Анализ «Прощание» Маяковский. Анализ стихотворения Маяковского «Прощанье Анализ в авто последний франк разменяв

07.11.2020

Владимир Маяковский очень много путешествовал. Советская власть не боялась «выпускать» его за границу. Лидеры коммунистов верили, что поэт никогда даже и не думал о том, чтобы стать эмигрантом. Маяковский на самом деле не помышлял о побеге, хотя возможностей остаться у него было много.В 1924 году поэт впервые побывал в Париже. Это была не только деловая поездка, но и романтическая. Поэт окончательно примирился со своей давней любовью Лилией Брик (на какое-то время они расставались из-за измены Лилии, и поэт очень тяжело переживал случившееся), поверив, что у них ещё может быть будущее.

«Прощанье» было написано в 1925 году, когда поэт покидал город влюбленных. Текст стихотворения Маяковского «Прощанье» сентиментален и лиричен. Поэту не хотелось оставлять Париж, ведь в нем он был счастлив. «Разлука жижа» подступает к его глазам, когда за окном автомобиля начинают мелькать пейзажи Парижа. Но Маяковский не был бы Маяковским, если бы в конце стихотворения не сказал, что Париж - прекрасный город, но жить и умереть он все же хочет в Москве. Поэт до конца и во всем был настоящим патриотом Родины.

«Увидеть Париж – и умереть!» - именно с этой фразой ассоциируется Город Любви у большинства людей. Об этом замечательном европейском городе с его Эйфелевой башней, Елисейскими полями, Версалем и «Мулен Руж» грезят миллионы, его воспевали писатели, поэты, композиторы. Город, ставший «колыбелью революции» - Парижской коммуны, создал свою литературную историю с «Отверженными» Виктора Гюго и «Парижскими тайнами» Эжена Сю.

После Октябрьской революции 1917 года именно Париж стал центром русской эмиграции, а на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа обрели последнее пристанище известные русские писатели, поэты и музыканты, такие как Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Тэффи, Александр Галич, а также потомки древнейших дворянских фамилий Юсуповых и Шереметьевых.

В 1922-1924 годах Владимир Маяковский совершил несколько поездок в Европу: в Латвию, Германию, Францию. Свои европейские впечатления он передал в стихах и очерках. Парижу посвятил целый цикл – «Разговорчики с Эйфелевой башней». С Парижем связаны и романтические отношения Маяковского. Когда в конце 1922 года роман на стороне возлюбленной поэта Лили Брик едва не привел к разрыву их отношений, своеобразным лекарством стала поездка в Европу. В 1923 году Брики вместе с Маяковским вылетели в Германию, а позже оказались в Париже. Для поэта это была первая зарубежная поездка, он действительно был потрясен красотой и величием французской столицы:

Париж бежит,
провожая меня,
во всей
невозможной красе.

Однако Маяковский, испытывавший постоянное чувство гордости за свою молодую республику, и своему герою не дает шанса «раскваситься сантиментальностью» от разлуки с одним из прекраснейших городов мира. Поэтому герой вполне спокойно «в авто, последний франк разменяв», отправляется на вокзал, чтобы отбыть в следующий город своего заграничного вояжа – Марсель. По этому поводу и было написано в 1925 году стихотворение с говорящим названием «Прощание», об анализе которого и пойдет речь далее.

Нельзя сказать, чтобы герой стихотворения совсем не испытывал грусти, ведь он чувствует, как к глазам подступает «разлуки жижа», то есть слезы. Но не стыдится этих слез, а наоборот, призывает:

… сердце мне
сантиментальностью расквась!

И, казалось бы, вполне логично звучит желание героя:

Я хотел бы
жить
и умереть в Париже …

Многие бы поддержали его в таком желании. Но не нужно забывать, что довольно часто в стихотворениях Маяковского герой неотделим от автора. И сам Маяковский с уверенностью мог повторить: «Я хотел бы жить в Париже». Здесь, в приюте русской эмиграции, он был бы востребован: его помнили еще со времен футуризма и декаданса. Здесь жили поэты и художники, музыканты и артисты – вся богема Серебряного века. Наверняка, Владимир Маяковский мог и в этом окружении стать популярным, но его глубокая вера в справедливость социалистического строя не давала ему возможность жить где-нибудь еще, кроме Советского Союза. Именно этой идеей и завершает свое короткое произведение поэт. Допуская мысль о возможности жизни и смерти в Париже, герой, тем не менее, сам перед собой ставит ограничительное условие. Да, все это было бы возможно,

если 6 не было
такой земли - Москва.

Примечательно, что Москва для него не просто город, не просто столица Советского государства. Москва для него – целая земля со своей новой историей, с новыми законами и традициями. Возможно, подобное отношение сформировалось в связи с идеей Владимира Ильича Ленина, развитой впоследствии Львом Троцким, о построении социализм в отдельно взятой стране.

