Как жил илья муромец. Преподобный Илья Муромец. Историческая личность и былинный герой

10.10.2019

Он является богатырём, который воплощает идеал мужественного воина и героя. Он фигурировал в киевском цикле былин, благодаря чему о славном воине-герое знают все взрослые и дети. Стоит сказать, что которые сохранены в Киево-Печерской обители, свидетельствуют о том, что славный воин существовал на самом деле. Необходимо познакомиться с биографией мифического героя, который когда-то покорил многих взрослых и детей.

Славным воином, который олицетворял храбрость и мужество, был именно Илья Муромец. Биография персонажа является довольно-таки интересной, поэтому многие люди, которые увлекаются историей, отлично знают все о жизни персонажа, о его успехах и неудачах.

Легенда о деде Ильи Муромца

Популярным и известным персонажем былинного эпоса является именно Илья Муромец. Биография персонажа начинается с легенды, которая связана с его дедом. Согласно ей, дед славного воина был язычником и отказывался принимать христианство. Когда-то он прорубил икону топором, после чего на его род было наложено проклятие. Все мальчики, которые должны родиться, будут калеками.

Прошло 10 лет, после чего у деда родился внук Илья. К огромному сожалению, страшное проклятие, возложенное на его род, исполнилось. Илья Муромец не мог ходить. Он пытался встать на ноги, но все его попытки увенчались неудачей. Вскоре будущий воин стал тренировать руки, однако даже после этого он так и не смог встать на ноги. Наверное, его много раз посещали мысли о том, что он навсегда останется калекой и не сможет ходить, как все.

Героем летописей и былин, которого знает каждый ребёнок и взрослый, является именно Илья Муромец. Биография воина является достаточно интересной и увлекательной. Давайте знакомиться с ней дальше.

Биография Ильи Муромца (краткое содержание). Легенда о восстановлении

Родился Илья под городом Муромом в селе Карачарове, где и прожил свою жизнь до 33 лет. В день рождения Муромца в его дом пришли вещие старцы, которые попросили подать им воды. В этот день случилось невозможное. Муромец объяснил гостям, что он не может встать, но они словно не слышали ничего, что будущий воин хотел им объяснить. Они настаивали на своём и просили его, пока Илья не почувствовал невиданную силу и впервые в своей жизни не встал на ноги.

Удивительно, но учёные, которые исследовали мощи Муромца, подтвердили, что костная ткань полностью восстановилась, и это нельзя не назвать чудом.

Путь в Киев

Напоследок старцы сказали Илье, что он должен отправиться к князю Владимиру на службу. Но они предупредили, что по дороге в столицу он увидит большой камень с надписью. Муромец отправился и увидел его на своём пути. На камне был написан призыв к тому, чтобы воин попытался сдвинуть его с места. Здесь он нашёл коня, доспехи и оружие.

Бой Ильи Муромца с Соловьём-разбойником

Как известно, после своего восстановления Илья Муромец совершил множество подвигов. Главным и самым почитаемым из них был с Соловьём-разбойником. Он оккупировал дорогу до Киева, и никому не давал на неё въехать. Соловей-разбойник был бандитом, который воровал и совершал набеги на дороге. Известно, что данное прозвище ему дали за умение громко свистеть.

Подвиги Муромца

Стоит сказать, что Илья Муромец совершил огромное количество подвигов, а также участвовал в многочисленных сражениях, защищая свою родную землю. Его современники говорили, что воин обладал нечеловеческой силой, и, наверное, именно поэтому в памяти людей он остался самым сильным воином.

Известным персонажем, о котором знают и помнят все взрослые и дети, является именно Илья Муромец. Биография данной личности наполнена различными загадками. Они остаются неразгаданными до сих пор.

С кем участвовал в подвигах Илья Муромец? Биография (кратко)

Стоит отметить, в былинах и легендах часто упоминалось то, что Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич часто совершали подвиги. Однако на самом деле эти персонажи никогда не встречались, и уж тем более не участвовали вместе в боях. Они жили в разных веках. Часто случается, что когда легенды передаются из поколения в поколение, они всё больше и больше обрастают новыми неправдивыми подробностями.

