Как запоминать даты по истории. Как запоминать даты по истории Готовые таблицы по истории

29.06.2020

Составление плана

Общие правила составления плана при работе с текстом

  1. Прочитать текст, обдумать прочитанное.
  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Как составлять простой план.

  1. Прочтите текст.
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

Как составлять сложный план.

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их.
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Как сформулировать

определение нового понятия

Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках. Определение раскрывает содержание понятия.

  1. Прочитайте о том предмете или явлении, определение которого вам надо сформулировать. Выделите новое понятие.
  2. Определите его существенные признаки.
  3. Попробуйте сформулировать определение устно, четко изложив эти признаки.
  4. Запишите определение, проверьте, раскрывает ли оно содержание понятия.

Пример.

В тексте учебника читаем:

После реформ 60-70-х гг. быстрее начали развиваться производительные силы и формироваться капиталистические отношения.

Стала создаваться инфраструктура, которая включала в себя комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи). От состояния этих отраслей зависит развитие промышленности.

Формулируем определение:

Инфраструктура - это комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи), от состояния которых зависит развитие промышленности.

Как составить хронологическую таблицу

  1. Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу.
  2. Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу.
  3. Подготовьте в тетради основу таблицу. Обычно, она выглядит следующим образом:

Дата

Событие

Строчек в таблице может быть столько, сколько дат и событий вы запишите.

  1. Читая текст еще раз, заполните таблицу.
  2. Выписывайте в хронологическую таблицу только те события, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.
  3. Как правило, хронологическая таблица составляется по каким-либо войнам, поэтому первая дата в таблице – это начало войны, а последняя – подписание перемирия или мирного договора (дата окончания войны).
  4. После таблицы надо сделать вывод о том, какая сторона одержала победу, а какая потерпела поражение, и указать условия мирного договора.

Важно поставить цель. Мозгу легче работать, когда он мотивирован и есть точное представление о желаемом результате. Стремитесь к тому, чтобы получить пять за самостоятельную работу или сдать ЕГЭ на 100 баллов для поступления в ВУЗ и начинайте учить даты, потому что без них никуда.

Классифицируйте

Мозгу сложно запоминать большое количество цифр и незнакомых названий. Он не видит чёткой структуры и ленится. Классифицируйте даты. Выпишите все даты на один лист А4. Важно выписывать от руки, потому что включается визуально-моторная память, которая облегчает процесс запоминания. Написанное нужно регулярно повторять или переписывать на другие листы несколько раз.

Классифицировать можно по правителям и историческим периодам. Попробуйте оба варианта и выберите свой.

1. По правителям

Выписываете все даты, связанные с правлением, например, Ивана Грозного на один лист и заучиваете. Для удобства можно разделить на блоки: что было сделано в экономической сфере, что в социальной.

2. По историческим периодам

Выберите исторический период (например, династия Романовых, годы существования СССР, Великая Отечественная война) и выпишите все важные даты.

Наклейте везде стикеры

Купите себе несколько наборов канцелярских стикеров. Покупайте такие, на которые будет приятно смотреть. На каждом напишите дату и расклейте по всей квартире: начиная от изголовья кровати, заканчивая внутренними стенками холодильника. Каждый раз, когда будете видеть листок с датой — повторяйте связанное с ней событие вслух или про себя.

Ассоциируйте

Даты можно ассоциировать со своими личными воспоминаниями или образами. Возможно, День рождения вашего друга совпадает с датой подписания соглашения о распаде СССР, или в любимом для прогулок месте произошло памятное событие, как «Соляной бунт» в Коломенском.

Используйте интерактивные карты

Войны или географические открытия, связаны с конкретными территориями. Поэтому их удобно запоминать с помощью интерактивных карт. Вот хорошая карта с событиями, которые произошли только на территории России , а вот карта с битвами по всему миру . На второй карте замечала перепутанные даты.

Используйте интервальный метод повторения

Мозг устроен так, что он лучше запоминает информацию, если повторяет её несколько раз в течение длительного времени. Тогда информация откладывается в долгосрочную память и её легко вспомнить. Учите даты с перерывами. Выучите даты одного периода и сделайте перерыв на день-два. После паузы повторите снова.

