Экологические игры для школьников старших классов. Экологическое внеклассное мероприятие для старшеклассников "турнир знатоков природы"

25.09.2019

Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечёт за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, люди не задумываются о результатах своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия - ролевой игры с детьми — поможет заострить их внимание на актуальных проблемах природы. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.

«Имеет ли человек право на жизнь?»

Цели: показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и узнать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.

Участники: учащиеся 8-11 классов. Из их числа назначаются: судья (им может быть и взрослый), обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели, присяжные заседатели. Каждый участник готовит свою роль, подбирает факты для обвинения или защиты.

Обязанности участников: судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. От того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.

Присяжные заседатели - выносят решение в конце процесса, обязательно аргументируя его.

Возможные варианты процесса

Обвинитель. Природа говорит о том, что человек не имеет права на жизнь, так как он отравил реки сточными водами, например, с бумажных комбинатов, загрязняет воздух

выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.

Выступают свидетели обвинения.

Рыбы рассказывают о том, как они погибают.

Растения, птицы о невозможности дышать воздухом, загрязнённым ядовитыми веществами.

Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.

Свидетели защиты оправдываются.

Например:

Писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги;

Директор ТЭЦ- о необходимости тепла для людей;

Автовладелец - о необходимости транспорта, как средства передвижения человека;

Охотник - о необходимости теплой одежды зимой.

После выступления свидетелей слово предоставляется

человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:

Охотника сделать директором зверофермы и не убивать диких животных в лесу, а разводить их для своих нужд;

Директору ТЭЦ предложит перейти па другую энергию - солнца, ветра и т. п.;

Автовладельцу перевести машину на газ. И т. д.

Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.

Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ним или нет, обязательно указав причину своего решения.

Конечно, данное занятие будет результативным при серьёзной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения могут быть дополнены видеоматериалом.

Игра «Что мы знаем об отходах?»

Цели:

♦ выяснить, что знают учащиеся об отходах;

♦ научить их правильно обращаться с отходами;

♦ показать, какой вред наносят отходы окружающей среде;

♦ познакомить учеников с видами отходов и способами их утилизации.

Ход игры-викторины

Разделить детей на 3 команды. В процессе игры-викторины команды могут заработать баллы, по которым и определяется победитель. Задания могут даваться отдельно каждой команде, а могут всем командам одновременно, в данном случае побеждает та команда, которая быстрее ответит.

Задание 1.

Каждая команда рассказывает о том, какие бывают отходы. Одна - в быту, вторая - в легкой промышленности, третья - в тяжелой промышленности. Побеждает та команда, которая назовет в своей отрасли больше отходов.

Задание 2.

Всем командам называется материал, из которого состоят отходы, например - бумага, железо, пластик и т. п. Им надо ответить, какой из них в природе разлагается дольше всех.

Задание 3.

Кроме вреда химического, отходы наносят вред физический. Команды должны назвать как можно больше примеров такого вреда. (Например, стекло может стать причиной пореза и т. д.)

Задание 4.

Команды должны сказать, что из предложенных вариантов обращения с отходами приносит наименьший вред: сжигание, захоронение в оврагах, утилизация на полигонах ТБО.

Задание 5.

Команды придумывают, как сократить количество отходов в различных отраслях. Например, по тому же принципу, что и в первом задании.

Задание 6.

Команды должны отвечать по очереди, что должен делать человек, чтобы земля не покрылась свалками. Побеждает та команда, которая назовет больше примеров.

В конце каждого задания ведущий комментирует ответы учащихся, называет правильные, присуждает баллы.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИв процессе экологического образования и воспитанияС 1997 г. Детский Экологический центр Олекминского района ведет целенаправленную образовательную и воспитательную работу в сфере экологии и природознания.
style.rotation
В течение этого времени разработан ряд авторских экологических игр: - «Марш-бросок по Олекминской тайге», - «Паутинка жизни», - «Таежный десант». Эти игры опробованы на районном и российском уровне и включают элемент движения и скорости, что очень нравится детям. Вопросы в таких играх формируют знания о якутской природе, о местных видах животных и растений.

С развитием информационных технологий стало возможным применять данные инновации в обучении, в том числе использовать их вкупе с игровыми технологиями. В результате в деятельности ДЭЦ появляется ряд наглядных электронных экологических игр: «О братьях меньших…», «Экспресс здоровья», «Земля-наш дом» и др. Они рассчитаны на различный возраст учащихся. Одну из таких игр мы хотим сегодня представить Вашему вниманию.

ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»Детский экологический центрг. Олекминскапредставляет:

Охрана окружающей среды
style.rotationstyle.rotation
Перечислите известные вам виды ООПТ –Особо охраняемых природных территорий?Ответ: заповедник, ресурсный резерват,заказник, национальный парк, памятник природы.

2. Сколько заповедников в Якутии? Назовите их.Два: Олекминский и Усть-Ленский.

