Марк шагал сообщение. Марк шагал картины. Роспись плафона парижской Оперы Гарнье

18.12.2020

Шагал - один из немногих художников, которые сформировали целую эпоху в искусстве. Трудно назвать человека, который хотя бы краем уха не слышал об этом великом человеке с невероятным воображением и уникальным видением своего места в живописи. До сих пор Шагал - это уникальное явление, хотя бы приблизиться к уровню которого не удалось еще никому.

Родился будущий признанный лидер авангардизма на окраине Витебска, бывшего одним из небольших местечек Российской губернии, в 1887 году. Это было время массового гонения на инородцев и страшнейших еврейских погромов, что вызывало массовую эмиграцию еврейского населения в другие страны, с более лояльным отношением к представителям иудейского вероисповедания. Но для маленького Мовше все это было впереди. Он получил традиционное для еврейских детей образование, изучив Тору, Талмуд и освоив древнееврейский язык. После окончания четырех классов училища Шагал проходил обучение искусству живописи в Витебске в школе Юделя Пэна.

Поняв, что его талан не может быть развит на периферии, художник решает перебраться в Санкт-Петербург - тогдашний центр художественной мысли. Отец нехотя отпускает его, выделив весьма скудную сумму и отказавшись впредь финансово помогать сыну. В городе Шагал учится в школе Рериха, а затем у Бакста. В это время Марк знакомится с Беллой Розенфельд, которая до конца его жизни остается музой и любимой женщиной, чье лицо узнается буквально в каждом образе, созданном мастером.

В 1911 году начинается полоса жизни художника, во время которой его постоянно бросало из одного города и страны в другую. Сменив свое еврейское имя Мовше Хацкелевич на более европейское по звучанию Марк Захарович, он уезжает по стипендии учиться в , вернувшись в 1914 домой в Витебск и как раз попав на начало Первой Мировой войны. В следующем году он женится на Белле, а еще через год у них рождается дочь Ида. Впоследствии она становится биографом и исследователем работы своего отца. По окончании революции Шагал становится комиссаром по делам искусств в Витебской губернии и открывает собственную художественную школу.

В 1920 году он переезжает в начинает работать над оформлением театральных представлений, а в 1922 году едет в Литву на собственную выставку вместе со своей семьей. Тогда и начинается путешествие Шагала на Запад. Он перебирается в , а затем во , где в 1937 году получил гражданство. Однако в 1941 семье приходится бежать от надвигающегося фашизма в США, где в 1944 году умирает Белла. Она не была последней женщиной в жизни художника, но до момента его смерти оставалась его любовью и вечной музой.

С 60-х годов Марк Шагал стал интересоваться крупными формами и монументальным искусством. В сферу его интересов входили росписи, в том числе и потолочные, шпалеры и витражи. За эти годы мастером было создано множество значимых вещей, включая роспись плафона Оперы Гарнье во Франции и панно для Метрополитен-Опера, мозаики для Национального банка в США.

Марк Захарович Шагал прожил большую жизнь и оставил значительный след в искусстве авангарда. Он скончался на 98 году жизни, до конца своей жизни помня о своем происхождении и вплетая в свои произведения мотивы из жизни родного Витебска.

Marc Chagall

Еврейский живописец, график, скульптор, монументалист, один из основоположников художественного авангарда XX века.

Судба Шагала неразрывно связана с двумя городами – белорусским Витебском, уроженцем которого он был, и Парижем, где Марк состоялся как живописец.

Творчество Шагала специалисты относят именно к парижской школе современного искусства. В своем творчестве Шагалу удалось объединить древние традиции еврейской культуры и современное новаторство. создать собственный неповторимый стиль.

Он прожил долгую, яркую, насыщенную событиями жизнь, в которой было все – и изгнание, и великая любовь, и необыкновенный успех.

Марк Шагал – “Скрипач”, 1912 год

Есть на северо-западной Белоруссии старинный город Витебск. В конце XVIII столетия по указу императрицы Екатерины II была определена “черта оседлости”, которая определяла места проживания еврейского населения, перешедшего к Российской империи после раздела Польши.

Здесь было много еврейской бедноты. К ней относилось и семейство Шагалов. Молодой Хацкель-Мордух Шагал работал приказчиком в рыбном магазине в Песковатиках, еврейском районе города. А его молодая супруга Фэйгэ-Итэ сидела дома – ждала первенца.

7 июля 1887 года в Витебске или в Лиозно, которое располагалось в 40 километрах от губернского центра, на свет божий появился мальчик, которого назвали Мойшей или Марком (это натурализованное русское имя Шагала).

Он был послушным, сосредоточенным, не по годам серьезным мальчишкой. Но еще никто не знал, что в этой совсем простой, бедной семье растет настоящий гений.

Марк Захарович всю жизнь был верующим мальчиком. И это одно из важных обстоятельства, помогающих понять секрет успеха этого удивительного живописца, одного из лучших художников современности. Даже в самые тяжкие времена он не отчаивался. Этого не позволяла вера: ведь отчаяние – один из грехов. Все надо принимать, как волю Божью. В том числе и неудачи.

Шагал прожил огромную жизнь – почти 98 лет. И умер в 1985 году.

