на перемычке изображены мертвецы, восставшие из могил, разбуженные двумя ангелами с трубами. Над ними изображена сцена взвешивания душ умерших архангелом Михаилом. Согласно этому, избранных ведут в Рай (по правую руку от Христа), а проклятых дьявол ведёт в ад, налево. Далее вверх, на тимпане, изображён Христос-Судия и ангелы. Изгибы свода заняты изображениями ангелов, патриархов, пророков, мучеников и дев.

Северный "Портал Богоматери" рассказывает об Успении Девы Марии, её вознесении в Рай и коронации в качестве Царицы Небесной.

Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.

Шпиль Собора, в основании статуи Апостолов.

Конная скульптура Карла Великого перед фасадом

Позади собора собора Фонтан девственницы

В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и здесь довольно темно и мрачно. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками.

Кроме свечей, собор дополнительно освещён при помощи бронзовых люстр, но света всё равно недостаточно, и требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к полумраку, царящему внутри.Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.

Величественный интерьер собора, его невероятных размеров нефы и трансепт поражают каждого входящего! Норт-Дам служил местом коронаций французских монархов и благословления крестоносцев. А 18 августа 1572 года именно здесь произошло бракосочетание Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа, знакомой нам по знаменитому роману Дюма "Королева Марго".

Массивность колонн, на которые опираются стрельчатые своды нефов, облегчают резные капители. Орнамент, которым они украшены, походит на листву деревьев и служит напоминанием об Эдемском саде.

Стоя спиной ко входу, можно одним взглядом охватить центральный неф, находящийся в центре главный алтарь со статуей Скорбящей Богоматери, а также место пересечения центрального нефа и трансепта собора - средокрестие, особо освещённое и отмеченное изображением Девы Марии.

Сначала почувствовав тонкий аромат, который невозможно спутать ни с чем, а затем - увидев огромный букет королевских лилий, который его источает, можно увидеть возвышающееся в глубине храма изображение Девы Марии - собственно Парижской Богоматери. Это произведение XIV века было помещено в собор лишь в 1818 году взамен статуи XIII века, уничтоженной во время Великой Французской революции. Размещённая на своём историческом месте, эта Дева Мария является одним из 37 изображений Богоматери в посвящённом ей соборе.

Мрачность стрельчатых сводов Нотр-Дам скрашивают яркие витражи, которые украшают не только огромные окна-розы северного и южного порталов, но и многочиленные оконца, расположенные под самым потоком.

Именно благодаря этим удивительно чётким и насыщенным цветом картинкам, храм перестаёт давить и сковывать своими размерами, витражи придают "человечности" интерьеру и скудное освещение собора перерождается в загадочные сумерки. Перед этими яркими пятнами невольно останавливаешься и рассматриваешь изображения, стараясь вспомнить или узнать тот или иной библейский сюжет, который иллюстрирует витраж.

Разумеется, колоссальное впечатление производят и окна-розетки. Здесь на фото - северная розетка, созданная около 1250 года, та, в которой сохранилось большая часть оригинального стекла. В центре изображена Дева Мария, несущая в чреве своём младенца Иисуса, окружённая персонажами Ветхого Завета. Обе розетки диаметром в 13 м считаются шедеврами христианского искусства.

Как и в большинстве католических соборов (в отличие от православных), в Соборе Парижской Богоматери существует двойная галерея, окружающая хоры и главный алтарь. Она таянется вдоль алтарной преграды - высокой перегородки, отделяющей клирос от нефа, которая позволяла священникам творить молитвы в мире и уединении, оградив себя от шумной паствы.

Со стороны галереи алтарная преграда украшена полихромными барельефами, сохранившимися, однако, в своём первозданном виде лишь частично. Здесь на фото - барельеф, на котором можно узнать Христа и его учеников.

В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Он проделал путь от Иерусалима в Константинополь. До 1063 года он хранился в Иерусалиме, в 1063 году он был перевезен в Константинополь. Затем воины-крестоносцы захватили Византию.

Византия находилась в разграбленном состоянии, местные князья нуждались в деньгах, и Бедуин II стал распродавать реликвии. Так терновый венец был выкуплен Людовиком IX.