3. Какие документы приняты для охраны животных и растений?Ответ: Красная Книга и Зеленая Книга

4. Назовите три вида животных Якутии, занесенных в Красную книгу.
5. Назовите три вида растений Якутии, занесенных в Красную книгу.
Экология животных
style.rotationstyle.rotation
Почему лягушки, глотая пищу,жмурят глаза? Ответ: вдавливая глазные яблоки, они помогают проталкивать пищу внутрь
style.rotation
style.rotation 2. Пух этой птицы совмещает в себе уникальные теплоизоляционные свойства. В 1961 г. король Норвегии ос-новал первый заповедник для этих птиц.Своим приказом он приказал рубить голову каждому, кто ее убьет. Что это за птица?Ответ: птица гага и гагачий пух
style.rotation
style.rotation
3. Это растительноядное животное, небольшого роста, живущее в Якутии имеет внушительные клыки. Что это за животное и для чего ему клыки?Ответ: Кабарга. Клыками добывает себепищу, соскабливая лишайники, а также они выполняют роль турнирного оружия.
style.rotation

style.rotation 4. В мультфильмах часто изображают ежа, несущего на своих иголках яблоки или грибы. Чем на самом деле питаются ежи?Ответ: ежи – насекомоядные животные.
style.rotation
style.rotation
5. Почему птицы не едят божьих коровок и как это связано с их окраской?Ответ: божьи коровки ярко красного цвета, который означает: внимание, опасность!И опасность действительно есть, т.к. они выделяют ядовитую жидкость.
style.rotation
style.rotation
Законы экологии
style.rotationstyle.rotation
1. Какое правило сформулировал английский микробиолог Р. Линдеман, изучая трофические уровни экологической пирамиды?Ответ: правило 10%: с одного трофического уровня на другой переходит не более 10% энергии.
2. Что такое «мягкое» и «жесткое» природопользование? Ответ: мягкое природопользование направлено на восстановление экологического баланса, оно непрямое, опосредованное, щадящее. Жесткое – без соблюдения законов природы, ведущее к ее деградации.
3. Первый экологический закон Барри Коммонерагласит: «Всё связано со всем».Объясните, что он имел в виду.Ответ: Любое изменение, совершаемое человеком в природе, вызывает цепь последствий, как правило неблагоприятных.
style.rotation
style.rotation
4. Второй закон Барри Коммонера:«Всё должно куда-то деваться».Объясните, о чем он говорит.Закон говорит о том, что любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде «экологического бумеранга».
style.rotation
style.rotation
Экологический театр
style.rotationstyle.rotation
Расставьте правильно компоненты цепи и изобразите пищевую цепь по ролям:ВОЛК, БАКТЕРИЯ, БЕЛКА, СТЕРВЯТНИК, КЕДРОВЫЙ ОРЕХ Изобразите симбиоз актинии и рака-отшельника Изобразите симбиоз муравьев и тлей Экология растений
style.rotationstyle.rotation
1. Какое общее свойство есть у растений, обитающих в очень холодном и очень засушливом климате и почему?Ответ: растения холодных областей часто испытывают и засуху, поэтому имеют схожие признаки с растениями сухих зон. Например, игловидные листья (кактусы и хвойные растения), эфирные масла
2. Это растение семейства зонтичных встречается повсеместно у дорог, очень плодовито и живуче. Раньше его употребляли в пищу для приготовления очень популярного русского блюда. Ответ: это растение Борщевик

3. Какое дерево называют «деревом туманов» и почему? Ответ: Сосна сибирская или кедр. Совершенно не переносит сухости воздуха.
4. Правда ли, что в тундре все карликовое?Обоснуйте ответ. Ответ: нет, не правда. В тундре карликовую форму принимают только деревья. Связано это с тем, что почвы там холодные, переувлажненные и малоплодородные.
5. Какие растения называются индикаторами и почему? Ответ: это растения, для которых характерна резко выраженная адаптация к определенным условиям среды. Например: крапива растет только на богатой азотом почве, а башмачок обыкновенный – на известняковых почвах.

Экологическая игра «Что мы знаем о пустынях?!»

Для учащихся 8-11 классов. Данное мероприятие рекомендовано для проведения в школьных лагерях экологической направленности, которые часто образуются на время летних каникул.

Сценарий проведения экологической игры «Что мы знаем о пустынях?!»

Этапы мероприятия

1. Подготовительно-организационный этап:

Цель: обобщить и закрепить знания о пустынях и процессе опустынивания.

Задачи:

Развить умения учащихся работать с дополнительной литературой, информацией;

Стимулировать познавательный интерес к таким предметам, как биология, экология и география;

Воспитывать чувство ответственности за свой край, республику, поселок.

Здравствуйте, юные экологи! Приближается очень значимая для нас с Вами дата - 17 июня. 17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием. Опустынивание - одна из острейших современных экологических проблем. Пустыни постоянно расширяют свои границы. В последние годы человеческая деятельность достигла таких размеров, что стала определяющей причиной процесса опустынивания.