Примерный график повторов ↓

Пользуйтесь хронологическими таблицами

Даты удобно запоминать в хронологическом порядке. Таблицы помогают структурировать информацию и запомнить, какие события шли друг за другом. В голове сложится временная линия. Хронологические таблицы можно найти в бумажных справочниках или в интернете.

Gumer.info

Начитывайте даты на диктофон

Во время прослушивания аудиозаписей работает слуховое восприятие информации. Начитывайте даты на диктофон и слушайте в наушниках вместо любимой музыки. Будете слушать регулярно — быстрее запомните даты.

Находите параллели

Некоторые события происходили в одинаковые дни и месяцы, но в разные годы, как Гангутская и Гренгамская битвы. Пробуйте искать параллели и запоминать их.

Используйте карточки

Повторять даты можно с помощью карточек: вырежьте из картона прямоугольные карточки, на одной стороне напишите дату, на другой — событие. Например, Первая русская революция — 1905-1907. Разложите карточки перед собой одной стороной и повторяйте дату или событие. Откладывайте те, которые хорошо знаете. Время от времени повторяйте снова.

Можно создавать электронные карточки, я создаю в сервисе Anki . Его можно установить на Мак и Виндоус. Для Андроид есть приложение AnkiDroid . Создаёте в Анки карточку, указываете в ней дату и событие. После открываете все карточки, и приложение выносит на экран одно из внесённых событий. Вам надо вспомнить дату, в которое оно произошло, не глядя в ответ. Далее оцениваете свой результат. Даты, которые удалось быстро вспомнить, Анки спросит у вас через несколько дней, а те, с которыми возникли трудности сначала спрашивает сразу и на следующий день.

Чтобы запомнить даты, надо

    Выписать даты на листы А4

    Наклеить везде стикеры

    Находить ассоциации

    Использовать интерактивные карты

    Учить даты с интервалами

    Использовать хронологические таблицы

    Наговаривать даты на диктофон

    Искать параллели

    Использовать карточки

Отчет по внедрению проекта «информационная компетентность учащихся в области переработки текста».

Маркова Н. А., учитель истории

Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный материал: рисунки, репродукции картин и т.д. Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. Конечно, не только таблицы играют такую роль, но и иллюстрации, карты и др. Просто таблица создает образ той темы, которую проходят на уроке. Для работы с классами можно использовать таблицы, предложенные в справочниках, методиках, или придумывать самостоятельно. Задания с таблицами и схемами можно проводить во время изучения различных тем, будь то тема классовой борьбы, культуры, экономики или войны. При работе с ними, учащиеся могут пользоваться как учебником, так и картами. Таблицы бывают хронологическими (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение и знание изучаемого или изучаемого материала). Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы.

Использование таблиц и схем.

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.

Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблица – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы . В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.

При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре. E.H. Захарова дает три модели расстановки сил в 1917 г. в Украине и предлагает выбрать верную. Соотношение политических сил методист предлагает изображать в виде весов, которые перевешивают стороны

Схемы – диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.

Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических, обобщающих таблиц.

Способ обучения: коллективный – выполнение одного типа заданий, работа учащихся в коллективе 19 человек.

Основная форма проведения занятий – самостоятельная работа учащихся с учебным текстом

Образование — В первые десятилетия XX столетия более 80% населения страны оставалось неграмотным. Многие из детей горожан оканчивали не только начальные школы, но и получали среднее образование в гимназиях, коммерческих и реальных училищах.

Наука — П.Н.Лебедев получил известность своими работами в области светового давления. Н.Е.Жуковский и его ученик С.А.Чаплыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К.Э.Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса.

Литература — Выдающимся представителем старшего поколения писателей конца XIX — начала XX в. являлся В.Г.Короленко.

Изобразительное искусство — Продолжали работать такие крупнейшие представители передвижнической живописи, как В.М.Васнецов, П.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов и др.

Музыка и театр — В развитии отечественного театрального искусства огромную роль играла деятельность Московского художественного театра, основанного в 1898 г. К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко — крупнейшими режиссерами и теоретиками театра.

Похожие статьи