Одним из самых известных и популярных персонажей легенд и былин является Илья Муромец. Биография для детей обычно исключает факты, что многочисленная информация, которая на данный момент известна о легендарном воине, неправдива.

Илья Муромец - великий и славный воин, который обладал нечеловеческой силой, совершал огромное количество подвигов и участвовал в боях за свою прекрасную родину. Существует несколько фактов, которые подтверждают, что он существовал на самом деле. Илья Муромец сумел пережить свою смерть и оставить огромный след в памяти людей, и они до сих пор считают его самым великим и сильным славным воином. Кто же на самом деле Илья Муромец? Миф или реальный персонаж?

Народные великорусские песни и сказки величают Илью Муромца как главного богатыря Владимирова времени; и на этом основалось мнение, что он жил в десятом веке. Но такое основание ненадежно для вывода исторического; ибо в изустной поэзии северного русского народа все древнее, до татарское время сливается и смешивается в один богатырский век славного князя киевского Владимира, и в современники ему даются лица позднейших веков. Таковы например новгородцы: Ставр, современный Мстиславу великому, или Садко, богатый гость, живший при Мономаховых внуках (смотри новгородские летописи, под 1118 и 1167 годами). Потому и мнение о принадлежности Ильи Муромца Х веку мы не можем признать за основательное, и предпочитаем ему другое мнение, издавна существующее в Киеве. Здесь, в Антониевой или Ближней пещере почивают издревле мощи святого богатыря, - и декабря 19 празднуется память преподобного отца нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке жившего. Признание за ним этого столетия утвердилось в Киеве особенно со времени митрополита Евгения; а впервые оно было обнародовано еще в 1638 году, в книге "Тератургима", напечатанной в Печерской лавре.
Сочинитель ее, здешний монах Афанасий Кальнофойский, написал, что преп. Илия Муромец жил за 450 лет; выходит около 1188 года. Это давнее киевское показание обращается уже, по справедливости, в господствующее историческое мнение. Не далее, как в прошлом, 1870 году, А.Н. Майков, в предисловии к своему переводу слова о полку Игореве, сказал так: "большая часть этих богатырей жили гораздо позже Владимира; например об Илье Муромце есть положительное сведение, что он жил в ХII столетии, около 1188 года ". Против этого мнения восстал господин Квашнин-Самарин в статье своей: "Русские былины в историко-географическом отношении".
Там он говорит вот что: "Показание Кальнофойского не есть сколько нибудь сильный аргумент. Он мог поставить цифру наугад; да притом в ХІІІ столетии малороссы знали крайне плохо древнюю историю Руси. Мы не беремся даже сказать, знал ли Кальнофойский наверное, за сколько лет от него жил св. Владимир ".
Зачем такое немилостивое и несправедливое осуждение от нынешнего великоросса?!... Оно изобличает собою незнание ни книги Кальнофойского, ни других исторических книг, написанных тогдашними киевлянами-Захарией Koпыстенским, Сильвестром Коссовым, Феодосием Софоновичем. Где же и кто лучше их знал тогда древнюю историю Руси?
Афанасий Кальнофойский был один из тех ученых сподвижников достопамятного Петра Могилы, которые вместе с ним (1635 год) открыли гробницу св. Владимира, в развалинах Десятинной церкви, как это видно из его Тератургимы. Что он знал все написанное дотоле в Киеве о св. Владимире, то видно также из его книги. Конечно не наугад написал он и свое показание о принадлежности Ильи Муромца второй половине двенадцатого века. В киевских пещерах, над мощами почивающих там подвижников, были стародавние доски с краткими о них известиями. Теми надписями руководились все, писавшие в том веке о св. отцах Печерских. Вот древний источник, из которого Кальнофойский мог заимствовать показание свое об Ильи Муромце. В историческом отношении оно важнее всякого баснословия поэтического, тем более, что не встречается ему противоречия в других преданиях киевских о святом богатыре.
А господин Квашнин-Самарин опровергает Кальнофойского двумя будто бы киевскими преданиями. Необходимо объяснить это двоякое недоразумение нынешнего московитянина. Он говорит: "предание Печерского монастыря, восходящее тоже к ХIІІ веку, если? (или) не далее, говорит напротив того, что Илья Муромец окончил дни в одной из киевских пещер раньше основания Печерского монастыря и раньше св. Антония, значит никак не в XII столетии, а много раньше, и легко может быть, во время Владимира ".
