Как составить словесный автопортрет о себе. Как написать автопортрет о себе пример

26.09.2019
Цели занятия:

- приобщение детей к мировой художественной культуре.

Задачи:

Познакомиться с портретом художника Левицкого;

Научиться составлять описательный рассказ о своём лице, развивать внимательность, наблюдательность;

Научиться понимать сочетание цветов, их подбор, соотношение цвета и тени на портрете;

Вызывать эмоциональный отклик, помочь почувствовать и понять красоту, изображённую на портрете.

Развивать внимание, речь, тонкую моторику пальцев рук.

  1. ый уровень: рисовать без схемы (на чистых листах бумаги);
  2. ой уровень: рисовать по схеме (на листах с готовыми овалами лица), передавать свой образ в рисунке.

Словарная работа: автопортрет, гамма.

Вспомогательный материал: диафильм «Творчество Левицкого» (фрагмент), репродукции картин известных художников- портретистов, листы бумаги, краски, зеркала.

Ход занятия

  1. Организационный момент,

Дыхательная гимнастика.

  1. Вступительное слово воспитателя.

Ребята, мы с вами пришли в мастерскую художника. Посмотрите, как здесь красиво. Вы тоже можете превратиться в художников. Но получится это только у того. Кто очень наблюдательный, внимательный и узнает друга по описанию.

  1. Игра «Узнай по описанию»

Задача: узнать друга по описанию.

Воспитатель, не называя имени ребёнка, описывает его внешность. Кто догадался, о ком идёт речь, становится художником и садится на его место.

  1. Работа с портретами.

Воспитатель читает стихотворение:

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном Или в робе верхолаз,

Лётчик пли балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется... (Портрет)

  • Сейчас я покажу вам портрет молодой девушки. Написал его известный художник Левицкий. Это портрет его дочери. (Воспитатель показывает фрагмент диафильма- лицо девушки, даёт описание портрета).
  • Я расскажу о лице этой девушки. У неё полное лицо овальной формы. В верхней части лица находятся глаза. Глаза большие, круглые, коричневого цвета. Над глазами в форме дуги широкие чёрные брови. Ниже глаз- нос. Нос прямой, немного крупноват. Губы тонкие, розового цвета. Лоб открыт, длинные чёрные волосы зачёсаны назад.
  • Ребята, давайте вместе вспомним описание девушки, составленное мной.

а) О чём я говорила вначале? (Ответы детей -о лице.)

б) Затем? (О глазах, бровях.)

в) И в конце? (О носе, о губах, о волосах.)

  • Художник Левицкий смотрел на свою дочь и рисовал её портрет. Я словами описала её лицо.
  • Посмотрите, что есть у меня. (Зеркало.)

Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милей,

Всех румяней и белей?

  • Кто так разговаривал со своим зеркальцем? (Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».)
  • Я, глядя в зеркало, расскажу вам о своём лице. (Рассказ воспитателя.)
  • А теперь вы будете рассказывать о своём лице. А для этого вам понадобится зеркальце.

План рассказа

  1. Какое по форме лицо: круглое, овальное, треугольное, квадратное.
  2. Глаза: величина, форма, цвет.
  3. Нос: большой, маленький, длинный, прямой, курносый.
  4. Брови: прямые, дугой, густые, редкие, широкие, узкие.
  5. Губы: большие, маленькие, полные, тонкие.
  6. Какие особенности на лице: шрамы, родинки, веснушки?
  7. Где находятся уши? Какие они по величине?
  8. Волосы: чёрные, белые, рыжие, длинные, короткие, густые, редкие.
  1. Беседа с детьми.
  • Ребята, посмотрите на себя в зеркало.
  • Лена, какого цвета у тебя глаза?
  • А ты, Андрюша, видишь себя в зеркале? Какие у тебя волосы?

Воспитатель напоминает план рассказа.

  • Посмотрите на этот план, он поможет вам составить словесный портрет.
  • Кто хочет рассказать о своём лице? (Рассказы двух детей.)
  1. Анализ детских рассказов.
  • Ребята, вы внимательно рассматривали себя в зеркало, рассказывали о своём лице. Вы понравились себе?
  • Я предлагаю вам нарисовать свой автопортрет. (Воспитатель объясняет значение слова.)
  • Посмотрите, я тоже нарисовала свой портрет.