В 1239 году Терновый венец был доставлен в Париж. По приказу Людовика он был помещен в специально построенную часовню., где он и находился до французской революции. В эпоху революции часовня была разрушена, но венец удалось спасти, и в 1809 году он был помещен в Собор Парижской Богоматери, где и находится по сегодняшний день.

Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.

Издавна гвозди являются спором историков, сколько же их было три или четыре? Но на этот вопрос ответ не найден по сегодняшний день.

Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.

Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.

Но самым захватывающим и запомнившимся событием при посещении собора стала для меня прогулка по галерее химер!

Взглянув снаружи на стены собора снизу вверх, можно невооружённым взглядом увидеть высыченных из камня чудовищ, летучих мышей, вампиров и мифических существ, которые как бы выпрыгивают и вылезают наружу.... На самом же деле это - не что иное как концы балок и перекрытий, укрышенные мордами чудовищ. Кажется совершенно немыслимым и несовместимым это сочетание изображений демонов с самими зданием христианского храма. Однако, согласно христианской иконографии здесь всё логично и закономерно. В эпоху Средневековья люди верили, что подобное отпугивает подобное, и соответственно, чтобы отвратить злых духов и самого Нечистого от храма, нужно изобразить эту самую нечисть на самом храме. Вот так и "поселились" здесь эти странные создания. И то ли они охраняют храм, то ли бегут из него, охваченные ужасом.....

Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?

Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.

По углам каждой из колоколен установлены статуи химер и гаргулий - замысловатая выдумка архитектора Виолле-ле-Дюка, с 1841 года руководившего реставрационными работами в Нотр-Дам, и пожелавшего украсить таким образом здание, а заодно и вызвать интерес и привлечь к нему внимание публики.

Это - самая известная из химер, её видно сразу же у входа в галерею. Как бы призадумавшись она созерцает с высоты жизнь вечно изменяющейся столицы... Признаюсь, я отчасти явилась в галерею ради этого кадра, потому как уже много раз видела такое изображение, но, разумеется, хотела убедиться в существовании такого персонажа самолично.

Все эти невероятные монстры, животные-гибриды и фантастические птицы примостились на выступах колоколен и "охраняют" древнее здание.... И здесь, ещё больше чем там, внизу, поражаешься этому сочетанию несочетаемого в одном и том же месте - добро и зло, святость и порок существуют здесь независимо и параллельно друг от друга, - священная обитель христианства, и злые духи на его колокольнях....И тем не менее - всё это образует единое здание храма, архитектурный комплекс, к которому, пожалуй, более всего подойдёт эпитет "застывшая музыка".

А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.

С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Собор Парижской Богоматери настолько разнообразен и многолик, что каждый год привлекает огромное количество туристов. Каждое воскресенье можно посетить католическую мессу, и услышать самый большой орган Франции, услышать необыкновенное звучание шеститонного колокола (именно к этому колоколу Квазимодо питал особую любовь)

Виды Парижа, открывающиеся с высоты собора поражают воображение! Весь город можно охватить одним взглядом. На востоке - Сена и современная часть города...

А на западе, - его историческая часть. На острове Сите видны часовня Сен-Шапель и Дворец Правосудия, а дальше - Лувр, район Ля Дефанс и Эйфелева башня.

Побыв в галерее химер минут 5-10, не знаешь, куда уже смотреть: то ли на гаргулий, то ли на Париж, то ли на ставший невероятно близким собор, на те его уголки, которые не видны оттуда, снизу, и до которых здесь - рукой подать!

Например - до шпиля высотой в 90 м, сконструированного тем же Виолле-ле-Дюком вместо маленького шпиля, который был разрушен во время Революции...

Или до ангела, возвешающего Последний день Мира...

Или до кровожадных чудовищ, пожирающих свои жертвы...

"Эммануэль" весит более 13 тонн, а его язык - около 500 кг. Звонит колокол только в самые торжественные дни - по большим католическим праздникам.

