Фильм первые христиане и их учение. Возникновение христианства. А.Гин «Приёмы педагогической техники», М., «Вита»,2007г

07.08.2020

Урок на тему: "Первые христиане и их учение"

Цели:

    Дать представление о процессе зарождения и развития христианства;

    Показать зависимость религиозных идей от исторических условий;

    Развивать умение давать оценку исторических событий и деятелей.

Планируемые результаты:

    Предметные: овладеть целостными представлениями о зарождении христианства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения зарождения христианства.

    Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели; давать определения понятий, анализировать, систематизировать, сравнивать; строить логические цепочки рассуждений.

    Личностные: осмысливать важность изучения истории; выражать свое мнение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: карта «Палестина во времена Иисуса Христа», проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Доброе утро, гости нашего урока. Ребята, сегодня у нас необычный урок истории, потому что на уроке присутствуют гости. Я желаю вам только хорошего настроения, активной работы и, конечно, достижения поставленной цели.

    Актуализация знаний.

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете, что такое христианство?

Сегодня христианство – это мировая религия. Прошло много веков с его появления, а количество верующих только увеличивается. Изучая историю разных стран, мы знакомились с религиозными верованиями проживающих там народов.

    Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне?

    Что общего между верой в богов греков и римлян?

    Что такое язычество?

    Как называется книга, в которую вошли заповеди?

    На прошлом уроке мы говорили с вами о личности Нерона. Каким человеком был император Нерон?

    Вспомните, в чём император Нерон обвинил христиан? На какие муки их осудил?

    Мотивационно-целевой этап.

Итак, языческая религия не давала человеку утешения в жизни, ничего не обещала после смерти. Особенно разочарованы были богами нищие, рабы. Язычество не давало ясных ответов на вопросы, как следует жить человеку, как относиться к другим людям, для чего вообще дана человеку жизнь. Нужна была новая вера.

Давайте постараемся сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Запись в тетради числа и темы урока. «Первые христиане и их учение»

Изучая данную тему, на какие вопросы вы бы хотели найти ответы? (Что хотели бы узнать о христианстве?)

Подытожив, мы можем сформулировать цель урока. Что самое главное о христианстве мы должны будем узнать? (Узнать, почему возникла новая религия – христианство и как она развивалась?)

План урока.

    Жизнь и учение Иисуса Христа.

    Кем были первые христиане?

    Работа по теме урока.

Две тысячи лет назад в Палестине, находившейся под властью Рима, возникла новая религия – христианство. Создателем новой религии стал Иисус Христос.

Проходят ли вам мысли о том, почему современное летоисчисление мы ведём именно от рождения Иисуса Христа?

    Поработаем с картой. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 269, слайд.

    Назовите города на карте, связанные с жизнью Христа. Как они отмечены? (белые кружочки): Назарет, Иерусалим, Вифлеем.

Ребята, новая вера появилась в Палестине не случайно. Евреи жили под гнётом вавилонян, персов, македонян, римлян, но они верили, что бог Яхве пошлет им избавителя, мессию. Ученики утверждали, что бог Яхве был отцом Иисуса, а матерью - Мария, бедная жительница палестинского города Назарета.

    А кто может сказать, что говорили первые христиане о жизни Иисуса Христа?

(сообщение пункта 1, презентация)

Обсуждение в классе:

    Кто такой Иисус Христос?

    Чему он учил?

    Почему новая вера возникла именно в Палестине?

    Почему евреи ожидали появления мессии?

    Как они себе его представляли?

    Что он должен был сделать? Кого и каким образом освободить?

    Кто в Палестине постоянно предвещал приход мессии?

Итак, ребята, основы нового вероучения Иисус Христос заложил в знаменитой Нагорной проповеди.

    Сейчас я прошу вас обратиться к документу на стр. 270 учебника.

    Как называется документ?

    Зачитав заповедь, прошу вас дать анализ, представить ваше понимание «блаженны…» - блаженные – это люди, сожалеющие о своих поступках, бог их простит и даст утешение на земле, а на небе – вечную радость.

