Моб развертывание. Про мобилизационное развёртывание. На что способна контрактная армия

02.07.2020

Ранним утром во вторник, 14 июня, Россия приступила к репетиции отражения широкомасштабного нападения со стороны блока НАТО. Никак иначе невозможно, на мой взгляд, расценить громкое заявление министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу на селекторном совещании в подчиненном ему ведомстве. В частности, Шойгу сказал: «Для оценки боевой и мобилизационной готовности сегодня, с 7 часов утра, в соответствии с решением Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами начата очередная внезапная проверка. Подлежат проверке ряд баз хранения вооружения и техники, а также отдельные органы военного управления».

В принципе, подобные неожиданные испытания нашей армии и флота на регулярной основе проводятся уже несколько лет. И все же складывается впечатление, что это стоит особняком.

Прежде всего, обратим внимание, что раньше Генеральный штаб Вооруженных сил РФ по тревоге поднимал войска одного-двух военных округов и взаимодействующих с ними флотов. Как это было, например, в прошлом году, когда состоялись крупнейшие стратегические командно-штабные учения «Центр-2015». А в 2014-м нечто подобное происходило на Дальнем Востоке (учения «Восток-2014»). Теперь ареной условных боевых действий, по сути, стала вся Россия. В движение приведены все четыре наших военных округа - Восточный, Центральный, Южный и Западный.

Второе. Одновременно начата проверка мобилизационной готовности страны, отдельных баз хранения вооружений и военной техники, развертывание полевых пунктов управления, а также призыв резервистов. При этом, как следует из слов министра обороны, будут сформированы «соединения и подразделения специальных войск», которые в кратчайшие сроки пройдут боевое слаживание и выдвинутся «в районы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Третье. Проверена будет работоспособность не только войск, но и всей системы территориальной обороны. А вместе с нею - взаимодействие военных с иными федеральными министерствами и ведомствами, местными органами власти и военными комиссариатами.

В совокупности все перечисленное очень похоже на отработку срочного мобилизационного развертывания Вооруженных сил России. Таковое обычно во все времена и во всех странах случается лишь в случае угрозы реального нападения могучего внешнего врага. На невеселые размышления наталкивает и дата окончания внезапной проверки российских войск - 22 июня. Слишком памятная для нашего народа, чтобы, на мой взгляд, возникала необходимость ее комментировать. И вряд ли выбор дня окончания учений случаен. Скорее всего, этот выбор - политическое предупреждение. Кому? С какой стати?

Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно полистать сообщения последних дней из разряда военно-политических новостей. Вот лишь некоторые из них.

В минувшую субботу, 11 июня, два американских стратегических бомбардировщика Б-52 с позывными ICER01 и ICER02 в сопровождении 14 истребителей осуществили учебные постановки противокорабельных мин в Гданьском заливе, всего в нескольких десятках миль от главной базы нашего Балтийского флота. Известно, что самолеты вылетели с авиабазы Милденхолл в Великобритании.

Естественно, вопрос о том, как бы отреагировал Вашингтон, если бы, допустим, российские «стратеги» Ту-95МС занялись бы отработкой таких же задач где-нибудь на траверзе главной базы Атлантического флота ВМС США в Норфолке, повисает в воздухе.

Одновременно за тысячи миль от этих мест - в Средиземное море - напряжение тоже возрастает. В понедельник туда вошла мощная американская корабельная ударная группа по главе с авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». Она присоединилась к другому такому же соединению ВМС США во главе с авианосцем «Гарри Трумэн», уже несколько месяцев находящемуся у берегов Ближнего Востока.

В тот же день генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг официально признал, что давление на Россию со стороны НАТО становится беспрецедентным со времен «холодной войны» и является ясным политическим предупреждением Москве. «Мы осуществляем самое мощное усиление наших сил со времен «холодной войны» - заявил генсек.

Столтенберг пообещал, что в ближайшие дни западные союзники примут важные решения о дополнительном усилении передового присутствия сил альянса у своих восточных границ, в регионе Балтийского моря и «специального присутствия» на юго-востоке Европы.

Уже понятно, что особое внимание Брюссель уделит Черному морю. В штаб-квартире альянса, по словам его генсека, обсуждается и, конечно, на днях будет принято предложение Румынии о формировании постоянного соединения объединенных военно-морских сил НАТО у берегов российского Крыма. Штаб создаваемой бригады ракетных кораблей, как уже понятно, разместят в Констанце.

Понятно и то, что основу бригады составят румынские, болгарские и турецкие боевые корабли. Не слишком серьезно? Но чтобы все выглядело внушительней, в Констанце на якоря встанут еще и крейсера, фрегаты и эсминцы 6-го флота США. Строго по международным законам. На ротационной основе, меняя один другого. На три недели, дозволенные конвенцией Монтре, каждому такому кораблю.

На таком грозном фоне кто-то еще способен удивляться, что Москва всерьез занялась конкретной подготовкой к стратегическому развертыванию своих Вооруженных сил? Причем, делая это максимально открыто, словно предупреждая Запад, что готова к любому повороту событий?

Нам, безусловно, и после 22 июня 2016 года никто не расскажет в деталях, какую картину выявит начавшаяся ограниченная в масштабах и пока учебная всероссийская мобилизация. Но по опыту учений прежних лет кое-какие прогнозы можно сделать.