Отец Марка Хацкель-Мордух был человеком незлобным, тихим, очень набожным и бесконечно добрым. Он никогда и ни за что не наказывал детей.

Матушка Марка была женщиной другого склада. Она была женщиной словоохотливой, властной и предприимчивой. Когда в семье возникала какая-либо опасная ситуация, нерешительный отец полагался на мать.

Марк Шагал – “Покойник”, 1908 год

В 1900 году Марку исполнилось 13 лет. И осенью того же года его отдали в Витебское ремесленное четырехклассное училище.

Четыре года учебы – Марк закончил училище весной 1905 года – в памяти Шагала не особо задержались.

И в раннем детстве, и в отрочестве, и в годы учебы в ремесленном училище Марк постоянно рисовал. На его способности никто не обращал внимания, считая рисование всего лишь детско забавой. К тому же рисовал Марк необычно – его больше привлекали цветовые сочетания, чем форма.

В 1905 году в “полный рост” встал вопрос о будущем юноши. Марку исполнилось 17 лет.

В те годы в Витебске жил удивительный художник Юрий Моисеевич (Юдель) Пэн. Ученик Репина, Пэн проучился два года в Петербургской академии живописи и вернулся в Витебск, чтобы организовать художественную школу.

Сюда же, в школу Пэна, в 1905 году пришел и Марк Шагал. Его привела матушка – единственная в большой семье, кто оценил художественные способности юноши и поверил в него.

Главная проблема заключалась в том, что за обучение живописи нужно было платить. А отец по-прежнему зарабатывал копейки. А мама вообще не работала. И в семье было 10 детей…

Через два месяца занятий у лучшего витебского художника Марк заявил родителям, что должен уехать из города туда где учатся “настоящие живописцы”,- в Петербург.

“Адам и Ева”, 1912 год

В конце концов его отпустили и Марк уехал в Петербург. Поначалу было очень тяжко. Ему надо было где-то жить, что-то есть и как то одеваться. Наконец удалось устроиться ретушером к фотографу. Потом – рисовальщиком магазинных вывесок. С квартирой ничего не получилось – Марк ночевал в ночлежках для нищих, у случайных знакомых, на зиму нанимался сторожем на дачу.

Но все трудности меркли перед главной проблемой – поступить учиться в художественную школу. Настойчивость Шагала была вознаграждена. Ему удалось стать слушателем Рисовальной школы Общества поощрения художеств Николая Рериха. Здесь он проучился два года.

Преподаватели живописи искренне считали, что Шагал попросту… не умеет рисовать.

А Шагал упрямо шел своей дорогой и никого не слушал. Отучившись два года в Рисовальной школе и скопив немного денег, Марк поступил в частную студию Зайденберга, где его педагогом стал театральный художник и график Мстислав Валерианович Добужинский.

И тут Шагал столкнулся с непониманием учителя. Вместо старательных “прописей” ученик упрямо продолжал рисовать свои местечковые пейзажи и… летающих людей.

От Дубровского пришлось уйти. В 1909 году Шагал поступил в частную художественную школу Елены Николаевны Званцевой. И вновь ненадолго. Тот же конфликт между между учителем и учеником. Он обожал своих учителей, просто иначе писать… не мог.

В те годы жилось Марку очень и очень тяжело. Он был даже не беден а нищ.

Праздником становился тот день, когда он мог позавтракать.

Он постоянно был голоден. И самым удивительным было то, что от голода и холода, от бесприютности и постоянных уничтожений Шагал не отчаялся, не отпустил рук, не заболел.

В конце концов Шагал оставил свое ученичество – скоро, по финансовым причинам и поняв, что не дает ему ничего нового.

В 1908 году Марк, отыскав, наконец. сносное жилье и клятвенно пообещав хозяйке скорую оплату. взялся за работу. Шагал перешел к своей первой профессиональной работе. Ею стала картина “Покойник”, созданная в неопримитивистской стилистике.

В один из наездов домой, еще в 1909 году, Марк познакомился с дочерью витебского ювелира Беллой Розенфельд. Потом Марк уехал в Петербург. Между молодыми людьми завязалось переписка.

Спустя год, в 1910-м, они стали женихом и невестой. Но пожениться не могли – родители Беллы, которые относились к Марку очень неплохо, взяли с него слово, что их дочь станет женой Шагала лишь в том случае, когда тот сможет ее достойно содержать.

Они расстались. Марк уехал из Витебска и в общем-то, похоронил мечту о женитьбе на Белле. Слава богу Шагал от мечты не отказался, а Белла – дождалась. И впереди у этих молодых людей была очень счастливая жизнь. Настоящая большая любовь и чудесная семья. Нужно было только немного потерпеть… Четыре года.

Весной 1911 года в художественную лавку на Невском проспекте зашел известный юрист, один из первых членов Государственной думы еврейской национальности Максим Моисеевич Винавер. Винаверу понравились картины Шагала. Продавец за каждую картину захотел три рубля. Тогда Винавер холодно сказал.

“Война”, 1964 год

Послушай, любезный я не буду покупать эти картины. А ты не будешь их продавать. Завтра в это же время, приведи сюда этого Шагала. Я хочу с ним поговорить.