Дети рисуют свои автопортреты.1-ый уровень: рисовать без схемы (на чистых листах бумаги);

2-ой уровень: рисовать по схеме (на листах с готовыми овалами лица), передавать свой образ в рисунке.

Затем проводится выставка автопортретов в группе.

Рефлексия:

Что нового вы сегодня узнали?

Работы каких известных художников- портретистов вам запомнились?

Литература:

« Основы эстетического воспитания» под редакцией Н. А. Кушаева. Москва. « Просвещение» 1985г.

О. В. Даведенко « Эстетика» Москва « Аст- Пресс» 2001г.

В. Г. Порудоминский « Счастливые встречи» Москва « Просвещение» 1990г.

1. Изготовить внешность любого из членов группы с использованием системы «Фоторобот» на ПК.

2. Сфотографировать данного человека по методу опознавательной съемки (3 фотоснимка: анфас, правый профиль, левый полупрофиль), снимки вклеить. Пользуясь схемой описания внешности человека, по методу словесного портрета опишите внешность сфотографированного человека в форме Розыскной ориентировки.

Фото 1. Фото 2. Фото 3.

Розыскная ориентировка

_______________________________

Схема последовательности описания внешнего облика человека

По методу словесного портрета

Собственные элементы и признаки Общефизические Пол
Возраст
Антропологический тип
Рост
Анатомические Телосложение
Голова в целом
Лицо в целом
Волосяной покров
Лоб
Брови
Глаза
Нос
Рот
Подбородок
Ушные раковины
Кожа
Волосы на лице
Шея
Плечи
Руки
Ноги
Функциональные Осанка
Походка
Жестикуляция
Мимика
Артикуляция
Речь
Привычки
Особые приметы Родимые пятна, следы операций, татуировки, особенности в движении и др.
Сопутствующие признаки Головной убор
Одежда
Обувь
Аксессуары
Запах


Пример описания по методу словесного портрета

Мужчина, около 30 лет, европейского типа, рост приблизительно 185 см. телосложение среднее.

Голова средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо узкое, овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый. Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорас-ставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средних длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средневыраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым кон­туром спинки носа, основание горизонтальное.



Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, выступающие в профиль губы, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности. прямоуголь­ной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая, кадык средней выраженности. Особые приметы: шрам на правой стороне шеи, длиной 4 см. Одет в рубашку серого цвета, ворот расстегнут. При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

3. Составить постановление о назначении экспертизы. Вид
ее определить самостоятельно.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(место составления)

классный чин или звание, фамилия, инициалы)

УСТАНОВИЛ:

судебной экспертизы)

(какую именно)

наименование экспертного учреждения)

(какие именно)

(подпись)

Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены «___» _______ 20___ г.

Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г.Сосногорска

Исследовательская работа

Медведовская Варвара, 6а класс,

Рябчикова Анастасия, 6а класс

Руководитель работы:

Малышева Татьяна Николаевна,

учитель математики и информатики,

классный руководитель 6а класса.

Сосногорск 2012

Введение

Введение

Придя 1 сентября в 5 класс, мы заметили, что наши одноклассники изменились, повзрослели. Это показалось нам очень интересным. Мы увидели, что каждый из нас имеет свой характер, у кого-то постоянно меняется настроение, у нас разные увлечения. Поэтому нам стало интересно, и мы задумались, а почему мы такие разные. Посетив библиотеку и побеседовав с психологом, ведущим у нас в классе кружок «Давайте дружить», мы узнали много нового.

Мы решили понаблюдать за каждым из учеников нашего класса, провести анкетирование, и на наших наблюдениях, результатах анкет и опросов составить автопортрет класса. В пятом классе мы сделали презентацию о своих наблюдениях. Всем ребятам и нашим родителям было очень интересно. И мы решили, что в и в шестом классе понаблюдаем тоже.

Вместе с классным руководителем мы выделили несколько пунктов, на которые нам предстояло найти ответ:

1. Узнать, что такое темперамент? Составить на основе наблюдений «портрет» поведения класса.

