Материалистическая (классовая) теория – Марксистко-ленинская теория. Теории происхождения государства

26.09.2019

Проблема происхождения жизни для теорий вечности жизни не существует по той простой причине, что эти теории стирают различия, существующие между живым и неживым. Поскольку эти теории исходят из единства комплекса живое - неживое, для них не существует и вопроса о происхождении одного от другого. Совсем иначе обстоит дело, если принять наличие специфических различий между живой и неживой материей - в этом случае сам собой возникает вопрос о возникновении этих различий. Разрешение настоящего вопроса, естественно, неразрывно связано с теми представлениями, которые существуют о природе различий между неживой материей и живыми организмами.

Правильная постановка этого вопроса стала возможной лишь после исследований Л. Пастера и в связи с расширением и углублением самого понятия живого. Особенное значение в истории проблемы имела теория немецкого ученого Э. Пфлюгера (1875).

Вопрос о происхождении жизни для Пфлюгера, как и для современных ученых, сводился к вопросу о происхождении белковых веществ и о той внутренней их организации, которая составляет характерное отличие белков живой У протоплазмы Ф. Автор соответственно разбирает различия между У живым Ф и У мертвым Ф белком, из которых основное заключается в неустойчивости У живого Ф белка, его способности к изменениям в отличие от инертного У мертвого Ф белка. Эти свойства У живого Ф белка во времена Пфлюгера приписывали наличию в молекуле белка кислорода. Это воззрение в настоящее время оставлено. Из других представлений о различиях между У живым Ф и У мертвым Ф белком ученый останавливается на содержании в молекуле У живого Ф белка группы циана, CN, и соответственно этому он пытается создать представление о происхождении этого основного для белковой молекулы радикала. В соответствии с этим, исследователь считает, что цианистые соединения возникли еще в то время, когда Земля представляла собой расплавленную или раскаленную массу. Именно при этих температурах в лаборатории удается получить указанные соединения искусственным путем. Впоследствии, при охлаждении земной поверхности, соединения циана с водой и с другими химическими веществами привели к образованию белковых веществ, наделенных У жизненными Ф свойствами.

В теории Пфлюгера, в настоящее время устаревшей, ценным является материалистический подход к проблеме происхождения жизни и выделение белка как важнейшей составной части протоплазмы. Происхождение белковых веществ можно представить себе и иначе. И действительно, вскоре после Пфлюгера появились другие попытки подойти к разрешению этого вопроса с биохимической стороны. Одной из таких попыток является теория английского ученого Дж. Эллена (1899).

Первое появление азотистых соединений на Земле, в противоположность Пфлюгеру, Эллен приурочивает к тому периоду, когда пары воды вследствие охлаждения сгустились в воду и покрыли поверхность Земли. В воде были растворены соли металлов, имеющие первостепенное значение для образования и деятельности белка. В ней же содержалось известное количество углекислоты, которая вступала в соединение с оксидами азота и с аммиаком. Последние могли образоваться при электрических разрядах, имевших место в воздухе, содержащем азот. Уже эти теории, относящиеся к концу прошлого столетия, ясно намечают основное направление, по которому и в настоящее время идет развитие проблемы возникновения живого.

Библиография:

1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Для средних специальных заведений. М.: Высшая школа, 1995

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Теории происхождения человека ТПЧ

Теории происхождения человека тпч.. план.. история представлений о возникновении жизни представления древних и средневековых философов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Марксистская (материалистическая) версия (теория) происхождения государства, ее основные положения

Длительное время в отечественной теории государства и права происхождение государства и права определялось в соответствии с взглядами Ф. Энгельса, К. Маркса и В.И. Ленина. В основу были положены книга Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанная им в 1884 году, и лекция В.И. Ленина «О государстве» 1919 года.

Материалистическая теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н.Новгород, 2007г..

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне. Оно возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку. Интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

Теория долгое время безраздельно господствовала в советской науке, однако она не может дать объяснение всем факторам возникновения государства, особенно на Востоке, где частная собственность на землю и средства производства не получили широкого распространения.

Человеческое общество, по мнению Ф. Энгельса, не возникло сразу с изготовлением первых орудий труда, с появлением первых людей, людей формировавшихся. «Оно возникло лишь с готовым человеком. Предшествовавшая возникновению готового человека эпоха была не только периодом формирования человеческого общества. Формировавшиеся люди жили в формировавшемся обществе» . Этим утверждением Ф. Энгельс намного опередил свое время. Современная наука не давала материала для обоснования и конкретизации этого положения. Поэтому в классическом труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» мы не находим схемы периодизации первобытной истории, которая основывалась бы на этом положении.

