Что такое телесно-ориентированный подход в психологии. Телесно-ориентированный подход в психологии Телесно ориентированный подход

11.09.2020

Самое "дорогое" что есть у себя самого - это своё собственное тело.

Телесно-ориентированная психотерапия

Телесно-ориентированный подход - это работа с подсознанием человека через контакт с Телом, который организует психолог/терапевт с клиентом.

Телесно-ориентированный подход основан на представлении о существовании связи между телом и сознанием человека.
В телесно-ориентированном подходе используются техники и упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов в теле, что приводит к разрешению многих психологических проблем, "закодированных" в теле.
Когда человек испытывает травматические переживания, подавление эмоций, внутренние конфликты, получает психологическую травму, неотреагированная проблема остается в теле, в виде блоков и зажимов, заковывающих человека в панцирь. Человек начинает по-новому двигаться, реагировать, жить. С этого-то этапа не человек управляет своим телом и сбрасывает в него свои не решенные проблемы, а тело вынуждает человека жить, исходя из своих возможностей. Память о травматическом опыте вытесняется в бессознательное и дает о себе знать в виде физической боли, негативных эмоций. Для удаления из карты тела негативного опыта прошлого и высвобождения заблокированной энергии, существуют приемы и упражнения, направленные на исследование и изменение в привычках, укорененных в телесном самовыражении клиента.

Чем этот метод отличается от других?

Преимущество телесно-ориентированный подхода в том, что он не подвергается цензуре сознания клиента, а значит, действует быстрее и эффективнее "вербальных" техник. Этот метод позволяет очень бережно подойти к истокам проблем, о которых иногда не хочется рассказывать, найти источник проблем и переработать его.

Как специалист работает в телесно-ориентированном подходе?

В телесно-ориентированный подходе используется групповая и/или индивидуальная работа.
Во время работы в телесно-ориентированный подходе специалист, с помощью различных техник воздействует на мышечные зажимы, помогает освободить сдерживаемые неотреагированные проблемы, чувства, которые "живут" в теле, помогает изменить неконструктивные телесные, а вместе с ними и психологические привычки, мешающие человеку в разных сферах жизни. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем, но и на общее оздоровление организма.

В каких случаях нужна и особенно эффективна телесно-ориентированная психотерапия?

1. Потеря контакта с собственным телом («оно есть, но я его не чувствую»).

2. Потеря чувствительности отдельных частей тела.

3. Постоянное ощущение болей и напряженности в теле.

4. Наличие травм, повлекших за собой нарушение двигательной активности, особенно в реабилитационный период.

5. Проблемы с координацией движений, ощущением границ. («Я часто не вписываюсь в повороты, цепляюсь за углы, редко попадаю в цель, если что-то кидаю, неуверенно стою на ногах, не могу ходить по бордюрам и т.д.»).

6. Плохая осанка.

7. Навязчивые состояния.

8. Задержка телесно-психического развития (тело словно застряло в определенном возрасте и не хочет расти).

9. Эмоциональный дисбаланс (трудности в сдерживании или проявлении эмоций).

10. Видимое отсутствие стабильности в жизни.

11. Пережитое насилие, в том числе сексуальное.

12. Острое горе, недопережитое горе, страх потери близких.

13. Страх смерти.

14. Психологическая травма, осознаваемая или неосознаваемая.

15. Отвержение себя, своего внешнего образа.

16. Проблемы с весом.

17. Неспособность получать удовлетворение в сексе.

18. Страхи и психологические трудности, связанные с зачатием, беременностью, родами, рождением и воспитанием детей.

19. Нарушение сна.

20. Новообразования.

21. Стресс, состояние хронического стресса.

22. Тревожность, страхи, фобии, особенно связанные с пространством.

23. Потеря вкуса и радости жизни.

24. Синдром хронической усталости.

25. Профессиональное «выгорание».

26. Желание разобраться в себе, причинах своих травм и установок.

27. Вредные привычки.

28. Невозможность отдыхать, страх перед остановкой, неумение жить «здесь и сейчас».

Что дает телесно-ориентированная психотерапия и каких результатов позволяет достичь при работе с телом?

1. Снизить уровень тревожности, повысить устойчивость к стрессу, развить навыки противостояния в конфликтных ситуациях.

2. Справиться с различными заболеваниями, нормализовать обменные процессы, улучшить сон.

3. Восстановить энергетический баланс, развить энергетические способности, чувствительность, внимание.

4. Повысить гибкость, пластичность, улучшить осанку, свободу движений и походки.

5. Научиться лучше понимать и ощущать собственные границы, как в телесном, так и в социальном плане.

6. Научиться слышать и понимать свое тело, ориентируясь на его знаки и выбор.

7. Расширить границы восприятия.

8. Обрести умение справляться с болью.

9. Избавиться от негативных привычек, отказаться от устаревших стратегий и поведенческих паттернов.

10. Обрести целостность, устойчивость, чувство реальности, уверенности в себе.

11. Излечить психологические травмы, принять прошлое, осознать новые внутренние ориентиры и ценности.

12. Принять себя, свою уникальность, красоту, чистоту и мудрость, понять безграничность собственных возможностей.

В телесно-ориентированный психотерапии можно работать с разными темами:

С депрессией и подавленным настроением
- С переполненность негативными эмоциями
- С тревогой, страхами, фобиями, ОКР
- С давищими ощущениями в теле и болью
- Со стыдом, скованностью, непринятием себя
- С невротическими состояниями и психосоматикой
- С последствиями стресса и постоянными
напряжениями
- С хронической усталостью, нечувствительностью и многими другими.

В последние годы психотерапия, ориентированная на тело, завоевывает в нашей стране самое широкое признание со стороны практических психологов и психотерапевтов. При этом заслуженным вниманием пользуются не только телœесные и дыхательные техники восточных учений (к примеру, йога Патанджали), но и терапевтические концепции единства психики и тела европейских исследователœей, среди которых крайне важно прежде всœего назвать имя Вильгельма Райха. По мнению Райха, невротические и психосоматические проблемы являются следствием застоя биологической, сексуальной по своей природе энергии, которую он назвал оргонной . Застой приводит к фиксации энергетических блоков на какой-либо группе мышц, создавая в них напряжение, становящееся со временем хроническим. Так появляется "мышечный панцирь" , который можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. "Мышечный панцирь" становится основой формирования "брони характера" , что создает благоприятную почву для развития невротического характера. По Райху, в "мышечном панцире" можно выделить семь базовых защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, которые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Οʜᴎ располагаются в области глаз, рта͵ шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги).