Они встретились на следующий день. Винавер более часа рассматривал полотна и рисунки. Потом заявил хозяину лавки, что забирает все, заплатил сто рублей и вывел Марка на улицу.

Больше сюда ни ногой. И деньги тебе эти не нужны. Я покупаю твои картины у тебя лично – по пятьсот рубле за штуку.

Марк недоуменно хлопал глазами. А когда в его руках оказались полторы тысячи рублей ассигнациями, неожиданно для себя и Винавера… заплакал…

Они говорили долго, несколько часов. Бродили по Невскому. Винавер покупал пирожки – Марк был ужасно голоден. Наконец Максим Моисеевич сказал:

Послушай, Марк. Ты – художник. Большой и очень талантливый живописец. И тебе надо учиться не здесь. Тебе надо в Париж… Ты поедешь туда немедленно. Я заплачу…

В 1926 году Шагал, живший в Париже, узнал о смерти Винавера. И написал: “С большой грустью скажу сегодня, что с ним умер и мой близкий, почти отец. Отец меня родил. а Винавер сделал художником. Без него я, верно, был бы фотографом в Витебске и о Париже не имел бы понятия”.

Очень скоро все поменялось. Обладавший большими связями Максим Моисеевич добился того, чтобы Шагал стал стипендиатом Петербургской художественной академии. Правда, позже выяснилось, что ежемесячную стипендию Винавер высылал Шагалу… из собственных денег. И Марк об этом узнал слишком поздно.

Поначалу ужасно стеснительный, Шагал отказывался ехать в Париж. Но в мае 1911 года Марк Шагал отправился в Париж.

Марк влюбился в Париж. Он обожал этот город. Боготворил, превозносил, восхищался им. У Шагала был фраза “Париж – второй Витебск”.

С друзьями ему везло просто необыкновенно. И все благодаря тому, что Шагал сам был чудесным человеком, который как магнит притягивал к себе ярких, талантливых, добрых и щедрых.

Однажды в 1912 году из России в Париж приехал журналист Анатолий Луначарский. корреспондент газеты “Киевская мысль”. Луначарский стал одним из друзей Шагала. А потом появились влиятельные друзья в Петербурге и в Москве.

В 1912 году Шагал выслал свои первые парижские полотна на Осенний салон в Петербург. где они были выставлены вместе с работами группы “Мир искусства”. А в 1913 году картины Марка были представлены в Москве на выставке “Мишень”.

“Влюбленные над городом”. 1918 год

Шагал постепенно становился известным живописцем. За четыре года. проведенных им в Париже. он превратился из провинциального. никому не известного начинающего художника в оригинального живописца-новатора.

Для понимания и приятия картин Шагала требуется определенная подготовка.

За четыре года пребывания Шагала в Париже написал… несколько сотен картин. Посчитать точно невозможно, его наследие стол же колоссально, как и наследие Пикассо, создавшего около 80 тысяч произведений.

Удивительный стиль Шагала, которому не было названия. определил Гийом Аполлинер. Он пришел в мастерскую Шагала, просидел около часа. Потом он поднялся, смущенно пробормотал: “Сверхъестественно!” Аполлинер назвал стиль Шагала “Сюрнатурализмом”, то есть “сверхнатурализмом”.

К 1914 году положение 27-летнего Марка Шагала в современной европейской живописи настолько утвердилось, что его уже называли родоначальником “нового экспрессионизма”. Он уже не был так беден, как четыре года назад.

Впереди было грандиозное и крайне важное для Шагала событие. На июнь 1914 года в Берлине была запланирована его первая персональная выставка.

Выставка едва открылась, доставив Шагалу много приятных и волнительных переживаний. Он собрался в дорогу – в Витебск – выходит замуж младшая сестра.

Марк Захарович собирался в Витебск не более чем до конца лето. Два месяца и все. А потом – обратно в Берлин, чтобы забрать выставочные работы. Потом в Париж, чтобы работать и работать. Мог ли он знать, что его “свидание с Витебском” затянется на 10 лет? Вряд ли…

В Витебске он встретил Беллу. Оказалось, она его ждала эти четыре года. Сейчас уже Шагал не был бедным, и родители невестки по другому смотрели на Шагала. Понадобился еще год, чтобы речь зашла о свадьбе. В августе 1914 состоялась свадьба сестры Марка. А потом началась война.

Никто в России с еврейским художником не стал бы церемониться. В 1915 году Шагал получил повестку. Но он смог получить “белый билет”, освобождение от фронта и решение всех проблем. Пришлось оставить дом в Витебске и переселиться в Петроград.

Но до этого в 25 июля 1915 года в Витебске, в родительском доме Марка Захаровича, состоялась свадьба с Белло. И это, несмотря на бушевавшую войну, был самый счастливый день в жизни художника.

Бог сделал им роскошный подарок – преподнес большую любовь. На всю жизнь, до гробовой доски, навсегда.

Всю жизнь, куда бы ни забрасывала судьба Марка, Белла была всегда рядом.

После Беллы у него были и любовь, и еще один, тоже очень счастливый. брак. Но в его памяти осталась только Белла.