Есть некая необыкновенная стройность и гармония во всём облике именно этого храма. Громоздскость и монолитность - на первый взгляд, и необыкновенная лёгкость и воздушность - если приглядеться повнимательнее, или обойти и рассмотреть его со всех сторон.
Этот сквер позади собора - один из самых уединённых и уютных уголоков в городе. Совсем рядом - многолюдные бульвары, пристани речных трамвайчиков, станции метро, шумные площади, толпы неугомонных тристов, атакующих и сам собор, и прочие достопримечательности острова Ситэ... А здесь тихо. Тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают случайные прохожие.... И сам собор является логичной доминантой этого места, куда устремлены взоры всех, кто здесь находится.Отсюда открывается замечательный вид на скульптурные композиции, окна-розы и арочные контрфорсы и аркбутаны восточной части собора. Навряд ли Нотр-Дам был бы настолько монументален и внушителен, не будь он надёжно защищён со своей наиболее уязвимой и хрупкой стороны - с тыла - таким чудесным садом.... И чем больше времени здесь проводишь, тем больше задаёшься вопросом: то ли собор построен посреди сада..... то ли сад насадили вокруг собора, дабы укрыть и защитить его от всякой нечисти и от посторонних глаз

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris



Собор Парижской Богоматери возведен на месте, где когда-то стоял древнеримский храм, а позднее – христианская базилика. Этот собор – олицетворение классической готики, поражающий величием, богатством, красотой главного фасада и легкостью выполненных с восточной стороны ажурных аркбутанов. Величественный и прекрасный Собор Парижской Богоматери на протяжение многих столетий играл роль «сердца» столицы Франции. Здесь проводились императорские коронации и национальные похороны. В 1429 году состоялся благодарственный молебен, после того как Карл VII был коронован в Реймсе. В этом соборе венчались французские короли и королевы, в частности, Генрих IV c Маргаритой де Валуа.

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Историки расходятся во мнении, кому принадлежит честь заложить первый камень в основании собора – епископу Морису де Сюлли или папе Александру III. Достоверно известно только, что ранее на этом месте существовал гало-римский храм Юпитеру, а позднее – базилика Св.Стефана. Строительство длилось 182 года, и было завершено в 1345 году.

Здание имеет традиционную для католических соборов форму вытянутого креста. Начало строительства пришлось на время, когда готика только входила в свои права как стиль в архитектуре, поэтому, несмотря на доминирование вертикали, горизонталь ещё успешно с ней соперничает. Благодаря этому во всем облике здания прослеживается несравненная четкость. Главный фасад с горделивой высотой башен мощный и одновременно изящный. По горизонтали он разделен галереями на три яруса. В нижнем ярусе имеется три портала – Богородицы, Страшного суда и святой Анны. Между нижним и средним ярусом с главным витражом-розой находится Галерея Королей, которую составляют 28 статуй царей из Ветхого Завета.

Изначальный облик Нотр-Дама искажался временем и бесконечными войнами, приносящими разрушения. В частности, при Людовике XIV были разрушены могилы и витражи, а во время Великой французской революции по приказу Робеспьера – обезглавлены статуи, изображавшие французских королей. Позже выяснилось, что их выкупил один парижанин, якобы планируя использовать в качестве строительного материала. На самом деле новый владелец спрятал статуи под своим домом, где они и были обнаружены в 1977 году.

С 1844 по 1861 год архитектор Виолле-ле-Дюк осуществил реставрацию храма. Кроме стандартных для средневековых базилик эркеров, арок и колоннад, он дополнил здание множеством скульптурных изображений демонов, химер, чудовищ, диковинных птиц, гротескных фигурок злых монстров, которые, выглядывая из самых неожиданных мест фасада, иронично созерцают город с высоты. Кажется, что эти каменные изваяния, взгроможденные на готический пинакль, повисшие над выступом стены, или спрятавшиеся за шпилем, существуют целую вечность, погруженные в свои мысли о судьбах людей, копошащихся далеко внизу. В частности, прообразом для химер послужили средневековые горгульи. К созданию скульптур Виолле-ле-Дюк привлёк 15 скульпторов во главе с Жоффруа Дешоме.


