Какого человека можно назвать равнодушным телеграмма. Сочинение по рассказу паустовского телеграмма

26.09.2019

Классик русской литературы К. Г. Паустовский пользуется известностью не только на Родине, но и во всем мире как замечательный мастер слова. Его проза поражает красочностью и точностью слов. В каждом произведении писателя проявляется любовь и внимание к красоте природы, к людям, чувствующим и понимающим музыку окружающего мира.

Избегая будничных впечатлений и слов, Паустовский замечает трогательное и необычное в окружающем пейзаже. И точно так же писатель, не касаясь биографии героев, обращается к жизни чувств, изображает диалектику их души, отбирая те мелочи, которые помогут читателю видеть человека, чувствовать и улавливать источник его переживаний.

Искусство видеть мир

Неутомимый романтик, тонко чувствующий окружающий мир, Паустовский, с восторженностью и поэтичностью пишет живописные картины природы - волнующей, роскошной, полной величественности и блеска. Человек, который слышит музыку дождя, шепот морского прибоя, чувствует ласковые всплески воды и дыхание цветущей земли, также чутко слышит малейшие колебания человеческой души.

Любовь, с которой Паустовский относился к окружающему миру и окружающим его людям, пронизывала его произведения. Тепло и красота писательского языка, глубина и образность повествования от сердца писателя шли к читательскому сердцу и задевали те струнки души, о существовании которых читатель и не догадывался до знакомства с Константином Георгиевичем Паустовским.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря - шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль - раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

Катерина Петровна

Стояли синеватые пасмурные дни октября, в этом году он был на редкость дождливый. Катерине Петровне все труднее было вставать по утрам. Она доживала свои дни в старом мемориальном доме, построенном отцом. После его смерти дом охранялся областным музеем. На стенах висели картины, на которых ничего нельзя было разобрать: возможно, они потускнели от времени, а может быть,глаза Катерины Петровны стали плохо видеть.

Рассказ «Телеграмма» Паустовского начинается с описания хмурой осенней погоды, и на фоне ее выделяется маленькая деталь - подсолнечник у забора. Осенний пейзаж как будто передает состояние Катерины Петровны, а подсолнух подчеркивает одинокую старость.

Последняя обитательница дома смотрела на «Вестник Европы», пылившийся на полках, и думала, что в Заборье не с кем поговорить о картинах, о Париже. Не с Манюшей же об этом беседовать, дочерью соседа. Она каждый день прибегала то воды принести, то полы подмести. Катерина Петровна дарила девочке страусовые перья, старые перчатки и шляпу, на что Манюша отвечала, что сдаст их в утиль.

Еще одна важная деталь, которой уделяет внимание К. Г. Паустовский в «Телеграмме» - памятные вещи, которые старушка дарила. Не отдавала за ненадобностью, а дарила дорогие для нее, ставшие частичкой жизни Катерины Петровны, вещи, которые, как оказалось, никому, кроме нее, не нужны.

И в одиночестве жестоком

Иногда заходил старый сторож, помнивший еще отца Катерины Петровны. Он убирал засохшие деревья в саду, пилил и колол дрова. И всегда спрашивал, пишет ли Настя. Не дождавшись ответа, он уходил, а Катерина Петровна начинала плакать. И лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в старом доме.

Эта маленькая деталь подчеркивает одиночество героини «Телеграммы». Проблему Паустовский усиливает, показывая безмерность ее одиночества, словами «без слабого огня». Старушка была настолько одинока, что даже огонек ночника помогал ей, иначе не знала Катерина Петровна как дожить до утра.

Писем от Насти мать не получала, но почтарь Василий приносил от дочери денежные переводы, которые извещали, что Настя очень занята, нет времени даже на письмо. Однажды ночью кто-то стучал в калитку, заколоченную несколько лет. Старушка вышла посмотреть, кто стучит, но там никого не оказалось.

И снова подчеркивает Паустовский в «Телеграмме» тему одиночества - не открывавшаяся несколько лет калитка.

Остановилась Катерина Петровна на обратном пути возле клена, который она посадила будучи молодой девушкой. Он стоял пожелтевший и озябший, и некуда было клену деться от бесприютной ветреной ночи. Пожалела она его и побрела домой.

