Евгений евтушенко дать анализ его поэзии. Художественный анализ поэзии евтушенко. Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…»

07.11.2020

Евгений Евтушенко — одна из наиболее ярких фигур в русской поэзии второй половины XX века. В его творчестве отразились сила искреннего чувства, страстного желания вмешаться в жизнь, собст-венным опытом постичь ее сложности. По определению критика Е. Сидорова, «поэзия Евтушенко — это как бы кардиограмма времени, иногда искаженная неточностью поэтического инструмента, но все-гда искренняя, честная. Его стихи, то и дело теряющие в гармонии, цельности эстетической оснащенности, нередко выигрывают в ак-туальности, злободневности».

В ранней поэзии Евгения Евтушенко значительное место зани-мают стихи о любви. В них звучит и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставлявшая подозревать, что оно ненастоя-щее («Ты большая в любви…»), и искреннее, глубокое обожание, и бережное отношение к любимой («Не понимать друг друга страш-но…»), и первая любовная коллизия — переживания от разобщен-ности «близких душ» («Со мною вот что происходит…»). Написанное в 1957 году стихотворение «Со мною вот что происходит…» было по-священо Белле Ахмадулиной. В этом стихотворении лирический герой с предельной откровенностью говорит о том, что его волнует и заставляет страдать:

…чужих людей соединенность и разобщенность близких душ!

Любовь и дружба, чувства так необходимые лирическому герою, не могут принести ему полноты счастья и понимания, так как «ста-рый друг» к нему не ходит, а вместо любимой «совсем не та ко мне приходит». Эта разобщенность людей в мире — причина грусти по-эта и его одиночества. Тема одиночества промелькнет в стихотво-рении «Я комнату снимаю на Сущевской…», а потом в стихотворе-нии «Не надо…» Оно одновременно и разговор с самим собой и монолог, обращенный к любимой. Рефрен «не надо…», повторяю-щийся в начале каждой строфы, вносит дисгармонию в звучание стихов и тем самым подчеркивает дисгармонию отношений, то есть разобщенность героя с любимой. С годами к поэту придет более полное и глубокое понимание чувства любви. Одним из лучших

стихотворений любовного цикла конца 60-х годов стало стихотворе-ние «Когда взошло твое лицо…» Здесь резко меняется понимание сущности любви. Если несколькими годами раньше она казалась всего лишь «соединеньем» близких душ, то ныне за любовь прини-мается другое («Я понимаю — этот страх и есть любовь»). В этих стихах возникает образ любимой женщины, наделенной детской доверчивостью и мужской выдержкой, и мужеством, и юношеской порывистостью, и увлеченностью, и долготерпением. К таким жизнь не бывает покладиста и добра. С такими в жизни трудно, но надежно:

Живу я тревогой и болью двойной. Живу твоим слухом, твоим осязаньем, Живу твоим зреньем, твоими слезами, Твоими словами, твоей тишиной. Мое бытие — словно два бытия. Два прошлых мне тяжестью руки согнули. И чтобы убить меня, нужно две пули: Две жизни во мне — и моя, и твоя.

Образ любимой усложняется в другом стихотворении («Ты на-чисто притворства лишена…») В нем поэт отрешается от внешних обстоятельств судьбы любимой женщины и целиком уходит в об-ласть психологии любви. Побег из прошлого и расплата с ним — это еще не победа любви: «И я был просто первым, на кого ты, убе-гая, в темноте наткнулась». Истинный драматизм характера люби-мой раскрывается после и именно во внутренней сфере, в психоло-гии:

И вроде ты со мной, и вроде нет. На самом деле я тобою брошен. Неся в руке голубоватый свет, По пепелищу прошлого ты бродишь. Что там тебе? Там пусто и темно! О, прошлого таинственная сила! Ты не могла любить его само, Ну а его руины — полюбила. Могущественны пепел и зола. Они в себе, наверно, что-то прячут, Над тем, что так отчаянно сожгла, По-детски поджигательница плачет.