Для начала заметим, что подготовка резервов во все времена была для нашей страны важнейшим вопросом. В советские годы с этим делом справлялись лучше. О Великой Отечественной здесь говорить не будем. Но даже в 1979 году, когда в Москве решили вводить наши войска в Афганистан, военкоматы за две недели поставили в строй 50 тысяч резервистов. Эти солдаты, сержанты и офицеры впоследствии стали основой знаменитой 40-й армии.

Потом порядок в армии покатился под горку. В 1987 году мобилизационное учение провели в Сухопутных войсках. В Сибирском и Забайкальском военных округах из военнослужащих запаса попытались сформировать по одному полку. Руководящие документы на это дело органам военного управления и местным властям отводят трое суток. Полки собирали три месяца. А когда собрали, то выяснилось, что призвали из запаса кого попало. Несовпадение по военно-учетным специальностям было порядка 80 процентов. Грубо говоря, механиком-водителем попытались сделать повара.

А как сейчас? Согласно плану обороны РФ, в каждом военном округе с недавних пор сформировано командование резерва, которое в случае войны и займется проведением мобилизации и формированием новых частей и соединений. Этому командованию подчинены военные комиссариаты и базы хранения и ремонта вооружений и военной техники ((БХиРВВТ). Всего по укромным уголкам России таких баз разбросано порядка шестидесяти. Как правило, это годами и в разной степени исправности хранящиеся за колючей проволокой тучи разного бронемашин, орудий, минометов, автомобилей. Горы стрелкового оружия и боеприпасов. Неисчислимые запасы топлива и т. д.

Каждая база в совокупности - так называемый бригадный или дивизионный комплект. Стало быть, по всей России на основе этих БХиРВВТ мы можем развернуть порядка шести десятков новых танковых и мотострелковых соединений. Это в лучшем случае. Что, без сомнения, крайне недостаточно для большой и продолжительной войны на широком фронте.

Кстати, впервые «оживить» хотя бы одну давно вросшую в землю российскую БХиРВВТ попробовали в 2014 году на уже упомянутых стратегических командно-штабных учениях «Восток-2014». Тогда на базе 392-го окружного учебного центра (Хабаровский край) из 350 запасников в порядке эксперимента был развернут батальон территориальной обороны. Лишь командир батальона и командиры роты были кадровыми военными.

Батальон самолетами военно-транспортной авиации перебросили на Камчатку, за тысячи километров от пункта постоянной дислокации. И поставили на охрану и оборону важных объектов. Результат учебно-боевой деятельности батальона территориальной обороны широкой общественности неизвестен.

При этом учтем, что даже в конфликтах низкой интенсивности, скажем, мотострелковый батальон может непрерывно воевать на передовой всего три-четыре месяца. Потом его нужно отводить в тыл для отдыха, пополнения и переформирования. Заменив, естественно, другим батальоном. Но взять этот другой может оказаться негде.

Таким образом, состав и численность Вооруженных сил РФ лишь в незначительной степени позволяют восполнить некомплект и потери личного состава в ходе реальных боевых действий. Чтобы хоть как-то поправить это положение, с 2015 года в стране начался эксперимент с созданием так называемого организованного резерва (ОР) военнослужащих запаса. На первых пора численность ОР установлена в 5 тысяч человек. В случае успеха эксперимента, «профессиональных» резервистов станет больше.

В свободное от основной работы время, такие запасники обязаны регулярно посещать специальные окружные учебные центры для восстановления и поддержания необходимых боевых навыков. А по первому зову - пополнить армейский строй. За это Минобороны регулярно доплачивает этим людям определенную сумму к обычному заработку.

Но даже если эксперимент проходит как по маслу - что такое 5 тысяч подготовленных резервистов для России? Даже на дополнительную дивизию не хватит. Максимум - на пару худосочных бригад. Как быть с этой проблемой? И на это тоже должна ответить начавшаяся внезапная проверка.

А еще проверка покажет, как среагировали чиновники на предложения Шойгу, высказанные на совещании у президента РФ по итогам учений «Восток-2014». Тогда министр обороны предложил обязать губернаторов и мэров крупных городов пройти обязательную двухнедельную подготовку в военной академии Генерального штаба по мобилизационной готовности и управлению субъектом Федерации в условиях войны. Что-то не слышно, чтобы главы регионов выстроились в очереди на генеральские и полковничьи лекции.

На том же совещании Шойгу заявил, что нужно заранее подумать над тем, как подготовить участки современных российских автотрасс под оперативные аэродромы для рассредоточения боевой авиации. Для этого нужно внести изменения в правила строительства и ремонта шоссейных дорог. Как с этим?

планомерный, заранее подготовленный перевод войск (сил флота) на организацию и состав военного времени с доукомплектованием их в установленные сроки личным составом, дообеспечением материальными средствами за счет накопленных в мирное время и изымаемых из предприятий, у организаций и граждан. При мобилизационном развертывании осуществляется комплекс мероприятий по объявлению мобилизации, привлечению мобилизационных ресурсов (военнообязанных, транспортных и других средств), поставке их в войска (силы флота), расконсервации военной техники, кораблей и комплексов оружия, переводу объединений, соединений, частей и учреждений на штаты военного времени, созданию (развертыванию) новых соединений и частей в соответствии с мобилизационным планом, доукомплектованию соединений и частей сокращенного состава, переоборудованию техники, поступившей из гражданского сектора экономики для эксплуатации в ВС и т.п.