Во время реставрации собор также получил новый дубовый, обшитый свинцом шпиль, высота которого составила 96 метров. Его предшественник был разобран в 1786 году. У подножия шпиля расположились четыре скульптурные группы работы Дешмо. Помимо бронзовых статуй апостолов в каждой группе присутствует животное, символизирующее одного из евангелистов. Поэтому рядом со святым Марком находится лев, Лукой – бык, Иоанном – орёл, а возле святого Матфея – ангел. Лики всех статуй обращены к Парижу, кроме Фомы, который смотрит на шпиль, вероятно, по той причине, что этот святой покровительствует архитекторам.

Одной из наиболее примечательных особенностей в облике Нотр-Дам-де-Пари являются витражи. Помимо своего прямого назначения – обеспечивать естественное освещение в соборе, витражи дополняют внутреннее убранство, заменяя, таким образом, настенную роспись. Большинство витражей были созданы в середине XIXв во время реконструкции. Интересно, что первоначально их предполагалось собрать из прозрачного стекла. Но известный французский писатель Проспер Мериме, который на тот момент был главным инспектором исторических памятников Франции, настоял на том, чтобы их выполнили похожими на средневековые, то есть разноцветными. Что касается витража над главным входом, то он достаточно хорошо сохранился от Средних веков, поэтому его отреставрировали, частично заменив недостающие элементы. В центре розы находится богородица, а на «лепестках» изображены всевозможные сценки из повседневной жизни крестьян, добродетели и пороки, знаки зодиака. Диаметр главного витража составляет 9,6 метров, а двух боковых роз – 13 метров, что делает их самыми большими в Европе.



Собор Парижской Богоматери славится своими колоколами. Самый большой из них звучит в тоне фа-диез, но его используют крайне редко. Четыре других колокола, каждый из которых имеет своё имя (Denise David (фа-диез), Hyacinthe Jeanne (фа), Antoinette Charlotte (ре-диез) и Angelique Francoise (до-диез)) радуют парижан и гостей столицы Франции дважды в день – в 8 и 19 часов.

В Нотр-Дам-де-Пари находится великолепный орган. Первый такой инструмент собор получил в 1402 году. Для этого в новый готический корпус поместили старый орган. В дальнейшем инструмент многократно перестраивали и реконструировали. Значительный вклад в усовершенствование органа в 1733 году внёс Тьерри, после чего в инструменте насчитывалось уже 46 регистров, разместившихся на пяти мануалах. Кроме того орган поместили в новый корпус, фасад которого был выполнен в стиле Людовика XVI. Следующую важную реставрацию провел в 1788 году Франсуа-Анри Клико.

Под руководством выдающегося французского органостроителя Аритида Кавайе-Колля в 1864-1867 годах произошла полная модернизация инструмента. В результате орган получил 86 регистров и механическую трактуру, оборудованную рычагами Баркера. Кроме того несколько изменилось звучание, которое приобрело традиционное для инструментов Кавайе-Колля мягкость.

С 1902 по 1932 год инструмент был в очередной раз расширен, а трактуру заменили на электро-пневматическую. Инициатором нововведений стал Луи Вьерн, который с 1900 по 1937 года служил титулярным органистом собора Парижской Богоматери.

Во время реконструкции 1959 года в органе заменили консоль на американскую, а трактуру – на электрическую. Для последнего усовершенствования было использовано порядка 700 км кабеля. Тем не менее, система оказалась ненадежной и часто выходила из строя, вследствие чего в 1992 году медный кабель заменили на оптический, а консоль компьютеризировали. На сегодняшний день орган является самым большим по числу регистров (111). Он состоит из 8000 труб, более 900 из которых были установлены ещё во времена Тьерри и Клико.

Титулярную должность органиста Нотр-Дам-де-Пари, которая является одной из самых престижных во Франции, сейчас занимают три музыканта: Филипп Лефевр, Оливье Латри, Жан-Пьер Лёгю.

Настоящее сердце Парижа и всей Франции – величественный древний Собор Нотр-Дам-де-Пари. Ярчайший памятник средневековой культуры и архитектуры неоднократно стоял на краю гибели, но перенес все отведенные на его долю невзгоды с честью. Больше тысячи лет Собор Парижской Богоматери во Франции хранит мистическую энергетику здешних мест. Миллионы туристов совершают паломничество, чтобы коснуться его стен. Воспетый поэтами и писателями, храм гордо несет венец символа французской столицы. В мире сегодня осталось совсем мало сооружений, могущих посоревноваться с Собором Парижской Богоматери в величественности, глубине исторической судьбы.