Одно из лучших созданий любовной лирики Евгения Евтушен-ко — его «Заклинание», которое можно поставить в ряд с выдаю-щимися произведениями этого жанра в русской поэзии. Достоинст-во и благородство, с которыми выражено чувство в этом стихотворении, удивительно органично соединились с широким и свободным распевом стиха и строгой кольцевой композицией. Глу-бокое лирическое волнение все нарастает, нарастает с каждой стро-кой, чтобы достичь кульминации в последнем вздохе, в последней мольбе:

Молю тебя — в тишайшей тишине, Или под дождь, шумящий в вышине, Или под снег, мерцающий в окне, Уже во сне и все же не во сне — Весенней ночью думай обо мне И летней ночью думай обо мне, Осенней ночью думай обо мне И зимней ночью думай обо мне.

С. Владимиров отмечал: «Пожалуй, русская поэзия не знала та-кой степени, такого уровня откровенности в стихе, такой энергии самораскрытия, как в творчестве Евтушенко. Весь мир как бы со-средоточивается, переносится в душу поэта, все воспринимается только в качестве его собственного эмоционального состояния.

При этом ничто не выпадает, не выносится за пределы этого ми-ра. Недаром возникают упреки в чрезмерном самомнении, не-скромности. И действительно, может показаться, что поэт чересчур сосредоточен на себе. Но в этом-то и суть его поэтической позиции, источник правды, реальности его стиха, как бы ни представлялись порой сентиментальны его чувства, несдержанной увлеченность, самозабвенным погружение в переживание минуты».

Лирика Евгения Евтушенко выходит за пределы нравственного самовыражения. Поэт внимателен к жизни, его пытливый ум и зоркий глаз видят все вокруг. Интерес к людям, поиски характеров проявляются уже в самой ранней лирике Евтушенко. Поэт углуб-ляется в область личной жизни окружающих его людей и Видит, что у каждого есть свои мечты и свое горе, свои праздники и свои будни, свои надежды и разочарования — у каждого своя судьба. Формула «Людей неинтересных в мире нет» была заявлена в 1960 году как первый итог наблюдений. Это стихотворение обращено к тем людям, которых принято называть простыми:

Людей неинтересных в мире нет Их судьбы, как истории планет, У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самой неинтересностью своей.

Евтушенко видит в каждом человеке свой неповторимый мир и беспокоится о том, чтобы мы как можно больше знали друг о друге, в том числе и о самых близких. «Тайный личный мир» остается за-крытым и неведомым для окружающих людей, и смерть каждого человека — непоправимая утрата:

И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой. Всё это забирает он с собой… Таков закон безжалостной игры, Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных… А что мы знали, в сущности, о них? Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать.

Евгений Евтушенко пришел в поэзию с ощущением мятежной роли поэта. Еще до «Мастеров» Вознесенского он провозгласил: «Большой талант всегда тревожит и, жаром головы кружа, не на мятеж похож, быть может, а на начало мятежа». Но прошло не-сколько лет, как в полном противоречии с первоначальными дек-ларациями поэт высказался: «Хочу я быть немножко старомодным — не то я буду временностью смыт…» Тема поэзии звучит во многих произведениях Евтушенко (поэма «Братская ГЭС», цикл стихов о Севере, стихотворение «Долгие крики»). В стихах северного цикла Евтушенко не раз задает вопрос — нужна ли его поэзия народу, на-стоящее ли все то, что осталось позади, — многолюдные вечера, ус-пех, большие тиражи книг, споры вокруг его имени? Стремление быть услышанным своим народом остро и пронзительно звучит в стихотворении «Граждане, послушайте меня…», написанном в 1963 году. На пароходе, в толпе пассажиров его потрясает полный смя-тения и боли, мучительный крик в начале песни: «Граждане, по-слушайте меня…» Слова эти звучат как мольба о помощи, стремле-ние преодолеть человеческое равнодушие к чужой мольбе. Но поэту трудно достучаться до чужих сердец. Он одинок, и его страдание выливается в мучительные строки:

Страшно, если слушать не желают. Страшно, если слушать начинают. Вдруг вся песня, в целом-то, мелка, Вдруг в ней все ничтожно будет, кроме Этого мучительного, с кровью: «Граждане, послушайте меня…»?!