2. Что такое автопортрет? Провести и проанализировать анкету «Какой я?».

3. Создать «Календарь дней рождения наших одноклассников».

5. Сделать вывод.

5. Сделать вывод.


Обзор литературы по теме исследования

    Википедия. Энциклопедия

    С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского

языка

    Современный толковый словарь изд. «Большая Советская

Энциклопедия»

Что такое темперамент?

Наблюдая за одноклассниками, как они учатся, общаются, переживают радости и огорчения, мы обратили внимание на различия в их поведении. Есть среди нас быстрые и подвижные дети, а есть взрывные и агрессивные, и конечно медлительные и спокойные. Причина этому – темперамент человека, который принадлежит ему с рождения.

Психологи выделяют 4 группы темперамента:

    Это подвижные уравновешенные дети.

    Очень подвижные, неуравновешенные.

    Неподвижные, тихие дети.

    Медлительные, неуравновешенные.

Прочитав в on-line словарях о темпераментах, мы узнали следующее.

Темпера́мент ( temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития ; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент - человека. (Википедия. Энциклопедия).

ТЕМПЕРА́МЕНТ м. лат. природа человека, природное сложенье его, сообразное с основными качествами души; главных темпераментов четыре: сангвинический ( алокровный), холерический ( нервный), флегматический ( белокровный ) и меланхолический ( чернокровный). ( В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка ).

ТЕМПЕРА́МЕНТ, -а, м.

1. Совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический ~ы.

2. Жизненная энергия, способность к внутреннему подъёму. Человек с ~ом.

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка).

Составление на основе наблюдений «портрета» поведения класса


Мы решили понаблюдать за поведением одноклассников в классе и узнать, какая группа темперамента преобладает. На основе полученных результатов у нас получился портрет «поведения».


12 человек

В нашем классе преобладают дети подвижные, уравновешенные и очень подвижные, неуравновешенные.

Таким образом, портрет нашего поведения мы назвали так: «Ни минуты покоя».


Сноски:

Подвижные уравновешенные дети.

Очень подвижные, неуравновешенные дети.

Неподвижные, тихие дети.

Медлительные, неуравновешенные дети.

Что такое автопортрет?

Тема нашего проекта «Автопортрет». Нам надо ответить на вопрос, а что это значит «Автопортрет»? Используя литературу, мы нашли понятие этому слову.

АВТОПОРТРЕ́Т, -а, м. Портрет, написанный с самого себя. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка).

(от авто … и портрет), портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов. (в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»).

Автопортре́т - самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д. (Википедия. Энциклопедия).

Автопортрет – это изображение самого себя.

Таким образом, мы должны изобразить портрет самих себя. Для этого мы провели анкету, «Какой я?», где каждому надо было обвести свою ладошку и написать 5 качеств, которые присуще только ему.

Слова были указаны на доске:

злой

скромный

застенчивый


На основе этих ответов, мы увидели, что в классе больше всего детей умных, трудолюбивых, заботливых и скромных. Таким образом, наш автопортрет в 5 классе получился таким:


В 6 классе наш автопортрет стал таким:


За ребятами мы наблюдали в 5 классе и в 6 классе.






Создание «Календаря дней рождения наших одноклассников»

Каждый год мы в классе проводим День именинника - прошлом году и в этом году:

5 класс 6 класс

По дате рождения каждого ученика мы составили портрет «Календарь». Обозначили следующее: «снежинка» – это дети, родившиеся зимой, ученики «цветущая вишня» - это одноклассники, которые родились весной, «солнышко» – именинники лета, «осенние листья» – это ученики, чьи дни рождения осенью. Рассмотрев ответы на анкету «Мир мои увлечений», мы выделили 4 группы увлечений и интересов. По результатам этой анкеты можно сделать вывод, что мы любим двигаться, поэтому почти все дети посещают спортивные секции и кружки. А также наш класс любит рисовать, танцевать, участвовать в конкурсах и петь. А еще выяснилось, что нам нравится дежурить по школе, ходить на субботники по уборке школьной территории, делать уборки в кабинете, наводить порядок. Таким образом, мы сделали вывод, что наш класс « Творческий, спортивный и трудолюбивый».