Таким образом, даже в таком небольшом стихотворении, посвященном пустяковому поводу, - расставанию с Парижем, вновь звучит патриотическая идея о любви к своему Отечеству. Только там, по мысли поэта, возможна настоящая жизнь и настоящая любовь. Спустя три года в «Письме Татьяне Яковлевой» Маяковский повторит эту мысль: он выразит уверенность, что и она когда-нибудь сможет осознать любовь к социалистическому государству, и тогда поэт сможет сказать: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем».

Стихотворение «Прощание»

(Кафе)

Обыкновенно
мы говорим:
все дороги
приводят в Рим.
Не так
у монпарнасца.
Готов поклясться.
И Рем,
и Ромул,
и Ремул и Ром
в «Ротонду» придут
или в «Дом»1.
В кафе
идут
по сотням дорог,
плывут
по бульварной реке.
Вплываю и я:
«Garcon,
un grog
americain!»2
Сначала
слова,
и губы,
и скулы
кафейный гомон сливал.
Но вот
пошли
вылупляться из гула
и лепятся
фразой
слова.
«Тут
проходил
Маяковский давеча,
хромой -
не видали рази?» -
«А с кем он шел?» -
«С Николай Николаичем».-
«С каким?»
«Да с великим князем!» -
«С великом князем?
Будет врать!
Он кругл
и лыс,
как ладонь.
Чекист он,
послан сюда
взорвать...» -
«Кого?» -
«Буа-дю-Булонь3.
Езжай, мол, Мишка...»
Другой поправил:
«Вы врете,
противно слушать!
Совсем и не Мишка он,
а Павел.
Бывало, сядем -
Павлуша!-
а тут же
его супруга,
княжна,
брюнетка,
лет под тридцать...» -
«Чья?
Маяковского?
Он не женат».
«Женат -
и на императрице».-
«На ком?
Ее ж расстреляли...» -
«И он
поверил...
Сделайте милость!
Ее ж Маяковский спас
за трильон!
Она же ж
омолодилась!»
Благоразумный голос:
«Да нет,
вы врете -
Маяковский - поэт».-
«Ну, да,-
вмешалось двое саврасов,-
в конце
семнадцатого года
в Москве
чекой конфискован Некрасов4
и весь
Маяковскому отдан.
Вы думаете -
сам он?
Сбондил до йот -
весь стих,
с запятыми,
скраден.
Достанет Некрасова
и продает -
червонцев по десять
на день».
Где вы,
свахи?
Подымись, Агафья!
Предлагается
жених невиданный.
Видано ль,
чтоб человек
с такою биографией
был бы холост
и старел невыданный?!
Париж,
тебе ль,
столице столетий,
к лицу
эмигрантская нудь?
Смахни
за ушми
эмигрантские сплетни.
Провинция!-
не продохнуть.
Я вышел
в раздумье -
черт его знает!
Отплюнулся -
тьфу, напасть!
Дыра
в ушах
не у всех сквозная -
другому
может запасть!
Слушайте, читатели,
когда прочтете,
что с Черчиллем
Маяковский
дружбу вертит
или
что женился я
на кулиджевской тете,
то, покорнейше прошу,-
не верьте.

«Увидеть Париж – и умереть!» - именно с этой фразой ассоциируется Город Любви у большинства людей. Об этом замечательном европейском городе с его Эйфелевой башней, Елисейскими полями, Версалем и «Мулен Руж» грезят миллионы, его воспевали писатели, поэты, композиторы. Город, ставший «колыбелью революции» - Парижской коммуны, создал свою литературную историю с «Отверженными» Виктора Гюго и «Парижскими тайнами» Эжена Сю.

После Октябрьской революции 1917 года именно Париж стал центром русской эмиграции, а на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа обрели последнее пристанище известные русские писатели, поэты и музыканты, такие как Иван Бунин , Зинаида Гиппиус, Тэффи, Александр Галич, а также потомки древнейших дворянских фамилий Юсуповых и Шереметьевых.

В 1922-1924 годах Владимир Маяковский совершил несколько поездок в Европу: в Латвию, Германию, Францию. Свои европейские впечатления он передал в стихах и очерках. Парижу посвятил целый цикл – «Разговорчики с Эйфелевой башней». С Парижем связаны и романтические отношения Маяковского. Когда в конце 1922 года роман на стороне возлюбленной поэта Лили Брик едва не привел к разрыву их отношений, своеобразным лекарством стала поездка в Европу. В 1923 году Брики вместе с Маяковским вылетели в Германию, а позже оказались в Париже. Для поэта это была первая зарубежная поездка, он действительно был потрясен красотой и величием французской столицы:

Париж бежит,
провожая меня,
во всей
невозможной красе.