Необязательно быть верующим христианином, чтобы оценить собор в полной мере. Иностранные туристы в Париже обязательно приходят к Собору Парижской Богоматери. У него есть официальный сайт, где рассказывается история места, можно записаться на экскурсию, узнать больше интересной информации.

История Собора Парижской Богоматери.

На территории, где находится Собор Парижской Богоматери, в языческие времена стоял храм, где поклонялись Юпитеру. Уже тогда эти земли считались священными, наполненными таинственной силой. Когда христианство пришло во Францию, некогда важную языческую святыню разрушили. Ее место заняла базилика святого Стефана. Это сооружение было фактически первым христианским храмом средневекового Парижа. Уголок острова Сито, где сегодня стоит Нотр-Дам, всегда особенно почитался местными жителями.

1163 год. Начало строительства собора. На неслучайно выбранном месте (согласно повелению короля Людовика 7) заложили первый камень будущего строения. В работе использовали остовы фундамента романского кафедрального собора.

Строительство происходило в два этапа (тянулось фактически 200 лет). Для Средневековой Европы такая стройка была привычной. Кроме того, долгие века Нотр-Дам реставрировали, обновляли, перестраивали. Главный алтарь построили относительно быстро: он был готов через 20 лет после начала работ. Будущий собор использовали как место захоронения аристократии, правителей Франции.

Два века строительных работ создали первозданный облик Нотр-Дама. Священное место оставалось нетронутым полтысячелетия. К его созданию приложили руку величайшие зодчие средневековой Франции: Пьер де Монтеро и Жан де Шелль. Де Монтеро – архитектор множества французских памятников зодчества Средних Веков:

  • Аббатства Сен-Дени;
  • Аббатства Сен-Жермен-де-Пре;
  • Другие сооружения в стиле «лучистой готики».

Оба творца после смерти погребены в своем величайшем строении.

1789 год. К тому моменту сооружение обветшало. Никто не занимался поддержанием порядка в храме. Упадок начался еще при Людовике 14. Великая Французская Революция, потрясения, охватившие страну, не прошли мимо великого собора. Максимилиан Робеспьер объявил Нотр-Дам символом мракобесия. Революционеры разрушили шпиль на главной башне здания. Собирались взорвать его целиком. Снесли мятежники головы многочисленным статуям Собора Парижской Богоматери, разграбили богатую сокровищницу. Неравнодушный народ Франции послушно платил налоги в казну якобинцев, удерживая Робеспьера от кощунственных действий.

1804. Наполеон Бонапарт избрал Нотр-Дам местом императорской коронации. Большая часть для собора не спасла его от дальнейшего разрушения. Следующие десятилетия несколько раз поднимается вопрос относительно сноса храма.

1831. Случилось перевернувшее историю Нотр-Дама событие. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» настолько потряс сердца парижан, настолько возвеличил древний храм, что буквально спас историческое здание от погибели. Не осталось равнодушных перед описанием ветхости, упадка собора. Гюго отлично достиг цели. Вдохновил французов на любовь к памятнику исторической архитектуры. Спустя 10 лет началась полномасштабная реставрация Нотр-Дам-де-Пари. Здание приобрело привычный современный вид. Появились знаменитые горгульи и химеры Собора Парижской Богоматери, находка архитектора Виолле-ле-Дюка (отца современной архитектурной реставрации).

21 век. К 850 годовщине Собор Парижской Богоматери внутри реставрировали: обновили орган, отлили новые колокола. Для туристов разработан «маршрут паломника», открывающий завесу над всеми тайнами Нотр-Дама. Число ежегодных паломников достигает 14 миллионов, выводя Собор в список лидеров туристических достопримечательностей Франции.

Сокровищница Нотр-Дам де Пари

Столь известное церковное сооружение не могло обойтись без богатых христианских реликвий. Наиболее знаменитая ценность Собора Парижской Богоматери – терновый венец. Франция обрела венец Христа в 13 веке, но в собор его передали после окончания Французской революции. Благодарить за важное приобретение стоит короля Людовика Девятого.

