Когда поминать 9 дней. Вопрошающим о заупокойных обрядах

19.10.2019

Из книги "Когда смерть рядом", Благо, 2005 г

Действия, производимые над телом усопшего, и молитвы о его душе до отпевания

Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших. После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, который перед тем кропят святой водой - снаружи и внутри, и в этом случае исполняя благочестивый христианский обычай - освящать всякую вещь, которой пользуется человек. Под плечи и голову кладут подушку. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь кладут икону (обычно для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери). Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа, распятого на Кресте ради его спасения, и предал Христу свою душу, что вместе со святыми он переходит к вечному созерцанию - лицом к лицу - своего Творца, на Которого при жизни возлагал все упование.

На лоб умершего кладут бумажный венчик. Умерший христианин символически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном. Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и Ангелов.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела покойного. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) в знак того, что умерший перешел в область незаходимого света, в лучшую загробную жизнь. Нужно сделать все необходимое, чтобы ничто лишнее не отвлекало внимания от молитвы о его душе. Не следует в угоду бытующим суевериям класть в гроб хлеб, шапку, деньги и другие посторонние предметы Затем над телом умершего начинается чтение Псалтири - оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает к Богу их молитвы о помиловании его души.

До погребения усопшего Псалтирь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды. По учению Православной Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мертвым, душа его проходит страшные мытарства - своего рода заставы на пути в иной мир. Для облегчения душе усопшего этого перехода и служатся панихиды, помимо чтения Псалтири. Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая, продолжительная молитва; лития - усиленное народное моление. Во время панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий священник - еще и с кадилом; в нем на горящих углях воскуривается душистый ладан для каждения, которое совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. Свечи в руках молящихся выражают любовь к усопшему и теплую молитву за него. Совершая панихиду, Святая Церковь в своих молитвах сосредоточивает внимание на том, что души усопших, восходя на суд ко Господу в страхе и трепете, нуждаются в поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, родные и близкие усопшего просят облегчить его участь. Необходимо окружить тело усопшего вниманием и почтением, так как, по учению Церкви, останки христианина являются святыней, потому что человек принимал в это бренное тело Святыню Господню - причащался Пречистых Христовых Таин.

С момента разлучения души с телом долг родных и близких умирающего - поддерживать его душу молитвой. Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв - «Канона молебного на исход души», который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких. Народное название этого канона - «отходная молитва». Может быть, умирающий уже и не слышит молитвословий, но как при крещении младенца отсутствие у него осознания не умаляет тайного действия благодати Божией на душу умершего, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у смертного одра.

По кончине над усопшим обычно прочитывают литию (перед положением во гроб) и «Последование по исходе души от тела» (оно содержится в молитвослове).

Древним православным обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. При этом не обязательно находиться рядом с почившим, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.

Как известно, книга псалмов разделена на 20 частей - кафизм. Каждая из кафизм, в свою очередь, разделена на три части - «Славы». Когда Псалтирь читается за усопшего, после каждой «Славы» надо прочесть так называемое малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды)», затем читается молитва «Помяни, Господи, Боже наш…» (см. с. 138), после которой «Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь», и далее - следующая «Слава».

Рекомендуется как можно раньше заказать об усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства - заказать сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или же сразу подать записку на долгосрочное поминовение - полгода или год. В некоторых монастырях и монастырских подворьях принимают на вечное поминовение (пока стоит обитель). Наконец, весьма полезно служить панихиды.

Хорошо поминать усопшего на так называемой «неусыпаемой Псалтири» - таком ее чтении, которое не прекращается ни днем, ни ночью. Круглосуточное чтение Псалтири с поминовением усопших совершается во многих монастырях и на монастырских подворьях.

Особый порядок молитв об умершем установлен Церковью на тот случай, если кончина и погребение пришлись на дни, следующие за праздником Пасхи - на Светлой седмице. Вместо заупокойного канона на Светлой седмице читают Пасхальный канон, а во всех случаях, когда положено читать Литию, поют пасхальные стихиры (на положение во гроб, на вынос тела из дома, до и после захоронения на кладбище). Благочестивое предание гласит, что умершие на Пасху (в продолжение Светлой седмицы) сразу попадают в рай, но поэтому не стоит умалять молитв за человека, умершего в эти святые дни.

Отпевание

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, то есть для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому. Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг умершего. Кадило приносится в жертву Богу для умилостивления о почившем, в знак выражения его благочестивой жизни - жизни благоуханной, как святой фимиам. Каждение означает, что душа умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит на небо, к Божию Престолу. Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер - здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежному отчаянию; вера, надежда и любовь - вот главные чувства, содержащиеся в последовании отпевания. Если родственники усопшего иногда (хотя и не обязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника - всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами. Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение).

Поминальную кутью со свечой посредине ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Кутью (коливо) варят из зерен пшеницы или рисовой крупы, смешивают с медом или сахаром и украшают сладкими плодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее воскресение умершего. Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства. Таким образом, значение кутьи, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит в видимом выражении уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа - как Христос, умерев плотью, воскрес и жив, так и мы, по слову апостола Павла, воскреснем и будем живы в Нем. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают. Иногда усопших отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее. Заочное отпевание получило большое распространение в годы Великой Отечественной войны, когда родственники убитых на фронте получали извещения о смерти и отпевали их заочно.

Согласно церковным правилам, человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, лишается православного погребения. Для того, чтобы отпеть человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение, к которому обычно прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.

Служба отпевания состоит из многих песнопений. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его. родными или близкими.

Обычай Русской Православной Церкви давать разрешительную молитву в руки умершему получил начало еще в XI веке, когда преподобный Феодосий Печерский написал разрешительную молитву для принявшего православную веру варяжского князя Симона, а тот завещал вложить эту молитву в его руки по смерти. Особенно содействовал распространению и утверждению обычая давать разрешительную молитву в руки усопшему случай с отпеванием святого благоверного князя Александра Невского: когда приблизилось время вкладывать в его руки разрешительную молитву, усопший князь, как говорит летопись, сам простер свою руку для принятия ее.

После разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Погребение

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших - для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, - не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму, ни сердцу. Напротив, они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры, которые завещаны Самим Господом, известных еще от апостолов - учеников и последователей Иисуса Христа.

Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни. Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую - как на время приготовления к жизни будущей и на смерть - как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная. По окончании отпевания тело усопшего провожается на кладбище. Всякие положения покойного имеют в обряде погребения символическое значение. Дома покойника кладут головой к иконам, ногами к дверям в знак того, что он оставляет все в этом мире. В храме во время отпевания умерший кладется так, как он всегда стоял в храме, - лицом (то есть соответственно и ногами) к алтарю, престолу Божию, что выражает готовность предстать на суд перед Тем, Чьи дары пресуществляются на нем. И в могилу умерший кладется лицом и ногами на восток, туда, куда он всю жизнь обращался с молитвой, - это символизирует уход усопшего от запада жизни к востоку вечности (Господь в Священном Писании именуется «Восток свыше»). Крест ставится в ноги в знак того, что по всеобщем воскресении, восстав, он будет готов взять с собой крест в доказательство своего звания христианина, которое он носил на земле.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного - хотя младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и соделались непорочными. В «Послании Восточных Патриархов» (чл. 16) говорится: «Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в Крещении и приняли Святого Духа в Миропомазании».

«Никто и никогда не сомневался в том, - говорится в «Догматическом богословии», - что крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Правда, существует ложное и довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев, естественно, меньше, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгрешными, но в то же время они не имеют «положительного наполнения», поскольку через собственную свободную волю они никаких добродетелей не стяжали».

Над некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как от прародительского греха они не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

После погребения, да и в остальные дни тоже, не стоит устраивать на кладбище застолье с распитием спиртных напитков, когда центральным моментом поминок становится не молитвенное воспоминание усопшего, а «заливание» горя по поводу его ухода в мир иной. Обычай этот языческий, в древности он назывался «тризнами». И, конечно, соблюдение языческих обычаев приносит душе умершего большой вред - как известно, душа его в это время проходит испытания, и лучше в это время усугубить молитвы, чем количество выпитого спиртного. Учитывая вредоносность этого обычая, следует постараться от него избавиться, хотя это, в силу сложившихся традиций, бывает не легко сделать.

Поминальная трапеза

Благочестивый же обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, в крайнем случае - хотя бы прочитать 90-й псалом или «Отче наш».

Первое блюдо поминальной трапезы - кутья (коливо). Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, следует самим окропить кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье. И еще раз хочется напомнить, что спиртным усопших не поминают. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки - не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше отклонить приглашение под благовидным предлогом, чтобы не грешить нарушением поста и винопитием, подавая тем самым и соблазн окружающим.

Дни поминовения новопреставленных

Православная Церковь с глубокой древности сохраняет благочестивый обычай поминать усопших преимущественно в третий, девятый и сороковой дни , а также по прошествии года в день смерти. Поминовение новопреставленных в известные дни Православная Церковь соблюдает по примеру Церкви Ветхозаветной, в которой для поминовения и оплакивания усопших назначались три, семь и тридцать дней после их кончины. В книге Чисел говорится: «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист» (Числ. 19,11-12). «И увидело все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней» (Числ. 20, 29). «И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских [у Иордана близ Иерихона] тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее» (Втор. 34, 8). «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1 Цар. 31,13). И премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит: «Плачь об умершем - семь дней, а о глупом и нечестивом - все дни жизни его» (Сир. 22, 11). «Сия же вся писана быша, - говорит апостол Павел, - в научение наше» (1 Кор. 10,11). Кроме того, поминовение усопших Православной Церковью имеет отношение ко многим весьма важным событиям в Царстве благодати, например, погребение тела на третий день и поминовение новопреставленного в этот день - к тридневной смерти Первенца из мертвых - Иисуса Христа. В постановлениях апостольских говорится: «Над умершими да празднуется день третий ради воскресшего в третий день Спасителя» (кн. 8, гл. 42). «Девятины совершаем, - говорит святая Церковь, - духовное таинство в том с известным и разумным вниманием сохраняя, сиречь: просим Господа Бога, да преставльшагося душа, молитвами и ходатайством девяти Ангельских ликов, идеже суть Божии святии, вселится и упокоится, по воскресении же и блаженства тех же Ангел и сожительства вкупе их да сподобится». Сороковой день отмечают по священной важности этого дня. «Четыредесять дней всемирный потоп пребысть. Об умершем ветхозаветном Иакове Писание говорит: «погребоша погребатели Израиля, и скончася ему четыредесять дней: тако бо считаются дние погребения» (Ср.: Быт. 50, 3). Моисей прежде, нежели восприял скрижали закона Божия, пребысть на горе пред Господом дний четыредесять. Илия четыредесять дний идяше до горы Божия Хорив. Четыредесять дней жена по рождении очищается. Христос Бог наш постился четыредесять дней в пустыне и по воскресении Своем столько же дней на земле пробыл со учениками Своими, уверяя их в Своем воскресении. Четыредесять дней поста Святая предаде нам Церковь, мати наша, к очищению от всяких нечистот» («Камень веры. О благотворении преставльшимся»).

Таким образом, Святая Церковь хочет сказать, что, как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия скрижалей закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией, и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший сорокадневными молитвами утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы диавола и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.

Зная загробное состояние души, то есть прохождение ею мытарств и явление к Богу для поклонения, Церковь и родственники, желая доказать, что помнят и любят почившего, молят Господа о легком прохождении его душой воздушных мытарств и о прощении ее согрешений. Освобождение души от грехов составляет для нее воскрешение для жизни блаженной, вечной. Поминовение новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день. Напомним, что, согласно верованию Православной Церкви, первые два дня после смерти душа пребывает по земле, посещая места, где умерший совершал грехи или праведные деяния, но на третий день она перемещается в иной мир - мир духовный.

Три дня

Третий день после смерти человека называют еще третинами и поминают усопшего, принося о нем Богу молитвы, - служат панихиду. В это время душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли, - выше уже упоминалось о мытарствах. Этот день для почившего и для нас, еще живых, имеет прямое духовное отношение к воскресению Начальника жизни нашей, положившего начало нашему блаженному воскресению. В третий день покойника хоронят. Церковь торжественно уверяет Своих чад, что Христос воскрес из мертвых и сущим во гробах даровал жизнь.

В третий день тело предается земле, а душа должна вознестись на небо: «И возвратится прах в землю, чем и был, а дух возвратится к Богу, Который его дал» (Еккл. 12, 7). Итак, по примеру Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых в третий день, служится панихида по усопшему, чтобы и он воскрес в третий день для бесконечной, славной жизни со Христом.