“Летящая повозка”. 1913

Белла Розенфельд была красивой женщиной. Белла стала главной моделью Шагала, его музой, его вдохновением. Когда она внезапно умерла – это случилось в роковом для Шагала 1944 году, – он был настолько раздавлен, что решил оставить профессию. Но не оставил и тем самым сохранил память о Белле.

Летом 1916 года, спустя год после свадьбы, Белла подарила Марку дочку, которую назвали Идой.

В августе 1918 года Марк с друзьями в Витебске открыл художественную школу. затем – музей. Отыскал и привлек к работе молодого художника-авангардиста Казимира Малевича.

Два года Шагал был при мандате и обладал всей полнотой власти. Марка “сместил” его коллега – художник Малевич, от которого Шагал ничего подобного никак не ожидал.

Малевич обвинил творчество Шагала “недостаточно революционным”. Моль, Шагал до сих пор “играет” с изображениями. Малевич съездил в Москву, оттуда привез документы, о том, что главным уже будет он.

А Шагал просто устал. В несколько дней он сдал дела, собрал вещи, дочь и вместе с Беллой… уехал из Витебска. Как оказалось, навсегда.

В 1920 году семейство Шагалов перебралось в Москву. Шагал тут же получил заказ от Еврейского камерного театра. Деньги платили немного. Больших заказов не было. Шагалу не нравилось это все, и он решил покинуть Москву.

Свободное место нашлось в подмосковной Малаховке – в детской колонии для беспризорников. Туда и Шагал отправился. Целый учебный год он работал простым учителем рисования. Единственным плюсом своего положения Шагал считал огромную светлую мастерскую, предоставленную ему дирекцией школы.

Между тем в России его хорошо знали и ценили. Одна за другой открывались небольшие выставки его работ – в Петрограде, родном Витебске, Москве

В конце весны 1922 года Шагал ясностью понял, что в стране, которая была для него родиной, он никому не нужен.

Шагал решил покинуть страну и навсегда. Россия – не его страна. Он решил попросить власти отпустить его на Запад, формальный повод – выяснение судьбы картин, оставшихся в Берлине и Париже.

В июне 1922 года Марк Шагал, Белла и Ида сели в вагоне международного поезда, который должен был отвезти их в Прибалтику.

В Канусе они пробыли недолго. его картины уже принадлежали частным владельцам.

“Большой цирк”

В Берлине удалось вернуть лишь десять картин, а в Париже похоже ни осталось ни одного. Продав две картины, Шагал взялся… за учебу. 35 лет от рождения, уже признанный мастер, Шагал снова учился – на этот раз новой технике. До конца 1922 года он освоил технику офорта, сухой иглы и ксилографии. Дописал блистательную книгу “Моя жизнь”.

Деньги заканчивались. Тогда из Парижа ему прислали приглашение от Амбруаза Воллара. Он постеснялся сказать, что у него нету ни гроша, чтобы приехать в Париж. Но Амбруаз отправил ему несколько сотен франков. Он сразу собрал вещи. В сентябре 1923 года они сели в поезд “Берлин – Париж” и оставили Германию.

Впереди был город, который Шагал боготворил.

И все сразу устроилось. Воллар, ангел-хранитель многих талантов, щедрый меценат и подлинная акула рынка живописи, сделал все, как обещал. Снял Шагалам хорошую квартиру в центре Парижа. Выплатил щедрые подъемные. Купил несколько полотен – заплатив больше, чем рассчитал Марк. И предоставил великолепную. интересную, выгодную работу…

В это время Воллар решил издать “Мертвые души” Гоголя, и выпустить не просто хорошее издание, а роскошное, дорогое, богато иллюстрированное. И иллюстрации, должен был сделать Шагал.

На создание иллюстраций Шагалу понадобилось 4 года.Книга была закончена лишь в 1927 году, издана Амбруазом и произвела настоящий фурор.

Успех был настолько убедительным, что том же 1927 году Воллар заказал Шагалу иллюстрации к еще одной книге – “Басням” Лафонтена. На эту работу ушло еще 3 года – книга была готова в 1930 году.

К 1931 году “личная библиотека” Шагала – книги, оформленные его рисунками и офортами – насчитывала десятки наименований. И Амбруаз Воллар задумал грандиозный проект, на который возлагал большие надежды. А именно – издание Библии с иллюстрациями Марка Шагала..

Этот заказ и обрадовал, и испугал художника. Ну кто он такой, чтобы браться за иллюстрированием Книги Книг? Отложив многие дела, Марк с семьей собрался в дальнюю дорогу. Ему предстояло посетить библейские места – Сирию, Египет и Палестину.

Из этого многомесячного путешествия вернулся во Францию другой Марк Шагал.

Только за первые девять лет работы над иллюстр. к Библии – с 1930 по 1939 год – Шагал создал 66 офортов. А в 1952-1956 годах дополнял их еще 39 офортами.

Сотни работ на религиозную тему. Изданная Волларом иллюстрированная Библия. Собственные размышления над сущностью бытия и судьбой своего древнего народа – все это в конечном итоге вошло грандиозное собрание работ Шагала. названное им “Библейским посланием”.