Кроме того, здесь также присутствуют другие реликвии, связанные с Иисусом Христом:

  • один из гвоздей, которым тело Мессии было прибито к кресту;
  • деталь креста.

Сегодня идут споры, действительно ли гвоздь, хранящийся в Нотр-Дам, может называться христианской ценностью. Аналогичные достояния хранятся во множественных экземплярах по всей Земле, хотя оригинальных гвоздей всего 5. Это не мешает людям приходить в храм, полными уверенности, что здесь хранятся столь важные элементы казни Христа.

Отдельная ценность Нотр-Дам – его орган. Впервые установленный в 15 веке, он неоднократно подвергался реконструкции (1733, 1788, 1868). Орган компьютеризирован для удобства играющих в 1992-ом, но не потерял своего самобытного звучания. Инструменту возвращен исторический облик эпохи Людовика Шестнадцатого.

Сегодня у органа более сотни регистров, семь с половиной тысяч труб, часть которых сохранена с 18 столетия. Во Франции нет инструментов, способных посоревноваться с органом Нотр-Дама по масштабности. Для одновременной игры на органе привлекаются минимум три титулярных органиста. Меломаны мира по праву считают звучание парижского инструмента удивительным.

Архитектура Собора Парижской Богоматери

Архитектурный стиль строения типичный для готического периода, но сохраняет в себе черты романского раннесредневекового зодчества Нормандии. По структуре Собор строгой симметрии: две знаменитые башни на фасаде, три горизонтальные и вертикальные части.

Здание нельзя назвать монументальным. Но для своего времени оно было большим: максимальная высота 69 метров, высота фасада 35 метров. По протяженности Собор занимает почти 150 метров. Чтобы подняться на колокольню, придется преодолеть почти 400 ступенек. Это того стоит, ведь колокола Нотр-Дам – отдельное удовольствие. Каждый из них назван в честь женских имен. Эммануэль – самый большой колокол, его вес достигает 12 тонн, а еще полтонны весит «язык». Названный в честь героини Гюго Белль, самый старый колокол, выплавленный в 1631. Не иначе как божественное чудо уберегло колокола от мародерств времен Французской революции. Услышать звуки колокольного перезвона над Парижем можно каждое утро в 8.

Кроме того, с площадки колокольни открывается прекрасный парижский пейзаж. Многие находят его более интересным и романтичным, нежели вид с Эйфелевой башни.

Три входа ведут в Собор. Тематическое оформление Центрального портала – Страшный суд. Здесь есть символическое изображение всех слоев населения:

  • власть и аристократия – восставший из могилы король;
  • духовенство – Папа Римский;
  • прочее население – женщины и мужчины-воины.

Левый портал носит имя Мадонны с Младенцем. Здесь находится одна из знаменитейших скульптур («Слава Пресвятой Девы»). Тематически портал оформлен картинами, изображающими важнейшие вехи жизни Богородицы и рождения Христа. С правой стороны находится портал святой Анны.

Уже упомянутые мной химеры окутаны множеством легенд. Их считают хранительницами собора, оживающими ночью. Горгульи, венчающие водосточные трубы, также по легендам «оживают». Если верить мифам, эти скульптуры хранят древнее сооружение от недоброжелателей и невзгод.

Собор внутри

На центральном фасаде здания расположена известная витражная роза Собора Парижской Богоматери. Диаметр окна – больше 10 метров. Другие витражные окна-розы также есть на остальных фасадах (их размер меньше). Вокруг они оформлены сценами из Ветхого завета.

Витражи – визитная карточка места. Внутри собора нет стен, только колонны. Витражи выполняют важную роль, зонируя пространство. Особенно красив Нотр-Дам в ясную, солнечную погоду: свет играет разноцветным стеклом, создавая незабываемые переливы цвета на сером древнем камне. Хотя внутреннее убранство храма простое, благодаря витражам оно имеет неповторимый вид, объем.

Во время реставрации 19 века в Соборе появилась центральная люстра. Виолле-ле-Дюк, руководящий работами, лично нарисовал эскизы осветительного прибора. Материал – бронза, покрыта серебряным напылением.