А я скажу на это, что такого предания не было и не могло быть, в Печерском монастыре, судя по всем писаниям о нем, начиная с Несторовых сказаний о его начале. Новейшее недоразумение произошло вот из чего. Спустя несколько лет после издания книги Кальнофойского, один лаврский "изобразитель" потрудился вырезать на дереве изображения разных отцов печерских, для распространения их между богомольцами; в том числе он представил и св. Илью, с таким надписанием: "пpeп. Илья Муромский, ижe вселися в пещеру преп. Антония в Киеве, идежи до ныне нетленей пребывает ". Изображение сделано произвольно и несходно с мощами святого богатыря, у которого левая рука с язвою от копья, а на правой руке три первые перста сложены крестом по православному: видно, что они так и оцепенели в молитвенную минуту его кончины. Но по чрезвычайной редкости того рисунка, он издан был господином Стасовым в известиях русского археологического общества; а потом скопирован был и господином Закревским при его описании Киева. Профессор Миллер, в своей книге об Илье Муромце, приводя вишепомянутую надпись лаврского древореза, в которой слова преподобный, ныне поставлены под титлами, ошибся в ее чтении, и вместо слов: "вселися в пещеру преподобного Антония " прочел: "вселися в пещеру прежде Антония "! Так прочел он, конечно, под влиянием предвзятой мысли о принадлежности Ильи Муромца десятому веку. Эту случайную и недавнюю ошибку профессора Миллера господин Квашнин-Самарин поспешил обратить уже в давнее "предание Печерского монастыря" и опровергает ею показание Кальнофойского! На самом же деле и та надпись нисколько ему не противоречит; ибо пещера преп. Антония была ископана им не раньше, как в княжение Изяслава Ярославича, а вселиться в нее нельзя было никому, раньше самого основателя и первоначальника Печерского монастыря. Но в той пещере почивают мощи русских подвижников, бывших и в ХІІ веке, и в ХІІІ, и кончавших дни свои не только в Киеве, но и вдали от него.
Другое возражение: "Западный путешественник Ляссота, бывший в Киеве в XVI столетии, говорит, что он видел около развалин десятинной церкви разрушенную гробницу некоего героя Ильи Муровлянина, о котором ходит много сказок ". Здесь опять неверная передача киевского предания, записанного Эрихом Ляссотою, 1594 года, в его дневнике, весьма любопытном для истории тогдашнего казачества приднепровского. У него нет и помину о развалинах Десятинной церкви: их поставил господин Квашнин-Самарин от себя под влиянием той предвзятой мысли, что богатырь Илья окончил дни еще при св. Владимире.
Ляссота описывает старокиевскую церковь св. Софии и говорит, что при ней (вне ее), в особой каплице, находилась прежде гробница Ильи Моровлина знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много сказок. Она теперь разрушена: но гробница сподвижника его уцелела в той же каплице. Вне церкви показывают также место, где похоронены благотворители и строители церкви, но на их могилах нет памятников.
Это киевское предание о гробнице Ильи при церкви Софийской, записанное иноземцем Ляссотою почти за полвека до книги Кальнофойского, не только не противоречит его показанию, но подтверждает собою, что богатырь наш скончался не при св. Владимире, а уже по кончине его сына Ярослава; следовательно, никак не ранее второй половины ХІ века; но погребенными при той церкви Илья и его сподвижник могли быть и в исходе ХІІ века.
Итак, нет противоречия известию Кальнофойского ни в этом местном старокиевском предании о гробнице богатыря Ильи, бывшей при церкви Софийской; ни в той надписи лаврского древореза о вселении преп. Ильи в пещеру Антониеву, означенном, как мне кажется, уже по народному понятию и представлению о святом служителе Русской земли. А потому киевское давнее мнение о принадлежности Ильи Муромца второй половине двенадцатого века остается в полной силе своей, и должно быть признаваемо за положительное сведение историческое.
При этом сведении не значительным оказывается и то предположение господина Квашнина-Самарина, что Илья Муромец, может быть, есть одно лицо с тем Рохдаем Удалым, о котором говорится в позднейшей летописи Никоновской, что он "наезжаше на триста человек"; что он умер и погребен в 1000-м году (то есть, за 15 лет до кончины св. Владимира).
Много сказок о богатыре Илье, по словам Ляссота. Вот одна из тех староукраинских сказок, записанная им в Киеве, за 276 лет, стало быть, много раньше, чем великорусские стихи о богатырях стали входить в русскую письменность. "Здесь (в киевских пещерах) находятся также мощи великана и богатыря, прозываемого Чоботьком ". (Что это народно-украинское прозвание принадлежало Ильи Муромцу, то извество из книги Кальнофойского). "О нем ведется следующий рассказ. Однажды напали на него нежданно многочисленные враги, в ту самую пору, как он обулся только еще в один чобот (сапог). Второпях, не успев найти другого оружия, он стал обороняться от них другим, еще не надетым на себя чоботом, и побил им всех напавших на него врагов. От того и получил он свое прозвание ".
На родине Ильи Муромца, в селе Карачарове (которое в нынешнем столетии принадлежало еще графу Разумовскому, а потом, досталось графу Уварову), есть крестьяне Ильюшины, присвояемые в потомство славного богатыря. С такою же вероятностью может быть приписан ему в родню и дворянский род Чоботьков, еще на моей памяти процветавший в Киеве.