«Просящему…» - помогай ближнему советом, примером, но не хвались

«Не противься злому» - на зло не отвечай злом, на грубость – грубостью, на жестокость – жестокостью.

«Любите врагов» - все люди – дети одного бога, поэтому надо любить всех.

«Если будете прощать» - простите и вам простят.

«Не судите» - не осуждайте других

«Просите.» - кто просит, тот получает, кто ищет, тот найдет.

«И так во всем» - если вы себе желаете счастья и добра, тогда желайте и другим.

Скажите, каким эпитетом можно озаглавить эту заповедь, это правило верующих? (Золотое правило нравственности)

    Скажите, какое значение эти поучения имеют для людей нашего времени?

О золотом правиле нравственности и о появлении христианства вы уже знаете из курса «Основы духовно-нравственной культуры» за 4 класс.

2. Кем были первые христиане.

Итак, кем же были первые христиане?

    Работа с учебником.

    Задание: изучить пункт 2 параграфа 56 и определить, кем были первые христиан, е и в каких условиях им приходилось существовать. Заполните таблицу, формулируя основные тезисы положения христиан. На выполнение задания дается 5 минут.

    Первые хр-не: бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки.

    Это люди любой национальности.

    Каждый верующий

    Оказывали помощь, прятали от римских преследователей

    В безопасных местах, катакомбах, церквях

    Выбирали священников и читали Евангелие – книги о жизни Иисуса Христа.

    Жестокое.

На карточке группы нарисуйте улыбку, если считаете, что справились с заданием.

Сделаем вывод, что такое христианство и запишем в тетрадь.

Христианство – мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа.

    Вера в различные судьбы людей после смерти.

    Работа в парах. Прочитайте текст пункта 3.

    Ответьте на вопрос: Какие надежды давала христианам назидательная история о Лазаре и богаче?

    Подведение итогов.

Обобщение:

    Чем привлекала бедняков, рабов и других обездоленных людей христианская религия?

    Как римские власти относились к христианам?

    Какое значение проповедей Иисуса для современного человека?

    Откуда возникли выражения: «тридцать серебреников», «Поцелуй Иуды»? В каких случаях и по отношению к кому можно употребить эти выражения в современном мире?

    Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

    Что вам не понравилось в течение урока?

Сегодня вы получили знания, которые нужно закрепить. Выполнив домашнее задание :

Задание для любознательных: подготовить презентацию на тему: «Христианство – мировая религия»

Рефлексия.

Я прошу вас каждого оценить самого себя. Выходя из кабинета на доске приклейте стикер, соответствующий той оценке, которую вы себе поставили за работу на уроке: зеленый – оценка 3, желтый – оценка 4, красный – оценка – 5.

Благодарю вас за урок. Ребята, вы молодцы.






















Включить эффекты

1 из 23

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Первые христиане и их учение" призвана познакомить учащихся с первыми христианами, помочь изучить рассказы первых христиан о жизни Иисуса, а также выяснить чему обучал Иисус Христос земных людей. Состоит из двадцати трех информативных слайда.

  1. Что рассказывали первые
  2. Христиане о жизни Иисуса.
  3. Кем были первые христиане.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

Слайд 2

План урока:

  1. Что рассказывали первые
  2. Христиане о жизни Иисуса.
  3. Кем были первые христиане.
  4. Вера в различные судьбы людей после смерти.
  • Слайд 3

    Задание на урок:

    Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

    Слайд 4

    Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины.

    Слайд 5

    Почти 2000 лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия – Иисуса.

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Первые христиане

    Слайд 6

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 7

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 8

    Слайд 9

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 10

    У Иисуса было 12 ближайших учеников. Были у него и враги. Для римлян Иисус был просто смутьяном, подрывавшим власть императора.

    Слайд 11

    Один из 12 учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за 30 серебряных монет. Ночью Иуда привёл стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

    Слайд 12

    Иуда подошёл к учителю и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса.