Райхианская телœесная терапия направлена прежде всœего на восстановление свободного протекания оргонной энергии через тело путем "распускания панциря" в каждом сегменте. Для достижения этой цели используются три основные техники:

1. глубокое дыхание , через ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ скапливается энергия;

2. мануальное воздействие на хронические мышечные зажимы (массаж, давление, касания, поглаживание, разминание мышц);

3. вербальный анализ и откровенная проработка совместно с пациентом причин возникновения мышечных зажимов.

К числу телœесно-ориентированных психотерапевтов следует отнести М. Фельденкрайза, считавшего, что любое эмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы и порождает в них хронические блоки, которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на психику. По его мнению, в результате возникновения этого порочного круга усиливается деформация образа Я, он становится аморфным и неструктурированным. Метод Фельденкрайза как раз и "является одним из подходов телœесной терапии, который направлен на утверждение и структурирование образа Я, расширение самосознания, восприятия и развития собственных возможностей" (Э. А. Цветков, 1995, с. 171).

В тренинге развития самосознания приемы телœесной терапии используются достаточно активно ввиду их эффективности при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы, что, в свою очередь, позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания.

Вместе с тем, исследования С. Джурарда, Л. Джонсона и др.
Размещено на реф.рф
обнаружили высокую положительную корреляцию между удовлетворенностью телом и удовлетворенностью собой, а удовлетворенность собой является, по нашему мнению, психологическим механизмом поведенческой подструктуры самосознания.

Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП)

Групповая работа в нейролингвистическом программировании (НЛП) чаще всœего используется для обучения эффективной коммуникации. Диапазон применения НЛП на Западе достаточно широк: психотерапия, образование, деятельность организаций и т. д. Нас интересует прежде всœего возможность использования групповых методов НЛП в целях развития самосознания. Поскольку положения нейролингвистического программирования недостаточно, на наш взгляд, освещены в отечественной литературе, остановимся на этом подходе подробнее.

Под нейролингвистическим программированием его авторы – Р. Бэндлер и Д. Гриндер – понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделœения структуры процесса . НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, применяемые лучшими психотерапевтами всœех направлений. На это указывают сами Бэндлер и Гриндер, обсуждая свой метод структурированной регрессии (изменения личностной истории): "Действительно, нет различия между тем, что делаем мы и что делают гештальттерапевты, заставляя людей путешествовать в прошлое. Процесс разрешения в трансакционном анализе тоже напоминает это" (1993, с. 128).

Одним из главных отличий НЛП от других психологических направлений является отсутствие всякого интереса к содержанию процессов коммуникации, а вместо этого – изучение структуры процесса: всœех последовательных шагов программы взаимодействия или внутреннего действия у наиболее эффективно коммуницирующих людей. Описание этой структуры крайне важно делать, опираясь только на категории сенсорного опыта͵ в котором нейролингвистические программисты выделяют три основные модальности – визуальную, аудиальную и кинœестетическую. "Очистка" и обострение собственных сенсорных каналов специалистом-психотерапевтом, работающим в области НЛП, является важнейшим условием адекватного понимания невербальных ответов на его вопросы со стороны клиентов. На том же условии основывается возможность эффективного использования методов НЛП во всœех других сферах человеческой жизнедеятельности.

Наиболее содержательными показателями невербальных ответов в процессе коммуникации в НЛП считаются стереотипы глазодвигательных реакций, которые связаны с преобладанием определœенной модальности в структуре внутреннего опыта человека. Так, к примеру, движение глаз собеседника вверх направо говорит, по мнению Бэндлера и Гриндера, о визуальных воспоминаниях. Эти невербальные сигналы раскрывают для нас репрезентативную, ведущую и референтную системы собеседника. Под "ведущей системой" авторы НЛП имеют в виду систему, используемую для поиска определœенной информации. "Репрезентативная система"- это то, что уже введено в сознание и обозначено определœенными словами. "Референтная система" - ϶ᴛᴏ то, с помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация истинной или ложной" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 28).

Определить эти системы позволяют также специфические предикаты, используемые в речи человека (к примеру: "я вижу эту проблему так... ", "перспективы для меня ясны ", "вопрос освещен со всœех сторон" и т. д.).

Изучение структуры субъективного опыта крайне важно нейролингвистическим программистам для того, чтобы помочь человеку изменить свое поведение. Как считают Бэндлер и Гриндер, практически всœе психологические проблемы возникают у людей из-за субъективной невозможности вырваться из цепей привычных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации должно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы. "В случае если вы поняли порядок, из каких шагов состоит процесс, то вы можете поменять порядок шагов, изменить их содержание, ввести новый шаг или изъять один из существующих" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 68).

Одним из самых мощных средств, используемых для этой цели в НЛП, является установка "якоря" . Под этим термином Бэндлер и Гриндер имеют в виду введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некоторым определœенным состоянием сознания человека и каким-либо действием психолога. Чаще всœего для этого используется кинœестетическая система. Психофизиологическим механизмом "якорения" служат павловские условные рефлексы. К примеру, в момент сильного радостного возбуждения клиента психолог дотрагивается до его левого плеча. Когда это прикосновение будет повторяться с тем же давлением в той же самой точке и у клиента не будет в данный момент более сильных конкурирующих состояний сознания, снова возникнет переживание радости. Введение в действие нужного "якоря" во время работы стереотипной (и вредной) программы человека "сбивает" эту программу и перестраивает ее.

Благодаря подобному перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, in которых он делает наилучший выбор.
Размещено на реф.рф
Здесь крайне важно отметить еще одну специфическую особенность НЛП: в данном направлении практическом психологии безусловное предпочтение отдается подсознательному выбору вариантов поведения. В случае если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознательном поиске путей их решения, то нейролингвистические программисты считают главным присоединиться к подсознанию клиента͵ минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, причем, как уже было сказано выше, попытаться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержание проблем данного конкретного человека. Οʜᴎ основываются на убеждении, что "люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, в случае если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 143).

Нейролингвистические программисты с пренебрежением относятся ко всœем рефлексивным действиям, к осознанию себя и своих возможностей, но фактически, обучая психотерапевтов, клиентов, руководителœей методам эффективной коммуникации, они строят путь к выбору подсознательных реакций и гибкости поведения через самоосознание внутренних состояний и стереотипов, через сознательную отработку определœенных стратегий. Лишь впоследствии эти навыки становятся автоматическими и подсознательными, поднимаясь до уровня "неосознанной компетентности".