Илья Муромец является центральным героем русских былин. Он воплощает в себе идеального воина. Былины о богатыре Илье Муромце входят в киевский цикл. Их насчитывается около пятидесяти, причем в двадцати из них – Илья выступает в качестве главного героя.

Биография богатыря Ильи Муромца

О биографии богатыря Ильи Муромца мы узнаем из былин.

Рождение богатыря относится к двенадцатому веку. Произошло это в городе Муроме или в селе Карачарове под Муромом. Этот факт пока остается спорным. Если верить былине «Исцеление Ильи Муромца», то он до тридцати трех лет лежал на печи, потому что не мог ходить. Беда эта с мальчиком случилась вот почему: дед Ильи, будучи язычником, отказывался принимать христианство и даже топором разрубил православную икону. Именно с этих пор все мальчики в роду были обречены родиться калеками, что и произошло с Ильей. Однако богатырь не лежал просто так, он тренировал руки, делал упражнения на мышцы. Поэтому руки его были очень сильны. Однако ноги его были абсолютно неподвижны.

Но однажды проходящие мимо его дома старцы исцелили его. Сначала они попросили богатыря принеси им воды. Недоумевающий Илья встает и приносит ее. Тогда старцы просят его самого испить воды, после чего Илья выздоравливает. После второго глотка он становится невероятно сильным, а после третьего – сила его становится чуть меньше. Затем целители говорят Илье, что теперь он должен служить князю Владимиру. Однако на пути в Киев ему встретится огромный камень. Богатырь прощается с родителями, едет в Киев. И действительно по дороге он находит камень. Илья сдвигает его, а там находит коня и доспехи. Оседлав коня, он скачет к князю Владимиру Мономаху. Последний правил с 1113 года по 1125 год. В это время христианство уже прочно укрепилось на Руси. И сам богатырь Илья Муромец был истинным христианином.

Всю свою жизнь русский богатырь Илья Муромец посвятил подвигам. Например, бой с Соловьем-разбойником. Последний заблокировал дорогу к Киеву. Кроме того, он занимался грабежами, набегами на обычных людей. Илья же смог победить разбойника и открыть путь к столице.

Также русский богатыри во главе с Ильей смогли дать отпор половцам, завоевав несколько их городов. Есть былина и о подвиге Ильи, когда он убивает дракона.

Часть былин об Илье Муромце основана на том, как он борется с разными злодеями: разбойниками, казаками. Обычно эти сюжеты мы встречаем в южной и центральной России, на Украине. А традиционные былины идут с севера Руси.

Умирает Илья примерно в пятьдесят лет от удара острым оружием.