Начав эту большую работу в 30-е годы, Шагал неоднократно к ней возвращался в последующем. А тогда, в 1931 году, вернувшись из Палестины, он не бросился к мольберту, а продолжил путешествие по Европе.

На расспросы Воллара он ответил, что его впечатления настолько сильны, что их нужно пережить. А Шагал и Белла исколесили все Средиземноморье. Турция, Греция, Балканы, Испания…

Формально Шагал оставался гражданином Советской России – в Тридцатые годы уже СССР.

Россия хотел вернуть его, и конце концов Шагал решил расставить все акценты. Он написал заявление на имя президента Франции с прошением о предоставлении французского гражданства. В 1937 году Марк, Белла и Ида Шагали стали гражданами Франции.

В 30-е годы слава Марка Шагала достигла своего апогея. Он был знаменит. И не просто знаменит, а знаменит на весь мир. Его картины продавались за огромные деньги. Он не был богатым настолько, чтобы купить виллу или т.д, но в деньгах не нуждался. Большие деньги Шагал скопил уже после войны, став одним из самых богатых художников XXвека и опередив в этом самого Пикассо.

“Прогулка”, 1917

К началу 30-х годов стиль Шагала полностью устоялся. Специалисты определяли манеру его художественного письма как сюрреально-экспрессионистскую.

А потом в жизни старой Европы произошли роковые изменения к власти в Германии пришли нацисты. И Шагал, который с 1922 года демонстрировано сторонился политики, вдруг оказался втянут в грязную историю, затеянную фашистами. В 1933 году по приказу министра пропаганды нацистской Германии из музеев и галерей были изъяты 50 полотен Шагала. И по приказу сожжены на костре, устроенном в Мангейме, – как образчику “дегенеративного еврейского искусства”.

Шагал впал в настоящую депрессию. И лечился от нее, как это всегда с ним и бывало, напряженной работой. Одна за другим он создавал полотна,проникнутые апокалиптическими предчувствиями.

Марк Шагал – “Белое распятие”, 1938

6 июля 1939 году Шагал отмечал 52-летие. Дата не круглая, но все же Марк Захарович позвал друзей. Приехал и Воллар. Выпил с Шагалом вина… Это была их последняя встреча.

Париж был оккупирован немцами. Только что вышел закон новых французских властей – все евреи автоматически лишались французского гражданства. Они собрали вещи и поехали к границе Испании. Ида осталась в Париже, чтобы решить вопрос с картинами отца, и после несколько дней поехать за ними.

Испанцы не пускали евреев на территорию своей страны даже для временного проживания. Но свободно пропускали евреев-беженцев в Португалию.

В Испании друзья помогли, чтобы Шагал и жена поехали до границы Португалии. А потом Марк и Белла оказались в Лиссабоне. Из здесь ждал сюрприз – на маленьком старом грузовичке прикатила из Парижа Ида. И привезла… архив Шагала: картины, рисунки, наброски и документы.

В Лиссабоне все было гораздо хуже чем представлял Шагал. Они стали в очередь около посольства Америки. Дочь Ида пробилась на прием к консулу, и сказала, что на улице в толпе великий художник Шагал.

Через несколько дне пришло приглашение от руководство Музея современного искусства в Нью-Йорка. Официально, как беженца от нацистского режима.

В середине июня 1941 года Семья Шагалов поднялась на борт американского лайнера.

из “Библейского послание”

В Нью-Йорке Шагал работал преимущественно театральным художником-оформителем в “Метрополитен”.

Сентябрьским утром 1944 года, Шагал зашел спальню. Было тихо, и он подошел к Белле. Она скончалась во сне.

Он рыдал и рыдал. В считанные часы голова Шагала покрылась сединой. Масштабы утраты были просто непостижимы.

Дочка все сделала, чтобы отец вернулся в этот мир. Шагал не как не мог забыть жену.

Ида даже нашла для отца… замену скончавшейся матери. Вскоре в доме появилась молодая экономка. Это была Вирджиния.

История их любви, рассказанная Вирджинией много лет спустя в ее книге, опубликованной в 1986 году, через год после кончины Шагала, показывает Марка в несколько ином свете.

Вирджинию тяготило положение “замужней любовницы”. Но, прожив с Шагалом 7 лет, о браке она никогда не заговорила.

В 1946 году у Шагала и Вирджинии Хаггард родился мальчик, которого назвали Дэвид – в честь умершего в юности младшего брата Шагала.

До 1952 года Шагал охотно возился с сыном и принимал в его воспитании самое непосредственное участие. А потом все закончилось. В 1952 году Марк Шагал женился во второй раз, и его супруга Валентина Бродецкая тут же начала с Вирджинией настоящую войну.

Сразу после окончания войны Шагал с Идой несколько раз выезжали во Францию. В 1947 году Шагал и Ида присутствовали на открытие Музея современного искусства в Париже, где были выставлены в числе прочих и картины Шагала.

В 1948 году по настоянию Иды Шагалы переехали во Францию. Возвращение во Францию было триумфальным. Шагала уже открыто навали лучшим художником современности и национальным достоянием Франции.