Девять дней

Согласно откровению Ангела преподобному Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов Ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая, и только начиная с девятого дня, в течение остальной части сорокадневного периода, ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного суда.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа еще на протяжении оставшихся дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день ей назначается место до воскресения мертвых. Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв. Зная загробное состояние почившей души, соответствующее на земле сороковому дню, когда решается, хотя и не окончательно еще, участь почившего, Церковь и родственники спешат ему на помощь. Служится в этот день панихида, чтобы, сколько зависит от нас, умилостивить Бога относительно почившего.

Сорокоусты

Сорокоусты - это поминовения, которые совершаются Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. «Сорокоусты, - пишет святой Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, был восхищен на облацех и так был всегда с Господом».

Дни - годовой, и в последующие годы дни кончины, дни именин, дни рождения - для христиан остаются навсегда памятными днями. Желая доказать, что смерть не расторгла духовного союза между живыми и умершими, христиане служат панихиды и молят Того, в Ком наше спасение и жизнь, Кто Сам сказал нам: «Аз есмь воскресение и живот» (Ин. 11, 25). Мы молим и надеемся несомненно на Его обещание услышать молящихся: «Просите, и дастся вам, ибо Я не хочу смерти грешника, за которого пострадал, пролил Свою кровь и которому теперь дарую жизнь… только веруй!»

Общие дни поминовения

Любить своих умерших, ходатайствовать за них пред Богом свойственно всему человеческому роду, а потому при каждом богослужении Святая Церковь молится как за живых, так равно и за отшедших. Каждый день совершается Святой Церковью память одного или нескольких святых. Кроме того, каждый день посвящен особому воспоминанию; так, суббота посвящена памяти всех святых и умерших. Молясь об усопших ежедневно, Церковь требует от своих членов, чтобы они не забывали своих отшедших, молились о них сколь можно чаще и усерднее. Но особенно усиленных молитв за усопших требует Церковь в субботы, как во дни, посвященные воспоминанию всех святых и усопших. Слово «суббота» означает покой, отдых. Церковь просит у Бога вечного покоя для умерших, отдыха после многоскорбной земной жизни, и как суббота, по самой заповеди Божией, была назначена для отдыха после шестидневных трудов, так точно да будет и загробная жизнь для перешедших в нее субботой вечной, днем покоя и радости для поработавших на земле своему Господу в страхе. Кроме ежедневных молитв и вообще суббот, есть еще в году дни, преимущественно определенные для молитв за усопших. В эти дни Святая Церковь, то есть верующие, принимает особенное живое участие в состоянии почивших.

Эти дни - субботы - называются родительскими и разделяются на вселенские (общие) и дни поминовения частные или местные. Вселенских суббот пять: мясопустная, Троицкая и субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста.

К этим субботам Церковь присоединила еще частные родительские дни, в которые совершаются панихиды для поминовения преставившихся в вере.

Панихида - это церковная служба, по своему составу представляющая собой сокращение чина погребения. На ней читается 90-й псалом, после которого возносится великая ектения об упокоении поминаемого, потом поются тропари с припевом «Благословен еси, Господи» и читается псалом 50-й; поется также канон, разделяемый и заканчиваемый малыми ектениями. После канона читается Трисвятое, «Отче наш», поются тропари и возглашается ектения «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст.

Наименование этой церковной службы объясняется ее исторической связью с всенощным бдением, на что указывает близкое сходство всего чина погребения с частью всенощного бдения - утреней. Христиане древней Церкви во время гонений погребали умерших ночью. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Погребальное богослужение выделилось из всенощного бдения после умиротворения Церкви.

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь в определенное время творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, и тех, которые были застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

Мясопустная суббота

Первая вселенская родительская суббота бывает на мясопустной неделе. Почему же избрана именно эта суббота, а не другой какой-либо день недели? Ответ на это находим, во-первых, в значении сего дня - дня покоя и, во-вторых, в значении дня, следующего за этой субботой. А так как живые нуждаются в милости Божией на Страшном суде, этот суд предваряется милостью к умершим. Вместе с тем, день этот избран для того, чтобы показать, что мы все находимся в теснейшем союзе любви со всеми членами Царства Христова, со святыми и с несовершенными, и со всеми, еще живущими на земле. Пребываем в союзе любви, без которой невозможно спасение, невозможен и предлежащий подвиг поста, ибо Сам Господь говорит во Святом Евангелии: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). И в другом месте: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6,14-15). В этот день, как бы в последний день мира, Церковь приглашает своих членов на общую молитву обо всех умерших в вере от Адама до сего дня, и каждый молится не только о своих родных и близких, но и о всех христианах, в истинной вере скончавшихся, «праотец, отец и братий наших, от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, бывшие снедь зверем, птицам и гадам, погибшия от молнии и измерзшия мразом; яже убиша меч, конь совосхити; яже удави плинфа или персть посыпа; яже убиша чаровная напоения, отравы, костная удавления - всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения» (служба и Синаксарий в мясопустную субботу).

Установление вселенской родительской субботы перед Неделей мясопустной относится к первым временам христианства. В Синаксари, процитированном выше, также говорится, что святые отцы узаконили творить в этот день память всех усопших в вере, «от священных апостол приемше». Это свидетельство Синаксария подтверждается также Уставом Церкви, закрепившим древнейшие предания, изложенные в V веке преподобным Саввой Освященнным, и обычаем древних христиан, письменно подтвержденном еще в IV веке, стекаться в определенные Церковью дни на кладбища для поминовения умерших так, как и ныне православные христиане в родительские субботы собираются на могилы ближних для христианского поминовения их.

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста

Святая Церковь совершает также поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. По учению апостола Павла, сам подвиг поста потеряет свое значение, если он не будет сопровождаться взаимной любовью. Поэтому Святая Церковь заботится о том, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь, и, побуждая нас на дела благотворения ближним, живущим на земле, - алчущим дать хлеб и разрешить всякий союз неправды, - в то же время совершает молитвенные поминовения и по отшедшим от настоящей жизни. Для этого и установлены поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й. седмиц Великого поста. Поскольку, во время Великого поста поминовение усопших не производится, так как в дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, нет полных Литургий, на которых вынимаются частицы из просфоры. Однако молитвенное воспоминание усопших не оставляется совсем, более того, по церковному уставу после каждой вечерни (она служится у нас около полудня) должна служиться лития по усопшим. Поэтому, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви в приношениях за Литургией, установлено во время Великого поста трижды совершать вселенские поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц. Прочие субботы посвящены особенным празднованиям: первая - великомученику Феодору Тирону, пятая - Похвале Богоматери, шестая - воскрешению Лазаря.