Однако Маяковский, испытывавший постоянное чувство гордости за свою молодую республику, и своему герою не дает шанса «раскваситься сантиментальностью» от разлуки с одним из прекраснейших городов мира. Поэтому герой вполне спокойно «в авто, последний франк разменяв», отправляется на вокзал, чтобы отбыть в следующий город своего заграничного вояжа – Марсель. По этому поводу и было написано в 1925 году стихотворение с говорящим названием «Прощание» , об анализе которого и пойдет речь далее.

Нельзя сказать, чтобы герой стихотворения совсем не испытывал грусти, ведь он чувствует, как к глазам подступает «разлуки жижа», то есть слезы. Но не стыдится этих слез, а наоборот, призывает:

… сердце мне
сантиментальностью расквась!

И, казалось бы, вполне логично звучит желание героя:

Я хотел бы
жить
и умереть в Париже …

Многие бы поддержали его в таком желании. Но не нужно забывать, что довольно часто в стихотворениях Маяковского герой неотделим от автора. И сам Маяковский с уверенностью мог повторить: «Я хотел бы жить в Париже». Здесь, в приюте русской эмиграции, он был бы востребован: его помнили еще со времен футуризма и декаданса. Здесь жили поэты и художники, музыканты и артисты – вся богема Серебряного века. Наверняка, Владимир Маяковский мог и в этом окружении стать популярным, но его глубокая вера в справедливость социалистического строя не давала ему возможность жить где-нибудь еще, кроме Советского Союза. Именно этой идеей и завершает свое короткое произведение поэт. Допуская мысль о возможности жизни и смерти в Париже, герой, тем не менее, сам перед собой ставит ограничительное условие. Да, все это было бы возможно,

если 6 не было
такой земли - Москва.

Примечательно, что Москва для него не просто город, не просто столица Советского государства. Москва для него – целая земля со своей новой историей, с новыми законами и традициями. Возможно, подобное отношение сформировалось в связи с идеей Владимира Ильича Ленина, развитой впоследствии Львом Троцким, о построении социализм в отдельно взятой стране.

Таким образом, даже в таком небольшом стихотворении, посвященном пустяковому поводу, - расставанию с Парижем, вновь звучит патриотическая идея о любви к своему Отечеству. Только там, по мысли поэта, возможна настоящая жизнь и настоящая любовь. Спустя три года в «Письме Татьяне Яковлевой» Маяковский повторит эту мысль: он выразит уверенность, что и она когда-нибудь сможет осознать любовь к социалистическому государству, и тогда поэт сможет сказать: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем».

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

2 776 0

Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в том, что автора патриотических стихов и поэм, восхваляющих достижения революции, идеологи социализма считали вполне благонадежным человеком, которому даже в голову не придет мысль стать политическим эмигрантом. Расчеты людей, которые в СССР отвечали за идеологию, полностью себя оправдали: Маяковский и мысли не допускал о том, чтобы навсегда покинуть Россию, хотя возможностей остаться за границей у него было предостаточно. Здесь его творчество пользовалось огромной популярностью среди первой волны эмигрантов, которые еще помнили Маяковского по дореволюционным литературным вечерам. Действительно, его стихи тогда были в моде, и поэт такого ранга смог бы легко заработать себе на жизнь в любой стране мира. Но он предпочел неустроенный быт на родине, чем роскошь заграничных отелей.

В 1924 году впервые довелось побывать в Париже, который произвел на поэта неизгладимое впечатление. При этом стоит добавить, что поездка носила не только рабочий, но и весьма романтический характер. Именно в этом удивительном городе произошло окончательное примирение Маяковского с Лилей Брик, которая сопровождала его в поездке. Несколькими годами ранее муза поэта увлеклась другим мужчиной и даже на несколько месяцев рассталась с Маяковским, который очень сильно переживал измену и не мог понять, почему его так жестоко предал самый близкий и дорогой человек. Однако со временем он все же смог простить возлюбленную, а пребывание в Париже укрепило уверенность поэта в том, что он все еще может быть счастлив с этой женщиной.

Именно по этой причине стихотворение , написанное в 1925 году и рассказывающее о последних минутах пребывания поэта в Париже, пронизано такой легкостью и сентиментальностью. Автор отмечает, что за окнами автомобиля этот город «бежит, провожая меня, во всей невозможной красе». Чувство утраты чего-то важного и дорогого заставляет «разлуки жижу» подступать к глазам. Маяковский искренне хочет умереть в Париже – городе, в котором он по-настоящему был счастлив. Но при этом отмечает, что с радостью бы осуществил свою мечту, если бы на земле не было другого, не менее прекрасного, города. Это – Москва, которой принадлежит сердце поэта, и где спустя 5 лет он и был похоронен.