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, данный подход можно рассматривать также как некий новый, необычный способ развития самосознания.

Нейролингвистическое программирование является действенным инструментом, который можно эффективно использовать в образовании. Как отмечают Бэндлер и Гриндер, множество школьников не успевают именно потому, что имеет место несовпадение первичных репрезентативных систем у ученика и учителя. В случае если ни ученик, ни учитель не являются достаточно гибкими, чтобы приспособиться, обучения не происходит. Учитель, владеющий методами НЛП, оказывается обладателœем широкого диапазона стратегий поведения, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в процессах коммуникации с учениками. По нашему мнению, это указывает на высокий уровень развития профессионального самосознания, и прежде всœего, в его поведенческом аспекте. Чтобы добиться успехов в педагогическом взаимодействии учителя с учениками, следует прислушаться к советам Бэндлера и Гриндера: "В случае если вы хотите принœести им пользу, то, присоединившись к их модели, нужно наложить на нее другую модель, чтобы расширить их возможность к обучению" (1993, с. 40).

Вследствие четкости предлагаемых рекомендаций, их поразительной эффективности, сочетающейся с минимальными временными затратами, методы нейролингвистического программирования бывают использованы практически в любой психотехнологии (на что, кстати, указывают сами Бэндлер и Гриндер). Особенно действенными, как показывает опыт, эти приемы и техники оказываются в групповой работе но развитию самосознания.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на реально существующую опасность некорректного и неэтичного использования методов НЛП в манипулятивных целях, поскольку очень распространенным приемом в данном направлении является введение участников группы в трансовое состояние сознания, в котором путем "якорения" возможно введение почти любых поведенческих программ. По этой причине работа в техниках НЛП оставляет на совести психотерапевта или психолога этичное применение этих техник. Впрочем, это замечание можно отнести ко многим наиболее эффективным техникам из других психологических направлений.

Телесно-ориентированный подход - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Телесно-ориентированный подход" 2017, 2018.

Время на чтение: 2 мин

Телесно-ориентированная психотерапия – это способ терапии души, который существует столько, сколько живет человечество. Её техники развивались параллельно в восточном и западном направлениях, поскольку веками в восточных течениях имела место другая культура тела и телесности вообще. Теперь же разные подходы встречаются в современной психологической телесно-ориентированной практике. Методы этого направления легко накладываются на другие способы психологической работы. Более того, очень часто, используя именно телесно-ориентированный подход, мы можем поднять из бессознательного те глубинные содержания, которые блокируются при работе другими методами.

Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет. К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания. Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.

В европейской традиции историю телесного подхода тяжело отследить, в психологии ее принято начинать с Вильгельма Райха. Несмотря на частую его критику, он ввел все те понятия, которыми пользуются телесно-ориентированные терапевты и по сей день. Выросла современная европейская телесная психотерапия под сильным влиянием , потому ее можно рассматривать как метод работы с той же проблемой, но через иной вход.

Телесное направление позволяет психологу работать с клиентом, которую тяжело осознать и вербализовать свою проблему. Он бы и готов объяснить, отчего ему плохо, но ему буквально не хватает слов. Другая крайность – когда клиент чрезмерно говорлив и даже использует речь для ухода от проблемы. Телесно-ориентированная психотерапия позволит лишить его привычного защиты, прикрывания психологической проблемы.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Тело не лжет, раскрывая саму суть душевных переживаний. Сложно и скрывать свое сопротивление в теле – его можно даже зафиксировать. Можно отрицать свою тревогу, но нельзя скрыть дрожь в руках или скованность всего тела. А поскольку работа с сопротивлением при решении психологической проблемы зачастую занимает большую часть времени, то объективный, материалистичный телесный подход оказывается очень эффективным.

Абсолютно все переживания человека кодируются в теле. И те, которые мы не можем раскодировать через речь, возможно, раскрыть через тело. Объем невербальной информации, сигнализирующей о состоянии человека, просто огромен, и нужно лишь научиться работать с ним. В голове проявляются проблемы сверхконтроля, в руках, плечах – сложности контактов с людьми, в тазу находят отражение интимные проблемы, ноги же несут нам информацию о сложностях опоры человека, его уверенности и движения по жизни.

Телесно-ориентированная терапия построена на попытке обращения к животному телу человека, к тому, что в нас природосообразно, естественно и содержит уйму полезной информации. Однако наше социальное тело часто вступает конфликт с инстинктивными стремлениями, табуирует их и порождает множество психологических проблем. Мы часто плохо слышим свое тело и не умеем налаживать взаимодействие с ним.

Телесно ориентированная психотерапия Райха основана на изученных психологических защитах и их проявлении в теле – так называемом мышечном панцире. Это понятие было введено Райхом для обозначения зажатых мышц и стесненного дыхания, которые образовывают будто броню, физическое проявление различных способов психологических защит, рассматриваемых психоанализом. Метод Райха заключался в модификации состояния тела, а также воздействии на зажатую область. Для каждой отдельной группы мышц он разрабатывал техники, позволяющие снизить напряжение и высвободить зажатые эмоции. Техники были направлены на то, чтобы сломать мышечный панцирь, для этого к клиенту прикасались сдавливая или щипая. Удовольствие Райх видел как естественное течение энергии из центра тела вовне, а тревожность – смещение этого движения на самого человека внутрь.

Александр Лоуэн модифицировал терапию Райха и создал собственной направление – , широко известную под этим названием и сегодня. Телесно ориентированная психотерапия Лоуэна рассматривает тело как биоэлектрический океан с непрекращающимся химико-энергетическим обменом. Целью терапии также является эмоциональное высвобождение, раскрепощение человека. Лоуэн применял райхианскую дыхательную технику, а также ввел в работу различные напряженные положения тела для наполнения энергией заблокированных участков. В разработанных им позах давление на мышцы постоянно и настолько увеличивается, что человек вынужден в итоге расслабить их, не в силах справляться более с непомерной нагрузкой. С целью принятия собственного тела в методике использовалось наблюдение его обнаженным перед зеркалом или же перед другими участниками тренинга, которые давали после свои комментарии. Описание тела позволяло составить образ мышечного панциря, характерного конкретному человеку, и идущих из него проблем.