Радоница

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - первый после Пасхи день особого поминовения усопших. Поминовение совершается в этот день, чтобы после светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного воскресения, радость которого возвестил умершим Сам Господь наш Иисус Христос, «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3, 18-19), - говорит апостол. «Для чего, - спрашивает святой Иоанн Златоуст, - ныне (то есть во вторник Фоминой) отцы наши, оставив свои молитвенные дома в городах, собираются вне города на кладбищах к своим мертвым?.. Для того, что сегодня Иисус Христос сошел во ад к мертвым, чтобы возвестить победу над смертью.

А потому и мы собираемся к мертвым, чтобы праздновать вместе общую радость нашего спасения» (Слово 62). Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи пасхальными яствами, при котором совершается поминальная трапеза, и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое живое и естественное общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Поминовение усопших воинов

Определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 4 декабря 1994 года) установлено совершать в День Победы - 26 апреля / 9 мая - особое поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Троицкая суббота

По Уставу Православной Церкви, накануне праздника Святой Пятидесятницы (Святой Троицы) совершается заупокойное богослужение. Эта суббота получила название Троицкой. Как в субботу мясопустную Церковь ходатайствовала о своих несовершенных чадах, находящихся в загробном мире, так и в Троицкую субботу Церковь приносит молитвенные очищения о людских невежествах и вместе с тем - о душах усопших рабов Божиих и просит упокоить их в месте прохлаждения: «Яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живии, благословим Тя и молим и жертвы приносим Тебе о душах их». Православная Церковь каждый год на вечерне Святой Пятидесятницы, представляющей первый день открывшегося во всей силе Царства Христова, особенно ясно выразившегося в сошествии Святого Духа на апостолов, освятительно-совершительная сила Которого простирается как на нас, живущих, так и на умерших, торжественно воссылает молитвы к Богу о душах, содержимых во аде.

Это поминовение усопших ведет свое начало с апостольских времен. Апостол Петр в день Пятидесятницы, обращаясь к иудеям, говорит о воскресшем Спасителе: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти» (Деян. 2, 24) и упоминает в этой проповеди святого предка Давида. А постановления апостольские повествуют о том, как апостолы, исполнившись Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех усопших, так как в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается как на нас, живущих, так и на умерших.

Димитриевская суббота

Поминовение осуществляется в субботу перед 26 октября по старому стилю. Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старо-Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день святого Димитрия Солунского - день тезоименитства самого Димитрия Донского. Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших, но вместе с ними и всех вообще усопших.

Как поминать усопших

Чтобы по-христиански помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем за свечной ящик. Записки принимаются на проскомидию, на ектению и на панихиду.

Проскомидия - первая часть Литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых. Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой с молитвой. «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих». Поэтому поминовение на проскомидии очень важно.

Ектения - поминовение во всеуслышание, которое совершает диакон или священник. Таким образом, когда хор и народ поет «Господи помилуй», молитва за усопших совершается всем церковным собранием христиан.

По окончании Литургии все эти записки во многих храмах поминаются вторично, на панихиде.

В некоторых храмах кроме обычных записок принимают заказные, которые поминаются и на проскомидии, и на ектений, и на панихиде.

Записки необходимо писать разборчивым почерком, чтобы священник или диакон не отвлекался от молитвы разбором непонятных почерков прихожан.

Кроме молитвенного поминовения душ усопших сродников и знакомых в храме, которое, кстати, не только можно, но и нужно совершать кроме памятных дней еще и при всякой возможности, в любой день, исключая те дни, в которые по церковному уставу не совершается поминовение усопших, необходимо творить подаяние за упокой души.

Весьма полезно подавать посильную милостыню с просьбой помолиться об усопшем, например, нищим. В храме можно пожертвовать на помин души какую-либо еду - для этого существуют особые панихидные столики.

Самым простым и распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть «канун» - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды.

Но не только в храме можно молиться об усопших. Помимо церковного поминовения, в третий, девятый, сороковой дни и годовщины память усопшего можно почтить чтением дома чина литии. Домашняя молитва может быть и более усердной. Впоследствии молитва о упокоении души близкого человека должна стать ежедневной. Для этого в молитвенное правило православных христиан включено особое прошение: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости им вся согрешения вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное». Домашняя заупокойная молитва может также включать чтение Псалтири по умершему, канона или акафиста о упокоении его души.

Если человек, который молитвенно вспоминает об ушедшем в мир иной сроднике, друге в памятный день, причаститься в этот день, - это будет большой помощью для души усопшего. Во многих семьях в такие дни сродники и знакомые усопшего собираются, чтобы за столом помянуть его. Но необходимо помнить основной смысл этих собраний - молитва и воспоминание добрым словом почившего, а никак не повод для алкогольного веселья. Если есть такая возможность, лучше пригласить к столу людей неимущих, обездоленных, Господь, видя такое усердие, несомненно переселит душу вашего сродника в место «идеже несть ни скорбь, ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

В последнее время на нашем портале все чаще стали читать о поминальных традициях, а статьи о поминках на 40вой день прочло уже более ста тысяч человек, поэтому мы не смогли обойти вниманием и поминальные обряды, и верования девятого дня поминок, тем более все эти даты и традиции довольно сильно связаны между собой.

Почему поминки проводят на 9 дней

Соответственно, именно эти даты постепенно перешли из языческих обрядов поминания, называемых «тризнами», в христианскую традицию без особого изменения и многие люди уже забыли, что конкретно они означали и означают.

Хотя естественно у этого дня есть и свое религиозное, а не только календарное обоснование. Считается что поминальное застолье девятого дня, должно быть посвящено девяти «ангельских чинам», то есть ангелам, которые должны в свою очередь просить у Бога о помиловании и снисхождении над грешной душей.

Что делает душа покойного на девятый день

Дело в том, что на третий день (день похорон) душа покойного должна попасть к ангелам, которые её проводят в рай и показывают ей райскую красоту загробного мира. И показывают её все 6 дней, пока не наступает самый ответственный 9тый. День, когда душа предстает перед всевышним в сопровождении ангелов. И чтобы придать ей уверенности и максимально облегчить прохождение этого процесса, и проводятся поминки.

Далее считается, что с 9того по сороковой день душа должна скитаться по «мытарствам» (различные препятствия в виде грехов, через которые должна пройти душа в сопровождении двух ангелов, где добрые поступки человека должны перевесить злые) и тогда пройдя все испытания, душа снова предстает перед Богом, уже для вынесения окончательного «вердикта».