Нельзя назвать внутреннее убранство Нотр-Дам богатым. Оно отличается от привычных нам православных храмов. Здесь нет роскоши, золота. Витражные переливы, древние статуи и самобытность архитектуры – вот, что делает Нотр-Дам величественным и роскошным при всей простоте.

Как добраться до собора Парижской Богоматери

Увидеть Собор Парижской Богоматери можно во множестве художественных и документальных фильмов. Ни одна историческая кинолента о жизни Парижа не обходится без вида на храм. Гораздо лучше увидеть сооружение в реальной жизни.

Идеальная экскурсия – пешая (по Четвертому округу Парижа, старейшему району). Остров Сите удивит вас множеством архитектурных изысков, не только Нотр-Дам де Пари: Консьержери, Сент-Шапель, Площадь Дофина.

Обязательно задержитесь на соборной площади. Здесь находятся здания постройки 7 века, археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам». Также внимание привлекает «нулевой километр» – точка перекрестка и начала всех французских дорог времен средневекового государства.

Время работы здания начинается с 8 утра до 7 вечера. 8:30 – начало утренней мессы. Попасть внутрь можно совершенно бесплатно. Но за подъем к колоколам платить придется 15 евро. У сокровищницы другой режим: 9:30 – 18:30.

Удобнее всего добираться до Нотр-Дам на метро. Сюда идут поезда 6 различных линий. Запоминайте названия станций, где нужно выйти:

  • Saint-Michel;
  • La Sorbonne;
  • Chatelet;
  • Hotel de Ville.

Также сюда ходит электричка (RER), станция выхода которой называется Notre-Dame.

Если на метро ехать нет желания, поймайте такси. Любой уважающий себя таксист довезет вас до Собора Парижской Богоматери с ветерком. В Париже нет ни одного человека, который не знал бы дорогу к знаменитейшему прекрасному собору.

Среди своих самых заветных желаний многие земляне называют поездку в Париж - один из наиболее романтичных городов на планете. Составляя маршрут по легендарной французской столице и ее окрестностям, иностранные туристы планируют посещение не менее десятка «обязательных» достопримечательностей. Среди них - Эйфелева башня и Лувр, Елисейские поля, Версаль и Триумфальная Арка, площадь Бастилии, Монмартр и кабаре «Мулен Руж». Но самым посещаемым объектом Парижа уже не одно столетие является собор Парижской Богоматери, он же Нотр дам де Пари (Notre Dame). Ежегодно посмотреть на него приезжает более 13 миллионов туристов.

У величественного французского католического храма, где проводились помпезные молебны, императорские коронации, королевские бракосочетания и зрелищные отпевания усопших венценосных особ, богатая история и сложная судьба.

Сооружение неоднократно подвергалось разрушениям и реконструкциям, не раз возникала реальная угроза его полного уничтожения и забвения. В том, что этот великолепный собор до сих пор существует и функционирует, большая заслуга Виктора Гюго. Известный французский писатель и драматург, влюбленный в свою родину, в 1831 году описал колоритный храм в одноименном романе «Собор Парижской Богоматери».

Романтичное произведение с трагической развязкой стало невероятно популярным. Книга была переведена на десятки языков, на ее основе позднее создавались театральные постановки, экранизации и зрелищные мюзиклы. Тысячи туристов, воодушевленные поэтичным описанием Парижа и до глубины души тронутые печальной судьбой прекрасной Эсмеральды, съезжались во французскую столицу, чтобы воочию увидеть собор, где произошли драматические события, созданные богатой фантазией Гюго.

В наши дни необычайную популярность получил французский мюзикл «Нотр дам де Пари», дебютировавший в 1998 году и попавший в Книгу рекордов Гиннеса как самое успешное музыкальное представление. В последующие 12 лет было создано 10 иностранных постановок мюзикла Notre-Dame de Paris, в том числе в Европе, США, России и Корее. Чтобы оценить по достоинству это удивительное музыкальное произведение, прослушайте один из самых известных за всю историю Франции синглов - песню «Belle», посвященную главным героям романа.