В своей работе Энгельс опирался на труды американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л. Г. Моргана, опубликованные в 1877 году в его книге «Древнее общество». Морган был первый, кто попытался внести в предысторию человечества определенную систему, и пока значительное расширение материала не заставит внести изменения, предложенная им периодизация останется в силе. Морган открыл основную ячейку доклассового общества, как он доказал, ей являлся род.

Главной же заслугой Энгельса была не только систематизация взглядов Моргана и некоторых других этнографов на первобытное общество, но и утверждение материалистического, в том числе классового, подхода к появлению частной собственности и государства. Он сделал попытку показать определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности - на появление и развитие государства. Он сумел уловить некоторые общие процессы в развитии первобытного общества и использовал знания о родовых связях североамериканских индейцев, изученных Морганом, для объяснения аналогичных процессов в греческой, римской и германской истории. В частности, ценным для того времени являлось понимание разложения родового строя и перерастание его в государственную форму организации общества.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма

Афинская форма является классической, именно поэтому я рассмотрю ее подробнее.

«Как развивалось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного «вооруженного народа», защищавшего себя собственными силами в своих родах, племенах, заняла вооруженная «публичная власть», которая была подчинена этим государственным органам, а, следовательно, могла быть применена и против народа, - все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше, чем в Древних Афинах».

Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племени родов. Афинский гражданин получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя.

Второе нововведение состояло в разделении всего народа, независимо от рода или племени, на три класса: благородных, земледельцев и ремесленников. Это разделение показывает, что вошедшее в обычай замещение родовых должностей членами определенных семей превратилось уже в мало оспариваемое право этих семей на занятие общественных должностей, что эти семьи начали раскладываться вне своих родов в особый привилегированный класс, и, что их притязания были освящены только еще зарождавшимся государством. Оно показывает, что разделение труда между крестьянами и ремесленниками упрочилось настолько, что стало отодвигать на второй план общественной значение прежнего деления на роды и племена. Оно провозглашает непримиримое противоречие между родовым обществом и государством.

Первая попытка образования государства состоит в разрыве родовых связей путем разделения каждого рода на привилегированных и непривилегированных. А затем, разделения последних на два класса соответственно роду их занятий, что противопоставляло их, таким образом, один другому.

Появившаяся частная собственность на стада и предметы роскоши вела к обмену между отдельными лицами, к превращению продуктов в товары. Это стало началом всего последующего переворота. Лишь только производители перестали сами непосредственно потреблять свой продукт, а начали отчуждать его путем обмена, они утратили свою власть над ним. Возникла возможность использовать продукт против производителя, для его эксплуатации и угнетения. Вместе с товарным производством появилась обработка земли отдельными лицами своими собственными силами, а вскоре затем и земельная собственность отдельных лиц. Потом появились деньги - всеобщий товар, на который могли обмениваться все другие товары.

Древний родовой строй был не способен найти внутри себя места для чего-либо подобного деньгам, кредиторам и должникам, принудительному взысканию долгов. Но новая общественная сила уже существовала, и даже страстное стремление вернуть старое время не могли заставить исчезнуть деньги и ростовщичество.

С дальнейшим развитием промышленности и обмена все полнее развивалось разделение труда между различными отраслями производства. Количество рабов значительно возросло, торговля привлекала в Афины множество чужестранцев, которые селились здесь ради легкой наживы. Одним словом, родовой строй подходил к концу. Незаметно развивалось государство. Новые группы, образовавшиеся благодаря разделению труда сначала между городом и деревней, а затем между различными городскими отраслями труда, создали новые органы для защиты собственных интересов, были учреждены соответствующие должности. Затем молодому государству для ведения отдельных небольших войн и для охраны торговых судов потребовались, прежде всего, собственные военные силы. Были учреждены небольшие территориальные округа, по двенадцать в каждом племени, каждый из которых должен поставить, вооружить и снабдить экипажем одно военное судно. Это учреждение, во-первых, создавало публичную власть, а во-вторых, оно впервые подразделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории.