Метод следующего известного психотерапевта, Моше Фельденкрайза, рассматривает конфликт между социальной маской и природным чувством удовлетворения, побуждениями. Если человек сливается со своей социальной маской – он словно теряет себя, метод же Фельденкрайза позволяет сформировать новые, более гармоничные привычки, которые сгладят это конфликтное напряжение и дадут возможность проявиться внутренним содержаниям. Фельденкрайз рассматривал деформированные шаблоны мышечных актов, которые с их укреплением приобретают все большую застойность и действуют вне . Он уделял большое внимание свободе движений в простых действиях, клиенту было рекомендовано самостоятельно искать лучшее положение для своего тела, соответствующее его индивидуальной анатомии.

Матиас Александер также исследовал телесные привычки, позы, осанку с целью поиска более гармоничных и естественных положений. Он считал наиболее правильным максимальное распрямление, вытяжение позвоночника вверх. В терапии Александера также используются надавливания, следующие от головы и дальше вниз, вследствие которых клиент все больше расслабляется, при этом старается выпрямляться. Результатом является ощущение освобождения и легкости. Метод этот используется часто публичными людьми, танцорами, певцами, поскольку сам Александер изобрел эту технику, потеряв голос, а благодаря найденному решению смог вновь вернуться к сцене. Также он эффективен для терапии в случаях травм, увечий, ряда хронических болезней.

Телесно-ориентированная психотерапия – упражнения

Для любой работы с телом первично важно прочувствовать его и заземлиться. Станьте прямо, выпрямив ноги, вытянув вверх макушку и немного даже выдвинув вперед грудь. Почувствуйте, как из ног вся энергия идет наверх, это состояние приподнятости и даже некоторой подвешенности. Сделайте вдох, затем, присогнув колени, расслабив таз, выдох. Представьте, будто вы сейчас сядете в мягкое кресло, как будто вы корнями прорастаете в землю. Осмотритесь, вы почувствуете себя больше присутствующим, словно даже начнете чувствовать воздух кожей. Это самое простое упражнение, чтобы заземлиться и начать более глубокую работу с чем угодно, касается ли это эмоциональных переживаний или дальнейшей работы с телом.

Следующее упражнение посвящено распусканию зажима в области рта – челюстного зажима. Мы часто сжимаем челюсти в момент физического напряжения или необходимости быть стойким, добиться цели. Также если нам что-то не нравится, но нет возможности это высказать – мы снова сжимаем челюсть. Иногда челюсть сжимается настолько сильно, что нарушается кровообращение в этой области. Для выполнения этого упражнения вы можете сидеть или же стоять. Подложите под подбородок ладонь вверх тыльной стороной и теперь старайтесь на вдохе, открыв рот, опустить челюсть вниз, рука же должна препятствовать этому движению. На выдохе челюсть расслабляется и снова смыкается. После нескольких таких движений вы почувствуете место смыкания челюстей, можете помассировать его, расслабив мышцы. В результате вы ощутите тепло, вам станет легче произносить слова и, возможно, даже дышать.

Примером телесного блока могут быть поджатые наверх плечи. Если еще несколько усилить этот зажим – получится, что шея буквально прячется в плечи, какие подобно панцирю черепахи защищают ее от возможного удара или толчка сзади. Когда человек уже свыкся с таким положением плечей – это означает, что в его жизни было много стрессовых ситуаций, когда ему приходилось внутренне сжиматься. Простейшее упражнение здесь – попытаться будто сбросить что-то с плеча. Для усиления образа можно представить, как на плече находится чья-то рука, и нам не хочется, чтобы она там находилась. Стряхивайте ее с плеча и делайте это уверенно.

Еще одно упражнение с той же целью освобождения плеч – отталкивание. Выставьте вперед руки, словно пытаясь оттолкнуть от себя неприятного человека. Также возможна вариация, когда вы толкаетесь назад локтями. Вы можете даже помогать себе отстраняться словами, проговаривая отказ от контакта.

В упражнениях с присутствием другого человека, что практикует и телесно ориентированная психотерапия Райха, и телесно ориентированная психотерапия Лоуэна, он может при вашем положении лежа на спине, находясь за головой у вас, помассировать вам лоб, затем область шеи за головой. Лучше, если действие выполняет профессиональный терапевт. Выполняйте покачивания тела в такт массирующим движениям. Дальше – переход к мышцам шеи, массирование сухожилий, места, где мышцы крепятся к черепу, мягкое натягивание мышцы. Снова нужно потянуть шею и даже немного волосы, если длина позволяет.

В любой момент, если напряжение присутствует, снова можно вернуться к области лба, поразминать, плотно соприкасаясь руками с головой. Необходима опора и отсутствие резких движений. В волосяной части головы также нужно выполнить разминающие движения, размять скальп. Это можно делать в разных направлениях любыми движениями, пальцами и костяшками. С каждым новым толчком можно менять расположение пальцев. Захватив складку надбровных дуг, можно потянуть ее в стороны и сомкнуть обратно.

Поработав с лобным зажимом, осуществляется переход к мимическим мышцам. Симметрично установив пальцы по сторонам от носа, их нужно медленно разводить в стороны к ушам. По носогубной складке смещаемся вниз, натягивая мышцу. Прорабатываем челюстные мышцы, местам напряжения уделяем особое внимание. Снимаем напряжение с кости челюсти, ставим руки по сторонам от центра подбородка и медленно разводим их снова к ушам. Чем медленнее движение – тем оно глубже. Работая с мимическими мышцами – мы работаем с застрявшими в них эмоциями.

Далее работа смещается к шее, и плечам. Если в шее используются аналогичные разминающие приемы, то в плечах допустима опора и сильное нажатие с целью распрямить их. Нажатие выполняется покачивающимися движениями, затем переходящими на руки. Взяв руку, которая должна быть полностью расслаблена, нужно выполнить раскачивание, взять за запястье и потянуть, затем отпустить и повторить от раскачивания цикл снова. Затем следует разминание кисти, какую, словно пластилин, нужно повытягивать мягкими частями ладоней, а также пройтись разминающими движениями по каждому пальцу, словно стягивая напряжение. Можно использовать и перекручивающие движения. Завершить нужно все успокаивающим покачиванием.