Святой богатырь Илья Муромец

Считается, что богатырь является создателем нескольких церквей: Троицкой в Карачарове, Ильи Пророка. В Карачарове есть храм, который был восстановлен уже в наше время, где хранится икона и мощи святого богатыря Ильи Муромца. Вообще он входит в собор святых Мурома. Русская Православная Церковь канонизировала его в 1643 году. Его изображение можно увидеть на иконах. В Киево-Печерской Лавре хранятся уже около восьми-девяти веков мощи мощи Ильи из Мурома. Но действительно ли они принадлежат тому самому Илье Муромцу? И существовал ли он на самом деле?

Почитание Ильи Муромца

Сегодня в России есть два памятника, посвященных известному богатырю. Один из них находится на его Родине – в Муроме, а второй во Владивостоке.

День былинного богатыря Ильи Муромца празднуется первого января (19 декабря по старому стилю). Память о нем хранят как о богатыре, защищавшем Русь от нападений. Кроме того, он освободил Киев от Калин-царя.

Земля героев. Илья Муромец - документальный фильм.

Воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. У Кмиты Чернобыльского (XVI век) Илья - Муравленин, а не Муромец, у Эриха Лассоты (XVI век) - Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века - Илья Мурович или Илья Муровец .

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », «Илья Муромец и Идолище Поганое », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином ». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…» По данным некоторых историков Российской империи и современных украинских историков его малой родиной было древнее селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск , Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским .

По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15-ти из них (№ 1-15 по составленному Азбелевым указателю ).

  1. Обретение силы Ильёй Муромцем
  2. Илья Муромец и Святогор
  3. Первая поездка Ильи Муромца
  4. Илья Муромец и Идолище
  5. Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
  6. Илья Муромец и голи кабацкие
  7. Илья Муромец на Соколе-корабле
  8. Илья Муромец и разбойники
  9. Три поездки Ильи Муромца
  10. Илья Муромец и Сокольник
  11. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  12. Камское побоище
  13. Илья Муромец и Калин-царь
  14. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  15. Илья Муромец и Соловей Разбойник

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Былинная биография Ильи Муромца

Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Фольклор за пределами Русского Севера

Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой , Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге , Яике и входившего в состав казачества.

Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам , латышам , чувашам , якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея , которого не знают былины об Илье Муромце.

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком . Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются . Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.

Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским .

Исторический прототип

Мощи Ильи Печерского

Прототипом былинного персонажа исследователями считается исторический силач по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский .

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря (1) января . Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали, вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног.

Теория тождества былинного богатыря с иноком - Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры . Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина . Часть мощей Ильи - Средний палец левой руки, находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

Илья Муромец в русской культуре

Памятник Илье Муромцу в Муроме

Памятники

  • В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова
  • В 2012 году в Адмиральском сквере города Владивостока был установлен памятник святому Илье Муромцу скульптора Зинича. Памятник является подарком группы компаний "Стимэкс" и общественности г. Красноярска городу Владивостоку.

Объекты, названные в честь Ильи

Географические объекты

  • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец .
  • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

Организации

  • Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»
  • Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог - Илья Муромец»

Техника

Словесность

Художественная литература

  • «Гистория об Илье Муромце» - рукописная народная книга XVIII века
  • Илья Муромец - незавершенная поэма («богатырская сказка ») Н. М. Карамзина
  • «Илья Муромец» - баллада А. К. Толстого
  • Ян Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922)
  • Илья Муромец - персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов».
  • Илья Муромец - главный герой одноименного романа Ивана Кошкина.
  • Илья - центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах , а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
  • Илья сын Иванов - один из главных героев исторического романа Девятный Спас Анатолия Брусникина. В произведении угадываются образы других сказочных персонажей: Дмитрий Никитин, Алексей Попов, Василиса.

Современный фольклор

  • В современном русском фольклоре Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем).

Изобразительное искусство

Живопись

  • Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри », под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье ».
  • «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В. П. Верещагина
  • Илья Муромец - картина Николая Рериха
  • «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева

Иллюстрации

  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».

Гравюры

  • Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».