В своей статье «Воспитание поэзией» Евгений Евтушенко писал: «Стать поэтом — это мужество объявить себя должником. Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни… Поэт в долгу перед потомками, ибо его гла-зами они когда-нибудь увидят нас». Убежденность в особой роли поэта в России с особой силой звучит в «Молитве перед поэмой» («Братская ГЭС»). Вступление к поэме содержит целый ряд харак-терных для творчества Евтушенко тем и мотивов: тема гражданско-го служения поэта, его особой роли в России — роли народного глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее; мотив сомнения в своих силах, критическое отношение к своим способностям. Наконец, «молитва», обращенная к семи крупнейшим русским поэтам, по сути своей представляет со-бой манифест, поэтическую программу Евтушенко. Начиная «Пуш-кинский перевал» с самоуничижения перед именами Пушкина и Грибоедова, Евтушенко ведет мысль к характеру художника, к то-му, «что «гений тоже слабый человек», но силою характера преодо-левший свою слабость. И вот тут-то обозначается крупная цель: учиться у гениев преодолению слабостей: «Чтоб нас не утешали па-раллели, когда толкают слабости в провал, чтоб мы смогли, взош-ли, преодолели — пушкинский открылся перевал…». Материал с сайта

В «Молитве перед поэмой» Евтушенко подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени, просит помощи у великих российских поэтов… Обращаясь к Пушкину, Евтушенко просит дать ему его певучесть и способность «глаголом жечь сердца людей», к Лермонтову — его желчный взгляд на жизнь, к Некрасо-ву — дать боль его иссеченной музы, к Блоку — дать вещую туман-ность, к Пастернаку — чтобы его свеча вовеки горела, к Есенину — дать на счастье его нежность, к Маяковскому — дать грозную не-примиримость, чтобы и он, поэт Евтушенко, прорубаясь сквозь вре-мя, мог сказать о нем товарищам-потомкам. Самое замечательное в этой «Молитве» то, что Евтушенко чуть ли не первым из поэтов его поколения выразил только что обозначившуюся тенденцию поворо-та к классике, к традициям русской литературы.

Сегодняшнее творчество Евгения Евтушенко многообразно. В последние годы поэт обращается к самым различным вопросам со-временности. «Нелегкий талант» гражданственности накладывает большую ответственность за действенную силу слова. Свое единство с судьбой России Евтушенко выразил в стихотворении «Что я скажу тебе, Россия?»:

Чем помогу тебе, Россия?

Да и возможно ли помочь той, что от власти не впервые поэтов мудро гонит прочь?

Россия — женский образ Бога. Твои хлеба — мои хлеба. Твоя печаль — моя тревога. Твоя судьба — моя судьба. (1997)

«Природа творческой натуры Евтушенко не дает ему возможно-сти покоя и мудрой взвешенности суждений. Он обгоняет себя на каждом повороте жизни, причем замечательно, что это свойство не проходит с годами… Какая-то вечная, быстроногая и легкодумная юность клокочет внутри, создавая характер уникальный, очень обаятельный, но и раздражающий своим нежеланием остановиться на чем-нибудь главном.

Критик Лев Аннинский точно подметил однажды: «Подробности быта светятся у Евтушенко как бы самостоятельным светом, так что иногда пропадает связь подробностей с целым, и сама необязатель-ность красок становится здесь поэзией». «Необязательность» под-робностей, становящихся поэзией, характерна для поэта и по сей день. Бытовые детали, мастерски освоенные стихом, придают его произведениям теплоту и обаяние, которые усиливаются, когда де-таль подсвечена юмором…

Евтушенко — поэт очень русский, продолжающий демократиче-ские традиции некрасовской музы и ораторского стиля Маяковско-го. Он немало сделал в области формы, освежив рифму, придав стиху живую пластичную интонацию разговорной речи» (Евгений Сидоров).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • евтушенко лирика о дружбе
  • ты большая в любви анализ стиха еатушенко
  • стихи евтушенко о силе слова
  • лирические стихи евгений евтушенко
  • Живу я тревогой и болью двойной.

Вопросы по этому материалу:

  • dsgssdf
  • sdfsdf
  • sdfsdf

Один из популярнейших и широко известных современных поэтов - родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 г.

Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира.

В творчестве Евгения Евтушенко нашла свое поэтическое отражение география его поездок по Советской стране и за рубежом.

В стихах Евтушенко - творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие поэтической жизни мира, он пишет о международ ных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте и научно-техническом прогрессе. В своем творчестве, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после последней мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое, придают его стиху неповторимость и оригинальность.

Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимания на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме «Братская ГЭС», но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность-поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.

Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в «Братской ГЭС», Марк Бернес в стихотворении «Он любил тебя, жизнь», Чуковский в «Парусе», Хикмет в «Сердце Хикмета», Петр Щепочкин в поэме «Северная подбавка»).

Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко - повести «Ардабиола» (1980), роману «Ягодные места» (1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники «Талант есть чудо неслучайное» (1980) и «Точка опоры» (1981).

Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен «Хотят ли русские войны», «Бежит река», «В нашем городе дождь», «А снег идет», «Вальс о вальсе», «Пока убийцы ходят по земле», «Не спеши», «Товарищ гитара» и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д.Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма «Казнь Степана Разина».

Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и тематическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

Ладно, плюйте, плюйте, плюйте -

Все же радость задарма,

Вы всегда плюете, люди,

В тех, кто хочет вам добра!

Е. Евтушенко

Евгений Евтушенко всегда хочет в своих стихах и поэмах быть объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.

Он может исследовать судьбу одинокой женщины:

Она сказала: - Он уже уснул, -

Задернув полог над кроваткой сына,

И верхний свет неловко погасила,

И, съежившись, халат упал на стул.

Мы с ней не говорили о любви...

Или целую эпоху:

Как во стольной во Москве, белокаменной,

Вор по улице бежит с булкой маковой,

Не страшит его сегодня самосуд:

Не до булок - Стеньку Разина везут!

Он может говорить о глобальном, воссоздавая бытовые мелочи:

Прет купец, треша с гороха,

Мчатся вскачь два скомороха,

Семенит ярыжка-плут -

Стеньку Разина везут!

Или говорить о мелочах, обобщая их в общечеловеческое:

Мы женщину сместили,

Унизили до равенства с мужчиной!

Но во всем он равно лиричен и равно публицистичен:

И ты - стреляешь. И такое чувство,

Когда стреляешь, будто это чудо

Так нас кидает бешеная тяга

И к вам, холсты и глина, и бумага:

Рисуем, лепим или воспеваем...

Порою мы природу убиваем,

И от потуг бессильных мы в поту.

В последнем стихотворении речь шла всего лишь об охоте на глухаря. Но какие серьезные обобщения, выводы следуют из обыденного выстрела в лесную птицу!

Евтушенко всегда и поэт, и публицист. Даже в программных стихах, а может, особенно в программных, он рассматривает действительность в исторической и нравственной связи:

Есенин, милый, изменилась Русь.

Но говорить, что к лучшему - не стану.

А говорить, что к худшему - боюсь.

«Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

И ее стариков.

Если было несладко,

Я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно,

(полный тайных тревог)

И мои, и чужие

Заметая следы.

Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение «Идут белые снеги…», написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает, что ему хочется «жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя». Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо . Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что «пусть я прожил несладко, для России я жил». И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен . И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом «белые снеги» замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что «если будет Россия, значит, буду и я». Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной. Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.

"В творчестве поэтов "военного поколения" можно наблюдать некоторые особенности поэтических поисков послевоенного времени - это, прежде всего страстное утверждение красоты завоеванного мира и готовность к новым испытаниям" .

Среди поэтов, вступивших в литературу в годы войны и первые послевоенные годы, уже к концу 50-х годов завоевали широкую известность В. Федоров, В. Солоухин, С. Орлов, М. Дудин, Ю. Друнина и другие.

В 50-80-е годы в литературу вошло несколько поколений молодых поэтов. Они начинали свой путь по-разному, одни - шумно и энергично, другие - спокойно, несуетно. Среди них в 60-е годы приобрели известность такие поэты, как В. Соколов, В. Цыбин, Р. Рождественский, Р. Казакова, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и поэты 70-х годов, которые внесли в поэзию новые темы и новые поэтические краски.