ЕСЛИ

Тебе дороги просторы твоей родины,

Ты чувствуешь себя неотъемлемой частью природы

Ты болеешь душой за жизнь Земли и на Земле,

Внеси свою лепту в охрану окружающей тебя среды обитания,

Стремись быть экологически грамотным,

Старайся не вредить существующему вокруг тебя природному миру,

Научись любить, уважать и ценить данное тебе матерью природой: землю, воду, воздух, животный и растительный мир.

Сегодня, в преддверии такого события, я предлагаю Вам проверить свои знания о пустынях, о процессе опустынивания. Давайте сыграем в экологическую игру!

Итак, для начала я предлагаю Вам разбиться на две команды и выбрать капитанов. Для того чтобы разделиться без обид и недоразумений, воспользуемся волшебным мешочком. Внутри мешочка жетоны красного и синего цвета в равных количествах. Вы подходите и вытаскиваете жетон, цвет которого и определит Вас в ту или иную команду. Также в мешочке есть два «особенных» жетона (красный и синий, эти жетоны с одной стороны имеют надпись «Капитан команды», а с другой - название команды), определяющие капитанов команд.

Происходит формирование команд и выбор капитанов.

Ну вот, команды сформированы, капитаны выбраны. Теперь надо определиться с выбором названия команды.

2. Основной этап:

1 тур. Визитная карточка.

Дорогие капитаны, Вам достались «особенные» жетоны - на их обратной стороне уже написано название Вашей команды. Теперь Вы совещаетесь с ребятами и представляете свою команду согласно названию. Представление может быть в стихотворной, шуточной или какой-либо другой форме.

(Названия команд заранее придумывает сам педагог. В нашем случае были такие - «Золотые песчинки» и «Верблюды», на данном этапе игры можно набрать 5-10 баллов).

2 тур. Выбери правильный ответ.

(За каждый правильный ответ начисляется 1 балл).

1. Какие животные обитают в пустынях?

Б) тушканчик

В) выхухоль

Г) суслик (ответ: тушканчик, суслик)

2. Где животные пустыни скрываются в самые жаркие часы дня?

А) в норах

Б) зарываются в песок

В) под ветвями кустов (ответ: в норах, зарываются в песок)

3. Какие растения используются для закрепления песков?

Б) джузгун

В) полынь

Г) лебеда (ответ: селин, джузгун)

4. Для чего необходимо сажать на пустынных территориях растения?

А) чтобы было красиво

Б) чтобы вырос корм для животных

5. Как называют самый главный международный документ по борьбе с опустыниванием и засухой?

А) Конституция

Б) Конвенция

В) Консолидация (ответ: Конвенция)

6. На каком материке находится самая большая пустыня в мире?

Б) Африка

В) Австралия (ответ: Африка)

7. Как называется пустыня, созданная человеком?

А) естественная

Б) антропогенная (ответ: антропогенная)

А) в Болгарии;

Б) в Испании;

В) в Турции;

Г) на Украине (ответ: на юге Украины расположены Алешковские пески - самая крупная пустыня)

9. Как буквально переводится название пустыни Каракумы?

А) черные пески

Б) белые пески

В) желтые пески (ответ: черные пески)

10. Сколько процентов суши составляют пустыни?

В) 15% (ответ: 25%)

3 тур. Вопрос-ответ.

(За каждый правильный ответ начисляется 2 балла).

1. Как называют участок в пустыне поросший густыми зарослями? (оазис)

2. Какую пустыню Африки называют туманной? (Намиб, почти каждое утро на дюны здесь опускается туман)

3. Корабль пустыни? (верблюд)

4. Минеральный ресурс пустыни? (соль)

5. Одногорбый верблюд? (дромедар, или по-другому арабиан)

6. Запасы чего хранятся в горбе верблюда? (запасы жира)

7. Двугорбый верблюд? (бактриан)

8. Одно из главных пастбищных растений в зоне пустынь? (верблюжья колючка)

9. Какая страна не имеет рек? (Саудовская Аравия, здесь нет ни одной постоянно текущей реки)

10. Самое сухое и горячее место на земном шаре? (Долина смерти)

11. Где расположена одна из самых уединённых телефонных будок в мире? (в 1960 году в калифорнийской пустыне Мохаве была установлена телефонная будка)

12. Каким цветом на карте обозначают пустыни? (желто-оранжевым)

13. Про заросли какого пустынного растения говорят «лес без тени»? (про заросли саксаула)

14. Песчаные холмы? (дюны)

15. Самой засушливой пустыня? (пустыня Атакама в Южной Америке)

16. Оптическое явление в атмосфере, характерное для пустынной зоны, когда наблюдатель вместе с отдалённым объектом видит его мнимое изображение, смещённое относительно предмета? (мираж)

17. Первый европеец, покоривший пустыни Азии? (Александр Македонский)

18. Жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности, «обитатели пустынь»? (бедуины)

19. Разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов почвы? (эрозия почвы)

4 тур. Исправь ошибки.