Является частью общей мобилизации, включающей, кроме мобилизационного развертывания ВС, перевод хозяйственного комплекса (промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, системы здравоохранения и государственного управления) на военное положение, переход к производству по планам расчетного года, перераспределение трудовых ресурсов, стратегических запасов, организация управления экономикой военного времени и другие мероприятия.

Мобилизационное развертывание вооружений ВС, как и общая мобилизация, проводится по заранее разработанным мобилизационным планам. Они могут быть всеобщими и частичными, осуществляться скрытно и открыто.

Основные мероприятия войсковой мобилизации рассчитываются на 5-10-15 суток, но могут растягиваться и на более продолжительное время (до 1 месяца). В последующем осуществляется дальнейшее развертывание ВС, создание резервов и подготовка пополнения по особым планам. Полная мобилизация экономики с переводом промышленности на работу по планам военного времени может проводиться в течение 5-6 месяцев и более.

Мобилизация (мобильное развертывание) – планомерный, заранее подготовленный перевод войск на организацию и состав военного времени с доукомплектовыванием их в установленные сроки личным составом, дообеспечением материальными средствами за счет накопленных в мирное время и изымаемых у организаций и граждан. Объявляется президентом РФ – Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил.

По объему мобилизация бывает:

ОБЩАЯ – охватывает все вооруженные силы и проводится на территории всей страны;

ЧАСТИЧНАЯ – отмобилизовывается часть вооруженных сил на определенном стратегическом направлении или регионах страны.

Отмобилизация – комплекс мероприятий по переводу части на организационную структуру военного времени с доукомплектовыванием личным составом, дообеспечением материальными средствами и приведением в готовность к выполнению боевых задач в установленные сроки.

Способы мобилизационного развертывания:

Воинская часть сохраняет свою организацию и наименование но переходит на штаты военного времени (ОИСБ МСД);

Воинская часть меняет свою организацию и развертывается в часть или разделяется на ряд самостоятельных частей (части сокращенного состава и кадра);

Воинская часть формируется вновь по штату военного времени (части, формируемые частью формирователем).

Успешное проведение мобилизации достигается:

Качественной разработкой мероприятий по переводу части с мирного на военное время (реальность планов);

Совершенствованием процесса перевода части на организацию и состав военного времени;

Укомплектованностью личным составом, обеспеченностью материальными средствами;

Организацией своевременного вывода личного состава, техники и вывоза запаса материальных средств в район сосредоточения;

Знанием приписного состава, накоплением военно-обученных ресурсов;

Устойчивой системой оповещения, сбора и поставки ресурсов;

Организацией скрытого управления мобразвертыванием;

Организацией мобилизационной подготовки;

Защитой мобилизационных ресурсов от ОМП и надежной работой пунктов приема ресурсов;

Моральной готовностью и психологической устойчивостью личного состава;

Постоянным взаимодействием с частями, военкоматами, органами власти, управлениями ГО и ЧС.

Вопрос 5: Содержание плана перевода части с мирного времени на военное

1. Общие положения

2. Замысел командира соединения на перевод соединения с мирного на военное время

3. Оповещение

4. Порядок отмобилизования и перевода с мирное на военное время

5. Организация взаимодействия

6. Организация управления

7. Проверка боевой и мобилизационной готовности

30.05.2014 17:45

В соборном прошлом русского народа, противостояние княжеских семей и отдельных групп влияния часто становились борьбой за властные интересы, и были причинами ведения военных действий между враждующими княжествами и войной с иноземцами.

Теперь, войны стали глобальными, имеют наибольший масштаб. Ведение войны преобразовалось в масштабные столкновения, по всем вовлечённым подсистемам народного хозяйства, всем отраслям экономики участвующих в войне государств. Тем более, ведение затяжной войны.

В условиях длительной войны, мощь экономики и возможности адаптации хозяйствующих субъектов к изменениям внешней среды, вследствие ведения военных действий, всё больше является определяющим фактором стабильности и победы в экономической борьбе. Фактором выживания для промышленности, бизнеса и предпринимательства.

В настоящее время, основным фактором глобального противоборства становится потенциал совокупных возможностей экономики противостоять внешним силам: эффективному опережающему развитию промышленности и развёртыванию новых предприятий гибких форм производственной деятельности, развитию общей среды хозяйствования на основе потенциала производительных сил и средств производства, воспроизводства ресурсов. А также возможности ведения восстановительной и обеспечительной деятельности территориальной экономики, которая вовлечена в мобилизационную деятельность стран, участвующих в военных действиях.

Мобилизационное развёртывание – это реализация планов по переводу народного хозяйства и военной промышленности, переводу деятельности войсковых подразделений и ополчения к работе и несению службы в условиях военного времени.

С целью государственного обеспечения данного процесса, перевода дееспособной части государственных подсистем – производится расширение деятельности соответствующей надстройки госуправления по осуществлению целенаправленного перехода к актуальному укладу хозяйствования и военной службы.

Для решения задач мобилизационной работы и перевода деятельности промышленных предприятий и жизнедеятельности народа к новой событийной действительности – нужно, задолго, обеспечить функционирование эффективного задела, направленного на последующее использование при развёртывании с наибольшим эффектом, набранным за время предварительной подготовки (наработки на кумулятивный эффект).