"В 60-е годы поиски молодой поэзии протекали как бы в двух, довольно резко отличающихся направлениях. Одни поэты продолжали традиции русской классики (включая советскую), другие - резко, остро полемично заявляли о своем новаторстве. Наиболее типичными представителями первой "линии" можно считать В. Соколова и Н. Рубцова, второй - Е. Евтушенко и Р. Рождественского. Первая тяготела к лирике, вторая к публицистике" .

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима Иркутской области. Окончил среднюю школу. До восьми лет жил в Москве, в годы войны - снова в Сибири. Здесь малая Родина поэта, к ней нередко он обращается в своем творчестве.

Отец поэта был геологом и всю жизнь писал стихи и, как казалось, Евгению Александровичу "талантливые:

Отстреливаясь от тоски,

Я убежать хотел куда-то,

Но звезды слишком высоки,

И высока за звезды плата…

Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчеркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно нравившимся ему…

В военные годы на станции Зима я был представлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински.

Человеком любящим и народные песни, и стихи современных поэтов оказался и мой отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал "Сергею Есенину" Маяковского….

"…я благодарен отцу за то, что он привил мне с детства любовь к книгам, а матери - за то, что она привила мне любовь к земле и труду. Наверно, до конца моей жизни я буду ощущать себя полуинтеллигентом-полукрестьянином".

Вернувшись в Москву, я жадно набросился на стихи. Страницы выходивших тогда поэтических сборников были, казалось, пересыпаны пеплом пожарищ Великой Отечественной. "Сын" Антокольского, "Зоя" Алигер, "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…" Симонова…- все это входило в меня, наполняло радостью сопереживания, хотя я ещё был мальчишкой. Но во время войны и мальчишки чувствовали себя частью великого борющегося народа…

В сорок седьмом я занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района.

Однажды к нам приехали в гости поэты-студенты Литинститута Винокуров, Ваншенкин, Солоухин, Ганабин, Кафанов, ещё совсем молодые, но уже прошедшие фронтовую школу. Нечего и говорить, как я был горд выступать со своими стихами вместе с настоящими поэтами.

Второе военное поколение, которое они представляли, внесло много нового в нашу поэзию и отстояло лиризм, от которого некоторые более старшие поэты начали уходить в сторону риторики. Написанные впоследствии негромкие лирические стихи "Мальчишка" Ваншенкина и "Гамлет" Винокурова произвели на меня впечатление разорвавшейся бомбы.

"Багрицкого любишь?" - спросил меня после выступления в Доме пионеров Винокуров. Я ему сразу стал читать: "Мы ржавые листья на ржавых дубах…" Левая бровь юного мэтра удивленно полезла вверх. Мы подружились, несмотря на заметную тогда разницу в возрасте и опыте.…В Литературном институте моя студенческая жизнь также дала мне многое для понимания поэзии. На семинарах и в коридорах суждения о стихах друг друга были иногда безжалостны, но всегда искренни" .

Евтушенко начал печататься в шестнадцать лет в 1949 году, с 1951 по 1954 годы учился в московском Литературном институте имени Горького. Во время учебы он познакомился со многими выдающимися прозаиками и поэтами, которые оказали на него большое влияние. Первый сборник поэта "Разведчики грядущего", вышедший в 1952 году, был ученическим. Он не сыграл заметной роли в его творчестве, хотя девятнадцатилетний поэт продемонстрировал в ней незаурядное, порой блестящее владение стихом. Материал для него дала работа автора в "изыскательских геологических партиях в Казахстане и на Алтае. В нем чувствуется стремление передать повседневный героизм труда советских людей ("Геологи", "Обыкновенный подвиг"). И несмотря на отдельные выразительные зарисовки, удачные образы, рифмы, в стихах преобладал описательный и риторически декларативный тон" . Тогда Евтушенко учился форме у Маяковского и его последователей, что и сказалось на стихотворениях этого сборника. "Лирический герой этой книги еще не стал тем самым лирическим героем Евтушенко, который вызвал огромный интерес через 2-3 года. Стихи Евтушенко неоднократно вызывали споры, как зачастую происходит с любым незаурядным явлением" .