В ту же ночь написала письмо ненаглядной дочери и просила ее приехать хоть на день. Сообщила, что очень больна, и хотела бы увидеться с ней перед смертью. Манюша письмо отнесла на почту и долго толкала его в ящик, словно заглядывала внутрь. Но там только жестяная пустота.

Кажется, чего необычного в том, что почтовый жестяной ящик пуст? Но К. Г. Паустовский в «Телеграмме» в каждую деталь вкладывает смысл: пустота - бездушие дочери.

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» - Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», - подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы - обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» - обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

Заборье

Тихон отправился на почту, пошептался о чем-то с Василием, осторожно нацарапал что-то на телеграфном бланке и поплелся к Катерине Петровне. Она не вставала уже десятый день. Манюша не отходила от нее шестые сутки и успокаивалась только тогда, когда Катерина Петровна шевелилась под одеялом. Вошел Тихон, сказал, что на улице похолодало, дорогу прибьет морозцем, и Насте теперь сподручнее будет доехать, и неуверенным голосом прочел телеграмму, которую сам же принес.

Катерина Петровна отвернулась к стенке. Тихон сидел и вздыхал в прихожей, пока Манюше не позвала его в комнату старушки. Она лежала бледная и маленькая. «Не дождалась», - вздохнул Тихон и вышел. На следующий день старики и ребята хоронили Катерину Петровну.

Здесь появляется в «Телеграмме» Паустовского героиня, молодая учительница, которой он уделил всего несколько строчек. В них совершенно незнакомый человек отдает дань уважения женщине-матери.

У молодой учительницы такая же старенькая седая мама осталась в уездном городе. Учительница вздохнула и медленно пошла за гробом, спрашивая у людей, одинока ли была умершая? На что ей ответили, что есть у Катерины Петровны дочка в Ленинграде. Но, видимо, так высоко взлетела, что на похороны к матери выбраться не смогла. Учительница подошла к гробу, поцеловала руку Катерины Петровны и долго слушала, как за ее спиной переговариваются старики.

Настя приехала в село после похорон и застала только могильный холмик. Осмотрела комнату матери, из которой жизнь, казалось, ушла давным-давно и, крадучись, чтобы никто ее не увидел, уехала из Заборья. И никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять невыносимой тяжести с ее души.

Между строк

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» между строк можно прочитать многое о семье, живущей в старом доме. Катерина Петровна живет среди картин своего отца и его друзей. Сам Крамской был его другом, эскиз к его картине занимает в доме почетное место. Журнал «Вестник Европы» читали и Катерина Петровна, и ее отец. В нем печатались произведения русских писателей Соловьева, Островского, Тургенева, Гончарова. На этой классической литературе выросли обитатели дома.

Катерина Петровна летом 1885 года была с отцом в Париже, именно тогда умер Виктор Гюго, на похоронах которого она была. Похоронена она была не рядом с отцом. Никто из присутствующих не вспомнил, что она была дочерью известного художника. Не потому ли, что жители села, оказывавшие Катерине Петровне посильную помощь, не понимали значимости и ценности картин, висящих на стенах ее дома?

Так, мимолетно, показал Паустовский огромную духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России. Очевидно, вклад художника в российское искусство был большим, так как дом был мемориальным. Почему в кавычках это слово написал Паустовский в «Телеграмме»? Равнодушие и отзывчивость и здесь стоят рядом. С одной стороны - равнодушие государства, под охраной которого находился дом, а значит и картины, потускневшие и забытые. С другой - отзывчивость простого сторожа. Из жалости Тихон помогал Катерине Петровне по хозяйству. И он единственный, кто помнил художника и, вероятно, не осознавал истинную ценность картин, но смотрел на них с почтением и вздыхал: «Работа натуральная!»

Зарубки на сердце

В «Золотой розе» автор написал историю создания рассказа «Телеграмма». Дату написания Паустовский не уточнил, но рассказал трогательную историю, на основе которой он создал свой шедевр. Глава «Зарубки на сердце» знакомит с прототипами этого рассказа. Одно время Паустовский жил под Рязанью, в усадьбе знаменитого когда-то гравера Пожалостина. Единственная дочь хозяйки дома забыла о матери, и высылала из Ленинграда только переводы.