Отрасли хозяйствования должны быть максимально подготовлены и соответствовать требованиям переводу на рельсы военного строительства. Кроме того, нужно добиться наибольшей готовности экономики к опережающему развитию и осуществлению рывка в новый технологический уклад (6-го поколения), соответствующий высокому уровню технологического развития, с целью добиться технологического преимущества над противником.

Кроме того, дальнейшее развитие должно развиваться поступательно в сторону сверхсовременного производства. А также, с учётом сохранения преимущества, и внедрения технологические новинки следующих поколений, 7-го и 8-го.

Соответственно, в ближайшее время потребуется обеспечить формирование задела критического веса, который преобразует затраты усилий в последовательную поступательную работу, по модернизации экономики и усовершенствованию выпускаемой промышленной продукции.

Это обусловлено насущными требованиями сбережения людей, обеспечения государственной безопасности в разрезе ключевых отраслей хозяйствования, обеспечения условий для выживания людей – в условиях борьбы за существование русского народа.

Своевременный перевод народного хозяйства, военной промышленности, личного состава резервистов и войсковых подразделений к деятельности в условиях военного времени позволит избежать тяжких испытаний русского народа в случае внезапного перехода к жизнедеятельности в условиях начавшихся военных действий. Избавит от бремени социальных перетурбаций в районах ведения военных действий.

Позволит подойти к мобилизационному развёртыванию в полном соответствии сил и средств, получить дополнительные совокупные возможности в масштабе преобразований экономики и жизни людей. Кроме того, придаст толчок ускоренному развитию после начала развёртывания русской военной машины.

Глобальные военные действия современности отличаются массированным длительным воздействием на противника, где целевой максимум достигается продолжительно долго – до критического истощения резервов противника, либо нанесения неприемлемого ущерба одной из сторон.

В длительном военном противоборстве на первый план выходят факторы мобилизационного развития, в условиях объединения народных усилий в осуществлении противодействия врагу, и упорядочению усилий, развитию самообороны до самоотверженности и расширению борьбы за существование народа на уровне сверхусилий.

Причём, сверхусилия должны предприниматься наиболее подготовленными людьми (на переднем крае борьбы), для достижения наибольшей полезности затрат усилий.

Поэтому, сохранение народного большинства становится первостепенной задачей выживания в длительной войне и несению затрат усилий на постоянном высоком и сверхвысоком уровне.

То же касается и военнослужащих частей постоянной готовности, вовлечённых в боевые действия высокой интенсивности.

Значит, проведение мобилизационного развёртывания должно учитывать распределение управления подсистем развёртывания: как по направлениям промышленного производства, разграничению нагрузки по весам распределения, так и по территориям распределённого управления.

Возможности быстрого увеличения резервов экономики и развития хозяйствования – также является значимым фактором победы в длительной войне. Как и возможности получения военной помощи, по средствам производства продукции военного назначения, так и получения военной техники.

Следовательно, на уровне упорядоченных усилий, государственное строительство, как деятельность, должно опираться на развитие территорий, расширение опережающего развития, на вовлечение новых территорий под строительство военно-промышленных объектов (прежде всего, на востоке страны). опираться на развитие военного строительства в позиционных районах и зонах контроля войск – ещё до момента перехода экономики на режим мобилизационного развития.

В целом, мобилизационное развёртывание, в условиях военного времени, имеет только положительные стороны и движущие силы государственного развития, позитивные тренд-факторы.

Центростремительным моментом в мобилизационном развёртывании является подготовленный задел, подготовка последующего расширения мобилизационной работы до пределов государственных масштабов экономики.

Российская подсистема госуправления, деятельность которой сосредоточена в подготовке мобилизационного развёртывания, пребывает в неудовлетворительном состоянии, и требует значительного пересмотра основ построения и порядка ведения мобилизационной деятельности.

Расширение работы на новых принципах выживания народного большинства требует осуществления запуска новых подсистем мобилизационного развёртывания. Прежде всего, в обеспечении защиты от современных и разрабатываемых видов вооружений, проведения организационной и просветительской работы с подавляющим большинством граждан, вовлечённым в мобилизационную деятельность по планам развёртывания, в построение новой мобилизационной экономики.

А также, мобилизационную работу нужно проводить с учётом требований широкой разъяснительной работы, учётом развития народного самосознания в борьбе за существование русского народа. С учётом противодействия и враждебной деятельности противников русского народа и русской государственности.

Проведение подготовки мобилизационного развёртывания сопровождается следующими мероприятиями, которые составляют набор доступных действий госучреждений:

1 . Проведение специализированных конференций, с последующей государственной просветительской кампанией.

2 . Проведение государственных целевых программ подготовки мобилизационного развёртывания.

3 . Расширение государственного строительства с учётом дальнейшего перехода к мобилизационной работе.

4 . Расширение программ строительства предприятий военной промышленности.

5 . Проведение учений по самообороне военнообязанных лиц (на постоянной основе).

6 . Осуществление деятельности центров самообороны по проведению просветительской работы с военнообязанными гражданами (на уровне подразделений ГО и ЧС муниципальных округов по всей России).

Реализация подготовки мобилизационной работы значительно упростит переход экономики к деятельности в условиях военного времени, обеспечит стабильность современной экономике, поддержку в борьбе мировых экономических систем. Направит усилия русских специалистов на модернизацию промышленности и расширение глобальных программ освоения природных ресурсов, реализацию крупных государственных проектов сотрудничества с союзниками.