Выводы

Все задачи, поставленные в исследовательской работе, выполнены.

Таким образом, у нас получился автопортрет нашего класса.

В результате этого исследования, мы увидели, что портрет нашего класса очень яркий. Главное, что мы, имея разные характеры, учимся понимать друг друга. В этом нам помогает дружба.


А что эта работа дала нам?

Все эти знания помогут нам лучше понимать другого человека. Мы приобрели умение проводить опрос, обрабатывать результаты анкеты, умение выслушивать ответы одноклассников. Еще мы приобрели навыки работы в текстовом редакторе, в графическом редакторе, навыки работы с фотографиями и текстом одновременно.

С этой работой мы выступали перед родителями в 5 классе на празднике «Окончание 5 класса», в этом году мы выступали на школьной научно-практической конференции.



Литература

1.«Википедия. Энциклопедия», версия on-line.

2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», версия on-line .

3. В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка, версия on-line.

4. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия», версия on-line.

6. Фотографии 5а и 6а классов. Архив Малышевой Т.Н.

15

Мой друг невысокого роста, у него широкие плечи и он крепкого телосложения.Он весьма привлекателен, голубоглаз, светлые волосы. Его часто приглашают на олимпиады, потому что он умный и талантливый. Он нравится девчонкам, так как оьщительный и веселый, с ним не соскучишься. Еще он аккуратен и следит за собой, своим внешним видом. У него хороший характер, он не важничает, не любит лжи и нечестности. Я хотел бы его порадовать тем, что пригласить его к нам на дачу на шашлыки. Он любит отдыхать на природе. Я думаю, это предложение ему понравится.

у меня есть подруга у неё коричневые волосы, зелёные глаза, она любит маленьких собачек и кошечек, характер у неё вспыльчивый и вредный, но я её люблю за её чувство юмора, но ей самой не нравится когда над ней шутят.
когда она приходит ко мне в гости мы играем в различные игры. она очень любит убираться и я всегда удивляюсь как можно так любить убираться.
она очень хорошая подруга, иногда очень вредная, иногда смешная, но за это я её и люблю.

У меня есть подруга, которую я понимаю с пол слова. Она: добрая, с чувством юмора, всегда готова поддержать в трудную минуты, всегда выслушает и даст совет. Так же она блондинка, высокого роста, среднего телосложения, голубые глаза. Может она какая то странная, но для меня она настоящий друг

Мы с Верой дружим с раннего детства, потому что живем в одном доме. Вера - очень красивая девушка. У нее большие зеленые глаза и длинные черные волосы до пояса, которые она отращивает с пяти лет. Волосы Веры - предмет зависти всех ее подруг. У Веры тонкий прямой нос, маленькие уши и широкий лоб. Волевой подбородок выдает в моей подруге решительную и целеустремленную личность. И действительно, Вера всегда добъется своего, как бы трудно это не было. Вера очень аккуратна, все ее вещи лежат на своих местах, тетради и учебники в обложках, чтобы не терлись и не пачкались. И дома у нее всегда порядок, потому что Вера не боится труда и с радостью помогает своей маме убирать и готовить. Одевается Вера со вкусом и умеет даже самый простой наряд украсить ремешком, сумочкой или подходящим по цвету платком, шарфиком. Она и сама любит шить себе костюмы и платья, потому что занимается в юношеской студии моделирования одежды. После окончания школы Вера собирается учиться на дизайнера, чтобы самой моделировать костюмы для театра и кино. Вера старательна и терпелива, поэтому в школе получает в основном хорошие отметки. Самые любимые уроки моей подруги - литература и история. Помимо шитья Вера любит смотреть телевизор.Ей нравятся научно-популярные фильмы о животных и тайнах нашей планеты, а также диснеевские мультфильмы. Но самое главное то, что Вера - хорошая подруга, а значит, никогда не подведет и не оставит меня в беде.