Ребята, перед вами текст, исправьте в нем ошибки. (За каждое правильное исправление - 1 балл).

Пусты́ня — природная зона, характеризующаяся гористой поверхностью, обилием и разнообразием флоры и фауны. Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков - это сайгак. В пустыне встречаются верблюды. В горбах у них находится вода.

Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Всего пустыни занимают около 15 % поверхности суши. Большей частью территория пустынь изрезана реками; много озёр и рек. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются леса — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Тип климата — влажный.

Правильный ответ:

Пусты́ня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и фауны. Ветер наносит холмы песка, которые называют дюнами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков - это джузгун, селин. В пустыне встречаются верблюды. В горбах у них находится жир.

Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Всего пустыни занимают около 25 % поверхности суши. Большей частью территория пустынь бессточна; много пересыхающих озёр и рек. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Тип климата — аридный, сухой.

3. Заключительный этап:

Подсчет баллов, объявление результатов экологической игры.

Игра проходит в один тур. Принимают участие команды по 6 человек с 6 по 11 классы. В команде выбирается капитан, он представляет отвечающего или отвечает сам, если у команды нет ответа.

На доске табло с номерами вопросов по восьми номинациям.

Табло соревнований

Экология

Ботаника

Зоология

Анатомия

Биоразно

Краеведение

Ход игры

В самом начале игры звучит музыкальная композиция, потом жеребьевка и капитаны тянут номер, кому начинать первым. Потом номер и номинацию называет команда, которая дала правильный ответ.

Игра началась. Продолжительность игры - 1 час, через 30 минут - пятиминутный перерыв.

Учащиеся могут отдохнуть и произвести замену игроков.

Капитаны команд встают, называют номинацию и номер вопроса (например, эрудит 4). Ведущие зачитывают вопрос, дается время на обдумывание - 1 минута, после этого слушаются верные ответы по первым поднятым трем рукам трех команд. Потом зачитывается правильный ответ. Если команда правильно отвечает, ей дается 1 балл (см. специальное табло):

Во время паузы учащиеся показывают музыкальный номер «Маленькая страна».

По окончании игры (продолжительность - 1 час) подводятся итоги.

Из команд-победительниц формируется районная команда- победительница для дальнейшей игры на городском конкурсе в ГорСЮН.

Всем удачи и побед!

(Вопросы по игре прилагаются)

Экология

1. Фенек обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная. типична для умеренных широт, песец живет в тундре. Почему эти близкие в систематическом отношении виды (песец, лисица обыкновенная и фенек) значительно различаются по величине ушей? (Температура среды оказывает существенное формообразующее влияние на животных из близких в систематическом отношении видов с постоянной температурой тела, наблюдается тенденция к уменьшению площади выступающих частей тела, поскольку они отдают в окружающую среду наибольшее количество тепла)

2. Для защиты растений от вредителей и болезней, борьбы с сорняками широко применяются пестициды. Почему применение пестицидов опасно для человека? (Ядохимикаты, попадающие в организм человека с пищевыми продуктами (продуктами земледелия), вызывают тяжелые отравления и различные заболевания)

3. Экологи встревожены осушением и засыпкой значительных площадей в приливно-отливной зоне морей и устьях рек (где река впадает в море) с целью строительства в этих местах городов, курортов, создания обширных зон отдыха для развлечения туристов. Объясните с научной точки зрения обоснованность беспокойства экологов. (Прибрежные участки и устья рек представляют собой «инкубаторы» и «птичники» для многих видов морских организмов. Эти участки служат местами гнездования, кормежки и отдыха перелетных птиц. Разрушение мест обитания при строительстве - самая частая причина вымирания или резкого сокращения численности дикорастущих растений и диких животных)

4. Членистоногие на поверхности моря, особенно в полосе прибоя, встречаются очень редко, но зато они обильно представлены в пресных водах. Назовите возможные причины, мешающие насекомым жить на поверхности моря. (Морская вода в полосе прибоя богата поверхностно-активными веществами, вырабатываемыми водорослями, которые создают пену, служащую настоящей ловушкой для насекомых. Появляющаяся при волнении моря пена снижает поверхностное натяжение, и насекомые не могут удержаться на поверхности воды)

5. На некоторых участках степных заповедников выкашивают траву или ограниченно выпасают домашних животных. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы в заповедниках? Ответ аргументируйте. (Сообщества степей формировались под постоянным воздействием стравливания дикими копытными животными (прежде всего турами). Степь, огражденная от выпаса (такие опыты неоднократно проводились), резко меняет свой облик. Исчезают многие разнотравья, появляются новые, накапливается толстый слой остатков растений.

Поэтому сенокошение, являясь имитацией стравливания, крайне необходимо для сохранения растительных сообществ степи при отсутствии диких копытных животных. Однако сенокошение, в отличие от стравливания, происходит не избирательно и одномоментно.