Подготовка к мобилизационному развёртыванию должна осуществляться на высоком управленческом и профессиональном уровне военного планирования. Что может выражаться в продолжении советской практики военного строительства – на новых опытных современных основаниях. То есть, с учётом складывающейся обстановки и факторов-рисков по актуальным вызовам среды, окружающей жизненное пространство русского народа.

А также, дублировании производства товаров военного назначения, увеличению сборочных площадок и расширению резервов по изготовлению запчастей, модульного исполнения сложных узлов и агрегатов изделий военного и двойного назначения, стандартизации типов военной техники. Расширении союзнического военно-технического сотрудничества на условиях использования совместимости военной продукции.

Значит, нужно расширять работу в направлении общенационального строительства объектов промышленного производства, строительства военных объектов (прежде всего, на западе страны), перемещения нового военного производства и производства двойного назначения за пределы существующих городов, строительства новых объектов сети капониров и командных пунктов, строительства военных объектов за пределами русского государства.

Что закономерно приведёт к повышению стабильности военной промышленности и увеличению товарного производства всей экономики, как внутри страны, так и у наших ближайших союзников. А также, приведёт к укреплению союзнического взаимодействия и расширению опережающего технологического развития.

В осуществлении прямой работы по мобилизационному развёртыванию нужно учитывать следующие процессы, которые способствуют упрочению результативной мобилизационной деятельности:

1 . Укрепление государственного строительства, расширение деятельности исполнительной власти.

2 . Укрепление единства народного большинства.

3 . Перемещение предприятий промышленного производства по целому ряду направлений военной промышленности.

4 . Развёртывание новых предприятий с учётом требований по защите от поражения современным оружием.

5 . Укрепление народнохозяйственной деятельности и самообороны русского народа, укрепление основ русской государственности.

6 . Целенаправленное расширение мобилизационной работы в дальнейшем, с горизонтов планирования в 4, 6, 10 лет.

Поэтому, нужно чётко и последовательно преодолевать помехи мобилизационному развёртыванию. Значит, осуществлять деятельность по следующим направлениям государственной мобилизационной работы:

1 . Осуществлять поддержку в перемещении предприятий промышленности в соответствии с планами мобилизационного развёртывания.

2 . Осуществлять подавление противников мобилизационного развёртывания, поражение в правах противников государственной мобилизационной деятельности.

3 . Обезвреживать противников госстроительства и противников самостоятельного хозяйствования народного большинства.

4 . Осуществлять защиту народного большинства, поддерживать укрепление народного единства.

5 . Осуществлять последовательное расширение государственной мобилизационной политики, с учётом прогнозируемого подъёма уровня глобального противоборства и возможного масштабного вторжения на российскую территорию.

Чёткая и последовательная работа в направлении проведения мобилизационного развёртывания позволит избежать жертв среди мирных жителей русского государства в период перевода экономики страны к работе в условиях военного времени.

Увеличит возможности для реализации потенциала военнослужащих и мобилизованных граждан.

Подготовка народного большинства к мобилизационному развёртыванию обеспечит значительное ускорение технологического развития экономики, упрочит преимущества народного большинства в борьбе за выживание в войне. Сделает возможным перевод к последующему мобилизационному развитию совместимым с выживанием народного большинства.

Соответственно, мобилизационное развёртывание, которое будет осуществляться с позиций мощной подготовительной работы, обеспечит прорыв к технологическому преимуществу русского государства. Что позволит, в преимущественном положении, вступать в противоборство с врагом русского народа. Тем самым, обеспечит ведение военных действий, совместимых с выживанием народного большинства.

Мобилизационное развёртывание, последовательно проводимое в промышленной политике русского государства, обеспечит приращение поступательным технологическим прорывам, как частным отраслевым, так и общеотраслевым. Причём, общеэкономические преобразования позволят обеспечить переход к новой формации экономических отношений, отвечающей интересам народного большинства в части мощного мобилизационного прорыва. Причём, Последнее, увеличит опережение общемирового уровня технологического развития: на отдельных площадках и территориях, затем, масштабных преобразованиях промпроизводства. Что отразится на уровне изготовления продукции, увеличении технологического качества выпускаемых изделий, увеличении товарного производства. А также совокупного увеличения технологического превосходства над государствами вероятных противников.

Последующие мероприятия по расширению мобилизационной работы сформируют устойчивое экономическое развитие русского государства в качестве мобилизационного. Которое будет заключаться в расширении использования новых симбиотических и оборонных технологий в порядке определяющего цивилизационное развитие русского народа. Что закономерно приведёт к формированию русского государства в естественных пределах Русских Земель, как наиболее соответствующему соборному развитию народной общности.

Дальнейшее мобилизационное развитие обеспечит расширение упорядоченного хозяйствования и промпроизводства на сверхсовременном уровне технологии. Увеличение веса использования продвинутых технологий снизит последствия военных действий, развязанных враждебными государствами в ближайших зарубежных странах, а также будет способствовать снижению эффективности террористической войны против русского государства.

Безусловно, мобилизационное развитие русского государства будет оказывать прямое влияние на опережающее развитие наших союзников, обеспечит позитивное влияние на обороноспособность союзных стран и государств. Что увеличит совокупную мощь наших союзников в составе содружества стран единой коалиции, в борьбе за выживание народного большинства.