Техники телесно-ориентированной психотерапии

Тело, как самый большой наш ресурс, содержит записанную в себе всю информацию. Подобно кольцам на дереве в нем хранится история нашей жизни о тех сложных и эмоционально-насыщенных ситуациях, что остаются как зарубки на нем, проявляясь в болевых ощущениях и дискомфортных мышечных зажимах. Работа с телом дает возможность попасть в глубину, суть, в те ядерные переживания, какие могут сохраняться как результаты конфликтов в отношениях, на работе, внутренних конфликтов, страхов, бессонницы, эмоционального напряжения, какое невозможно сдержать, вплоть до панических атак.

В любой ситуации тело включено, потому оно принимает на себя абсолютно все проходящие через жизнь человека стрессы. В момент напряжения, волнения меняется дыхание, вслед за которым изменяется состав крови, гормональный фон, что на уровне физиологии готовит человека к действию. Если же гештальт не закрылся – это состояние затем откладывается в мышцах.

Для терапии негативных состояний в телесно-ориентированном подходе используют различные техники, начиная от уже описанного заземления. Затем часто используется центрирование, когда клиент располагается лежа в позе звезды, а терапевт стягивающими движениями массирует его голову, руки и ноги, с каждой части снимая лишнее напряжение. Если первая техника может выполняться самостоятельно и подходит для применения даже вне терапии, то вторая требует присутствия терапевта.

Отдельного внимания заслуживают распространенные дыхательные техники, которые в разнообразных вариантах известны еще из древних духовных практик. С помощью отслеживания естественного способа дыхания человека можно диагностировать его психологические проблемы. Затем через изменение ритма и глубины дыхания достигается новое состояние сознания. В поверхностной форме это может быть обычное расслабление или поднятие тонуса, что применимо и в бытовом использовании, когда человек сам хочет успокоиться или настроиться, наоборот, на работу. В терапевтической же работе дыхательные техники могут использоваться намного более активно, даже в некоторых случаях для погружения человека в транс. Конечно, это требует руководства квалифицированного терапевта.

Работа с телом направлена на обращение к внутренним ресурсам, развитие ощущения данного мгновения жизни, полное присутствие и высвобождение перекрытой, зажатой энергии. Все это – обязательные компоненты полноценной, радостной жизни.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Психодрама – это метод групповой психотерапии, в котором используется сценическая форма действия и драматургическая лексика. Психодрама была разработана врачом Морено, проявлявшим особый интерес к эмоциональной сфере и социальным отношениям своих пациентов. 1921 год считается годом рождения психодрамы: именно тогда Морено создал проект под названием «Театр Спонтанности» и стал применять драматическое действие в качестве психотерапевтического метода.Сам Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии. В этом методе он выделял пять основных элементов:Протагонист – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.
Директор – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Директор выступает в роли терапевта.
Вспомогательные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.
Зрители – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу.
Сцена – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения.

Классическая психодрама состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия и шеринга.

Разогрев

Разогрев имеет несколько важных конкретных целей:

Способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы. Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора).

Облегчает общение между участниками, увеличивая ощущение доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие и взаимопонимание между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.

Опытный директор обладает большим репертуаром техник разогрева. Вместе с тем директор может (используя свой творческий потенциал) разработать новые техники, которые могут оказаться особенно полезными в группе, с которой он в данный момент работает.

Выбор протагониста

Как правило, по окончании разогрева один или несколько участников проясняют для себя проблемы (с разной степенью уверенности и фокусировки), которые они бы хотели как-то исследовать во время этой сессии. В этот важный момент принятия решения, касающегося выбора роли протагониста, участникам следует оказать поддержку. Затем следует выбор одного из претендентов на эту роль. Иногда бывает совершенно ясно, кто из них является главным претендентом (кто-то из кандидатов по своему эмоциональному состоянию больше соответствует этой роли, чем остальные), но может случиться и так, что несколько человек достаточно разогреты. Тогда при помощи специальных техник директор и группа выбирают одного протагониста на текущую сессию (за того или иного кандидата могут голосовать участники группы, претенденты могут решить между собой, кому из них в данный момент более необходима личностная работа, сам директор может выбрать участника, который, по его мнению, на сейчас больше остальных соответствует этой роли). Вне зависимости от способа выбора протагониста очень важно, чтобы он получил одобрение и поддержку группы.

Драматическое действие

Теперь наступает время драматического действия, когда протагонист (при поддержке директора) занимается исследованием проблем, прояснившихся для него в процессе разогрева. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и директора. Как правило, эта стадия психодраматического процесса начинается с того, что протагонист вместе с директором проясняют и уточняют тему, которую собираются исследовать. Внешне эта беседа между ними напоминает заключение контракта. Первые слова протагониста следует выслушать очень внимательно (например: "У меня всегда возникают трудности с мужчинами" или "Во время разогрева мне вспомнилось, как я расстроилась вчера вечером, посмотрев телепередачу о сексуальном насилии"). "Контракт" между протагонистом и директором позволяет сфокусироваться на конкретной теме, которую можно исследовать в течение данной сессии.

По своей сути психодрама – сценический процесс, поэтому действие достаточно быстро переходит в драму. Протагонист и директор принимают совместное решение относительно сцены, с которой начнется драма, и протагонист, в соответствии со своим описанием приступает к ее построению (без использования декораций).

Директор поощряет протагониста к действию (воспроизводя прошлые события, протагонист говорит в настоящем времени), определяет, какие действующие лица из ближайшего окружения протагониста могут потребоваться для разыгрывания данной конкретной сцены (т.е. родители, братья, сестры, сотрудники) и просит его выбрать участников на все необходимые роли вспомогательных лиц участников, которые более всего им соответствуют.

Однако у директора существует возможность (используя свой клинический опыт) перейти в пространство воображаемой реальности ("surplus reality"). В этом пространстве могут разворачиваться события, которые никогда не происходили, и звучать слова, которые до сих пор никто никогда не слышал (например, переживание человеком материнского внимания и заботы в процессе психодраматического действия, тогда как его детские годы, проведенные в семье, были наполнены болью и отчаянием, связанными с родительским произволом), или происходит проигрывание ситуаций, которые уже никогда не возникнут в будущем (например, когда протагонист разговаривает с отцом, умершим много лет назад, или встречается с человеком, с которым нет никакой возможности вступить в более близкие отношения.

На завершающей стадии психодрамы директор может вернуть драматическое действие к реальным отношениям (в сцену, где разыгрываются события сегодняшнего дня), то есть к началу сессии. В результате контакта с сильными чувствами, пережитыми им когда-то в прошлом, протагонист получает больше информации о своем собственном поведении, почерпнув ее из сцен своего прошлого. Это позволяет ему опробовать новые типы поведения и другие варианты выхода из тупика, в который в настоящий момент зашли его отношения.