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 13

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 14

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 15

    Что рассказывали первые христианео жизни Иисуса

    Воскрешение Христа

    Слайд 16

    Апостолы – (в переводе с греческого) «посланцы»

    Слайд 17

    Кем были первые христиане

  • Слайд 18

    Слайд 19

    Запишем определение:

    «Евангелие» (по-гречески) - «благая весть».

    Слайд 20

  • Слайд 21

    Параграф 56, вопросы, записи, задание в тетради

  • Слайд 22

    Антоненкова А.В.учитель историиМОУ Будинской ООШТверская область

  • Слайд 23

    В работе использованы:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    �PAGE � �PAGE �1�

    Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Первые христиане и их учение»

    Материал разработан учителем истории

    МОУ Будинской ООШ Тверской области

    Антоненковой Анжеликой Викторвной

    Цели: - познакомить учащихся с первыми христианами,

    Выяснить, что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса;

    Выяснить чему учил Иисус Христос людей;

    Оборудование : презентация, компьютер

    Ход урока.

    1. Организационное начало урока.

    2. Проверка домашнего задания:

    устный ответ

    3. Сообщение темы и целей урока.

    (сл. 2) План урока:

    1. Что рассказывали первые Христиане о жизни Иисуса.

    2. Кем были первые христиане.

    3. Вера в различные судьбы людей после смерти.

    (сл. 3) Задание на урок:

    Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

    4. Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя:

    - (сл. 4) Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.

    �(сл. 5) Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса . Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. (сл. 6) Они утверждали, что матерью Иисуса была Мария - бедная жительница палестинского городка Назарета. Отцом же его был еврейский Бог Яхве. (сл. 7 – 8) В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде простые пастухи и мудрецы из далеких восточных стран пришли поклониться божественному младенцу. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества. (сл. 9) Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле - царство добра и справедливости.�(сл. 10) У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине.

    - (сл. 11) Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

    - (сл. 12) Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним.

    - (сл. 13 – 14) Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь - распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Иисус воскрес.

    - (сл. 15) Спустя немного времени воскресший Иисус явился ученикам, обещая им вернуться снова для свершения Поучения Иисуса в Нагорной проповеди Божьего суда. Он послал своих учеников разнести его учение по разным странам и народам. Поэтому учеников Иисуса называют (сл. 16) апостолами (в переводе с греческого-«посланцами»).

    Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (что можно перевести с греческого как «избранный Богом»), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки - все те, которым жилось особенно трудно, кто был беззащитен перед жестокостью и произволом римских властей. Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины. Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден и творит добрые дела. (сл. 17) Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни.

    - (сл. 18) Они вынуждены были тайно собираться в заброшенных каменоломнях, на кладбищах и в других укромных местах. Друг другу христиане оказывали помощь, ухаживали за больными и стариками, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне. Христиане выбирали священников, которые руководили их молитвами. Читали вслух евангелия. Так называют записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа. (сл. 19) Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

    3. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти . Христиане ждали второго пришествия Иисуса, но шли годы, а он не являлся и Царство Божие на земле не наступало. Тогда они прониклись верой в то, что будут вознаграждены за все страдания после смерти. Верующие вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

    Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, брошенные ему с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его. Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В загробной жизни подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответ богачу был такой:

    «Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

    Дополнительный материал:

    Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну:

    Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам. Я прошу твоего совета. Дело о христианах, по-моему, заслуживает обсуждения. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям.

    Из ответного письма Траяна Плинию:

    Ты поступил вполне правильно, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

    Стр. 258, 260 – в синей рамке

    5. Подведение итога урока:

    Вопросы на стр. 261

    6. Домашнее задание:

    Параграф 56, вопросы, термины.

    �PAGE � �PAGE �1�

    Урок по истории Древнего мира в 5 классе


    Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Первые христиане и их учение»

    Цели: - познакомить учащихся с первыми христианами,

    Выяснить, что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса;

    Выяснить чему учил Иисус Христос людей;

    Оборудование : презентация, компьютер

    Ход урока.

    1. Организационное начало урока.

    2. Проверка домашнего задания:

    устный ответ

    3. Сообщение темы и целей урока.

    (сл. 2) План урока:

    1. Что рассказывали первые Христиане о жизни Иисуса.