Поминальный обряд на 9 день (девятины)

Христиане чаще всего сводят этот поминальный обряд на 9 дней, который иногда называется «девятины» к поминальному обеду в честь умершего. И чаще всего на девять дней поминок не приглашаются все желающие, а присутствуют только самые близкие друзья и родственники.

Естественно это не просто обед, а целый ритуал, цель которого собрать людей знавших ушедшего и вспомнить его добрые дела, оказав тем самым дань уважения и помогая сопроводить его бессмертную душу в другой мир этими «хорошими воспоминаниями» и своими молитвами.

Также на девятый день можно посетить ещё раз могилу усопшего, навести там порядок, прибраться, поправить цветы, и попрощаться, отпустив и даже возможно «направив» его душу к Богу.

Иногда раздают на девятый день и различные угощения и милостыню на кладбище или в церкви, прося помянуть за это усопшего. На самом деле, раньше поминки как угощения проводились в основном именно для нищих, а не для своей семьи или чтобы просто накормить голодных родственников.

Ведь молитва людей, которые нуждаться в пище и которые находятся очень близко к Богу, стоит очень многого. А если просто к вам на ужин придут родственники, покушают и пойдут домой, то это напротив, совершенно не будет значить, что они помянули почившего.

Кстати, церковью наоборот считается, что чем богаче пища на поминальном столе, тем больше она отвлекает собравшихся от нужных мыслей, поэтому поминальные трапезы лучше составлять не из невероятных деликатесов, а из простой пищи, которая как раз и дает соответствующий «нужный настрой».

А сэкономленные деньги можно раздать милостыней. И естественно, то, что вы всех пригласили, потратили много денег, целый день готовили еду, также не может заменить молитвы и добрых слов.

Ходить ли в церковь на 9тый день со дня смерти

Поэтому на поминки в девятый день со дня смерти, можно ходить в церковь молиться. Самой сильной молитвой во все поминальные дни считается молитва с соблюдением церковных таинств. То есть, в идеале вы должны исповедаться и причаститься перед молитвой за усопшего.

Более сильной молитвы трудно представить, ведь после примирения с Богом и отпущения своих личных грехов мы становиться близки к Богу как никогда. Считается что именно такая молитва может помочь душе больше всего и принести ей максимальную радость.

Также можно заказывать церковную панихиду или самостоятельно ставить свечи и молиться, иногда это просто делают дома в кругу семьи или даже приглашают священника на дом.

Как проводить поминки девятого дня

Ну и самое главное то, что, как и во все поминальные дни, на девятый день не стоит грустить, страдать и пребывать в поникшем состоянии духа.

Более того, скорбь и печаль являются одним из смертных грехов и полным отрицанием христианской веры, ведь душа, погибшего отправляется в «лучший мир» и её необходимо проводить в «последний путь» с чистым сердцем, хорошим настроением и улыбкой. Как минимум для того, чтобы душа умершего сама не страдала из-за того факта, что из-за нее страдают близкие и любимые люди.

Естественно чрез чур радоваться и проводить всякие необычные увеселительные мероприятия, ярмарки и соревнования по этому поводу, или напиваться, как делали это славяне язычники в своих обрядах. По мнению представителей христианства и церкви также не стоит, но и скорбь тоже неуместна.

Поминальное настроение, одежда и благие дела

Тут скорее надо соблюсти золотую середину, показав одновременно и уважение к душе, отпустив её с миром, и не затевая пышных гулянок для себя. Ведь главный смысл поминок на 9 дней, да и на любую другу дату, это не гулянка с питием и обжорством, а именно молитвенное поминание.

Более того, многие священники считают, что родственникам в честь этого дня, лучше хотя бы на 40 дней воздержаться от какого-нибудь греха. Сделать, как говориться. Благое дело в пользу души шедшего, например, перестать, пить или курить и подобное. Тогда подобное деяние может засчитываться за молитву.

А еще лучше, даже перестать смотреть телевизор, ведь он точно будет отвлекать вас от нужного молитвенного настроя. А также, не одевать слишком пышных, ярких и красивых нарядов, которые также будут выводить вас из этого «правильного состояния» духовной связи с усопшим.

Также естественно, что на поминках нельзя вспоминать «не лестными словами» умершего, более того по ритуале за поминальным столом не стоит даже начинать общаться на отвлеченные и бытовые темы. Ведь этот день посвящен провожанию души этого человека, и не стоит отвлекаться на различные «мирские дискуссии» забывая о самом главном, о том, зачем все собрались.

Вопрос, как поминать на 9 дней после смерти и как правильно отмечать поминовение усопшего, важен для семей, которые пережили потерю. Существует очень много обычаев и обрядов, которые нужно соблюдать в этот день. Поминальная трапеза, служба в храме, где совершаются панихиды, церковные молитвы, посещение могилы – это все является обязательной и неотъемлемой частью поминок. Для того чтобы достойно почтить память ближнего, необходимо знать, как отмечают 9 дней со дня смерти.

Поминание умерших в православии

Поминовение усопших – особый обычай среди православных христиан. В православии числа 3, 9, 40 имеют сакральное значение, поэтому эти дни являются особенными для поминовения. По церковным традициям, после кончины нужно поминать человека для того, чтобы своими мольбами помочь ушедшему найти успокоение. После ухода из земной жизни душа усопшего находится в поисках своего пути в новую жизнь. Она ищет свой новый дом в потустороннем мире. Поминая человека, молясь за него, ближние облегчают участь ушедшего и помогают душе обрести покой.

Поминки на 9 дней после смерти

В православии у христиан есть традиция о почитании памяти усопшего на девять дней с момента ухода. Существуют особые обычаи поминовения усопшего, которые крайне важно соблюдать, ведь это традиции, установленные временами. Придерживаться этих традиций и обрядов важно не только с точки зрения вероисповедания, но и для душевного спокойствия и равновесия семьи покойного.

Необходимые обряды поминок на 9 дней после смерти:

  • поход в церковь;
  • совершение службы (панихида, лития, отпевание, сорокоуст);
  • чтение молитвы (в церкви или дома);
  • посещение могилы;
  • поминальный обед.