Шеринг

Телесно-ориентированный подход - это сочетание практической работы с телом и психологической составляющей.

Телесно-ориентированный подход основан на представлении о существовании связи между телом и сознанием человека.

В телесно-ориентированном подходе используются техники и упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов в теле, что приводит к разрешению многих психологических проблем, "закодированных" в теле.

Когда человек испытывает травматические переживания, подавление эмоций, внутренние конфликты, получает психологическую травму, неотреагированная проблема остается в теле, в виде блоков и зажимов, заковывающих человека в панцирь. Человек начинает по-новому двигаться, реагировать, жить. С этого-то этапа не человек управляет своим телом и сбрасывает в него свои не решенные проблемы, а тело вынуждает человека жить, исходя из своих возможностей. Память о травматическом опыте вытесняется в бессознательное и дает о себе знать в виде физической боли, негативных эмоций. Для удаления из карты тела негативного опыта прошлого и высвобождения заблокированной энергии, существуют приемы и упражнения, направленные на исследование и изменение в привычках, укорененных в телесном самовыражении клиента.

Преимущество телесно-ориентированный подхода в том, что он не подвергается цензуре сознания клиента, а значит, действует быстрее и эффективнее "вербальных" техник. Этот метод позволяет очень бережно подойти к истокам проблем, о которых иногда не хочется рассказывать, найти источник проблем и переработать его.

Основы телесно-ориентированной терапии были заложены Вильгельмом Райхом , который изначально придерживался принципов психоанализа, но позже отошел от этого подхода и создал свой собственный метод психотерапии. В то время, как психоаналитический сеанс предусматривал лишь вербальное общение, Райх не избегал тактильных контактов с пациентами. Он заметил, что многие эмоции у человека возникают совместно с различными проявлениями в теле и понял, что практически все проблемы психического уровня имеют свою аналогию и находят свое отражение в его теле в виде мышечных напряжений, зажимов, болезненных точек и областей.

Кроме того, Райх обнаружил, что во время психотерапевтического сеанса люди склонны использовать различные виды защит, которые назвал броней характера . На уровне физического тела эта броня становится мышечным панцирем . – совокупностью блоков и зажимов в теле, возникших из-за подавления эмоций. Психотерапевту необходимо уметь обходить или разрушать броню характера, для того, чтобы помочь своему пациенту максимально раскрыться, а процесс психотерапии непременно должен включать в себя методики, позволяющие избавиться от мышечного панциря. Устранение блоков и зажимов не только снимает хроническое напряжение в определенных участках тела и ведет к его глубокому расслаблению, но и позволяет высвободить застоявшиеся эмоции, что ведет к исцелению психики. С этой целью Вильгельм Райх разработал специальные приемы, методы и техники, состоящие, кроме всего прочего, и из особых физических упражнений. Его подход, названный вегетотерапией , послужил началом телесно-ориентированной терапии.

Телесно ориентированная терапия – это подход в психотерапии, в котором работа с психологическими трудностями и расстройствами психики ведется посредством телесного контакта с использованием специально разработанных техник, направленных на устранение существующих в теле блоков и зажимов. Кроме того, процесс исцеление подразумевает осознавание собственного тела и эмоциональное отреагирование (сознательное высвобождение избытка удерживаемых внутри эмоций). Вместе с этим, работа в теле должна совмещаться с аналитической работой, которая помогает понять психологические изменения и закрепить полученный результат.

Основная цель телесно-ориентированной терапии заключается в создании подходящих условий, в которых подавленные и вытесненные в бессознательное чувства и воспоминания перемещаются на уровень сознания, где становится возможным их повторное проживание и выражение в безопасных для человека условиях. Это ведет к снятию психологических блоков, эмоциональной разрядке и исцелению.

Его основателем является В.Райх. Подход базируется на убеж­дении, что между телесным (состоянием мышечной системы и внутренней среды организма человека) и психологическим состо­янием существует прямая причинно-следственная связь. Хрони­ческое напряжение в той или иной группе мышц создает так на­зываемый мышечный панцирь, который можно считать универ­сальным эквивалентом подавления эмоций. «Мышечный панцирь» становится основой формирования «брони характера», что созда- ет благоприятную почву для развития невротического характера.


По Райху, в «мышечном панцире» можно выделить семь ос­новных защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, ко­торые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Они распола­гаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги).

Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: ра бота над структурой тела (техника Александера, метод Фельден крайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация, во сточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Методы групповой работы НЛП

Под нейролингвистическим программированием (его авторы - Р. Бэндлер и Д.Гриндер) понимается процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуника­ции путем выделения структуры процесса.

НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и ис пользует методы, применяемые лучшими психотерапевтами веек направлений. Нейролингвистическое программирование - дей­ственный инструмент, который можно эффективно использовать в образовании.

Как отмечают Бэндлер и Гриндер, множество школьников не успевают именно потому, что имеет место несовпадение первич­ных репрезентативных систем у ученика и учителя. Если ни тот, ни другой не являются достаточно гибкими, чтобы приспособить­ся, обучения не происходит. Учитель, владеющий методами НЛП, оказывается обладателем широкого диапазона стратегий поведе­ния, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в про­цессах коммуникации с учениками. По нашему мнению, это ука­зывает на высокий уровень развития профессионального самосоз­нания, и прежде всего в его поведенческом аспекте.



Медитативные техники

Используются при обучении физической и чувственной релак­сации, умению избавляться от излишнего психического напряже ния и стрессовых состояний, освоении способов саморегуляции

Упражнения и приемы, характерные для той или иной психо­логической школы тренинга, являются не более чем инструмен­том, результат применения которого зависит не столько от каче­ства этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним ра­ботающего.

В зависимости от приоритетных целей тренинг может исполь­зоваться в обучении взрослых в различных вариантах.

1. Тренинг как тренировка, в результате которой происходят
формирование и отработка умений и навыков эффективного по
ведения.

2. Тренинг как форма активного обучения, целью которого явля-
ется прежде всего передача знаний, а также развитие некоторый
умений и навыков.


3. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участ­ников и самостоятельного поиска ими способов решения собствен­ных психологических проблем.