NOTRE-DAME DE PARIS: СТРОИТЕЛЬСТВО ДЛИНОЙ В 2 СТОЛЕТИЯ

Официальная дата начала строительства легендарного храма - 1163 год. Именно тогда был заложен первый камень в фундамент будущего величественного сооружения.

Строительные работы длились более 180 лет - свой окончательный облик огромный собор приобрел только в 1345 году. В ходе строительства внутренние помещения по мере их готовности активно использовались. У главного алтаря, освященного еще в 1182 году, проводились молебны, коронации, венчания и похороны, а в одном из роскошных залов в 1302 году состоялось заседание первого парламента Франции.

Над проектом храма на протяжении двух столетий трудилось несколько архитекторов, что объясняет его богатую и разноплановую архитектуру и отделку. Деньги на строительство собирали «всем миром», каждый парижанин хотел приложить руку к возведению божьего храма. Те, кто внес крупные суммы, могли рассчитывать на захоронение внутри часовен, а также выставить в соборе свою статую.

Долгое время собор Парижской Богоматери оставался украшением и главным религиозным центром всей Франции. Но здесь не только проводились церковные службы. Поскольку храм считался самым безопасным местом в городе, богачи приносили сюда на хранение свои сбережения. Собор радушно открывал двери не только власть имущим, но и беднякам - паломники и местные нищие всегда могли рассчитывать на временный приют в стенах могучего святилища. Высокая 69-метровая колокольня играла роль дозорной башни, с которой велось наблюдение за подступами к городу.

Однако, начиная с семнадцатого столетия, собору пришлось пережить непростые времена. При правлении Людовика XIV частично были уничтожены витражи и могилы. Еще более разрушительной для многовекового храма стала французская революция (1789-1799 гг.). Бунтовщики разграбили собор, разобрали шпили и по приказу своего лидера, Максимилиана Робеспьера, надругались над точеными статуями. Скульптуры французских королей были обезглавлены и сброшены с галереи, могилы разрушены, колокола расплавлены, изваяния Девы Марии на алтаре заменены скульптурой богини Свободы. Но все могло закончиться еще более трагично, поскольку восставшие поначалу планировали взорвать собор, однако согласились сохранить здание при условии, что парижане будут оплачивать нужды революции. Святилище объявили Храмом разума и превратили его … в винный склад.

Только в 1802 году разграбленный собор вернули в лоно церкви. Состояние божьего храма было настолько плачевным, что во время коронации Наполеона (1804 г.) некогда роскошные залы пришлось драпировать тканью, чтобы скрыть их ужасное состояние.

Последующие три десятилетия Notre-Dame de Paris медленно разрушался и приходил в упадок. И только после выхода романа Гюго на здание вновь обратили внимание. В 1841-1846 гг. была проведена масштабная реставрация, в ходе которой были не только восстановлены разрушенные объекты, но и появились новые элементы: статуи, шпиль, галерея химер.

АРХИТЕКТУРА НОТР ДАМ ДЕ ПАРИ - ШЕДЕВРАЛЬНЫЙ СИМБИОЗ РОМАНСКОГО И ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЕЙ

Зодчим главного христианского парижского храма удалось гармонично соединить два стиля - романский и готический. Благодаря этой двойственности собор имеет узнаваемый неповторимый облик, который был сохранен во время последних реставрационных работ.

Современный Нотр дам де Пари - это огромное здание длиной 130 м, высотой 35 м (башни - 36 м) и шириной 50 м. Одновременно храм может вместить более 9 тысяч человек.

Одно из главных украшений собора - цветные витражи, которые заменяют стены. Именно здесь располагаются самые большие витражные панно в Европе (диаметр центрального витража - 9,6 м). В храме хранятся уникальные христианские реликвии, самая ценная святыня - терновый венец Иисуса Христа.

Знаменитый французский собор - это наглядная зрелищная Библия. На стенах храма и внутри здания с помощью скульптур и росписи изображена вся история христианства - от момента грехопадения до Страшного суда. Приехать сюда стоит и для того, чтобы вознести свои молитвы к Богу, и для того, чтобы просто пройтись по величественному строению под завораживающие звуки органа.

Похожие статьи