Почему делают поминки на 9 дней

Поминание усопшего устраивают на 9 дней после кончины в честь девяти ангелов, которые защищают душу покойного и просят Всевышнего за ее спасение. Следуя православным традициям, цель проведения поминальной службы заключается в том, чтобы помочь умершему найти свой новый дом. Девятый день после ухода человека является очень важным периодом для родных и близких. Согласно церковным обычаям, от них зависит переход души покойного в Царствие Небесное. Своими молитвами родные могут помочь душе ушедшего найти покой.

Кого приглашают

Традиционно, поминки девяти дней считаются незваными. Важно, чтобы люди приходили по собственному желанию. Приглашать или напоминать об этой дате не принято в православных традициях. Однако в современном мире часто приглашают на поминки для того, чтобы заранее запланировать и решить организационные вопросы. Иногда родственники умершего сами невзначай напоминают об этом событии, тем самым они, не нарушая традиций, заранее предупреждают о своем приходе. Если ожидается большое количество людей, тогда поминание устраивают вне дома, например, в ресторане.

Что готовят

Самое распространенное блюдо, которое готовят на поминки на 9 дней – это кутья: сваренные семена пшеницы, в которую добавляют что-нибудь сладкое, например, сахар или мед. Семена являются символом жизни, а сахар или мед – это сладость жизни после кончины. Вместо кутьи можно приготовить другую кашу, например, рисовую. На поминальный стол на 9 дней принято ставить компот или же кисель. Иногда на поминальных трапезах можно увидеть блины, пирожки, разные рыбные блюда, котлеты, а также борщ. По православным обычаям поминальная трапеза должна обходится без алкоголя.

Что делают на 9 дней

Поминание на 9 дней после смерти – это день, когда вспоминают усопшего и вспоминают о нем только хорошее. В этот период не принято устраивать траурные посиделки или, наоборот, устраивать радостное пиршество. Он должен пройти спокойно, а семья умершего должна вести себя смиренно. Помимо этого, существует большое количество разных обычаев, которые необходимо учесть.

Обычаи поминок 9 дней:

  • Дома с утра до ночи должен стоять ломтик хлеба и посуда с водой.
  • Рядом с фотографией покойного нужно зажечь свечу или лампаду.
  • Надо посетить кладбище усопшего, но устраивать поминки прямо посреди кладбища нельзя.
  • Поминальная трапеза должна быть скромной, без излишеств.
  • Еду, которая осталась после поминальной трапезы, нельзя выбрасывать. Оставшиеся продукты надо раздать нищим и бездомным людям.
  • В эту дату нужно раздавать милостыню, давать обеды для нищих, помогать нуждающимся.

Молитва

Правильно поминать усопших на 9 день означает молиться за них. Невзирая на боль и горечь утраты, нужно осознавать, что усопшему молитва поможет больше, чем слезы. Важно отпустить близкого для того, чтобы в загробном мире его душа нашла покой. Молиться о милосердии Всевышнего к усопшему крайне необходимо, ведь если за ушедшего молятся, значит в нем есть что-то хорошее. Поэтому важно посетить храм, заказать сорокоуст об ушедшем. Перед поминальной трапезой крайне необходимо прочитать чин литии о покойном.

Как считать 9 дней после смерти

По христианским канонам поминание на 9 день после смерти – важное событие, поэтому нужно правильно посчитать ту дату, на которую оно приходится. Для того чтобы правильно сосчитать девять дней, нужно начать отчет непосредственно с дня ухода покойного. Первым днем нужно считать день самой смерти, а не похорон. Включительно с момента кончины нужно отсчитать девять дней, только если смерть настала до полуночи. Если кончина наступила после полуночи, тогда начинают отсчитывать со следующего дня включительно.

Видео

Как поминать на 9 дней? Что нужно делать, а чего не следует? Об этом подробно рассказано в статье. Тело, душа и дух - все это является творением Божьим. Если первое имеет временную природу, то остальные живут вечно. Сегодня мы расскажем о том, почему поминают на 9-й день, зачем это делают. Также будут представлены основные правила данного мероприятия, описано, как правильно все организовать, когда и где.

Безусловно, что важным ритуалом, который помогает умершим отойти в иной мир, являются поминки на 9-й день.

Где находится душа после того, как человек умер?

По православным канонам считается, что не в день смерти отправляется по предназначению Бога душа новопреставленного. Еще 40 дней после того как она покинула тело, душа находится на земле. В этот период родные молятся за усопшего. По-особенному отмечаются 3-й, 9-й и 40-й день.

Зачем это нужно делать? Почему поминают на 9-й и 40-й день? Смысл поминок в эти дни состоит в молитвах за усопшего перед Богом. Отметим, что 9 - это сакральное число. После того как человек умер, его тело покоится, покрытое землей. При этом душа продолжает еще странствовать по Земле.

Что же происходит на 9-й день? Загробная жизнь начинается с первых суток. На 3-й день душа усопшего покидает родные стены. В этот период она отправляется в 9-ти дневное хождение. В эти шесть дней она проходит особенный путь. В данное время она готовится к личной встрече с Всевышним. На 40-й день путь заканчивается.

Почему поминают на 9-й день после смерти? Данные мероприятия помогают умершему со страхом и трепетом оказаться перед престолом Бога - Судьи. Отметим, что в Божьей иерархии у ангелов есть свои чины. После 9-дневного пребывания на посмертном пути заканчивается выбор ангелов. Они выступать в качестве защитников (адвокатов) на Божьем суде. Каждый из них будет просить Бога о помиловании. При этом будут ему предоставляться свидетельства праведной жизни умершего 9 дней назад человека.

Первые трое суток после смерти, когда душа еще находится около живых, рядом с ней пребывает ангел-хранитель. В рай для знакомства душа попадает на четвертый день. Пока приговор еще не прозвучал, каждый попадает в райские просторы. Это делается для того, что у души была возможность отдохнуть от боли, которая преследовала ее на земле. Тут же показывают и все грехи умершего.

Значение 9-ти дней

Как вы поняли, к престолу Бога ангелы приводят умершего. После разговора с Всевышним душа оправляется в ад. Данное решение не является окончательным. Можно сказать, что попадает душа туда для ознакомления. В период такого путешествия возникают перед умершим (точнее его душой) различные тяжелые препятствия. Он должен пройти все испытания. Их сложность полностью зависит от искушений, которые встретятся по пути.

Те души, которые смогли показать, что добро побеждает зло, могут ожидать изменения решения на Божьем суде. Очень вероятно, что они могут рассчитывать на прощение.