Что, в свою очередь, увеличит сопротивляемость наших союзников – в борьбе с нашими общими вероятными противниками. Увеличит совокупную мощь нашего содружества государств. Придаст сил нашей военной коалиции, в борьбе за существование народов.

Способы стратегического развертывания вооруженных сил капиталистических государств

По опыту второй мировой войны стратегическое развертывание представляло собой систему мероприятий государств, включавшую мобилизационное развертывание вооруженных сил; стратегическое сосредоточение войск на театрах военных действий; развертывание вооруженных сил на театрах в определенных стратегических и оперативных группировках и занятие войсками исходного положения для ведения военных действий; прикрытие мобилизации, сосредоточения и развертывания от ударов противника с воздуха, моря и суши.

Под влиянием бурного развития технических средств ведения боевых действий стратегическое развертывание вооруженных сил главных капиталистических стран накануне и в начале второй мировой войны приобрело новые черты, а способы его осуществления претерпели существенные изменения.

В соответствии с установившимися взглядами на характер будущей войны как войны, требующей предельного напряжения материальных и духовных сил государства, и в странах фашистского блока и в державах, противостоявших ему, коренным образом изменились понятия о содержании мобилизации. Если раньше мобилизация рассматривалась лишь как перевод вооруженных сил с мирного на военное положение, т. е. как собственно военная мобилизация, то теперь она выступала как всеобъемлющая мобилизация по переводу уже всей страны на обеспечение нужд войны, включая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, науку, аппарат управления, систему духовной подготовки населения и т. д.

Решающее значение приобрела экономическая мобилизация, под которой стали понимать организованное использование экономических ресурсов страны для ведения войны. Она потребовала разработки особых мобилизационных планов, согласно которым с началом войны на производство военной продукции намечалось перевести многие из промышленных предприятий, выпускавших мирную продукцию.

Вовлечение в войну фактически всего населения той или иной страны требовало от буржуазных правительств заблаговременного проведения политической мобилизации, которая с началом военных действий приобретала огромные размеры. Готовясь к войне и стремясь к укреплению своего тыла, господствующие классы развертывали бешеную шовинистическую пропаганду и под флагом защиты нации обрушивали удары на передовые силы общества и прежде всего на коммунистов, разоблачавших империалистический характер политики буржуазных правительств.

В агрессивных государствах антикоммунизм, возведенный в ранг государственной политики, сочетался с разнузданной пропагандой расизма, идей реванша и борьбы за «жизненное пространство» .

Мероприятия экономической и политической мобилизации, тесно связанные с собственно военной мобилизацией, были призваны обеспечить успешное развертывание и применение вооруженных сил для достижения политических целей войны.
1. Мобилизационное развертывание вооруженных сил

Характер мобилизационного развертывания в Германии и Японии
Подготовка и осуществление мобилизации в Германии. К подготовке мобилизационного развертывания армии Германия приступила фактически тотчас же после поражения в первой мировой войне. С приходом к власти фашизма ее темпы и размах резко усилились.
Планирование увеличения армии мирного времени началось еще в 1926 г. с разработки так называемого плана «А», по которому предусматривалось троекратное увеличение дивизий — с 7 до 21. Летом 1934 г. он был выполнен. Тем самым создавалась база для комплектования армии на основе всеобщей воинской повинности, которая была введена в 1935 г. К осени 1936 г. сухопутная армия насчитывала уже 41 дивизию.
Развертывание армии военного времени было осуществлено на основании мобилизационного плана на 1939—1940 гг. и директивы по стратегическому развертыванию в соответствии с так называемым «Белым планом».
.....
Значительная часть соединений мирного времени имела такую организационную структуру, которая легко позволяла довести их численность до штатов военного времени без объявления какой-либо мобилизации, например, под видом призыва резервистов и привлечения транспортных средств на учения. Так, по мобилизационному плану 1939—1940 гг., в пехотных дивизиях первой волны тридцать один полк двухбатальонного состава укомплектовывался до полного штата именно таким способом, причем резервисты поступали для формирования третьего батальона. Это в значительной мере способствовало скрытому переводу армии на положение военного времени непосредственно перед войной.

Важную роль в сокращении сроков проведения мобилизации играла нарезка районов отмобилизования и формирования новых частей с таким расчетом, чтобы довести до минимума мобилизационные перевозки людей и материальных средств и создать мобилизационные запасы вблизи пунктов формирования. Нарезка районов строго по территориальному принципу ускоряла процесс мобилизации и содействовала обеспечению ее скрытности.

Большое значение для подготовки мобилизации имело проведение различных по масштабу мобилизационных учений и пробных отмобилизований, которые преследовали двоякую цель. Во-первых, с их помощью проверялась действенность предмобилизационных и мобилизационных мероприятий и вырабатывались навыки в проведении мобилизации, и, во-вторых, они были рассчитаны на усыпление бдительности населения зарубежных стран и собственного населения, ибо периодическое проведение этих мероприятий постепенно становилось привычным и рассеивало возникавшие было опасения.

Значительное внимание уделялось планомерному накоплению людских резервов. До 1935 г. подготовка резервистов велась скрытно, через различные добровольные военизированные организации, а после 1935 г. — на основе всеобщей воинской повинности.
....
Накоплению людских резервов и ускорению мобилизационного развертывания армии помогало включение в общую систему мобилизационных приготовлений многочисленных полувоенных и военизированных формирований. Например, из молодежной организации имперской трудовой повинности с объявлением мобилизации в самые короткие сроки были сформированы строительные части. Они насчитывали в своем составе около полумиллиона человек.