6.3. Подготовка и проведение тренинга

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы, как, впрочем, и при других формах групповых занятий (деловая игра, «круглый стол» или семинар-дискуссия и т.д.).

Подготовка включает в себя:

1) работу над планом-сценарием тренинга;

2) работу со слушателями по их настрою на активное участие в
решении проблемы, выносимой на тренинг (это обычно делается
посредством заблаговременно вручаемых им вопросов-проблем по
изучаемой теме);

3) самоподготовку преподавателя (он продумывает свое пове­
дение на тренинге: как ставить вопросы, как реагировать на отве­
ты или реплики, на спорные ситуации; драматизировать ситуа­
цию спора или соглашаться с одной из спорящих сторон; выска­
зываться самому или требовать высказывания вариантов решения
от участников группы; как реагировать на явно неверные реше­
ния; как и когда делать обобщающие выводы и т.д.);

4) распределение ролей между участниками, хотя роли могут
получить не все, а большинство окажутся в роли как бы сторон­
них наблюдателей и невольных критиков, и в этом качестве будут
принимать самое деятельное участие в тренинге;

5) подготовку помещения, необходимых материалов (бейджи-
ки, таблички, маркеры, скотч, бумага для индивидуальных и груп­
повых упражнений и т.п.).

Количественный состав тренинговых групп. Среди специалистов нет единства мнений по поводу количественного состава тренин­говых групп. Однако разнообразные позиции можно примирить, если учесть, что состав и структура группы зависят от ее цели. Так, по-видимому, тренинги, акцентированные прежде всего на обуче­ние, могут допускать большее число участников, чем тренинги, Целью которых в первую очередь является личностное развитие. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой мини-Щм участников тренинговой группы составляет 4 человека. Верх­ний предел обычно не называется. Известны многие тренинги, Проводимые с 50 и большим числом участников. В таких случаях Идущий, как правило, использует помощь нескольких ассистентов.

Проведение тренинга

В проведении тренинга со взрослыми можно придерживаться следующей схемы:


Приветствие;

Опрос о самочувствии (участники сразу погружаются в ат­
мосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и фи­
зическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по от­
ношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах,
увиденных накануне);

Предложение ведущим темы занятия (иногда она может оп­
ределяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а
формулироваться в результате запросов, высказанных участника­
ми группы во время предыдущего этапа);

Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным
эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности
задает некоторую программу подсознанию участников);

Разминочные упражнения;

Основная часть (в ней упражнения пассивного характера пе­
ремежаются с подвижными играми - и те и другие почти всегда
заканчиваются обсуждением и рефлексией);

Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу
о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной рабо­
ты, пожелания и предложения ведущему);

Резюмирование ведущего (по необходимости), часто - в фор­
ме притчи;

Прощание.

В самом начале работы ведущий информирует участников тре­нинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные правила работы в группе. Практически те или иные нормы начинают действовать в тренин-говой группе с первого мгновения ее функционирования. Как по­казывает опыт, целесообразно сразу предложить участникам не­которые правила, обязательные для соблюдения в группе. Назо­вем те, которые характерны для подавляющего большинства тре-нинговых групп.

1. Активность. Поскольку тренинг относится к интерактивным
методам обучения и развития, такая норма, как активное участие
всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Боль­
шинство упражнений подразумевает включение всех участников.
Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или
подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все
участники имеют безусловное право высказаться по завершении
упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны
отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

2. Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть
сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и реф­
лексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осу­
ществляться через высказывание собственных возникающих чувств
и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «МЫ


считаем...», «У нас мнение другое...» и т.п., перекладывающие ответственность за свои собственные чувства и мысли на аморф­ное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую...», «Мне кажется...». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга - научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискус­сии обнаруживают, насколько несхожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения на­званного правила.

3. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тре­
нинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были про­
цессы, происходящие в группе в конкретный момент, чувства
и мысли, появляющиеся в этот момент. Кроме специально ого­
воренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в буду­
щее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глу­
бокой рефлексии участников, помогает сосредоточивать вни­
мание на себе, своих мыслях и чувствах, развивает навыки са­
моанализа.

4. Искренность и открытость. Чем более откровенными будут
рассказы о том, что действительно волнует и интересует участни­
ков, чем более искренним будет изъявление чувств, тем более
успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С.Джурард,
раскрытие своего «Я» другому человеку есть признак сильной и
здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого, но
позволяет стать самим собой. Искренность и открытость способ­
ствуют получению и предоставлению другим честной обратной
связи, т. е. той информации, которая так важна для каждого участ­
ника и которая запускает механизмы не только самосознания, но
и межличностного взаимодействия в группе.

5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относи­
тельно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
Это естественное этическое требование, которое является усло­
вием создания атмосферы психологической безопасности и само­
раскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и
конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны ис­
пользоваться вне группы - в профессиональной деятельности,
учебе, повседневной жизни, при общении с родными и близки­
ми, в целях саморазвития.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Ко всем участникам и ведущим независимо от возра­ста и социального статуса рекомендуется обращаться на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно воспринимается на первых порах вследствие привычки и определенной иерархично­сти отношений.


Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» - то имя, которое все осталь­ные участники обязаны будут использовать, чтобы обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия и носящие игровой характер, позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тре­нинговой группы создают особый психологический климат, час­то резко отличающийся от того, который имеется в других груп­пах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

При проведении тренингового занятия используются разнооб­разные конкретные упражнения, приемы и техники (групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы телесно-ориентированной пси­хотерапии, медитативные техники), однако специалисты выде­ляют несколько базовых методов тренинга. К ним традици­онно относят такие интерактивные методы, как групповая дис­куссия и ситуационно-ролевые игры .

Групповая дискуссия в тренинге - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (а воз­можно, изменить) мнения, позиции и установки участников груп­пы в процессе непосредственного общения.

Для дискуссионного метода характерно приобщение участни­ков к интерактивному взаимодействию, демократическому обра­зу поведения, обучение психотерапевтической разрядке группо­вой напряженности, стимулирование глубинных ассоциаций, ана­лиз конкретных ситуаций нравственного выбора, позволяющий диагностировать новое качество ценностных характеристик обу­чаемых взрослых.

В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежу­точных, целей, например, актуализация и разрешение скры­тых конфликтов, устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою ком-


петентность и тем самым удовлетворить потребность в призна­нии и уважении.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям.