Пластика

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - композиция из фарфора скульптора С. М. Орлова

Музыка

Оперы

  • Катерино Кавос написал оперу «Илья-богатырь» на либретто Ивана Крылова .
  • В опере-фарсе композитора Александра Бородина «Богатыри» есть роль Ильи Муромца.
  • Композитор Леонид Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри»
  • Илья Муромец - персонаж оперы Михаила Иванова «Забава Путятишна».
  • «Илья Муромец» - опера Валентины Серовой
  • Опера «Илья Муромец» композитора Бориса Феоктистова.

Симфонические произведения

  • В 1909-11 композитор Рейнгольд Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец».

Массовая музыка

  • У группы «Сектор газа » есть песня «Илья Муромец»
  • У группы Сектор Газовой Атаки есть альбом «Рок-былина Илья Муромец»

Былины об Илье Муромце знакомы большинству из нас с детства. Но далеко не все знают, что богатырь был отнюдь не былинным персонажем, но вполне реальным человеком.

Чтобы посмотреть на Илью Муромца , достаточно в Москве зайти в Третьяковскую галерею или, в крайнем случае, найти репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Илья Муромец изображен на ней посередине. Сидит в кольчуге на вороном коне. Смотрит настороженно из-под одетой в кожаную перчатку руки, на которой висит огромная булава. Из-под шлема выбивается седая прядь. Богатырь уже не молод, в нем чувствуется не только спокойная уверенная сила, но и жизненный опыт.

Картина Васнецова Три Богатыря

За спиной щит, левая рука на длинном копье. Слева на картине на белом скакуне — другой богатырь — Добрыня Никитич, на голове у него островерхий шлем, русая борода почти по пояс. В левой руке огромный щит, правой богатырь вытаскивает меч. Он не только силен, но и глаза его светятся умом и мудростью. Самый молодой из троицы былинных героев — Алеша Попович. Он на картине справа. Одной рукой держит лук, другая сзади на гуслях. Он красавец, певец и музыкант. На пальцах у него перстни. Этот если не возьмет силой, то одолеет изворотливостью и смекалкой. Богатыри стоят на границе леса и поля, откуда могут появиться враги русичей — половцы или печенеги. Небо на картине тревожное, серое.

В первом варианте картина называлась длинно: «Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Теперь ее чаще называют просто «Три богатыря».

История Трёх Богатырей

Историки говорят, что в реальной жизни три былинных героя вряд ли могли встретиться. Добрыня жил в конце X века и был воеводой киевского князя Владимира Красное Солнышко, которому приходился дядей. Суздальский же боярин Александр Попович — на полтора века моложе, служил в конце жизни киевскому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. В былинах Илья, как и Добрыня, тоже служит Владимиру, но вот исторические факты свидетельствуют, что он жил позже, при , в XII веке.

Впрочем, это не так уж и важно. Васнецов писал ведь художественную картину, а не историческое полотно. Всех троих персонажей на нем объединяет одно — они герои былин. Однако Илья Муромец среди них все же выделяется особо.

История жизни Ильи Муромца

В 1643 году он был причислен к лику святых и с тех пор остается единственным святым былинным героем. Память преподобного Ильи Муромца отмечается 1 января. Тем не менее, в древнеславянских рукописях он не упоминается. Возможно, просто потому, что Муромец был не княжеских кровей.

Православная церковь не составила его «официальной биографии» — канонического жития. Мы больше знаем об Илье из былин, чем из сохранившихся исторических документов. Однако былин Илье посвящено больше, чем любому другому русскому богатырю, и они достаточно точно доносят до нас подробности жизни Муромца. По сути дела, былины рассказывают нам об Илье от его рождения до кончины.

Например, Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова». Город такой на карте имеется, и село такое сохранилось. Рядом течет Ока. Былины рассказывают, что ее течение Илья однажды изменил, побросав в реку несколько дубов. Возможно. Жители Карачарова показывают приезжим развалины Троицкой церкви, которая по преданию была заложена легендарным богатырем. В ее основу он положил несколько дубов, которые принес с берега реки на крутую гору.

Кстати, древние мореные дубы в три обхвата на дне Оки встречаются и в наши дни.