    2. Кем были первые христиане.

    3. Вера в различные судьбы людей после смерти.

    (сл. 3) Задание на урок:

    Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

    4. Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя:

    - (сл. 4) Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.


    (сл. 5) Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса . Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. (сл. 6) Они утверждали, что матерью Иисуса была Мария - бедная жительница палестинского городка Назарета. Отцом же его был еврейский Бог Яхве. (сл. 7 – 8) В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде простые пастухи и мудрецы из далеких восточных стран пришли поклониться божественному младенцу. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества. (сл. 9) Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле - царство добра и справедливости.
    (сл. 10) У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине.

    - (сл. 11) Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

    - (сл. 12) Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним.

    - (сл. 13 – 14) Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь - распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Иисус воскрес.

    - (сл. 15) Спустя немного времени воскресший Иисус явился ученикам, обещая им вернуться снова для свершения Поучения Иисуса в Нагорной проповеди Божьего суда. Он послал своих учеников разнести его учение по разным странам и народам. Поэтому учеников Иисуса называют (сл. 16) апостолами (в переводе с греческого-«посланцами»).

    Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (что можно перевести с греческого как «избранный Богом»), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки - все те, которым жилось особенно трудно, кто был беззащитен перед жестокостью и произволом римских властей. Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины. Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден и творит добрые дела. (сл. 17) Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни.

    - (сл. 18) Они вынуждены были тайно собираться в заброшенных каменоломнях, на кладбищах и в других укромных местах. Друг другу христиане оказывали помощь, ухаживали за больными и стариками, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне. Христиане выбирали священников, которые руководили их молитвами. Читали вслух евангелия. Так называют записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа. (сл. 19) Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

    3. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти . Христиане ждали второго пришествия Иисуса, но шли годы, а он не являлся и Царство Божие на земле не наступало. Тогда они прониклись верой в то, что будут вознаграждены за все страдания после смерти. Верующие вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

    Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, брошенные ему с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его. Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В загробной жизни подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответ богачу был такой:

    «Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

    Дополнительный материал:

    Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну:

    Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам. Я прошу твоего совета. Дело о христианах, по-моему, заслуживает обсуждения. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям.

    Из ответного письма Траяна Плинию:

    Ты поступил вполне правильно, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

    Стр. 258, 260 – в синей рамке

    5. Подведение итога урока:

    Вопросы на стр. 261

    6. Домашнее задание:

    Параграф 56, вопросы, термины.

    Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

    Христианство возникло в I в. н.э . на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

    Палестинские евреи на протяжении многих веков находились под чужеземным владычеством. Однако во II в. до н.э. они добились политической самостоятельности, за время которой расширили свою территорию и немало сделали для развития политических и экономических отношений. В 63 г. до н.э. римский полководец Гней Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.

    Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Это приводило к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок:

    • хасидеи — правоверные иудеи;
    • саддукеи , которые представляли примиренческие настроения, они были выходцами из высших слоев иудейского общества;
    • фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Фарисеи выступали за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве.

    По социальному составу фарисеи были представителями средних слоев городского населения. В конце I в. до н.э. появляются зелоты — выходцы из низших слоев населения — ремесленников и люмпен-пролетариев. Они высказывали наиболее радикальные идеи. Из их среды выделились сикарии — террористы. Их любимым оружием был кривой кинжал, который они скрывали под плащом — по латыни «сика» . Все эти группировки с большей или меньшей настойчивостью вели борьбу с римскими завоевателями. Было очевидно, что борьба идет не в пользу повстанцев, поэтому усиливались чаяния о приходе Спасителя, Мессии. Именно первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета — Апокалипсис , в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое отношение и притеснения евреев.

    Наибольший интерес представляет секта ессеев или эссенов , поскольку их учение обладало чертами, присущими раннему христианству. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря в Кумранских пещерах свитки. Общими у христиан и ессеев были идеи мессианизма — ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин, отношение к собственности.

    Процессы, происходившие в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и др. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т.д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.

    Источники возникновения христианства

    Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме — вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.

    Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.

    Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше» . Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.

    Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.

    Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.

    Наиболее спорным вопросом в исследовании христианства является вопрос об историчности Иисуса Христа. В решении его можно выделить два направления: мифологическое и историческое. Мифологическое направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы написаны через много лет после описанных событий, они не имеют реальной исторической основы. Историческое направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью, проповедником новой религии, что подтверждается рядом источников. В 1971 г. в Египте был найден текст "Древности" Иосифа Флавия , который дает основание полагать, что в нем описан один из реальных проповедников по имени Иисус, хотя о чудесах, им совершаемых, говорилось как об одном из многочисленных рассказов на эту тему, т.е. сам Иосиф Флавий их не наблюдал.

    Этапы становления христианства как государственной религии

    История становления христианства охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем:

    1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

    2 — стадия приспособления (II в.);

    3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).

    На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.

    Стадия актуальной эсхатологии

    На первой стадии христианство еще не выделилось окончательно из иудаизма, поэтому ее можно назвать иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология» означает, что определяющим настроением новой религии в это время было ожидание прихода Спасителя в ближайшее время, буквально со дня на день. Социальной основой христианства стали порабощенные, обездоленные люди, страдающие от национального и социального гнета. Ненависть порабощенных к своим угнетателям и жажда мести находили свое выражение и разрядку не в революционных действиях, а в нетерпеливом ожидании той расправы, которая будет учинена грядущим Мессией над антихристом.

    В раннем христианстве не было единой централизованной организации, не было священников. Общины возглавляли верующие, способные воспринять харизму (благодать, сошествие Святого Духа). Харизматики объединяли вокруг себя группы верующих. Выделялись люди, которые занимались разъяснением учения. Их называли дидаскалы — учителя. Для организации хозяйственной жизни общины назначались специальные люди. Первоначально появились диаконы , выполнявшие простые технические обязанности. Позднее появляются епископы — наблюдатели, надзиратели, а также пресвитеры — старейшины. Со временем епископы занимают главенствующее положение, а пресвитеры становятся их помощниками.

    Стадия приспособления

    На второй стадии, во II в., ситуация меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его порядкам. Место эсхатологии, общей в этом мире, занимает эсхатология индивидуальная в потустороннем мире, активно разрабатывается учение о бессмертии души.

    Изменяется социальный и национальный состав общин. В христианство начинают обращаться представители состоятельных и образованных слоев населения разных народов, населявших Римскую империю. Соответственно изменяется вероучение христианства, оно становится более терпимым к богатству. Отношение властей к новой религии зависело от политической ситуации. Один император осуществлял гонения, другой проявлял гуманность, если это позволяла внутриполитическая ситуация.

    Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения: пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.

    Влияние других народов на формирование культа в христианстве проявлялось в том, что происходили заимствования обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые другие.

    В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях. Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Появилось множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.

    Назореи (от древнеевр. — «отказываться, воздерживаться») — проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина. Впоследствии назореи слились с ессеями.

    Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Обычные христианские общины рассматривал как душевнобольных, духовными он считал только своих приверженцев.

    Гностицизм (от греч. — «имеющий знание») эклектически связывал идеи , заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма, с представлениями восточных . Гностики признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные звенья — зоны . К ним относили и Иисуса Христа. Гностики пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою богоизбранность, преимущество интуитивного познания перед рациональным, не принимали Ветхий Завет, искупительную миссию Иисуса Христа (но признавали спасительную), его телесное воплощение.

    Докетизм (от греч. — «казаться») — направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса Христа. Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.

    Маркионизм (по имени основоположника — Маркиона) выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеческой природы Иисуса Христа, по своим основным идеям был близок к гностикам.

    Новатиане (по имени основоположников — рим. Новатиана и карф. Новата) занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам, которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.

    Стадия борьбы за господство в империи

    На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников» . Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу. Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

    Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии , а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.

    В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа — крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г. Император придал этому видению совершенно особый смысл — как знак избрания его Христом для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

    В 313 г. Константин издал Миланский эдикт , согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

    Христианизация языческих племен

    К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов . Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов . в Галин — бургундов и затем лангобардов . Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг . Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика .

    Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.

    С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином . Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом , т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций , выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.

    Урок 59. Первые христиане и их учение
    Предмет: история.

    Дата: 07.05.2012 г.

    Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


    Цель: познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий.
    Ход урока
    Текущий контроль знаний и умений.

    Задание – пересказ.

    Расскажите о правлении Нерона.


    План изучения нового материала

    1. Первые христиане.

    2. Преследования христиан римскими властями.

    1. Изучение первого вопроса плана. Первые христиане.

    Объяснение учителя


    Вера в Христа зародилась в восточной провинции Римской империи – в Палестине, а затем распространилась по всей Римской империи. Христианство возникло в I в. н. э. Первыми христианами были бедняки и рабы, жизнь которых была тяжёлой и безрадостной. В Римском государстве было много восстаний, но они кончались поражением, гибелью вождей, казнью побеждённых. Это привело к тому, что бедняки и рабы потеряли веру в свои силы, они стали рассчитывать не на себя, а на помощь «доброго бога». Надежда на приход бога-спасителя побуждала бедняков и рабов отказываться от борьбы за улучшение своей жизни. Во многих городах и деревнях Римской империи ждали прихода доброго бога. Но бог-спаситель всё не являлся, и тогда они стали говорить иначе: «Наверное, бог уже приходил на землю и жил среди нас в облике человека, но не все люди знали об этом». О боге-спасителе сложили сказание.
    Работа по учебнику
    Задание 1. Прочитать вслух раздел «Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса».

    Задание 2. Ответить на вопросы:


    1. Как назывался родной город Иисуса?

    2. Как звали отца и мать Иисуса?

    3. Какова была цель Божьего суда?

    4. Объясните выражения, которые стали крылатыми: «тридцать сребреников», «поцелуй иуды». В каких случаях сегодня можно употребить эти выражения?

    Материал учебника


    Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нём сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия – Иисуса. Они утверждали, что отцом Иисуса был Бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью – Мария, бедная жительница палестинского города Назар е та. Когда Марии пришло время родить, она находилась не дома, а в городе Вифле е ме. В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде мудрецы из далёких стран и простые пастухи пришли поклониться божественному младенцу.

    Когда Иисус вырос, он не остался в Назарете. Иисус собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мёртвых, насытил тысячи людей пятью хлебами. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Скоро наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звёзды упадут с неба. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле – царство добра и справедливости.

    У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какого-то нищего называют Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора. Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью И у да привёл стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками. Иуда подошёл к учителю и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним. Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь – распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мёртвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Спустя немного времени воскресший (то есть вновь ставший живым) Иисус явился ученикам. Он послал их разнести его учение по разным странам. Поэтому учеников Иисуса стали называть ап о столами (в переводе с греческого – посланцами). Апостолы верили, что Иисус вознёсся на небо и что настанет день, когда он вернётся для свершения Страшного суда.

    Рассказы об Иисусе были записаны первыми христианами, эти записи называются Ев а нгелиями. Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

    Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христ о с (под этим словом понимали Божьего избранника), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки – все те, кому жилось особенно трудно.

    Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось всё больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины.

    Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден, прощает своих обидчиков и творит добрые дела.

    Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни. Друг другу христиане оказывали помощь, приносили пищу заточённым в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне, ухаживали за больными и стариками. Христиане собирались в домах единоверцев, в заброшенных каменоломнях, на кладбищах. Там они читали вслух Евангелия, выбирали священников , которые руководили их молитвами.

    Вера в различные судьбы людей после смерти. Христиане ждали Второго пришествия Иисуса, но шли годы, а Царство Божие на земле всё не наступало. Они прониклись верой в то, что ещё до Страшного суда будут вознаграждены за все страдания после смерти. Христиане вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

    Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, упавшие с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его.

    Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В аду подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря, а рядом с ним прародителя Авраама. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответил богачу Авраам: «Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».

    Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

    «Сыны света» из Кумрана
    Задолго до рождения Иисуса в Палестине появились люди, которые также ждали установления на земле царства добра и справедливости. Они ушли в пустыню близ Мёртвого моря и основали там поселение. Эти люди имели общее имущество, называли себя «нищими» и «сынами света», а всех остальных – «сынами тьмы». Они призывали ненавидеть «сынов тьмы», верили, что скоро разразится всемирная битва, в которой «сыны света» одержат победу над злом. Своё учение они хранили в тайне. Поселение «сынов света» было раскопано археологами в местности, которую ныне называют Кумр а н.

    Иисус знал про «сынов света», но его учение не призывало к ненависти. Оно было обращено ко всем людям. «Что говорю вам в темноте, - внушал он ученикам, - говорите при свете и что на ухо слышите, возвещайте всем с крыш».


    Поучения Иисуса в Нагорной проповеди
    Христиане почитают священными четыре Евангелия. По преданию, их авторами были: Матф е й и Ио а нн – ученики Иисуса, Марк – спутник в странствиях апостола Петр а и Лук а спутник апостола П а вла. В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса:

    «Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

    Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

    Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

    Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас.

    Если вы будете прощать людям согрешения их, то просит и вам Отец ваш Небесный.

    Не судите, да не судимы будете.

    Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам.

    И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
    Из рассказов христиан об апостоле Павле
    Павел сначала был врагом христиан, он яростно спорил с ними и даже участвовал в их избиении враждебной толпой.

    Однажды Павел шёл в город Дамаск, чтобы учинить расправу над живущими там христианами. Внезапно он увидел ослепительный свет, потерял зрение, упал и услышал голос: «Я Иисус, которого ты гонишь. Встань и иди в город». В Дамаске один из христиан исцелил Павла и вернул ему зрение. С этого времени Павел уверовал в Христа и повсюду рассказывал, что Иисус – Сын Божий. Противники христиан замыслили убить Павла и стали стеречь его у городских ворот, чтобы он не сбежал. Тогда друзья Павла посадили его в корзину и на верёвках тайно спустили с оборонительных стен.

    Погиб Павел в Риме во время казней христиан при Нероне.
    Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну
    Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам.
    Из ответного письма императора Траяна Плинию
    Ты поступил правильно, произведя следствие о тех, на кого донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречётся, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать.

    Безымянный донос не до лжно принимать во внимание.


    1. Изучение второго вопроса плана. Преследования христиан римскими властями.

    Объяснение учителя


    Вероучение христиан требовало терпеливо переносить невзгоды и ждать помощи от «доброго бога», а не бороться за улучшение своей жизни. Поэтому императору с его чиновниками нечего было бояться христиан. Но кем были первые христиане? Бедняки и рабы, недовольные своим положением, готовые примкнуть к любому восстанию против империи. Поэтому за их действиями внимательно следили римские наместники и военачальники.

    Христиане собирались группами, создавали организации, выбирали руководителей-священников. Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались поклоняться ему. Они утверждали, что не сегодня-завтра рухнет власть жестокого Рима, справедливое возмездие ждёт всех угнетателей народа.

    Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия поможет держать в повиновении рабов, римляне стали преследовать христиан. Особенно сильное гонение началось при Диоклетиане, когда по его приказу разрушались молитвенные дома христиан, сжигались их книги, многие христиане были казнены.


    1. Закрепление изученного материала.

    Вопросы классу:


    1. Где и когда возникло христианство?

    2. Кем были первые христиане?

    3. Каковы были причины возникновения христианства?

    4. Как христиане рассчитывали обрести счастливую жизнь?

    5. Каково было отношение римлян к первым христианам?

    1. Вопросы и задания самоконтроля.

    1. Чем привлекала бедняков, рабов и других обездоленных людей христианская религия?

    2. Как римские власти относились к христианам?

    3. Познакомьтесь с поучениями Иисуса в Нагорной проповеди: сохранили ли они своё значение для людей нашего времени? Если да, то какие именно?

    4. Как возникли выражения «тридцать сребреников», «поцелуй Иуды»? В каких случаях можно употребить эти выражения в наши дни?
    Похожие статьи