По вечерам писатель ходил пить чай к Катерине Ивановне. Видела хозяйка усадьбы плохо, и по два-три раза на день к ней забегала соседская девочка Нюрка. Катерина Ивановна жила когда-то в Париже, знала Тургенева и присутствовала на похоронах Гюго. Она давала Паустовскому почитать связку желтых писем, оставшихся от отца.

Паустовский пишет, что телеграмму Насте отослал он, сообщая о смерти ее матери. Нюрка отдала писателю конверт, в котором Катерина Ивановна написала, в чем ее хоронить. Паустовский увидел хозяйку усадьбы уже прибранную - она лежала в золотистом бальном платье со шлейфом, в черных замшевых туфельках. Настя приехала через три дня после похорон.

В своей автобиографии Паустовский рассказывал о том, что на войне у него погибли два брата. У писателя осталась только полуслепая сестра. Не ее ли беспомощный облик лег в основу характеристики главной героини рассказа? Думается, не только образ дочери Пожалостина нашел отражение в героине романа. Но и другие, дорогие сердцу автора образы близких людей, которых он изобразил с такой любовью, тоской и искренним сожалением.

Пока не поздно

Каков жанр «Телеграммы» Паустовского? на нескольких страницах которого автор поднимает важные проблемы: одиночество, материнскую любовь, проблему отцов и детей. Композиционно рассказ делится на три части, одна из которых рассказывает о матери, вторая о дочери, а в третьей происходит трагическая развязка.

Полуслепая старушка, живет среди своих воспоминаний. Только они остались с ней, даже собственной дочери Катерина Петровна не нужна.

Настя, молодая женщина, занята карьерой - она с упоением помогает молодым художникам, организует выставки. Ей некогда заниматься проблемами своей матери. Написала письмо? Значит, жива. Зачем куда-то ехать? Терять драгоценное время? Смотреть на картины, засиженные мухами? Слушать рассказы, слышанные не один раз? Скучно. Успеется. Потом.

Произведение Паустовского «Телеграмма» в жанре рассказа напоминает, что все нужно делать вовремя. Заботиться о близких и родных, говорить им слова любви, проводить с ними больше времени. Всегда ли мы знаем цену нашего покоя и счастья, оплаченного самозабвением матери? Старинное слово, практически вышедшее из обихода повседневной речи, как нельзя лучше характеризует истинную материнскую любовь. Самозабвение - забыть себя ради ребенка.

А всегда ли мы помним о маме? За суетой жизни, нехваткой времени, погоней за карьерой можно опоздать. Как это случилось с героиней рассказа Настей. Как показал анализ «Телеграммы» Паустовского, дочь Катерины Петровны не была совершенно бездушным человеком. Она заботилась о своих коллегах, но для единственного человека, самого родного и близкого, который ничего не требовал от нее, не высказывал недовольства, а просто хотел немного тепла и внимания, она не нашла времени.

Название рассказа

Почему так назван рассказ Паустовского «Телеграмма»? Отзывы читателей, до глубины души тронутых этим рассказом, сходятся в одном - это телеграмма нам, читателям, сообщающая о том, что жизнь быстротечна, и надо беречь и ценить своих близких.

В рассказе даны две телеграммы. Настоящая послана сторожем Насте в Ленинград. Другая телеграмма выдумана тем же Тихоном. Он придумал ее для того, чтобы поселить в сердце умирающей матери надежду. Катерина Петровна догадалась, но поблагодарила сторожа за ласку и добро.

Но ошибочно предполагать, что заголовок - это отражение двух телеграмм. Мастер слова Паустовский взвешивал каждое слово. И, в свете строительства социалистического государства, призывающего думать сначала о Родине, а потом о семье, писатель своей «Телеграммой» напоминает - не забывайте своих близких.

С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского "Телеграмма" я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика, но на самом деле Константин Георгиевич описал взаимоотношения родителей и детей.