Ограниченный выпас сельскохозяйственных животных также может заменять положительное влияние диких копытных на степное сообщество)

6. Семья шмелей состоит в среднем из 100 рабочих особей, совершающих в погожий день не менее 20 вылетов. За каждый вылет шмель посещает приблизительно 240 цветков. Сколько цветков может опылить семья шмелей за один месяц? На основании подсчитанного сделайте вывод о значении шмелей для насекомо- опыляемых цветковых растений. (Семья шмелей опыляет в день 10-12 млн цветков. Пчелы одной семьи в день опыляют не менее 360 млн цветков. Поэтому общественные пчелы как опылители имеют исключительное значение. Связи насекомых-опылителей с цветковыми растениями, развивавшиеся в течение длительной эволюции, постепенно выразились в такой зависимости, что их раздельное существование невозможно)

7. Человеку очень трудно собирать кокосовые орехи с высоких пальм. Применение техники не всегда возможно, да и дорого, как быть? (В Таиланде существуют специальные школы для обезьян, где четвероруких обучают собирать кокосовые орехи с пальм. Хорошо обученный длиннохвостый макак за день собирает до 1400 орехов)

Ботаника

1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает? Что вы о нем знаете? (Крапива)

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. В какие цветы Зевс превратил любопытных людей, которые подглядывали из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась? (В анютины глазки)

4. Какое растение Карл Линней назвал пищей богов? (Какао)

5. Согласно легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геракла. Именно с этих пор растение имеет название «центаура», то есть цветок Кентавра. Кентавр впоследствии пожертвовал собой, отказался от бессмертия и ушел вместо Прометея в царство мертвых. И лишь небесно-синие цветки каждое лето напоминают о нем. (Василек)

6. В Красную книгу заносят исчезающие виды растений. А куда переводят спасенное растение? (В Зеленую книгу спасенных)

7. Какое растение утверждает, что является моющим, чистящим средством? (Ягель-ягель)

Зоология

1. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира)

2. Плавают ли муравьи? Если да, то как далеко? (Да, могут реку переплыть)

3. Какой паук является страшным врагом верблюда? Почему? (Ядовитый паук - каракурт. После его укуса верблюд погибает или становится неработоспособным)

4. Широко распространенное на Земле животное? (Крыса)

5. Какой породы была собака:

В рассказе А. Чехова «Дама с собачкой»? (Шпиц)

В рассказе А. Чехова «Каштанка»? (Помесь таксы с дворняжкой)

В повести Д. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»? (Фокстерьер)

В повести Джека Лондона «Белый клык»? (Смесь волка с собакой)

6. Какие насекомые сами умеют делать бумагу, а потом из нее строят себе жилища? Как они это делают? (Шершни, осы. Они вырабатывают бумагу из древесной массы, соскабливая дерево челюстями и смачивая его клейкой слюной, из полученной бумаги и мастерят себе гнездо)

7. Какой представитель кошачьих умеет ловко подражать голосу оленя, заманивая его? Он же может переплывать реки. (Тигр)

Анатомия

1. Когда Петр I приказал по утрам чистить зубы, боярыни возмущались: «Белые зубы у арапов и у обезьян, а у боярынь всегда черные!» Почему? (Заморский в то время сахар стоил дорого и лакомиться им было очень престижно. Вот и чернили зубы: дескать, сахара много едят)

2. Европейская медицина лечит болезни. А что в отличие от нее лечит китайская медицина? (Человека. «Лечи не болезнь, а человека - девиз китайских медиков уже 30 веков»)

3. В борьбе за здоровое питание дошли до того, что пишут о его отсутствии даже на бутылках с растительным маслом, где его не может бьггь по определению. О каком веществе идет речь? (О холестерине, который содержится только в животных жирах)

4. Для дачи наркоза человеку на лицо накладывают маску. Можно ли усыпить таким способом насекомое? Почему? (Нет, у них дыхальца - на брюшке)

5. Где в теле каждого человека расположен осветительный прибор, что это за прибор? (В позвоночнике - ночник)

6. На древних олимпиадах запрещалось использование этого природного допинга. Оказывается, что его регулярное применение вдвое снижает риск заболеть раком желудка и кишечника. Что это за растение? (Чеснок)

7. В Древнем Риме считалось, что употребление в пищу этого злака способствует развитию мускулатуры, поэтому он занимал особое место в питании гладиаторов. Что это за злак? (Ячмень)

История

1. Какой сорт сливы назван по имени французской королевы? (Ренклод)

2. Придворный этикет феодального Китая требовал от того, кто разговаривает с императором, держать во рту этот цветок. Какой? Почему? (Гвоздику. Она использовалась как дезодорант еще с III века до н. э)

3. С 1 января 1991 г. страны-члены ЮС признали ее фруктом, чтобы Португалия могла производить и продавать конфитюр из нее. Что это за плод? (Морковь)

4. Каждую осень в американском штате Нью-Хемпшир проходит регата на этих гигантских выдолбленных плодах с мотором и парусом. Что это за плоды? (Тыквы)