Позднее был установлен совет «Четырехсот», по сто членов из каждого племени. Основой еще оставалось племя, но это была уже единственная сторона старого строя. Граждане были разделены на четыре класса по размерам землевладения и его доходности. Все должности могли замещаться лишь представителями высших трех классов, а самые высокие должности только представителями первого класса. Четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать в народном собрании, однако именно здесь выбирались все должностные лица, здесь вырабатывались все законы, а четвертый класс составлял здесь большинство. Деление на четыре класса послужило основой для новой организации войска. Первые два класса поставляли кавалерию, третий должен был служить в качестве тяжеловооруженной пехоты, четвертый - в качестве легкой, не имевшей защитных доспехов пехоты или во флоте, и притом получал, вероятно, за службу плату. Таким образом, в организацию управления вводится новый элемент - частная собственность.

В последующие годы эволюция афинского общества постепенно приняла направление, по которому оно развивалось далее на протяжении следующих столетий. Движимое имущество, богатство, состоявшее в деньгах, рабах и кораблях, все более возрастало, но теперь оно уже не служило только средством для приобретения земельной собственности, оно стало самоцелью. Борьба партий продолжалась, знать пыталась вернуть свои прежние привилегии и на короткий срок одержала верх, пока революция Клисфена не низвергла ее окончательно, а вместе с ней и остатки родового строя. марксистский государство правосознание демократический

Новая организация управления игнорировала деление на четыре древних племени, основанных на родах и фратриях. Ее место заняла совершенно новая организация на основе уже испытанного разделения граждан по месту их жительства. Решающее значение имела уже не принадлежность к родовым союзам, а исключительно место постоянного жительства. Не народ подвергался делению, а территория, население в политическом отношении превращалось в простой «придаток территории» .

Возникающее государство начало в Афинах с той же самой единицы, к которой приходит современное государство в результате своего высшего развития. Афинское государство управлялось советом, состоявшим из пятисот избранных представителей десяти племен, а в последней инстанции - народным собранием, куда имел доступ и пользовался правом голоса каждый афинский гражданин. Афиняне учредили одновременно с государством и полицию.

С развитием торговли и промышленности происходило накопление и концентрация богатств в немногих руках, а также обнищание массы свободных граждан, которым только оставалось на выбор: или вступить в конкуренцию с рабским трудом, самим, занявшись ремеслом, что считалось постыдным, низким занятием и не обещало большого успеха, или же превратиться в нищих. Они шли при - данных условия неизбежно - по последнему пути, а так как они составляли массу населения, это привело к гибели и все Афинское государство.

Возникновение государства у афинян является типичным примером образования государства вообще, потому что оно происходит, с одной стороны, без насильственного вмешательства, с другой, - в данном случае высоко развита форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества, а также просто потому, что нам достаточно известны все существенные подробности образования этого государства.

По оценкам специалистов, «марксистская (материалистическая) теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли»

Основные положения теории

По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство.

Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу.

Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан -- налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги.

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.

Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство -- органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а представительное государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом.

В виде исключения встречаются также периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга.

Кроме того, в большинстве известных в истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением, и этим прямо заявляется, что государство -- это организация имущего класса для защиты его от неимущего. В Афинах и Риме это определялось делением граждан на имущественные категории, в средневековом феодальном государстве степень политического влияния определялась размерами землевладения. В эпоху Нового времени это находило выражение в избирательном цензе при выборах в высшие государственные органы.

Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

По мнению сторонников данной теории, в середине--конце XIX века общество стало приближаться к такой ступени развития производства, на которой существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой развитию производительных сил (производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями). Результатом этого является неизбежное исчезновение классов посредством социальной революции, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства.

К представителям материалистической теории обычно от­носят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникнове­ние государственности прежде всего социально-экономически­ми причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а сле­довательно, и для появления государственности, имели три круп­ных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствова­ние орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и при­вел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на экс­плуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственно­сти выступает выделение публичной власти, уже не совпадаю­щей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих эко­номических интересов новую политическую структуру - госу­дарство, которое прежде всего служит инструментом реализа­ции воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функцио­нирования общества как целостного организма.

Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологиче­ской теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление го­сударственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стрем­лением одних подчиняться, подражать, а других - подчинять, быть образцом для подражания.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал пле­менным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магиче­ская сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, бо­ролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного обще­ства от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписывае­мой этой элите, и возникает власть государственная.