Сюжет рассказа повествует о жизни Катерины Павловна, эта женщина была уже старушкой и всё время ждала свою дочь Настю. Женщина понимала, что на самом деле Насте уже не интересна её жизнь, ведь девушка молода и у неё свои интересы и дела, но Катерина Павловна не винила свою дочь в этом, она все прекрасно понимала, и поэтому просто ждала.

Настя же в это время была занята обыденной жизнью, она находила возможность помогать и думать о других, в то время, когда забыла про самого дорого человека. Автор описывает девушку положительными качествами, подчеркивая в ней доброту, отзывчивость, красоту.

Терпение Катерины Петровны в итоге заканчивается, и женщина уже находясь в полном отчаянии, перестает верить в то, что дочь проведает её хотя бы перед смертью. В итоге мама Насти умирает, так и не дождавшись вестей от дочери. Это событие стало уроком для Манюшки и учительницы, у которой также была старушка мать. Произведение Константина Паустовского заканчивается тем, что Настя всё же приезжает к маме, но лишь через день после смерти.

Рассказ "Телеграмма" произвел на меня очень сильно впечатление, я сразу задумалась о своих родных, о том, что нужно быть более внимательной и уделять больше времени семье. Нужно чаще говорить близким, что любишь их, просто обнимать и беречь от бед. Может показаться, что только после этого рассказа я начала понимать важность своей семье, но самом деле это не так.

Просто такие произведения дают возможность лишний раз задуматься о полезном, подумать о том, какие ты поступки совершаешь, и что близкие делают для тебя. Ведь человек не всегда может понять значимость каких-либо факторов, пока что-то не потеряет. Я рада, что прочитала это произведение и советую его к прочтению. Автор показал трагичность жизни и то, как мы не ценим то, что имеем. Константин Георгиевич пытался донести, что нужно ценить и обдумывать поступки сразу, чтобы потом не жалеть о содеянном. К сожалению не каждый из нас имеет родителей, по той или иной причине.

Это значит, что любовь нужно отдать тем, кто тебя воспитал, кто вложил все силы в тебя.

Несколько интересных сочинений

  • Описание внешности Дубровского из романа Дубровский

    В романе «Дубровский» А.С. Пушкина главный герой Владимир Дубровский представлен в образе благородного разбойника. Автор рисует черты его внешности достаточно кратко и лаконично.

  • Характеристика и образ Капитана Миронова (Капитанская дочка) сочинение

    Одним из положительных героев повести «Капитанская дочка» является Иван Кузмич Миронов. Больше двадцати лет он уже занимает должность коменданта Белогорской крепости.

  • Анализ рассказа Астафьева Людочка

    Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.

  • Образ и характеристика Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    В знаменитой поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека

  • В современном мире очень сложно находиться без общества. Именно поэтому мы вынуждены искать новые знакомства и заводить друзей. Даже если человек совсем одинок, он все равно находится в обществе

из рассказа Паустовского "Телеграмма"

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким

Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким
Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну - это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина
Вина - чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Я ИДУ НА УРОК

Евгения МИНГЕЛЕНЕ,
с. Корткерос,
Республика Коми

8-й класс

Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Р азработок, посвящённых рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале «Литература в школе» № 6 за 1996 год. И статья Т.Т. Левашовой «Пока не поздно», и работа Н.И. Гусаковой «За добро плати добром» дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, - потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьёзность проступка и дальнейшую судьбу героини. Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.

Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях (в младших классах мои ученики уже встречались с героями К.Г. Паустовского), но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщённость близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого - трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьёзный разговор о серьёзных проблемах, разговор, который бы дошёл до каждого. Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.

На первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, ещё раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание лёгкости повествования с серьёзностью темы, указываем на те приёмы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, “очеловечивание” поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаём глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К.Г. Паустовского.

Рассказывая об истории создания рассказа «Телеграмма», обращаюсь к «Золотой розе», особо подчёркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьёй, данной в учебнике: она ещё раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского - умение воссоздавать жизнь во всей её полноте, “заряжать” страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.

Если остаётся время, рассказ начинаем читать на уроке (предварительно рассказ не был прочитан). Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.

План-конспект второго урока

“…Никого в жизни нет и не будет родней…”

Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское - в камне .