В чем важность 9-го дня? В том, что умерший еще не определен на своем пути. Воспоминания родственников, а также их молитвы окажут неоспоримую помощь усопшему. Приносят успокоение душе воспоминание о добрых делах умершего, о его жизни и прощение обиженных.

По православным канонам считается, что нельзя постоянно оплакивать умершего. Так вы своим поведением удерживание его на земле. Когда родные и близкие обретают покой, они дарят успокоение ушедшему человеку.

Когда душа проходит путешествие в аду, то у грешников есть возможность раскаяться. В данный момент именно молитвы живых являются для умерших сильной поддержкой на данном непростом пути.

Очень важно на 9-й день заказать молебен. После чего, конечно же, нужно обязательно закончить день поминками. Молитва, которая звучит во время поминания, помогает усопшему пройти эти непростые адские испытания.

Молитвы живых людей наполнены просьбами о том, чтобы усопшего присоединили к ангелам. Если будет угодно Всевышнему, то тогда умерший станет для кого-то из родных ангелом-хранителем.

Как считать правильно 9-й день?

При расчете нужно брать во внимание не только день, но и время. Поминки нужно устраивать не позднее девятых суток. Обычно их даже делают раньше. Позже устраивать поминки никак нельзя.

Например, если умер человек после обеда, то нужно делать поминки через восемь дней. Отметим, что дата смерти и время похорон никак между собой не связаны. По православным обычаям считается, что тело предается земле на вторые или же третьи сутки. Но бывало и такое, что переносилась дата погребение даже на шестой и седьмой день. Исходя из этого, только от времени смерти и вычисляют дату поминок.

Поминки по традициям

Как поминать на 9 дней после смерти? Сейчас детально расскажем. Отметим, что поминки - это необходимый, но не очень простой ритуал с целью отдать дань памяти умершему. При этом оставив в своем сознании все лучшее из его жизни.

Поминки на 9-й дней не принято проводить на кладбище. Можно просто близким прийти к могиле умершего. Устраивать поминки можно дома. Если нет возможности сделать это там, то можно провести мероприятие и в кафе.

Принято так, что на поминальный обед людей не приглашают. Они должны приходить сами. Безусловно, что нужно сказать им, когда и где будет проходить мероприятием. Также нужно выразить желание того, чтобы эти люди присутствовали на поминальном обеде, начинают и заканчивают который Господней молитвой.

Накрываем правильно стол на поминальный обед. Какие блюда можно готовить?

Как правильно помянуть на 9 дней? Нужно устроить специальный обед. Только помните, что он ничего общего с празднованием не имеет. Во время этого обеда не может быть смеха, веселья и песен.

Церковь не рекомендует ставить на стол и употреблять алкогольные напитки, которые вызывают неподобные случаи поведения. Вообще, пьянство является великим грехом. А, как известно, во время поминок люди молятся о прошении грехов, причем не только мертвых, но и живых. Во время обеда на 9-й день, если предаваться пьянству, можно нанести умершему вред.

Как поминать на 9 дней после того как люди помолились? Тогда каждый из присутствующих накладывает себе кутью, которую специально приготовили и освятили в церкви. Отметим, что если не было возможности освятить кушанье, то его можно трижды сбрызнуть святой водой.

Поминальная кутья

Как уже стало понятно, основным блюдом, то есть тем, чем поминают на 9 дней, является кутья. В каждом регионе существуют свои уникальные традиции приготовления кушанья. Но основными компонентами является зерно и мед. Могут использовать в приготовлении такие крупы, как:

  • пшено;
  • кукуруза;
  • пшеница.

Отметим, для приготовления этого блюда вовсе не случайно выбирается зерно. Оно имеет сакральный смысл. Здесь имеется в виду, что семя при приготовлении умирает, точно так же, как и умирает человек. Последний может в Царствии Небесном возродиться в новом облике. Чтобы пожелать умершему райской жизни, в кутью добавляют мак и мед.

Не всегда в это постное блюдо добавляют изюм и орехи. Это потому, что они символизируют здоровую жизнь и благополучие. Символами райского пребывания являются сладости, такие как мед и сахар. Их тоже добавляют в кутью. Не стоит превращать поминальный обед в простую трату время. Это время предназначено для утешения родных и воспоминаниях об умерших.

Поминальный обед. Основные правила поведения

Как поминать усопших на 9 дней? Начинать обед стоит с первого блюда. Обычно им является именно борщ. Также в поминальном меню есть каша, часто гороховая. Это блюдо подается с котлетами, рыбой или же птицей.

Многим интересно, как поминать на 9 дней и что нужно подавать? Сейчас попробуем разобраться в данном вопросе. В меню на поминках обязательно должна быть каша (часто гороховая), к ней подают котлеты, жареную рыбу или птицу.

Принимающая сторона сама выбирает холодные закуски. Что касается напитков, то на столе должен быть либо компот, либо узвар. На окончание обеда подают тонкие блинчики (с творогом или маком) или пирожки со сладкой начинкой.

Цель поминок - это не потребление пищи!

Отметим, что еды не нужно готовить много, чтобы не впасть в чревоугодие. Вообще ритуалы во время принятия поминальной пищи является выдумкой людей. Трапеза - это не основное событие дня. Люди должны просто тихо вспомнить об усопшем. Не стоит говорить о нем плохо. Это необходимо для того чтобы не навредить ему во время путешествия по аду.

Если негативно говорить об умершем на 9-й день, то есть вероятность, что он получит страшный приговор. Отметим, что всю пищу, которая осталась после поминального обеда, нужно раздать нуждающимся, нищим.

Одежда на поминках

На поминальном обеде читают молитвы, поэтому женщины покрывают голову платками. На 9-й день только у близких могут быть платки черного цвета, как символ особой печали. Если же говорить о мужчинах, то в этом случае все по-другому. Они снимают головные уборы, перед Богом в молитве они представляют с непокрытой головой.

Поведение в церкви

Мы уже разобрались в том, как поминать на 9 дней. Для православных близких является обязательным условием присутствие их на службе по случаю 9-ти дней.

Все люди ставят свечи за упокой усопшего по такому плану:

  1. Сначала подойдите к иконе, возле которой стоят свечи за упокой. Обычно на ней изображено распятие Иисуса. Перекреститесь.
  2. Предварительно купленную свечу зажгите от других горящих. Если же их нет, то можно воспользоваться огнем из лампадки. Ни в коем случае нельзя в этом деле применять спички либо же зажигалки.
  3. Установите на свободное место зажженную свечу.
  4. Далее попросите Бога упокоить душу умершего, обязательно называйте полное имя (то, которым крестили).
  5. Перекреститесь, поклонитесь, отойдите от светильника.