Например, выделяют структурированные дискуссии, в кото­рых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламенти­руется порядок проведения (формы, организованные по принци­пу «мозговой атаки»), и неструктурированные дискуссии, в кото­рых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, а время проведения формально не ограничивается.

Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н.В.Семилет предлагает рассматривать:

тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

биографические, ориентированные на прошлый опыт;

интеракционные, материалом которых служат структура и со­держание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообраз­ных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличност­ного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлени­ях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иног­да и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализа).

Дискуссия как метод тренинга специфична. Очень важно не допустить ее превращения в конфликт мнений, жесткую полеми­ку. Поэтому организатор должен уметь проводить свою линию, выслушивать каждого участника и демонстрировать уважение ко всем точкам зрения.

Игровые методы ведения тренингов включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятель-ностные, имитационные, деловые игры. Игра может использо­ваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. Применение игро­вых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрез­вычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологиче­ской защиты».

Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, усва­иваются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для


Самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов челове­ка, проявления искренности и открытости, поскольку обеспе­чивает психологическую связь человека с его детством. Вслед­ствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых.

Часто ведущими во время тренинга используются различные ритуалы, которые выполняют функцию «якорей», закрепляющих положительные эмоции и впечатления участников. Механизм дей­ствия «якоря» базируется на рефлекторно-ассоциативных свя­зях. С подачи ведущего каждый момент интенсивного всплеска положительных эмоций участников сопровождается выполнени­ем какого-нибудь простого ритуала, например, победным выб­росом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего «Виктория!». А когда этот «якорь» будет закреплен в сознании достаточно прочно, он может быть использован для привлече­ния позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренин­га, когда участники окажутся в психологически трудной, эмо­ционально отрицательной ситуации. Оживить «якорь» может не­ожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего «Вик­тория!», под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения про­блемы.

Одним из ритуалов могут стать аплодисменты, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упраж­нения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Для того чтобы проводимый тренинг был эффективным, це­лесообразно практиковать разнообразные интерактивные техники. Это способствует длительному сохранению внимания и работо­способности группы и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного исполь­зования нескольких моделей поведения. Для разных учебных це­лей может быть одинаково эффективен и метод моделирования, и метод кейсов с последующей дискуссией и оценкой, и ситуаци­онно-ролевая игра .

Выбор метода обучения зависит от следующих факторов:

Задачи и длительности программы обучения;

Уровня подготовленности участников;

Жизненного и профессионального опыта;

Доступных финансовых ресурсов;

Необходимого материально-технического оборудования и ос­
нащения занятий;

Степени межличностного взаимодействия участников;

Прогнозируемой потенциальной активности участников;

Размера тренинговой группы.


Выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи программы и в течение какого периода времени результаты, достигнутые в ходе тренинга, будут сохраняться после его завершения.

После окончания тренинга всегда целесообразно провести ана­лиз его результатов, т.е. оценить их соответствие планируемым намерениям и ожиданиям преподавателя.

Тренинг «Знакомство»

Межличностные отношения в группе слушателей системы повышения квалификации, воспринимаются не только как фон, но и как «инструмент» профессионального роста. Контакты, которые возникают между слушате­лями, могут помочь им разрешить профессионально значимые проблемы.

В психологии тренинговые занятия рассматриваются как формы науче­ния сложным видам деятельности, например общению. Они позволяют мо­делировать эмоциональный опыт предотвращения усиления эмоциональ­ного напряжения от встречи с профессиональным партнером, в результате чего происходит овладение новым опытом межличностных взаимодействий.

Новый коллектив нуждается в организации группового взаимодействия, которая позволит успешнее преодолеть стереотипы, установить доверитель­ные отношения между слушателями и сплотить группу.

Для организации тренинга знакомства необходимы следующие усло­вия, без соблюдения которых он не даст результатов:

Открытость и искренность в осознании себя;

Доброжелательность, доверие друг к другу;

Толерантность по отношению к другим участникам тренинга;

Обязательное участие всех в течение всего занятия;

Все, что хочется сказать, говорим «здесь и теперь».

Для ведущего обязательными считаются: включенность в ситуацию и недирективный стиль управления.

Стратегия поведения ведущего выбирается, исходя из состава слуша­телей и цели тренинга: создание условий для лучшего и быстрого знаком­ства участников, освоение свободного (игрового) стиля общения, «запуск» процесса самораскрытия. На занятии ведущий сможет определить лич­ностные особенности и способы реагирования, социально-психологические предпочтения, а также запросы и индивидуальные цели слушателей курсов.

Для некоторых упражнений понадобятся листы бумаги и английские бу­лавки. Приготовьте их заранее. Существенным является послеигровой этап. Следует вовлечь каждого участника встречи в самоанализ, рефлек­сию того, что же с ним происходило во время занятия. Пусть каждый по очереди при доброжелательном отношении всех присутствующих попыта­ется ответить на вопросы: «Как я себя чувствовал во время занятия?», «Вы­звало ли какое-либо упражнение сопротивление?», «Удалось ли мне пре­одолеть это сопротивление, если оно было?», «Кто или что помогло мне снять напряжение?», «Стремился ли я оказывать кому-либо поддержку?», «Видел ли я окружающих во время встречи?» и т.д. Содержание игр-упраж­нений определит характер вопросов.


Описание упражнений

Для каждого этапа занятия описаны упражнения, из которых вы выбира­ете те, которые больше соответствуют вашим особенностям и особеннос­тям группы.

I. Знакомство

Цель: знакомство членов группы между собой.

Все участники садятся в круг. Ведущий приветствует всех и приглашает к знакомству.

«Ласковое имя»

Каждому участнику предлагается назвать себя без отчества, просто по имени, чтобы это «ласкало сердце и ушко». Кроме того, участники догова­риваются о соблюдении одного правила: прежде чем назвать себя, необхо­димо повторить имена тех, кто уже представился. Ведущий называет себя последним, чтобы у него была возможность назвать ласково каждого из участников. Продолжительность: 5-10 мин.

«Имя-движение»

Участники группы по очереди произносят свои игровые имена, сопро­вождая их определенным движением рук или характерным для себя жес­том. Затем вся группа хором называет имя участника и повторяет его жест. Продолжительность: 5-10 мин.

«Здравствуй»

Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством удовлетворения от встречи с ним заканчивает фразу словом «здравствуй», выражая свое чувство и голосом, и улыбкой, и пожатием рук. Продолжи­тельность: 5-10 мин.

Похожие статьи