Государство, по мне­нию представителей данной теории, - продукт разрешения пси­хологических противоречий между инициативными (активны­ми) личностями, способными к принятию ответственных реше­ний, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

10. 0Бщие закономерности возникновения и развития государства и права.

Государство - политическая структура особого рода, воз­никшая на определенном этапе социального развития, представ­ляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Формирование государства - длительный процесс, кото­рый у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как "азиатский способ производства" (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная общи­на, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одно­временно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в резуль­тате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины - это самая чистая, классическая форма возник­новения государства, поскольку оно вырастет непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри ро­дового строя.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бес­правных, живших вне римских родов плебеев против родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значитель­ной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной госу­дарственности - закреплением крестьянства и крупной част­ной собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохра­няли и свободу, и собственность на землю).

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечи­вать эффективность действия друг друга. Как невозможно су­ществование государства без права (последнее организует по­литическую власть, выступает зачастую средством осуществ­ления политики конкретного государства), так и права без го­сударства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение пра­вовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Право исторически возникло как классовое явление и вы­ражало прежде всего волю и интересы экономически господ­ствующих классов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмот­реть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодаль­ной эпох).

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеоб­щего сведения.

Возникновение права - следствие усложнения со­циальных связей, обострения противоречий, с регулировани­ем которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

    перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой го­сударства;

    правотворчество государства, которое выражается в из­дании специальных документов - нормативных актов (зако­нов, указов и т. п.);

    прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения дру­гих аналогичных дел).

Материалистическая теория происхождения государства права является одной из основных теорий, объясняющих возникновение такого общественного явления как право и государство . Выдающимися ее представителями были К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Суть материалистической теории можно заключить в том, что основной причиной возникновения права являются отнюдь не религиозные или культурные причины, а исключительно экономические предпосылки.

Представители материалистической теории происхождения государства и права утверждают, что государство пришло на смену родоплеменным отношения , а право на смену мононормам и обычаям. Такой переход произошел в силу значительных преобразований хозяйственной и экономической деятельности первобытного общества. При этом изменения в социальных отношениях и культуре представители этой теории не принимают во внимание. Таким образом, именно экономические изменения привели к разложению первобытного общества и формирования таких социальных явлений как государство и право.

Какие экономические изменения привели к возникновению государства и права? (материалистический подход).

В-первую очередь происходит отделение скотоводства от земледелия и далее выделения ремесла и появления класса людей, занятых исключительно в отношениях обмена товарами. Эти изменения экономической и хозяйственной действительности стимулировали быстрый рост производственных отношений и появление избыточного продукта. Необходимо обратить внимание на то, что именно в этот период становится очень выгодно эксплуатировать чужой труд. Примером тому является начало практики порабощения пленных воинов, которых заставляли работать на себя, а произведенный ими продукт присваивали.

Все вышеперечисленные факторы приводят к усилению имущественного расслоения и углублению разделения труда, формируется классовое общество, появляются богатые и бедные слои населения. Богатые слои начинают использовать труд бедных слоев населения и других представителей общины. В результате в течение длительного времени происходит формирование устойчивых слов населения и классов. Формируются закрытые социальные группы управленцев (вождей), военных предводителей и духовных лидеров (жрецов). Эти слои обладали более высоким статусом по сравнению с другими представителями общества и использовали свое высокое положения для того чтобы присвоить избыточный продукт, производимый обществом (скот, орудия труда, утварь), а также стремились передать свои привилегии по наследству. Этими стремления было обусловлено задача этих классов по удержанию в состоянии повиновения остальных членов общества, в особенности рабов и незащищенных представителей общества.

Новые условия социальной и экономической жизни общества привели к тому, что устоявшаяся система управления родоплеменной организации общества перестала отвечать запросам времени, появились непреодолимые противоречия, в результате чего и появилось государство и право.

Родовой строй отжил свой век (выдержка). Ф.Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства"

До начала XIX столетия люди верили в непрерывный процесс спонтанного зарождения определенных форм жизни из неживой материи. Этот взгляд сочетался с теорией гетерогенеза, то есть образований одной формы жизни из других форм, например происхождения пчел от цветов. В классическом понимании спонтанной генерации живые организмы образовываются при разложении органических субстанций.