Начинаю урок с вопросов.

А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент - что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? (Одна - опоздала, другой - не поверили .) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.

Мы встречались с Паустовским - мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях .) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя очевидна их иная роль, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока - определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

Работа с пейзажными фрагментами

В какие моменты повествования наиболее ярко вплетён пейзаж? (Ребята отметили начало рассказа, эпизод, описывающий ночь и старый клён, сцену похорон и последнюю ночь Насти в доме .) Сразу отмечаем тот факт, что все указанные фрагменты тесно связаны с главными героинями. Посмотрим, как строятся эти эпизоды. Работая по группам, ученики находят и выписывают определения, использованные автором, указывают те предметные детали, на которых остановлено наше внимание (работают три группы, каждая со своим фрагментом). Все вместе обдумываем результат этой работы: осенний пейзаж холоден и бесприютен, чаще всего автор использует слово “холодный”. Почему? Можно это определение считать эпитетом? (Оно не несёт в себе оценочного значения, оно просто констатирует факт .)

А какие детали выделяет, подчёркивает автор? Одинокий подсолнух, озябший клён, позабытые звёзды - вот приметы этой холодной осени. Через какой приём они показаны? Зачем автор обращается к олицетворению? (Клён - это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя .) Так какое же ощущение создаёт пейзаж? Что вбирает в себя холод осени? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины .) Какие два определения связаны у Паустовского? (Холодный и пустой, одинокий .)

Делаем первый вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути.

Судьбы Катерины Петровны и Насти

Как представлена в рассказе история старой женщины? (Только прошлое - настоящего нет: и клён, и сад - это только память. )

За счёт каких ещё деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? Работаем с интерьерными описаниями, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса. Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, - Тихон и Манюшка. Почему не спасает их помощь героиню? Понимают ли они её? (Тихон уважает её и память об её отце, а для девочки она просто бабка. ) Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют её, но близкими их назвать нельзя.

Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддаётся пересказу? (Письмо Насте. ) Зачем и здесь нужно упоминание о саде? (Ещё раз подчёркивается одиночество, только в нём её жизнь, только здесь она видит себя - и это никому не понятно .) Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? (Вспоминаем жизнь девушки в большом городе, её работу .) Может, верна оценка Тихона? Что значит “пустельга”? Согласны с его словами?

А как, по-вашему, автор согласен? Вспомните историю создания рассказа: городская жизнь Насти - это единственное, что домыслено автором. Зачем, раз все оценки даны? Давайте ещё раз вспомним страницы, посвящённые Насте. Чем она занята, как подходит к делу? Она искренне заботится о людях? Почему не обижается на капризы художника? (В тексте есть прямой ответ на этот вопрос .) Разве человек равнодушный увидит это, сумеет понять? Вдумайтесь в строки, рассказывающие о получении письма и телеграммы: почему автором создан такой фон - речь о внимании к людям и усмешка Гоголя? Это пробуждение совести или ещё и осознание чего-то особого? Может, помогут описания, связанные с Настей? Те же звёзды в момент прозрения, та же пустота в доме, когда она опоздала. А портрет девушки: ничего знакомого не видите? “Холодные глаза”. Что это значит? Это эпитет, который можно пояснить через ряд синонимов. (Проводим словарную работу .) Но у К.Г. Паустовского это слово связывалось с определением “одинокий”! Помните: пустой - холодный - одинокий… Есть подтверждение этой связи в истории Насти? “Нет, и никого не будет роднее…” Это правда? На что же обрекла себя Настя? Почему? Неужели детское сердце - в камне? Почему так часто мы не можем или не хотим понять самых близких людей? В чём ещё можно увидеть роль пейзажа, если вспомнить о связях, выявленных нами? Может, перед нами своеобразное предупреждение? Может, смысл названия, вызывающего тревогу, в этом?

Оценка финала и выводы по уроку

Изменился ли пейзаж к финалу рассказа? (Вспоминаем итоги групповой работы .) Зачем нужна новая героиня в конце? Её глазами мы видим похороны и по-другому оцениваем окружающий мир. Что видит учительница, с чем остаётся? (Для неё всё вокруг - родина, что-то близкое, родное, напоминающее о маме .)