5. Какие бобы у ацтеков во времена Монтесумы служили деньгами? (Какао-бобы)

6. Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежденными ночью о приближении чужака? Почему? (Сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали, от этого хозяева и просыпались)

7. Какой современный стиль плавания носит имя насекомого? (Баттерфляй - бабочка)

Биоразнообразие

1. Из какого дерева были изготовлены:

Скипетр Юпитера? (Из дуба)

Троянский конь? (Из ели)

Стрелы Амура? (Из кедра)

2. Назовите минералы, которые связаны с растениями. (Гранат, цитрин, березит, моховик, горный лен)

3. Название какой страны переводится на русский язык как «птичий хвост»? (Уругвай, в Южной Америке)

4. Эндемиками какой страны являются попугаи розеллы? (Австралии)

5. На каком континенте нашли волосатую лягушку? (В Африке, но это не шерсть, а выросты кожи, они помогают лягушке дышать под водой)

6. Назовите грушу с высоким европейским дворянским титулом? (Дюшес - сорт крупных сочных южных груш. Дюшес - по-французски «герцогиня»)

7. Вика и Виктория - так могут называть одну и ту же девочку. В растительном мире тоже есть вика и виктория. Одно ли это растение или разные? Если да, назовите семейства. Что вы о них знаете? (Вика - травянистое растение семейства бобовых; Виктория - водное растение семейства кувшинковых с цветками диаметром 25-35 см, распускается перед закатом белой, как снег, на второй день - розовеет, на третий - становится алой)

Краеведение

1. Какое дерево наших лесов цветет первым, а какое последним? (Ольха, липа)

2. Древние славяне считали, что на этом дереве растут молодильные яблочки. Что это за дерево? (Дуб)

3. Издревле на Руси под Рождество ходили ряженые в масках сказочных героев. Маска медведя символизировала богатство, коровы - долгую жизнь, лисы - хитрость. А что символизировала маска козы? (Плодородие)

4. Как называется город, который стоит в устье небольшой речки, густо поросшей травой семейства осоковых? (Камышин)

5. Раньше казаки вместе с лошадью в стойле держали козла, запах которого отпугивал небольшого зверька. Какого? Чем он мог навредить лошади? (Ласка, бегая по спине лошади, пугала ее. Лошадь металась, покрывалась потом, который слизывал зверек, так как ему не хватало ряда солей)

6. В голодные годы в муку добавляли размолотую траву. Какую? (Лебеду)

7. Чтобы выполнить указ Екатерины II о развитии этого производства в нашем крае, государство поощряло крестьян: платило немалые деньги, навсегда освобождало крестьян от рекрутства, даром землю давало, снабжало машинами. Но все без успеха. Какого производства лишился наш край? (Шелководства)

Эрудит

1. Какой плод таможенники предлагают съесть подозреваемым в перевозке наркотиков людям, направляя на рентген желудка в случае отказа? Почему? (Ломтик лимона, употребление лимона провоцирует выделение желудочного сока, который может растворить упаковку и вызвать смерть «глотателя»)

2. Эфирное масло какого цветкового растения идет на производство знаменитых французских духов «Шанель № 5»? (Жасмина, но только из французского города Грас - столицы парфюмерии)

3. Как отличить ветку кедровой сосны от ветки сосны обыкновенной? (У обыкновенной сосны хвоинки расположены по 2 в пучке, а у кедровой - по 5)

4. В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так называют? (У зайца глаза выпуклые и находятся по бокам головы. Это дает ему обозрение на 360°. Благодаря этому зайцы спасаются от погони)

5. Из какого материала, ежегодно собираемого на морских пляжах, бережливые немцы начали прессовать теплоизоляционные плиты? (Из водорослей)

Место проживания : г. Темрюк, Краснодарский край

Образовательное учреждение : государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Темрюка Краснодарского края

Дисциплина: воспитатель

Тема: Экологическая викторина «Звездный час» для старших классов.

Класс : 8-9 классы.

Продолжительность урока: 40 мин.

План проведения:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово ведущего.

        Представление команд и жюри.

        Первый тур «Секрет русских лесов».

        Вопросы для болельщиков.

        Второй тур «Растения».

        Игра «Золушка» для болельщиков.

        Третий тур « Овощи».

        Вопросы для обсуждения.

3.Подведения итогов игры. Награждение победителей.

Использованные информационные технологии : игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, цифровые.

«Звёздный час»

Экологическая игра - викторина для старших классов.

Цель: повышать экологическую грамотность учащихся.

Задачи:

образовательная : расширять знания учащихся об экологии, продолжать формировать личностное отношение к экологическим проблемам;

коррекционная : развивать логического мышления, познавательную активность, творческие коммуникативные способности учащихся;

воспитательная : воспитывать любовь и уважения к окружающей среде, понимание единства человека и природы, их взаимосвязь.

Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Слайд 1- на экран проецируется картинка природы.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Ведущий.

Первый тур «Секрет русских лесов».