По мнению Аристотеля, тля произошла от росы, падающей на растения, мухи – от гнилостных веществ, мыши – от грязного сена, крокодилы – от гниющих на дне водоема стволов деревьев и так далее. В своей теории Аристотель синтезировал труды философов прежних лет и пришедшие из древности описания внешнего вида различных организмов.

Два тысячелетия теория спонтанного зарождения считалась вполне научной, но в XIX веке она была полностью опровергнута экспериментами Луи Пастера. На сегодняшний день жизненный цикл различных форм живых организмов достаточно хорошо изучен, и дискуссии по теории спонтанного зарождения уже не ведутся, однако вопрос о биопоэзе и абиогенезе, то есть о процессе зарождения живых организмов из неживой материи, остается открытым.

Глина

Модель происхождения жизни на основе глины выдвинул в 1985 году шотландский химик из университета Глазго A. Грэм Кэрнс-Смит, вполне вероятной данную теория находили и другие ученые, в частности Ричард Доукинс.

Согласно «глиняной» тории сложные органические молекулы постепенно формировались на базе уже существующей неорганической репродуктивной платформы в виде кристаллов кремния. Проще говоря, Кэрнс-Смит полагал, что в глине содержались разные органические компоненты, которые находились на определенном расстоянии друг от друга, и глина выступила соединительным механизмом, объединив эти элементы в структуры, сходные с нашими генами.

Теория катастроф и воссоздания

Идея об исчезновении вида в определенной степени положила начало теории катастрофизма или последовательного создания. Эту теория некоторые считают одной из предшественниц современной теории эволюции .

Согласно теории катастрофизма в далеком прошлом Земля стала ареной каких-то бурных, но не продолжительных процессов, затронувших весь мир. Из этого следует, что в настоящем находится ключ к прошлому, и все в этом мире продолжатся с начала времен. Исходя из данной теории выходит, что каждая глобальная катастрофа уничтожала на Земле все живое, а новая жизнь, появившаяся впоследствии, была представлена формами, кардинально отличающимися от существовавших ранее. Известными сторонниками данной теории выступали французские ученые Жорж Кювье (1769-1832) и А. Д"Орбиньи (1802-1837).

Материалистическая теория происхождения жизни

Согласно теории материализма происхождение жизни на Земле есть процесс медленной и поэтапной химической эволюции, имевшей место примерно 3,8 миллиардов лет назад. Химическая эволюция в данном случае подразумевает молекулярную эволюцию на уровне ДНК, РНК и белков.

Молекулярная эволюция в 1960-е была выделена в отдельное научное направление, чему особенно поспособствовали изыскания ученых в области молекулярной биологии, эволюционной биологии и генетики, детальной изучавших структуру и функции рибонуклеиновых кислот и белков. Среди ключевых тем, подстегнувших развитие этого направления, стали эволюция функций энзимов, использование дивергенции нуклеиновых кислот в качестве «молекулярных часов», и происхождение некодирующих ДНК.

Органическая эволюция

Видообразование на Земле началось почти 3,5 миллиарда лет назад. Согласно теории органической эволюции этот процесс отличался многообразием и осуществлялся медленно, постепенно, но непрерывно или проходил в виде резких скачков от одного статического периода до другого.

Эволюция – это изменение по ходу времени в одной или нескольких наследственных чертах, присущих живым организмам Наследственные качества, по сути, являются отличительными характеристиками организма и включают в себя анатомические, биомеханические и поведенческие особенности, которые передаются из поколения в поколение. Эволюция привела к разнообразию и множественности живых организмов, населяющих нашу планету. Самым известным пропагандистом теории Эволюции является Чарльз Дарвин.

Божий промысел

Говоря о теориях происхождения жизни, неправильно было бы не упомянуть о теории Божьего промысла, согласно которой все живое на этой планете было создано по умыслу Бога. Всем известна легенда о первых людях, Адаме и Еве, созданных Богом для продолжения жизни на Земле. Эта концепция поддерживается практически всеми основными религиями мира: христианством, исламом и иудаизмом. В этих религиозных традициях на создание вселенной у Всевышнего ушло семь дней, а на шестой день пришелся венец его творений – появление на Земле первого человека.

Седьмой день Бог посвятил отдыху. После того, как Бог подарил Адаму компанию в виде животных, Всевышний задумался о создании более подходящей пары своему созданию. Из ребра Адама была создана Ева, а далее следует всем известная история о запретном плоде, грехе и об изгнании из райского сада.


Похожие статьи