Накануне второй мировой войны система подготовки людских резервов в фашистской Германии позволяла полностью обеспечить мобилизационные потребности для развязывания агрессивных акций, а в ходе всей второй мировой войны поставить под ружье около 17 млн. человек. Это составило 24,5 процента всего населения, в то время как в первой мировой войне было призвано в армию 13,2 млн. человек (19,7 процента населения). ...
Способы мобилизационного развертывания вооруженных сил фашистской Германии подчинялись идее нанесения мощного первоначального удара по противнику, причем в такой момент, когда этого удара он меньше всего ожидает. Они отличались разнообразием, но имели и общие черты — проводились в жизнь с учетом конкретно сложившейся военно-политической обстановки и обязательно скрытно.

Проведение частичных мобилизаций под прикрытием ограниченных военных акций. Для постепенного скрытого мобилизационного развертывания вооруженных сил фашистские государства широко использовали локальные войны и любые ограниченные военные акции. Фашистская Германия, например, проводила скрытое развертывание армии, используя такие агрессивные акции, как аншлюс Австрии, присоединение Судетской области, оккупация Чехословакии и др.
...
Мобилизационное развертывание вооруженных сил Польши и Франции

Польша. Мобилизационная система, действовавшая в Польше накануне войны, во многом отставала от мобилизационных систем других капиталистических стран. В основе мобилизационных планов Польши лежала военно-теоретическая концепция, согласно которой считалось, что будущая война начнется так же или почти так же, как и первая мировая война, то есть пройдя «классические» стадии мобилизации, сосредоточения, развертывания вооруженных сил и, наконец, собственно начала военных действий.

Правда, польский план мобилизации частично допускал такое положение, когда Польша может оказаться захваченной противником врасплох. Однако все-таки считалось — и это было главным, — что Германия, прежде чем начать активные боевые действия, должна будет предварительно провести мобилизацию, сосредоточение и развертывание сил и, следовательно, затратит на эти мероприятия какое-то время. Это позволит польскому командованию вскрыть проводимую Германией подготовку к нападению и принять необходимые ответные меры, если даже она несколько упредит Польшу в проведении аналогичных мер. При этом предполагалось, что Германия будет, как и в первой мировой войне, проводить открытую, а не скрытую, как оказалось на самом деле, мобилизацию.

Польский план мобилизации предусматривал приведение вооруженных сил в состояние боевой готовности как на всей территории страны, так и на территории одного или нескольких корпусных округов. На случай локального конфликта планировалось выставить корпус вторжения. Проведение мобилизации могло быть осуществлено двумя способами: открытым объявлением мобилизации (всеобщая мобилизация) и по тревоге — путем вручения резервистам, а также владельцам лошадей, повозок и. автомобилей специальных карточек явки (скрытая мобилизация). ...
Франция. Главной особенностью мобилизационного развертывания французской армии явилась его фактическая завершенность к началу активных боевых действий на Западноевропейском театре, т. е. к маю 1940 г.

В известной мере это объяснялось применением довольно гибкой мобилизационной системы, тщательно разработанной французским генеральным штабом. Она энергично стала проводиться в жизнь, когда агрессивные действия фашистской Германии непосредственно затронули интересы французского монополистического капитала. Французский мобилизационный план предусматривал осуществление всего комплекса мероприятий по стратегическому развертыванию вооруженных сил, включая мобилизацию, сосредоточение и прикрытие войск. С августа 1939 г., т. е. со времени, когда фашистская Германия заметно усилила приготовления к развязыванию войны, форсированное осуществление мероприятий предмобилизационного характера началось и во Франции. ...
Особенности мобилизационного развертывания вооруженных сил Англии и США

Англия. Мобилизационное развертывание вооруженных сил Англии и США имело особенности, определявшиеся военными доктринами и географическим положением этих государств.

Как известно, согласно официальным военным взглядам и стратегическим планам правящие круги Англии и США кульминационный пункт своих усилий в войне относили на ее конец. При этом предполагалось, что мобилизационное развертывание вооруженных сил начнется уже после вступления государств в войну. Руководящие политические и военные деятели Англии и США, разрабатывая мобилизационные планы, учитывали и то, что из-за своего географического положения эти страны могут не бояться неожиданного вторжения противника на свои территории. По этой причине ни Англия, ни США не содержали в мирное время крупных сухопутных армий. Большое внимание Англия и США уделяли лишь росту и поддержанию в боевой готовности военно-морских флотов. Кроме того, в Англии накануне войны интенсивно развивались военно-воздушные силы. Придавалось серьезное значение и противовоздушной обороне страны.

Английский флот к началу второй мировой войны являлся одним из самых сильных в мире и насчитывал в своем составе 12 линкоров, 3 линейных крейсера, 7 авианосцев, 15 тяжелых и 50 легких крейсеров, 184 эсминца и 69 подводных лодок. Строились еще 7 линкоров, 19 крейсеров и 6 авианосцев. Авианосная авиация Англии насчитывала около 500 самолетов, а морская авиация берегового базирования — 232.