Владимир Владимирович Маяковский (7/19.07.1893-14.04 1930) — выдающийся поэт-авангардист, новатор, автор своеобразных лирических произведений ХХ века, создавший знаменитую лесенку Маяковского (новая ритмическая организация стиха). Творчество поэта всегда подкупало своей искренностью и имело множество граней: любовная поэзия, служение поэта поэзии, сатира, патриотизм и т.д. Тема любви к родине лаконично раскрыта в стихотворении «Прощание», которому и посвящен данный анализ.

«Прощание» написано в 1925 году, спустя год после того, как В. Маяковский посетил один из самых романтичных городов мира — Париж. Не секрет, что этот город произвел на поэта ярчайшее впечатление, и в своих стихотворениях о Европе он посвятил Парижу целый цикл «Разговорчики с Эйфелевой башней».

Визит в столицу Франции также помог В. Маяковскому в личной жизни. Творец слишком тяжело переживал очередную измену и разлуку со своей гражданской женой, названной после «музой русского авангарда», Лилей Брик. В 1922-1924 годах, во время поездки по Европе, именно в Париже он встретил Татьяну Яковлеву, и за полтора месяца пребывания в городе успел влюбиться и предложить даме сердца брак. Однако девушка эмигрировала, сбегая от революции, и возвращаться в страну победившего социализма не планировала. Маяковский тоже не мог оторваться от любимых краев. Ему пришлось выбирать между любовью всей жизни и родиной. Он выбрал второе, но до самой смерти помнил и любил Татьяну. Стихотворение «Прощание» стало неким реверансом этому прекрасному городу за встречу, которая подарила ему незабываемые впечатления.

Жанр, размер, направление

Данное стихотворение можно отнести к любовной лирике. В этот период поэт также создает «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка», «Облако в штанах» и т.д.

Владимир Маяковский — создатель своеобразной стихотворной системы, называемой лесенкой. «Ступеньки» этой лесенки — акцент голосом. Поэт принадлежал к такому направлению как футуризм, особенностями которого является метафоричность и динамический стиль.

Образы и символы

Центральным образом и объектом восхищения в стихотворении «Прощание» стал Париж. Москва для поэта — образ дома, которому принадлежало сердце В. Маяковского, целая Земля, со своими традициями и самобытностью. Жизнь вне «дома» не представляется возможной, как бы ни был счастлив поэт в Париже.

Автомобиль в данном произведении символизирует горечь разлуки. В нем автору кажется, что город не хочет отпускать и бежит за ним, представая в «невозможной красе». Возможно, в этом образе поэт видел и свою Татьяну, которую безвозвратно покидал.

Темы и проблемы

Главная тема стихотворения заключена в самом названии. В. Маяковский был не только волевым и сильным, но также невероятно сентиментальным человеком. В Париже поэт чувствовал себя счастливым, его вера в любовь окрепла, поэтому прощание с городом далось ему с трудом. Тема разлуки стала лирическим выражением несостоявшейся любви с Татьяной Яковлевой.

Смысл

Смысл, который вкладывает В. Маяковский в своё стихотворение, в любви и верности своему Отечеству. Поэт настолько обворожен Парижем, что даже выражает свое желание жить и умереть в этом месте. Почему творец не остался навсегда в городе, который осчастливил его, заставил «расквасить сердце сентиментальностью» в момент прощания? Тут все гораздо сложнее. Убеждения поэта в успехе и правильности социалистического государства стояли превыше чувств, вызванных пребыванием в Европе. Настоящее искренней счастье, по мнению автора, можно испытывать только в Советском союзе. Поэт остается преданным Отчизне несмотря ни на что.

Сам он пропагандировал самоотречение во имя светлого социалистического будущего, призывал людей объединиться во имя общих целей и забыть о мелочных обидах и дрязгах. Это основная идея его творчества. Поэтому его выбор был логическим продолжением того, что он писал на протяжении всей жизни.

Средства художественной выразительности

Средства выразительности в поэзии В. Маяковского, без сомнения, можно назвать легендарными. В своих произведениях использовал множество приемов для придания образности своему творению. И в небольшом стихотворении «Прощание» поэт не обошелся без использования изобразительных средств языка.

«Разлуки жижа» (т.е. слезы) — очень глубокий по содержанию перифраз, тонко передающий грусть от расставания. Поэт также использует эпитет «невозможная краса», подчеркивая свое восхищение Парижем. В стихотворении можно встретить столь любимый автором прием –олицетворение — «Париж бежит» и «подступай…жижа…расквась».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Похожие статьи