Слайд 2 – на экран проецируется картинки деревьев:1 - сосна,2 - вишня, 3 - рябина, 4 - клён,5 - осина,6 - берёза,7 - дуб,8 - ель.

Вопросы:

1. Какое дерево лишнее? (вишня плодоносящее)

2. Какие деревья самые жаркие? (берёза, дуб)

3. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябина, клён, осина)

4. Определите по описанию названия деревьев.

Это дерево символ России, ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.

(берёза)

5. Это мощное лесное дерево, живёт 300-400 лет, высотой до 40 метров, при обхвате 6-7 метров. Листья легко узнать. Листовая пластинка крупная, продолговатая, с глубокими выемками. Древесина твёрдая, прочная, ценная. Из неё делают мебель, паркет и многое другое.

(дуб)

6. Это дерево символ счастья и мира семье, потому его всегда старались посадить возле дома. О нём слагались песни, стихи, загадки. Чаще всего в народном представлении – это тонкая и нежная девушка. Плоды употребляют для укрепления желудка, благодаря высокому содержанию витаминов, из плодов варят варенье, корой лечат заболевание печени.

(рябина)

7. Интересны биологические особенности этого дерева. Оно имеет белый млечный сок, в котором содержится каучук. Если весной стоят тёплые, солнечные дни, семена его начинают прорастать уже на поверхности тающего снега, при температуре около 0 градусов. Прямо на снегу у них появляются и затем начинают расти корешки. Как называется это дерево?

(клён)

8. Ствол этого дерева верхней части имеет красивую серовато – зелённую окраску. Летом хорошо заметна характерная особенность – чрезвычайная подвижность листьев. Небольшое дуновение ветра – и вся листва на дереве приходит в движение, начинает дрожать. У дерева есть ещё одна изюминка – осенний «ветвепад». Из древесины производят спички.

(осина)

А теперь, пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы поиграем с болельщиками.

Вопросы для болельщиков:

Вам необходимо как можно быстрее собрать пословицы и поговорки.

Слайды 2 –14 на экран проецируются пословицы экологического содержания, которые разделены на две части и перемешаны.

    Враг природы тот …(кто лес не бережёт).

    Лес и вода …(родные брат и сестра).

    Много леса – не губи, мало леса …(береги, нет леса – посади).

    Без корня и … (трава не растёт).

    Без хозяина земля … (круглая сирота).

    Одно дерево погубил …(посади сорок).

    Подкорми птиц зимой … (они отплатят тебе зимой).

    Роща да леса … (родного края краса).

    Где один грибок … (там целый венок).

    Посадившего дерево поблагодарят и внуки, … (погубившего – проклянут и дети).

    Увидел скворца - …(весна у крыльца).

    Зимний денёк - … (с комариный носок).

    Мороз не велик, - …(да стоять не велит).

    Весна красна цветами, а - … (осень плодами).

Жюри объявляет итоги первого тура «Секрет русских лесов».

Второй тур «Растения».

Слайд 15 – на экран проецируется картинки растений: 1- мать и мачеха, 2- цикорий, 3- василёк полевой, 4- зверобой, 5- льнянка, 6- тысячелистник, 7- пижма, 8- кипрей.

Ведущий.

Перед вами растения: 1- мать и мачеха, 2- цикорий, 3- василёк полевой, 4- зверобой, 5- льнянка, 6- тысячелистник, 7- пижма, 8- кипрей. Вам необходимо по описанию отгадать растение.

Вопросы:

1. У этого растения каждый лист как пёрышко птицы, собран из множества небольших листиков – пушинок. Чай из листьев повышает аппетит, листья прикладывают к ранкам, чтобы остановить кровь. Кроме этого это любимая еда кроликов, они ими лечатся. Люди долго относились к нему как сорняку, но как- то заметили, что он отпугивает насекомых от овощей. Поэтому листья заваривают и опрыскивают овощи.

(тысячелистник)

2. Это растение цветёт всё лето до самой осени. Сладкого сока – нектара у него нет, но зато он щедро делится своей пыльцой с насекомыми. Отцветут цветы и на их месте появляются коробочки с семенами. Когда-то считали, что он опасен для домашних животных, но оказалось, что наоборот, он помогает от многих недугов. Целебные свойства знали давным - давно жители степей казахи и называли его «джирабай» - целитель ран, лечит ожоги, снимает боль.

(зверобой)

3. Как только сойдёт снег в лесу, появляются первые цветы – подснежники. Но есть свои подснежники и у поля. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрытая белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Цветы собраны в круглое соцветие потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, после цветения превращаются в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой – парашютом, который помогает ему улететь.

(мать и мачеха)

4. Очень неприхотливый и упорный цветок, может жить, где редко выживают другие растения. Имеет целебные силы, им лечат разные болезни, из корней делают напиток, по вкусу похожий на кофе. Растение многолетнее, его цветы напоминает звёздочки.