После начала второй мировой войны основные усилия Англии сосредоточивались на строительстве тех кораблей, которые могли стать в строй до 1942 г. Одновременно были реквизированы некоторые из кораблей, строившихся для других стран. Уделялось большое внимание созданию вспомогательных военных кораблей, особенно переоборудованию торговых судов в крейсеры и тральщики{125}. .....
США. В вооруженных силах Соединенных Штатов Америки, как и Англии, ведущую роль играл военно-морской флот, К началу войны он был самым сильным в мире и насчитывал в своем составе 16 линкоров, 7 авианосцев, 18 тяжелых и 18 легких крейсеров, 181 эсминец, 111 подводных лодок{128}. Кроме того, на стадии строительства находилось 8 линкоров, 3 авианосца, 4 тяжелых и 21 легкий крейсер, 98 эсминцев и 37 подводных лодок. Морская авиация имела 1 885 самолетов, в том числе около 500 самолетов, базировавшихся на авианосцы.

В предвоенные годы США далеко отставали от главных капиталистических стран в развитии своих сухопутных и военно-воздушных сил. В составе сухопутных войск, по оценке начальника штаба армии генерала Маршалла, имелось жалкое подобие трех с половиной дивизий, разбросанных мелкими подразделениями по всей стране. Военно-воздушные силы, организационно входившие в состав сухопутных войск, состояли из нескольких не полностью укомплектованных эскадрилий.

К созданию армии и военно-воздушного флота США практически приступили после развязывания фашистской Германией войны в Европе. В июле 1941 г., когда Соединенные Штаты Америки еще не участвовали в войне, президент США официально запросил расчеты на потребность вооруженных сил в военных материалах. В сентябре 1941 г. военное министерство приступило к стратегическим расчетам для определения размеров мобилизации и развертывания американской армии. Эти расчеты легли в основу первоначального варианта так называемой «программы победы».

По предположениям объединенного комитета начальников штабов, общая численность армии к 1 июля 1943 г., т. е. к сроку, когда сухопутные войска и военно-воздушные силы будут готовы к «окончательным, решающим современным боевым действиям», должна была составить около 8,8 млн. человек, или приблизительно 215 дивизий. При этом армия должна была состоять преимущественно из воздушных, танковых и моторизованных соединений{129}.

Из 8,8 млн. человек общей численности армии около 2 млн. человек предназначалось для комплектования военно-воздушных сил, в составе которых предусматривалось создание 239 авиакрыльев (около 63,5 тыс. самолетов).

Первоначальные расчеты и планы по мере уточнения политических целей и задач стратегии США в войне не раз пересматривались и конкретизировались. Тем не менее они послужили основой для довольно быстрого развертывания американских вооруженных сил, особенно после вступления США в войну. Численность сухопутных войск составляла на 1 января 1941 г. свыше 1,6 млн. человек, к концу 1942 г. она возросла почти до 5,4 млн. человек, а к 1 июля 1943 г. общая численность армии достигла 8,3 млн. человек{130}. Военно-воздушные силы в 1942 г. насчитывали 5 042 боевых самолета, из них 2 308 тяжелых бомбардировщиков. В течение 1942—1944 гг. было сформировано девять новых воздушных армий, в том числе четыре армии стратегической авиации. К концу войны США имели семнадцать воздушных армий.

Таким образом, США хотя и со значительным опозданием, однако весьма энергично проводили мобилизационное развертывание своих вооруженных сил, добиваясь уже в ходе войны создания массовой сухопутной армии и мощного военно-воздушного флота

2. Стратегическое сосредоточение и развертывание вооруженных сил на театрах военных действий

Анализ истории войн, особенно опыта мировых войн, показывает, что исторически сложилось два основных способа осуществления стратегического сосредоточения и развертывания вооруженных сил на театре военных действий.

Первый из них состоял в том, что сосредоточение и развертывание войск проводилось с большой активностью и в ограниченные сроки одновременно на всем фронте, открыто и уже после начала войны. Он был типичным для вступления государств в первую мировую войну, вполне соответствуя политическим устремлениям и установившимся военно-теоретическим воззрениям держав обеих коалиций. Хотя воюющие государства и стремились еще в мирное время провести в жизнь как можно больше мероприятий, которые раньше осуществлялись лишь с объявлением войны, стратегическое сосредоточение и развертывание войск на театрах военных действий падали на время после начала войны.

Характерным для вступления ряда государств во вторую мировую, войну было проведение сосредоточения и развертывания войск еще в мирное время, причем сосредоточение проходило в условиях строжайшей маскировки и растягивалось на длительное время. Развертывание же войск в исходных районах и создание исходных группировок для наступления или обороны, наоборот, осуществлялось в сжатые сроки, непосредственно перед началом боевых действий.

Это было то, что составило основное содержание второго способа стратегического сосредоточения и развертывания войск на театрах военных действий.

Государства, которые не успевали провести сосредоточение и развертывание главных сил еще в мирное время, попадали в тяжелое положение. Они не могли в первые дни противопоставить врагу на направлениях его главных ударов достаточно сильные группировки своих войск и оказывались не в состоянии отразить в начале войны его внезапные массированные удары с воздуха и противодействовать глубокому вторжению его наземных войск на свои территории. Это крайне затрудняло завершение стратегического развертывания вооруженных сил, так как его приходилось проводить одновременно с тяжелыми оборонительными боями.

Похожие статьи