Старожилы села обязательно укажут на родники, которые, по преданию, возникли от скоков — ударов копыт коня Ильи Муромца. Малым детям в Карачарове рассказывают, что «гром происходит оттого, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Местная династия Гущиных считает Илью своим далеким предком. Говорят, что дом, где родился Илья, стоял почти в самом лесу, в гуще деревьев. Отсюда сначала возникло прозвище — Гущины, а потом пошла и фамилия.

Теперь на месте рождения былинного героя стоит дом под номером 279 по Приокской улице. Так считают местные жители. Многие потомки Муромца отличались недюжинной силой. Родившийся в конце XIX века Иван Афанасьевич Гущин легко тянул воз, доверху нагруженный дровами. Во время кулачных боев ему разрешали толкаться только плечами. Не рассчитав силу своего удара, он мог просто убить человека.


В одном сказители былин промахнулись. По легенде богатырю было предсказано, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в сказках герой под конец жизни либо каменеет вместе с верным конем, либо куда-то уплывает и больше не подает о себе вестей. На самом деле Илья пал в битве против врагов. Утверждать это можно почти точно.

Дело в том, что мощи богатыря хранятся в одной из пещер . Над гробницей висит образ святого Ильи Муромца. Надпись у изголовья гласит — «Илья из града Мурома». Святые останки изучали. Результаты впечатляют. Определен рост Ильи 177-180 сантиметров.

В XII веке такой человек выглядел почти великаном. Илья был широк в плечах, сложение имел богатырское. Про таких, как он, в старину говорили — косая сажень в плечах. Как известно из былин, Илья просидел сиднем на печи тридцать лет и три года и был излечен каликами перехожими, то есть странниками-монахами.

В былинах упоминается о том, что Илья сиднем сидел 30 лет. Действительно, ребенок с детства был болен - не мог ходить. Он было смирился со своей немощью и только молился Богу. Но однажды у него в избе появились «калики перехожие», которые попросили его принести им напиться. Желая угодить старцам, Илья вдруг встал на ноги...

Он всего лишь поверил каликам, что у него это получится. И получилось! По требованию старцев Илья и сам испил воды, получив при этом «силу великую». Так парализованный Илья Чоботок превратился в богатыря Илью Муромца, в котором так нуждалась наша земля - то было время бесконечных набегов на Русь.

Удивительно, но этот впечатляющий эпизод подтверждается наукой.

Исследователи нашли в поясничном отделе Ильи искривление позвоночника вправо. К тому же на позвонках нашли ненормальные отростки. Это говорит о том, что у героя в детстве было смещение позвонков (возможно, от рождения или в результате травмы). Иначе говоря, в юности Илья перенес паралич ног, от которого потом смог излечиться. Скорее всего, калики просто поставили ему на место смещенные позвонки.

Как умер Святой Илья Муромец

Скончался Илья Муромец в январе 1188 года. А через 500 лет его причислили к лику святых: по сей день его нетленным мощам можно поклониться в Антониевых пещерах Лавры.


Причиной смерти героя служит обширная рана в области сердца. Эту область прикрывает правая рука. На ней также следы серьезных повреждений. Создается впечатление, что Илья в своем последнем бою прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Возможно, на склоне лет Илья поселился в обители Киево-Печерского монастыря. Однако закончить свои дни в тихих молитвах ему не пришлось.

В 1203 году на Киев нагрянули половцы. Город был взят, Киево-Печерская лавра, монастырь и разграблены. Илья не мог остаться в стороне во время этих событий. Он встал в ряды защитников города и пал смертью храбрых.

Мощи Ильи были тщательно изучены специалистами уже в наше время, и оказалось, что на самом деле рост богатыря был
необычно высоким для своего времени - 177 сантиметров. Были обнаружены и признаки заболевания костей и суставов, а также следы от полученных в боях ран.

О чем молятся Илье Муромцу

Святому Илье Муромцу молятся в первую очередь об исцелении от телесной немощи, о восстановлении после перенесенных инсультов.

Молитва преподобному Илье Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему Царя, мир и благоденствие, Церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь!

Похожие статьи