Не далеко от Ниццы. Шагал выбрал виллу под названием “Коллин”. В 1966 году купил его. В этом доме и Марк Захарович провел остаток жизни. Здесь и закончил свои дни.

Весной 1952 года Ида свела отдыхающую в Ницце владелицу лондонского модного салона и дочь известного фабриканта Валентину Григорьевну Бродецкую с отцом. Валентину и Марка разделяли 25 лет разницы в возрасте: Шагалу шел 65 год, Бродецкой – 40-й. Между ними начался бурный роман. Спустя месяц Валентита продала лондонское предприятие и переехала в Ниццу. А 12 июля 1952 года, спустя неделю после празднования дня рождения Шагала, Марк и Валентина стали мужем и женой.

Для Шагала этот брак, ставший в его жизни последним, был очень счастливым.

Возраст меняет всех. Он был не прост. Особая тема – скупость Шагала. В молодости этот человек мог отдать друзьям последнее. А в зрелые годы, став миллионером, он мог пожалеть денег даже на самого себя.

Тогда уже, его картины продавались очень дорого. Редко какая картина Шагала продавалась менее чем за 1 миллион долларов.

Шагала называют “самым еврейским художником XX века”. Религиозная тема в его творчестве является определяющей и даже основной. Шагал бывал в Израиле и до возрождения этой страны, и после.

Первые Шагал приехал в Тель-Авив в 1931 год.

Второй визит Шагала в этот город состоялся через 20 лет – в 1951 году. Он вновь посетил Тель-Авивский музей и передал в дар несколько живописных работ.

В 1957 году Шагал получил большой заказ от савойской капеллы в Асси и собора в Меце на большие панно и витражи. Здесь он создал почти 1200 квадратных метров чудесных витражей на библейскую тему.

С 1957 году Шагал окончательно отошел от станковой живописи и занялся прикладным искусством. Он совершенно не ощущал своих лет. В 1957 году Шагалу исполнилось 70 лет, а он, работал как и в 30 лет.

В 1961 году Шагал получил новый заказ – из Израиля. Его пригласили создать витраж для синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима.Месте с верным Шарлем Марком он здесь остался около года.

В 1977 году открылся музей Шагала в Ницце.

“Исход”, 1952 год

Самые знаменитые мозаики, керамические панно и витражи. созданные Шагалом в последние годы жизни, располагаются в Европе. В 1969 году Шагал получил заказ из Цюриха – создать витражи для церкви Фраумюнстер. Работа заняла полтора года, в 1970 году оформление церкви было закончено.

Затем последовал заказ из Реймса – в 1974 году Шагал оформил витражи для местного собора.

В 1976 году он отправился в Майнц, где создавал витражи и панно для церкви Санкт-Штефан. Это работа длилась до 1981 года… Десятки заказов!

Во время работ в Майнце ему было уже за… 90 лет!

В 1963 году дом Шагала в Сен-Поль-де-Венсе посетил президент Шарль де Голль. Шагалу заказали роспись плафона парижской “Гранд-опера”.

Спустя год, в 1964-м, “Гранд-опера” получила новый плафон. А президент де Голль – картину от самого Шагала с автографом.

Спустя два года похожий заказ пришел из Нью-Йорка – Шагалу предложили создать панно для “Метрополитен-опера”. И ы 1966 году Шагал с супругой на несколько месяцев переехали в Америку.

В июне 1973 года он отправился в большую и очень волнительную для него поездку – в Москву и Ленинград.

В Москве была устроена выставка работ Шагала – в Третьяковской галерее.

С ним буквально носились, как самым высоким гостем, который только мог посетить Россию. Его узнавали везде, даже на улицах. Он удивился. Мимо него спокойно проходили в Париже и Нью-Йорке. В Ницце ему приходилось вставать в общую очередь за мороженым. А здесь…

6 июля 1973 года, в день 86-летия художника, в Ницце открылся посвященный ему музей. После памятного 1973 года Шагал приобрел не только статус патриарха французской живописи, но и живого национального достояния.

В 1977 году Франция и весь мир искусства отметили 90-летие Марка Шагала. В день рождения Шагалу была вручена высшая награда Франции – Большой крест Почетного легиона. Это была награда королей и маршалов. Награду вручал президент Франции Валери Жискар д’Эстен.

Он умер вечером 28 марта 1985 года. Тихо и спокойно. В лифте, пока его поднимали на второй этаж, в мастерскую.

Источник – Никола Надеждин “Неформальные биографии”. Наш дружеский коллектив советует всем прочитать книги этого автора.

Марк Шагал – биография, факты – великий еврейский живописец обновлено: 23 января, 2018 автором: сайт

Марк Шагал. Над городом. 1918 г. Третьяковская галерея, Москва. Wikiart.org.

Картины Марка Шагала (1887-1985 гг.) сюрреалистичны, неповторимы. Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.

Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском (Белоруссия).

Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг. Когда просто летишь от счастья.

Предыстория картины

Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Но 4 из которых они провели в разлуке.

Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира. На момент знакомства совершенно неподходящая кандидатура для завидной невесты.

Он уехал в Париж учиться и делать себе имя. Вернулся и добился своего. Они поженились в 1915 году.