Инструкция

Начните словесный портрет с описания анатомических особенностей человека. Дайте характеристику его внешности, отметив пол, возраст, расовую принадлежность, рост и телосложение. При затруднении идентифицировать расу, можно сказать на представителя какого народа он похож: на цыгана, бурята, японца. Телосложение человека бывает слабым, средним, коренастым и атлетическим. По степени упитанности его можно отнести к худощавым, нормальным, полным, тучным. Здесь же можно упомянуть об особенностях его фигуры – наличии горба, сутулости или выраженной асимметричности.

Перейдите к описанию формы головы, волосы и лица. В качестве характерных признаков головы укажите ее размер относительно общего телосложения и форму затылка – вертикальную, скошенную, выпуклую. Говоря о волосах, отметьте их цвет, длину, густоту, структуру (прямые, вьющиеся), наличие седины и залысин, признаки окрашенности. Опишите прическу и стрижку.

Говоря о лице, дайте не только общие сведения о его форме, контуре, степени полноты и таких особенностях, как наличие прыщей и морщин, но и сведения обо всех остальных частях подробно. Опишите высоту, ширину и контур лба и бровей. Рассказывая о глазах, отметьте их цвет, взаимное расположение, разрез, форму и выпуклость. Если человек носит очки, то укажите это. Не менее подробно опишите форму и расположение носа, губ, рта, зубов, подбородка и ушей.

Опишите характерные признаки других частей тела: шеи, плеч, груди, спины и конечностей. Особое внимание уделите ладоням и пальцам – толщине, отсутствию отдельных пальцев или их фаланг, признаков артрита, форме и размерам ногтей.

Большое значение при составлении словесного портрета уделяется функциональным признакам – походке, осанке, жестикуляции, мимике, голосу. Они могут быть специально изменены и не так устойчивы, как анатомические признаки, но часто помогают дополнить общее представление о человеке.

Если они есть, то дайте описание особых примет – шрамов, татуировок, пирсинга, отсутствию частей тела, хромоты. Опишите одежду и аксессуары, которые были на человеке. Словесный портрет готов!

У человека много внешних признаков, но все их можно отнести к двум большим группам. Благодаря этим группам характеристик создается словесный портрет любого человека, описание внешности помогает в идентификации личности.

Группы признаков

Первая группа – анатомическая. Именно с ее помощью можно передать анатомическое строение человека, любые особенности его внешности, эти признаки дают возможность определить пол, задать диапазон возраста и роста, показать, какое у человека телосложение. Антропологические признаки человека тоже описывает эта группа, а это черты внешности, расовые признаки, примерная национальность, какое у человека лицо, элементы на нем, каково строение тела, пропорции рук и ног по отношению к туловищу, форма головы, прическа, другие особенности внешности.

Вторая группа признаков – динамическая. При помощи этой группы описываются особенности движений человека, большинство из них основаны на процессах, которые можно назвать условно-рефлекторными. Именно они характеризуют особенности жестов, походки, движений головы и других телодвижений, которые человек с помощью усилий воли практически не контролирует. У человека много неосознанных движений и поз, это мимика и осанка, а также походка. Например, хромому человеку практически невозможно контролировать ровность и равномерность своей походки, в силу физической особенности на одну ногу он будет припадать или подволакивать ее.

Для чего создается словесный портрет

В криминалистике внешность человека описывается специальными терминами, создается словесный портрет. Человек может произвольно слегка поменять походку, следить за жестами, но функциональность тела в целом он не в состоянии изменить. Все телодвижения очень устойчивы, в то же время они неповторимы. Созданный словесный портрет помогает отождествлять не только живых людей, но также и трупы.

Идентифицировать человека по словесному портрету можно несколькими способами: предъявить на опознание подозреваемого, сопоставить описание внешности и фотопортрет. Криминалисты стараются максимально точно передать все нюансы внешности человека в описании, так как изначально никто не знает, какие именно признаки сыграют при розыске решающую роль.

Описание начинается с общих черт, далее упоминаются более мелкие. Первыми идут пол, затем примерный возраст, и лишь потом обрисовывается фигура целиком, далее голова, плечи, шея, грудь, лицо, особые приметы. Именно они являются особенно ценными, так как от татуировок, шрамов, хромоты, тика избавиться не то, что не просто, практически невозможно. Даже пластическая операция не помогает, так как основные биометрические параметры она не затрагивает, форма черепа какой была, такой и будет.

Похожие статьи