Свечи, которые поставлены в церкви, символизируют коллективную просьбу об умершем. Молясь за душу ушедшего, посылайте просьбы к Богу о милости грешного человека. Чем больше людей будут молить о прощении его, тем более вероятно, что он получит прощение. Просить можно как у Святых угодников, так у ангелов и Бога.

После похорон неприкаянная душа находится между небом и землей; многие родственники, близкие люди усопшего задаются главным вопросом, что происходит с душой на 9 и 40 день смерти. Это важный период для умершего человека, поскольку решается, куда он дальше попадет, где проведет остаток вечности в забвении. В Святом Писании сказано, что 9 и 40 дней после смерти является началом и концом небесного пути, близкие люди должны посодействовать, чтобы душа попала в рай, обрела вечный покой.

Где пребывает душа после смерти

По мнению верующих людей, души усопших являются бессмертными, а их загробную участь определяют совершенные дела на земле при жизни – плохие или хорошие. В православии считается, что душа умершего не сразу возносится к небесам, а первое время остается в тех местах, где ранее обитало тело. Ей предстоит предстать перед Божьим Судом, а пока есть время повидать родных и близких, навсегда с ними проститься, свыкнуться с мыслью о собственной гибели.

Где находится душа умершего до 9 дней

Тело хоронят на кладбище, однако душа умершего человека является бессмертной. Христианской церковью установлено, что первый день после смерти душа пребывает в смятении, не может осознать, что происходит, напугана отделением от тела. На второй день она блуждает по родным местам, вспоминает лучшие моменты своей жизни, наблюдает процесс погребения собственного тела. Мест, где находится душа после смерти, множество, но все они некогда родные, близкие сердцу.

На третий день она возносится ангелами на небо, где открываются ворота рая. Душе показывают рай, возможность обрести вечный покой, состояние полного умиротворения. На четвертый день ее опускают под землю и показывают ад, где хорошо известны все грехи умершего и плата за их совершение при жизни. Душа видит, что происходит, дожидается страшного суда, который начинается девятым, а заканчивается сороковым днем.

Что происходит с душой на 9 день

Вопрос, почему отмечают 9 дней после смерти, имеет вполне аргументированный ответ. В этот день, отсчитанный с момента смерти, душа встает перед Божьим судом, где только всевышним будет решаться, где ей дальше предстоит коротать вечность – в раю или аду. Поэтому родственники и близкие люди ходят на кладбище, поминают усопшего, молятся за его проникновение в рай.

Как правильно поминать

Зная, что происходит на 9 день после смерти, родственники должны обязательно помянуть усопшего, причем вспоминать о его жизни и делах только самое хорошее, светлое. Не лишними будут церковные поминовения, например, можно заказать в храме сорокоуст за упокой, панихиду или другие христианские обряды. Это только на пользу, плюс искренняя вера православных христианах. Бог отпускает муки грешникам, а родные и близкие люди не должны сильно убиваться по усопшему. Чтобы правильно поминать, требуется:

  • говорить об умершем только хорошее;
  • накрыть скромный стол, исключить спиртное;
  • вспоминать только хорошее;
  • не смеяться, не веселиться, не радоваться;
  • вести себя скромно, сдержано.

Что происходит с душой после 9 дней

После 9 дня душа попадает в ад, может наглядно увидеть все муки грешников, искренне покаяться. Она должна вспомнить все свои неправильные поступки, повиниться, признать неправоту собственных действий и помышлений. Это сложный этап, поэтому все родственники должны только поддерживать умершего в молитвах, церковных обрядах, мыслях, воспоминаниях. Чтобы достоверно определить, что происходит с усопшей душой на 9 и 40 день смерти, необходимо прибегнуть к священному писанию.

Где находится душа умершего до 40 дней

Многие не понимают, почему поминают на 9 и 40 дней. Ответ прост – это начало и конец божьего пути, который совершает душа до получения своего места – в аду или раю. Получается, что до 40 дня с момента смерти усопшего она находится между небом и землей, испытывает всю боль, тоску родных, близких людей. Поэтому не стоит сильно горевать, иначе умершему человеку будет еще тяжелее обрести вечный покой.

Почему отмечают 40 дней после смерти

Это поминальный день – прощание с неприкаянной душой. В этот день она приобретает свое место в вечности, находит покой, испытывает смирение. Душа до 40 дней после смерти – хрупкая и ранимая, восприимчива к чужим мыслям, обидам, наговорам. Ее изнутри разрывает от боли, но к 40 дню приходит глубокое спокойствие – осознание своего места в вечности. Дальше ничего не происходит, только забвение, приятные воспоминания о прожитой жизни.

Как правильно поминать

Зная, что происходит с душой на 9 и 40 день смерти, близкие люди должны с состраданием отнестись и облегчить ее мучения. Для этого не стоит сильно убиваться по умершему, бросаться на грудь покойному и прыгать в могилу на похоронах. От таких действий душе будет только хуже, и она испытывает острые душевные терзания. Лучше скорбить в мыслях, больше молиться и желать ей «Земли, которая станет пухом». От родственников требуется только светлые мысли и полное смирение, что так распорядился Бог, ничего уже нельзя изменить.

Необходимо правильно поминать усопшего на 9, 40 день, каждый год в день его скоропостижной кончины. Это малоприятное мероприятие для всей семьи, которое должно проходить по всем правилам. Итак:

  1. Дни поминок считаются с момента смерти человека (до полуночи). 9 и 40 день смерти – начало и конец божьего пути, когда происходит определение дальнейшей судьбы умершего.
  2. Родственники должны помянуть усопшего, а на скромном столе желательно присутствие освященной кутьи. Съесть ее требуется хотя бы по ложке.
  3. Поминать спиртным не рекомендуется (Богом не разрешено), а стол должен быть скромным, застолье больше молчаливым, вдумчивым.
  4. Запрещено вспоминать плохие качества покойника, ругаться и сквернословить, если нет хороших слов, на все что происходит, лучше помолчать.

Где находится душа после 40 дней

По истечении указанного срока душа умершего 40 дней назад человека обретает покой, навсегда удаляется на небеса для вечности. Не исключено, что она попадает в ад на вечные мучения за содеянные поступки. В любом случае, все, что с ней происходит дальше, живому человеку неведомо, и остается только верить в лучшее, надеяться на волю Божью, всевышнее милосердие.

Видео

Похожие статьи