Вот это счастье и написал Шагал. Счастье быть с любовью всей своей жизни. Несмотря на разницу в социальном статусе. Несмотря на протесты семьи.

Главные герои картины

С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.

Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.

А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.

Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.

А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.

Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.

Образ города

Вроде мы видим все признаки городка, вернее большого села, которым был 100 лет назад Витебск. Здесь и храм, и дома. И даже более помпезное здание с колоннами. И, конечно, много заборов.

Но все же город какой-то не такой. Домики намеренно скособочены, как будто художник не владеет перспективой и геометрией. Этакий детский подход.

Это делает городок более сказочным, игрушечным. Усиливает наше ощущение влюбленности.

Ведь в этом состоянии мир вокруг существенно искажается. Все становится радостней. А многое и вовсе не замечается. Влюблённые даже не замечают зеленую козу.

Почему коза зелёная

Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».

Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.

Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.

На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Так что зелёная коза – это не предел.

Марк Шагал. Зелёный скрипач. 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк. Wikiart.org.

Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».

И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.

Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллекция. Artchive.ru.

Почему так много заборов

Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.

В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.

Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.

Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.

И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.

Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?

Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.

И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.

Почему Шагал так неповторим

Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным. Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.

Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.

И у него действительно получалось быть счастливым.

Везунчик, скажут многие. Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении. Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.

Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).

Конечно, можно вспомнить очень неприятную историю с Малевичем, который буквально «отобрал» у Шагала его школу в 1920 году. Переманив всех его учеников очень яркими речами о супрематизме*.

В том числе из-за этого художник с семьей уехал в Европу.

Но Малевич невольно спас его. И неудача обернулась удачей. Представьте, что было с Шагалом и его зелёными козами после 1932 года, когда единственно верной живописью был признан соцреализм.

Марк Захарович Шагал (1887-1985) - живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства.

ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА

Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

Суббота Ворота еврейского кладбища Я и деревня Автопортрет с семью пальцами

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее.

Открывая утром глаза, я мечтаю увидеть более совершенный мир, в котором правят дружественность и любовь. Одного только этого достаточно, чтоб мой день был прекрасен и достоин бытия

  • Марк Шагал является единственным в мире художником, чьими витражами украшены соборы практически всех конфессий. Среди пятнадцати храмов есть старинные синагоги, лютеранские храмы, католические костёлы и прочие общественные сооружения, расположенные в Америке, Европе и Израиле.
  • Специально по заказу Шарля де Голля, действующего французского президента, художник выполнил оформление плафона Гранд-Опера в Париже. Еще через два года он написал два панно Нью-Йоркскому Метрополитен-Опера.
  • В июле 1973 года во французской Ницце открылся музей, получивший название «Библейское Послание», который был украшен за счёт работ художника и разместился в том здании, которое он сам задумал. Некоторое время спустя музей был удостоен правительством статуса национального.
  • Шагал считается одним из зачинщиков живописной сексуальной революции. Дело в том, что уже в 1909 году на его полотне была изображена обнажённая женщина. Натурщицей была Тэя Брахман, согласившаяся на такую роль только из соображений жалости к художнику, который в финансовом плане не мог позволить себе профессиональных натурщиц. Позже эти сеансы привели к романтическим отношениям, а Тэя стала первой любовью живописца.
  • Пребывая в плохом настроении, художник рисовал только библейские сцены или цветы. При этом, последние продавались значительно лучше, что очень разочаровывало Шагала.
  • Самым главным во Вселенной и жизни живописец считал только любовь.
  • Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года во время поднимания на второй этаж в лифте, следовательно, смерть его наступила в полёте, пусть и не очень высоко .

Библиография и фильмография художника

  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. - М.: 1995.
  • Мак-Нил, Давид . По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал - художник театра: Витебск-Москва: 1918-1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Музей Марка Шагала в Ницце - Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х - 1990-х годов.
  • Шагал, Белла . Горящие огни. М., Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. - Витебск: Музей Марка Шагала, 1999. - 27 с.
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова . - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 260-268. - ISBN 5-7859-0074-2.
  • Шишанов В.А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
  • Круглов Владимир , Петрова Евгения . Марк Шагал. - СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. - С. 168. - ISBN 5-93332-175-3.
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110-111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918-1941. Минск: Медисонт, 2007. - 144 с.
  1. Ученик Леона Бакста
  2. Монументальное искусство Марка Шагала

Р одители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле - во всех странах, где он жил и работал .

Ученик Леона Бакста

Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время, изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.

«Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств».

Марк Шагал

В Петербурге он занимался в школе Общества поощрения художников и в студии Говелия Зейденберга, учился живописи у Льва Бакста . В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники.

В 1909 году Шагал вернулся в Витебск. Он вспоминал, как бродил по городским улицам в поисках вдохновения: «Город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах» .

На многих полотнах художника можно увидеть этот провинциальный городок: покосившиеся заборы, горбатые мосты, кирпичные улочки, старую церковь, которую он часто видел из окна своей мастерской.

Здесь, в Витебске, Шагал встретил свою единственную любовь и музу - Беллу Розенфельд.

«Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. <...> И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа».