С чем осталась Настя? (Холодная комната, чувство вины - её одинокая история ещё впереди .) Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом .) Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому обращена телеграмма? О чём она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. (Задание можно выполнить в конце урока, проведя таким образом момент рефлексии, или сделать его частью домашней работы.)

Дома : обсудите урок с родными, ответьте на вопрос: “Что я услышал в телеграмме от Паустовского?”

Людям часто не хватает доброты со стороны своего окружения, понимания того, что они нужны своим близким, обществу, а равнодушие и безразличие, их порой убивает.

В произведении Константина Паустовского «Телеграмма» перед нами предстаёт равнодушие по отношению к близким на примере дочери Насти к своей постаревшей матери Катерине Петровне. Катерина Петровна жила одна в деревне, дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Письма от получала редко, Настя присылала ей по 200 рублей два раза в месяц, но её больше волновали письма дочери, приходившие вместе с деньгами, она тосковала по дочери. Только потом Настя осознала, что никто её так не любил, как её мама, которая была одинока и умирала в одиночестве. Не будь настя такой жестокой, а равнодушие это тоже жестокость по отношению к близким, мама бы может и пожила по-дольше.

Николай Гоголь в своём произведении «Шинель» показывает также равнодушие к маленькому человечку Акакию Башмачкину, отсутствие которого заметили только на четвёртый день, проблемы этого персонажа никого не интересовали, поэтому, его столкновение с жестокостью окружающего мира, приводит его к смерти.

Человеческая доброта - это умение и желание относиться к другим людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе: с пониманием, сочувствием, с действенной поддержкой, теплом и любовью. Жестокость - противоположное качество, проявляющееся часто в равнодушии, эгоистическом желании реализовать свои планы за счёт других, в игнорировании интересов окружающих, а не только в сознательном причинении им боли.

Самое страшное, когда жестокость проявляется к родному человеку, который дал тебе жизнь. В произведении «Телеграмма» очень выразительно показана жестокость как равнодушие. Впечатляет отсутствие живых человеческих чувств Насти к родной маме и отсутствие доброты как нормы отношений между близкими людьми.

Если в «Телеграмме» показана жестокость в отношениях между людьми, то в повести Н.Гоголя «Шинель» безразличие, равнодушие к маленькому человечку Акакию Башмачкину показаны как олицетворение жестокости общества. Яркая деталь: отсутствие несчастного (смерть) заметили только на четвёртый день, что говорит о том, что он не был для общества человеком, а лишь исполнителем функций.

Очень разные произведения, по разному раскрывается тема доброты и жестокости. В «Телеграмме» Настя жестока к своей матери, жестока от непонимания, от равнодушия, от увлеченности городской жизнью, от суеты, жестока не от злости, но от недостатка доброты, глубины души.

В «Шинели» показана жестокость общества, тоже состоящего не из злодеев, а просто из равнодушных людей.

И в том и в другом случае вполне можно сказать, что равнодушие едва ли не худшая форма жестокости.

вопрос достаточно обширен, поэтому можно попытаться освятить все его основные моменты. что такое доброта? доброта - это проявление светлых чувств по отношению ко всему окружающему. что значит добрые чувства? это способность помочь в трудную минуту, не оставить в беде, уделять внимание, сказать ласковое слово, в конце концов, приободрить в трудной ситуации. свойственно ли это чувство всем?

думаю, нет. так уж устроен наш мир, что идеально в нем все быть не может. поэтому наряду с этим светлым чувством есть понятие жестокости. в каких аспектах можно рассматривать данные понятия? безусловно, это отношения между людьми, это отношения к животным, к природе в целом, отношение к самому себе. если брать в качестве примера произведения «Телеграмма» и «Шинель», то по первому можно сказать следующее. главная героиня, Настя, была жестока по отношению к своей матери, потому что отодвинула ее на второй план, в первую очередь же была зациклена на своей работе. в повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин сталкивается с жестокостью окружающего мира по отношению к себе. так как он не имеет высокого звания и чина, не имеет денег, то и его проблемы никого не волнуют. такая жестокость приводит к смерти героя.

Похожие статьи