(цикорий)

5. Это растение возвращает жизнь лесу после пожара. Он первым заселяет пепелище лилово - розовым цветом, а за ним постепенно возвращаются другие растения. Иногда его называют Иван – чаем за то, что листья и цветы можно заваривать и пить чай. После цветения появляются пушистые султанчики – семена с парашютиками.

(кипрей)

6. Семена этого растения прячутся среди семян хлебных зёрен и если не очистить рожь, то на следующий год поле закроется голубым цветом. В Европе издавна цветок считали одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из голубых цветов входит в изображение государственного герба. После цветения появляются семена, по форме они напоминают зёрна ржи, но есть одно отличие: семена украшены маленьким хохолком из тонких белых волосков.

(василёк полевой)

7. Это растение растёт у края дороги, имеет жёлтые кисти цветов. Возле них всегда вьются насекомые в поисках нектара, но добраться могут только шмели. Сильные шмели раздвигают створки цветка, напоминающие пасть собачек и пьют нектар. Но есть среди насекомых хитрецы – когда им не удаётся добраться обычным путём, они прогрызают сбоку дырочку. Пока растение не цветёт, оно похоже на лён.

(льнянка)

8. Это растение красуется на краю поля, возле дороги. Высоко поднятые жёлтые головки этого растения видны издалека. Зацветёт, загорится огнём, знайте – лето в разгаре. Приносят её домой, повесят на стене, чтобы не водились мухи, паучки и разные жучки, которые не любят её запаха. Посмотришь, на стене висят желтые головки и покажется тебе, что это ягоды рябины, только ещё не зрелые. Вот за это сходство с рябиной и дали люди ещё одно название – дикая рябина.

(пижма)

Пока подводятся итоги второго тура, болельщики могут принять участие в игре «Золушка» - с завязанными глазами нужно разобрать овощи (яблоки, помидоры, картофель) и разложить их на кучки.

Третий тур « Овощи».

Слайд 16. На экран проецируются картинки овощей: 1 – яблоко, 2 – капуста, 3 – тыква. 4 – огурец, 5 – перец, 6 – баклажан,7 - картофель.

Ведущий.

Овощные растения выращивают в огороде, в поле. Многие растения требуют не только полива, но и особого внимание к ним. Овощи незаменимый продукт питания, в них содержится много витаминов.

Внимание! Вопрос:

    Посмотрите внимательно и скажите, все ли картинки относятся к овощам?

(Нет. Яблоки – фрукты)

    Все овощи к осени засыхают и поэтому относятся к однолетним овощным растениям?

(Капуста – двухлетняя)

    Узнай овощ по описанию. Это одно из древнейших культур. Семена – настоящее лакомство для людей. Плоды могут храниться до самой весны. Это однолетнее травянистое растение, цветки жёлтые, крупные, стебель стелющийся. Засухоустойчивое растение, менее требовательное к теплу и свету.

(тыква)

    Это растение – витаминный чемпион. Когда - то это растение выращивалось как лекарственное растение и только в южных районах. Кроме сладких плодов есть и горькие. Цветёт белыми, жёлтыми или фиолетовыми цветками до глубокой осени. Плод кожистый, малосочный, внутри полый. Плоды разнообразные по форме и окраске.

(перец)

    Это обычное растение наших огородов, принадлежит к семейству тыквенных. Родина его – Индия. Но в Европу завезли давно. Цветки жёлтые, крупные. Стебель стелется по земле, шершевато – волосистый, с усиками.

(огурец)

    Это травянистое овощное, однолетнее растение. Цветки крупные, разнообразные по форме. Перезревшие плоды горькие, мякоть грубая, кожица серовато – зелёная. В тропиках, например, на острове Тайвань, это растение многолетнее дерево выше человеческого роста.

(баклажан)

    Родина его – Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чёртово яблоко». Подсказка: В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идёт речь.

(картофель)

Жюри подводит итоги третьего тура.

Ведущий.

А сейчас мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны наши участники с точки зрения экологии. Экология – это наука о доме, жилище. Под жилищем понимается окружающая человека среда. Поэтому давайте рассмотрим с вами знаки и составим правила поведения человека в природе.

Слайд 17. На экран проецируются знаки « Правила поведения в природе».

Вопросы:

    О чём говорят знаки слева?

    Что мы видим справа?

    Что нужно делать с мусором?

    Почему не нужно срезать и ломать ветки?

    Как помочь раненому деревцу?

    Можно ли срывать цветы?

    Что чувствуют муравьи, когда человек нарушает их жилище?

    А что можно сделать полезного для охраны природы?

Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение победителей.

Ведущий.

Спасибо всем за участие! Ещё раз напоминаю, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.

Использованная литература.

Алоева М. А. Классные часы в 5-7-х класса. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Последний звонок: Газета. 2002 №12, 2006 №12,2008 №4, 2008 №7.

Педсовет: Газета. 2002 №5, 2003 №7, 2006 №5.

Шин С. А. Оригинальные праздники, игры, конкурсы для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Похожие статьи