Марк Шагал

Почти на всех его полотнах с женскими образами изображена Белла Розенфельд - «Прогулка», «Красавица в белом воротнике», «Над городом».

Марк Шагал. «День рождения». 1915

Марк Шагал. «Прогулка». 1917

Марк Шагал. «Над городом». 1918

Парижские картины на ночных рубашках

В 1911 году Шагал познакомился с депутатом Государственной думы Максимом Винавером, и тот помог художнику выехать в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов. Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.

В Париже Шагал во всем видел поэтику: «В вещах и в людях - от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма - было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности» . Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины» .

Марк Шагал. «Невеста с веером». 1911

Марк Шагал. «Вид Парижа из окна». 1913

Марк Шагал. «Я и деревня». 1911

Через год он переехал в «Улей» - здание, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Здесь он написал «Невесту с веером», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами». Денег, которые высылал ему Винавер, хватало только на самое необходимое: питание и аренду мастерской. Холсты стоили дорого, потому все чаще Шагал писал на натянутых на подрамники кусках скатерти, простынях и ночных рубашках. Из-за нужды он продавал свои картины дешево и оптом.

Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь» .

«Меня их [кубистов] затеи ничуть не возмущали. «Пусть себе кушают на здоровье свои квадратные груши на треугольных столах», - думал я. <...> Мое искусство не рассуждает, оно - расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубо-реализм! Они скучны мне и противны»

Марк Шагал

В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине - в редакции журнала Der Sturm. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. У художника появились последователи. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.

Шагал - основатель Витебского художественного училища

В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне.

Марк и Белла Шагал с дочерью Идой. 1924. Фотография: kulturologia.ru

Марк и Белла Шагал. Париж. 1929. Фотография: orloffmagazine.com

Марк и Белла Шагал. Фотография: posta-magazine.ru

После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 1919 году он организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков.

«Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, - воплощается... Мы можем себе позволить роскошь «играть с огнем», и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до «правых» включительно».

Марк Шагал

Учащиеся школы занимались плакатами с лозунгами, рекламными вывесками, а к годовщине Октября расписывали стены и заборы революционными сюжетами. Марк Шагал создал в училище систему свободных мастерских. Художники, которые руководили мастерскими, могли использовать собственные методы обучения. Здесь преподавали Казимир Малевич , Александр Ромм, Нина Коган. Своему старому учителю, Юделю Пэну, Марк Шагал предложил возглавить подготовительное отделение.

Однако в коллективе вскоре возникли разногласия. Школа приобрела супрематический уклон, и Шагал уехал в Москву . В Москве художник учил рисованию детей в колонии для беспризорников, писал декорации для Еврейского камерного театра. Он не оставлял мысли вернуться в Париж, но пересечь границу в то время было непросто.

Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена

Возможность покинуть СССР появилась у Марка Шагала в 1922 году. Для участия в Первой русской художественной выставке в Берлине художник вывез большую часть своих полотен, а потом выехал с семьей. Выставка прошла с успехом. Пресса публиковала о его творчестве восторженные отзывы, издатели выпускали биографию и каталоги картин Шагала на всех европейский языках.

Художник пробыл в Берлине больше года. Он изучал технику литографии - печати рисунков с помощью оттиска.

«Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все свои печали и радости...»

Марк Шагал

Весной 1923 года Шагал вернулся в Париж. Картины, которые он оставил в парижском «Улье», пропали. Некоторые из них художник восстановил по памяти, среди них «Торговец скотом», «День рождения».

Вскоре Марк Шагал снова вернулся к литографии. Его друг, издатель Амбруаз Воллар, предложил создать офорты к «Мертвым душам» Николая Гоголя . Сам двухтомник «Мертвых душ» вышел ограниченным тиражом - всего 368 экземпляров. Это было коллекционное издание: каждая иллюстрация в книге была пронумерована и подписана художником, а бумага ручной выделки защищена водяным знаком Ames mortes - «Мертвые души». Один комплект гравюр - 96 работ - Марк Шагал подарил Третьяковской галерее .

В 1944 году он собрался вернуться в освобожденный от немцев Париж. Но в эти дни скоропостижно умерла Белла. Шагал тяжело переживал утрату. Он не писал картины девять месяцев, а когда вернулся к творчеству, создал две работы, посвященные Белле, - «Свадебные свечи» и «Вокруг нее».

Марк Шагал. Свадебные свечи. 1945

Марк Шагал. Вокруг нее (Памяти Беллы). 1945

После этого Марк Шагал был женат еще дважды. Сначала на американской переводчице Вирджинии Макнилл-Хаггард, - у пары родился сын Дэвид, - а после - на Валентине Бродской.

Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Также Марк Шагал создал мозаики для здания Парламента в Израиле, два живописных панно для Метрополитен-оперы в США.

В 1973 году Марк Шагал посетил СССР. Здесь он провел выставку работ в Государственной Третьяковской галерее, после чего несколько полотен подарил Третьяковке и Пушкинскому музею .

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почетного легиона. В конце этого же года, к юбилею Шагала, в Лувре прошла персональная выставка художника.

Шагал скончался в особняке в Сен-Поль-де-Ванс. Он похоронен на местном кладбище в Провансе.

Похожие статьи