"Но уже в следующих книгах ("Третий снег", 1955; "Шоссе энтузиастов", 1956) лирический голос поэта звучит увереннее. Чутко улавливая в самой жизни многообразные темы и конфликты, волнующие людей, автор находит им талантливое воплощение в свежих образах, ритмах, красках своих стихов. Шире становится их тематика: здесь и воспоминания о военных годах ("Родина", "Свадьбы"), и рассказ о делах современников ("В Кулундинской степи"), и раздумья о юношеской любви ("Море"). Поэт спешил высказаться о самом важном в жизни, он стремился глубже осмыслить историю ("История не только войны…"), писал на моральные темы ("У трусов малые возможности", "Рыцари инерции") .

В 60-м году Евтушенко побывал в Болгарии, Франции, Англии и ряде африканских государств. Кроме этого были и поездки на Кубу, во Вьетнам, Испанию, Америку, Чили, а стихи о этих странах с полным правом входят в сборники его избранных произведений.

Творчество поэта привлекает внимание композиторов, произведения Евгения Александровича Евтушенко переведены на многие иностранные языки. Дело здесь заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном неподдельном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он не только поэт, но и публицист, прозаик, критик, киноактер, кинорежиссер, фотохудожник. Именно Евтушенко принадлежат слова: "Поэт в России больше, чем поэт" .

Непревзойденный мастер афоризма, обладатель яркого, подчеркнуто индивидуального литературного стиля, Евгений Александрович Евтушенко навсегда останется в нашей памяти как символ и воплощение светлого идеализма эпохи «шестидесятников».

Стремление к совершенству было неотъемлемой чертой его характера и творчества:

«Сами себе велите

Славу свою добыть.

Стыдно не быть великими.

Каждый им должен быть»

В свои двадцать Евтушенко уже был членом Союза писателей СССР, однако первые литературные опыты казались молодому поэту недостаточно зрелыми. Подлинным дебютом его таланта станут, по собственному признанию, более поздние произведения - «Шоссе энтузиастов», «Обещание» и «Станция Зима», в которых Евтушенко в полной мере ощутит себя частью нового, рождающего на глазах литературного поколения.

На протяжении 1960-х Евгений Евтушенко вместе с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и своей первой женой - Беллой Ахмадулиной неоднократно декламировал свои стихи на многолюдных поэтических вечерах в Политехническом музее или выступал прямо с подножья знаменитого памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади. Его броские художественные акции, а затем и прямые выступления в поддержку советских диссидентов - Бродского, Солженицына и Даниэля - сформировали запомнившийся многим образ поэта-идеалиста, непримиримого борца за свободу.

В 1962 году на всю страну прозвучало резонансное стихотворение Евтушенко «Наследники Сталина», приуроченное к выносу тела диктатора из Мавзолея:

«Нет, Сталин не умер.

Считает он смерть поправимостью.

Мы вынесли из мавзолея его.

Но как из наследников Сталина Сталина вынести?»

Вскоре из-под его хлесткого пера канонадой прогремят новые, поразительно точные и емкие стихотворения - «Бабий яр», «Письмо Есенину» и, наконец, знаменитое «Танки идут по Праге»:

«Танки идут по соблазнам

жить не во власти штампов.

Танки идут по солдатам,

сидящим внутри этих танков»

«Мы не были врагами Советской власти. Нас хотели сделать врагами своей страны, но не получилось» - позднее скажет Евтушенко об этом периоде своего творчества.

В 1963 году поэт был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Его талант получил широкое признание во всем мире. В разные годы с Евгением Евтушенко общались и дружили американский политик Роберт Кеннеди, президент Чили Сальвадор Альенде, лидер кубинской революции Фидель Кастро.

Евгений Александрович Евтушенко скончался в минувшую субботу на 85-м году жизни. Российское историческое общество с глубоким прискорбием встретило известие о смерти поэта и выражает самые искренние соболезнования родным, близким и друзьям покойного.

Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/

Текст: Владимир Беклямишев

Похожие статьи